Игрушки для детей 6 месяцев для девочек.

Развивающие игры для ребенка от 6 месяцев нужно подбирать исходя из того, что он уже умеет в этом возрасте. В большинстве случаев при нормальном развитии малыш к полугоду уже может уверенно переворачиваться с живота на спинку и наоборот и сидеть без поддержки.

После 6 месяцев он продолжает стремительно развиваться – буквально за несколько месяцев его движения становятся все более точными. Он становится способен уже доставать и собирать даже некрупные предметы. К тому же, время бодрствования малыша постоянно увеличивается, и его следует наполнять соответствующими возрасту развивающими играми для 6 месяцев.

Развивающие игры для ребенка 6 месяцев

Для развития речи в этот период, как психологи, так и логопеды настоятельно советуют уделять достаточное время развитию мелкой моторики, поскольку именно под влиянием импульсов, которые поступают от пальцев рук, происходит формирование речевых областей мозга.

Одной из лучших развивающих игрушек от 6 месяцев считается пирамидка. Вначале ребенку самому будет сложно ее складывать, и он начнет с того, что будет снимать со стержня колечки. Мама же должна их обратно одевать, при этом следует обязательно соблюдать правильный порядок – от большого к маленькому. Разнообразить игру можно тем, что мама будет озвучивать цвета пирамидки, что поможет малышу в дальнейшем их изучении. Также можно найти в соответствующей литературе или придумать стихи и потешки, которыми можно сопровождать действия. А можно и просто комментировать действия ребенка: «Оленька сняла колечко. Оленька сняла еще одно колечко. Оля сняла все колечки!» А для мальчиков можно с помощью подручных средств и колечек сделать самодельную машинку.

Еще одной хорошей развивающей игрушкой от 6 месяцев является юла. Эта игрушка нравится практически всем малышам, и они могут играть с нею достаточно продолжительное время. Сначала малыш будет трогать, рассматривать и вертеть ее в руках. Потом он будет с восторгом наблюдать за тем, как она вертится. В этом возрасте больше всего нравятся крупные игрушки, которые во время движения издают звуки, а внутри корпуса двигаются животные, как правило, лошадки.

Наибольший восторг вызывает у детей то, когда у них получается запустить юлу самостоятельно. Для этого сначала надо несколько раз помочь в этом малышу, при этом не следует забывать, что вместе с ребенком нужно радоваться каждому его новому навыку и даже маленькому достижению.

Если юла еще кажется достаточно сложной для ребенка 6 месяцев развивающей игрушкой, можно предложить ему неваляшку. Как правило, раскачивающаяся из стороны в сторону игрушка радует малыша, развивая его наблюдательность, внимание и координацию движений.

Также малышей в этом возрасте привлекает все то, что можно расстегивать и застегивать. Лучше всего для этого подходят развивающие игрушки от 6 месяцев на липучках. Это могут быть детские книжки, выполненные из специального материала. Для этой цели подойдет и ненужная сумка, которую не жалко отдать малышу. Если достоинством детской книжки являются яркие картинки и возможность перелистывать странички, что будет способствовать развитию моторики рук, то ценность сумки состоит в том, что в нее для малыша можно складывать различные некрупные игрушки, которые он будет с интересом доставать и складывать обратно.

Одной из хороших развивающих игр для ребенка от 6 месяцев является игра «Туннель». Она подходит детям для тренировки мускулатуры, улучшения координации, отработки новых и совершенствования уже имеющихся движений. Для нее нужна большая коробка со сквозным проходом. Чтобы привлечь внимание ребенка, нужно сесть напротив выхода и позвать малыша или положить на выходе игрушку. Главное – следить, чтобы малыш до момента, пока не освоится с новой игрой, не испугался внутри коробки. Чтобы помочь ему, можно с малышом меняться – как правило, встречать проползающую через туннель маму доставляет ребенку огромную радость, что учит его проявлять свои эмоции.

Также закреплять двигательные навыки можно с помощью «Догонялок». Эта развивающая игра для ребенка 6 месяцев позволяет развить познавательные способности и органы чувств и отрабатывать синхронность движений. Для того чтобы игра была интересной, позволяйте малышу чаще догонять вас. А чтобы играть всей семьей, можно использовать различные препятствия – крупные мягкие игрушки и диванные подушки. Они пригодятся и для того, чтобы научить малыша преодолевать препятствия, что также будет способствовать развитию двигательных навыков.

Как выбрать ребенку от 6 месяцев развивающую игрушку

Для организации развивающих игр ребенка 6 месяцев совсем необязательно покупать дорогие игрушки. Лучше всего для этого подходят простые и многофункциональные игрушки. В этом возрасте детей очень привлекает кухня. Поэтому набор пластмассовой посуды, с помощью которой можно пробовать подражать маме в приготовлении обеда, будет хорошим выбором для ребенка этого возраста.

