Цитаты из мультфильма нехочуха. Откуда возникает «я не хочу!»

Многие думают, что рисование — это художественная «наука», подвластная не каждому. На самом деле тяга к искусству пробуждается у человека еще в раннем детстве, однако без определенного развития способностей ослабевает с годами.

Так можно ли научить ребенка рисовать, особенно, если его родили этого не умеют? Когда начинать учебный процесс и с чего именно? Наконец, нужно ли отдавать малыша в художественную школу или в кружок рисования в будущем?

В каком возрасте дети начинают рисовать?

Дети начинают интересоваться рисованием довольно рано, беря пример со своих родителей, братьев и сестер, пишущих что-то на бумаге. Однако в общем смысле тяга к рисованию проявляется у малышей в возрасте от 1 года до 1,5 лет.

И если сначала рисунки ребенка больше похожи на каляку-маляку, то ближе к 5 годам (и до 15 лет) активно развивающаяся фантазия помогает малышам создавать на бумаге самые настоящие шедевры.

Польза рисования для развития ребенка

Оценить все положительные стороны рисования в детстве практически невозможно — его влияние на малышей настолько огромно, что под «прицел» попадает развитие всей личности ребенка.

В общем же смысле рисование:

  • формирует в малыше истовое чувство прекрасного и желание создавать что-то красивое;
  • развивает ум и воображение малыша и помогает осваивать новые «инструменты» познания мира: фломастеры, кисточки, карандаши;
  • ребенок учится передавать своими картинами окружающие предметы и при этом занимается полезным делом.

С чего начинать?

Первые уроки рисования могут проходить уже тогда, когда малыш научится держать в руках предметы. В этот момент мама может вручить ему карандаши и помочь провести ими на бумаге простую линию.

Пусть она будет не совсем ровная и даже «съедет» с альбома на стол. Гораздо важнее, чтобы ребенок понял: его «манипуляции» впоследствии способны превратиться во что-то действительно красивое!

Карандаши или фломастеры?

Давать малышам карандаши без контроля взрослых не стоит, чтобы они случайным образом ими не поранились. Однако под бдительным надзором дети могут рисовать фломастерами и кисточкой - тем более, что первые пробы «пера» они делают при помощи раскрасок.

Кто откажется нарисовать героя любимой книжки, готовое изображение которого лежит перед тобой на бумаге? Тут сложно ошибиться и сделать что-то не так!

А какие именно?

Некоторые считают, что карандаши или тонкие фломастеры не очень удобны в использовании. По-крайней мере, для малышей двух лет: у них часто ломается грифель, а стержень вдавливается внутрь.

Однако, только предоставляя ребенку возможность выбирать из многообразия вариантов что-то свое, вы поможете ему найти любимый «инструмент» для рисования.

Краски или мелки?

Двухлетний малыш может рисовать практически всем: пальчиковыми красками и жирными фломастерами - на бумаге, яркими мелками - прямо на асфальте или доске. Рисовать последними вообще удобнее всего, поскольку они мягкие, а линии после себя оставляют четкие.

Освоить гуашь и краски будет немного сложнее, потому что они предполагают под собой не только желание что-либо ваять, но и определенную технику творчества.

Чудо техники!

В последнее время в магазинах стали продавать и вовсе удивительные вещи для рисования: набор для творчества блеском по бумаге из бархата или удивительные фломастеры, в которые малыш может дуть. И это поистине прекрасно!

Уроки рисования для малышей от 2 до 4 лет

Учить рисовать ребенка, которому исполнилось 2-3 года, нужно с освоения простейших техник. При этом очень важно быть внимательным к потребностям малыша творить и не высмеивать его старательные чирканья карандашом по бумаге.

Снисходительное отношение взрослых к детским рисункам приводит к тому, что ребенок может посчитать рисование пустым занятием и отказаться от него.

Что потребуется?

Возьмите яркие краски, бумагу (чем большего размера будут листы, тем лучше), хорошие кисточки, мягкую губку и стакан воды. Лучше всего при этом одеться в то, что не жалко испачкать — даже купленный фартучек для рисования не спасет вас от пятен, когда юному художнику всего 3-4 года!

Сколько времени уделять занятиям?

Учить малыша рисовать нужно по 10-20 минут 2-3 раза в неделю, чтобы ему не надоело, но и тяга к изобразительности в итоге не потерялась.

Техники для развития навыков рисования

Свобода действий

Для проведения этого урока берется глянцевая бумага белого цвета и акварельные краски. Пусть малыш макает кисть в банку с краской и капает ей прямо на бумагу! Причудливые узоры, которыми она растекается, будут похожи на волшебные картинки!

Губка, но не Боб

Для этого урока берется гуашь и большой лист бумаги. Пусть ребенок обмакнет свою ручку в краску и немного отожмет ее. Пусть он оставит «подпись» на листе своей рукой, а губкой, скатанной в рулончик, сделает рядом завершающие художественные «штрихи».

Подобным образом можно рисовать на бумаге и пальчиками: разведите гуашь водой, чтобы она превратилась в «сметану», и вылейте ее на тарелку. При помощи широкой кисти нанесите краску на пальцы малыша и попросите оставить на листе свой автограф.

Мокрый стиль

Плотный и большой лист бумаги нужно намочить под водой в течение пары секунд. Теперь положите его на поднос и предложите ребенку покалякать на нем акварелью. Учитывая состояние поверхности, краска станет на ней растекаться, смешиваться и создавать удивительные «мокрые» рисунки.

Цветочек аленький

Чтобы научить ребенка рисовать что-то действительно запоминающееся, можно сделать так: обмакнуть палец ребенка в зеленый цвет и, придерживая его руку, провести вместе с ним на бумаге стебелек. В роли бутона выступит отпечаток ладошки, а в итоге получится замечательный цветочек!

