Русая коса - девичья краса. Русская коса - девичья краса

В Древней Руси девушки берегли косу до замужества, и ее отрезание считалось позором, приравненным к потере девичьей чести.Отношение к волосам на голове всегда было особым: люди верили, что в них заключена сакральная сила и могущество. Чем они были длиннее и гуще, тем большей энергией обладал человек. В списке архаичных представлений, связанных с волосами, значились сила, мудрость, красота и счастье. Прическа являлась своеобразным знаком, свидетельствующим о социальном статусе человека, его положении в обществе.

Во времена средневековой Руси одна коса символизировала девичество, две - замужество. Первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была «дивчинкою», а как только ей заплели косу, она становилась «дивкою», девушкой на выданье.

Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т. е. 13 - 16 лет. В некоторых районах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества. Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, завязывали их посередине, приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы вязались».

Девушки украшали кончик косы лентой или косником. Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, а прическу дополняла лента или венок на голове. Коса - символ готовности девушки к браку, лента в косе - знаком того, что девушка на выданье.

Длинная коса являлась предметом гордости и особой заботы девушки, за волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше. С уходом за волосами связано множество обрядов: смазанные сырым яйцом волосы заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике. Девушки бегали под грибным, летним дождем; мазали волосы змеиным жиром, жиром специально убитого для этого ужа, чтобы косы были длинными, как уж; смазывали косы жиром черной змеи и скручивали ее в клубок наподобие змеи, чтобы коса была прочной.

В свадебных обрядах и песнях коса являлась символом невесты. Косу из кудели прикрепляли к елочке и прибивали к углу дома невесты. Обрядовая перемена прически невесты (расплетение - заплетение косы, ее обрезание, «продажа» жениху) символизировала заключение брака и изменение статуса девушки. Расплетение косы означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора -переход невесты в группу женщин.

В Архангельской области говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна - стало две, была девушка - стала женщина».

Словом «коса» в свадебном ритуале называлась прощальная вечеринка с подругами невесты в ее доме накануне свадьбы, называемая «девичник». Девичник проводился накануне свадьбы, девушки собирались в доме у невесты и «пропивали косу» - это означало угощать подруг вином накануне свадьбы. Также существовала традиция выкупа косы. Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой. Того, кто продает косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник, а сам обряд выкупа невесты или ее косы у брата – косопродаванье.

Полное отрезание косы в свадебном обряде встречается у славян редко. У русских и украинцев обрезание или подрезание косы невесты заменено обрядовым расчесыванием. У белорусов частичное обрезание сопровождалось продеванием кончика косы в кольцо и символическим прижиганием его пламенем свечи.

Введение
Каждое утро, собирая меня в школу, мама заплетает мне косы. И не просто заплетает, а каждый раз придумывает новую прическу. Мама мне рассказывала, что в детстве ей косы заплетала её мама, моя бабушка. Но в то время таких интересных причёсок не было. Мне стало интересно узнать, как укладывали и украшали волосы в прежние времена. Так появилась тема моей работы.

Цель её: привлечь внимание школьниц к продолжению русской традиции плетения кос с учётом современных тенденций.

Задачи:
1. Познакомиться с историей косоплетения на Руси
2. Изучить традиции причесок и головных уборов в Ярославской губернии
3. Выявить современные тенденции плетения кос
4. Познакомиться с украшениями для волос рукодельницы Галины Махотиной
5. Посетить картинную галерею Рыбинского музея-заповедника
6. Проследить историю плетения косы в моей семье
7. Провести исследование в параллелях 3-х и 9-х классов
8. Провести конкурс на лучшее плетение косы среди одноклассников
9. Сделать фотоальбом современных причёсок.

Актуальность моей работы состоит в том, что быстрый ритм современной жизни не оставляет нам времени на создание красивой причёски. Многие девушки носят распущенные волосы, которые не всегда аккуратно смотрятся и вызывают недовольство окружающих. Всё чаще вспоминается древняя традиция плетения кос. Красиво заплетённые волосы привлекают к себе внимание и восхищение. Уложенные в косы волосы долго сохраняют форму, не мешают в работе, а особенно при занятиях физкультурой

Практическая значимость её в том, что моё выступление поможет моим сверстникам узнать традиции плетения кос на Руси, в том числе в Ярославском крае; привлечёт их внимание к сохранению традиций косоплетения и познакомит с новыми тенденциями в моде причёсок.

