Память, виды памяти, методы тренировки памяти. Память — развитие и тренировка

Память это разновидность мозговой деятельности, которая предназначена для хранения, накапливания и воссоздания различных данных. Но с возрастом многие замечают, что их память слабеет и ищут способы тренировки и развития памяти.

Нередко память подвергается невольной, бессознательной тренировке, человек совершает упражнения на развитие памяти, например сохраняя в уме список предстоящих покупок в магазине, вместо того чтобы его записать, осваивая информацию, касающиеся его работы, рассказывая кому-то сюжет впечатлившего его фильма или книги.

    Отказ от привычек, называемых вредными (никотин, алкоголь)

    Проведение на свежем воздухе как минимум часа в день, что обеспечит получение достаточного количества кислорода клетками головного мозга

    Занятия спортом.

    Здоровый сон не менее 8 часов для полноценного восстановления мозга.

    Правильное питание, включающее продукты с высоким содержанием полезных элементов (кефир, йогурты, творог, яйца, печень, жирная рыба, овощи, фрукты, зелень). Употребление определенных витаминов(С,В,Е,D,P), с пищей или в виде таблеток.

    Ежедневное чтение.

Память можно разделить на 2 вида – зрительную и слуховую. Для каждой из них существуют свои способы развития.

Для развития зрительной памяти используют следующие методы:

    Метод рассыпанных спичек. Состоит из раскладывания на столе, для начала, 5 спичек, запоминании того, как они лежали, смешивании и воспроизведении изначального порядка. Со временем количество спичек необходимо увеличить.

    Таблицы Шульте. особые таблицы, наполненные теми либо иными символами. На протяжении 5 минут полагается внимательно просмотреть одну из них, затем таблица убирается, и воспроизводится по памяти на бумаге с максимально возможной точностью.

    Метод Айвазовского. Получил название в честь знаменитого художника, по слухам обладавшего сильной фотографической памятью. При использовании метода нужно 5 минут рассматривать какое-либо изображение, после чего закрыть глаза и детально воспроизвести увиденное.

    Тренинг зрительной памяти при содействии различных бытовых мелочей. Например, можно запоминать номера проезжающих мимо автомобилей, периодическое изменение привычных маршрутов и обращение внимания на их особенности, внимательное наблюдение пейзажа из окна, при этом внимание должно концентрироваться на каждом небольшом элементе по очереди, например на ветке дерева.

Слуховая память, обладает не меньшей важностью, чем зрительная, более того, информация, усвоенная с ее помощью, хранится дольше.

Существует три действенных способа тренировки слуховой памяти:

    Чтение вслух, как минимум 10 минут каждый день;

    Изучение на память стихов, с последующим воспроизведением их вслух;

    Чтобы запомнить ту или иную информацию полезно объяснять ее другим людям.

Среди необычных, но действенных способов совершенствования памяти можно отметить также игру в ассоциации, а еще чтение и проговаривание слов задом наперед. К примеру, дату можно легко запомнить, ассоциируя каждую ее цифру с предметом, животным и т.п., либо с какой-нибудь буквой, к примеру с той, с которой эта цифра начинается. А чтение слов с конца тренирует удерживание в памяти нужной информации.

Форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому и необходимо больше знать о нашей памяти. Ее отсутствие называется амнезией.

Основными процессами памяти являются:

  • заучивание;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • узнавание;
  • забывание.

Выделяют также такие виды памяти:

  1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой - без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности, работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
  2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).

Эффективность произвольной памяти зависит от ряда условий; к ним относятся:

  1. Цели запоминания (насколько прочно, как надолго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после него многое забудется. Если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
  2. Приемы заучивания.

Они бывают такими:

Механическое дословное многократное повторение. Работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память основана на повторении материала без его осмысливания.

  • Логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами. Работает логическая память (смысловая). Она основана на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем механической.
  • Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки). В этом случае задействуется образная память. Она бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная.
  • Мнемотехнические приемы запоминания (для облегчения запоминания).

Выделяют также память кратковременную, долговременную, оперативную, промежуточную. Любая информация сначала попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения.

Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении и КП помещается и среднем 7 ± 2 единицы информации. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слои, цифр, чисел, фигур, картинок и т. и, Главное - добиться, чтобы эти «элементы» были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слои а единый целостный «образ». Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален. По нему можно прогнозировать успешность обучения, прибегая к формуле: ОКП/2 + 1 = прогнозируемый учебный балл успеваемости.

Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации.

Она бывает двух типов:

  1. ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию).
  2. ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

Оперативная память проявляется в ходе выполнения и обслуживания определенной деятельности, что происходит благодаря сохранению информации, поступающей как из КП , так и из ДП , необходимой для выполнения действий.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов. Она накапливается в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти, категоризации информации, полученной за прошедший день, и перевода ее в долговременную память. После сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее 3 часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации. Чтобы уменьшить забывание, необходимо выполнить ряд операций. Во-первых, понять, осмыслить информацию (механически выученная, но не понятая до конца, она забывается быстро и почти полностью - кривая забывания Iа (рис. 3.21). Во-вторых, повторять информацию (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Нужно чаще повторять в первые дни после заучивания, потому что тогда потери от забывания максимальны. Лучше действовать так: в первый день - 2-3 повторения, во второй - 1-2, с третьего по седьмой - по одному повторению, после этого одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и приводящее к почти полному забыванию информации через неделю после сессии.

Забывание в значительной мере зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и следующей за ним. Отрицательное влияние первой получило название проактивного торможения , а второй - ретроактивного торможения . Оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если она требует значительных усилий.

Формы воспроизведения:

  • узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
  • воспоминание , которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
  • припоминание , представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;
  • реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
  • эйдетизм - зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Чтобы облегчить запоминание, можно прибегнуть к мнемотехническим приемам.

Среди них:

  1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).
  2. Ритмизация - перевод информации в стихи, песни, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.
  3. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова; так, чтобы запомнить медицинские понятия «супинация» и «пронация», используют созвучную шуточную фразу «суп несла и пролила»).
  4. Нахождение ярких, необычных образов, картинок, которые «методом связки » соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук. Это легко сделать, если вы вообразите их «персонажами» яркого, фантастического мультфильма, где стройный франт в «очках» - «карандаш» - подходит к полной даме, «люстре», на которую шаловливо посматривает «стул», на чьей обивке сверкают «звезды». Такой придуманный мультик забыть или перепутать трудно. Чтобы повысить эффективность запоминания с помощью этого метода, следует сильно искажать пропорции (огромный «жук»); представлять предметы в активном действии («карандаш» подходит); увеличивать количество предметов (сотни «звезд»); менять местами функции предметов («стул» к «люстре»). Попробуйте запомнить таким образом список слов, затрачивая на каждое по 3 с: трава, дом, павлин, платье, очки, скрепка, гвоздь, клей. Удалось?
  5. Метод визуализации : образно, в разных деталях мысленно представлять («видеть») запоминаемую информацию.
  6. Метод Цицерона . Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставляйте мысленно по ходу вашего продвижения по комнате. Вы сможете вновь все вспомнить, представив себе свою комнату, - все будет на тех местах, где вы расположили при предыдущем «обходе».
  7. При запоминании цифр, чисел можно использовать такие приемы:
    • выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе: например, в номере телефона 358954 зависимость 89 = 35 + 54; выделить знакомые числа: например, в числе 859314 выделить 85 - год рождения брата, 314 - первые цифры числа «пи» и т. д.;
    • «метод зацепок » - замена цифр образами: например, 0 - круг, 1 - карандаш, 2 - очки, 3 - люстра, 4 - стул, 5 - звезда, 6 - жук, 7 - неделя, 8 - паук и т. д. Можно заменять цифры буквами и словами. Например, замена цифр 1,2,3,8 последними согласными буквами в названии этих цифр: 1 - один - Н, 2 - два - В, 3 - три - Р. А цифры 4,5,6,7,9 заменить начальными согласными в их названии: 4 - Ч, 5 - П, 6 - Ш, 7 - С, 9 - Д.
    • Замена словами : 0 — Л (иЛ), 1 — Н (Ной), 2 -В (Вой), 3 — Р (аРия), 4 — Ч (оЧи), 5 — П (Па), 6 — Ш (уШи), 7 — С (уСы), 8 — М (яМа), 9 — Д(яД), 10 — НиЛ, 11 — НеоН, 12 — НиВа, 13 — НоРа, 14 — НоЧь, 15 — аНаПа, 16 -НиШа, 17 — НоС, 18 — НеМой, 19 — АНоД, 20 — ВоЛ, 21 — ВиНо, 22 — Ви-Ва, 23 — ВаР, 35 — РеПа… 44 — ЧаЧа… 56 — ПаШа… 67 — иШиаС… 78 -СоМ… 84 — МяЧ… 93 — ДаР… 99 — ДуШа, 100 — На-ЛиЛ и т. д. Например, если вам надо запомнить номер телефона 9486138, то 94 - ДаЧа, 86 - МыШа, 13 - НоРа, 8 - яМа. Легко запоминается образ «на даче мышь сделала нору и яму», - этот номер вы уже не перепутаете. 8. Метод тренировки зрительной памяти - метод Айвазовского. Посмотрите на предмет, или пейзаж, или на человека в течение 3 с, стараясь запомнить детали, а потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях; задавайте себе вопросы о подробностях этого образа, затем откройте глаза на 1 с, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета. Так повторите несколько раз.

