Темы тренингов для родителей в доу. Тренинг для родителей "мы вместе"

Ханты мансийский автономный округ-Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Родничок»

Игровой мини-тренинг для родителей и воспитанников подготовительной группы

педагог-психолог

О.В. Васечкина

г.п. Междуреченский

Пояснительная записка

Доброта
Для добра не жалейте минуты,
Лучше час, а быть может, и день.
Не меняйте души на валюту,
Не мешайте со славою тень.
Слава греет лучами, лелея,
Но глаголет в народе молва:
Совершайте добро, не жалея,
И стыдитесь не сделать добра.
Красотой, говорят, мир спасется.
Нас спасает пока доброта.
Пусть нигде на земле не прольется
Понапрасну ребенка слеза.

Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности. Простые игры и упражнения, способствующие развитию ребёнка, помогут родителям познакомиться со способами правильного взаимодействия с детьми.

Действительно и, к большому сожалению, некоторые родители не считают игру полезным делом. Но, так ли это на самом деле? Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника. Она формирует всё то, что необходимо для полноценного развития личности дошкольника. Именно в игре ребёнок действует, как активный деятель, он вникает в смысл (замысел) игрового сюжета и реализует его в процессе игры. В игре у ребёнка реализуется творческий потенциал.

Очень важный аспект процесса игровой деятельности: ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый. Совместные игры ребенка с родителями, благотворно влияют на внутрисемейные отношения. Многим родителям физически не хватает времени на воспитание детей. А у родителей, которые имеют и время, и желание заниматься детьми, часто отсутствуют элементарные знания. Какие бы формы и методы ни были использованы специальными учреждениями, где воспитывается или обучается ребёнок, они не могут дать ребёнку ту гамму чувств и широчайший круг понятий о жизни, которые даёт семья.

Данное мероприятие способствует повышению педагогической компетенции, по проблеме активации игровой деятельности у дошкольников в условиях семьи.

Методическая разработка:

доступна для освоения широкого круга родителей;

вовлекает педагогов и родителей единую творческую, педагогическую деятельность;

повышает уровень психолого-педагогической компетенции родителей;

открывает перспективу распространения опыта, предполагает внедрение в практику в дошкольные образовательные учреждения;

дает возможность для размещения материалов на сайте ДОУ.

Целевая группа:

Родители воспитанников посещающих подготовительную к школе группу детского сада.

Время необходимое для проведения: 40 минут - 1 час.

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.

Задачи:

Развивать активный интерес у родителей к воспитанию своего ребенка.

Расширять педагогические знания родителей по вопросам воспитания и развития детей в играх.

Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.

Предварительная работа:

Изучение психолого-педагогической литературы.

Подбор игр и игровых упражнений.

Оформление стендовой информации «Семья вместе и душа на месте».

Беседа с дошкольниками об организации игровой деятельности в семье (запись на диктофон).

Демонстрационный материал:

выставка литературы с описанием игр для детей

слайды

мольберт

лист ватмана

клубок ниток

Раздаточный материал:

чудесный мешочек с мячами

счетные палочки

листы формат А3

подносы

цветные маркеры

разрезные картинки

Материально-техническое обеспечение:

экран, проектор, ноутбук

стулья по количеству участников

письменные столы

бумага, цветные карандаши

цветные мячи

лист ватмана формата А5

Ход семинара-практикума:

Педагог-психолог:

Добрый вечер, уважаемые родители. Я очень рада вас видеть сегодня здесь. Я пригласила вас сегодня для того чтобы поговорить с вами о игровой деятельности наших детей.

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах. Играя вместе с родителями, легче проживают возрастные кризисы. Воспитательное значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.

Прослушивание диктофонной записи, беседы с детьми.

Педагог-психолог:

А сейчас я приглашаю наших детей.

Ритуал приветствия.

Педагог-психолог:

Прошу всех встать в круг друзей. Давайте поприветствуем, друг друга необычным способом: скажем «Здравствуйте» сначала шепотом, затем обычным голосом и очень громко. А теперь давайте разбудим наши ладошки, ножки, ротик, глазки, чтобы они хорошо работали.

Упражнение - разминка.

Здравствуйте, ладошки (хлоп-хлоп-хлоп) .

Здравствуйте, ножки (топ-топ-топ) .

Здравствуйте, щечки (шлеп-шлеп-шлеп) .

Пухленькие щечки (пух-пух-пух)

Здравствуй, наш ротик (чмок-чмок-чмок) .

Здравствуй, наш животик (ням, ням, ням) .

Здравствуйте, мы скажем

Всем, всем нам!

Игровая часть.

Игра “Волшебный клубок”

В руках у меня волшебный клубочек. С его помощью мы с вами познакомимся, смотрите внимательно! Я обматываю нитку вокруг руки и называю своё имя. Держу нитку в руке и передаю клубочек соседу справа. Кто получает клубочек, так же обматывает нитку вокруг своей руки, называет своё имя и передаёт его соседу справа от него. Родители, пожалуйста, помогайте ребятам!

Клубочек вернулся ко мне. “На что похоже то, что у нас получилось?”.

Посмотрите - мы все с вами стоим в одном большом кругу, а с помощью волшебного клубка мы все соединились и стали единым целым!

Теперь мы аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол. Я её смотаю обратно в клубочек. Ребята и родители, Клубочек что-то шепчет. Давайте послушаем!

Вы очень понравились волшебному клубочку. Он говорит, что вы все очень дружные.

Родители и дети должны все по очереди обмотать нитку вокруг руки и назвать свои имена. Необходимо, чтобы родители помогали своим детям.

Давайте ещё поиграем!

Игра “Непослушные картинки”

Сейчас каждая семья получит “непослушные картинки”, которые рассыпались. Собрать их может только дружная семья.

Вам понравилось работать вместе? Родители, что вы чувствовали, работая в паре со своим ребёнком?

По сигналу дети вместе с родителями приступают к работе.

Игра “Ладошки”

А сейчас мы поиграем с нашими ладошками. Встаньте напротив друг друга в паре или сядьте удобно так, чтобы ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По моей команде пусть ваши руки сначала найдут (1)друг друга, затем (2)познакомятся, (3)подружатся, (4) потанцуют, (5) подерутся, (6) помирятся, (7) попрощаются.

Что вам больше понравилось, когда ваши ручки дружили, танцевали или когда они дрались?

Педагог-психолог: отгадайте загадку.

Круглый я, как шар земной,

Все гоняются за мной.

Стукнешь о стенку —

А я отскочу,

Бросишь на землю, -

А я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу, -

Смирно лежать я никак не хочу!

Правильно, это мячик.

Приглашайте своих мам в кружок. Давайте поиграем.

Игра «Чудесный мешочек»

Нужно достать мячик, назвать его цвет и дать его мамочке, назвав ее имя ласково. Например, «Красный мячик для мамочки Ириночки» Поиграем с мячиком и мамочкой.

(в паре, мяч не уронив)

Друг веселый, мячик мой, (держась вместе за мяч, поднять руки вверх)

Всюду, всюду он со мной. (присесть-встать)

Раз, два, три, четыре, пять. (попрыгать на носочках)

Хорошо с мячом играть. (покружиться вокруг себя)

Игра «Игра с мячиком».

А сейчас ребятки превращаются в веселые мячики и попрыгают вокруг мамочек, пока я читаю стишок.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь.

Желтый, красный, голубой…

Не угнаться за тобой.

Ох, какие озорные мячики. А ну-ка прячьтесь обратно в мешочек. (дети убирают мячики).

Педагог-психолог: А теперь мамочки встают на одну сторону, а дети на другую.

