Процесс развития личности. Влияние воспитания на развитие личности

Воспитание - третий существенный фактор развития и формирования личности. Оно корректирует влияние наследственности и среды в целях реализации социальной программы развития личности. В отличие от социализаци ее, которая происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (школьное, семейное, религиозное воспитания), как своеобразныйй механизм управления процессом социализации идеальной целью которой является человек, отвечающий социальным требованиям и одновременно противостоит негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, которые тормозят развитие его индивидуальности. Вы иховання выполняет две основные функции: упорядочивает весь спектр воздействий на личность и создает условия для ускорения процессов социализации с целью развития личности. Сила воспитательного воздействия заключается в целеустремленности, систематичности и в квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно базируется на сознании человека и требует его участия, вместо наследственность и среда действуют не сознательно и подсознательно. Именно этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человекдини.

Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк - от утверждения его полного бессилия и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохих воздействиях среды) к определению. Ання единственным средством изменения человеческой природ.

Без сомнения, воспитание не может повлиять на особенности таких физических качеств, как цвет глаз, волос, кожи, общую конституцию ребенка. Однако может повлиять на ее общее физическое развитие, ведь путем м специальной тренировки и упражнений можно укрепить и закалить здоровье человека, что, в свою очередь, отразится на ее активности и трудоспособностиі.

Природные задатки могут развиться в способности лишь под влиянием воспитания и приобщения человека к соответствующему виду деятельности развития задатков и превращения их в. Способности, а также для развития в таланта, нужны работоспособность и трудолюбие. Последние являются теми качествами, которые достигаются в результате воспитанияня.

Большое значение для понимания возможностей воспитания в формировании личности человека имеет опыт обучения, воспитания и приобщения к жизни слепоглухих от рождения детей, все контакты которых с жизнью и о овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками происходят под руководством воспитателя. Основой методики их воспитания является так называемая спильнороздилена деятельность, в процессе которой воспитатель пос лаблюе свое руководство с целью поддержки пробужденного у ребенка стремление выполнить действие самостоятельноо. 1

Воспитание вносит в судьбы людей разный вклад: от незначительного до максимально возможного. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. Лозунг"воспитание может все", с которым. Неоднораз. ЗОВО выступала педагогика, себя не оправдалае виправдало.

Специальные исследования показали, что воспитание способно обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание малышей обезьяны в одинаковых с ребенком условиях показало, что малыши обезьяны, имея такие же контакты с людьми, получая хорошее питание и уход, тем временем не приобретают никакой психической качества, присущего (исследование. Н. И. Ладыгина-Котс)с) .

Восприятие человеком воспитательного воздействия зависит от уровня ее подготовки к этому восприятия, обусловленный влиянием наследственности и среды. Диапазон восприятия воздействия очень широк - от полного игнорув ния воспитательных требований к абсолютному подчинения воле воспитателя. Существующий"сопротивление воспитанию", как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателя, решает судьбу конечного результато результату.

Результативность воспитательного воздействия зависит от соответствия целей, содержания и методов воспитания не только достигнутому уровню развития ребенка -"уровню актуального развития", но и"зоне ближайшего развития в"(Л. С. Выготский). Ориентируясь на процессы, которые еще не созрели, находятся в стадии становления, воспитатель может создать новую"зону актуального развития", повести за собой развито", повести за собою розвиток.

В этом смысле воспитания является главной силой, которая способна сформировать полноценную личность

физический, духовный, а, психическое развитие личности осуществляется в деятельности

Под понятием деятельность понимают все разнообразие занятий человека, все то, что она выполняет. Основными видами деятельности детей и подростков является игра, учение, труд. По направленности выделяют познавательную в, общественную, художественную, спортивную, техническую, ремесленные и. Гедоническая (направленную на получение удовольствия) деятельность. Особым видом деятельности является общение. Из глубины веков дошли до нас мудрые сп выговорння:

Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, то человеком считаться не масс права

. Яа. Коменский

Что человек делает, таковой она и является

. Г. Гггель

Без явно усиленного трудолюбия нет ни талантов, ни гениев

. ДИ. Менделеев

Деятельность - путь к знаниям

. Б. Шоу

Ничто так человека не моментально, как опыт

AC. Макаренко

Если вы удачно выберете труд и вложите в нее всю свою душу, то счастье само вас найдет

. КД. Ушинский

Высказывания выдающихся людей свидетельствуют о прямой связи между интенсивностью деятельности и результатами развития. Чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень ее развития в ней. Конечно, рам мКи действия этой закономерности не безграничны. Они регламентируются способностями, возрастом, организацией самой деятельности и и ін.

