Конспект занятия на тему: "Овощи" в старшей группе. План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Занятие в старшей группе "Овощи и фрукты - витаминные продукты"

Закрепить представление об основных свойствах овощей (вкус, форма, цвет, величина);

Обогатить речь детей новыми словами (свекольный, оранжевый, хрустит); формировать умение различать геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник);

Учить размещать предметы в соответствии с расположением заместителей;

Составлять целое из частей;

Закрепить понятие «один», «много».

Воспитывать любознательность, интерес к занятиям по математике.

МАТЕРИАЛ: тыква, капуста, морковь, лук, свекла, доска, нож, наборное полотно, геометрические фигуры, карточки с цифрами от 1 до 3. Рисунки на отдельных карточках (солнце, дождь, грунт, человек, лейка). Листы картона, разделены на 4 части на каждого ребенка.

Ход занятия:

Воспитатель: К нам в гости пожаловал Тыква - хозяин огорода, и принес нам целую корзину каких-то вещей. Давайте посмотрим, что же нам принес Тыква в корзине. (Морковь, свекла, помидоры, лук, капуста). Как все это назвать одним словом? (овощи). Давайте очень тихо скажем: «Овощи», теперь громче, и очень громко. Сколько гостей к нам пришло? А сколько овощей? Давайте посмотрим, какие овощи нам принес Тыква. (Дети по очереди достают овощи, и вместе с воспитателем определяют их форму, величину). Какого цвета капуста? Белого? А помидор? Он такого же цвета как и капуста? (Нет, они разного цвета. Помидор красный. Капуста белого цвета.)

Воспитатель: Капуста белого цвета, а помидор красный (Так же дети сравнивают цвет моркови с цветом помидора и закрепляют новое слово (оранжевый) в индивидуальных и хоровых ответах. Затем воспитатель уточняет, где именно растут овощи, какие нужны условия для их роста). Где растут овощи? (овощи растут на огороде). Что помогало овощам расти? Что их согревало? (Солнышко). Найдите картинку с рисунком солнышка. Какое оно?

Воспитатель: А что поливало овощи? (водичка). Найдите картинку с рисунком дождика. А теперь давайте представим, как солнышко грело овощи, а дождь их поливал. (потянуть руки к солнышку, коснуться щечек...) А когда дождя не было, кто поливал овощи? (люди) Чем поливали? (лейка). Найдите картинку с рисунком лейки. А в чем росли овощи? (В земле). Найдите картинку с рисунком земли. Сколько помощников помогало овощам расти? (Много). Давайте еще раз их вспомним. (Солнце, дождь, люди, земля). Теперь давайте вспомним, как мы помогали сажать огород.

Проводится игра «Посадим огород».

(Воспитатель раздает детям карточки и предлагает карточку с заданием - помидор заменить красным кружочком, морковь - оранжевым кружочком. Затем предлагает малышам показать, как они помогали взрослым на огороде).

Проводится игра «Что делали мы не скажем, а лучше покажем».

Воспитатель: Дети, а зачем Тыква принес овощи? Так, чтобы мы о них больше узнали. А вы хотите узнать, на что похожи овощи, когда их разрезать пополам? (Воспитатель разрезает капусту пополам). На что похожа половинка капусты? (На круг). Найдите у себя на тарелке круг, которым можно заменить капусту. (Дети выбирают самый большой круг и кладут перед собой. Затем воспитатель разрезает свеклу.) На что похожа половинка свеклы? (На круг). Найдите у себя на тарелке круг, которым можно заменить свеклу. (Дети выбирают круг среднего размера, показывают и кладут перед собой). Какой он большой или маленький? Он больше или меньше чем этот круг? (Меньше). Что заменит круг, оставшийся на тарелке? (Лук). (Воспитатель берет морковь и режет вдоль, показывает детям). На что похожа половинка моркови? (На треугольник). Найдите треугольник на тарелке и положите рядом с кругами. Сколько кругов? Треугольников? Какой цифрой мы обозначим количество треугольников? (цифра один). (Закрепить, что большой круг - это капуста, меньше - свекла, маленький - лук, треугольник - это морковь).

