Семья как система взаимоотношений. Виды отношений в семье между детьми и родителями

Сколько написано, сколько сказано об отношениях между родителями и детьми. А воз и ныне там. Очень многие родители недовольны своими детьми, критикуют их поступки и хотят прожить за них жизнь. В свою очередь дети тихо ненавидят своих родителей за вмешательство в их жизнь, за контроль и манипуляции, за скандалы и упрёки.

И такая ситуация длиться уже не одно тысячелетие и скорее всего появилась одновременно с возникновением человечества.

Конечно, существуют немногие счастливые семьи, где между родителями и детьми царит уважение и взаимопонимание. И хочется верить, что таких семей большинство. Но в этой статье я хотел бы коснуться именно семей деструктивных. Семей, которые вредят нормальному и свободному развитию человека как личности.

Итак, какие же виды взаимоотношений бывают в семьях.

1. Родители - тираны. Родители стараются полностью подчинить себе волю детей. Они контролируют каждый их шаг, каждый поступок. Конечно же, это прикрывается разговорами о любви и заботе. Но любовь не контролирует и не подавляет. Настоящая любовь верит и поддерживает, ничего не требуя взамен. И сколько бы родители не убеждали себя и окружающих, что они желают ребёнку только добра, они преследуют только одну цель - полный контроль над жизнью их чада. Какие есть варианты развития событий в такой семье? Ребёнок или убегает из семьи, чтобы получить возможность жить своей жизнью. Или полностью подчиняет свою волю родителям и превращается в «растение». К сожалению, первый вариант не идеален, так как в большинстве случаев у ребёнка остаётся обида на родителей на всю жизнь, и он подсознательно будет выстраивать в своей будущей семье отношения, которые он наблюдал в детстве.

2. Слабые и бесхарактерные родители. Это родители, которые ничего не добились в жизни и соответственно ничего не могут дать своим детям. Такие родители для своих родителей не авторитет. В таких семьях часто вырастают дети-тираны, которые полностью контролируют и манипулируют своими родителями. Из таких детей вырастают часто социально неадаптированные взрослые. Хотя конечно бывают и исключения.

3. Родители - друзья. Неплохой вариант для семейных отношений. Если у вас именно такие родители, считайте, что вам повезло. Такие родители доверяют своим детям, позволяют им жить своей самостоятельной жизнью. Такие родители часто выглядят моложе своего возраста и интересуются увлечениями молодёжи. Такие родители хороши тем, что хотя бы не мешают развиваться своим детям, не влезают в их личную жизнь, оставляют достаточно места для свободы и развития.

4. Бесчувственные родители. Это обделённые и глубоко несчастные люди, которые не умеют и не могут любить. Для них дети - это не больше, чем извечные проблемы. Они никогда не обнимают, не целуют, не говорят своим детям ласковых слов. От них часто можно услышать: «Зачем мы тебя родили. Ты нам всю жизнь испортил(а)». У детей из таких семей 2 варианта будущего. Они также по жизни не проявляют никаких чувств и от этого страдают как они, так и их окружение. Или ребёнок твёрдо решает для себя, что у него всё будет по-другому. Часто дети из таких семей в будущем становятся очень любящими и ласковыми родителями.

5. И, наверное, самый оптимальный вариант, родители - наставники. Такие родители действительно занимаются своими детьми. Они не просто отдают их в садик, затем в школу, институт. А затем разводят в недоумении руками, почему, мол у нас с детьми нет взаимопонимания. Родители - наставники искренне интересуются своими детьми, общаются с ними, одобряют любой их выбор, при этом, помогая принять правильное решение. Такие родители с детства наблюдают за интересами своих детей, и помогают им уже в раннем возрасте найти своё призвание. Такие родители никогда не скажут своему ребёнку: иди учиться или работать сюда, потому что мне в молодости этого хотелось, и теперь ты будешь реализовывать мои мечты. Такие родители никогда не будут манипулировать своими детьми, заставляя их делать то, что родители считают нужным. Родители - наставники дают полный выбор развития своему ребёнку, при этом помогают ему, подсказывают, делают всё для того, чтобы ребёнок нашёл свой собственный жизненный путь. К большому сожалению, таких родителей меньшинство. Может потому, что мы годами учим физику, математику, литературу и другие иногда совершенно бессмысленные вещи, но никто и никогда не учит нас, как быть такими родителями, которые смогут воспитать по настоящему счастливых и гармоничных детей.

