Комаровский когда сажать ребенка. Упражняемся, играем, тренируемся

В первые полгода жизни грудничок осваивает множество новых навыков: хорошо держит голову, переворачивается, активно ползает. Наиболее подвижные малыши стараются поднимать корпус, ухватившись за спинку кроватки или мамины руки. Рассмотрим, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, и что делать, если этого не происходит в установленные педиатрами сроки.

Развитие опорно-двигательной системы новорожденного происходит в несколько этапов. Позвоночник, изначально представляющий собой абсолютно прямую линию, постепенно приобретает естественные изгибы. Примерно в 3-4 месяца, когда грудничок начинает хорошо держать голову в положении лежа на животе, формируется шейный лордоз – выгиб верхних позвонков вперед. К полугоду в результате высокой двигательной активности и попыток перевести верхнюю часть тела в вертикальное положение средняя часть грудной клетки под действием силы тяжести слегка прогибается назад. На этом этапе развития позвоночник способен выдерживать возрастающие нагрузки и готов к началу присаживания. В соответствии с усредненными педиатрическими нормами ребенок должен:

  • в 6 месяцев присаживаться с поддержкой;
  • в 7 месяцев некоторое время сидеть без поддержки;
  • в 8 месяцев без помощи взрослого садиться из положения лежа или стоя на четвереньках.

Некоторые малыши могут начать осваивать новый навык на несколько недель раньше или позже предполагаемого срока. Это зависит не только от состояния здоровья, но и от веса, телосложения, темперамента и других индивидуальных особенностей. Поэтому на вопрос, во сколько месяцев ребенок начинает сидеть самостоятельно, педиатры не могут дать однозначный ответ.

Можно ли специально присаживать ребенка?

Многие родители торопят события, усаживая грудничка намного раньше положенного срока. Делать это категорически запрещается, так как ранняя вертикализация приводит к развитию множества серьезных осложнений, в том числе деформации конечностей, тяжелым нарушению осанки и патологиям мочеполовой системы. По этой причине не стоит проявлять настойчивость до достижения возраста 6 месяцев. Кроха готов к присаживанию, если он:

  • хорошо переворачивается со спины на живот и в обратном направлении, уверенно удерживая голову и верхнюю часть корпуса вертикально;
  • ползает на четвереньках и подтягивается на руках, ухватившись за неподвижную опору или пальцы взрослого;
  • проявляет желание поменять привычную позу.

Для определения физиологической готовности малыша к освоению нового навыка ортопеды советуют усадить его на твердой поверхности на несколько секунд, слегка поддерживая его за бочок или спинку. В дальнейшем присаживания можно проводить без опасений, если:

  • грудничок уверенно сидит, стараясь сохранять равновесие, и не заваливается на бок;
  • корпус наклонен вперед, опора на вытянутые перед собой руки;
  • ноги разведены в стороны и слегка вывернуты носочками наружу;
  • спина прямая, позвоночник незначительно прогибается в шейном, грудном и поясничном отделах;
  • подбородок опущен, но голова хорошо удерживается в вертикальном положении.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполняется, с занятиями следует повременить, уделив особое внимание физическому развитию и укреплению мышечного корсета.

Что делать в тех случаях, когда ребенок начинает сидеть слишком рано? Педиатры рекомендуют ненавязчиво пресекать попытки присаживания, переключая внимание крохи на другое интересное занятие: игру, чтение, прогулку. Активных грудничков следует укладывать в центр кроватки или манежа, чтобы они не могли ухватиться руками за борта или другую опору.

Этапы присаживания

Если малыш готов к освоению нового умения, нужно начинать присаживания, выполняя следующие рекомендации:

  1. Проводить упражнения необходимо ежедневно, начиная с 15-20 секунд за один подход и постепенно увеличивая время занятий.
  2. Первые присаживания лучше всего проводить на коленях взрослого, повернув кроху спиной к своему животу. Когда он научится удерживать равновесие, необходимо переместиться на твердую поверхность (пол, жесткий диван или пеленальный столик). Допускается усаживать грудничка из положения стоя на четвереньках, слегка придерживая за плечи или спину, чтобы он не заваливался набок.
  3. Одновременно для лучшей адаптации позвоночника к возрастающим нагрузкам следует установить спинку автокресла, коляски и детского стульчика под углом 45°. Когда кроха научится сидеть самостоятельно, его можно помещать в любое из перечисленных устройств с прямой спиной.
  4. Во время занятий запрещается использовать опору в виде подушки или свернутого одеяла, надолго оставлять малыша сидя, а также сажать его в ходунки или другие приспособления для принудительного нахождения в вертикальном положении.
  5. Физические упражнения не рекомендуется проводить сразу после кормления или сна, во время болезни или плохого самочувствия. Не стоит насильно усаживать грудничка, если он не настроен на занятия, капризничает или увлечен игрой.

Что делать, если кроха не торопится садиться?

