Рисование красками с детьми 2 3. Первые шаги в рисовании: учим ребенка творчеству

В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми 2–3 лет по рисованию и лепке. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; воспитанию чувства прекрасного, формированию изобразительных умений и навыков.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям.

Д. Н. Колдина
Лепка и рисование с детьми 2–3 лет. Конспекты занятий

Введение

Занятия изобразительной деятельностью не только помогают ребенку овладеть элементарными приемами лепки и рисования, но и благотворно влияют на общее развитие малыша: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, внимание, память, воображение.

В данном пособии представлены конспекты увлекательных комплексных занятий лепкой и рисованием с детьми 2–3 лет.

Занятия построены по принципу "от простого к сложному" и проводятся один раз в неделю в течение года. Полезно проводить интегрированные занятия: на одном занятии рисовать точки на спинке божьей коровки, а на следующем лепить маленькие шарики из пластилина и прикреплять их на спину другой божьей коровки. Таким же образом можно лепить и рисовать круглые витаминки, маленькие яблоки на яблоне и т. д. Используя предлагаемые в данном пособии методы и приемы работы, можно придумать новые задания: картофель в мешке, узоры на сарафане, пруд для рыбок, дупло для белки и др.

В период от 2 до 3 лет ребенок стремительно овладевает речью. Песенки, потешки и сказки – первые литературные произведения, которые слышит малыш. Знакомясь с произведениями поэтов и писателей, устным народным творчеством, пронизанным мудростью и добротой, ребенок учится быть честным, справедливым и отзывчивым. У детей этого возраста хорошо развита фантазия, они получают яркие впечатления от эмоционально рассказанной сказки. Дети сопереживают настолько активно, что даже чувствуют себя участниками событий, о которых идет речь в сказке или потешке. Малыши с большим энтузиазмом будут помогать героям, нуждающимся в их поддержке: лепить печенье для голодного котенка, "строить" для зверей теремок, который развалил медведь и т. д. Почти все предагаемые в пособии занятия начинаются со сказки, веселого стихотворения или потешки. Это помогает эмоционально затронуть малышей, превратить занятие в увлекательную игру. Созданию игрового настроения способствуют также ролевые и подвижные игры, занимательные задания на развитие мышления.

Занятия изобразительной деятельностью предполагают не только обучение приемам лепки и рисования, но и, прежде всего, общение взрослого и малыша. Наблюдая за каждым ребенком на занятиях или в игре с другими детьми, вы можете больше узнать о нем и справиться с трудностями в его поведении.

Если ребенок бросает свое занятие , как только у него что-то не получилось, значит, он не умеет преодолевать препятствия. Этому можно научить, предлагая ему другие способы достижения желаемого. Ребенок поймет, что из любой ситуации есть выход. Например, если малышу не удается нарисовать машинку, предложите ему вместе с вами сделать машину из спичечных коробков или конструктора.

Если ребенок быстро теряет интерес к занятию , возможно, оно слишком простое или сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, малышу нужно лепить из пластилина баранки. Если это слишком просто для него, предложите лепить калачи и украшать их бусинками, пуговицами и другим материалом. Если задание слишком сложное, начните с лепки "пирожков" (шариков) из пластилина и также украсьте их дополнительным материалом.

Если ребенок быстро устает , не может высидеть и пяти минут, попробуйте развить его выносливость, используя массаж, закаливание, спортивные упражнения; на занятиях чаще чередуйте активные и спокойные действия.

Для того чтобы ребенок понимал задание и выполнял его , необходимо развивать внимание и умение сосредотачиваться. Поиграйте с ним в игру "Что изменилось?" Положите перед ребенком 3–4 игрушки, а потом незаметно для него спрячьте одну игрушку или поменяйте игрушки местами. Старайтесь привлечь ребенка к логическому завершению задания ("Давай приготовим для медведя еще немного печений: он сильно проголодался и очень хочет есть", "Давай слепим Колобка и устроим театральное представление").

Будьте доброжелательны и уважительны к детям. Удерживайте их внимание, меняя тон и интонацию. Поддерживайте каждого ребенка, не ругайте за неудачу, лучше подумайте, как достичь желаемого результата, но и не делайте за малыша то, что он может сделать сам. Приветствуя его самостоятельность, вы научите ребенка преодолевать трудности, принимать решения и нести ответственность за свои действия. Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте, почему так хорошо поступать, а так делать нельзя. Тогда малыш будет лучше понимать вас.

РИСОВАНИЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

1-3 года

самые лучшие и самые эффективные методики

Разработано известным специалистом в области раннего развития детей Еленой Янушко!

Использование и усовершенствование методик в течение 22 лет!

Дорогие взрослые!

В настоящее время идеи раннего развития становятся все более популярными. Прогрессивные специалисты и родители малышей 1-3 лет сходятся во мнении, что чем раньше начать всесторонние занятия с ребенком, тем успешнее и быстрее он развивается. Можно говорить о том, что, создавая развивающую среду для малыша, мы даем ему шанс реализовать потенциал, данный ему от рождения!

