Социальные роли в семье. Статусы и роли родителей в семье

Социология семьи

Замечание 1

Семья – сложное социальное явление, в котором тесно связаны различные формы социальных процессов и отношений. Семья – первичная социальная группа, накладывающая отпечаток на формирование и развитие личности.

Социология семьи изучает функционирование семейно-брачных отношений, семейный образ жизни как взаимосвязь супружества-родительства-родства.

Характер брачных отношений предопределяет духовное и физическое состояние будущих поколений, качественные и количественные показатели воспроизводства населения.

Многие современные проблемы лежат на стыке социологического и социально-психологического аспектов исследования семьи. Семья – начальная форма групповой жизни людей, в ней закладывается и развивается умение жить в обществе. Семья строится на чувстве долга, взаимных обязанностях, ответственности. Общество и природа готовят каждую женщину стать женой и матерью, а каждого мужчину - стать мужем и отцом.

Семья чрезвычайно важна для формирования духовного и физического здоровья индивида . Семейные отношения регулирует семейное право, которое

  • устанавливает порядок заключения (расторжения) брака;
  • определяет положение семьи в обществе;
  • устанавливает права и обязанности супругов, детей;
  • регулирует имущественные отношения и т.д.

Семья как социальный институт выполняет три основные функции:

  • воспроизводство населения,
  • хозяйственно-бытовая функция,
  • социализация личности.

Социальные функции семьи имеют два базовых источника их возникновения: потребности семьи и потребности общества.

Для полноценной реализации семейных функций члены семьи должны выполнять определенные социальные роли.

Социальная роль семьи

Замечание 2

Семья – основа всех социальных институтов. В семье человек обучается социальным ролям, получает навыки поведения и основы образования. Семейная роль – разновидность социальных ролей индивида в обществе.

Семейные роли подразделяют в зависимости от места человека в семье и функций, которые он выполняет:

  • родительские (отец, мать);
  • супружеские (муж, жена);
  • детские (дочь, сын, сестра, брат);
  • межпоколенные (дедушка, бабушка);
  • внутрипоколенные (старший, младший) и т.д.

Социальная роль семьи проявляется в следующем:

  • семья сочетает в себе свойства социальной структуры, социальной организации, социального института и группы; семья – ячейка общества;
  • место защищенности человека;
  • помогает понять процессы социальной дезорганизации и социального контроля,
  • помогает объяснить явление социальной мобильности, процессы демографических изменений и миграции населения;
  • помогает в прикладных исследованиях в сферах массовых коммуникаций, производства и потребления;
  • позволяет конструировать социальные реалии т.д.

В силу социокультурной природы своего феномена семья играет уникальную посредническую роль при конструировании социума, а также на границе макро- и микроанализа.

Семья позволяет производить редукцию социальных процессов относительно результатов социального поведения микросреды, выводить из исследуемых фактов направления глобального характера.

Роль семьи в жизни человека:

  • рождение и воспитание детей;
  • регулирование отношений полов;
  • социализация человека;
  • духовное общение;
  • психологическая поддержка и защита;
  • взаимная материальная помощь, экономическая поддержка;
  • первичный социальный контроль – правовая ответственность и обязанности между супругами, родителями и детьми, другими родственниками; регламент поведения членов семьи);
  • предоставление определенного социального статуса.

Социальная роль семьи по своей силе несравнима с другими социальными институтами. Именно в семье развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для нормального существования в социуме.

Социология семьи

Замечание 1

Семья – сложное социальное явление, в котором тесно связаны различные формы социальных процессов и отношений. Семья – первичная социальная группа, накладывающая отпечаток на формирование и развитие личности.

Социология семьи изучает функционирование семейно-брачных отношений, семейный образ жизни как взаимосвязь супружества-родительства-родства.

Характер брачных отношений предопределяет духовное и физическое состояние будущих поколений, качественные и количественные показатели воспроизводства населения.

