Сущность воспитания в современной педагогике. Воспитание

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека или группы людей; предполагаемый идеальный результат деятельности. Цель воспитания как социального явления - теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности , идеальных требований к ее сущности , индивидуальности , образованности , свойствам и качествам , умственному , физическому , нравственному , эстетическому развитию и отношению к жизни.

Цель воспитания задается обществом, государством или отдельными социальными группами, как, например, в частном образовании или в системе духовного образования, но и там оно обусловлено социальным заказом. Без осознания воспитательных целей вся педагогическая деятельность теряет четкость и смысл: «Что сказали бы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить... То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности» (К. Д. Ушинский) . Цель воспитания есть отражение его целенаправленности и целесообразности. Это то начало, которое раскрывает социальную и историческую сущность воспитания, определяет направление, содержание, формы и методы воспитания. В этом проявляется функциональное назначение цели.

На определение государством социального заказа воспитательно-образовательной системе большое влияние в современном мире оказывают общемировые тенденции и установки. Все страны, которые подписались под Международной Декларацией прав ребенка (1959) и Конвенцией ООН о правах ребенка (1989), не могут не учитывать того, что говорится в этих документах о целях и задачах воспитания и образования детей.

В Принципе 10 Декларации написано: «Он (ребенок) должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей». В Принципе 7 определены общие цели образования: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества». В ст. 29 Конвенции о правах ребенка эта цель уточняется:

«Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

  • а) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
  • б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;
  • в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
  • г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этическими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  • д) воспитание уважения к окружающей природе».

Приоритетами современного воспитания и педагогики во всем

цивилизованном мире считаются:

  • ЧЕЛОВЕК - воспитание в духе уважения прав человека; гуманная педагогика, педагогика мира и ненасилия;
  • МИР - воспитание в духе разоружения и миролюбия;
  • СОТРУДНИЧЕСТВО - воспитание в духе взаимодействия и взаимоподдержки, без которых человечество не сможет решить стоящих перед ней глобальных проблем;
  • ПРИРОДА - экологическое воспитание в глобальных масштабах на основе понимания, что Земля - общий дом человечества.

Аурелио Печчеи, создатель Римского клуба и его Президент до 1984 г., уже в тс годы отмечал, что необходима смена приоритетов в системе социально-педагогических ценностей: «От концепции, ориентированной на человеческие потребности и их удовлетворение, к другому понятию, в основе которого лежало бы человеческое развитие, а главной целью стало бы самовыражение и полное раскрытие возможностей и способностей человеческой личности », добавим, гармоническое развитие, которое предполагает, прежде всего, определенное соотношение между задачами, которые ставит перед собой человек, и имеющимися у него внутренними резервами для их достижения и возможностями, которые ему может предоставить государство и общество.

Цель воспитания носит, как и само воспитание, конкретноисторический характер и меняется со сменой исторической ситуации. Так, например, идеал афинского воспитания в Древней Греции складывался из понимания гармонии телесных и духовных сил, уже в Древнем Риме больший акцент получает задача практической подготовки воспитанников, в Средние века - рыцаря, крестьянина, ремесленника, религиозного служителя - и так в каждой исторической ситуации, в чем и проявляется диалектика цели воспитания, т.е. постоянное ее изменение в соответствии с новыми историческими условиями. «Образованность определяет человека, который сформирован конкретно-историческим идеалом » (К. Ясперс).

На цель и характер воспитания влияют уровень экономического развития общества, темпы научно-технического и социального развития, развитие педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, характер и качество подготовки педагогических кадров, темпы и возможности развития детей.

Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

Выделяют три уровня целеполагания в воспитании:

  • идеал воспитания;
  • уровень воспитательных устремлений и задач воспитания;
  • уровень цели и смысла жизни человека.

Идеал воспитания (первый уровень) - образ конечного результата воспитательной деятельности всего общества. Это тот социальный заказ, воспитательный идеал, который формируется в обществе.

Социальный заказ в сфере образования определяется в Законе об образовании - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации». Его характер в первую очередь определяется принципами государственной политики в области образования.

Гуманистический характер образования и формирование гуманной личности как цель образования определяются, прежде всего, принципами 3 и 7 ст. 3:

«3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования...

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление нрава выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания».

Дальнейшее подтверждение этой гуманистической направленности можно найти во всем документе. Так, в ст. 12 «Образовательные программы» (п. 1) зафиксировано:

«Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями».

Ш. А. Амонашвили

«Считаете ли вы, что гуманное отношение к ребенку является главенствующей идеей воспитания?