Если малыш не садится самостоятельно в 8-9 месяцев и не предпринимает попыток поменять привычное положение тела, следует обратиться к педиатру, неврологу или ортопеду для исключения возможных проблем со здоровьем. Часто задержка физического развития является следствием родовой травмы, гипоксии плода, патологий течения беременности, внутричерепного давления. Даже при отсутствии явных нарушений таким детям показан особый массаж, плавание, физиотерапевтические процедуры по показаниям.

Для укрепления позвоночника и мышц спины в домашних условиях рекомендуется:

  • поощрять любую двигательную активность;
  • чаще носить грудничка на руках в вертикальном положении;
  • развешивать над кроваткой и разбрасывать по комнате игрушки и яркие предметы, стимулируя желание дотянуться до них;
  • делать интенсивный массаж стоп и голеней;
  • проводить физические занятия в игровой форме во время чтения, купания или прогулки.

В идеальном случае навык сидения приобретается после освоения ползания. Поэтому, чтобы помочь крохе самостоятельно сесть, в первую очередь следует научить его правильно ползать.

Упражнения для мышц спины

Чтобы помочь своему чаду освоить новое умение, врачи советуют ежедневно выполнять физические упражнения, укрепляющие мышечный корсет и стимулирующие к освоению нового навыка:

  1. Протянуть руки малышу, лежащему на спине на твердой поверхности (лучше всего на полу или пеленальном столике), позволив ему взяться за большие пальцы. Обхватив запястья крохи, осторожно подтянуть его за руки вверх, чтобы голова и корпус находились под небольшим углом к полу. Не допускается выполнять упражнение, если у ребенка сильно запрокидывается голова. Задержаться на 15-20 секунд, затем медленно вернуть кроху в исходное положение. Сделать несколько подходов с небольшим интервалом. Через 2-3 недели занятий ребенок будет пытаться присаживаться без помощи взрослого.
  2. Поднять лежащего на животе кроху, придерживая его под грудью и коленями. Ножки должны упираться в грудную клетку взрослого, плечи и бедра напряжены, ручки вытянуты вперед. Задержаться в этой позиции на 15-20 секунд.
  3. Подтягивать лежащего на спине малыша поочередно за левую и правую ручку, помогая совершать активные перевороты на живот и обратно.
  4. Положить грудничка животом на гимнастический мяч и совершать круговые пружинистые движения и покачивания в разные стороны. Верхняя часть корпуса должна быть слегка приподнята, опора на вытянутые руки.

Не стоит прекращать занятия, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть. В будущем гимнастика поможет ему быстрее встать на ножки и сделать первые шаги.

Разница между полами

Вопросы развития физических навыков у грудных детей являются одними из самых острых для родителей, особенно волнует своевременность появления того или иного умения. Очень часто мамы грудничков начинают бить тревогу из-за того, что их малыш не сидит в возрасте полугода, тогда как соседский ребенок уже вполне сносно справляется с этим. Стоит ли волноваться и с какого возраста можно начинать присаживать маленьких детей, мы расскажем в этом материале.


Когда и как малыш начинает сидеть?

Вопрос о том, когда ребенок должен начать сидеть самостоятельно, звучит несколько некорректно, ведь все дети - разные, а потому и сроки развития у каждого малыша сугубо индивидуальные. Однако среднестатистические нормы существуют, но относиться к ним следует исключительно как к примерным ориентирам, а не как к истине в последней инстанции.

Считается, что здоровый грудничок должен начать садиться в возрасте полугода, к 7 месяцам он должен освоить сидение с поддержкой, а без таковой свободно садиться ребенок должен в возрасте 9-10 месяцев.

Уверенному сидению обычно предшествуют длительный подготовительный этап, который начинается еще с периода новорожденности. Чтобы сесть, малышу нужно иметь достаточно хорошо развитые мышцы шеи, спины, рук и живота. Они помогут позвоночнику выдерживать новый тип нагрузки в виде собственного веса малыша в положении сидя. К тому же ребенку еще нужно научиться держать баланс.


Если вы заметили, что малыш научился переворачиваться и делает это достаточно часто и активно, то можете быть спокойны - скоро он сядет. Присаживаться малыши начинают по-разному. Но для всех первый этап является краткосрочным, то есть ребенок принимает положение сидя на попе, но не может удерживать нагрузку, поэтому снова заваливается на спину или на бок.

Примерно через месяц после начала первых попыток ребенок учится сидеть с поддержкой, а еще через месяц-полтора и без нее. Примерно в 8 месяцев ребенок может довольно долго провести сидя, играя, некоторые даже пытаются встать на четвереньки и начать ползать.

Родителям бывает очень трудно находиться в режиме ожидания, и они все время стараются вмешаться в естественные природные процессы и помочь ребенку сесть быстрее.

Торопить кроху не нужно, он развивается согласной собственной программе, вмешательство в которую может навредить его физическому развитию и здоровью.