На процессы памяти пытаются воздействовать также фармакологическими и физическими способами.

Рис. 3.22.

Многие ученые считают, что поиски в области управления памятью должны быть направлены на создание биологически активных соединений - веществ, влияющих на изменение белков клетки (от протоплазмы до сомы), на процессы обучения (как, например, кофеин, биогенные амины), кратковременную или долговременную память (вещества, тормозящие синтез ДНК и РНК, влияющие на обмен белков, и др.), создание и формирование энграмм.

Сейчас изучение фармакологических средств, влияющих на память, идет стремительными темпами. Установлено, что ее стимуляторами могут служить давным-давно известные гормоны гипофиза. «Короткие» цепочки из аминокислот - пептиды, особенно вазопрессин, кортикотропин, значительно улучшают кратковременную и долговременную память.

Согласно гипотезе о физической структуре памяти, в ее основе лежит пространственно-временной паттерн биоэлектрической активности нервных популяций - дискретной и электротонической. Поэтому для управления памятью адекватнее воздействовать на мозг и его подсистемы электрическими, электромагнитными способами. Успеха можно добиться благодаря влиянию физических факторов - электрических и акустических.

Все это говорит о реальной возможности управлять памятью.

Подводя итог, подчеркнем, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.

Человек вынужден ежедневно перерабатывать большое количество информации и воспринимать массу различных впечатлений. Огромная лавина сведений обрушивается на каждого из нас из печатных изданий, интернета и телевидения. Чтобы стать успешным человеком, необходимо уметь справляться с информационным потоком и анализом полученных сведений.

Нужно научиться разделять информацию на полезную и актуальную в данный момент времени, оставить на хранение ту, которая может пригодиться со временем и проигнорировать бесполезную. Поэтому развитие и тренировка памяти являются необходимыми для каждого человека, стремящегося к успеху.

Память делится на три вида:

  1. слуховая память. Она в ответе за звуковые ощущения, которые испытал наш организм;
  2. зрительная память. Она отвечает за информацию, полученную путем наблюдений;
  3. моторная память. Это автоматическое запоминание процессов любых действий, совершаемых нами.

Умственная способность человека становится хуже из-за ухудшения связи между головным мозгом и нервными клетками. Однако эта связь восстанавливается при регулярных умственных тренировках.

Существует огромное количество способов улучшения и развития памяти, которые будут особенно полезны организованным людям, а так же специальные тренинги, обеспечивающие улучшение памяти.

Выбирая удобные упражнения, развивающие внимание, мышление и память, нужно настраиваться на их систематическое выполнение. Однако не стоит относиться к ним как к обязательной работе. Подберите интересные и понравившиеся, из перечисленных выше, способы развития памяти, соответствующие образу жизни. И тогда достигнутые успехи будут наилучшей мотивацией к выполнению заинтересовавших упражнений.