Многие современные проблемы лежат на стыке социологического и социально-психологического аспектов исследования семьи. Семья – начальная форма групповой жизни людей, в ней закладывается и развивается умение жить в обществе. Семья строится на чувстве долга, взаимных обязанностях, ответственности. Общество и природа готовят каждую женщину стать женой и матерью, а каждого мужчину - стать мужем и отцом.

Семья чрезвычайно важна для формирования духовного и физического здоровья индивида . Семейные отношения регулирует семейное право, которое

  • устанавливает порядок заключения (расторжения) брака;
  • определяет положение семьи в обществе;
  • устанавливает права и обязанности супругов, детей;
  • регулирует имущественные отношения и т.д.

Семья как социальный институт выполняет три основные функции:

  • воспроизводство населения,
  • хозяйственно-бытовая функция,
  • социализация личности.

Социальные функции семьи имеют два базовых источника их возникновения: потребности семьи и потребности общества.

Для полноценной реализации семейных функций члены семьи должны выполнять определенные социальные роли.

Социальная роль семьи

Замечание 2

Семья – основа всех социальных институтов. В семье человек обучается социальным ролям, получает навыки поведения и основы образования. Семейная роль – разновидность социальных ролей индивида в обществе.

Семейные роли подразделяют в зависимости от места человека в семье и функций, которые он выполняет:

  • родительские (отец, мать);
  • супружеские (муж, жена);
  • детские (дочь, сын, сестра, брат);
  • межпоколенные (дедушка, бабушка);
  • внутрипоколенные (старший, младший) и т.д.

Социальная роль семьи проявляется в следующем:

  • семья сочетает в себе свойства социальной структуры, социальной организации, социального института и группы; семья – ячейка общества;
  • место защищенности человека;
  • помогает понять процессы социальной дезорганизации и социального контроля,
  • помогает объяснить явление социальной мобильности, процессы демографических изменений и миграции населения;
  • помогает в прикладных исследованиях в сферах массовых коммуникаций, производства и потребления;
  • позволяет конструировать социальные реалии т.д.

В силу социокультурной природы своего феномена семья играет уникальную посредническую роль при конструировании социума, а также на границе макро- и микроанализа.

Семья позволяет производить редукцию социальных процессов относительно результатов социального поведения микросреды, выводить из исследуемых фактов направления глобального характера.

Роль семьи в жизни человека:

  • рождение и воспитание детей;
  • регулирование отношений полов;
  • социализация человека;
  • духовное общение;
  • психологическая поддержка и защита;
  • взаимная материальная помощь, экономическая поддержка;
  • первичный социальный контроль – правовая ответственность и обязанности между супругами, родителями и детьми, другими родственниками; регламент поведения членов семьи);
  • предоставление определенного социального статуса.

Социальная роль семьи по своей силе несравнима с другими социальными институтами. Именно в семье развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для нормального существования в социуме.

Роль родителя в формировании личности ребенка

Самые первые шаги в процессе социализации ребенок совершает внутри семьи, а потому именно родители выполняют самую основную социальную роль - воспитывают и формируют личность ребенка, закладывают его ценностные основы. Таким образом, именно подготовка ребенка к жизни, его адаптация к социальной ситуации - основная задача родителей, в этом и выражается основная социальная роль родителя.

Семья, являясь малой социальной группой, дает возможности ощутить ребенку, как происходит общение внутри семьи, внутри коллектива, какие роли какой член семьи играет и какие права и обязанности есть у каждого члена группы. В этой связи особо важным представляется такое понятие, как микроклимат семьи. В доброжелательной и спокойной обстановке взаимного доверия и уважения, у ребенка формирует положительный эмоциональный опыт. Именно в семье ребенок впервые осознает и учится выражать широкий спектр эмоций, обучаясь этому у родителей.

Для того, чтобы социальная роль родителя выполнялась в полной мере, в семье должны быть созданы все условия для того, что ребенок успешно усваивал все компоненты социального опыта: познавательного, коммуникативного, ценностного и поведенческого-деятельностного.