Эту технику можно с успехом использовать и для изображения других объектов. Попробуйте изобразить с ее помощью с малышом дерево или веселого жирафа.

Уроки рисования с детьми старше 4 лет

Четырехлетний возраст — это благодатное время для осваивания более сложных техник рисования. Уже в этот период стоит отдавать малыша в художественную школу, но если сделать это по каким-то причинам не получается, можно научить его рисовать и самим.

Вдвоем веселее

Приготовьтесь к тому, что делать это придется вдвоем, так как именно с ваших рисунков он станет брать правильный пример. Старайтесь рисовать ярко, конкретно и не отвлекаться на слишком мелкие детали.

Рассказывайте обо всем

Сопровождайте процесс рисования увлекательным рассказом, чтобы ребенок понимал, что вы делаете.

Осваивайте фигуры

Самое главное — это научить малыша рисовать геометрические фигуры, которые станут основами нужных изображений, независимо от того, будет ли это животное или человек.

Как нарисовать дерево?

В 4 года начинать надо с простого: с обычной зеленой елочки, которой холодно зимой.

Ниже мы прилагаем пошаговую инструкцию для создания «художественного» дерева и картинку - чтобы ребенок понимал принцип работы.

  1. Рисуем на листе линию, ведущую сверху вниз. Проводим от нее немного изогнутые линии, которые будут ветками нашей елки.
  2. Теперь постараемся «обрисовать» эти линии иголочками: так, как показано на рисунке. Когда все ветки станут пушистыми, закрасьте елочку зеленым цветом.

Аналогичным образом можно изобразить березу и другие виды деревьев.

Учимся рисовать животных

Рисуем ежика

  1. Нарисуйте на бумаге иголки ежика с помощью зигзага, а затем добавьте ему уши.
  1. Соедините их с овалом, чтобы получилась голова.

  1. Нарисуйте ежу нос, глаза и рот и наградите ежа животом.

  1. Нарисуйте ему ножки и ручки.

  1. Остается прорисовать иголки так, как показано на картинке. Ежик готов!

Рисуем ослика

Изобразить на бумаге ослика тоже гораздо проще, чем вы думали.

Поэтапно выполняем следующие действия:

  1. Рисуем на бумаге простой овал, затем делим его линией на две части, в верхней из которых рисуем глаз ослика, а в нижней — ноздри и рот.
  2. Теперь прикрепляем ослику ушки, прорисовывая на листе два «огурца». Чуть ниже головы изображаем еще один овал — это будет туловище ослика, которое мы соединим с головой двумя «шейными» линиями.
  3. Теперь нужно добавить животному ноги, пририсовав их внизу туловища, и самый настоящий хвост, расположив его сбоку.

Ослик готов! Остается раскрасить его так, как подскажет фантазия!

Рисуем кошку и собаку

Тем же способом можно нарисовать и кошку с собакой. Пошаговая техника изображения кошки показана на следующем рисунке:

Главное: дать понять малышу, что рисовать животных — это не трудно, если брать за основу геометрические фигуры (в данном случае это круги и полукруги) и проявить толику фантазии.

Точно так же можно нарисовать и собачку:

Как нарисовать человека?

Как научить ребенка рисовать человечка? Не так просто, как хочется, но и не так трудно, как кажется. Начинаем!

Схема изображения человечка в полный рост

1. Рисуем на листе овал и прямоугольник (как показано на картинке), а потом присоединяем их линией друг с другом. Дорисовываем человечку ножки и ручки с пальцами.

2. Затем добавим к рукам по две линии, чтобы они казались толще. Так же поступим и с ногами. Теперь нарисуем человеку уши (два полукруга по бокам) и сделаем прическу.

3. Лицо человека заслуживает отдельного внимания, однако прорисовывать его черты — рот, нос и брови, будет просто, если перед этим взглянуть на рисунок. Добавляем человеку шею и дорисовываем рубашку с воротником.

5. Рисуем ему брюки и ботинки, прорисовываем ладошки. Остается всего ничего: стереть вспомогательные линии, обвести контуры и разукрасить человека.

Рисуем человеческую фигуру в движении и лицо

Аналогичным образом можно изобразить человека в движении или нарисовать его портрет. Пошаговый процесс подробно указан на следующей картинке:

Кружок рисования: когда и почему?

К 6 годам дошкольник, активно занимающийся рисованием, уже знает, как надо творить при помощи красок и карандашей. Если его рисунки существенно отличаются от творчества сверстников (в лучшую сторону), отдайте дошкольника в кружок, чтобы с ним продолжил заниматься опытный преподаватель.

Чтобы выбрать хороший кружок, достаточно узнать, нет ли в вашем районе частной школы или Дома творчества. Очень часто обычные учителя рисования ведут подобные занятия прямо в школах (без ограничения по возрасту).

Индивидуальные уроки

Если вам хочется, чтобы ребенок в 6 лет творил профессионально, отдайте его на индивидуальные уроки. Их преимущества заключаются в том, что:

  • учитель посещает вас в удобное время;
  • вы выбираете программу, по которой ребенок будет обучаться (например, рисование портретов);
  • уроки оплачиваются по факту занятия.

Минусы у индивидуальных занятий тоже есть: стоят они недешево, а найти хорошего преподавателя бывает нелегко.

Подводя итоги

Любой способ обучения ребенка рисованию хорош - как в 1 год, так и в 5 лет, поскольку развивает воображение и позволяет проводить с малышом чуть больше времени.

При этом не так важно, станете ли вы четко следовать какой-то методике или самостоятельно разработаете индивидуальную художественную программу. Важно то, чтобы эти занятия заинтересовали ребенка и были разнообразными.

И даже если из вашего малыша в будущем и не вырастет настоящий художник, уроки рисования все равно благостно скажутся на его развитии и правильном восприятии окружающего мира.

Пугачевская Татьяна Михайловна
Как научить ребенка рисовать.

Консультация для родителей.

