6 месяцев до трех. Игры и упражнения, развивающие двигательную активность

Прошло три месяца, правильный ребёнком одно из важных правил вашего поведения. Много сил и терпения приложили вы к воспитанию малыша. Ваше внимание и постоянное творчество приспособили ребенка к сложному миру. Он подрос на 9-10 сантиметров нервная система его окрепла, продолжительность сна уменьшилась в пользу бодрствования, активности. Итак, ваш ребенок по прежнему ест 6 раз, и не лишайте его грудного молока. Ваш малыш продолжает пить фруктовый сок, с удовольствием ест тёртое яблоко или фруктовое пюре. В 3.5 месяцев дайте ребенку круто сваренный желток (с небольших порций 1/2 растворяя с грудным молоком до гомогенной жидкой массы). Настало время дать овощные соки (капустный, морковный, свекольный) но ребенок должен пить их только свежими. Соблюдайте чистоту,когда их готовите.

Замените одно из грудных кормлений на прикорм в 4-5 месяцев. Пусть это будет овощное пюре (готовьте его из нескольких овощей: картофель,морковь,свежая капуста,репа,кабачки и др.) и дайте его в обед. Начните с небольшого объёма- 5-10 грамм перед кормлением и обязательно с ложки. За 7-11 дней увеличьте до 130-150 грамм и тогда в данное кормление грудное молоко не понадобится. Ребенок привык есть пюре- замените в таком же порядке еще одно кормление, но теперь это будет полужидкая каша (манная или из гречневой, рисовой, пшеничной, овсяной муки). Вот у ребенка уже и самостоятельный завтрак: каша с яичным желтком и яблоко или сок. И он не захочет есть часто- можно кормить через 4-ре часа.

Запомните, любое появление новой пищи может вызватьуход изменения в работе желудка, кишечника, привести к аллергическим реакциям. Поэтому все новое вводите с небольших объемов, постепенно увеличивая, и следите, как ребенок его переносит. При незначительном нарушении стула не торопитесь отменять новый вид пищи- на несколько дней дайте в меньшем количестве. Вам думается, что ребенок так мал! А уже настало время подумать о воспитании гигиенических навыков. С 4-х месяцев обучайте ребенка произвольному мочеиспусканию, держите его над горшком после сна и приёма пищи, сопровождая действия соответствующими звуками. К 6 месяцам учите ребенка есть с ложечки, снимая пищу губами. Пить ребенок должен из чашки.


Не забывайте, что с 3-х месяцев детям начинают проводить профилактические прививки. Необходимо уточнить у участкового педиатра даты прививок и придерживаться их,чтобы уберечь ребёнка от серьезных инфекционных заболеваний. Не забывайте сообщить врачу, как вёл себя ребёнок после прививки. Для этого обратите внимание на его сон, какой аппетит, несколько дней измеряйте температуру. Итак, приближается важная дата в жизни вашего малыша-пол года. Масса его тела уже превышает 8 килограмм, а рост- примерно 64 сантиметра. Он становится серьезным при встрече с незнакомыми людьми, а папе и маме радостно улыбается.

Большинство малышей после достижения трехмесячного возраста спят до 15 часов в день, из которых 10 часов выпадает на ночное время. А это говорит о том, что родители теперь должны вставать по ночам гораздо реже. Остальные 5 часов должны быть поделены на три сна в дневное время. В первое время ребенок будет вставать в ночное время 2-3 раза, чтобы покушать . Но ближе к шестимесячному возрасту малыш будет спать всю ночь, не беспокоя родителей.

Для малышей от 3 до 6 месяцев существует общая рекомендация: родители должны четко разграничивать время дневного и ночного сна . Важно, чтобы малыш придерживался определенного режима . После рождения мамы и папы укладывали младенца спать, ориентируясь на признаки сонливости. Теперь следует выбрать точное время для сна. Для ночного сна наилучшим периодом укладывания будет период с 19:00 и 20:30. Не следует переносить этот процесс на другое время, даже если ребенок выглядит бодро, поскольку это может негативно отразиться на режиме сна. Стремитесь к тому, чтобы ребенок ложился в кровать в одно и то же время, благодаря этому карапуз будет лучше высыпаться. Также следует поступить и с дневным временем, отведенным на сон. В первую очередь прислушивайтесь к ребенку , а затем исходя из интуиции, выбирайте правильный временной отрезок сна. При этом важно учитывать тот факт, что малыш должен спать необходимое количество времени.

Как уложить?

