Приметы на троицу. Традиции на Троицу

Семик (Зеленые Святки, Русалка (новг., вологод.), Четверток, Тюлпа) - праздник весенне-летнего календарного периода; отмечается на 7 четверг после Пасхи, за три дня до Троицы; открывает обрядовый комплекс троицко-семицкого празднества. Распространен в России повсеместно.

Семик считается языческой основой праздника, приходящегося на седьмую неделю Пасхи. Предположительно, в древности он входил в единый весенний праздничный цикл, начинала который Масленица, и был его завершением. Представление о взаимосвязи двух праздников нашло отражение в фольклоре: в речевых оборотах и пословицах указывается на особые, даже родственные, отношения мифологизированных образов Семика и Масленицы: "Честь ей и хвала, что она (Масляна) Семика в гости звала" (Даль. Т. 4. С. 170), "Звал-позвал честной Семик широку Масленицу к себе в гости на двор" (Обрядовая поэзия. 1989. № 255), "Ей-то (Масленице) Семик бьет челом, в одних портяночках, без лапоток…кланяется, зовет во тесовый терем, за дубовый стол, к зелену вину" (Некрылова А.Ф. 1989. С. 437), "Собирайтесь-ко, не обрящем ли, где честну Масленицу, Семикову родню, да племянницу" (Бернштам Т.А. 1993. С.52-53). Некоторые обрядовые песни исполнялись только два раза в год - на Масленицу и в Семик; среди них песня о "непряхе", поставившей "кросна - девятую весну", в которых прорастает трава и заводятся куры. Так же как и Масленица, Семик представлял календарный период, маркирующий пограничное состояние природы - окончание весны, предвестие лета. Семицкий обрядовый комплекс был пронизан переходной символикой, а основная функциональная роль в нем отводилась молодежи, социальный статус которой также определялся как переходный; подобное состояние молодежи, особенно девушек, сопоставимо с состоянием природы поздней весной - природы расцветающей, но еще не плодоносящей.

С принятием христианства Семику, как и другим языческим празднествам, стала соответствовать одна из церковных знаменательных дат - Троица; при этом древние традиции, определяющие языческий характер праздника, сохранились. В протоколе заседания Святейшего Правительствующего Синода от 13 мая 1741 года сообщалось, что "во многих благочестия Российского местах, вместо подобающего христианам благовеинства, различная некая безобразия, безчиния и суеверия чинятся, имянно же оные суть следующия от всемирно торжественнаго живоноснаго Христова Воскресения дне седмые седмицы в четверток иже пред неделею Сошествия Святаго Духа, завивают березки венками и обвязывают оные, как чаятельно, с некиим суеверным упованием и между тем чинят пиршествы, скачки и пляски мужие же и жены, а особливо в великоторжественный Сошествия Святаго Духа день…" (Цит. по: Живая Старина, 1890. Отд. 2. С. 34). В целом со временем значение Семика как одного из главных весенне-летних праздников уменьшилось, особенно по сравнению с Троицей. Тем не менее празднование Семика сохранялось, это связано прежде всего с тем, что в календарной обрядности Семик и Троица образуют единый праздничный цикл, в рамки которого укладывался ряд обрядовых действий, причем на Семик приходились их начальные фазы, а на Троицу - завершающие. Иногда Семик выступал как подготовительный этап для празднования Троицы. Так, во многих метах именно в Семик собирали продукты для ритуальной трапезы, тогда как сама трапеза и приготовление блюд для нее происходили в Троицу.

Праздник Семик был посвящен началу расцвета природных сил; он отмечался в период зеленения растительности, созревания ржи; с ним связывали новый этап сельскохозяйственных работ - посев ячменя (в некоторых местах его предпочитали сеять или в Семик или в троицкую субботу), льна, конопли, посадку овощей. Обряды, приуроченные к этому времени, были направлены на стимуляцию роста плодов земли и охрану их от неблагоприятных воздействий. Крестьяне совершали различные ритуальные действия с зеленью, обходы полей, величание ржи (см. Троицкая березка, Завивание берез, Троицкий венок, Троицкая зелень, Вождение колоска), обращались за помощью к предкам (см. Троицкая суббота). Свойственная земледельческим традициям, идея воскресения-умирания божества растительности проявлялась в ритуалах "похороны"-"проводы" (Всесвятская неделя). Важное значение в аграрной магии придавалось гуляниям молодежи в полях с непременной обрядовой трапезой, главным блюдом которой были яйца или яичницы, сделанные "на урожай". О магической роли хождения в посевы девушек и молодок говорится в семицких песнях (Троицкая березка). В целом особое значение, женского компонента в земледельческих обрядах связано с мифологическим представлением о женской природе земли. В ряд молодежный развлечений входили круговые игры с мотивами сеяния, роста, созревания (Мак, Просо, Лен); наиболее популярные в это время песни с любовно-эротической тематикой в данной обрядовой ситуации могли рассматриваться как заклинание на урожай.