Многие дети предпочитают игрушечным наборам настоящие кухонные предметы. Для этой цели подойдут:

  • Пластмассовые ложки, чашки и тарелки. Также детей обычно привлекают стаканчики из-под йогурта, которые можно складывать один в другой как пирамидку;
  • Деревянные ложки, которыми весело стучать;
  • Пластмассовые бутылки – они могут как пустыми, так и наполненными водой или крупами;
  • Набор разноцветных кухонных губок, которые дети часто используют как первый конструктор;
  • Закрытые крышкой пластиковые банки, в которые можно положить несколько кусочков сахара или насыпать немного крупы, что превращает их в шумовой инструмент.

При таком подходе малыша, часто переключающего свое внимание, можно занимать достаточно продолжительное время, предлагая ему различные варианты незамысловатой кухонной увари.

Для девочек от 6 месяцев развивающие игры можно организовывать, используя самодельные куклы. Помимо того, что в этом случае можно быть уверенным в том, что они сделаны из экологически чистых материалов, такие куклы всегда больше привлекают детей, поскольку их можно наделять любыми качествами.

Также для общения с ребенком и его обучения подходят тряпичные куклы и игрушки, которые одевают на руку. Такие развивающие игрушки от 6 месяцев можно купить в детском магазине, а можно сделать самостоятельно, используя старые перчатки, цветные лоскутки и пуговицы. С помощью подобных игрушек развиваются внимание, память и творческое мышление. Пока малыш следит за движениями, он совершенствует имеющиеся двигательные навыки, а также тренирует мышцы шеи, когда поворачивает головку.

Родителям следует знать, что такие простые действия, как попытки снимать и одевать носочки или сжимать и разжимать губку, также необходимы малышу для его развития. Поэтому важно в этом возрасте ограничивать его движения исключительно соображениями безопасности.

Поскольку игра является важной составляющей в развитии детей, к подбору игр и игрушек следует подходить ответственно. Используя их разнообразие и творческий подход, ребенок сможет получить всестороннее развитие.

Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Давайте сегодня продолжим тему самых важных игрушек для детей первого года жизни. Без лишних вступлений передаю слово Юле Матроскиной , автору школы «Учимся играя» и маме трех потрясающих малышей.

В предыдущий раз я вспоминала , а здесь делюсь своим опытом об игрушечной жизни следующих 6 месяцев. Напоминаю, что словом «игрушка» я называю любой предмет, с которым играет ребёнок , потому что мало вещей, которые непосредственно названы в магазинах игрушками могут удовлетворить потребность ребенка в изучении себя и окружающего мира.

Этот отрезок жизни проходит у деток настолько по-разному! Кто-то только садится к 8 месяцам, а другой уже в 9 вдоль дивана перешагивает. В этой статье мне сложно дать разбивку по месяцам, определенные игрушки потребуются каждому в разное время, так что опять смотрим на ребёнка и замечаем его потребности в сенсорном опыте.

Допустим, стал ребенок скидывать всё со стола, вы поднимаете, а он опять скидывает. Ура! Это же новый уровень познания мира. Представляете, что ни урони, а летит на пол, чудесное постоянство. Вот и приготовьте на кухне корзиночку с такими игрушками, которые можно ронять, но они не будут биться или закатываться далеко, при этом будут падать по-разному и с различными звуками.

У младшей одной из таких игрушек был, например, скрученный из проводов «осьминог», на щупальцах которого висели упаковки от киндеров. Классно шмякается на пол почти пустая упаковка с влажными салфетками.

В 7-8 месяцев любимой игрушкой моих детей был ниблер . Да-да! И руками держать нравится, и дёснам приятно и вкусно. Присмотритесь к силиконовым ниблерам, в отличие от сеточных, они не окрашиваются продуктами, легче моются и сами по себе уже прекрасная игрушка.

Когда ребенок начинает активнее ползать ему может понравится игрушка, которая от него «убегает». Чего-то более идеального, чем мячи разных размеров я не встречала. Вот, допустим, ещё первой дочке дарили собачку, которая с гавканьем и музыкой отъезжает немного каждый раз, когда её трогают. Но это ещё надо приноровиться так потрогать. В целом эта игрушка детям с переменным успехом была интересна уже после года.

Зато мячики — большие и маленькие, футбольные и «для сухого бассейна», теннисные и другие — то, что надо. Кстати, эти пластиковые мячики для сухого бассейна — хорошая игрушка для ванны, они же не потопляемые.

