Три года. Малыш уже значительно подрос. И сам он считает себя взрослым. Ведь его речь хорошо развита. Он полностью открыт для познания мира, овладения знаниями и новыми умениями. Малыш чувствует уверенность в своих силах. Он с удовольствием воспринимает любые занятия для детей 3-4 лет. При этом в своей деятельности ребенок проявляет сообразительность, некую настойчивость.
Данный возраст связывается и с развитием эстетических способностей. Кроху восхищают красивые цветы, музыка, картинки, вещи.
Основные задачи, стоящие перед воспитателями
Большинство детей в данном возрасте впервые идут в детский сад. Это сложный период для любого малыша. Ведь привычный мир стремительно изменяется. Перед воспитателем стоит важная задача - помочь крохе быстрее адаптироваться.
Кроме этого, большое внимание уделяется развитию 3-4 лет в детском саду базируются на чередовании физической, умственной и творческой деятельности. Большим преимуществом подобного обучения является строгое соответствие психофизиологическим особенностям возраста.
Наряду с вышеназванными занятиями воспитатели в детских садах обучают не менее важному социологическому навыку. Речь идет об умении правильного общения, готовности идти на уступки, проявлениях терпимости к окружающим.
Цели занятий
Все малыши в данном возрасте характеризуются тягой к познанию окружающего мира, происходящих в нем явлений, различных предметов. Очень важно, чтобы занятия для детей 3-4 лет были построены в игровой форме. При этом не следует забывать, что учить малыша следует лишь тому, что он сможет осилить.
Правильным считается обучение, несколько опережающее развитие. Таким образом, малыш познает те вещи, о которых еще не догадывался, однако вполне способен понять. Грамотно построенные занятия для детей дают гигантский толчок для развития будущей личности.
Основные направления обучения:
- развитие внимания, речи, мышления, памяти;
- обучение чтению;
- прививание навыков рассуждать, способности делать самостоятельно выводы;
- обучение математическим основам, освоение цифр, счета;
- формирование представлений об окружающем ребенка мире, развитие кругозора;
- обучение графическому навыку, подготовка малыша к письму;
- формирование навыков взаимоотношений с друзьями.
Следует отметить, что далеко не все малыши ходят в детский сад. При этом каждый родитель хочет, чтобы ребенок гармонично развивался. Поэтому встает довольно актуальный вопрос - как построить занятия для детей 3-4 лет дома?
Больших сложностей в данном развитии не возникнет, если родители в своих стремлениях будут следовать определенным правилам:
- Пробудите у малыша интерес к заданию. Полезным становится лишь то, что выполняется с удовольствием. Не ругайте кроху. Криками вы лишь отобьете у последнего охоту учиться.
- Не стоит оставлять ребенка одного с порученным ему заданием. Он может не только испортить (порвать) книжку или другой подсобный материал. Вполне закономерно, что в маленькой голове могут возникать вопросы, которые следует немедленно обсудить. И к тому же малыш постоянно нуждается в поддержке и одобрении. Но об этом следующее правило.
- Всеми силами дайте понять своему чаду, как вам приятно, что он правильно выполнил задание. Видя вашу искреннюю радость, ребенок будет стараться с удвоенной энергией.
- Продумайте определенное место для занятий. Малыш должен удобно устроиться за небольшим (строго по размерам ребенка) столиком. Правильным стульчиком считается тот, с которого маленький ученик достает ногами до пола.
- Если одно из заданий оказалось ребенку не по силам, оставьте его. Не стоит давить на малыша, пытаясь в который раз объяснить сложную тему. Следует пропускать такие занятия. Для детей это намного лучше, чем без понимания темы согласиться с родителем, готовым сорваться в любую минуту. Вернуться к сложному заданию можно спустя пару дней. Вполне возможно, что к этому сроку ребенок «созреет» для него.
- Дозируйте вашу помощь. Не подменяйте ребенка в выполнении задания. Не стоит подробно описывать, что и как следует сделать. Дайте возможность малышу проявить смекалку. Если он придет к решению самостоятельно, такой навык отложится в маленькой голове на всю жизнь.
- Очень важно выбрать правильный момент для обучения. Занятия детей 3-4 лет должны проводиться в теплой атмосфере, с большим удовольствием. Поэтому, если ребенок больной, голодный, уставший или возбужденный после других игр, не стоит наседать с учебой. Подберите другой, более подходящий момент, когда занятия вам обоим принесут удовольствие.
- При объяснении задания убедитесь в том, что ребенок правильно его понял. В противном случае повторите. Если малыш думает медленно, не стоит торопить его. Напротив, дайте время внимательно рассмотреть картинку и сориентироваться в выполнении задания.
- Вы заметили, что малыш не хочет затруднять себя каким-либо усилием? И только по этой причине отказывается от выполнения задания? Следует мягко настоять на своем. В таком случае можно трудиться по очереди. Например, первое задание выполняете вы, а второе - ребенок.
- Обязательно подходите к учебе творчески. Наполните свои задания интересным для ребенка содержанием. Задавайте малышу вопросы по рисункам или придумайте небольшой рассказ.
Физическое развитие ребенка
В возрасте 3-4 лет малыш стремительно растет. Развиваются двигательные навыки. Отмечается большая уверенность в движениях. Дети прекрасно бегают, скачут попеременно на одной ноге. Их прельщают различные гимнастические лестницы. С удовольствием они играют мячом. Большинство ребят с азартом ездят на велосипеде (трехколесном).
