Почему братья и сестры бывают такими разными: мнение психолога.

Отчего так происходит? Казалось бы, дети одних родителей схожи в биологическом смысле. Они растут в одной семье, в похожей обстановке. Почему же их характеры и поведение бывают настолько разными?

Дело в том, что жизнь одного ребенка, начиная с момента зачатия, не является копией жизни другого. Дети появляются на свет в разные периоды жизни родителей. Допустим, во время обстановка в семье была спокойной и счастливой. Зато когда на свет появился второй, обстановка была тяжелой и стрессовой, между родителями случались конфликты.

Или один ребенок был запланированным, а зачатие другого произошло случайно, неожиданно. По этим причинам даже периоды утробной жизни у детей бывают разными. Интересно, что даже у схожих внешне близнецов характеры могут сильно отличаться.


Мы даем детям только тело

Рожая ребенка, мы даем ему лишь физическое тело. Ошибочно думать, что мы также даем ему характер, темперамент, судьбу. Это дарует ему Всевышний. Поэтому влиять на судьбу чада мы можем лишь отчасти. Каким образом? Тем, что мы его растим, воспитываем, дарим тепло своей души, прививаем жизненные ценности, которые кажутся нам правильными, учим вести себя с другими людьми и в обществе, обучаем его правилам морали и т.д.

Не стоит думать, что все это прививается словами, поучениями и наставлениями. Напротив, это передается только личным примером. Какую атмосферу ребенок видит в семье, ту он и будет считать нормой, такую модель он воспримет и повторит в своей жизни.

Поэтому если члены семьи орали друг на друга и оскорбляли, но при этом мама или папа говорили ребенку, что надо с уважением относиться друг к другу, эти будут пустым звуком, потому что он с детства впитал иную атмосферу. Она кажется ему нормой, ее он и будет повторять, потому что другая ему не знакома.

Эффект поляризации

Надо сказать, что порой родители сами подпитывают разницу между своими детьми. Одного ребенка они хвалят, другого ругают, тем самым, они невольно противопоставляют их друг другу. В результате разница между детьми становится все больше и больше.

Почему так происходит? Мать или отец хвалят того ребенка, чьи проявления похожи на его собственные. Например, мать хвалит сына за то, что он скромный, послушный, ласковый. А вот дочка растет непокорной индивидуалисткой. Ею сложно управлять, поэтому матери такой характер не нравится, особенно, в подростковом возрасте. В результате она ее порицает. С отцом все наоборот: ему нравится характер дочери и не нравится характер сына. И хотя родители внешне стараются действовать заодно, но дети чувствуют разное отношение к себе, поэтому психологическая поляризация усиливается.

Возможно, когда родитель хвалит одного ребенка, а другого постоянно порицает, он делает это из лучших побуждений, надеясь, что второй возьмет пример с первого и подтянется. На самом деле получается наоборот, второй все больше отдаляется, и разница между ними лишь увеличивается.

Мы даем детям воспитание и жизненные ценности

Как уже было сказано выше, характер, темперамент и мы изменить не можем. Родительская задача – дать детям то, что называется «огранкой». Мы должны сделать все, чтобы как можно лучше воспитать своих отпрысков, дать им лучшее образование, на которое способны. Наша обязанность – подготовить их к жизни таким образом, чтобы к моменту выхода в свободное плавание наши дети были грамотными, самостоятельными людьми, полностью приспособленными к жизни.

Не надо сравнивать их между собой. Он ведь не цыплята в инкубаторе, поэтому не обязаны быть одинаковыми. Каждый из них пришел в мир со своей задачей и своим жизненным путем. Не мы их дали, не нам их и менять.

Наше дело – создать ребенку самые лучшие условия для роста и развития, чтобы он вырос сильным и обладающим как можно большим количеством полезных навыков. А между собой, мол, «этот хороший, слушает маму и поступает, как она велит, а тот плохой, делает все по-своему, не уважает мнение матери» – такой подход не даст положительного результата. Признайте право каждого ребенка на свою жизнь и свой путь.