Деятельность может быть активной и пассивной. Работа, выполняемая без желания, настроения не обеспечивает высоких результатов развития. Эффективное развитие происходит только в процессе активной, эмоционально. Забара рвленои деятельности, в которую человек вкладывает всю душу, полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовольствие, становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важ ива не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, что проявляется в этой деятельностиості.

Воспитание играет главную роль в развитии личности лишь при условии, если оно положительно влияет на внутреннее стимулирование ее активности по работе над собой, то есть когда развитие приобретает характер в саморазвитии. Вот почему. Л. М. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодоносное дерево. Ведь в буквальном смысле человек его не выращивает - оно само растет. Она лишь копает землю, вносит добри ва, обрезает лишнее ветви, то есть создает необходимые внешние условия, способствующие его саморазвития. Сам же развитие происходит по своим внутренним законам. Нечто подобное наблюдается и в саморазвитии в личности. Хотя он и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но они развивают и формируют личность в определенной, благодаря которой вызывают положительный отклик в его внутренние и сфере и стимулируют собственную активность в работе над собоад собою.

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Каждый, кто желает к ним присоединиться, должен достичь этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. А. Дистервег

Понимание роли активности самого человека в собственном развитии позволяет педагогу целенаправленно организовывать деятельность школьника, ставить его в позицию активного деятеля, вооружать такими способами действие ности, позволяющие активно проявлять свои силы; изучать его личностную своеобразие, раскрывать потенциальные возможности, т.е. разумно направлять процесс развития личности.

Контрольная работа

по дисциплине "Основы психологии и педагогики"

Тема: "Воспитание и развитие личности"


Введение

2. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее определенных психических и личностных качеств

3. Социальная среда и ее воспитательные функции. Социализация как процесс формирования у человека поведенческих моделей

Заключение


Введение

Развитие человека - результат сложного длительного поступательного процесса, в ходе которого изменяются его биологические, психические и социальные свойства. Эти изменения происходят в процессе формирования личности под воздействием ее воспитания и образования. Воспитание оказывает определяющее влияние на развитие личности.

Оно определяет становление человека как индивидуального общественного существа. Маугли нельзя назвать личностью, он лишен речи, умения общаться, типичных человеческих качеств. Ученые считают этот процесс непознанным.

На вопрос, почему различные люди достигают различного уровня развития, можно ответить, что это зависит от взаимодействия внутренних природных сил и внешних социальных условий. Внутренние - это физиологические и психологические данные человека, внешние - это среда.


1. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия

Под обучением следует понимать целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и умение свободно и логично воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения: понятия, правила, залы, выводы и т.д.

Умение - это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.

Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Под способностями следует понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой - обусловливают высокую степень успешности этой деятельности.

Способности - это условие успеха личности в той или иной области труда или познавательной деятельности. Способности подразделяются наобщие и специальные. К общим способностям относятся такие, как трудолюбие, настойчивость, целеустремленность в работе и др. Специальные способности основаны на природных задатках (феноменальная память, хорошие вокальные данные, музыкальный слух и т.д.).

В качестве важнейших задач обучения выступают следующие:

▪ стимулирование познавательной активности учащихся;

▪ организация их учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями, навыками;

▪ развитие мышления, сообразительности, памяти, творческих способностей и дарований;

▪ формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

▪ выработка и совершенствование учебно-познавательных умений и навыков;

▪ формирование умения самостоятельно углублять и пополнять свои знания (самообразование).

В процессе обучения выделяются следующие структурные компоненты:

1. целевой;

2. потребностно-мотивационный;

4. операционно-деятелъностный;

5. эмоционально-волевой;

6. контрольно-регулировочный;

7. оценочно-результативный.

Рассмотрим каждый из них:

1) Организация обучения связана прежде всего с четким определением его целей учителем, осознанием и принятием этих целей учащимися. Цели обучения есть не что иное, как идеальное (мысленное) предвосхищение (прогнозирование) его конечных результатов, т.е. того, к чему конкретно должны стремиться педагог и учащиеся.