Не секрет, что многие люди на протяжении всей своей жизни продолжают в той или иной форме страдать из-за отношения с родителями. Кто-то отказывается или избегает общения. Другие постоянно сорятся, скандалят и выясняют между собой отношения. А некоторые выбирают вариант смиренного и покорного ребёнка, который имитирует прекрасные семейные отношения, а втайне ненавидит своих родителей за свою неудачно сложившуюся жизнь. Если же у вас действительно тёплые и искренние отношения с родителями, то я вас от всей души поздравляю. Хотя здесь очень большая вероятность того, что вы просто не осознаёте влияние родителей на ваш вроде бы самостоятельный выбор и не замечаете скрытой манипуляции. Хотя может быть для вас это и к лучшему.

«Так что же полезного я могу извлечь из этой статьи, - подумаете вы. Я и так прекрасно знаю, что нормальных и любящих семей очень мало. С этим нужно просто смириться и всё». Оказывается, самое важное ещё впереди.

Итак, у вас именно такие родители и никакие другие. У вас именно такие с ними отношения. Вы обижаетесь на них, злитесь, дуетесь или затаили гнев глубоко внутри. И что с этим всем делать? Так и продолжать тащить это с собой по жизни? Так и продолжать страдать и обвинять во всех бедах своих родителей? А что выбираете вы?

Я предлагаю вам не прощать своих родителей. Да, все правильно, вы не ошиблись. Не прощать! Почему? Потому что сам факт прощения подразумевает, что вас обидели, сделали вам плохо и вы теперь, как великий судья можете казнить или миловать осуждённого. Поэтому я предлагаю другой, намного более действенный вариант.

Я предлагаю искренне поблагодарить ваших родителей. И сделать это прямо сейчас. Зачем откладывать? Поблагодарить их за скандалы, за упрёки, за манипуляции, за подавление и контроль, за вмешивание в вашу личную жизнь и навязывание вам своего мнения.

Зачем благодарить? Это стоит сделать хотя бы потому, что вы сами выбрали своих родителей. Сами выбрали место и время своего рождения, верите вы в это или нет. Именно такие родители нужны были для вашего становления как личности, для вашего развития и взросления. Если, например, у вас родители-тираны и постоянно вас подавляют, вам просто жизненно необходимо поблагодарить их за этот урок, но при этом стать сильной и уверенной в себе личностью. Поверьте, как только вы обретёте уверенность в своих силах, родители перестанут на вас давить. Вы просто перестанете это замечать или сам факт давления перестанет вас задевать.

Так почему же всё-таки стоит искренне поблагодарить своих родителей:

1. Вы сами выбрали для себя такие испытания. Эти испытания нужны вам для вашего взросления и развития.

2. Поблагодарив родителей, вам станет жить намного легче и приятнее. Вы станете более радостными и счастливыми.

3. Испытав нелёгкие отношения с родителями, вы получили бесценный опыт и теперь точно знаете, каких вы хотите отношений в вашей будущей семье.

4. Вы сами ответственны за свою жизнь и никакой родитель не может её испортить без вашего на то согласия.

5. Только поблагодарив своих родителей и отпустив их, вы сможете двигаться дальше.

При этом под понятием благодарности я не призываю вас подчиняться во всём своим родителям, быть прилежными детьми и ничем их не огорчать. Я призываю жить своей жизнью, принимать свои решения, быть свободным от негативного влияния родителей. Но при этом не злиться и не обижаться на них. Ну а если родители обижаются, злятся и огорчаются, потому что вы отказываетесь слушаться их и не поступаете по жизни так, как они считают правильным, то это только их проблемы. Это ваша жизнь, её вам нужно прожить, и никто не вправе вам говорить, как вы можете поступать, а как нет.

Поблагодарите своих родителей прямо сегодня.