Игра “Угадай, чьи руки”

А теперь мы посмотрим, как хорошо вы знаете своих близких. Сейчас мы по очереди завяжем глаза ребятам. Вам нужно по рукам узнать где ваша мама.

А теперь наоборот, мамы будут угадывать, где их дети!

Какие все молодцы! Вам понравилось игра?

Вопрос родителям :-“Что вы чувствовали когда пытались определить по рукам, где ваш ребёнок?”

Эта игра проводится с завязанными глазами. Сначала дети пытаются на ощупь угадать руки своей мамы. Затем родители пытаются угадать руки своего ребенка.

Педагог-психолог: присаживайтесь за свои столики .

Игра “Узор из палочек”

У каждой пары на столе, на разносе лежит по 5 волшебных палочек и лист бумаги. Вы должны эти палочки бросить на стол так, чтобы у вас получился узор. После чего, вы закрываете свой узор листом бумаги. И ребята пытаются по памяти выложить этот узор, а взрослые им в этом помогают. Потом вы сравниваете эти два узора.

Скажите, трудно ли вам было выложить узор по памяти?

Играющие берут 3-5 палочек, бросают их на разнос, запоминают узор и прикрывают листом бумаги. После этого дети должны выложить узор по памяти с помощью взрослых, потом сравнить с оригиналом.

Продуктивная деятельность детей и родителей.

Упражнение "Рисование живых ладошек"

Педагог-психолог: вы все сегодня хорошо потрудились. А теперь я хочу вам предложить поработать всем вместе. У меня есть большой лист настроения, но он пока пустой. Чтобы он не оставался пустым я предлагаю вам оставить на нем отпечатки своих ладошек, но не просто нарисовать, а ещё и оживить их! Сначала мамы обведут ладошки своих детей, а потом свои. А ребята раскрасят их и оживят (нарисуют глазки, ротик, носик). Родители помогают своим детям.

Рефлексия

Ребята, а вам понравилось играть вместе с мамами? Что вы чувствовали, играя вместе?

Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра - прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Совместная игра ребёнка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребёнка. Совместные игры очень сближают детей и родителей. Играйте дома как можно больше со своими детьми!!! До новых встреч!

Литература

Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. — М., 2001.
Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. Развиваем руки — чтоб учиться писать, и красиво рисовать. — Ярославль, 1997.
Гри горьева Г. Г., Кочетова Н. П. Кроха. — М., 2001.

Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении. — М., 2001.
Сумнительный С. И. Помоги мне это сделать самому. — М., 2001.

Приложение 1

Приложение 2

Вопросы для беседы с детьми.

Ты любишь играть в игры?

Какие твои самые любимые игры?

В какие игры ты играешь дома?

В какие игры ты играешь с мамой?

А в какие игры ты играешь с папой?

В какую игру, ты бы хотел(а)научить играть маму и папу?

психологические упражнения для тренингов

Тренинг взаимодействия родителей и детей «Учимся понимать друг друга»

Рашкина Елена Алексеевна
ДОУ№3 компенсирующего вида для детей с тяжелыми речевыми
нарушениями, педагог-психолог 2 категории.

Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуален внутри семьи по мере взросления ребенка, а тем более, если ребенок логопат. Ребенок взрослеет и меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть друг друга. Опыт работы с семьями детей-логопатов свидетельствует о трудностях установления визуального контакта как следствие непринятия проблем ребенка. Групповые формы работы дают уникальную возможность снять ощущение единственности, уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь(и от взрослых, и от детей) и взглянуть на свой педагогический опыт с иной точки зрения.

Цель : повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.

Задачи тренинга:

  • усиление способности родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
  • изменение неадекватных родительских позиций;
  • оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.

«Первичный кодекс группы»:

  • предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия с ними родителей;
  • все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;
  • ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.
  • повышение родительской компетентности в вопросах воспитания
  • орг. коррекционных игр с детьми, направленные на формирование нового типа отношений равноправия и партнерства - орг. свободных игр с детьми
  • продуктивные виды деятельности, где функции «лидера» и «ведомого» разделены между родителем и ребенком.
  • стимулирование речи детей в процессе общения с родителями и другими участниками группы

Идея программы : сотрудничество

  • формирование навыков сотрудничества с ребенком
  • признание права ребенка на выбор
  • отработка навыков общения

Ценность в группе:

  • увидеть своего ребенка в общении со сверстниками др. взрослыми;
  • отрефлексировать свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком
  • сплочение ДРО «Мы-семья»

Элементы и приемы:

  • сказкотерапия (чтение и обсуждение, сочинение, рисование сказки; работа с метафорой)
  • игровая терапия(игры и упражнения, психогимнастика, ролевые игры)
  • арттерапия (работа с рисунком, визуализация образов)

Тренинг проводится 4 дня (первый – организационно-диагностический для родителей; три дня совместно с детьми, четвертый день заключительный с чайной церемонией). По завершении тренинга проводятся индивидуальные консультации с родителями.

Продолжительность одного занятия 60 мин, последний день 90 мин.

Структура занятий:

  1. приветствие
  2. разминка
  3. общий круг
  4. прощание
  5. домашнее задание для взрослых

1 день (группа родителей)

Материал : Бланки на каждого родителя: «ВРР», «Моя семья в образе кругов», домашнее задание № 1, косынка, 4 картины «Тип семейного воспитания», 4 пословицы, текст релаксации «Очищение от тревог», приглашение для занятий на каждую ДРпару, муз. отрывок.

1. Приветствие и знакомство участников : все стоя в кругу по очереди говорят: «Здравствуйте, меня зовут... Сегодня я такая...(мимикой или жестом показывают свое эмоциональное состояние)».

Группа отвечает: «Здравствуй, ... Сегодня... такая (отображают действия участника)».

2. Обсуждение: «Правила работы в группе »:

  • открытое общение
  • активность
  • безоценочные суждения
  • добровольное участие
  • здесь и сейчас

3. Обсуждение: «Цели и задачи тренинга »:

  • правило 3 П: принятие, признание, понимание
  • стремление к сотрудничеству

Условия и режим работы: следующие 3дня с детьми, выполнение домашних заданий, пропуски нежелательны, последний день по продолжительности 90мин. Завершается тренинг чайной церемонией и подарками участникам. На следующий день приглашение и домашнее задание.

4. Ожидания участников от работы.

5. Упражнение «Хвасталки» «Я..., мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»

6. «Перебежки»:
  • Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;
  • Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;
  • Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.

7. Опросник «Взаимодействие Родитель-ребенок» (Приложение 1)

8. «Пословицы» Деление на 2 группы, каждая получает по две пословицы, поясняя что имели введу наши предки:

  • Без корня и трава не растет.
  • Не мы на детей походим, а они на нас.
  • Матушкин сынок, да батюшкин горботок.
  • Похвальное слово гнило бывает.

9. «Хорошо и плохо». Предлагается 4 картины – тип воспитания.

Одна команда называет «+» данного типа воспитания, а другая «–». (Приложение 2). Обсуждаем с какими трудностями может столкнутся ребенок в детском саду.

10. Тест «Моя семья в виде круга» Обсуждение впечатления от каждого рисунка.

11. Упражнение «Руки»: Один из участников встает в круг, ему завязывают глаза, подают руку, он основываясь на тактильные ощущения должен сказать какой родитель «мягкий или строгий...»

12.Релаксация «Очищение от тревог» (Приложение 3)

13.Обсуждение занятия

14. Прощание «Общий круг», вручение приглашений на занятия с детьми

Д/з №1: Заполнить таблицу: «Что меня огорчает в моем ребенке и радует»

Приложение 1

Опросник «Взаимодействие Родитель – Ребенок» (ВРР)

Инструкция . Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе.

