Развитие ребенка по месяцам 10 месяцев. Развитие ребенка в десять месяцев: что должен уметь

Малыш в возрасте десяти месяцев становится все активнее, и все свободное время уделяет изучению окружающего мира, постоянно совершенствует свои навыки и приобретает новые умения. Когда перед вами ребенок 10 месяцев развитие его приобретает новый виток, уже начинается проявляться его индивидуальность, зарождается самостоятельность. Ему уже трудно препятствовать, когда он занят своими играми или делами, любая попытка сделать это может вызвать возмущение.

Если говорить о физических параметрах, то к десяти месяцам малыш имеет около 6 зубов (четыре вверху и два внизу). Прибавление роста у ребенка за десятый месяц жизни составляет около 1,5 сантиметров, а веса – до 500 граммов. Массу тела быстрее набирают менее активные малыши, подвижные детки прибавляют не более 300 граммов.

Особенности распорядка дня

Если просмотреть рекомендуемый специалистами распорядок дня для ребенка 10 месяцев, то можно увидеть, что он мало чем отличается от режима девятимесячного малыша. Он включает в себя пятикратный прием пищи, две прогулки, четырехчасовые бодрствования и двукратный дневной сон. И если ранее некоторые малютки спали три раза в день, то к данному времени практически никто уже так долго спать не хочет.

Соблюдать режим питания, отдыха и бодрствования следует потому, что кроха нуждается в достаточном количестве отдыха и рационального питания. Обязательно следует соблюдать стабильность в выполнении режима, но с учетом индивидуальных особенностей малыша. Это поможет не только ему, но и надежно обеспечит маму возможностью высыпаться по ночам и иметь свободное время.

Навыки в десять месяцев

Что должен уметь ребенок 10 месяцев? Как уже было сказано, у него появляется много навыков, и совершенствуются уже приобретенные умения:

  1. Маленький человек уже не только быстро садится и чувствует себя уверенно в таком положении.
  2. Он твердо стоит, держась при этом за опору только одной ручкой.
  3. Если малютка вдруг видит интересную для себя игрушку, то отвлекаясь на нее, может бросить опору, но потом быстро хватается за нее снова или садится.
  4. Если ему дать стул, то он способен передвигаться, держась за него, и толкая впереди. В некоторых случаях он ходит, придерживаясь за стену, а иногда уже двигается на своих ногах совершенно самостоятельно, но поскольку координация в десять месяцев несовершенная, то оставлять его самого не рекомендуется.
  5. Из совершенно новых достижений – это способность ребенка на две или три ступеньки подниматься вверх. Спускаться же для него еще тяжело, и такой навык у него появиться несколько позже.

Если ребенку 10 месяцев, и он не ходит, то не следует сильно переживать по этому поводу. Никогда не нужно забывать, что каждый человек с рождения является индивидуальностью, и имеет свои особенности развития. Отсутствие такого навыка, как ходьба, к этому времени не является отклонением при нормальных прочих показателях.

Социализация

Малютка все изо всех сил старается быть похожим на взрослого. В десятимесячном возрасте его уже можно приучить нормально есть при помощи ложки, и пить из стакана или чашки. Он уже может проситься при необходимости опорожнить мочевой пузырь или кишечник, на горшок.

С удовольствием ребенок выполняет самые простые поручения родителей. Поэтому в качестве игры для ребенка 10 месяцев можно предложить ему принести ту или иную игрушку или предмет. Рекомендуется для воспитания у него самостоятельности позволить сделать выбор в одежде, которая предназначается для прогулки.

Малыш сейчас уже в значительной степени может увлекаться своим делом, и возможно, в этот момент обмочиться. Это не должно вызывать нарекания со стороны родителей и не является поводом для беспокойства. У многих мам может возникнуть вопрос о том, как приучить 10 месячного ребенка к горшку? Самое главное – это постепенно приучать его к аккуратности, чистоте и внимательности, но не методом крика.

Большинство специалистов в педиатрии считают, что малыша следует высаживать на горшок только в том случае, когда он уже в состоянии контролировать свой организм в его естественных отправлениях. При нормальном развитии происходит это только после года, а в некоторых случаях родителям следует начинать высаживание только в три года, так как малыши все развиваются по-разному.

Социализация проявляется и в том, что маленький человек проявляет искреннее желание общаться и играть с другими детьми. Но при отсутствии такого навыка не всем и не всегда это дается легко, и необходимо оказывать помощь.

Нередко бывает так, что ребенок уже не хочет ходить с соской. Если же он до сих пор зависим от нее, то в этом случае нужно постепенно отучать, поскольку будет формироваться неправильный прикус.


Эмоциональная сфера

Не стоит на месте и эмоциональная сфера, и ребенок уже заявляет о себе не только в виде крика или плача:

  • он хорошо понимает запреты и отказы;
  • пытается играть в непослушание;
  • может смеяться над некоторыми шутками и сам над собой;
  • расстраивается в том случае, когда его заставляют делать «скучные» вещи – спать, есть или одеваться на прогулку, и в данном случае задачей родителей становится превратить неприятную процедуру в игру, или отвлечь малыша.

Игры

Игры для малышей 10 месяцев становятся более осмысленными, теперь для них нужен какой-то сюжет. Ребенок начинает воспринимать куклу и укачивать ее. Довольно успешно проходит собрание кубиков или пирамидки (не без участия и помощи взрослого). Также малютке интересно становится катать машинку и мячик. Он умеет поднимать небольшие предметы и вкладывать их в емкости в виде тазика или детского ведерка.

Игра в прятки становится интересней, и теперь малыш самостоятельно умеет спрятаться за креслом или углом комнаты, и выражает восторг, когда его «не могут найти», а потом, спустя время, находят и удивляются. Большую роль в дальнейшем развитии чувства такта и моторики игры в ладошки.

Мелкую моторику можно улучшить путем рисования, лепки или перебирания мелких предметов. Поскольку ребенок в этом возрасте продолжает пробовать все предметы «на вкус», то при обращении его с мелкими игрушками и вещами обязательно присутствие взрослого человека.

