Все о празднике. Пасха

Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha , от ивр. ‏פסח‏‎‎‎ ), Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ), Светлое Христово Воскресение - главное богослужебное событие церковного календаря, древнейший и самый важный христианский праздник, отмечавшийся ещё во времена апостолови установленный в честь Воскресения Иисуса Христа- центра всей библейской истории и фундамента всего христианского учения. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств». В настоящее время дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником. Название праздника в русском и многих других языках происходит от еврейского слова Пе́сах, которое обозначает иудейскую Пасху и связано со словом пасах - «миновал» (иногда название толкуют как «минул, обошёл»).

Даты пасхального воскресенья:

Пасха Христова 2016 -1 мая ; Пасха Христова 2017 -16 апреля ; Пасха Христова 2018 -8 апреля ; Пасха Христова 2019 -28 апреля ; Пасха Христова 2020 -19 апреля

Арамейское название праздника звучит как писха, и существует мнение, что именно через арамейский язык слово «Пасха» вошло в греческий.

Ветхозаветная Пасха совершалась в память исхода еврейского народа из египетского плена. У христиан название праздника приобрело иное толкование - «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу».

Ветхозаветная Пасха, как и нынешний праздник Пе́сах (еврейская Пасха), праздновалась в память исхода евреев из Египта, то есть освобождения евреев от рабства. Название «Пе́сах» (ивр. ‏פסח‏‎‎‎) означает «миновал», «прошёл мимо». Оно связано с рассказом о десяти египетских казнях.

Одно бедствие («казнь») сменялось другим, и наконец за отказ фараона отпустить израильский народ Бог «наказал Египет страшной казнью», убив всех пе́рвенцев, то есть всех первых по старшинству потомков мужского пола - и у людей, и у ското́в. Казнь миновала лишь первенцев иудеев, жилища которых Бог различил по условному знаку (крови а́гнца на косяке двери) и прошёл мимо:

«А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его. Исх. 12:12 »

После последней казни фараон отпустил еврейский народ вместе с его стадами, а напуганные египтяне торопили евреев, чтобы те скорее ушли (Исх. 12:31-33).

Как исторически, так и этимологически ветхозаветная Пасха была связан с исходом евреев из Египта через Чермное море (Залив Бардавиль на севере Синая, или Суэцкий залив Красного моря).

Пасхальный агнец

В память об этих событиях «всему обществу Израилевых» предписывалось вечером 14-го ниса́на (первого месяца еврейского календаря) приносить в жертву а́гнца - однолетнего ягнёнка или козлёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опре́сноками и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх. 12:1-10, Чис. 9:1-14). Вкушение пасхальной трапезы выступало как «свидетельство главного события всей ветхозаветной истории» - исхода евреев из Египта.

Пасхальный агнец иначе именовался «пасхой» («песахом»). Такое употребление можно найти, в частности, в рассказах евангелистов о Тайной Ве́чери (Мф. 26:17-19, Мк. 14:12-16, Лк. 22:8-15).

Пасха в Новом Завете

Пасха неоднократно упоминается в Евангелиях, но особое место занимает в них рассказ о Тайной Ве́чери, которая у Матфея, Марка и Луки описана как праздничная пасхальная трапеза (Мф. 26:17-19, Мк. 14:12-16, Лк. 22:8-15), и о последующем распятии Иисуса Христа.

Именно во время Тайной Вечери Иисус Христос произнёс слова и совершил действия, которые поменяли смысл праздника. Иисус заменил Собой место пасхальной жертвы, и в результате «ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда», а новой пасхальной трапезой становится Евхаристия.

Поскольку казнь состоялась в пятницу, «то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу … просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Ин. 19:31), и воины перебили голени распятым разбойникам, однако же, «придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» (Ин. 19:32-32). Иоанн Богослов, который рассказывает об этих событиях, находит в них исполнение слов Священного Писания: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин. 19:36).

Новое понимание пасхальной жертвы хорошо отражают слова апостола Павла (1Кор. 5:7):

«…Пасха наша, Христос, заклан за нас.»

Прекращение ветхозаветных жертв

После разрушения в 70 году Иерусалимского храма ритуальное закла́ние пасхального агнца прекратилось, и в современном ритуале совершения Песаха о нём напоминает предписание «съесть небольшой кусочек испечённого мяса» во время ночной трапезы.

Раннее христианство

После Пятидесятницы христиане начали совершать первые богослужения Евхаристии, посвященные воспоминанию смерти Иисуса Христа. Литургии совершались как Тайная Вечеря - Пасха страданий, связанная с Крестной смертью. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим как богослужебный устав Церкви, так и вероучительную сторону христианств.

В некоторых ранних источниках говорится о еженедельных празднованиях: пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа («Пастырь Ермы», III,V:1), а воскресенье - днём радости (Тертуллиан, «De corona mil.», гл. 3). Эти празднования становились более торжественными в период еврейского Песаха - годовщины смерти Христа.