Когда ребёнок уже уверенно сидит, у него появляется большой простор для всевозможных манипуляций руками. Что-то во что-то складывать/чем-то по чему-то стучать/что-то доставать/тянуть/ и т.д. Предлагайте малышу новые варианты, новые предметы, открывайте для него всё новые и новые возможности ощущать этот мир и учиться управлять своим телом.

Это значит, что надо быть или игрушечным магазином или просто оглянуться вокруг и не думать, что игрушки — это именно «игрушки».

Растущему мозгу важно поглощать новый сенсорный опыт: сегодня ложкой об кастрюлю, завтра погремушкой об коробку , и т.п. И хотя статья про игрушки, всё-таки скажу — показывайте ребёнку варианты взаимодействия предметов, варианты манипуляции ими, учите его играть : складывать мелкие предметы в низкую коробку/кастрюльку, стучать предметами друг о друга/одним по другому/бросать/хватать и пр.

Из покупных игрушек я на этот возраст оценила большого жирафа, в рот которому надо было вкладывать шарики, а они потом скатывались по винтовой горке в лапы. Сверху за уши можно было держаться, а значит пробовать стоять и нажимать на лбу кнопку и крутить крутилки. Вот это да, покупка оказалась стоящая. Намешались сразу все привлекательные для ребенка действия: подтянуться и встать, держаться, нажимать, крутить, наклоняться, брать, запихивать, садится.

Такого рода игрушки я бы назвала игровыми комплексами . Сюда относятся музыкальные столики (хит среди моих детей: самим можно встать, перешагивать вокруг, да ещё и нажимать, бить ладошкой и видеть результат своих действий), устойчивые каталки , за которые можно держаться и ходить, к тому же они обычно напичканы ещё всякими кнопочками, звенелками и гуделками.

Все эти музыкальные дополнения хороши тем, что дают мгновенный ответ, ребенку надо видеть, что за действием есть результат, но много музыкальных игрушек переутомит мозг малыша.


И всё-таки самые увлекательные игрушки — это то, что под рукой
. Маст хэв — полупрозрачная ткань! Купите, если нет! Ей можно накрывать перед ребенком игрушки и они (о, чудо!) исчезают и появляются, стоит показать ребенку что ткань можно рукой откинуть. А как смешно, если накрыться этой тканью с головой. Попробуйте сначала накрыться вместе с ребенком и вы окажитесь в «домике», потом накройте себя — исчезните, откиньте ткань — появляйтесь с улыбкой, предложите ребенку накрыться — исчезнуть и не дожидаясь, когда он заволнуетесь, снимите ткань, обрадуйтесь малышу, прижмите его. Вот это игрушка! Идеальная! Она дарит мозгу столько пищи, столько эмоций поднимает! Лёгкая ткань и падает красиво и походить интересно по ней и игрушки можно в её складки прятать и находить.

А видели бы вы сколько радости было у Лизы, когда она вслед за старшими смогла продеть руку в рулончик от туалетной бумаги! Эти «браслеты» то снимала, то одевала, то кидала, то ползла к ним.

Ребёнку не так важно с чем именно манипулировать, важно осваивать новые и новые движения, способности, нарабатывать навыки, исследовать предметы. Чем больше всего малыш потрогает, чем больше разных движений освоит, тем качественнее будет развитие его мозга, а значит интеллектуальные занятия «пойдут» веселее и легче. Каждый раз, когда малыш, как вам кажется «снова куда-то лезет/достает/тянется и нет этому конца…» радуйтесь! просто обеспечьте ему безопасность (от совсем грозящих жизни ситуаций) и моральную поддержку: «любимый, я верю в тебя».

С уважением, Матроскина Юлия,

Спасибо Юле большое за очень интересную статью! А сейчас я предлагаю вам поговорить в комментариях о том, какие игрушки были самыми важными для вашего ребенка.

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.

В полгода основой развития детей будет являться игра, через игровые действия дети обучаются переворачиванию и ползанию, сидению. При помощи игр они обучаются новым звукам, запоминают слова, действия. Чтобы развитие крохи было гармоничным, нужны правильные игры и игрушки по возрасту.

