Мусульманская свадьба никах. Что такое никах, или Как проходит венчание у мусульман? Никах что это такое

18:12 2017

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Обряд никяха – это процедура, которая превращает чужих друг другу мужчину и женщину в мужа и жену. Это очень серьезная процедура, требующая серьезного подхода.

Необходимый минимум для заключения никаха

1. Согласие невесты получает ее отец. Если она уже была замужем, то обязана устно дать свое согласие. Если она до этого не была замужем, то может сказать устно, а может одобрительно промолчать.

2. Собираются в одном месте:

Отец невесты (если нет отца то дед по отцу/родной брат по отцу/сын/дядя по отцу/племянник по отцу). Присутствовать обязан либо сам опекун, либо его представитель, которого он сам назначит для этого.

Жених либо его представитель, которого он сам направит для этого.

Два свидетеля мусульманина (мужчины) или, три: один мужчина + две женщины.

3. Отец невесты произносит: «Я выдал свою дочь (имя дочери) за тебя замуж, махр то-то и то-то».

4. Жених произносит: «Я взял в жены твою дочь (Имя дочери) и согласен с махром и условиями»

5. Минимум два свидетеля мужчины из числа праведных мусульман должны слышать то, что сказал отец и то, что сказал жених.

А Аллаху это ведомо лучше.

Условия правомерности процедуры заключения брака:

1. Приемлемость жениха и невесты

Жених и невеста должны соответствовать определенным требованиям. Жених должен быть мусульманином, достигшим половой зрелости. Он не должен быть связан с невестой постоянно запретными кровными, молочными или брачными отношениями. Так, невеста не может быть его сестрой, тетей по матери или отцу, дочкой, внучкой и т.п.

Невеста точно так же не должна быть запретной ему согласно временным причинам, перечисленным в Коране и Сунне. Например, если мужчина женат, то все сестры его жены запрещены ему для вступления в брак до тех пор, пока он не разведется со своей женой или она не умрет. Другие временно запрещенные для вступления в брак женщины – это замужние женщины, племянницы жены, нераскаявшиеся прелюбодейки или проститутки и другие, перечисленные в исламском Шариате.

Невеста должна быть мусульманкой, христианкой или иудейкой. Она не должна состоять в браке, не должна быть ни связана с женихом постоянно запретными кровными, молочными или брачными отношениями, ни временно запрещена для вступления в брак согласно перечисленным выше причинам.

2. Согласие невесты

Следующее необходимое условие – это согласие невесты на брак. Без ее согласия брак считается недействительным или может быть аннулирован исламским судом по ее иску.

Когда невесту спрашивают о потенциальном муже, она выражает свое согласие на брак вслух или пассивным образом, например, молчанием, кивком головы или другим телодвижением, означающим согласие. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вдова или разведенная женщина не может быть выдана замуж без ее распоряжения, а девственница не может быть выдана замуж без ее согласия, и ее молчание означает ее согласие» (Аль-Бухари и Муслим).

3. Вали

Следующее требование – это согласие опекуна женщины (уали). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Брачный контракт (брак) недействителен без уали» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи).

Обычно опекуном женщины является ее отец. Если по каким-то причинам отец женщины не может быть ее опекуном, им становится ее самый близкий кровный родственник: дедушка, дядя, брат, сын и т.д.

Женщина выступать в роли опекуна не может. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщина не может выдать замуж другую женщину; женщина не может выдать замуж сама себя» (Ибн Маджа, Аль-Байхаки).

Если у невесты нет кровного родственника-мусульманина, который может быть ее опекуном, тогда опекуна ей может назначить исламский суд, представленный правителем или судьей. В немусульманском обществе в роли уали для женщины, у которой нет опекуна, выступает местный имам.

Присутствие опекуна или назначенного им представителя – это важный элемент правильно заключенного брака. Без него брак не считается действительным. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Коль женщина вступает в брак без согласия уали, ее брак недействителен, ее брак недействителен, ее брак недействителен. Коль он (муж) совершит с ней половое сношение, ей причитается махр (брачный дар), ибо он имел доступ к ее интимным частям тела» (Ахмад, Абу Дауд).