  1. Познавательный аспект - имеется ввиду обучение ребенка нормам и способам поведения человека в обществе.
  2. Коммуникативный и поведенческий аспекты - ечь идет об освоении ребенком многообразия форм социального взаимодействия в обществе, навыков общения , как вербального, так и невербального; к тому же ребенок усваивает культурные формы поведения, которые позволили бы ему выразить свои чувства и желания адекватно и понятно для других членов общества.
  3. Ценностный аспект - подразумевается формирование ориентации ребенка на общечеловеческие ценности, такие как доброта, справедливость, честность. Ценности, окрашенные положительно с точки зрения эмоций, воспринимаются как личностно-значимые и становятся частью его побудительных мотивов при социальных взаимодействиях.

Социальные потребности ребенка, которые удовлетворяет родитель

  1. Потребность в общении, в эмоциональных положительных контактах, в доброжелательном отношении, доверии и любви; все это создает благоприятные условия для развития, формирует ощущение безопасности.
  2. Потребность в самореализации, которая может быть достигнута как включением ребенка в различного рода творческую деятельность, так и похвалой его достижений и успехов.
  3. Потребность в содержательном общении, имеющим форму сотрудничества: это развивает социальные чувства и удовлетворяет потребность ребенка как во взаимодействии с окружающим миром, так и в выражении своих чувств и переживаний.
  4. Потребность в познании и обмене информацией; это развивает интеллектуальные эмоции ребенка, формирует в нем интерес к самообучению, самовоспитанию.

Социальные функции родителя

  1. Воспитание ребенка: сюда относится и обучение жизненным навыкам (учить ходить, самостоятельно одеваться и т.д.), и обучение в прямом смысле этого слова (предоставление информации о мире, о человеке, начальные знания различных наук, помощь в образовании совместно с школой и т.д.), привитие ценностных и культурных норм.
  2. Помощь в самореализации ребенка: через семью как малую социальную группу, через разнообразную, в том числе, творческую деятельность, которая осуществляется на первых порах совместно с родителями, а после ими стимулируется и т.д.
  3. Демонстрация социальных ролей папы и мамы, гендерных ролей на собственном примере.
  4. Родитель также является заказчиком образовательных услуг, начиная от самых начальных ступеней образования, заканчивая высшим образованием.
  5. Предоставление социальных гарантий, свобод, защита прав ребенка и т.д.

Например, семейная роль «матери» подразумевает, что любая женщина заботится о своих детях. В эту роль входит также комплекс чувств, важнейшее из которых - любовь. Однако «мать» - это также цели, к достижению которых она стремится, а именно - воспитать своих детей достойными людьми. Данное понятие связано с феноменами норм и санкций. Нормы определяют, что конкретно с точки зрения общества должно выполняться носителем роли. Так, мать обязана помочь детям овладеть различными умениями и навыками, контролировать их поведение, а в случае необходимости - наказывать. Санкции - это реакции окружающих или самого человека на выполнение или невыполнение роли. Люди могут осуждать мать, которая бросила своих детей. Она же может испытывать действие внутренней санкции - угрызений совести, осознавая, что не любит своего ребенка.

Члены семьи выполняют разные : супруга (супруги), матери, отца, сына, дочери, бабушки, дедушки, внука, свекра, тещи, невестки, старшего брата и пр. При этом в семье, состоящей из трех поколений, проживающих вместе и ведущих общее хозяйство, один и тот же человек должен уметь гибко функционировать сразу в нескольких ролях (например, в качестве мужа своей жены, отца старшего ребенка - сына и младшего ребенка - дочери, зятя тестя и тещи). В противном случае возможно возникновение разнообразных ролевых семейных конфликтов и семейной дисфункции.

Каждой семейной роли в отдельности и всей их системе в конкретной семье необходимо соответствовать определенным требованиям.