Факторы влияния

Если природа диктует свои условия, то почему эти условия для разных детей разные: один ребенок начинает садиться самостоятельно лишь после 9 месяцев, а другой пытается сесть в пять? Дело в факторах влияния, которые накладывают свой отпечаток на скорость освоения новых умений и навыков.


Давайте рассмотрим их более подробно.

  • Состояние здоровья. Малыши, которые появились в срок, не имеющие в анамнезе родовых травм, гипоксии, ишемии, дисплазии тазобедренных суставов и врожденных заболеваний, садятся традиционно раньше. Ослабленные и часто заболевающие дети в физическом развитии могут отставать от своих более крепких ровесников. Неврологические нарушения, даже незначительные, тоже снижают скорость обучения новым навыкам. Самый сильный из этих факторов - недоношенность. Это не означает, что ослабленные или недоношенные дети отстают в развитии, им просто требуется чуть больше времени для адаптации к окружающему миру и для развития их костно-мышечной системы.
  • Вес ребенка. Пухлые детишки выглядят умилительно, но лишний вес еще никому не помогал легче выдерживать физические нагрузки. Это распространяется и на грудничков. Малыши с нормальным весом и худощавые детки (доношенные) обычно садятся и начинают ползать раньше своих пухлых ровесников.
  • Темперамент. Собственные черты характера у плода появляются еще в период беременности, а уж после рождения без труда можно определить, кто есть кто. Флегматичные и меланхолически настроенные дети садятся позднее по причине некоторой лени и медлительности, свойственных им. А вот холерики и сангвиники стремятся двигаться больше и в итоге раньше осваивают новые умения.
  • Окружающая среда и мотивация. Этот фактор - единственный, который зависит от родителей, и то частично. Так, ребенок, которому дают свободу, не ограничивая его постоянно манежем или пределами детской кроватки, начинает садиться раньше. Если у малыша нет острой потребности и желания сесть, он не будет торопиться. А потому родителям вполне по силам создать такую мотивацию, например, подвесив игрушку так, чтобы достать ее можно было только в положении сидя.
  • Влияет и наследственность. Если мама и папа в своем детстве тоже были «поздними» детьми, то рассчитывать на стахановское опережение всех мыслимых и немыслимых сроков их собственным чадом по меньшей мере неправильно.

О половых особенностях

Считается, что девочки развиваются раньше, что они менее ленивы и быстрее учатся новым движениям. В то же время считается, что мальчиков можно присаживать раньше, поскольку у девочек половая система устроена так, что присаживание до 7 месяцев может привести к последующему во взрослом возрасте бесплодию. Оба утверждения не соответствуют действительности.

Костная и мышечная системы, а также суставная и хрящевая ткани развиваются вне зависимости от пола человека. Да и вопрос о медлительности мальчиков довольно спорный. Медицина не имеет доказательств тому, что девочки развиваются быстрее. В период, предшествующий пубертатному периоду, и во время полового созревания, разница, действительно, есть, но обусловлена она разными половыми гормонами. Дети же первого года жизни развиваются одинаково.

Присаживать и мальчиков, и девочек, не рекомендуется до полугода. Многие педиатры вообще не рекомендуют высаживать детей до тех пор, пока те не сядут самостоятельно.

Если кроха сделает это рано - в 5 месяцев, например, препятствовать ребенку не нужно. Но и заставлять ребенка сидеть, если он не может, нельзя.


О присаживании

Говоря о присаживании, нужно четко понимать, что это такое. В народе ошибочно называют присаживанием и посадку чада между подушек, и вертикализацию на руках у мамы.

Правильно называть присаживанием относительную вертикализацию, при которой позвоночник ребенка не располагается под прямым углом к тазу. Иными словами, держать малыша на руках вертикально, прижимая к себе спинкой, – это вариант правильного присаживания. Уложить ребенка в коляску и примерно на 45 градусов приподнять дно коляски - это тоже правильно.


Понять, что малыш «созрел» для присаживания, несложно: карапуз начнет крутиться и пыхтеть лежа в кроватке или коляске, пытаться приподняться на локтях. Мама должна помнить, что пока чадо не готово к сидению, вертикально держать нужно с обязательной поддержкой под попу ладонью.

Если сажают малыша на колени, взрослый должен не сидеть прямо, а полулежать. И тогда нагрузка на позвоночник будет существенно уменьшена.

К сожалению, мамы не часто вдаются в нюансы словообразования, и под понятием «присаживать» подразумевают принудительную вертикализацию ребенка, посадку. Делать этого врачи не советуют вообще. На неокрепший позвоночник, суставы, мышцы, ложится несоразмерная для них нагрузка. Последствиями могут быть нарушение осанки, сколиоз, вывихи, подвывихи и переломы тазобедренных суставов, травмы костей малого таза (особенно опасно для репродуктивной функции и общего здоровья девочек), деформация конечностей, неправильная постановка стоп в будущем, возникновение компрессионных изменений позвонков, межпозвоночных грыж.

