Проекты по духовному воспитанию дошкольников. Социальный проект по духовно-нравственному воспитанию

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном обществе очень актуальной становиться проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей. Но очень часто наблюдаются проблемы в стиле взаимоотношений между детьми и взрослыми в семье, в результате которых возникает отчужденность, наблюдается конфликтный характер общения. Часто присутствует излишняя опека со стороны взрослых, наблюдается неумение родителей передавать опыт, который существует в микрокультуре семьи. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. Чувство любви к Родине зарождается в семье. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.

Цель проекта: укрепление детско-родительских отношений, укрепление и развитие сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах развития, воспитания детей.

Задачи:

  • Образовательны е:
    • формирование у детей представления о семье, родственных связях, семейных традициях, семейных реликвиях;
    • формирование у детей представлений о профессиях родителей;
    • закрепление знаний детей об именах, отчествах, фамилиях.
  • Развивающие :
    • расширение кругозора и обогащение словарного запаса детей;
    • развитие познавательных способностей у детей, активное включение их в творческо-поисковую деятельность;
    • совершенствование стиля партнёрских отношений.
  • Воспитательные :
    • воспитание у детей любви и уважения к членам семьи, обучение проявлению заботы о родных людях.

В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:
«Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье».

Участники проекта : дети – родители – педагоги.

Возраст детей: старший дошкольный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Срок реализации проекта : проект рассчитан на шесть месяцев (январь-июнь).

Защита проекта приурочена к Всероссийскому Дню семьи, любви и верности.

Этапы работы:

1. Подготовительный:

– определение объекта изучения (семья, семейное древо, семейные традиции),
– подбор литературы о семье,
– подбор репродукций картин, иллюстраций по теме,
– разработка конспектов НОД, развлечений.

2. Исследовательский:

– знакомство с семейными традициями,
– знакомство с семейными реликвиями,
– знакомство с профессиями родителей.

3. Продуктивный:

– создание книжки «Моя семья» (рассказы детей),
– оформление альбома «Моя мама»,
– оформление альбома «Мой папа»,
– оформление альбома «Что в имени тебе моем»,
– оформление альбома «Семейное древо»,
– оформление альбома «С чего начинается Родина?» (герб семьи),
– создание картинной галереи «Моя семья» («Мой портрет», « Моя любимая мамочка», «Моя семья»).

4. Заключительный

– обобщение результатов работы,
– презентация проекта,
– оформление выставки альбомов,
– семейный праздник «У самовара».

Способы организации:

  • игровая деятельность,
  • непосредственная образовательная деятельность,
  • продуктивная деятельность,
  • развлечения,
  • семейные праздники.

По ходу проекта могут появиться некоторые затруднения:

  • В группе есть неполные семьи.
  • Разная национальность членов семьи.
  • Есть в группе приемные дети.
  • У некоторых детей уже нет бабушек и дедушек, они о них ничего не знают.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД РАБОТА С ДЕТЬМИ

Образовательная область

Сроки проведения

Интеграция с другими образовательными областями

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

ОО «Социализация» Просмотр мультфильмов:
В.Катаев «Цветик-семицветик»,
р.н.с. «Снегурочка», «Морозко» ,
«Три орешка для Золушки» и другие
февраль – май ОО «Познание»
ОО «Коммуникация»
ОО «Здоровье»
ОО «Безопасность»
ОО «Физическая культура»

ОО «Труд»
ОО «Музыка»
Дидактические игры:
«Кто старше?»,
«У кого сегодня день рожденья?»,
Упражнения: «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?»,
«Огорчится ли мама, если…»,
«Кем быть»,
«Кому что нужно для работы»,
«Чьи детки?
февраль – май
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»,
«Магазин»,
«Парикмахерская»,
«Больница»,
«Ветеринарная клиника»,
«Строители»,
«МЧС»
февраль – июнь
Непосредственная образовательная деятельность:
«Вместе весело шагать»
«Моя маленькая родина»
«Моя родина Россия»
«Все профессии важны»
«Мое имя»
«Права и обязанности в семье»
февраль – апрель
Праздники:
Моя спортивная семья
8 марта – женский день
День защиты детей
День семьи
февраль
март
июнь
ОО «Безопасность» Беседы:
Правила работы с ножницами, клеем.
Безопасное поведение на природе.