Большинство фильмов про любовь заканчиваются счастливым концом: герой и героиня, наконец, соединяют свои судьбы и уже ничто не мешает им наслаждаться близостью до конца своей жизни. Хэппи энд. На самом же деле с началом совместной жизни не заканчиваются, а только начинаются настоящие испытания любви любой супружеской пары. Об этом очень полезно знать, поскольку отношения практически во всех семьях проходят один и тот же эволюционный цикл, состоящий из 7 этапов :

  1. наслаждение;
  2. пресыщение;
  3. отвращение;
  4. терпение;
  5. исполнение долга;
  6. служение;
  7. любовь.

Поскольку в каждом человеке есть как хорошие, так и плохие черты характера, первоначальное состояние влюбленности характеризуется именно тем, что люди контактируют только с положительными сторонами друг друга. В каждом из нас есть и хорошее, и плохое, но, желая понравиться, мы осознанно или неосознанно преподносим себя только с самой лучшей стороны, и то же самое делает наш избранник - так уж устроено природой. В состоянии влюбленности мы неудержимо идеализируем своего избранника, приписывая ему в своем воображении такие качества, которыми он совсем не обладает, и совсем не замечаем недостатков друг друга, или же просто не придаем им значения.

С другой стороны, влюбленные готовы на все, чтобы сделать своего избранника счастливым, и в этом искреннем и прекрасном порыве мы проявляем все самые лучшие, возвышенные черты своего характера, жертвуя своими интересами и стремясь всеми способами сделать своего возлюбленного счастливым. Где-то это называют «зефирно-шоколадным» периодом, а где-то - «цветочно-конфетным». К сожалению, эти прекрасные, романтические отношения первого уровня не могут продолжаться бесконечно, так как человек не может долго прятать от себя и от своего возлюбленного то плохое, что еще находится в его сердце.

Но этот период самозабвенной и романтической влюбленности является не чем иным, как своеобразным «рекламным роликом», демонстрирующим то, что ожидает нас в самом конце, если вместе со своим спутником мы сможем пройти весь путь очищения любви от корыстных мотивов и ожиданий. В начале любой духовной практики Господь дает нам почувствовать высший вкус, который будет нашим главным стимулом к достижению высочайшего духовного совершенства. И семейная жизнь - не что иное, как совместная духовная практика развития возвышенных духовных взаимоотношений.

Итак, на первом этапе совместной жизни влюбленные беззаботно наслаждаются друг другом и, находясь каждый в своей иллюзии, безудержно идеализируют своего партнера. На этом этапе для них рай и в шалаше. Но с течением времени они постепенно пресыщаются такой желанной некогда близостью и начинают уже внимательнее присматриваться к внутреннему миру, к образу жизни и привычкам друг друга, делая для себя как приятные, так и неприятные открытия. Постепенно мы начинаем пытаться изменить характер и поведение своего спутника так, чтобы он в полной мере мог исполнять все наши желания, и если этого не происходит, мы раздражаемся. Неудовлетворенные желания порождают гнев. Маятник взаимоотношений качается в другую сторону - от влюбленности к ненависти. Мы обвиняем своего избранника во всех (и даже в своих собственных) недостатках, и с помощью различных уловок или открытого шантажа «или ты делаешь так, как я хочу - или я ухожу!» пытаемся подстроить его под себя. Если корысть в отношениях слишком велика, и никто не желает уступать желаниям другого, следует разрыв взаимоотношений. На этом уровне происходят почти все разводы.

Те, чьи отношения более возвышенны, готовы терпеть некоторые несоответствия в характерах и привычках друг друга ради того, чтобы продолжать оставаться вместе: ведь, в конце концов, они любят друг друга, и хорошего в каждом человеке все-таки больше, чем недостатков. Терпение - это уровень, когда мы пытаемся изменить не других, а себя. В эссе, посвященном семейным отношениям, одна из моих студенток очень точно подметила: «Когда начинаются ссоры, скандалы, когда начинает все раздражать... - это и есть тот сигнал, что нужно что-то изменить в себе!» Честные и искренние люди всегда стремятся улучшить качества своего характера и взаимоотношения с другими людьми, и в первую очередь - с теми, кого они любят. Они искренне радуются, когда другой человек тоже взрослеет внутренне и так же начинает отказываться от своих неоправданных ожиданий. На этом этапе человек начинает проявлять свои действительно человеческие качества, прилагая осознанные усилия для того, чтобы избавиться от эгоизма, измениться к лучшему самому и учиться любить других такими, какие они есть, а не такими, какими мы их хотим видеть. Когда мы заботимся о других только тогда, когда заботятся о нас - это только тренировка. Настоящая работа над собой начинается тогда, когда мы учимся согревать теплом своего сердца других людей, даже не рассчитывая на их взаимность.

