Кризисы детского развития: как пережить и что делать? Возрастные кризисы.

По сложности протекания кризис у детей 6-7 лет может сравниться разве что с подростковым кризисом. В этом возрасте заканчивается беззаботная дошкольная жизнь малыша, он приобретает новый статус – первоклассника. Во многом кризис детей 6-7 лет обусловлен навалившимися на них обязанностями, с грузом которых маленькие ученики не всегда могут справиться без помощи родителей.

С чем связан кризис семилетнего возраста у детей

Примерно в семилетием возрасте родители сталкиваются с определенным кризисом личности, связанным с тем, что малышу нужно идти в школу. Здесь начинается новый период в жизни ребенка - младший . Родители, конечно же, весьма обеспокоены тем, насколько их чадо готово к тому, чтобы пойти в школу, справится ли с усвоением программы, как его примет новый коллектив.

В силу возрастной психологии справиться с кризисом у ребенка 7-ми лет можно только при комплексном подходе. Иногда требуется привлечение специалистов. Большинство родителей полагают, что наиболее важными моментами обучения в школе являются умение делать то, что говорят, сдерживать свои эмоции, выслушивать указания и т. д.

На первый взгляд может показаться, что ребенок постепенно достигает требуемого уровня психического развития. Действительно, о кризисе 6-летнего возраста звучат упоминания намного реже, так как в этот период малыш имеет относительно стабильную систему взаимоотношений с родителями, другими членами семьи и сверстниками. Данные отношения регламентируются при помощи целого ряда норм и требований. Ребенок выполняет ряд определенных обязанностей, например, соблюдает режим дня, помогает родителям по хозяйству и пр., кроме того, у него имеется определенное количество свободного времени.

Однако через некоторое время родители сталкиваются с одной очень важной проблемой - их чадо становится непослушным, раздражительным, все чаще капризничает. Кризис 7 лет ребенка проявляется регулярными конфликтами с взрослыми, младший школьник игнорирует те обязанности, которые раньше выполнял чуть ли не с удовольствием.

Родители замечают, что их ребенок перестал с ними взаимодействовать и никак не реагирует на напоминания, связанные с отходом ко сну, временем приема пищи и т. п. Позже он начинает спорить, прекословить, в значительной степени нарушать установленный режим дня, капризничать.

Стоит отметить, что в этот период жизни у ребенка наблюдается довольно серьезная стрессовая ситуация, связанная с тем, что социальная ситуация малыша резко меняется. Она приходит на смену отношениям между ребенком и родителями, виды деятельности младшего школьника заменяются новыми. Такой переход часто проходит довольно болезненно, он обычно сопровождается упрямством, различными негативными проявлениями. На данном этапе родители приходят в определенное замешательство - если ребенок перестает их слушать, не соблюдает ряд элементарных правил, то, как же он будет слушать учителя, когда пойдет в школу?

Психология кризиса детского возраста в 6-7 лет

Однако если рассматривать сложившуюся ситуацию с точки зрения психологии, то в кризисе у ребенка 7 лет ничего удивительного нет. Это вполне закономерный этап развития его личности, когда он переживает один из важнейших периодов своей жизни. Психологическое пространство образовавшегося кризиса представляет собой ту самую область, где ребенок начинает пробовать свои формирующиеся способности.

Дело в том, что прежде чем понять, каково это - действовать по определенным правилам, ребенок сначала должен осознать эти правила, выделить их из сложившейся жизненной ситуации. Именно это и служит причиной кризиса и непонимания между ним и его родителями. Дети постепенно выделяют те правила, которые были установлены для них, и первая их реакция - нарушение, что является вполне закономерным явлением.

А как понять, что у детей 7 лет начался кризис на физиологическом уровне? Молодой организм проходит активную стадию биологического созревания. К этому возрасту окончательно формируются лобные отделы больших полушарий головного мозга. Благодаря этому ребенок приобретает способность целенаправленного и произвольного поведения, он оказывается в состоянии планировать свои дальнейшие действия.

В этом же возрасте увеличивается подвижность нервных процессов, однако по-прежнему ключевыми являются процессы возбуждения, именно из-за них малыш непоседлив, его эмоциональная возбудимость находится на повышенном уровне. На развитие кризиса ребенка в 7 лет воздействует целый ряд окружающих неблагоприятных факторов. Психика малыша начинает по-новому реагировать на разного рода вредные внешние раздражители. К примеру, если малышу плохо, то у него возникают психомоторные возбуждения, заикания или тики. В младшем школьном возрасте у многих детей повышена общая эмоциональная возбудимость, регулярно появляются симптомы и синдромы страхов, он начинает чаще, чем раньше, проявлять агрессию.

Близость школьной скамьи также провоцирует кризис ребенка 7-го года жизни, и это связано с образованием внутренней позиции будущего первоклассника. В этом возрасте ребенок постепенно утрачивает свою детскую непосредственность. В более младшем возрасте его поведение является относительно понятным для окружающих его людей, в первую очередь для родителей. Когда у него начинается кризис семилетнего возраста, даже посторонний наблюдатель сможет заметить, что малыш лишился своей наивности и непосредственности в поведении. В общении с окружающими людьми, как со сверстниками, так и со старшими, тоже происходят определенные изменения. Его действия, начиная с этого возраста, объяснить не так легко.

Утрата непосредственности связывается с тем, что в поведение ребенка начинает вклиниваться интеллектуальная составляющая. В некоторых случаях поступки кажутся искусственными или натянутыми, они не всегда четко проявляются. Поэтому наиболее существенная черта кризисной ситуации этого возраста - разведение внешней и внутренней стороны личности, из-за которой возникает большое количество разного рода переживаний.

В этом возрасте он впервые пробует обобщить те эмоции, которые происходят внутри него. Если ситуация повторялась с ним неоднократно, то малыш в состоянии осмыслить ее и сделать вывод, как относиться к самому себе, своим успехам и положению. Он может примерно представлять себе, как отреагируют окружающие на тот или иной его поступок. Однако у переживаний есть и другая сторона - зачастую они вступают в конфликт друг с другом, что, в конечном счете, приводит к возникновению внутренней напряженности. Это не может не сказаться на психике ребенка.

Стоит отметить, что переживания ребенка в 6-7 лет имеют целый ряд своих особенностей. Они приобретают конкретный смысл, т. е. ребенок становится способен понять, какого рода переживания происходят в его душе - радуется он, огорчается, сердится и пр.

Очень часто бывает, что переживания ребенка связаны с тем, что он впервые в жизни сталкивается с новыми трудными или неприятными ситуациями, из которых ему приходится искать выход. Однако обобщение переживаний является одним из ключевых моментов для того, чтобы малыш смог преодолеть кризис семилетнего возраста.

Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, он постепенно начинает осознавать свои возможности, в его голове начинают формироваться такие жизненно важные понятия, как самолюбие и самооценка. Они в значительной степени отличаются от того, что происходило с ним раньше. Ребенок младшего возраста очень любит себя, однако самолюбия (если его воспринимать в качестве обобщенного отношения к своей личности) и самооценки в нем не наблюдается.

Кризис развития ребенка 7-го года жизни: первый раз в первый класс

Помимо этого, кризис семилетнего возраста у детей психологами связывается с формированием нового для ребенка системного образования - внутренней позиции первоклассника. Возникает оно не ежеминутно, а начинает закладываться в психике малыша, начиная приблизительно с пяти лет. Дети постепенно осознают, что в ближайшее время им придется идти в школу, многие из них ждут этого момента как праздника, для них более привлекательными становятся серьезные дела, которые уже выбиваются из игрового процесса. Поэтому зачастую ребенок на этой стадии начинает нарушать сложившийся распорядок дня в детском саду, общество младших дошкольников становится для него в тягость. Он начинает понимать, что ему необходимы новые знания. Таким образом, возникает потребность в учении, которая может реализоваться после того, как малыш первый раз отправится в первый класс.

Иногда ситуация начинает развиваться в другом ключе. Детский кризис 7 лет может развиться и в том случае если дети под влиянием определенных обстоятельств не оказываются на школьной скамье, однако их позиция школьника к этому моменту полностью сформировалась. У детей возникает желание пойти в школу, они стремятся занять новое положение в обществе, обыкновенная дошкольная деятельность перестает их удовлетворять. Ребенок в этом возрасте стремится, чтобы его новая социальная позиция была признана окружающими. Он начинает протестовать против того, что родители относятся к нему как к маленькому. При этом совершенно не важно, где это происходит - на улице, среди незнакомых людей, или же дома, когда рядом только близкие люди. Подобный протест может выражаться в самых разных формах.

Само собой разумеется, что кризис семилетнего возраста формируется не ежеминутно, поэтому психологи выделяют сразу несколько этапов становления позиции будущего школьника. Прежде всего, они отмечают, что ближе к семи содам дети начинают положительно воспринимать школу, Даже несмотря на то, что основные содержательные моменты учебного процесса остаются для них загадкой. По большому счету, такая позиция ребенка остается еще дошкольной, он ее попросту переносит на школьную почву. Ребенок стремится пойти в школу, однако не собирается менять свой привычный образ жизни. В его сознании формируется позитивный образ этого учебного заведения за счет внешних атрибутов: ему становится интересно, есть ли там определенная форма одежды, как будут оценены его успехи, как придется там себя вести.

Следующий этап развития позитивной позиции будущего ученика по отношению к школе представляет собой возникновение ориентации на действительность учебного заведения, в частности, на ее содержательные моменты. Однако, прежде всего ребенок обращает внимание не столько на сам обучающий процесс, сколько на социализацию в коллективе.

Последний этап, связанный с формированием кризиса 7-летнего возраста, представляет собой непосредственное возникновение позиции ребенка, когда у него уже формируются социальная направленность и окончательная ориентация на ключевые составляющие жизни в самой школе. Однако, как правило, школьник полностью осознает это только ближе к началу третьего класса начальной школы.

Кризис младшего школьника и мотивы первоклассника

Кризис младшего школьника во многом провоцируется активным развитием мотивационной сферы, когда у него появляются новые мотивы совершить или не совершить тот или иной поступок. Здесь ключевую роль играют мотивы, которые могут побудить будущего первоклассника отправиться в школу:

  • познавательная деятельность, выражающаяся в учебном процессе;
  • мотивы, направленные на появление новых знакомств, кроме того, они связаны с принятием как данности того, что учиться необходимо;
  • ребенок стремится занять новое положение в отношениях с окружающими его людьми, т. е. он, по большому счету, переходит из одной социальной группы (дошкольники) в новую (учащиеся средней школы);
  • мотивы, которые имеют внешнюю направленность, ведь ребенку приходится так или иначе подчиняться требованиям, предъявляемым ему взрослыми людьми; V игровой мотив, переносимый в его сознании в новую сферу, которая теперь представляет собой учебу;
  • соревновательный мотив, базирующийся на получении более высокой оценки по сравнению с другими учащимися класса.

Чтобы подробно изучить все мотивы, которые движут поведением ребенка, можно воспользоваться одним хорошо проверенным психологическим методом. Предложите малышу небольшой рассказ, где каждый из героев по-своему объясняет свое желание идти или не идти в школу. При этом ребенок должен будет выбрать одну из предложенных версий. Как говорят детские психологи, дети в возрасте около шести лет имеют высокую побудительную силу игрового мотива, который зачастую сочетается с социальным или позиционным мотивом. В обучающих условиях (если 6-летний ребенок уже посещает школу) данный мотив постепенно отходит на второй план, а ему на смену приходят позиционный и познавательный. Этот процесс идет значительно медленнее, чем у шестилетнего ребенка, который пока не ходит в школу.

Эти данные говорят о том, что отдавать ребенка в школу до тех пор, пока он не достигнет определенного возраста, не следует. Так называемы1 «кризис первого класса» может весьма негативно сказаться на его развитии.

Психологи заметили, что между дошкольным и младшим школьным возрастом ребенок резко меняет свою самооценку. До достижения шести-семи лет он воспринимает себя исключительно положительно, причем это совершенно не зависит от того, в какой сфере он себя оценивает. Психологи наглядно демонстрируют проявление кризиса детского возраста в 6-7 лет при помощи простейшего упражнения под названием «Лесенка». Ребенку предлагают определить свои навыки и умения и поставить их на определенную ступень лестницы в зависимости от того, как он оценивает себя. Дети до шести лет всегда ставят себя на самую верхнюю ступень и определяют свое развитие как наиболее высокое.

Перед поступлением в школу ответы ребенка начинают резко изменяться. Во многом кризис первоклассника связан с тем, что он начинает разграничивать Я-реальное (тот человек, каким он является на самом деле в настоящий момент) и Я-идеальное (кем бы он хотел стать или какими навыками овладеть). Самооценка растущей личности становится более адекватной, малыш не собирается больше располагать себя на самой высокой ступени, однако уровень притязаний, который диктуется ему со стороны идеального Я, остается очень высоким.

В этом же возрасте очень сильно меняется отношение ребенка к взрослым. Примерно к семи годам дети постепенно начинают отличать свое поведение при общении с близкими людьми и прочими взрослыми, пусть даже и посторонними. Если спросить шестилетнего ребенка, о чем с ним может заговорить посторонний человек, то он ответит, что он предложит поиграть, позовет куда-нибудь. Получается, что дети в шестилетнем возрасте воспринимают чужих взрослых людей как приятелей или же, как близких. Но буквально через пару месяцев после того, как ребенку исполняется шесть лет, он может предложить сразу несколько вариантов относительно общения с посторонним человеком, рассказать, чего именно он ждет от обращения чужого. Например, дети зачастую говорят, что посторонний может попробовать узнать их адрес, имя и телефон. Они начинают постепенно различать разницу общения между близкими и чужими людьми.