Взрослые, планируя занятия для детей 3-4 лет, обязательно должны уделять внимание физическому развитию. Ведь основная цель - вырастить гармоничную личность.
Для занятий можно использовать такие варианты, как:
- зарядка (в музыкальном сопровождении, со стишками);
- (ребенок учится катать, ловить, бросать);
- (можно использовать бревно, горку);
- бег (игра в догонялки, с небольшими препятствиями);
- прыжки (классики, скакалка, барьеры, резинка);
- гимнастические лестницы (используются перекладины, кольца, лесенка, канат);
- плаванье, водные игры (лучше всего - в бассейне, в домашних условиях - в ванне или на пляже);
- танцы;
- подвижные игры (здесь можно придумывать самые различные методики, к примеру, искать припрятанный «клад»);
- катание на самокате, велосипеде, роликах.
Творческие занятия
Все малыши с удовольствием включаются в вышеназванные задания. Как же они радуются, оглядывая шедевр, созданный собственноручно.
Занятия для детей 3-4 лет в детском саду включают:
- аппликации (используются ткань, бумага, природные материалы);
- лепку (из соленого теста, пластилина);
- рисование (карандашами, красками, фломастерами, ручками);
- поделки (изготавливаются из тканей, природных материалов, бумаги).
Развитие мелкой моторики
Очень важно не упускать данный момент. Многие родители, которые проводят занятия и игры для детей 3-4 лет дома, о моторике совсем забывают. А зря, ведь данный навык является сильнейшим стимулом для развития у ребенка памяти, мышления, речи и внимания.
Отличными занятиями являются:
- застегивание, перебирание (можно использовать и обычные застежки, кнопки, пуговицы, петельки);
- выкладывание рисунков или узоров (из камушков, крупы, ракушек);
- игры в песочнице;
- конструкторы, кубики;
- разнообразные шнуровки;
- (под определенные детские стихотворения выполняются различные жесты - хлопанье, сжимание, разжимание кулачков и прочие).
Ролевые игры
Психологи рекомендуют с детства давать понятие детям о социологии. Данные навыки следует формировать именно в процессе сюжетно-ролевых игр. Например, рассмотрим важность занятия для детей 3-4 лет по теме «Посуда». Малыши, в особенности девочки, «примеряют» роль взрослого человека. Это позволяет получить определенные навыки, которые пригодятся в будущем. Впечатления, отложенные у детей, позволяют формировать правильные ценности - радушное принятие гостей, умение сервировки стола. А у некоторых закладываются будущие интересы и увлечения.
Достаточно легко придумать самые различные ролевые игры. Некоторые из них:
- игра (с пупсами, машинками, самолетами);
- кукольный театр (можно и самим инсценировать любимые сказки).
Развитие логики
Как выше отмечалось, малыш уже достаточно сообразителен. Различные задачки вызывают у него большой интерес. Заготовьте заранее специальный материал для данных занятий.
- понятие «один - много»;
- сравнение «маленький предмет - большой»;
- ознакомление с понятиями «верх», «низ»;
- длинный - короткий;
- классификация предметов (например, группы - птицы, деревья, овощи);
- высокий - низкий;
- цветовая гамма.
Для таких занятий целесообразно использовать заготовленные карточки. Как правило, малыши с удовольствием выбирают из группы предметов «лишний», любят искать изменения в картинках. Нравится им находить нужные пары.
Развитие речи, счета, чтения
В данном возрасте, по мнению психологов, уже можно внедрять «учебные» темы для занятий. Детей следует заинтересовать игровой формой. Грамотно спланировав «урок», можно легко обучить ребенка.
Перечень занятий:
- изучение букв;
- чтение;
- изучение цифр;
- счет предметов;
- добавление в стихотворение пропущенных слов;
- пересказ историй, сказок;
- описание картинки, предмета;
- отгадывание загадок;
- разучивание песенок, стихов;
- прослушивание сказок.
Окружающий мир
Вкладывая в голову ребенка понятия о явлениях природы, различных предметах, вы не должны забывать о прививании нравственности. Разработайте специальные занятия для детей 3-4 лет о доброте. Объясните на понятном малышу сказочном языке, почему нужно заботиться, помогать. Разъясните, как следует дружить. На примере сказок подтвердите, что лишь добрые отношения могут перебороть зло.
Чтобы познакомить ребенка с окружающим миром, затроньте следующие темы:
- животные;
- семья;
- времена года, дни недели, месяца;
- растения;
- космос;
- география (страны, реки, горы);
- назначение предметов (съедобное или нет);
- измерение (веса, длины, объема, роста);
- человек (доступные анатомические понятия);
- бытовые навыки;
- вежливость, этикет.
Заключение
Все занятия для детей 3-4 лет не только помогут воспитать гармонично развитую личность, но еще доставят неимоверное удовольствие от радости общения с малышом. Ведь нет ничего прекрасней, чем радоваться вместе с крохой его первым работам, открытиям. Особенно если малыш «создает шедевры» и в жизни, проявляя к окружающим любовь, доброту и нежность.
Давайте разберем, что умеет 3-летний малыш, почему в этом возрасте возникает кризис развития и как с ним справиться, а также с помощью каких занятий развивать трехлетнего ребенка.