Игры с ребенком в 6 месяцев

Часто родители покупают ребенку массу абсолютно ненужных игрушек, которыми кроха совершенно не интересуется. При этом стоят они немалых денег. Чтобы не тратить понапрасну средства и время на поиск игрушек, стоит определиться, во что поиграть с ребенком 6 месяцев. Прежде всего, детям нравятся активные и шумные, динамичные игры, если вы сопровождаете все действия эмоциями. Так, можно катать мячик, и если кроха смог его оттолкнуть - нужно весело и шумно его хвалить. Можно давать крохе в руку погремушки и просить его ими стучать, подбадривая его голосом или песенками. Можно катать его на фитболе, сопровождая это радостными эмоциями, подкидывать кроху вверх, переворачивать. В домашних условиях, не затрачивая много средств, всегда можно придумать, как играть с ребенком в 6 месяцев.
В ход могут идти коробочки и баночки из пластика с кухни, мешочки с крупами, различные предметы, издающие звуки - шуршащие пакеты, кастрюля с ложкой, по которой можно стучать. Не менее увлекательными будут игры в ванной со стаканчиками, и плавающими или тонущими игрушками. Это будет помогать развивать представления о характере предметов.
Не менее полезными будут и игры с собственным телом - ногами, руками, которые сопровождаются веселыми песенками и потешками. Полезно поглаживать малыша, переворачивать его с боку на бок, щекотать, проводить по телу разными по фактуре предметами. Это активно стимулирует осязание.
Полезны игры в «ку-ку» с закрыванием лица руками или маской, временим исчезновением мамы из поля зрения. Это забавляет и весели кроху. Можно, убирая руки от лица, показывать разные эмоции, сроить ему рожицы. Малыш будет пытаться копировать мимику и жесты.

Какие игрушки нужны ребенку в 6 месяцев

В полгода крохе не нужно много игрушек, большая часть из них может просто не пригодиться, поэтому, не стоит скупать все возможные игрушки в магазинах, подходящей маркировки. Сегодня на прилавках магазинов чего только нет - световые, музыкальные, развивающие игрушки для детей 6 месяцев. они качественные и очень дорогие, но порой просто не вызывают у крохи интереса или быстро надоедают. Детям могут быть гораздо интереснее привычные домашние вещи или простенькие погремушки, мячики и резиновые уточки. Поэтому, важно всегда заранее подумать, какие игрушки покупать ребенку в 6 месяцев. Это должны быть удобные для маленьких ручек погремушки, маленький и большой мячики, кубики-мякиши или обычные, грызунки (игрушки, которыми можно чесать зудящие десенки).
Сложно в целом, сказать какими игрушками играют дети в 6 месяцев, это зависит от предпочтений родителей и самого крохи. Но любые из игрушек должны быть безопасными, качественными и яркими. Ни должны привлекать внимание ребенка, быть разной фактуры. Не стоит покупать крохе мягкие игрушки с ворсом, они опасны, собирают пыль и плохо моются.

6 месяцев – важный возраст становления малыша. В этот период он становится активным и любознательным, развивается новый навык – хватать и удерживать предметы. Ребенок учится самостоятельно сидеть, легко переворачиваются с животика на спинку и обратно. Ему нравится играть с мамой. Все более привлекательными становятся игрушки. Занятия гимнастикой приносят удовольствие.

Игрушки – это ценная составляющая для физического и нервно-психического развития. Они улучшают память, влияют на эмоции и настроение 6-месячного карапуза, могут стать другом, поэтому к выбору нужно подходить ответственно.