Составляя часть аграрно-магического действия, ритуальное объединение девушек, а часто и молодок, во время праздничных шествий, гуляний, кумления, качания на качелях, катания яиц, вождения хороводов имело и некоторое специфическое значение, отражающее, возможно, более древние представления. Согласно им, девушки и молодки принадлежали к одной половозрастной группе, социальный статус которой определялся их физиологическим состоянием перехода от девичества к материнству. Обряд был призван манифестировать девичью силу, "пик девичьей зрелости", и готовность к браку и рождению детей. Впервые в нем принимали участие девушки-подростки, достигшие этого возрастного периода, что характеризовало их как полноправных членов молодежного коллектива. Инициационный характер проявлялся, например, в семицких играх и хороводах с прядильно-ткацкой символикой. Так, в Красноуфимском у. Пермской губ. отдельные фигуры девичьего хоровода носили название процессов ткачества: навивать, сновать, кишку снимать (кишка - основа для холста, снятая со сновалок), надевать, ткать. Участие в нем символизировало причастность молодой девушки к миру важнейших женских занятий, ее владение ими, что являлось важнейшим критерием качественной характеристики любой крестьянки. В результате за Семиком закрепилось название девичьего праздника: "Четверг перед днем св. Троицы … почитается девушками как исключительно их праздник… "Мужики" в этот день бывают заняты работой" (Макаренко А.А. 1993. С. 110).

Отличительной чертой Семика было поминовение "заложных", к которым причисляли умерших "не-своей" смертью (скоропостижной, насильственной). Народная точка зрения, по вопросу принадлежности к этому разряду покойников, совпадала с церковной, выраженной в церковном каноне: это те покойники "иже покры вода и брань пожара, трус же яже объят и убийцы убиша, и огонь попали; внезапну восхищенные, попаляемые от молний, измерзшие сразом и всякой раною" (Зеленин Д.К. 1916. С. 1), т.е. самоубийцы, опойцы (умершие от пьянства), умершие без покаяния, проклятые родителями, казненные преступники, колдуны, имевшие дело с нечистой силой, а также иноверцы. По христианской традиции их не отпевали по смерти в храмах, погребали без церковного благословения и лишали обычного поминовения. Заложные покойники относились к той категории умерших, чей энергетический потенциал не был израсходован при жизни. Опасность, исходившая от них заключалась в том, что эта неиспользованная жизненная сила, "действуя уже из области смерти, "берет душу" у живых, как сама смерть", "ведет за собой в могилу" (Седакова О.А. 1990. С. 55). В народных представлениях, заложные нередко становились существами демонического мира: они или сами обладали свойствами нечисти, или находились, согласно быличкам, в услужении у разных представителей нечистой силы. Им приписывалась возможность управлять различными природными стихиями: дождем, громом, градом и т.п. Пермская примета гласит: "Мало бывает тепла до Семика; когда же покойников обмоет, тогда уж не бывает холода" (Зеленин Д.К. 1916. С. 100).

Семик являлся единственным днем в году, когда наступала "отрада" душам заложных покойников.

Картина «Русалки» была написана русским художником Иваном Николаевичем Крамским по мотивам «Майской ночи» Н.В.Гоголя. Художник достаточно вольно интерпретировал сон главного героя Левко, сделав акцент не на его сюжете, а на изображении волшебной лунной ночи на Украине.

В локальных традициях сроки Семика как поминального праздника могли варьировать в рамках семицкой недели - седьмой недели по Пасхе. В Тульской губ. удавленников и утопленников поминали во вторник; праздник поминовения называли здесь "задушными поминками". В Жиздринском у. Калужской губ. самоубийц и иноверцев позволялось поминать только в троицкую субботу, известную здесь под названием духовской; в этот день, считали местные крестьяне, "самые великие грешники отдыхают от адских мучений" (АРЭМ. Ф.7. Оп. 1. № 495). В некоторых местах перемещение сроков Семика обуславливалось распределением дней недели между разными общинами (городскими, деревенскими) и сословиями для совершения отдельного поминовения. Например, в селе Кайском Слободского у. Вятской губ. в четверг поминали крестьяне, а в субботу - мещане, отсюда и название "мещанский Семик". Об обязательном праздновании Семицких поминок говорится в народных преданиях С.-Петербургской губ.: не отмеченное должным образом поминовение местных заложных - панов повлекло за собой неурожай овса, что было приписано "мщению панов".