Этапы проекта:
1. Подготовительный этап
- определение темы проекта; постановка цели и задач;
- продумывание плана действий и способов решения проблемы проекта (теоретические и практические);
- определение источников информации, способов её сбора и анализа;
- выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
2. Поисковый этап
- сбор, изучение, обработка, анализ информации по теме проекта;
- консультации с педагогами;
- поиск иллюстративного материала.
3. Практический этап
- провести исследование в параллелях 3-х и 9-х классов гимназии № 8;
- организовать и провести в своём классе конкурс на лучшую причёску;
- организовать и провести фотосессию в параллели 3-х классов;
- сделать фотоальбом современных причёсок;
- оформить полученные результаты;
- подготовить творческий отчёт.
4. Этап реализации
- выступить с проектом в творческих объединениях Центра и в школе.

Проблема: Распущенные длинные волосы выглядят не всегда аккуратно, путаются на ветру, мешают на уроке, на занятиях физкультурой.

Гипотеза: С помощью проекта через участие в конкурсах, фотосессиях, знакомство с историей косоплетения и современными тенденциями легче привлечь внимание школьниц к продолжению русской традиции плетения кос.

Основная часть
История косоплетения на Руси

На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса. Эта прическа была распространена еще в домонгольский период. Женские прически Древней Руси и Московского государства долгое время сохраняли национальный колорит: для всех сословий и для всех возрастов - косы.
Единственное разделение - на девичьи и женские прически. Девушки носили одну косу и украшали её на конце лентой или «косником» («накосником»). Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, причёску дополняла лента или венок на голове (приложение № 1).
Своеобразной и яркой частью древнейшей женской одежды был головной убор — обязательное дополнение любого костюма русских женщин. Головной убор соответствовал семейному и социальному положению древнерусских женщин. Отличительной чертой головного убора замужней женщины было то, что он целиком закрывал волосы. Девушки были свободны от этого жесткого предписания. Они нередко носили волосы распущенными или же заплетали в одну косу; макушка всегда была открыта. В свадебном ритуале с незапамятных времен обряд смены прически и головного убора был одним из главных: девушка в глазах окружающих становилась женщиной, когда на нее надели «бабью кику» — убор замужней женщины.
В день свадьбы подружки невесты расплетали девичью косу, чтобы переплести ее на две височные и уложить короной вокруг головы, прическу покрывали маленькой полотняной шапочкой («повойником»), чтобы посторонние мужчины не могли увидеть волос. Обычно этот обряд сопровождался песнями-плачами, в которых сетовали на расставание невесты с подругами, родным домом и девичьей волей.
Замужние женщины не имели право открывать волосы при посторонних мужчинах - только на своей половине, при муже. Считалось недопустимым обнажить голову в присутствии посторонних, а уж тем более - распустить волосы. Исключение составляла разве что только баня и некоторые языческие праздники.
Самым простым и распространенным считали плетение в три пряди - «русская коса», но плели и объёмные тонкие колосовидные косички, широкие плоские косы в несколько плетений. Они украшали пучки в дамских прическах. Косы могли быть многоцветными: пряди окрашивали в два или три цвета и переплетали между собой.
После 1917 года в России изменилась мода на прически. Трудящиеся женщины стали носить короткие стрижки «под гребенку». Те, кто не хотел расставаться со своими длинными волосами, продолжали носить традиционные косы, укладывая их «в корзинку» или обвивая вокруг головы «короной», «венчиком».
Косы в женской прическе снова стали модными в 40-е годы прошлого века: чаще всего это были «бараночки» из кос и «корзиночка» - две косички, у которых кончик одной закреплен за основание другой.
В послевоенные годы на несколько десятилетий косы становятся обычной причёской для школьниц. До 90-х годов большинство школьниц носили косички (в младших классах чаще всего две). Коса остаётся до сегодняшних дней символом женственности и красоты.

