Сценарий осеннего утренника в подготовительной группе. Сценарий осеннего праздника для подготовительной группе «Бал в осеннем лесу

Сценарий праздника осени в подготовительной группе.

«ПРОЩАЙ, ОСЕНЬ!»

Цель: : Активизировать знание детей о сезонных изменениях в природе. Развивать интерес к явлениям и объектам природы, побуждать детей выразительно передавать характерные особенности различных персонажей, свои эмоциональные переживания и настроения Создать радостную атмосферу праздника с помощью музыкальной, двигательной, познавательной деятельности.

Задачи: Развивать эмоциональную отзывчивость у детей.

Формировать чувство прекрасного у детей. Воспитывать коммуникативные качества.

Ведущий . Ребята! Мы собрались, потому что природа отмечает замечательное время года, а какое вы узнаете, если отгадаете загадку.

Вот художник так художник!

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим.

Кто художник этот? (ОСЕНЬ.)

Ведущий . Где же Осень? Может быть забыла к нам дорогу? Давайте Осень позовем, Про Осень скажем и споем.

ПЕСНЯ «ОСЕНЬ, ОСЕНЬ НАСТУПИЛА.»

Выходит под музыку Осень.(МУЗЫКА ХОДИТ ОСЕНЬ НЕ СПЕША)

ОСЕНЬ. Я - Осень золотая,

Поклон вам мои друзья!

Давно уже мечтаю о встрече с вами я.

Осень по дорожкам ходит не спеша.

Под ногами осени листочки шуршат.

Ну, что же, детвора,

Начинать наш праздник уже пора.

Ведущий . Красавица Осень как красив твой праздник. И наши дети хотят подарить тебе стихи об Осени.

1.Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят.

2.Красочное платье – Осени наряд,

Клены и осины в желтизне стоят.

И над быстрой речкой ивушка грустит,

Только дуб могучий

Зелен весь стоит.

3.Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый.

Значит он выносливый, значит он зеленый.

4.Стало холодно кругом, птицы улетели,

Скоро будут за окном снежные метели.

Листья желтые в саду

Ветер поднимает.

Это только раз в году - осенью бывает.

5. Как красиво всё кругом, золотым осенним днем.

Листья желтые летят, под ногами шелестят.

6. ходит осень, бродит осень

Ветер с коена листья сбросил

Далеко ещё зима, но не для потехи

Тащит белка в закрома ягоды орехи.

7.миновало лето, осень наступила

На полях и рощах, пусто и уныло

Птички улетели, стали дни короче

Солнышка не видно

Темны, тёмны ночи.

Вед. А сейчас для тебя Осень дети споют песню «ЧТО У ОСЕНИ В КОРЗИНКЕ?»

ВЕДУЩИЙ. И в саду и в огороде

Осень наступила.

Все поспело, все созрело,

Что на грядке было.

А что растет на грядке дети знают и загадки отгадают.

1.Он растет в земле на грядке.

Вкус его совсем не сладкий.

Если попадет под нос,

Слезы от него прольешь!

Острый сочный друг.

Кто же это? Это лук!

2.Он зеленый, вкусный, сочный.

И хрустит приятно очень.

Говорим мы красавец, ароматный ….Огурец!

3.Сидит на грядке модница

Не счесть ее одежек,

Но все они похожи-

Нет на них застежек.

Давай ее попробуем.

И по бокам похлопаем.

И скажем вслух…Капуста.

4.За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус как сахар сладкая!

5. Из него томаты варят

В щи кладут и так едят.

А краснеет он недаром-

Спелый,значит, говорят.

ВЕДУЩИЙ. А сейчас я Осени загадаю загадку, ты попробуй отгадай.

Он не овощ и не фрукт, его ягодой зовут.

Полосатый, но не тигр.

Сверху он зеленый, гладкий.

В середине – красный, сладкий.

Замечательный на вкус, а зовут его… арбуз.

Игра «Не урони арбуз».(2 ребенка зажать между колен мяч «арбуз» добежать до стульчика и вернуться на своё место).

Вед. А сейчас Осень для тебя ребята покажут сценку.

Сценка «Почему помидор стал красным».

Ведущий: В давние времена жили на одном огороде овощи (выходят по очереди дети-овощи и представляются).

1.Я – весёлый молодец, я – зелёный огурец!

2.Без меня на грядке пусто, а зовут меня капуста.

3.Без меня вы, как без рук, в каждом блюде нужен лук.

Помидор: Я – отличный помидор,

Красный, очень спелый.

Помидорам командор –

Сильный и умелый.

Картошка: Быстро все готовят ложки

Если блюда из картошки.

4.ПОМИДОР: Любят дети с давних пор вкусный сладкий помидор.

Ведущий: Хозяйка любила свой маленький зелёный огородик, и каждый день его поливала.

Хозяйка: Я полью свой огород, он ведь тоже воду пьёт. (Поливает из лейки).

Ведущий: Овощи с каждым днём росли и зрели. Жили они дружно, никогда не ссорились, но однажды помидор решил что он лучше всех, и начал хвалиться

Помидор: Я на свете всех вкуснее: всех круглее, зеленее. Меня взрослые и дети любят больше всех на свете.

Огурец: Слушай, это просто смех, Хвастать, что ты лучше всех.

Лук: Не поймёт никак он, братцы, не красиво задаваться.

Ведущий: А помидор всё своё твердил.

Помидор: Я на свете всех вкуснее всех круглее, зеленее, меня взрослые и дети любят больше всех на свете.

Овощи хором: Хвалился, хвалился и с куста свалился!

Ведущий: В это время хозяйка пришла на огород, чтобы собрать овощи на обед. Всех с собою я взяла, а помидор не заметила.

Хозяйка уводит овощи.

Ведущий: Летела мимо ворона.

Ворона: Кар! Кар! Позор! Кошмар! Не хотел быть с нами дружен!

Будешь никому не нужен!

Ведущий: Стыдно стало помидору! Заплакал он и покраснел он от стыда!

Помидор: Вы меня друзья простите, вы с собой меня возьмите.

Ведущий: Услышала эти слова хозяйка, сжалилась над помидором и взяла его с собой. Хотите – верьте, хотите – нет, но с тех пор осенью помидоры всегда становятся красными.

Песня «Мы корзиночки несем»

Вед. Осень, а ребята еще знают осенние частушки

ОСЕННИЕ ЧАСТУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1.Мы осенние частушки

Пропоем сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши,

Веселей встречайте нас!

2.Как красиво всё кругом
Золотым осенним днем:

Листья желтые летят,

Под ногами шелестят!

3.Осень - времечко сырое,
Дождик льется с высоты.

Люди чаще раскрывают

Разноцветные зонты!

4.Осень - чудная пора,
Любит осень детвора!

