Восемь типов детской личности: исследуем своего ребенка. Психотипы детей

Мы часто называем одну, самую выраженную особенность поведения. Но характер — это не одна черта. Это целый «букет» свойств, которые зависят от природных особенностей организма. Каждое свойство, в зависимости от воспитания и жизненных примеров, может стать как плюсом характера, так и минусом.

Чтобы выстроить воспитание правильно, родителям важно понимать особенности и склонности ребенка. Но как узнать, какой именно характер ему достался?

Основательный, плотный, настойчивый человек. Он делает и чувствует все усиленно, как бы с добавкой. Не просто хочет чего-то, а упрямо добивается, «застревает» на переживаниях. Может долго терпеть и накапливать негативные эмоции, а потом разом выплеснуть их. Основательность делает его внимательным и дотошным, он дисциплинирован, напорист и добивается в жизни многого. Вместе с этим он авторитарен и заботится, прежде всего, о собственных интересах. Это создает благодатную почву для конфликтов, но и помогает пробиться в карьере и бизнесе.

Слабое место напряженного характера проявляется, когда кто-то пытается ущемить интересы такого человека. Или ему просто покажется, что его интересы под угрозой. У ребенка с напряженным характером никто не сможет отобрать конфету, взрослого не заставят отработать лишний час. Он будет бороться за свое, прибегая даже к самым некрасивым способам.

Как воспитывать напряженного ребенка

Такой ребенок склонен к перепадам настроения, бывает плаксивым, агрессивным, упрямым. Маленькие мучители животных и тираны из песочницы, школьные агрессоры, устраивающие травлю однокласснику — это все дети с напряженно-взрывчатым характером. Часто они окружают себя младшими и более слабыми ребятами, которыми безжалостно помыкают.

Важно вовремя смягчить и выровнять проявления характера, иначе они выльются в сложные качества: упрямство, агрессивность, эгоцентризм, игнорирование других. И родители пострадают от этого в первую очередь.

Поощряйте трудолюбие и упорство такого ребенка, выбирайте дело, которое его увлечет, и таким образом направляйте его неистощимую энергию и изобретательность в положительное русло. Помогите ему достичь успех и почувствовать значимость в спорте, в заботе о ком-то. Тогда у него не возникнет потребности самоутверждаться за счет окружающих.

Прививайте такому ребенку сочувствие к другим, учите его быть внимательным, помогать. Это сбалансирует его природную концентрацию на собственной выгоде.


Человек тревожного склада тонко реагируют на людей и события, плохо переносит стрессы и мучаются каждый раз, когда нужно сделать выбор. Он переживает даже по незначительной причине, предъявляет себе завышенные требования, и постоянно боится их не оправдать. Общаться ему трудно, но, в отличие от замкнутых людей, он делится своими переживаниями с близкими, и вообще, наделен эмоциональной теплотой. Тревожные люди быстро устают, поэтому не слишком эффективны в работе. Вместе с этим они интеллигентны, совестливы, отзывчивы, мягки в обращении и ответственны.

Слабое место тревожного — все, что заставляет его напрячься и создает стрессовые ситуации, требует чрезмерной ответственности и бьет по самооценке.

Как воспитывать тревожного ребенка

О тревожных детях говорят «домашние». Они тихие, застенчивые и послушные, многого боятся: темноты, чужой обстановки, незнакомых людей. Очень привязываются к близким, беспокоятся об их здоровье и жизни, иногда доводя себя до паники. Школа для них - постоянный источник стресса. Тут и гиперответственность, и постоянные контакты с массой детей и взрослых.

Чтобы чувствовать себя в безопасности, тревожному ребенку нужны правила и четкие ориентиры. Не предъявляйте завышенных ожиданий. Он не справится с ними в силу недостатка энергии, но изгрызет себя, мучаясь мыслью, что разочаровал вас.

Наказания и упреки только ранят самооценку такого ребенка. Он послушен и без дополнительных методов воздействия. Если возникают капризы, то только потому, что ребенок перегружен, и взрослые не учитывают особенностей его психотипа.

Тревожному ребенку важно создать щадящий режим. Но не перегибайте палку, чтобы, вместо заботы не взлелеять детские тревоги до максимума. Обеспечьте ему тепло и поддержку: выслушивайте жалобы, спокойно относитесь к промахам. Давайте понять, что он дорог вам вне всяких условий и достижений. И хвалите. Тревожного ребенка перехвалить невозможно.

Все, что нужно людям с демонстративным характером — это постоянно быть в центре внимания, получать похвалу и восхищение. Центральное качество демонстративной личности — эгоцентризм. Они артистичны, привлекательны, умеют влюбить себя всех, от нянечек в детском саду, до коллег и поклонников. У них превосходно развита фантазия и воображение, но часто — в ущерб логике. Они — душа любой компании, всюду вносят оживление и юмор. Общаются много и охотно, но, в основном, на тему своих достоинств.

Слабое место демонстративного — критика, утрата авторитета или высоких позиций в коллективе. Они с трудом переносят отказы, отсутствие внимания к себе, и не выносят одиночества. Чтобы этого избежать, умело манипулируют мнением окружающих. Если же такое случается — реагируют бурно и истерично.

Как воспитывать демонстративного ребенка

Демонстративному ребенку нужны зрители. И он их найдет. Если не на детсадовском утреннике, так во время истерики в магазине. Все, что он делает, должно быть замечено, оценено, похвалено. Учебой часто пренебрегает, не из-за низкого интеллекта, а потому что это работа, и она не приносит почестей. Часто жалуется на несправедливые оценки, непонимающих учителей и одноклассников.

Главное — не сделать из яркого одаренного ребенка кумира семьи. Исключите чрезмерные похвалы. Давайте одобрение, только когда оно залужено трудом и упорством, а не просто за природные данные. Похвала — отличный инструмент для демонстративного ребенка. Зарабатывая ее, он будет развивать именно те качества, которые вы хотите в него вложить. Хвалите его альтруистические порывы, заботу о других, работу над собой, и оставляйте без внимания все нежелательные выходки.

Не поддавайтесь на попытки торговаться, игнорируйте демонстративные истерики и угрозы. Границы устанавливайте твердо и настойчиво.

Педагог, автор статей по раннему развитию, семейной педагогике, психологии и детскому здоровью, о психотипах и том, что их знание даст родителям возможность найти общий язык с ребенком и в конечном итоге сделать его счастливым.

Едва начав держать головку, малыш начинает заявлять о себе, как о личности, и если эта личность не похожа на маму с папой, родители нередко приходят в негодование: «Веретено, ни секунды не посидит!» — возмущается спокойная, уравновешенная мама. «Вялый, пассивный, с места не сдвинешь!» — недоволен решительный, темпераментный папа.

С самого начала надо признать за ребенком право быть непохожим на нас и вообще на кого бы то ни было, и научиться понимать и принимать его таким, какой он есть. Тонкие процессы, происходящие в нашем мозгу практически не поддаются корректировке, их можно только грубо нарушить, а значит поломать психику и исковеркать судьбу вашего ребенка. Вы можете сколько угодно заставлять малыша ходить «на музыку», которую он ненавидит, но он не только не будет музыкантом, но, скорее всего, вообще никогда в жизни не подойдет к инструменту после окончания школы, если по психическому складу ему ближе словесное творчество. И даже закончив из-под палки экономический ВУЗ, потому что «легче будет устроиться», ваш ребенок вряд ли станет хорошим профессионалом, если по типу характера он — созерцатель.

В зависимости от взаимодействия правого и левого полушарий, и, возможно, еще от каких-то неведомых нам причин, дети по-разному воспринимают информацию, используют для связи с окружающим миром различные каналы. Одним легче выразить себя в слове, для других гораздо важнее цвет, третьи лучше всего воспринимают и выражают информацию с помощью схем и таблиц, стихия четвертых — звук и музыка.

Определив психологический тип ребенка, мы сможем не только развивать его врожденные способности, но и вообще научиться лучше понимать малыша, найти с ним «общий язык», выстроить систему обучения таким способом, чтобы он смог получать информацию наиболее естественным и доступным для него способом. А значит, сделать так, чтобы ребенок был счастлив, чувствовал себя понятым и любимым, не испытывал стрессов при учебе в школе, имел возможность заниматься творчеством.

За годы работы с детьми разных возрастов я выделила для себя, в зависимости от того, какой канал восприятия и выражения ближе ребенку, четыре основных типа характера . Хотя, конечно, не стоит стремиться обязательно впихнуть малыша в «прокрустово ложе» психологический классификации. Достаточно лишь попытаться понять: а как мне лучше вести себя с малышом, чтобы он меня понял? Что мне нужно знать о нем, чтобы понять его?