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Угадай на вкус».

(Задание: определить на вкус овощ и показать соответствующую геометрическую фигуру)

Дети, что мы делали с овощами? (резали пополам, пробовали). А что мы можем из них сделать? Конечно, приготовить разные блюда. Назовите, какие блюда готовит ваша мама. А чем полезны овощи? В них много витаминов? Может кто-то прочтет стихотворения о пользе овощей? (Чтение стихов).

И мне, и Тыкве понравилось, как вы отвечали сегодня, работали. Тыква угощает вас яблочно - морковным соком.

Таня Богданова
Конспект занятия «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи "

Образовательные задачи :

Закрепление представлений об овощах ;

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи »

Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, с уменьшительно-ласкательным значением);

Учить употреблять глаголы.

Развивающие задачи :

Развитие связной речи (составление описательного рассказа) ;

Зрительного внимания и восприятия;

Артикуляционной и тонкой и общей моторики;

Творческого воображения;

Развивать внимание, память.

Воспитательные задачи :

Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, умение выслушивать ответы сверстников;

Учить отвечать полным ответом.

Оборудование :

Атрибуты овощей (капуста, морковка, лук, огурец, свекла, морковь, помидор) ;

Листочки (из бумаги для дыхательной гимнастики) ;

Костюм огородника;

Свежие овощи для угощения .

Предварительная работа :

Рассматривание овощей ;

Беседа о пользе овощей ;

Знакомство со схемой "Овощи ";

Составление рассказов по схеме;

Разучивание пальчиковой гимнастики;

Ход занятия

I. Организационный момент

Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

Сядет, тот, кто назовет приметы осени (птицы на юг улетают, люди собирают урожай и т. д.)

II. Дыхательная гимнастика

Дети выполняя дыхательную гимнастику и дуют на листочки

Дует легкий ветерок – ф-ф-ф

И качает так листок – ф-ф-ф

(Спокойный выдох)

Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф

И качает так листок – Ф-Ф-Ф

(Активный выдох)

Дует ветер, качаются листочки и поют свои песенки :

Осенние листочки на веточках висят

Осенние листочки детям говорят :

Осиновый – а-а-а

Рябиновый – и-и-и

Березовый – о-о-о

Дубовый – у-у-у

Дети хором поют «а-а-а» , «и-и-и» , «о-о-о» , «у-у-у»

III. Упражнение «Наша грядка»

Ребята, вы сказали, что осенью собирают урожай овощей . Сейчас мы вспомним, что растет на нашей грядке.

«Наша грядка»

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат –

Наша грядка просто клад.

Шесть овощей на нашей грядке

Перечисли по порядку.

Если слушал ты внимательно,

Назовешь их обязательно.

Назовите одним словом, что выросло на грядке? (Овощи )

IV. Введение в тему

Правильно овощи , они растут в огороде на грядке. А как растут овощи ? (растут в земле, над землей, на кустах….)

А одинаковые ли они? (нет)

Чем они отличаются? (по цвету, форме, величине, вкусу)

Как их собирают? (срывают, выкапывают, выдергивают, срезают, срубают)

Что можно приготовить из овощей ? (пюре, суп, сок, салат, голубцы, котлеты, икру овощную )

Какие овощные соки можно приготовить (морковный, томатный, свекольный, огуречный)

Скажите, как готовят овощи ? (моют, режут, жарят, варят, тушат, солят, маринуют, замораживают, запекают)

Вы так много знаете об овощах , а не хотите ли отправиться в путешествие? (Да)

Я приглашаю вас отправиться в страну Огородную. Вы уже догадались, кто там живет? (Овощи ) А вы помните, кто ухаживает за овощами ? (огородник)

Я сейчас, превращусь в огородника, не простого, а в волшебного. Закройте глаза и сосчитайте до пяти.