Речевые навыки

Умения ребенка в 10 месяцев заключаются и в повышении навыков разговорной речи. В данном возрасте заметно возрастает арсенал слов. Он постоянно повторяет слоги, обозначающие самых близких ему людей: «ма», «па», но при этом очень прислушивается к взрослым и пытается говорить более сложные слова. Поэтому, когда ему что-то нужно маленький человек может требовать, произнося слово «дай» или «на». В последнем случае он просто повторяет за взрослым, когда тот подает малютке игрушку или интересный ему предмет.

Для общения многие карапузы в этом возрасте изобретают новый язык, который позволяет ему общаться. Несмотря на то, что понять его трудно, не следует перебивать ребенка, нужно дать ему сказать все, что он хочет. Отвечать ему нужно в такой же интонации, как если бы это был совершенно взрослый человек. Это поможет вам в дальнейшем не потерять контакта со своим сыном или дочкой в подростковом возрасте.

Массаж и упражнения

Очень важно заниматься с малышом гимнастикой и выполнять определенный вид движений, сначала лежа, а потом сидя и стоя, сочетая их с расслабляющим массажем.

  1. Малютка лежит на спине, а мама берет его ручки и разводит в стороны, а потом скрещивает на груди.
  2. Упражнение «бокс» заключается в том, чтобы дать ребенку в каждую ручку по колечку, а потом тянуть их по очереди на себя. После этого нужно немного помассировать ему ручки.
  3. Для ножек выполняется упражнение «велосипед». После него нужно проделать поглаживающие движения ног по направлению снизу вверх.
  4. Повороты. С помощью мамы нужно повернуть малютку со спины на животик через левый, а потом и правый бок.
  5. Когда 10 месяцев ребенку массаж проводится не только на конечностях, но и с захватом ягодиц и спинки. Сначала нужно провести поглаживающие движения вверх и вниз, затем при помощи подушечек пальцев немного растереть кожу в этой области, а потом сделать то же самое, но с использованием тыльной части пальцев. По ягодичкам полезно пройтись легкими пощипывающими движениями.
  6. Поднимаем ноги. Они должны быть выпрямленными в коленках. Для этого нужно взять палочку, и держа ее на определенном уровне, попросить малыша достать ее ножками. Это позволит укрепить мышцы животика.
  7. Следующее движение – приседание. Делается оно с опорой на взрослого обеими руками. И в дальнейшем усложняем движение, подавая только одну руку, но делать это рекомендуется только после того, как ребенок начинает вставать уверенно.
  8. Полезно несколько раз сделать наклоны. Малыш становится спиной к взрослому и фиксируется при помощи его коленей. После этого наклоняется по просьбе матери или отца за предметом, лежащим на полу.
  9. Ползание выполнять также полезно. Даже если малыш уже уверенно стоит, заинтересовать его выполнить такое движение необходимо, так как это позволит ему хорошо укрепить его мышцы. Можно сделать ползание вдвоем с взрослым наперегонки.
  10. Ходьба с удержанием малютки двумя руками. Ее следует постепенно усложнять, выполняя приседания, наклоны, а также повороты. После того, как ребенок начинает выполнять все движения уверенно, можно делать эти же движения, но только держась за одну мамину руку. Это позволит не только увеличивать силу мышц, но и сохранять тело в равновесии.
  11. К 10 месяцам можно начинать делать «мостик». Н только при условии легкости его выполнения и при активной поддержке взрослого.
  12. Полезно проложить малютку на животик и попросить его перебирать ручками (походить на руках), а в это время держать его за ножки. Для повышения интереса к выполнению задания можно положить игрушку на пол и попросить его добраться до нее. Такое упражнение помогает укрепить опорно-двигательный аппарат и развивает всю мышечную систему.

Все упражнения могут выполняться лежа, сидя или стоя с опорой. По ходу занятия следует постоянно давать команды для ребенка, произнося их мягким тоном и разборчиво. Мышцы при этом следует укреплять не только с целью подготовки к будущей уверенной ходьбе, но и для того, чтобы малютка мог свободно сидеть в течение длительного времени.

Целенаправленные упражнения в совокупности с речевой командой позволяют развивать условно-рефлекторные движения, улучшать координацию и более четкое понимание обращений и просьб.

Не следует заниматься с малышом, если он неважно себя чувствует или проявляет раздражение. Начинать необходимо с минимального количества повторов (не более 2-4 раз).

Важно также продолжать уход за ребенком 10 месяцев в виде ежедневных гигиенических процедур (купания, обрезание ногтей, чистка ушей, причесывание и прочее).

Когда малышу исполняется 10 месяцев – это бесспорно большой повод для радости родителей ребенка. Малыш с каждым днем становится все сообразительней, он активно познает окружающий его мир и уже показывает домочадцам свой характер. Но у большинства родителей по мере взросления их крохи появляются все новые и новые вопросы. Один из главных вопросов: нормально ли развивается кроха, не отстает ли ребенок в физическом и психическом развитии? Для того чтобы это понять, важно знать какими умениями должен обладать ребенок в возрасте 10 месяцев.

Физическое развитие в 10 месяцев

По сравнению с предыдущими месяцами жизни грудного крохи, прибавка в весе у ребенка уже не так заметна. Связано это с тем, что детишки в возрасте 10 месяцев ведут себя уже довольно активно: они много ползают, ходят вдоль стен, а некоторые даже могут ходить самостоятельно. Теперь ребенок в течение каждого месяца будет набирать в весе не более 500 гр. В среднем же за 10-й месяц жизни грудничок должен прибавить в весе от 350 до 500 гр. Прибавка в росте составляет, как правило, от 1 до 2 см. Таким образом, 10-месячный ребенок должен весить от 8 до 10 кг. При этом рост у малыша может составлять от 70 до 75 см.

В возрасте 10 месяцев у ребенка, как правило, уже есть 4 зубика – 4 центральных резца (2 нижних и 2 верхних). Следует учитывать, что все детишки развиваются индивидуально. Немалую роль играют наследственные факторы.