РЕБЕНОК СЛОВА Большинство детей этого типа склонны к интуитивному, а не аналитическому восприятию. Такие малыши, как правило, очень рано начинают говорить, они очень общительны. Несмотря на то, что такие дети, как правило, очень рано и почти безо всякого обучения начинают читать самостоятельно, они еще долго нуждаются в том, чтобы им читали взрослые. Очевидно, восприятие информации на слух для них тоже очень важно. Многие дети этого психологического типа обладают «врожденной грамотностью»: умением писать без ошибок, не зная правил, и в этом случае не надо заставлять их заучивать орфограммы и подбирать проверочные слова: этим можно разрушить внутреннее чувство, а научить малыша стандартным орфографическим приемам вряд ли удастся.

Им легко даются иностранные языки методом «погружения», но в школе они могут испытывать с ним некоторые трудности. Школьная методика, при которой основное внимание уделяется грамматике и заучиванию слов для них не подходит. Лучше постарайтесь отдать малыша на хорошие курсы, желательно раньше, чем ему успеют привить отвращение к самому процессу изучения иностранных языков.

Дети слова чаще всего оказываются среди двоечников по точным предметам. Им, например, трудно бывает решить задачу, потому что они начинают вчитываться в сюжет, сопереживать зайчикам и ежикам из условия и часто не могут понять, почему эта задача такая же, как предыдущая, если там говорилось про яблоки, а здесь — про грибы. В этом случае надо научить малыша «уходить» от условия, например, с помощью рисунка или схемы. Зато в написании различных сочинений, эссе, рефератов и статей им обычно нет равных.

Как правило, «дети слова» мечтают заниматься в жизни тем, о чем они в данный момент читают в книге, поэтому нужно понемногу помогать им в выборе профессии. Вообще, не стоит думать, что из «ребенка слова» может выйти только гуманитарий. Под влиянием личности талантливого учителя или интересных книг он может стать прекрасным биологом, психологом, врачом. Благодаря своей гиперконтактности «дети слова» обычно преуспевают в профессиях, связанных с интенсивным общением.

РЕБЕНОК ЗНАКА В основном это ярко выраженные аналитики и изобретатели. Эти малыши обычно не торопятся с речью: помалкивая до поры до времени, они накапливают информацию о языке, зато потом почти сразу начинают говорить длинными фразами и целыми периодами. Это, конечно, не повод мало разговаривать с крохой: наоборот, ему необходимо полноценное общение с вами, чтобы как следует «изучить» язык. Старайтесь побольше читать «молчунам»: они обладают великолепной памятью, и, заговорив, вскоре начнут поражать вас, рассказывая наизусть стихи и сказки, которые слышали давным-давно. Дети этого типа редко испытывают трудности при обучении чтению, но им, как правило, нужно объяснить логику превращения букв в звуки. Для них замечательно подходят те методики, в которых есть внутренняя логика и четкий алгоритм. Лучше всего такие дети обучаются чтению по системе Зайцева.

«Аналитики» обожают сказки с закрученным сюжетом, приключенческие и фантастические истории, детективы, а также энциклопедиями и научно-популярными книжками. Само по себе это неплохо, но нужно следить, чтобы они полностью не заменили малышу художественную литературу, не лишили его волшебного мира сказки, не превратили в эмоционально неразвитого «технаря».

Стихия «детей знака» — это карты и таблицы. Лучший способ научить их чему-либо — это составить вместе с ними толковую схему. Правда, будучи рационалистами, они вряд ли согласятся добровольно заучивать наизусть даже таблицу умножения («зачем, если есть справочник»), поэтому, несмотря на блестящие способности к точным наукам, у них часто бывают ошибки в вычислениях, они могут получить плохую оценку из-за незнания формул и т.д.

«Ребенок знака» без особого труда выучивает иностранные язык, с легкостью усваивает грамматику. Из таких детей часто вырастают прекрасные лингвисты и даже полиглоты. Правда, навыки устной речи на иностранном языке они приобретают медленнее, чем «словесные» дети. Они прирожденные изобретатели, и для них нет большего счастья, чем копаться в розетке или паять микросхемы. Чтобы избежать непоправимых разрушений и несчастных случаев, лучше всего определите их как можно раньше в кружок юных техников.

Малыши этого типа крайне азартны, поэтому их особенно следует оберегать от излишне тесного общения с компьютером: они больше всех других детей склонны просиживать перед экраном по много часов подряд. Они могут с удовольствием посещать музыкальную школу: таким детям легко дается нотная грамота, и им доставляет удовольствие овладение сложным музыкальным инструментом, но они довольно редко становятся хорошими исполнителями, хотя иногда из них получаются великолепные композиторы (Бах, создавший сложнейшую полифоническую технику, был, скорее всего, именно «человеком знака»).

Хотя этих детей и отличает прагматичный подход к жизни, они очень ранимы и психически неуравновешенны. Они не склонны ничего принимать на веру, здравый смысл не позволяет им слишком долго верить в волшебство, и не удивляйтесь, если получив от вас «авторитетный» ответ на свой вопрос, чадо тут же отправиться сверять сведения с энциклопедией.

Дети знака безумно любят органайзеры, расписания уроков, схемы метрополитена, копилки, коробочки с секциями — все то, что помогает структурировать пространство и время. Великолепным подарком для них может стать компас, часы, бинокль или микроскоп.

Вообще дети знака обычно очень педантичны, честны, обязательны и пунктуальны. Они абсолютно буквально понимают все, что им говорят (ведь каждое слово для них — знак), поэтому будьте крайне сдержанны при их критике, ругайте коротко и по делу, старайтесь не давать волю эмоциональным оценкам.

РЕБЕНОК ЗВУКА Едва появившись на свет, ребенок звука заявляет о своей артистичности и неординарности: обладая великолепным слухом, малыш еще в колыбели может начать воспроизводить различные звуки — от жужжания кофемолки до концертов Вивальди. Будучи лицедеем по натуре, кроха стремится произвести надлежащее впечатление на окружающих, причем с мамой может играть одну роль, с папой — другую, а для приходящей бабушки приберечь что-нибудь особенное. Не давайте себя провести, если сегодня ваше сокровище вошло в образ кошмарного злодея, а назавтра ему захотелось поиграть в ангела, или, чего доброго, искусно инсценировать комедию «Мнимый больной».

Ребенок звука, как правило, рано начинает говорить, но обычно не слишком заботится о качестве речи, может долго «сюсюкать» и коверкать слова, такие дети часто нуждаются в помощи логопеда. Им нравится, когда им читают вслух, они обожают слушать кассеты с литературными спектаклями и детскими песнями, но, как правило, не очень рано начинают читать сами: для них гораздо важнее звучащее, чем написанное слово. Процесс перевода букв в звуки и звуков в буквы может вызвать у них затруднения. Чтобы в дальнейшем у малыша не было трудностей с чтением и письмом, с ними можно позаниматься по кубикам Зайцева. Кроху может привлечь то, что при занятиях по этой системе буквы и склады пропеваются на различные мелодии.

Благодаря хрупкой нервной системе, такой ребенок может быть очень консервативным: отказываться идти на прогулку в новое место или к незнакомым людям в гости, одевать непривычную одежду. Кроха может десятки раз перечитывать одну и ту же книгу, отказываясь послушать что-нибудь новенькое. Как правило, дети звука не любят «ужастики» и захватывающие приключения, им больше по душе «просто книжки про детей, с которыми ничего не случается» (типа «Малыша и Карлсона» или «Денискиных рассказов»). Зато именно ваше чадо способно наслаждаться сказками Пушкина и Ершова, понимать и чувствовать поэзию. А если вы не будете форсировать события, придет время и для «Острова сокровищ» с «Тремя мушкетерами».

Вообще, обладая богатым и ярким внутренним миром, ребенок звука может несколько запаздывать в интеллектуальном развитии: образное мышление у него явно доминирует над аналитическим, и в занятиях, требующих смекалки, логики, активной словесной деятельности он может отставать от сверстников. Если вы не дадите сформировать у малыша комплекс неудачника, к старшим классам он нагонит одноклассников.

Дети звука легко выучивают иностранные языки, оказавшись в языковой среде, но вне ее редко в совершенстве овладевают грамматикой и письменной речью. Им подходит просмотр мультиков на иностранных языках. В школе «ребенок звука» может с легкостью схватывать объяснения учителя и при этом испытывать трудности при самостоятельной работе с текстом. Совсем маленьким можно помогать дома. Например, читать условие задачи вслух. Таким детям полезно (и обычно очень нравится) посещать различные лекции.

Ребенок звука необычайно музыкален и артистичен. У него могут быть великолепные вокальные данные, и он может легко научиться играть на нескольких музыкальных инструментах. Как правило, таких детей с распростертыми объятиями встречают в музыкальных и танцевальных школах, хоровых студиях.

Маленькие лицедеи обожают играть в театр. Чаще всего это будет «театр одного актера», который одновременно будет и танцором, и певцом, и режиссером. Малыш может выдумывать сюжеты, а может разыгрывать любимые книги, мультики, дорогие бабушкиному сердцу сериалы. У детей звука великолепная слуховая память, они могут помнить наизусть десятки стихотворений и песенок, а также абсолютно не предназначенных для них историй и с огромным удовольствием демонстрируют свои таланты всем и каждому. И девочки, и мальчики этого типа любят играть в куклы (не вздумайте стыдить за это сынишку, а тем более подозревать его в ненормальной ориентации!). Если кукол не окажется под рукой, они быстренько разыграют целое представление, актерами в котором будут фломастеры, пузырьки, бельевые прищепки. К логическим играм, конструкторам и техническим игрушкам эти дети, как правило, абсолютно равнодушны.