В лес с корзинками мы ходим,

Много там грибов находим!

5.Нет вкуснее яблок спелых,
Это знает детвора.

Как мы яблоки увидим,

Сразу все кричим: «Ура!»

8.Осень, осень, до свиданья,
Мы прощаемся на год.
Улыбнись нам на прощанье,
В гости к нам зима идет!

Игра «Кто больше соберет осенних листочков.

Вед. Пусть дождь холодный за окном, а у нас веселье

Песню мы сейчас споем, поднимем настроение!

Песня « Осень осень ля ля ля»

Вед. .Пусть бушует непогода -

Что нам унывать?

И в такое время года

Можно танцевать.

ТАНЕЦ «4 шага»

Вед. За окошком снег и ветер –

Все нам не почем!

Приходи к нам Осень, греться.

Спляшем и споем!

Вед. Танец «ПАДАЮТ, ПАДАЮТ листья»

ИГРА «Кто больше соберет листьев»

Игра « Собери овощи»

Игра со стульчиками.

ОСЕНЬ. Молодцы! Мне пора на праздник к другим детям.

ВЕДУЩИЙ. А наш праздник подошел к концу.

Награждение грамотами.

1. Воспитать любовь к природе посредством детского утренника, посвященного времени года.
2. Закреплять у детей представления об осенних явлениях природы посредством выразительного исполнения ими песен, танцев, стихотворений, инсценировок, игр.
3. Развивать музыкально – творческие способности детей.
4. Создать радостное настроение у детей от взаимного обучения.
5. Способствовать раскрытию творческих способностей детей

Предварительная работа:

  • Рассматривание репродукций с осенними пейзажами.
  • Наблюдение за осенней природой.
  • Чтение рассказов, сказок, стихов и загадок про деревья и осень.
  • Беседы с детьми.
  • Рисование на тему осени.
  • Слушание классической музыки на тему осени.

Персонажи: взрослый ведущий, осень (взрослый), баба Яга (взрослый), дети.

Сценарий праздника

Под музыку дети входят в зал, взявшись за руки, змейкой проходят по залу и останавливаются полукругом перед зрителями.

Ведущий:

Начинаем праздник наш!
Этот праздник для вас!
Хочу вам загадку сейчас загадать!
Попробуйте быстро ее отгадать!
Утром мы во двор идем!/
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Если знаешь, не молчи!
Время года назови! (Осень)

Ведущий: Вот и пришла к нам осень – золотая пора! Осень покрыла всю землю золотым ковром,оголила деревья и кусты, задала большую работу садоводам и хлеборобам. Перемалывается пшеница, чтобы мы потом с вами могли кушать душистые и пышные пироги. Наши мамы и бабушки варят варенье, компоты, делают овощные запасы на зиму, а любители грибов солят и сушат их, собрав в лесу после дождя.

Нет, что ни говори – осень прекрасная пора!

1-й ребенок

Осень лисьим шагом
Крадется по оврагам,
Вдоль речек и речушек
И вдоль лесных опушек.
Крадется и при этом
Все красит лисьим цветом.

2-й ребенок

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник,
И зарделись клены,
В пурпуре осинки,
Только дуб зеленый.
Утешает осень.
Не жалейте лета.
Посмотрите - осень в золото одета.

3-ый ребенок

Пришла на рассвете,
На миг не присела,
Вокруг огляделась
И сразу за дело.

4-й ребенок

Калину с рябиной
Раскрасила густо,
На крепких зубах
Заскрипела капустой.

5-й ребенок

На мельницах
Свежей мукой забелела,
Оранжевым шелком
Березы одела.

6-й ребенок

Курчавую зиму
Ковром расстелила,
В далекий полет
Журавлей проводила.

Дети поют песню про осень «Ходит Осень Несмеяна»

Загадки.

1. Опустел фруктовый сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к вам пришел?... (Сентябрь)

2. Всё мрачней лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился? (Октябрь)

3. Поле черно-былым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)

Ведущий: А вот и царица Осень пожаловала! Встречайте!

Звучат капли дождя, выходит Осень.

Ведущий:

Осень, Осень, что с тобой?
Где же взгляд лучистый твой?
Почему ты плачешь вдруг?
Потускнело все вокруг!

Осень:

Очень грустно мне с утра
Никому я не нужна
От меня лишь вред и слякоть,
Как же мне друзья не плакать?
Леший с Бабою Ягой
Мне сказали: «Осень, стой!
Все ребята любят лето
Поворачивай домой».

Ведущий:

Неправда, не верь им. Мы все очень ждали тебя, и ребята приготовили тебе сюрприз.

Дети читают стихи про осень.

Осень:

Очень рада я друзья,
Что вы любите меня.
Больше горевать не буду
Про обиды я забуду.
Хочу я с вами веселиться
И в танце весело кружиться.

Танец «Чародей Листопад» с осенними листьями.

Ведущий:

Осень постепенно вступает в свои права. Она бывает веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодным ветром и заморозками. Но мы любим осень за щедрость и красоту, за редкие, но славные теплые денечки.

Песня «Осень листьями шурши»

Неожиданно раздается звук мотора, на метле влетает Баба-Яга.

Баба Яга: Это кому здесь весело? Праздник у них видите ли, Осень они тут встречают, радуются, песни поют! А у меня вот радикулит от осеннего холода и сырости и эта, как ее там… хандра осенняя… а, вспомнила, ДЫПРЕССИЯ! Листьями всю избушку завалило! А грязи-то, грязи-то сколько! Вообщем, так, касатики! Не нужна нам никакая осень, пусть уж лучше сразу зима приходит. Зимой-то оно как-то повеселее будет. Вот сейчас я скажу волшебное заклинание (всю ночь его в своей колдовской книге искала!) и осень эту вашу заколдую, чтоб ни одной дождинки больше с неба не упало, ни листочка не слетело!

Баба яга колдует, делая вокруг Осени магические пассы руками.

Баба Яга:

Осень, ты нам не нужна.
Осень, ты уйти должна!
Я хочу, чтобы за летом –
Сразу к нам пришла Зима!

Осень впадает в полусонное состояние и, повинуясь движениям Бабы Яги выходит из зала. Звучит завывание вьюги.

Ведущий: Баба Яга, что же ты наделала! Ты не представляешь, сколько бед принесла ты в свой лес!

Баба Яга: Да какие могут быть беды! Все лесные обитатели только рады будут снежку, морозцу! Эх, вспомним молодость с Кощеем, да на каток!...

Ведущий: Да ты сама посмотри (ветер завывает).

Б.Я: (в сторону) Мдя… Поторопилася я однако… Не подумамши поступила… (к детям и ведущей): А почему это, я прелестница, обо всех думать должна! А обо мне кто подумает? Кто урожай убрать поможет, припасы приготовить, да, самое главное, от хандры осенней избавит?