Во-первых, они должны обладать логической цельностью. Если ожидания от представителя определенной семейной роли противоречивы, появляются серьезные трудности в ее выполнении (например, когда мать требует от сына, чтобы он был нежным, мягким, послушным и, одновременно, - независимым и мужественным).

Во-вторых, совокупность семейных ролей , которые индивид выполняет в семье, должна обеспечивать удовлетворение его потребностей в уважении, признании, симпатии. Так, роль мужа возлагает на мужчину не только обязанность материально обеспечивать свою жену, но также дает ему право ожидать от нее любви, привязанности, удовлетворения сексуально-эротических потребностей.

В-третьих, очень важно, чтобы выполняемые соответствовали возможностям индивида. Когда требования непосильны, возникает нервно-психическое напряжение и тревога (как следствие своей неуверенности справиться с ролью). Пример этого - «ребенок, исполняющий роль родителя» в ситуации, когда из-за отсутствия старших или их личностных нарушений ему приходится брать на себя родительские обязанности.


В нормально функционирующих семьях структура семейных ролей является целостной, динамичной и психологически комфортной для всех ее членов. Однако нередко являются патологизирующими, итогда в силу своей структуры исодержания оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи. Это роли «семейного козла отпущения», «семейного мученика, без остатка жертвующего собой во имя близких», «больного члена семьи» и пр.

В некоторых семьях один из членов вынужден играть социальную роль, которая травматична для него самого, однако психологически выгодна его родственникам. Иллюстрацией этого является делегирование роли взрослого ребенку, что типично для семей с проблемой алкоголизации, где мать «спасает» отца и страдает, а ребенок становится перед необходимостью быть маминой «опорой» - поддерживать ее, утешать, не огорчать, скрывать от нее свои детские трудности, чтобы не расстроить. При этом ребенок используется матерью для решения супружеских конфликтов: выдвигается как «щит» во время пьяных скандалов, отправляется на переговоры с отцом на следующее утро, чтобы его «вразумить» и т. д.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Маривлада! Вспомните, когда создается новая семья, каждый вступает в новые роли. Молодая жена, она же еще и невестка, муж, он же зять, — приобретают новых родственников – свекра, свекровь, тестя, тещу, золовку, шурина... Социальные роли человека в семье очень многообразны. Множество новых родственников, с которыми еще отношения нужно наладить, да желательно хорошие.

По идее все бы должны друг друга любить и жаловать, но... «Свекровь в дом – все вверх дном», «Зять любит взять да не любит отдать», «От тещи не спрячешься в роще» — свидетельствует народный опыт – зоркий глаз и трезвый ум. Разумеется, можно найти много примеров, которые это опровергнут, и лучше вслушаться в предупреждения: мир и лад, если вы их хотите, потребуют много душевных сил. Трения могут возникнуть даже там, где их не ждешь.

Начало проблем в новой семье

Вот, скажем, как называют свекровь – мамой или по имени-отчеству? Определенных правил нет – как хочется и как кому удобно. Но от одной свекрови услышишь: «Она даже мамой меня не называет!» (можно ли, мол, ждать от такой невестки чего-то хорошего?), а от другой: «Ну какая я ей мама? Это ж в старинные годы так было принято, да в деревне...» (здесь свой подтекст: хорошим манерам невестка не обучена).

Наверное, если бы у современной молодой жены было бы чуть больше такта, она бы обязательно спросила разрешения на «маму». А если бы свекровь была добрее, то оценила бы она душевный порыв невестки, искренне поблагодарила и, даже отказавшись от предложения, коль оно ей кажется неудобным, использовала бы ситуацию для укрепления взаимопонимания: «Давай оставим, как есть, — это привычней, дело не в обращении, лучше постараемся друг друга никогда не обижать». Можно же так?

Действительно, не стоит возводить мелочи или формальности в принципы. Есть вещи куда важнее.