Требования к игрушкам

  • Безопасность: должны быть изготовлены из качественных материалов, не оставляющих следы краски на руках. От них не должно исходить резкого, неприятного запаха. Мягкие игрушки хорошо прошиты, с натуральным наполнителем. Также осматриваем товар на наличие внешних дефектов: отколотых частиц, плохо пришитых пуговиц. Для маленьких детей выбираем игрушки без мелких деталей, т. к. шестимесячный карапуз с легкостью может проглотить глазки и прочие детали.
  • Должна быть доброй: игрушки, изображающие монстров, издающие громкие и резкие звуки, вызывающе яркого цвета, могут напугать ребенка.
  • Иметь несколько функций: замечательно, если игрушку можно будет использовать для нескольких занятий, это развивает фантазию у детей.
  1. Погремушки – могут быть из различных материалов: пластиковые или мягкие, в любом случае они понравятся ребенку и привлекут его внимание. Если потрясти игрушку, то малыш будет искать источник звука и с удовольствием сам научится ею трясти. Можно прикрепить целую цепочку из погремушек над кроваткой или коляской. В шестимесячном возрасте у ребенка все еще рассеянное внимание, и он не может подолгу концентрировать его на предметах. Тем не менее, малютки с удовольствием играют с данным предметом.
  2. Кубики так же, как и погремушки, бывают мягкими, пластмассовыми, из дерева или бумаги. Они нужны ребенку для развития моторики. При помощи мамы он может сложить целые пирамиды, а впоследствии сделать это и самостоятельно. Еще больше деткам нравится ломать конструкции, поэтому нужно предусмотреть, чтобы на кубиках не было острых краев, дабы не поранить кроху. Хороши также пирамидки. Нанизывая на основу бублики, малыш будет учиться логическому мышлению, чтобы выстраивать их по возрастанию или убыванию.
  3. Мячи – различной формы и цвета. На фитболах хорошо заниматься с ребенком гимнастикой и зарядкой. Маленькие мячи, издающие звуки, вызывают у малышей восторг. Им нравится их кидать и смотреть, как мячик катится. С их помощью малыш, начиная с шестимесячного возраста, будет пытаться ползать.
  4. Книжки – пусть они будут толстыми, с большими рисунками и минимумом текста. Ребенок обязательно попробует их на вкус, поэтому лучше, если книга будет из картона. Существуют книги из ткани, с объемными рисунками, где у картинок открываются глазки, многие предметы на липучке или пуговичке, молнии или заклепке. Такое чудо продается в магазине, при желании изготавливается самостоятельно. Способствуют развитию мелкой моторики, памяти и является одним из способов привлечения внимания ребенка. Детки с удовольствием разглядывают красочные картинки, слушают сказки, стишки и потешки.
  5. Резиновые пищалки влияют на зрительное восприятие при помощи ярких цветов, и на слух издаваемыми звуками. Легко моются и стерилизуются. Ведь полугодовалые малыши часто тянут в рот предметы, которые попадают им в руки. Пищалки можно брать в ванную. Когда режутся зубки, малыши часто грызут резиновые изделия, и это еще один плюс для пищалки.
  6. Игрушки для ванной помогут легко заинтересовать ребенка во время купания. В настоящее время большой выбор: это игрушки на присосках, пищалки для ванной, прорезиненые книжки (можно заниматься с ребенком прямо в ванной), мячики и другое. Помогут развиваться малютке и сделать купание интересным и увлекательным, отвлекут ребенка от стрессовой ситуации. Пищащие и заводные уточки способствуют развитию памяти и концентрации. Специальные цветные карандаши из мыла развивают творческие способности.
  7. Неваляшка помогает в развитии мелкой моторики и координации движений. Укачивающие движения успокаивающе действуют на детей. Некоторые неваляшки издают мелодичные звуки, которые в последующем развивают вкусы ребенка.
  8. Деревянные неокрашенные дощечки или брусочки. Они тяжелее остальных игрушек и дают определенную нагрузку на мышцы. Это своеобразная тренировка для шестимесячного ребенка. Став постарше, дети продолжают играть с деталями такого незатейливого конструктора. Опять же, следим за тем, чтобы детали на ощупь были гладкие и без заострений.

Психологи не советуют автоматизированные игрушки, игровые стульчики и прочие современные гаджеты. Дети с ними растут безынициативными, неспособными мыслить логично. Тем более они в скором надоедают непоседливым карапузам. Лучше самостоятельно заниматься с ребенком подвижными и веселыми забавами.

Умеющий действовать с предметами малыш становится в особую позицию по отношению к взрослому. Прежнее, чисто эмоциональное общение отодвигается на второй план. Это ярко проявляется в поведении младенца. Если взять 7-8- месячного ребенка на руки и попробовать просто улыбаться и ласково разговаривать с ним, скорее всего он решительно отодвинет ваше приветливое лицо и будет хватать все доступные и недоступные для манипулирования предметы - волосы, воротник, бусы, серьги и т.д.

Малышу, конечно же, по-прежнему нужны ласки взрослого, но все чаще он стремится переключить внимание мамы на окружающие предметы. Ему гораздо интереснее наблюдать за тем, как взрослый играет с игрушкой, чем слушать обращенные к нему ласковые речи. Малыш все настойчивее переключает взаимодействие в русло совместной игры с предметами. Если предметов нет, он требует, чтобы с ним играли в другие игры с движениями, например, «в козу» или "«по ровненькой дорожке». Простого «сюсюканья», которое вполне удовлетворяло его всего 2-3 месяца назад, ребенку уже недостаточно. Ему нужно что-то делать самому или вместе со взрослым. А это означает, что крохе постоянно нужны новые предметы и игрушки.