В 3 года происходит новый виток в развитии ребенка, сопровождающийся кризисом
Особенности возраста
- Моторное развитие ребенка совершенствуется. Малыш в возрасте 3 лет хорошо управляет собственным телом. Он шагает равномерно, без лишних движений, может менять темп ходьбы и способен научиться ездить на велосипеде.
- Работоспособность нервной системы трехлетнего ребенка становится больше. Ребенок более длительное время бодрствует и готов усваивать новую информацию. Он уже более терпеливый и может заниматься каким-либо одним делом дольше, чем в 2 года (до 20-25 минут).
- Тонкая моторика также улучшается, позволяя крохе освоить застегивание пуговиц, рисование карандашами, применение столовых приборов и другие бытовые навыки.
- Словарный запас 3-летнего малыша уже включает более 1000 слов. Ребенок применяет в разговоре почти все части речи, хоть иногда и неправильно. Улучшается произношение звуков, хотя дети в 3 года могут еще не выговаривать многие звуки. Трехлетки постоянно проговаривают свои действия, создавая впечатление, что они вообще не молчат. Также характерной особенностью речи детей этого возраста является наличие многочисленных вопросов.
- Основной деятельностью ребенка трех лет остается игра. Сейчас малыш больше всего любит ролевые игры. В разыгрываемых ребенком сценках имеется сюжет, поскольку у крохи развивается абстрактное мышление и воображение.
Играйте вместе с ребенком и придумывайте интересные сюжеты
Многие малыши в этом возрасте при первой же возможности хотят поиграть в чужие игрушки, при этом не обращая внимания на свои. Нормально ли это и как реагировать на эту ситуацию, смотрите в видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары).
Что должен уметь ребенок?
Большинство детей в трехлетнем возрасте уже умеют:
- Быстро бегать, прыгать, перешагивать препятствия.
- Произносить до 1500 слов и составлять из них сложные предложения.
- Длительно слушать сказки.
- Задавать много вопросов.
- Выполнять задание, не отвлекаясь, минимум 5 минут.
- Рассказывать знакомую сказку по картинке.
- Разучивать стихи и песни.
- Произносить свое имя и фамилию, знать свой возраст (показывает на пальцах) и пол.
- Показывать части тела и знать их назначение.
- Называть себя «я».
- Здороваться, прощаться и говорить «спасибо».
- Выполнять одновременно 2 действия, например, хлопать и топать.
- Играть с другими детьми, обмениваясь игрушками.
- Кататься на 3-колесном велосипеде, на санках, а также на качелях.
- Считать до трех.
- Ориентироваться в 7 цветах (включая белый и черный) и в геометрических фигурах.
- Собирать игрушки из 4-6 деталей.
- Понимать разницу в размерах предметов, их форме и весе.
- Рисовать по своему замыслу.
- Фантазировать в ролевых играх и соблюдать правила в подвижных.
- Самостоятельно одеваться, а также раздеваться и складывать собственную одежду.
- Застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
- Использовать носовой платок.
- Аккуратно есть (не только ложкой, но и вилкой) и пользоваться салфеткой.
Выбирайте наиболее "слабые" места в развитии ребенка и работайте над ними
Что такое "кризис трехлетки"?
Поведение большинства детей в 3-летнем возрасте поразительно изменяется, вызывая у родителей непонимание и панику. Мама начинает переживать, что упустила что-то в воспитании, но на самом деле это абсолютно нормальные перемены для деток этого возраста.
Развитие ребенка проходит через несколько кризисов, среди которых трехлетний является наиболее бурным и сложным для родителей. Он постепенно нарастает, начиная с 2-летнего возраста. На своем пике такой кризис проявляется бурными истериками и конфликтным поведением ребенка, но вскоре проходит, став настоящей школой жизни для карапуза.
Основными признаками «кризиса 3 лет» являются:
- Негативизм ребенка. Малыш на все предложения со стороны взрослых отвечает «нет».
- Упрямство. Ребенок настаивает на собственном мнении и предложении.
- Отказ от действий, которые раньше делал без каких-либо проблем, например, ребенок не хочет есть, умываться или чистить зубки.
- Желание все делать самостоятельно, даже если не умеет. Ребенок не спешит обратиться за помощью.
- Конфликтное поведение. Ребенок бунтует и протестует практически против всего, что говорят родители.
- Обесценивание. Прежде спокойный тихий малыш может начать демонстративно бросать и ломать игрушки, портить вещи, ругаться.
- Ревность. Она особенно ярко проявляется при наличии в семье других детей, но также может быть направлена и на отца.
Появление таких изменений в поведении малыша трех лет связано с осознанием крохи, что он уже довольно взрослый для влияния на обстоятельства и других людей, а также способен принимать решения. Ребенок считает себя большим и хочет, чтобы его уважали. Он бунтует против командования родителей, поэтому становится упрямым, кричит, истерит. Однако противоречивое поведение переносится ребенком не менее тяжело, чем его родителями. Малыш не может понять, что с ним происходит, а также не может управлять собственными эмоциями.
Проявление криза в 3 года нужно принять как данность. При правильном поведении родителей кризис со временем бесследно пройдет
Самым сильным проявлением кризиса трехлетки являются истерики. В более раннем возрасте они могли изредка возникать из-за переутомления, и основным действием родителей было успокоить малыша. В 3-летнем возрасте истерики становятся способом манипуляции. Именно поэтому они появляются в местах, где имеются зрители, например, на улице или в магазине.