Несмотря на индивидуальность развития, каждый 10-месячный малыш должен обладать определенными умениями:

  • Хорошо ползать. Причем ползанье не ограничивается одной комнатой – с каждым днем малыш все увереннее покоряет новое пространство.
  • Самостоятельно подниматься на ножки и приседать.
  • Стоять на ножках без опоры, передвигаться, держась за руку взрослого или за стены и мебель.
  • Самостоятельно взять интересующий его предмет любой рукой, уверенно держать различные предметы в обеих руках. В возрасте 10 месяцев уже можно заметить, какая рука у грудничка является доминирующей – левая или правая. Если окажется, что малыш – левша, не нужно пытаться переучить ребенка, это может привести к отрицательным последствиям.
  • Повторять движения взрослых. Кроха может «хозяйничать» в кухонных и плательных шкафах: самостоятельно открывать дверцы и выдвигать ящики, выкидывать одежду и другие легкие предметы. Если ребенку такого возраста показать, как перекатывать по полу мячик, он легко повторит показанные действия.
  • Находить применение предметам. Детишки очень наблюдательны и находчивы: здоровый 10-месячный малыш способен при помощи одного предмета достать другой интересующий его предмет. Мальчики на своих игрушечных машинках катают (перевозят) мелкие предметы.

Учитывая, что ребенок обладает вышеперечисленными навыками, родители должны быть все время начеку и заботиться о том, чтобы кроха был в безопасности. Ребенок может доползти хоть куда, поэтому нельзя оставлять грудничка без присмотра.

10-месячного ребенка нужно начинать учить слезать с кровати и с дивана. Для этого нужно многократно показывать крохе, как правильно это сделать: поворачивать малыша к краю дивана попкой и аккуратно спускать ножки. Ребенок очень скоро поймет, что можно слезать, только почувствовав опору под ногами.

Что касается психологического развития крохи, то в 10 месяцев ребенок обладает следующими навыками:

  • Понимает многое из того, что ему говорят взрослые. 10-месячный кроха понимает, когда ему что-то запрещают, и начинает капризничать, чтобы добиться желаемого. В то же время малыш доволен, когда его хвалят. Ребенок также понимает, когда его просят отдать предмет, который он держит в руке, и если раньше его кулачок разжать было практически невозможно, то теперь грудничок сам легко его разжимает.
  • Просится на руки к родителям, протягивая ручки вверх. Ребенок осознанно обнимает маму, тактильные ощущения для него очень важны.
  • Понимает и радуется, когда с ним играют. Ребенок улыбается и смеется, когда родители шутят или щекочут его.
  • Может повторять за родителями некоторые простые слова.
  • Проявляет интерес к своим сверстникам, изучает их – внимательно всматривается в лицо, трогает за руки.
  • Проявляет интерес к животным. Дети очень любят животных, им интересно любое животное или любая птица: собаки, кошки, вороны, голуби. Не нужно препятствовать этому, но важно, чтобы общение ребенка с животными проходило под контролем.
  • Понимает, для чего нужны некоторые предметы. К примеру, ребенок может прикладывать к уху мобильный телефон, тянуть ложку в рот.
  • Показывает свое недовольство. Когда малыш чем-то недоволен, он начинает капризничать, разбрасывать игрушки, причем делает это осознанно.
  • Запоминает, в какое место он положил тот или иной предмет. Ребенок уже хорошо знает, где находятся его игрушки, и может сам достать интересующую его игрушку.

Как понять, что 10-месячный малыш не отстает в развитии?

Любой 10-месячный кроха должен уметь выполнять следующие действия:

  • Самостоятельно садиться и вставать, держась за опору.
  • Доползать до интересующей игрушки.
  • Понимать, когда у него чего-то просят или когда ему что-то дают.
  • Привлекать внимание родителей при помощи лепета, плача и жестов.
  • Повторять за мамой хотя бы несколько слов.

Если ребенок не обладает даже половиной из вышеперечисленных навыков, то это может стать серьезным поводом для обращения к педиатру. Кроме того, ребенок должен быть в меру эмоциональным – монотонное бормотание крохи также может стать поводом для беспокойства родителей.

В рацион 10-месячного грудничка уже включены многие продукты с общего стола: супы, овощные пюре, молочные каши, различные запеканки, печенье, компоты, морсы, соки. При этом нужно продолжать кормить ребенка грудью (смесью – если на искусственном вскармливании) ночью, утром после пробуждения и перед ночным сном. Общее количество кормлений должно составлять не менее 5 раз в день, включая грудное молоко. Наилучший вариант – 2 кормления грудью (утром и вечером) и 3 кормления пищей с общего стола (днем с интервалом в 4 часа).

Всю еду для ребенка нужно варить либо готовить на пару, жареную пищу 10-месячному крохе давать нельзя. Важно чтобы малыш получал полноценное питание, еда должна содержать все необходимые для развития ребенка витамины, белки, жиры и минералы. Учитывая, что у ребенка уже есть зубки, нужно давать ему твердые кусочки пищи, которые должны быть среднего размера, чтобы грудничку было удобно держать их в руке.

Режим дня — сон и бодрствование

Режим дня 10-месячного крохи остается практически таким же, как и месяц назад. Ребенок спит ночью от 8 до 10 часов, при этом днем ему требуется два периода для сна – по 1,5-2 часа. Кормить малыша нужно не менее 5 раз в день. Особое внимание следует уделить прогулкам на свежем воздухе и развивающим играм. Для того чтобы не допускать переутомления грудничка и лишних капризов нужно постараться не нарушать установленный распорядок дня, тем более что результат таких сбоев отрицательно сказывается на самочувствии и поведении ребенка.

От родителей напрямую зависит то, насколько полноценно будет развиваться их ребенок. Для того чтобы кроха нормально развивался родители должны со всей ответственностью отнестись к уходу за ребенком и к его воспитанию. Родители должны:

  • По-прежнему носить малыша на руках. Даже если малыш уверенно ходит, это не значит, что его нужно перестать носить на руках. Кроха по-прежнему нуждается в родительских объятиях. Таким «обнимашкам» нужно уделять хотя бы 1,5 часа в день: брать малыша на руки, ходить с ним на руках по комнате, разговаривать, петь песенки, смотреть в глаза, целовать и говорить ласковые слова.
  • Уделять много времени разговорам с крохой. В разговоре с малышом лучше употреблять короткие предложения с простыми словами. Можно показывать ребенку предметы и части тела, называя их, при этом речь должна быть внятной и спокойной.
  • Играть с ребенком. Игры должны быть не только развивающими (складывание пирамидок, собирание кубиков, рисование, лепка), но и шуточными. Хорошо, когда малыш много смеется. Для того чтобы игрушки не надоедали ребенку, их нужно периодически менять.
  • Обеспечить безопасность для малыша во всей квартире. Важно чтобы все опасные предметы (посуда, вазы, розетки) были изолированы от малыша, ведь ребенок ползком свободно перемещается по комнатам и способен достать многие интересующие его предметы. Не стоит забывать и о регулярной влажной уборке всех комнат.
  • Читать малышу короткие сказки. Лучше остановить свой выбор на самых простых русских народных сказках.