Поэтому присаживать в смысле «сажать ребенка» можно не раньше, чем он сам научится сидеть.


Запрещенные действия

Чтобы обезопасить ребенка, многие врачи, в том числе и известный доктор Евгений Комаровский, рекомендуют родителям оставить ребенка в покое. Он сядет тогда, когда он сам будет к этому готов, когда он сам сможет.

При желании можно делать гимнастику, включая в нее упражнения для развития спины, шеи, рук и живота. Полезны массаж и прогулки, купание и закаливание, отсутствие принуждения в приеме пищи.



Родители должны знать, что начинать вертикализацию с применением прыгунков или ходунков очень опасно. Эти устройства заставляют ребенка находиться в положении, которое нельзя считать естественным для его возраста, а потому вертикальная нагрузка будет очень существенной. Какими бы яркими и заманчивыми ни были прыгунки в детском магазине, помните о том, что они не просто вредны, они потенциально опасны для здоровья вашего чада.

Если ребенок начал присаживаться, на стадии кратковременного сидения следует обезопасить его от ударов при падении. Падать малыш будет обязательно, а потому нужно обложить его подушками или пуфиками, а также постоянно находиться рядом, чтобы исключить нештатные ситуации, например, механическую асфиксию, которая может случиться, если упавший малыш застрянет между подушками.


На что следует обратить внимание

  • Поза ребенка при попытках сесть может быть любой. Одни малыши опираются на ладошку, другие на две руки, третьи - на локти, а четвертые присаживаются только после того, как примут позу на четвереньках. Не пытайтесь исправить детский способ достижения цели - он делает это так, как ему удобно.
  • Когда ребенок начал сидеть, обратите внимание на его позу. Круглая спина с опущенными плечиками говорит о том, что у малыша слабоваты мышцы шеи и спины. Если малыш заваливается назад, нужно начинать укреплять мышцы живота, пресс. Если падает он на бок, надо укреплять мышцы живота и косые боковые мышцы. На помощь родителям придут комплексы упражнения для каждой отдельной мышечной группы. Нельзя разрешать ребенку сидеть на коленках с выворотом наружу. W-образная посадка травмирует тазобедренные суставы.
  • Если у ребенка в 9 месяцев не наблюдается даже попыток присесть самостоятельно, обязательно покажите его неврологу, ортопеду и педиатру.


О том, с какого возраста можно присаживать ребенка, смотрите в следующем видео.

Рассчитайте календарь прививок

Всё, что связано с маленькими детьми, несет на себе отпечаток ожидания. Сначала родители ожидают их самих, потом ждут их первой улыбки, гуления, поворота со спины на животик, первого прикорма и прочего. К 3-4 месяцам мы уже ждем, когда же можно будет ребенка посадить? Бабушки «старой закалки» начинали присаживать своих деток уже в 2-3 месяца. Мнение же современных врачей по этому поводу совсем иное.

Подходы к вопросу высаживания малыша

Многие мамочки наслышаны, что ребенка нельзя сажать до определенного времени. Однако обилие всевозможных детских приспособлений (автокресел от 0+, ходунков, прыгунков, стульчиков для кормления) заставляет в этом сомневаться. А все очень просто объясняется. Существует несколько подходов к вопросу, когда следует присаживать маленького.

1) Американский подход. Ребенка высаживают чуть ли не с самого рождения. Именно на американских пользователей рассчитано такое множество шезлонгов, кенгурушек, беби-ситтеров и прочих предметов детской индустрии.

2) Отечественный подход (придерживаются педиатры России и Украины). Ребенка можно усадить только тогда, когда окрепнут его брюшные и позвоночные мышцы, то есть не раньше, чем в 6-7 месяцев. В противном случае на позвоночный столб малыша оказывается давление, что приводит к его сколиотическим изменениям.

3) Подход естественного родительства, поддерживаемый многими психологами и педиатрами. Согласно ему, грудничка можно сажать тогда, когда он сядет сам. А это может произойти и в 3, и в 4, и в 7 месяцев. Если малышок сел сам, значит, его мышцы окончательно для этого окрепли. Надо ли говорить, что родители уделяют большое внимание укреплению мышц своих детей, занимаясь с ними гимнастикой?

Мифы вокруг высаживания карапуза

Несогласованность подходов между различными специалистами по вопросу времени высаживания ребенка породила множество мифов среди родителей, которые нагоняют ложный страх и все глубже погружают в пучину невежества. Вы можете столкнуться со следующими представлениями:

· Если малыша обкладывать подушками, то он быстрее научится сидеть.

На самом деле сидение в подушках приводит к дугообразному положению позвоночного столба и «спрессовыванию» позвоночных дисков. Заваливание на бок (что часто происходит в этом положении) приводит к развитию сколиоза в школьные годы. Грудничок лишен возможности накапливать собственный опыт присаживания, его мышцы не работают. Угадайте, сядет ли он при таком подходе быстрее?

· Ребенку нужно помогать, когда он пытается сесть.

