Каждый ребенок имеет право на семью. Имею право на семью

«Имею право на семью». Семья – это «семь я», то есть много, а не один человек. Семья – это когда все вместе, все друг за друга. А вот как объясняет значение семьи толковый словарь: «Семья, группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». Думаю, что толковому словарю можно доверять, так как составляли его очень умные люди, по крупицам собирая знания наших предков. Да и мнения учёных на этот счёт тоже совпадают со словарём. Ведь по их признанию «… семья – это величайшая социокультурная ценность, которая когда-либо за всю историю существования человечества создавалась».

Слайд 6 из презентации «По обществознанию право семья ребенок»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «По обществознанию право семья ребенок.pptx» можно в zip-архиве размером 678 КБ.

Скачать презентацию

ЕГЭ по обществознанию

«Обществознание ЕГЭ» - Обществознание 2011 год. ЕГЭ обществознание в 2011г. Ответы заполняются в бланке, как горизонтально, так и вертикально. СРОКИ ЭКЗАМЕНОВ ПО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫМ дисциплинам в 2011 году. Особенности единого государственного экзамена. Обратите внимание! Важно! Готовиться к экзамену необходимо по школьным учебникам и пособиям, которые рекомендованы ФИПИ.

«ЕГЭ по обществознанию 2012» - Уровень С. Число заданий. Бизнес-информатика. Источники для подготовки к экзамену. Кодификатор элементов содержания. Содержание в разных вариантах. Обществознание. Система оценивания отдельных заданий. Задания на анализ источников. Сроки сдачи ЕГЭ по обществознанию. Сформированность умения. Экзамен.

«Типовые задания ЕГЭ по обществознанию» - Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ. Конституция в иерархии правовых актов. Назовите 3 элемента духовной сферы общественной жизни. План не раскрывает предложенной темы. Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции. За полное и правильное выполнение задания выставляется 5 баллов.

«ЕГЭ по истории и обществознанию» - Признаки, при помощи которых текст может быть отнесён к жанру эссе. Клише, которые можно использовать при написании эссе. Единый государственный экзамен по обществознанию и истории. Рекомендации ученикам. На основании отчета ФИПИ можно вывести следующие рекомендации. Что может усилить и украсить эссе.

«Задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию» - Деятельность человека. Соответствие между науками. Немецкий психолог и педагог. Прочитайте текст. Установите соответствие. Восполните пробел. Характеристики. Понятие, соответствующее определению. Черты, свойственные только творческой деятельности. Утверждения о свободе личности. Процесс самопознания.

В связи с тем что государство считает своей приоритетной задачей подготовку детей к полноценному в обществе существованию, а само детство - важным жизненным этапом для человека, так как политика страны направлена на развитие патриотизма, увеличение рождаемости и поддержку многодетных ячеек общества, возникает вопрос о том, какие права у ребенка в семье и в социуме согласно этому.

Общие положения о правах ребенка и об их защите

В РФ права детей и их защита отражены и закреплены во многих законодательных источниках разного уровня, таких как Конвенция ООН "О правах ребенка", Конституция РФ, Кодексы страны, а также в некоторых Федеральных законах. Наиболее обширно личные права ребенка в семье и обществе РФ обозначены в Семейном кодексе и ФЗ 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".

В законодательстве РФ детьми признаются граждане, которым еще не исполнилось 18-ти лет. То есть они не достигли своего совершеннолетия.

Общее обеспечение прав ребенка осуществляется в РФ в соответствии с ФЗ 124. Согласно данному органы госвласти, должностные лица данных учреждений, родители и законные представители, медработники, педагоги, психологи и другие специалисты, занимающиеся воспитанием, развитием или образованием детей, должны содействовать защите их прав и интересов.

СК РФ в главе 11 определяет права несовершеннолетних детей. Семейное право регламентирует их возможности и полномочия как в семье, так и в социуме в общем.

Право жить и воспитываться в семье

Статья 54 СК РФ закрепляет за несовершеннолетним лицом право жить и получать воспитание в семье. А это значит, что во всех случаях, кроме тех, когда нарушаются интересы детей или есть угроза их жизни и здоровью, несовершеннолетние могут и должны жить с родителями, получать их внимание, заботу и опеку. При этом при отсутствии кровных матери и отца или лишения их прав в отношении собственных детей ребенок имеет право жить и воспитываться в специализированных детских учреждениях или в приемной семье. При таком положении дел приоритет отдается семейным формами воспитания, в детские дома несовершеннолетние попадают в крайних ситуациях.

Право на общение с родственниками

Помимо положений, прописанных в ст. 54 СК РФ, права ребенка включают в себя и его возможность общаться со всеми своими родственниками. В случае если родители находятся в разводе и проживают отдельно (даже если они находятся в разных странах), дети могут общаться как с матерью, так и с отцом в равной мере. А также их не могут ограничивать в коммуникациях с дедушками, бабушками, братьями, сестрами и т. п.

Права детей в семье на общение с родственниками включают в себя и взаимодействие ребенка со своими родителями в ситуации, когда несовершеннолетние находятся под арестом, в медицинском учреждении по решению суда или под стражей, в установленном законом порядке.

Право на получение фамилии, имени, отчества

Также права ребенка заключаются и в возможности детей иметь имя, фамилию и отчество. Законодатель уточняет, что имя дается родителями, фамилия - согласно той, что присвоена матери или отцу, а отчество по имени папы ребенка. Это в случаях, если другое не прописано в законах субъектов РФ (связанных с традициями и обычаями регионов).