4. Свидетели

Следующее условие, необходимое для действительности никяха – это присутствие как минимум двух надежных свидетелей-мусульман мужского пола. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Брачный контракт (брак) недействителен без уали и двух надежных свидетелей» (Ахмад, Ибн Хиббан).

5. Махр (брачный дар)

Необходимым условием является обязательная выдача мужем брачного дара его жене. По-арабски этот дар называется махр или садак. Всевышний Аллах сказал: «Даруйте женам их махр» (Коран, 4:4), а также: «A зa тo, чeм вы пoльзyeтecь oт ниx, дaвaйтe им иx нaгpaдy пo ycтaнoвлeнию» (Коран, 4:24).

Жена имеет исключительное право на получение махра, и никто не может отнять его у нее без ее разрешения, даже ее родители.

Брачный дар может быть выдан в виде денег, ювелирных украшений, одежды, других материальных или нематериальных ценностей.

Шариат не назначил определенный размер махра, но он должен соответствовать финансовым возможностям мужа и социальному статусу жены. Лучший дар – такой, который невелик и легко выполним (не обременителен) для мужа. Такой дар будет знаком благословения для невесты, как сказал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение): «Воистину, знак благословения для женщины – коль ее помолвка, брачный дар и роды были легкими» (Ахмад, Аль Хаким и другие).

6. Условия сторон

При заключении брачного договора обе стороны могут выдвинуть свои условия, нарушение которых приведет к расторжению брака. Это разрешено, если только эти условия не идут вразрез с учениями ислама. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Любое условие и даже сотня условий будут тщетны, коль они не согласуются с Книгой Аллаха» (Аль-Бухари и Муслим).

7. Церемония бракосочетания

Желательно начинать церемонию заключения брака с проповеди (хутба аль-хаджа ), о чем передано в сборниках хадисов Ат-Табарани, а также Аль-Бухари в его труде «Ат-Тирих».

Главные столпы церемонии – это предложение и согласие (иджаб и кабуль ). Они означают обоюдное согласие двух сторон на заключение брачной связи. Иджаб и кабуль должны быть произнесены ясными и понятными словами, на одном и том же месте и в присутствии свидетелей. Тот, кто проводит эту церемонию, может помочь сторонам с произнесением этих слов. Действительными согласно Шариату при заключении никяха являются следующие предложения: например, попечитель-отец говорит (в прошедшем времени): «Я отдал свою дочь тебе в жены», и жених отвечает: «Я принял ее в жены».

Наличие брачного контракта в письменном виде никак не влияет на правомерность брака. И все же этот документ может понадобиться как доказательство состоявшегося брака и гарантия защиты прав мужа и жены.

Сразу после проведения никяха брак вступает в силу, и обе стороны становятся ответственными друг перед другом.

О том, что никах недействителен без опекуна (уали)

Коран, Сунна и мнение большинства ученых указывают на то, что никах без опекуна (вали) является недействительным! Что же касается мнения, что наличие опекуна у женщины не является условием действительности брака (никах), то является распространенным мнением в мазхабе ханафитов. Однако это ошибочное мнение, и оно противоречит аятам Корана, многим достоверным хадисам и мнению сподвижников. Более того, имам ат-Тахауи в «Шарх ма’ани аль-асар» 2/4 передал, что такие большие имамы ханафитского мазхаба, как Абу Юсуф и Мухаммад ибн аль-Хасан считали, что никах без опекуна является недействительным.

Доказательство из Корана на то, что опекун является условием никаха

Всевышний Аллах сказал: «Не выдавайте мусульманок замуж за многобожников, пока они не уверуют!» (аль-Бакъара 2: 221).В этом аяте доказательство тому, что женщин выдают замуж мужчины, поскольку Аллах обратился к мужчинам, а не сказал женщинам: «Не выходите замуж за неверных!» Хафиз Ибн Касир, объясняя этот аят сказал: «Не выдавайте за многобожников замуж верующих женщин». См. «Тафсир Ибн Касир» 1/377.Имам аль-Къуртуби сказал: «В этом аяте прямое доказательство на то, что нет никаха без опекуна!»См. «Тафсир аль-Къуртуби» 4/49.Всевышний Аллах также сказал: «Женитесь на них с разрешения их семей» (ан-Ниса 4: 25).