Как научить ребенка рисовать .

Воспитатель : Т. М. Пугачевская

МБДОУ №139 д/сад "Антошка"г. Брянск.

Ваш ребенок уже знаком с карандашами, красками, фломастерами, уже видит и понимает, чем можно оставлять следы на бумаге, линии,каляки- маляки. Что же дальше? Как добиться,чтобы ребенок осознанно изображал знакомые предметы, явления пусть даже самые простые и элементарные?

Как научить ребенка рисовать

ИТАК, НАЧНЕМ

ВАЖНО- научить ребенка видеть и понимать , что в природе очень мало белого цвета, практически нет. Поэтому с первых занятий я учу ребятишек наносить фон, либо даю уже тонированную бумагу. Ну не бывает, чтобы цыпленок гулял по белому снегу! А разве может рыбка плавать в молочно-белой реке? Поэтому рисуем травку, море,небо. да что угодно. Я показываю детям, как кисточка"гуляет"по бумаге (от одного краешка к другому, добежала и назад, делает ровную длинную дорожку, и опять назад побежала-примерно так я приговариваю. Все показывайте, берите руку ребенка вместе с кистью в свою и рисуйте)

Обязательно все обыгрываем("наливаем в банку варенье"-вырежете лист в форме банки, украшаем коврик для собачки, киски и т д. Потом, когда работа высохнет, обязательно покажите этот коврик киске, пусть она на нем посидит, если нет игрушечной кошки, собачки, то наклейте фигурку из бумаги на готовый фон

Попробуйте разнообразные игровые приемы, а вот и ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ :

Вместе с ребенком поищите , кто спрятался или что спряталось (для этого предварительно нарисуйте на листе бумаги свечкой простое изображение какого либо предмета, явления или животного-солнышко, тучка и дождик, бабочка, рыбка и т. д. и закрасьте лист бумаги акварелью). - показ

Начинать нужно одним цветом.

Чтобы работы получались красивыми, яркими, аккуратными лучше использовать не просто альбомы для рисования , а бумагу для акварели. Она плотная и краска ложится на нее великолепно из- за шероховатой поверхности.

Ребенок и рисование .

Все дети любят рисовать . Порой они начинают это делать раньше, чем говорить. И очень важно поддержать ребенка в самом начале его творческого пути и произнести первую формулу образования : «ТЫ ВСЕ МОЖЕШЬ!»

Многие родители ошибочно считают, что ребенок действительно начинает рисовать только с того момента, когда он может передать в рисунке характерные черты предмета - нарисовать похоже . На самом же деле это происходит намного раньше - в каракульный период. Каракульное рисование имеет три фазы :

1. Хаотических каракулей (случайных, неорганизованных)

Период от 1 года до 1,5 лет.

2. Стадии циркулярных каракулей. Графические движения имеют характер повторения.

3. Стадия развитых каракулей. Период - около 2 лет. Ребенок начинает реагировать на край листа - линия огибает край листа или заканчивается на краю. В это время детям нравится рисовать разными цветами . А также, очень активно формируется графический язык. Всего бывает 16 видов графических движений и чем больше разновидность каракуль, тем выше интеллект ребенка .

Рисуйте с детьми с самого раннего возраста по следующим причинам : - пусть развивается;

Пусть трудится;

Пусть радуется;

Пусть творит!

Часто еще от трехлетнего ребенка можно услышать : «Я не умею рисовать » . Невольно возникают вопросы : «Откуда ты это знаешь? Кто тебе это сказал? А ты пробовал? Давай попробуем вместе. Тебе лист, мне лист, тебе карандаш и мне карандаш. Нарисуем Солнце, большое, на весь лист, круглое, доброе, теплое. Оно улыбается, как мама. Смотри, оно протягивает к нам свои руки - лучи. Разве это не чудо? Только что лист был белый, чистый и вдруг. Родилось Солнце, настоящее, живое, родилось не само - мы ему помогли. Наше Солнышко».

Роль родителей, педагогов не только в том, чтобы дать ребенку определенные умения и навыки. Главное - помочь ребенку увидеть мир , пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек радости творчества. Помните, очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты. Спешите сделать детей счастливыми, ведь счастливое детство - это умное детство.

Правила рисования карандашом

1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным, не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.

2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука - внизу линии.

Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.

3. Линию нужно рисовать сразу , не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.

4. Предметы треугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше .

5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением , без остановки.

6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно.

7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении : сверху вниз, слева направо или по косой.

8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета .

9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.

10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш : посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо - если нужно закрасить посветлее.

Правила рисования кистью

1. Кисть нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным, за железным наконечником, несильно сжимая пальцами.

2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.

3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно бумаге.

4. Чтобы нарисовать тонкую линию , кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.

5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева.

6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.

7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

Консультация для родителей.

Игры с рисованием .

В процессе изобразительной деятельности ребёнок не просто учится проводить линии, скатывать шарики и отрезать бумагу - он развивается как личность. Творчество в раннем возрасте способствует умственному развитию ребенка . Ведь чтобы изобразить какой-нибудь объект, малышу нужно сначала выделить главное в этом объекте : круглые колеса у машины, лицо мамы и так далее. Рисование помогает ребенку выразить свое отношение к миру, он учится передавать свои эмоции с помощью цвета, линий и форм. Добиваясь пусть и небольших, но все-таки результатов, кроха становится более уверенным в своих силах. А положительная оценка этих результатов взрослыми дает малышу чувство значимости и ценности.

Вы можете развить творческий потенциал ребенка , если с самого раннего возраста познакомите его с разнообразными материалами и научите обращаться с ними . Покажите малышу, как нужно рисовать и лепить . Используйте для рисунков и аппликаций бумагу разного цвета и вида.