Если родители не могут прийти к консенсусу в отношении выбора ФИО, то данный спор разрешает орган опеки и попечительства. А в ситуациях, когда отец не установлен, имя выбирает мать, фамилия присваивается ее же, а отчество назначается по человеку, записанному в папы со слов женщины.

Ребенку могут изменять фамилию и имя по соглашению родителей с момента достижения им возраста 14-ти лет. При этом фамилия может изменяться на фамилию другого родителя, а имя - на любое возможное.

Если один из родителей пребывает в местах лишения свободы, невозможно определить его место нахождения, он недееспособен, лишен прав на ребенка или попросту не занимается воспитанием или развитием сына/дочери, его мнение при смене имени (фамилии) не берется во внимание. А также стоит учесть, что изменять данные детей, которые достигли 10-ти лет, можно только с их согласия.

Право на выражение собственного мнения

В статье 57 СК РФ описано право ребенка на выражение собственного мнения. Согласно данному постановлению, дети могут высказывать устно, письменно или в другой доступной им форме личные мысли по поводу любого вопроса, который затрагивает их интересы.

Права ребенка состоят и в том, что их мнение может быть заслушано и принято во внимание судом в ходе разного рода заседаний. Как только несовершеннолетнему лицу исполняется 10 лет, учет его позиции обязателен. За исключением случаев, когда нарушаются интересы ребенка.

В частности, суд или органы опеки могут принять решение только с согласия детей старше 10-ти лет в вопросах:

    смены имени/фамилии;

    восстановления родительских прав;

    усыновления (удочерения);

    изменение ФИО приемного ребенка при оформлении или при отмене усыновления;

    записи приемной семьи в качестве матери и (или) отца;

    назначение опекуна ребенку.

Права детей в семье и социуме на выражение собственного мнения согласно Конвенции ООНдается ребенку независимо от еговозраста. Считается, что дети вправе высказываться по вопросам,касающихся их интересов, с того момента, как они становятся способными сформулировать свои мысли.

Право на собственные доходы и средства существования

Права ребенка в семье предполагают наличие и способность пользоваться собственными доходами и необходимыми средствами для существования.

Необходимые средства для существования - это предметы, продукты питания, одежда и другие материальные ценности, нужные детям для жизни, образования и развития. Согласно ст. 80 СК РФ, родители обязаны содержать собственного ребенка, выбирая форму и порядок такого обеспечения самостоятельно.

Если ребенок получает алименты от одного из родителей, то другой взрослый, воспитывающий его, вправе распоряжаться полученными благами в интересах несовершеннолетнего. Например, средства могут тратиться на воспитание, образование и развитие сына/дочки. То же самое касается пенсий и соц. выплат в полных и неполных семьях.

По требованию взрослого суд может установить обязательное перечисление не более 50-ти процентов от уплаченных алиментов на счет в банке, открытый на имя несовершеннолетнего лица.

Под собственными доходами законодатель предполагает денежные средства, имущество или другие материальные ценности, заработанные ребенком лично, подаренные ему или унаследованные. Такими вещами и предметами дети могут пользоваться и распоряжаться самостоятельно.

Ребенок имеют право на имущество родителей, а родители на его имущество - нет. Проживая вместе, они могут пользоваться и владеть вещами друг друга по обоюдному согласию.

В целом такие права ребенка в семье называются имущественными и прописаны они в статье 60 СК РФ. А в случае права общей собственности взрослых и детей, а также при осуществлении полномочий родителей по управлению имуществом несовершеннолетних в части владения, распоряжения и пользования ими, стоит обратиться к ГК РФ.

Право на защиту

Помимо того, что права ребенка в семье непосредственно закреплены законодательно, они также защищены некоторыми положениями кодекса. А именно статья 56 СК РФ устанавливает порядок охраны интересов несовершеннолетних лиц.

Защита прав ребенка в семье осуществляется родителями или законными представителями (опекунами, усыновителями). При этом несовершеннолетний имеет возможность защиты от злоупотребления со стороны взрослых по отношению к нему.

В случае, когда другому человеку становится известно, что права и интересы ребенка нарушены, его жизни или здоровью угрожает что-либо, гражданин обязан сообщить об этом в органы опеки. Особенно это правило распространяется на должностных лиц (учителей, медработников и других взрослых, имеющих постоянный контакт с данными детьми).

Сам ребенок также может обратиться в данный орган по соответствующему факту нарушения. А с 14 лет он может сразу подать заявление в суд.

Орган опеки и попечительства, в свою очередь, обязан своевременно отреагировать на поступивший сигнал и предпринять соответствующие меры.

Административная ответственность за нарушение прав ребенка

Нарушение прав ребенка в семье или в обществе влечет за собой определенные последствия, такие как уголовная, дисциплинарная или административная ответственность. Кроме того, родители или опекуны, ненадлежащим образом занимающиеся воспитанием, развитием и образованием собственных детей, могут быть лишены родительских прав.

Согласно статье 69 СК РФ, основаниями для этого могут стать уклонение от выполнения ими обязанностей (выплаты алиментов), отказ забрать своего ребенка из роддома, медицинской организации и подобного учреждения, злоупотребление своими полномочиями, жестокое обращение с детьми, алкоголизм, наркомания, совершение ими преступлений против жизни или здоровья собственных детей или супруга.

Изначально же взрослые, нарушающие права и интересы ребенка, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои обязанности, наказываются предупреждением и административным штрафом в размере от 100 до 500 рублей.