Традиции причесок и головных уборов в Ярославской губернии
Из статьи «Народный костюм в традиционных обрядах и обычаях Ярославской губернии в XIX - начале XX века» я узнала, чтоголовной убор был важнейшим элементом народного костюма, служил своеобразной визитной карточкой. По нему можно было узнать, из какой местности его владелица, её возраст, семейное положение.
У девушек голова всегда была открыта. Волосы заплетались в одну косу. Девичьи головные уборы не закрывали макушку и косу. Например, в Пошехонском уезде головной убор девушки называли «красота». Она представляла собой как бы высокую, твёрдую спереди, повязку; к твердой передней части пришивались куски материи, которые завязывались на затылке (под косой). Твёрдая часть «красоты» богато вышивалась речным жемчугом, бисером, золотой нитью. В селениях возле городов Гаврилов-Ям и Любим повязки («волюшки») делали узкими, они лишь слегка прикрывали лоб. В Рыбинском и Мологском уездах передняя часть «красоты» была гораздо ниже, чем у девушек из Пошехонского уезда.
В любой части Ярославщины можно было встретить и совсем узкие повязки с расшитой передней частью. Они были повседневными. Самые лучшие «красоту» или «волюшку» берегли для особых случаев (например, свадьбы), передавали из поколения в поколение, бережно хранили.
Ещё один головной убор до свадьбы - венец, изначально на берестяной основе, и тоже нарядно расшитый. Он считался символом девичьей чистоты.
Уже во время свадьбы и после замужества жительницам Ярославской губернии вместо одной косы плели две, укладывая их вокруг головы и покрывая женским головным убором.
В Ярославской губернии, расположенной в центре России, сильны были влияния соседних земель. Это отразилось на разнообразии головных уборов.
К примеру, в уездах, расположенных ближе к Костроме, носили в первый год замужества кокошник. В отличие от Костромского кокошники Любима, Ростова, Гаврилов-Яма и Ярославля были более низкой и округлой формы. Их украшали вышивкой, золотым шитьём, бисером, жемчугом - в зависимости от благосостояния его обладательницы.
Прообразы известных всем кокошников входили в состав древних мерянских ритуальных одеяний. Изначально их треугольная форма символически воплощала три точки на пути солнца по небосклону: восход-зенит-закат. Русские кокошники очень разнообразны по форме. В Ярославской губернии тоже носили разные «фасоны». Но самыми красивыми и величавыми были высокие, остроконечные кокошники, называемые иногда «наклонами».
В северных уездах Ярославской губернии кокошник был редкостью, ему предпочитали «кику» в виде шапочки с твёрдой прямоугольной или закруглённой пластинкой, обтянутой тканью и расшитой узорами.Известен в Ярославской губернии ещё один головной убор замужних женщин -«сорока». Иногда затылок закрывали расшитым куском материи («подзатыльником»).
ВЯрославской губернии носили «моршени» - головные уборы типа невысокого кокошника. В Рыбинском уезде «моршень» часто шили из бархата, украшали золотым шитьём (см. приложение 1).
К началу XX векана смену «кикам», «сорокам» и«кокошникам» пришли красочные платки и шали.
В нашем посёлке живет мастерица-рукодельница Махотина Галина Игоревна. Она занимается изучением русских народных промыслов. Освоила народное ткачество - тканые пояса, очелья, половички. Умело шьёт русские рубахи и сарафаны, занимается народной вышивкой. Очень красивыми у неё получаются девичьи и женские головные украшения - накосники, начельники, повязки, коруны и венцы(см. приложение 2).Галина Игоревна помогает делу восстановления исконно русских народных традиций и передаёт свой опыт людям через участие в выставках народных промыслов, городских мастер-классах для жителей Рыбинска и области, городских благотворительных выставках-продажах.