Помогайте ребенку выбирать сюжеты для творческой работы. Вместе вспомните знакомую сказку, спойте любимую песенку или обратитесь к личному опыту малыша, к тому, что его заинтересовало («Маша собирает грибы» , «Слон в зоопарке» , «Папа едет на машине» , «Экскаватор копает песок» ). Рисование замечательно еще и тем, что от него легко перейти к другим видам учебной деятельности, и наоборот : рисунок можно надписать и почитать, части рисунка можно пересчитать, а если сюжет работы сказочный, можно разыграть сказку. Изобразительная деятельность делает занятие интересным и увлекательным для малыша. Перед проведением каждого занятия малыша надо обязательно заинтересовать тем, что он будет рисовать . Для этого можно :

Заранее понаблюдать явления природы (дождь, снег, радугу) ;

Потанцевать и похлопать («как зайчики» );

Спеть песенку (о дождике, о гусях, о машине) ;

Поиграть в ролевую игру («Паровоз» , «Кот и мыши» ).

Примеры занятий :

«Рисуем дождик»

ЧЕМУ УЧИМСЯ : умению пользоваться красками и кисточкой; рисовать приемом примакивания; изображать знакомые природные явления.

ПОНАДОБИТСЯ : листы белой бумаги, блюдечко с водой, кисточка, акварельные краски.

КАК ИГРАТЬ. Положите перед малышом лист белой бумаги и поставьте блюдечко с водой. Предложите ему нарисовать дождик при помощи водички. Управляя его рукой, покажите, как окунуть кисточку в воду и нарисовать дождик . Неторопливыми, мягкими движениями прикладывайте кисть к листу. Заполнив лист таким дождиком, порадуйтесь результату : «Вот какой дождик! Много капелек!» .Дайте ребенку другой лист и поместите перед ним краски. Помогите ему набрать на кисть нужное количество краски и заполнить лист мазками. Пусть их будет не очень много. Не надо помещать капли в ряд - это не будет похоже на настоящий дождь. Рисование дождя можно совмещать с пением. Тогда кисть можно прикладывать к бумаге в такт пению.

Дождик, дождик,

Кап да кап,

Ты не капай

Долго так.

Дождик, дождик льется,

В руки не дается,

Кап-кап-кап-кап!

ВАРИАНТЫ. Поиграйте с готовым рисунком. Рассмотрите его вместе с малышом и спойте песенку. Одновременно с пением можно стучать по листу пальцами, имитируя звук дождя. Можно стучать только двумя пальчиками, а можно всеми сразу.

«Рисуем ягоды в травке»

ЧЕМУ УЧИМСЯ : навыкам рисования красками ; разным приемам рисования .

ПОНАДОБИТСЯ : листы белой бумаги, блюдечко с водой, кисточка, акварельные краски, 2-3 фломастера.

КАК ИГРАТЬ. Прежде чем рисовать ягоды по-настоящему , нарисуйте их сначала в воздухе, а потом на листе без использования краски. Вложите кисть в руки малыша и, направляя его движения, очертите в воздухе круг, говоря : «Вот такая круглая ягодка!» Пусть он попробует повторить это движение на листе, предварительно окунув кисть в воду.

Помогите малышу нарисовать на листе травинки - достаточно нескольких прямых или изогнутых линий. Затем попросите ребенка самостоятельно нарисовать ягодки . Если у него не получается, направьте его руку, комментируя каждое движение : «Вот так проводим линию, соединяем здесь!» Ягодку можно закрасить, а можно оставить только контур.

Достаточно нарисовать 3-4 ягодки . После того как рисунок подсохнет, предложите ребенку обвести ягоды по контуру фломастером контрастного цвета. Одновременно с рисованием хорошо петь песенку про ягодки. Например :

По малинку в сад пойдем,

В сад пойдем, в сад пойдем.

Мы малинки наберем,

Наберем, наберем…

Закрепить круговое рисовальное движение можно , нарисовав ягодки не в траве , а на тарелке. Продемонстрируйте ребенку , как это делается, очертив на листе большой круг кисточкой, смоченной в воде. Пусть малыш нарисует тарелку прямо поверх этой линии. Внутри тарелки красками нарисуйте 3-4 ягодки. Разместите их на большом расстоянии друг от друга, иначе краска будет смешиваться. К ягодам можно пририсовать хвостики и округлые листочки. Вложите фломастер зеленого цвета в руку ребенка и покажите , как они рисуются.

Материал для папки-передвижки.

Заповеди для родителей, рисующих с детьми.

1. Запомните : ребенок делает в искусстве первые шаги. Это очень ответственный момент. Следовательно, вы должны быть всегда рядом - ведь может возникнуть множество неожиданностей, когда важна подсказка старшего. Иначе, в случае неудачи, ребенок надолго потеряет к занятиям изобразительной деятельностью всякий интерес. К тому же вместе «творить» веселее.

2. Чаще устраивайте выставки рисунков ребенка . Но никогда не подвергайте критике рисунки. Утверждайте право каждого на индивидуальность.

3. Ребенок должен испытывать радость от каждого занятия рисованием . Поэтому задачи, которые вы ставите перед ним, должны быть доступны ему, и усложнять их можно только постепенно.

4. Помните, что неудачи способны привести к развитию у ребенка чувства неуверенности в себе, а это нежелательно. Чаще хвалите ребенка за его усердие , не оставляйте без внимания ни одной его работы. Не забывайте, ребенок ждет от вас одобрения! Ему хочется, чтобы его работа понравилась всем. Порадуйтесь его

успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного художника в случае неудачи. Не беда, что не получилось. Получится в следующий раз.

5. Предоставьте возможность ребенку работать «самому» . Если каждый раз подсказывать, что рисовать , какие краски брать, ребенок в дальнейшем не сможет действовать самостоятельно. Он каждый раз будет ждать подсказки.