февраль – май

ОО «Познание»
ОО «Труд»
ОО «Коммуникация»
ОО «Труд» Самообслуживание и детский труд:
Дежурства
Коллективный труд
Трудовые поручения
Самостоятельная продуктивная досуговая деятельность
февраль – июнь ОО «Безопасность»
ОО «Познание»
ОО «Коммуникация»
ОО «Художественное творчество»
ОО «Музыка»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВРЕ РАЗВИТИЕ

ОО «Коммуникация» Непосредственная образовательная деятельность, беседы:
“Моя дружная семья”,
“Папа – мой лучший друг” и др.
«Что для меня значит мама»
«Моя бабушка – моя лучшая подруга»
«Как я помогаю дома»
и др.
февраль
февраль
март
март
ОО «Социализация»
ОО «Познание»
ОО «Здоровье»
ОО «Безопасность»
ОО «Физическая культура»
ОО «Чтение художественной литературы»
ОО «Музыка»
Заучивание пословиц и поговорок, стихотворений
Обогащение словарного запаса, развитие связной речи
в процессе заучивания
февраль – май
Составление рассказов «Моя семья» апрель ОО «Художественное творчество»
ОО «Социализация»
ОО «Чтение художественной литературы» Чтение художественной литературы:
Стихи, сказки,
рассказы о детях:
О.Осеева «Честное слово», «Просто старушка»,
З.Александрова «Посидим в тишине» и др.
Ш. Перро «Золушка»
Братья Гримм «Госпожа Метелица»
Р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
С. Маршак «Двенадцать месяцев»
февраль – май ОО «Коммуникация»
ОО «Социализация»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТЕИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ОО «Художественное творчество» Непосредственная образовательная деятельность
«Мой портрет» (рисование)
«Портрет моей мамули» (рисование)
«Моя семья» (рисование)
Начальная буква имени (лепка)
Изготовление подарков для родителей
«Подарок для мамочки»
«Подарок папе»
Изготовление пригласительных билетов на праздник
Выставка рисунков «Моя семья»
февраль
март
апрель
май

март
февраль
май

ОО «Социализация»
ОО «Труд»
ОО «Познание»
ОО «Коммуникация» ОО «Безопасность»
ОО «Физическая культура»
ОО «Музыка»
ОО «Музыка» Слушание музыкальных произведений:
Слушание колыбельных, русских народных песен, песни о маме, папе, бабушке
Разучивание песен о маме «Нежная песенка», о бабушке «Песня о бабушке»
февраль – июнь ОО «Коммуникация»
ОО «Социализация»

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ОО «Физическая культура» Пальчиковая гимнастика
«Этот пальчик –дедушка …»,
«Дружная семейка»,
«Эта долька для…»,
«Мы компот варили»,
«Мы капусту режим»,
«Мама нам пекла блины» и др.
Физкультминутки
февраль – май ОО «Здоровье»
ОО «Коммуникация»
ОО «Социализация»
ОО «Здоровье» Привитие культурно-гигиенических навыков весь период ОО «Труд»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Виды деятельности

Сроки проведения

Оформление альбомов «Я и папа»,
«Моя мамулечка»,
«Что в имени тебе моем»,
«Семейное древо»,
«С чего начинается Родина?» (герб семьи),
февраль
март
июнь
апрель
апрель
Акция “Пусть прогулка станет интересней!” (благоустройство участка детского сада). май
Родительские встречи “Защитим детей от…”,
“Роль отца в воспитании детей”,
февраль
апрель
Семейные конкурсы «Игрушки в складочку»
«Морские фантазии»
«По морям по волнам»
июнь
февраль
апрель
Выпуск газеты «8 Марта – Международный женский день» март
Праздники, развлечения Моя спортивная семья
8 марта – женский день
День защиты детей
День семьи
апрель
март
июнь
июль
Консультации Характер и имя
Что такое генеалогическое древо
Государственные символы России
май
март
март

Государственное общеобразовательное казенное учреждение

Иркутской области «Санаторная школа-интернат №4 г. Усолье-Сибирское»

Проект

«Уроки для души»

Куратор проекта: воспитатель Фуражева Лариса Валерьевна

2015-2016 учебный год

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Уроки для души»

Аннотация проекта.

Проект «Уроки для души» понимается как процесс содействия духовно-нравственному становлению обучающегося, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

Нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

«Я и животные»

Ценности: родная земля, экологическое сознание, милосердие, ответственность, доброта, внимание, забота.

«Я и иные»

Ценности: гражданское общество, свобода совести и вероисповедания, толерантность, уважение к родителям, забота о старших и младших.

Ценности: духовный мир человека, честь, достоинство, нравственный выбор, уважение к труду, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие, внутренняя культура,

Проект носит познавательный, практический, творческий характер и дает возможность практически повлиять на формирование основных нравственных ценностей.