В случае нарушения представителями ребенка его права на общение с родственниками, с целью скрыть местонахождение несовершеннолетнего, помимо его воли, на данные лица накладывается санкция от двух до трех тысяч рублей. В повторившейся ситуации штраф увеличивается и составляет от четырех до пяти тысяч рублей, или же нарушителю вменяется до пяти суток ареста.

Уголовная ответственность за нарушение прав детей

Если же ненадлежащее воспитание детей сопряжено с жестоким обращением, то, согласно статье 156 УК РФ, родители или лица, на которых возложена данная обязанность, наказываются штрафом до ста тысяч рублей или размером в заработную плату (доход) совершившего преступление лица за один год. Иногда по данному факту родителям (законным представителям) назначаются либо обязательные работы до четырехсот сорока часов, либо исправительные работы на срок до двух лет.

Статья 150 УК РФ определяет ответственность взрослых за вовлечение детей в преступные деяния. Если такое нарушение совершают родители, то им вменяется лишение свободы сроком до шести лет. Если же при этом происходит насилие или угрозы, то наказание составляет от 2-х до 7-ми лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо без такового.

В ситуациях, когда вовлечение происходит в преступление, совершенное группой лиц, или является тяжким или особо тяжким, матери и (или) отцу назначается наказание в виде лишения свободы на срок от 5-ти до 8-ми лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо без такового.

Родители, которые вовлекали своего ребенка в постоянное употребление алкогольных напитков, наркотических средств, заставляли или способствовали тому, что несовершеннолетний бродяжничал или занимался попрошайничеством, подвергаются ограничению свободы от 2-х до 4-х лет либо аресту на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

Иные права детей

Таким образом, СК РФ - это своего рода памятка для родителей. Права ребенка в семье здесь выделены для большей наглядности в отдельную главу.

Но помимо основных полномочий ребенка, прописанных в кодексе, несовершеннолетние имеют права, закрепленные в других правовых источниках, например возможность разностороннего развития, бесплатного школьного и дошкольного образования, получения медицинской помощи. Дети могут получать различного рода пособия от государства. Они, как любой взрослый гражданин, также имеют право на уважение человеческого достоинства.

А также права ребенка в семье предполагают беспрепятственное получение и владение информацией о том, кто является его родителями, согласно Конвенции ООН. Исключение составляют некоторые случаи, например, когда дети появились на свет путем искусственного оплодотворения, при использовании биологического материала из специального банка.

Стоит отметить, что права ребенка в приемной семье ничем не отличаются от тех, которыми наделён малыш, проживающий с родными.

Родители в такой семье по отношению к принятому на воспитание ребенку исполняют обязанности опекуна или попечителя, обладают его правами и несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них функций в порядке, установленном федеральным законом и договором.

Современная семья и права ребенка - неразрывно связанные понятия, так как именно семья - это естественная среда обитания детей, а в настоящее время закон очень внимателен к несовершеннолетним как к будущему страны. Большую часть времени они проводят именно в стенах родного дома, получают воспитание и обеспечение со стороны собственных родителей. Но в связи с частными случаями, где встречаются недобросовестные взрослые, которые ненадлежащим образом выполняют свои обязанности, подвергают ребенка опасности, а иногда и откровенно издеваются над ним, закон должен не только прописывать и регулировать отношения, возникающие в данной ячейке общества, но и целенаправленно защищать интересы несовершеннолетних - тех граждан страны, которые в силу собственного возраста слабы, более уязвимы и часто не способны отстоять свои интересы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 6. Приёмные дети по возрасту
  • Заключение
  • Литература

Введение

"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему" (Л.Н. Толстой).

Животные не бросают своих детёнышей и до последней капли крови бьются за их жизнь. А что происходит с нами, людьми? Особняком, правда, стоит один-единственный вид птиц. Своих птенцов они подкидывают в чужие гнёзда. Теперь, к сожалению, "кукушки" есть и среди людей.

Оглянитесь вокруг себя. И вы заметите, что с каждым годом всё больше детей, которые остаются брошенными и одинокими, в большинстве своём при живых родителях. Что они видят в семье, где их домашние не привыкли церемониться, устраивают скандалы, страшно ругаются? В этом выражается актуальность данной темы.

В качестве объекта исследования выступили отношения в семье между родителями и детьми.

Предметом исследования является судьба детей, оставшихся без попечения родителей обучающихся в Кукетской СОШ

Цель исследования: обосновать необходимость защиты детей от нерадивых родителей и их жизни в полноценной семье

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме и проанализировать полученную информацию

2. Выявить причины, по которым ребёнок проживает в замещающей семье

3. Описать жизнь детей в "чужих" семьях

В процессе работы над темой использовались следующие методы: поиск необходимой литературы, метод опроса и анкетирования, беседа.

Хотелось отметить, что в периодической печати имеется информация о детях, оставшихся без попечения родителей, о их жизни в семьях. Считаем, что материал на эту тему освящается ограниченно. Нужно материал выносить на публичное обсуждение, чтобы горе-родители чувствовали, что они совершили преступление.

Для работы над данной темой использовался материал, полученный в ходе анкетирования детей и родителей, собственное наблюдение, беседы с приёмными детьми.

Работа состоит из трёх основных разделов: введения, основной части, заключения. Тема раскрывается в трёх главах основной части. Имеется список литературы.

замещающая семья приемный ребенок

Основная часть. Имею право на семью?!