Если малыш нехотя ложится спать, то именно период с 3 до 6 месяцев – идеальное время, чтобы наладить этот процесс . В основном, родители начинают подготовку ко сну с купания малыша, надевания пижамки, чтения книги, многие мамы поют колыбельные, а после поцелуя, желают « спокойной ночи». Каждый родитель подбирает составляющие этого процесса под себя и малыша. При этом следует обратить внимание на обязательное соблюдение последовательности и количества времени, затрачиваемого на данные компоненты отхождения ко сну. Именно этот «ритуал » будет означать для малыша, что пора засыпать.

Пробуждение.

Иногда детки могут спать больше положенных 10 часов. Чтобы этого не происходило, обязательно будите ребенка по утрам . Это будет способствовать привыканию к установленному режиму. Дневной сон отменять не стоит ни в коем случае. Не забывайте, что установленный режим сна играет особую роль в развитии и отдыхе ребенка.

Трудности засыпания.

Иногда процесс самостоятельного засыпания может быть сложным по причине ассоциаций , связанных со сном: укачивание, кормление и так далее. Ребенок привыкает к этим составляющим сна и без них уже не может уснуть. Помимо этого, как уже было сказано выше, не следует затягивать время бодрствования , поскольку уставший малыш засыпает труднее и может даже просыпаться. Приучайте малыша засыпать без укачивания, соски или груди. Постарайтесь подобрать тот режим сна, который будет соответствовать индивидуальности вашего малыша. Только так ребенок будет высыпаться, и накапливать во время сна жизненную энергию на следующий день. Спокойного вам сна!

Внимательное отношение матери к развитию крохи, ежедневное наблюдение и правильное реагирование на сигналы своего малыша, дают возможность быстрее складываться взаимодействию между ними.

Игры, помогающие развитию взаимодействия между малышом и взрослым

Цель: развитие эмоциональной активности малыша и отношения к «своим» и « чужим».

Умения:

  • в 4 месяца активно проявляет «комплекс оживления»
  • смеется на обращение
  • начинает различать «своих» и «чужих»
  • в 5-6 месяцев формируется чувство привязанности к маме

Игры в период кормления

  • « Угощаем кашкой»
Когда приходит момент приучать малыша к кормлению из ложки, выполняйте это неторопливо. Прежде покажите ему ложку, дайте её потрогать, подержать. Поднести ложку к своему рту, произнося «ам-ам-ам». Затем взяв в неё немного еды, поднести к ротику крохи, напевая:

Это - ложка, это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало!

Игры в период переодевания и купания

  • «Зайка, зайка, попляши»

При переодевании малыша, возьмите его ножки в свои руки и двигайте ими вперед-назад, проговаривая:

Зайка, зайка, попляши

Твои лапки хороши!

Стал наш заинька плясать,

Малых деток забавлять!

Важно знать! В этот период времени малыш особенно чувствителен к телесным прикосновениям: поглаживанию, поцелуям и пр.

  • « Куп-куп, хлюп-хлюп»
Подготавливая малыша к купанию, напевайте:

Кто тут будет куп-куп-куп,

Возьмите ручку крохи в свою руку и потрогайте ей водичку, прихлопывая ладошкой по поверхности воды.

По водичке - хлюп-хлюп-хлюп!

В ванну быстро - прыг-прыг-прыг

В ванне ножкой - дрыг, дрыг, дрыг!

Намыливая малыша, припевайте:

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется!

  • « После купания»

Протирая и массируя каждый пальчик на ручках и ножках, поглаживая тельце, готовя малыша ко сну, тихо напевайте:

Спи-ко, спи-ко, бай-бай,

Свои глазки закрывай.

Баю, баю, баю, бай.

Поскорее засыпай.

Ходит сон по лавочке

В голубой рубашечке.

Баю, баю, баю, бай.

Поскорее засыпай.

А сониха – по другой,

Сарафанец голубой.

Баю, баю, баю, бай.

Поскорее засыпай.

Пение колыбельной, покачивание крохи, поглаживание спинки, способствует развитию доверия к вам. Малышу важна теплота интонации вашего голоса.

Баюшки-баиньки,

Прискакали заиньки,

Стали в дудочки играть,

Стала Маша засыпать.

Спит корова, спит бычок,

В огороде спит жучок,

И котенок рядом с кошкой

Спит за печкою в лукошке.

Игры, поддерживающие «комплекс оживления»

  • «В полюшке за бугром…»

Поза для малыша - лежа на спине. Взяв ножки в свои руки, двигайте ими вперед-назад, напевая:

В полюшке за бугром

Пляшет муха с комаром.

Ой да, за бугром

Пляшет муха с комаром.

Кружится голова,

Пляшет муха, чуть жива:

« Ох, ох. Силы нет,

Отпусти меня, мой свет!»

Слова: Т. Волгиной

  • Игра с ярким платком

Прилягте на спину, предварительно накинув платок на шею, положите малыша себе на грудь.