Доказательство из Сунны на то, что опекун является условием никаха

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Какая бы женщина ни вышла замуж без дозволения опекуна, ее брак недействителен. Ее брак недействителен. Ее брак недействителен!» Абу Дауд 2083, ат-Тирмизи 1/209. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Ма’ин, имам Абу ‘Ауана, имам Ибн аль-Джаузи и шейх аль-Альбани. См. «аль-Ируа» 1840.

Кто является опекуном для женщины, имеющим право ее выдать замуж

Что касается уалия, который выдает замуж девушку, то им является ее отец, дед по отцу, братья отца, ее братья, сыновья дядь и т.д.Имам Ибн Хазм сказал: «Не дозволено женщине выходить замуж без согласия опекуна, девственницей она является или нет! А уали – это ее отец, братья, дед, дяди по отцу, или сыновья дяди. Но выдает тот, кто ближе к ней (т.е. сначала отец, если нет, то дед, если нет, то брат и т.д.) И сын не является уалием для женщины». См. «аль-Мухалля» 9/451.

Может ли сын выдать свою мать замуж?

Что касается сына, может ли он выдать мать замуж или нет, то в этом вопросе есть разногласие среди ученых. Большинство ученых считали, что сын имеет право выдать замуж свою мать, и в основном шафииты считали, что сын не может быть уалием для матери. Однако более сильным мнением ученые считали то, что сын может быть уалием в никахе для матери, если нет у нее таких родных, как отец, брат, дядя по отцу и т.п. Имам аль-Мауарди сказал: «Уалием при никахе у женщины является ее отец, затем отец по отцу (дед), затем ее брат, затем ее сын». См. «аль-Икъна’» 1/124.

Может ли неверный быть уалием для мусульманки?

Имам аль-Байхакъи в своем сборнике хадисов писал: «Глава о том, что неверный не может быть уалием для мусульманки!»См. «Сунан аль-кубра» 7/139.

Что делать женщине, у которой нет уалия?!

Женщина, у которой нет уалия, ее уалием является правитель мусульман, кады и т.п. Посланник Аллаха (мир еум и благословение Аллаха) сказал: «Правитель мусульман уалий для того, у кого нет уалия!» Ибн Маджах 1880, Ибн Абу Шайба 2/372. Шейха аль-Альбани назвал хадис достоверным.

А что делать, если женщина проживает в стране неверных?

Имам Ибн Кудама говорил: «Если у женщины нет уалия и нет в этой местности правителя мусульман, то от имама Ахмада передается, что ее замуж выдает достойный человек с ее согласия». См. «аль-Мугъни» 9/362.А шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил, что если у женщины нет уалия, то ее выдает кто-либо из числа тех, кто обладает влиянием. См. «аль-Ихтиярат» 350. Т.е. как самый обладающий знаниями в этой местности, к кому жители обращаются со своими вопросами, или глава селения и т.д.

Спросили шейха Абдуль-Азиза ар-Раджихи: "Дозволено ли заключать никах по телефону?"

Он ответил: "Нет, не дозволено заключать никах по телефону! Поскольку при заключении никаха должны быть четверо: уали, муж и два свидетеля. И их собрать по телефону невозможно. И не достаточно узнать голос, поскольку по телефону может говорить тот, кто не является уалием, как и может принять никах тот, кто не является мужем, или же говорить те, кто не являются из числа достойных свидетелей. Можно изменить или подделать голос, словно он уали. Итог: никах по телефону не дозволен! И необходимы при никахе четверо: уали, муж и два праведных свидетеля!" См. "Фатауа ар-Раджихи" 1/53.

Также не разрешили этого и ученые Постоянного комитета из-за множества махинаций и неясностей которые можно подделать и т.п. во время никаха по телефону. См. "Фатауа аль-Ляджна" 18/91.

Однако если уали, находящийся в другой стране, поручит кому-либо, кому он доверяет выдать его дочь за муж, то нет в этом проблем.