Современные тенденции плетения кос
Причёска, над которой не властны никакие модные капризы - это коса. Коса - вечная классика женственности, но вполне отвечающая требованиям времени и удивительно удачно вписывающаяся в современные модные тенденции. Количество вариантов очень большое: русская, французская, греческая и другие виды кос.
По мнению авторов сайта парикмахеровFashion-hairs,в моде элегантная простота плетения косы, которую можно сделать самостоятельно.Предпочтение лучше отдать классическим разновидностям кос, добавив к ним немного творчества и модных штрихов.
Например, в обычную русскую косу из трёх равных прядей можно вплетать цветные ленты и нити. Отдельные прядки могут выбиваться наружу, придавая прическе легкую небрежность. В косу для праздничного случая можно вплести живые цветы или вставить шпильки со стразами. Пробор может быть косым или прямым.
Французскую косу можно выполнять как прямым, так и обратным («от себя») плетением. Она может стать основой для круговой косы, напоминающей венок. Особенно хороша такая прическа для школы и работы.
На сайте «ketrin-moda» мы узнали о тенденциях сезона 2017 года.Стилисты предлагают разнообразие различных причёсок на основе кос. Среди комбинированных самым актуальным вариантом станет коса с пучком. Оригинальные молодёжные причёски получатся, если комбинировать непокорные «фонтанчики» и косички, туго закрученные в задорные «рожки». Очень эффектно смотрятся несколько тонких косичек, которые вплетены в конский хвост, или же просто сплетите одну гладкую косичку и уложите её вокруг головы в виде ободка - получиться стильная и современная причёска, на которую вы затратите минимальное количество времени. Модными в этом сезоне будут боковые косы, объёмные косы с лентами и тонкими резинками на кончиках.
Не обязательно быть парикмахером, но если умеешь сама заплести косу, то проблемы с красиво уложенными волосами не будет. А чтобы косичка стала по-настоящему нарядной, стилисты предлагают украсить её красивыми заколками, резинками из кожи или замши, живыми цветами и лентами.
На сайте салона красоты «Александрия» выложена информация «Косоплетение - новый тренд», в которой рассказывается не только об истории косы, но и о косоплетении в наши дни.
В бешеном ритме современной жизни коса имеет преимущества:
. В отличие от остальных способов укладки, волосы, заплетенные в косу, дольше сохраняют форму;
. Если заплести тугую косу, то можно спокойно заниматься спортом или активным образом жизни, ведь волосы не будут мешать, при этом вы будете выглядеть на все 100%;
. Способы плетения и многообразие видов кос позволят сделать оптимальную и оригинальную прическу как взрослым, так и детям;
. Прическу с косой можно носить повседневно, а можно исполнить в виде праздничной укладки.
В современном мире косоплетение является обособленной дисциплиной в сфере красоты. Открываются специализированные курсы, на которых каждый желающий может овладеть искусством плетения кос. Выдаются официальные сертификаты, то есть плетение кос выделяется как отдельная профессия.
С косой каждая женщина будет выглядеть выгодно, красиво и аккуратно. С прической на основе кос каждый день можно выглядеть по-разному, даже не имея особых навыков в укладке волос.

Практический этап
Я много беседовала с мамой и бабушкой, моими педагогами, рассматривала фотографии из семейного архива, из которых мы узнали, каким образом заплетали свои волосы бабушка, её сестра и подруги (см. приложение 3). При проведении исследования мама заплетала мои волосы разными способами и делала фотографии (см. приложение 4). Из этих фотографий мы сделали фотоальбом, в котором представили современные способы косоплетения (см. приложение 7).
В классе я провела конкурс причёсок. Девочки показывали свои умения, заплетая друг другу косички. Мальчишки тоже не отставали - причёсывали друг друга и что-то прикрепляли на свои чёлки. Подготовка к конкурсу была большая - девочки учились заплетать косы разными способами, чтобы победить на конкурсе. Труднее всего было заплетать меня, потому что у меня очень густые волосы.
С моей учительницей в школе мы прошли по параллели 9-х классов и выяснили, что длинные волосы, которые часто заплетают в косы, имеют 11 девушек из 30-ти. В параллели 3-х классов - 30 девочек из 33-х. 4 учителя из 48 человек имеют длинные волосы и укладывают их в косы, а в центре технического творчества - 6 педагогов из 23-х (см. приложение 5). Провели фотосессию заплетённых кос в своей параллели 3-х классов (см. приложение 6).
С моим педагогом мы побывали в гостях у народной мастерицы Галины Махотиной, которая занимается восстановлением народных традиций, в том числе изготовлением русских народных украшений для волос (см. приложение 2).
Мы с мамой посетили картинную галерею в Рыбинском музее-заповеднике, посмотрели картины с женскими портретами 18-19 веков (см. приложение 8).
Посетили парикмахерские нашего посёлка. Узнали о современных способах плетения и о том, что плетение кос в наше время востребовано в основном у молодёжи. Чаще всего обращаются по поводу причёсок с использованием косоплетения для торжественных случаев: на выпускной вечер или на свадьбу. В качестве украшений используют искусственные цветы, заколки, бусы, ленты, шпильки со стразами, жемчугом и т.д.
В интернете нашли много фотографий, иллюстрирующих украшения волос в современном стиле (см. приложение 9).