Как реагировать на истерики ребенка и стоит ли выполнять его требования, смотрите в передаче Е. Комаровского.
Чтобы пережить такой кризисный период без особых трудностей, родителям можно посоветовать следующее:
- Поменяйте стратегию общения с малышом. Признайте, что ребенок вырос и может проявлять самостоятельность. Перестаньте делать за малыша то, с чем он может справиться своими силами.
- Всегда предлагайте выбор либо его иллюзию. Например, если предстоит прогулка, спросите кроху, как вы будете спускаться – на лифте или по ступенькам, а если скоро обед, спросите, из какой тарелки ребенок будет есть – из красной или из зеленой.
- Не заставляйте ребенка что-либо делать, а предлагайте вам помочь. К примеру, вы собираетесь перейти улицу. Не говорите ребенку, что это опасно и обязательно нужно держать взрослого за руку, а предложите перевести вас через дорогу, так как вы боитесь машин.
- Давайте ребенку для любого действия больше времени, чтобы не спешить.
- Если ребенок ставит ультиматум, отвечайте «нет» и постарайтесь сохранить спокойствие. Не обращайте внимания на крики, падения на пол, взгляды прохожих. Если пойти на поводу, такое поведение еще не раз повторится.
- Упавшего на проезжей части или в лужу ребенка поднимите, отнесите в безопасное место и оставьте покричать там.
- Не критикуйте и не ругайте ребенка после истерики. Лучше научите кроху выражать свои эмоции словами.
Если у вас растут дети с маленькой разницей в возрасте, посмотрите следующее видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары). Узнаете, как реагировать на агрессию старшего ребенка по отношению к младшему.
Рост и вес
Если сравнить с показателями в 2,5 года, ребенок к своему трехлетию прибавляет примерно 1000-1200 г и вырастает на 4-5 см. Показатели физического развития девочек обычно бывают несколько ниже, чем мальчиков. Для ориентации, нормален ли темп физического развития вашего трехлетнего ребенка, мы собрали в таблице средние значения основных параметров, а также граничные показатели нормы для каждого пола:
Большинство родителей не довольны весом своего ребенка. Стоит ли беспокоиться из-за отклонения от нормы, смотрите в телепередаче Е. Комаровского.
Виды развития ребенка
Физическое
Такой вид развития направлен на повышение выносливости ребенка, развитие ловкости и координации движений. Занятия, затрагивающие физическое развитие, должны быть у трехлетнего ребенка ежедневными и могут включать такие действия:
- Зарядка под музыку, стихи или видео-урок.
- Перешагивания через препятствия (разложите на полу бруски).
- Ходьба по наклонной доске.
- Перепрыгивание через нарисованную на полу линию.
- Ходьба по разложенной на полу веревке.
- Прыжки на двух ногах с места вперед.
- Спрыгивание с небольших возвышенностей.
- Игры с мячом – бросать друг другу, бросать вверх, а затем ловить, ударять ногой, попадать в коробку, бегать наперегонки с катящимся мячом, прокатить между ножками стула.
- Подвижные игры с несложными правилами.
- Преодоление полосы препятствий.
- Танцы.
- Фитнес с мамой.
- Плавание.
- Упражнения на спортивной стенке (канат, кольца, лесенка, перекладина).
- Езда на велосипеде.
Шведская стенка поможет ребенку проводить время дома более активно
Познавательное
Данный вид развития помогает изучить крохе окружающий мир и разные свойства предметов. Занятия с познавательной целью будут развивать у карапуза внимание, логику, память. В игровой форме кроха изучает первые математические понятия, узнает больше о мире, в котором живет. Занятия в трехлетнем возрасте могут быть такими:
- Ищем цвета по названию и по образцу.
- Последовательно собираем матрешки и формочки разного размера.
- Подбираем плоские геометрические фигуры по образцу.
- Подбираем объемные геометрические фигуры к отверстиям и изучаем их названия.
- Собираем пирамидку из 8-10 колечек разного цвета и размера, руководствуясь рисунком или образцом.
- Изучаем отличия между понятиями маленький-средний-большой.
- Складываем картинку из 2 частей.
- Играем с мозаикой и лото.
- Запоминаем место, в котором находилась игрушка, которую убрал взрослый.
- Ищем целую картинку по ее детали.
- Изучаем понятие правый-левый.
- Обобщаем предметы по какому-либо свойству, например, плавающие, летающие.
- Изучаем с ребенком явления природы, растительный и животный мир, трудовые действия.
- Находим лишний предмет в группе.
- Выбираем из группы предметов противоположные.
- Изучаем цифры.
- Ищем тень картинки.
- Подбираем заплатки.
- Добавляем недостающие предметы.
Занятия должны быть интересными для ребенка
Родители могут начинать в игровой форме знакомить ребенка с математическими понятиями. Проведите следующее занятие по методике "Цветоник", которое показывает М. Л. Лазарев (эксперт по музыкальному развитию) в следующем видео.
В трехлетнем возрасте крохе будет интересно познакомиться и с днями недели. Занятия проводите в игровой форме и с хорошим настроением.