Ведущий: Баба Яга, А если наши ребята тебе помогут все это сделать, расколдуешь осень?

Б.Я: Ну не знаю…(оглядывает детей), молоды больно… куда уж им со всеми делами справиться… Они наверное, только и умеют, что мультики по телевизору смотреть…

Ведущий: Да наши ребята готовятся в школу идти, они знаешь сколько всего умеют делать! Правда, ребята? А уж веселые они у нас какие!... От твоей хандры и следа не останется!

Б.Я.: Ну, так и быть! Если исполните все, что обещали, верну вам Осень вашу, а если нет… Навсегда ее у себя на чердаке оставлю! На всякий случай, вдруг и пригодится когда… А дел-то мнооого, одной никак не управиться! Вот урожай поспел, картошечка моя любимая! (разбрасывает по залу картошку). А собрать то ее не могу: спина болит!

Вот вам, касатики, корзинки и ложки, чтобы руки не испачкать! (дает двум детям по корзинке и столовой ложке).

Аттракцион «Кто больше соберет картошки ложкой»

Б.Я.: Хм…Справились, голубчики… Ой, а горя то моего вы не знаете! Голодаю я уж третьи сутки!

Ведущий: А почему, ты, бабуля, голодаешь? Еды у тебя нет что ли?

Б.Я.: А все потому, яхонтовые вы мои, что годочков – то мне ужо 500 исполнилось, а в старости, сами знаете, этот, как его… Склероз! Вот и не помню: как эту еду готовить-то? Сижу, голубушка, бедная, голодная, исхудала вон вся, одни косточки торчат! (притворно всхлипывает)

Ведущий: А что это у тебя в корзине?

Б.Я. : Картошечка, помидорка, капустка, яблочки, ягодки…

Ведущий: Ребята, как вы думаете, что можно из этого всего приготовить?

Дети: Суп и компот.

Ведущий: Ребята, поможем Бабе Яге? Сварим для нее суп и компот?

Эстафета «Суп и компот»

Играют две команды. На расстоянии 5 м от первых игроков стоит корзина с перемешанными в ней фруктами, ягодами и овощами. Дети одной из команд должны отобрать овощи на суп, другой – фрукты и я годы на компот. По команде ведушего первые игроки бегут к корзине, выбирают из нее то, что им нужно для супа (компота), несут плод в сою кастрюлю, которая находится у стартовой черты. Побеждает команда, первой приготовившая свое блюдо.

Б.Я. : Ох, спасибо! Какие старательные - такую трудную работу за меня сделали! Спасибо! Все в лесу знают, что у меня всегда порядок: травинка к травинке, червячок к червячку, мухоморчик к мухоморчику. А тут столько детей набежало - насорили у меня, намусорили (сама коварно, на глазах у всех рвёт и разбрасывает бумажки), набросали фантиков (тут же достаёт конфету, разворачивает, кладёт в рот, а фантик бросает на пол) - а убирать кто будет? Вот вам метёлки - беритесь за дело!

Игра с метёлками.

Ведущий: Ну, Баба яга, видим, развеселилась ты! Как там твоя хандра поживает?

Б.Я: Какая хандра? Нет никакой хандры! Оказывается, осенью тоже может быть весело, была бы компания подходящая! (подмигивает детям) И радикулит…(щупает спину) прошел!Вот спасибо, касатики! Возвращаю вам вашу Осень, больше никому ее в обиду не давайте!

Под музыку выводит Осень.

Б.Я.: (стряхивая с Осени пылинки) Вот, возвращаю в том виде, в котором забирала. Ну вы тут веселитесь, а я к Лешему полечу, поделюсь с ним радостью своею! (улетает)

Ведущий: Осень! Как хорошо, что ты вернулась! Теперь все пойдет своим чередом, как задумано Природой!

Осень: Спасибо вам, ребята, что выручили меня и всех лесных обитателей! Ну а теперь отгадайте загадки.

Загадки.

1. Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом - зеленеют,
Осенью - краснеют. (Помидоры.)

2. Сарафан на сарафане,
Платьице на платьице.
А как станешь раздевать –
Досыта наплачешься! (Лук.)

3. Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка.)

4. Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки. (Горох)

5. Как слива темна,
Как репа кругла,
На грядке силу копила,
К хозяйке в борщ угодила. (Свекла)

6. Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста)

7. Щёки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редиска)

8. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая. (Морковь)

9. В теплице родился,
В пищу сгодился.
Маленький синенький мальчуган. Кто же это? ... (Баклажан)

10. «Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом»
Дети: Дождь!

Девочка:

Нам совсем не страшно
Бегать под дождём.
Если дождик сильный,
Зонтики возьмём.

Исполняется танец «Танец с зонтиками».

Осень:

Что же, дети нам сказали -
Они дружат с овощами.
А отведать их нельзя ли?
Вкус их угадайте сами.
Только, чур, - с закрытыми глазами!

Проводится аттракцион «Угадай овощи по вкусу».

Вносят большую тарелку с кусочками овощей: свекла, картофель - отварные; морковь, чеснок, лук, огурец - свежие. Выбирают несколько детей, по количеству кусочков, завязывают глаза. Каждый ребенок из рук воспитателя пробует на вкус овощи (подавать на ложечке), говорит,что он съел, а затем показывает муляж съеденного овоща. Таким образом, определяется правильность ответа ребенка.

Ведущий:

Красивая пора осень, но и немного грустная.
Ведь сразу станет холодно вокруг,
И птицы улетят от нас на юг.
Как грустно видеть где-то там, вдали,
Как пролетают клином журавли.

Исполняется песня «Журавушка».

Ведущий: Я знаю, что вы знаете про птиц много стихов и песен и мне захотелось с вами поиграть в игру «Прилетели птицы». Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-нибудь другое, то можно топать или хлопать. Начинаем.

Игра «Прилетели птицы».

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи... (Дети топают.)

Beдущий: Что неправильно?

Дети. Мухи!

Ведущий. А мухи - это кто?

Дети. Насекомые.

Ведущий. Вы правы. Ну что ж, продолжим:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны!.. (Дети топают.)

Ведущий. Начинаем снова:

Прилетели птицы:
Голуби, лисицы!...

Ведущий. Прилетели птицы:

Голуби, синицы.
Чибисы, чижи,
Чайники, стрижи... (Дети топают.)

Ведущий. Прилетели птицы:

Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи.
Комары, кукушки... (Дети топают.)

Ведущий. Прилетели птицы:

Голуби, синицы,
Галки и стрижи.
Чибисы, чижи.
Аисты, кукушки.
Лебеди, скворцы...

Все вы молодцы! (Аплодисменты себе!)