Обычно ярко одаренные дети звука посвящают свою жизнь сцене. Но они могут преуспеть и в любой профессии, требующей артистизма: стать хорошими педагогами, адвокатами, журналистами, политиками. Нужно только, чтобы в раннем детстве им не привили отвращения к школе, тогда в старших классах они начинают неплохо учиться и могут прекрасно закончить школу, но именно им прежде всего необходима поддержка и понимание родителей, которые будут снисходительно относиться к их неудачам и стараться адаптировать школьную программу к их нестандартному мышлению.

РЕБЕНОК ЦВЕТА Такие дети, кажется, рождаются уже с карандашом в руках и, за неимением мольберта, начинают покрывать шедеврами все доступное пространство: обои, пол, бабушкин сервант, собственное пузо …

По правде говоря, хорошо рисуют абсолютно все дети (потом их, правда, быстренько отучают от этого заботливые воспитатели и школьные учителя). Но для «ребенка цвета» рисование — главный и самодостаточный канал связи с миром. Он не создает иллюстрации к своим литературным произведениям, не делает декораций к спектаклям, не рисует схемы изобретений и наглядные пособия. Он просто живет цветом, линией, объемом.

Как ни странно, именно про этих детей чаще всего говорят, что они плохо рисуют: живописный и графический образ для них настолько самодостаточен, что они не стремятся его конкретизировать, не торопятся научиться передавать сходство с реальным предметом. Если им не мешать, они долго остаются «абстракционистами», но у них, как правило, с самого раннего детства великолепно развито чувство цвета и композиции. Позже они обычно с легкостью овладевают художественной техникой.

Им нельзя показывать профессиональные приемы рисунка и живописи до одиннадцати-двенадцати лет, объяснять им законы композиции и перспективы, требовать заполнения всего листа и соблюдения пропорций. Детский рисунок — это отражение сложных психических процессов, и, грубо вторгаясь в них, мы не только можем отбить у малыша желание заниматься творчеством (отчаявшись выполнить требования взрослых, он может вообще отказаться рисовать или, наоборот, овладев приемами «взрослого» рисования, навсегда утратит творческую индивидуальность), хуже то, что это может привести к серьезным нарушениям нервной системы, эмоциональным срывам, разрушить тончайшую внутреннюю гармонию.

Дети цвета, как правило, очень уравновешенны и обладают хорошей нервной системой. Возможно, причина заключается в том, что они выплескивают в рисунок все свои стрессы, страхи и комплексы. Если малышу не мешать развиваться, как он хочет, он вряд ли доставит родителям много хлопот.

Ребенок цвета обычно молчалив и не очень рано начинает говорить просто из-за того, что речь для него — не самый важный канал связи. Но постоянная работа карандашом или кистью, возня с пластилином прекрасно развивают мелкую моторику, что, в свою очередь оказывает благотворное влияние на формирование тех отделов мозга, которые отвечают за речевую деятельность. Поэтому у много рисующих детей, как правило, не бывает серьезных логопедических дефектов (если речь не идет, конечно, о грубой врожденной патологии), они легко овладевают чтением и без проблем учатся письму.

Дети цвета не очень хорошо воспринимают материал на слух, но обладают великолепной зрительной памятью. Поэтому им будут полезны наглядные пособия. В средней школе детям этого типа хорошо даются предметы, требующие пространственного воображения: геометрия, черчение, география, биология, они могут неплохо успевать и по гуманитарным предметам, но все это только если повезет с учителями. Ребенок цвета не приемлет готовых схем, сухой логики, ему необходима яркая, образная подача материала, опыты, работа с муляжами, гербариями, препаратами, хорошие учебные фильмы.

Хотя ребенок цвета может много и с увлечением читать, чтение для него — не самодостаточное занятие, а скорее материал для дальнейшего творчества, источник вдохновения.

Маленькому художнику необходимо общество себе подобных. Поэтому постарайтесь найти хорошую изостудию, где умный талантливый педагог не будет подавлять творческую натуру малыша. Увидеть свое «произведение» в раме и под стеклом на стене настоящего выставочного зала — это лучшая награда для ребенка цвета. Но надо очень внимательно следить, чтобы педагог ни в коем случае не выделял кого-то из детей, не заставлял их копировать, раскрашивать, рисовать «по-взрослому»

Конечно, в природе почти невозможно встретить ребенка, которого строго и безоговорочно можно было бы отнести к тому или иному типу. Речь идет, скорее, о том, какой канал восприятия и выражения является для малыша доминирующим, определяющим тип его личности. Но, и остальные он будет, конечно, развивать и использовать для достижения своих целей.

Может случиться и так, что вы найдете в своем малыше отдельные черты разных типов или окажется, что он не похож ни на один из них. Что ж, это еще раз подтвердит, что каждая личность неповторима и уникальна и не укладывается на самом деле ни в какие схемы. И достаточно внимательно и с любовью понаблюдать за ним и попытаться понять, какой он и что мы в силах сделать, чтобы он смог состояться как полноценная, творческая, счастливая личность.

Малыш растет. Со временем меняются его интересы, формируется личность. Но, от чего зависит поведение ребенка и его интересы? От психотипа, а соответственно и характера.

Какие существуют психотипы личности ребенка? Давайте вместе поищем ответ на этот вопрос.

1. Тип личности – лидер

Он легко находит контакт с ровесниками, детьми постарше и взрослыми. На детской площадке ребенок-лидер защищает тех, кто младше. Родители должны вовремя рассказать малышу, что хорошо, а что плохо и развивать в нем привычку самостоятельно принимать решения. Научитесь договариваться с таким ребенком. Для того чтобы ребенок рос гармоничной личностью, обязательно познакомьте его с различными видами искусства.

2. Тип личности — интеллектуал

Если ваш малыш вместо мультфильмов смотрит канал «Дискавери», любит листать книги о планетах, галактиках, созвездиях, энциклопедии, он — интеллектуал. Он стремиться к новым знаниям и активно изучает мир. Для такого ребенка лучшим подарком всегда будет . Разрешайте ему смотреть документальные фильмы, сводите в музей, планетарий. Развивайте малыша, у него есть к этому способности. Но, обратите внимание, что таких детей мало волнует спорт, особенно командные его виды. Нужно заинтересовать им ребенка, чтобы он учился взаимодействовать с другими детьми.

3. Тип личности — авантюрист

Это самый беспокойный тип детей. Они увлекаются разными направлениями, могут петь, мастерить, читать. Причем утром такой ребенок может увлекаться чем-то одним, а вечером уже совсем другим. У них полно новых идей. Они очень эмоциональны. За ними нужен глаз да глаз. К сожалению, у таких малышей есть привычка не доводить начатое до конца, бросать дело на полпути. Ее нужно искоренять и мотивировать ребенка на результат. Приучайте кроху к ответственности.

4. Тип личности – архитектор

Дети с таким психотипом постоянно что-то мастерят, и строят. Ребенок, как правило, усидчив, внимателен и дисциплинирован.

У таких детей постоянно есть желание заниматься своим любимым увлечением, у них хорошо развита фантазия. Нужно следить за успеваемостью таких детей, ведь для них иногда бывает важнее построить что-то из конструктора, чем сделать уроки. Научите ребенка правильно расставлять приоритеты.

5. Тип личности — не определившиеся

Это самый сложный вариант и может появиться он, если родители какое-то время навязывали ребенку определенные увлечения и навыки. Ребенок сам не понимает, чего хочет. Он не умеет принимать решения. Поэтому, нельзя заставлять детей делать то, что нравится вам и не нравится им. Нужно чаще с ними разговаривать, чтобы дать возможность раскрыться.

Теперь вы знаете, к какому типу личности относится ваш ребенок и как его развивать дальше. Но, есть еще одна особенность. Все дети по-разному воспринимают информацию. От этого зависит результат. Поэтому, мы бы хотели еще остановиться на классификации психотипов детей, которая основана на разных методах восприятия информации:

Ребенок-визуал воспринимает информацию посредством зрительного анализатора. Он отличный рассказчик, обладающий воображением и фантазией. Без труда может представить себе картинку и описать ее.

Такие дети легко запоминают цвета и формы, обожают творчество. Им нравится лепить, рисовать, делать и .

Родители должны помнить, что дети-визуалы не воспринимают информацию, если она не подтверждается наглядно.

Ребенок-аудиал в основном воспринимает информацию через слуховой анализатор. Он обладает хорошей и абсолютным слухом.

Такие дети быстро запоминают разговоры и рассказы, могут с легкостью пересказать услышанное.