1. История замещающей семьи в России

Конец 1980-х и начало 90-х годов XX века в России примечателен новой идеологией и политикой в области социального сиротства: осознанием государством и обществом необходимости замены системы общественного (интернатного) воспитания детей-сирот системой семейного воспитания. Новым и долгожданным для многих специалистов органов опеки и попечительства было кардинальное изменение семейного законодательства, что позволило создать благоприятные условия для активного устройства детей-сирот в замещающие семьи - под опеку (попечительство) и на усыновление. Стали создаваться и профессиональные замещающие семьи.

Профессионализация труда семей, берущих детей на воспитание началось ещё в 1989 году, когда впервые стали создаваться семейные детские дома. В нашем крае первопроходцем стала семья Карловских из села Покча Чердынского района. Таких домов семейного типа было создано несколько, но широкого распространения эта форма устройства детей-сирот не получила.

С 1995 года Министерство образования РФ активно изучает отечественный опыт устройства детей, лишившихся родительского попечения, в патронатные семьи, которые существовали в России и в XIX веке, и в 20 - 50-е годы XX столетия. Эта форма устройства была отменена во времена правления Н.С. Хрущёва и на долгие годы предана забвению. И сегодня мы с гордостью осознаём, что являемся продолжателями духовного наследия и социального опыта наших предков, российской исторической традиции! Тафинцева Е.Р. Становление замещающей заботы в России.

В Пермском крае разработана и принята целевая программа "Семья и дети Прикамья на 2006 - 2010 годы". В рамках этой программы работают несколько законов, принятых Законодательным собранием начиная с 2004 года. Эти законы регулируют отношения, возникающие в связи с осуществлением исполнительными органами государственной власти, органами опеки и попечительства края полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А именно:

· Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время пребывания их в государственных и муниципальных учреждениях

· Реализация дополнительных гарантий прав на образование

· Реализация дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение

· Финансирование мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2. Почему ребёнок живёт не со своими родителями?

Только в семье дети получают ту преданную любовь, ласку и заботу, которую не встретят на всём своём жизненном пути. Но вы задумайтесь на мгновенье, все ли родители желают счастья и отдают теплоту своему чаду? Конечно же, нет.

Вот несколько отрывков из публикаций в местной печати:

" Поступил звонок. Из разговора становится ясно, что мальчик в деревне Сарапулка остался один. Мама вот уже два месяца не появляется дома: говорят, она устроила личную жизнь в Зюкайке".

"Раздаётся звонок из родильного отделения - роженица отказалась от ребёнка". Можно продолжать приводить много примеров. Автор данной работы проживает в приёмной семье Лыковой Натальи Александровны в деревне Тюриково. Поэтому рассказывает о себе, одноклассниках, подругах, учащихся Кукетской школы. Почему оказались в чужих семьях?

Раскрывая содержание выбранной темы, были опрошены опекуны и дети, которые проживают в замещающих семьях. Семьи, в которых проживают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей делятся на следующие виды:

· Опека и попечительство - семейная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты прав и интересов

· Патронатное воспитание - форма устройства ребёнка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя на условиях разграничения прав и обязанностей по защите его законных интересов между родителями (законными представителями), уполномоченной службой (организацией) и патронатным воспитателем

· Приёмная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на основании договора о передаче ребёнка, который заключается органами опеки и попечительства и приёмными родителями

Почти все опрошенные дети, которые проживают в "чужих" семьях, дали ответ на вопрос: какие условия жизни были со своими родителями?

· Семья была неблагополучная

· Родители часто пьянствовали

· Не смотрели за детьми

· Дети часто были голодными

· Оставляли детей одних на несколько суток

· Плохо одевали

· Плохо кормили

Вернуться в свою бывшую семью они не желают. Но если бы родители поняли своё преступное отношение к родным детям и в корне изменились, то многие вернулись. Одни очень скучают, другие боятся своих мам и пап. Ждут, что мама позвонит. Но иногда долгожданная мама "заявляется" к дочке пьяная, грубит, настраивает своих детей против приёмных родителей. Можете представить, что переживает несовершеннолетний ребёнок?

3. Кто проживает в "чужой" семье и кто их воспитывает?

В результате исследования выявлено, что в нашей школе учится 28 детей, которые проживают не своими кровными родителями. Это составляет 25,4% от всего количества детей в школе. Эти дети проживают в 15 семьях. В том числе в опекаемых семьях - 7 детей или 25%; в патронатных семьях - 12 детей, то есть 46,4%; в приёмных семьях - 8 детей, что составляет - 28,6%

Приёмные родители в основном женщины, из 16-ти человек мужчины составляют 12,5% или всего двое. Возраст приёмных родителей составляет от 40 до 50 лет. Проведённый опрос показал, что эти воспитатели взяли детей в свои семьи по разным причинам. Вот только некоторые: нет своих детей, дать образование и родительскую ласку, дети - родственники, чтобы дети не чувствовали себя изгоями в обществе. Но больше всего прозвучало, что ребёнок должен жить в семье. Был и такой ответ - это просто работа воспитателя.

На вопрос - какие черты характера, привычки, поступки можете отметить у приёмных детей? Получены ответы:

А) положительные качества детей - любовь к животным, красивые, отзывчивые, исполнительные, любят обсуждать вопросы в семейном кругу, добрые, а больше всего было отмечено трудолюбие.

Б) отрицательные качества - вспыльчивость, упрямость, не любят учиться, замкнутость, делают втихую, лень, ложь. Последние два качества преобладают.