  • 5 – несомненно, да (очень сильное согласие);
  • 4 – в общем да;
  • 3 – и да, и нет;
  • 2 – скорее нет, чем да;
  • 1 – нет (абсолютное несогласие)
  1. Если уж я чего-то требую от ребенка, то обязательно добиваюсь этого.
  2. Я всегда наказываю его за плохие поступки.
  3. Ребенок обычно сам решает, какую одежду надеть.
  4. Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра.
  5. Ребенок может рассказать мне обо всем, что с ним происходит.
  6. Думаю, что он ничего не добьётся в жизни.
  7. Я чаще говорю ему о том, что мне в нем не нравится, чем о том, что нравится.
  8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой.
  9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.
  10. Я чувствую, что последовательна(лен) в своих требованиях.
  11. В нашей семье часто бывают конфликты.
  12. Я бы хотел(а), чтобы он воспитывал своих детей так же, как я.
  13. Ребенок редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
  14. Я его очень редко ругаю.
  15. Я стараюсь контролировать все его действия и поступки.
  16. Считаю, что для него главное – это слушаться меня.
  17. Если у него случается несчастье, в первую очередь он делится со мной.
  18. Я не разделяю его увлечений.
  19. Я не считаю ребенка таким умным и способным, как мне хотелось бы.
  20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним.
  21. Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.
  22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему.
  23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.
  24. Мне нравятся наши отношения с ребенком.
  25. Дома у моего ребенка больше обязанностей, чем у большинства его друзей.
  26. Приходится применять к нему физические наказания.
  27. Ему приходится поступать так, как я говорю, даже если он не хочет.
  28. Думаю, что я лучше него знаю, что ему нужно.
  29. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  30. Мне кажется, я его понимаю.
  31. Я бы хотел(а) многое в нем изменить.
  32. При принятии семейных решений всегда учитываю его мнение.
  33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).
  34. Мое поведение часто бывает для него неожиданным.
  35. Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка...) начинает меня упрекать в излишней строгости.
  36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего ребенка.
  37. Я предъявляю к нему много требований.
  38. По характеру я мягкий человек.
  39. Я позволяю ему одному гулять во дворе дома.
  40. Я стремлюсь оградить своего ребенка от трудностей и неприятностей.
  41. Я не допускаю, чтобы ребенок подмечал мои слабости и недостатки.
  42. Мне нравится его характер.
  43. Я часто критикую по мелочам.
  44. Всегда с готовностью его выслушиваю.
  45. Считаю, что мой долг – оградить его от всяких опасностей.
  46. Я наказываю его за такие поступки, которые совершаю сам(а).
  47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.
  48. Я устаю от повседневного общения с ребенком.
  49. Мне приходится заставлять его делать, что он не хочет.
  50. Я прощаю ему то, за что другие наказали бы.
  51. Мне хотелось бы знать о нем все: о чем думает, как относится к другим, о чем мечтает,...
  52. Он сам выбирает, чем заниматься дома в свободное время.
  53. Думаю, что для ребенка я самый близкий человек.
  54. Я приветствую его поведение.
  55. Я часто высказываю свое недовольство им.
  56. Принимаю участие в делах, которые придумывает ребенок.
  57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его.
  58. Бывает, что упрекаю и хвалю его, в сущности, за одно и то же.
  59. Случается, что если я говорю ему одно, то муж (жена, бабушка...) специально говорит наоборот.
  60. Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.

Регистрационный бланк

Ф.И.О._________________ Возраст____ образование_________

Ф.И. ребенка_____________________ Возраст________

Баллы Баллы Баллы Баллы Баллы сумма
1 13 25 37 49
2 14 26 38 50
3 15 27 39 51
4 16 28 40 52
5 17 29 41 53
6 18 30 42 54
7 19 31 43 55
8 20 32 44 56
9 21 33 45 57
10 22 34 46 58
11 23 35 47 59
12 24 36 48 60

Домашнее задание №1:Таблица

Что меня огорчает в моем ребенке Что меня радует в моем ребенке

Приложение 2

Приложение 3

«Очищение от тревог»

Мы иногда очень устаем, и тогда хочется отдохнуть...

Ложитесь удобнее, закройте глаза и постарайтесь представить себе необычное путешествие. Все о чем скажу...

Давайте собирать мешок. Положим в него все, что мешает: все обиды, слезы, ссоры, грусть, неудачи, разочарование... Завяжем его и отправимся в путь...

Мы вышли из дома, где вы живете, на широкую дорогу...

Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. О-ох! Как хочется отдохнуть! Давайте так и сделаем. Снимаем мешок и ложимся на землю. Глубоко вздохнем: вдох (задержать 3сек), выдох (задержать 3 сек) – повторить 3 раза. Дышится легко, ровно глубоко… Вы чувствуете, как пахнет земля? Свежий запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает всю усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью...

Надо идти дальше. Вставайте. Поднимите мешок, почувствуйте – он стал легче… Вы идете по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, поют птицы. Прислушайтесь к этим звукам… Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Вы наклоняетесь к нему, опускаете ладошки в воду и пьете с удовольствием эту чистую и прохладную воду. Чувствуете, как она растекается приятно по всему телу прохладой. Внутри приятно и свежо, вы ощущаете легкость во всем теле... Хорошо! Войдите в воду. Она приятно ласкает ноги, снимает напряжение и усталость. Вы прыгаете с камушка на камушек, вам легко и радостно, мешок совсем не мешает, он стал ещё легче... Разноцветные брызги разлетаются и блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело. Хорошо-о!

Вы легко перебрались на другой берег. Никакие препятствия не страшны!...

На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Перед вами печка, можно посушиться. Вы садитесь рядом с ней и рассматриваете яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает лицо, руки, тело, ноги,... Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть...

Посмотрите, ваш мешок опустел... Вы выходите из дома. Вы довольны и успокоены. Вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Легкий ветерок ласкает ваши волосы, лицо, тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким и невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок наполняет ваш мешок радостью, добром, любовью...

Все это богатство вы отнесете в свой дом и поделитесь со своими детьми, родными, друзьями. (Пауза не менее 30 сек)

Теперь можете открыть глаза и улыбнуться – вы дома и вас любят.

2 день

Материал : Аудиокассета «Топ-топ, хлоп-хлоп» Е. Железнова, косынка, по 7 разноцветных лепестков на каждую пару, основа для наклеивания и клей-карандаш, цветные карандаши, бумага, музыкальная мягкая игрушка «Цветик-семицветик»

  1. Знакомство участников по кругу: «Здравствуйте, меня зовут Лена, а тебя? »
  2. Музыкальное упр. «Ну-ка, все встали в круг» ауд. № 3 Упр. направлено на сплочение группы.
  3. Работа в д-р паре. «Ласковые слова» Взрослый обращаясь к ребенку говорит: «Сережа, ты …(3 ласковых слова)». Затем ребенок отвечает. Так по кругу все пары высказываются.
  4. Музыкальное упр. «Хлоп» ауд. № 5 Первый куплет каждый участник показывает на себе части тела по тексту песни, а второй куплет работа в д-р паре.
  5. «Угадай ребенка по лицу». Ведущий: родитель с закрытыми глазами по очереди ощупывает лица детей, стараясь угадать своего ребенка. Упражнение проводится молча.
  6. Упражнение «Семицветик» Лепестки от цветка разбросаны по комнате. Участники пары должны договориться, кто будет собирать лепестки, а кто наклеит их на основу.
  7. «Загадай желание». Загадывают желания: ребенок – 3, родитель – 3, а одно совместное. Обсуждение желаний.
  8. Совместное рисование «Волшебный цветок».