Одним из важных направлений развития малыша является творчество. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией – это первый шаг в мир творчества для ребенка, они будят его фантазию, учат быть любознательным в познании нового, развивают креативность (творческое начало личности). Все эти качества становятся особенно важными в наше время, отличающееся быстрым развитием и изменчивостью.

Предлагаем вашему вниманию современные прогрессивные методики, которые позволяют организовать занятия с малышами самым эффективным образом! Специально разработанные для малышей методики рисования позволяют получить яркий результат буквально за считанные минуты! Несложные приемы осваиваются ребенком быстро и без особого труда. Главная задача взрослого – заинтересовать малыша.

Желаем вам успехов в творчестве!




Творчество – это, прежде всего, созидание, то есть создание чего-то нового. В раннем и дошкольном детстве творческий потенциал ребенка с успехом реализуется в продуктивных видах деятельности, к которым относятся рисование, лепка и аппликация. Результатом такой деятельности всегда является некий «продукт» – рисунок, поделка, аппликация – который можно увидеть, подержать в руках, который можно показать близким и знакомым.

Занятия продуктивными видами деятельности приносят много пользы: дают разнообразные сенсорные впечатления, развивают мелкую моторику и речь малыша, знакомят с явлениями окружающего мира, помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, развивают воображение и эстетический вкус, учат видеть мир во всей его красоте и многообразии. Такие занятия пробуждают активность ребенка, делают процесс познания окружающего мира более целенаправленным.

Возможность воочию увидеть результат своих усилий особенно важна для ребенка: это дарит ощущение собственной значительности и компетентности (Я сумел! У меня получилось!), вдохновляет на новые свершения!



РИСОВАНИЕ И ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Все дети любят рисовать. Но помимо получаемого в процессе рисования удовольствия, это еще и интересный и полезный вид продуктивной деятельности, в ходе которого развивается восприятие, происходит обучение графическим навыкам, ребенок учится наблюдать мир, получает новые знания об окружающем мире, развивает мелкую моторику рук. А часто рисование несет в себе и элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает. Правильно организованные занятия рисованием приобщают малыша к миру прекрасного, развивают креативность, с раннего возраста формируют эстетический вкус, учат видеть мир образно, в его живых красках, позволяют ощутить гармонию окружающего мира.

Но при этом многие думают: раз рисование требует тонких действий рук и пальцев (правильно держать карандаш/фломастер/ручку/кисточку, проводить линии и штрихи, надавливая на карандаш с определенной силой, не выходить во время рисования за край листа), значит, еще рано организовывать занятия рисованием с малышом. Некоторые взрослые боятся, что, познакомившись с изобразительной деятельностью, ребенок может разрисовать все вокруг. Кроме того, для создания красивого рисунка необходимо терпение и время, а малышу бывает трудно сосредоточиться на одном виде деятельности более 5-7 минут…

Не стоит откладывать! Очень важно не упустить возможности, которые открываются именно в раннем возрасте и развивать способности ребенка к образному восприятию мира, придумыванию новых образов и сюжетов уже сегодня! Поэтому специально для занятий с малышами были разработаны методики рисования, предполагающие специальную, игровую организацию занятий и учет психологических и физиологических особенностей детей 1-3 лет. Используя предлагаемые нами методики рисования с детьми раннего возраста, в ваших силах сделать рисование одним из любимых занятий малыша!



В одной из телепередач канала "Просвещение" Елена Янушко рассказывает

о возможностях и особенностях рисования с детьми раннего возраста


Вот сколько пользы дают занятия рисованием маленькому ребенку:


РАЗВИТИЕ РЕЧИ

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ

ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ

РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Елена Альбиновна Янушко – известный педагог, психолог, логопед, автор методик по развитию и обучению детей и около 280 практических книг-пособий по развитию речи и мышления, обучению чтению, сенсорному развитию, формированию математических представлений, обучению рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Педагогический опыт автора – 22 года. Более подробную информацию об автора вы можете найти на персональном сайте:


ИСТОРИЯ ПРОЕКТА

Работа над созданием интересных и полезных заданий по рисованию с самыми маленькими в начале 2000-х уже активно велась. В 2005 году в рамках серии "Библиотека воспитателя" издательства "Мозаика-синтез" вышла методичка "Рисование с детьми раннего возраста", которая переиздавалась в течение восьми лет.


В 2006 году в серии "Это может ваш малыш" издательства "Мозаика-синтез" вышла книга "Волшебные краски", а в следующем, 2007 году вышли книги "Учимся рисовать", "Рисуем карандашами", "Рисуем красками". Все эти книги переиздаются по сей день.


В 2012 году уже в издательстве «Эксмо» (в рамках авторского проекта «Новый ребенок») увидели свет первые книги по рисованию с детьми второго и третьего года жизни. В рамках этого проекта появилась возможность максимально представить самые эффективные методики рисования с малышами в виде прекрасных многоразовых пособий, которые очень быстро смогли оценить и полюбить родители маленьких мальчиков и девочек! Позже материалы заданий по рисованию были выпущены и в виде сборников.