Привлеките внимание крохи к концам платка. Прикрыв им свое лицо, проговорите «ку-ку, где мама?».

Появитесь, проговорив: «ку-ку, а вот мама!». Повторите несколько раз, при этом дайте потрогать платок, улыбаясь, поощряйте действия крохи.

Общаясь, смотрите малышу в глазки, ласково называя его по имени.

Игры, стимулирующие смех малыша в ответ на обращение

  • «Кадриль»

Один взрослый удерживает малыша на вытянутых руках и подходит к другому члену семьи, обращая к нему внимание ребёнка.

Тот весело, эмоционально общается с малышом, приближая и удаляя личико крохи от своего лица. При этом пританцовывая «Кадриль», известная мелодия которой всем знакома, напевая:

На мосточке у овражка

Повстречались два барашка.

Туп-туп-туп! Туп-туп-туп!

Два барашка!

- Ой ты, братец круторогий,

Что стоишь ты на дороге?

Туп-туп-туп! Туп-туп-туп!

На дороге?!

Слова: Т. Волгиной

При этом пощекочите малыша, а его ручками погладьте лицо взрослого.

Повторите игру несколько раз, в процессе которой кроха будет узнавать членов семьи и научится реагировать эмоционально.

Игры, развивающие зрительно восприятие малыша

Цель: развитие способности длительно удерживать в поле зрения лицо взрослого или предмет;

развитие других ощущений: демонстрируем музыкальные игрушки, предметы, различные по текстуре.

  • Игры с игрушками

Поместите малыша у себя на коленях в позе « на спине». Возьмите игрушку или куклы, которые надеваются на пальцы рук и перемещайте ими перед ребёнком в разных направлениях и по кругу.

Меняйте направление, передвигая игрушку по другому пути.

Повторите игру несколько раз, а затем предложите малышу взять игрушку, подтолкнув его ручку к ней.

  • «Идёт коза рогатая»

Удерживая малыша на руках, поднесите его к любому члену семьи и попросите взрослого пообщаться с ним.

Во время общения, взрослый, взяв ручки малыша, проведет по своему лицу, подует на шейку крохе и прочтёт стишок:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая:

Ножками - топ-топ!

Глазками - хлоп-хлоп!

Кто кашки не ест,

Того забодает, забодает, забодает.

Повторите игровые действия несколько раз.

Малыш научится эмоционально реагировать и узнавать членов семьи.

  • «Ку-ку, а где я?»

Один взрослый держит малыша на руках, а другой прячет своё лицо под платком.

Помогите крохе схватить платок и открыть лицо взрослого.

Повторяя игру, малыш научиться узнавать близких, проявляя радостные эмоции.

Игры, развивающие слуховое восприятие

Цель: развитие способности находить источник звука, узнавать голос матери, реагировать на своё имя, интонацию голоса.

Умения:

  • в 4 месяца поворачивает голову в сторону, откуда поступает источник звука и находить его
  • в 4 месяца различная реакция на мелодичный и плясовой ритм музыки
  • в 5 месяцев различает голос матери и близких
  • в 5 месяцев различает интонацию речи

Игры, развивающие умение поворачивать голову в сторону источника звука и находить его

  • « Шелест бумаги»

Поместите малыша у себя на коленях лицом к себе. Заранее подготовьте несколько видов бумаги: фольгу, упаковочную бумагу и, например, лист белой бумаги.
Шелестите ей, внимательно наблюдая за реакцией малыша. Если он не старается найти источник звука, направьте взгляд крохи в сторону шелеста. При этом пошелестите ещё раз бумагой.

Игра проводится несколько раз с разными видами бумаги, соответственно разным звучанием.

Упражнение помогает малышу самостоятельно реагировать и поворачивать голову к источнику звука.

Также можно поиграть с музыкальными игрушками, например, погремушкой, бубном или колокольчиком.

  • « Игра пальчиками»

Лежа на животе, малыш наблюдает за игрой ваших пальцев, которые совершают движения слева – направо и обратно, шурша, словно мышка и царапая поверхность.
При этом напевая:

Мышка, мышка, что не спишь?

Что соломкою шуршишь?

- Я боюсь уснуть, сестрица,

Кот усатый мне приснится.

Наблюдайте за реакцией малыша. Затем пошуршите слева, напевая:

Мышка, мышка, что не спишь?

Что соломкою шуршишь?

И справа:

- Я боюсь уснуть, сестрица,

Кот усатый мне приснится.

Малыш будет слушать, откуда поступает шуршание, и поворачивать голову.

Игры, развивающие умение реагировать на разные виды музыкального сопровождения

  • « Колыбельная»
Мягко покачивая и поглаживая малыша, наклоняясь к нему и удаляясь, тихо напевайте колыбельную:

Баю-баю, баю-бай,

Ты собачка здесь не лай,

Белолапа, не скули,

Мою детку не буди.

