Семья кашириных детство. Сочинение на тему: дед каширин и его семья (м

Алеша Пешков после смерти отца переехал вместе мамой и бабушкой в дом к деду Каширину. Обстановка ему не понравилась с первого дня. В доме царила постоянная вражда между дядями мальчика, Михаилом и Яковом. Они досаждали отцу, чтобы тот быстрее разделил наследство, и тогда каждый бы смог начать свое собственное дело.

В доме деда всегда присутствовал «туман вражды»: постоянные драки дядьев; наказание детей в виде порки по субботам; издевательство над полуслепым работником на фабрике; расправа деда над бабушкой.

Алексей не привык видеть такое поведение взрослых, их регулярные драки и ссоры, а также физическое наказание детей. Когда он жил с отцом и матерью, то у них в доме царили любовь и уважение.

Главная причина постоянных ссор между членами семьи Кашириных – это жадность к деньгам и не разделенное между детьми имущество деда. Каждый брат опасается, что больший и лучший кусок наследства достается другому. Бабушка уговаривает деда разделить между сыновьями наследство, что поможет прекратить вражду и драки между ними.

Дед Кашириных был властным и грубым человеком. В молодости у него была суровая жизнь. Он испытал всю тяжесть работы и нищету, в то время, когда был бурлаком. Он ненавидел бедность, а нищих считал глупыми и ленивыми. Благодаря, своей хитрости сумел сколотить приличное состояние и открыть собственное дело. Он не спешил делить свое богатство с детьми, и это было причиной постоянных ссор и драк в доме.

Все боялись деда. Детей он постоянно держал в строгости и наказывал за маленькие провинности, розгами. Он думал, что таким образом добьется хорошего воспитания и послушания. Старик Каширин был умным и прозорливым, он с первого взгляда мог определить, что собой представляет человек.

Он разглядел в подкидыше Цыганке хорошего работника с «золотыми руками», а во внуке Алеше способность к наукам и самостоятельно обучил его грамоте. Дед уважал свою жену и гордился, что она не растерялась во время пожара в доме. Хотя кричал и бил ее. Она не обижалась и списывала эту злость на «неудачи в доме».

Образ бабушки является полной противоположностью деду. Она ласковая, добрая и всегда готова придти на помощь. Ее душа разрывается между детьми и их постоянными драками. Она переживает, что Михаил и Яков ссорятся, а дед суров и не идет им на встречу.

Бабушка для Алеши стала ангелом, который помогал мальчику привыкнуть к новому дому и устоявшимся нравам в семье Кашириных, а также защищала его от злых людей. Она, а не мать пожалела Алешу и схватила на руки, когда дед впервые хотел выпороть его розгами за испорченную скатерть.

Мама мальчика ушла и появлялась очень редко, поэтому Алеша постепенно забывал образ матери. Он жил в одной комнате с бабушкой. По вечерам она рассказывала ему сказки и истории из жизни Кашириных, что очень нравилось мальчику. Бабушка испытывала жалость и сострадание к людям, что приводило деда в бешенство.

Когда дед умер, Алеша и бабушка остались ни с чем. Мальчик ходил побираться и все что ему подавали, он приносил этой доброй и старой женщине. Глядя на него она, молча плакала, переживая, что же будет с внуком в будущем.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Путешествие моей мечты

    Что может лучше и прекраснее путешествий? Наверняка, что ничего! Ведь путешествие лично для меня – это приобретение нового опыта, знакомство с прекрасными людьми, посещение замечательных мест

  • Анализ рассказа Распутина Век живи век люби

    Произведение посвящено описанию процесса взросления и становления личности. Главный герой – подросток, оказавшись без опеки родителей, встречается с людьми в обыденных привычных ситуациях и встраивается во взрослую жизнь

  • Портрет Маруси с цитатами в рассказе В дурном обществе

    Владимир Короленко общепризнанный писатель, который во многих своих произведениях осуждал болезни общества. Одну из таких болезней, а именно, социальное неравенство в обществе, он описывает в повести «В дурном сообществе»

  • Сочинение по картине Фельдмана Родина 9 класс

    Картина Фельдмана притягивает взгляд. Здесь настолько одухотворенный солдат. У него такой взгляд, наполненный чувством каким-то хорошим… Мне очень нравится картина

  • В своём рассказе «Тихое утро» Казаков повествует о дружбе двух мальчишек из разных социальных слоев, о взаимопомощи. Ю.П. Казаков рассказывает о деревенской жизни и показывает нам насколько разное деревенское и городское население.

Глава первая ПРОКЛЯТИЕ РОДА КАШИРИНЫХ

Что, ведьма, народила зверья?..

Нет, не любишь ты его, не жаль тебе сироту!..

Я сама на всю жизнь сирота!..

Меня так обижали, что поди-ка сам Господь Бог глядел - плакал!..

М. Горький. Детство

«А был ли мальчик?»