Заключение
Благодаря своей работе я не только сама познакомилась с историей и традициями косоплетения на Руси,узнала о традициях причесок и головных уборов в Ярославской губернии, но и помогла узнать об этом моим сверстникам.
Из своих исследований и наблюдений я поняла, что традиции плетения косы сохраняются в основном в начальной школе. Традиция древней Руси заплетания для девушек одной косы, а для женщин - двух не сохраняется. По сравнению с обычным плетением наших бабушек и мам в наше время применяются самые разные способы плетения кос:русская, французская, греческая и другие. Для украшения волос вместо традиционных вышитых повязок и лент сейчас используются разноцветные резинки, заколки, шпильки со стразами и многое другое.
Из бесед с парикмахерами нашего микрорайона и на сайтах парикмахеров в интернете я узнала осовременных тенденциях в моде причёсок с использованием косоплетения.
Мы познакомились с мастерицей-рукодельницей посёлка Волжский, которая занимается восстановлением народных промыслов. Посмотрели её работы, среди которых наиболее яркие - венец, коруна и накосники. Ими на Руси девушки украшали свои волосы.
С проектом я выступила в творческом объединении Центра технического творчества, в своём классе, на муниципальной конференции исследовательских работ учащихся начальных классов «Любознайки: от любопытства до познания». В мае буду выступать в гимназии на конкурсе проектов РГАН (Рыбинская гимназическая академия наук).
Считаю, что мой проект привлечёт внимание школьниц к продолжению традиций плетения кос, потому что красиво заплетённые и уложенные волосы смотрятся аккуратно и нарядно. Они не мешают во время урока, на улице не путаются от ветра и создают хорошее настроение у окружающих.

В Древней Руси девушки берегли косу до замужества, и ее отрезание считалось позором, приравненным к потере девичьей чести.Отношение к волосам на голове всегда было особым: люди верили, что в них заключена сакральная сила и могущество. Чем они были длиннее и гуще, тем большей энергией обладал человек. В списке архаичных представлений, связанных с волосами, значились сила, мудрость, красота и счастье. Прическа являлась своеобразным знаком, свидетельствующим о социальном статусе человека, его положении в обществе.

Во времена средневековой Руси одна коса символизировала девичество, две - замужество. Первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была «дивчинкою», а как только ей заплели косу, она становилась «дивкою», девушкой на выданье.

Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т. е. 13 - 16 лет. В некоторых районах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества. Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, завязывали их посередине, приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы вязались».

Девушки украшали кончик косы лентой или косником. Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, а прическу дополняла лента или венок на голове. Коса - символ готовности девушки к браку, лента в косе - знаком того, что девушка на выданье.

Длинная коса являлась предметом гордости и особой заботы девушки, за волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше. С уходом за волосами связано множество обрядов: смазанные сырым яйцом волосы заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике. Девушки бегали под грибным, летним дождем; мазали волосы змеиным жиром, жиром специально убитого для этого ужа, чтобы косы были длинными, как уж; смазывали косы жиром черной змеи и скручивали ее в клубок наподобие змеи, чтобы коса была прочной.

В свадебных обрядах и песнях коса являлась символом невесты. Косу из кудели прикрепляли к елочке и прибивали к углу дома невесты. Обрядовая перемена прически невесты (расплетение - заплетение косы, ее обрезание, «продажа» жениху) символизировала заключение брака и изменение статуса девушки. Расплетение косы означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора -переход невесты в группу женщин.

В Архангельской области говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна - стало две, была девушка - стала женщина».

Словом «коса» в свадебном ритуале называлась прощальная вечеринка с подругами невесты в ее доме накануне свадьбы, называемая «девичник». Девичник проводился накануне свадьбы, девушки собирались в доме у невесты и «пропивали косу» - это означало угощать подруг вином накануне свадьбы. Также существовала традиция выкупа косы. Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой. Того, кто продает косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник, а сам обряд выкупа невесты или ее косы у брата – косопродаванье.

Полное отрезание косы в свадебном обряде встречается у славян редко. У русских и украинцев обрезание или подрезание косы невесты заменено обрядовым расчесыванием. У белорусов частичное обрезание сопровождалось продеванием кончика косы в кольцо и символическим прижиганием его пламенем свечи.

Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную причёску – косу. Девушки украшали косы лентами или косником, женщины – закрывали повойником. Однако коса была не просто причёской.

Две лучше, чем одна

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел её кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Жизненные силы

Маленьким девочкам заплетали так называемые трёхлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью её, а другая – будущее потомство.

Читаем по косе

Коса была не просто причёской. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске».

В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – всё, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали ещё и полученное от родителей благословение на брак.