Ведущий:

Ходит осень по дорожке, промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета... Затерялось лето где-то.
Дождь осенний налил лужи, перейти скорей их нужно!

Конкурс «Кто быстрее пробежит по лужам»

Вам галоши, зонтик дам
И не страшен дождик вам.
Посмотрим, кто быстро и ловко сумеет убежать от дождя.

На полу раскладывают листы бумаги - «лужи». Выбираются 2 команды. Задача игроков - как можно быстрее пробежать по «лужам», не замочив ног.

Ведущий: Какие вы, ребята, веселые и озорные, мы убедились. А теперь проверим, насколько вы дружные да ловкие. А еще посмотрим, насколько вы сказки хорошо знаете. Вот, например, сказку «Репка» вы хорошо помните? (Просит детей вспомнить всех сказочных персонажей этой сказки и последовательность их появления.) Наш следующий конкурс и называется - «Репка».

Конкурс «Репка»

У противоположного конца зала ставят 2 стула, на стулья сажают детей - это «репки». Выстраивают 2 команды по 6 человек: «дедка», «бабка», «внучка», «жучка», «кошка», «мышка». Игру начинает дед. По сигналу он бежит к «репке», обегает ее, возвращается, за него цепляется (берет за талию) «бабка», они продолжают бег вдвоем, бегут назад, к ним присоединяется «внучка», и так далее, пока не выстроится «паровозик» из всех участников. В конце игры за «мышку» цепляется «репка». Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула «репку».

Осень награждает детей дипломами и медалями за рисунки и поделки.

Осень: За ваши песни, стихи, танцы, я хочу вас угостить яблоками.

Мне жалко с вами расставаться,
Но близится Зимы черед.
Я к вам опять приду, ребята,
Вы ждите Осень через год! (Осень уходит)

Ведущий: Вот и закончен праздник осенний. Думаю, всем он поднял настроение. Гости наши, до свидания! Всем спасибо за внимание!

Дети под музыку выходят из зала.

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе "На балу у царицы Осени"

Описание материала: данный конспект может быть полезен и использован музыкальными руководителями и воспитателями ДОУ. Сценарий праздника предназначен для детей старшего дошкольного возраста (старшие и подготовительные группы). В процессе праздника дети узнают, чем замечателен каждый месяц осени.
Цель : обобщить и систематизировать знания детей об осенних месяцах.
Задачи:
1. Закрепить полученные на музыкальных занятиях умения и навыки.
2. Развивать коммуникативность.
3. Систематизировать представления о приметах осени.
4. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине.
5. Создать у детей праздничное настроение.
* * *
Ведущая – Поскорее, поскорее все идите в зал.
Начинаем, начинаем наш осенний бал!
Входят дети.
Ребенок – У каждого времени года особенный запах и цвет.
Но так совершенна природа, что в целом её краше нет.
Ребенок – Вот осень. Туманные дали, бушует кругом листопад.
И с запахом светлой печали опавшие листья шуршат.
ПЕСНЯ «ОСЕНЬ, МИЛАЯ, ШУРШИ!»
Ребенок – Листопад, листопад, листья желтые летят.
Желтый клён, желтый бук, желтый в небе солнца круг.
Ребенок – Желтый двор, желтый дом, вся земля желта кругом,
Желтизна, желтизна, значит, осень – не весна
Ребенок – Ходит осень по садам, ходит, улыбается,
Точно в сказке, тут и там все цвета меняются!
ПЕСНЯ «ОСЕННЯЯ ПЕСЕНКА»
Ребенок – На гроздья рябинки дождинка упала,
Листочек кленовый дрожит над землей.
Ах, осень, опять ты врасплох нас застала
И снова надела наряд золотой.
Ребенок – Приносишь с собой ты печальную скрипку,
Чтоб грустный мотив над полями звучал.
Но мы тебя, Осень, встречаем с улыбкой
И всех приглашаем на праздничный бал!
Дети садятся.
Ребенок – Между летом и зимой всё впадает в сон:
Засыхает зверобой, опадает клен.
Дуб морозцем опалён, спать сурки идут…
Люди этот самый сон осенью зовут.
Да, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь – настоящий сон:
В первых буквах этих слов зашифрован он.
ВЫХОД И ТАНЕЦ ОСЕНИ И МЕСЯЦЕВ.
Сентябрь – Внимание, внимание! Сегодня государыня наша Осень соизволила пригласить всех своих подданных на праздник.
Октябрь – Внимание, внимание! Всем Ванюшкам и Катюшкам!
Всем Андрюшкам и Танюшкам! Всем Светкам и прочим деткам!
Строгий приказ: веселиться, петь и плясать на празднике до упаду! А кто ослушается и царскую волю не исполнит – не сносить тому головы!
Ноябрь – Внимание, внимание! На праздник веселый прибыла сама государыня наша Осень! Встречайте!
Осень – Зовут меня все Осень золотая, прошла я по полям и по лесам.
Всех с праздником осенним поздравляю!
Как хорошо, как весело всем нам!
К вам друзья сюда спешила, золотила все кругом,
Землю листьями укрыла. Праздник принесла к вам в дом!
Весело у вас, ребята, встрече с вами очень рада.
Ребенок – Мы праздник песней открываем –
и этой песней осень прославляем!
ПЕСНЯ «АХ, КАКАЯ ОСЕНЬ!»
Сентябрь – Дорогая царица осень, мы сыны твои любимые, я – Сентябрь, братец Октябрь и братец Ноябрь, решили сегодня потешить, повеселить тебя да показать, на что мы способны.
Октябрь – У каждого из нас есть помощники верные, на все гораздые.
Ноябрь – Дозволь же, царица, начать наш праздник.
Осень – Дозволяю начать праздник!
Повеселимся же сегодня вволю! А то придумал кто-то, что осень – унылая пора! Начинай-ка ты, Сентябрь – чародей, сынок мой любимый, шаловливый. Представь нам своих помощников.
Сентябрь - Он растет на длинной ножке
С лепесточками, как рожки,
Голова его крупна, черных семечек полна.