Малыш будет слышать спокойное звучание колыбельной песни.

Спи, моя радость, усни.

В доме погасли огни,

Птички уснули в саду,

Рыбки уснули в пруду,

Мышка за печкою спит,

Дверь ни одна не скрипит.

Глазки скорее сомкни.

Спи, моя радость, усни.

  • «Танцуем под разные ритмы музыки»

Включив ритмичную мелодию, возьмите малыша на руки и пританцовывайте вместе с ним, напевая:

Шла коза по мостику

И болтала хвостиком,

Зацепилась за перила-

Прямо в речку угодила!

Затем услышав спокойный ритм, замедлите движения, поместив малыша лицом к себе, слегка покачивайте его, поглаживая спинку.

Упражнение поможет малышу слышать и узнавать различный ритм музыки.

  • «Играем в прятки»

Спрячьтесь под платком или пледом, и позовите малыша по имени. Выдержав паузу, покажитесь, проговорив:

« Привет, малыш! Вот и я, твоя мамочка!»

Повторите игру, но при этом проговаривайте слова приятным голосом, побуждая малыша поискать вас взглядом. Покажитесь и снова повторите слова приветствия.

В эту игру можно играть втроём, например, на диване или кровати. Попеременно прятаться и звать малыша, произнося ласковые слова и радоваться вместе, выражая положительные эмоции и восторг.

Повторяйте игру много раз.

Упражнения научат малыша узнавать близких людей по голосу.

Игры, развивающие умение реагировать на своё имя

  • «Называем по имени»

Поместив малыша по центру дивана или кровати, а сами, разместившись с разных сторон, играем втроём.

  • «Вот наш маленький»

Мама удерживает малыша на руках, а папа, спрятавшись за спиной, зовёт его, проговаривая: « Где наш маленький?».

Затем появляется и радостно произносит: « Вот наш маленький (произносит имя)» И снова прячется.

Игра повторяется много раз с различными оттенками звучания голоса.

Игры, развивающие звуковую активность

Цель: стимулирование гуления и отдельных лепетных слогов.

Умения:

  • в 3 месяца гулит
  • в 4 месяца певуче гулит
  • в 6 месяцев начало лепета
  • « Игры с зеркалом»

Присядьте и поместите малыша у себя на ногах, к себе спиной. При этом удерживая его правой рукой, а в левую руку возьмите зеркало.

Поднесите его к лицу крохи так, чтобы он увидел отражение своего лица и спросите: «Кто это?».

Выдержите паузу проговорите: «Это наш малыш (имя)!»

Проговорите несколько раз.

Легонько взяв руку ребёнка, поднимите её и ладошкой проведите по головке и лицу малыша, называя при прикосновении черты лица.

Это же проделайте со своим лицом. Следите за тем, чтобы он наблюдал за действиями в зеркале.

Затем протяжно пойте гласные звуки « а-о-у».

Если ребёнок отвлёкся и не следит за вашими действиями в зеркале, привлеките его внимание, постучав по зеркалу.

  • «Играем с губками»

Поместите малыша у себя на коленях, лицом к себе.

Играйте с губками крохи: мягко нажимайте на подбородок и опускайте нижнюю челюсть малыша. Затем возвращайте её на место таким образом, чтобы при этом получался лёгкий хлопок.

Напевайте слоги: « ма-ма, па-па, ба-ба».

Если малышу нравится, повторите игру несколько раз.

Игры и упражнения, развивающие двигательную активность

Цель: развитие движений, способствующих ползанию и умений стоять при поддержке под мышки.

Умения:

  • в 3 месяца в положении «лежа на животе», малыш опирается на предплечья, высоко приподняв голову
  • в 3 месяца при поддержке под мышки крепко стоит ногами, согнутыми в тазобедренном суставе
  • в 3 месяца удерживает голову в вертикальном положении, находясь на руках взрослого
  • в 5 месяцев на животе, долго опирается на ладони выпрямленных рук
  • в 5 месяцев устойчиво стоит при поддержке под мышки

Игры, развивающие опору на кисти рук

  • «Двигаю мяч»


Поместите малыша на животик, лицом вниз на фитбольном мяче.

Для подстраховки это упражнение удобнее выполнять двум взрослым: один держит за ноги, а другой контролирует движения рук малыша.

Медленно наклоняете мяч вперед, удерживая ребёнка за ноги. Помогите ему вытянуть ручки вперёд, а при соприкосновении его с опорой, переместите малыша назад.

Упражнение помогает раскрывать кисти рук, развивая опору на них.

Важно помнить! Малышу необходима ваша поддержка, подбадривайте его во время игр и тренировок.