В процессе обучения вообще и на каждом отдельном занятии в частности решаются три группы взаимосвязанных целей. К первой из них относятся цели обучающие (овладение знаниями, выработка умений и навыков); ко второй - цели развивающие (развитие мышления, памяти, творческих способностей); к третьей – цели воспитательные (овладение мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, формирование взглядов, убеждений и т.д.).

2) Огромная стимулирующая роль потребностей и мотивов деятельности в развитии личности в обучении. Овладение изучаемым материалом и развитие учащихся происходит только тогда, когда побуждаемые потребностями в учении, они проявляют высокую учебно-познавательную активность. В этом отношении весьма глубокий смысл имеет мысль выдающегося французского физика Б.Паскаля: ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь. Этим "факелом" и являются потребности учащихся в активном овладении изучаемым материалом. Как же их возбуждать и формировать?

Известный российский дидактМ.А.Данилов утверждал, что движущей силой учения и возбуждения потребности в овладении изучаемым материалом является переживание учащимися внутренних противоречий между знанием и незнанием, между возникающими у них познавательными вопросами и проблемами и недостатком наличных знаний для их решения.

Для того чтобы приводить в действие эту "движущую силу" и формировать у учащихся потребность в учении необходимо:

Создавать в процессе обучения проблемные ситуации, для решения которых необходимо овладеть новыми знаниями;

Ставить познавательные вопросы, решить которые учащиеся могут только изучив новый материал;

Использовать демонстрацию учебно-наглядных пособий и технических средств обучения, побуждающих учащихся к размышлению и осмыслению новых знаний;

Побуждать учащихся к анализу излагаемых фактов и примеров по изучаемому материалу и к формированию обобщающих выводов и теоретических понятий.

Существенное влияние на формирование потребностно-мотивационной сферы и познавательной активности учащихся оказывает та общая закономерность воспитания, согласно которой их учебная деятельность стимулируется радостью достигаемых успехов в овладении знаниями.

Нужно правильно подходить к оценке тех случаев, когда школьник плохо учится, не выполняет домашних заданий и шалит на уроках. В подобных ситуациях учителя иногда говорят, что ученик не хочет учиться, хотя правильно было бы сказать: у него нет потребности в учении, и принимать меры к ее возбуждению.

3) Учителю, готовясь к занятиям, каждый раз нужно продумывать, каким должно быть их содержание, и в необходимых случаях корректировать учебную программу и материал учебника. Для этого необходимо:

Первое. Следует конкретизировать объем теоретических положений, которыми необходимо овладеть учащимся, выделить из них ведущие, связывающие новый материал с ранее изученным.

Второе. Четко определить систему тех умений и навыков, которые следует выработать у учащихся.

Третье. Определить те идеи и морально-эстетические положения, овладение которыми должно способствовать формированию мировоззрения и нравственности учащихся.

Четвертое. При необходимости обновления материала учебника ввести новые факты, а также сделать, если это нужно, соответствующие теоретические уточнения.

Пятое. Если материал учебника слишком обширный и излишне перегружен несущественными деталями, попытаться структурировать его для более сжатого изложения.

4) Система учебно-познавательных действий включает в себя:

▪ первичное восприятие и осмысление изучаемого материала;

▪последующее его более глубокое осмысление;

▪ усвоение (запоминание) изучаемого материала;

▪ применение усвоенных знаний на практике;

▪дальнейшее повторение, углубление и систематизацию знаний, упрочение умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей.

Указанные познавательные действия органически связаны между собой и осуществляются в единстве, хотя на каждом этапе учебной работы на первый план выступает то одно, то другое действие, причем каждое из них позволяет добиваться лишь определенного результата в овладении изучаемым материалом.

5) Термин эмоциональностьозначает возбуждать, волновать.Следовательно, эмоциональность обученияозначает такой характер организации учебной работы, при котором у учащихся возбуждается чувство интереса к учению и внутреннее влечение к активной учебно-познавательной деятельности, что одновременно стимулирует также волевую направленность этой деятельности.