Актуальность проекта.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Результаты социологического опроса обучающихся школы показали, что 39% обучающихся не знают, что такое нравственность. Поэтому выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность и актуальность данного проекта и способствует активности обучающихся, их участию в обсуждении жизненных ситуаций, пробуждению у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, его нравственной сущности, к его поступкам.

Участники проекта.

Участниками проекта являются обучающиеся 5-9 классов, педагоги школы, родители (законные представители), штаб школьного самоуправления «Лидер».

Продолжительность проекта.

1этап: начальный - май - июнь 2015 г.

а) подготовительный

Проведение инициативной группой организационного собрания по разработке проекта и определению плана работы, установление связей с педагогами и родителями.

б) диагностический

Выявление отношения обучающихся к нравственности с помощью социологического опроса «Что для вас значит нравственность и важна ли она сегодня?»

а) практический (реализация проекта)

а) анализ эффективности проекта (диагностика динамики аксиологического отношения обучающихся по направлению «Человек», социологический опрос).

Цель проекта:

создание условий для воспитания духовно-богатой, социально-активной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.

Задачи:

Создание условий для:

1.формирования первоначального представления о моральных нормах и правилах поведения в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп;

2. раскрытия сущности нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;

3.создания в классе благоприятной среды для самосознания обучающимся своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;

4. обеспечения педагогической поддержки развития инициативы и творческой активности учащихся;

5. содействия развития желания у обучающихся вносить свой вклад в общее дело.

Ожидаемые результаты.

Личностные результаты

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Развитие этических чувств, доброжелательно и эмоцио-нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережива-ния чувствам других людей;

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрос-лыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нор-мах, социальной справедливости и свободе;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты

Способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности;

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совмест-ной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совмест-ной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Нравственное самосознание личности (совести) — способности обучающего формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль;

Готовность конструктивно разрешать конфликты посред-ством учёта интересов сторон и сотрудничества;

Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Тематическое планирование

Ответственные

Дата проведения

Мероприятие

Образовательный продукт

Фуражева Л.В.

воспитатели

сентябрь

Час общения «Уроки для души»

1.Методическая разработка.

Фуражева Л.В.

воспитатели

Дискуссия «Городские животные: друзья, соседи или враги?»

1.Методическая разработка.

2.Информационная листовка.

3.Фотоотчет.

Фуражева Л.В.

воспитатели

Игра «Путешествие в город Толерантность»

1.Методическая разработка.

2.Фотоотчет.

Фуражева Л.В.

воспитатели

«Турнир знатоков нравственных задач»

1.Методическая разработка.

2.Фотоотчет.

Фуражева Л.В.

воспитатели

Литературная гостиная «Уроки нравственности»

1.Методическая разработка.

2.Театрализованное представление.

3.Фотоотчет.

Фуражева Л.В.

воспитатели

КТД «Практика нравственности»

«Калейдоскоп добрых дел»

1.Методическая разработка.

2.Фотоотчет.

3.Презентации.

Фуражева Л.В.

воспитатели

Творческий отчет

«Контрольная для души»

1.Методическая разработка.

2.Фотоотчет.

Критерии оценки результата

Для оценки результативности проекта «Уроки для души» применяется «Диагностика отношения к жизненным ценностям» (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина)

Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Инструкция:

"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список психолог заранее выписывает на доске.

Список желаний:

Быть человеком, которого любят

Иметь много денег

Иметь самый современный компьютер

Иметь верного друга

Мне важно здоровье родителей

Иметь возможность многими командовать

Иметь много слуг и ими распоряжаться

Иметь доброе сердце

Уметь сочувствовать и помогать другим людям

Иметь то, чего у других никогда не будет

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-и - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.

« Перед всеми нами общие цели – формирование нравственно и физически здорового поколения, способного к решению все более усложняющихся задач, которые ставит жизнь. Необходимо сохранение и возрождение народа, а это невозможно без усвоения, упрочения и живого развития отеческих традиций» Патриарх Московский и всея Руси Алексий II






Цели проекта: 1.Сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры. 2. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию. 3. Формирование толерантности, чувства милосердия и сострадания к ближнему.


Задачи проекта: * Воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали, приобщение обучающихся к ценностям духовной культуры через сотрудничество с настоятелем православного Храма «Прихода церкви Новых Мучеников и Исповедников Российских», воскресной школой города Апатиты. * Воспитание у обучающихся уважительного отношения к социальному институту семьи. Формирование представлений о семейных ценностях (уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей). Формирование понимания сущности основных социальных ролей в семье. Ориентация семьи на духовно-нравственное воспитание.