Теперь взрослый выступает для ребенка не только как любящий человек, но, прежде всего, как источник новых игрушек и партнер по совместным действиям с предметами. Овладение схватыванием предметов производит целую революцию в отношении младенца к миру. В этом возрасте бурно проявляется интерес малыша к предметам - он стремится потрогать все, что видит. У него нет и не может быть равнодушного, созерцательного отношения к окружающим предметам. Когда младенец сидит на своем стульчике за столом, все, до чего он может дотянуться, попадает ему в руки, в рот, летит на пол. Его одолевает неудержимое желание схватить, попробовать на вкус, помахать, постучать, бросить любой предмет, попавшийся на глаза. И эти бессмысленные на взгляд взрослого движения приносят малышу огромную радость и удовольствие. Но не только. Со второго полугодия манипулирование предметами становится главной деятельностью ребенка. Именно в ней происходит развитие всех сторон психики младенца. Дело в том, что действия с предметами во втором полугодии дают не только радость движения, но развивают восприятие, мышление, познавательную активность и другие важнейшие способности. И, конечно же, на протяжении этого периода совершенствуется сам характер действий с предметами.

Как играть с младенцем

Сначала собственный арсенал предметных действий весьма ограничен. Всеми предметами малыш действует одинаково: трогает, ощупывает, бросает, трясет, тянет в рот и пр. Поскольку эти действия не зависят от качества и назначения предметов, их называют неспецифическими . Такие действия примитивны, однообразны, поэтому его интерес к конкретной вещи быстро иссякает и переключается на новую. Вместе с тем, на протяжении второго полугодия происходит интенсивное развитие хватательных движений и манипулятивных действий младенца.

В 5-6 месяцев все предметы ребенок пытается схватить одинаково - прижимая пальцы к ладони. Рука, протягиваемая к предмету, движется не по прямой линии, а петлеобразно, она как бы тянется к предмету наугад, при этом малыш часто «промахивается» и хватает воздух.

После 6-7 месяцев происходит дальнейшее совершенствование хватания и усложнение манипулятивных действий. Однако такое усложнение происходит не само собой, а в практике совместных игр со взрослыми. Понятно, что все предметы попадают в руки младенца, появляются в поле зрения или исчезают только благодаря взрослому. Вы можете помочь малышу усовершенствовать движения. Так, для развития точности движений полезны игры, в которых взрослый меняет положение предмета, а малыш ищет его и пытается схватить, меняя при этом направление движений. Покажите ребенку игрушку с близкого расстояния, потом отодвиньте ее на расстояние вытянутой руки, пусть он потянется и попытается схватить игрушку, и сразу отодвиньте ее в сторону. Передвигайте предмет на глазах малыша то вправо, то влево, а он будет пытаться схватить убегающую игрушку (разумеется, его попытки не должны продолжаться слишком долго). Другое направление помощи заключается в раскрытии руки и ее подстройке к форме и размеру предмета . В первом полугодии кулачки младенца плотно сжаты. По мере того как он овладевает хватательными движениями, его ручки как бы раскрываются, становятся все более гибкими, подвижными и готовыми к действию. Для этого важно вкладывать в ладошку малыша предметы разной формы и величины, чтобы он почувствовал предмет и подстроил к нему свою руку. Сначала появляется противопоставление большого пальца всем остальным. Постепенно расположение пальцев будет все больше зависеть от того, какой предмет берет ребенок: мячик или шарик берется растопыренными пальцами, палочка – всей ладошкой, шнурок – кончиками пальцев и пр. Таким образом, с помощью взрослого, постепенно возникает координация руки и глаза, которая является основой всех человеческих действий и движений. Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не одной, а одновременно двумя руками , и, соответственно, двумя предметами. Это принципиально новые действия, которые требуют согласованного движения двух рук и открывают неизмеримо большие возможности. Простейший пример такого действия – постукивание двумя погремушками или формочками. Малыш стремится приблизить один предмет к другому, всунуть или вложить один в другой, положить, поставить или нанизать друг на друга и пр. Результатом таких действий становится попадание предмета в определенное место или приведение двух предметов в определенное взаимное положение. Этот результат очевиден для ребенка и приносит ему большое удовольствие. С помощью взрослого возможности младенца существенно расширяются: взрослый демонстрирует различные предметы и новые способы действия с ними. Он показывает, что мячик можно катать, кольцо пирамидки надевать на стержень, волчок крутить, вкладыши вкладывать один в другой и пр. Овладевая этими навыками, малыш переходит к специфическим действиям с предметами , которые он осваивает только к концу года и для которых нужны самые разные игрушки.