На придание обучению эмоционально-положительного характера оказывают влияние следующие факторы:

▪ надлежащаясформированностьпотребностно-мотивационнойсферы учащихся, стимулирующей их к учению;

▪ использование различных дидактических приемов и методов, способствующих развитию познавательных интересов и придающих учению увлекательный характер: демонстрация учебно-наглядных пособий, применение технических средств обучения, использование ярких примеров и фактов и т.д.;

▪ эрудиция учителя, его умение с определенным артистизмом излагать новый материал, обращаться к чувствам учащихся, использовать особые мнемонические приемы, способствующие непроизвольному запоминанию материала.

6) Регулирование учебно-познавательной деятельности учащихся и контроль за ее ходом являются важными условиями успешного обучения. Для них необходимо:

Во-первых, учителю необходимо постоянно делать акценты на анализе решения поставленных им целей учебной работы и соотносить их с достигнутыми результатами. Если, например, ему не удается обеспечивать усвоение учащимися изучаемого материала на уроке, возникает необходимость в корректировке и регулировании методики собственной работы.

Ребенок становится взрослым человеком, пройдя сложный путь непрерывного и неравномерного развития. Чтобы управлять этим процессом, педагогу необходимо знать, под влиянием каких факторов оно происходит и как взаимодействует с воспитанием.
Развитие человека - это процесс количественных и качественных изменений: анатомического строения организма, физиологических и психических функций, деятельности и поведения.
Изменения анатомического и физиологического характера относят к физическому развитию, а его показателями являются рост, вес, телосложение, кровяное давление, жизненная емкость легких и др.
К психическому развитию относят изменения в психических процессах. Это характер и объем внимания и памяти, особенности мышления, запас слов, уровень развития речи и др.
Показателями развития являются также преобладание тех или иных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой) и характер деятельности (целеустремленность, плановость, осознанность действий, продуктивность) в различном возрасте.
Показателем развития является и поведение (характер взаимоотношений с людьми, подчинение общественным правилам поведения, способность к коллективным действиям и т. д.).
На развитие человека оказывают влияние ряд факторов. Одним из этих факторов является наследственность. По наследству передаются задатки в виде строения органов, особенностей нервной системы и др. Определяющее влияние на развитие человека оказывают социальная (общественная) среда, окружающие люди, их взаимоотношения. Не менее существенным фактором, влияющим на развитие человека, являются характер его деятельности в этой среде и степень проявляемой им активности.
Воспитание по отношению к развитию представляет собой целенаправленное и планомерное руководство (или управление) развитием человека. Задачи, содержание и методы воспитания всегда находятся в зависимости от уровня развития воспитанников и в результате целенаправленной деятельности педагога изменяются вместе с ним.
Воспитание прежде всего организует, и направляет деятельность воспитанников и обеспечивает наиболее положительное влияние среды с учетом особенностей развития каждого. Это и позволяет говорить о ведущей роли воспитания: в формировании личности.

Многие прогрессивные педагоги отводили воспитанию огромную роль не только в общественной жизни, но и в развитии отдельной личности.
Революционеры-демократы, придавая большое значение воспитанию в развитии человека, считали основной его задачей подготовку молодого поколения к преобразующей революционной и общественной деятельности.
Реакционные буржуазные ученые утверждают, что воспитание бессильно перед наследственностью и не может изменить поведение человека коренным образом. Роль воспитания в теориях буржуазных ученых принижается (А. Шопенгауэр, Д. Дьюи). Эти теории умаляют и влияние общественной среды, сосредоточивая все внимание на непосредственном окружении, к которому относят семью, различные компании и т. п.
Прогрессивные ученые признают, что человек наследует задатки, создающие общие предпосылки развития, но не предопределяющие его. Например, марксизм, признавая влияние среды, учит, что человек сам активен и тоже оказывает воздействие на среду. Изменяя и преобразуя среду, человек изменяется сам. Поэтому воспитание подразумевает такую организацию деятельности воспитуемых, в процессе и под влиянием которой наилучшим образом будет обеспечено их развитие.
Для активной преобразующей деятельности нужны знания, умения, навыки и качества, которые также формируются в процecce воспитания.
Сила воспитания особенно ярко проявляется в обществе, где создаются реальные условия для всестороннего развития людей.