ТЕОРИЯ

полное описание художественных техник рисования с детьми раннего возраста

Книга 1. РИСОВАНИЕ с детьми раннего возраста. Методическое пособие для педагогов и родителей.

Многие хорошо знают брошюру "Рисование с детьми раннего возраста", которая в течение многих лет выходила в издательстве "Мозаика-синтез" и хорошо себя зарекомендовала. Перед вами переиздание данной книги, автор добавила новые материалы, накопленные в течение последних лет, в результате чего объем книги увеличился в 2,5 раза. На страницах книги появились новые черно-белые иллюстрации, а цветные иллюстрации прилагаются на диске - изображения готовых работ по рисованию очень облегчают использование книги, картинки помогают воспринимать прекрасно изложенный материал еще лучше и легче. В этом последнем издании книги описаны самые разнообразные и эффективные техники работы с различными материалами для изобразительной деятельности малышей: рисование цветными мелками (пастель); рисование прямых, волнистых, ломаных, пунктирных, завитых линий, точек, кругов, спиралей карандашами и фломастерами; рисование красками при помощи губки, пальчиков и ладошек, валиков, штампов, сухой кистью, мазками, с использованием трафаретов и раскрасок и другие художественные техники. При этом в каждом разделе книги вы найдете много разнообразных занятий в каждой художественной технике. Книга дает наиболее полное представление о том, как можно организовать занятия рисованием с малышами, и может стать настольной книгой для всех, кто занимается с маленькими детьми.


Книга 2. Спрячь мышку! 1+

, во всей полноте реализующая идеи раннего развития! Сюжеты: малыш прячет лягушку от цапли, мышку от лисы, маленьких черепашек в песке, гусеницу от птички, зайку от волка, прячет самолетик за облачком, а пчелку в цветах, рисует разноцветную радугу. Специальное покрытие страничек, которые не блестят и не рвутся, позволяет повторять занятия, делая книжку многоразовой.


Книга 3. Спрячь рыбку! 1+

Простейшая техника рисования красками, вполне доступная для годовалого малыша – закрашивание изображений при помощи губки , во всей полноте реализующая идеи раннего развития! Сюжеты: малыш прячет рыбку от рыбака, жука от птички, змею от орла, крота под землей, а мишку под снегом в берлоге, кузнечика в зеленой травке, червячка в яблоке, солнышко за тучкой. Многоразовая книжка.


Книга 4. Волшебные зёрнышки 1+

Рисование пальчиками с использованием специальных пальчиковых красок – популярная художественная техника для детей раннего возраста, во всей полноте реализующая идеи раннего развития: обмакивать пальчики в краску и оставлять на страничках разноцветные отпечатки нравится всем крохам! Сюжеты: зернышки для цыплят, следы на снегу, ягодки на полянке, первый снег, сыр для мышки, новогодняя елка, божьи коровки, пятнышки для жирафа. Многоразовая книжка.


Книга 5. Разноцветные шарики 1+

Рисование пальчиками с использованием специальных пальчиковых красок – популярная художественная техника для детей раннего возраста, во всей полноте реализующая идеи раннего развития: обмакивать пальчики в краску и оставлять на страничках разноцветные отпечатки нравится всем крохам! Сюжеты: пузырьки в воде, урожай яблок, дождик, ромашки, морские камешки, зеленые горошинки, вкусный арбуз, шишки на елке. Многоразовая книжка.


Книга 6. Я рисую солнышко 1+

простые , вполне доступные для малыша. Сюжеты: рисуем лучи солнышку, палочки для леденцов, дорожки для грузовика и поезда, стебли цветочкам, полоски на шарфике, веснушки на лицах малышей, разноцветные нитки, ниточки для шариков. Занимаясь вместе со взрослым по книжке, малыш учится рисовать прямые линии, точки, волнистые линии. И все это в интересной игре! Каждая страничка книжки - это своя маленькая история и красивая картинка-основа для рисования. Так что результат труда ребенка, даже в случае самых неумелых ручек, обязательно порадует! Многоразовая книжка.


Книга 7. Я рисую море 1+

Первый альбом по рисованию годовалого малыша – самые , вполне доступные для малыша. Сюжеты: рисуем зеленую травку, хвостики морковкам, ягодки для мишки, червячков для цыпленка и воздушные шарики для малыша, зернышки для птенчика и ножки для грибов, дождик. Занимаясь вместе со взрослым по книжке, малыш учится рисовать прямые линии, точки, волнистые линии. И все это в интересной игре! Каждая страничка книжки - это своя маленькая история и красивая картинка-основа для рисования. Так что результат труда ребенка, даже в случае самых неумелых ручек, обязательно порадует! Многоразовая книжка.


Книга 8. Рисуем с малышом. Забавные картинки. Сборник 1+

Сборник – очень удобный вариант представления материала, ведь теперь все основные методики рисования с самыми маленькими представлены в одной книге: 1) Рисование губкой; 2) Рисование пальчиками; 3) Рисование фломастерами .