С течением времени мужчина и женщина определенным образом распределяют между собой семейные обязанности, что помогает им упорядочить отношения и улучшить атмосферу в доме. Некоторые люди воспринимают семейные обязанности как рутину, с которой нужно мириться: «бизнес есть бизнес, ты - мне, я - тебе». Но когда человек думает о других больше, чем о себе, то семейные обязанности он выполняет с радостью, как служение своим близким. Благодаря бескорыстной заботе друг о друге и в радости, и в горе искренние души очищаются от всех несовершенств и постепенно возвышаются до уровня постоянных и чистых любовных эмоций и взаимоотношений. Достижение этого уровня и является итогом правильного развития семейных отношений, начинающихся с романтической влюбленности. Семейные отношения подвергаются многократным испытаниям, которые можно сравнить с многократным нагреванием золота до температуры плавления с целью очищения его от примесей.

«Все счастливые семьи счастливы одинаково, все несчастные семьи несчастны по-разному» - писал Л.Н. Толстой, и секрет этого счастья прост: в счастливых семьях каждый из супругов стремится отдать другому больше, чем получил. Настоящее семейное счастье начинается с уровня бескорыстной заботы друг о друге.

Следует также отметить, что духовно развитые люди начинают свои отношения сразу с высокой ступени - с уровня бескорыстного исполнения долга, минуя эгоистические желания и сопутствующие им разочарования и обиды. И в этом тоже заключается причина высокого процента разводов на Западе (90-96%) и редких разводов (1,5-3%) в странах Востока: культура Запада - это материалистическая культура потребления, в которой люди отделены друг от друга стремлением к индивидуальной самодостаточности. Культура Востока - культура служения, культура бескорыстной заботы об окружающих нас людях. Материалистическая культура учит людей гордости и независимости; духовная же культура учит гармоничной взаимозависимости, чтобы мы снова научились действовать так, как здоровая часть тела действует в гармонии со всем организмом и со всеми его частями в отдельности.

Семья создана для работы над собой, и в этом неоценимую поддержку оказывают навыки вдохновляющего общения, помогающие нам раскрыть в себе и в том, с кем мы общаемся, лучшие качества нашего характера. К сожалению, многие из нас сознательно или бессознательно программируют других именно на плохие поступки и поведение. Суть заключается в том, что в этом мире все имеет природу личности. Поэтому нужно подкармливать своей энергией (своим вниманием, словами, поступками и т.д.) только те проявления личности своего партнера, которые вы хотите усилить. Североамериканские индейцы сравнивают это с двумя собаками, живущими в человеке: хорошей и плохой. В конечном итоге побеждает та, которую лучше кормят. Своими обвинениями вы усиливаете негативные качества в человеке; если же вы похвалите его за что-то, он подсознательно захочет повторить свой поступок, чтобы снова услышать похвалу в свой адрес. Причем, критикуя или хваля, мы вскармливаем соответствующую «собаку» так же и в себе. По законам невидимых связей, все негативные качества человека и его плохая судьба передаются тем, кто его критикует. (Поэтому если вас кто-то незаслуженно критикует, мысленно поблагодарите и пожалейте этого человека: только что ему перешла часть вашей плохой кармы.)

С другой стороны, прославляя добродетели другого человека, мы взращиваем их в себе. Поэтому мудрецы говорят, что разумный человек постоянно должен культивировать в себе умонастроение пчелы и избегать умонастроения мухи: два этих насекомых, пролетая над одной и той же территорией, живут в разных измерениях и привлекаются совершенно разными вещами.