6. Как быть, если ребенок бросает работу на полпути, объясняя это тем, что ему больше не хочется? Может быть, ему непонятно, трудно или надоело? Подумайте над этим. Скорее всего, у него просто не получается, помогите ему закончить начатый им рисунок. Следующее занятие начните с того, что не получилось в прошлый раз. Сегодня обязательно получится. Плохо, если ребенок привыкнет не доводить начатое им дело до конца. Это может впоследствии стать чертой характера. Совместное рисование будет и должно приносить радость и вам, и ребенку . Поэтому - терпение!

7. Собирайте рисунки ребенка . Домашняя коллекция рисунков ребенка может играть археологическую роль. Если дома много рисунков и необходимо освободить место, то решение, какие рисунки можно выбросить, необходимо принять вместе с ребенком . Дружите со своими детьми, ведь детство так быстро проходит! Дерзайте, творите! Пусть творчество доставляет радость вам и вашим детям!

Рисование – один из способов детского самовыражения. Сначала малыш рисует каракули, нечто, описываемое в стишке «палка, палка, огуречик, получился человечек», потом его талант растет, и кроха подчас может выдавать настоящие шедевры. Но что делать, если у малыша не получается рисовать так, как он хочет? Из-за этого ребенок расстраивается и впадает в уныние.

Или другой пример: малыш замечательно с упоением рисует, но как сделать этот его талант по-настоящему профессиональным? Как подтолкнуть ребенка на «путь художника»? Другими словами, как научить ребенка рисовать? Об этом пойдет речь далее.

Когда учить ребенка рисовать?

Все детки имеют склонность к творчеству, и сложно найти малыша, который не любил бы рисовать.

Интересоваться миром красок и карандашей малыши начинают уже в 7-8 месяцев. В этот период происходит скачок развития, дети находят все больше нового и интересного вокруг себя.

В это время можно показать им простые рисунки, а также поэтапно (1-2 этапа) объяснить, как их рисовать. Пусть мама сама орудует карандашом на бумаге, а малыш следит за этими манипуляциями. Скорее всего, он и сам потянется к карандашу. Не стоит препятствовать этому. Предоставьте малышу полную свободу творчества.

Но, разумеется, о хоть сколько-нибудь профессиональном рисовании в 8-12 месяцев речи не идет. Научить малыша творить на более высоком уровне можно позже. В 2 года ребенок уже способен держать кисточку и карандаш правильно, то есть в кулачке, а тремя пальцами. В этот период можно начинать понемногу приобщать малыша к художеству. На ранних этапах можно обойтись домашним обучением (о нем пойдет речь ниже), но если вы всерьез решили вырастить второго Васнецова или Айвазовского, лучше отдать чадо в специальную художественную школу.


Подготовительный этап

Приобщение ребенка к творчеству – процесс крайне увлекательный, но и довольно затратный. Пока вы не поймете, что больше по душе вашему чаду – краски или карандаши, – придется купить и то, и другое.

Для начала приобретите:

  • листы бумаги (это лучше, чем альбом);
  • акварельные краски;
  • гуашь;
  • цветные карандаши и фломастеры;
  • простые карандаши;
  • цветные мелки или пастель;
  • кисти – лучше белку, колонок;
  • позже можно купить акриловые и масляные краски.

Очень интересно смотрятся рисунки на стекле. Они делаются специальными витражными красками, которые можно приобрести в художественных магазинах.

Поэтапно предлагайте крохе тот или иной инструмент для рисования.

Перед началом творческого процесса наденьте на ребенка старую одежду, которую не жалко запачкать. Подготовьте поле для деятельности: можно расположиться даже на полу! Создайте атмосферу: включите музыку, откройте шторы, чтобы в комнате стало светлее.

А теперь начинайте творить!


Осваиваем рисование карандашом

Перед тем как научить ребенка рисовать карандашом, необходимо познакомить его с основными геометрическими фигурами. Именно из них на первых порах будет состоять рисунок.

Следующий этап – раскрашивание. Начните с крупных раскрасок. Пусть малыш научится орудовать карандашами и аккуратно закрашивать детали рисунка.

  1. Найдите в Интернете простой урок, где поэтапно показано рисование любого предмета. Вместе с малышом выберите то, что будете рисовать.
  2. Возьмите один лист себе, другой дайте чаду. Поэтапно рисуйте картинку, следите, чтобы ребенок повторял за вами.
  3. Сначала картинка малыша будет несколько топорной, лишенной плавных линий и изгибов, но со временем он научится рисовать более аккуратно и красиво.
  4. Позже (в возрасте 6-7 лет) чадо можно познакомить с такими понятиями, как блик, тень, рефлекс. Для этого лучше отдать малыша в специальный кружок, где работают профессиональные художники.


Как научить малыша рисовать акварелью?

Акварель – это одна из лучших красок для обучения ребенка от 5 лет рисованию.

Для начала лучше выбрать обыкновенную медовую акварель – 12 или 18 цветов. Бумага – обычный ватман.

Подготовка

  1. Бумагу слегка намочите и прикрепите кнопками к доске или планшету.
  2. Акварельные краски разведите на специальной палитре.
  3. Подготовьте кисточки (беличьи или колонковые) и стакан с водой.

Рисование

  1. Для начала объясните ребенку, что есть всего три базовых цвета (красный, синий, желтый), а также покажите, как, смешивая их между собой, можно получить новые цвета.
  2. Пусть малыш попробует смешать краски на отдельном листе.
  3. Объясните чаду, что рисование акварелью требует скорости движения. Картину, нарисованную этой водной краской, сложно исправить, особенно, когда та высохнет.
  4. Начинайте рисовать. Поэтапно покажите малышу, как изобразить небо, деревья, дома. Помните, что начинать рисование нужно с фона, поэтапно накладывая новые слои.


Несколько интересных техник

Как научить ребенка рисовать карандашом или акварелью? Ответ прост: нужно позволить малышу поработать в разных техниках. Гуашь, цветные карандаши, пастель – все это вроде бы знакомо и даже банально, но творческий процесс не терпит обыденности. Создавать картины можно совершенно удивительными способами. Несколько таких техник представлено ниже.