Книга 9. Весёлые ладошки 2+

Рисование ладошками с использованием специальных пальчиковых красок или разведенной гуаши – популярная художественная техника для детей раннего возраста, во всей полноте реализующая идеи раннего развития: обмакивать ладошки в краску и оставлять на страничках разноцветные отпечатки нравится крохам! Сюжеты: веселые ладошки, варежка и перчатка, красные тюльпаны, осьминог, волшебные птицы, дерево – осеннее и весеннее, ёжик, лебеди. Специальное покрытие страничек, которые не блестят и не рвутся, позволяет повторять занятия, делая книжку многоразовой.


Книга 10. Весёлая семейка 2+

Рисование ладошками с использованием специальных пальчиковых красок или разведенной гуаши – популярная художественная техника для детей раннего возраста, во всей полноте реализующая идеи раннего развития: обмакивать ладошки в краску и оставлять на страничках разноцветные отпечатки нравится крохам! Сюжеты: Веселая семейка, Медуза, Рыбка, Петушок, Пеструшка, Павлин, Солнышко, Бабочка. Специальное покрытие страничек, которые не блестят и не рвутся, позволяет повторять занятия, делая книжку многоразовой.


Книга 11. Разноцветные улитки 2+

Несложные задания по рисованию фломастерами , вполне доступные для двухлетнего ребенка – занимаясь вместе со взрослым по книжке, малыш учится рисовать прямые и волнистые линии, спирали. Сюжеты: рисуем домики для улиток, дорисовываем жучкам лапки, а зебре – полоски, рисуем клетку для грозного льва и яички для курочки, конфетки на тарелочке и яблоки на яблоне, дорисовываем ноги осьминогу. И все это в интересной игре! Каждая страничка книжки - это своя маленькая история и картинка-основа для рисования. Многоразовая книжка.


Книга 12. Разноцветные клубочки 2+

Несложные задания по рисованию фломастерами , вполне доступные для двухлетнего ребенка – занимаясь вместе со взрослым по книжке, малыш учится рисовать прямые и волнистые линии, спирали. Сюжеты: мячики и шарики, полосатые тельняшки для моряков, разноцветные клубочки в виде спиралей, иголки для ёжика, черепашки, ягоды рябины, кудряшки для куклы. И все это в интересной игре! Каждая страничка книжки - это своя маленькая история и картинка-основа для рисования. Многоразовая книжка.


Книга 13. Волшебные линии 2+

Рисование разнообразных линий при помощи такого важного инструмента рисования, как кисточка . Чтобы первая встреча с кистью стала радостной, мы подобрали лучший по содержанию и уровню сложности материал для рисования. В этой книге вы найдете следующие сюжеты и образцы выполненных заданий, которые обязательно понравятся малышу: малыш нарисует травку для кузнечика, забор в садике, червячков для цыпленка, ленточки для принцессы, дорожки к домикам гномов, волны для кораблика и волнистые водоросли для рыбки, плюшки-спиральки для угощения малышей.


Книга 14. Пушистые картинки 2+

Интересные задания по рисованию в технике тычка – ребенок как бы раскрашивает предлагаемые изображения, особым способом используя сухую жесткую кисть и гуашь. Малыш поможет расцвести желтым пушистым одуванчикам, нарисует осеннее дерево, подружится с пушистым кроликом и рыжим котом, запустит в небо праздничный салют и зажжет бенгальские огни, "вылепит" снеговика. Каждая страничка книжки - это своя маленькая история и картинка-основа для рисования. Так что результат труда ребенка, даже в случае самых неумелых ручек, обязательно порадует! Специальное покрытие страничек, которые не блестят и не рвутся, позволяет повторять задания, делая книжку многоразовой.


Книга 15. Рисуем с малышом. Краски и ладошки. Сборник 2+

Сборник - очень удобный вариант представления материала, ведь теперь все основные методики рисования с самыми маленькими представлены в одной книге: 1) Рисование пальчиками и ладошками; 2) Рисование фломастерами; 3) Рисование кистью линий; 4) Рисование методом тычка (сухой кистью). В сборник вошли материалы нескольких книг серии «Новый ребенок» 2+: «Веселая семейка», «Веселые ладошки», «Волшебные линии», «Пушистые картинки», «Разноцветные клубочки», «Разноцветные улитки».


Книга 16. Цветная полянка 3+

Эта книга продолжает начатое в раннем возрасте обучение ребенка рисованию. Изобразительная деятельность очень важна: она знакомит ребенка с разнообразными художественными материалами, с различными техниками рисования, дарит незабываемый опыт творчества. Эта книга подскажет, как научить ребенка рисовать некоторые простые предметы с помощью фломастеров . На страницах книги ребенок научится рисовать яблоко, цветок, елочку, улитку, мышку, жука, ежика, дом. Специальное покрытие страничек, которые не блестят и не рвутся, позволяет повторять занятия, делая книжку многоразовой.