«В каждом из нас есть и хорошее, и плохое. Мудрый человек ищет в другом хорошее. Находит и следует этому. А плохое? Его и искать незачем...» , - пишет Гичин Фунакоши в книге «Каратэ-до - мой образ жизни» .

Сосредотачиваясь на том, чтобы помочь своему партнеру раскрыть все его хорошие качества, вы сами совершаете стремительный духовный прогресс: в этом мире все взаимосвязано. В то же время не стоит бояться конфликтов, поскольку они просто неизбежны, и нужно научиться относиться к ним с достаточной долей юмора: «милые бранятся - только тешатся». Хорошим правилом будет, если, даже находясь в гневе, вы перед каждым своим упреком будете упоминать хотя бы по три хороших черты своего партнера: «у тебя просто замечательно получается это; я тебя очень ценю за то; ... но я не могу понять, как ты мог упустить это из виду и испортить то или это?!» Женщины должны давать выход своим эмоциям, иначе они будут болеть, но любой конфликт должен проходить по определенным правилам и не выходить за установленные рамки. Важное правило - никогда не переходить на личности. Можно сказать: «ты поступил глупо», но никогда не следует называть другого глупцом.

Любая конфликтная ситуация по сути является благом, поскольку побуждает нас еще более внимательно работать над собой. Для себя я это сравниваю с лестницей. Идея в постоянном самосовершенствовании: стоит только остановиться в своем внутреннем развитии или сдать немного назад - и тут же посыпятся проблемные ситуации, ты словно упираешься в тупик. Выход - возвыситься над ситуацией, и вы увидите, что уперлись не в стену, а в очередную ступеньку, возвысьтесь - и перед вами откроются новые, неведомые прежде перспективы. Избежать большинства проблем можно только постоянной работой над собой и непрерывным духовным прогрессом. Если остановиться - нам снова устроят «тупик», хотя бы просто потому, что этот мир создан не для наслаждений, а для научения, хотя, как добрый отец, Бог сопроводил нашу учебу многими приятными вещами.

Все религии мира уделяют большое значение институту семьи, потому что это действительно ИНСТИТУТ - своеобразная Высшая Школа Духовной Жизни, интерактивный полигон по совершенствованию качеств своего характера. Так уж устроено свыше, что мужчину и женщину тянет друг к другу, и они хотят вместе быть счастливы, но в действительности они смогут быть счастливы, только когда станут полностью бескорыстны. Поэтому свободные сексуальные отношения ничему хорошему нас не научат: доходя до очередного уровня отвращения, то есть - сталкиваясь с необходимостью совершенствования качеств своего характера, человек снова и снова сбегает из школы. Но, в конечном счете, проигрывает лишь он сам.

Все, что создано Богом, имеет свое предназначение, и это предназначение является сутью, природой и неотъемлемым качеством этого творения. Например, неотъемлемое качество и суть сахара - быть сладким, суть соли - быть соленой, природа воды - быть текучей и влажной. Единственное же предназначение души, а также ее отличительное качество, свойства и природа - это любить и быть любимой. Только действия в соответствии со своей природой наполняют жизнь человека смыслом и счастьем. Человек может направлять свою любовь на мертвую материю или, наоборот, требовать любви от других, не отдавая должное количество любви взамен. Но подлинное счастье душа испытывает тогда, когда обменивается чистой и бескорыстной любовью с Богом и другими живыми существами - его неотъемлемыми частичками. Любить - значит желать счастья другим и делать все, чтобы они стали счастливы. Чем бескорыстнее чувства, тем больше счастья они приносят. Наиболее счастливы в этом мире матери, поскольку любовь матери воистину чиста и бескорыстна.

Чем же отличается влюбленность от зрелой, возвышенной любви? Состояние влюбленности характеризуется внутренней фразой: «я хочу, чтобы он (или она) был моим, и тогда я стану счастлива». Но любовь - это бескорыстное желание сделать другого человека счастливым. Люди сходятся, потому что они нуждаются друг в друге, но долго жить вместе и стать счастливыми они смогут, лишь пройдя весь путь от «я тебя хочу» до «я хочу тебя сделать счастливым».

по материалам из книги: Усанин Александр: "Пропуск в третье тысячелетие" .