Ребенок-кинестетик , как правило, познает мир посредством тактильных ощущений, обоняния, осязания, движений. Телесный контакт для него намного важнее любых слов. Ему необходимо попробовать все на вкус, понюхать, повертеть в руках, он рано начинает ходить, так как для него главный инструмент познания мира – собственное тело.

Родители должны, как можно чаще обнимать и целовать таких деток.

Дигитал (дискрет) – это дети, в картине мира которых все строго, функционально, подчинено здравому смыслу и логике. При общении с такими детьми иногда кажется, что им чужды человеческие чувства.

Ребята-дискреты увлекаются программированием и компьютерами, хорошо ориентируются в сложных математических задачах и отлично играют в шахматы, любят исследования.

Вот такие психотипы личности мы хотели сегодня выделить. Ведь от того, как ребенок воспринимает информацию, и какой у него тип личности зависит его успеваемость и возможность влияния на него. Эти простые классификации позволяют понять, почему иногда, разговаривая с ребенком, мы не понимаем друг друга. Для того чтобы отношения детей и взрослых были гармоничными, важно уделять друг другу больше внимания и стараться разговаривать на одном, понятном языке.

Для начала необходимо определить тип личности вашего ребёнка. Когда малыш растет, можно наблюдать, как со временем меняются его интересы и вместе с ними формируется сама личность. Но интересы у всех детей разные, и, следовательно, личности тоже. Очень важно проследить и понять, кем растет ваш ребенок, что его увлекает и как можно направить тот или иной его интерес в нужное русло. Для этого стоит выделить психотипы, а их, как уверяют психологи, пять.

Известная писательница и психолог Алина Делисс рассказала об особенностях характеров детей разных психотипов.


Начнём с очевидного: как и мы, взрослые, каждый ребенок индивидуален. Если сынишка вашей подруги в 3 года уже бегло читает и складывает числа, это не значит, что и ваш ребенок должен уметь делать то же самое. Проследите за его поведением, возможно, он не выпускает кисточку из рук или поет при каждом удобном случае. А может, он не случайно очень активен физически и в будущем проявит себя как одарённый спортсмен. Попробуем вместе определить психотип именно вашего ребенка, чтобы направить его способности в нужное русло.

Психотипы ребенка

Тип личности ребенка - лидер

Первые признаки этого типа выражаются в командном тоне, которым ваш ребёнок разговаривает с окружающими. Не смотрите на то, сколько ему лет. Некоторых родителей поначалу забавляет, когда маленький командир пытается диктовать условия и заигрывается настолько, что уже не видит разницы между собой и взрослыми. Уже в малом возрасте, когда малыш хорошо может построить фразы, он не хуже может "строить" взрослых. Да, в вашей семье прирожденный лидер. Как определить это? Легко. Обычно такие детки легко находят контакт с ровесниками и даже со взрослыми. Можно заметить, что на детской площадке лидеры будут защищать тех, кто младше. Они справедливы и ответственны. Заметили такие качества у своего ребенка? Тогда действуйте. Обаятельно объясните, что такое зло и добро, развивайте привычку принимать решения самостоятельно. Заинтересуйте его точными науками, старайтесь привить любовь к искусству. Все это расширит его кругозор. И самое главное - умейте договариваться с таким ребенком.


Тип личности ребенка - интеллектуал

Если вы заметили, что вместо мультиков ребёнок выбирает канал Дискавери, или, открыв рот слушает про планеты, созвездия и галактики, значит, ваш малыш явно опережает своих сверстников в развитии, тянется за новыми знаниями и хочет исследовать этот мир. Все это характеризует интеллектуалов. Именно для такого человека лучшим подарком будет книга, а ещё лучше не одна. Сейчас продаётся масса развивающей литературы для детей, выпускаются документальные фильмы. Обязательно сводите ребёнка в планетарий, музеи. Если в вашей семье растёт интеллектуал, максимально развивайте своё чадо, отдавайте в кружки по интересам. Не стоит забывать и о спорте, как правило, маленьких интеллектуалов эта сторона жизни мало волнует, поэтому их обязательно отдавать именно в командные виды спорта, чтобы там они учились взаимодействовать с другими детьми. Будьте бдительны, для этого психотипа характерна вспыльчивость, ведь не всегда идеи такого человека могут быть адекватно восприняты, особенно ровесниками. Донесите до ребёнка, что не все вокруг могут одинаково хорошо разбираться в одном и том же вопросе и нельзя злиться на человека, если он не понимает тебя с первого раза.



Тип личности ребенка - авантюрист

Это, пожалуй, самый беспокойный тип людей. Если говорить о детях, то они очень увлекающиеся натуры. Их может заинтересовать всё, что угодно. Они могут рисовать, петь, танцевать, читать книги, что-то мастерить. Помимо этого, понять, что ваш ребёнок ещё склонен к авантюрам можно, если вы заметите, что он фонтанирует идеями, иногда противоречит сам себе и довольно эмоционален.

Он может утром увлечься одним, а вечером уже абсолютно другим. За таким ребёнком нужен глаз да глаз. Необходимо следить за его успеваемостью, поощрять увлечения, способности. К сожалению, у многих представителей этого психотипа входит в привычку бросать все начатые дела и ничего не доводить до конца. Бороться с этим бесполезно, но можно корректировать ситуацию, постепенно прививая чувство ответственности.

Тип личности ребенка – архитектор

Что же это за дети? Архитектора распознать довольно просто. Дети такого психотипа постоянно что-то мастерят, строят и лепят. Огромный плюс таких увлечений в том, что ребёнок становится усидчивым, он дисциплинирован и внимателен.

У таких детей очень хорошо развита фантазия и присутствует желание постоянно заниматься чем-то. И это «что-то» может быть важнее всего остального. Ребёнок, грубо говоря, может "забить" на учебу, потому что ему покажется, что гораздо важнее сделать из пластилина Эйфелеву башню или Статую свободы, чем выучить стихотворение или решить уравнение. Вы как родитель обязаны проконтролировать ваше одаренное дитя, правильно расставить приоритеты.



Тип личности ребенка - не определившиеся

Самый несчастный тип детей, такой психотип возникает тогда, когда родители навязывали ребенку важные, как им казалось, навыки, увлечения. Зачастую такой ребёнок не знает, чего он хочет, не знает, кем хочет стать и чем заниматься. В перспективе он может столкнуться с такой проблемой как неумение принимать решения. Чтобы избежать неприятностей в будущем, советуем не навязывать ребёнку своё мнение, не заставлять его заниматься тем, что любите конкретно вы. Необходимо прислушиваться к своему ребенку, и главное не слушать его, а слышать. Чаще разговаривайте с ним и узнавайте о его мечтах и желаниях. Он будет доверять вам, и ощущать поддержку и любовь.

Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г., Девяткин А.С., Исаев Ю.В.

Статья посвящена вопросам диагностики соционических типов детей дошкольного возраста. В статье рассмотрены особенности подхода к детям, формы проведения диагностики, примеры проявления типологических особенностей. Также в статье рассмотрен анализ рисуночного теста «флаг».

Ключевые слова: соционика, диагностика, соционический ассессмент, тип информационного метаболизма, педагогика.

Начнем с определения целей, зачем диагностировать детей? В первую очередь, запрос идет, конечно же, от родителей и педагогов. Основная цель диагностики – правильное развитие детей. Тем людям, которые взаимодействуют и работают с детьми, важно знать в какую сторону стоит направить деятельность ребенка, в чем его сильные качества, когда он нуждается в поддержке, чего не стоит с него требовать. Для родителей всегда актуален вопрос взаимопонимания со своим ребенком. Диагностика подскажет в какой форме с ним общаться, чтобы найти верный подход, как его лучше мотивировать, чтобы он убрал за собой игрушки или сел почитать книжку.

Важно учитывать и психологические особенности взрослого, который взаимодействует с ребенком. Если с точки зрения соционики интертипные отношения неблагоприятны, то ребенок рискует быть недооцененным, или преподаватель не будет знать, как найти на него управу. Абсолютно нормальный ребенок в рамках неблагоприятных отношений может быть воспринят как асоциальный индивид. Это надо учитывать, чтобы знать, что можно и что нельзя «выносить за скобки» при общении с ним. Перед началом работы в Детской Академии мы диагностировали педагогов, рассказывали кто мы, что мы будем делать, какие результаты им предоставим.

В Академии очень интересные помещения, в игровой комнате, например, есть огромное одностороннее зеркало. Дети видят свое отражение, а с обратной стороны за ними могут наблюдать родители. Пока мы наблюдали за детьми и разговаривали с ними, нас слушали родители. И они подтверждали, что мол, правда, моя дочка так-то и так-то делает.

Еще в качестве интересного момента: продиагностировали одну девочку в «Гамлета» и говорим родителям, что образ «Гамлета» – это принцесса, а дедушка говорит, что мол так и есть, «дома мы зовем ее принцессой».

