Игры с песком и в частности в песочнице развивают навыки ребенка и необходимые качества, такие как аккуратность, усидчивость и старание.
Но на этом полезные качества игр с песком не заканчиваются. Во время игры в песочнице у ребенка развивается координация движений, мелкая моторика и еще в этом процессе происходит знакомство с предметами которые входят в наборы для игр с песком. Кроме того, дети учатся контактировать с другими ребятами, что тоже необходимо для развития.
Чему учат игры в песочнице
Как и в любом другом деле, взрослые должны для начала проявить сами инициативу и заинтересовать своего ребенка процессом. В песочнице они могут сами слепить куличик и попросить ребенка сделать то же самое. Затем постепенно объяснять, в чем отличие между полным ведерком и пустым, из какого песка легче лепить мокрого, или сухого и т.д.Маленькие дети, именно в силу своего возраста еще не понимают, что чужое брать без спроса не хорошо. Родители должны объяснить малышу и это. Что нужно научиться, вежливо спросить, и если не разрешают, не брать чужого и не капризничать при этом. Иными словами игра в песочнице учит детей и правилам поведения, что тоже очень важно.
Песочная терапия
Такое понятие действительно существует и направлено оно на стабилизацию эмоционального состояния ребенка. При этом уходит нервное напряжение, что способствует поднятию настроения. Если у вас есть загородный дом, то хорошей идеей будет организовать свою небольшую детскую площадку на участке. Песочницы для детей сегодня можно купить, выбрав понравившийся вариант. Есть различные модели:- Компактные песочницы с навесом
- С закрывающейся крышкой, чтобы песок оставался сухим в случае непогоды
- Песочницы пеналы, где можно оставлять игрушки
- Песочницы дворики (это уже мини игровой комплекс в комплекте нескольких песочниц, горок и формочек)
Играя с песком, ребенок избавляется от комплексов и выплескивает наружу накопившиеся эмоции. Он же не может, как взрослые разбить тарелку, например, а вот разрушить только что выстроенную фигурку легко, потом так же быстро, когда гнев пройдет, слепить ее снова. Таким образом, ребенок не только решает сам свои проблемы психологического характера, но и избавляется от страхов.
Какой ребёнок не любит возиться в песке? А ведь это, казалось бы, незамысловатое развлечение многих поколений детей имеет глубокую психологическую основу, оказывающую влияние на саморазвитие. Поэтому песочная терапия сегодня – это эффективный способ помочь ребёнку дошкольного возраста вырасти гармоничной и целостной личностью.
Суть песочной терапии, её достоинства и недостатки
Картины на песке - это модель мира ребёнка
Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры с песком. Ещё в 20-30-е годы последователи Карла Юнга, впервые оценившего информативность поведения детей в песочнице, стали разрабатывать методику работы с сыпучим материалом. В 50-е детский психотерапевт Дора Калф систематизировала все научные изыскания в области изучения психического состояния ребёнка через его игры с песком. Согласно её выводам, ребёнок строит в песочнице свою модель мира, отображая все свои беспокойства, страхи и переживания. По информативности песочные творения могут быть не менее ценны, чем рисунки. К тому же, в песке малыш сам расставляет акценты поведения и действий персонажей, а это помогает ему находить правильные решения и в жизни. Кроме того, песок:
- развивает мелкую моторику;
- открывает широкий простор для проявления фантазии;
- помогают регулировать механизмы мышления.
Занятия песочной терапией помогают:
- лучше выражать свои мысли, объясняя песочные творения;
- научиться отвечать за свои поступки и действия;
- полагаться на собственные силы;
- развивать самооценку;
- преодолевать последствия психологических травм.
- аллергикам;
- страдающим от эпилепсии;
- испытывающим дефицит внимания.
Влияние терапии на дошкольников
Песок развивает мелкую моторику пальцев
Проект введения песочной терапии как обязательного занятия в детских дошкольных учреждениях включён в Программу модернизации образования на ближайшие 2 года.