О заключении никаха через программы видеосвязи

Сказал шейх Абдуллах ибн Абдульазиз Аль-Джибрин (не тот ибн Абдуррахман, который широко известен): "И, согласно правильному мнению, разрешено заключать никах при нахождении на расстоянии, если присутствуют муж, опекун и свидетели. Это возможно через международную сеть "интернет".

Посредством этого возможно для сторон договора и свидетелей соучастие в одном собрании по его положению (хукму), даже если фактически они удалены друг от друга. Они слышат речь одновременно, идет предложение, затем сразу же принятие предложения. Свидетели видят опекуна, мужа и в то же время слышат их слова. Такой брачный контракт действителен, потому что при таком варианте невозможен обман и имитация чужого голоса.

И даже если учесть мнение о том, что единение в одном собрании является условием заключения никаха, то даже при том, что они находятся в разных отдаленных местах, однако по положению (хукму) они находятся в одном собрании: видят друг друга и слышат слова друг друга в то же время, в одно и то же мгновение".

Уа-Ллаху а’лям.

Требования к брачующимся
В исламе рекомендуется, чтобы муж и жена соответствовали друг другу по возрасту и общественному положению. Супруга не должна подпадать под категорию махрам (близкий родственник). К ним относятся: мать (в том числе молочная мать), бабушка, дочь, внучка, родная и молочная сестра, дочь родной сестры или дочь родного брата, сестра матери или сестра отца, тёща, бабушка жены, падчерица, мачеха и невестка. Кроме того на период женитьбы запрещён брак с сестрой жены, её тётей и племянницей. Разрешено кровное родство не ближе третьей степени по боковым линиям.

Произносящие формулу брачного договора мужчина и женщина должны быть вменяемыми и взрослыми, если только брак не заключается их попечителями.


Рекомендации и ограничения
При заключении первого брака согласия невесты не требуется, достаточно согласия отца или опекуна. Вдова или разведенная женщина даёт согласие сама через доверенного. За неполноправных и недееспособных решают хозяева, опекуны и посредники. Если девушка раньше не была замужем или является девственницей, то не может выйти замуж без согласия попечителя (опекуна), иначе брак будет считаться недействителным.

Коран запрещает мусульманкам выходить замуж за немусульманина. Мужчинам-мусульманам запрещено жениться на язычнице или неверующей женщине, разрешено, но нежелательно жениться на христианках или иудейках. Сожительство с женщиной без заключения брака в исламе запрещено и считается прелюбодеянием.

Количество жён в исламе ограничено четырьмя, поэтому человек, имеющий четырёх жён и желающий взять в жёны ещё одну, должен развестись с одной из прежних. Не смотря на то, что общий процент полигамных браков никогда не был высок, в некоторых странах принимаются меры по ограничению таких браков, вплоть до полного их запрещения. Многомужество в исламе запрещено. Вдова или разведённая женщина прежде чем вновь выйти замуж должна выждать определённый срок «идда», который в зависимости от мазхаба (школа шариатского права) составляет от 4 до 20 недель.


Когда можно вступать в брак
Существует консенсус учёных всех мазхабов, что появление менструаций и способность забеременеть являются признаками совершеннолетия для девушек, что позволяет им вступать в брак. Тем не менее, различные школы фикха устанавливают разный возраст совершеннолетия при отсутствии менструаций у девочек и выхода семени или поллюции у мальчиков. Так, по шафиитскому и ханбалитскому мазхабу совершеннолетие и для юношей, и для девушек наступает в пятнадцать лет, по маликитскому - в семнадцать лет, по ханафитскому - в восемнадцать, а по джафаритскому - в девять у девочек и в пятнадцать у мальчиков. Однако современные шиитские учёные, в своих фетвах не рекомендуют девушкам вступать в брак в столь раннем возрасте.


Этапы бракосочетания
Порядок бракосочетания в исламе сложился на основе доисламского семейно-правового комплекса. Его разработкой занимались исламские правоведы первых веков ислама. Еще до бракосочетания Шариат обязывает жениха, прежде чем жениться, посмотреть на женщину, к которой он собирается посвататься. Это необходимо и для того, чтобы женщина познакомилась с мужчиной, которому предстоит стать её мужем, и для того, чтобы у жениха было ясное представление о его будущей жене. Мужчине разрешается посмотреть на женщину, к которой он сватается, независимо от того, даст она на это свое разрешение или нет. Он может делать это неоднократно, однако ему дозволено смотреть только на её лицо и кисти рук.