Метрическая запись в книге церкви Варвары Великомученицы, что стояла на Дворянской улице Нижнего Новгорода: «Рожден 1868 г. Марта 16, а крещен 22 чисел, Алексей; родители его: Пермской губернии мещанин Максим Савватиевич Пешков и законная его жена Варвара Васильевна, оба православные. Таинство святого крещения совершал священник Александр Раев с диаконом Дмитрием Ремезовым, дьячком Феодором Селицким и пономарем Михаилом Вознесенским».

Странная это была семья. И крестные у Алеши были странные. Ни с кем из них Алеша не имел никакой связи в дальнейшем. А ведь, если верить повести «Детство», и дедушка его, и бабушка, с которыми ему пришлось жить до отрочества, были людьми религиозными.

Странным был и отец его, Максим Савватиевич Пешков, и дед по отцу, Савватий, человек столь крутого «ндрава», что в эпоху Николая Первого из солдат дослужился до офицера, но был разжалован и сослан в Сибирь «за жестокое обращение с нижними чинами». К сыну своему, Максиму, он относился так, что тот не раз убегал из дома. Однажды отец травил его в лесу собаками, как зайца, другой раз истязал так, что соседи отняли мальчика.

Кончилось тем, что Максима взял к себе на воспитание крестный, пермский столяр, и обучил ремеслу. Но то ли и там мальчишке жилось не сладко, то ли бродяжья натура опять взяла в нем верх, а только убежал он и от крестного, водил слепых по ярмаркам и, придя в Нижний Новгород, стал работать столяром в пароходстве Колчина. Был это красивый, веселый и добрый парень, чем и влюбил в себя красавицу Варвару.

Максим Пешков и Варвара Каширина обвенчались с согласия (и с помощью) одной лишь матери невесты, Акулины Ивановны Кашириной. Как говорили тогда в народе, женились «самокруткой». Василий Каширин был в ярости. «Детей» он не проклял, но и жить их к себе, до рождения внука, не пускал. Только перед родами Варвары пустил их во флигель своего дома. Примирился с судьбой…

Однако именно с появлением мальчика судьба начинает преследовать род Кашириных. Но, как бывает в таких случаях, поначалу судьба улыбнулась им последней закатной улыбкой. Последней радостью.

Максим Пешков оказался не только талантливым мастером-обойщиком, но и натурой художественной, что, впрочем, было едва ли не обязательным для краснодеревца. Краснодеревцы, в отличие от белодеревцев, изготовляли мебель из ценных пород древесины, производя отделку бронзой, черепахой, перламутром, пластинами поделочных пород камня, лакировку и полировку с тонированием. Они изготовляли стильную мебель.

Кроме того (и это не могло не понравиться Василию Каширину), Максим Савватиевич отошел от бродяжничества, крепко осел в Нижнем и стал уважаемым человеком. Перед тем как пароходство Колчина назначило его конторщиком и отправило в Астрахань, где ждали прибытия Александра II и сооружали к этому событию триумфальную арку, Максим Савватиев Пешков успел побывать присяжным в нижегородском суде. Да и в конторщики нечестного человека не поставили бы.

В Астрахани судьба и настигла Максима и Варвару Пешковых, а с ними и весь каширинский род. В июле 1871 года (по другим данным в 1872 году) трехлетний Алексей заболел холерой и заразил ею отца. Мальчик выздоровел, а отец, возившийся с ним, помер, чуть-чуть не дождавшись своего второго сына, до срока рожденного Варварой возле его тела и названного в его честь Максимом. Максима-старшего похоронили в Астрахани. Младший умер по дороге в Нижний, на пароходе, и остался лежать в саратовской земле.

По прибытии Варвары домой, к отцу, ее братья переругались из-за части наследства, на которую сестра после смерти мужа имела право претендовать. Дед Каширин был вынужден разделиться с сыновьями. Так зачахло дело Кашириных.

Итогом этой внезапной череды несчастий было то, что через некоторое время и русская и мировая литература обогатилась новым именем. Но для Алеши Пешкова приход в Божий мир был связан прежде всего с тяжелейшей душевной травмой, вскоре перетекшей в религиозную трагедию. Вот так началась духовная биография Горького.

Научного описания ранней биографии Максима Горького (Алеши Пешкова) фактически не существует. Да и откуда бы ему взяться? Кому пришло бы в голову подмечать и фиксировать слова и поступки какого-то нижегородского пацаненка, полу сироты, а затем и круглого сироты, рожденного в сомнительном браке какого-то пришлого из Перми мастерового и мещанки, дочери сперва богатого, а затем разорившегося владельца красильной мастерской? Мальчика хотя и необычного, не похожего на остальных, но все же просто мальчика, просто Алеши Пешкова.

Несколько документов, связанных с рождением Алексея Пешкова, все же сохранилось. Они были опубликованы в книге «Горький и его время», написанной замечательным человеком Ильей Александровичем Груздевым, прозаиком, критиком, историком литературы, членом литературной группы «Серапионовы братья», куда входили М. М. Зощенко, Вс. В. Иванов, В. А. Каверин, Л. Н. Лунц, К. А. Федин, Н. Н. Никитин, Е. Г. Полонская, М. Л. Слонимский. Последний в 1920-е годы решил стать биографом Горького, из Сорренто всячески опекавшего «серапионов». Но потом Слонимский передумал и передал «дело» Груздеву. Груздев выполнил его с добросовестностью умного и порядочного ученого.