Для малышей песок – это не только способ позабавиться с приятным природным материалом. Терапия имеет вполне прикладное значение для умственного и физического развития детей, которые в ближайшем будущем пойдут в школу. А именно занятия с песком помогают:
- освоить цифры и буквы;
- различать «право» и «лево», день и ночь;
- ориентироваться во временах года;
- тренировать память;
- развивать наглядно-образное мышление.
Как правило, групповые занятия с песком начинаются с 3 лет – возраста, когда малыш идёт в детский сад. Но индивидуальные занятия дома с мамой и папой можно начинать с того момента, когда кроха перестаёт тянуть всё в рот и начинает проявлять заинтересованность к играм в песке.
Стадии игры с песком
По картинам на песке можно определить эмоциональное состояние малыша
Учёные выделили три стадии игры малыша с песком:
- Хаос. Это этап, когда на игровой площадке нет различий между фигурками, то есть непонятно кто они: животные, люди, растения. Такое обращение с сыпучим материалом говорит о том, что ребёнок тревожен, взволнован.
- Борьба. На этой стадии малыш чётко делит персонажей на хороших и плохих, причём преобладание последних может быть довольно значительным. Это период внутренней борьбы в душе у ребёнка. Психологи советуют не торопить малыша менять сюжет игры, добавляя положительных героев. Он должен сам прийти к этому.
- Исход. Это последняя, финальная стадия терапии. Она обозначает, что ребёнок уравновешен, спокоен и находится в мире с собой.
Подготовка к работе с песком
Под ящик с песком нужно выделить уютное место в комнате
Для занятий с сыпучим материалом дома, нужно сделать специальную площадку для игр. Для этого потребуется:
- плоская широкая коробка высотой около 7 см;
- голубая краска;
- лейка и небольшое ведро для воды;
- небольшие разнообразные игрушки (металлические, пластмассовые высотой не более 10 см), камешки, ракушки.
Проверьте, чтобы в коробке не было острых углов или зазубрин. Внутреннюю часть ящика необходимо покрасить краской, которая будет вызывать спокойные ассоциации с водой или небом. Если у вас есть возможность выделить под занятия стол, то он должен быть гладким, а его высота подходить под рост ребёнка, чтобы работать можно было и сидя, и стоя. Что касается песка, то его выбор лучше оставить за малышом. Но рекомендуется брать тёплые жёлтые оттенки. Также не повредит и несколько тёмных – для создания контрастных сюжетов.
Упражнения
Главная задача упражнений - познакомить ребёнка с песком
Существует набор упражнений, которые позволяют детям лучше освоиться с новым непривычным материалом . Как правило, эти манипуляции применяются на этапе знакомства.
- Попросите малыша положить ладошки на песок и описать, какой он на ощупь.
- Пусть малыш нарисует пальцами змейку, выполняя красивые волнистые линии.
- Пересыпание песка из кулачка в песочницу также помогает лучше прочувствовать материал.
- Предложите малышу каждым пальчиком поздороваться с песочком. Для этого пусть положит ладошку в песочницу и закроет глаза. А вы насыпайте на каждый пальчик песок, задача малыша – угадать, на какой по счёту палец насыпан песочек.
Занятия
Занятия песочной терапией могут быть индивидуальные и коллективные
Работа детей в песке может быть индивидуальной и групповой. Если занятия подразумевают взаимодействие нескольких человек, то обязательно должен быть взрослый, который будет координировать вклад каждого участника . Например, можно предложить малышам построить сказочную страну. Каждый участник выбирает себе объект строительства и работает над ним, не мешая остальным, но соотнося свои действия с другими.
Игры
При индивидуальной работе можно освоить несколько базовых игр:
- «Догадайся». Закопайте какую-то фигурку в песке и попросите ребёнка угадать кого. Для этого давайте наводящие характеристики объекта.
- «Забавные истории». Вместе с малышом придумайте весёлую историю для фигурок на песке, и какие-то ключевые слова выложите буквами алфавита. Затем попросите ребёнка отвернуться, а в это время разбросайте буквы по ящику с песком. Задача для крохи – раскопать буквы и сложить потерянные слова.