Все опрошенные родители не жалеют о том, что занялись таким трудным делом воспитания. Было получено согласие на опрос приёмных детей. Ответы детей на вопросы анкеты. Опрошены из 28 детей - 20.

1. проживают в семьях лет: до 1 года - 1 человек, от одного до двух лет - 1 человек, 3 года - четверо, 4 года - пятеро, 7 лет - шестеро, 8 лет - один, 10 лет - один, 15 лет - один.

2. родители живы у 13 ребят, что составляет 65%.

3. дети отметили, что условия жизни в приёмной семье отличаются от жизни со своими родителями у всех детей в лучшую сторону.

4. в данной семье нравится: приёмные родители, условия жизни, все добрые, учат жизни, характер родителей, ухаживать за животными, одевают, поддерживают. Многие ответили коротко - нравится всё.

5. на вопрос: что не нравится в данной семье, получен ответ - ругают, родители строгие.

6. все дети ответили, что будут поддерживать связь в дальнейшем с этой семьёй, кроме одного ребёнка, который в настоящее время проживает в другой семье. Эта девочка в 11 лет сменила уже несколько семей, так как ей не нравится контроль за её учёбой, поведением со стороны родителей. ловек оставляют 12,5% или всего двое.

Автор данной работы рассказывает о себе: "меня зовут Таня Носкова, учусь в 9 классе. В настоящее время проживаю в приёмной семье Лыковой Натальи Александровны. Хочу рассказать о своих родных. Я жила с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, сестрой и братом. Моей маме 39 лет, её зовут Елена Александровна. Она живёт в г. Верещагино, но я не знаю её адреса, не знаю чем моя горе-мама занимается. Я вообще не хочу знать о ней ничего. Отец умер в апреле 2009 года, я его совсем не помню. Брат живёт в деревне с дедушкой и бабушкой. Денису 20 лет, закончил 9 классов и работает. Сестре Ксюше 9 лет. Она живёт в Осе, адреса её не знаю, так как это является в опеке закрытой темой. Я не понимаю, почему нас разлучили.

Дом, в котором мы жили, уже стоит разрушенный. Я его очень плохо помню, но вспоминаю, что там была одна комната и кухня.

Когда мама нас всех троих бросила, мы оказались в приюте. Через год меня взяла группа семейного воспитания. Воспитателем была Лилия Васильевна, но я не помню где. Затем я попала к Наталье Александровне. В дальнейшем я намерена поддерживать связи с приёмным родителем, но и навещать своих родственников.10

Моя жизнь очень сильно поменялась. Когда я жила со своими родителями, я не могла красиво одеваться, никто не следил за мной, голодала, мама оставляла на несколько дней одних. Сейчас мне очень хорошо и уютно. В приёмной семье приучают к труду, следят за учёбой, одевают. У меня есть своя комната и личные вещи. Я очень благодарна тёте Наташе, что живу у неё. Она меня любит, и я её очень сильно люблю. Семья мне стала родной".

Далее даётся характеристика детей по различным показателям.

4. Распределение детей по количеству в приёмных семьях

По одному ребёнку воспитывается в 6 семьях, по два ребёнка в 8 семьях и 6 детей в одной семье, которая проживает в д. Гудыри. Приёмные родители супруги Лекомцевы.

5. Распределение приёмных детей по успеваемости

Из 28 детей 13 детей обучаются на "хорошо" или имеют по одному или двум предметам тройки, 13 детей - троечники, а двое не успевают.

6. Приёмные дети по возрасту

Приёмные дети в возрасте 9 - 10 лет составляют 7% (2 ребёнка), 11-13 лет - 39% (11 детей), 14 лет - 23% (9 детей), 15 - 17 лет - 21% (6 детей). Из диаграммы видно, что преобладают дети в возрасте 14 лет.

7. Распределение приёмных детей по месту проживания

Приёмные дети, обучающиеся в нашей школе, проживают в следующих населённых пунктах: д. Крутики - 2 человека, д. Бородули - 9 детей, д. Тюриково - 4 ребёнка, д. Соболята - 3 детей, д. Гудыри - 6 детей, д. Кукеты - 4 ребёнка. Большинство детей проживает в деревне Бородули. Почти все дети, кроме проживающих в деревнях Кукеты и Крутики, ежедневно в школу прибывают на автобусе. Они составляют 80 %.

8. Распределение приёмных детей по полу

Из всего количества детей, проживающих в "чужих" семьях 13 девочек и 15 мальчиков, то есть мальчики в этих семьях преобладают.

9. Приёмные дети по поведению в школе

Имеют постоянные замечания по поведению в школе на уроках и в перемены из 28 приёмных детей - 22 учащихся или 80%.

10. Распределение детей по учебным классам

В начальных классах обучается 2 ребёнка: во втором и третьем классе по одному. В пятом классе - 3 детей, в шестом - 6 детей, что составляет 31% от общего количества учащихся класса, в седьмом классе - 5 детей, в восьмом классе - 7 детей или 41% учащихся класса, в девятом классе - 5 детей. Больше всего детей из приёмных семей обучается в восьмом классе, и они составляют почти половины учащихся класса.

Заключение

В процессе работы над данной темой была просмотрена информация в местной печати о детях, которые остались без попечения родителей. Материал взят из газет "Заря", "Верещагинский вестник". Использована информация из программы "Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы". Проведено анкетирование учащихся из приёмных семей, а также приёмных родителей. Кроме этого проведены собеседования с этими категориями детей и родителей. Некоторые дети с удовольствием делятся своими мыслями, другие неоткровенны.