Семейные привычки и традиции на пути к счастью

Вот поселятся муж и жена под одной крышей с родителями, и начнется испытание на терпимость. Лучше бы жить отдельно, кто спорит, но в загсе, к сожалению, не вручают ключей от квартиры, кому-то из родителей пришлось потесниться. Как бы ни были они рады счастью сына или дочери, какой бы милой ни оказалась невестка и каким бы хорошим зять, все равно надо приспосабливаться к переменам и чужим привычкам.

Вот дом, где культ порядка. Даже в прихожей не увидишь шарфов, перчаток – вещи все по местам, по шкафам и ящичкам. Везде удобно, красиво. Но это было, раньше... Теперь прямо у двери свалены какие-то брезентовые чехлы, на полу разложены для просушки отдельные части байдарки, из-под кресла торчат огромные резиновые сапоги, видно, никуда не помещаются.

«Наш зять уверяет, что от порядка оскудевают эмоции, нормально жить и развиваться можно только в таких развалах. Так что мы... развиваемся!» — смеется хозяйка. Думаю, «развиваться» ей непросто, но старается. Перераспределяются и гендерные роли.

В доме, где поселилась невестка, еще большие преобразования. В комнате сына снят со стены ковер, содраны обои. Кажется, самое время высказаться. Заметить, к примеру, что обои импортные, стоят ого-го, что ремонт, между прочим, сделан всего полгода назад... А родители молчат, с интересом наблюдают.

Сын, который ничего не умел делать, со сноровкой профессионала разматывает рулоны белой бумаги, оклеивает всю комнату вместе с потолком, как коробку, обрызгивает серой краской из пульверизатора. «Когда много вещей – книг, пластинок, — объясняет невестка, — стены и потолок должны быть нейтральными».

Тоже можно бы ответить: «Подождали бы со своей эстетикой, вот будет свой дом...». Но смогли оценить готовность невестки сделать всем приятное: «Нравится? Хотите, мы и вашу комнату так перекрасим?» — «Ну уж нет! – изображает ужас свекор. – Баррикаду поставлю!»

От кого зависит мир в современной семье?

Родители в том и в другом случае на высоте. Если и дальше им удастся с юмором относиться к разнице вкусов, смогут избежать многих ненужных обид. Впрочем, оба случая не так серьезны. Бывает, что отношения с новым членом семьи никакими стараниями не согреешь.

Некоторые считают, что обстановка в общем доме почти полностью зависит от старших. Чтобы новый член семьи почувствовал себя равноправным, ощутил бы заботу и независимость, от хозяев дома требуется немало такта и великодушия. Не всем такое дано. Бывает, дочке дорогой подарок на день рождения, а зятю вопрос: «Что тебе родители подарили? Могли бы расщедриться...»

Свекрови порадоваться бы, что в доме помощница появилась, она же ищет повода, чтобы придраться: «Кто это шваброй пол моет? Это только грязь разводить...»» Кажется, удовольствие получает женщина, когда удается уличить невестку в незнании, неумении, подчеркнув тем самым, что она из дома кое-какого попала в дом приличный.

Есть просто злые ворчливые люди, им никакая житейская грамматика, никакие азы этикета и увещевания поглядеть на себя со стороны не помогут. Но иногда каждый сам по себе хорош, а житья в доме нет.

Чего не ценят дети и родители?

”Живем только для детей, все для них”. Хорошо это или плохо? Скорее хорошо. Но чем оборачивается такая установка? Родители забыли, что сын вырос. С двадцатипятилетним обращаются как с пятилетним, и невестку готовы взять на «короткий поводок» — на каждом шагу подсказки, советы.

«Я ей добра желаю! А она... перечит», — обижается свекровь, забывшая о простой житейской истине: чем скупее будешь на советы, тем скорее их примут за знак искреннего расположения и заботы.

Если у родителей нет значимой деятельности – любимой работы, увлечений, круга друзей, то их помыслы, планы, все «хочу – не хочу» фокусируются на жизни своего ребенка. Психологи называют это духовным иждивенчеством.