Игры, тренирующие поворот на живот

  • « Я сам»

Привлеките внимание малыша к погремушке, бубенцам или музыкальной игрушке. Отведите её в сторону, увлекая ребёнка за ней.

Помогите ему перевернуться, забросив ножку так, чтобы его колено коснулось опоры с противоположной стороны.

Стимулируя движения, дайте малышу подержать игрушку.

Упражнение повторять несколько раз, тренируя повороты в обе стороны.

Игры, тренирующие поворот с живота на спину

  • « Перекатывание»

Поместив малыша на пелёнке, простынке или одеяльце, приподнимайте за край ткани, проговаривая:

Катилась торба

С великого горба.

В этой торбе:

Хлеб, соль, вода, пшеница.

Когда ребёнок повернётся на живот, приподнимайте край ткани вновь, подталкивая его перевернуться на спинку.

Осторожно проделывайте эти движения, если малыш оказывается около края.

Важно помнить! Общаясь с малышом, проговаривайте свои действия. Делайте это искренне, весело.

Игры, тренирующие устойчиво стоять при поддержке под мышки

  • « Прыг-скок»

Возьмите ребёнка под мышки, помогите ему попрыгать, весело проговаривая:

Прыг-скок, прыг-скок,

Обвалился потолок!

Важно! Выражайте положительные эмоции вместе!

Игры, тренирующие ползание

  • « За игрушкой»
Для игры потребуется заводная игрушка. Продемонстрируйте её движение малышу. Предоставьте возможность рассмотреть её, положив рядом.

Если малыш проявит желание дотянуться до игрушки, похвалите и помогите ему. Для этого подставьте свою ладонь таким образом, чтобы она служила опорой для его ступней.

  • « Поиграем с неваляшкой»

Покажите малышу неваляшку, покачайте её из стороны в сторону. Выдержите паузу.

Предоставьте возможность ему самому дотянуться до игрушки. Если ребёнку сложно это сделать - переместите неваляшку поближе.

Снова поиграйте с ней, стимулируя активные движения малыша.

Игры, упражнения, развивающие движения пальцев и ручек малыша или весь мир в ладошках

Цель: развитие основной функции руки-брать, держать, бросать.

Умения:

  • в 4 месяца захват игрушек, висящих над грудью
  • в 5 месяцев т очно берёт игрушку из рук взрослого и удерживает её
  • в 6 месяцев долго занимается игрушкой, перекладывает в разные положения
  • « Играем с бубенцами»

Подвесьте бубенцы с ленточками в кроватке над малышом. Позвоните ими, привлекая внимание крохи, а концами ленты прикоснитесь к рукам.

Стимулируйте интерес, чтобы он позвонил сам. Прочтите стишок:

Трынцы-брынцы, бубенцы.

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

Важно помнить! Игра должна быть весёлой, позитивной.

Игры, развивающие умение малыша хватать другую ручку

  • « Игры с погремушками»
Привлеките внимание крохи к яркой погремушке: погремите ей. Проговорите:« Возьми, поиграй»- протяните игрушку малышу.

Побуждая взять игрушку, слегка проведите ей по тыльной стороне руки и когда пальцы раскроются, дотроньтесь до них игрушкой.

В тот момент, когда малыш заинтересуется ей и начнёт тянуть в рот, покажите ему другую игрушку, побуждая взять другой рукой.

Важно помнить! Во время игры проговаривайте все свои действия, улыбайтесь и позитивно реагируйте на маленькие успехи малыша.

Потяните погремушку на себя, проговаривая: «Дай, дай, дай!» Когда малыш отдаст игрушку, спрячьте её, произнося: « Ах! Нет игрушечки, спряталась!»

Выдержав паузу, покажите игрушку ребёнку, потрясите ей. Привлекая его внимание, побуждайте потянуться до погремушки.

Обхватите кулачок ребёнка с игрушкой своей ладонью, помогая ему ощутить предмет.

Игра повторяется много раз вырабатывая навык и умение малыша брать игрушки.

Игры, развивающие умение захватывать свою ножку

  • «Игра с носком»

Возьмите яркий носочек, пришейте к нему колокольчик и наденьте его на ножку ребёнку.

Уложите малыша на спину, приподнимите его ножки кверху.

Подтолкните правую ручку к левой ножке, помогая крохе схватить носок за кончик.

Тоже проделайте с – другой ножкой и ручкой.

В этот момент зазвенит колокольчик, проговорите: « Дзинь-дзинь-дзинь, колокольчик звенит».

Продолжайте игру несколько раз.

«Игры с пальчиками»



Лежа на спине, задайте вопрос малышу: « А где твои ножки?».