Договор о сотрудничестве муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 15 и «Прихода церкви Новых Мучеников и Исповедников Российских г.Апатиты» Мурманской и Мончегорской епархии Русской Православной церкви г. Апатиты 5 декабря 2008 г. 1.Общие положения Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 15 г.Апатиты в лице директора МОУ СОШ 15 Кудюмовой Галины Ивановны и «Приход церкви Новых Мучеников и Исповедников Российских г.Апатиты» Мурманскойи Мончегорской епархии Русской Православной церкви в лице Настоятеля Данилец Василия Васильевича, именуемые далее "Стороны",основываясь на принципах: государственной политики в области образования, свободы совести и свободы вероисповеданий; признания особой роли православия в истории России, становлении и развитии ее духовности,культуры; уважения христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России; приверженности высоким духовным ценностям, всегда занимавшим приоритетное место в образовательно-культурной традиции российского общества; наиболее полного использования возможностей, предусмотренных Законами Российской Федерации "Об образовании", "О свободе совести и о религиозных объединениях"; солидарной ответственности за морально-психологическое состояние детей и молодежи Российской Федерации; почитания памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, заключили настоящий договор о сотрудничестве с целью обмена информацией, взаимодействия в учебно-методических вопросах, анализа и обобщения накопленного опыта совместной работы в области духовно-нравственного воспитания. 2.Предмет договора. Предметом договора является осуществление сотрудничества по воспитанию детей и молодежи в духе высоких моральных ценностей, обмену информацией, взаимодействию в учебно-методических вопросах, анализу и обобщению опыта совместной работы в области духовно-нравственного воспитания.


3. Цели настоящего договора Стороны осуществляют сотрудничество в следующих направлениях: Содействие реализации программ, направленных на развитие духовности образования в России; Оказание поддержки развитию православного образования в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации, Закона «Об образовании» и Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"; Совершенствование содержания духовно-нравственного просвещения, образования и воспитания; Продолжение сотрудничества, начавшегося в 2008 году, в проведении совместных конференций, "круглых столов", семинаров по научным, педагогическим и другим проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения учащихся и студентов; Противодействие распространению в среде детей, подростков и молодежи пороков: табакокурения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности и насилия; Содействие организации преподавания основ православной культуры в составе вариативного компонента учебного плана; Содействие совершенствованию подготовки, переподготовки педагогических кадров в области духовного просвещения, преподавания религиоведения, истории христианства и православия, основ православной культуры; Своевременное информирование сторон о проектах, нормативно-правовых актов, регулирующих сферу духовно-нравственного воспитания, светского и религиозного образования; 3.2. Стороны обязаны незамедлительно информировать друг друга об обстоятельствах, препятствующих исполнению обязательств по настоящему договору.






При обучении по программе «Основы православной культуры» учитель определила основные задачи: научить слышать и слушать других; развивать творческие способности, расширять кругозор детей; формировать у обучающихся нравственные качества, умение высказывать свою нравственную позицию: милосердие, сострадание, любовь, отзывчивость, смирение, послушание.








Разнообразны формы работы по духовно- нравственному воспитанию: уроки: «Традиции народов России из глубины веков», «Светоч Земли русской – Сергий Радонежский» и др. конференции «Наука и религия» участие педагогов в Трифоновских чтениях экскурсии на природу, в монастыри участие в различных творческих конкурсах выступления с концертами перед ветеранами ВОВ, в хосписе












«Несмотря на то, что для нашей семьи это был совершенно новый опыт, мы с одобрением отнеслись к данному проекту. И теперь понимаем, что все это было не зря. Дети с радостью ходят в школу, у них хорошие отношения между собой вне зависимости от того, кто как учится» Ольга Евгеньевна, мама Маркина Владимира






«Если упустим еще несколько поколений, не создадим у них нравственного иммунитета, не возродим в их душах стремления к высоким идеалам, не укореним в них чувств веры и любви, искания правды Божией – и не будет России на свете» Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

1.Аналитическая:

Актуальность Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, Природе.Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, — он, как правило, равнодушен к своей стране».. Нельзя воспитать в себе высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас. Культура, народный быт обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда от чего то отталкиваешься. Движение от ничего или из ничего невозможно.Так же и будущим поколениям не возможно обойтись без нас ныне живущих, без нашего культурного и нравственного опыта, как нам без опыта предшествующего поколения. Все взаимосвязано. Возрождение духовно- нравственного патриотического воспитания — это шаг к возрождению России. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.