Рисуем ладошкой

Ваш ребенок (этот способ можно предлагать даже малышам 2-3 лет) будет в восторге от такого рисования, ведь в глубине души каждому карпузу хочется, не сдерживая себя, пачкать все краской.

  1. Застелите пол газетами или большой клеенкой, положите на нее лист ватмана, в блюдца налейте разноцветные краски, подготовьте рулон бумажных полотенец и глубокую миску с водой.
  2. Пусть малыш «макает» ладошки в краску и, оставляя отпечатки на бумаге, творит свою картину.
  3. Время от времени руки ребенка следует мыть, чтобы картина не получилась грязной.

Для такой техники выбирайте только безопасные натуральные краски.

Рисование губкой

Нарисованные губкой картины выглядят очень необычно и красиво.

  1. Подготовьте блюдца с краской, миску с водой и несколько кусочков обычных губок для уборки дома.
  2. Лучше, если у губки будет четкая форма, например круг, прямоугольник.
  3. Нарисованную губкой картину можно дорисовать фломастерами или кистью.

Лучше взять несколько губок, чтобы рисунок получился более интересным, а процесс рисования – занимательным.

Восковые рисунки

Для рисования возьмите обычную парафиновую или восковую свечу. На листе бумаги вместе с ребенком нарисуйте узоры или напишите слова. Сначала все нарисованное будет невидно глазом, но успокойте малыша: чудеса начнутся, когда в дело вступят краски!

Аккуратно закрашивайте лист акварелью. Краска будет скатываться с вощеных частей листа и образовывать красивую необычную картину.


Кружок рисования: за и против

Отличный способ как научить ребенка рисовать, так и развить его коммуникативные навыки – отдать его на специальные занятия. Как и все кружки, такие занятия имеют свои плюсы и минусы:

Плюсы:

  • занятия ведет опытный художник;
  • ребенок общается с детьми своих лет, в группе присутствует дух соперничества, а значит, мотивация не лениться;
  • мотивацией являются периодические выставки и конкурсы;
  • обучение проходит по специальной программе.

Минусы:

  • занятия происходят в группе, и у преподавателя не всегда есть время подойти именно к вашему чаду;
  • занятия платные (часто довольно дорогие);
  • уроки лучше не пропускать, чтобы не отстать от группы.

Также можно отдать малыша на индивидуальные занятия по рисованию. Но помните, что стоимость таких занятий в разы выше, чем занятий в группе. Также в индивидуальных уроках нет соревновательного настроя.

Еще один способ обучить ребенка живописи – видеоуроки. Их можно скачать в Интернете или купить готовую программу в специализированных магазинах.

Со скольких лет отдавать ребенка учиться живописи профессионально, каждый родитель решает сам.

Заключение

Сколько бы лет ни было вашему чаду, учить его рисованию никогда не поздно. Будете ли вы это делать дома или же отдадите ребенка на специальные уроки, важно все делать поэтапно, чтобы не отбить у малыша желание творить.

Рисование с детьми листьев деревьев, следует начинать с изучения их формы. Самое удобное время для этого – лето и, особенно осень. Ведь осенью листочки становятся такими красивыми, разноцветными. И не надо рвать их с деревьев – листопад сам бросает такую красоту нам под ноги!
Сравнивайте с детьми листья нескольких пород деревьев, находите в них сходство и различия.

Разная, конечно, форма листовой пластины. А сходство в том, что почти все листья симметричны относительно своего центра. Этим центром является жилка, в которую переходит черенок. От этой главной жилки в лево и вправо отходят жилки помельче, от них совсем маленькие. Расположение этих мелких прожилок на листьях у разных пород деревьев может сильно отличаться.
Рассмотрите листовую пластину и попробуйте вместе с ребятами определить на какую геометрическую фигуру больше всего похож листочек: овал (дуб, ольха), треугольник или «сердечко» (липа, береза, тополь), тонкий и длинный прямоугольник (ива) и т.п.
Помочь в знакомстве детей с разными деревьями вам поможет настольная
Рисуем эту геометрическую форму, по центру разделяем ее «главной» жилкой, которая переходит в черенок.


По краям наметим зубчики, как на листочке. А затем листик раскрасим.


Раскрашивая листочки красками лучше начинать с краев. Обведите листочек подходящей по цвету краской, а затем от краев к центру плавными линиями закрасьте весь листочек. Жилки обычно должны быть чуть более светлыми. Вот «хитрый» способ высветлить эти места. Возьмите чистую кисточку, смочите ее водой и проведите в тех местах, которые хотите видеть более светлыми. Возьмите бумажную салфетку и аккуратно прижмите. Краска впитается в рыхлую бумагу, а на рисунке останутся светлые пятна или полоски.

Дубовые листья – поэтапное рисование с детьми

Дубовый лист – это довольно сильно вытянутый овал, причем ближе к черенку он становиться уже. Края листочка похожи на волны.


Схема поэтапного рисования с детьми листьев дуба.

Кленовые листья – поэтапное рисование с детьми

Кленовый лист – один из самых сложных для изображения детьми. Даже «простая» геометрическая фигура в которую можно вписать этот листик представляет определенную трудность. Это многоугольник. Все дело в том, что у кленового листочка целых пять «главных» жилок. Они расходятся как раскрытый веер из одной точки-основания. И вокруг каждой такой жилки как бы свой самостоятельный листочек. Края листика тоже непростые – это острые зубчики, а между ними плавные линии-впадины.


Схема поэтапного рисования с детьми листьев клена.

Ветка с листьями сирени – поэтапное рисование с детьми.