Здравствуйте ребята. Вы готовы к путешествию, тогда нужно сказать волшебные слова : «Вокруг себя повернись, в семена превратись»

Дети поворачиваются вокруг себя и надевают маски овощей .

V. Релаксация

Я превращаю вас в маленькие семена овощей . Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянуться к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекало солнышко, завяли растения. Расслабтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление)

Упражнение «Толстушки – худышки»

Тыква (надувают щеки) – огурец (втягивают щеки) и т. д.

VI. Игра «Собираем урожай»

Поздним летом в огороде

Собирается народ

Зрел все лето урожай!

Что собрали? Отгадай?

1. Здесь весною было пусто.

Летом выросла …. (капуста - капустка)

2. Собираем мы в лукошко

Очень крупную…. (картошку-картошечка)

3. От дождя земля намокла –

Вылезай толстушка…. (свекла - свеколка)

4. Из земли – за чуб плутовку!

Тянем сочную…. (морковку-морковочка)

5. Помогает деду внук –

Собирает с грядки …. (лук - лучок)

6. Вкусно выглядит синьор,

Ярко-красный (помидор - помидорчик)

7. Под листом укрылся молодец

Зеленый, длинный ….(огурец - огурчик)

Вот и все! Хоть и устали,

Урожай мы весь собрали!

VII. Физминутка

Решил огородник похвастаться своими овощами и устроил парад .

«Марш овощей »

Плавно идет капуста

(Шаг с носочка)

Важно шагает помидор

(На всей стопе)

Осторожно идет лук

(На носочках)

Не спеша вышагивает картошка

(На пятках)

Вприпрыжку спешит морковка

(Подскоки)

Маршируют молодцы – огурцы

(Шаг марша)

VIII. Составление описательного рассказа по схеме

Овощи , а сейчас я хочу, чтобы вы рассказали мне о себе. А поможет вам в этом схема. Давайте вспомним, что обозначают эти символы. (цвет, форма, вкус, где растет, как растет, что готовят)

Дети составляют рассказ про свой овощ по схеме .

Какие же вы молодцы.

А закончим мы наше путешествие приготовлением «овощного супа » .

IX. Пальчиковая гимнастика

«Хозяйка однажды с базара пришла» Ю. Тувим

Хозяйка однажды с базара пришла

(Шагают на месте)

Хозяйка с базара домой принесла

(Загибают пальцы на руках)

Петрушку и свеклу

Вот овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкуснее всего на столе

(Попеременно ударяют кулачками)

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу

(Загибают пальцы на руках)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

(Стучат ребром ладони по другой раскрытой ладони)

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу

(Загибают пальцы на руках)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

(Складывают руки накрест)

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу

(Загибают пальцы на руках)

И суп овощной получился , не плох!

(Показывают, как едят суп)

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, четыре, пять – вижу снова я ребят.

Где мы с вами были? Чем занимались?

Посмотрите, огородник нам оставил подарок, свежие овощи . Угощайтесь.

Черкашина Ирина Владимировна
Учитель-логопед, высшая категория МБ ДОУ детский сад общеразвивающего вида № 52 «Голубой вагон» г. Батайск Ростовская область

Пояснительная записка.
Конспект занятия является демонстрацией опыта работы учителя-логопеда в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (I год обучения) на логопункте ДОУ. Представлено фронтальное занятие по формированию лексико-грамматического строя речи, на тему: «Овощи. Огород.».
Для своего показа логопед выбрала лексико-грамматическое занятие, так как нередко к старшему дошкольному возрасту выясняется, что лексико-грамматические категории у детей страдают. В этом возрасте дети ещё продолжают учиться осваивать родной язык, и задача педагога – помочь им в этом.
Опираясь на общеобразовательную программу, мы знаем, что к концу I квартала у детей в достаточной степени накапливается словарь об осени и осенних явлениях, этому способствует вся текущая педагогическая работа. Поэтому занятие логично вошло в систему планирования группы.