Я только то и делаю, чтобы доказать вам, насколько важно воспитывать детей в духе гуманности, гуманными средствами, в гуманном педагогическом процессе. Воспитание ребенка - это не тот случай, когда цель оправдывает средства. Цель в педагогическом процессе достигается только соответствующими средствами. Гуманная цель требует гуманного подхода к ребенку. Цель в воспитании не есть конечный результат, она достигается постепенно, она растянута по всей протяженности педагогического процесса, она растворяется не только в содержании, но и в методах воспитания. Авторитарный педагогический процесс не в состоянии достичь гуманной цели воспитания свободной личности, ибо всеми своими средствами в течение длительного времени, измеряемого годами, он лишает ребенка возможности присваивать человеческую культуру в условиях проявления своей истинной природы» .

Уровень воспитательных устремлений и задач воспитания (второй уровень) - образ социально желаемой подготовленности личности на уровне воспитательных устремлений , т.е. реализация социального заказа в конкретных образовательно-воспитательных системах. На этом уровне идеальный социальный заказ, безусловно, трансформируется, так как он уточняется и корректируется в документах различных ступеней руководства образованием, в сознании и понимании руководства и педагогического коллектива конкретной школы, дошкольного учреждения, высшей школы и др., в сознании и понимании этих целей конкретным учителем, воспитателем, родителями. Каждый педагог и воспитатель в этой цепочке реализуют общий социальный заказ в формировании нужной обществу личности, но вкладывают в это свой подход, свое видение как самого идеала, так и путей его достижения. Отсюда разнообразие воспитательных и образовательных технологий, моделей и т.д. и получаемых результатов.

Уровень цели и смысла жизни человека , его потребности в самореализации (третий уровень) - с позиций гуманистической парадигмы педагогического взаимодействия более значимый для каждой конкретной личности. Обществу нужна определенная личность, но личность растущего человека не средство решения чьих-то задач, это уникальное и неповторимое сочетание таких качеств, возможностей и собственных устремлений, что игнорировать их нельзя. Ф. М. Достоевский считал, что человек, потерявший высшую идею свою, может быть, не существует вовсе.

На протяжении тысячелетий на первом месте стояли цели первого уровня и достижение их через решение задач на втором уровне. Цели и смысл жизни человека не являлись основополагающими.

Гуманистическая у личностно-ориентированная педагогика на протяжении всего периода своего существования пытается сделать целью процесса организованного взаимодействия ребенка. Человек, его возможности, его понимание смысла собственной жизни, своего появления и существования на этом свете - вот, что должно волновать все социальные науки и педагогику как прикладную философию.

Человек - мера всех вещей, ради человека существуют сама образовательно-воспитательная система и каждый конкретный воспитатель , учитель и педагог , ради человека и полноценности раскрытия его потенциала и полноты жизни существуют само общество и государство.

«Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом», - возглашал римский поэт Децим Юний Ювенал. Речь идет о том, что обществу нужны не только физически, но и социально здоровые личности, что и должно обеспечивать достижение целей всех уровней целеполагания. С социальной точки зрения, здоровье понимается как возможность организма адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека. Межведомственной комиссией Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения определено, что здоровье - ведущий системообразующий фактор национальной безопасности. Здоровье как эквивалент и выражение свободы деятельности человека является общественным богатством. Социальное здоровье есть динамическая совокупность свойств и качеств личности , обеспечивающая гармонию между потребностями человека и общества , являющаяся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной цели , самоактуализацию. Это состояние , процесс , результат , при котором биопсихические и социальные возможности личности способствуют установлению равновесия с социальной средой путем адаптации и конструктивной активизации в ней , следуя нравственным социальным нормам. Механизмами формирования социального здоровья являются социальная адаптация, социализация и инкультурация, социальное развитие и социальное воспитание (Е. II. Приступа).

При утверждении личностно-ориентированного подхода в педагогике происходит смена репродуктивной парадигмы воспитания, направленной на воспроизводство установившихся образцов и стандартов, на креативную, творческую парадигму, ориентированную на ценности, имеющие отношение к человеческой природе и способам осознания им собственного опыта.

Цель воспитания в современных условиях - влияние на развитие потребностей и способностей личности к саморазвитию, что достигается, если в процессе воспитания у воспитанников формируются потребности и способности к самопознанию, интересу к своему Я, своим отношениям и возможностям; потребности и способности к самоопределению, к разумным жизненным выборам деятельности, отношений, позиций, целей с точки зрения своего развития; потребности и способности к самореализации (самоактуализации); потребности и способности к личностной саморегуляции, регуляции своего психического и физического состояния, притязаний и самооценки; потребности и способности в совместном развитии, развитии себя через развитие других (С. Д. Поляков).

Таким образом, ясное понимание воспитательных целей определяет успешность их достижения и оптимальность выбираемых путей и средств.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Что такое цель воспитания как социального явления?
  • 2. Кем она определяется и задается? Почему?
  • 3. Какие международные документы влияют на определение общегосударственного воспитательного идеала в современном мире и в чем это влияние проявляется?

А. Как вы поняли, что такое диалектика цели воспитания?