В малоазийских церквях, особенно иудеохристианами, в I век н. э. праздник ежегодно отмечался вместе с иудейским Песахом - 14 нисана, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии (Блаж. Иероним, Толк. на Мф. 25,6 - PL 26,192). Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейского Песаха, потому как Иисус Христос был казнён в день Песаха и воскрес по Евангелиям в день после субботы - то есть в воскресенье. Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквах. В сочинениях ранних христианских писателей - в послании св. Иринея Лионского епископу Римскому Виктору, «Слове о Пасхе» Мелитона Сардийского, в творениях Аполлинария Иерапольского, Климента Александрийского, св. Ипполита Римского - есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная» - πάσχα σταυρόσιμον, pascha crucificationis, она совпадала с еврейским Песахом, пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная» - πάσχα άναστάσιμον, pascha resurrectionis. В современном богослужебном Уставе сохранились следы этих древних праздников. Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени. Также на Уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения.

В скором времени стало заметным различие традиций Поместных Церквей. Возник т. н. «пасхальный спор» между Римом и церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии, названные четыренадесятниками или квартодециманами (от 14 числа месяца нисана), строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана, опираясь на авторитет ап. Иоанна Богослова. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось. Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия. В 155 году Поликарп, епископ Смирны, посетил римского епископа Аникета, чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было. Позднее, в 190-192 гг., римский епископ Виктор на соборах в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе, настаивал, чтобы малоазийские христиане отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать общение с ними. Св. Ириней Лионский, выступил против отлучения малоазийцев, указывая, что расхождения по формальным пунктам не должны ставить под угрозу единство Церкви.

Многие общины ориентировались на принятые у иудеев расчеты пасхального месяца. К этому времени твердая связь между равноденствием и месяцем нисаном не соблюдалась, и в некоторые годы это приводило к празднованию Пасхи до дня весеннего равноденствия (то есть, наступления нового астрономического года). Эта практика не принималась другими общинами.

Первый Вселенский собор

Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены рассматривался на созванном в 325 году соборе епископов в Никее, впоследствии названном Первым Вселенским. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия:

«Когда встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем согласии было признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев… »

Как сообщает историк, епископ и участник собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина», на Первом Вселенском все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались, чтобы праздновать Пасху всем в одно и тоже время:

«Глава 14. Единогласное определение Собора касательно Веры и (празднования) Пасхи:

Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу.»

Евсевий Кесарийский, пересказывая слова императора Константина, приводит и аргументы, которыми руководствовались отцы Первого Вселенского собора для такого решения:

«Мы, конечно, не потерпим, чтобы наша Пасха праздновалась в одном и том же году в другой раз.

Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты. Посему, божественный Промысел благоволил, чтобы это надлежащим образом было исправлено и приведено к одному порядку, на что, думаю, все согласятся.»

Днём Пасхи был выбран первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия.

Александрийский епископ должен был вычислять этот день и заранее сообщать его в Рим, чтобы обеспечить единый день празднования. Однако через какое-то время такое сообщение прекратилось. Восток и Рим начали праздновать Пасху каждый по своим вычислениям, часто в разные дни. В Александрии были созданы пасхальные таблицы - пасхальный календарь, позволяющие определить дату Пасхи на длительный период. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия принято 21 марта. В VI-VIII веках эта Пасхалия была принята западной церковью.

Исходное определение Первого Вселенского собора относительно Пасхи стало основанием для церковного устава.

Поместный Антиохийский собор 341 года в своем первом правиле требует строгого соблюдения решений Первого Вселенского собора о дне празднования Пасхи под страхом отлучения от Церкви и извержения из священнического сана.

Свидетельства IV века говорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной, каждая длилась седмицу до и после пасхального воскресенья. Только в V веке название Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчетливее, за что получил название «царя дней».

Средние века и Новое время

В VI веке Римская церковь приняла восточную пасхалию. Но в течение почти 500 лет после Никейского собора Пасха праздновалась по разным пасхалиям. Александрийская Пасхалия использовалась во всем христианском мире до конца XVI века, более 800 лет. Восточная или Александрийская Пасхалия построена на четырёх ограничениях, изложенных Матфеем Властарем:

«Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Два из них узаконяет Апостольское правило (7-е) и два получили начало из ненаписанного предания. Первое - мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия; второе - совершать не в один день с иудеями; третье - не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; четвертое - и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету. Поэтому, чтобы сии четыре ограничения соблюдались равно мудрыми и простыми, и чтобы христиане по всей вселенной праздновали Пасху в одно время, не имея притом нигде надобности в особых астрономических вычислениях, - отцы составили канон и предали Церкви, без нарушения сказанных ограничений.»

В 1582 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В этом же году папа Римский Григорий направил послов к патриарху Иеремии с предложением принятия нового григорианского календаря и новой григорианской пасхалии. В 1583 году патриарх Иеремия созвал большой поместный собор, пригласив восточных патриархов, на котором предали анафеме не только принимающих григорианскую пасхалию, но и григорианский календарь, в частности в правиле Великого Константинопольского собора 1583 года сказано:

«Ζ. Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить - да будет анафема»

В результате реформы пасхалии католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц.

Современность

В 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провёл т. н. «Всеправославное» совещание с участием представителей Элладской, Румынской и Сербской православных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года. Восточные церкви осудили это решение, а Александрийская провела Поместный Собор, постановив, что в введении нового календаря нет никакой необходимости. В Русской и Сербской церквях после попытки перемены календаря оставили прежний из-за возможной смуты в народе.