Сенсорное
Такое развитие задействует органы чувств ребенка – осязание, вкус, обоняние, зрение, слух. Во время занятий сенсорикой кроха улучшает тактильную чувствительность, учится распознавать предметы по запаху и вкусу. Такие занятия в трехлетнем возрасте могут включать:
- Определение фактуры предметов.
- Определение геометрических фигур на ощупь.
- Угадывание животных по звукам, которые они произносят.
- Игры с сенсорными мешочками и коробками.
- Угадывание предметов по запаху.
- Угадывание продуктов питания по вкусу.
Занятия по развитию должны быть разносторонними
Музыкальное
Данный вид развития трехлетнего малыша не просто воздействует на слух ребенка, но и прививаем ему чувство ритма и музыкальный вкус.
Развивать малыша можно с помощью таких занятий:
- Пение.
- Игра на музыкальном инструменте.
- Прослушивание музыки с разным ритмом.
- Угадывание звуков бытовых предметов.
- Угадывание песен.
- Танцы.
- Музыка фоном.
Эксперт по музыкальному развитию Лазарев М.Л. показывает, как можно провести театральное представление "Праздник музыки" по методике "Цветоник". Ребенок познакомится с музыкальными инструментами и музыкальными интервалами.
Речевое
Для ребенка 3 лет очень важно постоянно расширять словарный запас, поэтому следует больше общаться с карапузом. Также на речевое развитие влияют занятия по артикуляции. С малышом этого возраста речевым развитием можно заниматься так:
- Разучивать песенки и стихи.
- Обсуждать сюжетные картинки.
- Рассказывать по картинкам сказку.
- Обсуждать прочитанное.
- Слушать сказку, которую читает взрослый, а также в аудио-записи.
- Загадывать малышу загадку, в которой отгадкой является последнее слово четверостишия.
- Разговаривать с малышом о том, как прошел день.
- Обсуждать разные ситуации на тему «а что, если?».
- Выполнять артикуляционную гимнастику.
- Изучать гласные.
Пойте, учите стихи и разговаривайте больше с ребенком для его речевого развития
Мелкая моторика
Развивать моторику крайне важно для стимуляции речевого развития карапуза, поскольку зоны мозга, ответственные за речь и движение рук, находятся очень близко. Если во время занятий кроха будет больше задействовать пальчики, вы будете одновременно стимулировать речевую зону. Подходящими занятиями на мелкую моторику для 3-летнего малыша являются такие:
- Пальчиковая гимнастика.
- Игры с песком и крупами.
- Застегивание кнопок, петелек, разных застежек, пуговиц.
- Нанизывание на шнур разноцветных бусин, в том числе с чередованием цвета и формы бусинок.
- Игры с матрешками, шнуровками, мозаикой, вкладышами, прищепками.
- Выкладывание узоров из макарон, ракушек или камешков.
- Игры с водой.
Творческое
К занятиям, которые будут стимулировать творчество ребенка, относят разные виды рисования и аппликаций, игры с конструкторами, лепку и подобные. С малышом трехлетнего возраста можно заниматься так:
- Дорисовывать детали к рисункам, например, листья к ветке или стебли к цветам.
- Рисовать линии, прямоугольники, овалы и кружочки.
- Закрашивать рисунок.
- Рисовать по своему замыслу и рассказывать, что рисует.
- Раскатывать пластилин или тесто в ладонях и лепить несложные фигуры (колбаски, шарики, бублики).
- Делать несложные аппликации, используя бумагу, природные материалы, кусочки тканей.
- Строить из кубиков мосты, заборы, дома, используя речевую инструкцию, свою фантазию, образец или рисунок.
- Вырезать детскими ножницами.
- Украшать торты или бутерброды вместе с мамой.
- Инсценировать сказку.
- Играть с кукольным театром.
Готовьте и украшайте блюда вместе с ребенком
Для творческого развития малыша проведите занятие по методике "Маленький Леонардо", которое показывает Теплякова О.Н. - эксперт по интеллектуальному развитию.
Социальное
Трехлетний ребенок тянется к сверстникам и много общается с другими детьми. Многие малыши этого возраста уже посещают детский сад, поэтому их социальное развитие идет своим темпом во время общения с детками в группе. Если же трехлетка пока не ходит в сад, родителям важно дополнительно уделять внимание социальному развитию чада. Кроме того, к этому виду развития относят и приобретение навыков, которые детям понадобятся в быту.
Занятия, направленные на социальное развитие крохи, будут такими:
- Игры с другими детками с использованием предметов-заместителей.
- Изучение слов вежливости.
- Складывание одежды перед сном.
- Обучение завязыванию шнурков и застегиванию пуговиц.
- Изучение правил поведения за столом.
- Посильная помощь по дому.
Многие родители сталкиваются с трудностями расставания с ребенком, сопровождающиеся слезами и истериками крохи. Нормально ли это и стоит ли дальше водить малыша в детский сад, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.
Примерная программа упражнений на неделю
Составив недельный план занятий для развития трехлетнего ребенка, вы сможете равномерно распределить занятия по дням недели, при этом ничего не упускать, но и не перегрузить карапуза. Для каждого ребенка такой план занятий будет своим. Его составление должно быть основано на интересах малыша и мамы, а также наличии определенных навыков у карапуза. В план вписывается посещение спортивных и развивающих занятий, массаж и другие обязательные действия.