Дети – Подсолнух.
Подсолнух - В огороде, на дорожке, под моим окошком
Расцвело сегодня солнце на высокой ножке.
Только жёлтые лучи у него не горячи.
Подсолнух - У извилистой дорожки растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко, будет горстка зёрнышек.
ТАНЕЦ ПОДСОЛНУХОВ.
Сентябрь – Вот видишь, осень, какие у меня помощники!
Осень – Да, бравые молодцы! А чем еще ты нас повеселишь?
Сентябрь – Как-то вечером на грядке репка, свёкла, редька, лук
Поиграть решили в прятки, но сначала встали в круг.
ПЕСНЯ «ХОРОВОД ОВОЩЕЙ»
Он не брюки, не рубашка, не пижама, не тельняшка!
Ребенок – Урожай пора снимать, как же это понимать?
Он работал с неохотой и не справился с работой?
Ребенок – Урожай пора снимать, как же это понимать?
Сделать снимок для портрета, а потом послать в газету?
Ребенок – Урожай пора снимать – вот как надо понимать:
Это значит все поспело, зарумянилось, созрело.
На полях идет страда, время дружного труда!
Выходит Дед
Дед – Ох, и как же я устал! Бабка смотрит сериал,
Внук мой, как почти все дети, затерялся в интернете.
Жучка с Кошкой, вот беда, разбежались кто куда.
Вот Мышонок здесь копался. И куда он подевался?
Находит репку.
Дед – Вот так диво! Вот какая репка выросла большая! (тянет)
Нет, не вырвешь, вот досада! Звать на помощь бабку надо.
Бабка, эй, сюда беги, дергать репку помоги!
Выходит бабка.
Бабка – Дед, мне некогда сегодня, подождет твой огород.
В передаче про здоровье врач Малахов речь ведет. (уходит)
Дед – Внучек мой, сюда беги, дергать репку помоги.
Выходит внук.
Внук – Нет, дедуля, скоро вечер. У меня на сайте встреча.
Я к компьютеру бегу, тебе завтра помогу. (уходит)
Дед – Жучка, эй, сюда беги. Дергать репку помоги.
Выходит жучка.
Жучка – Рада бы помочь, да только не могу сейчас никак.
Опоздать боюсь сегодня я на выставку собак. (убегает)
Дед – Кошечка, сюда беги, дергать репку помоги!
Выходит кошка.
Кошка – Мне, дедуля, не до репки. Отдыхаю нынче редко.
Съемка у меня в рекламе. Вы теперь справляйтесь сами.
Кошка уходит, выходит Мышонок с книжкой.
Дед – Ну а ты, малыш мышонок, книжку все грызешь спросонок?
Ведь невкусная наверно.
Мышь – Дед, грызть книги – это скверно.
Книжка, обрати внимание, про здоровое питание.
Дед – Репа выросла большая. Что с ней делать, я не знаю.
Мышь – Репа! Это же прекрасно! Витаминов в репке – масса.
Хватит на год их вполне и тебе, и всей родне!
Дед – От работы вся родня прочь бежит, как от огня!
Видно буду я один дергать этот витамин.
Мышь – Подождем еще немножко. Вот идут Собака с Кошкой.
Входят усталые собака с кошкой.
Кошка – Ах, какая же усталость!
Собака – Сил нисколько не осталось!
Кошка – Как тяжел моделей труд!
Собака – Перекусы там и тут до добра не доведут!
Покачиваясь входит Внук.
Внук – Что-то все в глазах рябит, сильно голова болит.
Сил совсем уж нет, как будто…
Мышь – Подкосил его компьютер.
Входит бабка.
Бабка – В телевизоре сказали: есть побольше овощей.
Ну а вы чего здесь встали? Репу дергаем скорей!
Дед – Друг за другом становись! Бабка за меня держись!
А за нами: внук и Жучка, кошка, мышь. Все вместе дружно
Репку вытянуть нам нужно.
Тянут, вытягивают репку.
Бабка – Репка – просто загляденье! Будет всем нам угощенье!
Мышь – Чтоб зимой не унывать, будем осень вспоминать.
ТАНЕЦ «РЕПКА».
КОНКУРС «ВИНЕГРЕТ»
Осень – Молодец, сынок Сентябрь. Славные у тебя помощники. А теперь пришел твой черед, сын мой второй, Октябрь золотой! Покажи свое уменье и представь свои творенья!
Октябрь – Многочисленное войско собирает старый пень.
Тонконогие ребята подрастают каждый день!
По траве войска идут, грибники их тут найдут!
Лишь наклонишься немножко, поглядишь – полно лукошко!
ПЕСНЯ «А В ЛЕСУ ГРИБОЧКИ»
Октябрь – Невидимкой осень в гости к нам приходит
И неслышны осени шаги.
Жёлто-красной кистью по ветвям проводит –
Все заметят осени следы.
Красные рябины, жёлтые березы
На ветру листвою весело шумят.
Как в ладошки хлопают золотые клёны.
Радуется осени наш сад.
Цветок – Покраснела клюква и брусника тоже.
Им румянит щечки осени рука.
Астры поднимают гордые головки,
Осени кивают – рады, что пришла.
Цветок – Солнышко не хочет землю согревать.
Листья пожелтели, стали опадать.
Часто дождик льется, птицы улетают,
А последние цветы танец начинают.
ТАНЕЦ С ПОЛОТНАМИ.
Осень – Спасибо, сынок Октябрь! И твои помощники мне очень понравились. А теперь твоя очередь, сын мой серьезный, Ноябрь морозный.
Ноябрь – Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,
Короче становился день, лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложится на поля туман, гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.
Уж не представляю, чем тебя, царица порадовать. Сама знаешь, тоскливая пора – поздняя осень.
Ведущая – Не забывай, Ноябрь, что поздней осенью празднует наша страна свой праздник – день народного единства.
Ребенок - В день четвертый ноября выходной у нас не зря.
Праздник, пир, увеселенья – День народа единенья!
Наша матушка Россия как и прежде будет сильной.
Праздник – день патриотизма, славься, гордая Отчизна!
Ребенок - Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.
Зачарован будешь слушать, как журавушка поет
Нет не свете песен лучше, если их сложил народ.
ПЕСНЯ «РОСИНОЧКА-РОССИЯ»
Ребенок - Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!
Ребенок – Осень в России! Как славно, как дивно!
Не верьте, что осень бывает унывна!
Осень – Славно мы попраздновали сегодня. Да, разная я бываю – веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. Но я очень рада, что вы любите меня за щедрость, за красоту, за редкие, но славные теплые денечки. Спасибо за то, что пришли сегодня на наш чудесный праздник в сказочном осеннем царстве. Низкий всем поклон! А теперь, гости дорогие, отведайте вкусных моих даров!

Задачи:

— создавать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

— расширять представления об осенних праздниках;

— привлекать детей к активному участию в разных видах деятельности, родителей — к помощи в подборе костюмов, закреплении речевого материала;

— вызывать чувство удовлетворения от участия в праздничном мероприятии;

— формировать основы культуры поведения на публичных мероприятиях.

Оборудование : костюмы героев праздника, листочки, клубок ниток, блюдце, фотоаппарат, конфеты для угощения.

Ведущий

Снова осень, снова птицы

В теплый край лететь спешат,

И опять осенний праздник

К нам приходит в детский сад.

Ребенок

Праздник сегодня необычный:

Пестрый, вкусный, симпатичный.