Важно не допускать переутомления ребенка, поэтому время занятий должно составлять от 15 до 20 минут.

Возраст 10 месяцев – наиболее подходящий возраст для начала общения грудного крохи с другими детишками. При этом родители должны понимать, что ребенок еще очень мал для игр в большой компании детей. Ведь ребенок быстро устает, а большое скопление людей может даже напугать малыша. Наилучший вариант – периодически приглашать в гости подругу или знакомую с ребенком. В домашней обстановке, привычной для ребенка, ему будет легче познакомиться с другим малышом. Дети хорошо обучаются в процессе игры и перенимают друг у друга увиденные навыки и умения. Если нет знакомых, у которых есть маленькие детки, то можно совершать прогулки на дворовые игровые площадки для самых маленьких детишек. Общаться с другими детьми ребенку нужно обязательно, ведь так он не только быстрее освоит все необходимые для нормального развития навыки, но и обзаведется друзьями!

Развитие ребенка в 10 месяцев (видео)

В десять месяцев ваш ребенок уже интересный собеседник и достойный партнер по играм. С ним есть о чем поговорить, что обсудить. Мимика десятимесячного ребенка почти сформирована, взгляд стал осмысленным, появились желания и капризы. Малыш готовится стать как минимум скалолазом, он штурмует даже непреодолимые а первый взгляд преграды - спинка дивана, стенка, полки. А некоторые дети уже сделали первые шаги.

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 10 месяцев?

Стоять, ходить, держась за что-либо;

Пытаться встать из сидячего положения;

Возражать, если вы пытаетесь забрать у него игрушку;

Неотчетливо произносить "мама" или "папа";

Играть в "ку-ку";

Понимать слова «нет», «нельзя», но не всегда слушаться запретов;

Подбирать предмет большим и указательным пальцами.

Ребенок в 10 месяцев все больше двигается. Следите, чтобы нагрузка на его организм не была слишком большой. Не давайте малышу подолгу стоять. Придерживайте его сначала под мышки, а через 2-3 недели - за руки. Если к десяти месяцам у ребенка все еще нет зубов, проконсультируйтесь с врачом: возможно, у малыша дефицит кальция.

Развитие ребенка 10 месяцев

В десять месяцев ребенок осознает, что он меньшего роста, чем многие предметы вокруг, и что эти предметы загораживают ему обзор. Поэтому ребенок старается забраться повыше! Ваши руки немеют от тяжести, когда вы в 25-ый раз подносите ребенка к выключателю и включаете-выключаете свет. Да, и это будет продолжаться еще несколько недель.

Десятимесячный ребенок уже может уметь забираться в кресло или к вам в кровать, но вы должны внимательно за ним следить! Умение слезать с высоты ребенок освоит попозже, а пока помогайте ему, подсказывайте, куда ему надо поставить ножку, чтобы спуститься.

Если у вас есть старший ребенок, то в 10 месяцев младшего дети особенно сблизятся. У них уже появляются схожие интересы. И хотя младший ребенок еще не может быть равным партнером по играм, дети находят общие занятия.

У десятимесячного ребенка появляется желание строить из кубиков. Научите его строить башенку из трех-четырех кубиков и потом покажите, как интересно сбивать ее мячом.

К 10-ти месяцам движения ребенка стали более осознанными. Он умеет брать игрушку сверху, сбоку или снизу. Он может аккуратно опускать руку под углом. Главное, малыш оценивает, как лучше поступить в данной ситуации. Сейчас ребенок уделяет одной игрушке больше времени (до 10 минут). Он постоянно учится. Например, освоив строительство домика из кубиков, ребенок пытается так же использовать и колечки, и коробочки.

В этом месяце, возможно, ваш ребенок проявит интерес к чтению. В 10 месяцев детям нравится рассматривать картинки с изображением таких же малышей, как и они.

Игры для развития речи детей 10 месяцев

1. Сядьте напротив ребенка и положите перед ним несколько знакомых игрушек. Потом попросите его дать вам, например, машинку. Несколько раз повторите слово «дай». Затем спрячьте ее за спину и скажите малышу: «Попроси у меня машинку, скажи «дай».

2. Рассматривайте с ребенком семейный фотоальбом. Ребенок будет пытаться повторить имена близких родственников.

3. Постоянно разговаривайте с ребенком, и очень скоро он научится понимать все, что вы ему говорите. Показывая ребенку 10 месяцев новый предмет, давайте четкие и понятные объяснения. Избегайте многословия.

Упражнения для детей 10 месяцев

1. Шагом марш!

Поставьте ребенка на ровную поверхность, например, на стол. Стоя лицом к нему, поддерживайте его под локти. Побуждайте маленького спортсмена сделать несколько шагов.

Это упражнение поможет укрепить мышцы спины и ног. Совсем скоро ребенок научится ходить самостоятельно. Поэтому такие тренировки с мамой для него очень важны.

2. Веселые колечки

Уложите ребенка на кровать и вложите в его ручки большие кольца. Вы тоже держитесь за них и водите руками в разные стороны, а также вверх и вниз.

Это хорошая разминка для мышц спины и рук. Большой плюс еще и в том, что такое упражнение наверняка развеселит ребенка.

Что делать, если ребенок 10 месяцев скрипит зубами?

Дети часто скрипят зубами. Примета о том, что зубной скрежет как-то связан с глистами, не соответствует действительности.

На самом деле бруксизм (скрипение зубами) связан с напряжением ребенка. Маленькие дети постоянно стремятся к деятельности. И если ограничивать их свободу, то малыши становятся нервными, напряженными. Сосание соски, пальца, оттягивание ушей, выщипывание бровей пальцами и скрежет зубами у ребенка 10 месяцев - все это способы унять внутреннюю энергию. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок без ограничений мог играть в активные игры, бегать, прыгать, петь. Бейтесь подушками, мягкими безопасными мечами, стучите молотком по игрушечной готовальне, втыкайте карандаши в пластилин.

Как приучить ребенка к горшку?