В конспекте изложены тема, цели, задачи, план и ход проведения логопедического занятия. В логопедическом занятии необходимо выдерживать чёткую структуру построения. Каждая часть занятия выполняет свою определённую цель. В занятии логопедом сделан акцент на упражняемость, подобраны задания на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, что соответствует требованиям, предъявляемым к коррекционным занятиям.
Для достижения целей занятия используются все группы методов: наглядный, словесный, практический, которые отображают одну тематику и взаимосвязаны. Использованный комплекс методов позволит повысить результативность – освоение детьми лексико-грамматических категорий. Данные методы раскрываются при использовании разнообразных приёмов.
Из основных приёмов, используемых в логопедии, для занятия были отобраны следующие: образец речи педагога, вопросы, речевые пояснение к действиям. Кроме того, обучение опирается на наглядные и практические приёмы: использование иллюстративно-наглядного материала, подобранного в соответствии с возрастными особенностями детей. Широко использовались дидактические игры и упражнения.
На занятии выстраивается личностно-ориентированное взаимодействие с детьми: выслушать мнение каждого ребенка, поддержать их рассуждения предвосходящей оценкой, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого из них.
В ходе занятия активизируются следующие психические процессы: слуховое внимание в работе над словообразованием, составлением предложений; логическое мышление, зрительное восприятие (через разрезные картинки).
Как необходимый элемент логопедического занятия широко используются задания на развитие мелкой и общей моторики (релаксация, пальчиковая гимнастика, практическая работа с пособием сделанным руками логопеда).

(Первый год обучения)
Программное содержание:
1. Активизация пассивного и активного словаря по теме: “Овощи”
2. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.
3. Учить образовать уменьшительно-ласкательную форму существительного.
4. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление.
5. Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику.

Оборудование:
Картинки с изображением овощей, сюжетная картина по теме «Сбор урожая», наборное полотно, муляжи овощей, мяч; вязанные стручки гороха (с кнопочками внутри) застегивающиеся на молнию, коробочки где вязанные горошинки (с пришитыми кнопочками) смешаны с фасолью.

Ход занятия:
I Организационный момент.
Релаксация.
Логопед: Сегодня на занятии мы превратимся в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли-росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление)
Логопед: Молодцы!
II Изучение новой темы.
Игра «Четвертый лишний»
Логопед: Ребята, я сейчас покажу вам картинки, а вы мне скажите, что лишнее.
Логопед: Картошка, капуста, редис, яблоко.
Дети: Яблоко!
Логопед: Помидор, огурец, тыква, малина.
Дети: Малина!
Логопед: Кукуруза, баклажан, перец, лисички.
Дети: Лисички!
Логопед: Молодцы! Хорошо справились с заданием! А почему лисички, малина, яблоко лишние?
Дети: Потому что это не овощи.
Логопед: Правильно! Сегодня мы с вами поговорим об овощах! Скажите, а где растут овощи?
Дети: На огороде. На земле и под землей.
Игра «Что как растет?»
На доске выставляется наглядное пособие «Как растут овощи»
Логопед: У моркови, свёклы, картофеля, репы — плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй;
Логопед: Ау огурца, капусты, кабачка где растут плоды?
Дети: Плоды растут на земле.
Логопед: У помидора, гороха, перца. Баклажанов?
Дети: Плоды растут на веточках.
Логопед: Правильно! Молодцы!
III Развитие связной речи.
Беседа об овощах с рассматриванием картины.
На наборное полотно выставляется сюжетная картинка «Сбор урожая»
Логопед: Ребята, посмотрите на картину, внимательно. Какое время года нарисовано?
Дети: Осень.
Логопед: Что делают люди? Какие овощи они собирают? Куда они их складывают?
Обсуждение картины.
Игра «Собираем урожай!»
Логопед: А сейчас я буду показывать картинки, изображающие овощи, а вы будете составлять предложение про то как собирают этот овощ.
Логопед показывает морковь, капусту, картофель, редис, огурец, кукурузу и т. д.
Дети: Морковь выдергивают; капусту срезают; картофель выкапывают, редис выдергивают, огурец срывают, кукурузу обрывают и т. д.
Логопед: Вот какие мы молодцы! Весь урожай собрали правильно! Теперь пора отдохнуть.
IV Пальчиковая гимнастика.
1. Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу),
Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по-очереди пальцы на руках):