Для полноценного развития мышечной системы малыша ему просто необходимо пройти через опыт неуклюжих попыток присесть. Все его попытки перекатиться, приподняться, все падения, отталкивания, только укрепляют его, позволяют почувствовать свое тело и научиться им управлять. Для физического развития маленького человека такие попытки подобны гимнастическим упражнениям. Помогая ему, поддерживая, вы лишаете его возможности учиться на своих ошибках.

Еще несколько заблуждений

s Ни в коем случае не следует сажать слишком маленького (4-5 месячного) ребенка. Его попыткам садиться можно и нужно препятствовать.

Каждый из вновь рожденных детей – индивидуальность. У всех разные темпы развития. И если малыш делает попытки сесть самостоятельно уже в этом возрасте, то препятствовать ему не стоит. Вы же не будете его связывать? А если ваши «препятствия» оглашаются громкими детскими протестами, вы с ним норовите через короткое время попасть в кабинет невролога. Вам это нужно?

s Если сажать рано девочку, то у нее сформируется загиб матки (за счет гибкости тазовых костей) и она будет испытывать трудности с зачатием, вынашиванием или родами.

Эта точка зрения имеет место не только среди мам, но и среди врачей. Однако никакими научными фактами она не подтверждена. Многочисленные обсуждения на женских форумах показывают, что загиб матки никак не сказывается на способности зачать, выносить или родить ребенка. Просто если есть возможность не присаживать девочек раньше положенного времени (6-7 месяцев), то лучше этого и не делать. Мальчиков разрешается присаживать немного раньше (5-6 месяцев).

s Способность к сидению формируется, когда сформировалось ползание.

Отчасти это верно. Даже любимый мамами доктор Комаровский рекомендует не присаживать малышика, а стимулировать его ползание. Самый естественный и физиологичный вариант развития человеческих навыков – это цепочка: ползание – сидение – вставание на ножки – ходьба. Однако на практике все бывает совсем по-другому: ребенок сначала садится, а потом ползет или не ползет совсем, а сразу встает на ноги и идет. Индивидуальность не вписывается в рамки установленных кем-то норм!

Приспособления для детей

Грудничок может сидеть не только на кровати или полу. Есть ряд приспособлений, в которые его можно сажать, но делать это нежелательно. Конечно, эти приспособления в какой-то мере облегчают родителям жизнь, но для ребенка они могут оказаться роковыми. Речь идет о ходунках, прыгунках, кенгуру, автокреслах, шезлонгах и столиках для кормления.

Мало кто знает, что использовать эти изделия можно только с полугодовалого возраста. Некоторые из них регулируются для того чтобы не сажать, а присаживать малыша. Однако непонятны тогда страхи родителей, которые не высаживают девочек, но совершенно спокойно «засовывают» их в кенгуру, беби-ситтер или ходунки. Присаживать деток в автокресла или шезлонги не желательно до 3 месяцев минимум. Лучше перевезти малыша в корзине для новорожденных, а укачать на руках.

Все указанные приспособления вредны для формирующегося позвоночника. Деформации можно подвергнуть не только позвоночный столб, но и ножки (например, в ходунках). Лучше уделить внимание гимнастике и массажу малышика и подождать, когда он сядет сам. Если ваш сынок или доча начали ползать, можно не сажать, а немного «подсказать», как это делается. Для этого одну ножку карапузика (когда он находится в положении на четвереньках) следует подогнуть под его корпус и, поддерживая тельце руками, приподнять его вверх и вбок. После нескольких демонстраций вам не придется специально присаживать ваше чадо. Ребенок сделает это сам!

Забрав свою малышку из роддома, родители окружают драгоценное чадо всем самым лучшим, искренне радуются каждому достижению, даже самому пустячному, на первый взгляд. Молодые мамы, которые проводят много времени не только со своим ненаглядным ребенком, но и с другими мамочками и их карапузами, не всегда могут отучить себя от привычки сравнивать собственное чадо с другими.

Будучи с сыном или дочкой тет-а-тет, вряд ли родительница будет сильно переживать по поводу того, что ее ребенок перевернулся на неделю или две позже, чем положено по нормам, или, наоборот, сел немного раньше, чем принято у детей определенного возраста. Однако, послушав подруг и «коллег по цеху», мамы часто начинают подталкивать своего ребенка к тем или иным действиям, опережая естественное развитие.

Стимуляция физиологических процессов хороша только под строгим наблюдением педиатра, ведь во многих случаях она категорически запрещена. В первую очередь это касается сидения, многие недоумевают: почему девочек нельзя сажать до 6 месяцев, что же в этом плохого? Ответ на этот, а также многие другие вопросы можно прочесть в статье.

Меняем положение

Чтобы не заставлять особо ретивых читателей нервно рыскать в поисках нужной информации, оговоримся сразу: поменять позу малышки с лежачей на сидячую можно и до того, как она отметит свое первое полугодие, но лишь если она сама к этому готова.