Взрослому трудно поверить в то, что маленький ребенок не только не чувствует, что хочет в туалет, но даже и не осознает происходящего. Лишь когда штанишки намокают, он понимает: что-то произошло, и это вызывает дискомфорт.

Прежде всего, ребенок научится ощущать давление на мочевой пузырь, а это будет возможно лишь тогда, когда возникнут и дифференцируются нервные связи между мозгом и мочевым пузырем. По мнению психологов, ребенок может переодически писать в штаны до 3,5 лет, а ночью - до 4,5 лет.

После года ребенку можно объяснять назначение горшка, рассказывать, зачем в доме есть туалет и почему взрослые туда время от времени отлучаются. Если не стесняетесь, возьмите ребенка с собой в туалет. В год ребенку самое время перейти на трусики.

Не сажайте ребенка на горшок насильно. Иначе у него появится стойкая неприязнь к этому полезному предмету. Наоборот, горшок должен ему нравиться и ассоциироваться только с положительными эмоциями.

Не стыдите ребенка за лужи и испачканные штанишки, не показывайте своего отвращения, когда моете ему попку… Наберитесь терпения! В год ребенок только начинает осваивать навыки личной гигиены.

Каждый месяц в жизни малыша до года – это своеобразный этап взросления. Он растет очень быстро, развивается, и когда исполняется 10 месяцев ребенку, уже многое умеет. Родители пристально следят за состоянием отпрыска, контролируя его физические параметры и психическое развитие, радуются вместе с малышом новым достижениям и пытаются восполнить недостающие пробелы в образовании.

Рост и вес в 10 месяцев

В первые полгода жизни малыш развивается активно, прибавляя в среднем по 600-900 г и по 2-3 см за каждый месяц. Потом темпы замедляются из-за возросшей энергичности ребенка. Все индивидуально, но можно прийти к общим параметрам. Существуют нормы, в соответствии с которыми родители и педиатры определяют, нет ли отклонений в развитии малыша. Для данного возраста определены показатели, превышение или понижение которых должно насторожить. Согласно ним:

  1. Средний вес ребенка в 10 месяцев составляет 7,9-11 кг.
  2. Средний рост ребенка в 10 месяцев – 68-79 см для мальчиков, 66-78 для девочек. Погрешность – плюс-минус 3 см.

Питание ребенка в 10 месяцев


Родители подрастающего малыша пытаются дать ему полноценный уход, акцентируя внимания на правильном питании согласно возрасту. Введение прикорма к этому времени завершено. Рацион ребенка в 10 месяцев разнообразен, дневное питание полностью заменяется обычными продуктами: вводятся супы, рыбные и мясные блюда, десерты и т.д. Пищу предпочтительнее готовить на пару, варить или тушить, так она сохраняет все витамины. Ребенок переводится на общий стол, а по возможности мать докармливает его (не больше 1/4 от суточного объема) грудным молоком или смесями.

Грудное вскармливание в 10 месяцев

Питание малыша в 10 месяцев подразумевает прием грудного молока. Согласно режиму питания, малыш сосет грудь перед сном и получает необходимую дозу молока сразу после пробуждения. Такое утреннее кормление не является полноценным завтраком, спустя некоторое время следует каша или другие продукты из общего рациона. Вместо молока – если мать закончила кормить, или малыш является искусственником – можно давать кефир или адаптированную смесь. В 10 месяцев ребенку хватает от 2 до 6 прикладываний к груди.

Прикорм в 10 месяцев

Основной прикорм к десятимесячному возрасту уже введен, и в меню малыша появляются новые продукты с общего стола. Это растительная и молочная пища, мясо и рыба и др. Консистенция не обязательно должна быть жидкой, особенно если к этому моменту появляются первые резцы. Чем кормить ребенка в 10 месяцев, когда у него начали прорезываться зубки? Подойдут свежие фрукты: груши, яблоки, слива, банан. Кроме этого, в 9-10 месяцев вводится такой прикорм, как:

  • кефир;
  • (детский);
  • и блюда из мяса (фрикадельки, тефтели);
  • нежирная рыба;
  • яичный желток;
  • монозлаковые каши (с маслом);
  • травяные чаи.

Меню ребенка в 10 месяцев


Дети по-разному реагируют на введение в рацион новых продуктов, особенно маленькие аллергики. Поэтому меню в 10 месяцев для всех различается, но оно обширно, включает разнообразную пищу. Режим питания подразумевает около 5 приемов пищи, перерывы между которыми составляют до 4 часов:

  1. Ранний завтрак.
  2. Завтрак.
  3. Обед.
  4. Полдник (первый ужин).
  5. Ужин.

Когда 10 месяцев исполняется ребенку, в среднем за один день он съедает от 1 до 1,5 кг пищи. Объем каждой порции составляет 200-250 г. Но в зависимости от продуктов их дневная норма различается.

Примерное меню в 10 месяцев выглядит следующим образом:

  1. Овощи, пюре – 200-250 г.
  2. Каша – 200 г.
  3. Кисломолочные – 200-220 г.
  4. Пюре фруктовое – 100-110 г.
  5. Желток – 1 шт. (1-2 раза в неделю).
  6. Мясо – 80 г.
  7. Соки – 60-70 мл.
  8. Рыба – 50 г.
  9. Творог – 50 г.
  10. Сухарик, белый хлеб, печенье – 10 г.
  11. Масло сливочное, растительное– 5-6 г.

Режим ребенка в 10 месяцев

Соблюдая правила ухода за малышом, родители стараются ввести оптимальный распорядок дня – сна и отдыха, питания, прогулок и ежедневных гигиенических процедур. Режим помогает жить в гармонии и полноценно высыпаться даже с маленьким ребенком в доме. Сколько спит ребенок в 10 месяцев? Днем, как правило, это двухразовый отдых длительностью около 60 минут:

  1. При условии раннего подъема (6-7:30) дневной сон придется на 11-12 часов.
  2. После обеда – второй отдых, около 15:00-16:30.
  3. Ночью кроха спит от 8 до 12 часов.

Рекомендуемый распорядок дня включает чередование периода сна и бодрствования. Утреннее время малыша сразу после пробуждения занято завтраком, играми, прогулками. После второго перекуса следует отдых, а затем – опять подвижные и развивающие игры, пребывание на свежем воздухе, гимнастика, массаж. Не обязательно укладывать ребенка спать сразу после обеда, можно повременить час-другой, занимаясь спокойными делами, например, читать с ребенком развивающую литературу. После отдыха – снова прием пищи (первый ужин), игры и прогулки, перекус, купание и отход ко сну.