Некоторые отличительные особенности диагностики детей

В первую очередь, у ребенка намного меньше словарный запас и степень владения речью, поэтому затруднительно проводить диагностику в режиме интервью: поговорить с ребенком бывает сложно. У детишек еще недостаточно жизненного опыта, чтобы диагност мог предложить ему смоделировать бытовую ситуацию. Например, наши любимые вопросы «Как Вы выбираете себе одежду?» и «Любите ли Вы готовить?» могут натолкнуться на то, что в жизненном опыте ребенка, еще пока не было таких ситуаций. Поэтому эти вопросы не годятся. Здесь важно отметить еще одну черту детей дошкольного возраста – быстрая утомляемость от монотонной деятельности. Бесполезно сидеть с ребенком и разговаривать 20 минут – он просто не станет, не сможет сфокусировать внимание. Наша практика показывает, что для детей более комфортно, когда мы наблюдаем за ними в ситуациях ролевого поведения. Разнообразная подача заданий и регулярная смена деятельности очень полезна и диагносту: дети порисовали, побегали, посидели, отдохнули – все это для нас это разнообразная информация, довольно много говорящая о личности ребенка.

Диагностика детей проводится форме соционического ассессмента, групповой диагностики, когда детям дают различные творческие, игровые задания. Взаимодействуя в группе, дети проявляют сильные и слабые стороны своего характера, те или иные свои особенности, в том числе соционические признаки. На основании собранных материалов группа диагностов подводит итоги и определяет, к какому типу ребенок относится.

К слову сказать, подобную процедуру мы разработали для диагностики взрослых и школьников, успешно применяем ее с 2008 года. Но со взрослыми – своя специфика, а с маленькими детьми – своя. Важно, чтобы ребенок не испугался незнакомого человека, раскрылся, чувствовал себя свободно. Здесь незаменима помощь понимающих педагогов, которые организуют занятия ребят в привычной для них обстановке. Важно отметить, что лучше всего, если в процесс будет вовлечен педагог, работающий с этими детьми. Для детей тем самым создается более естественная, комфортная обстановка, с ними работают знакомые преподаватели, упражнения, необходимые для диагностики, можно подать в той форме, которая им привычна: если у группы уже сложился какой-то репертуар игр, то педагог может привести его детям, не доставив им дополнительного дискомфорта. А диагност, освобожденный от организации действа, может позволить себе фиксировать данные, сидя в уголочке и не вмешиваясь в процесс обычного, фактически, занятия. На наше счастье, в Академии мы согласовали именно такой режим работы, и большим плюсом для нас стало то, что организация деятельности в ней подчинена американской программе, согласно которой деятельность ребенка меняется каждые четыре минуты.

Еще один интересный момент, что не встречается у взрослых, но имеет место у малышей: непонимание целей диагностики: «Зачем эти странные люди с блокнотами все время меня спрашивают о чем-то и просят попрыгать на одной ножке?» Если взрослый понимает, зачем ему это нужно, и согласен потерпеть, то ребенок не очень понимает, зачем оно ему надо, поэтому быстро устает и переключается. Поэтому для ребенка очень важна и разнообразная и эмоциональная подача заданий, регулярная смена деятельности, много различных игр и упражнений, желательно с неким центральным сценарием, создающим впечатление единой большой игры. Нами совместно с преподавателями академии была выбрана в качестве связующего сюжета тема «Зоопарк».

Тематические задания

Игра «Какие животные есть в зоопарке?»

Изначально на взрослых ассессментах это упражнение называлось «сафари», когда группа туристов выезжала в Африку наблюдать за жизнью животных. Для детей такое задание все-таки достаточно сложное. Поэтому для них оно трансформировалось в прогулку по зоопарку, где они смотрели на разных животных и их изображали. «А давайте мы станем слониками!» – и все дети начали изображать слоников. «А давайте теперь мы будем крокодилами!» – и дети играют в крокодилов. На этом упражнении могут проявиться многие соционические признаки. Можно предложить педагогу раздать детям воображаемые бананы, а диагност будет наблюдать, насколько точно ребёнок может работать с пространством и предметом.

Задание «Какое животное самое…?»

После прогулки по зоопарку дети садились в кружок, и педагог спрашивал «Как вы думаете, какое животное – самое злое?». И каждый по очереди ребенок отвечал. Для кого-то самым страшным был бегемот, для других – обезьяны, иные боялись волка. И в силу своих способностей дети аргументировали свои ответы. Аналогично было с «самым добрым животным». Интересный был момент, когда одна девочка ЭСЭ на вопрос «Какое животное – самое злое?» ответила «Сократ» (так она назвала белку Скрэта из мультфильма «Ледниковый период»), а на вопрос «Какое – самое доброе?» тоже ответила «Сократ»! В данном случае проявилась этика, как невнимательность к логическим цепочкам, причинно-следственным связям.

Упражнение «Паровозик»

Оно позволило нам кроме диагностики решить еще одну задачу: адаптировать детей к большому количеству новых людей. После знакомства детей построили в «паровозик», сказали, что поедут с ними в зоопарк и двигались сначала по комнате, а потом непосредственно рядом с диагностами. В этот момент детей можно было изучать по тому, как кто смотрел на преподавателя, – хорошо проявлялся признак конструктивизм-эмотивизм . Эмотивисты сразу пытались установить контакт глазами, улыбнуться. А под конец занятия, когда нужно было возвращаться из зоопарка домой, мальчику СЭЭ («Наполеону») сказали: «Ну, ты тут уже освоился, давай, веди паровоз!». И он радостно встал во главу «паровоза» и повел его за собой. «Король»! (Настрой на престиж, статус ).

Игра «Тихий час»

Помимо основного изображения животных, в зоопарке может наступить «Тихий час» . И дети укладываются спать. Это служит сменой вида деятельности, в течение двух минут они просто лежат и ничего не делают и тем самым отдыхают от той беготни, которая только что была. При этом для диагноста есть возможность понаблюдать признаки такие, например, как статика – динамика : кто-то может спокойно лежать, а кто-то все равно ёрзает. Кто насколько удобно устроится, показательно для признака интуиция – сенсорика .

Сенсориков хорошо было видно уже по тому, как они удобно укладывались, пристраивались для сна. Видна уверенность в обращении со своим телом и пространством. Интуиты же либо плюхались, как получилось, либо долго не могли найти себе удобного положения.

ЭСЭ («Гюго») легли удобно (девочки слева наверху в белой и желтой майках). А вот девочка ЭИЭ («Гамлет) (в красном платье) долго и неуверенно устраивалась, ворочалась.

Так же сказывались признаки «динамика» и «экстраверсия». Особенно если ребенок одновременно динамик и экстраверт , то он за несколько минут задания успевал исползать всю комнату.

Два мальчика СЛЭ («Жуков»), из разных групп, выполняли задания как армейскую команду: «спать». Первый лег и не шевелился (на фотографии по центру в красно-синей майке), другой залег как в окопе, руки поджал, будто в них автомат, и озирался вокруг.

Примечательно, как мальчик ИЭИ («Есенин») (в голубой футболке) устроился рядом с СЛЭ.

Девочка ЭСИ («Драйзер») (в розовой кофте) во время диагностики старалась находиться рядом с педагогом, которая тоже ЭСИ, и, когда ложилась спать, она фактически копировала положение тела женщины. Только когда воспитательница улеглась спать вместе с детьми, тогда и эта девочка тоже легла. До этого она смотрела на всех остальных детей, как будто они делали что-то неправильное, непорядочное, несерьезное. Она в прямом смысле отождествляла себя с преподавателем.

Для детей постарше на «Тихий час» было задание посложнее – выстроить себе домик, в который животные уходят спать. В игровой комнате детишки могли найти себе мягкие фигуры (кубики, маты).

Интуиты выполняли задание немного небрежно, что-то притащат, кое-как соорудят. ЭИЭ («Гамлет») и ИЭИ («Есенин») вместе создали некоторое подобие баррикады или окопа, и залезли в него. Иногда оттуда выглядывали, чтобы посмотреть на происходящее вокруг.

Мальчик СЭИ («Дюма») соорудил себе настоящую берлогу! Он нашел фигурку в форме мостика, пока никто не видел – утащил с центра комнаты большой мат, поставил поверх мата фигуру и получил берлогу с мягким дном в углу комнаты. Залез к себе в этот уютный уголок и только голову наружу высунул. Девочка ЭСЭ («Гюго») проходила мимо, плюхнулась рядом на его мат, на что мальчик с грозным видом отреагировал: «Моя берлога!». Девочка на это никак не ответила, оставаясь лежать. И уступчивый «Дюма» был вынужден смириться с таким положением вещей и забраться поглубже в свою берлогу. Потом, когда всем сказали вставать и идти кормить животных, все ребята покинули свои лежбища, и только он остался сидеть в своей уютной норке, явно не желая ее покидать. Только потом заметил, что из коллектива он тем самым выбивается (а интровертам это не очень комфортно), неохотно вылез и присоединился к остальным.

Игра «Построим забор для зоопарка»

При строительстве дети использовали весь подручный материал игровой комнаты: от кубиков до кукол, при этом кто-то проявлял больше фантазии, кто-то лучше работал с пространством, у кого-то эти игрушки в руках не очень хорошо держались.