В возрасте семи лет начинают формироваться произвольная умственная деятельность и поведение. Именно в этом возрасте ребенок становится способен воспринимать и удерживать ряд определенных правил, причем их значимость существенно возрастает. Все эти способности появляются в связи с тем, что в сознании ребенка возникает довольно сложная цепочка понятий.

Статья прочитана 21 306 раз(a).

Сегодня у специалистов нет какой-либо единой версии и теории, способных дать всеобъемлющее и бесспорное представление о том, как происходит психическое развитие ребенка.

Детская психология – это раздел , исследующий духовное и психическое развитие детей, закономерности происходящих процессов, изучающий инстинктивные и произвольные поступки и особенности развития, начинающиеся с рождения ребенка и до наступления зрелости в 12-14 лет.

Психологи делят детство на периоды, в основе периодизации психического развития детей лежит понятие ведущей деятельности, характеризующейся тремя основными признаками:

Во-первых , она должна быть обязательно смыслообразующей, нести смысловую нагрузку для ребенка, например, непонятные и бессмысленные ранее вещи, приобретают для трехлетнего ребенка определенный смысл только в контексте игры. Следовательно, игра — это есть ведущая деятельность и средство смыслообразования.

Во-вторых , базовые отношения со сверстниками и взрослыми складываются в контексте этой деятельности.

И, в-третьих , в связи с освоением этой ведущей деятельности появляются и развиваются основные новообразования возраста, тот круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь или другие навыки.

Ведущая деятельность имеет решающее значение на каждом определенном этапе детского психического развития, при этом не исчезают другие виды деятельности. Они могут становиться не основными.

Стабильные периоды и кризисы

Каждый ребенок развивается неравномерно, проходя относительно спокойные, стабильные периоды, сменяющиеся критическими, кризисными. Во время периодов стабильности ребенок накапливает количественные изменения. Это происходит медленно и не очень заметно для окружающих.

Критические периоды или кризисы в психологическом развитии детей открыты эмпирическим путем, причем, в случайном порядке. Сначала был открыт кризис семи лет, затем трех, потом 13 лет, и лишь потом первого года и кризис рождения.

Во время кризисов ребенок за короткий срок быстро меняется, изменяются основные черты его личности. Эти изменения в детской психологии можно назвать революционными, настолько они стремительны по течению и значительны по смыслу и значимости совершающихся перемен. Критические периоды характеризуются следующими особенностями:

  • возрастные кризисы у детей возникают незаметно и очень трудно определить моменты их наступления и окончания. Границы между периодами неотчетливы, в середине кризиса наблюдается резкое обострение;
  • во время кризиса ребенок трудно поддается воспитанию, часто конфликтует с окружающими, внимательные родители чувствуют его переживание, несмотря на то, что он в это время строптив и неуступчив. Падает успеваемость в школе, работоспособность и, наоборот, возрастает утомляемость;
  • внешне кажущийся негативный характер развития кризиса, происходит разрушительная работа.

Ребенок не приобретает, а только теряет из того, что приобретал прежде. В это время взрослым следует понять, что возникновение нового в развитии, практически всегда означает отмирание старого. Приглядевшись внимательно к эмоциональному состоянию ребенка, можно даже в критические периоды наблюдать и конструктивные процессы развития.

Последовательность любого периода определяется чередованием критических и стабильных периодов.
Взаимодействие ребенка с окружающей социальной средой является источником его развития. Все, чему учится ребенок, дают ему окружающие его люди. При этом в детской психологии необходимо, чтобы обучение шло с опережением.

Возрастные особенности детей

В каждом возрасте ребенка существуют свои характерные особенности, не учитывать которые нельзя.

Кризис новорожденности (0-2 месяца)

Это первый кризис в жизни ребенка, симптомы кризиса у ребенка – потеря веса в первые дни жизни. В таком возрасте ребенок – максимально социальное существо, он не в состоянии удовлетворить свои потребности и полностью зависим и, в то же время, лишен средств общения, вернее, не умеет общаться. Его жизнь начала становится индивидуальной, отдельной от организма матери. По мере приспособления к окружающим, у ребенка появляется новообразование в виде комплекса оживления, включающего в себя реакции: моторное возбуждение при виде приближающихся знакомых взрослых; использование плача для привлечения внимания к себе, т. е. попытки общения; улыбки, увлеченные «воркования» с матерью.

Комплекс оживления служит своеобразной границей критического периода новорожденности. Срок его появления служит основным показателем нормальности психического развития ребенка и появляется раньше у тех деток, матери которых не только просто удовлетворяют потребности ребенка, но и общаются с ним, разговаривают, играют.

Младенческий возраст(2 месяца – 1 год)

В этом возрасте ведущим типом деятельности является непосредственное эмоциональное общение с взрослыми.

Развитие детей первого года жизни закладывает основу его дальнейшего формирования как личности.

Зависимость от них носит еще всеобъемлющий характер, все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью.

К первому году жизни ребенок произносит первые слова, т.е. зарождается структура речевого действия. Осваиваются произвольные действия с предметами окружающего мира.

До года речь ребенка – пассивная . Он научился понимать интонацию, часто повторяющиеся обороты, но сам говорить еще не умеет. В детской психологии именно в этот период закладываются все основы речевых навыков, дети сами пытаются установить контакты с взрослыми при помощи плача, воркования, лепета, жестов, первых слов.

После года формируется активная речь. Запас слов малыша к 1 году достигает 30, почти все они имеют характер действий, глаголов: дай, возьми, пить, есть, спать и т.д.

В это время взрослым следует разговаривать с детьми четко и отчетливо, чтобы передать навыки правильной речи. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если родители показывают и называют предметы, рассказывают сказки.

С развитием движений связана предметная деятельность ребенка.

В последовательности развития движений есть общая закономерность:

  • движущийся глаз, ребенок учится сосредотачиваться на предмете;
  • выразительные движения — комплекс оживления;
  • перемещение в пространстве – ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться. Каждое движение открывает ребенку новые границы пространства.
  • ползание – эта стадия некоторыми детьми пропускается;
  • хватание, к 6 месяцам это движение из случайных захватываний превращается в целенаправленное;
  • манипулирование предметом;
  • указательный жест, вполне осмысленный способ выразить желание.

Как только ребенок начинает ходить, стремительно расширяются границы доступного ему мира. Ребенок учится у взрослых и постепенно начинает овладевать человеческими действиями: назначение предмета, способы действий с данным предметом, техника выполнения этих действий. Большое значение в усваивании этих действий имеют игрушки.

В этом возрасте закладывается умственное развитие, формируется чувство привязанности.

