Для того чтобы воспитать личность каждый думающий родитель выбирает свою методику. Одни предпочитают во всем «потакать» маленькому чаду, другие - наоборот избирают «ежовые рукавицы». Что из этого правильно и чье семейное воспитание принесет большие плоды - покажет время. Сегодня мы расскажем вам о тибетском методе воспитания детей. Для нас, европейцев, страны Востока кажутся чем-то загадочным и манящим, а восточные люди всегда ассоциируются с выдержкой и мудростью. На Тибете, где основой вероисповедания лежит буддизм, воспитание детей разительно отличается от того, какие подходы пользуем мы.
Основой тибетского воспитания детей является неприемлемость унижения и телесных наказаний. Ведь единственной причиной, по которой взрослые бьют детей, это то, что дети не могут дать им сдачи. Тибетский метод воспитания детей делит весь период детства и взросления на «пятилетки».
Первая пятилетка: от рождения до пяти
С появлением на свет малыш попадает в сказку. Подход в воспитании до 5-ти лет можно сравнить с воспитанием детей в Японии. Детям разрешено все: их никто ни за что не ругает, не наказывает, детям ничего не запрещено. Согласно тибетскому воспитанию в этот период у детей закладывается интерес к жизни и любознательность. Малыш еще не способен выстраивать длинные логические цепи и понимать, что может являться следствием того или иного поступка. Например, малыш до 5-ти лет не сможет понять, что для покупки какой-то вещи нужно зарабатывать деньги. Если же малыш хочет сделать что-то рискованное или ведет себя неподобающе, его рекомендуют отвлекать, или же сделать испуганное лицо, чтобы малыш понял, что это опасно.
Вторая пятилетка: от 5-ти до 10 лет
Отпраздновав свой пятый день рождения, ребенок из сказки перемещается прямиком в рабство. Именно в этот период тибетское воспитание советует обращаться с ребенком, как с «рабом», ставя перед ним задачи и требуя их беспрекословного выполнения. В этом возрасте у детей стремительно развиваются интеллектуальные способности и мышление, поэтому их как можно сильнее следует нагружать. Хорошо занимать детей музыкой, танцами, рисованием, привлекать к физической работе по дому, просить оказывать посильную помощь родителям в выполнении ежедневных дел. Главной задачей этого периода считается - научить ребенка понимать окружающих, прогнозировать реакцию людей на его поступки и вызывать положительное отношение к себе. Наказывать ребенка можно, только не физически, «сюсюкать» и проявлять жалость категорически запрещено, чтобы не развить инфантилизм.
Третья пятилетка: от 10 до 15 лет
По достижению ребенком 10-летнего возраста с ним нужно начинать общаться «на равных», то есть больше советоваться по всем вопросам, обсуждать любые действия, поступки. Если вы хотите навязать подростку какую-то свою идею, то следует делать это методом «бархатных перчаток»: подсказками, советами, но ни в коем случае не навязыванием. В этот период очень бурно развивается самостоятельность и независимость мышления. Если вам что-то не нравится в поведении или поступках ребенка, то старайтесь указывать на это косвенно, избегая запретов. Не пытайтесь опекать ребенка. Потому как это может привести к тому, что он будут слишком зависим от своего окружения (не всегда хорошего) в будущем.
Последний период: с 15 лет
Согласно тибетскому взгляду на воспитание детей после 15 лет детей воспитывать уже поздно, и родителям остается лишь пожинать плоды своих усилий и трудов. Тибетские мудрецы говорят, что если не уважать ребенка после 15 лет, то он уйдет от своих родителей навсегда при первой возможности.
Возможно, такой метод воспитания не может быть стопроцентно применен для нашего менталитета, но все же хорошая доля истины в нем есть.
Полезные навыки, помогающие вырастить полноценную и самодостаточную личность, уважающую своих родителей. Нам есть чему поучиться у этого мудрого народа.