Как разобраться в сложном вопросе взаимоотношений в семье? Данная беседа поможет правильно наладить взаимоотношения в семье между родителями и детьми. Рассматриваются практические семейные ситуации, разные типы родительского авторитета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ»

(1-2 классы)

Учение в детстве так же прочно,

Как гравировка на камне.

Мы живем в такое сложное время, когда перевернулись все ценности, когда на семью навалилась куча проблем: как накормить, обуть, как заработать деньги.

Порой на воспитание детей не хватает времени. А воспитание далеко не сводится только на то, чтобы обуть и одеть. И растут наши дети как трава в поле. Это беда. Наша беда. Давайте сегодня попробуем разобраться.

Зачастую происходит так: утром в школу, из школы ужин, уроки, спать. И каждый день похож на другой как две капли воды. А для общения с детьми не хватает времени. Причем общение – это очень сложное и емкое понятие. Оно не сводится к тому, чтобы ребенок рассказал о том, кого отругали, кто что сделал. Причем про себя дети не рассказывают. А общение, наверное, подразумевает такое, чтобы ребенок поделился своими переживаниями, проблемами, чувствами, чтобы делать вместе какие-то дела, соответствовать друг с другом по поводу каких-то решений.

Сейчас очень много трудных детей, особенно в старших классах. Почему раньше такого не было? Наверное, потому что как раз такое общение было, у родителей был авторитет, дети активно вовлекались в трудовую деятельность.

Но дети наши растут, время летит, его не вернуть. Пора остановиться и разобраться. А что у них там внутри, разобраться и понять очень трудно. Как они нас воспринимают, семью, какими будут. Как сделать так, чтобы в будущем дети со своими проблемами шли в семью, а не на улицу, чтобы разрешить проблемы детей, они не остались с ними наедине.

Известно, что есть сознание и подсознание. Очень многие вещи происходят на подсознательном уровне. Кажется, что семья благополучная, все есть, а взаимоотношения, контакта в семье нет. Сегодня попробуй разобраться во взаимоотношениях семьи.

Психологи разработали много тестов, один из них -рисунок семьи, который поможет представить истинную картину взаимоотношений в семье. В рисунке дети выразят то, что им трудно выразить словами.

(раздать родителям рисунки семьи)

В целом нарисовалась картина очень тревожная. Много конфликтов. Благополучных семей практически нет.

Почему? Давайте разберемся.

(анализ рисунков)

Если Вы не согласны с выводом «-» , если согласны «+».

Мудрые высказывания:

«Говорят, учить и лечить может каждый»

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому,

Родителям пример тому!»

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.

Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с людьми, как обзаводитесь друзьями, как радуетесь, печалитесь, как читаете книгу – все это имеет огромное значение для ребенка.

Малейшие изменения в тоне ребенок видит и чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

Дети приспосабливаются к учителям, понимают, кто держит угрозу, а кто лишь для вида ругает.

А если дома вы грубы иль хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже оскорбляете родителей, учителей, друг друга, вам уже нечего думать о воспитании, вы уже воспитываете детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы уже не помогут вам в воспитании детей. Если мы ведем дурную жизнь, она отражается и на наших детях.

Чем будешь заниматься? – спросили одного мальчика.

Буду напиваться, как мой отец.

Не случайно говорят, если хочешь выбрать себе жену, смотри на тещу. Если мама и папа образец, то и дети будут такими же.

Дети чутки. Чтобы заразить их добротой, мы сами должны чувствовать тепло в своей душе. Чтобы заразить светлым, добрым, бодрым настроением, должны сами чувствовать себя бодрыми, чтобы внушить хорошие стремления, мы должны сами давать им чувствовать в себе. Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в лучшем смысле этого слова.

Верить в то, что хотим воспитать!

Из девочек – женщину, жену, мать;

Из мальчика – мужчину, главу семьи, отца.

Анкета для родителей. «Для чего нужна мама и папа?»

«За что вы любите своего ребенка»

Издревне.

Жена - хранительница очага, любви, поддержка, опора, шея (всегда советовалась с мужем)

Муж – голова, содержит семью, жену, чтобы она создавала здоровую атмосферу семьи, рожала детей.