Развитие ребенка в 10 месяцев

Малыш в 10 месяцев уже многое умеет и понимает. Он сильно вырос в физическом плане: научился координировать свои движения и продолжает развивать мелкую моторику, быстро ползает, а некоторые детки начинают ходить самостоятельно. В эмоциональном плане такой ребенок – уже личность. Дети становятся участниками общения с родителями, понимают сказанные им фразы, с радостью выполняют просьбы и негативно реагируют на неприятные им действия (например, подстригание ногтей). Этими навыками должен обладать малыш 10 месяцев, развитие мальчиков и девочек может отличаться:

  1. Девочки охотнее занимаются монотонными занятиями и опережают своих сверстников противоположного пола: быстрее осваивают , пользование ложкой, первые слова.
  2. Мальчики проявляют упрямство, стремятся с самостоятельности, поэтому могут рано начать ходить. Усидчивости им часто не хватает.

Нередко мамы и папы задаются вопросом: что должен уметь малыш в 10 месяцев? Главные навыки, которые осваиваются к этому времени, касаются физического развития. Координация движения развита, если нет отклонений.

Дети должны уметь:

  • брать предметы обеими руками;
  • подцеплять вещи двумя пальцами;
  • переступать, держась за каталку или руку;
  • ползать;
  • слезать с возвышенности и забираться на нее;
  • открывать дверцы и крышки;
  • находить нужные вещи среди других;
  • делать подражательные жесты руками;
  • повторять за взрослыми их поведение и звуки.

Как развивать ребенка в 10 месяцев?

Эмоциональное и физическое развитие детей полностью ложиться на плечи родителей. Они должны знать, как развивать малыша в 10 месяцев, чтобы привить ему необходимые умения и знания.

Соблюдение простых правил поможет малышу взрослеть гармонично:

  1. Необходимо оборудовать для ребенка простор для движения, позволять безопасно передвигаться по квартире, исследовать мир.
  2. Нужно вводить нормы поведения в доме и разумные запреты.
  3. В комнате ребенка должно быть место, куда он смог бы складывать свои игрушки.
  4. Гимнастические упражнения помогают крохе быстрее научиться ходить. Во время прогулки стоит выпускать его из коляски, удерживая за руки помогать переступать ножками.
  5. Очень важно общение на любые темы для закрепления лексики малыша.
  6. Чтению стоит уделять хотя бы немного времени ежедневно.
  7. Полезны музыка и танцы, игры для развития мелкой моторики, совместные занятия и другие мероприятия.

Игрушки для детей в 10 месяцев

Подрастающему малышу интересно узнавать окружающий мир. Делать это он может с помощью предметов, которые всегда под рукой. Полезно позволять ребенку:

  • переливать воду из емкости в емкость;
  • перебирать крупу на подносе;
  • пересыпать песок;
  • играть со шнурками;
  • рвать бумагу;
  • лепить из теста и глины.

Хорошо, когда дома есть интересные развивающие игрушки. С радостью десятимесячный ребенок занимается с такими предметами, как:

  • кубики;
  • пирамидки;
  • машинки-каталки;
  • пупсы;
  • матрешки;
  • лейки;
  • посуда для кукол и другие игрушки.

Игры для детей в 10 месяцев


10 месяц жизни ребенка - это интересный период как в жизни малыша, так и в жизни его родителей, наполненный неповторимой романтикой познания окружающего мира.

В этом возрасте в развитии ребенка по всем ведущим линиям – сенсорной, социальной, речевой, моторной – наблюдаются качественные изменения. По-прежнему ведущей остается предметная деятельность (ознакомительная игра), в которой намечается новое:

ребенок начинает интересоваться не только самим предметом, но, в большей мере, тем, что с ним можно делать;
в действиях младенца появляется тенденция к созиданию.

В возрасте 10 месяцев внимание ребенка привлекает игра взрослого с кубиками, пирамидками, шариками, кольцами. И чем чаще крохе показывают различные вариации с давно знакомыми ребенку предметами, тем больше он получает сенсорной информации об их свойствах: шарик катится, а кубик стоит, конус можно поставить на основание, но нельзя удержать на вершине и т.д.

Если раньше, находясь на руках родителя, малыш смотрел на его лицо, то теперь, обретя некоторую автономность, сидя на ковре или стоя у опоры, ребенок наблюдает , прежде всего, за руками взрослого: как тот действует с теми или иными игрушками.

Постепенно ребенок отходит от беспорядочного манипулирования. Все чаще и чаще вы видите такую картину: вот он поставил кубик на кубик, шарики прикатил к дырочке, колечко положил рядом с другим и т.п.

Строим пирамидки

Если раньше малыш только разрушал то, что складывала для него мама, то на 10-м месяце кроха улавливает созидательный смысл ее действий и начинает повторять их так, чтобы и у него что-то получилось. Такая созидательная направленность, начавшаяся в конце 9-го и на 10-м месяце жизни, будет становиться все более выраженной.

Это необходимо для развития мышления и речи , ведь перед ребенком появляется продукт его усилий, который имеет название – башенка, пирамидка, лесенка, дорожка и т.п.

Игра с предметами

Другой важный аспект – понимание речи. Ребенок начинает понимать фразу из двух слов: название предмета и действия с ним. Например: «Дай ручку!», «Помаши ручкой. Пока!», «Покажи, где собачка?», «Пей молочко», «Ешь кашку», «Собери шарики» и т.п.

Для овладения пониманием речи ребенку необходимо образование связи между предметом и словом, обозначающим его. Вот почему предметная деятельность приобретает особое значение для речевого развития ребенка , являясь по содержанию ориентировочно-исследовательской, а по форме – ознакомительной игрой. В процессе этой игры ребенок усваивает названия предметов и действий с ними.

При игре с игрушками также появляются новации – показы сюжетов развернутых действий: куколка нарядилась и спела песенку; петушок походил, поклевал зернышки, прокукарекал; собачка танцевала на задних лапках, потом легла и т.п. Все эти показы эмоциональны и сопровождаются краткими речевыми пассажами: «Ляля топ-топ! Ля-ля-ля!», «Собачка ав-ав!» и др.