Груздевым и энтузиастами-краеведами были разысканы документы, которые могут считаться научно обоснованными свидетельствами происхождения и детства Горького. В остальном биографы вынуждены довольствоваться горьковскими воспоминаниями. Они изложены в нескольких скупых, написанных в ранние годы литературной карьеры автобиографических справках, в письмах Груздеву 1920–1930-х годов (по его вежливым, но настойчивым запросам, на которые Горький отвечал ворчливо-иронически, но подробно), а также главной «автобиографии» Горького - повести «Детство». Некоторые сведения о детских годах Горького и людях, которые его окружали в этом возрасте, можно «выудить» из рассказов и повестей писателя, в том числе позднего времени. Но насколько это достоверно?

Происхождение Горького и его родственников, их (родственников) социальное положение в разные годы жизни, обстоятельства их рождений, браков и смертей подтверждаются некоторыми метрическими записями, «ревизскими сказками», документами казенных палат и другими бумагами. Однако не случайно Груздев поместил эти бумаги в конец своей книги, в приложение. Как будто немножко «спрятал».

В приложении тактичный биограф невзначай проговаривается: да, некоторые из документов «отличаются от материалов „Детства“». «Детство» (повесть) Горького и детство (жизнь) Горького не одно и то же.

Казалось бы, ну и что такого? «Детство», как и две другие части автобиографической трилогии («В людях» и «Мои университеты») - художественные произведения. В них факты, разумеется, творчески преображены. Ведь не считаются же «Жизнь Арсеньева» И. А. Бунина, «Лето Господне» И. А. Шмелева или «Юнкера» А. И. Куприна научными биографиями писателей? При чтении их, помимо особенностей фантазии авторов, необходимо учитывать еще и временной контекст. То есть когда эти вещи были написаны.

«Жизнь Арсеньева», «Лето Господне» и «Юнкера» написаны в эмиграции, когда Россия рисовалась их авторам «подсвеченной» кровавыми сполохами революции, а на разум и чувства неизбежно влияли воспоминания об ужасах Гражданской войны. Возвращение в детскую память было спасением от этих кошмаров. Так сказать, своеобразной душевной «терапией».

Повесть «Детство» тоже написана в эмиграции. Но это была другая эмиграция. После поражения первой русской революции (1905–1907), в которой Горький принимал активное участие, он вынужден был уехать за границу, так как в России считался политическим преступником. Даже после политической амнистии, объявленной Императором в 1913 году в связи с 300-летием царского дома Романовых, вернувшийся в Россию Горький был подвергнут следствию и суду за повесть «Мать». А в 1912–1913 годах повесть «Детство» писал на итальянском острове Капри русский политический эмигрант.

«Вспоминая свинцовые мерзости дикой русской жизни, - пишет Горький, - я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе - стоит; ибо - это живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

Это не детский взгляд.

«И есть другая, более положительная причина, понуждающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, - русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их».

И это слова и мысли не Алексея, сироты, «Божьего человека», а писателя и революционера Максима Горького, который раздражен результатами революции, винит в этом «рабскую» природу русского человека и вместе с тем надеется на молодость нации и ее будущее.

Глава 29 Проклятие Работа на этой последней стадии войны отвлекала и успокаивала меня. Моему сотруднику Зауру я предоставил позаботиться о том, чтобы военное производство продолжалось до конца. 1 «» Я сам, напротив, как можно теснее сошелся с представителями

День первый: проклятие рода Кашириных – Что, ведьма, народила зверья?! – Нет, не любишь ты его, не жаль тебе сироту! – Я сама на всю жизнь сирота! М. Горький. Детство «А был ли мальчик?» Метрическая запись в книге церкви Варвары Великомученицы, что стояла на Дворянской

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: ПРОКЛЯТИЕ РОДА КАШИРИНЫХ – Что, ведьма, народила зверья?! – Нет, не любишь ты его, не жаль тебе сироту! – Я сама на всю жизнь сирота! Горький. «Детство» «А был ли мальчик?» Метрическая запись в книге церкви Варвары Великомученицы, что стояла на Дворянской

Глава 1 Баронеты ван Хемстра. семейные тайны голландского рода Рассказ об Одри Хепберн, об этом трогательном ангеле, следует начать с детства, однако она сама о детстве вспоминать не любила. И если в годы ее славы журналисты задавали назойливые вопросы о ее самых юных

Глава 19 ПРОКЛЯТИЕ! - Когда я писал свои серии, то есть множество картин на один и тот же сюжет, случалось, что в работе у меня одновременно находилось до сотни полотен, - признавался Моне герцогу де Тревизу, навещавшему его в Живерни в 1920 году. - Когда надо было найти