В раннем детстве у детей формируются главные идеалы, желаемые достижения в жизни. И во многом это зависит от воспитания, которое может оказаться как положительным, так и негативным. Второй вариант может получиться даже у хороших родителей, которые души не чают в своем ребенке. Но иногда чрезмерная любовь может дать серьезные трещины на развитии личности. К сожалению, большинство родителей этого не понимают или не хотят понимать.Они думают, что знают лучше, как им воспитывать своих детей, поэтому редко прислушиваются к чужим рекомендациям. В другом случае, когда воспитание позитивно влияет на развитие личности, можно сказать, что родители умеют гармонично комбинировать и любовь, и строгость по отношению к ребенку. Немаловажным воспитанием являются и школьные годы, когда личность юного человека переживает несколько этапов своего формирования, когда она настолько ранима, что буквально каждый незначительный момент в воспитании может оказать сильное влияние в будущем. Вот почему абсолютно все учителя должны бережно относиться к каждому школьнику. Годы идут, воспитание со стороны родителей слабнет, у человека появляются новые идеалы и желания. В этот период личность наиболее хрупка, даже самые опытные психологи порой не знают, что нужно делать. Однако они сходятся во мнении, что подростковый период – самый опасный в развитии личности, поэтому родителям нужно постараться найти общий язык и интересы, чтобы быть не на отдаленном, а на максимально приближенном расстоянии в своих отношениях. Ближняя (домашняя) среда – семья, родственники, друзья. Эта среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Как правило, именно в семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья во многом определяет круг интересов ребенка и его потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. В семье закладываются нравственные и социальные качества. Кризис семьи на современном этапе, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних. В семье и школе в условиях, ограниченных бытовыми отношениями и познавательной деятельностью, осуществляется частичная социализация. Основные социальные новообразования появляются в трудовой и общественной деятельности. Эффективно осваиваются социальные нормы поведения и культурные ценности под влиянием авторитетного взрослого. Социальное взаимодействие с ним ведет к интернационализации (присвоению) социального опыта путем актуализации (воспроизведения) культурных потребностей, желаний, сопровождаемых соображениями престижа, выгоды, необходимости повиновения.

Воспитатель стремится сформировать у своих воспитанников определенные качества личности. Он не в силах передать им нужные качества личности, так же как воспитанники не способны у воспитателя их взять. Можно с утра до вечера рассказывать детям, как важно быть честным, подробно объяснять, что такое честность, и призывать детей быть честными. Но это вовсе не приведет к тому, что дети обязательно станут честными. Качества личности складываются, вызревают как кристаллы.

Как же помочь их образованию? Для этого надо, прежде всего, разобраться в сущности этих качеств и в особенностях этого процесса.

Основу качества личности составляет некоторое отношение. В основе честности и нечестности лежат определенные, хотя и противоположные отношения к чужой собственности; дисциплинированность - это отношение к установленным порядкам. Все это нравственные отношения. Но можно говорить и об эстетических, экологических и других отношениях как качествах личности. Именно отношения ребенка - главный предмет заботы воспитателя.

«Хотите, чтобы человек стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала - с детства - в такие взаимоотношения с другим человеком (со всеми другими людьми), в которых он не только мог бы, но и вынужден был бы стать личностью».

Слово «отношение» употребляется в разных смыслах. Отношение - это, прежде всего, элемент и характер связи и взаимодействия между людьми, а также особенность связи с окружающими предметами и явлениями. Человек постоянно вступает с окружающим миром в те или иные живые, действующие, функционирующие отношения, без этого невозможна никакая деятельность. Ко всему окружающему, ко всем значимым для него людям и явлениям он как-то относится, причем эти отношения - весьма разные ; объекты (или предметы) его отношений представляют для него неодинаковую ценность - в зависимости от его потребностей и представлений.

Однако если некоторое значимое для человека ценностное отношение длительно, многократно повторяется, оно может задержаться, отложиться, затвердеть в психике человека, стать частью его личности.

Допустим, ребенок не подчинился матери, не выполнил ее требования. Это вовсе не значит, что он недисциплинирован. Но если он не выполняет раз, другой, третий требований матери, распоряжений учителя, порядков, установленных в школе, в магазине или других общественных местах, то вполне возможно, что это войдет в стиль его поведения, в его привычку, и недисциплинированность превратится в качество личности. В основе этого качества тоже имеется определенное отношение. Сначала это было текущее, живое, не закрепившееся отношение. Теперь оно закрепилось, и его можно определить как элемент психики: в данном случае отношение - это установившаяся и закрепившаяся в психике человека своеобразная, характерная для него связь с объектами окружающего мира.