Первый этап - сговор, сватовство (хитба). Жених сам или через доверенного делает предложение доверенному невесты (отцу или опекуну) и договариваются об имуществе, выделяемом мужем жене (махр) и других условиях, которые входят в брачный договор (сига).

Второй и третий этапы - передача невесты в дом жениха (зифаф) и свадебное торжество (урс, валима). Если невеста ещё ребёнок, то её передача откладывается до достижения ею совершеннолетия (13-15 лет). Во время свадебного торжества оглашается брачный договор (сига) и выплачивается махр или его часть.

Четвёртый этап - фактическое вступление в брачные отношения (никах), после которого бракосочетание считается свершившимся. Бракосочетание желательно провести в мечети. Брачный договор заключается при свидетелях, которыми могут быть двое мужчин или один мужчина и двое женщин согласно ханафитскому мазхабу.

Обрядность бракосочетания зависит от достатка и общественного положения семей брачующихся и от местных обычаев. Мусульманам по возможности желательно пригласить на свадебную трапезу друзей и родственников. В настоящее время в большинстве исламских стран брак регистрируется брачным нотариусом.


Свидетели
Согласно шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому мазхабу присутствие на бракосочетании как минимум двух свидетелей мужского пола является обязательным условием законности брака. Ханафиты полагают достаточным присутствие двух мужчин либо одного мужчины и двух женщин. Однако если все свидетели - женщины, такой брак расценивается ханафитами как недействительный. Важно отметить, что в ханафитском мазхабе справедливость свидетелей не является необходимым требованием. Однако ханбалиты и шафииты настаивают на том, чтобы эти свидетели были справедливы. Что касается маликитов, то они считают допустимым произнесение брачной формулы без присутствия свидетелей. Однако факт первой брачной ночи при этом должен быть засвидетельствован двумя мужчинами, в противном случае договор о браке аннулируется и объявляется о разводе без права возвращения.

В джафаритском мазхабе присутствие свидетелей вообще не считается обязательным, оно лишь желательно. Если мужчина-мусульманин жениться на не мусульманке, то свидетелями с её стороны могут быть и не мусульмане. Тем не менее, все пять перечисленных школ считают достаточным, чтобы о браке знал лишь узкий круг людей, оповещение широких слоёв общественности о совершившемся браке не обязательно.


Махр
Имущество, которое муж выделяет жене при заключении равноправного брака называется махром. Махр является одним из главных условий для заключения брака. Махр определяется во время сговора по соглашению между представителями сторон брачующихся. В случае вдовства или развода по требованию мужа махр остаётся у жены. Махр выплачивается непосредственно жене и является частью его собственности.

Время выплаты махра должно быть оговорено при заключении брака. Он может быть выплачен либо сразу по заключении брачного договора, либо путем разделения на части, либо при разводе. Неуплата махра в обусловленный срок дает жене право на условный развод (фасх), который продолжается впредь до его уплаты.


Свадебные торжества
Во время проведения свадебного торжества (урс) новобрачные встречаются, после чего невеста переходит из дома отца в дом мужа. Данный обычай относится к числу узаконенных шариатом. На этих торжествах царит всеобщая радость; близкие друзья, родственники и соседи разделяют радость с молодоженами и поздравляют их по случаю заключения брака. Во время свадьбы допускаются некоторые невинные развлечения, доставляющие людям радость и украшающие торжество. Во время свадебных торжеств женщина входит в дом мужа в окружении улыбающихся и оказывающих ей знаки уважения людей.

В некоторых странах во время проведения мусульманских свадьб совершается ряд запретных действий, противоречащих духу ислама. К числу наиболее запретных вещей относится совместное времяпрепровождение мужчин и женщин, танцы, песни и распитие алкогольных напитков.