Убрали люди урожай,

Теперь сколько хочешь гуляй.

Входит Осень.

Ребенок. Смотрите, Осень к нам пришла, но что-то грустная она. Такая же грустная, как эта песня.

Дети исполняют песню «Осенний лес» (муз. В. Иванникова, сл. Т. Башмаковой).

Осень. Здравствуйте, мои хорошие! Какие вы нарядные, друг на друга совсем не похожие.

Ведущий . Здравствуй, Осень! Знаем, что Осень — грустная пора, но ты всегда к нам приходила с песнями, стихами, веселыми играми, а сейчас грустишь. Что с тобой?

Осень

Мои журавли потянулись на юг,

Немножечко грустно становится вдруг.

Дети исполняют танец «Журавлиный клин» (из программы Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей»).

Ведущий. Журавли улетели, но это каждый год происходит, так что расстраиваться не нужно.

Осень , Осень, покружись да ребятам улыбнись.

Вспомни, хлеб созрел в полях,

Вкусно будет в закромах.

Труд не пропал, созрела пшеничка,

Кушаем дружно баранки, калачики.

Дети исполняют русскую народную песню «Бай качи, качи, качи».

Спасибо вам за песню веселую да слова добрые. Рассказать хочу вам сказочку, а помогать мне будут вот эти два молодца. Как вас зовут?

1-й мальчик. Я Тимофей.

2-й мальчик. Я Владимир.

Тимофей. Рады приветствовать всех на земле Уральской.

Владимир. Много интересного у нас на Урале: камни самоцветные, мастера знаменитые, сказки волшебные.

Тимофей. Не просто волшебные, а свадебные.

Девочка. А при чем же здесь свадьбы?

Осень. А как же? Вспомни, какой сейчас месяц?

Девочка . Октябрь.

Осень . Правильно, октябрь, а прозвище у октября — свадебник. Люди раньше так говорили:

Октябрь — месяц не простой,

Стол осенний не пустой.

Урожай в полях собрали, свадьбы весело играли.

В избах песни, пляски, смех,

Приглашает свадьба всех.

Тимофей . Стойте, стойте, какая свадьба? Какое веселье? Разве вы не слышали, что в сказке, о которой мы хотели вам рассказать, Царь-батюшка заболел.

Владимир . Не может для дочки младшенькой жениха сыскать, вот и болит голова день и ночь.

Осень. С вами идти не могу, а вот листочки мои возьмите. Они дорогу в сказку укажут. Помогите там Царю-батюшке, если сможете.

Дети исполняют танец с листочками. Осень в конце танца уходит.

Царь . Охо-хо! Как октябрь наступил, совсем мне покоя не стало. В домах праздники, в избах застолья. Красивые девицы уже женихов поджидают. Только я не могу найти жениха для своей младшенькой доченьки. То хромой, то жадный, то бедный, то бледный. Охо-хо! Как бывало весело, хороводы водили да песни шуточные пели. Один хоровод уж очень мне нравился. Пели там про муху и комара. Как глаза закрою, так прямо вижу этот хоровод.

Царь закрывает глаза, а дети выходят и водят хоровод под русскую народную песню «Как у наших у ворот».

Это кто меня так порадовал, что за девицы да молодцы пожаловали в сказку?

Ведущий . Здравствуй, Царь-батюшка. Услышали мы про твою болезнь и решили помочь.

Царь. Да, головушка все болит, не знаю, что и делать.

Ведущий. Царь-батюшка! Ты же сказочный. Неужели ты забыл про ваши волшебные вещи, которые могут помочь?

Царь . И то верно. Есть у меня одна вещица — клубочек. Кто его принес, уже и не помню. Стойте, а вы все кто такие? Почему не знаю, из какой вы сказки?

Ведущий. Не из сказки, а из детского сада, что стоит на Урале.

Царь. А женихи в вашем детском саду на Урале имеются?

Ведущий . Конечно, имеются, только в сказку им нельзя, поэтому тебе нужно искать жениха для дочки в своем сказочном королевстве. Мы с ребятами тебе обязательно поможем. Куда клубок волшебный покатится, там добрый молодец окажется. Может, и выберешь жениха по нраву. (Катит клубок к двери, а там появляется Баба Яга.)

Баба Яга. Ну, как вам это нравится? Сижу в избушке, никого не трогаю, и вдруг на тебе — клубок кто-то умыкнул. А ведь он мне, бабушке Яге, так нужен был. Иван-царевич за клубок обещал печь переложить, дров наколоть, сказкой потешить. Глядь, а клубочка нет, и теперь Иван ко мне не придет. Это ты, оказывается, Царь-батюшка клубок стащил.

Царь . Да что ты, бабуля, не до шуток мне. Я сейчас в печали пребываю. Где взять жениха для дочки — не знаю. На дворе октябрь — время свадеб и веселья, а мне не до радости.

Баба Яга. Вот пришел бы ко мне Иван-царевич, я бы его к тебе послала, так не придет. И кто мне теперь печь растопит, дров наколет, а еще я хотела скотинки прикупить на осенней лесной ярмарке. Так теперь останусь без уточки, курочки и поросенка.

Ведущий. Бабушка Яга, купим мы тебе и курочку, и поросенка, и коровенку.

Проводится музыкальная хороводная игра «Купим мы, бабушка...».

Баба Яга. Спасибо, милые, спасибо, касатики. Ой, что это на меня капнуло? Никак дождь пошел. (Открывает дырявый зонтик.) Царь-батюшка, давай и тебя спрячу, а то промокнешь.

Царь и Баба Яга садятся под дырявый зонт.

Ведущий . Дождь этот добрый и веселый.

Дети исполняют песню «Дождик» (муз. М. Парцхаладзе, сл. Н Соловьевой).

Царь. Закончился дождь. Поменяй зонт свой дырявый, я весь вымок под ним. На осенней ярмарке полно товару продают, там и зонт купишь.

Баба Яга . Нет, это подарок от Водяного с любовью. Клялся в вечной любви, когда зонт дарил, а вдруг замуж возьмет.

Царь . Мечтай, мечтай. Ой, смотри, тучка возвращается, а под твоим зонтом сидеть толку нет.

Баба Яга. Не хочешь — не подходи, а я укроюсь под такой красотой. (Раскрывает зонт и сидит под ним.)

Царь. Баба Яга, а если Иван-царевич зайдет, пусть ко мне заглянет да дочку мою поглядит.

Баба Яга. Да что ты, разве он свою Василису на кого променяет? Сам подумай своей царской головой.

Царь . Что ты мне тогда голову морочишь?

Баба Яга . Стой! У меня есть еще одна волшебная вещь. Сейчас мы точно узнаем, будет ли жених у твоей дочки в этом году. Сколько ей годов-то?