При составлении плана впервые лучше ориентироваться на минимальный перечень занятий. Через одну-две недели вы сможете проанализировать, как ребенок справляется, нужно ли добавить какие-либо занятия, что больше нравится малышу, а что удается сложнее.
Занятия должны проводиться только при наличии хорошего настроения и быть в удовольствие как родителям, так и ребенку
Мы предлагаем такой примерный недельный распорядок развивающих занятий для 3-летнего ребенка:
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
Воскресенье |
|
Физическое развитие |
Плавание |
Зарядка по видео-уроку |
Игры с мячом |
Зарядка под музыку |
Игра с фитболом |
Подвижные игры |
|
Познавательное развитие |
Изучение цифр |
Изучаем птиц |
Ищем целое по детали |
Изучение явлений природы |
Изучение цветов |
||
Сенсорное развитие |
Игры с сенсорным мешочком |
Изучаем вкусы |
Изучаем запахи |
Угадывание предметов на ощупь |
|||
Мелкая моторика |
Пальчиковая гимнастика |
Игра с прищепками |
Игра с песком |
Игра с бусинами |
Игра с водой |
Игра с крупой |
|
Музыкальное развитие |
Изучение музыкальных инструментов |
Музыка фоном |
|||||
Речевое развитие |
Чтение сказки |
Артикуляционная гимнастика |
Рассказываем сказку по картинке |
Разучиваем стих |
Аудио-сказка |
Обсуждаем сюжет картинки |
|
Творческое развитие |
Рисование |
Кукольный театр |
Рисование |
Игры с конструктором |
Раскрашивание |
Аппликация |
|
Социальное развитие |
Изучаем этикет |
Игры со сверстниками |
Изучаем слова вежливости |
Уход и режим
В развитии 3-летних детей следует уделять внимание поддержанию здоровья малышей, поэтому важность режима дня и ухода за карапузом не поддается сомнению:
- Малыш должен достаточно отдыхать. Примерная длительность сна в 3-летнем возрасте составляет 12-13 часов в сутки. Многие детки могут отказываться от сна в дневное время, но педиатры отмечают, что дошкольники нуждаются в отдыхе днем, поэтому родителям стоит стараться укладывать ребенка днем поспать на 1-2 часа.
- Утро трехлетки должно начинаться с гигиенических процедур. Ребенок должен самостоятельно умываться, чистить зубки и причесываться. Родителям следует постоянно напоминать малышу о мытье рук перед едой и после возвращения с прогулки, а также после туалета.
- Многие родители продолжают закалять детей, проводят процедуры в период после дневного сна. К таким процедурам относят солнечные ванны, прогулки на свежем воздухе, обтирания смоченным полотенцем, обливание ног или всего тела, контрастный душ, купание в водоемах.
- С трехлетним ребенком советуют гулять 1-2 раза в день, одевая карапуза по погоде.
- В питании ребенка этого возраста предусмотрено 4 приема пищи, между которыми проходит 3-4 часа. Питательность дневного рациона трехлетних детей составляет 1500-1800 ккал.
И еще раз о самом важном: что происходит с ребенком в 3 года и почему важно правильно себя вести в этот непростой период, смотрите в видео детского психолога Юлии Миловановой на Открытом телеканале.
- В трехлетнем возрасте важно обеспечить наличие у ребенка игрушек, которые будут поддерживать двигательную активность малыша (мяч, велосипед, кегли и подобные). Также для игр трехлетнего карапуза нужны конструкторы и пирамидки, лото и кубики, книги и плакаты, наборы для творчества и игрушки для ролевых игр (куклы, животные, посуда, продукты и другие).
Это только кажется, что малыш 3 лет меньше требует к себя внимания, ведь не нужно менять памперсы, кормить из ложки. На самом же деле теперь перед родителями стоит не менее важная задача-вырастить развитую, гармоничную личность, которая умеет мыслить. У детей в возрасте 3-4 лет начинается период дошкольного развития, они многое умеют, но самое главное – они стремятся узнать, как можно больше. В данной статье мы расскажем о том, на что должны быть направлены занятия для детей данного возраста.
Домашние занятия в 3-4 года должны быть регулярными
Каковы правила организации работы с детьми?
Счет
Развивающие упражнения на 3-4 года должны включать обучение счету, то есть ребенка можно познакомить с порядковым счетом до 10. Он также может выкладывать цифры из подручных материалов, составлять несложные задачки. В данном возрасте математика основывается на элементарной логике, то есть можно с крохой поискать пару предмету, найти лишний предмет.
Наблюдения за окружающим миром должны быть активными
Знакомство с окружающим миром
В возрасте 3-4 лет необходимо давать ребенку элементарные понятия об окружающей нас среде, нужно его познакомить с животными, затронув тему домашние и дикие, с временами года, днями недели, осадками, съедобными и несъедобными предметами.
Следует обратить внимание на такие понятия, как узкий – широкий, высокий – низкий, большой – маленький, длинный – короткий. К тому же, на примере сказок следует затронуть тему добра и зла.
Развитие ребенка – это очень важный процесс, который нужно проводить в дружеской и свободной форме, если ребенку будет интересно, тогда обучение будет происходить быстрей и эффективней.