«Хочу, чтобы дочь поменяла профессию», «Не хочу, чтобы сын занимался постирушками – у него голова профессорская», «Не хочу, чтоб молодые ехали в тур поездку, лучше отложить деньги на мебель», «Хочу, чтобы сын понял, пока без детей, что она ему не пара...»

Такие родители считают, что имеют право везде вмешиваться, потому что поддерживают детей материально, много помогают по хозяйству. Но при всем альтруизме – жесткий диктат и контроль. Социологи давно установили, что треть разводов в молодых семьях и ссор мужа и жены происходит из-за родственников, из-за их вмешательства.

Но это не значит, что спрос за исполнение семейных ролей только со старших. Младшие – тоже взрослые люди. Недаром говорят, попадется хороший зять, приобретешь сына, плохой – потеряешь дочь.

Молодые вступили в кооператив, родители жены, у которых они жили, решили отдать им все свои сбережения, ожидая естественной благодарности. А дочь сухо сказала: «Вы должны больше», — и бесстрастно изложила расчеты: родительская квартира столько-то метров, матери с отцом полагается столько-то, а ей, мужу и ребенку...

Вот за то, что им троим полагается, родители и должны заплатить по твердым кооперативным ценам. «Вы против? Разменяемся...» — «Вы можете рассчитывать только на комнату в коммуналке, — посочувствовал зять. – Зачем же вам такое?»

Что делать? Закричать: «Вон!»? Обидели отца, он накричал, потом ночами вместе с женой бесконечно прокручивал ситуацию. «Если бы они попросили, нашли бы деньги, заняли у кого-нибудь. Но брать за горло!..» «Это все он!» «Мы-то радовались, зять мастер на все руки, умеет хорошо заработать. Да он делец, рвач. «Хам!» «Что он с ней сделал?» Так им было легче – убеждать себя, что дочь лишь пострадавшее лицо.

И как ни унизительно выкладывать деньги, когда их вымогают, родители пошли на это: не хотели рвать отношений с дочерью – и такое могло произойти, боялись, что зять отлучит их от внука.

Крайний случай. Но многим ли лучше, к примеру, вот такие подсчеты? «Мои родители купили нам мебель, а твои даже на телевизор не расщедрились. Почему ты им не скажешь?» По другому здесь, не заведено в его семье требовать дорогих подарков. «А ты им объясни...» — настаивает молодая жена. Дело доходит до ссор, и невестка уже подчеркнуто холодна с новыми родственниками.

А в чем они виноваты? В том, что не оправдали ее ожиданий? Родители не обязаны содержать взрослых работающих детей, не должны налаживать быт и участвовать в укреплении семьи. Точно так же они не обязаны любить нового члена семьи.

И тут одно можно сказать: не стройте иллюзий – не будет разочарований. Они обязаны быть вежливыми, корректными, тактичными, помогать в трудные минуты (всякий воспитанный человек берет на себя такие обязательства), а душевные отношения – это уж как сложится.

Откуда берутся конфликты на ровном месте?

  1. Родители чаще всего более консервативны, чем их ребенок.
  2. Дети всегда больше тянутся ко всему новому, прогрессивному.
  3. Родители больше стремятся к тишине, безопасности, традиционности и всему, что привычно для их поколения.
  4. Дети бунтуют против традиций, которые им не нравятся или неудобны. К тому же они доверчивее и рисковее. Им нравятся шумные вечеринки и гулянья до утра.
  5. Родители наделены большим опытом, им хочется его передать, чтобы дети перестали набивать собственные шишки.
  6. Дети хотят приобретать собственный опыт, часто отличаются беззаботностью. Многое придет с возрастом.
  7. Больше ценят мнение знакомых, соседей и родственников, свое место в обществе.
  8. Дети безразличны к мнению общества, хотят жить по своим правилам.

Исследования говорят, что современные молодые семьи, которые живут с родителями жены, более благополучны (конфликты в них реже, чем в семьях, поселившихся у родителей мужа). Вывод однозначен: плох здесь дуэт свекрови и невестки. Что ж, это самые трудные .