Священный ритуал

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее сорока раз. Малышам могли расчёсывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

Символ чести

Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущённых крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьёзными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

Изменить жизнь

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

Женские хитрости

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

Коса - девичья краса

«Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, косынька, до пят, Все волосыньки в ряд. Расти, коса, не путайся. Дочка, маму слушайся».

В наши времена становится все меньше и меньше девушек и женщин, предпочитающих носить косу, в основном, это остается уделом или маленьких девочек, или деревенских женщин. В современном мире длинная коса часто считается чем то «немодным», «архаичным». Но в последнее время началось возрождение древних традиций не только в России, но и в других странах мира. Людям опять становятся интересны их корни, традиции, обычаи.

Давайте попробуем заглянуть в историю и посмотреть, какую роль играла девичья коса в древней традиционной русской культуре.

Есть такие выражения:

"Коса - девичья краса", "Красная коса, русая коса", "Не расплетайте косы до вечерней росы - суженый придет, сам расплетёт".

А также древняя заповедь: "Не стригите свои власы русые, власы разные да с сединами, ибо Мудрость Божию не постигнете и здоровье потеряете".

Есть предположение, что заплетённые в косу волосы служат для накопления жизненной и мистической силы, необходимой для здоровья и духовного развития. Распущенные волосы служат для сбора тонких энергий и информации из внешнего мира. Поэтому при посторонних людях, при неблагоприятных влияниях волосы необходимо заплетать в косу и прикрывать тканью. И еще: волосы, если они достаточной длины, являются чем то вроде «антены» для сбора космической энергии.

В древней Руси считалось, что волосы символизируют множество светлых Природных и Божественных сил, которые помогают человеку в жизни. Они также означают достаток в роду, изобилие и счастье в семье. Девушкам с малолетства волосы заплетают в одну трёхлучевую косу, ибо это символизирует объединение жизненных сил Миров Яви, Нави и Прави. Коса располагается вдоль позвоночника, и считается, что все светлые вселенские силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют Тело, Душу и Дух девушки особой жизненной силой, подготавливая её к будущей Священной миссии Материнства. Когда девушка выходит замуж, её косу расплетают и заплетают две косы, ибо с этого времени она получает через волосы, собранные в косы, жизненные вселенские силы не только для себя, но и для будущего ребёнка. Волосы, заплетенные в косу, собирают энергию Вселенной для самой себя, для лучшего познания своего предназначения и познания Мудрости, чтобы стать Вестой, т.е. весть небесную ведать.

В серии книг «Сокровища Валькирии» Сергей Алексеев пишет, что страшное наказание для женщины - лишение её косм. Если её обкарнали (помните, стрижка «карэ», когда ровненько обрезается коса), она не может держать обережный круг над своим любимым, когда они в разлуке, теряется космическая связь. Остается только сердечная связь, над которой ничто не властно. Кроме того, стыдно было показать свои волосы, пока не отрастут, и страшно, что раскидают обрезанные волосы и птицы растащат их по гнездам. И звалась она Карна. Только своему избраннику женщина позволяла расчёсывать свои длинные волосы гребнем с отверстиями для 4-х пальцев. Мужчина одевал его на пальцы так, что длинные волосы расчесывались и гребнем и пальцами. При этом ни один волосок не должен упасть с головы женщины. Старушки говорили, что важно, чтобы ни один волосок не падал, а то птицы на гнезда растащат и голова кружиться будет. Волосы хорошо еще расчесывать пальцами, аккуратно, прислушиваясь к каждому волоску.

Если написанное выше вдохновило вас отрастить косу, то ниже приводятся несколько полезных советов по уходу за волосами.

Если хотите иметь упругую косу, полезно укреплять волосы хной, лучше бесцветной, раз в месяц, держать около 40 минут на волосах, или как написано в инструкциях на коробке. Также полезно мыть волосы горчицей, делать маски из кефира (от молочного гриба) и полоскать травами. Особенно на рост волос влияет корень лопуха. Волосы также хорошо полоскать после мытъя чёрным чаем (это для брюнеток), так как это придаёт очень красивый оттенок и блеск, а ромашкой - для блондинок.

Также хорошо делать отвар из хмелевых шышек. Для этого нужно их заварить как чай минут на 10, чем крепче, тем лучше, потом добавить в тазик с водой и полоскать в нём волосы. Таким же методом можно делать отвар из корня аира болотного или из лопуха или крапивы. Все эти травы улучшают рост волос и укрепляют их корни.