  • 5. Какие три уровня целеполагапия выделяют в воспитании? Попробуйте своими словами объяснить, как поняли каждый из них.
  • 6. Что такое социальное здоровье личности? На каком уровне целей надо его формировать? Аргументируйте свой ответ.
  • 7. Подберите конкретные примеры под цель воспитания каждого уровня.
  • Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 8. М., 1950. С. 17-18.
  • Амопашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996. С. 71.
21 22 ..

II. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ

21. Принятие цели воспитания в педагогике

Важной проблемой педагогики является разработка и определение целей воспитания. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.
Под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать и, естественно, придает его работе необходимую осмысленность и направленность.
Из философии известно, что цель неизбежно определяет способ и характер деятельности человека. В этом смысле цели и задачи воспитания имеют непосредственное отношение к определению содержания и методики воспитательной работы. Например, когда-то в старой русской школе одной из целей воспитания было формирование религиозности, послушания, беспрекословного исполнения установленных правил поведения. Вот почему много времени отводилось изучению религии, широко практиковались методы внушения, взысканий и даже наказаний, вплоть до физических. Сейчас же целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир, что требует совсем иной методики воспитательной работы. В современной школе основным содержанием обучения и воспитания является овладение научными знаниями о развитии природы и общества, а методика приобретает все более демократический и гуманистический характер, ведется борьба с авторитарным подходом к детям, методы взысканий и наказаний используются все реже (Физическое наказание в современной школе недопустимо).
Различные цели воспитания по-разному определяют и его содержание, и характер его методики. Между ними существует органическое единство. Это единство выступает как существенная закономерность педагогики.
Формирование всесторонней и гармонично развитой личности не только выступает как объективная потребность, но и становится основной целью (идеалом) современного воспитания.
Что же имеют в виду, когда говорят о всестороннем и гармоничном развитии личности? Какое содержание имеет это понятие?
В развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание, укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры. Нужно иметь в виду, что в народе недаром сложилась пословица: в здоровом теле - здоровый дух.
Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание. Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности выступает техническое обучение или приобщение ее к современным достижениям техники.
Велика роль и моральных принципов в развитии и формировании личности. И это понятно: прогресс обществ могут обеспечивать только люди с совершенной моралью, добросовестным отношением к труду и собственности. Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств. Все это, естественно, требует эстетического воспитания.
Можно сделать вывод об основных структурных компонентах всестороннего развития личности и указать на его важнейшие составные части. В качестве таких составных частей выступают: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производственный труд.


«В гуманистической педагогике … воспитание рассматривается как целенаправленный процесс культуроемкого развития человека, активно участвующего и осознанно осуществляющего саморазвитие…». *

«Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности». *

В педагогике понятие «воспитание» употребляют в широком и узком смыслах. В широком смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Остановимся на следующем определении: воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания.

Классификация видов воспитания осуществляется по различным основаниям (рис. 21).


Рис. 21. Классификация видов воспитания


Цель воспитания – определяющая характеристика воспитательного процесса, она выражает общую устремленность воспитания, это будущее, на достижение которого направлены главные усилия. «Цель воспитания не только в том, чтобы заставлять людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистыми, но и любить эту чистоту; не только быть справедливыми, но и алкать и жаждать справедливости» (Дж. Рескин).

Любое воспитание всегда целенаправленно. Цели воспитания всегда выражают историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. История педагогики показывает, что в разные исторические эпохи, в разных странах, у разных народов были свои цели воспитания. Они подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. Я. А. Коменский считал, что воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к Богу (религиозное воспитание). Английский философ и педагог Дж. Локк утверждал, что главная цель воспитания – сформировать джентльмена, человека, «умеющего вести дела мудро и предусмотрительно». Немецкий педагог И. Гербарт целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека. В современном мире существует многообразие целей воспитания, определяемых потребностями развития общества и зависящих от таких факторов, как темпы социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников. В российском современном образовании в качестве одной из приоритетных целей воспитания принято всестороннее гармоническое развитие личности.

Стратегия воспитания определяет общий замысел, перспективы и план достижения целей воспитания и базируется на общей концепции воспитательной работы. Воспитательный процесс в образовательном учреждении должен быть по своей сущности, содержанию и организации адекватным единой концепции воспитания, принятой в Российской Федерации.

Тактика воспитания в соответствии с его стратегией определяет систему организации воспитательной деятельности в подчиненных структурах и с каждым конкретным человеком. Она вырабатывается на правовой основе в соответствии с научными рекомендациями и с учетом реального уровня результатов воспитания.

2. Закономерности и принципы воспитания

Продуктивность воспитания во многом зависит от знания воспитателем его закономерностей и принципов.

Под закономерностями воспитания понимаются устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, трудовых коллективов и оказывать воспитывающее воздействие на весь уклад трудовой деятельности.