Рисование веток – это уже сложная для детей художественная задача. Прежде чем приступить к ее выполнению внимательно рассмотрите ветку и попросите детей сказать сколько листьев на дереве, все ли они одинакового размера? А цвета? Обратите внимание на то, что листья по разному направлены относительно ветки. Рисование веток с листьями предполагает в любом случае работу с перспективой, поэтому больше подходит для детей школьного возраста. С дошкольниками в можете нарисовать .


Схема поэтапного рисования с детьми ветки с листьями.

Если вы думаете, как научить ребенка рисовать, покажите ему, как это делают пальцами, ладонями. А для детей от 2 лет - с использованием поролона, гуаши, акварели.

Рисование простых рисунков для малышей

С самого раннего возраста дети чиркают на бумаге карандашом. Родители должны помочь ребенку, правильно расположить этот инструмент между его большим и указательным пальцем, а средний - придерживает карандаш.

Чтобы научить ребенка рисовать, покажите ему, как чертить линии. Они будут горизонтальными, вертикальными. Постепенно ребенок станет делать эти элементы более ровными и параллельными друг другу.


Заинтересуйте малыша, показав ему, как начертить две большие вертикальные линии, соединив их несколькими маленькими горизонтальными, чтобы получилась лесенка.

Также отрезки превратятся во флажок, сеточку. Чтобы дальше учить рисовать любимое чадо, покажите ему, как чертить круги. Добавив нужные штрихи, превратите эти фигуры в солнце, воздушный шар, в цветок.

Следите за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш, не нажимал на него слишком сильно. Важна и правильная посадка юного ученика во время занятий.


Одновременно рассказывайте малышу, какие бывают цвета. Нарисуйте вместе с ним солнце, пусть ребенок окрасит его в желтый цвет, яблоко сделает зеленым, апельсин - оранжевым.

Когда дети освоят такие премудрости, можно учить их рисовать предметы, которые он видит ежедневно. Пусть это будет дом, состоящий из треугольной крыши и прямоугольного основания. Покажите ему, как нарисовать куклу, машинку, другую любимую игрушку.

Когда дети все это освоят, познакомьте их с пропорциями. Объясните, что голова куклы не может быть больше ее тела, а машина - не крупнее дома. Рисование домашних животных также станет полезным развивающим занятием для малышей.

Прививайте ребятишкам художественный вкус. Гуляя на природе весной, обратите их внимание на цветущие деревья. Осенью покажите, как изумительно выглядят плоды деревьев, например, рябины, зимой пусть они полюбуются заснеженными деревьями на прогулке, а дома нарисуют их.

Существуют новые интересные методики, которые позволяют учить детей рисовать с полугодовалого возраста. К двум годам такие ребятишки при помощи карандашей, мелков, красок рисуют красивые картинки и могут посредством этого вида искусства выразить собственное «Я».

Как научить ребёнка рисовать: интересные методики

Ознакомимся с ними.

Пальчиковое рисование для малышей

Если вы хотите развивать художественные способности ребенка с младенчества, тогда приготовьте:

  • гипоаллергенные краски;
  • плотную бумагу;
  • фартук;
  • влажные салфетки.
Мастер-класс:
  1. Оденьте ребенка в рабочий наряд, повяжите непромокаемый фартук. Посадите его в стульчик, положите на столик рядом с малышом лист бумаги.
  2. Для первого занятия лучше выбрать краску одного цвета. Купите гипоаллергенную, которая не нанесет малышу вреда в случае, если попадет в рот в незначительных количествах.
  3. Рассказывайте ребенку, что сейчас будете его учить рисовать. Пусть окунает пальчики в банку, покажите ему, как рисовать пальцами и ладонями на бумаге.
  4. Не забывайте хвалить малыша. Но если он стал капризничать, закончите занятие, продолжите его, когда ребенок будет в хорошем расположении духа.
  5. Вытрите ему руки влажными салфетками, переоденьте в чистую одежду.
Быть может, ему больше понравится рисовать лежа. Тогда подготовьте:
  • часть рулона обоев или ватман;
  • краски для пальчикового рисования;
  • влажные салфетки;
  • целлофановую пленку.
Застелите пленкой часть пола, на котором нет ковров, паласов. Сверху поместите обои или ватман. Тут же расположите краски. Пусть ребенок займется изобразительным искусством, а вы можете рассказывать ему, что получилось, дорисовывая те или иные штрихи.

Поролоновые тычки

Инструменты для этого вида рисования легко сделать самим, для этого нужно взять:

  • губки для мытья посуды;
  • прищепки или скотч;
  • ножницы.
Нарежьте губки на толстые полоски по длине, скрепите концы каждой прищепкой или скотчем. Окуная такое приспособление в краску, малыш будет «печатать» на листе бумаги.

Можно предложить ребенку рисовать при помощи ватных палочек, но такие мелкие предметы дают детям старше трех лет и неотрывно следят за ними во время творческого процесса.

Рисование по трафарету


Здесь можно использовать готовые поролоновые кисточки или сделать их своими руками. Трафарет также просто изготовить самим. Для этого потребуются:
  • лист картона;
  • ножницы с острыми концами;
  • канцелярский нож;
  • карандаш.
Нарисуйте сами или переведите понравившиеся картинки из интернета. Они должны быть интересны детям. Начните вырезать каждую канцелярским ножом, продолжите делать это ножницами.

Пусть ребенок положит трафарет на листок бумаги. Окуная поролоновый тычок или широкую кисть в краску, нанесет ее на внутреннюю часть трафарета. Можно использовать не один, а несколько оттенков, сделав сказочного носорога или яркую ёлку.

Другой вид рисования похож на данный, но в этом случае понадобится внутренняя часть трафарета. Ребенок приложит вырезанный рисунок к листу бумаги, обрисует ее наружную часть.


Например, это рыбка. Тогда фон изображается синим или голубым цветом, она останется белой. Если вы дадите ребенку цветную бумагу, например, голубую, тогда рыбка будет такого цвета.