Кто глава в современных семьях?

Ошибка- снижение роли отца в глазах ребенка.

Неполные семьи.

Девочек легче. Они ближе к матери, любят подражать и чаще всего – копия мамы.

Для мальчиков – нужна опора, взрослый наставник, сильный, которому доверяют, подражают. Отец должен быть столько же другом, сколько и отцом. Чтобы сын не скрывал от него ни малейшего своей души, чтобы к нему первому шел он и с вестью о радости, о горе, с признанием в проступке, в дурной мысли.

Проблема неполной семьи – мальчиков растят мамы, да нередко и в полных семьях папы отстранились от воспитания, а потом спрашивают:

Где настоящие мужчины?, да и в школе большинство женщин.

Д. Сравнивать с ответами детей.

Попробуйте сказать какой-нибудь матери, что она не любит своего сына (дочь) Возмущение будет очень искренним. Но одно дело чувствовать, а другое – их выражать. Это искусство дано далеко не каждому. Правда, любой родитель может возразить: «Неужели я не сумею объяснить ребенку, что я чувствую». Но ведь дети воспринимают не только слова, но и то, как это говорится: интонацию, выражение лица, взгляд, улыбку, прикосновение.

Поэтому каждому необходимо поддерживать у ребенка уверенность в себе. Для этого нужно быть готовым и терпеливо относиться к тому, что дети ошибаются. Не сравнивайте сына или дочь с другими детьми. Ваш ребенок всегда должен чувствовать, что он не повторим, что вы его любите таким, каков он есть. Даже если ругаете, то все равно любите, потому что хотите, что он стал лучше.

Ситуация: Показ классной работы «Видишь пятерка!»

Отец:

1.Получила пятерку? Тебе кто-нибудь помог?

2.Я же говорил – можешь, когда захочешь. Только вот не хочешь.

3.Держу пари, ты гордишься собой!

4.Теперь я тобой доволен!

5.Молодец! Я рад за тебя!

Смысл этих слов очень тонко и точно улавливает ребенок. Для него фразы могут означать:

1.Я знаю, что у тебя мало способностей. Я не верю, что ты способна сама соображать. Думаю, что все твои усилия напрасны, а удача случайна.

2.Я знаю, что ты лентяйка. Я не верю, что ты способна к постоянной добросовестной работе.

3.Ты гордишься собой – имеешь право.

4.Я одобряю твое поведение и поддерживаю тебя. Или:

Ты учишься ради меня. Я доволен.

5.Я считаю, что тебе есть чему радоваться и с удовольствием я разделяю эту радость.

Из всех этих нюансов складывается такое важное для ребенка ощущение – сопереживаете ли вы ему, принимаете ли, любите ли.

«Я так сказал» – сопротивление – доверие потеряно – ущемленное достоинство.

Не бойтесь признаться в ошибке – пример упрямо стоять на своем.

Ребенок ожидает от нас поддержки, а мы часто обвиняем или отмахиваемся.

Не спешите оценивать и принимать решение. Вас действительно волнует то, что происходит с ребенком? Покажите ему это. При обсуждении – главное – выслушать и понять. Если вы хотите, чтобы ваши дети делились своими «секретами», расскажите им о своих проблемах.

Будьте взаимоискренни!

В глазах ребенка родители должны быть равноправны, оба хорошие, но каждый по-своему.

Пусть дети знают, что родители живут дружно и оба интересуются детьми, любят их и желают им добра.

Естественно, если ребенок набедокурил при матери, отец должен об этом узнать.

(ошибка – Давай папе не скажем об этом)

Это не будет жалоба, а просто сообщение.

То, что сделал 1, не должен переделывать другой.

Если по мнению одного родителя, другой родитель сделал ошибку, то нужно переговорить об этом между собой, не вынося своего разногласия на позорище детей. Иначе падает авторитет 1-го родителя, либо образуются «ножницы» в воспитании: плохо у одного родителя, пойду пожалуюсь другому, один не разрешил – пойду к другому.

Можно?

А ты у папы (мамы) спросил? Пойдем спросим вместе!

Отец и мать в глазах ребенка должны иметь авторитет!