Ох! .. (хлопок в ладоши)
2. Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по-очереди пальцы):
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла?
Ох!..(хлопок в ладоши)
3. Хозяйка тем временем ножик взяла (раскрытой ладонью, поставленной на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки).
И ножиком этим крошить начала (загибаем по-очереди пальцы):
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.
Ох!..(хлопок в ладоши)
4. Накрытые крышкой, в душном горшке (накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак — в ритм стихотворения меняем руки)
Кипели, кипели в крутом кипятке (загибаем по-очереди пальцы на руках):
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла.
Ох!…(хлопок в ладоши)
И суп овощной оказался неплох! (гладим себя ладошкой по животу)
V Образование относительных прилагательных от существительных.
Дидактическая игра “Повар и овощи”
Логопед: Ну вот отдохнули, а теперь из собранного нами урожая давайте приготовим что-нибудь вкусное.
Логопед: Сделаем из овощей салат. Какой получился салат?
Дети: Получится овощной салат.
Логопед: Салат из капусты?
Дети: Капустный.
Логопед: Из свёклы?
Дети: Свекольный.
Логопед: Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра?
Дети: Кабачковая.
Логопед: Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре?
Дети: Картофельное.
Логопед: Из помидор сделаем сок — томатный сок.
Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.
VI Образование уменьшительно-ласкательной формы существительного.
Игра «Назови ласково» (с мячом).
Логопед: Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.
Логопед: Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.
VII Развитие мелкой моторики.
Детям раздаются вязанные стручки гороха (с кнопочками внутри), коробочки где вязанные горошинки (с пришитыми кнопочками) смешаны с фасолью.
Логопед: Ребята посмотрите, все горошинки разбежались и смешались с фасолью. Давайте мы с вами соберем наши горошинки и вернем их домой, крепко присоединив к стручку, чтобы они больше не убегали.
Логопед: Молодцы! Все справились и вернули горошинки в домики, а теперь застегните стручки на молнию.
VIII Итог.
Логопед: О чём мы говорили на занятии?
— Что вы нового узнали об овощах?
— Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии
— А сейчас, внимательно, послушайте какое я вам дам задание:
За обедом, обязательно обратите внимание, какие блюда повар приготовил из овощей.

занятие систематизирует знания детей об овощах, их вкусовых качествах.Учит детей анализировать, развивает логическое мышление, развивает связную речь, обогощает словарь детей.В процессе занятия также решаются коррекционные задачи, используются здоровьесберегающие технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Овощи» в старшей группе

Программные задачи : систематизировать знания детей об овощах, их вкусовых качествах. Продолжать учить анализировать, выстраивать логические цепочки. Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.

Коррекционные задачи : учить правильно дышать во время проведения пальчиковой гимнастики, соотносить текст с движениями рук, следить за правильным проговариванием окончания.

Ход занятия.

(Дети стоят с воспитателем)

В-ль: ребята, а какое сейчас время года?

Дети: осень.

В-ль: почему вы так решили?

Дети называют приметы осени.

В-ль: да сейчас осень, листья становятся багряными, желтыми, как у этой ветки (беру из вазы ветку с привязанными к ней осенними листьями). Сейчас вы ненадолго станете осенним ветерком.

Дыхательная гимнастика . Предлагаю детям подуть на листья, не надувая щек: слабо, сильно, легко.

Предлагаю детям присесть на стульчики.