Кризисы в психологическом развитии детей одного года связаны с противоречием между биологической системой и вербальной ситуацией. Ребенок не умеет управлять своим поведением, начинают проявляться нарушения сна, потеря аппетита, угрюмость, обидчивость, плаксивость, Тем не менее, кризис не считается острым.

Раннее детство (1-3 года)

В этом возрасте разделяются линии психического развития мальчиков и девочек. У детей появляется более полная самоидентификация, понимание принадлежности к полу. Возникает самосознание, развиваются притязания на признание со стороны взрослых, желание заслужить похвалу, положительную оценку.

Происходит дальнейшее развитие речи, к трем годам словарный запас достигает 1000 слов.

Происходит дальнейшее умственное развитие, появляются первые страхи, которые могут усугубляться раздражительностью родителей, гневом и могут способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Не помогает и чрезмерная опека со стороны взрослых. Более эффективным является способ, когда взрослые учат ребенка обращению с предметом, вызывающим страх на наглядных примерах.

В этом возрасте базовой потребностью является тактильный контакт, ребенок осваивает ощущения.

Кризис трех лет

Кризис острый, симптомы кризиса у ребенка: негативизм на предложения взрослых, упрямство, безличная строптивость, своеволие, протест-бунт против окружающих, деспотизм. Симптом обесценивания, проявляется в том, что ребенок начинает обзывать родителей, дразнить, ругаться.

Смысл кризиса в том, что ребенок пытается научиться делать выбор, перестает нуждаться в полной опеке родителей. Вяло текущий кризис говорит о задержке в развитии воли.

Следует определить для подрастающего ребенка какую-то сферу деятельности, где бы он мог действовать самостоятельно, например, в игре можно опробовать свою независимость.

Дошкольное детство (3-7лет)

В этом возрасте ребенок в игре переходит от простого манипулирования предметами к сюжетной игре – во врача, продавца, космонавта. Детская психология отмечает, что на данном этапе начинает появляться ролевая идентификация, разделение ролей. Ближе к 6-7 годам появляются игры по правилам. Игры имеют большое значение в психическом и эмоциональном развитии ребенка, помогают справиться со страхами, учат брать на себя ведущую роль, формируют характер ребенка и его отношение к действительности.

Новообразованиями дошкольного возраста являются комплексы готовности к обучению в школе:

  • личностная готовность;
  • коммуникативная готовность означает, что ребенок умеет взаимодействовать с окружающими по нормам и правилам;
  • когнитивная готовность предполагает уровень развития процессов познания: внимания, воображения, мышления;
  • технологическая оснащенность – тот минимум знаний, навыков, который позволяет обучаться в школе;
  • уровень эмоционального развития, умение управлять ситуативными эмоциями и чувствами.

Кризис 7 лет

Кризис семи лет напоминает кризис одного года, ребенок начинает предъявлять требования и претензии на внимание к своей персоне, его поведение может становиться демонстративным, слегка вычурным или даже карикатурным. Он не умеет еще хорошо владеть своими чувствами. Самое главное, что могут показать родители – это уважение к ребенку. Следует поощрять его за самостоятельность, проявление инициативы, и наоборот, не наказывать слишком строго за неудачи, т.к. это может привести к тому, что вырастет безынициативная и безответственная личность.

Младший школьный возраст (7-13 лет)

В этом возрасте основная деятельность ребенка – обучение, причем, обучение вообще и обучение в школе могут не совпадать. Чтобы процесс проходил успешнее, обучение, должно быть, сродни игре. Детская психология рассматривает этот период развития как самый важный.

Основные новообразования в этом возрасте:

  • интеллектуальная рефлексия – появляется способность запоминать информацию, систематизировать ее, хранить в памяти, извлекать и применять в нужные моменты;
  • личностная рефлексия , расширяется число факторов, влияющих на самооценку, складывается представление о самом себе. Чем теплее отношения с родителями, тем самооценка выше.

В умственном развитии начинается период конкретизированных мыслительных операций. Постепенно убывает эгоцентризм, появляется способность сосредотачиваться сразу на нескольких признаках, умение сопоставлять их, отслеживать изменения.

На развитие и поведение ребенка влияет отношения в семье, стиль поведения взрослых, При авторитарном поведении дети развиваются менее успешно, чем при демократическом, дружеском общении.

Продолжается обучение общения со сверстниками, способность к адаптации, а отсюда, к коллективному сотрудничеству. Игра по прежнему необходима, она начинает принимать личностные мотивы: предубеждение, лидерство – подчинение, справедливость — несправедливость, преданность – предательство. В играх появляется социальная составляющая, детям нравится придумывать тайные сообщества, пароли, шифры, определенные ритуалы. Правила игры и распределение ролей помогают усваивать правила и нормы взрослого мира.

Эмоциональное развитие в большей степени зависит от опыта, приобретенного вне дома. Вымышленные страхи раннего детства сменяются конкретными: боязнь уколов, природных явлений, тревога за характер отношений со сверстниками и т.д. Иногда появляется нежелание идти в школу, при этом может появиться головная боль, рвота, колики в животе. Не надо принимать это за симуляцию, возможно, это страх перед какой-то конфликтной ситуацией с учителями или сверстниками. Следует дружески поговорить с ребенком, выяснить причину нежелания идти в школу, попытаться разрешить ситуацию и мотивировать ребенка на удачу и успешное развитие. Отсутствие демократичного общения в семье может способствовать развитию школьного возраста.

Кризис 13 лет

В детской психологии возрастные кризисы у детей тринадцати лет – это кризисы социального развития. Он очень напоминает кризис 3 лет: «Я сам!» . Противоречие между личностным Я и окружающим миром. Характеризуется падением работоспособности и успеваемости в школе, дисгармонией во внутреннем личностном строении и относится к числу острых кризисов.

Симптомы кризиса у ребенка в этот период:

  • негативизм , ребенок враждебен ко всему окружающему миру, агрессивен, склонен к конфликтам и в то же время к самоизоляции и одиночеству, испытывает недовольство ко всему. Мальчики подвержены негативизму в большей степени, чем девочки;
  • падение продуктивности , способности и интереса к учебе, замедление творческих процессов, причем, даже в тех областях, в которых ребенок одарен и ранее проявлял большую заинтересованность. Вся заданная работа выполняется механически.

Кризис этого возраста связан, в основном, с переходом на новую стадию интеллектуального развития – переход от наглядности к дедукции и пониманию. Конкретное мышление сменяется логическим. Это наглядно проявляется в постоянном требовании доказательств и критицизме.

У подростка появляется интерес к абстрактному – музыке, философским вопросам и т.д. Мир начинает разделяться на объективную действительность и внутренние личностные переживания. Интенсивно закладываются основы мировоззрения и личности подростка.

Подростковый период (13-16 лет)

В этот период происходит бурный рост, возмужание, развитие вторичных сексуальных признаков. Фаза биологического созревания совпадает с фазой развития новых интересов и разочарование прежними привычками и интересами.