В марте 1924 года на новый стиль перешли Константинопольская (уже при Григории VII) и Элладская церкви. Румынская церковь приняла «новоюлианский» календарь 1 октября 1924 года.

Возмущения духовенства и народа нововведениями Мелетия вынудили его подать в отставку 20 сентября 1923 года. 20 мая 1926 года Мелетий становится Папой и патриархом Александрийской церкви, где, вопреки прежде принятому соборному решению, вводит новый календарь. В греческих церквах произошел масштабный церковный раскол, не уврачеванный по сей день. Образовалось несколько самостоятельных старокалендарных греческих Синодов.

На Московском Совещании 1948 года было решено, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными церквами по Александрийской Пасхалии и юлианскому календарю, а непереходящие праздники по тому, по которому живёт данная Церковь. В том же году на новоюлианский календарь перешла Антиохийская православная церковь.

Сегодня юлианским календарём всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также Афон.

Финляндская православная церковь полностью перешла на григорианский календарь.

Остальные Церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по старому стилю, а Рождество и другие непереходящие праздники - по новому стилю.

В Великобритании Пасхальный Акт 1928 года устанавливал дату Пасхи на первое воскресенье после второй субботы апреля; однако данное постановление не вступило в силу. В 1997 году на саммите в Алеппо (Сирия) Всемирный совет церквей предложил зафиксировать день Пасхи в солнечном календаре (также второе воскресение апреля) либо утвердить единообразную Пасхалию для всего христианского мира, исходя из астрономических требований. Реформа была назначена на 2001 год, но не была принята всеми членами Совета.

Общее правило для расчёта даты Пасхи:

«Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Обе Пасхалии - Александрийская и Григорианская - основаны на этом принципе.

Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь) (Матфей Властарь, Синтагма. О Святой Пасхе).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

Обращение Земли вокруг Солнца (дата весеннего равноденствия);

Обращение Луны вокруг Земли (полнолуние);

Установленный день празднования - воскресенье;

Для расчёта даты полнолуния в год Y надо найти золотое число G - порядок года в 19-летнем цикле полнолуний (Метонов цикл);

В 1 год н. э. золотое число равнялось 2, соответственно в год Y от Р. Х.

G = (остаток от Y/19)+1;

Основание Луны - число, показывающее возраст луны на 1 марта, то есть сколько дней прошло к 1 марта от предыдущей лунной фазы. Разница между основаниями последующиx годов равна 11. Число дней лунного месяца равно 30.

Основание = остаток от (11·G)/30 .

Новолуние = 30 - Основание;

Полнолуние = Новолуние + 14;

Если полнолуние раньше 21 марта, то пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней). Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Однако восточные (православные, греко-католики и верующие древневосточных церквей) и западные (католики латинского обряда и протестанты) христиане используют разные Пасхалии, что приводит к тому, что одно и то же правило приводит к разным датам.

Согласно восточной традиции, Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии; дата первого дня Пасхи (Неделя Пасхи) выпадает на один из 35 дней в период с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю (что в XX-XXI веках соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. ст.). Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (25 марта), то она называется Кириопасха (Господня Пасха). Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую субботу перед православной Пасхой.

В Римско-католической и протестантских церквях дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. В XVI веке Римско-католическая церковь провела календарную реформу, целью которой было привести рассчитываемую дату Пасхи в соответствие с наблюдаемыми явлениями на небе (к этому времени старая пасхалия уже давала даты полнолуний и равноденствий, не соответствующие реальному положению светил). Новая пасхалия была составлена неаполитанским астрономом Алоизием Лилием и немецким монахом-иезуитом Кристофером Клавием.

Расхождение между датами Пасхи в восточных и западных церквях вызвано различием в дате церковных полнолуний и разницей между солнечными календарями (13 дней в XXI веке). Западная Пасха в 30 % случаев совпадает с восточной, в 45 % случаев опережает её на неделю, в 5 % - на 4 недели и в 20 % - на 5 недель. Разницы в 2 и в 3 недели не бывает.

Вечный календарь из Швеции для вычисления дня Пасхи в 1140-1671 по юлианскому календарю. Каждая руна соответствует определённому номеру недели, на которую будет приходиться праздник

Пасха в церковном году

К Пасхе привязаны важнейшие переходящие праздники, отмечаемые в последовательности евангельских событий:

Лазарева суббота; Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи:

По древнему иудейскому преданию, Мессия - Царь Израилев должен быть явлен на Песах в Иерусалиме. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя (Ин. 12:12);

Страстная Седмица - неделя перед праздником Пасхи:

Вели́кий понедельник , Страстно́й понедельник - понедельник Страстной недели. В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Вели́кий вто́рник - вторник Страстной недели, в который вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме.

Вели́кая среда́ , Страстна́я среда - среда Страстной недели на которой вспоминается предательство ИудойИисуса Христа и помазание его миром.