Первая брачная ночь
В первую брачную ночь для жениха желательно угостить невесту сладостями, дозволенными напитками и пряностями. Перед вступлением в интимную связь, жениху желательно положить руку на лоб своей супруге, сказать басмалу и произнести следующую мольбу: "О Аллах! Воистину, я прошу у Тебя от неё добра и всего доброго, чем Ты её одарил! И прибегаю к Тебе от её зла и от всего злого, чем Ты её наделил".

После этого супругам рекомендуется совершить совместную двухракаатную молитву (намаз) и прочитать следующую мольбу: "О Аллах, благослови меня в отношениях с моей женой (мужем) и её (его) в отношениях со мной. О Аллах, утверди между нами благо и при разлуке разлучи нас по-доброму!".

Если жена не была замужем до этого и является девственницей, то после заключения брака супруг должен провести с ней семь ночей. А если новоиспечённая жена была замужем до этого, то следует уделить ей три ночи. Непосредственно перед сближением, как в первую, так и в последующие ночи, муж должен создать прелюдию к интимной близости с помощью слов, поцелуев и любовных игр и т. п. Во время полового акта жених должен быть чрезвычайно мягким и нежным к своей невесте.

Лучший свадебный инстаграм

В этой статье речь пойдет о таком обряде (традиции), как никах, который у татар и у башкир, в общем, у мусульман, по сути, играет ту же роль, что и венчание у русских. Исламская церемония венчания называется никах — обряд соединения влюблённых супружескими узами. Он характерен не только для татарских свадеб, его празднуют жители Дагестана, Казахстана, Индии и Арабских стран, исповедующих ислам.

Свадебные традиции у мусульман

Традиция никах предусматривает четыре условия, выполнив которые, влюблённые могут сочетаться священными узами брака. Во-первых, на церемонии должен присутствовать любой родственник мужского пола со стороны невесты. Второе условие – присутствие свидетелей – мужчин-мусульман, по одному со стороны невесты и жениха.

Третье условие: обряд никах можно проводить только после того, как жених выплатит причитающийся за невесту выкуп – калым. Современный калым, как правило, чисто символический, и скорее выплачивается как дань традициям. И, наконец, самое главное условие – это желание молодожёнов сочетаться браком и жить семейной жизнью. Официальное уведомление о заключении брака не требуется, после заключения брака молодые получают свидетельство, и во многих странах оно является официальным брачным документом.

Никах, традиции которого исходят из древности, на сегодняшний день претерпел немало изменений. Некоторые его обычаи были позаимствованы другими странами. Это, например, всем известный обычай похищения невесты. В прежние времена молодой человек похищал девушку из дома только тогда, когда не оставалось никакой надежды на добровольное согласие её или её родителей на брак. После похищения девушка считалась обесчещенной, и смыть позор с неё и её семьи могла только свадьба. Так что родителям не оставалось ничего другого, кроме как дать благословение на брак. Впрочем, они могли потребовать от жениха уплаты калыма, в два раза превышающего традиционный.

По Корану, для заключения священного брачного союза и получения добровольного согласия девушки на свадьбу, влюблённый в неё молодой человек должен был сначала объясниться в своих чувствах к девушке, находясь с ней в людном месте, и лишь затем сообщить её семье о намерениях вступить в законный брак.

Сватовство, как часть традиции

Никах у татар обычно предваряется сватовством, во время которого родственники жениха делают предложение родственникам невесты и вместе обговаривают условия будущего брака. До проведения никаха жениху не позволяют оставаться с невестой наедине. Никах часто проводят в конце осени, после окончания сельскохозяйственных трудов. Жених и невеста готовят друг другу богатые подарки на никах . Со стороны невесты это, как правило, рукоделия, со стороны жениха – различные украшения и другие символы его достатка. Подарки на никах у башкир состояли из лошадей и крупного рогатого скота. Жених передавал одну из лошадей отцу невесты, а остальным табуном могла распоряжаться сама невеста. Большинство, как правило, закалывали для свадебных угощений. Когда жених выплачивал калым, отец невесты давал богатое приданное, которое могло быть даже больше размера калыма.

Интересен один обычай, который проводится на никах у мусульман . В брачном документе регистрируется акт передачи свадебного подарка жениха невесте. Обычно это дорогое золотое украшение, которое невеста носит на себе и может продать в случае финансовых трудностей, обеспечив себя.