Для повышения эффективности вышеперечисленных способов, необходимо соблюдать правила развития памяти, которые под силу каждому человеку, желающему достичь успеха в условиях насыщенной разнообразными событиями жизни.

Правила развития памяти

К общим способам развития и тренировки памяти можно отнести такие рекомендации: чаще решайте ребусы, играйте в лото, шашки, шахматы, разгадывайте кроссворды, рассматривайте картинки, с предложением найти отличия. Постарайтесь как можно больше находиться на улице, займитесь спортом, чередуйте умственную и физическую нагрузку.

Благодаря выполнению способов и правил развития и тренировки памяти, хорошая память не покинет вас до глубокой старости.

В наши дни мы живем в мире и ежедневно сливаемся с потоком информации. Объем знаний и навыков возрастает из года в год и накапливается, что предоставляет все большую нагрузку на память каждого последующего поколения. Развитие памяти и внимания крайне взаимосвязаны между собой, поскольку от внимательности и умения концентрироваться на конкретном объекте зависит процент запоминаемой информации. Совершенствование и развитие памяти является довольно сложным, однако это просто необходимо в наши дни для нормальной жизни в обществе. Существует множество способов и методов, направленных на тренировку памяти и улучшению внимательности каждого человека. Не совершенствуя собственную память, можно достаточно легко затеряться в потоке информации. Развитие памяти – это процесс изменения и становления образований, которые обеспечивают преемственность в жизнедеятельности каждого, формируют план актуального поведения и многое другое.

Основные виды памяти.

Человеческую память можно классифицировать на несколько видов, поскольку каждый из них существенно отличается по способам сбора информации, времени усвоения и сохранения.
Виды памяти:

  • Моторная память – один из самых первых видов памяти, отвечающий за сохранение и воспроизведение движений. Она способствует воспроизведению движений, отработанных до автоматизма – подъем по ступенькам, ходьба и многое другое;
  • Эмоциональная память – особенности развития памяти данного вида связаны с переживаниями, сопровождающими конкретные события. Она позволяет лучше адаптироваться к окружающей среде и выработать систему предупреждения. Так, ощущения могут фиксироваться и сохраняться на долгие годы практически мгновенно;
  • Образная память - функционирует совместно с работой органов чувств и сенсорных систем. Информация запоминается в качестве отдельных образов. В результате выделяется несколько подвидов данной категории памяти: зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая;
  • Логическая память формируется в результате воздействия сигнальной системы, поскольку без понимания достаточно сложно запомнить то или иное действие;
  • Эйдетическая память – позволяет воспроизводить яркие события с мельчайшими деталями и подробностями.

Основные механизмы и процессы памяти.

Особенности развития памяти изучаются целым рядом наук: биохимией, физиологией, психологией и т.д., поскольку процесс сохранения и воспроизведения информации напрямую зависит от нервных связей (так называемых ассоциаций). Память обладает следующими характеристиками:

  • Объем памяти – позволяет запоминать и хранить информацию в определенном объеме. Для увеличения потребуются терпение и регулярные тренировки;
  • Быстрота воспроизведения – максимальная скорость воспроизведения необходимой информации в практической деятельности. Для решения конкретной задачи требуется быстрый поиск и воспроизведение требуемой информации;
  • Точность воспроизведения – процесс детального запоминания и детального воспроизведения информации;
  • Длительность сохранения информации – позволяет сохранять и удерживать информацию в памяти на протяжении длительного времени.

Развитие памяти требует от каждого терпения, поскольку этот процесс не прост и требует регулярной поддержки. Некоторые группы слов можно запоминать представляя соответствующие сценарии и картинки. Данный способ развития памяти позволяет максимально быстро развивать память и человеческий мозг начинает работать наиболее эффективно, запоминая всю необходимую информация.

Все мы в детстве собирали пазлы и мозаики, но мало кто представляет, что наш мозг знал эту систему очень давно. Ранее ученые полагали, что конкретные участки мозга хранят в себе определенного вида воспоминания, но впоследствии был проведен эксперимент. Крысам удаляли по очереди разные участки мозга и, проверяли: возможно ли их обучение, что они помнят, а какие органы у них хуже работают. Выяснилось, что ни одна частичка мозга не отвечает целиком за какой-то определенный вид памяти, но если собрать кусочки воспоминаний со всего мозга, то их можно сложить в одну общую картинку, как в мозаику. Эту картинку мы и называем памятью. Этот вывод был шокирующим для ученых того времени, но нам он позволяет опустить возможность развить всю память только одним способом и одновременно предлагает метод решения.