Знание закономерностей воспитательного процесса необходимо по целому ряду причин:

во-первых, человек подчинен системе естественных законов, которые действуют объективно в конкретных условиях. Благодаря знанию закономерностей воспитательного процесса можно создать условия, при которых воспитание будет протекать в соответствии с действием объективных законов (систем законов), а не вопреки им. И напротив, игнорирование законов неизбежно приводит к обострению противоречий, повторению ошибок и нелогичности в воспитании людей;

во-вторых, знание и учет закономерностей позволяет постигать суть движения от устаревших представлений к новым, освобождаться от стереотипов и утверждать продуктивную практику воспитательной работы. Эффективную модель воспитания можно создать и воспользоваться ею только на основе знания основных закономерностей, выделения социально значимых составляющих;

в-третьих, уяснение и учет закономерностей могут создать предпосылки для прогнозирования изменений в системе воспитательной работы, осуществление которых обеспечивает ее оптимизацию. Это также позволяет добиваться эффективного управления воспитанием со стороны руководителя.

В воспитательном процессе в числе других закономерностей можно выделить несколько основных закономерностей воспитания.

1. Обусловленность целей и задач воспитательной работы конституционными, мировоззренческими, нравственно-этическими ориентирами и позициями, правовыми рамками трудовой деятельности. В этой закономерности отражена социальная детерминированность воспитания, являющегося важнейшей функцией государства, которая реализуется в учреждении, на производстве. Ее требования исходят из сущности принадлежности работников к государственному институту, в рамках которого они занимаются социально значимым трудом. И все государственно-значимые ценности – это ценности работника, а государственные задачи – его задачи. В связи с этим основные руководящие линии воспитательной работы должны исходить от государственных структур.

2. Зависимость результатов воспитания не только от воспитательной деятельности, но и от реальных условий, характера взаимодействия с ними в конкретных процессах и ситуациях. В соответствии с данной закономерностью организатор воспитательного процесса должен обеспечивать нормальные условия жизни и деятельности человека. Это предполагает наилучшее удовлетворение всего комплекса потребностей, которое возможно в реальной ситуации. В этих целях требуются координация и взаимодействие воспитательных, организационных и обеспечивающих мер. Особое внимание важно уделять сочетанию воспитания и обучения.

3. Процесс развития личности приобретает оптимальный характер, если учащийся выступает субъектом обучения. Только в условиях полноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности. Педагог не воспитывает, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, создает условия для его личностного роста.

Учет закономерностей воспитательной работы осуществляется путем соблюдения ряда принципов. Важно обеспечить разумное сочетание традиционных принципов воспитания с новыми, которые выдвигаются в рамках новых выявленных закономерностей, проявляющихся в современной практике государственного строительства и жизнедеятельности конкретного коллектива.


Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении.

В принципах воспитания сконцентрированы и обобщены многолетний опыт воспитания людей и результаты научных исследований. Как и принципы обучения, принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме своего существования, поэтому знание принципов воспитания, закономерностей воспитательного процесса, которые они отражают, позволяет педагогу сознательно и творчески решать задачи воспитания людей, систематизировать и упорядочивать свою деятельность, осуществлять ее педагогически обоснованно, с тем чтобы уверенно достичь поставленной цели воспитания.

Выбор педагогом принципов воспитания обусловлен его собственным мировоззрением, стилем общения, чертами характера, и от того, какими принципами он руководствуется, зависит эффективность его воспитательной работы с детьми. Следует учитывать, что соблюдение требований одних принципов и пренебрежение другими не способствует качественному решению педагогом воспитательных задач. Нельзя в воспитании людей поступать в одних случаях в соответствии с требованиями принципов, а в других – вопреки им; это снижает эффективность воспитательной работы, а нередко разрушает и весь процесс воспитания. Поэтому залогом успешности этого процесса является системный и комплексный подход к нему.

Основные принципы воспитания можно сгруппировать по различным основаниям:

организационные принципы (например, воспитание в коллективе, преемственность воспитательных воздействий);

принципы руководства (например, стимулирование социальной активности, сочетание индивидуальных и групповых форм воспитательных воздействий).

Принципы воспитания тесно взаимосвязаны, их требования зачастую исходят одно из другого, обусловливая развивающий эффект воспитания. Совокупность требований принципов воспитания, реализованных в практической деятельности, обеспечивает системный подход руководителя образовательного учреждения к воспитательному процессу, комплексное воздействие на каждого человека и на коллектив в целом. Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, реализуясь через их практическое применение. Они также тесно связаны и с принципами обучения, обеспечивая тем самым воспитывающий характер обучения и развивающую направленность воспитательного процесса.

3. Методы воспитания

Под методом воспитания понимается комплекс действий и приемов преподавателя и обучающегося, выполняя которые можно решить поставленную задачу, достигнув желаемого результата.