Развивающая роль погремушки

Самой нужной и традиционной игрушкой для младенца была и остается погремушка. Однако далеко не все родители понимают, что погремушка – это не только забава или средство успокоения малыша, но и настоящая развивающая игрушка, особенно для младенца второго полугодия. В этот период появляется и ярко проявляется направленность на результат своих действий. Ребенок замечает те изменения, которые он сам производит. Он чувствует эффект собственных действий и следовательно чувствует самого себя. И в этом, конечно же, помогают погремушки. Их звон или грохот, перекатывание шариков или мелькание блестящих бумажек усиливают результат движений младенца, делают простое размахивание видимым, слышимым, эффектным. Малыш с восторгом замечает этот результат и стремится еще и еще раз воспроизвести его. Такое извлечение звуков и размахивание в этом возрасте чрезвычайно полезно, потому что позволяет младенцу почувствовать свою самостоятельность и свои возможности. Он учится управлять своими движениями и произвольно воспроизводить их. Соответственно, чем ярче, звучнее и эффектнее погремушка, тем лучше. Подходящими могут быть простые погремушки на палочке, или на кольце, или в форме булавы (их удобно держать). Как ни странно, младенцу еще безразлично, что именно изображает погремушка: какой она геометрической формы, какого цвета или какое животное на ней нарисовано. Главное, чтобы движения ребенка давали зримый и слышимый результат. Естественно, грохот или вид не должен пугать малыша. Важно также, чтобы игрушка была легкой и удобной для схватывания и удержания в еще слабых ручках крохи. Конечно же, результат своих действий дают почувствовать не только погремушки. Любые, даже простейшие действия - толкание, сжимание резиновых пищалок, приближение и удаление предметов, вызывают тот или иной результат. Игрушки-пищалки (писк резиновых пупсиков или птичек, если они, конечно же, легко сжимаются) также дают хорошую возможность ощутить свою силу. Ребенок начинает замечать этот результат и активно его воспроизводит. К тому же пищалки помогают отработать очень полезное действие сжимания.

К концу года дети замечают не только прямые, но и косвенные результаты своих действий – они понимают, что, потянув за веревочку, можно притянуть к себе привязанный к ней предмет, сняв трубку телефона – услышать гудок. Многие малыши ловко управляют пультом телевизора, включая и выключая его. Все эти действия приносят детям огромное удовольствие, и они стремятся многократно воспроизводить их.

Игры и игрушки , развивающие мышление

Как ни странно, наилучшие условия для умственного развития ребенка создают разнообразные простые действия - манипулирование с предметами. Таким образом, малыш познает свойства предметов, формирует свои представления о них, устанавливает простейшие связи и зависимости в предметном мире. Кроме того, в действиях с предметами начинает формироваться познавательная активность, которая является первым шагом к самым разным видам мышления человека.

К 8-9 месяцам малыша начинают привлекать не только действия и их результаты, но и свойства предметов , благодаря которым эти результаты становятся возможными. Об этом говорит изменение отношения к незнакомым предметам. Новизна привлекает ребенка на протяжении всего первого года, но до известного момента новый предмет – это только новый материал для известных и привычных манипуляций. Появление интереса к свойствам нового предмета выражается в том, что прежде чем начать действовать с незнакомым предметом, ребенок как бы исследует его: рассматривает, ощупывает, переворачивает, медленно двигает и лишь после такого обследования начинает манипулировать, причем не механически, а как бы выясняя, для чего этот предмет пригоден. Постепенно за меняющимися впечатлениями предмет начинает выступать для ребенка как нечто постоянно существующее, имеющее неизменные свойства. В 8-9 месяцев дети уже понимают, что предметы, исчезнувшие из поля их зрения, не перестали существовать, а просто находятся в другом месте; они уже настойчиво ищут спрятанные предметы. «Прятки с игрушками» становятся любимой забавой малышей. Если на глазах ребенка накрыть платочком знакомую игрушку, он с восторгом снимет покрытие и обнаружит спрятанную игрушку. Такие игры не только забавляют ребенка, но способствуют формированию представлений детей о постоянстве предметов . Спрятанный предмет уже не исчезает для младенца, а продолжает существовать в его сознании. Кроме того, платочки и тряпочки дают возможность для самых разнообразных действий младенца: накрывать себя, засовывать в разные емкости, заворачивать в них разные игрушки. Примерно к этому же возрасту дети начинают узнавать предметы независимо от их положения в пространстве и правильно определяют величину предметов, независимо от расстояния до них. Таким образом, получаемые при манипулировании впечатления складываются в образы восприятия, которые являются основой для элементарных форм мышления. Между прочим, второе полугодие иногда так и называют – возраст ползунков, а характерная младенческая одежда носит название «ползунки». Однако ползать малыш научится не сразу. Важную роль в обучении ползанию могут сыграть привлекательные игрушки, которые стимулируют движение вперед. Убегающие мячики, шарики или колобки, неваляшки или машинки побуждают малыша скорее двигаться к ним и помогают почувствовать собственные возможности в овладении пространства Занимаясь с игрушками, младенец знакомится с разнообразными свойствами предметов – их формой, величиной, весом, плотностью, устойчивостью и пр. Мы уже говорили, что, играя с игрушками, ребенок подстраивает свою руку к предмету. Предмет как бы «учит» руку подстраиваться под его свойства, а глаз «учится» у руки.