Царь . Уже шестнадцать.

Баба Яга. Совсем молоденька, еще успеет замуж. А вот мне уже 116, и я еще надеюсь на замужество. Вот эта вещица. (Сдувает пыль с блюдца.)

Царь и Баба Яга встают в центр зала, наклоняются над блюдечком и начинают ходить кругом.

Катись, катись, яблочко наливное, по блюдечку золотому. Покажи нам жениха дочки царской.

Царь . Ничего что-то не видно, изображение плохое.

Баба Яга. Не плохое, а нет там никого. Нечего расстраиваться, не выйдет в этом году дочь твоя замуж, при тебе жить будет.

Царь. А давай про тебя спросим?

Встают в центр зала, наклоняются над блюдечком и начинают ходить кругом.

Катись, катись, яблочко наливное, по блюдечку золотому. Покажи нам жениха Бабы Яги.

Баба Яга . Ой, смотри, кажется, показывает, только мутно что-то.

Царь. Я ж говорю плохое изображение, мастера вызывай.

Баба Яга. Смотри, смотри, красная рубаха. Ой, а лица не разберу. Погляди, царь, красавец али нет?

Царь. Чего глядеть-то, молодой какой-то. Все, больше изображения нет.

Баба Яга. Ну чего еще успел разглядеть?

Царь. Видел, что богатый, много всего накупил на ярмарке. И вроде Ивашкой кличут. Да вот тот (показывает на мальчика), кого тарелка показывала.

Звучит русская народная песня «Где был Иванушка?».

Баба Яга . Испортилось блюдце, не того показывает. Это же парнишка из детского сада, у них и своих девиц полно. А парень, конечно, красивый, прямо царевич-королевич.

Музыкальная хороводная игра «Царевич-королевич»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

По городу гуляет царевич-королевич.

Невесту выбирает царевич-королевич.

Ты невесте поклонись, к ее щечке прислонись,

Царевич-королевич, царевич-королевич.

Баба Яга . Расстроилась я очень. Никто из царевичей меня не выбрал.

Ведущий . Не расстраивайся, бабушка. Частушки всегда поднимут настроение, а их наши мальчики и девочки много знают.

Дети поют частушки.

Девочки

Я сидела на рябине,

Меня кошки теребили,

Маленькие котяточки

Царапали за пяточки.

Мальчики

У кого какая баня —

У меня осинова,

У кого какая девка,

У меня красивая.

Девочки

У меня на сарафане

Косолапы петухи,

Я сама не косолапа,

Косолапы женихи.

Мальчики

Пошла плясать бабушка Лукерья,

Нет волос на голове, нацепила перья.

Девочки

На столе стоит стакан,

А в стакане тесто.

Мама с папой, до свидания,

Я уже невеста.

Мальчики

Ой, топну ногой,

Да притопну другой,

Сколько я не топочу,

Все равно плясать хочу.

Девочки

Не смотрите на меня,

Что я ростом мала,

Мне бы шляпу да сапожки,

Я бы во кака была.

Все (вместе)

Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы вы похлопали.

Ведущий . Рано нашим детям еще о свадьбах говорить, но оказаться в сказке было очень интересно. На Руси в октябре свадьбы играли, и это было традиционно после уборки урожая. Нам пора в детский сад возвращаться, но мы рады, что встретились с тобой, Баба Яга, и с тобой, Царь-батюшка.

Царь . До свидания, детушки.

Баба Яга. Жду вас в своих сказках, да и меня не забывайте приглашать к себе на праздники.

Ведущий. Проводит нас в детский сад осенняя песенка.

Дети исполняют песню «Осень, милая, шурши» (муз. и сл. С. Еремеевой).

В конце песни входит Осень, а сказочные персонажи уходят.

Осень. Понравилось путешествие в сказку? Утешили Царя-ба- тюшку и с Бабой Ягой повидались. И я была рада видеть вас всех здоровыми и счастливыми. Мое время тоже заканчивается, и нужно место Зиме уступать.

Ведущий . На прощание ребята порадуют тебя стихами.

Дети читают стихи.

1-й ребенок

Здравствуй, здравствуй, Осень золотая!

Осень — время сборов урожая.

Видишь, Осень, как мы потрудились,

Как все лето в поле не ленились.

Много спелой вишни и малины,

Много меда в домиках пчелиных.

Всех ребят мы в гости приглашаем,

Чем богаты, тем и угощаем.

Н. Некрасов

2-й ребенок

Осень, как художник, лес разрисовала.

Нива, роща, дождик — все волшебным стало.

Паутинкой в чаще елочки увиты,

Гриб неслышно тащит ежик деловитый.

Лес стоит багровый в роскоши и грусти,

Под цветным покровом рыжики и грузди.

А. Хесин

3-й ребенок

На улице стало безлюдно, не слышно шума ребят.

И желтые листья на землю с берез, как червонцы, летят.

Проносятся тучи толпою, и холодом веет вокруг.

По ветру летят паутины, подернулся инеем луг.

С. Дрожжин

Осень. Спасибо за прекрасные стихи.

Ведущий . А теперь всех вкусным чаем угощаем, да еще из самовара.

Дети исполняют танец «Самовар». Затем вместе с Осенью фотографируются на память, и она угощает ребят конфетами.

Задачи:

— создавать условия для развития творческого потенциала детей в соответствии с их возрастными возможностями;

— закреплять знания о сезонных изменениях в природе;

— развивать художественный вкус, используя в мероприятии литературный и музыкальный материал русских поэтов и композиторов;

— вызывать положительные эмоции и желание участвовать в разных видах деятельности.

Оборудование : костюмы героев праздника, 2 султанчика из блестящей бумаги для «дождика», 5—6 шляпок, яблоки.

Под музыку дети вбегают в музыкальный зал.

1-й ребенок. Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня ребята нашей группы порадуют вас песнями, стихами, танцами. Все это будет посвящено незабываемому времени года — осени. Все готовы отправиться в осеннее путешествие? Тогда начинаем.

2-й ребенок

Вдаль убежало горячее лето,

Теплые дни растворяются где-то.

Где-то остались лучи золотые,

Теплые волны остались морские.

3-й ребенок

Бродит в роще листопад

По кустам и кленам.

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

4-й ребенок

Все вокруг, как на картинке.

И березы, и осинки

В золотых стоят нарядах,

Значит, осень где-то рядом.

Звучит песня «Осенний лес» (муз. В. Иванникова, сл. Т. Башмаковой).

1-й ребенок. Про осень мы стихи учили, хотим, чтоб вы их оценили.

Детский сад, детский сад

На прогулке будет рад.

Соберем скорей букет,

Ах, каких в нем листьев нет!

Вот коричневый дубовый,

Золотистый весь кленовый.