Покажите пальчики на ножке, пощекочите их, посчитайте, перебирая каждый пальчик сначала на правой, а затем на левой ножке, нежно растирая, массируя и целуя.

Пусть малыш сам схватит ножку и потянет к себе.

Важно помнить! Не все действия малыш может выполнить сразу. Проявляйте понимание, терпение и выдержку. Подходите к игре творчески, придумывая новые вариации, доставляя малышу удовольствие и радуясь успехам вместе с ним!
Литература:
Ю.А. Разенкова И.А. Выдорова Игры с детьми младенческого возраста – М.: Школьная Пресса, 2011 – 192 с.

— Свободно поворачивает голову на звуки погремушки и другие звуки.

— Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, находит его.

— Рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над грудью игрушки.

— Удерживает игрушку в руке, берет ее из рук взрослого. Активно играет с игрушкой (тянет в рот, отодвигает, рассматривает, движет руками).

— Ощупывает свои руки, играет с ними.

— Осознанно отвечает улыбкой на разговор с ним, подолгу певуче гулит.

— Узнает мать или близкого человека (радуется).

— Отличает близких людей от чужих по внешнему виду, по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого.

— Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи.

— Радуется ребенку, берет у него из рук погремушку.

— Ярко проявляется комплекс оживления (улыбается, вокализирует, двигает руками и ногами, изгибает тело, реагирует на различные предметы и человека).

— Начинает произносить отдельные слоги (начало лепета).

— Имитирует мимику взрослого.

— Самостоятельно берет соску.

— Удерживает в руках бутылочку.

— Переворачивается со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.

— Подползает вперед, отползает назад, крутится.

— Опирается ногами на опору при поддержке под мышки.

— Переступает при поддержке под мышки.

— Тянет руку к понравившейся игрушке.

Педагогика на каждый день

Ребенок продолжает испытывать удовольствие от того, что близкие взрослые держат его на руках, прижимают к себе, качают. Ребенок уже узнает своих папу и маму. Смыслом общения в этом возрастном периоде продолжает оставаться взаимная радость от созерцания друг друга, обмена улыбками, физического контакта. Теперь ребенок сам часто выступает инициатором контакта и огорчается, обижается, если эта инициатива не находит поддержки. Будьте чуткими к попыткам ребенка вовлечь вас в общение. Показывайте ваше радостное предвкушение от общения с ребенком выражением вашего лица и интонацией вашего голоса.

Совершенствуйте зрительные и слуховые ориентировочные реакции при ознакомлении с окружающим.
После трех месяцев рекомендуется выкладывать младенца в манеж или на тахту (под присмотром взрослого). Лежа на животе, он сможет рассматривать все вокруг. Предоставляйте возможность ребенку рассматривать новую обстановку и наблюдать за действиями взрослых. Привлекательны для ребенка путешествия по квартире на руках у взрослого. Для показа можно использовать любые предметы, разнообразные по свойствам: объемные и плоские, разной величины, формы, цвета, по-разному звучащие. Прослеживая за движением предметов, малыш начинает поворачивать голову. Продолжайте развивать у маленького ребенка восприятие музыки. Напевайте ему колыбельные и утренние песенки. Проигрывайте различные мелодии на детских музыкальных инструментах: дудочке, металлофоне, колокольчике, гуслях. Для занятий с малышом необходимы также проигрыватель, магнитофон с записью колыбельных, плясовых песен, классической музыки.

У ребенка в 3-4 месяца развивается координация действий руки. Помогите своему малышу согласовывать движения глаз и руки, научиться схватывать предметы разной величины и формы. Предлагайте ему разнообразные игрушки. Побуждайте захватывать их. Игрушки должны быть удобны для захватывания. Если малыш научился справляться с этой задачей, предложите ему разные по величине и цвету предметы, а затем разные по форме. Тактильные ощущения малыша обогащайте за счет гладкой, скользящей, ребристой поверхности. Игрушки могут быть резиновые, пластмассовые, деревянные, матерчатые. Обновляйте комплект игрушек через каждые 2-3 дня. Предлагайте ребенку брать игрушки из ваших рук. Давайте предметы домашнего обихода: клубки ниток, пластмассовые чашечки и бутылочки… Каждый предмет должен быть интересен ребенку, приносить удовольствие и в то же время быть безопасным. Постепенно малыш научится брать, держать, а затем и хватать.

Поддерживайте ребенка от 3 до 6 месяцев в его речевом развитии.

Побуждайте подражать вашей речи, проявлять активные речевые реакции: гуление и лепет. В этот период важным остается теплое, бережное отношение к ребенку, внимание к нему, внутренняя душевная связь между малышом и взрослым. Не оставляйте его надолго в одиночестве.