Задания «Нарисовать, сделать аппликацию»

Какие интересные наблюдения были получены на этих заданиях!

Один из вариантов сидячих творческих заданий выглядит следующим образом: есть рисунок бабочки, у нее на крыльях есть кружочки или треугольнички, которые нужно заклеить разноцветным пластилином. Девочка ЛСЭ («Штирлиц») постучит кулаком по пластилину, чтобы он размазался; мальчик СЭЭ («Наполеон») смотрит на нее, и повторяет этот же метод, с радостью на лице. После чего смотрит – что она еще будет делать дальше? То есть в данной ситуации СЭЭ обучался по своей референтной деловой логике тому, как выполнять данное задание.

Настрой на уникальность интересно проявляли малыши ИЛЭ («Дон Кихоты»). Один замазал треугольничек таким методом: сначала одним слоем основание треугольника, потом другим цветом другую часть и маленькую точечку поставил сверху.

Другой ИЛЭ сказал, что не будет, как все дети, рисовать флаг. Ему дали зверушку, он ее обвел как трафарет и начал раскрашивать. Таким образом, все рисовали флаг, а он – зверушку.

Девочка ЭСЭ («Гюго») обнаружила в подставке для карандашей кисточку, тут же забеспокоилась: «Тут кисточка! Непорядок!». На фразу педагога: «Может быть, так и оставить?» ответила: «Нет, нельзя, кисточка! Кисточку надо поставить в другом месте!» Это проявления рациональности и «посоха» : все должно быть, как положено.

Экстраверты во время выполнения задания часто посматривали, что делали их соседи. Интроверты же полностью погружались в свою работу.

А когда была задача показывать свое творчество, первыми выбегали «короли » (настроенные на престиж, статус): ЭСЭ («Гюго»), ЛСЭ («Штирлицы»), СЛЭ («Жуковы») и СЭЭ («Наполеоны»), и в самом ярком месте, по центру, вешали свои рисунки. При этом сенсорики уверенно и ровно вешали свои рисунки, а интуиты зачастую косо и с неуверенностью занимали пространство.

Такой инструментарий темы «Зоопарк» дает возможность провести разные упражнения в рамках одной игровой сессии. Диагностика маленьких детей длится недолго, на все может уйти часа полтора, дальше детям действительно становится тяжело и требуется кардинальная смена деятельности (покушать, погулять на свежем воздухе). Так же здесь диагносту важно правильно подобрать себе напарника, потому как в одиночку очень тяжело диагностировать такую группу детей.

Диагностика признаков во время занятий

Наша задача состоит не в том, чтобы по четырем признакам увидеть тип, а в том, чтобы собрать полную доказательную базу для надежного определения типа. Поэтому далее по тексту все диагностические пометки, сделанные на конкретных упражнениях: интуит, сенсорик, статика, демократия и т.д. – это не выводы, а отмеченные проявления, которые приводят к выводу о типе ребенка после их комплексной обработки и проверки непротиворечивости и стыковки с проявлениями других признаков Аугустинавичюте-Рейнина, функций в ячейках модели А, интертипных отношений.

Начало диагностики. Знакомство

Заметим, что мы вступали в контакт с детьми не сразу. Детей собирали в игровую комнату, какое-то время им давали адаптироваться, познакомиться друг с другом, если они были из разных групп. Мы в это время наблюдали за ними через одностороннее зеркало. После того, как они были готовы начать занятия, нам давали отмашку, что можно заходить.

Детей в диагностической группе обычно от шести до восьми человек – больше брать не имеет смысла, потому что может быть затруднено ведение диагностики и есть риск превратить ее в беготню, а за высыпавшимися как горох карапузиками очень трудно наблюдать. Восемь человек, наверное, является оптимальным числом. Если детей меньше – им не очень удобно будет взаимодействовать. При этом диагносту важно записать имена детей, а прикрепленные бейджики для игры детей не очень удобны. Как быть? Ведь не построишь же их в шеренгу с целью познакомиться! А записывать «мальчик в красной рубашке и желтых штанишках сделал то-то» абсурдно…

Педагог центра предложила очень интересную форму проведения знакомства. Она взяла в руки большой надувной мяч и сказала: «Давайте познакомимся! Я буду говорить вам как меня зовут, бросать вам мячик, а вы – говорить мне как зовут вас и бросать мне его обратно!». И так, бросая мячик, они называют свои имена, а диагност записывает их себе на бланк. Причем уже в процессе знакомства можно наблюдать за определенными чертами поведения: за жестами, за тем, насколько ловко ребенок ловит мяч – это уже дает материал для размышлений.

Почти сходу есть возможность предположить интуит ребенок или сенсорик на основе того, как он берет мяч и как кидает его обратно. Насколько точно он рассчитывает силу, насколько хороша координация движений. Для экстраверсии-интроверсии : яркий показатель – локти. Экстраверты ловят мяч, чаще широко раскрывая руки, вытягиваясь к нему навстречу. Сами кидают мяч открыто. В обоих случаях руки выпрямлены. А у интровертов локти остаются близко к телу, и даже если руки выбрасывают вперед, они остаются согнуты в локте. Интроверты прижимают мяч к себе, как будто закрываясь им.

Так же интровертов и экстравертов можно предположить по взгляду по время подвижных игр. У экстравертов глаза высматривают, что происходило вокруг, и на экспертов смотрят, и на других детей. А ребенок-интроверт идет, как будто погруженный в себя, и радуется своему процессу.

Как и для взрослых, у детей мы наблюдали некоторые проявления, которые мы называем «прямо в тип». В одежде девочки ЭСЭ («Гюго») были заметны знаменитые «Гюгошные» рюшечки. Вопрос как это возможно?! А дети просто капризничают, если на них надевают одежду, которая им не нравится. Особенно сенсорики. Они уже с раннего детства начинают очень придирчиво относится к еде и к одежде. Вот у этой «Гюгошки» были рюшечки, стразики, бантики. И упрямство девочки заставило родителей обрядить ее в этот наряд.

Бывали ситуации, когда попадались дети с одинаковыми именами. Им предлагали назвать себя самим. Здесь интересно проявился признак аристократия-демократия . Мальчик СЛЭ («Жуков») и мальчик ЛСЭ («Штирлиц»), оба Николаи, два «короля» и «аристократы». А преподаватель – СЭИ («Дюма»). Естественно, первое ее внимание было обращено к своему соционическому контролеру. «Давай ты у нас будешь Николай», СЛЭ («Жукову») – «а ты – Коленька, хорошо?». Маленький «Жуков» посмотрел на преподавателя недовольным оскорбленный взглядом: «Николай Петров!».

Проявление признаков в зависимости от ситуации

Так какие же признаки и в каких ситуациях мы можем наиболее ярко наблюдать у маленьких детей? Например интуиция или сенсорика , уже начинают проявляться (главным образом, – по координации движений) как только мы заходим в игровую комнату. Признак хорошо виден также на детских рисунках.

Логика-этика хорошо видны по общению. Этики чаще здоровались, а логик мог просто представиться: «Ваня». И все.

Отдельно мы считаем важным поговорить о малышах с болевыми этиками . Их видно. Поначалу они держатся немного в сторонке и стесняются вступать в контакт. Одного мальчика ИЛЭ («Дон Кихот») педагоги вовсе считали аутичным из-за того, что первое время, когда его привели в группу, еще до нашего приезда, он не играл с другими детьми и сидел в одиночестве под столом. И не хотел оттуда выходить. Как обычно в детских садах поступают? Хватают за руку и стремятся вытянуть оттуда. Но в том центре с детьми обходились мягче – его просто спросили «Тебе там удобно?» – «Да». Дали ему листочек и фломастеры, и он там сидел, рисовал. Если ребенку комфортно под столом, то пусть сидит, никто в Детской Академии силой не действует. Директор этого центра сказала, что любые дисциплинарные методы по отношению к детям запрещены. И если тебе очень сильно надо, чтобы дети положили руки на колени, то сначала спроси себя, зачем тебе это надо, и если тебе, правда, надо, то ты придумай как сделать это так, чтобы им самим захотелось их туда положить. Когда мы уже за этим мальчиком наблюдали, даже в процессе заданий, он оставался сидеть в сторонке и просто наблюдал, как остальные дети выполняют задачу. Что интересно и даже удивительно было: все попытки преподавателя вовлечь его в игру пресекались. Но как он сидел при этом! Не спал, а все это время наблюдал за процессом. Это экстраверсия . В какой-то момент он даже спиной подавался, уже вот-вот готовый включиться – чуть-чуть только подтолкни!

И в какой-то момент он сам уже и рисунок нарисовал. Под конец занятия он начал к детям тянуться, и потихоньку включаться в задачу. А потом показал и хорошую сообразительность, и нестандартность мышления, даже рыцарство свое проявил! Когда «Штирлиц» с «Гамлетом» начинали задираться, он схватил надувной желтый шар и ударил «Штирлица» по голове.