В современной педагогике одной из самых спорных проблем является классификация методов воспитания. В основе любой из таких классификаций лежит определенный критерий, признак, основание, по которому методы группируются. В 60-е гг. XX в. общепринятой была классификация, в соответствии с которой различали две группы методов: воздействия на сознание ребенка и воздействия на поведение ребенка. В 70-е гг. появилась классификация, содержащая три группы методов:

методы целенаправленного формирования качеств личности;

методы стимулирования естественного саморазвития личности;

методы коррекции развития личности.

В конце 70-х – начале 80-х гг. в педагогике получила распространение концепция деятельностного подхода к воспитанию. В этой связи ленинградскими педагогами Т. Е. Конниковой и Г. И. Щукиной была предложена новая классификация методов воспитания, разделяющая их на методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности, методы формирования общественного сознания и методы стимуляции деятельности.

Известный московский педагог, ученый В. А. Караковский предложил свою классификацию методов воспитания, получившую широкое распространение среди воспитателей-практиков. В соответствии с этой классификацией различают следующие виды воспитания:

Ситуацией;

Общением;

Отношениями.

В педагогической литературе встречается классификация, выделяющая следующие методы воспитания:

Воздействия и убеждения;

Организации деятельности;

Стимулирования;

Диагностики.

Если в качестве основания для классификации принять социальный опыт ребенка, то можно выделить следующие воспитательные методы:

Формирования социального опыта детей;

Самоопределения личности ребенка;

Мотивации деятельности и поведения;

Стимулирования и коррекции действий в воспитательном процессе.

Для каждого педагога выбор методов воспитания должен носить комплексный характер, изменяться под воздействием постоянно меняющихся конкретных ситуаций, а сочетание различных методов поможет быстрее достичь поставленной цели.

Профессиональная деятельность педагога, как любая человеческая деятельность, предваряется осознанием цели. Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с детьми как деятельность профессионала, эта работа может быть классифицирована лишь как некоторая активность, как совокупность действий, но ни в коем случае как воспитательный процесс.

Осознанная цель задает импульс деятельности. Осознание высокой и благородной цели мобилизует все творческие силы человека. Достижение цели порождает глубокое удовлетворение, составляющее основу человеческого счастья, в том числе, профессионального.

На поверхностный житейско-обыденный взгляд кажется нереальным положение, когда педагог организует работу с детьми без четко сформулированной и осмысленной цели, тем самым возбуждает какую-то активность, сам находясь в состоянии хаотической активности.

Однако широкий и всесторонний анализ повседневности воспитания свидетельствует о том, что проблема це-леполагания решается крайне слабо, плохо, либо вовсе не решается. И "бесцельное воспитание" - довольно распространенное явление в мире. И это приводит к тому, дто продуктивность профессиональной деятельности педагога крайне низка, творческий потенциал детей и педагога не реализован, а профессиональная деятельность сопровождается растерянностью, унынием, профессиональной неудовлетворенностью.

Существуют объективные причины столь странного положения воспитательного дела.

Первая - проистекает из социально-психологической природы цели.

Цель - это идеальное представление о результате деятельности, формирующееся в сознании субъекта в процессе взаимодействия субъекта с окружающей действительностью. Цель объективна, в том смысле, что она порождается обстоятельствами, черпается из реального объективного окружения. Педагог, никогда не слышавший чарующих звуков скрипки, не способен поставить цель приобщения ребенка к музыкальной ценности. Педагог, выросший в косноязычной речевой среде, не создает в своем сознании идеальный образ высокого красивого богатого речевого языка своего воспитанника, ибо лишен внешнего объективного материала для создания данного идеального образа.

Но, будучи объективной по своему происхождению, цель субъективна: она продукт сознания, она рождается в сознании человека и несет в себе все особенности сознания каждого конкретного человека. "Когда двое говорят одно и то же, то это не одно и то же", - отмечали древние латиняне. Педагоги, декларирующие одну и ту же цель, подразумевают разные варианты этой цели, так как их индивидуальное сознание индивидуализировало их представление о результате профессиональной деятельности.

Поэтому проблема целеполагания требует не только серьезного внимания, но и времени, и профессиональных

усилий по выявлению возможного общего варианта цели -столь широкого, чтобы он включил в себя многочисленные индивидуализированные вариации идеального образа воспитанного человека. Человек формируется на протяжении всей своей жизни в зависимости от объективных и субъективных условий его онтогенеза. Но поскольку педагогические системы (дошкольная, школьная, послешколь-ная) имеют определенные хронологические границы, на которых фиксируются уровни и качество сформирован-ности личности, можно говорить и об относительно конечных результатах обученности и воспитанности на этапах.