Поддерживайте его «разговоры». Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Произнося звук или слог, покажите ребенку, что вы ждете, чтобы он тоже что-то сказал. Делайте это с улыбкой, старайтесь повторить именно то, что он сказал. Дети предпочитают особую речь. Это нежные высоко интонированные звуки, с отчетливыми акцентами, обязательно с выраженной адресованностью малышу. Привлекайте всех членов семьи к тому, чтобы они тоже играли (с ребенком, повторяя произносимые им звуки. Во время таких «разговоров» необходима тишина, спокойная обстановка. Малыши, испытывающие дефицит общения, молчаливы, у них надолго задерживается появление настоящей речи.

Создавайте условия для двигательного развития ребенка. Развивайте двигательную активность малыша: самостоятельные повороты со спины на бок и на живот, с живота на спину. Поддерживайте желание ребенка подползти вперед, отползти назад, покрутиться вокруг себя. Появление каждого нового движения свидетельствует об успешности развития ребенка. Двигательная активность оказывает большое влияние на укрепление мышц, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной системы. Необходимо чередование вертикального и горизонтального положения ребенка: то на спине, то на животе, то на руках взрослого. Наиболее полезны движения лежа на животе. Стимулом для развития двигательной активности являются игрушки.

Помогите ребенку в его социальном развитии. Обратите внимание, как ребенок реагирует на других взрослых. В этом возрасте формируется разное отношение к родным, знакомым и незнакомым людям. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос общительным человеком, просите ваших знакомых поиграть с ним, рассмешить его. Показывайте малышу свою готовность понять его, прийти на помощь, посочувствовать, утешить. Как можно больше разговаривайте с ним, улыбайтесь, поглаживайте, пойте песни, читайте стихи - любите своего ребенка, дорожите им.

Мнение ученых

  • Прикосновения, похлопывания и объятия помогают детям противостоять стрессу.
  • Ребенок, с которым в детстве часто и с любовью разговаривают, гораздо более склонен к достаточно сложному использованию языка.
  • Любовь - это очень мощная сила, которая связывает ребенка с вами. Проявление вашей любви отразится на том, как будут образовываться мозговые связи.
  • Объятия помогут малышу снимать психическое напряжение.
  • Прикосновение к малышу помогает ему снять стресс.

Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего малыша, нужно обладать информацией, какими навыками уже обладает ребенок к возрасту 3-6 месяцев.

В статье будет описано, что малыш уже умеет, чему учится в 3-6 месяцев, как облегчить и стимулировать процесс обучения.

Развитие ребенка 3-6 месяцев

Ребенку 3-4 месяца

Ребенку 4-5 месяцев

  • Малыш уверенно переворачивается со спинки на животик и назад. И лежа на спинке, и лежа на животе, уверенно вертит головой в поисках интересного.
  • Слух малыша развит уже практически на уровне взрослого человека.
  • Ребенок может начать бояться незнакомых людей, это совершенно необходимый этап психоэмоционального развития.
  • Становятся очень заметны все перепады настроения малыша, он ярко проявляет и радость и неудовольствие.

Ребенку 5-6 месяцев

  • Некоторые малыши могут начинать садиться, а иногда и ползти.

Важно! Ползать и садиться в ,- это не «обязательно должен», а «возможно». Совершенно нормально, если ребенок вначале поползет, а потом только сядет. Иногда дети вообще предпочитают вначале научиться вставать на ножки возле опоры, потом ползти и только потом сидеть. И если малыш поползет и сядет только через несколько месяцев,- это тоже совершенно нормально.

Как развивать ребенка 3-6 месяцев

Прежде всего, напоминаем основное . В этом возрасте, как и раньше, основа развития лежит в простых, перечисленных уже занятиях, напомним их кратко:

  • по требованию;
  • носить на руках и в , почаще;
  • давать как можно больше ;
  • реагировать на все проявления ребенка;
  • говорить с малышом во время всех действий и занятий;
  • в и понемногу учить .

Важно! Несмотря на то, что ребенок может с вашей помощью сесть и даже стоять на ножках, не нужно применять устройства типа ходунков и прыгунков. Позвоночник ребенка еще слабый для таких «развлечений».