Статика-динамика весьма заметна при ограничении двигательной активности детей. Что говорить, детям-динамикам на месте не сидится. Рядом с одной девочкой ЛИЭ («Джек Лондон») на занятии, где нужно было по очереди выйти и показать животное, сидел мальчик ИЛЭ («Дон Кихот») Мальчик встает, идет показывать животное, а она перепрыгивает на его стул. Он возвращается – она прыгает обратно на свой. Он снова уйдет – она ножки ему стул положит. Вернётся – тут же убирает. Еще интересным образом у этой девочки проявилась сенсорика ощущений – точка наименьшего сопротивления . Когда все дети начали «кормить животных», она встала – и ушла. А когда вернулась – поставила руки в боки и смотрела взглядом, говорящим: «Ну, вы закончили, или мне еще погулять?».

Признак уступчивость-упрямство проявился, когда детишки садились за рисунок: кто как к себе подгребал карандаши. Соответственно ТИМу этот признак интересным образом показал мальчик ЛСЭ («Штирлиц»), обладавший сильным, крепким телосложением. Задача была сесть вокруг стола и начать рисовать. Рядом с ним сидели два других мальчика: ИЭИ («Есенин») и ИЭЭ («Гексли»), значительно уступавшие ему в силе – они каждый положили себе по листочку на стол, расположившись весьма вольготно, а ЛСЭ, несмотря на физическое превосходство, ютился на краю стола. Даже преподаватель в этой ситуации к нему подошла и помогла получше сесть, увереннее занять ресурс.

То, как дети откликаются на ресурсы – действительно заметно. В один момент детишки даже начали битву за ресурс: – «Мои карандаши!» – «Нет, это мои!». Подошла преподаватель и объяснила, что на этом занятии у них все карандаши – общие, а вот листочек – он свой для каждого. И всё – они сразу же поняли, где какие ресурсы.

Мы имели возможность наблюдать в другое время такую ситуацию: мама упрямая , а ее одиннадцатимесячный ребенок – уступчивый . Она приходила заниматься вместе с ребенком. Мама говорит: «Поставь кружку на место, это дядина кружка!». То есть, дядин ресурс. Никакой реакции. Объяснили, что с ним по-другому нужно. «Послушай, мне эта кружка очень нужна». Без вопросов – ребенок сразу все понял и отдал кружку! То есть тогда, когда разговор пошел на языке потребностей, для уступчивого ребенка ситуация стала понятной.

При рисовании флага зоопарка очень четко проявился признак аристократия-демократия : несмотря на то, что дети маленькие, аристократы в основном рисовали государственный флаг, некоторые дошли даже до герба. У демократов либо это был флаг неопределенного государства, либо на нем были зверюшки, игрушки, личные записи и т.д.

Рисунки рассудительных были выдержаны в пастельных тонах, на них мы больше заметили травки, зверюшек, душевных мотивов. Решительные чаще рисовали что-то жесткое.

Бросается в глаза, как дети негативисты , получая новое задание, хмурятся, относятся к нему с опаской, с осторожностью. А дети позитивисты смотрят открытыми, доверчивыми глазами. Самый яркий контраст – мальчик СЭЭ («Наполеон»), сам весь рыжий, как солнце и две девочки ЭСИ («Драйзер»). Мы воочию наблюдали, что ЭСИ – и правда, «всегда недоволен», даже если он маленький. Ну, такие нахмуренные! Даже не столько нахмуренно, сколько недоверчиво, мол: «Что это они тут новое нам говорят?».

Очень интересно проявляется веселость-серьезность , особенно когда на контрасте есть дети обоих полюсов. Дети серьезные к работе подходят со всей ответственностью, совсем как взрослые. Так же серьезные дети могут более официально себя назвать.

Когда была дана задача показать животное, самыми первыми среагировали и потянули руки восприимчивые ИЛЭ. Причем руку они держали довольно робко, в надежде, что их заметят. Только после того, как пришла явная поддержка вниманием со стороны преподавателя и других детей, они стали смелее и увереннее.

Разговорная речь

В детских высказываниях также хорошо различимы признаки. Маленькие дети еще не успели накопить большое количество «социальных штампов» и высказываются искренне.

Например, мальчик СЛЭ («Жуков»), рассказывал соседу: «Пуля – она вот так вот летит: бдыщщщ!» – и показывает как пуля попадает в лоб и вылетает из затылка. Или мальчик ЭИЭ («Гамлет»), с упоением и горящими глазами рассказывал о роботе-убийце, которого он на своем рисунке поставил на охрану зоопарка от грабителей и воров. В обоих случаях хорошо себя проявили ценности второй квадры.

Еще пример, 4-х летняя девочка ЭСЭ («Гюго»), пригрозив пальцем, обратилась к другим детям с фразой: «И попрошу не забывать о манерах!», – это очень яркое проявление «посохов» («блюстителей», рационалов-этиков).

Невербалика

На следующей паре фотографий можно увидеть как порой похожи взрослые и дети одного ТИМа. На левой фотографии и педагог, и девочка принадлежат к типу ЭСИ, на правой – СЭИ. На обеих фотографиях при этом виден негативизм (в некоторой нахмуренности).

Проявления интертипных отношений

Два мальчика: ЛСЭ («Штирлиц») и ЭИЭ («Гамлет») еще до начала занятия обратили на себя внимание. ЭИЭ подбежит, пнет ногой, и улепетывает! А маленький ЛСЭ даже во время занятий находил момент для мести! При этом нельзя сказать, что они прямо-таки враждовали. Интерес был – подколоть, ущипнуть. Хорошая иллюстрация отношений «громкого конфликта», СУПЕРЭГО .

Был момент, когда они пронеслись и случайно толкнули мальчика «Гексли». Он заплакал. Педагог остановила «Штирлица»: «Ты заметил, что ты ударил?» «Нет». «Гамлету»: «А ты?». «Гамлет» подошел к «Гексли», стал гладить его по плечу, очень этично: «Извини меня, пожалуйста». Увлекшись игрой, не заметили оба, но этик понял чувства обиженного, нашел выход из ситуации.

Другой интересный момент был уже в последний день, когда все порядком устали, особенно педагог, которая вела с нами почти все занятия. Причем педагог – просто высочайшего класса, мы восхищались тем, как она находила подходы к разным детям! Она четыре дня активно помогала нам, вкладывалась, вела так же деятельность, связанную с администрированием всего этого центра. От этого к четвертому дню усталость была видна невооруженным взглядом. Педагог СЭИ («Дюма»), в теории могла бы искать поддержку у дуалов – ИЛЭ. Но в той группе дуалов не оказалось, и она подсела поближе к мальчику ЛСЭ («Штирлиц»), в течение всего занятия уделяя ему больше внимания, чем остальным детям. Создавалось впечатление, что она была измотана до такой степени, что была готова сложить голову на плаху под топор Контролера .

Девочка ЭСЭ («Гюго»), проявила сильную этику во взаимодействии с мальчиком ИЛЭ («Дон Кихот»). Она подошла к мальчику, видя, что ему не очень уютно. Заметив, что мальчик пока не готов принять поддержку, просто обозначила «я – с тобой», и оставила его в покое. Когда позже он уже включился, стал чуть более активным, она уже подбежала к нему и заботливо погладила, подбодрив. Чутье к настроению человека, к готовности идти на контакт было проявлено очень наглядно.

Анализ рисунков с флагами

Детям можно предложить нарисовать достаточно простые и известные предметы: флаг, дерево, лошадь или парусник (видоизмененный тест Г.А. Шульмана). При этом следует помнить, что флаг, дерево и лошадь дети видели почти наверняка, а вот лодку с парусом в три годика – вряд ли. Перегружать ребят не следует, для диагностики малышей достаточно попросить их нарисовать что-то одно из перечисленного. Было решено довести тему зоопарка до конца и нарисовать именно флаг зоопарка, а не лошадей и деревья.

Что мы увидели? Интуиция-сенсорика, логика-этика, статика-динамика, экстра- интроверсия, рассудительность-решительность и аристократия-демократия – вот тот перечень признаков Аугустинавичюте-Рейнина, которые были хорошо заметны.

Рисунок 1. ЭСЭ, 5 лет

Девочка сама пояснила, что изобразила несколько флажков. Изображено еще много объектов кружочков, палочек, задание перевыполнено – экстраверт . Все объекты четко заполнили пространство листа – сенсорик . Флажки разные. На одном из флажков изображено животное, на другом имя – демократия . Мы видим признак первой квадры: игра словами, смыслами: девочку зовут Марта, она сначала написала свое имя, а потом посмотрела и дописала циферку «8». Превратила свое имя в праздник – ценность для ЭСЭ («Гюго»).