Вы замечаете, что ребенок с интересом наблюдает за действиями домашних: бабушка шьет, дедушка стучит молотком, сестренка поет – все что-то делают. Их действия взрослый обозначает словом, и малыш внимательно вглядывается в происходящее. У 10-месячного ребенка интенсивно формируется понимание, но и в развитии активной речи происходят значительные позитивные изменения.


К 10–11 месяцам жизни у ребенка наблюдается более сформированная способность к речевому подражанию. Теперь кроха вслед за взрослым сходу повторяет фонемы родного языка, звукоподражания и даже наиболее легкие лепетные слова-обозначения, например, «ав-ав» (собачка), «га-га» (уточка), «ку-ка» (петушок) и т.п.

Однако далеко не все звуки речи одинаково хорошо удаются крохе. И вы замечаете, что во время переклички малыш легко произносит те звуки, которые еще раньше появились в лепете: «м», «б», «в», «п» (губно-губные). Их звучание связано со смыканием и размыканием губ на выдохе, что на первых порах возникает спонтанно.

Ребенок издает звуки , близкие к правильно артикулируемым – по-другому он пока не может. Но важно, что в этот момент включается физиологический фактор: малыш слышит себя, подражает сам себе. В процессе этих повторений происходит коррекция произношения. Следовательно, отрабатываются алгоритмы тех фонем, которые ребенок слышит и неоднократно повторяет. Их артикуляция удается малышу быстрее.

Как правило, к 9 месяцам ребенок уже правильно произносит губно-губные «м», «п», «б», «в», а к 10–11 месяцам – губно-зубные «т», «д»; сонорные «н», «л». И вы слышите примерно такие речевые рулады: «ба-ба-ба», «а-ля-ля», «нэ-нэ», «дя-дя-дя», «та-та», «та-ка», «ав-ава» и т.п.

Но еще не скоро появятся в детской речи звуки «р», «ш», «ч», «з», «ц», «щ», потому что они требуют более сложного произношения. Как отмечают специалисты, для большинства трудных фонем должна образоваться своя система обратных связей на более высоком уровне развития речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Становится понятным, почему 1 год жизни ребенка называют подготовительным этапом речевого развития: нужно время, чтобы даже легкие речевые звуки (фонемы) малыш начал артикулировать. Ведь фонемы – единицы речи, из которых формируются слова!

Общее развитие ребенка

Задачи общего развития малыша, которые стоят перед родителями, направлены на правильную организацию его жизни:

  • обеспечьте ребенку достаточную двигательную активность: возможность перемещаться в пространстве (ползание) и вставать на ножки у опоры (у кресла, у дивана и др.), двигаться приставным шагом вдоль опоры;
  • обогащайте предметные игры малыша введением разнообразных действий с одним и тем же пособием («шароброс», пирамидка, матрешка, кубики и т.п.);
  • развивайте у вашего чада устойчивость и целенаправленность действий с предметами;
  • уделяйте особое внимание созидательным действиям ребенка, в результате которых появляется «продукт» – башенка, каталка из колечек, деревянная матрешка и др.;
  • обогащайте игровое общение малыша не только с мамой, но и с близкими, разыгрывая ситуации с использованием предметов домашнего обихода, игрушками и др.;
  • продолжайте совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
  • поддерживайте в малютке интерес к другим детям, учите ребенка играть рядом с другими малышами.

Развитие речи ребенка

Задачи развития речи ребенка следует выделить особо:

  • наполняйте жизнь ребенка яркими впечатлениями при знакомстве с окружающим миром – природой и социумом (теплое солнышко, зеленая травка, воркующие голуби, поливальная машина, праздничные флаги, клумба осенних цветов и т.п.);
  • называйте все предметы, явления, события, попадающие в поле зрения малыша;
  • говорите эмоционально, но не многословно, не торопясь; стройте предложения из двух слов – подлежащее, сказуемое (предмет и действие с ним). Употребляйте простые обороты речи, понятные ребенку;
  • продолжайте развивать речевые навыки в процессе расширяющихся социальных контактов малыша со взрослыми и детьми;
  • расширяйте понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого (его пассивный словарь);
  • в процессе развития действий с предметами и на специальных речевых занятиях формируйте активный словарь малыша (т.е. самостоятельное употребление им слов);
  • побуждайте ребенка подражать взрослому, повторять за ним новые слоги, которых нет в лепете малыша;
  • поощряйте кроху к произношению первых лепетных слов: «ма-ма», «ба-ба», «пa-пa» и т.п.

Малышу интересны не только электронные игрушки с меняющимися модулями света, цвета, звука, но и самые простые хозяйственные предметы: бидончик, в который малыш набирает шарики; дуршлаг, в котором много дырочек и др. Эти предметы отличаются от игрушек, но не менее интересны для малютки, потому что действия с ними доступны и зрительно (визуально) просты.


Развивающая игра «Кто что делает?»

Задачи игры

  1. Продолжать обогащать социальный опыт ребенка, организуя познавательные и речевые контакты со взрослыми из его ближайшего окружения (отец, бабушка, сестра и др.), повышать интерес к ним.
  2. По договоренности с домашними разыграть ситуации действий с предметами домашнего обихода.
  3. Практиковать понимание фраз из 2 слов: название предмета и действия с ним («Что делаешь?» – «Варю кашку», «Чиню машинку» и др.).

Материал для игры

Предметы домашнего обихода (ситечко, корзиночка, деревянные ложки, расписанные под хохлому, дуршлаг, бидончик и др.), пирамидка, предметные картинки (3–4 шт.): кукла, машинка, мишка, зайчик, петушок и др.

Мама вместе с ребенком идет к бабушке на кухню. Бабушка ласково встречает малыша, называет по имени. Мама, держа ребенка на руках, глядя на бабушку, медленно и выразительно спрашивает: «Что ты делаешь?» Бабушка отвечает: «Я варю кашку. Кашку для Сашеньки (имя ребенка)».

Бабушка показывает бидончик, дуршлаг, корзиночку. Дарит ребенку корзиночку, в которую он будет собирать шарики. Мама предлагает малышу помахать бабушке ручкой: «До свидания! Пока! (разученное действие) Мы идем к дедушке!»