Семицкое поминовение совершалось в доме, на кладбище, в часовнях, на местах боев и массовых погребений, сопровождалось обычно веселыми гуляньями; оно носило характер индивидуального и коллективного действия. В Уржумском у. Вятской губ. тяжело заболевший человек давал обет в случае выздоровления помянуть заложных. Для этого накануне Семика "заветнувшиеся" ходили по домам и собирали как милостыню муку, из которой готовили ритуальные блюда - блины и булки. Их несли на кладбище и раскладывали на рогожках по могилам. В Тульской губ., поминая удавившихся и утопившихся родственников, на их могилы приносили блины, вино, красное яйцо, которое разбивали тут же за упокой души. По обычаю часть блинов оставляли русалке: "Русалочка царица, красная девица, не загуби душки, не дай удавиться! А мы тебе кланяемся". (Зеленин Д.К. 1916. С. 102). В ряде мест в каждой крестьянской семье для поминовения утопленников, удавленников и людей, скончавшихся скоропостижно, в Семик красили яйца (иркутск.). На реке Печоре (архангельск.) соблюдался "древний обычай - в седьмой четверг по Пасхе поминать в домах запившихся и удавившихся родителей и родственников", раздавая милостыню нуждающимся (Зеленин Д.К. 1916. С.103). Поминовения совершали на месте древних сражений, где, по преданию, были захоронены останки воинов. В Роксе Лодейнопольского у. С.-Петербургской губ. в Семик поминали "панов", в которых видели убитых в смутное время поляков; в их честь в роще у часовни варили и ели кисель, отсюда второе название праздника - "киселев день". В одной из вятских часовен хранились кости погибших черемис (марийцев), в Семик при стечении народа из окрестных деревень над ними совершалась поминальная служба; кости при этом использовали в качестве лечебного средства. В городе Котельниче Вятской губ. местные жители собирались над могилой воинов, "падших в сече с новгородскими выходцами" (Зеленин Д.К. 1916. С.103). Во время "вселенской панихиды", совершавшейся над могилой, крестьяне кидали на нее яйца и деньги, а после службы бросались печеными яйцами друг в друга.

Вселенские панихиды в Семик проходили также на местах массовых погребений: у общих могил, на старых "многогробишных" кладбищах, или там, где, по мнению местных жителей, они находились. При поминовении молились: "Помяни, Господи, убиенных рабов своих, и от неизвестной смерти умерших, их же имена Ты Сам, Господи, веси, иже зде лежащих и повсюду православных христиан" (нижегородск., Зеленин Д.К. 1916. С. 99), оставляли на земле яйца и деньги, раздавали милостыню нищим. Здесь же или поблизости после панихиды обычно устраивали праздничные гуляния, сопровождавшиеся "дурачествами и беспутствами", ярмарки, на которых в Вятской губ. продавали, главным образом, свистульки и детские игрушки. Для вятского празднования характерны игра на свистящих инструментах - дудках, пищалях и пр., детские катания глиняных "шарышей" (шары).

Традиция ритуального поминовения на местах общественных захоронений сохранилась со времен существования так называемых убогих домов, известных в России издавна. В них свозили погибших от эпидемий и умерших "несчастными и внезапными смертями - удавленников, утопленников, замерзших, вообще самоубийц и умиравших одночасно на дорогах и на полях" (Зеленин Д.К. 1916. С. 60). Один раз в году, в Семик, сюда стекался народ, чтобы совершить обряд захоронения, для погребения приносили гробы, одежду, саваны, для поминовения каноны, кутью, яйца, свечи; священники служили общую панихиду, совершали крестный ход. В 17-м веке при семицких погребениях в Москве всегда присутствовали царь и патриарх.