Креативное раскрашивание

Ознакомьтесь еще с двумя видами рисования. Для первого потребуются:

  • лист картона;
  • скотч;
  • краски;
  • кисть или поролоновый тычок.
Покажите ребенку, как наклеить на лист картона скотч. Можно делать это ровно или хаотично. Пусть он закрасит фон одним или несколькими цветами и подождет, пока краска высохнет. Затем помогите ему отлепить скотч, порадуйтесь вместе результату.


В такой технике можно нарисовать железную и автомобильную дорогу, тропинку в лесу.

Вылепите вместе с малышом плоские фигурки из соленого теста, оставьте их на сутки подсохнуть. Теперь пусть он раскрасит их. Можно приклеить данные скульптуры на картон, чтобы создать объемную картину.

Как научить ребёнка рисовать акварелью?

Юному художнику непременно пригодятся и навыки рисования акварелью.


Родители приобретут краски, кисточки, бумагу для ребенка. Тут есть свои нюансы.

Необходимое для акварельной живописи

Акварельная краска продается в кюветах, тюбиках, бывает сухой. Краска в тюбиках хорошо ложится на полотно, ее легко смешивать, однако малыши не смогут рассчитать нужное количество, и расход будет большим. Купите маленьких детям краску в кюветах, но чтобы оттенки не смешивались, покажите им, как нужно мыть кисточку после того, как закончили рисовать одним цветом и начали другим.

Чтобы научить рисовать детей акварелью, приобретите мягкие кисточки разных размеров:

  1. С тонким заостренным ворсом пригодятся для изображения мелких деталей.
  2. Средними выполняется основная работа.
  3. Для рисования фона и другой обширной территории используют большие кисточки.
Вы, наверное, замечали, что при использовании альбомных листов рисунок может коробиться, особенно, если юный художник использует слишком много воды. Если хотите избежать этого, тогда приобретите бумагу, предназначенную для акварели, которая плотнее обычной и лучше впитывает воду. Можно купить белую или цветную, в последнем случае, не нужно будет рисовать фон, ведь для воссоздания морских глубин можно взять голубую, а для изображения пустыни - жёлтую.

Техника акварельной живописи

Бумагу для акварели нужно смочить водой, затем натянуть, закрепить кнопками на основе-планшете.

Если краска в тюбиках или сухая, тогда ее нужно смешать с небольшим количеством воды, используя для этого приспособление, называемое палитрой. Но надо разводить с расчетом, что после того, как краска высохнет, она станет более светлой.

Расскажите ребенку, какие цвета получатся, если размешивать разные краски. Так, в результате содружества желтой и синей выйдет зеленая, а синей с красной - фиолетовая.

Познакомьте ребенка с некоторыми техниками акварели. Расскажите, что бывает:

  • растяжка, когда художник переходит от яркого насыщенного цвета к светлому;
  • отмывка, при которой живописец наносит краску одного цвета на бумагу, чтобы получится фон, например, морская гладь, трава, небо, лес;
  • техника рисования «по мокрому», при этом сначала полотно смачивают водой, затем рисуют здесь акварелью;
  • техника акварели «по сухому» - последующий слой наносят только после того, как высыхает предыдущий.
Когда вы будете учить рисовать ребенка акварелью, скажите, что неверные мазки нужно стирать тут же, если она подсохнет, сделать это будет сложнее. В первом случае, нужно хорошо отжать кисточку и, как бы вытереть ею за несколько раз неправильный мазок. Во втором, необходимо удалять пятно немного влажной кистью, делая это осторожно, дабы не порвать бумагу в этом месте.

Как научить ребёнка рисовать гуашью?

Чтобы родители могли научить детей использовать этот вид краски, они сами должны знать основы такого творчества. Целесообразнее купить для ребятишек детскую гуашь, которую также называют плакатной. Еще существует художественная, но она более дорогая.

Если вы раздумываете над тем, научить ребенка рисовать акварелью или гуашью, в чем отличие этих красок? В том, что акварель ложится на бумагу более тонким слоем, поэтому на один и тот же участок их накладывают несколько. Гуашь более плотная, будет виден только верхний мазок, поэтому ей в основном рисуют в один слой.

Если ребенок усидчивый, терпеливый, тогда можно научить его рисовать акварелью. Более импульсивному лучше подойдет гуашь. Эта краска дает большие возможности, открывает простор для творчества, так как ей можно рисовать почти на любой поверхности:

  • на стекле;
  • на бумаге;
  • на картоне;
  • на ткани;
  • на фанере.
Чтобы подготовить гуашь к нанесению на полотно, часть краски кладут на палитру, но если её нет, можно использовать и ненужное блюдце, пластиковую крышку, другую почти плоскую тару. Здесь гуашь можно смешивать с краской другого цвета или разбавить небольшим количеством воды. Перемешайте, чтобы не было комочков.

Кстати, если ребенок забыл закрыть баночку, и краска засохла, налейте в эту емкость воду, чтобы она покрыла гуашь, оставьте на сутки.


Пусть ребенок рисует на подготовленной поверхности. По окончании занятий переоденьте его в чистую одежду, а рабочая подлежит стирке. Обычно гуашь хорошо отстирывается, для этого испачканные места намыливают, застирывают в холодной воде. Если пятна въелись, тогда поможет специальное средство, предназначенное для борьбы с такими пятнами, называется Dr.Beckmann Fleckenteufe. Оно пригодится и если ребенок испачкал не только себя, но и предмет мягкой мебели, текстиль.

Не оставляйте детей во время такого творческого процесса одних, а то они могут разрисовать стену, а не только листы бумаги. Но некоторые родители смотрят на это с позитивом, оставляют плоды такого творчества на память, снимают ролик, выкладывают в интернет и получают не одну тысячу просмотров.

Но лучше научить ребенка рисовать более традиционными методами, которые ему тоже непременно понравятся.