Книга 17. Цветные картинки 3+

Эта книга продолжает начатое в раннем возрасте обучение ребенка рисованию. Изобразительная деятельность очень важна: она знакомит ребенка с разнообразными художественными материалами, с различными техниками рисования, дарит незабываемый опыт творчества. Эта книга подскажет, как научить ребенка рисовать некоторые простые предметы с помощью фломастеров . На страницах книги ребенок научится рисовать солнышко, гриб, лист, зонтик, тюльпан, рыбу, многоножку, кораблик. Специальное покрытие страничек, которые не блестят и не рвутся, позволяет повторять занятия, делая книжку многоразовой.


Книга 18. Я рисую мир 3+

Рисование красками при помощи кисти. Конечно, дети с удовольствием рисуют красками, но использование кисти – непростой вид деятельности для ребенка четвертого года жизни. А поскольку в этом возрасте важен не только процесс рисования, но и результат, он должен быть значимым – узнаваемым, ярким, красивым. На страницах книги вы найдете простые сюжеты, которые ребенок может изобразить самостоятельно при помощи поэтапных образцов : радуга, цветы в вазе, кораблик в море, подсолнух, цыпленок, портрет человека, заяц на огороде, домик в деревне. Эти простые красочные рисунки помогут ребенку получить первый опыт рисования красками предметов, придадут уверенности в своих силах и вдохновят на дальнейшее творчество! Многоразовая книжка.


Книга 19. Волшебное рисование 3+

Необычная и замечательная техника рисования восковыми мелками и красками : малыш наносит простейшее изображение или раскрашивает картинку восковыми мелками (можно использовать также масляную пастель), а затем закрашивает картинку красками. При этом рисунок мелками сохраняется и хорошо виден (краска скатывается с жирной поверхности воска). На страницах книги ребенок нарисует летний дождик, мухомор с белыми крапинками на шляпке, цыпленка в гнезде, пруд для рыбки, гусеницу в листве, лягушку в озере, спрячет за занавеской котенка, поможет свинке искупаться в луже. Специальное покрытие страничек, которые не блестят и не рвутся, позволяет повторять занятия, делая книжку многоразовой


Книга 20. Сказочные превращения 3+

Очень часто бывает, что дети не хотят рисовать, боясь неуспеха. В этой книге вы найдёте основы для рисунков с первичными эскизами , расположенными в центре листа. Такое "начало рисунка" поможет запустить процесс рисования, а в дальнейшем рисовании малышу помогут образцы готовых рисунков. В этой книжке малыш сможет побыть в роли волшебника и превратит Колобка в солнышко, пирожок - в жучка, клубок ниток - в улитку, камень - в черепашку, колечко - в змейку, яичко - в птичку, шарик-бутон - в красивый цветок, а толстую гусеницу - в прекрасную бабочку! Специальное покрытие делает эту книгу многоразовой. Малыш сможет повторять рисунки, исправлять ошибки, делать разные варианты одного изображения.

УНИКАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

  • Занятия рисованием представлены в системе.
  • Занятия рисованием не требуют специальной подготовки.
  • Занятия рисованием по уровню сложности соответствуют возрастным возможностям детей.
  • Занятия рисованием развивают и закрепляют новые умения и навыки.
  • Занятия рисованием содержат интересные темы и сюжеты и помогают формировать и уточнять представления о мире.
  • Занятия рисованием проводятся в виде игры.
  • Занятия рисованием не требуют много времени (5-10 минут, в последующем – до 20-30 минут).
  • Занятия рисованием предлагают разнообразие методов художественного изображения и используемых материалов (карандаши, фломастеры, краски, кисти и др.).
  • Занятия рисованием используются гибко и учитывают возможности и потребности разных детей.
  • Занятия рисованием развивают личность ребенка.

ДЛЯ КОГО СОЗДАН ПРОЕКТ

Комплект материалов для рисования с детьми раннего возраста полезен всем, у кого есть маленькие дети – как близким малыша, так и специалистам! Представление всех материалов по рисованию в виде системы – наше уникальное предложение, которое помогает получить наиболее полное представление об особенностях занятий рисованием с малышами и представляет весь спектр современных методик. Используя эту систему, не придется тратить время на поиск полезных книг и интересных заданий – все это уже собрано, разработано и систематизировано в наших книгах. Представленных материалов с запасом хватит на два года интересных, увлекательных и полезных занятий!

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЯМ

Подготовка к занятиям требуется минимальная. Главное, это приобрести книги и материалы для художественного творчества (кисти, краски, фломастеры и др.) – можно брать и заниматься. Практические книжки для занятий с детьми рисованием специально разработаны для неподготовленных пользователей. К каждой книжке для занятий есть краткая инструкция, которой достаточно для начала занятий по книге, однако читать ее нужно внимательно. Специалисты же могут получить настоящее удовольствие от работы с этими книгами, оценить качество и уровень подготовки материала для занятий. Теоретическая основа представленных методик вместе с описанием практических занятий подробным образом описаны в книге «Рисование с детьми раннего возраста». Эта полная версия методики – для тех родителей, которые хотят вникнуть в суть методики, а также для специалистов, которые занимаются с детьми раннего возраста. Обратите внимание на то, что в книге "РИСОВАНИЕ с детьми раннего возраста" описано гораздо большее количество методик рисования, нежели те, что представлены в виде практических книжек.