При этом навыки и сложившиеся механизмы поведения не меняются. Возникает, особенно у мальчиков, острые сексуальные интересы, как говорят начинают «шалить» . Начинается процесс мучительного расставания с детством.

Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение со сверстниками. Происходит ослабление связей с семьей.

Основные новообразования:

  • формируется концепция «Мы» — происходит деление на сообщества «свои — чужие». В подростковой среде начинается деление территорий, сфер жизненного пространства.
  • образование референтных групп. В начале формирования это однополые группы, со временем они становятся смешанными, далее компания делится на пары и состоит из взаимосвязанных пар. Мнения и ценности группы, практически всегда оппозиционные или даже враждебные взрослому миру, становятся для подростка доминантными. Влияние взрослых затруднено в силу закрытости групп. У каждого члена группы отсутствует критичность к общему мнению или мнению лидера, инакомыслие исключается. Изгнание из группы приравнивается к полному краху.
  • эмоциональное развитие проявляется чувством взрослости. В некотором смысле оно еще ложное, необъективное. Фактически, это только тенденция к взрослости. Проявляется в:
    • эмансипации – требовании к независимости.
    • новом отношении к учению – стремлении к большему самообразованию, причем, полное безразличие к школьным оценкам. Часто возникает несоответствие интеллекта подростка и оценок в дневнике.
    • появление романтических отношений с представителями другого пола.
    • изменение внешнего облика и манеры одеваться.

В эмоциональном плане подросток испытывает большие трудности и переживания, чувствует себя несчастным. Появляются типично подростковые фобии: застенчивость, недовольство своей внешностью, тревожность.

Игры ребенка трансформировались в фантазию подростка и стали более творческими. Это выражается в сочинении стихов или песен, ведении дневников. Фантазии детей обращены вовнутрь самого себя, в интимную сферу, и скрываются от окружающих.

Насущная потребность в этом возрасте – понимание .

Родительские ошибки воспитания подростков – эмоциональное отвержение (безразличие к внутреннему миру ребенка), эмоциональное потворство (ребенка считают исключительным, ограждают от внешнего мира), авторитарный контроль (проявляется в многочисленных запретах и излишней строгости). Еще более усугубляет кризис подросткового возраста потворствующее невмешательство (отсутствие или ослабление контроля, когда ребенок предоставлен сам себе и полностью самостоятелен во всех решениях).

Отличается от всех этапов развития ребенка, проявляются все аномалии личностного развития, зародившиеся и развившиеся ранее, и выражаются в поведенческих (чаще у мальчиков) и эмоциональных (у девочек) расстройствах. У большинства детей расстройства проходя самостоятельно, но некоторым требуется помощь психолога.

Воспитание детей требует больших сил, терпения и душевного равновесия взрослых. В то же время – это единственная возможность выразить свою мудрость и глубину любви к своему ребенку. Воспитывая своих детей, нужно помнить, что перед нами личность, и вырастает она такой, какой мы ее воспитали. Во всех вопросах постарайтесь встать на позицию ребенка, тогда его будет легче понять.

В одно прекрасно утро вы проснетесь и поймете - что-то изменилось . Вместо привычно спокойного и позитивного карапуза в вашем доме появится маленький бунтарь, которого очень сложно уговорить делать все то, что раньше абсолютно не вызывало проблем.

Что происходит? Просто у вашего малыша возрастной кризис - необходимый и закономерный этап жизни, через который в той или иной степени проходят практически все дети. Самые значимые из них - кризис 1-го года, 2-х и 3-х лет.

По сути, кризис - явление позитивное , в результате малыш становится более самостоятельным, сознательным, происходит значительный скачок в его интеллектуальном и творческом развитии. Однако не все так просто и радужно, ведь непременной «свитой» подобных изменений являются непослушание, упрямство, капризы и истерики. Что делать с ребенком и как преодолеть кризисные этапы малыша в возрасте от 1 до 3-х лет, мы расскажем в сегодняшнем материале.

Кризис первого года

Кризис - явление закономерное, ведь наши дети растут и развиваются, у них появляются новые потребности, и им уже не подходят стереотипные старые принципы поведения, более того - мешают, сдерживая развитие малыша.

Суть кризиса первого года жизни - осознание малышом собственной самостоятельности , желание понять границы своих новых возможностей. Ранее кроха с его мама было почти одним целым, ведь малыш напрямую зависел от заботы взрослых. Но вот карапуз подрос, встал на ножки, освоил новые навыки и понял, что такое количество заботы и опеки как раньше, ему просто не нужно. Он уже многое может сам! И вот для того, чтобы донести эту информацию до взрослых, которые никак не могут понять и принять взросление малыша и по привычке продолжают контролировать каждый его шаг, малыш начинает бунтовать , отстаивая свою независимость .

Вот тут то и начинается самое интересное - малыш становится беспокойным, он протестует и расстраивается по любому поводу, наотрез отказывается слушать родителей и не хочет делать то, что уже хорошо умеет. Также в период кризиса многие родители замечают, что малыш как будто «прилип», не отпуская маму ни на шаг, из-за чего у нее возникают сложности с посещением душа, туалета, невозможно выйти из комнаты и оставить ребенка одного.

Кризис двух лет

Возможно, вы еще не успели забыть кризис первого года жизни, как малыш переходит в новую фазу взросления, которая опять же сопровождается открытым бунтом против привычных правил - кризис двух лет .

Чаще всего этот кризис проходит под знаком слова «нет!». Негативная реакция у ребенка возникает почти на все, как новые, та и вполне привычные действия вызывают у малыша приступ неконтролируемого .

Причина кризиса двух лет проста - малыш все больше открывает возможности своего тела, чувствует себя отдельной личностью, которая может оказывать сопротивление родительскому контролю.

С помощью каждого очередного «неть!» малыш раз за разом утверждается в своем состоянии, понимает, что он уже не одно целое с мамой, учится осознавать себя самостоятельным человеком.

Общаться с маленьким упрямцем становится очень сложно: что проблемные ситуации растут как грибы после дождя, малыш отстаивает свои позиции, словно следуя девизу Портоса из романа «Три мушкетера» - «Я дерусь, потому что я дерусь!». Так и ребенок, который находится в состоянии кризиса двух лет, отказывается и спорит уже не потому, что действительно чего-то хочет и ли не хочет - а просто потому, что так надо.

Как реагировать родителям ? Быть спокойнее и гибче. Конечно, не стоит постоянно уступать малышу, так маленький бунтарь может превратиться в необузданного тирана. Понимать, что границы дозволенного существуют ребенку необходимо, благодаря этому он чувствует себя в безопасности. Однако не менее важной для малыша является возможность сделать что-то по своему желанию, понять, что какой-то ситуацией управляет он сам.