Желтый от березы лист,

А у ивы — серебрист.

Красный — у рябинки,

Бурый — у осинки.

Листья все огнем горят

В ладошках крепких у ребят.

Мы букет поставим в вазу

И станем любоваться сразу.

Е. Зайченко

2-й ребенок

Спрятались жучки и мухи

Под свои листочки,

И лягушки на болоте

Скрылись все за кочки.

Детки вдруг плащи надели,

Сапоги в резине.

Все зонты уже скупили

В нашем магазине.

Дождь стучит в окно довольно —

Не видать тепла вам.

Лужи много доставляют

Недовольства мамам.

Теплый чай и шоколадка

Душу согревают,

А веселые листочки

Землю укрывают.

Е. Зайченко

3-й ребенок

Ладушки, ладушки,

Были мы у бабушки.

Весь собрали урожай,

Ты попробуй,сосчитай.

Вот картошка, вот морковка,

Репку выдернули ловко.

Свеклу, и чеснок, и лук

Собирали десять рук.

Овощам осенним «здрасьте»,

Ну-ка, все в корзину «влазьте».

Урожай, урожай,

Не ленись, а собирай.

Е. Зайченко

Дети исполняют песню «Урожай собирай» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).

Мальчик. А вот интересно, что было бы, если б осень потерялась? Вот было бы здорово, наступила бы сразу зима: лыжи, санки, снежки и горки. Ничего страшного не будет, если осень не наступит.

Появляется Колдунья.

Колдунья

Я — Колдунья злая, могучая.

Соберу сейчас я серые тучи.

Всю осеннюю листву я с собою унесу.

Не хотите осень, дети?

Так не быть же ей на свете.

Будет сразу вам зима:

Холод, лед, снег, мерзлота.

Видите, уже снежинки полетели!

Дети исполняют танец «Снежинки» (из программы «Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворовой).

Хорошо стало — прохладненько. Смотрите, Белка скачет. Давайте спросим, рада ли она зиме?

Белка

Как, из лета в зиму сразу?

Не успела я запасы все

В дупло свои собрать,

Что, придется голодать?

Колдунья . Да, придется голодать. А вот Зайчик наверно рад, что осень не придет?

Зайчик. Перед зимою я линяю, шубку серую меняю.

А теперь меня лисица быстро поймает. Так не годится.

Не хочу я сразу зиму, осень жду,

Чтоб шубку скинуть.

Колдунья. Мишенька, иди сюда. Расскажи, а ты ждешь осень или зиме рад?

Медведь

Время спать, а мне не спится

Это просто не годится.

Не готов ко сну медведь.

Как мне лечь и захрапеть?

Колдунья. Ну что ты скажешь! Всем осень подавай. А может, эта розовая красотка думает по-другому?

Свинка

Не собрали урожай,

Так что теперь — свинью давай?

Что, теперь меня съедят?

Хрю-хрю, так дело не пойдет,

Быстро все на огород!

Колдунья. Ой, перестань визжать. Никто тебя есть и не собирается. Слышите, Сорока летит, уж она новость на хвосте принесет.

Сорока

Я вам новость принесла:

Надвигается беда.

Вот спешит к вам Дед Мороз,

Опечален он до слез.

Вам подарков не собрал,

А спешить пора на бал.

Если осень не придет,

Наступит сразу Новый год.

Колдунья . А вам что, плохо? Праздник новогодний: песни, танцы.

Девочка

Да, но мы ведь не готовы,

Танцев мы не знаем новых.

Нам без осени нельзя,

Что подскажете, друзья?

Мальчик

Осень ждем, приди скорей

В теплый круг своих друзей.

Песня дождика, звучи,

Ну-ка, осень, приходи.

Звучит песня «Дождик» (муз. М. Парцхаладзе, сл. Н. Соловьевой). Входит Осень.

Осень

Меня вы звали — Осень я,

Здравствуйте, мои друзья!

(Обращается к Колдунье.)

А ты что здесь делаешь?

Колдунья. Что, что? В гости пришла. Знаешь, как мне ребята рады! (Пытается обнять детей.)

Осень. Я что-то не вижу, что ребята тебе рады, а вот посмотри, как они меня встречают.

Музыкальная игра «Здравствуй, Осень»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Дети. Здравствуй, Осень, хорошо, что ты пришла.

У тебя мы Осень спросим: «Что в подарок принесла?»

Осень. Принесла я вам муки.

Дети. Значит, будут пирожки.

Осень. Принесла я гречки.

Дети. Каша будет в печке.

Осень. Принесла я овощей.

Дети. И для супа, и для щей.

Осень . А дождику вы рады?

Дети . Не хотим, не надо!

Дети разбегаются по залу, а ребенок-«дождик» догоняет их и пытается «намочить», задевая султанчиками.

1-й ребенок

Осень знает свое дело,

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

2-й ребенок

Все про осень говорят,

Что она красавица.

Погости среди ребят,

Тебе у нас понравится.

Осень . Ребята, спасибо вам, что на праздник пригласили и на место возвратили. Между летом и зимой вновь вернулась я домой. Теперь и белочки успеют запасы сделать, и зайчики свои шубки поменять.

Колдунья. Я тоже поняла, что без осени медведь вовремя спать не ляжет, а овощи и фрукты останутся на полях и в садах. Чем гостей угощать, что на стол подавать?

Осень . Молодец, Колдунья, ты меняешься на глазах. Хочешь поиграть с ребятами?

Колдунья. Я дама модная. Смотрите, сколько разных шляп в моем гардеробе.

Игра «Дело в шляпе»

На некоторых стульях лежат шляпы. Дети бегают по кругу. По окончании музыки ребенок должен сесть на стул и надеть на голову шляпу. Тот, у кого на голове не оказалось шляпы, выбывает из игры.

Колдунья

За осенними тучами где-то

Журавлиный затих разговор.

На дорожки, где бегало лето,

Разноцветный улегся ковер.

Ребенок

Воробей загрустил за окошком,

Непривычно притихли дома.

По осенним ковровым дорожкам

Незаметно осень пришла.

По В. Орлову

Осень. Да, кому-то грустно, что осень пришла. А ранней осенью все радовались. В лесу было много грибов, кедровых шишек, клюквы. А сейчас уже убрали урожай, наполнили банки солеными огурчиками, наварили варенья, насушили яблок. Все дела переделали, к зиме готовы, и пора мне уходить. Вот уже и журавли свой клин повернули на юг.

Дети исполняют танец «Журавлиный клин» (из программы Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей»).

Вслед за журавликами и мне пора. Угощение осеннее примите и помните, что любое время года прекрасно по-своему.

Осень дарит корзинку с яблоками.

Колдунья. Да и мне пора, до свидания.

Осень и Колдунья (вместе). Всем помашем на прощание.