Основные правила тибетского воспитания:
– Самое важное - никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина, по которой бьют детей – они не могут дать сдачи.
– Первый период: до 5 лет. С ребенком нужно обращаться «как с царем». Запрещать ничего нельзя, только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладываются активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно Вам надо?
– Второй период: с 5 до 10. В это время с ребенком нужно обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявления отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями.
– Третий период: с 10 до 15. Как с ним обращаться? Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», так как Вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуйтесь с ним по всем важным вопросам, предоставляйте и поощряйте самостоятельность. Свою волю навязывайте в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если Вам что-то не нравится, то акцентируйте его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления.
– Последний период: с 15 лет. Относитесь к нему с уважением. Воспитывать ребенка уже поздно, и Вам остается только пожинать плоды своих трудов.
Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?
- Если подавлять ребенка до 5 лет, то Вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев.
- Если Вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, неспособным к труду и вообще к духовным усилиям.
- Если Вы будете опекать ребенка как маленького после 10, то он вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние.
- Если Вы не будете уважать ребенка после 15, то он Вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.
Все мамы и папы, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания, расовой принадлежности, социального положения, мечтают воспитать своих детей достойными людьми, вырастить личность. Существует огромное множество различных способов воспитания, причем в каждом уголке земного шара – своя методика, свои подходы к этому вопросу. Достаточно много жарких споров ведется при обсуждении этих самых методик…
Но есть одно «но»! Никогда не надо забывать, что каждый ребенок – индивидуален! Каждый малыш – еще хоть очень маленькая, но уже личность! И если одна из методик воспитания подходит маленькому Ванечке, то это совсем не значит, что эта же методика воспитания сработает и со Светочкой из соседнего подъезда. К каждому ребенку нужен свой подход.
Сегодня хотелось бы немного рассказать о тибетском методе воспитания детей.
Как известно, Тибет – это кладезь многовековой мудрости! Уважительное отношение к старшим и младшим, выдержка, терпеливость, самообладание здесь воспитывают с пеленок. Почитание богов, взаимосвязь с природой и особая атмосфера, царящая в буддистских семьях, благоприятно влияют на становление личности юных тибетцев.
Здесь взрослые не приемлют телесные наказания, различного рода унижения и обидные сравнения в отношении детей. Взрослого человека, поднявшего руку на ребенка, который в силу своей беспомощности еще не может дать сдачи, тибетцы считают слабым и безвольным.
Согласно тибетскому методу воспитания, взросление ребенка делятся на несколько частей (периодов).
Период первый - «Царский». Длится он от рождения и до 5 лет. Ребенка в этом возрастном промежутке воспринимают как царя. Ничего не запрещают, только стараются отвлечь от поступков, по мнению родителей, негативных, которые могут нанести малышу вред. Как считают в Тибете, в данный период у ребенка закладываются такие важные качества личности, как любознательность, активность и интерес к жизни. Сложные логические цепочки маленький человек еще не умеет строить. Он зачастую еще не способен понять за что родители его ругают. Любое наказание, особенно физическое, воспринимается ребенком, как проявление позиции силы. Таким образом, вы сможете добиться только того, что ваш ребенок в будущем будет подчиняться тому, кто сильнее.
Период второй – «Раб» (от 5 до 10 лет).
Перед ребенком ставят различные, посильные для него задачи и требуют их выполнения. За непослушание допускается наказание, но физическую силу применять запрещено! На этом этапе активно развиваются интеллектуальные способности ребенка. Он учится прогнозировать реакцию людей на свои поступки. Учится понимать, что хорошо, а что плохо. Самое время нагружать ребенка знаниями и новой разноплановой информацией.
Третий период - «Равный». (от 10 до15 лет).