В результате исследования приходим к выводу:

1. Дети довольны, что живут в семьях, где хорошие условия, о них заботятся, не обижают, создают все условия для учёбы и жизни. Все опрашиваемые отметили, что условия жизни в приёмных семьях отличаются в лучшую сторону.

2. Определены причины, по которым дети оказались без попечения родителей - это ненадлежащий уход, оставление детей в опасном положении.

3. Дети проживают в приёмных семьях длительное время и довольны, что у них есть семья.

4. Опрашиваемые дети считают приёмную семью своей, и большинство желают сохранить с ней связи в дальнейшем.

Над данной темой работа продолжалась более года. За этот период некоторые ребята окончили школу, поступили в профессиональные учебные заведения, но связи со своей новой семьёй не бросают. Автор благодарен всем ребятам, которые согласились рассказать о своих проблемах. Это конечно не легко, но нужно. Каждый ребёнок имеет право жить в своей семье и с родителями. Что делать с теми родителями, которые не хотят заниматься своими детьми? Почему они так поступают? Почему так страдают дети?

Литература

1. Проблемы воспитания ребёнка в замещающей семье. Областная целевая программа "Семья и дети Прикамья на 2006-2010 годы"

2. Материалы опроса и анкетирования детей из приёмных семей

3. Материалы анкетирования приёмных родителей

4. Собственное наблюдение

5. Материалы из периодической печати Верещагинского района Пермского края

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общие и специфические задачи современной узбекской семьи. Воспитание детей в однодетных семьях. Воспитание детей в многодетной семье интеллигенции. Воспитание детей в многодетных семьях рабочих. Воспитание детей в многодетных семьях дехкан.

    реферат , добавлен 23.08.2004

    Основные традиции социальной помощи детям-сиротам в истории. Сиротство в современном обществе. Особенности воспитания приемных детей. Социальная работа с детьми-сиротами в приемных семьях. Основные факторы дисфункциональных отношений в приемных семьях.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2015

    Проблемы, решаемые приемной семьей. Понятие приемной семьи, правовые документы и основные положения Договора о передаче ребенка. Подбор приемных родителей, участие в этом процессе органов опеки и попечительства. Права детей, передаваемых в приемную семью.

    реферат , добавлен 11.05.2009

    Дети, оставшиеся без попечения родителей, как категория социальной работы. Особенности фостерной семьи. Воспитание ребенка в условиях замещающей семьи. Решение проблемы устройства детей-сирот в международной практике. Развитие фостера в Кыргызстане.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2016

    Краткая история возникновения и развития института усыновления. Истории гибели российских сирот в иностранных семьях. Подпольная биржа детей в США, причины усыновления русских детей американцами. Гомосексуальные семьи в борьбе за право на усыновление.

    реферат , добавлен 10.04.2015

    Специфика детей с ограниченными возможностями как социальной группы. Социальные права детей-инвалидов в Российской Федерации. Оценка обеспечения социальных прав детей-инвалидов на базе ГУ СО "Кировский центр социальной помощи семье и детям" г. Волгограда.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2011

    Причины социального сиротства в России. Нормативно-правовые акты РФ и Калужской области по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства детей-сирот в России, процесс усыновления детей иностранными гражданами.

    дипломная работа , добавлен 06.11.2010

    Семейный стаж и его влияние на устойчивость семьи. Трансформация семьи и родительских ценностей в современных условиях. Бездетные семьи: демографические аспекты проблемы, положение детей в многодетных семьях, проблема психофизического благополучия детей.

    реферат , добавлен 16.11.2009

    Сущность и цель воспитания. Рассмотрение семьи как социального института формирования личности. Анализ воспитания детей в различных по структуре семьях. Выделение роли родителей в воспитании ребенка. Характеристика детей с нарушениями в развитии.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Теория социализации в современном обществоведении. Роль семьи в системе институтов социализации детей. Особенности развития детей в неполной семье, проблемы их адаптации в обществе. Экономическое положение неполной семьи как фактор социализации детей.

Прияткина Марина- ученица 11 А кл. МАОУ "Гимназия №1"г.Балаково, Саратовская область

У каждого ребёнка во всём мире есть множество разных прав. Право на жизнь, на гражданство, на семью и т. д.. Государство всеми силами пытается обеспечить ребёнку необходимые условия проживания в современном обществе. Но часто даже самые большие затраты времени и средств, направленные на улучшение жизни детей, не помогают ребёнку достичь столь необходимого в его возрасте счастья и душевного равновесия, а непоправимо вредят психике малышей, не понимающих, почему же им так катастрофически не повезло потерять родительскую любовь, нежность и ласку! Ведь одним из главных прав ребёнка является право на семью

Скачать:

Предварительный просмотр:

Имею право на семью.

У каждого ребёнка во всём мире есть множество разных прав. Право на жизнь, на гражданство, на семью и т. д.. Государство всеми силами пытается обеспечить ребёнку необходимые условия проживания в современном обществе. Но часто даже самые большие затраты времени и средств, направленные на улучшение жизни детей, не помогают ребёнку достичь столь необходимого в его возрасте счастья и душевного равновесия, а непоправимо вредят психике малышей, не понимающих, почему же им так катастрофически не повезло потерять родительскую любовь, нежность и ласку! Ведь одним из главных прав ребёнка является право на семью .