Глава I Происхождение моего рода Авторы Записок начинают обычно автобиографией, основой которой служат их рассказы, многочисленные подробности на счет генеалогии того, кого они выводят на сцену.Человеческое тщеславие не может при этом упустить случая перечислить его

Глава 12 Проклятие папской гробницы Предсмертное завещание Юлия II После окончания работ в Сикстинской капелле Микеланджело и не думал об отдыхе. У него на это просто не было времени, ибо наконец-то он получил возможность заняться своей любимой скульптурой, от которой был

Глава V Последний своего рода Возвращение в Россию графа Юрия и других внуков посла Александра Гавриловича. - Вероятная причина этого решения. - Обстоятельства, способствовавшие их возвращению. - Женитьба графа Юрия на Нарышкиной. - посольство в Китай. - Обширные

Глава первая Какого рода-племени будешь, сынок? Не однажды вопрос, вынесенный в заголовок, ставил М. Т. Калашникова в тупик. Отвечать, а больше молчать, приходилось, чтобы выжить в мире, где о справедливости любит больше рассуждать, а праведниками становятся лишь после

Глава 11 ПРОКЛЯТИЕ РОДА ГРИМАЛЬДИ Благодаря игорному бизнесу Гримальди никогда больше не испытывали материальных затруднений, однако вся многовековая история их семьи подтверждает известную истину, что не в деньгах счастье… Ну, или же - не только в деньгах. На

Глава 9. История поместья и древнего рода моей жены Обе эти истории тесно переплетаются друг с другом поэтому мне сложно их отделить. Далекие предки моей жены были из Европы, они были капитанами и кораблестроителями. Один из предков был владельцем верфи на которой

Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГРАФСКОГО РОДА ОРЛОВЫХ Легенда о происхождении рода Орловых У любого дворянского рода России есть легенда о том, откуда этот самый род пошел. Есть такая легенда и у графского рода Орловых, самые знаменитые представители которого - братья Григорий

Из чего должна состоять родословная книга: документы и материалы генеалогического поиска, поколенная роспись рода, родословное древо, реконструкция истории рода, архивные документы, фотографии мест проживания предков В первую очередь исследователям обязательно нужно

ПРОКЛЯТИЕ Пусть будут снова яблони в цвету. Весна… но все надежды отняты. И крикнуть хочется в ночную темноту: - Будьте вы прокляты! Благословенны вы, идущие на бой С мечтами смелыми и страстными… На бой с неправдою, со смертью и с судьбой Дерзающие - счастливы… И

ГЛАВА 2. Корни рода Итак, Голышевы были крепостными. Однако род их старинный и не раз упоминается в древних актах.В церковных метрических книгах середины прошлого столетия большинство крестьян, не только крепостных, а и казенных, фамилий еще не имели, писались: Иван Петров,

Глава 1 Проклятие амбиций Декабрьским утром 1941 года Конрад Хилтон вышел из распахнутых настежь дверей роскошной спальни в патио своего особняка в испанском стиле, находящегося на Белладжио-Роуд в Беверли-Хиллз. Пройдя несколько шагов, он остановился и, как всегда поутру,

Урок литературы в 7 классе

Разработан учителем МБОУ «Алтуховская СОШ» Сенющенковой Н.А.

Тема урока: «Семья Кашириных»(по повести М.Горького «Детство»)

Цель урока : исследовать значимость атмосферы семьи в формировании нравственного облика человека; способствовать воспитанию духовно – нравственной личности.

Обучающие задачи : собрать и систематизировать необходимый материал по образам членов семьи Кашириных, определить идейную направленность и проблематику повести, учить высказывать собственное мнение.

Развивающие задачи : развивать навыки аналитической работы с текстом;, умение обобщать, сопоставлять материал, совершенствовать устную речь учащихся.

Воспитательные задачи: воспитание чувства сострадания к обездоленным, настойчивости в преодолении жизненных трудностей.

Оборудование урока: текст произведения «Детство» М.Горького, портрет писателя, иллюстрации к произведению, репродукция картины И.Репина «Бурлаки на Волге».

Ход урока

На доске размещен эпиграф к уроку:

Семья для каждого из нас - самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царит взаимопонимание, доверие и тепло, - это настоящее счастье. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье.

А.Макаренко

Слово учителя :

Давайте обратим наше внимание на эпиграф к уроку. Какое слово в нем будет ключевым?(Семья)

Тема сегодняшнего урока: «Семья Кашириных». Наша задача – разобраться, может ли быть по-настоящему счастлив человек, связанный узами родства с семьёй Кашириных?
Для начала обратимся к домашнему заданию. Одной группе было задано сочинение –размышление о важности проживания и воспитания в семье. (Свои работы зачитывают 2-3 ученика)

Какой вывод мы можем сделать?(Только в семье человек может обрести настоящее счастье)

А теперь обратимся непосредственно к произведению. Вторая группа ребят должна была поработать над заголовками к главам повести. Как же вы озаглавили и почему?(Например, «Путешествие по Волге»(1часть), «Знакомство с семьёй Кашириных» (2часть), «Цыганок» (3часть) и т.д.