2. "Семик" - украшенная троицкая березка (владим.), березовая ветвь, антропоморфное чучело с мужскими признаками, в основе которого нередко была березка, ряженный. "Семика"-мужчину обычно сопровождал персонаж женского пола - Семичиха. С "Семиком" молодежь или только девушки обычно обходили поля, деревни, дома, он являлся непосредственным участником молодежных обрядовых игр; функционально чучело "Семика" заменяло троицкую березку. В Васильевском у. Нижегородской губ. чучела Семика, наряженного в красную рубаху, и Семичихи, - в сарафане, в четверг утром выносили в поле, устанавливали и устраивали возле них трапезу, пляски; в ходе обрядового действия его участники - парни и девушки по очереди целовали чучела и друг друга. На ночь Семика и Семичиху оставляли в поле, а возвращаясь утром, спрашивали: "Как вы ночку провели, молодица с молодцом?" (Соколова В.К. 1979. С. 205). Увенчав головы чучел сплетенными накануне венками (Троицкий венок), несли их к реке, разоряли и бросали в воду. В Буинском у. Симбирской губ. "Семика" изображала ряженная в мужского платье девушка, выбранная из круга сверстниц по жребию. Она возглавляла праздничное девичье шествие вокруг деревни, обозначенное формулой "Троица на улице, Семик по задам" (Максимов С.В. 1993. С. 463). В Вязниковском у. Владимирской губ. "Семиком" также одевалась девушка, - наряд состоял из рваной мужской рубахи и приделанного к спине горба, а "Семичихой" - молодой парнишка-подросток, ряженный в женское платье, со старым ведром и палкой в руках. Во главе ватаги детей и подростков Семик и Семичиха обходили дома односельчан, выпрашивали муку, яйца, крупу, масло, сметану, сахар и пр., приговаривая: "Подайте, на Семичка два яичка" (Земцовский И.И. 1973. С. 42). На улице били палкой в ведро, помелом разгоняли любопытных, под окнами домов пели:
"Семик честной, Семик ладужный,
Послал за винцом, на нем семь одеж,
Все шелковые, полушелковые,
Семику да Семичихе - яичко!
Семик баню продает,
Семичиха не дает;
Стряпала, стряпала
В тесто ложки прятала!"
(Соколова В. К. 1979. С.204).

В 2017 году День Святой Троицы празднуется - 4 июня . День Святой Троицы, Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа — один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников. Православная церковь отмечает День Святой Троицы в 50-й день по Пасхе, в воскресенье.

В День Святой Троицы в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году . После литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальных пространных молитвы:
- о Церкви;
- о спасении всех молящихся;
- о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»).
Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях — этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

По русской традиции, пол храма и домов верующих в День Святой Троицы устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями , а цвет облачений — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа. Троица — очень красивый и любимый в народе праздник.

Обряды на Троицу

Троицын день — один из самых важных праздников у восточных славян, особенно любимый девушками . В народной традиции Троицын день входит в Семицко-Троицкий праздничный комплекс, включавший Семик (седьмой четверг после Пасхи за два дня до Троицы), Троицкую субботу, Троицын день. В целом праздники назывались «Зелёными святками» . Основными составляюшими празднеств Семика-Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, девические инициации, поминание утопленников или всех умерших.

У славянских народов праздник Святой Троицы также тесно связан с проводами весны и встречей лета:

  • На троицкой (семицкой) недели девочки 7-12 лет ломали березовые ветки и украшали ними дом снаружи и изнутри .
  • В четверг (на следующий день) детей утром кормили яичницей , которая тогда была традиционным блюдом: оно символизировало яркое летнее солнце. Затем дети шли в лес завивать березу : ее украшали лентами, бусами, цветами; ветви связывали попарно, заплетали в косу. Дети водили вокруг наряженной березы хороводы, пели песни, устраивали праздничную трапезу.
  • В субботу накануне дня Святой Троицы у славян один из главных поминальных дней. Этот день часто называют «задушной субботой» или родительским днем .
  • В день Святой Троицы все шли в церковь с цветами и ветками березы. Дома и храмы в этот день украшали зеленым ковром из листьев и цветов. После праздничной службы в церкви молодежь отправлялась развивать березу . Считалось, что если этого не сделать, то береза может обидеться. После того, как березу разовьют - повторяли трапезу, снова водили хороводы и пели песни. Потом дерево срубали и с песнями носили по деревне. Часто так же березу могли пустить вниз по реке, считая, что дерево отдаст свою силу первым всходам в поле.


Традиции на Троицу

Как повелось в России православные праздники тесно переплетаются с народными традициями:

Так, выходя из церкви, люди старались захватить траву из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную. Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и использовали как обереги.