Люди часто задаются вопросом, почему, казалось бы, у детей из одной семьи и от одних родителей разные характеры, порой диаметрально противоположные. Родители в таких случаях только разводят руками и заверяют, что воспитывали и любили всех одинаково. Психологи нашли разгадку этой тайны: дело, оказывается, в очередности появления детей на свет.

По мнению психологов, большой отпечаток на характер детей накладывает очередность появления на свет. Конечно, в первую очередь это связано с особенностями их воспитания и отношений между членами семьи. Понаблюдайте за семьями своих знакомых и проверьте, так ли это на самом деле.

Так, старший ребенок обычно является по натуре лидером, так как ему приходится рано становиться самостоятельным (родители вынуждены отвлекаться от него, чтобы заняться воспитанием других детей) и во многих случаях брать на себя ответственность за младших. Однако первенец может провоцировать и конфликтные ситуации. Если он уже привык быть единственным, а в семье появляется второй малыш, старший может ревновать, обижаться на родителей за невнимание к своей персоне, отказываться участвовать в уходе за младшим. Если же старший принимает младшего, то это нередко помогает ему стать более организованным и дисциплинированным, а также развивать свои способности и интеллект. Именно старшие дети в семье нередко достигают профессиональных успехов и карьерных высот.

В этом разделе:
Новости партнеров

Средние дети, как правило, вырастают "дипломатами". Ведь им родители уделяют меньше всего времени; кроме того, им приходится учиться ладить со старшими и младшими братьями или сестрами. Для "средненьких" характерны гибкость и умение идти на компромиссы. Они легко адаптируются в любом коллективе. В зрелом возрасте они могут и не сделать большой карьеры, но их будут ценить за неконфликтный характер и умение строить отношения с окружающими. Таким индивидам больше подходит работа с людьми. Единственная "ложка дегтя" заключается в том, что "середнячки" могут ощущать себя обделенными родительской любовью и страдать от этого, иногда всю жизнь.

Младшие дети обычно получают куда больше любви, заботы и внимания, чем старшие и средние. Поэтому они нередко вырастают избалованными и несамостоятельными, привыкают рассчитывать на помощь других людей. Они не любят брать на себя ответственность и не умеют самостоятельно принимать решения. В то же время, у "младшеньких" часто вырабатывается нестандартное мышление, они бывают наделены способностями к творчеству (это результат того, что в детстве уделялось много внимания их внутреннему развитию). Но им претит регулярный труд и рутина. Типичная ситуация, когда старший в семье — карьерист или бизнесмен, а младший становится человеком свободной профессии — музыкантом или художником. Причем его деятельность часто не приносит прибыли. В результате он вынужден опять-таки обращаться за помощью к родным.

Единственные дети редко вырастают заурядными личностями. Ведь родители уделяют им максимум внимания. Поэтому, с одной стороны, у них возникают лидерские задатки, с другой — они получают возможность развиваться в соответствии со своими природными склонностями (разумеется, если родители на них не слишком давят). Опасность заключается лишь в том, что единственного ребенка легко избаловать, поэтому он может вырасти несамостоятельным, неспособным ступить шагу без родителей. При неправильном воспитании такой человек начинает считать себя центром Вселенной и полагает, что все ему что-то должны. Иногда же он вырастает, наоборот, чересчур самостоятельным, индивидуалистом: из-за своей нестандартности с трудом выстраивает отношения с окружающими.

Впрочем, вся эта классификация достаточно условна, так как здесь рассмотрены только типичные ситуации. А могут быть и нетипичные: скажем, в одной семье растут дети от разных браков, приемные дети, больные дети или дети-инвалиды. Ситуация может поменяться в связи со смертью одного из детей, уходом кого-то из детей из семьи, а также появлением новых детей.

Также следует учитывать разницу в возрасте. Так, если разница между детьми составляет больше пятнадцати лет, то личность старшего ребенка, скорее всего, уже сформировалась как личность единственного, и вряд ли следует ожидать каких-то серьезных изменений.

Нельзя также сбрасывать со счетов и того, что у родителей могут быть среди детей свои любимчики. Случается, что больше любят старшего или среднего, а не младшего. Или мать больше любит одного ребенка, а отец — другого. Естественно, это не может не сказываться на формировании личностей детей. В общем, в каждом отдельном случае необходим индивидуальный подход.