- «Город моей мечты». Предложите ребёнку построить город, в котором он хотел бы жить. Обязательно нужно назвать всех героев, придумать им истории.
Видео: Развитие мелкой моторики с помощью песка
Песочная терапия позволяет не только полноценно развивать малыша, но и устранить проблемы психологического характера. Также это отличный способ провести время с любимым чадом, узнать о его беспокойствах и показать, что вы любите, принимаете его в любом настроении. Совместное творчество в песке помогает воспитанию в ребёнке характера, уверенности в себе и своих силах.
Лето - пора игр на свежем воздухе, время экспериментов с водой и песком, месяцы наблюдений за цветами и деревьями, жизнью природы вне города. Веселой гурьбой на улицы высыпали ребятишки. Кто на качели, кто на велосипеды, самокаты, а наши милые малыши осадили песочницы. Вооружившись ведерками, совочками, формочками и другими песочными атрибутами маленькие мальчики и девочки скрупулезно копошатся в песочнице.
С наступлением лета мы спешим на песчаные пляжи рек, озер, морей и океанов. И уж тут от игры в песок не удержаться и родителям. Вместе с детьми, отключившись от своих взрослых забот, мы выстраиваем на песке целые замки и города. Или рисуем сказочные картины, которые так любят слизывать с песка игривые волны.
А вы когда-нибудь задумывались, почему детям, да и взрослым, так нравятся игры с песком? И есть ли польза для малышей от игры с песком и если есть, то какая?
Сегодня игру с песком и другими сыпучими материалами используют в своей работе многие детские специалисты: педиатры, психологи, психотерапевты, педагоги, логопеды, неврологи.
Специалисты утверждают:
Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы «заземляет» негативную энергию. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим - успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей.
Игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.
Очень полезно для развития речи:
- рисовать пальчиками на песке;
- пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного стаканчика в другой;
- рыть ямки, погружать руки в песок;
- искать в песке зарытые мелкие игрушки;
- лепить руками из мокрого песка заборчики, домики, пирожки и т.п., очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками, щепочками и пр.
- насыпать песок в ведерко лопаткой.
Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. На песочном полигоне можно дать волю своей буйной фантазии. Сколько всего можно вылепить из влажного песка: фигурные куличики, домики, гаражи, дворцы, города, скульптуры. Сложность песочной конструкции возрастает с мастерством юного архитектора.
Играя в песочнице или на пляже с другими детьми, ребенок приобретает навык общения, социализируется. Учится ориентироваться в конфликтных ситуациях, которые регулярно возникают на детских площадках. Вырабатывается навык договариваться, уступать, делиться или наоборот отстаивать свои права.
Вот сколько полезных свойств у песка! И что самое приятное - родителям не нужно тратить много усилий, чтобы дети получили столько пользы. Всего-то выйти на улицу и дойти до детской площадки. Все! Начался сеанс - сеанс игры с песком!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с песком
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на пом...
«Игра с песком, как способ гармоничного развития детей дошкольного возраста».
Цель: расширение знаний педагогов о нетрадиционных способах гармоничного развития детей с использованием игр с песком....
Скоро придёт долгожданное лето и чтобы оно не прошло даром, а подготовило вашего ребенка к занятиям в следующем учебном году, я хочу вам рассказать, как можно интересно и ярко организовать досуг вашем...
Адаптационные игры с песком
Игра в песок, особенно для малышей первых-вторых младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Психологи и воспитатели младших групп могут исполь...
Песок обладает удивительным потенциалом. Игры с ним помогают детям развивать интеллектуальные способности, речь, фантазию, координацию движений.Начинать эту увлекательную деятельность с ребенком желательно уже в возрасте около 1 года.
Итак, как организовать этот процесс, чтобы он приносил пользу?
- Важно
Прежде чем научиться созидать, кроха пробует разрушать мамины поделки, и это вполне нормально. Таким образом он познает мир. Чуть позже дайте ему понять, что ломать постройки можно только с разрешения ее хозяина.