Рисунок 2. ЭСИ, 3 года

Статический : относительно прямые углы. Достаточно хорошая закраска – не вылезает за края, почти не выбивается за пределы контура – это к сенсорике . Зеленая травка внизу – «дамская» забота («дама»: стимул к деятельности – благосостояние). Объектов почти нет, и что характерно, один флажок ей начинала вести преподавательница. Девочка раскрасила один, и второй нарисовала. В интроверсии практически нет объектов для наблюдения. Это как раз та девочка, которая держалась с педагогом вместе.

Рисунок 3. СЛЭ, 5 лет

Мальчик, который нарисовал этот рисунок, объяснил, что это – наполовину машина, наполовину танк, наполовину комната. Структурная логика – в творческой функции. Прямые углы – за сенсорику , плюс на данном рисунке острые углы – за решительность . Танки – это тоже признак решительности . «Жуков», что еще сказать! Обратите внимание на флаг: все линии достаточно ровные. Мальчику около 5 лет. Твердая рука, ровные линии, закрашено без пустых мест и почти не выезжая за границы (сенсорика ). В картинке все элементы статичны, неподвижны – за статику.

Рисунок 4. ЭИЭ, 3,5 года

Девочка, которая рисовала, еще маленькая, поэтому картинки еще не очень четкие. Но из этого рисунка мы вытащили интуицию : штриховка вылезает за границы контура. Не то чтобы не получилось, а не было и попытки закрасить все по контуру. Использование всего двух цветов – те карандаши, которые попались под руку. Внизу – какой то предмет, непонятно, что это.

Рисунок 5. СЭИ, 3 года

На флаге розовые кружочки, мягкие пастельные цвета, юбочка у флага, бретельки – рисунок «дамы» . Но рука – твердая, рисунок четкий. Кружочки аккуратно расположились в пределах флага – сенсорика . Очень похоже на пастельный, приятный сарафанчик – не было попытки нарисовать флаг державы, хотя и рисовал мальчик – демократия . Один флаг – один объект – за интроверсию . Динамичность. Веселенько, пастельные цвета, очень приятное их сочетание характерно для первой квадры , для сенсорики ощущений в ценностях. Флаг очевидно в движении – динамика . Пастельные цвета – за рассудительность .

Рисунок 6. СЭИ, 4 года

Сплошная штриховка, заехал, но незначительно – сенсорика . Очевидное движение на ветру, сам флаг – нечеткий, обрывки – за динамику. Белый, красный, синий цвета, но разорванные, флаг из трех полотнищ состоит – скорее за демократию . Тем более если учесть, что дети подсматривали друг у друга. Мы видим попытку заштриховать контуры, но нет попытки сделать флаг ровным и не рваным. Купол, теплое окно, уютный желтенький цвет – забота, домашность «дама» , «душевный» стиль общения. Надпись – «зоопарк» – написал, что получилось, так как писать не умеет, но очень хочет научиться (интроверсия, этика).

Рисунок 7. ИЭЭ, 6 лет

Каждая полосочка что-либо означает: змею, верблюда, песок (земля), солнце. Про каждый цвет ребенок рассказывал: зеленая полоска – это змея, другая – верблюд, а это – крокодил, а это – лиса. Обоснование полосок и цветов. Рассудительность и экстраверсия, немного аристократии – что каждому животному – свой цвет! Структурная логика – в сознании. Причинно-следственные связи звучат осознанно. Нажим слабый, неплотная закраска, выход за пределы контура – за интуицию. Пастельные цвета – за рассудительность . Стиль общения – обмен эмоциями : во время выполнения задания подмигивал ближайшему тренеру.

Рисунок 8. ИЛЭ, 5 лет

Флаг, как приклеенный – статика . В качестве основания флага – не очень комфортная, но травка, не то чтобы «дамская» забота, но – рассудительность . Цветов не так много, нет четкого контура флага, и заезжает цвет на цвет – интуиция .

Рисунок 9. ЛИЭ, 5 лет

Сначала был нарисован флаг, потом – столб, а потом две палочки крепления флага – интуиция, уникальность . Машина очевидно врежется в столб! – слабая работа с пространством. Цвета похожи на сенсорные, но нет ни одной ровной линии, штриховка не сплошная, нет попытки докрасить изображения – за интуицию . Столб не то что не докрасил, а даже не пытался. Яркий желтый цвет фар, такие же блики корпусе автомобиля, спойлер, переднее колесо отрывается от земли – за динамику . Изображение не зоопарка, про него мальчик забыл, а автомобиля при подъезде к нему – деловая логика , динамика . Флаг больше похож на дорожный знак или указатель. Возможно – рациональность . Интертипные отношения даже в таком возрасте никто не отменял. Мальчик нарисовал красную полоску, синюю, а белая не получалась. Думал, как сделать белую полоску – ему помог сосед подзаказный СЛЭ («Жуков»).

Рисунок 10. ИЭИ, 4 года

Флаг скорее динамичный . Машинка с эмоциями – этика , динамика . Ощущение что у машины есть лицо! Трагичные эмоции, хочется пожалеть. Справа от флага он просто писал свою фамилию, но писал не буквами – интроверсия , этика . Его спросили – а что у тебя здесь? «Константин Петрович Иванов». Все четко: фамилия имя и отчество – за аристократию . Когда писал, проговаривал. Легкий нажим – за интуицию . Палка – пытался что-то рисовать, но бросил. Но донца он так и не довел. Что-то неконкретное – за интуицию .

Рисунок 11. ЭСЭ, 6 лет

Флаг развевается на ветру, куда-то все идут, звери в движении – динамика . Много действующих объектов – экстраверсия . Показано, что каждый объект что-то из себя представляет. Солнышко ярко желтое, ничем не загороженное – 1 квадра . Исходят не просто лучи, а как бы волны тепла – сенсорика ощущений в блоке Эго. Флаг неизвестного государства – за демократию .

Общее впечатление от рисунка? Ощущение праздника (ЭСЭ, «Гюго»). Было задание нарисовать флаг зоопарка, а что получилось? Целая картина! Очень праздничная достаточно картина, некий балаган такой. На лицо – позитивизм , солнышко – очень ярко-желтое – это за первую квадру. Обратите внимание на лучи солнца – это за белую сенсорику – плавные линии, а не лучи и стрелы.

Рисунок 12. ЭСИ, 5 лет

На флаге животные – за демократию. Животное не одно, их два. Медведь и кто-то еще? Или лиса и зайчик? И что они делают? Взаимодействуют, общаются. Объектов мало, и основное, что бросается в глаза – это отношения между ними – за интроверсию . И за этику и «душевный» стиль общения. Некое подобие забора, наверное, девочка пыталась шатер нарисовать. Обратите внимание на степень прямоты линий, четкость соблюдения линий контуров, прямоту углов – все, это может говорить о сенсорике . Флаг как приклеенный или даже как окно в шатер – за статику. И видно, что то, что нарисовано, будет стоять долго и надежно: можно отметить за основательность.

Сравнение двух последних рисунков – 11 и 12.

Экстраверсия проявлена не только количеством объектов, но и тем, что объекты на 11-ом разбросаны и причинно-следственным связям между ними не уделено внимание. То есть, между ними нет отношений. Во 12-ом рисунке виден интерес к отношениям.

Рисунок 13. СЛЭ, 7 лет

Животные очень статичные, без эмоций, формально развевается флаг – за статику . Нет попытки нарисовать мордочки у зверей, их выражения – за логику. На рисунке порядок, система, все есть: зоопарк, клетки – за сильную структурную логику . Твердость руки – за сенсорику . Флаг российский – аристократия , все звери в клетках – 2 квадра . СЛЭ («Жуков»).

Во время представления автором своего рисунка мы видим целый сценарий самопрезентации. В зале восхищенные вздохи. И смех. За экстраверсию. Зрители также отмечают аристократию , сенсорику , неестественные позы – за статику .

Рисунок 14. ИЭЭ, 4 года

Прорисован купол. Целостная, но довольно абстрактная картина: зоопарк, флаг, подпись над парком, двуглавый орел!– за интуицию. Нет ровных линий, штриховка налезает на герб – еще одно проявление интуиции . Флаг хотя и аристократичный, но он зеленый, т.е. именно для зоопарка – опять в целостный образ (интуиция возможностей ). Герб, флаг российский прорисованы лучше всего – за аристократию . Нет движения – статика .

Рисунок 15. ИЛИ, 6 лет

Достаточно жесткий нажим, но целостный образ: есть название, животное и посетители, причем практически нет деталей, включая отсутствие ног у людей – за интуицию . Непрокрашенность, не ровное древко – за интуицию. Что на флаге? Чебурашка! Интуиция, демократия . Слон свободный без клетки – за демократию . Движение, эмоции переданы – динамика . Корона, сказочность, из зоопарка – сказка. Это за интуицию . Всем короны! Объекты связаны отношениями – за интроверсию : есть мама, есть подружка, есть слон. Не прорисованы лица – логика.

Мы хотим выразить огромную благодарность сотрудникам Академии за их заинтересованный подход, за тот опыт, который мы получили, наблюдая за их работой с детьми, за нашу совместную творческую работу над сценариями занятий, позволившую уточнить содержание спланированных заранее заданий и разработать новые!