С кем может заниматься ребенок

  • С родителями – мамой, папой
  • С близкими – дедушка, бабушка, тетя, брат или сестра…
  • С гувернером

Главное, чтобы занятия проходили с удовольствием и позитивным настроением и для малыша, и для взрослого!

Занятия дома

Занятия могут проходить в домашних условиях, так как не требует особой подготовки и специального оборудования. Все что необходимо для занятий – это качественные материалы для творчества и наши книги.

Занятия в учреждении

Методику можно с успехом использовать в условиях дошкольного образовательного учреждения (детский сад, развивающий центр) – она очень удобна в работе, предлагает широкий спектр заданий для использования специалистами, содержит как подробные методические рекомендации, так и практические материалы.

Время одного занятия

Время одного занятия может колебаться от 5 до 20-30 минут в зависимости от возраста и уровня подготовки, а также выносливости ребенка, его состояния и настроения в данный момент. Заниматься лучше, когда малыш сыт, доволен и не занят каким-нибудь важным для него делом. Будьте гибкими – заканчивайте занятие при первых признаках усталости малыша. Помните: лучше немного «недозаниматься», чем перезаниматься.

Периодичность занятий

Рекомендуемая периодичность занятий рисованием – 2-3 раза в неделю. Однако, если малышу очень нравится рисовать – заниматься можно каждый день! Никакого вреда, одна польза, ведь рисование – очень полезный и гармоничный вид деятельности.

Порядок использования материалов по рисованию

Материалы можно использовать очень гибко: например, выполнять задания в книге по порядку, также использовать книги одну за другой, а можно выбирать на занятии ту книжку и использовать ту методику, которая в данный момент наиболее интересна ребенку, либо содержание занятия совпадает с изучаемой темой. Каждую книгу можно использовать в течение длительного периода времени, постепенно усложняя задания по рисованию, добавляя свои детали, предлагая малышу новые художественные материалы и методы рисования.

людмила молева
Нетрадиционная техника рисования с детьми 2–3 лет

Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование . Рисование -очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования , в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному исскуству,вызывает интерес к рисованию . В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования . Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д. ,Колдина Д. Н. и др.) Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования .

Существует много техник нетрадиционного рисования , их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками , делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка :

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

Пространственной ориентировки на листе бумаги,глазомера и

зрительного восприятия;

Внимания и усидчивости;

Мышления;

Изобразительных навыков и

умений,наблюдательности,эстетического

восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника

формируются навыки контроля и самоконтроля.

Таким образом, целью моей работы является разработка методических материалов для работы воспитателя с детьми 2-3х лет по развитию интереса к рисованию ,привитию любви к изобразительному искусству.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи :1. Провести теоретический анализ по обозначенной проблеме.

2. Разработать подходы и методическое обеспечение в работе с дошкольниками

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приёмы .

Так для детей первой младшей группы при рисовании уместно использовать технику «рисование руками » (ладонью,пальцами,оттиск печатями из картофеля, ватными палочками, тычками.)

Рассмотрим подробнее каждую из этих техник .

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлёпывания,прихлопывания,размазывание,пальцами (размазывание,примакивание,которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения озов рисования ладошками : она сложнее и требует более целенаправленных движений.

Дети с любопытством,радостю и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр тренировок на бумаги возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого – либо животного. В работе с детьми в первой младшей группе дорисовывать может сам педагог , показывая своим примером принцип изображения

Так, из ладошки может получиться птица,кошка,петушок,слонёнок.

Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших доступных ребёнку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремёслах украшения ткани набойкой использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.

Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты-печатки. Для изготовления печаток картофель, разрезают по полам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки- определённого животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки, пошире.

Стоит отметить,что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того,какие методы и приёмы использует педагог,чтобы донести до детей определённое содержание,среди них : беседа,чтение сказок,чтение художественной литературы. И так,при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник : рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники : рисование ватными палочками , тычок, трафаретом. НА каждом занятии по каждой техники я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники , лишь на следующих занятиях создавались какие- либо образы или сюжеты(«В лесу родилась ёлочка» , «Гусеница» , «Сшили Тане сарафан» и т. д.)В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой приём, художественное слово, пальчиковые игры, физкульт минутки, подвижные игры, музыкальное сопровождение.

Мною был составлен следующий план занятий :

Месяц Техника нетрадиционного рисования Тема занятия

Сентябрь Рисование пальчиками Цветные пальчики

Ягодки на тарелки

Октябрь Рисование пальчиками Сшили Тане сарафан

Разноцветные мячики

Ноябрь Рисование пальчиками Дождик , дождик пуще

Листья жёлтые летят

Декабрь Рисование пальчиками Подводное царство

Январь Рисование ладошками Цветик -семицветик

солнышко

Февраль Рисование ладошками Ёжик

Март Рисование ватными пальчиками Мимоза

Горошины для петушка

Рисование тычком Цыплятки

Бусы для Кати

Май Рисование печаткой из картофеля Цыпленок

Неваляшка

Для обеспечения закрепления навыков и умений,полученных детьми во время НОД необходимо создавать условия для самостоятельной деятельности детей. С этой целью в доступном месте располагается бумага,изобразительные средства (карандаши,фломастеры,несложные трафареты,тычки небольшие штампеки.) Вся деятельность детей проходит под контролем взрослого. Наиболее интересные,выразительные работы детей мы используем для оформления интерьера групповой комнаты.