Виды памяти

Существует три вида памяти:

1. зрительная

2. слуховая

3. моторная

Зрительная память хранит ту информацию, которую мы получили путем наблюдений, то есть запомнили увиденное. Слуховая память отвечает за все звуковые ощущения, когда-либо испытанные нашим организмом. С этими двумя вроде все понятно, а с моторной будет посложнее.
Третий вид памяти особый. Это своеобразный способ учиться на своих ошибках: когда наш организм делает что-то, он автоматически запоминает этот процесс. Так мы учились ходить, есть, так мы пишем буквы, не зацикливаясь на самом процессе. Ну, а теперь перейдем непосредственно к способам развития памяти.

Развиваем память, тренируя внимание

Запоминаем мы только то, что замечаем, а замечаем мы лишь тогда, когда внимательны. Следовательно, свое внимание нужно тренировать. Можно делать это и в игровой форме, например, попробуйте во время прогулки поиграть с собеседником: кто больше отметит домов с зелеными крышами. Для развития памяти полезны и картинки из серии «найдите десять отличий». В этих случаях ваш мозг концентрируется на мелочах и привыкает к активной работе в нестандартных ситуациях. Тогда на работе, в школе или в институте вы начнете быстрее схватывать все самое важное и запоминать без труда.

Сочетание разных видов памяти ради одной цели

Однажды учительница русского языка и литературы пожаловалась на своих учеников-двоечников, которые совсем не учат стихи. Ей посоветовали заставить учеников отжиматься и повторять текст вслух. Она отказалась, сказав, что и то и другое они будут делать плохо, а зря! Ученики запоминали бы стихи вместе с движениями и усилием мышц, и даже через много лет, делая отжимания, они вспомнят эти стихи, может не целиком, но с самого натренированного места.

Так же многих детей родители заставляют учить таблицу умножения, переписывая и проговаривая ее про себя. Тогда работает моторная (пишем и запоминаем), зрительная (запоминаем то, откуда переписываем) и слуховая (заучиваем на слух) память.

Запоминаем по частям

Третий метод заключается в том, что всю информацию «раскладывают по полочкам». То есть: текст нужно компонавать в конспект, слова разделять на группы, формулы заучивать вместе с примерами. Так же важно одновременно разбираться с возникающими вопросами, ведь когда мы сами добываем необходимое, то и усваиваем это лучше. Следовательно, как уха лучше всего идет после рыбалки, так и строчка заучивается быстрее, если в ней было незнакомое выражение, подсмотренное в словаре.

Повторение - упражнение для развития памяти

Этот вариант подойдет людям с развитой зрительной памятью, и плохой слуховой. Предположим, что в тот момент, когда вы прогуливались по парку, вам знакомый сказал номер телефона, а никакой возможности записать у вас нет. В таком случае, пока ваш друг диктует, мысленно представьте вашу трубку и под диктовку набирайте на ней номер. Потом сделайте вид, что он был занят и попробуйте еще раз, вслух проговаривая номер другу. Если все правильно, повторите еще раз и даже через пару часов вы все вспомните. Практика такого упражнения с каждым разом будет положительно отражаться на развитии вашей памяти.

Развивайте память, открывая для себя новое

Студент, активно занимающийся и посещающий лекции, имеет хорошую память, но часто об этом даже не подозревает. Когда информация запоминается без усилий и прямо на подсознательном уровне, то она и дольше хранится. Когда тот же студент перед экзаменом думает, что ничего не знает, но получает звонки от однокурсников и отвечает на их сложные вопросы, выходит, что осталось немножко освежить материал и можно идти сдавать. Почему это происходит? Ответ прост. Всего-навсего во время лекций мы записываем конспект, вникаем в материал, но совершенно не думаем о том, как его запомнить. Развиваясь в своей профессии, изучая новую информацию о ваших увлечениях, слушая новости, вы же не думаете о том, что это просто необходимо запомнить, но, запоминая, вы улучшаете свою память, следовательно, развиваетесь!