Давайте познакомимся с членами семьи Кашириных.(Учащиеся перечисляют героев).

Какое впечатление о родственниках сложилось у Алёши в первую встречу?(С.16, «Особенно не понравился мне дед; я сразу почувствовал в нём врага, и у меня явилось особенное внимание к нему, опасливое любопытство», «И взрослые, и дети –все не понравились мне; я чувствовал себя чужим среди них».)

Обратимся ко второй главе, к самому её началу (ученик читает два первых абзаца).

Какую же характеристику жизни в доме деда даёт автор?

Выпишите слова и словосочетания, несущие угрозу, жестокость. (Невыразимо странная жизнь, суровая сказка, рассказанная…мучительно правдивым гением; слишком обильна жестокостью темная жизнь «неумного племени», горячий туман взаимной вражды)

Приведите примеры жестокости и взаимной вражды, показанные в повести.(Дерутся дядья, требуя раздела имущества; Саша Яковов советует окрасить скатерть, заведомо зная, что Алёшу накажут; жестокое наказание розгами; избиение дедом бабушки; еженедельные драки, дядя Михаил перебивает руку своей матери; изгнание слепого мастера Григория; дядья стараются утопить в проруби отца Алёши; гибель Цыганка и т. Д.)

Чем вызвана злоба в людях?(Зависть, желание завладеть чужим, злорадство, жадность)

Как вы думаете, откуда исходит зло? Кто из героев повести является источником зла? (Дед. Он глава семьи).

Найдите первое описание деда (с.14)

Чего в описании больше: положительного или отрицательного?(с птичьим носом, зелеными глазками –не человек, а хищная птица)

Предлагаю разобраться в характере этого человека. Для этого необходимо разбиться на две группы. Одна группа приводит примеры положительного в деде, а другая – отрицательного.(Иногда бывает добр, после пожара жалеет бабушку; послал за костоправкой, чтобы вылечить бабушку; по-своему волнуется о дочери; С.176 «он ведь раньше больно хороший был, дедушко наш, да как вздумал, что нет его умнее, с той поры и озлился и глупый стал» и т.д.)

Когда происходит сближение деда с внуком? (После наказания)

Что узнал Алёша о прошлом деда?(Сирота, нищей матери сын, бурлак, водолив – старший в артели бурлаков, цеховой старшина, «начальник людям».

Кто такой бурлак? Обратите внимание на репродукцию картины И.Репина «Бурлаки на Волге». Что можно сказать о работе бурлака?(Каторжный труд. У Н.Некрасова есть строки о труде бурлака и его заветном желании «А кабы к утру помереть, так лучше было бы ещё…»)

Так почему же человек, знавший нищету и унижение, с большим трудом вставший на ноги, унижает и доводит до нищеты других?

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В 80-е годы 19 века в России происходит ожесточенная борьба между мелкими ремесленными предприятиями и крупным фабричным производством. Мелкие предприятия, подобные красильному заведению деда Каширина, не выдерживали конкуренции и неуклонно шли к разорению, но не хотели сдаваться и отчаянно отстаивали право на существование.

Какой мы сделаем вывод? (Дед злой, т.к. чувствует приближение краха своего дела)

Деде ожесточила сама жизнь. Тяжелый жизненный путь, пройденный дедом, выковал в нем недоверие к людям и крайнюю озлобленность, развил в нём эгоистичность, дух собственника.

Когда дед теряет остатки человечности? (Когда разоряется. Он перестает кормить жену и внука)

Несет ли дед наказание за свою жестокость? (Сбылось предсказание бабушки. Горестно наказал Господь…лет через 10…дед сам ходил по улицам города нищий и безумный, жалостно выпрашивая под окнами…(милостыню)).

Почему Горький называет изображаемое в повести «свинцовыми мерзостями дикой русской жизни»? (Свинцовые: тяжелые, темные, отвратительные поступки)

От кого же смог перенять Алеша в доме Кашириных чувства доброты, сердечности, сострадания, честности? (Ребята называют: бабушка, Цыганок, мастер Григорий, Хорошее Дело).

Все они способны к самопожертвованию и всепрощению. В бабушке живёт дух миролюбия. Её главная цель в жизни –установление в семье человеческих отношений, гармонии, которая исключает всякое насилие человека над человеком.

Поработаем в группах: мальчики должны подобрать цитатный материал на тему «Бог деда», а девочки – «Бог бабушки» (Учащиеся дают ответы)

Какая задача стояла перед нами в начале урока? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос и подведем итог .(Учащиеся делятся размышлениями)

Действительно, назвать счастливым Алешу, живущего в семье Кашириных, сложно. Но трудности, выпавшие на долю мальчика, закалили его, подготовили к будущей суровой жизни.

ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА

1.Какие из перечисленных произведений являются автобиографическими?

а)Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба» в)А.П.Платонов. «Юшка»

б)Л.Н.Толстой. «Детство» г)А.М.Горький «Детство»

2.Каковы впечатления Алеши от «неумного племени»?