Взаимодействия с семьями воспитанников позволяет нам дополнить и закрепить работу начатую в детском саду. Для этого нужно осуществить маленький ликбез. С этой целью мы проконсультировали родителей на тему : «Значение рисования нетрадиционными способами » , «Нетрадиционные техники рисования » , «Вот мы взяли краски в руки» и другие.

Мониторинг уровня развития умения детей изображать прямые и прерывистые линии, предметы круглой формы, волнистой линии показал, что навыки детей в данном направлении стали более прочными, кроме этого дети стали более внимательными, усидчивыми они с удовольствием занимаются рисованием . В процессе деятельности рисования у детей наблюдается формирование навыков, контроля и самоконтроля, что в свою очередь влияет на развитие речевых центров коры головного мозга ребёнка. Кроме этого дети хорошо ориентируются на листе бумаги. Некоторые дети, показывают, где верх листа, где низ листа.

Результаты мониторинга убеждают нас в том, что все поставленные задачи выполнены. Наблюдается положительная динамика в развитии детей раннего возраста. Это говорит о том, что мы на правильном пути. В будущем я планирую продолжать работу в данном направлении до выпуска моих деток из ясельной группы и познакомлю их с трафаретом.

Рада снова приветствовать вас в моем блоге. Почему сейчас так популярны разные методики по развитию творческих способностей у детей? Что они дают и как научить ребенка рисовать в 3 года? Как правильно, не наседая, научить ребенка рисовать? Поговорим об этом? Тогда поехали!

Ребенок не умеет рисовать

До 3 лет мой кроха мазал кисточкой листы краской так, как ему хотелось. Выбирал в основном темные краски. Кстати, не пугайтесь, если ваш малыш отдает предпочтение темным тонам. Черный цвет самый сильный из всех, поэтому привлекает внимание детей. Для начала отлично подойдут пальчиковые краски. При покупке обязательно смотрите состав, это важно. Я ориентировалась по цене и составу, благо знакома со списком натуральных красителей. Для начального обучения можно использовать ненужный кусок обоев или ватман. Не забудьте застелить пол клеенкой, если рисовать будете на полу. Я закрепляла на стене лист ватмана, и мы творили в свободной форме. Главное, вызвать у крохи интерес. Некоторые идеи из интернета помогут вам придумать сюжет рисунка. Кликните на картинку для детального просмотра



















Пальцами рисуем самые простые рисунки: круг, квадрат, затем цветок или дерево столько раз, сколько просит ребенок. Поверьте, пройдет совсем немного времени и он повторит все в точности за вами, выглядеть это будет весьма прилично и красиво. Более того, прорисовывание пальчиками форм и фигур является своеобразным коррекционным занятием, именно таким способом лучше всего знакомить малыша с формами.

Поехали дальше

Когда кроха освоит азы с помощью красок, вручите ему в руки простой карандаш с мягким грифом. Ваша задача научить правильно, держать карандаш.

  • покажите ему, как прорисовывать обычные линии (длинные и короткие);
  • повторите пройденное, попробуйте вместе нарисовать простые геометрические фигуры.

Когда мой ребенок освоил самостоятельно эти навыки, мы перешли к разным пособиям, которые, кстати, очень выручают современных мам. Можно приобрести готовые журналы или найти и распечатать готовые рисунки из сети. Мой кроха обожал соединять прямые и плавные линии по точкам, а потом смотреть, что же получилось в итоге.

После простого карандаша приходит следующий этап – разноцветные фломастеры. Сделаю поправку от себя. Берите те, которые легко смывать водой (эта информация написана на упаковке). Детки часто любят рисовать там, где нельзя. Вы сможете спасти мебель и моющиеся обои, если заметите наскальное творчество вовремя. В первые 15-20 минут, удалить, смыть яркий фломастер обычной влажной тряпочкой очень легко (с лица, кстати, тоже).
Нам очень нравится рисовать масляной пастелью — не пачкает руки, легко рисовать даже самому маленькому, а рисунки не менее яркие, чем фломастером. Но пастель бывает разная, есть твердые восковые мелки и малышам будет трудно прикладывать усилия, а есть масляные карандаши, они мягкие и давить не нужно.