Самоорганизация и развитие памяти

Часто услышишь фразу: «она не рассеянная, она неорганизованная!» И правда, как наш мозг может запомнить что-то, если он просто не понимает, что и когда запоминать. Чуть выше мы уже говорили о систематизации материала, но в этом разделе речь пойдет о вас самих. Заведите ежедневник (и не правда, что он для тех, кто все забывает), создайте свое личное расписание, собирайтесь на работу вечером, делайте всё вовремя, вспомните о своих родственниках и друзьях, которым давно не звонили. Ваша жизнь наладится, и память заработает как новая.

Придумайте свой способ развития памяти

Присмотритесь к себе, определите, что вы запоминаете сложнее, и что может помочь лично вам сохранить драгоценные данные. Не всем по душе крестики на руках и узелки на веревочках. Попробуйте делать себе маленькие шпаргалки, клейте листочки в самых видных местах квартиры, прикрепляйте их на досках над рабочим столом в офисе. Самое главное для развития памяти – в них не должен содержаться полный текст, ведь тогда вы просто прочитаете и вспомните. Делайте ассоциативные записи или рисунки. Ваш мозг проанализирует запись, найдет в памяти информацию и запомнит ее снова, но уже автоматически. В следующий раз вы вспомните быстрее и уже не забудете

Как правильно работать над развитием памяти ребёнка

«Мой Алеша в этом году прошел во второй класс. Учится пока нормально, несмотря на то, что у него очень плохая память. Чтобы запомнить стихотворение из восьми строчек, ему нужно повторить их раз «...надцать...» Классный руководитель посоветовала нам целенаправленно работать над развитием его памяти. Хотелось бы узнать, как это делать правильно».

Ирина Максимович, Донецк

Если ваш ребенок справляется со школьной программой, то скорее всего, его память развита достаточно. А то, что он плохо запоминает стихи, может свидетельствовать лишь о том, что они ему неинтересны (или непонятны). Нередко качество запоминания у ребенка (как впрочем, и у взрослого!) напрямую зависит от интереса. В свою очередь, материал интересен только тогда, когда он понятен. У детей младшего школьного возраста доминирует механическая память, то есть без логических связей. Поэтому и качество запоминания часто хромает. Постепенно, по мере естественного развития и обучения в школе, доминирующей становится смысловая (логическая) память. И вы можете помочь своему ребенку развить ее. Учите его искать смысл в том, что он заучивает наизусть. Для усвоения учебного материала и развития памяти важны такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение.

Значительно повышает эффективность запоминания установка на его возможность и необходимость. Иначе говоря, в этом деле (как и во многих других!) большую роль играют внушение и самовнушение. Поэтому, первое, с чего нужно начать, - это вселить в ребенка уверенность в том, что у него хорошая память, что он может запомнить все, что ему необходимо. Полезно, чтобы ребенок проговаривал утром и вечером (перед сном) простые установки. Например, «У меня хорошая память!», «Я могу запомнить все, что мне нужно!».


Информация для размышления

Психологами установлена тесная связь между эмоциональным состоянием детей и их памятью. В течение учебного года 46 детей в возрасте 9-10 лет регулярно обследовали (в начале и в конце недели). Специалисты изучали влияние уровня тревожности школьников на продуктивность зрительного запоминания. Было установлено, что у детей с высоким уровнем тревожности плохая зрительная память, и наоборот, у детей эмоционально уравновешенных - она превосходная!

При заучивании важно сделать упор на значимости запоминаемого материала. Ребенок должен понимать, зачем ему нужно это запоминание. За ним следует использование усвоенных знаний. Полезно убеждать ребенка назидительными фразами: «Без таблицы умножения, как без воды: «и не туды, и не сюды!», «Я выучу ее всего один раз, а запомню на всю жизнь!».