Для занятий на улице подойдут любая огороженная песочница или чистый участок пляжа. В домашних условиях можно насыпать обычный просеянный, промытый, прокаленный или специальный кинестетический песок в неглубокий лоток или тазик. В целях безопасности игра должна проходить под присмотром взрослого. Нам понадобятся: всевозможная бытовая утварь, совок, формочки и другие игрушки.
- Играем с сухим песком
Карапузу непременно понравится пересыпать материал в прозрачную пластиковую бутылку при помощи воронки, а также просеивать его сквозь сито. Занятия с игрушечной песочной мельницей приведут его еще в больший восторг. Завораживает малюток даже рядовое перемещение субстанции из одной емкости в другую.
Изобразите вместе с ребенком волнистые и прямые линии. Затем предложите провести зайчика или мишку домой по импровизированной дорожке, начитывая стишок:
"Топ! Топ! Топ! Топ! -
По прямой дороге шагают широкие ноги.
Топ! Топ! Топ! Топ! -
По волнистой дорожке ступают узкие ножки"
- Играем с мокрым песком
Наибольшим успехом у карапузов пользуется лепка куличиков. Слепите их несколько штук, затем попросите кроху украсить их подручными средствами и вместе полюбуйтесь результатом. Со временем под руководством мамы он научится самостоятельно заполнять формочки и переворачивать их. Такими "пирожными " можно угощать кукол.
Широкую популярность у малюток приобрело сооружение горок, башенок и ямок. Выройте вместе норку для игрушечной зверушки, гараж для машинки. Возведите волшебный замок, мост через ручей и т.д. Можно нарисовать на плоской поверхности картинку, сделать аппликацию на картоне, предварительно смазав контур рисунка клеем.
Заряжаясь целительной энергией песка, дети на глазах умнеют, становятся спокойнее и увереннее в себе. Недаром психологи используют его в своей терапии.
Пришла весна, на улице стало тепло и солнечно, и ребятишки вместе со своими мамами будут проводить больше времени во дворе. Они будут кататься на велосипедах и роликовых коньках, играть в футбол и прятки, бегать и веселиться. Многие малыши с удовольствием окопаются в песочнице и будут сооружать из песка формочки и замки. А вечером смогут и дома создавать интересные картины те дети, у которых есть стол для песка.
Летом на пляже замки из песка строят уже не только дети, но и их родители, и даже бабушки с дедушками. Это занятие творческое и увлекательное, а песок поражает своими широкими возможностями и податливостью. Кроме того, людям иногда так хочется отвлечься от реальности и создать свой идеальный мир, пусть даже такой, который сможет просуществовать всего лишь несколько мгновений.
Психологическое воздействие
Многие психологи и педиатры, например, Карл Юнг и Маргарет Ловенфельд изучали потребность детей в играх с песком. Они утверждают, что песок :
- улучшает эмоциональное состояние;
- успокаивает;
- завораживает;
- раскрепощает.
Играя с песком, слишком активные дети успокоятся, найдут новый выход своей энергии, а скованные и тревожные смогу проявить себя и перестанут стесняться. Кроме того, песок прогревает различные части тела и таким образом помогает в лечении простудных и аллергических заболеваний. Если ребенок ходит босиком по песку, это будет хорошей профилактикой плоскостопия и многих других болезней.
Развитие речи и воображения
Все знают, что между мелкой моторикой пальцев и умственным развитием детей существует непосредственная связь. У малыша будет лучше развиваться речь, мышление, воображение, внимание и память, если он :
- рисует на песке;
- лепит формочки, домики и фигурки;
- роет ямки;
- пересыпает песок из одной руки в другую;
- ищет закопанные игрушки.
Кроме того, малыш сможет проявить фантазию, создавая различные сооружения и научится общаться с другими детьми, играть с ними, делиться игрушками и договариваться.
Игры с песком будут очень полезны для каждого ребенка. Они успокаивают, завораживают и развивают. Главное проследить, чтобы песок был чистым, тогда можно проводить в песочнице много времени.