Гипотеза : если научить детей определять значение исторического наследия родного края, приобщить их к национальным традициям, культурным его особенностям, применяя различные методические приёмы, то это будет способствовать формированию умения дошкольниками осознавать смысл духовно-нравственных ценностей общества и в более эффективной степени развивать чувство патриотизма. Данная работа предполагает, что разнообразие средств, методов и приёмов по ознакомлению дошкольников с историей родного края влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности

Проблема : засилье на экранах ТВ мультфильмов и кинофильмов смутного содержания, стремление к обеспеченной жизни, не серьезное отношение родителей к труду на земле, ускорение ритма жизни, внедрение в повседневную жизнь эталонов западной «благополучной» жизни (праздник ведьм, хеллуин и т.д.) привело к отрыву от национальной культуры, ее истоков. В итоге 80% детей подготовительной группы не знают героев русской старины, не могут назвать орудия труда (кроме лопаты, грабель, ведра), не знают народные ремесла и промыслы, плохо ориентируются в росписях, о православных праздниках знания поверхностные.

Цель : старший дошкольный возраст-период многоаспектной социализации ребенка. И одной из ее сторон-воспитание духовно-нравственных,патриотических чувств и убеждений. Одним из направлением работы является изучение истории, традиций, быта наших предков.

Задачи:

одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.

— показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Важно также выделить все лучшие и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий. Краеведческий материал играет большую роль в формировании исторического сознания детей.

— через обращение к особенностям культуры и быта, помочь детям осознать свою принадлежность к культурно-природной среде, понять меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, через знакомство с ремеслами и промыслами Руси, принять участие в созидательной продуктивной деятельности

— раскрытие личности в ребенке через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Нам кажется, что особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Поэтому следующей задачей является расширение игрового опыта детей через сюжетно-ролевые, хороводные, подвижные,обрядовые, настольные игры

Обратиться к истокам поможет фольклер, ведь его содержание- жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовного мира человека, его мысли, чувства, переживания

— формирование целостной картины мира через пополнение и актуализацию знаний детей о истории родного города,

Учить чувствовать красоту природы, развивать интерес к фольклеру

— уточнять знания о знаменитых ржевитянах

— учить детей пользоваться доступной информацией, в том числе пользоваться географической картой, воспитывать самостоятельность

— знакомить с поступками, достижениями людей как примерами возможностей человека

Учить задавать вопросы морального содержания

— комплексно воздействовать с помощью различных видов искусства народного творчества на эмоциональную сферу ребенка

— гендерное воспитание

— воспитание у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков -город, народ

Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению истории города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье

Вид проекта: информационно-творческий

Продолжительность : год

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы №8, работники детского сада, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели.

  1. Теоретическая часть.

Ресурсное обеспечение: научно- методическая и художественная литература, фотографии, ТВ, бумага, карандаши, краски, клей, бросовый материал, аудиозапись.

Образовательные области:

Наличие межпредметных связей - разные виды деятельности:

— Познавательно-исследовательское;

— Чтение художественной литературы;

— Игровая;

— Коммуникативная;

— Художественно-продуктивная;

— Музыкальная.

Прогнозируемые результаты:

— Повысится нравственный уровень воспитанников;

— Расширится кругозор детей, их интерес к истории, традициям, быту нашей страны

— Развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности;

— Преобразуется предметно-игровая среда группы;

— активизируется организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм;

— Укрепится заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам духовно-нравственного воспитания;

— Появится у детей чувство гордости за свой город, уважение к его истории,традициям народа.

— Ознакомление с историей и традициями продолжится в повседневной жизни группы, на прогулке, в семье.

  1. Практическая часть

Разработка проекта (Этапы реализации проекта):

1.провести диагностическое обследование детей

2.донести до участников проекта важность данной темы

3.создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки,атрибуты для игровой, театральной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу.

4.подобрать материал для продуктивной деятельности

5.составить перспективный план мероприятий

Перспективный план мероприятий :

НОД «Экскурсия в мини –музей группы. Убранство русской избы», «Былинные герои», «Русский костюм», рисование « Веселая ярмарка», лепка «Пестрый хоровод», ручной труд «Русская куколка своими руками».

Рассказ воспитателя «Народные промыслы и ремесла Руси», о праздниках русского народа, орудия быта на Руси, «Как выращивали хлеб», «Как рубашка в поле выросла».

Рассказ детей «Народные приметы», проигрывание сюжетов из народной жизни.

Чтение художественной литературы «Сказки», «Былины», «Потешки, поговорки», разгадывание загадок, чтение пословиц поговорок, « Как люди жили на Руси».

Рассматривание наглядности «Русский костюм», «Посуда», народные росписи, рассматривание элементов вышивки, элементов одежды.

Разучивание музыкально-хороводных игр.

Слушание старинных русских песен.

Просмотр по ТВ выступления народного танцевального ансамбля имени Моисеева.