Цель воспитания подрастающих поколений - прерогатива государства, которое при широком участии науки и общественности формулирует ее как главный компонент своей педагогической политики. Что это значит в контексте управления функционированием и развитием образовательной культуры общества? Насколько демократично, современно такое положение? Государство обязано конституировать, узаконить обеспечение экономических, правовых и организационных условий достижения декларируемых воспитательных целей. Иначе говоря, на достижение законодательно закрепляемых целей воспитания должны быть направлены все необходимые ресурсы общества при соответствующем контроле. Чем же определяется основная содержательная часть цели воспитания? Мировая и отечественная история образования свидетельствует о том, что содержательные параметры цели воспитания подрастающих поколений отражают уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем. Приведем конкретный пример. Вполне возможны разработки системы воспитания физически здоровых детей при полном охвате всех юных граждан России. Однако модель достижения подобной субцели требует огромных затрат на максимально благоприятные и всеохватывающие экологические, медицинские, продовольственные, спортивно-оздоровительные, реабилитационные и другие условия. Как видим, весьма благородная цель воспитания здоровых детей оказывается недостижимой из-за экономической неготовности России к осуществлению подобных программ. Хотя

И существуют научно обоснованные рекомендации на этот счет. Таким образом, есть основание утверждать, что формулирование государственных целей воспитания детерминировано экономическими, политическими, научными, правовыми и организационными условиями. Существенную роль, как показывает практика, играют результаты столкновений правящих сил, которые могут поддерживать материальные усилия государства на воспитание или придавать ему второстепенное значение.

Общий характер цели позволяет быть ей реализованной при самых разнообразных вариациях обстоятельств.

Цель как продукт идеальный (нематериальный) очень подвижна, динамична, так как порождается сознанием деятельного человека, постоянно взаимодействующего с изменяющимся миром и постоянно меняющегося самого. Опыт, знания, события, анализ, эксперимент обогащают человека, и потому он носитель динамичного сознания, и его цель в ходе деятельного движения к ней преобразуется постоянно и незаметно для самого субъекта. Педагогу кажется, что и "вчера", и "сегодня" он исповедовал единую цель, но стороннее изучение профессиональной педагогической работы свидетельствует о том, что целевое содержание его работы значительно изменяется. Динамичность жизни обусловливает динамичность цели. И тут не имеет значения, говорили мы об отдельном педагоге, как субъекте цели, или подразумевали, что субъектом цели выступает общество в качестве совокупного субъекта.

Учет данной особенности феномена цели предписьшает общий характер цели, так чтобы в ее динамической изменчивости она могла бы оставаться целью как таковой, а человек мог бы организовать свою деятельность как последовательное движение к запланированному результату.

Динамичность цели в воспитательном процессе просматривается особенно четко, так как развитие ребенка стремительно и от класса к классу в школе, от возраста к возрасту, конкретная цель воспитания должна была бы отвергаться и заменяться другой, чтобы учитывать социально-психологические новообразования растущей личности. Общий же характер цели как конечного результата позволяет сохранять преемственность возрастных достижений и варьировать индивидуальный образ "воспитанного человека".

Доверчивый и послушный младшеклассник, шумливый непоседа подросток, претенциозный максималист и

идеалист старшеклассник могут быть ведомы педагогом по одной дороге развития, если только дорога широка и вмешает многочисленность личностных разнообразий.

Подвижность цели предполагает недостижимость ее. Цель - звезда, отодвигающаяся от приближающегося к ней человека. Правда, если иметь в виду постоянное развитие человека. Достижение цели означает смерть, духовную либо физическую. Понять блоковское "Покой нам только снится" - это значит принять идею остановки в развитии при достижении цели. Тут нет ничего мистического. Цель развивается вместе с субъектом, который ее ставит, ибо она существует в субъекте, который ее выдвигает, и она так же, как субъект, восходит вверх, как только такое восхождение совершает субъект. (Вероятно, только с этой точки зрения становится понятным определение В.Франклом смысла жизни человека как поиск смысла). Недовольство, страдания, метания свойственны лишь растущему профессионалу. Профессионал - покойник в вечном покое.

Чтобы недостижимая цель оставалась целью, чтобы она не приводила в отчаяние того, кто к ней идет, и чтобы не превращала в пустых мечтателей бездельников, отказавшихся от движения к недостижимой цели (на протяжении истории человечества немало находилось педагогов, говорящих: "Воспитание бессильно, потому что цель недостижима в наше страшное время"), она должна иметь общий характер, и тогда, возвышаясь и отодвигаясь, она не перестает оставаться ориентиром деятельности.

Обратимся к обыденной аналогии, чтобы уточнить сказанное. Плотник, прежде чем приступить к изготовле-i нию скамейки, сначала имеет ее общий образ в своем со-1 знании1. По мере работы уточнялись детали, проверялось! качество материала, действовала мысль плотника, рожда-| лась фантазия... Общий образ скамейки принимал кон-1 кретные черты под влиянием текущих обстоятельств (Ему^

1 Вспомним великого мыслителя К.Маркса: "Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей - архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове..." (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т. 23. С. 184). 66

сказали: "Какой вы мастер!.." Кто-то сказал: "А хорошо бы повыше спинку!.." Ему принесли краску: не нужно ли?--)- Работа плотника имела программу и методику в соответствии цели, однако созданный продукт отличается от идеального представления о результате деятельности в силу широкой свободы творчества, представленного именно общим характером цели. Плотник творил в пределах цели. Если бы эти пределы были узкими, он ограничил бы сам себя в восхождении к творчеству.