Прекрасная традиция на Троицу украшать дома и храмы ветвями, травой, цветами живет не первое столетие. Обряд украшения на Троицу неслучаен. Зелень символизируют в народной традиции на Троицу - жизнь. Украшая по традиции дома на Троицу ветвями, травами и цветами, люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов, согласно народным традициям, используются ветки березы . Можно сказать, что праздник Троицы без березы — то же самое, что празднование Рождества без елки. В тоже самое время в некоторых местностях традиция украшать дома и храмы на Троицу может несколько отличатся и для украшения могут быть использованы дуб, клен, рябина...

В народе Троица почиталась за большой праздник , к нему тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор, ставили тесто для приготовления блюд для праздничного стола, заготавливали зелень. В этот день пекли пироги и караваи, завивали венки из берёзы (на юге из клёна) и цветов, приглашали гостей, молодёжь устраивала гулянье в лесах и на лугах.

Девушки надевали самые лучшие свои наряды , нередко сшитые специально к этим праздникам. Повсеместно головы украшали венками из трав и цветов. Нарядные девушки обычно прогуливались при всеобщем собрании народа — так называемые «невестины смотрины» . С давних пор считалось хорошей приметой свататься на Троицу . Свадьбу играли осенью, на праздник Покрова Богородицы. Многие до сих пор считают, что это помогает семейной жизни: сосватанные на Троицу, дескать, будут жить в любви, радости и богатстве .

В этот день для девиц пекли козули - круглые лепешки с яйцами в виде венка. Эти козули вместе с яичницей, пирогами, квасом составляли обрядовую трапезу , которую девушки устраивали в роще после завивания березки, то есть украшения ее ленточками, цветами, плетения венков из ее тонких ветвей.

Через эти венки девушки кумились - подходили попарно, целовали друг друга, иногда менялись нательными крестиками и приговаривали: Покумимся, кума, покумимся, нам с тобою не браниться, вечно дружиться. Для обряда кумования завивали вершины двух березок , переплетали их между собой. Затем девушки разбивались по парам и проходили под этими березками, обнимались и целовались. Покумовавшись, они становились в один большой хоровод и пели троичные песни. После шли к реке. Когда подходили к речке, все бросали свои венки в воду и по ним ворожили на будущую судьбу . После этого березку срубали и с песнями несли в деревню, ставили ее в центре улицы, водили вокруг березки хороводы и пели особые, троицкие, песни.


Что нельзя делать на Троицу - народные поверья

С Троицыными днями в народе был связан целый цикл поверий и запретов, нарушать которые было строго запрещено под угрозой несчастий:

  • на Троицу нельзя было делать березовые метлы;
  • в течение недели запрещалось городить забор или ремонтировать бороны, чтобы «не рождались домашние животные уродливого вида»;
  • категорически запрещалась работать и в первые три дня Троицы - однако готовить угощение можно, а также приглашать на праздничную трапезу гостей;
  • нельзя было ходить в течение недели в лес, купаться - купаться в Троицын день нежелательно, поскольку, как считали наши предки, что день Троицы принадлежит русалкам - искупаешься, верили древние славяне, пойдешь ко дну. Начиная с «Зеленых Святок» и до Петрова дня (12 июля) русалки выходят из омутов, прячутся в лесах, на деревьях, своим смехом завлекая путников.

Приметы на Троицу

Есть и другие поверья и традиции на Троицу. Давайте теперь узнаем, какие в день Троицы есть приметы.

  • Если на Троицу пойдет дождь, значит, жди урожая грибов.
  • Цветы и лечебные травы, собранные в такой день считаются целебными и способны вылечить любой недуг.
  • Считается, что с понедельника - дня Святого Духа заморозков уже не будет, наступают теплые дни.
  • В день Святого Духа принято раздавать всю мелочь нищим, тем самым ограждая себя от невзгод и болезней.
  • Существовало и такое поверье, честный человек мог найти клад, как бы услышав его зов из глубин земли.
  • Существовало поверье о том, что растения на Троицу наделяются особой магической силой , что отразилось в обычае собирать в ночь на Троицу лекарственные травы.

Празднование Троицы

Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки. С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния на Троицу.

Некоторые православные праздники имеют переходящие даты и в большинстве случаев все они связаны с Пасхой. От того, на какое число припадает этот Великий день, зависят многие важные церковные даты.