Вместо шампуня волосы хорошо мыть яичным желтком с медом и ополаскивать крапивой. Маски для волос

В кефир добавить кедровое масло или оливковое, пару капель лимона свежевыжатого, можно добавить яичный желток. Все хорошо перемешать и нанести на волосы, обмотать полотенцем, подержать некоторое время и потом хорошо смыть.

Для тех, у кого выпадают волосы, очень полезно натереть лук и нанести на волосы. Также помогает касторовое масло, которое нужно нанести на голову и хорошо промассажировать. Ещё один из секретов - полоскать волосы после мытъя головы прохладной родниковой водой, а если нет родника, можно просто бросить лед в обычную воду. Спрей для волос

Развести немного мёда в небольшом количестве воды. Налить в пульверизатор и брызгать на волосы после мытья. Никакой пенки, никакого лака не надо.

Древние китайцы мыли голову рисовой мукой. Когда-то давно по телевизору показывали репортаж об одной китаянке, у которой на тот момент были самые длинные волосы в мире. Она рассказала, что раньше пользовалась всевозможными шампунями, волосы сильно лезли, не росли, секлись. Тогда она стала искать те средства, которыми пользовались в древности. И обнаружила, что в Китае люди мыли голову рисовой мукой. С тех пор она пользуется только этим средством и говорит, что можно вместо рисовой муки использовать ржаную, хуже пшеничную. Предполагаю, что можно использовать также овсяную и гречневую. Способ применения

Взять муку, количество зависит от длины и густоты волос, и насыпать её на голову в сухом виде. Тщательно промассировать голову пальцами, частично она осыпется, частично останется на волосах, впитав жир. Далее промыть волосы теплой водой, чтобы мука не заварилась. Даже если заварится, не беда, когда волосы высохнут, она легко вычёсывается расчёской.

Есть другой способ сухого мытья головы, им пользуются жители пустынь, где есть проблемы с водой, а также его можно применять в походе: насыпать муку на голову, помассировать и вычесать муку густой расчёской. В этом случае удобнее применять муку грубого помола. Старинный сибирский рецепт

В деревянной ступке деревянным пестиком растолочь горсть очищенных кедровых орехов. Понемногу подливать воду, чтобы получилась густая кашица. Выложить смесь в керамический горшок и поставить в духовку, нагретую до 150 градусов, на 30 минут. Полученное "кедровое молочко" втирать в кожу головы ежедневно в течение 2 недель. Повторить через 2 месяца. Сибирские знахари уверяют, что волосы станут в полтора-два раза гуще.

Издавна на Руси при выпадении волос пользовались таким рецептом: вымыть волосы тёплой водой без мыла, а затем, мягко массируя кожу головы, втирать в неё в течение 10-15 минут поваренную соль, после чего волосы тщательно промыть водой.

Еще один хороший рецепт: черный или ржаной хлеб нужно запарить и намазать на волосы, оставив минут на 20, потом смыть.

Можно еще тесемкой волосы перевязывать. Бабушки говорили, что это оберег мыслей, чтобы они не разлетались, и чтобы дурные мысли в светлую мечту не залезли. Говорят, что помогает.

Маска с медом и оливковым маслом также дает очень хороший эффект, волосы блестят.

Соль

На увлажненные корни волос наносится соль и втирается массажными движениями в голову. Это не очень приятно для тех, у кого очень нежная кожа. Кожа может «гореть», если хорошо втереть. В течение 30 - 120 минут подержать и смывать, можно водой или отваром трав. Соль лучше использовать мелкую йодированную или морскую. Нужно сделать 10 таких процедур с промежутком 2-4 дня. Исчезает перхоть, волосы становятся гуще и крепче. Проходят головные боли и усталость. Соль вреда не причинит.

Можно также наносить соль после мытья волос шампунем. Нанести бальзам и начинать втирать соль. Подержать 30 минут. Смывать сразу и соль и бальзам.

А ещё соль - очень хорошее средство для пилинга. Вместо мочалки кожу натирать солью, помогает избавиться от чёрных точек на лице. Главное массажировать плавно и нежно. Кожу потом можно смазать кремом, а лучше всего оливковым или минеральным маслом.

Считается также, что хорошо стричь волосы на растущей луне. Тогда волосы растут быстро, они пышные и здоровые.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?