Итак, цель воспитания должна иметь общий характер, чтобы исполнить свои целевые функции. И тогда место цели воспитания по отношению ко всему процессу воспитания очевидно: цель - исходный момент, первый элемент профессиональной деятельности педагога. В схематической картинке отобразим это место:

Цель воспитания ¦

Процесс воспитания

Результат воспитания

Вдумаемся в эту простейшую схему: цель определяет содержание воспитательного процесса, цель обусловливает воспитательный результат; цель служит критерием оценки профессиональной деятельности педагога; и цель является постоянным объектом осмысления, к которому неизменно возвращается сознание педагога. Добавим следующее (это видно из схемы): цель будет полностью определять систему воспитания, именно она, осмысленная педагогами, задает очертания системы.

Вот теперь дадим определение целеполаганию в педагогике как науке о воспитании.

Целеполагание - это система профессионального осмысления объективной социально-психологической и культурологической необходимости некоторого уровня развития личности современного человека, способного жить в контексте современной культуры и творить жизнь; это поиск максимально точной формулировки общего идеального образа такого человека; это аналитическая оценка природы детства, сущности развития личности и природы индивидуальности как условий, допускающих принятие цели воспитания; это система анализа конкретных обстоятельств, в которых находится конкретный ребенок, и соотнесение их с содержанием и поставленной цели воспитания.

В дореволюционных российских учебниках педагогики Цель воспитания формулировалась по-разному. В одних

случаях она выражалась словосочетанием "разумный и добрый человек", в других - "воспитанием добра, красоты и истины" (Д.И. Тихомиров, М.И. Демков).

Цель всестороннего воспитания личности как нормативная установка законодательного характера была введена в ранг требований государственной политики в СССР. Аналогичные формулировки вошли в документы об образовании других стран, входивших в блок социалистического содружества, варьируясь с учетом национальных традиций. Подобная же формулировка цели образования и воспитания вошла в ряд международных деклараций ЮНЕСКО и, таким образом, приобрела интернациональное значение. В одном из опубликованных документов ЮНЕСКО ("Международная стратегия действий в области образования и подготовки кадров по вопросам окружающей среды на 1990-е годы". Часть 4. Рекомендация № 78) читатель встретит общепринятые рекомендации. Приведем их полностью. Под образованием и воспитанием понимается "осуществление процесса всестороннего развития человека, который протекает на протяжении всей его жизни и направлен на наиболее полное раскрытие его способностей в интеллектуальном, физическом, эмоциональном, моральном и духовном отношениях". При этом предполагается, что "образование должно не только передавать знания, умения и навыки, ценности и другие составные элементы культуры, к которой принадлежит индивидуум, но также развивать его самостоятельность, способствовать его творческой деятельности...".

Существуют и национальные варианты формул целей воспитания. В них отражаются традиции обособленных культур и педагогической политики. О своеобразии формулировок целей воспитания свидетельствуют опубликованные документы различных стран. Немецкие авторы формулируют цель воспитания, как подготовку человека, "способного поступать продуктивно с сознанием ответственности". В публикациях американских авторов встречается такая формулировка целей воспитания, как воспитание "хорошего гражданина США". В послевоенной Японии велась борьба двух представлений о стратегии воспитания: должно ли воспитание и образование развивать только способности или формировать всесторонне развитую личность? В одном из документов провозглашалась цель воспитания японской молодежи как формиро-

вание в каждом японском гражданине независимости, индивидуализма, самореализации, дружбы и свободы.

Технократизм и экономический фетишизм породили формулировку цели воспитания следующего порядка: "Личность, способная достичь карьеры".

Ход исторического развития и высокая культура опровергают такого рода решения проблемы цели путем постановки одного единственного вопроса: что есть средство и что есть содержание жизни? Карьера. Успех, добро, истина, красота, всестороннее развитие - это все область средства жизни. И ничто из этого не может заместить собою цель жизни человека. А значит, и не может выступать в роли цели воспитания.

Цель современного воспитания - "Личность, способная строить жизнь, достойную Человека". Далее мы подробно рассмотрим данную цель (гл. 16).

Имея столь общий характер, цель воспитания обретает свое гуманистическое назначение, предотвращая своевольную педагогическую распорядительность, насилие над личностью, подавление индивидуальности. Но именно общий характер цели воспитания требует от педагога высочайшего профессионального и тонкого педагогического мастерства в работе с детьми в самых разных условиях, обстоятельствах, ситуациях, ибо педагог самостоятельно проецирует в практике эту общую цель на конкретную действительность.