Знакомство с подвижными играми «Ловишки», «Салки», «Лапта», «Городки».

Проведение экскурсии по городу, в исторический краеведческий музей, выставочный зал.

Проведение праздников фольклерный весенний, Пасхальный.

Воспитательно-образовательный процесс в детском саду невозможно организовать без участия родителей. Работу с родителями мы начали с выявления их информированности по данной теме. Далее были использованы такие формы работы, как:

— Помощь в создании мини –музея «Как жили люди на Руси»

— Проведение конкурса «Изучаем народные приметы всей семьей»

— Составление картотеки «Орудия быта на Руси»

— Изготовление альбома «Народные промыслы и ремесла», «Народные праздники»

— Помощь в проведении экскурсий по городу Ржеву, с целью изучения архитектуры, памятников, истории города. Проведение экскурсии в исторический музей. Планируется посещение городского выставочного зала

— Совместный фольклерный праздник в старшей группе, участие в проводах «Масленицы»,планируется проведение Пасхального торжества с чаепитием

— участие в городском Рождественском конкурсе

— Консультация «Из истории Ржева», фоторепортаж «Духовно-нравственное воспитание ребенка через знакомство с родным краем», презентация «Духовно-нравственное воспитание детей через знакомство с традициями и бытом наших предков».

Оснащение педагогического процесса:

— Создание в группе мини-музея «Как жили люди на Руси»»;

— Выставка книг о городе; народных промыслах и ремеслах, народных праздниках, фольклер и былины

— Выставка альбомов о Ржеве,городах-соседях, земля Калининская

— Оформление продуктов детского творчества (рисунки, макеты, поделки);

— Подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых игр

— Обновление и изготовление дидактических игр по теме. «Что сначало, что потом», «как рубашка в поле выросла», «Расскажи сказку», « Литературный калейдоскоп»

Продукт проектной деятельности : оформление мини-музея,составление макета «Обелиск»», выставка рисунков «Веселая ярмарка» и «Пестрый хоровод» по народным ремеслам, праздник «Проводы масленицы», изготовление куколок из чурбачков и ниточные куколки.

Итог проекта:

В ходе работы по данной теме дети познакомились с историей возникновения города Ржева, его местоположением. Научились ориентироваться по карте города. Дети могут составить короткий рассказ о родном городе, его памятниках, о внутреннем убранстве избы, о труде крестьян. Узнали много нового о традициях русского народа, праздниках. Хорошо ориентируются и различают различные ремесла (кузнец, гончар, швея и т.д) и соответствующих им орудиях труда. В творческих работах с удовольствием используют росписи-хохломскую, каргопольскую, гжельскую. Узнали много пословиц о труде,об орудиях труда, народных приметах, природных явлениях, о поведении людей. Дети проявляли инициативу в ходе беседы, игры, в художественном творчестве. У детей появилось чувство гордости за достижения своих предков.

Родители были заинтересованы в образовательном процессе, духовно патриотического воспитания своих детей. В полной мере ощутили свою ответственность за развитие и подготовки детей к будущей взрослой жизни.

Сотрудники детского сада создали условия для реализации проекта.

Пояснительная записка

В последние годы проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. В своем послании к Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года В.В.Путин оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере, как «демографическую и ценностную катастрофу», происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров. Единство России скрепляет присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общеисторическая память. И сегодня в нашем обществе вновь растёт интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, начало нового духовного подъёма.

Об актуальности духовно - нравственного воспитания свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания; у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.

Сегодня все реже можно встретить семью, где не утеряна та духовность, та любовь и уважение традиций, которые были присущи поколениям лет 20-30 назад. С давних пор известно, что формирование моральных качеств происходит в раннем детстве, когда человек еще не готов к встрече с большим, незнакомым миром, к взаимодействию с чужими людьми. И в ответе за этот процесс самые близкие люди, семья.

Основная цель заключается в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и нашего центра воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, обладающую позитивными ценностями и качествами. Работу по духовно-нравственному воспитанию необходимо строить на основе приобщения детей и родителей к доступным пониманию духовных ценностей России.

Проект «Творим добро» разработан в рамках деятельности отделения дневного пребывания Социально-реабилитационного центра несовершеннолетних «Алиса» города Прокопьевска. Его значимость обусловлена основными требованиями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Для реализации проекта в учреждении имеются все необходимые условия: налажены социально-партнерских связи с организациями и учреждениями города, предоставляется транспорт для осуществления поездок.

Отделение дневного пребывания оказывает помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении. Дети находятся на реабилитации в течение трех месяцев, что дает возможность охватить различные группы детей, как по возрасту, так и по территориальности города.