Когда присаживают девочек? Между сидением и присаживанием есть огромная разница. Одно дело - обложить четырехмесячную кроху пуховыми подушками и усадить ее в это «гнездо», совсем другое - помочь малышке осознать, что она должна учиться управлять своим телом.

Процесс обучения предполагает, что специально подготовленный человек (патронажная медсестра, массажист, невропатолог) или мама после консультации специалиста будет заниматься с девчушкой развивающей гимнастикой, оздоровительным массажем и специальными упражнениями, которые помогают деткам укрепить свою костную и мышечную систему. Овладевая новыми навыками, ребенок постепенно учится привставать на ручках, переворачиваться, ползти, садиться, а затем подниматься на ноги и ходить. Каждый этап этого длинного пути должен идти один за другим, нельзя перескакивать «ступени», чтобы в спешке не нанести непоправимый вред нежному и неокрепшему организму.

Всему свое время

Почему девочек нельзя сажать до 6 месяцев и когда можно позволить малышке увидеть мир под другим углом? Желание родителей показать своей принцессе весь мир вполне понятно и оправданно. Им просто трудно осознать все то, через что придется пройти маленькому человеку, ведь они уже давным-давно прошли свой путь взросления и забыли, как это было.

Однако дети устроены таким чудным образом, что молодые мамы и папы оглянуться не успеют, как их карапуз будет убегать от них не то что по всей квартире, а по всему двору, просто необходимо дать ему возможность самому дойти до этого. Ведь проблема того, почему девочек нельзя сажать до 6 месяцев, скорее волнует не саму малышку, а ее родителей.

В тот момент, когда она будет к этому готова и физически, и психологически, она сама поднимется, не спрашивая ни разрешения, ни советов. Маме с папой важно подготовить ее к этому, но не торопить. Теоретически с полугода сажать детей уже можно, но так как все имеют собственные темпы развития, у одних малышей это может произойти в пять месяцев, другие сядут в семь.

Поспешишь - девчонке навредишь

Мифов относительного того, почему девочек нельзя сажать до 6 месяцев, существует немало. Самой распространенной является теория о том, что в случае раннего присаживания малышку в будущем непременно ждет и связанные с этим женские проблемы. Ортопеды и гинекологи опровергли эту легенду давно, медицинская наука утверждает, что данная патология не зависит от того, когда ребенка начали сажать или когда он сел сам. Загиб может возникнуть как некая врожденная аномалия либо быть приобретенным, причиной чему становятся разного рода инфекционные болезни.

А вот почему нельзя рано сажать ребенка на самом деле, педиатры рассказывают без секретов и обиняков. Неокрепший позвоночник, который не поддерживается развитым мышечным корсетом, в результате нерациональной нагрузки выгибается абсолютно неестественным для себя образом. Если мама не хочет, чтобы спина у ее дочери в будущем была дугой, лучше не торопиться с сидячей позой.

Посидим?

Испуганные рекомендациями и предостережениями родители частенько противятся естественному ходу событий. То есть дело выглядит с точностью до наоборот: малышке нет еще и полугода, она уже вовсю подтягивается за решетки кроватки или стенку манежа и сидит ровнехонько, как столбик. Увидав такую картину, родители укладывают кроху на лопатки, шутками и прибаутками пытаются в таком положении удержать, ведь они знают, что когда присаживают девочек в таком малом возрасте, это чревато проблемами со здоровьем.

Спешим успокоить обеспокоенных родителей: если дитя готово к сидению, оно само не то что хочет, но воплощает свое желание в жизнь, значит, так тому и быть. Врачи рекомендуют не слишком напрягать маленькую спинку и попробовать сменить положение девочки, но, не укладывая ее, а простимулировав ползанье, стояние на четвереньках с последующим раскачиванием. Все эти упражнения помогают укрепить спинку и позвоночник, способствуют гармоничному и плавному развитию организма.

Физиология девочки до полугода

За полгода своей жизни маленькая леди прошла огромный путь. Сразу после выписки из роддома она могла лишь лежать на кроватке и хаотично шевелить ручками и ножками. С каждым месяцем родители наблюдали, как их принцесса крепчала, вначале у нее улучшилась она осознала, что может руководить не только родителями, но и своими конечностями.

Переворачивая ребенка на животик, мама меняет мир крохи, уже по истечении нескольких недель девочка может несколько минут держать голову в поднятом положении и смотреть на окружающий ее мир. Вполне естественно, что спустя еще пару недель ей хочется самой крутиться с одного бочка на другой, а затем переворачиваться на животик и обратно на спинку, не дожидаясь милости от родителей.

Чем старше становится девочка, тем интенсивнее происходит ее развитие. Девочки в 6 месяцев практически всегда могут сидеть, они научились ползать по-пластунски, Они с удовольствием играют любимыми игрушками, самостоятельно берут, кладут или бросают их. Родители должны всячески поощрять движение своей малышки, хитрить, раскладывая дорогие ее сердцу предметы в стороне, тогда у нее появится стимул для ползанья и поворотов. Кроме того, существенно расширяется список допустимых физических упражнений. К плаванью и развивающей гимнастике можно подключать занятия на фитболе.