Похожие материалы
Как правило, в довольно юном возрасте, ребенок начинает выражать свое стремление выражать впечатления, которые он получает в процессе своего взросления. Делает он это разными способами: голосом, движениями, действиями. В определенный момент необходимо предоставить малышу возможность более разнообразно выражать себя: дать ему карандаши и бумагу, пластилин или конструктор, научить использовать его. Результат творческой деятельности ребенка является прекрасным средством мониторинга и обогащения его внутреннего мира. Необходимо всячески поощрять детское творчество в той форме, в которой оно наиболее приемлемо для малыша.
Весёлая игра «Парикмахерская»
Цель игры: неважно, учится ли ваш малыш вырезать или уже виртуозно владеет ножницами, в любом случае предложите ему подобную игру: для новичков - играя учиться веселее, а для «продвинутых» - это новый забавный эксперимент!
Вам понадобятся:
- - листы бумаги А4
- - цветная бумага
- - клей-карандаш
Как изготовить :
Лист А4 свернуть пополам (если делать в один слой, то бумага будет сильно загибаться из-за тяжести волос). Нарисовать лицо человечка и вырезать. Из цветной бумаги вырезать волосы, усы, бороду и приклеить к шаблонам. Обе половинки бумаги склеить (кончики волос останутся внутри) и можно приступать к делу.
Данное занятие можно усложнить, например, шаблоны изготовить вместе с ребенком или ребенку самому изготовить шаблоны при поддержке и подсказках взрослого.
Игра «Парикмахерская» развивает мелкую моторику, внимание, усидчивость, воображение.
Обязательно попробуйте и вы эту забавную вырезалочку!
Лепка из пластилина
Все родители стараются провести свой досуг с детьми с пользой. Никто не станет спорить, насколько занятие лепкой полезно для детей. Самый первый материал, с которым работают дети - это, конечно же, пластилин. Маленькие зверушки и букашки из пластилина – первое, что учатся лепить дети.
Занятия лепкой с детьми развивает мелкую моторику, развивает воображение, помогает освоить формы, запомнить цвета, развивает образное мышление, воспитывает аккуратность, точность и самостоятельность.
Говоря о лепке для самых маленьких, нужно продумать все детали, посмотреть на процесс глазами ваших детей. И начнем, пожалуй, с самого простейшего.
Уроки рисования
Уроки рисования карандашом поэтапно - это занятия, которые помогут освоить технику рисования, независимо от способностей или возраста. Рисовать – это действительно просто!
Вы только подумайте, как обрадуется ваша кроха, когда вы ей расскажете, что с сегодняшнего дня мы учимся рисовать карандашом! Почему карандашом? Начинать надо с простого. И проще всего начать именно с легких рисунков карандашом. Постепенно вы будете постигать все более сложные навыки. И, в итоге, сможете перейти к работе красками. Рисование для детей станет любимым занятием, постепенно введет малышей в удивительный мир ярких образов и любимых героев.
Занятия рисованием с малышами очень хорошо развивает воображение, образное мышление, воспитывает чувство прекрасного, самостоятельность, аккуратность, помогают в понимании природы окружающих предметов, развивает мелкую моторику.
В 3-4 года дети очень любознательны, они интересуются всем, что происходит вокруг, изучают предметы и их свойства, учатся сравнивать, искать сходства и различия между ними. Важно поддерживать познавательную активность ребенка, формировать позитивное отношение к обучению.
В возрасте 3-4-х лет дети уже довольно самостоятельны, много умеют делать и накопили внушительный багаж знаний. Активно развивается логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи. Заниматься всесторонним развитием ребенка необходимо с раннего детства, так как именно в этот период идет интенсивное физическое и психическое развитие, закладывается основа для формирования и становления ребенка как отдельной личности.
Программа занятий с детьми 3-4-х лет должна включать:
- задания для развития мелкой и крупной моторики;
- занятия по формированию и развитию речи;
- изучение элементарных математических понятий;
- музыкальные занятия;
- рисование;
- задания, развивающие логическое мышление.
Развивающие упражнения и игры с детьми, не посещающими детские дошкольные учреждения, можно проводить дома.
Развитие речи
В 3-4 года у детей идет интенсивное развитие речи – она становится более сложной и развернутой, изменяется ее словарный состав. Предложения удлиняются и усложняются. Занятия по развитию речи необходимы для расширения словарного запаса, совершенствования разговорных навыков, формирования способности формулировать и связно выражать свои мысли. Дети учатся грамматически правильно строить предложения, в том числе сложные, употреблять предлоги и склонять слова. В 3-4 года многие дети знают и употребляют в речи вежливые слова – «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте» и т.д.
Упражнения для развития речи младших дошкольников:
- составление небольшого рассказа по сюжетной картинке;
- описание предмета по картинке;
- группирование предметов по признаку;
- игры с использованием предлогов – перемещение предмета на стол, под стол, за стол, около стола и т.д.;
- изучение характеристик, признаков и свойств предметов по картинкам;
- группировка предметов по назначению;
- пересказ небольшой сказки.
Также программа развития речи у детей 3-4-х лет должна включать игры, которые знакомят ребенка с формами слов во множественном числе, развивают навыки правильного употребления форм глаголов, местоимений и предлогов. Задания должны быть интересными и соответствующими возрасту ребенка.
В 3-4 года у детей могут наблюдаться проблемы в произношении некоторых звуков, поэтому очень полезна будет артикуляционная гимнастика. Заниматься можно дома, с помощью специальной литературы.