Великий четверг - Христос устанавливает Таинство Евхаристии в Сионской горнице в Иерусалиме. Синоптические Евангелия описывают этот день как день опресноков, то есть иудейскую Пасху(Песах). Евангелие от Иоанна и дальнейшие события других Евангелий показывают, что иудеи Иерусалима праздновали Пасху после дня казни Христа, то есть двумя днями позже. Одно из объяснений, также с учётом кумранских находок, предполагает, что календарь Галилеи отставал на два дня от иерусалимского. Таким образом, на Тайной Вечери ветхозаветный Песах - агнец, вино и опресноки мистически связывается с новозаветной Пасхой - Христом, Его Телом и Кровью;

Страстная пятница - по традиции, перед праздником Песах Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый первосвященниками, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчёркивает, что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху(Песах) есть прообраз Пасхи новозаветной - заклания Христа как Агнца Божьего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казнённых. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб - пещеру до наступления субботнего покоя. При погребении присутствуют Мария Магдалина и «другая Мария»;

Великая суббота - первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых;

Эмалевая миниатюра «Воскресение Христово» (наплечник Андрея Боголюбского, ок. 1170-1180-х гг.)

Пасха - Светлое Христово Воскресение:

Воскресение Христово (первый день после субботы) - после субботнего покоя ко гробу идут Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Явление Христа ученикам;

Антипасха в православии, Октава Пасхи в католицизме - явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверение Фомы:

Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворённую дверь. Иисус говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».

Христос продолжает являться ученикам в течение сорока дней после своего Воскресения, в частности, на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы (о чём сообщает Иоанн Богослов), а также более чем пяти сотням свидетелей (1Кор. 15:6);

Вознесение Господне - сороковой день после Пасхи:

На сороковой день после Воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов;

Пятидесятница - пятидесятый день после Пасхи (в православии совпадает с Днём Святой Троицы):

На пятидесятый день после Воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа.

Пасхальные традиции

Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста - времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).

Пасхальное богослужение

В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение. Оно формировалось в первые века христианства как крещальное. Большинство оглашенных после подготовительного поста принимали крещение в этот особый день.

В Церкви с древних времён сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром - с рассветом.

Пасхальное приветствие

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим. 16:16), также 1Пет. 5:14, 1Кор. 16:20.

Пасхальный огонь

Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.

Пасхал

В католическом богослужении перед началом Пасхальной службы возжигают Пасхал - особую пасхальную свечу, огонь от которой раздают всем верующим, после чего начинается служба. Эта свеча зажигается на всех богослужениях Пасхальной недели.

В дореволюционное время в России, а на Западе и по сей день на прихрамовой территории разжигается большой костёр. С одной стороны, смысл костра такой же, как и у пасхальной свечи, - огонь есть Свет и Обновление. Пасхальный костёр также разводят для символического сожжения Иуды (Греция, Германия). С другой стороны, около этого огня могут греться те, кто вышел из храма или не дошёл до него, поэтому он является также символом костра, у которого грелся Пётр. В дополнение к световой иллюминации костров и фейерверков используют всяческие хлопушки и «шутихи» для торжественности праздника.

Пасхальная трапеза

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи и пасхальные яйца, приготовленные к праздничному столу для разговения после Великого поста.

Пасхальное яйцо в христианской традиции обозначает Гроб Господень: яйцо, хотя снаружи выглядит мёртвым, внутри содержит новую жизнь, которая выйдет из него, и поэтому яйцо служит «символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его».

Пасхальные яйца. Творожные пасхи

В православной традиции обычай дарить яйца связывают с преданием о яйце, подаренном Марией Магдалиной императору Тиберию.

Согласно изложению Димитрия Ростовского, святая равноапостольная Мария Магдалина нашла возможность явиться к императору и подарила ему яйцо, окрашенное в красный цвет, со словами: «Христос воскрес!» Выбор яйца как подарка, согласно святителю Димитрию, был вызван бедностью Марии, которая, однако, не захотела явиться с пустыми руками, цвет же яйца был призван привлечь внимание императора.

Хотя яйца красят в разные цвета, именно красный является традиционным: он символизирует кровь распятого Христа. (Вообще, красный цвет характерен для Пасхи. В частности, таков цвет богослужебных облачений этого праздника.)

В православной традиции с Пасхой связан а́ртос - особый хлеб, используемый за богослужениями Светлой седмицы, который в русской приходской практике освящается в конце Пасхальной литургии, после заамвонной молитвы. Этот хлеб на протяжении всей Светлой Седмицы находится в храме и раздаётся верующим после литургии в Светлую субботу. «В России распространен обычай не потреблять артос полностью в этот день, а хранить его дома для вкушения натощак», что происходит в особых случаях, например, при болезни.

Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы (на практике, конечно же, это редко соблюдается).

Пасхальный крестный ход

Непосредственно перед Пасхой верующие собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. Затем шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

В Римско-католической церкви крестный ход совершается в богослужение навечерия Пасхи, однако не перед Литургией, а после неё. Крестный ход на Пасху не следует путать с богослужением Крестного пути, особым католическим великопостным богослужением в воспоминание Страстей Господних.

Пасхальный звон

В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.

В Бельгии детям говорят, что колокола молчат до Пасхи, потому что уехали в Рим и вернутся уже вместе с кроликом и яйцами.

Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл. Так, в некоторых церквях Греции, как только в Евангелии начинают читать о землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум. Прихожане, дождавшись, начинают колотить палками по деревянным лестницам, а пожилые гремят сиденьями скамеек, люстры-паникадила при этом раскачиваются из стороны в сторону. Рукотворное «землетрясение», таким образом, символизирует отверстие гроба при воскресении Христа.


Пасха — главный праздник христианской православной религии, и посвящен он воскресению Иисуса Христа из мертвых. Праздник этот символизирует победу вечной жизни над земной смертью, в раннем христианстве богослужения, посвященные смерти Иисуса, совершались как Пасха страданий, она же Тайная Вечеря. Пасха стала первым праздником у христиан, в котором равно сочетаются обоснования богослужебного устава Церкви и вероучительная часть христианской религии.

В основу праздника положены следующие события, как их трактует церковная литература:

«Первым днем недели женщины-мироносицы пришли к гробу Господню, намереваясь совершить помазание тела священным миром, как это полагалось по обычаям Иудеи. Но камень, закрывающий вход в гробницу, был отвален, а на нем сидел Ангел Господень, который и поведал женщинам о чуде Воскресения.

За неделю до Пасхи начинается Страстная седмица (Страстная неделя), в ходе которой выполняется мирская и религиозная подготовка к празднованию Воскресения Господня.

Страстной неделе предшествует Великий пост, длительностью в 40 дней. Пост этот начинается сразу после празднования Масленицы. Многие верующие люди, полагающие необходимым соблюсти установления поста, но не имеющие возможности делать это в течение всех 40 дней, ограничиваются строгим постом в Страстную Седмицу.

В Чистый четверг, последний четверг перед Пасхой, хозяйки заканчивают все «суетные» мирские дела и начинают приготовления к празднованию Пасхи. Эти приготовления включают в себя особенные пасхальные блюда — куличи, творожные пасхи, крашеные в яркие цвета вареные вкрутую яйца и пр. Традиционный цвет пасхальных яиц — красный, связана эта традиция с первыми празднованиями Воскресения Господня, когда император Тиберий выразил свое недоверие к воскрешению словами «мертвые не воскресают, так и яйцо это из белого красным не станет». Надо ли говорить, что яйцо покраснело в тот же миг... Красный цвет в принципе считается священным цветом праздника Воскресения Господня, так как знаменует собой и радость, и священную кровь, пролитую Иисусом Христом, сыном Божьим, на кресте.

В канун наступления Пасхи, ровно в 23 часа, во всех православных церквях начинают служить специальную предпасхальную службу, именуемую «Полунощница Великой субботы». После службы колокольный благовест символизирует начало крестного пасхального хода.

Все пришедшие в храм, вслед за священнослужителем, выходят на церковное подворье, держа в руках зажженные свечи. Вереницей они обходят храм, в это время мерное звучание благовеста сменяется пасхальным перезвоном больших и маленьких колоколов. Этот перезвон затихает по мере того, как процессия возвращается к дверям храма; в этот момент двери каждого православного храма воплощают собой те самые двери в пещеру с телом Христовым. Затем звучит тропарь, открывается притвор храма и священнослужитель, ведущий пасхальную службу, возглашает «Христос Воскресе!». Начинается первая пасхальная заутреня. По ее окончании православные могут начинать разговление — есть праздничные куличи, пасхи, яйца и прочее, до сего момента запрещенное правилами Великого Поста.

Пасхальные праздники длятся в течение семи дней, недели, именуемой Светлая Седмица. По христианским традициям, эта неделя посвящена празднованию и радости, считается уместным и правильным в эти дни делиться своим имуществом и праздничной пищей, ходить в гости к членам семьи, дальним и близким родственникам, друзьям. Верующие христиане обмениваются троекратными поцелуями, приговаривая традиционное для этого времени приветствие «Христос Воскрес — Воистину Воскрес», дарят другу пасхальные угощения и небольшие подарки.

Дата празднования священного праздника Пасхи устанавливается в зависимости от лунно-солнечного календаря, так что точной привязки к определенным датам у Пасхальной недели нет. В году 2014 Пасхальное воскресенье приходится на конец апреля, 20-е число. Первоначально Пасха также праздновалась в месяце нисане, соответствующем современному апрелю, в ночь полнолуния.

Праздник Пасхи приурочен к первому воскресенью, отсчитываемому после весеннего полнолуния, наступающего не ранее, чем после дня весеннего равноденствия. Этот день, как известно, приходится на 21 марта.

Даты празднования Пасхи в разные годы приходятся на различное время, но общий период возможной даты определяется временем с 4 апреля по 8 мая. Категорическим условием для христианской церкви стало назначение пасхальных дат следующими за празднованием иудейского праздника Песах. Праздник этот считается предшественником христианской Пасхи, но посвящен он исходу древнееврейского племени из земель египетских.

Праздник Воскресения Господня — праздник столь же церковный и священный, сколь и праздник весны, возрождения и пробуждения от тяжелого и долгого зимнего сна. Поэтому его с равным энтузиазмом и радостью празднуют даже в семьях, не считающих себя адептами русской православной традиции.

Пасха – это чудесный праздник , полный света и радости, один из древнейших праздников христиан и самый главный в церковном богослужении. Это праздник триумфа жизни над смертью, Воскресения Христова, посвящённый самому значимому и удивительному событию раннехристианской эры.