Обязательные навыки

На этом этапе родители часто интересуются у врачей: что должна уметь девочка в 6 месяцев?

  • Ребенок в полгода очень активный, чтобы удовлетворить жажду познания, он должен уметь вертеть головой и поворачиваться всем туловищем, сидеть, переворачиваться, вставать на четвереньки, пробовать ползти, брать руками предметы и класть их обратно.
  • Развивается мелкая моторика, помочь в этом можно, давая малышке пощупать разные по фактуре, температуре, прочности и размеру предметы. Это могут быть купленные в детских магазинах развивающие игрушки или сделанные своими руками, малышам на самом деле неважно, чем играть, лишь бы было разнообразие.
  • Дети в 6 месяцев довольно развиты интеллектуально и эмоционально. Они уже знают свое окружение, умеют показать огорчение, радость, тревогу, восторг. У них появляются гастрономические предпочтения, формируются вкусовые пристрастия.
  • Ребенок очень хорошо может фокусировать взгляд на движущихся предметах и любит игры с мячиком, машинкой, ему по душе игрушки, в которых есть за что подергать, есть вращающиеся и передвигающиеся элементы.

А что такого?

Кто-то, прочитав эти строки, порадуется за своего малыша, кто-то может и встревожиться. Что если малыш не умеет производить те или иные действия, неужели он отстает в развитии? Совсем необязательно - любое отставание или проблемы со статокинетическим, физическим или психологическим состоянием малышей - это вопрос, который должен утвердить или опровергнуть врач.

Если, по-вашему, наступило время, когда сажать девочек уже пора, а ваша малышка все никак не желает порадовать родителей, не стоит насильно ее усаживать, лучше обратиться к специалистам.

Педиатр может определить первичные проблемы и оценить степень отставания от тех или иных норм комплексно. Важно учитывать наличие сопутствующих заболеваний, то, родился ли ребенок доношенным, с нормальным весом и ростом, или они были недостаточны, были ли у него проблемы с тонусом мышц или другие симптомы неврологического характера.

Если насильно пытаться усадить ребенка, причем делать это часто и подолгу, проблем со спинкой малышу в будущем не избежать. При искривлении позвоночника не только будет страдать опорно-двигательный аппарат (что само по себе очень плохо), но и внутренние органы из-за смещения могут развиваться аномально.

Первые шаги: помощь или вред?

В контексте этой проблемы актуальным будет еще один вопрос, касающийся такого приспособления, как ходунки: для девочек можно их использовать или не стоит? Однозначно - нет, если еще малышка не сидит самостоятельно. А дальнейшее их использование - это вопрос развития навыка ходьбы.

Производители этого аксессуара утверждают, что вреда он не причиняет. Ряд педиатров также не видят проблемы в использовании ходунков. Другая половина детских врачей, среди которых и педиатры, и физиотерапевты, и ортопеды, утверждают, что механизм перемещения малышей в ходунках не имеет ничего общего с нормальным хождением. Часто малыши не хотят учиться ходить самостоятельно, ведь для этого нужно научиться правильно ставить ногу, держать равновесие, иногда и падать.

Конечно же, даже те малыши, которые бегают в ходунках до года и дольше, со временем распрощаются с этой штуковиной и пойдут самостоятельно, вопрос в другом: стоит ли оттягивать этот момент ради кратковременной разгрузки родителей?

Горшок для принцессы

Еще одно замечательное место, которое дети используют как некое сиденье, - это горшок. Очень часто молодых мам атакуют настоятельными рекомендациями многоопытные бабушки, от всей души они советуют приучать чадо к горшку как можно раньше. Когда наступит этот возраст? Детские психологи в один голос утверждают, что ребенок поймет окончательно и бесповоротно, для чего ему этот предмет личной гигиены, после года. До этого времени его можно познакомить с горшком, начиная с демонстративных высаживаний (но не раньше чем с 6 месяцев), которые будут длиться буквально пару минут (не более пяти!).

Из-за того что сидеть на таком «троне» долго нельзя, педиатры не рекомендуют приобретать горшок со встроенными игрушками, музыкальным сопровождением, рулем, кнопками и другими девайсами. Горшок - это не развивающий и не развлекательный комплекс, а всего лишь сосуд для справления нужды.

Вокруг вопроса, когда можно сажать ребенка ведутся многочисленные споры. Раньше этот процесс приравнивался к естественному развитию и исходил из физических возможностей ребенка. Сегодня опытные педиатры предлагают родителям четкие рекомендации, которых необходимо придерживаться. Сажать ребенка необходимо в зависимости от уровня развития костной и мышечной системы. Эти системы должны быть подготовлены к возможности сидеть. Некоторые дети стремятся сидеть в возрасте пяти месяцев, если подкладывать под спинку мягкую подушку. Безусловно, самостоятельно сидеть на твердой поверхности вряд ли поучиться без поддержки. Подавляющее большинство малышей может самостоятельно сидеть к полугоду. Не рекомендуется раньше времени стремиться сажать ребенка самостоятельно, так как костная и мышечная система является неокрепшей.