Основа сложившегося качества личности представляет собой отношение в трех формах:

  • убеждение (рациональное отношение)
  • привычка (стереотип поведения)
  • эмоционально-волевая установка и мотив деятельности.

Если какой-либо из этих форм в некотором качестве нет, то

отношение (и, соответственно, качество личности) неполное, возможно, оно только складывается.

Поскольку затвердевшее отношение является сутью качества личности и потенцией будущего поведения человека, именно на выращивание культурного, социально ценного отношения, прежде всего, и направлены силы воспитателя Поэтому воспитателя интересует, как вызвать у ученика нужные, культурные отношения к окружающим и как закрепить эти отношения.

Качество личности навязать детям нельзя, потому что собственное отношение складывается свободно. Оно возникает в процессе собственной деятельности и связанных с нею переживаний и размышлений. Детям, а особенно подросткам и юношам не может нравиться, если кто-то пытается давить и явно влиять на их отношения. Отсюда следует, что ребенок не должен видеть, как его воспитывают. Процесс воспитания должен быть скрыт от детей, иначе он неизбежно вызовет их сопротивление.

Какие именно отношения будут возникать, функционировать и закрепляться, зависит от всей организации деятельности детей, а если говорить шире - жизнедеятельности. Поэтому посмотрим на деятельность повнимательнее.

Человек включается в некоторое дело тогда, когда у него появляется свой мотив, желание делать именно это. Мотив пробуждается одной из потребностей человека, материальной или духовной.

Появившийся (или выбранный из нескольких, возникших в сознании) мотив включает цепочку деятельности. Осознается желаемая цель, вырабатывается план действий, осуществляется (под контролем сознания и иногда с необходимой их корректировкой) ряд действий, достигается цель. И тогда акт деятельности закончен.

Схематично это выглядит так: пробудившаяся потребность - возникший мотив - цель - план действий - последовательные действия - коррекция (при необходимости) - полученный результат.

Например. Захотелось кушать - подумал : «Неплохо бы поесть!» - понял : «Пора обедать!» - решил: надо разогреть суп и второе, достать компот из холодильника, накрыть на стол, нарезать хлеб - все это выполнил, однако забыл положить на стол ложку - достал ложку - пообедал. Таков конкретный пример деятельности.

Но в нашем примере не хватает главного с воспитательной точки зрения - отношения. На самом деле, кроме запланированного прямого результата, т. е. желаемого конкретного продукта, деятельность порождает некоторый незапланированный самой личностью побочный результат - возникновение группы тех или иных отношений.

Возьмем тот же пример обеда. Обедая, человек может стараться быть поаккуратней, а может и не обращать на это внимания. Испытывает благодарность к тому, кто приготовил обед, а возможно, совсем иные чувства. Может экономно использовать продукты питания, а может и транжирить их. Может наслаждаться этим процессом, а может безразлично «насыщаться». Короче говоря, при подготовке и в процессе обеда возникают и проявляются определенные отношения.

В неменьшей степени это свойственно для всей деятельности человека. В процессе его разнообразной жизнедеятельности он включен в большое число одновременно функционирующих отношений. Причем связи деятельности и отношений не одномерны: отношения человека порождаются и закрепляются в деятельности, но, возникнув и закрепившись, они влияют на последующую деятельность и поведение человека.

То же можно сказать и о деятельности и отношениях ребенка. Имея в виду воспитание детей, А.С. Макаренко написал так: «Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот “хаос” не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им - задача воспитателя» .

Отношения проявляются в деятельности, поведении ребенка, в его высказываниях и переживаниях. В реальной жизнедеятельности человека многие отношения переплетаются и взаимосвязаны.

Еще раз подчеркнем сложность и переплетение этих отношений. Одновременно у одного и того же школьника могут быть и сочетаться такие отношения: любовь к отцу, недоверие учителю, симпатия к жулику. Возможен целый комплекс разных, хотя и одновременных отношений к одному и тому же человеку. Например: любовь к отцу, недоверие ему, презрение и жалость!

При такой сложности отношений воспитатель не может влиять лишь на одно из них. В реальном воспитательном процессе, организуя деятельность детей, он влияет на систему отношений , и даже не одного ребенка, а целой группы детей, с которыми приходится работать.

Все это предопределяет сложность воспитательного процесса, а также проблематичность, вариативность и вероятность