Пасха – переходящий праздник без фиксированной даты , каждый год дата разная в зависимости от исчисления по лунно-солнечному календарю. Пасха так и переводится с иврита, как «проходящий мимо», «преходящий».

Пасхальная неделя начинается в самое первое воскресенье, последовавшее за полнолунием, что наступает после дня весеннего равноденствия.

История Пасхи

В дохристианской традиции еврейская Пасха (Песах) посвящена Исходу израильтян из Египта под предводительством Моисея. До разрушения римлянами главного Иерусалимского храма в 70 г. н.э., в пасхальную ночь предписывалось съесть принесённого в ритуальную жертву ягнёнка с горькими травами и мацой, теперь же на Песах едят только мацу – пресные лепёшки, по форме немного напоминающие православные блины. Празднуется Песах неделю, первый и последний день которой — нерабочие дни.

Невзирая на то, что Песах и Пасха посвящены разным событиям, христианская Пасха корнями уходит в ветхозаветную.

Свое название день Христова Воскресения получил именно от иудейского праздника Песах. Это заимствование названия для христианского праздника объясняется тем, что все последние трагические события земной жизни Христа произошли именно в дни перед иудейской Пасхой, а воскрес Он — в пасхальную ночь.

Символическая связь христианской Пасхи с Исходом из Египта сынов Израиля отражена в библейских текстах, читаемых на пасхальном богослужении. Ягнёнок, принесённый в жертву, рассматривается как прообраз самопожертвования Иисуса Христа ради искупления грехов человечества.

Расчёт даты Пасхи или Пасхалия

Существуют две Пасхалии – Григорианская и Александрийская , которые следуют общему правилу расчёта даты Пасхи . Это правило гласит: «Пасху празднуют в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Точнее, после первого полнолуния, что идет за .

Если полнолуние случается раньше 21 марта, пасхальным считается следующее полнолуние, к которому плюсуются 30 дней.

Парадоксально, но одно и то же правило расчёта даты Пасхи приводит к различным датам у восточных (греко-католиков, православных) и западных (протестантов и приверженцев римско-католической церкви) христиан, так как они используют разные Пасхалии.

Римско-католическая и протестантская церкви рассчитывают дату Пасхи по григорианской Пасхалии. Такое расхождение между датами Пасхи у западных и восточных христиан вызвано различием между солнечными календарями и датами церковных полнолуний.

Западная Пасха лишь в 30% случаев совпадает с восточной, в 45% случаев она опережает её на 1 неделю, в 5% — на 4 недели и в 20% случаев — на 5 недель. Между датами не бывает разницы в 2 и 3 недели.

От Пасхи ведётся отсчёт дат всех переходящих евангельских праздников : например, Лазаревой Субботы, Входа Господня в Иерусалим — за неделю до Пасхи, Вознесения Господня — на 40-й день после Пасхи, Пятидесятницы, которая совпадает с Днём Святой Троицы в православии — на 50-й день от Пасхи.

Пасхальное богослужение

Большинство возникли в тесной взаимосвязи с богослужением. Пасхальные народные гуляния связаны с разговением и окончанием Великого поста — времени строгого воздержания, в течение которого все семейные и другие праздники переносились на Пасху.

Символы Пасхи выражают свет (Пасхальный огонь), обновление (Пасхальные ручьи) и жизнь (пасхальные куличи и яйца).

В Пасху, в главнейший праздник церковного календаря, совершается особо торжественное, радостное богослужение. В начале христианства оно сформировалось как крещальное, в этот особый день после подготовительного поста крестили оглашенных.

С древнейших христианских времён сложилась традиция совершать Пасхальное богослужение ночью . Оно всё буквально пронизано оптимизмом.

С пасхальной ночи и далее 40 дней принято христосоваться, приветствовать друг друга троекратным целованием и словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». Этот обычай дошёл до нас со времён апостолов, которые завещали: «Приветствуйте друг друга с целованием святым».

Значительную роль в церковном богослужении и в народных пасхальных празднествах играет Пасхальный огонь , символизирующий Божественный Свет.

В больших городах перед началом всенощной пасхальной службы в православных храмах верующие ожидают, когда прибудет Благодатный огонь от Храма Гроба Господня. Когда из Иерусалима доставляют огонь, священники разносят его по другим храмам города. Прихожане зажигают от него свечи. После пасхальной службы многие уносят частицу этого огня с собой в лампаде, и дома стараются его поддерживать целый год.

В католическом богослужении перед праздничной службой возжигают Пасхал. Это особая свеча, огонь от которой расходится со свечами ко всем верующим. Её зажигают на всех службах Пасхальной недели.

В дореволюционной России на Пасху возле храмов разжигали большой костёр. Смысл этого костра тот же, что и у огня пасхальной свечи - свет и обновление.

В Великую Субботу и после завершения пасхальной службы в храмах происходит освящение творожных пасх, куличей, яиц и всех продуктов, приготовленных к праздничной трапезе для разговения после долгого Великого поста.

Люди преподносят друг другу в дар пасхальные яйца как символ великого чуда — Воскресения Спасителя. Предание гласит: когда Мария Магдалина поднесла императору Тиберию в подарок яйцо как символ Воскресения Иисуса, усомнившийся император сказал, что как белое яйцо не станет красным, так и не могут воскреснуть мёртвые. Яйцо мгновенно сделалось красным.