Другие «секреты» запоминания основаны на том, что ребенок учится логическим приемам запоминания на основе образных представлений того, что нужно усвоить. Например, вашему ребенку задали на дом освоить правописание трудных слов. Не заставляйте его много раз писать их. Ведь так будет работать в основном механическая память (наименее эффективная!). Поэтому предложите ему пофантазировать. Изобразите самую трудную букву в заданном слове в виде какого-нибудь предмета, имеющего сходство с этой буквой и одновременно связанного по смыслу с этим словом.

Правила тоже усваиваются быстрее, если их вообразить в какой-то нестандартной форме. Например, запоминая правило: «Не с глаголами пишется раздельно», можно представить себе хоккеиста (глагол!) отбивающего шайбу-частицу. А правило: «После шипящих у существительных женского рода третьего склонения всегда пишется мягкий знак» легко запомнится, если представить шипящую змею, кончик хвоста которой свернут в виде мягкого знака.

Фантазирование также значительно повышает эффективность запоминания учебных текстов (по истории, биологии, литературе и т.п.). Предложите ребенку нарисовать (достаточно даже в воображении!) к каждой части текста что-то такое, что поможет ему создать зрительный образ (чем более смешно или необычно, тем лучше!). Например, к параграфу по истории о том, как жили древние славяне, можно нарисовать избу, на крыше которой растет пшеница и плещется рыба... Точно также «изображайте» труднозапоминающиеся стихотворения. Рисунки или какие-нибудь значки (узелки на память) можно сделать к каждой строфе или строчке.

Многие дети, плохо запоминают все, что связано с цифрами. Их можно «оживить» и сделать веселыми и доходчивыми. Пофантазируйте с ребенком, на кого похожа та или иная цифра? На какой предмет? На какое животное? (один - игла; два - лебедь; три - откусанные бублики; шесть - улитка; восемь наручники и тому подобное). Предложите зарисовать образы-фантазии на карточках. Для каждой цифры должна быть своя карточка. Из таких карточек хорошо составлять даты, которые обычно запоминаются с большим трудом. Чтобы дата лучше уложилась в памяти, можно из названий предметов и животных, обозначающих цифры, придумать предложение. Чем необычнее и нелепее оно будет, тем легче запомнится нужная дата. Например, 1836 год (дата смерти Пушкина): «Иголка, обшивая наручники, откусила от двух бубликов и остатками угостила улитку».

Старайтесь сделать занятия с ребенком игровыми, веселыми, интересными. Тогда они станут источником радости и помогут развить у вашего сына или дочери не только память, но и мышление, воображение, восприятие. Учиться вашему ребенку станет легче и интереснее.

Игра-тест «Кошелек»

В эту игру вы можете играть в семейном кругу или в компании друзей. Число участников не ограничено (чем больше, тем лучше для развития памяти). Суть игры состоит в том, что каждый участник повторяет слова, предложенные предыдущими играющими, и добавляет что-то свое. «Пропадает» тот, кто не может повторить цепочку слов в том же порядке или пропустит хотя бы одно слово.

Например, вас трое. Первый говорит: «Я положу в кошелек собаку». Второй: «Я положу в кошелек собаку и верблюда». Третий: «Я положу в кошелек собаку, верблюда и диван». Первый: «Я положу в кошелек собаку, верблюда, диван и портфель» и так далее.

Если же вы хотите оценить свою память не только относительно играющих, не поленитесь сделать следующие подсчеты.

Определите количество слов в «кошельке» при котором вы вышли из игры. Запишите себе одно очко, если вы запоминаете пять слов, и прибавляйте по одному очку за каждое слово сверх пяти (то есть два очка за шесть слов, три - за семь, четыре - за восемь и так далее).

Если в среднем за игру вы набрали 7 и более очков - у вас очень хорошая память.

От 4 до 6 очков - у вас неплохая память, хотя иногда кое-что забываете. Но это не беда! Свою память вы можете легко развить, приложив небольшие усилия.

3 и менее очков. Вы постоянно что-то забываете. Записная книжка - ваш лучший друг и помощник. Чаще играйте в эту игру и вскоре вы удивитесь полученному результату!

Как устроена наша память Все мы в детстве собирали пазлы и мозаики, но мало кто представляет, что наш мозг знал эту систему очень давно. Ранее ученые полагали, что конкретные участки мозга хранят в себе определенного вида воспоминания, но