Родителю и ребенку выдается один лист бумаги на двоих и фломастеры, карандаши, краски, мелки. Инструкция: «Сейчас вы договоритесь, какой материал будете использовать при выполнении задания, и кто начнет первым рисовать. По моему сигналу начинает рисовать первый, другой молча наблюдает, стараясь понять замысел. По второму сигналу второй участник пары дорисовывает рисунок».

  1. Придумывание, какой волшебной силой обладает? Степень удовлетворенности совместной работой.
  2. Релаксация обнявшись: «Полет бабочки» (Приложение 4)
  3. Прощание: «Я даю тебе цветок, ты ведь лучший мой дружок…(цветок – «Я тебя люблю»)
  4. Общий круг: «Всем, Всем, до свидания!»

Домашнее задание: «Сочиняем сказку о своем ребенке»

Приложение 4

Релаксация «Полет бабочки»

Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь каждый пусть вообразит, что он – бабочка. Что у него красивые и большие крылья… Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз, вверх и вниз...

Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов... Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы даже чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно высадитесь на мягкую пахучую серединку цветка…рассматриваете его и цветы вокруг... Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза.

Расскажите о своих ощущениях.

3 день

Материал : музыкальный отрывок инструментальной музыки, пиктограммы (радость, обида, страх, злость, удивление, испуг), разрезная пиктограмма на каждую пару, клей-карандаш, листы бумаги, карандаши, муляж апельсина (мяч).

  1. Приветствие по кругу на невербальном уровне: дети и взрослые под музыку движутся по помещению, по сигналу «руки» – останавливаются и жмут друг другу руки, «носики» – трутся носами, «лобики» – трутся лбами. В завершении «круг» – встают в круг и произносят хором: «Руки вверх я подниму, здравствуйте, всем я вам скажу!»
  2. «Цвет твоего настроения» Закройте глаза и представьте цвет своего настроения. Цвет своего (ребенка) соседа. Сосед подтверждает или опровергает предположение. Действие по часовой стрелке.
  3. «Без слов» – аналогия игры «Что мы видели не скажем, а что делали покажем». Сначала две команды: дети и родители, а затем д-р пара.
  4. Путешествие в Радужный город: знакомство с пиктограммами. И/У «Какая(какой), я? » по кругу.
  5. «Собери пиктограмму» Каждая д-р пара получает пиктограмму разрезанную на части и изображает, а другие участники должны угадать. Обсуждение «Когда я или мой ребенок бывает такой?»
  6. Параллельная работа: дети рисуют «О чем я мечтаю», а родители выполняют упражнение: «Пойми меня, мама». (Приложение 5) Разрезанная таблица и её необходимо восстановить, соотнося слова и чувства. По завершении работы взрослые озвучивают мечту ребенка по его рисунку
  7. И/у «Апельсин» Участники по кругу без помощи рук передают апельсин.
  8. Музыкальное упр. «Соседи» ауд. № 23
  9. И/ у «Комплимент»
  10. Общий круг «Всем, всем до свидания!»

Домашнее задание № 3: совместно с ребенком вспомнить любимую игру, на следующем занятии рассказать и приготовить атрибуты для игры.

Приложение 5

«Пойми меня»

Ребенок говорит Ребенок чувствует
Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора! Гордость. Удовлетворение.
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. Скука, поставлен в тупик.
Все дети играют, а мне не с кем. Одиночество, покинутость.
Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам. Уверенность, самостоятельность.
Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. Боль, злость, чувство не любви.
У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? Разочарование, желание бросить.
Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. Одобрение, благодарность, радость.

4 день

Материал : косынка, свеча, подарки участникам (мягкие сердечки), ручки на каждого взрослого.

  1. Приветствие: «Здравствуй, добрый человек!» направо, налево, в центр круга.
  2. И/у «Угадай, родителя по руке».Ребенку по очереди подают руки, а он должен угадать руку своей мамы или папы.
  3. И/у «Хвасталки». Каждый ребенок должен похвастаться про свою маму, рассказать всем о ней.
  4. Представление домашних игр.
  5. «Соломинка на ветру». Все взрослые встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка»из детей. Она встает в круг с завязанными глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад» Участники осторожно передают «соломинку» по кругу.
  6. Чтение сказок родителей для детей
  7. Сказка ведущего «О нежных Теплышках» (К. Штайнер)
  8. Прощание при свече: « Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью Д-р пара «я тебя люблю», пожелания участникам. А теперь мысленно поблагодарим, друг друга за работу, вздохнем и дружно погасим свечу.
  9. Подарки и чай для участников.
  10. «Продолжи предложение» (отзыв о работе в тренинге).

От работы в тренинге я приобрел(а) ___________
Мне понравилось ___________
Мне не понравилось ___________
Хотели бы вы еще участвовать в тренингах ___________
Ваши пожелания ведущему ___________

Литература:

  1. Железнова Е. «Топ-топ, хлоп-хлоп»: подвижные игры (для занятий в д-р группах), М., 2006г. Аудиозапись.
  2. Косякова О.О. «Логопсихология», Р-на-Д., «Феникс», 2007г
  3. Кряжева Н. Л. «Радуемся вместе»: развитие эмоционального мира детей, серия: «Практикум», Екатеринбург, 2006г.
  4. Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»: цели, задачи и основные принципы, С.-П., 2005г.
  5. Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии»: сборник сказок, игр и терапевтических программ, С.-П.,2005г.
  6. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду», серия: «Сердце отдаю детям», Р-на-Д.,2005 г.
  7. Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры». Серия: «Арт-терапия», С.-П.,2004г.

Данная система занятий прошла апробацию в течении двух лет. Занятия проводились как с родителями, детьми массового детского сада, так и с родителями и детьми детского сада компенсирующего вида. По завершении тренинговых занятий 100% родителей высказали желание дальнейшего участия в подобных совместных занятиях. Работа в первый день позволила провести диагностику и самодиагностику проблем семейного воспитания и взаимодействия внутри семьи. Использование образного авторского представления типов воспитания помогает родителям понять и осуществить анализ позитивных и негативных сторон педагогических воздействий родителей. Понять, почему их ребенок испытывает трудности адаптации, социализации в детском саду.

Из отзывов участников 2007г.:

Елена З., 35л. «Познакомилась с методами воспитания, переосмыслила мое отношение к ребенку»

Светлана К., 30л. «Поняла, что у всех есть те или иные проблемы с ребенком, а не только у меня и от этого легче. Очень интересно было рассматривать картины и сразу все стало понятно»

Вызывает эмоциональный отклик представление «Моя семья в образе кругов», но не сама процедура изображения, а последующее обсуждение другими участниками: дистанции общения, близости, доминирование, размытость представления семьи...

Совместные занятия с детьми и особенно в первый день позволяют увидеть какую позицию в общении с ребенком занимают родители (упр. «Семицветик», «Загадай желание», «Волшебный цветок») в 80% случаев дети доминируют. Обсуждая этот факт многие родители испытывают: шок, разочарование в себе, осознают собственную несостоятельность и потерянность. 100% участников-взрослых затрудняются в выполнении упражнений по типу «Банк поглаживаний»: «Хвасталки», «Расскажи о себе и ребенке», «Комплемент». У детей данный процент значительно ниже 45%, это объясняется опытом участия в коммуникативных играх на занятиях психолога, во время часа круга, меньшей подверженности детей различным условностям. Третий день позволяет на невербальном уровне установить контакт, учиться понимать эмоциональное состояние другого по мимике, жестам, выразительным движениям и активизировать внутреннего ребенка взрослого. Все группы взрослых испытывают значительные трудности при соотнесении слов и чувств, а значит и в понимании своего ребенка, другого близкого человека. Именно после прохождения этого дня у участников появляется общность «Мы».