Семья́ - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Права ребёнка - свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

Дети изначально, по своему характеру, стремятся наладить доверительные, основанные на любви отношения в семье. Только часто их родители не позволяют им сделать этого, отдавая в детские дома, отказываясь получить от ребёнка, может быть, толику любви – глоток свежего воздуха в скучной повседневной жизни. Многие семьи, воспитывающие детей, признаются, что с их появлением появляется смысл жизни, становится понятно ради кого жить. Только многие люди, как раз, не понимают, что дети – это цветы жизни, за которыми нужно ухаживать, но которые обязательно в будущем принесут радость. Они отдают их в детские дома или своим невниманием заставляют уходить из дома. Так появились одни из страшнейших понятий этого мира, так появились дети, которых в обществе называют детдомовцами и беспризорниками .

По данным Государственной думы, в России не соблюдается 13 основополагающих статей Конвенции ООН по правам ребенка. 18 из 37 миллионов детей в настоящее время находится в зоне социального риска. Кроме того, в России насчитывается 533 тысячи детей-сирот. С 1991 г. на 33 процента увеличилась заболеваемость туберкулезом среди детей, а общая смертность в результате этого заболевания выросла на 82 процента.

Проблемы беспризорничества и сиротства остро стоят в современном мире. 31 мая 1935 года, 75 лет назад, Совнарком СССР принял постановление о ликвидации детской беспризорности. Пришла пора готовить аналогичное комплексное постановление – отдельными законами положение не исправить.

В России сегодня:

700 тыс. сирот (в том числе 650 тыс. при живых родителях);

Около 4 млн. латентных сирот (тех, на кого родителям просто плевать, но официально они живут в семьях);

В среднем около 3 млн. беспризорных (зимой их число падает примерно до 1,5 млн., летом - поднимается примерно до 5 млн);

Около половины русских детей знакомы с наркотиками;

Практически все к 16 годам чаще или реже употребляют алкоголь;

Курят к 16 годам 70%;

Относительно здоровы всего 5% детей;

Ежегодно бесследно исчезают до 40 тыс. русских детей. Большинство из них идут на продажу в рабство для порностудий, в публичные дома или на органы (в России создан бездонный, никем не контролируемый «донорский» резервуар «запчастей» - снежным комом нарастающая детская беспризорность).

Остальные гибнут не столько от рук маньяков (как любят говорить), сколько от рук богатых извращенцев; к вышеуказанному пункту надо приплюсовать примерно 5 тыс. детей, ежегодно официально продаваемых в рабство "на усыновление"; интересуются чем-то иным, кроме секса, поп-музыки и спорта (в качестве фанатов) всего 3% детей и подростков; читают книги регулярно около 1%; 10% детей неграмотны; совершают самоубийства ежегодно до 8 тыс., неудачные попытки - вдвое больше детей и подростков...

Проблема сиротства и детской беспризорности на территориях стран бывшего СССР (Новых Независимых Государств) достигла кризисных масштабов. Темпы роста сиротства так высоки, что если они сохранятся, то уже через десять-пятнадцать лет значительную часть общества составят граждане, которые не знают, что такое семья и семейные ценности. К тому же, дети-сироты оказались самыми беззащитными, самыми бесправными. В 99 случаях из 100 чиновники предпочитают передать ребенка в детский дом вместо обустройства его жизни в семье. Государства не предпринимают практических и действенных мер для соблюдения прав детей, предусмотренных нормами международного права и даже собственного законодательства. Более того, государственные органы сохраняют и стимулируют развитие сиротства. К примеру, за последние 10 лет в России практически не создано ни одной приемной семьи, а существующие около 400 таких семей поставлены на грань выживания.

В наших странах – сотни негосударственных и некоммерческих организаций, защищающих права детей. Однако в большинстве случаев они действуют разрозненно, что не дает возможности эффективно влиять на государственную политику в области соблюдения прав детей, в первую очередь, тех, кто остался без попечения родителей. Общественные организации в этой ситуации вынужденно выполняют лишь локальные задачи защиты ребенка, не решая проблемы в целом.

Посмотрим правде в глаза. Ребенок, находясь в интернатном учреждении, часто отстает в физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии. Видна его неготовность к социальной и семейной жизни. Такие дети часто замкнуты и тяжело идут на контакт с другими детьми и взрослыми. После того как такой ребенок попадает в приемную семью, уже черед полгода или год наблюдаются позитивные изменения в его психологическом портрете. Стабилизируется его эмоциональное состояние, исчезают проблемы с поведением в школе и дома. Повышается успеваемость и общий уровень знаний. И, что самое главное, у детей с отставанием в физическом развитии и с физическими отклонениями регистрируется прогрессивное улучшение состояния здоровья. Конечно, последнее происходит не без помощи логопедов, дефектологов и психологов, но и любовь, забота и семейный уют обладают мощным воздействием на формирующуюся личность ребенка.

Необходимость защиты детства и международные документы о правах ребёнка

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения", и в силу этого дети должны быть объектом особой защиты и помощи.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Однако время и положение детей – будущего всего человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год.

Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения

Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН.

Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации. Она провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. В ней специально выделяется необходимость особой заботы государства и общества о социально-депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. Это правовой документ высокого международного стандарта.

В нем ребенок провозглашен полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Конвенция о правах ребенка – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам.

Закон РФ “Об образовании” и отражение в нём концептуальных положений Конвенции ООН

Закон Российской Федерации “Об образовании” имеет прямое отношение к правам ребёнка, являясь документом значительного педагогического значения.

Он имеет прямые параллели с уже обсуждавшейся выше в реферате Конвенцией ООН и постулирует гуманность и демократизм, уважение к личности учащихся.