В-ль: а теперь отгадайте мои загадки, а отгадки найдите на сенсорных подвесках:

1.а на крайней грядке – длинные загадки

В этой грядке Дед Мороз

Летом прячет длинный нос (морковь)

2.сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).

3. сто одежек и все без застежек (капуста).

4. как на нашей грядке выросли загадки-

Крепкие зеленые, хороши соленые (огурцы).

В-ль: а как назвать наши отгадки одним словом?

Дети: овощи.

В-ль: а какие вы еще знаете овощи?

Дети перечисляют овощи.

В-ль: а как называют людей, которые выращивают овощи?

Дети:овощевод, огородник, дачник, колхозник.

В-ль: что необходимо овощам для их роста?

Дети: солнце, тепло, вода, свет и т.д.

В-ль: ну, уж если мы овощеводы, то должны знать какими бывают овощи на разной стадии развития. (предлагаю детям игру: «Что сначала, что потом»)

Установка: Вам необходимо последовательно разложить карточки и затем рассказать, что происходит с данным растением.

В-ль: все хорошо справились с этим заданием, молодцы. А теперь наступило время отдыха.

Физкультминутка: в огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем,

И картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный,

Щавеля нарвем немножко,

И вернемся по дорожке.

В-ль: а для чего мы вырастили овощи?

Дети: это вкусно, полезно и т. д.

В-ль: да, витамины есть в овощах и они помогают нашему организму расти бодрыми, здоровыми, веселыми. Овощи в большом количестве бывают летом и осенью.А как быть весной и зимой, когда вся земля отдыхает под снегом? Человек же не должен оставаться без овощей и их полезных веществ. Что придумали люди, чтобы сохранять впрок овощи?

Дети: консервирование, квашение, соление и т. д.

В-ль: а какие вы знаете из овощей блюда?

Дети: сок томатный, салат из капусты и т.д.

В-ль: сегодня я хочу угостить своим любимым блюдом из разных овощей- это винегрет.

Предлагаю детям пересесть за столы и покушать винегрет.

В-ль: это блюдо, в котором овощи по-разному сохраняют на зиму: тут и соленые огурцы, и квашеная капуста, и отварная свекла, и свежий лук. Вам понравилось мое блюдо?

В-ль: сегодня мы много говорили об овощах, их пользе. Все были активными, а тетерь будете еще и бодрыми, так как в вас сейчас витамины после съеденного винегрета.


Тема недели : «Овощной калейдоскоп».

Тема дня: Путешествуем с Чиполино .

Тема НОД: «Овощная сказка».

Цель : Активизация словаря и закрепление обобщающих понятий по теме; формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.

Задачи:

Коррекционно-развивающие: Развивать лексико-грамматический строй речи и связную речь. Развивать общую и тонкую моторику. Развивать память, внимание, мышление. Развивать речевое дыхание.

Коррекционно-образовательные: Систематизировать знания об овощах, активизировать словарь по данной теме. Упражнять в образовании относительных прилагательных, в образовании уменьшительно-ласкательных форм, согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Упражнять в правильном употреблении предлогов «на, в». Развивать связную речь

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать самостоятельность, умение слушать ответы детей. Воспитывать доброжелательность, желание помочь другим.

Интеграция образовательных областей :

Познавательное развитие: закреплять знания детей об овощах: где растут, как их убирают, как употребляют в пищу.

Социально - коммуникативное развитие: продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, продолжать формировать привычку слушать собеседника, взрослого.

Речевое развитие: продолжать работу по обогащению словаря по теме. Упражнять в образовании относительных прилагательных, в образовании уменьшительно-ласкательных форм, согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Упражнять в правильном употреблении предлогов «на, в». Развивать связную речь.

Оборудование и материалы: ноутбук, экран, проектор; слайдовая презентация «Овощи»; мешочек, овощи (помидор, огурец, морковь, лук, чеснок, перец); цветные перья, мяч, картинки, с изображением овощей: кабачок, свёкла, морковь, помидор, огурец, капуста; конвертик, наклейки, с изображением овощей.