Хотя пасхальные яйца могут быть разных цветов, традиционным для них всё же является красный — цвет триумфа жизни. В традициях иконописи вокруг воскресшего Христа изображается сияние в форме овала. В отличие от симметрии круга, эта фигура, по форме близкая к яйцу, у эллинов означала загадку или чудо.

Подготовить всё к пасхальному столу и прибраться в доме стараются заранее, в Великий четверг, ещё называемый «чистым», чтобы ничто суетное не отвлекало от служб в самый серьёзный день поста, Страстную пятницу, в день молитвы и выноса Святой Плащаницы.

Вечером накануне Пасхи верующие собираются на службе в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с торжественным пением праздничной стихиры. Шествие обходит храм, после возвращения в него служится пасхальная утреня.

В православных храмах колокола молчат в Страстную неделю, а на Пасху раздаётся многоголосье колоколов, торжественно и громко звонится благовест. В дни Пасхальной седмицы всем желающим разрешается подняться на церковные колокольни и позвонить в колокола.

Народные пасхальные обычаи

К вечеру Пасхи начинаются народные празднества. В России народные гуляния с играми, хороводами, качелями назывались Красная горка и в разных местностях продолжались от одного дня до 2-3-х недель.

В царской России пасхальными яйцами «христовались», по очереди стукаясь разными концами. Дети устраивали игры-«покатушки», соревновались, у кого яйцо укатится дальше. Дети любили стукаться яйцами друг с другом («чокаться»), выигрывал тот из них, чье яйцо осталось целым. Пасхальные яйца катали и по земле, чтобы сделать её плодороднее. В русской культуре пасхальное крашеное яйцо символизировало возрождение, новую жизнь.

После завершения всенощной освящали принесенные яства. Из церкви старались вернуться поскорее, поскольку по народным поверьям, кто раньше сядет за праздничный стол и вкусит освящённые блюда, тому будет в этом году сопутствовать удача в делах и хорошее здоровье.

По окончании пасхальной службы начиналось разговение после долгого Великого поста. Чаще всего это было семейной трапезой, на которой не присутствовали гости. На покрытый белой скатертью стол выставляли освящённые в Страстную субботу крашеные яйца, куличи — высокие хлебцы из сдобного теста с узором, пасху — сладкое блюдо из творога, и начинался радостный пасхальный пир.

В ночном небе плывёт над миром колокольный звон, Благовест, возвещая о приходе величайшего христианского праздника — Пасхи. Светлое Христово Воскресение отмечается Православной церковью как самый важный, самый значимый праздник. Для людей верующих это — не просто праздник, а важнейшее в мировой истории событие. Это — день, когда человечеству Богом была дарована надежда на спасение. Ибо воскрес Спаситель рода человеческого.

Само слово «Пасха» происходит от древнееврейского «Песах», что дословно переводится как «прошёл», «миновал». Означает оно буквально то, что Господь, решивший наказать народ египетский и убивший в одну ночь всех первенцев (десятая казнь), обошел стороной еврейские дома. Некоторые источники утверждают, что происходит это слово от арамейского «Писха», имеющего приблизительно такое же значение.

В христианской же традиции слово «Пасха» приобрело совсем иное толкование. А именно — «переход от земли на небо, от смерти к жизни». Именно так мы и толкуем значение слова и праздника Пасхи сейчас. В этот день православный люд вспоминает жертву Иисуса Христа ради человечества и отмечает Его Воскрешение как символ того, что нам дарована жизнь вечная.

У праздника Пасхи существует несколько названий, некоторые из которых сложились ещё в старину. Это и Велик день, и Зеленые Святки, и Светлый день. Но в наше время больше применяется традиционное название: «Светлое Христово Воскресение».

Определить точную дату торжества не представляется возможным. Пасха - праздник переходящий. Дата его постоянно меняется. Но определяется она по строгим правилам и бывает после иудейской Пасхи (с 31 марта по 7 апреля по нынешнему стилю), после первого весеннего полнолуния. Всё дело в том, что еврейская Пасха, от которой берёт своё начало наша, праздновалась по лунно-солнечному календарю. А такой календарь насчитывает не 365 (обычный год) или 366 дней (високосный год), как наш, солнечный, а от 353 до 385 дней. Потому невозможно точно высчитать день этого светлого праздника. Ведь со времен библейских событий прошло более 2-х тысяч лет. И погрешность в пересчете может быть катастрофической. Потому и существует привязка даты Пасхи именно к первому весеннему полнолунию. В 2019 году Пасха приходится на 28 апреля.

Предшествует этому празднеству Великий пост, время покаяния, истовых молитв, воздержания духовного и телесного. Длится он семь недель. Последняя же неделя Поста названа Страстной. Она символизирует страдания Спасителя за грехи человечества, которые он испытывал, будучи распятым на кресте. О Великом посте следует поговорить отдельно.