Как подготовить ребенка самостоятельно садиться?
Для того чтобы процесс высаживания носил безопасный характер, необходимо малыша тщательно подготовить к нему. В развитии ползания и сидения большая роль принадлежит гимнастике. Если гимнастикой заниматься регулярно, то мышечная система начнет укрепляться. Можно время от времени проводить тренировку, в которой ребенок пытается дотянуться ручками до ладоней родителей, понемногу подтягиваясь. Угол наклона постепенно в таком упражнении должен увеличиваться. Эффективно также проводить разнообразные упражнения по развитию мышц малыша: наклоны, повороты. Полезно проводить регулярный легкий массаж малыша. Правильно организованная подготовительная работа к сидению малыша приводит к тому, что вопрос о том, когда малыш сядет, отпадает, так как ребенок, в силу своего физического развития, начинает сидеть самостоятельно.

Врачи и педиатры не рекомендуют сажать ребенка раньше времени, так как это может привести к негативным последствиям. Процесс сидения малыша без подготовительной работы может привести к тому, что детский позвоночник не справится с нагрузкой. В результате такой перегрузки происходит нарушение соединений между позвонками. Такая травма чревата многими заболеваниями в будущем, в том числе и такой распространенной проблемой, как сколиоз. Особенно специалисты не советуют сажать рано девочек, так как это может стать причиной искривления костей малого таза, что впоследствии негативно отразиться на детородной функции. Также, по мнению врачей, ранняя высадка девочек приводит к искривлению матки и более серьезным патологиям, вплоть до бесплодия. Не стоит рисковать и следовать американской системе, суть которой заключается в посадке детей с рождения.

В какое время сажать мальчиков?
Можно сажать мальчиков постепенно начинать с 4-5 месяцев с проведением подготовительных упражнений. В это время очень можно помогать малышу, придерживая его позвоночник, чтобы избежать чрезмерного давления на позвоночник. До четырехмесячного возраста дети имеют слаборазвитые брюшные мышцы, что отрицательно влияет на позвоночник при сидении. Обычно мальчики к шести месяцам могут самостоятельно сидеть. Если малыш пытается начать сидеть самостоятельно раньше, то не стоит ему в этом противостоять, можно только помочь. Это говорит о том, что его мышцы являются сформированными.

Когда правильно сажать девочек?
С посадкой девочек вопрос является трудным. Посадка раньше времени чревата осложнениями. Врачи и педиатры не рекомендуют с посадкой девочек. Можно сажать девочек не раньше семимесячного возраста. Но этот факт не является медицинским доказанным, однако все же, рисковать здоровьем нецелесообразно. Таким образом, сажать мальчиков можно в любое время с учетом уровня его подготовки, а с посадкой девочек рекомендуется не торопиться. Более подробную информацию о том, когда можно сажать ребенка рекомендуется изучить с помощью видео:

Роль дополнительных приспособлений в обучении ребенка сидеть.
В век современности в детской индустрии появилось много приспособлений для помощи родителям – ходунки, прыгунки, шезлонги. Некоторые предполагают, что такие изделия таят в себе опасность, так как не способствуют естественному развитию малыша и сажать малыша в них не стоит. Однако большая часть считает, что подобные изобретения относятся к современным технологиям, благодаря которым ребенок развивается. Конструкция ходунков представляет собой каркас в виде шортиков, который оснащен пружинами. Такое изделие фиксируется в дверной конструкции. В ней ребенок получает возможность прыгать, развивая мышцы ног. Ходунки, оснащены специальными колесиками, для того, чтобы ребенок мог передвигаться. Сажать ребенка в прыгунки, шезлонги, ходунки и другие дополнительные приспособления можно только тогда, когда он научился самостоятельно держать спинку. Спинку ребенок начинает держать без поддержки к шести или семи месяцам, когда его позвоночник достигает определенного этапа формирования, поэтому в это же время можно учить сажать. Иногда производители, дезинформируя покупателей, указывает неверное время начала эксплуатации изделия. Поэтому при их приобретении можно проконсультироваться со специалистом.

Перед тем как сажать ребенка в ходунки или прыгунки важно обратить внимание на положение стопы. Если движения малыша сопровождаются неестественным положением, то это может отрицательно повлиять на обучение ходьбы в дальнейшем. В прыгунах, шезлонге и ходунках ребенка всегда нужно сажать под наблюдением взрослого.

Таким образом, вопрос о том, когда можно сажать кроху является довольно важным, так как его костная и мышечная система является не до конца окрепшей до определенного времени. Каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому надо прислушиваться к себе и руководству педиатров в этом вопросе.