Обращаться с ребенком, как с равным – основная суть воспитания в этот период. Прислушивайтесь к мнению ребенка, развивайте его аналитические стороны ума, учите логически мыслить, советуйтесь с ним по важным вопросам, спрашивайте его мнение. Самое время приучать ребенка к самостоятельности. Советуйте, подсказывайте, но не поучайте и не навязывайте! Избегайте прямых запретов, вместо этого акцентируйте его внимание на негативных последствиях, которые могут стать причиной его необдуманных действий. Уже не стоит слишком опекать ребенка - рискуете вырастить неуверенного в себе человека, который может легко попасть под зависимость своих более самостоятельных друзей. Влияние это, как известно, может оказаться не совсем полезным и привести к печальным последствиям.
Четвертый период – «Что посеяли, то и пожнете».
С 15 лет ваше чадо, согласно тибетскому подходу к воспитанию, уже не считается ребенком. К своим сыновьям и дочкам теперь следует относиться с должным уважением. Воспитывать их уже поздно, поэтому остается только пожинать то, что посеяли ранее. Уважайте своего ребенка и он ответит вам взаимностью!
Тибетский подход к воспитанию детей учит нас тому, что наши действия должны быть обдуманы, чтобы благоприятно сказываться на развитии ребенка. Мы, родители, должны сами научиться общаться со своими детьми, уметь правильно объяснить ребенку его неправоту. И тогда в семьях будут царить мир и взаимопонимание! Всегда проявляйте в отношении ребенка заботу и любовь – это главнейшие показатели семейных ценностей!
Часто слышал что в Японии дети до 5 лет боги, но никто не говорил что дальше. И как-то в поездке в Японии, услышал продолжение с 5-10 равный взрослому, с 10-15 ребенок "раб" - в принципе считаю правильным.Натолкнулся на статью
Как воспитывать детей? Тибетский взгляд
Самое важное - никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина, по которой бьют детей – они не могут дать сдачи. Больше этим грешат «нежные и удивительные».
Первый период. Ребенку до 5 лет.
С ребенком нужно обращаться как с царем. ЗАПРЕЩАТЬ ничего нельзя. Только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладывается активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно вам надо?
Второй период. Возраст ребенка с 5 до 10 лет.
В это время с ребенком обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявление отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями.
Третий период. Возраст ребенка с 10 до 15.
Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», т.к вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуетесь с ним по всем важным вопросам, предоставляете и поощряете самостоятельность. Свою волю навязываете в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если вам что-то не нравится, то акцентируете его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления.
Последний период. Он уже не ребенок с 15 лет.
Относитесь к ребенку с уважением. Воспитывать уже поздно и вам остается только пожинать плоды своих трудов.
Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?
Если подавлять ребенка до 5 лет, то вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект, иммунитет. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев.
Если вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, не способным к труду и вообще к духовным усилиям.
Если вы будете опекать ребенка, как маленького после 10, то ребенок вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние.
Если вы не будете уважать ребенка после 15, то он вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.
Совсем другой подход!!!
Вы что думаете???
Основные правила тибетского воспитания:
– Самое важное - никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина, по которой бьют детей – они не могут дать сдачи.
– Первый период: до 5 лет. С ребенком нужно обращаться «как с царем». Запрещать ничего нельзя, только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладываются активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно Вам надо?
– Второй период: с 5 до 10. В это время с ребенком нужно обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявления отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями.
– Третий период: с 10 до 15. Как с ним обращаться? Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», так как Вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуйтесь с ним по всем важным вопросам, предоставляйте и поощряйте самостоятельность. Свою волю навязывайте в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если Вам что-то не нравится, то акцентируйте его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления.
– Последний период: с 15 лет. Относитесь к нему с уважением. Воспитывать ребенка уже поздно, и Вам остается только пожинать плоды своих трудов.
Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?
– Если подавлять ребенка до 5 лет, то Вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев.
– Если Вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, неспособным к труду и вообще к духовным усилиям.
– Если Вы будете опекать ребенка как маленького после 10, то он вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние.
– Если Вы не будете уважать ребенка после 15, то он Вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.