Участник 2008г.: Дмитрий Н., 34г. «Понравилось, что сегодня в тренинге не только я и ребенок понимаем, друг друга, но и дети и родители сильно сближаются»

Поэтому именно этот день завершается комплиментами по круг и муз. упражнением «Соседи»: соседей можно потолкать, соседей можно щекотать, соседей можно обнимать.

Говорить и описывать состояние детей нет смысла, глаза их светятся от радости, возможности общаться и играть с любимыми людьми.

Завершение работы в четвертый день: получение тактильных ощущений, ещё раз проработка «Банка поглаживаний», получение уверенности и поддержки от взрослых, сильных людей. Представление домашних заданий: чтение сказок для детей и о детях и игр. У 70% участников выполнение домашнего задания вызвало сопротивление (некогда; не умею сочинять сказки и никогда этого не делал; мы не играем, а только гуляем; он бегает, а я смотрю; а вдруг что-то сделаю не так, ...) и у 25% этот факт отмечен в опроснике, как, то что не понравилось. Это может свидетельствовать о том, что родители уже готовы участвовать в различных мероприятиях и быть ведомыми, но не готовы ещё сегодня к активной проработке своих проблем.

Безусловно, какой бы результат не был получен, это повод для дальнейшего анализа и работы. В выигрыше оказались все: дети, получив время для общения и игры с родителями, родители: «получила знания, навык как в сложной ситуации понять ребенка и разобрать проблему вместе с ним», психолог: возможность осуществить рефлексию собственной деятельности и повысить свое профессиональное мастерство.


17.03.2010
Катерина
Я учусь в педагогическом университете,будущая профессия - психолог.Планы таких тренингов для меня - настоящая находка
21.03.2010
Спасибо большое за конспект тренинга. Нужно было провести родительское собрание в необычной форме. Этот конспект очень подходит.
20.08.2010
Светлана.
Я задумала открыть психологический кружок для мл.классов.Проблема с нехваткой литературы и средств для неё отпала благодаря вашему сайту.Спасибо огромное!!!Безусловно, такого рода тренинги приносят много пользы. Пусть наш мир будет добрее и светлее,а мы будем помогать этому!
21.02.2017
Е. Рашкина
Благодарю за отзывы. Рада, что мой опыт Вам полезен. Автор методики - Т. В. Румянцева. Тест «Круги взаимоотношений», работаем по аналогии.
13.08.2018

Практическое занятие направлено на гармоничное взаимодействие родителей со своими детьми.

Цель практического занятия:

Повысить осведомленность родителей по особенностям воспитания детей дошкольного возраста ;

Расширить представления родителей об общении с ребенком; познакомить со стилями общения в семье;

Способствовать установлению и развитию отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству между родителями и ребенком.

Материал: плакат «Правила работы в группе», плакат «Ожидания», плакат «Душа ребенок», листы А4, ручки, стикеры – перышки, бантики, информационные буклеты для родителей «Пять путей к сердцу ребенка, видеоролик.

Практическое занятие-практикум психолога с родителями

1.Вступительное слово

Семья – это важнейший фактор долголетия и здоровой жизни. Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя – отец и мать. Семья дает ребенку первые представления о добре и зле, формирует представления о нормах поведения в обществе. Ребенок, наблюдая за отношениями отца и матери в повседневной жизни, усваивает определенный тип отношений между мужчиной и женщиной. Именно эта модель будет определять дальнейшее поведение ребенка в социуме.

Наша сегодняшняя встреча посвящена такой теме как: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения».

I . Знакомство с участниками

2. Упражнение «Знакомство»

Цель: способствовать установлению дружеской атмосферы в группе; настроить родителей на диалог; вызвать у них положительные мнения об их детях; снять эмоциональное напряжение.

Ход упражнения. Психолог. Для эффективной работы я предлагаю Вам, чтобы каждый из родителей назвал свое имя, имена и возраст своих детей. Каждый участник должен закончить одно из следующих предложений.

1. Два слова, которыми можно описать моего ребенка – ...

2. Если бы мой ребенок был звуком, он звучал бы, как -...

3. Больше всего мне в моем ребенке нравится – ...

4. Мой ребенок заставляет меня смеяться, когда – ...

Участник, который имеет более чем одного ребенка, может применять по одному предложению, говоря о каждом из них. Окончание предложения может быть забавным. Каждое предложение построено так, чтобы высказывание было положительным. Это веселое упражнение. Родители говорят, то, что приходит им в голову, ведь никто ничего не записывает.

3. Ожидания участников. Упражнение «Аист»

Перед началом занятия психолог прикрепляет к доске рисунок с изображением аиста, который несет в клюве младенца. Каждый участник получает бумажные перышко, на котором ему предлагается написать свои ожидания от тренинга.

После того как все участники записали свои ожидания, они по очереди подходят к аисту, зачитывают свои надежды и приклеивают перышки на его крылья.

4. Обсуждение правил группы

Цель: направить участников на соблюдение правил группы.

Ход упражнения. Правила крайне необходимы для создания такой обстановки, чтобы каждый участник мог откровенно высказываться и выражать свои чувства и взгляды. Итак, я предлагаю Вам, уважаемые родители, следующие правила:

1. Картинка «Волчок» – быть активным.

2. Картинка «Ухо» – слушать и слышать каждого.

3. Картинка «Человечки с мыслями» – говорить по очереди.

4. Картинка «Два смайлика берутся за руки» – ценим толерантность, точность, вежливость.

5. Картинка «Круглый стол» – мир вокруг нас бурлит, а мы «здесь и теперь» – учимся.

6. Картинка «Часы» – это время. Используем его для себя наиболее эффективно.

Психолог. Возможно, будут дополнения? Согласны ли Вы и принимаете эти правила?

II. Основная часть

Психолог. Сегодня мы будем обсуждать секреты эффективного общения родителей с детьми . И прежде чем перейти к основному содержанию занятия, отмечу три важных момента, которые стоит помнить.

Во-первых, идеальных родителей не бывает. Родители не боги, а живые люди со своими слабостями, настроениями, интересами. Во-вторых, какой бы выдающийся психолог и педагог не работал с нами, положительные изменения наступят лишь тогда, когда мы начнем действовать, использовать теорию на практике. В-третьих, наше занятие не случайно так называется, ведь без творческого подхода и чувства сердцем общение с детьми будет не эффективным.

Уважаемые родители! Какие ассоциации у вас вызывает слово «семья»?

Какую роль, функцию выполняет семья для ребенка?

5. Упражнение «Живой дом»

Цель: диагностировать субъективное восприятие психологического пространства семейных отношений.

Перед участниками лежит лист бумаги. Нужно написать в колонку имена 7-8 человек, которые влияют на их жизнь, рядом нарисовать дом, у которого обязательно должны быть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, дверь, дымоход, порог, и предоставить каждой части дома имя конкретного человека. Затем происходит интерпретация результатов.

Фундамент – положительное значение: основная материальная и духовная опора семьи, тот на ком все держится; отрицательное значение: человек, на которого все давят.

Стены – человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно.

Окна – будущее, люди от которых родина ждет, на кого возлагает надежды (в норме – дети).

Крыша – человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создает ощущение безопасности.

Чердак – символизирует секретные отношения, а также желание автора иметь с этим человеком более доверчивые отношения.

Двери – информационный портал, тот кто учил строить отношения с миром.

Выводы. Методика дает возможность за короткое время определить роль автора рисунка с каждого члена семьи.