К примеру, если вы хотите выяснить какого числа Троица в 2017 году, то в первую очередь, должны узнать, . В год Огненного Петуха день памяти Христова Воскресения случится 16 апреля. Отсчитываем 50 дней и дата Троицы будет известна. Итак, в 2017 году Святая Троица отмечается 4 июня.

Странички истории

День Святой Троицы — наиболее важный церковный праздник в году. О нем можно найти информацию в Священном Писании. Там описано чудо, которое произошло на 50-й день после воскрешения Христа. Рано утром, около 9 часов, весь христианский люд пришел в храмы, чтобы помолиться.

В этот момент на Сионской горе начали происходить странные вещи: громкий шум, который мог услышать каждый апостол, находящийся в доме. Одновременно с этим гулом в небе возникли языки пламени и начали медленно ниспадать на головы апостолов. При этом пламя не обжигало, а наоборот, согревало и ласкало.

Вместе с теплом, в сердца апостолов проникло невероятное воодушевление, вдохновение, радость и умиротворение. Они наполнились чрезвычайно любовью к Всевышнему. Апостолы вдруг стали говорить на разных языках, причем, некоторые из них доселе были им не известны. В этот день свершилось пророчество, которое описано в Евангелие от Матфея.

С тех пор и по сей день люди чтят и помнят праздник Святой Троицы.

Традиции Святой Троицы

Православный праздник Троицы, как и другие торжества, имеет свои традиции. Это торжество в народе еще называют Русальной неделей. Связан он с языческим ритуалом, когда люди переодевались в свободные наряды, голову украшали ярким венком, плясали и благодарили матушку природу за все ее благодеяния.

По древним поверьям в эти дни из рек и озер выходят русалки, катаются на ветвях деревьев и приглядывают за людьми. Конечно, многие троичные традиции канули в лету, но, порой, интересно узнать, чем жили наши предки.

  1. Выходя из церкви, люди непременно старались взять несколько пучков травы, чтобы смешать с сеном, вскипятить и пить, как целебный отвар в случае хвори. Если же на территории церкви стояли деревья, то можно было сорвать с них листья и вплести в венок, который потом использовался как оберег.
  2. Жилища украшались венками, пучками травы, букетами из полевых цветов. В народе зелень всегда отождествляли с жизнью, поэтому принося в дом свежие цветы или траву, люди благодарили Господа за то, что он подарил им существование. Украшать дом можно было любыми растениями, но больше всего ценилась береза.
  3. Перед праздником необходимо было вычистить каждый уголок в доме, перестирать белье и одежду. После уборки, хозяйки должны были приготовить вкусные блюда (караваи, пироги, мясо и прочее).
  4. На Троицу раньше было принято свататься. Девушки наряжались в самые лучшие свои одежды, гуляли по селу, высматривали жениха. Многие считали, что те, кто посватался на Троицу, будут жить долго и счастливо.
  5. В этот день пекли козули (круглые лепешки с яйцом в виде венка). Готовые угощения девушки несли к березам и устраивали там посиделки.

Обряды на Троицу

Этот веселый весенний праздник сопровождался интересными обрядами, которые старались проводить каждый год. Троица у славянских народов была своеобразными проводами весны и встречей долгожданного лета:

  • девочки 7-12 лет должны были сами наломать веточек березы, собрать полевые цветы и украсить ними стены и окна своих домов;
  • традиционным блюдом для завтрака была яичница, ведь она символизировала яркое летнее солнышко. После трапезы, дети спешили в лес, завивали березу (ветки дерева украшали венками, лентами, бусинами), танцевали около, пели песни и водили хороводы;
  • В канут праздника (в субботу) православный люд вспоминали усопших родственников, в народе этот день так и назывался «задушной субботой» или «родительским днем»;
  • В воскресенье все шли в церковь, неся с собой красивые букеты. После службы молодежь отправлялась к березам, чтобы их развивать. Потом устраивалась пышная трапеза. Под конец вечера дерево срубали и носили по селу. Также в некоторых селах пускали бревно по речке, потому что верили, что оно способно отдать свою силу первым всходам.

Народные приметы

Издавна люди наблюдали за тем, как ведут себя животные, насекомые и природа. Из всех этих наблюдений они составляли приметы, которыми пользуется нынешнее поколение. Не мудрено, что такой мощный праздник, как Троица имеет свои приметы. Вот некоторые из них:

  • Дождь на Троицу — ждите хороший урожай грибов.
  • Соберете травы и цветы в этот день — получите мощный оберег и лекарство от многих болезней.
  • После Дня Святого Духа заморозки отступают.
  • Раздадите мелочь нищим и нуждающимся — оградите себя от невзгод и болезней.
  • В канун Троицы все растения наделяются магической и целебной силой.