К 10-11 месяцу это «обучение» приводит к тому, что, посмотрев на предмет, кроха складывает свои пальцы в соответствии с его формой и величиной. Изменение положения пальцев, в то время как рука малыша тянется к предмету, может служить хорошим показателем того, что он уже ориентируется в форме и величине. Складывается зрительное восприятие формы и величины. Кроме формы и величины, манипулирование с предметами приводит к открытию в предметах все новых и новых свойств: перемещение, падение, звучание, мягкость или твердость, сжимаемость, устойчивость и пр. Для чувственного познания этих свойств важно обогащать сенсорный опыт ребенка, предлагая ему самые разные игрушки – твердые и мягкие, наполненные крупой или горохом, шуршащие или звенящие, круглые и плоские. Такими предметами могут быть не только игрушки, но и разного рода домашняя утварь: крышки от кастрюль, миски, скалки, ложки и пр. Малыш может засовывать разные предметы в кастрюлю, примерять крышки разного размера, стучать ложкой по столу. Таким образом кроха развивает свое восприятие и начинает понимать, что разные предметы устроены по-разному и требуют разных способов действия. Однако, все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда он действует – как только прекращается действие, исчезает и «знание». Поэтому он готов вновь и вновь возвращаться к этим занятиям. Переход к манипулированию двумя предметами открывает новые свойства – возможность разобрать на части, найти один предмет внутри другого (на, над или под другим), обнаружить перемещения одного предмета под воздействием другого и пр. Для этого нужны уже не простые погремушки, а сложные, составные игрушки, где необходимо действовать двумя руками. Например, вращать пальчиком шарик, передвигать детали игрушки по проволочкам, тянуть за веревочку и пр. Игра с такими составными игрушками, имеющими несколько частей, открывает новые возможности для развития мышления. Важнейшей предпосылкой становления мышления в младенческом возрасте является развитие познавательной активности. Обнаружение спрятанных в коробочке игрушек, случайное открытие новых явлений (например, если перевернуть бутылочку, из нее польется жидкость), обследование непонятных предметов побуждает малыша к новым экспериментам и рождает познавательную потребность. Пробуждению данной потребности способствуют многочисленные современные игрушки, требующие простых, но разнообразных действий, таких, как вкладывание и выкладывание, вращение, перемещение, нажимание и пр. Эти игрушки дают малышу массу новых впечатлений. Например, большой мягкий кубик с углублениями, в которые можно прятать, а потом доставать рыбку, мышку, шарик и пр. (все эти элементы игрушки прикреплены к ее основанию на веревочках). Или яблоко из двух половинок, открыв его, можно обнаружить червячка, который то вытягивается, то сжимается. Или многочисленные музыкальные игрушки с сюрпризом – нажмешь кнопочку и услышишь удивительную музыку. Таких игрушек сейчас множество (. Очень полезны для младенца всевозможные развивающие коврики, оснащенные разными кармашками, пуговками, шуршалками, пищалками и пр. Все это разнообразие надолго занимает малыша и позволяет ему осваивать разные действия самостоятельно. Во втором полугодии ребенок проходит большой путь от простого схватывания предмета до исследования окружающего мира. Однако следует подчеркнуть, что познавательная активность и исследовательская деятельность крохи во многом определяется вашим участием. Малышу необходима не только организация разнообразного и безопасного пространства, но и ваша эмоциональная включенность: радуйтесь и удивляйтесь вместе с ним. Только вместе с вами, открывая разные коробочки и разные свойства известных предметов, ребенок совершает свои первые открытия в своем еще маленьком и близком мире.

Игрушки, необходимые малышу от 6 месяцев до года:

  • Погремушки
  • Резиновые игрушки-пищалки
  • Мячики, шарики, кукла-неваляшка, машинки
  • Платочки и тряпочки, дающие возможность для самых разнообразных действий младенца: накрывать себя, заворачивать в них разные игрушки и т.п.
  • Для обогащения сенсорного опыта ребенка ему необходимы самые разные игрушки – твердые и мягкие, наполненные крупой или горохом, шуршащие или звенящие, круглые и плоские и.т.д.
  • Игрушки, требующие простых, но разнообразных действий, таких как вкладывание и выкладывание, вращение, перемещение, нажимание и т.п. Например, лабиринт, по проволочкам которого нужно передвигать детали, развивающие коврики, оснащенные разными кармашками, пуговками, застежками, музыкальные игрушки.