6. Упражнение «Душа ребенка»

Психолог. Эта чаша – душа ребенка. Какой бы Вы хотели видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы наделить своего ребенка?

Задача: родители на «сердцах» должны написать качества, которыми бы хотели наделить своего ребенка, затем кладут их в чашу.

Психолог. Посмотрите, какую красочную, многогранную душу мы хотим видеть в ребенке.

Рефлексия. Какие ощущения у вас вызвало это упражнение?

7. Упражнение «Один день из жизни Маши»

Во время зачитывания рассказа «Один день из жизни Маши» (на стенде - первый плакат с изображением девочки) ведущий отрывает горизонтальные полоски от плаката с изображением девочки. (Для удобства лучше сделать незаметные надрезы с обеих сторон плаката.) После окончания рассказа от плаката остаются только рваные куски бумаги.

Выдерживается пауза для эмоционального переживания содержания произведения. А после нее - активное обсуждение:

Является ли достоверным этот рассказ?

Бывают ли такие ситуации в жизни вашего ребенка?

class="eliadunit">

Задумывались ли вы над тем, что чувствует ваш ребенок в таких ситуациях?

Что можно было сделать всем героям повествования, чтобы с Машиной душой не произошло того, что произошло с плакатом? (При этом вывесить второй цельный плакат.)

Один день из жизни Маши

Сегодня Маша проснулась от звонка будильника. Сначала так хотелось еще немного поспать, но потом она вспомнила вчерашний день: и удачный рисунок на занятии, и похвалу няни, и Олины красные сапожки, и новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник... И главное – то, что она так и не дождалась маму с работы, ведь мама так много работает... К тому же вчера маме выдали зарплату, и она со своей бывшей школьной подругой отметила это в кафе.

Утром мама была не в настроении, очень хотелось спать, да и прическа почему-то не выходила.

Ляп, ляп, ляп - раздались легкие детские шаги в коридоре. «Сейчас я все-все расскажу маме! И о похвале воспитателя, и о Олиных красных сапожках, и про новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник... Пусть мама послушает, вот она обрадуется!» - с сияющей улыбкой бежала Маша к кухне, где мама делала уже завтрак.

Маша! Сколько раз говорить, не ходи босиком по квартире! Неужели нельзя надеть тапки?! - строго прозвучал мамин голос. (Оторвать полоску снизу плаката.)

Маша послушно вернулась в комнату и надела тапочки. «Вот и хорошо, сейчас все расскажу», - подумала она и быстренько побежала к кухне.

Мама, мама, ты знаешь, вчера... - начала Маша.

Маша, ты уже умылась? - снова строго спросила мама. (Оторвать еще полоску плаката.)

Маша молча направилась в ванную. «Ну, ничего, быстренько умоюсь и сразу расскажу маме про все свои новости», - подумала девочка, не теряя надежды.

Мама, вчера на занятии в детском саду.., - не очень радостно начала свой рассказ Маша, - когда Лариса Николаевна разглядывала мой рисунок...

Маша, ну что там опять, неужели у тебя могут быть проблемы с рисованием? Ты же дома рисуешь все время! (Оторвать еще полоску плаката.)

Я... Я... нарисовала, - почему-то еще грустнее сказала Маша. Уже никто не вспоминал об Олиных новых красных сапожках, о стишках, что поручила изучить воспитательница...

Маша! Ты уже готова? Почему ты всегда возишься? Сколько можно ждать?! Уже время выходить из дома! (Оторвать следующую полоску плаката.)

Да, мамочка, я уже иду, - сказала отрывистым голосом Маша и вовсе грустно поплелась за мамой.

Ночью прошел дождь, и на асфальте появились лужи - и круглые, и овальные, и такие, что похожи на волшебные облачка... «Мама, смотри, какая красивая лужа!» - радостно вскрикнула маме в спину Маша. Мама, торопясь, огляделась и произнесла: «Вон уже видно детский сад. Беги сама, а то я на работу опоздаю с твоими лужами». (Оторвать следующую полоску плаката.)

У ворот детсада Маша встретилась с Олей, которая перепрыгивала через небольшие лужи, держась за руку своей мамы. Олины красные сапожки так красиво сверкали на солнце! «Может, вечером расскажу о них маме?» - подумала Маша.

Оля, радостно улыбаясь, подбежала к Маше и начала рассказывать, как она вчера вместе с папой и мамой ходила в парк угощать белочек орешками. Маша сразу вспомнила свой вчерашний вечер: как она ждала маму, как папа молча сидел у окна, а она с бабушкой Ниной, которая пришла в гости, учила стишок...

«Стишок! Его обязательно нужно рассказать Ларисе Николаевне!» - вспомнила Маша. Девочка очень обрадовалась, когда увидела свою воспитательницу в группе:

Лариса Николаевна! - громко крикнула Маша и подбежала к ней.

Маша, а где твои папа или мама? Почему ты снова пришла сама? Дети не должны ходить одни в детский сад! Я же говорила твоим родителям об этом. (Оторвать следующую полоску плаката.)

Маша понуро разделась и пошла в группу. А потом - завтрак, занятия, прогулка... До стишков так дело и не дошло. Маша решила подойти к воспитательнице после обеда. Но, садясь к столу, Маша снова вспомнила про маму - блюда девочке показались невкусными, обед казался длинным, почти все дети пошли в спальную комнату укладываться спать, а Маше еще надо кушать и кушать. (Оторвать следующую полоску плаката.)

После тихого часа Машина группа пошла на занятия танцевального кружка, но движения у девочки не получались. Руководитель кружка спросила: «Маша, что с тобой? Я тебя сегодня не узнаю». Маше стало стыдно, но она ничего не могла сделать с собой... (Оторвать следующую полоску плаката.) Из детсада Машу забирал папа. Она спросила у него про маму, и он сердито буркнул: «На работе твоя мама! Собирайся быстрее, некогда мне... (Оторвать следующую полоску плаката.)

Дома папа с бутылкой пива сел у телевизора и начал смотреть какое-то непонятное кино про чудовищ, от которого Маше стало очень страшно. Она побежала в свою комнату и тихонько села в уголок за дверью.

(Оторвать следующую полоску плаката.)

Поздно вечером, когда Маша готовилась ко сну, пришла с работы мама. Она была в хорошем настроении, ведь начальник похвалил ее за хорошую работу.

Маша слышала, как мама на кухне рассказывала об этом папе. Папа был доволен. Маша и хотела выбежать к маме, но потом подумала, что маме опять будет некогда... Мама сама зашла к Маше в комнату:

Машуня! Я так соскучилась за тобой! Ну, рассказывай про свой рисунок, о своем стишке. Что нового сегодня?

Но Маше уже не хотелось ни о чем рассказывать, она лежала в постели, свернувшись в комочек, и тихонько плакала. Почему? Она сама этого не понимала...

8. Упражнение «Стили родительского воспитания»

Психолог. Уважаемые родители, сейчас мы с Вами попытаемся отразить с помощью пантомимики и жестов один из стилей родительского воспитания .

II – либеральный;

III – демократический.

Остальные участники должны определить, какой из стилей был продемонстрирован. На помощь участникам даются подсказки – краткие характеристики каждого из стилей.

Обсуждение:

– Какой из стилей, на ваш взгляд, является наиболее эффективным для воспитания?

– Какие результаты, по вашему мнению, можно ожидать от каждого из них?

– Какой из стилей наиболее близок лично вам?