а)негодование в) удивление

б)отвращение г)восторг

3.Писатель вводит в повесть сцену «пляски бабушки» для того, чтобы показать

а)красоту русского народного танца;

б)талант, одаренность, красоту души бабушки;

в)благотворное воздействие бабушкиного таланта на окружающих;

г)неумение отдыхать в доме Кашириных.

4.Как характеризует деда Каширина его поведение после пожара?

а)понимает неблаговидность своего поведения;

б)благодарен бабушке;

в)боится за детей и за свою семью;

г)боится потерять свои хозяйские права.

5.В ком из персонажей повести «Детство» герой сразу «почувствовал врага»?

а)в бабушке в)в деде Каширине

б)в дяде Якове г)в Цыганке.

6. Что явилось «самым ярким впечатлением « в период болезни Алеши?

а)посещение Цыганка

б)посещение деда

в)посещение бабушки.

7. С помощью какого художественного приёма М.Горькому удалось передать изменение отношения Алеши к деду в ходе беседы?

а)антитезы в)внутреннего монолога

б)портретной зарисовки г)метафоры.

8.О ком таким образом отзывается Алеша? «Так закончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране – лучших людей её».

а)Цыганке в)Хорошем Деле

б)дяде Якове г)деде Каширине

Домашнее задание.

Отметки за урок.

В конце урока при наличии времени можно провести мини –викторину:

В каком году родился дед? (в 1800, т.к. в 1812 году ему было 12 лет)

Какое полное имя деда? (Василий Васильевич Каширин)

В каком году родилась мать Алексея? (в 1848 году)

Какой вес поднимала мать деда? (80 кг: мешки по 5 пудов весом. Пуд-16 кг)

Почему бабушка не любила Цыганка по пятницам? (в этот день он воровал на базаре)

Маленький герой повести М Горького «Детство» после смерти отца попадает в семью своего деда. Это был суровый человек, всю жизнь «копивший копейку».

Дед Каширин занимался торговлей. У него была довольно большая семья — два сына и дочь — мать Леньки. Сыновья дрались из-за отцовского наследства и очень боялись, что что-то достанется их сестре. Дед даже боялся, что они пойдут на самое страшное — «изведут Варвару».

Ленька попадает в семью деда тогда, когда дела у Каширина еще идут неплохо. Семья живет в достатке, и дед пока всем доволен. Вот как Ленька описывает его в то время: «Весь он был складный, точёный, острый. Его атласный, шитый шелками глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а всё-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей…»

Дед очень переживает из-за поведения сыновей, он видит, что они ни перед чем не остановятся в погоне за деньгами.

Каширин выделял Леньку из всех своих внуков, чем-то он нравился ему больше, чем все остальные. Но спуску мальчику не давал, также сек его за провинности. Причем иногда дед был очень жесток с Ленькой.

Этот человек был запальчив и гневен. Разойдясь, он мог запороть внука до потери сознания. И такое было, когда за мальчика вступались бабушка и мама. Каширин не терпел, когда ему перечили, особенно в его доме.

Именно Леньке рассказывает дед историю своей жизни. В молодости Каширин был бурлаком: «своей силой супротив Волги баржи тянул». Он рассказывает внуку, какое это трудное занятие. Человек выбивается из последних сил, буквально истекает потом и кровью. Но деваться некуда — надо тянуть: «Вот как жили у бога на глазах, у милостивого господа Исуса Христа!..»

Каширин говорит, что он Волгу вымерял три раза туда и обратно — многие тысячи верст. Но были в этой жизни и приятные моменты, когда на отдыхе вся артель запевала бурлацкую песню. Каширин говорит, что у него «аж мороз по коже дернет, и будто Волга вся быстрей пойдет, — так бы, чай, конем и встала на дыбы, до самых облаков».

Постепенно семья Кашириных разоряется. Дед стареет. В конце повести мы уже видим, что это больной и дряхлый человек. Материальное положение деда значительно ухудшилось. Доходило до того, что бабушка ходила просить милостыню. Дед, так боявшийся потерять деньги, под конец жизни превратился в почти нищего человека.

Мы видим, как он изменился: «дед ещё более ссохся, сморщился, его рыжие волосы посерели, спокойная важность движений сменилась горячей суетливостью, зелёные глаза смотрят подозрительно».

Нехватка денег очень угнетает Каширина. Он даже отделяется от своей жены, чтобы не содержать лишнего рта: «Даже масло для лампадки пред образом каждый покупал своё, — это после полусотни лет совместного труда!» Он попрекает бабушку и Леньку: «- Опиваете вы меня, объедаете до костей, эх вы-и…» И это несмотря на то, что внук и так практически жил на улице.

В конце повести дед выгоняет Леньку на улицу. У мальчика умирает мать, и дед говорит ему: «- Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди…

И пошёл я в люди».

Судьба деда Каширина трудна и неоднозначна. Из преуспевающего купца он превратился в нищего и одинокого старика. Важно, что своих родных он «разогнал» сам: поссорился с сыновьями, разошелся с женой, выгнал внука, обрекая его на самостоятельное выживание.