Запреты на Троицу

С праздничной неделей в народе связано несколько поверий и запретов. люд старался не нарушать ни одно из этих правил, чтобы не навлечь на себя и семью несчастья. На Троицу запрещено:

  • делать березовые веники или метлы;
  • ремонтировать или возводить забор;
  • работать в первые дни Троичной недели, хотя готовить угощения разрешалось;
  • в течении недели не рекомендуется ходить в лес и купаться в водоемах.

Святая Троица сегодня

Конечно, сейчас уже мало кто чтит те, давнишние, традиции, но все же Троица является всеми любимым праздником. Утром стар и млад идет в церковь, чтобы выстоять службу, очиститься от дурных мыслей и зарядиться позитивной, светлой энергией.

Накануне хозяйки убирают в квартирах, украшают их свежими цветами, готовят вкусный обед. В воскресение близкие люди ходят друг к другу в гости, принося с собой небольшие сувениры. Троица — семейный праздник, поэтому если вы желаете провести его правильно и с пользой, соберите вокруг себя самых близких, любимых людей и наслаждайтесь этим прекрасным днем.

В церковном календаре отмечено несколько очень важных для всех православных людей праздников. К ним относится и День Святой Троицы. Этот день отмечается каждый год в разные даты. Рассчитывается он по лунно-солнечному календарю и напрямую зависит от дня празднования Пасхи. Когда придет этот праздник в грядущем году? Троица в 2017 году наступит, как и всегда через 50 дней после Светлого Воскресенья.

В святом писании есть история, которая объясняет появление этого великого для всех православных праздника. История началась когда, через 50 дней после воскрешения Христа последователи его собрались в той самой Сионской горнице, где ранее проходила Тайная вечеря. Как только все были в сборе, случилось довольно странное явление. В небе поднялся гул, а на головы апостолов обрушились языки пламени. Однако огонь этот не сжег последователей Христа, а лишь согрел и обласкал их.

В этот момент ученики Иисуса стали говорить на ранее незнакомых им языках. Они стали понимать языки иноземцев и в душах их разливалась благодать и умиротворение. Услышав незнакомую речь, возле хижины стал собираться народ. Многие стали осуждать апостолов и обвинять их в чрезмерном употреблении спиртного, однако апостол Петр опроверг эти обвинения и рассказал людям смысл иноземных речей. И смысл этот заключался в том, что Бог не один, с ним всегда его Сын и Святой Дух.

Позже апостолы решили, что эту весть они должны рассказать по всему свету. И куда бы они ни приходили, в какие края не добирались, всегда они могли понимать и разговаривать с местными жителями тех земель на их родном языке.

С тех пор этот день стали называть пятидесятница или день Святой Троицы. Праздник этот отмечается во всех вероисповеданиях, но даты его празднования не совпадают. Это происходит от того, что в каждой вере используется свой календарь для вычисления церковных праздников.

Какого числа придет праздник в 2017 году

Произведя несложные математические расчеты, каждый с легкостью может узнать, какого числа мы будем отмечать праздник Святой Троицы в 2017 году. Этот великий праздник выпадает на 4 июня.

Однако праздник начинается задолго до этого числа. Всю предыдущую неделю православные готовятся к празднованию Троицы. Эта неделя называлась раньше «Зеленой». Эта традиция пришла к нам еще с языческих времен.

Эта дата отмечается православными с особым размахом. Церковь принимает прихожан с раннего утра, здесь проходит праздничная литургия в честь снисхождения Святого Духа на последователей Христа.

Праздник входит в число двунадесятых, что говорит о его большой роли в жизни Иисуса и его матери Пресвятой Богородицы.

Праздник этот очень красочный и сопровождается массой обрядов и традиций, которые пришли к нам еще со времен язычества, но до сих пор остаются любимыми и почитаемыми нашими гражданами. Считается, что в этот день лето сменяет весну.

Современные традиции

Перед праздником в доме нужно обязательно провести генеральную уборку. Троицу надо встречать чистым духом и телом. Также принято украшать дом букетами свежих цветов и веток. Рано утром православные отправляются в храм, чтобы отстоять службу. После церкви надо устроить праздник, и накрыть стол. В этот день принято ходить в гости к родственникам или друзьям и дарить друг другу небольшие сувениры или букеты полевых цветов.