Так, в главе V “Социальные гарантии реализации прав граждан на образование”, статья 50 “Права и социальная защита обучающихся, воспитанников” декларируется:

4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, ... на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

(...)

6. Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции и в соответствии с действующими нормативами обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи”.

Конечно, вниманием в Законе не обойдён и вопрос заботы государства об учащихся-сиротах, инвалидах, с отклонениями и т.д.:

9. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.

Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации.

Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

11. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда”.

Также в документе декларируется невозможность привлечения обучающихся в образовательных учреждениях без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, который не предусмотрен образовательной программой, а также всякое принуждение к вступлению и деятельности в общественно-политических движениях и партиях.

В рамках создания механизма социальной защиты детей и подростков, предусмотрены квотирование рабочих мест на предприятиях для трудоустройства выпускников, детей-сирот, детей с отклонениями в развитии и поведении, разработка и осуществление программы по обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей, защиты детей от всех форм дискриминации. Не обойдён вниманием в Законе и такой ключевой вопрос прав ребёнка как защита его здоровья. Совершенно очевидно, что в нынешних условиях этот вопрос ставится особенно остро.

“Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников

1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях.

(...)

4. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения.

(...)

5. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников.

(...)

6. Инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся, воспитанников полностью компенсируется государством”.

В государстве Российская Федерация существует множество красиво звучащих законов, но не всегда при их исполнении законы обретают свою реальную историю, красиво пришедшую в жизнь.

Всемирный русский народный собор обеспокоен ростом числа беспризорников в России. По оценкам МВД, "в последнее время число беспризорников возрастает и сейчас составляет 2,17% от общего числа детей, то есть двое из 100 детей в России - беспризорники", - передает ИТАР-ТАСС. Такие данные сообщила руководитель комиссии по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты Елена Николаева, выступившая на одной из секций ВРНС.

"Таким количеством беспризорников мы могли "похвастаться" только после Гражданской войны. Даже после Великой Отечественной войны такого не было. Общество как-то заботилось о сиротах, создавались Суворовские училища и так далее", - отметила Елена Николаева...

"Ежегодно появляется 115-120 тыс. сирот в России; 200-220 детей ежедневно отбирается у нерадивых родителей; 600 тыс. в настоящее время находятся в интернатских заведениях разного типа", - привела статистические данные член Общественной палаты. При этом она добавила, что существующая система опеки детей “заинтересована лишь в освоении выделяемых финансовых средств, а не в определении дальнейшей судьбы детей”.

Можно ещё очень долго приводить примеры разных, порой ужасных ситуаций, происходящих с детьми, и которым может быть подвержен каждый ребёнок не только нашей страны, но и всего мира. Но я не хочу, если вдруг какой-нибудь малыш прочитает мою работу, чтобы он ночью рыдал в подушку, узнавая в прочитанном себя или безумно сочувствуя тем детям, которым просто не повезло родиться в той или иной семье. Ведь в детстве, да и на протяжении всей жизни, у человека должна быть мечта. Светлая, яркая, может быть неисполнимая, а может и вполне осуществимая; немного наивная или наоборот реальная и прагматичная. Мечта в будущем становится целью всего нашего существования, своеобразным якорем, держащим человека на плаву всю его жизнь. Мечта – это маленькое чудо, сопровождающее нас по жизни. А я не хочу так рано отнимать у детей веру в чудеса. За меня это потом вполне успешно сделает общество. Но мечты должны продолжать жить в сердцах детей, не смотря ни на что, а мы не должны мешать малышне наслаждаться таким скоротечным детством. Ведь отнимать мечту у ребёнка – это кощунство.

Я буду жить!

Я буду жить, любить, смеяться

(Ведь рядом есть мои родные),

Братишки трепетно касаться,

Смотреть в глазёнки удалые.

Я буду жить, любить и верить,

Что дети все найдут семью,

И каждый миг дыханьем мерить

Братишки, что я так люблю.

Я буду ждать, любить и плакать,

Не признавая тех ошибок,

Что совершили люди, снова

Лишая малышей улыбок.

Таких прекрасных, нежных, странных,

Приятно греющих нам души.

Не частых, только долгожданных,

И смех детей хочу я слушать.

Я буду жить, любить и знать:

Изменит кто-нибудь когда-то

Ту жизнь, что может убивать.

И верьте в то же вы, ребята!

И станет, может быть, не легче

От осознанья нашей веры,

Но сердце сможет биться веще:

Все сбудутся мечты! Наверно

Когда-нибудь наступит утро,

И сможем мы тогда признаться,

Что есть закон у жизни мудрый:

Семья – твоё, родное, счастье!

Я буду жить!..

Прияткина Марина-ученица 11А кл.МАО Гимназия №1 г.Балаково, Саратовская область.

25.09.2012 г.

Список использованной литературы:

1. А. М. Нечаева. Брак. Семья. Закон – М., 1984.

2. Конституция (основной закон) Российской Федерации. М., 1992.

3. Конвенция ООН о правах ребёнка (1991 г.).

4. "Новая газета", №2, 8.06.1997, “Нарушаются права детей”.

5. “Психологическая газета”, №3(18) 1997, “Дети насилия”.

6. Д.М. Чечет. “Как защитить свое право (Юридические советы гражданам)” – М., 1987.

7. Юридический словарь-справочник для населения – М., 1982.

8. Закон РФ “Об образовании”. (В редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ).

9. Свободная энциклопедия «Википедия».