Развитие моторики
Начинать заниматься развитием мелкой моторики желательно с раннего возраста, так как она оказывает значительное влияние на развитие речи, которая в свою очередь является одним из самых мощных факторов общего развития детей. Более того, мелкая моторика тесно связана с такими психическими процессами, как внимание, мышление, координация, воображение и память. Упражнения на развитие мелкой моторики у детей в возрасте 3-4-х лет очень важны, так как в дальнейшем точные, четко скоординированные действия пальцев и кистей будут необходимы для овладения навыком письма, рисования, бытовых нужд (одевания, причесывания и т.д.).
Упражнения на развитие моторики дошкольников:
- пальчиковая гимнастика;
- лепка;
- аппликации;
- рисование;
- различные графические задания – штриховка, обводка;
- игры со шнуровкой.
Дети в 3-4 года, как правило, обращают внимание на яркие предметы и картинки, поэтому в процессе занятий с детьми и в дошкольных учреждениях, и дома желательно использовать интересный дидактический материал.
Математика
Упражнения:
- посчитать количество определенных предметов на рисунке и найти соответствующее ему графическое изображение цифры;
- выборочно посчитать только яблоки или только карандаши;
- показать на картинке самый маленький и самый большой предмет;
- указать на картинке фигуры — круг, квадрат и треугольник.
Задания, требующие от детей усидчивости и концентрации внимания, необходимо чередовать с активными, подвижными играми, чтобы избежать переутомления ребенка и сохранить интерес к занятиям. В 3-4 года детям сложно удерживать внимание на одном занятии. Необходимо учитывать эту особенность и разрабатывать программу занятий в соответствии с ней. Дома обучать ребенка раннего возраста элементарным математическим действиям можно занимаясь повседневными делами и используя подручные материалы.
Музыкальные занятия
Музыкальные занятия очень важны для полноценного и всестороннего развития детей 3-4-х лет. Они развивают слуховое внимание, умение чувствовать ритм и ориентироваться в пространстве. Дети учатся выражать характер и настроение музыки при помощи движений и мимики. Развивается костно-мышечная система, пластичность, координация движений.
Танцуя, дети не только осваивают различные движения, но и создают определенный художественный образ с учетом характера и настроения музыкального произведения. Танец – это прекрасное средство раннего эстетического и художественного развития ребенка. Занятия ритмикой рекомендуется включать в программу обучения детей 3-4-х лет с интеллектуальными нарушениями и речевыми проблемами. Занятия включают:
- простые речевые и двигательные упражнения;
- песни, стихи;
- пальчиковую и артикуляционную гимнастику;
- танцы с четко выраженным ритмом;
- изучение музыкальных инструментов и их звучания;
- подвижные игры.
Танцы и простые танцевальные упражнения – это эффективные методы тренировки детского организма. Они помогают снять эмоциональное напряжение, расслабиться, развивают чувство ритма, способствуют формированию хорошей осанки и походки, ловкости и плавности движений. Практически все дети любят танцевать с раннего возраста, поэтому занятия приносят им много положительных эмоций и поднимают настроение.
Развитие логического мышления
В возрасте 3-4-х лет у детей на основе наглядно-действенного начинает формироваться наглядно-образное мышление, активно развивается логическое мышление. В 3-4 года дети, как правило, умеют собирать пазлы или разрезные картинки из 3-4 частей, определять в группе лишний предмет или находить предмету пару, знают некоторые профессии, виды транспорта, ориентируются во времени суток.
Упражнения для развития логического мышления:
- найти отличия на двух похожих картинках;
- определить на картинках предметы, которые относятся к одной группе – посуда, одежда или игрушки;
- сравнить предметы по размеру, цвету и форме;
- собрать простую картинку из 3-4-х частей;
- определить сходства и различия между двумя предметами.
Логические игры учат ребенка сравнивать предметы, анализировать их свойства, устанавливать причинно-следственные связи и делать собственные умозаключения о различных явлениях. Во время игры ребенок учится просчитывать ход событий и делать выводы.
Рисование
Занятия рисованием полезны для развития моторики, воображения, творческих способностей, фантазии и воображения. В процессе рисования ребенок знакомится с различными цветами, экспериментирует с линиями и формами, изучает свойства материалов. Для детей в 3-4 года это особенно важно, так как именно в этом возрасте дети усваивают простейшие математические понятия, знакомятся с формой, величиной и цветом предметов.
Упражнения :
- дорисуй по точкам;
- раскрась по образцу;
- выполни штриховку.
Рисование – это увлекательное, интересное занятие, которое развивает художественный вкус и обогащает знания детей. Оно помогает подготовить руку ребенка к письму и познакомить его с основными геометрическими фигурами.
Занятия с детьми 3-4-х лет как в дошкольном учреждении, так и дома должны проходить в игровой форме и дружественной обстановке. Задания должны соответствовать возрасту ребенка. Очень важно поощрять старания и помогать крохе, если какие-то задания вызывают у него трудности. Необходимо сформировать у ребенка положительное отношение к занятиям, чтобы сохранить познавательную активность. Ввиду особенностей развития детей возраста 3-4-х лет рекомендуется чередовать умственную, творческую и физическую деятельность, чтобы не допустить переутомления ребенка.