Каждый из нас может назвать немало примеров, когда дети из одной семьи абсолютно не похожи друг на друга. Они кардинально различаются по характеру. К примеру, старший сын прекрасный семьянин, отличный работник и пользуется уважением у окружающих. А младший отпрыск имеют тягу к алкоголю, ленивый, не может найти постоянную работу и всё время попадает в какие-то неприглядные ситуации.

Казалось бы, определяющими являются наследственные признаки. Половину из них ребёнок получает от матери, а другую половину от отца. Поэтому, по логике вещей, у детей от одних родителей наследственность должна быть одинаковой. Но это поверхностный подход, который опровергается практикой.

Рис. Почему дети из одной семьи не похожи друг на друга?

Здесь нужно также учитывать окружающую среду, личный опыт, специфику воспитания, отношение родителей друг к другу. На все эти сопутствующие факторы психологи отводят 50%, а вот вторые 50% приходятся как раз на наследственность. То есть получается, что дети лишь наполовину похожи друг на друга.

Но и в этой второй половине не всё идентично. Один ребёнок в большей степени, а другой в меньшей. То же самое касается трудолюбия, . При этом различия у детей могут быть довольно существенными. Невозможно, чтобы два малыша обладали абсолютно одинаковыми талантами или недостатками. У одного их всё равно будет чуть-чуть больше, а у другого меньше.

А теперь поговорим об окружающей среде. Именно она формирует личностные качества на основе приобретаемого жизненного опыта. Тут следует знать, что опыт, приобретаемый вне семьи, в гораздо большей степени влияет на характер, чем те навыки и модели поведения, которые прививаются в отчем доме. Так уж сложилось, что внешний мир более эффективно воздействует на маленьких людей, чем семейный очаг.

Однако необходимо понимать, что детский сад, школа и улица вступают во взаимодействие с определённой базой, заложенной в младенческие годы. А вот она у первого, второго и третьего ребёнка может различаться. Связано это с тем, что родители в разные периоды времени ведут себя вовсе не одинаково.

При рождении первенца отец и мать могут иметь одно финансовое положение, а при рождении второго ребёнка - уже другое. Не следует сбрасывать со счетов и возраст, и опыт, и семейные кризисы. Всё это сказывается на взрослых людях и .

Вначале в семье может быть всё хорошо, и родившийся малыш в полной мере испытает на себе ласку и заботу родителей. А затем начинаются скандалы и финансовые проблемы, которые приходятся как раз на рождение второго малыша. В этом случае он попадает в негативную обстановку. Она самым неприятным образом скажется в будущем на его личностных качествах. Зато третий ребёнок родится тогда, когда чёрная полоса закончится. Маленький человечек будет воспитываться в спокойной и доброжелательной атмосфере, а его характер при таком развитии событий кардинально будет отличаться от характера второго ребёнка.

Не нужно также забывать, что старшие и младшие дети живут в разных семейных нишах. Первый малыш претендует на роль лидера. Второй ребёнок как бы находится в тени старшего. При этом родители иногда относятся к нему с большей любовью. В некоторых случаях это подчёркивается так явно, что первенец начинает испытывать чувство ревности. Впрочем, бывает и наоборот. Второй ребёнок мог оказаться нежеланным для матери ещё при зачатии. Поэтому любовь к нему не такая пылкая и крепкая как к первенцу.

Существует огромное количество моделей поведения в семьях. Причём с течением лет они меняются. Отсюда и наблюдается непохожесть детей, воспитанных в одной семье одними родителями. В принципе, мать и отец с годами становятся совсем другими людьми. Вместе с ними претерпевает изменения и общая атмосфера в доме. Всё это отражается на характерах их любимых чад. Наследственность при этом может оставаться неизменной, ведь она заложена на генетическом уровне.

Но гены генами, а суровая проза жизни диктует свои законы. Однако в любом случае родители просто обязаны создавать в семье атмосферу, наполненную трепетной заботой и любовью по отношению к своим отпрыскам. Это необходимо для счастливого детства и правильного развития личности. В то же время родителям не следует относиться к детям одинаково. К каждому малышу должен быть индивидуальный подход в силу особенностей его характера.