(Если ребенок вас не слушается – нет авторитета)

Рассмотрим их, тогда легче будет понять, какой должен быть настоящий авторитет.

АВТОРИТЕТ ПОДАВЛЕНИЯ самый страшный. Чаще им страдают отцы. Всегда рычит, сердит, на каждый пустяк раздражается громом, хватается за ремень, грубо отвечает, чаще наказывает ребенка, держит в страхе.

Вызывает: ложь, трусость, жестокость.

В будущем: слякотные, безвольные люди, либо самодуры, либо мстят за подавленное детство.

Страдают чаще интел.семьи. Дети не знают ни отца (т.к. всегда занят, отдельный кабинет, или мать – у нее всегда свои дела)

АВТОРИТЕТ РЕЗОНЕРСТВА . Родители заедают детскую жизнь поучениями и назиданиями. Вместо того, чтобы сказать несколько слов ребенку, родитель усаживает его напротив и начинает скучную, надоедливую речь. Они считают, что в их поучении – народная мудрость.

Лобзания, ласки, нежные слова в избытке. Если не слушаются: «Значит, ты меня не любишь»

Опасно: семейный эгоизм.

(обманывают маму и папу, но делают это с нежным видом, улыбкой)

запугивают: «Я больше тебя любить не буду» и родители уступают.

Растут неискренние, лживые эгоисты, «артисты».

Папа и мама – добрые ангелы. Они разрешают все, им ничего не жаль. Они боятся конфликтов. Скоро дети в такой семье начинают командовать родителям.

Да родители и дети могут быть друзьями, но все же родители остаются старшими членами семейного коллектива, а дети- воспитанниками. А здесь никакой дружбы нет, т.к. нет взаимоуважения.

1.Выполняйте родительское дело как можно лучше: серьезно, искренне, просто.

2.Ваша жизнь, работа, поведение влияет на формирование авторитета.

3.Интересуйтесь жизнью ребенка, но не навязчиво: с кем дружит, играет, как ведет в школе, пригласите друзей к себе.

Дети любят такое знание и уважают родителей.

Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства счастливо дополняется авторитетом знания. Ребенок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу разумную любовь, заботу о нем, вашу страховку, но в тоже время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы не собираетесь все делать за него, снять с него ответственность.

Вы должны знать, чем он живет, чем интересуется, что любит, чего не хочет. Как он учится, как относится к учителям. Вы не должны узнавать неожиданно о конфликтах. С самого начала, вы должны поставить дело так, чтобы дети сами рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать.

В жизни каждого ребенка бывает так, что он не знает как поступить, тогда он нуждается в совете. Может быть он не попросит о помощи - вы сами должны прийти.

4.Окажите помощь, но не надоедая, ненавязчиво.

Тест «Какие мы родители» (см. стр. 8)

Игра «Завязывает глаза» (1 человек) 6 шарфов

Мы с папой уходим, ты остаешься один.

Ноги – чтоб никуда не ушел

Глаза – ничего не видел

Уши – ничего не слышал

Руки –

Рот –

Сердце –

Вот в таком положении наши дети.

Развяжите то, чтобы хотелось в первую очередь освободить.

(каждый себе помечает)

В какой игре доля правды:

Что важно при разрешении проблемы.

1.глаза – видеть

2.уши – слышать

3.сердце – понимать

4.рот – выражать свои мысли

Руки – действовать

Ноги – уйти от проблем.

Вывод: учимся анализировать свои поступки, учим детей. Выслушать, понять.

Тест. «Какие мы родители»

Могу всегда – 1, Могу, но не всегда так поступаю-2, Не могу-3.

Можете ли вы:

  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
  2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст.
  3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
  4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
  5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
  6. Поставить себя на место ребенка?
  7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея? (добрый волшебник)
  8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
  9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
  10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
  11. Выделить ребенку один день когда он может делать, что пожелает, и ни во что не вмешиваться?
  12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?
  13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

30-39 очков . Ребенок самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

18-30 очков . Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Менее 18 очков . У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка, вам недостает либо знаний, либо желания сделать ребенка личностью, а возможно, и того, и другого.