Районная конференция

исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

РОДОСЛОВНАЯ СЕМЬИ КАШИРИНЫХ

номинация «родословие»

г. Верхнеуральска,

ул. Мира, 115

Руководитель: ,

учитель краеведения,

муниципальное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа» №1

г. Верхнеуральска,

ул. Мира, 115

1. Введение

2.Родословная семьи Кашириных

4. Список литературы

Приложения

1. Введение

Генеалогия, родословная, геральдика - это могучее нравственное средство и для укрепления семьи, и для укрепления государства - это философская основа и жизни и гражданственности.()

Взгляд человека в будущее связан с надеждой. Взгляд в прошлое - с ответственностью за себя, за то, каковы мы есть. Занимаясь генеалогией, мы соединяем прошлое с будущим.

Семейные альбомы - это летопись в лицах, В наших семейных альбомах немало фотографий, но особенно мне дороги две - их возраст более ста лет. Над историей семьи Кашириных я работаю уже третий год и заметил, как трудно собрать информацию о предках, живших в конце ХIХ начале ХХ веков.

В начале работы я поставил перед собой цель - исследовать историю семьи Кашириных

1. изучение историю семьи Кашириных

2. выяснить, как события страны отражались на судьбах семьи Кашириных

2.Родословная семьи Кашириных

Недалеко от песчаного берега Урала, окаймленного тальником, в поселке Форштадт, в доме потомка пугачевца казака-учителя, а затем уважаемого казаками атамана Верхнеуральской станицы Дмитрия Ивановича Каширина и его жены Ларисы Матвеевны росли четыре сына и две дочери. Старшими среди них были Николай и Иван. Много позднее их народ назвал красными героями гражданской войны.

Дмитрий Иванович не случайно избирался атаманом 28 лет. Он ревностно служил обществу. Заботился о быте, образовании, духовном облике станичников. Он организовал сбор средств на сооружение храма и следил за строительством, пока Георгиевская церковь в Форштадте 21 марта 1910 года не вошла в строй. Старостой церкви стал один из его братьев - Григорий Каширин. В станичном поселке Форштадт полпоселка были Кашириными. Поэтому детей и внуков - пятерых братьев звали: Дмитрия - «Атамановы», Якова - «Урядниковы», Григория - «Старостины», Владимира - «Володины», Михаила - «Михайлины». Сестрой у них была Евдокия Ивановна. К моменту избрания д. И. Каширина атаманом (1891-1892 гг.) в Верхнеуральскую станицу (казачий юрт) входило 13 поселков, деревень и хуторов. В станице в 1890 году числилось 8510 душ обоего пола, а к 1911 году число их удвоилось.

Может возникнуть вопрос: как же это сыновья казачьего атамана - царские офицеры стали революционерами, большевиками ? Во многом это объясняется происхождением Кашириных. Дмитрий Иванович был сыном бедного казака. Будучи мальчиком способным и любознательным, он единственный из пяти братьев окончил сельскую школу. Как лучшего ученика, учитель взял его в помощники. Так он и стал учителем. Атаманом он стал в 1891 голодном году, когда во время эпидемии тифа из станицы сбежал атаман. Он был трудовым казаком, как и большинство станичников.

После окончания школы Николая и Ивана возникла проблема, где брать средства на их учебу в гражданских учебных заведениях. Семья - восемь душ. Оставалось поступить в военное казачье училище, где обучение было бесплатное.

Старший из братьев Николай после школы и учительских курсов одно время работал в школе. Затем окончил с отличием Оренбургское юнкерское училище, стал служить в казачьих частях, завершив мирный период жизни сотником - помощником командира 5-го казачьего полка, находившегося на службе у эмира Бухарского. Вскоре окончили это же училище Иван и Петр. Младшему брату Алексею удалось продолжить учебу «на гражданке».

И вдруг над семьей станичного атамана разразился гром. Нежданно и негаданно под новый, 1912 год, явился Николай. Революционно настроенного Каширина в Ташкенте «за разложение офицерства» наказали, а затем изгнали из полка как неблагонадежного.

Иван Каширин стал после окончания училища хорунжим, затем, как и брат, сотником, в 1911-1912 годах служил во 2-м Оренбургском полку в Варшаве. Но и Иван не ужился в строевых частях. Бунтаря, не согласного с жандармской ролью казаков, после неоднократных наказаний, как и старшего брата, исключили из состава полка. Он также возвращается в родной Форштадт и занимается хлебопашеством. Так старшие сыновья атамана Каширина за два года до войны оказались в опале, что, конечно же, не могло не сказаться на их поведении во время революционных событий. В Верхнеуральской станице они постепенно создают оппозицию войсковому начальству.