Наша мама- Nunuм рассказывает :«У нас номер с «не обращать на истерики внимания» не прошел, кричит еще больше. А вот поговорить спокойно и ласково - это новое чудодейственное открытие нашего папочки. В очередную истерику, он посадил её рядом с собой и так ласково стал с ней разговаривать, мол, всё ведь в порядке, просто, если мама с папой говорят «нельзя», значит и вправду - нельзя. Катя замолчала, слушала его внимательно, а потом делала все правильно. Я не могу сказать, что она моментально успокаивается, ноет, конечно, но ей как-то легче отпустить истерику, если вокруг комфортная и спокойная обстановка, а не угрюмые и злые родители».

Безусловно, родителям стоит предложить малышу возможность выбрать, какую именно футболочку он наденет сегодня на прогулку и прислушаться к его мнению . Неплохо также стать мастером отвлекающих маневров и сказочных отступлений, которые помогут разрешить ситуацию, когда малыш абсолютно не хочет прислушиваться к вашим просьбам.

Однако в случае, если ситуация все-таки зашла в тупик и малыш пытается добиться своего при помощи истерики, переключение внимания, уговоры и уступки уже не помогут. Поговорите с ребенком серьезно, но доброжелательно, объяснив капризе, что в данном случае не можете пойти на компромисс и назовите причину. Ребенку необходимо знать, что существуют запреты и правила, которые нельзя нарушать никогда. Этот список должен быть достаточно коротки, его пункты должны касаться безопасности малыша и быть для него предельно ясными.

Больше никаких объяснений не нужно, так как зачастую развитие истерики провоцируется повышенным вниманием к ребенку благодарной аудитории, состоящей из его родных, активно пытающихся его утешить.

Когда малыш успокоится, присядьте рядом с ним, так чтобы ваши глаза были на уровне, и поговорите о случившемся. В разговоре родителям лучше избегать обвинительных фраз в адрес малыша, а использовать «я-выражения», высказывая собственные эмоции и мысли: «мне не нравится, когда ты так себя ведешь», «я расстраиваюсь и плохо себя чувствую, после твоих капризов», «я думаю, что лучше было бы выйти с детской площадки без истерики», «я знаю, что ты можешь вести себя хорошо».

Сегодня рассмотрим какие кризисы детского возраста бывают. Все знают, что в 12-15 лет ребенок испытывает переходный возраст. На самом деле таких переходных периодов на протяжении жизни у ребенка несколько, и после каждого из них он меняется.


Кризисы возрастов – явление нормальное, и родители должны знать о них, чтобы быть готовыми оказать помощь ребенку. Ведь для него любые перемены, в том числе и возрастные, глубочайший стресс.

Детские психологи выделяют следующие кризисные периоды, которые наступают до подросткового возраста: 1 год, 3 года, 5-7 лет.

Да-да, годовалый малыш тоже испытывает все прелести переходного возраста. Сложность для родителей состоит в том, что они не понимают, что именно происходит с их ребенком. Капризы? Но это в годовалом возраст норма. На самом деле меняется характер капризов по сравнению с тем, какой он был пару-тройку месяцев назад. Теперь малыш четко представляет, чего он хочет, и идет к достижению цели. Но никаких других путей, кроме крика и плача к достижению желаемого он не знает, а на отказы взрослых по-другому реагировать не умеет.

Кризис трехлеток

Следующий кризис наступает в 3 года плюс-минус полгода. В этом возрасте ребенок начинает воспринимать себя, как личность. Он понимает, что некоторыми манипуляциями может изменять мир вокруг себя. Но родители не дают проявлять абсолютную самостоятельность и не идут на поводу, да этого и нельзя разрешать, иначе вырастают законченные эгоисты. В итоге ребенок начинает делать назло взрослым, закатывать истерики. Они могут сопровождаться катаниями по полу и криками, случаются не только дома, но и в общественных местах.

Психологи настоятельно рекомендуют родителям вести себя в момент истерик абсолютно слаженно. Если один из них не реагирует на крики, пережидая острый момент, а другой бросается успокаивать и выполнять желания чада, лишь бы он замолчал и не позорил родителей перед посторонними людьми, в семье начнется разлад. Трехлетний ребенок будет манипулировать более слабым из родителей и добиваться желаемого и не поймет, что не все в жизни зависит от его настроения и желаний.

Кризис старшего дошкольного возраста

Этот период может наступать у одних детей в 5 лет, у других в 6-7. Он самый длительный из всех, и может растянуться на 2-3 года. Ребенок начинает грубить родителям, дразниться, кривляться, истерить. Со стороны кажется, что ему нравится доводить всех вокруг до белого коленья. Но опытный психолог сразу заметит, что от такого поведения больше всех страдает сам маленький строптивец. Он просто не может справляться со своей реакцией.

Особенно внимательными к ребенку родители должны стать с наступлением школьной поры. Для него это адаптационный период, привыкание к новым порядкам, режиму, окружающим людям. Он должен показать себя в коллективе сверстников, занять определенную позицию. Если это удастся не сразу, ребенок может столкнуться с гонениями и оскорблениями со стороны одноклассников.

Переживания ребенка формируют его внутренний мир. И родители должны помочь ему, чтобы этот мир был светлым и радостным, а не мрачным. Нужно настраивать первоклассника на доверительный лад, чтобы он делился с мамой и папой всеми переживаниями, как хорошими, так и плохими.

Резюмируя вышесказанное

Возрастной кризис миновать невозможно. Да и не нужно делать этого, ведь любой кризис – это развитие личности, большой шаг вперед. Есть дети, у которых переходный возраст незаметен со стороны. Но это не значит, что у них его нет вообще. Возможно, эти проявления происходят глубоко в душе, и не факт, что они пройдут бесследно, не травмируют психику и не повлияют на выстраивание отношений с окружающими.

Если родителям кажется, что ребенок не испытал переходный возраст, радоваться рано. Нужно более внимательно взглянуть на него и его поведение, постараться выявить произошедшие изменения. В переходные периоды всегда нужно быть на чеку.

Светлана Мерченко

Город: Новосибирск

Практикующий псифхолог, специалист в области детско-родительских отношений, психолог организации усыновителей «День аиста», бизнес-тренер, многодетная -мама

Про кризисы развития детей слышали, пожалуй, все современные родители. То и дело кто‑то вздыхает: «У нас кризис трех лет» или «У нас подростковый возраст». Что же это значит? Возрастные кризисы - это такие периоды в развитии человека, при которых происходят резкие психические изменения. Еще вчера ваш школьник был вполне себе милым и покладистым, а сегодня вдруг стал спорить, противоречить, расстраиваться по пустякам, утрированно реагировать на любые замечания в свой адрес, и вы понимаете - вот оно, началось! Здравствуй, подростковый возраст! Однако проходит какое‑то время - год, два, три, и вы замечаете, что ребенок вернулся «в свои берега». Но при этом стал другим, более независимым, ответственным, самостоятельным. Кризис миновал, а результаты его ­­остались. Возрастные кризисы встречаются на всем протяжении процесса взросления: как у детей дошкольного возраста, так и у подростков, поэтому особенно важно знать их отличительные черты и значение.