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Целевые ориентиры

Вводная часть

Логопед загадывает загадку:

Есть у радости подруга,

Она в виде полукруга.

На лице она живет, то внезапно пропадет, то внезапно возвратится. Грусть-тоска ее боится.

Предлагает детям взяться за руки, улыбнуться друг другу: дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

Дети отгадывают загадку.

Берутся за руки, улыбаются друг другу.

Настрой детей на позитивный контакт друг с другом.

Основная часть

Обращает внимание детей на появившийся в группе мешочек.

Предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек»

Закрепляет обобщающее понятие «Овощи».

Проводит артикуляционную гимнастику:

Покажи пузатый помидор, стройную морковку, лопатку.

Обращает внимание на нарисованную корзину для сбора овощей.

Обращает внимание на появившегося почтового голубя (презентация).

Предлагает посмотреть видео письмо (презентация).

Предлагает помочь Чиполино и помирить овощи.

Проводит дыхательную гимнастику: подуй на перышко.

Проводит игру с мячом «Как растут овощи»:

Картофель – в земле

Огурец – на земле

Свекла – в земле

Помидор – на земле

Морковь – в земле

Тыква – на земле.

Проводит игру «Собери овощи»

Морковь выдергивают

Картофель выкапывают

Капусту срезают

Помидоры срывают

Свеклу выдергивают

Тыкву срывают

Проводит физминутку

В огород пойдем

Урожай соберём.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный,

И салат нарвем немножко.

И вернемся по дорожке.

Проводит игру «Поварята»

Суп из капусты – капустный

Пюре из кабачков – кабачковое

Начинка из моркови – морковная…

Проводит игру «Назови ласково»

Помидор – помидорчик

Перец – перчик

Капуста – капустка

Огурец – огурчик

Морковь – морковка

Лук – лучок.

Проводит дыхательную гимнастику.

Высказывают предположения о появлении мешочка.

Определяют на ощупь предметы в мешочке.

Закрепляют понятие.

Выполняют упражнения артикуляционной гимнастики.

Высказывают предположения о назначении корзины.

Просматривают видеописьмо от Чиполино.

Решают отправиться в огородное царство, для того, чтобы помочь Чиполино.

Выполняют упражнение на дыхание.

Упражняются в употреблении предлогов «В, На».

Берут один овощ и называют, как его нужно собирать.

Выполняют упражнение на координацию речи с движением.

Называют названия овощей из разных овощей.

Называют овощи ласково.

Выполняют дыхательную гимнастику.

Введение детей в тему.

Развито воображение, память, тактильная чувствительность.

Закреплено обобщающее понятие «овощи».

Развита подвижность органов артикуляции.

Активизированы имеющиеся знания.

Активизирована мотивация детей для дальнейшей работы.

Развиты способности совместно развертывать игру, умение договариваться.

Развито речевое дыхание.

Закреплено умение использования предлогов В, НА.

Активизирован глагольный словарь по теме.

Закреплено умение выполнять движение, согласно тексту.

Сформировано умение образовывать относительные прилагательные.

Закреплено умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных.

Развито речевое дыхание

Заключительная часть

Предлагает вспомнить, о чем говорили во время путешествия.

Предлагает украсить пустую корзину картинками.

Рассказывают о теме путешествия.

Наклеивают наклейки на корзину.

Сформировано умение обобщать и систематизировать полученные знания.

Активизировано развитие дыхания.

НОД «Овощи»

Дети заходят в группу.

Логопед: Ребята, у меня для вас есть одна загадка:

Есть у радости подруга в виде полукруга.

На лице она живет, то куда-то вдруг уйдет.

То внезапно возвратится, грусть-тоска ее боится. (улыбка)

Дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

Скажите, ребята, а откуда у нас в группе появился такой красивый мешочек?