Проект духовно-нравственного воспитания включает следующие направления:

Формирование духовности воспитанников через отношение к литературе, средствам массовой информации;

Воспитание патриотизма и гражданственности;

Эстетическое развитие детей;

Сотрудничество семьи и специалистов центра;

Обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа.

В проекте духовно-нравственного воспитания детей «Творим добро» особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также организации творческой деятельности, которая способствует переключению энергии ребенка из деструктивного направления в конструктивное.

Цель проекта:

формирование у детей духовно-нравственных основ личности в процессе педагогически организованного взаимодействия с окружающей социальной средой.

Задачи:

1. Создать пространство, формирующее у детей уважение к истории и культу ре своей народа, страны, города.

2. Заложить у детей нравственные основы отношения к самому себе, к окружающим людям.

3. Вовлечь детей в творческую деятельность, формирующую эстетический вкус.

4. Повысить педагогический потенциал родителей как первых наставников ребёнка в духовно-нравственном воспитании.

Ход реализации проекта

Реализация проекта «Творим добро» подразумевает деятельность по следующим направлениям:

1.Совместная деятельность социального педагога с семьёй.

Следует выстраивать с родителями партнёрские отношения – формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни своего ребенка. Для этого нужно привлекать родителей к участию в совместных мероприятиях: беседах, экскурсиях. В этих рамках вполне можно и нужно вести просвещение родителей воспитанников – объяснять им цель и смысл мероприятия, в котором они участвуют.

2. Социальное партнерство.

Духовно-нравственное воспитание детей осуществляются не только нашим учреждением, но культурными и общественными организациями. Взаимодействие нашего центра и общественных организаций имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни детей. При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:

Участие традиционных религиозных организаций с согласия детей и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений проекта духовно-нравственного воспитания;

Посещение музеев города (Краеведческий, при школах), культурно-выставочных центров, Драматического театра;

Проведение экскурсий по памятным местам города, виртуальных экскурсий по городу;

Встречи с ветеранами ВОВ, воинами-афганцами, ликвидаторами аварии на ЧАЭС, сотрудниками МЧС;

Работа воспитанников в творческих объединениях «Развивайка», «Рукодельница», «Природа и фантазия», «Изо-студия».

Также предусмотрены занятия с членами семей по вопросам семейных ценностей и развития духовности.

Основная работа, конечно, проводится внутри семьи. Поскольку влияние семьи на развитие ребенка, становление его ценностей составляет более 40%. Поэтому объясняем родителям, что в семье должно быть:

1. Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

2. Атмосфера искренности. Ребенок очень чутко воспринимает ложь и быстро впитывает это как норму поведения.

3. Разъяснение. Воздействие словом.

Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Подростки требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Дошкольника убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста лучше размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Воспитанники приобретут:

    представления о семейных традициях, об особенностях семейных отношений, духовных и нравственных ценностях, о ценностном отношении к окружающему их миру; о таких чувствах, как сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;

    положительный социальный опыт для личностного развития – быть полезным семье, родному городу, родной стране.

Родители:

    сотрудничают в тесном контакте с нашим центром и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у детей;

    воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;

    понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.

    становятся деятельными участниками детско-взрослой событийной общности.

Продолжительность и участники проекта:

Проект составлен с учетом кратковременного пребывания детей в центре и разновозрастного состава.

Целевая группа, на которую ориентирован проект - это дети 6 – 15 лет

(воспитанники ОДП МКУ «СРЦН «Алиса» города Прокопьевска).

Количество - 90 человек (3 реабилитационных периода по 30 человек)

Срок реализации – 9 месяцев(1реабилитационный период 3 месяца).

План реализации проекта:

1. Подготовительный этап

    Определение актуальности проекта.

    Предварительное изучение литературы, интернет-ресурса, подбор диагностического материала.

    Диагностика детей с целью выявления имеющихся знаний, представлений о духовно-нравственных ценностях.

2. Основной этап

    Реализация содержания проекта.

    Отслеживание процессов, анализ состояния.

3. Заключительный этап

    Подготовка аналитического отчета.

    Обобщение и распространение опыта:

1.Организация фото- выставок, рисунков детей.

2.Создание и презентация проекта.

План проекта

Проект «Творим добро» включает в себя 5 блоков, каждый из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности.

Тематическое планирование

Название блока, задачи

Форма занятий

Сроки

реализации

примечание

«Я - гражданин своей страны»

Воспитывать чувства любви к своей стране, уважения к её защитникам, к людям, прославившим Россию, гордости за историческое прошлое русского государства, своего города.

    Беседы на темы: «Мы маленькие дети на большой планете», «Наша Родина - Россия», «Мой край», «Защитники нашей Родины», «Это наша Победа!».