9. Упражнение «Я люблю своего ребенка»

Психолог. А сейчас закройте глаза, представьте своего ребенка и решите для себя: «Я буду любить своего ребенка, даже если он не лучший и звезд с неба не срывает. Я буду любить его, даже если он не оправдает моих надежд. Я буду любить его, какой бы он не был, как бы не поступил. Это не означает, что любой поступок я одобрю. Это значит, что я люблю ее, даже если ее поведение должно быть лучше. Я люблю просто потому, что это мой сын или дочь».

Откройте глаза.

Обсуждение:

Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?

Итог: любовь к ребенку еще не навредила ни одному из них. Любви не может быть много. Помните: какими бы не были отношения в ваших семьях, они могут стать лучше.

10. Информационные буклеты для родителей «Пять путей к сердцу ребенка»

Психолог: Уважаемые родители! Дети по-разному чувствуют любовь, но она нужна каждому малышу. Есть 5 основных способов, которыми родители показывают свою любовь к ребенку (психолог раздает рекомендации):

Прикосновение;

Слова поощрения;

Время;

Помощь;

Подарки.

Поэтому дарите своим детям любовь и подарки, а моим подарком для вас станет просмотр видеоролика «Притча о любви».

11. Упражнение «Осуществление ожиданий»

Цель: определить, оправдались ли ожидания участников.

Уважаемые родители, обратите внимание на лист ожиданий с изображением аиста, с которыми вы работали в начале тренинга и определится, насколько оправдались ожидания каждого. (Высказывания)

Аист несет в клюве младенца. Младенец ассоциируется с новой жизнью, чем-то удивительным, светлым, обязательно счастливым. Поэтому предлагаю вам написать на бантиках пожелания себе или группе и прикрепить их на изображение одеяла, в которое завернут младенец.

Цель: Создать ситуацию знакомства, эффективного межличностного общения между родителями.

Развивать навыки коллективного взаимодействия, умение анализировать и планировать деятельность в команде.

Оборудование: цветные стикеры, цветные карандаши, воздушные шарики, магнитофон, бумага формата А4 (или ватман), мешочек с задачами, фото детей и родителей.

Ход тренинга психолога детского сада для родителей:

Добрый день уважаемые родители, педагоги! Мы рады вас приветствовать в нашей первой младшей группе. Цель сегодняшнего нашего тренинга – познакомиться друг с другом и сплотиться. Ведь на протяжении всего обучения, воспитания и развития наших детей мы будем шагать вместе с вами бок о бок.

Для начала обсудим правила взаимодействия в группе, которых будем придерживаться во время тренинга.

Затем участники обсуждают и принимают такие основные правила:

1. Правило активности.

2. Правило контроля времени.

3. Каждый высказывает свое мнение, не перебивая других.

Мне очень интересно чего вы ожидаете от нашей встречи.

Упражнение «Аист»

Перед началом тренинга на стене прикрепляется большой рисунок с изображением аиста, который несет в клюве младенца. Каждый участник получает бумажное перышко, на которой ему предлагается написать свои ожидания от тренинга.

После того, как все участники записали свои ожидания, они по очереди подходят к аисту, зачитывают свои ожидания и скотчем приклеивают перышки на его крылья.

Теперь уместно познакомиться.

Упражнение на знакомство

Каждый участник по кругу называет свое имя и на первый звук черту своего характера.

А во время этого упражнения предлагаю вам больше узнать друг о друге.

Упражнение «Передай мешочек»

Цель: стимулировать внимание участников тренинга, активизировать их творческие способности, помочь родителям лучше узнать друг друга.

Перед тем как начать нашу работу, давайте настроимся на совместную деятельность. Предлагаю вам мешочек, в котором написаны задания. Мешочек передаем по кругу под музыкальное сопровождение. Когда музыка стихнет, тот, у кого мешочек, достает, читает задание и выполняет его. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все задания.

Задачи:

Поете ли вы колыбельные вашему ребенку?

Какие сказки перед сном читаете своему ребенку?

Назовите любимое блюдо вашего ребенка.

Какую музыку вы слушаете?

Спойте свою любимую песню.

Какая пора года больше всего нравится вам?

Кем вы работаете и где?

Кем бы хотели стать в детстве и исполнилась ли ваша мечта?

Чем занимаетесь в свободное время?

В какие игры любит играть ваш ребенок?

Вспомните приятные воспоминания из вашего детства.

Раскройте тайну своего любимого хобби.

Как вы проводите время вместе со своим ребенком?

Есть ли у вас семейные традиции, какие?

Вот мы с вами и познакомились. Поэтому время перейти к основной части нашей встречи.

Упражнение «Детское фото»

Участники объединяются в две группы - родители девочек и родители мальчиков. Для каждой группы раздаются фото детей, а фото родителей прикрепляем на мольберт. Родители должны найти пары «мать - ребенок».

Похожи ли на вас ваши дети? Чем именно? (ответы родителей). Прежде чем вести ребенка в детский сад, вы, наверное, рассказывали ему разные истории из собственного опыта посещения садика. Озвучьте несколько своих приятных воспоминаний о детском саде. (по желанию родителей).

class="eliadunit">

Пора уже поговорить и о наших детях. Как вы видите счастливыми ваших малышей. Далее родители по цветным звездам, или по временам года делятся на 3-4 группы.

Помните! Общение с ребенком – это путь к его познанию.

Каждый ребенок - это единственная и неповторимая личность. Для того чтобы он был счастливым и здоровым, нужно создать условия для сохранения его душевного комфорта.

Упражнение «Счастливый малыш»

На листе ватмана родителям предлагается создать образ счастливого малыша и презентовать свои рисунки, каждая группа отдельно.

Обсуждение рисунков.

Теперь предлагаю немного отдохнуть и снять напряжение.

Упражнение на снятие напряжения «Воздушный шарик»

Участникам тренинга выдаются воздушные шарики. Предлагаются вопросы, в которых указаны ситуации, когда возникает раздражение у родителей во время общения с ребенком. Если указанный пример имеет место, участник вдыхает воздух в шарик.

Сейчас мы проведем упражнение «Воздушный шарик». Я буду называть ситуации, в которых возможно возникновение раздражения у взрослых.

Если названная ситуация имеет место в вашем общении с ребенком, вдыхаете воздух в шарик и крепко держите, чтобы не выходил воздух.

Ситуации

Хотите позвонить, но ребенок постоянно вас отвлекает.

Когда ребенок без удержу вас что-то просит.

С кем-то разговариваете, а ребенок постоянно вмешивается в вашу беседу.

Общаетесь с ребенком и не чувствуете в ответ адекватной реакции.

Разговариваете с ребенком, а он начинает у вас что-то требовать, переходя на крик.

Или вас раздражают детские просьбы.

После того, как шарики наполнились воздухом, участникам предлагается высказать мнения, относительно того, как преодолеть раздражение в общении с собственным ребенком. По мере поступлений предложений по преодолению раздражения участники выпускают воздух из шарика, тем самым условно уничтожая раздражение и стресс.

Наш тренинг завершается. Оправдались ли ваши ожидания?

Определение осуществления ожиданий участников собрания.

- «Новая жизнь... От него мы ждем чего-то удивительного и светлого, обязательно счастливого. Наш аист несет в клюве младенца – каждого из нас – по пути новых знаний и открытий. Что же пожелать этому ребенку?»

И теперь я бы хотела услышать, осуществились ли ваши ожидания. Если ваши ожидания от тренинга сбылись, вы берете бантик и, высказывая пожелания детям, прикрепляете его к одеялу младенца, которого несет аист.

У меня здесь есть дерево желаний. Сейчас вы каждый напишите на листочке свое желание. Чему бы вы хотели, чтобы ваш ребенок научился за этот год и прикрепите к дереву.