Ответы детей

Л-д: Давайте попробуем определить. Что же внутри

Дети достают – морковь, помидор, лук .

Л-д: Как назвать все эти предметы одним словом?

Ответы детей.

Я думаю, что овощи появились у нас в группе неспроста. Ведь осень – это время сбора урожая, в том числе и овощей. Посмотрите, ребята, какая у меня естькорзина для сбора овощей, но только она пустая.

Звук почтового голубя.

Л-д: Кажется, нам пришло электронное письмо. Отложим пока корзину, посмотрим, что там за письмо. (презентация)

Чиполино: здравствуйте, ребята. Я Чиполино – мальчик луковка. Я живу в огородном царстве. Раньше мы жили дружно, не ругались. Но теперь случилась беда, овощи спорят в огородной стране, кто лучше, вкусней и нужней на земле. Так разругались, что теперь нет покоя в нашей стране. Не знаю что делать. Помогите мне!

Л-д .: Что же делать?

Ответы детей .

Л-Д : Ак как мы доберемся до огородной страны?

Ответы детей.

Л-д.: Давайте спросим у Чиполино.

Дети спрашивают.

Чиполино: Вам помогут волшебные перышки. Нужно взять перышко, произнести слова: «Раз, два, три, перышко в огородное царство меня отнеси» и подуть на него.

Дыхательная гимнастика .

Л-д : Вот мы и на месте. Я думаю, здесь мы встретим много овощей. Ребята, а вы знаете, где растут овощи и как их нужно собирать?

Овощи растут на земле и в земле. А давайте повторим, какие овощи, где растут. Я вам буду бросать мяч и называть овощ, а вы будете говорить где он растет – на земле или в земле.

Слова: огурец, свекла, помидор, картофель, капуста, морковь, кабачок, тыква, перец.

Игра «Где растет».

Л-д : А как собирают овощи, которые растут на земле – срезают, срывают.

А под землей – копают, дергают.

Посмотрите на эту большую грядку, здесь и морковка и капуста. Давайте повторим, как нужно собирать эти овощи. По очереди будем брать по одной картинке, и называть, как мы собираем этот овощ.

Слова: капуста, помидор, картофель, морковь, кабачок, огурец.

Игра «Собери урожай »

Физминутка

А теперь ребята встаньте физминутку начинайте.

В огород пойдем (дети маршируют на месте),

Урожай соберём. (идут по кругу, взявшись за руки),

Мы морковки натаскаем («таскают»),

И картошки накопаем. («копают»),

Срежем мы кочан капусты, («срезают»),

Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают руками),

Щавеля нарвем немножко. («рвут»),

И вернемся по дорожке. (идут по кругу, взявшись за руки).

Появляется слайд – овощи недовольные.

Чиполино: Посмотрите, какие недовольные овощи. Они все разругались.

Л-д: Ребята, а скажите, может, овощи правы, и кто-то из них один нам нужен? Для чего нам нужны овощи?

Давайте поиграем в поварят и покажем, что все они нам нужны на кухне.

Игра «Поварята».

Слайд «Овощи улыбаются».

Л-д: Посмотрите, как улыбаются овощи, теперь не скажешь, что это угрюмая морковь, теперь ее хочется назвать ласково – морковка.

Игра «Назови ласково»

Вот овощи помирились, и нам пора возвращаться в группу. Помогут нам наши перышки.

Чиполино: Спасибо, ребята за помощь! Теперь в нашей огородной стране опять будет порядок. В знак благодарности примите, пожалуйста, от меня подарок.

Подарок – наклейки.

Дыхательные упражнения.

«Раз, два, три, перышко в садик нас отнеси»

Л-д : Ребята, вам понравилось наше путешествие? Посмотрите на нашу пустую корзину. Давайте соберем в нее овощи, наклеим картинки, которые подарил Чиполино. У нас останется память о нашем путешествии, и вы сможете рассказать о нем своим друзьям и родным.

Дети делают коллаж.