    Экскурсии по памятным местам: посещение мемориала воинам ВОВ и памятника неизвестному солдату.

    Музейные уроки в краеведческом музее.

    Встречи с участниками военных действий, сотрудников героических профессий.

    Просмотр х/ф «Они сражались за Родину!»

Сентябрь

Октябрь, январь,

ноябрь, февраль,

Приложение 2Приложение 1

«Край, в котором ты живешь»

В оспитывать общую культуры, верность духовным традициям России.

Познакомить с историей и культурой родного края, города.

Познакомить с народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов Кемеровской области.

    Беседы на темы: «История возникновения Кемеровской области, города Прокопьевска», «Знакомство с символикой области, города», «Улицы и здания города», «Памятники нашего города», «Храмы нашего города», «Люди нашего города и края».

    Экскурсии по памятным местам города, виртуальные экскурсии по городу.

    Музейные уроки в Краеведческом музее.

    Посещение КВЦ «Вернисаж».

    Посещение драматического театра.

Приложение 2

«Моя семья – мой мир»

Познакомить детей с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в семье.

Воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах.

    Беседы на темы: «Наша семья», «Папа, мама, я – дружная семья», «Проект «генеалогическое древо нашей семьи», «Умеем общаться в семье», «Подари маме дело и слово доброе».

    Семейный праздник «Будем беречь друг друга».

    Консультации с родителями.

Сентябрь

Октябрь, январь,

Приложение 3

«Православная культура»

Познакомить с историей православных праздников, традициями.

    Беседы с протоиреем Романом.

    Посещение Храма Святителя Николая.

    Просмотр видеоматериалов на библейские темы.

    Участие детей в праздниках: «Праздник Рождества Христова», «Праздник Масленицы», «Светлая Пасха Христова».

    Крещение детей в Церковном приходе Николая Святителя.

    Неделя добрых дел.

Приложение 4

«Талантливые мы»

Воспитывать ценностное отношение к прекрасному, представления об эстетических идеалах и ценностях.

Формировать

    Беседы на темы: «Этичные и неэтичные поступки, «Что такое
    хорошо и что такое плохо?», «Моральный облик человека. Клевета, ложь, сплетня», «Речь – зеркало души человека», «Культурная среда», «Честность – прежде всего».

    Участие детей в творческих объединениях

«Развивайка»; «Рукодельница»; «Природа и фантазия»; «Изо-студия».

2 раза в неделю

Приложение 5

Возможные риски и пути их преодоления

Риски при реализации проекта

Способы преодоления

Нарушение договоров с соц.партнерами

Соблюдение обязательств договора

Низкая заинтересованность родителей в реализации задач проекта

Индивидуальная работа с родителями, привлечение к проведению мероприятий.

Мониторинг:

Оценка усвоения проекта проводится с помощью мониторинга. Помимо этого учитывается активность участия детей в различных видах деятельности.

Первичная диагностика:

Психологи отделения дневного пребывания провели диагностику уровня взаимодействия детей и родителей в семье, а так же уровня эмоционально-волевой сферы воспитанников и выявили, что уровень развития эмоциональной сферы: низкий у – 52% опрошенных.

Уровень взаимоотношений в семье: низкий у - 80%(ребята не могут и не умеют общаться с родителями, родители в свою очередь, остаются «глухими» к своим детям.

На основании данных диагностики- можно сделать выводы:

1.Ребята не интересуются окружающим их социумом. Не испытывают потребности в эмоциональном саморазвитии.

2. Уровень детско-родительских отношений в семьях низкий. Члены семьи не испытывают потребности в общении, не умеют организовывать совместный досуг.

3. Усилить работу, направленную на приобщение детей и их родителей к совместной деятельности и развитию духовно-нравственной сферы.

Промежуточная диагностика:

1.У детей и их родителей появился интерес к краю, городу, в котором они живут. Этот интерес проявляется не только в беседах, но и в детских рассказах, рисунках, несколько семей самостоятельно посетили Зенковский парк, театр.Воспитывается гордость за свою малую родину, желание приносить пользу обществу.

2.У детей проявляется интерес к духовно-нравственным традициям и укладу жизни в семье. Воспитывается любовь, уважение и милосердное отношения к ближним, формируется умение понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах.

3. Ребята учатся соблюдать православные праздники и следовать православным традициям.

4. Воспитываются ценностные отношения к прекрасному, представления об эстетических идеалах и ценностях. Формируется интерес к произведениям искусства, к занятиям художественным творчеством.

Бюджет:

Статья 340, приобретение ГСМ за счет областных субвенций