Соблюдение традиций никаха по-прежнему играет огромную роль при заключении супружеского союза. Нарушение какого-либо обычая даже может стать причиной к расторжению брака. Церемонию можно проводить как дома, так и в мечети. Мулла зачитывает молодым определённый суры Корана, давая им наставления для будущей совместной жизни. Затем начинается праздник в доме жениха – туй, который мог продолжаться два-три дня.

На нашем , Вы найдете информацию о том, а также у нас Вы сможете найти и многое другое.

На днях выдали замуж мою двоюродную сестренку Гульназ. Торжество провели по мусульманским обычаям. Я присутствовал в качестве гостя и фотографа. Запечатлел главные моменты.

Невеста в день никаха облачается в традиционно светлое платье, на голову - платок, чтобы прикрыть волосы. Жених надевает тюбетейку и тоже светлую рубашку. Ибо праздник! Гости приходят с цветами и подарками. Цветы вручают сразу, подарки держат до специального момента. До прихода муллы за стол не садятся. Обычно занимаются разговорами. Мужчины с мужчинами, женщины с женщинами.

Впрочем, строгих запретов нет. Свадьба - повод увидеться родственникам, собраться из далеких районов и деревень. Узнают, как дела друг у друга. Употребление алкоголя в такой день - грех. Поэтому на столе нет пи пива, ни водки. Подаются пироги с рисом и рыбой, фрукты и сухофрукты, овощи, сладости.

Что касается украшения комнаты, выносятся все портреты и фотографии людей. В мусульманстве не приветствуется культ личности, поэтому изображения лиц лучше убрать. Когда приходит мулла - начинается торжество. Сначала - всеобщая молитва. Мулла читает текст молитвы, остальные повторяют за ним. Важно держать открытые ладони перед лицом. Считается, в это время благодать с неба наполняет ладони. В конце молитвы принято «умывать лицо», чтобы впитать в себя все хорошее.

Со стороны невесты обязательно должен быть свидетель мужского пола. У моей сестренки нет ни отца (погиб), ни брата. Поэтому эта роль досталась дяде.

Во-первых, мулла интересуется, добровольно ли молодые вступают в брак. Какой «калым» жених дает за невесту? Это раньше калым давали родителям девушки, сейчас традиции стали проще, поэтому чаще всего калым - это подарок невесте на день свадьбы. Его размеры могут быть разные, в зависимости от достатка жениха. Считается, что такой подарок не возвращается (в случае развода). В нашем случае невеста получила золотой браслет. Мулла интересовался: устраивает ли невесту и ее родителей такой подарок?

Далее мулла выяснял, как жених будет называть родителей невесты, и как невеста будет называть родителей жениха. Допустимы варианты «мама-папа» или «теща-свекровь». Об этом стороны договариваются «на берегу», чтобы потом не было обид и разногласий. Мулла рассказывает истории из жизни, дает советы молодым - как жить, чтобы не было ссор и конфликтов.

Далее идет обряд «приема в семью». Мама невесты кормит с ложечки жениха и его родителей маслом и медом - «чтобы ваши речи были мягкими, как масло, и сладкими, как мед». То же самое повторяют родители жениха. Сами молодые в этот момент выглядят, как птенцы, еще не выпорхнувшие из родительского гнезда…

После этих формальностей начинается процесс обмена подарками. Родители невесты одаривают родителей жениха и жениха, родители жениха - невесту и ее родителей. Потом к празднику жизни присоединяются все гости. Подарки можно вручать не только молодым, не возбраняется одаривать и всех гостей стола. Им обычно дарят чай, носки, платочки, бумажные купюры или металлические монеты и прочую мелочь. Считается, что поделившись с ближним, ты делаешь хорошее дело.

Завершает церемонию никаха угощение праздничным блюдом. Это может быть гусь, баран, плов. В нашем случае - чак-чак.

Каждый гость обязан попробовать угощение и положить денежку - молодым в семейный бюджет.

Напомню, все это время на столе стоит еда, но гости ничего не едят. Чтобы приступить к застолью, требуется особенное разрешение муллы и молитва. Только после завершения церемонии мулла дает разрешение вносить еду, и на стол ставят бульон с традиционной татарской лапшой, мясо баранины и птицы.