Цели воспитания в педагогике

Целенаправленность - одна из главных характеристик воспитания.

Цель воспитания - это ожидаемое изменение в человеке (или группе лю­дей), осуществленное под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.

Процесс формулировки цели, как правило, аккумулирует сложившееся в культуре отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.

Выделяют два уровня целей воспитания:

1. социальная цель, отра­жающая те качества, которые должны быть сформированы у всех людей

2. цель личностная, зависящая от особенностей отдельной личности.

Цель выражает общую направленность воспитания. При практиче­ском осуществлении она выступает как система конкретных задач.

Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Задач, определяемых целью воспитания, обычно много, цель конкретной воспи­тательной системы всегда одна . Именно цели определяют различие вос­питательных систем. В современном мире существует разнообразие це­лей воспитания и соответствующих им воспитательных систем.

Какие факторы определяют выбор цели воспитания?

Факторы воспитания:

1. потребности общества в воспитанной личности

2. идеология

3. нравственные ценности

Прежде всего это потребности общества в человеке определенного типа . Поэтому цель воспитания всегда отражает достигнутый уровень развития общества.

Доказательством этого является изменение целей воспитания в разных общественно-экономических формациях. Так, в период феодализма цель воспитания для детей феодалов заключалась в воспитании джентльмена, обладающего «рыцарскими добродетелями». Цель воспитания в период капитализма: воспитание предприимчивого хозяина, предпринимателя.

Другим фактором выступают идеология , политика государства и пра­вящих классов. Не существует ни одного государства, даже самого демо­кратичного, где цели воспитания не направлялись бы на укрепление сло­жившихся общественных отношений и были бы оторваны от политики и идеологии правящего класса. Помимо этих факторов на цели воспитания влияют темпы научно-технического и социального прогресса, уровень развития педагогической теории и практики, возможности образователь­ных учреждений и пр.

Вместе с тем, на протяжении веков в качестве целей воспитания при­нимались такие вечные нравственные ценности , как «добро» (поведение на благо другого), «истина» (как руководство при оценке действий и по­ступков), «красота».

Наиболее полное раскрытие они получили в цели воспитания всесто­ронней и гармонично развитой личности. Ее формулировка впервые была предложена в работах античных философов (Сократа, Платона, Аристо­теля). В дальнейшем в понятие всестороннего гармоничного развития личности вкладывался различный смысл.

В современной трактовке цель гуманистического воспитания звучит как создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом. Такая постановка цели предпола­гает гармонию самости и социумности личности. Самость отражает внутренний план развития личности, всесторонность представлений о ее «Я». Социумность отражает внешний мир развития личности, прежде всего социальные связи. Самость и социумность - это две взаимосвязан­ные стороны личностного проявления и соответственно два направления ее самосозидания и саморазвития. Следует подчеркнуть, что такая фор­мулировка цели воспитания глубоко гуманистична, поскольку позволяет признать приоритет индивидуальности человека, открывает возможность самому человеку отвечать за свою жизнь, за раскрытие своих способно­стей и своего творческого потенциала. Второй особенностью такой по­становки цели гуманистического воспитания является ее динамизм, что связано с понятиями саморазвития и самореализации, которые подчерки­вают необходимость активности и движения к достижению идеала.

Цель гуманистического воспитания находит отражение в целях образовательных учреждений . В современной общеобразовательной (полной) школе цель воспитания зву­чит следующим образом: способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности , всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуально­сти ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Данная цель реализуется в конкретных задачах воспитания. Так, в области умственного воспитания школьников на первый план выходят такие задачи, как: формирование научного мировоззрения, развитие ум­ственных сил и способностей учащихся, развитие познавательных инте­ресов и формирование познавательной активности, формирование готов­ности к постоянному самообразованию. Эти задачи решаются в нравст­венном, трудовом, эстетическом, физическом воспитании.

Педагогическая задача. Рассмотрите и дайте письменный анализ

«Какой упрямый этот Толя Толкачев... Никогда он не слушает объяснение, вечно вертится, разговаривает, отвлекает других. Что с ним делать, как заинтересовать?» Как-то раз после уроков Евгения Павловна остановила Толю в коридоре.
-Хочешь, скажу по секрету, о чем завтра пойдет речь на моем уроке?
На следующий день Толя Толкачев, к удивлению всего класса, поднял руку и, ответив на вопрос учителя, посмотрел по сторонам торжествующе. А на перемене он подошел к Евгении Павловне и, смущаясь, попросил:
- Скажите, а о чем вы будете завтра рассказывать?
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. В чем секрет успеха Толи? Оцените средства достижения подобного успеха.
2. При каких условиях этот успех мальчика может быть закреплен?
3. Можно ли оценить действия учителя как антипедагогические?