«Штормовые» периоды

О кризисах развития писали и Зигмунд Фрейд, и Лев Выготский, и другие известные ученые. В их трудах есть много общего (например, возрастные этапы кризисов) и принципиально разного. Но оставим тонкости профессионалам - родителям важнее знать главные особенности каждого кризиса, чтобы помочь своему ребенку пережить эти непростые ­­периоды. В таблице ниже кратко описаны основные возрастные кризисы у детей.

Шпаргалка для родителей: возрастные кризисы

Таблица кризисов в разные периоды жизни ребенка:
Возраст Предмет конфликта Близкое окружение Исход кризиса
0—1 год Стоит ли доверять этому миру? Поддержка, удовлетворение потребностей, забота, контакт, эмоциональное общение Доверие к людям, позитивное отношение к себе
Отсутствие поддержки, плохая забота, непоследовательность, эмоциональная «глухота» Недоверие к людям, недоверие к себе
2—3 года Могу ли я контролировать этот мир?(или только свое поведение?) Поддержка, введение разумных ограничений, адекватная степень свободы, отсутствие родительской агрессии в наказаниях Автономия, стремление управлять собой
Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия, жесткие или унизительные наказания Сомнения в своих возможностях, стыд или тревожность
4—5 лет Могу ли я быть независимым от родителей и где границы моих возможностей? Что значит быть мальчиком и девочкой? Поощрение активности, наличие исследовательских возможностей, признание прав ребенка, поло-ролевое признание Инициативность, уверенность в своих силах, признание своего пола
Неодобрение активности, постоянная критика, обвинения, неприятие себя как девочки или мальчика Вина за поступки, ощущение собственной «плохости». Негативное отношение к собственному полу
6—11 лет Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? Мягкое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания Трудолюбие, наличие личных интересов и желания добиваться целей
Несистемное или противоречивое обучение, отсутствие руководства, позитивных примеров для подражания Чувство неполноценности, неуверенность и страх перед трудностями
12—18 лет Кто я без влияния родителей? Каковы мои личные убеждения, взгляды, позиции? Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания, признание права ребенка на собственный внутренний мир Идентичность, внутренняя целостность
Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания Смешение ролей, противоречие ценностей, эмоциональная зависимость

Кризис первого года жизни

«Стоит ли доверять этому миру?»

Первый кризис происходит у детей в возрасте до года. Младенец, только появившийся на свет, беззащитен и беспомощен. Он буквально не может выжить, если рядом не окажется людей, которые позаботятся о нем. Но ребенку важно не только быть накормленным и умытым. Малышу нужна уверенность: его тут ждали. Ему необходимо видеть радость и счастье на лицах людей, которые заботятся о нем, чтобы впоследствии доверять людям, себе и миру. Постоянной заботой, лаской, надежным присутствием, бесконечными объятиями и поцелуями мама и папа доказывают: родиться - это ­прекрасно!

Но если малыш сталкивается с плохим уходом, равнодушием или наблюдает, что близкие люди страдают, печалятся, ругаются, часто отсутствуют, он делает целый ряд неутешительных выводов. Вывод о себе: «я их не радую, значит, я плохой». Вывод о людях в целом: «люди ненадежны, нестабильны, и доверять им не стоит». Все эти выводы ребенок делает неосознанно, но они становятся его руководством к действию, ведь это его реальный опыт. Поэтому в дальнейшем одни люди видят стакан наполовину полным, а другие - пустым. Одни видят возможности, а другие - проблемы. Одни находят силы бороться с трудностями, а другие сдаются без боя, ибо в глубине души знают, что всё бесполезно, ведь «я плохой» и «никому верить ­нельзя». Такое значение имеет первый возрастной кризис, наблюдаемый у детей до года.

Кризис 2–3 лет

«Самостоятельность или неуверенность?»

Дети учатся ходить, управлять своим телом: привыкают пользоваться туалетом, питаются за общим столом и постепенно становятся всё более независимыми. И эта «свобода» их манит: нужно всё потрогать, схватить, раскидать, то есть изучить. Дети становятся капризными и требовательными, потому что хотят понять, как управлять родителями, как сделать так, чтобы они по‑прежнему выполняли все их желания. А у родителей другая задача - научить ребенка управлять не миром, а собой. Самому ходить на горшок, самому есть, самому уметь останавливаться, слышать родительское «нет», реагировать на запреты и ограничения. Это трудное ­время.

Требовательным двухлетним «террористам» нужны разумные ограничения, когда «нельзя» - это всегда «нельзя», и адекватная степень свободы. Родителям стоит набраться терпения и подождать, пока «Я сам» моет руки, метет веником, открывает ключами дверь. Так рождается уверенность в своих силах, первое «я могу!» и самостоятельность. В результате ребенок стремится управлять собой, а не манипулировать родителями. Но поиск «родительской кнопки» характерен для всех трехлеток, поэтому очень важно не перегнуть с наказаниями, не проявлять физической агрессии, не стыдить ребенка, не унижать, ведь пока он умеет очень ­мало.

Чем жестче вы «вбиваете» в него правила, чем чаще вините в проступках, чем больше будет критики и насмешек над «неряхой» и «грязнулей», тем более неуверенным и неуправляемым может стать человек в будущем. Такой взрослый будет вынужден спорить с правилами и законами, доказывать своё право на уважение, видеть угрозу своему достоинству в любом косом взгляде и приказе начальства. Корни деспотизма, агрессивности, тотальной неуверенности также часто лежат в этом ­периоде.

Кризис 4–5 лет

«Что значит быть мальчиком или девочкой?»

В возрасте четырех-пяти лет дети узнают, как устроен мир, интересуются, какое место в нем отведено взаимоотношению полов. Игры в «дочки-матери», в рыцарей и суперменов, в «магазин», в «больницу» - все это отражает желание ребенка найти свое место в мире, понять, что несет в себе знание «я девочка/я мальчик»? Быть девочкой - это значит быть красивой, как принцесса, трудолюбивой как Золушка или жертвенной, как Русалочка? А мальчик - это кто? Тот, кто не плачет, ничего не боится, может дать всем «сдачи», или тот, кто умный, добрый и ­терпеливый?