Когда разразилась первая мировая война, Николая и Ивана отправили на Юго-Западный фронт. Воевали они в 9-м и 10-м полках, воевали храбро. был награжден шестью орденами. Последний орден - Святого Владимира - даже вводил героя в дворянское сословие. Заслужил награды и подъесаул Иван, в том числе и шашку в серебре. Но за вольнодумство и революционные действия Николай побывал в Киевской тюрьме и после суда офицерской чести был снижен в звании до подъесаула и под предлогом ранения удален из дивизии. Он стал в Верхнеуральске начальником учебной команды и председателем казачьего комитета 1-й Оренбургской дивизии. За выступление против Временного правительства, после суда на сентябрьском (1917 г.) войсковом круге, он был исключен из дивизии и вернулся в Верхнеуральск. Большевики Николай и Иван Каширины развернули революционную работу среди верхнеуральских казаков. Третий брат Петр попал в плен, в котором пробыл до 1918 года.

Младшие сестра Мария и брат Алексей, как и вся семья атамана, были участниками героической эпопеи Южно-Уральской партизанской армии, главкомами которой были Иван, Николай Каширины и Василий Блюхер. Не участвовала в этом рейде лишь сестра Евдокия, которая до 1922 года скиталась по колчаковским тюрьмам, а после освобождения воевала в рядах дальневосточных партизан, и Петр, еще не вернувшийся из плена. Затем Каширины (и Петр тоже) прошли фронты гражданской войны дорогами 30-й дивизии, начальником которой был Николай Каширин.

Иван Каширин закончил войну командиром особой казачьей кавалерийской бригады на Восточном фронте и был награжден боевым орденом Красного Знамени. Николай - командиром кавкорпуса на Южном фронте, став кавалером двух орденов Красного Знамени и особой награды - Почетного революционного оружия со знаком ордена Красного Знамени; Петр - комиссаром 10-й кавалерийской дивизии на Западном фронте. Высшее воинское звание после войны Николая Каширина - командарм 2-го ранга, Иван Каширин - комиссар госбезопасности 2-го ранга. Петр был заместителем председателя Челябинского и председателем Оренбургского губисполкома. Алексей работал бухгалтером. Слава старших братьев Н. д. и И. д. Кашириных многозначна. Революционность их проявилась не только в личном героизме в период гражданской войны, но и в успешном решении крупных военно- политических задач. Они раскололи оренбургское казачество и, в противовес атаману, стали вождями оренбургских красных казаков. Прошли путь до высоких военно-политических руководителей и делегатов ХI, ХIУ, ХУ, ХУI съездов партии, а Петр - ХУ Всесоюзной партконференции, до государственных деятелей, членов ЦИК СССР. Наряду с Кочубеем, Думенко, Мироновым и Примаковым они были организаторами и командирами советских казачьих кавалерийских полков и соединений.

С 1937 года имя героев Кашириных, как и всей семьи атамана, перестало упоминаться.

Этот год для Николая и Ивана Кашириных и всех других членов семьи был годом мучительных переживаний. Тень ложного обвинения легла и на них. Лавры боевых побед и народного признания не могли спасти от репрессий... Известно, что перед объявлением приговора по «делу Тухачевского» судья Ульрих и Ежов побывали у Сталина. Дав согласие на высшую меру наказания, спросил: «Как вели себя члены присутствия?», в числе которых был. Ежов ответил, что активно вел себя лишь Буденный, члены суда в основном молчали. Сталин распорядился «посмотреть» внимательно на членов суда.

Первым был арестован за неделю до окончания этого суда - 6 июня 1937 года Петр Каширин, управляющий Оренбургской областной конторой коммунального банка «по обвинению в измене Родине, участии в антисоветской диверсионно-террористической организации».

Ровно через полмесяца был арестован Иван Каширин, один из руководителей Наркомлеса СССР, по обвинению в принадлежности к «антисоветской террористической организации».

На очереди был старший брат. Были получены компрометирующие показания. В ночь на 20 августа приехали за Николаем Дмитриевичем.

Не выдержало сердце матери тяжелого удара судьбы. Лариса Матвеевна ушла из жизни вскоре после гибели сыновей. Во время Великой Отечественной войны погиб Алексей Каширин, В 1923 году, после скитаний, вернулась на родной Каширина. Неизвестна пока судьба красной партизанки и бойца Красной Кашириной. В ЗО-х годах она «пропала без вести».

В 60-х годах Верховный Суд СССР отменил несправедливые приговоры. Николай, Иван и Петр Каширины были посмертно реабилитированы, их имена возвращены истории. Еще при жизни Кашириных, как немногим из героев, их имена присваивались району Оренбургской области (ныне Октябрьский), конезаводу и поселку в Курганской области , совхозу и колхозу Челябинской области , школам, улицам в поселках и городах Южного Урала. После реабилитации их имена снова носят улицы и школы. Бронзовые бюсты Николая и Ивана Кашириных установлены в 1960 году на одной из площадей Верхнеуральска.

В ходе исследования поставленные задачи были выполнены, Погружаясь в атмосферу прошедших лет, (с конца ХIХ и до конца ХХ века) я ощутил, какой нелегкий путь прошла наша страна; как волны радостей и трагедий то поднимали, то пытались утопить род, предков семьи Кашириных.

Памятник Николаю Каширину г. Верхнеуральск, Стадион имени Братьев Кашириных