После праздничного обеда приходит время народных гуляний. С семьей можно выехать на природу или просто погулять в парке. В этот день обязательно нужно радоваться и весело проводить время. Современные жители городов стараются выехать на пикники или жарят шашлыки на своих загородных участках. Троица в 2017 году не станет исключением. Когда придет этот радостный день, отправляйтесь на природу, плетите венки из березовых ветвей, радуйтесь и веселитесь.

Народные традиции

Издавна главным атрибутом Троицы была береза. Ветви этого дерева обязательно стояли в каждом доме. Полы в деревенских хатах выстилали свежей травой, также делали и в церквях. На праздничном столе в деревнях обязательно стоял каравай, а также хозяйки пекли разную сдобную выпечку. Все, что оставалось после праздничного обеда, было принято отдавать нищим.

После пиршества девушки обычно шли в лес, чтобы украсить березу. На ее ветви вешали ленты, венки и различные украшения. После того, как береза была украшена, девушки водили хороводы, пели и кушали специальные лепешки с яйцом, которые назывались козули.

Вечером этого дня люди выходили на улицы деревень и устраивали гуляния с песнями и плясками.

Интересен тот факт, что Троица была днем сватовства. Девушки надевали лучшие наряды и ждали сватов. Многие в этот день становились невестами.

Иные женихи ждали именно этого дня, чтобы послать к любимой сватов, ведь все верили, если посвататься на Троицу, семейная жизнь будет счастливой и благополучной.

В канун Троицы было принято поминать умерших родственников и друзей. В народе этот день назывался задушевной субботой. В этот день старшие женщины приносили на могилы венки, сплетенные из березовых веток, они должны были отогнать злых духов от усопших, а живым подарить здоровье и благополучие.

Приметы

Народный календарь примет гласит что:

  • Если в этот день будет дождь – нужно ждать богатого урожая грибов.
  • Если собрать целебные травы в этот день – они вылечат от всех хворей.
  • После Троицы уже не будет заморозков.
  • Если подать милостыню нищим – будет вам здоровье и благополучие весь год.
  • Если сплести венок в начале «Зеленой» недели и он останется свежим до Троицы, то человек, которому было сплетено это украшение, будет жить долго и счастливо.
  • Трава или ветка дерева, принесенные из храма в день Троицы, принесут удачу в дом и защитят от злых духов.

Запреты

Календарь примет также рассказывает нам о запретах, которые нужно соблюдать на протяжении всей Троичной недели. Для того чтобы не навлечь на себя болезни и несчастья, в Троицу запрещается:

  • Делать веники или метлы из березы.
  • Строить или ремонтировать забор или ограду.
  • Работать в день Троицы.
  • Всю неделю нельзя купаться в реках и озерах.

Запреты эти соблюдались деревенскими жителями с особой тщательностью. Никто не хотел накликать на себя гнев Божий. Все домашние дела выполнялись в субботу, а в воскресенье люди отдыхали и праздновали.

Можно ли работать

Как мы уже посчитали, Троица придет к нам 4 июня, примечательно, что, как и многие церковные праздники, день Отца, Сына и Святого Духа выпадает всегда на воскресенье. По этой причине многие православные могут не переживать о том, что это будет рабочий день.

Однако есть люди, которые по роду своей деятельности должны работать в этот день, что же делать им? Священнослужители дают на этот вопрос однозначный ответ. Если дату вашей смены нельзя перенести, нужно отправляться на службу. Современные законы часто вносят свои коррективы в график церковных праздников, и с этим ничего не поделаешь. Грехом не будет считаться, если вы вышли на работу, от которой нельзя отказаться, ведь даже раньше в деревнях неотложная работа не считалась грехом.

Так, к примеру, нужно было готовить пищу или кормить домашний скот и это не считалось нарушением запрета. Грехом считается выполнение не срочной работы, той которую можно отложить до окончания праздника. Так что если дата 4 июня выпадает на тот день, когда вам нужно идти на работу, это не будет нарушением церковных запретов.

Теперь вы знаете, какого числа будет Троица в будущем году. Не забудьте подготовиться к празднику заранее. Обязательно уберитесь перед этим воскресеньем в доме, перестирайте все белье, вычистите двор и вымойтесь в бане. В храм нужно идти в чистых нарядных одеждах, а выйдя из церкви, сорвите в церковном дворе веточку дерева или пучок травы и принесите домой. Эта зелень послужит вам защитой от злых людей, от болезней и неудач.