Завершается праздник торжественным чаепитием со сладостями. Танцев, песен и шуток в этот день обычно не бывает. Для подобного праздника молодожены могут выбрать отдельный день.

«Никах – это следование по путям наших Пророков и Сунна нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!), цветущая весна для грядущих поколений, невинность и непорочность светлых имен мужчины и женщины, доминирующее положение человека над всеми остальными созданиями».

Обряд никах должен совершаться в присутствии двух свидетелей мужского пола, чтобы известить всех окружающих о зарождении новых уз между двумя сторонами. Для заключения брака осведомление всего окружения - главное условие для признания новобрачных как семейной пары.

Никах во всем своем благолепии, согласно мусульманской религии - это Закон Аллаха, краеугольный камень для союза мужчины и женщины, незаменимого в продолжении человеческого рода, рождении детей и сохранении семьи.

Ислам делает эту основу значимой и полностью опровергает низость и презрение брачных союзов, созданных по злым мотивам.

По Корану, самое тяжкое преступление - это прелюбодеяние (зина), расценивающееся как совершение злодеяния против нравственности, осквернение благодатной чистоты семейных устоев, который может даже стереть с лица земли весь человеческий род. И самая большая глупость и необдуманность - предпочтение счастливой и мирной семье беспорядочных связях.

Родные улицы благовоспитанного народа не должны позорить низкие деяния, а джариб не должен быть безнравственным местом. Никах стоит на страже веры и нравственности народа. Как говорил Пророк Мухаммад, в целях предостережения мусульман от тяжких грехов: "Лучший никах - необременителен" (Абу"Довуд, Никах-32).

В Священной мусульманской книге, Коране, говорится:

«Женитe тex, кто еще не был из Вас женатым; рабов Ваших и рабынь с добродетельными убеждениями; eсли бедствуют oни, Aллax oзолотит их СВоим милосердием, ибo Аллаx всeщeдp и вceведyщ» (Ан.Нур-32).

Никах как процесс

По произнесении невесты и жениха специальных священных слов, они могут считаться мужем и женой. Если у определенных народов узаконено заключение брака в органах ЗАГС, то для мусульман это не полностью законно. Если Вы не совершаете обряд Никах, а регистрируетесь в ЗАГСе, - отсюда следует то, что Вы всего лишь сожители и это влечет за собой грех.

Никах является Сунной для мусульманина, нуждающегося в этом и имеющего возможность обеспечить:

Макр (каллым);

Одеяния супруге на весь сезон;

Принятие расходов по Никах на себя.

Если человек осмелится нарушить хотя бы одно правило из указанных ниже, никах может считаться недействительным и аннулируется:

1. Помимо будущих мужа и жены (оба из которых должны быть согласны на брак)

Примечание: должны присутствовать двое свидетелей. В процессе акта произносятся предложение и ответ.
К примеру: Попечитель оглашает: "Я отдал дочь в жены тебе", жених ответит: "Я взял в жены ее". И неважно, в какой интонации произносились эти слова (в шутку, в разгневанном состоянии или всерьез).

2. Мусульманин вправе жениться на женщине любой веры. Мусульманка имеет право выходить замуж только за человека своей религии, либо другая сторона добровольно принимает ислам.

3. Бракосочетание проводится на любом языке так, чтобы все присутствующие его понимали.

Попечитель и свидетели должны быть:

Мусульманами. Исключение: если отец христианки имеет ту же религию.

- "Мукаллаф" - достигшие полового созревания, имеющие контроль над своими речами и поступками, здравый рассудок;

Осведомлены об исламе; иметь достоверный статус (о них должно быть известно), высокую мораль и чистые намерения; иметь слух, зрение и хорошую профессию.

Попечителем может выступать самый близкий родственник невесты: отец, дедушка невесты, брат, сын брата невесты (родного по отцу или матери); брат отца (дядя) и т.п.. Если у невесты нет родственников, то попечителем может быть бывший хозяин (если она ранее была рабыней); если и такового не имеется - то попечителем будет султан (халиф) или любое духовное лицо.

Статья оказалась полезной? Пожалуйста, репост!