Вы, наверное, обратили внимание на то, что дерево наше осеннее и листочки эти выпадут, так как у детей еще нет этих знаний, умений и навыков. А к весне наше дерево должно распуститься. И мы с вами должны приложить усилия, чтобы дети получили эти знания.

Есть такая замечательная притча о воспитании ребенка:

Мать спросила мудреца, когда лучше начинать воспитание ребенка.

Сколько ему лет? - спросил мудрец.

Пять.

Пять лет! Беги скорее домой! Ты уже на пять лет опоздала.

Запомните для себя: НИ ОДИН, ДАЖЕ САМЫЙ ХОРОШИЙ ПЕДАГОГ НЕ ЗАМЕНИТ РЕБЕНКУ МАТЕРИ И ОТЦА.

Спасибо каждому из вас за активное участие в тренинге, за вашу открытость и стремление узнавать что-то новое. Теперь вы - дружная команда. Желаю вам всегда понимать ваших детей, а малышам - интересной учебы в стенах нашего заведения. До свидания!!! До новых встреч!!!

Советы психолога

по созданию эмоционального комфорта для развития и воспитания детей раннего возраста .

Памятка для родителей

1. Обращайтесь к ребенку ласково по имени. Пусть в ваших словах звучит любовь к ней.

2. Интересуйтесь желаниями ребенка. Старайтесь разумно и полезно удовлетворять их.

3. Сделайте детство ваших детей спокойным, защищенным, радостным, полным приятных впечатлений.

4. Тактично решайте конфликты с ребенком.

Самое важное – любите его! Дети по – разному чувствуют любовь, но каждый ребенок в ней нуждается.

Задачи игрового тренинга: познакомить родителей с особенностями развития творческих способностей ребёнка, с использованием сказки для развития детского творчества; способствовать активизации творческого потенциала родителей; создать условия для раскрепощения интеллектуальных, коммуникативных ресурсов родителей, общения в интерактивном режиме.

Материал: листы бумаги, ватман, ручки, фломастеры, набор цветных кружков, маркеры, воздушный шарик, рисунки с изображением сказочных персонажей с различными эмоциями, памятка «Как развивать в ребёнке творческое начало».

Ход проведения игрового тренинга

Участники тренинга рассаживаются в кругу.

Приветствие. Упражнение «Знакомство».

Цель: создание благоприятной атмосферы для общения.

Родителям предлагается маркером написать на листе бумаги по три определения своей семьи, своего ребёнка и его самые любимые сказки. Затем участники представляют написанное.

Мини-информация «Использование сказок для развития творческих способностей у детей».

Цель:

Ведущий (В.). Сказки - это, наверное, один из самых лучших моментов детства, которые мы стараемся взять во взрослую жизнь. Сколько существует человечество, столько малыши всех времён, культур и народов с абсолютно одинаковым восторгом слушают сказки, которые рассказывают им взрослые. И сами взрослые испытывают при этом ничуть не меньший восторг, видя горящие глаза своих детей и возвращаясь в детство. Волшебный язык сказки позволяет независимо от возраста говорить на одном языке, пробуждает веру в то, что нам всё по плечу, что любую проблему можно решить, стоит только захотеть. О скольких важных вещах сказка даёт возможность рассказать детям, даже самым маленьким! Этот кладезь народной мудрости преподносится легко, понятно и весело. В сказках таится громадный ресурс для воспитания и развития малышей, и любому родителю вполне по силам воспользоваться им.

Читают или рассказывают сказки своим детям, наверное, все родители. Вы пробовали когда-нибудь сочинять волшебные истории сами или вместе со своим малышом? Это уже особое действие, которое помогает развивать фантазию и воображение, всё то, что потом сможет стать основой творческих способностей. Кроме того, мы можем помочь ребёнку разрешить определённые трудности, найти выход из сложных ситуаций и, самое главное, получаем дополнительную возможность для интересного общения. Ведь сочинять сказки необязательно в диаде «мама - ребёнок», вполне могут включиться и папа, и бабушка с дедушкой. Сочинять всем вместе - что может быть забавнее и важнее? Никакие нравоучения и педагогические изыски не способны заменить живое творчество.

Разделение на группы.

Цель: создание благоприятных условий для общения и взаимодействия.

Участникам раздаются напечатанные отрывки из сказок. Необходимо узнать сказку и найти членов своей группы.

Работа в группах.

Цель: знакомство с вариантами творческой деятельности по сочинению сказок с ребёнком.

  • Сочинение сказки по набору цветных кружочков.

Участникам предлагается набор из цветных кружков, каждый из которых - символ, обозначающий сказочного героя (одушевлённый или неодушевлённый). Количество кружков должно соответствовать количеству героев придуманной сказки.

  • Сочинение сказок по цепочке.

Ведущий начинает сказку, участники продолжают сюжет по цепочке.


Упражнение «Не урони воздушный шар».

Цель: создание позитивного настроения при взаимодействии друг с другом.

Участники передают друг другу по кругу воздушный шарик, не касаясь его пальцами и ладонями рук.

Упражнение «Объясни настроение».

Цель: определение эмоционального состояния сказочного героя.

Каждому предлагается рисунок с изображением сказочного персонажа с определённым настроением. Нужно придумать и назвать ситуацию, которая могла вызвать данную эмоцию. Приветствуются оригинальные шуточные ответы.

Упражнение «Как развивать в ребёнке творческое начало ».

Цель: повышение педагогической компетентности родителей.

Участники определяют условия развития творческих способностей детей, обсуждают условия в парах и записывают на ватмане. Ведущий предлагает каждому участнику памятку.

Памятка

Для того чтобы творческое развитие ребёнка было успешным, необходимо помнить простые правила.

Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком; интересоваться его проблемами, вникать во все возникающие сложности и помогать развивать умения и таланты; воспринимать вопросы и высказывания всерьёз.

Уважать право ребёнка на собственное мнение и относиться к нему как к равноправному партнёру, который пока обладает меньшим жизненным опытом; включать в совместное обсуждение общих семейных дел.

Предоставлять ребёнку жизненное пространство: с вниманием относиться к его потребностям, приобретать книги, игры и другие нужные вещи для любимых занятий; не запрещать играть с бросовым материалом (коробками, нитками, лоскутками и т.д.) - это стимулирует воображение; найти место, где ребёнок смог бы показывать свои поделки и достижения; не ругать за беспорядок на столе, если он ещё не закончил занятие (однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания).

Приучать ребёнка мыслить и действовать самостоятельно; поощрять в нём максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним.

Помогать строить собственные планы и давать ребёнку возможность самостоятельно принимать решения и быть ответственным за них.

Побуждать ребёнка придумывать истории и фантазировать, делая это вместе с ним, брать в поездки по интересным местам.

Не сравнивать своего ребёнка с другими, указывая при этом на его недостатки.

Развивать в ребёнке позитивное восприятие мира, хвалить за конкретные поступки и успехи и делать это искренне.

Рефлексия «Заверши фразу».

Цель: оценка эффективности состоявшегося взаимодействия.

Каждому участнику предлагается продолжить одну из фраз:

  • На тренинге мне особенно понравилось…
  • Во время тренинга я приобрел(а)…
  • Тренинг заставил меня задуматься о…
  • Чтобы развивались творческие способности моего ребёнка, я могу…

Литература:

1.Гуз, А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / А.А. Гуз. - 2-е изд. - Мозырь: Белый Ветер, 2008.

2.Носова, Е.А. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей: пасобие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Е.А. Носова, Т.Ю. Швецова. - Минск: НИО, 2008.

3.Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста / Л.Б. Фесюкова. - М.: Фолио, АСТ, 2000.

Игровой тренинг для родителей подготовила В. Дробышевская