Все наши гендерные стереотипы и ожидания закладываются в этот период и переносятся из отношений родительской пары. Девочка и мальчик внимательно наблюдают за поведением родителей, они чувствительны к их словам и оценкам. Таким как «настоящий мужчина никогда не позволит женщине нести сумки» или «настоящая женщина не нуждается в помощи, она всё может сама». Ребенок считывает отношения родителей между собой, их проговоренные и негласные ожидания друг к другу, и таким образом формируется его будущее отношение к людям своего и противоположного пола. Где та граница, чего я никогда не смогу только потому, что я мальчик или девочка? Почему мальчикам нельзя красить ногти, ведь это красиво? Почему девочке нельзя прыгать с гаража, ведь получается? Чем больше у родителей противоречивых чувств к полу ребенка, тем сложнее ему сформировать свое представление об этих ­нормах.

В современном обществе эти границы всё больше размываются, поэтому именно родители играют решающую роль в том, что будет понимать ребенок под словом «девочка/женщина» и «мальчик/мужчина». Чем больше он в детстве слышит негативных, обесценивающих фраз о том, что «все бабы дуры» и «мужики перевелись», чем хуже отношения между родителями, тем сложнее и запутаннее становится его личная жизнь в будущем. А если перед глазами есть пример довольно счастливых отношений родителей, когда каждый доволен своей судьбой и ролью, реализован и в семье, и в карьере, у ребенка нет мучительных переживаний относительно своего пола, - у него есть четкие ориентиры, как стать счастливым. Чтобы помочь ребенку успешно пройти этот кризис, родителям нужно ни много ни мало - всего лишь быть ­счастливыми.

Кризис 6–11 лет

«Как выжить и приспособиться к миру?»

Возраст 6–7 лет во многих культурах связан с началом обучения. Ребенок идет в школу, он осваивает ту систему знаний, которую накопили предыдущие поколения. Очень важно сделать обучение поддерживающим, а не карающим. Ребенок теряет интерес, когда не видит заинтересованности взрослых (родителей, учителей) самим процессом, когда им важнее академические оценки, шаблоны, стандарты, чем живой блеск в глазах ребенка. Когда в процессе обучения вместо поддержки ребенок слышит от взрослого оскорбления, угрозы «стать дворником», это не только принижает самооценку, но и губит желание ­учиться.

Родителям важно найти ту область, которая ребенку действительно интересна, и своим поведением убедить его: «Я верю в тебя, ты сможешь, у тебя получится!». Если это не математика, то, возможно, футбол; не футбол, так танцы; не танцы - так бисероплетение. Часто родители видят «успешность» исключительно в пределах школьной программы, но это неправильно. Если же ребенку вообще «ничего не интересно», значит, количество критики уже зашкалило и у малыша сформировалось устойчивое представление о себе как о неумехе и никчемном ­человеке.

Ребенку важно видеть в своем близком окружении взрослых, которые увлечены своим делом, имеют хобби, получают удовольствие от своих занятий. Это становится источником вдохновения и рождает стремление учиться самому. Если же он слышит ворчание об опостылевшей работе, наблюдает вечное ожидание пятницы и выходных, однообразие и рутину, то ему не с кого брать положительный пример. «Зачем чему‑то учиться, чтобы потом так же мучиться?».

Трудолюбие взращивается через удовольствие, через обретение чувства «я могу!», которые стимулируются поддержкой и заинтересованностью родителей. А чувство неполноценности рождается в результате родительского равнодушия и чрезмерной критики. В итоге, став взрослыми, люди ставят себе совершенно разные по амбициозности планки: кого‑то интересует «журавль в небе», а кто‑то довольствуется «синицей в ­руках».

Кризис 12–18 лет

«Кто я без влияния родителей?»

Вся жизнь ребенка - это ряд разных ролей: ученика или друга, старшего брата или сестры, спортсмена или музыканта. В подростковом возрасте возникает главный вопрос: «Кто же я на самом деле?». До этого периода дети практически не критикуют своих родителей и значимых взрослых, они на веру принимают все наши правила, убеждения и ценности. В отрочестве важно разобраться в этих идеях, ролях, отстраниться от родителей и собрать все представления о себе в одну целостную идентичность. Идентичность - это чувство собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Поиск своей идентичности, ответа на вопрос: «Кто я?» - и есть главная задача этого ­периода.

Под влиянием разных людей у ребенка за всю его жизнь накапливаются весьма противоречивые ценности. Например, в семье есть важная ценность - учеба. А у ребенка важная ценность - дружба. И друзья как на подбор те, кто ценности учебы не видит. Подросток встает перед выбором: или «забить» на учебу вместе с друзьями, или, выбрав учебу, потерять компанию друзей. Родителям в этот период приходится нелегко именно потому, что суть самого кризиса - в уходе из‑под влияния родителей. Отсюда явное непослушание, неповиновение, споры, «уход в себя», хлопанье дверями и другие варианты подросткового ­бунта.

Родителям важно найти баланс между отстаиванием требований, от которых они не откажутся, и новой свободой в идеях и поступках, которую получает подросток. Например, алкогольное опьянение - ни при каких обстоятельствах. Это недопустимо. Точка. Зато твой гардероб - может, нам он и не нравится, - но он твой, сам решай. Постарайся только одеваться по погоде, а красота и стиль - твои прерогативы. От действий родителей во многом зависит, сможет ли человек стать самодостаточной устойчивой личностью, со своими внутренними принципами, или будет постоянно зависим от мнения сначала родителей, потом второй половины, начальника и других значимых ­людей.

Кризис завершается тогда, когда чувство внутренней уверенности подростка перестает быть в постоянном конфликте, споре, диалоге: «Как поступить? Что выбрать? Как правильно? Кому поверить?», когда ответы найдены и появляется устойчивость: «я знаю себя, я действую, опираясь на свои, а не на навязанные ­ценности».

Всё можно исправить

Но что если по каким‑то причинам кризис пройден в негативном ключе? Неужели уже ничего не исправишь? Конечно, это не так. У любого человека на протяжении всей жизни есть возможность измениться. А дети очень гибки и пластичны, они способны «добирать» то, чего им не хватило когда‑то. Например, дети, лишенные в младенчестве родительского тепла и любви, пережившие эмоциональное отвержение или потерю родителей, могут вырасти вполне адаптированными взрослыми, если будут получать больше любви и внимания на следующих этапах. Однако в процессе взросления неправильно пережитый кризис будет отражаться на поведении ребенка, на его эмоциональном мире до тех пор, пока не разрешится «с другим ­выводом».

Поэтому родителям важно понимать две вещи. Первое - последствия негативного выхода из детского кризиса отражаются на качестве жизни человека всю оставшуюся жизнь. Второе - если во время кризиса допущены какие‑то ошибки, их можно исправить и дать ребенку, независимо от его возраста, возможность пережить этот конфликт в другом ­ключе.

Современным родителям приходится непросто. Новые знания по воспитанию, советы психологов, давление общества, страх быть неуспешным родителем, страх вырастить неуспешного ребенка… Всё это выдержит не каждый. Известный педагог-гуманист Януш Корчак сказал по этому поводу: «Не мучь себя, если не можешь сделать что‑то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано всё ­возможное».