Дедушка ласково встречает ребенка. Ему задается тот же вопрос: «Что ты делаешь, дедушка?» Дедушка отвечает, что собирает пирамидку для Сашеньки. Мама опускает малыша на ножки около стула, на котором разложены колечки. Мама и ребенок наблюдают за действиями дедушки. Малыш расстается с дедушкой, мама предлагает помахать ручкой: «До свидания! Пока!» (разученное действие) и, взяв каталку, они идут посмотреть, что делает сестренка (тетя, брат). Вся сцeнкa повторяется. Сестра рассматривает картинки и показывает их малышу, называет изображения. В конце игры-занятия мама и малыш играют на ковре. Собирают шарики в корзиночку, возят каталочку, подбирают игрушки к картинкам (кукла, мишка, петушок). Мама озвучивает действия ребенка: «Сашенька складывает шарики», «Сашенька катает каталочку», «Сашенька смотрит на картинки» и т.д.

Речевое общение с домашними следует повторять с разными аксессуарами, находя новые игровые поводы.

Развивающая игра «Собачка»

Задачи игры

  1. Использовать прогулку с малышом для ознакомления с животными, живущими рядом с человеком, в частности, с собакой. Обратить внимание ребенка на внешние признаки, повадки, голосовые реакции. Ввести звукоподражание («ав-ав»).
  2. Продемонстрировать эмоционально-доброе отношение к животному, но не допускать приближения ребенка к нему (наблюдение проводить с расстояния 3–4 м, младенец находится на руках взрослого).

Взрослый обращает внимание ребенка на собачку: «Соба-а-ачка! Ав-ав!» и, держа ребенка на руках, следует за животным, обходит вокруг, давая возможность обозревать собачку с разных сторон: «Вот какая соба-а-ачка, ав-ав!» Далее мама описывает животное: «У собачки хвост, лапы, ушки. Как собачка лает?» – Отвечает: «Ав-ав! Ав-ав!» Обращается к ребенку: «Скажи: ав-ав! ав-ав!»

В заключение читает стихотворение Н. Комиссаровой «Собачка»:

К нам пришла собачка,
Добрая собачка,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
Ав-ав! Ав-ав!

Пальчиковая игра «Но-но! Нельзя»

Задачи игры

  1. Разучить с ребенком условное «запрещающее» движение пальцем руки (погрозить), соединив его с пониманием фразы: «Но-но! Нельзя!»
  2. Ввести это запрещающее движение в игровой показ с сюжетными игрушками. Использовать фольклор для маленьких.

Материал для игры

Сюжетные игрушки среднего размера (30–40 см): собачка, зайка, киска, поросенок Хрюша.

Мама удобно устраивает малыша на стульчике за детским столиком. Садится напротив ребенка. Под столиком располагает игрушки. Вначале мама старается привлечь внимание ребенка: называет по имени, ласково гладит его ручки, улыбается.

Затем читает:

К нам пришла Жучка,
Хвостик закорючкой,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
(Л. Н. Павлова)

С этими словами взрослый выводит на столик собачку. Собачка крутится, бегает по поверхности столика и начинает лаять на взрослого, потом на ребенка (звукоподражание «ав-ав!» выполняет взрослый).

Мама строго говорит: «Но-но!» (грозит указательным пальцем собачке). «Не лай! Нельзя!» Затем подходит к ребенку и выполняет это действие его пальчиком (пассивное движение).

Несколько раз повторяет фразу: «Но-но! Нельзя!», сопровождая ее запрещающим жестом ручкой малыша.
Затем то же игровое действие выполняет с киской, запрещая собачке лаять на кошечку. При этом взрослый ручкой ребенка повторяет запрещение со словами: «Но-но! Нельзя!»:

Ты, собачка, не лай!
Нашу киску не пугай!
(по мотивам русского фольклора)

Затем приходит зайка. Сценка повторяется. Мама старается перевести в активное движение уже понятый ребенком запрещающий жест с междометием «Ho-но!» Взрослый дополняет «Нельзя!»

Ты собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Нельзя! Не лай!
Зайку, зайку не пугай!

Ты, собачка, не лай!
Хрюшу (Тепу, Мышку, Лиску и др.) не пугай!

В конце игры-занятия все зверушки собираются перед ребенком, мама пересаживает их в тележку и вывозит на ковер.

Развивающая игра «Кукла танцует»

Задачи игры

  1. Продолжать практику речевой переклички на основе разученных слогов «ла», «ля». Связать лепетное слово «ляля» с демонстрацией куклы: ляля (кукла) танцует («ля-ля-ля!»).
  2. В ходе занятия постараться, чтобы малыш понял смысл фразы «кукла танцует» («Ляля ля-ля-ля!»).

Мама сажает ребенка напротив себя так, чтобы он хорошо видел ее артикуляцию. Затем произносит: «Ля-ля-ля». Замолкает. Дает возможность ребенку откликнуться, повторяет звукосочетание еще раз. Если малыш откликнулся, мама подхватывает: «Ля-ля-ля!» Если ребенок молчит, она повторяет еще и еще этот речевой пассаж. Как правило, малыш откликается, вступает в перекличку, повторяя за мамой: «Ля-ля-ля!» Она показывает куколку, которая начинает танцевать: «Ляля (кукла) ля-ля-ля!» (танцует). Эту сценку мама эмоционально обыгрывает, несколько раз повторяет, что «Ляля танцует».

Развивающая игра «Озорные колечки»

Задачи игры

Развивать мелкую моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действиях с предметами: простейшее соотношение части с целым. Понимать фразу из двух слов: «Сними колечко!», «Дай колечко!»

Материал для игры

Кольца одного размера и цвета (4–5 шт.), нанизанные до конца стержня.

Взрослый располагает перед ребенком стержень горизонтально, держа за один кончик. Наклоняет стержень к ребенку.

Малыш сидит за столом или на ковре. Ему предлагается снять колечко. Первое снимает взрослый, показывая, как выполнить это действие, и объясняет: «Колечко! Сняли колечко!» Затем ребенок начинает снимать одно колечко за другим, а взрослый облегчает ему эту задачу, наклоняя стержень к его рукам.

Когда малыш снимет все колечки, мама эмоционально говорит: «Нет колечек!» (разводит руки). Ребенок может повторить этот жест и даже произнести: «Не-е-ту!»