Сложные рисунки

Сложные рисунки: собака, бабочка, нам давались достаточно тяжело. Мой ребенок тяжело переживал неудачи, если у него что-то не получалось. Поэтому, снова, я обратилась за помощью к профессионалам. Готовые блокноты, альбомы с заготовками. Мне очень понравилась методика НИИ «Эврика»

Блокнот-тренажер, в которой пошагово, поэтапно представлены обучающие рисунки животных. Всего за пару недель мой кроха успешно освоил сложные рисунки. Стал нехитро изображать около 50 животных. Не верите? Попробуйте сами. Вам точно понравится. Первое время мы вместе сидели над блокнотом, но затем малыш стал проявлять самостоятельный интерес, а у меня появилась свободная минутка. Блокнот на ozon

Самостоятельно с легкостью вы можете научить кроху изображать:

  • солнце;
  • человека;
  • транспорт (с помощью геометрических фигур);
  • бабочку (один овал в центре и по 2 круга с каждой стороны);
  • некоторых животных, которые просты в исполнении.

Нет ничего лучше красочной гуаши. Рисуйте вместе, учитесь вместе с вашим чадом.

Необычные методики и рисунки

Рисуем и учим цифры

Изучая вопрос досконально, я наткнулась на интересные предложения в сети. Рисовать по цифрам оказалось весьма по силам для детей 3 лет. Мы не только осваивали азы математики, знакомились с цифрами, учили их. Но они (цифры) забавно обрастали целыми историями.

  • из единички можно сделать корабль;
  • двойка с легкостью превращается в лебедя или утку (у нас выходила именно утка);
  • 3-ка или 8ку можно трансформировать в зайчика;
  • Из 9-ки выходила приветливая улитка.

Все ограничивается лишь вашей фантазией. С помощью цифр можно нарисовать практически всех животных Земли. Но для этого необходимо заранее продумать, во что каждая цифра может превратиться.

Рисование по точкам

Картинки кликабельны, мы их распечатывали и рисовали:



















Простой и в то же время полезный способ научится рисовать малышу. Ребенок проводит линии соединяя точки. Так он учится владеть своей рукой, чтобы провести ровную линию, готовиться к письму в будущем. Во-вторых, малыш рисуя по линиям он запоминает как изображать предметы, какие детали нужно прорисовать, чтобы изобразить предмет. То есть каких линий достаточно, чтобы получить утку, к примеру.

Рисование по цифрам

Соединяем цифры по-порядку. Без помощи мамы не обойтись, если малыш еще не знает цифры. Но не стоит отбрасывать этот метод. Вдруг ребенку понравиться, а большим бонусом от такого рисования — непринужденное изучение цифр.










Что должен уметь малыш в 2 года? Речь не о умении одеваться и чистить зубка, а о рисовании, лепке и началам аппликации. Оказывается:

Рисовать простые композиции – дождик, снег, травку, елочные украшения на елке, кружочки (которые будут мячиками, яблочками, и т.п.), рисовать палочки – ниточки у шариков, стебли (палочки) у цветочков, ручки у лопаток, иголки у ежика, травку, узоры (произвольные) на чашках, ковриках, полотенцах.

Развитие в 2 года

Рисование

1. Рисовать дорожки.
2. Рисовать кружочки.
3. Рисовать простые композиции – дождик, снег, травку, елочные украшения на елке, кружочки (которые будут мячиками, яблочками, и т.п.), рисовать палочки – ниточки у шариков, стебли (палочки) у цветочков, ручки у лопаток, иголки у ежика, травку, узоры (произвольные) на чашках, ковриках, полотенцах.
4. Рисовать вертикальные и горизонтальные линии.
5. Рисовать короткие и длинные линии.
6. Ближе к трем годам – раскрашивать картинки (некоторые преподаватели рисования против раскрашивания – они считают, что раскрашивание убивает творчество (так как ребенок не рисует самостоятельно, а работает по готовому шаблону). Решайте индивидуально – учить ребенка раскрашивать или нет).
7. Обращать внимание ребенка на выбор цвета для рисунка (травку рисуем зеленым цветом, лучики солнышка – желтым).
8. Рисовать палочкой на песке, манке, снегу.
9. Оставлять отпечатки красками при помощи штампиков, губки.
10. Учиться рисовать красками (мыть и смачивать кисточку).
11. Рисовать пальчиковыми красками.

Лепка.

1. Раскатывать пластилин, тесто прямыми и круговыми движениями кистей рук (шарики и колбаски).
2. Отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями, пальцами.
3. Соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.
4. Просто играть с тестом и пластилином (свободное творчество).
5. Лепить комочки пластилина на бумагу (кормим курочку, делаем точки божьей коровке и т.п.).
6. Осваивать технику размазывания пластилина по бумаге.
7. Оставлять отпечатки на тесте различными предметами.
8. Вырезать из теста фигурки при помощи формочек для печенья.
9. Учиться отрезать тесто пластмассовым ножичком.

Аппликация.

1. Выполнять сюжетную аппликацию (солнышко+тучка+домик и т.п.) из 2-3 объектов.
2. Выполнять аппликацию объекта из 2-3 частей (домики (крыша+окно), грибочки (шляпка+ножка) и т.п.).
3. Аппликация из ваты (изображать облака, снег, одуванчики, овечку и т.п.).
4.Аппликация из скомканных комочков бумаги.
5. Аппликация из рваной бумаги.