  • Начиная с , можно играть с ребенком в простые прятки. Прячьте лицо за ладонями, а потом открывайте. Можно говорить Ку-ку, если вас это не раздражает . Можно говорить: где мама? Вот мама. Потом, позже, когда малыш привыкнет к тому, что мама никуда не девается, можно играть в эту же игру, используя игрушки и накрывая из чем-то. Затем, пряча игрушки на глазах у ребенка (но это уже с 6-ти примерно месяцев).
  • Обязательно радостно повторяйте все звуки малыша, которые он произносит в хорошем настроении. С 5-ти примерно месяцев, в «речи» ребенка появляются первые слоги, повторяйте их. Старайтесь вызвать у ребенка желание повторять слова и звуки за вами.
  • Начиная с 4-х месяцев и дальше давайте ребенку потрогать разные предметы с разными фактурами. В 4 месяца вы просто даете потрогать предметы (или игрушки) в своих руках, можно водить ладошкой ребенка по поверхности. Позже, с 5-6 месяцев, когда малыш уже уверенно берет и исследует понравившиеся вещи, давайте ему возможность трогать разные на ощупь предметы.
  • Позволяйте ребенку как следует исследовать новую игрушку (всю потрогать, побросать, попробовать на вкус). Если игрушка совсем новая, то пусть она будет одна какое-то время, чтобы ребенок ее изучил. Можно уже предлагать ребенку и , которые звучат при потряхивании, кручении, нажатии.
  • Детки очень любят скакать на родительских руках под ритмичные стихи, типа «ехали-ехали в лес за орехами, в овраги заехали», вариантов масса .
  • Положить рядом с ребенком несколько (максимум 5) удобных игрушек. Он будет брать их ручками и бросать. Таких заходов «давать и бросать» можно выполнять несколько.
  • Тренировать перевороты (с 4-х месяцев), помогая малышу перевернуться со спинки на животик и назад.
  • Полезно вкладывать в ручку малыша веревочку с узелками, или ленточку, или нитку (с разными по размеру бусинами) и протягивать этот предмет через сжатую ладошку.
  • Можно начинать показывать (и давать потрогать) , с понятными простыми картинками. Показывайте их малышу, проговаривайте все что написано - нарисовано, задавайте вопросы (сами отвечайте).
  • С 5-ти месяцев можно показывать семейные фотографии, такие, чтобы были хорошо различимы лица. Ребенок уже начинает узнавать близких на фото. Как обычно, не просто показываем, а «проговариваем» все, связанное с фото.
  • Начиная с 4-5 месяцев, лучше перемещать малыша на пол, на (из , кресла и тд). Так перед ним «открываются новые пространства», это дополнительный стимул к развитию. Игрушки, разные предметы для ребенка лучше уже не подвешивать, а раскладывать вокруг, так чтобы ребенок к ним тянулся.
  • Можно уже давать малышу несколько (3-5) предметов, которые можно ставить один на другой. Это могут быть и , и крупные детали , и разного размера.
  • На малыша можно с вешать безопасное детское зеркальце, так как ребенок примерно с этого возраста начинает различать себя в зеркале. Подносите ребенка на руках к комнатному зеркалу, говорите, называйте малыша по -имени, показывайте, отражение повторяет все движения.
  • Во время прогулки, устраивайте ребенка так, чтобы он мог видеть все вокруг. Прогулки, когда ребенок только спит, - отходят в прошлое. Теперь, лучше наоборот, гулять во время активного времени ребенка. Старайтесь, чтобы малыш не только посмотрел, а и потрогал все вокруг (выбирая безопасные предметы, конечно же).
  • Начиная с 5 примерно месяцев, малыш с удовольствием подтягивает ножки почти к лицу. Некоторые детки умудряются даже брать ножку в рот. Очень полезно прикреплять на ручки и ножки ребенка звучащие браслеты, это обычно очень нравится деткам.
  • Не забывайте о и согласно возрасту.
  • С 6-ти месяцев, кроха начинает уверенно различать запахи, поэтому, будет полезно «знакомить» ребенка с различными запахами. Только не предлагайте пока резкие и очень сильные запахи, и парфюмерию тоже. Начните с простых бытовых (хлеб, ваниль, корица, привычное мыло, и тд).
  • Начиная с 6-ти месяцев (даже если ребенок не садится сам), уже можно усаживать малыша , или в удобное креслице. Как правило, ребенку в этом возрасте начинает быть скучно долго находиться в одном положении, поэтому: полежали, посидели, побыли на ручках, и тд.
  • С 6-ти месяцев можно давать играть такие предметы, которые можно класть один в другой. Например, большая миска и маленькие кубики. Или кастрюля , и что- то класть в нее. Ребенок может достаточно долго «прятать» предмет и доставать его назад.
  • Разговаривайте! за животных в книжках и говорите от лица игрушек. Это готовит ребенка к будущим играм с игрушками и .

Важно! Недолго осталось до того счастливого момента, когда малыш поползет и станет осваивать всю территорию вашего жилья. Подготовьтесь к этому моменту заранее. Уберите все опасное, бьющееся, и просто то, что бы не хотелось потерять. Лучше обезопасить дом заранее, чем каждый раз бросаться к ребенку с протестующими криками .

При покупках в мы гарантируем приятное и быстрое обслуживание .