Известный писатель Андерсен — Нексе заметил с иронией: «Каждая мать надеется, что ее дочь получит лучшего мужа, чем она, и убеждена, что ее сын никогда не получит такую хорошую жену, как ее муж».

К этим словам можно отнестись как к удачно остроте, но, отсмеявшись, задуматься о природе чувств. Мать со дня рождения заботится о сыне, и естественно, ей кажется, что без нее он пропадет. Невестка покупает ему плохие рубашки, плохо стирает, готовит не тот завтрак, да вообще не готовит («Сделай что-нибудь себе сам – я опаздываю!»). Это у нее распределение обязанностей такое.

Прежде мать могла обратиться к сыну с любой просьбой, а теперь он и без того задерган: «Быстренько сбегай!» «Быстренько принеси!». Сына отобрали, им распоряжаются как вещью, им помыкают. Реакция неадекватна, в ней много от ревности. Это мы с вами так думаем. Только каждый лучше разбирается в других, чем в себе.

Однажды в кабинет социально-психологической помощи пришла женщина с жалобой на раздражительность. Прежде за собой такого не замечала, теперь то и дело поднимается внутри какая-то злая волна. Доктор, задавая вопросы, выяснил, что в ее жизни полгода назад произошли перемены – сын женился, молодые живут с ними. «Раздражает невестка, — призналась, покраснев, пациентка, — а срываюсь на всех.

Всем достается. Ей тоже...» — «Она груба, бестактна, неряшлива, ленива?» — расспрашивал доктор. «Нет, что вы! – оживилась свекровь. – Она достаточно деликатна. Старается мне помочь по хозяйству. За все берется хорошая девочка!» Отношения складывались по формуле: хочу любить и не могу.

”Попробуйте всякий раз после взрыва, — советовал доктор, — когда вы собой недовольны, задавать себе вопрос: «Что же именно меня раздражает?» — и честно на него отвечать. Попейте пустырник на ночь. Постарайтесь не переутомляться. Гуляйте по вечерам. Уверен, у вас все наладится”.

”А что бы посоветовали вы в этой ситуации невестке?”. «Если она считает, что ее свекровь, в общем-то, человек хороший, не обижаться по мелочам. Не принимать на свой счет всякое резкое слово или повышенный тон. Делать скидку на то, что мать мужа тоже переживает нелегкое время».

Памятка для молодых:

  • Настраивать человека против родителей столь же безнравственно, как настраивать мужа против жены или жену против своего мужчины.
  • У вашей свекрови, несмотря на плохой характер и массу недостатков, есть одно бесспорное достоинство, за которое ее следует чтить: она мать вашего мужа.
  • Со своим уставом в чужой монастырь не ходят.
  • Каким бы банальным ни казался вам родительский совет, он стоит того, чтобы благосклонно его выслушать и поблагодарить, даже если вы не собираетесь им воспользоваться: вам ведь желают добра.
  • Стараясь освободиться от диктата, вмешательства в жизнь вашей семьи тещи с тестем или свекра со свекровью, будьте скромны в своих требованиях к ним, не слишком злоупотребляете их помощью.

Несмотря на великое множество ролей, которые играем мы в своей жизни, почти все мы примеряем на себе. Сначала дети, сестра, братья. И всегда родители для нас не совсем правы. Но проходит время, становимся невестками, зятьями, шуринами и оказывается, что родители не так и плохи. И станем матерями, отцами и все, что отвергали, прочувствуем на себе. Неизбежна смена ролей и поколеней. Предлагаю в заключение послушать чудесную Славянскую песню об одной из женских ролей в нашей истории.

И в этом театре нашей жизни главное не сделать другому то, что не пожелал бы себе.
Если понравилась вам статья, поделитесь ею в социальных сетях со своими друзьями. Жду ваших комментариев на предложенную тему.

С уважением, Мария Якушева