Семь недель подвига

«Четыредесятница» — именно так называется это время в церковной практике. Разные конфессии по-разному ведут свое летоисчисление, имеют свои традиции, но так или иначе всё, что связано с Постом, привязано к числу 40. Ведь, согласно Святому Писанию, именно столько дней Иисус постился в пустыне и претерпевал искушения Дьявола. Потому теперь и мы претерпеваем искушения в Великий пост.

Добровольный отказ от телесных благ (главным из которых для современного человека является пища), воздержание от комфорта привычного существования — вот что такое Великий пост. Но это совершенно не значит, что необходимо морить себя голодом или ставить в невыносимые условия жизни. В это время религия предписывает молитву, посещение священных для каждого христианина мест, осмысление самого себя, единение с Господом. Также важно не переусердствовать и не изнурить предельно свое тело. Ведь оно - вместилище бессмертной души.

Прежде чем приступать к Посту, необходимо посоветоваться со священником. Держать его можно далеко не всем. Существует целый ряд заболеваний, при которых нельзя отказываться от пищи и выдерживать большие физические и нервные нагрузки. Считается, что строгий пост противопоказан беременным женщинами и кормящим мамам. Люди, больные физически, также должны быть осторожны. Детям можно держать пост, но очень осторожно. Иначе растущему организму будет нанесен вред. Также нельзя слишком ограничивать себя в еде тем, кто работает физически. В противном случае тело истощится и не сможет трудиться во славу Божию.

Во время Четыредесятницы также необходимо следить за своей нравственностью, не сквернословить. Ведь краткую невоздержанность в еде Бог простит, а сквернословие - грех тяжкий. Как говорится, «плохо то, что из уст, а не то, что в уста».

Не стоит совершать пост из побуждений тщеславных, пытаясь доказать кому-то, что вы способны на такой подвиг. Стремиться к очищению нужно по велению сердца. Пост - это лекарство, целебное для души. И, переусердствовав в лечении, можно нанести только вред. Резко отказываться от пищи телесной нельзя. Нужно уменьшать её количество постепенно, отказываясь от так называемой скоромной еды по средам и пятницам. Делать это надо весь предшествующий посту год. Соблюдение заповедей Божьих поможет в этом. Стоит помнить, что малое всегда ведет к великому.

Еда в Великий пост

Семь недель Великого поста призваны через воздержание физическое очистить душу. Необходимо воздержаться от спиртных напитков, курения и сквернословия. Под запретом скоромная пища (то есть всё, что готовится из продуктов животного происхождения). Рыбу в некоторые дни поста едят, так как она - не теплокровное животное. Меню в это время строго прописано церковными правилами.

«Сухоядение», предписанное по понедельникам, средам и пятницам, позволяет верующему вкушать только овощи, фрукты и чёрный хлеб. То есть пищу, которую не надо варить. Пьют в эти дни воду или фруктовые отвары. Однако можно позволить себе и чай, так как он считается отваром. Горячую пищу употребляют по вторникам и четвергам. Но без масла. В субботу и воскресенье позволяется добавить в еду немного растительного масла.

Рыба позволена в Средокрестную среду (это середина Поста), тогда же позволяется выпить немного натурального виноградного вина. Порадовать свое тело можно и в Вербное воскресенье, употребив в пищу рыбу, немного растительного масла и вина. В Лазареву субботу, перед Вербным воскресеньем, можно позволить себе немного икры. Самыми строгими считаются первая и последняя (Страстная) недели.

Во время поста, освободившись от хлопот, связанных с приготовлением пищи, человек получает больше времени для осмысления сущего, самосовершенствования, молитвы и единения с Богом.

Особенно строг пост был в древности. Кушать разрешалось только вечером. И только хлеб, сушёные фрукты и овощи. Необходимо было вычеркнуть из жизни на время все праздники и веселье. Считалось, что брак, заключенный в это время, будет пуст (без детей), недолог и скоро распадется. Запрещались любые развлечения, отменялись зрелища.

Торговля мясом в эти дни прекращалась, лавки мясников закрывались. Ведь мясо - скоромная пища, и не следует вводить верующих в искушение. В истории описаны случаи, как на время Великого поста прекращались судебные процессы, дабы не провоцировать истинно верующего на сквернословие и лихие думы.

Благотворительность и любая помощь считались делом богоугодным и всячески приветствовались. Церковь считала благим делом и финансовую помощь. Это делалось путем подсчета разницы стоимости продуктов постного стола и обычной снеди. Но оставить себе эти деньги было нельзя. Вся сумма отдавалась на благотворительные нужды. Время поста - это отказ от пищи телесной, чтобы добавить человеку пищи духовной.

Строгая предпасхальная неделя или Страстная неделя

Последняя неделя перед Пасхой считается самой важной и строгой неделей из всего поста. Каждый из семи дней считается великим. Согласно христианским традициям Великие четверг, пятница и суббота названы Пасхальным триденствием. Понедельник и вторник особого названия не имеют, а вот среда и четверг являются началом активной подготовки к празднику.

Четверг принято называть Чистым. Это день призван очищать тело и душу. Встать нужно непременно до восхода солнца и вымыться целиком, сходить в баню или окунуться в прорубь. Обливание колодезной водой сохранилось в православной традиции ещё со времен язычества. Хозяйки убирают в доме, «очищая» его. Ведь после четверга ни мыть, ни убирать уже нельзя — до самой Пасхи. А в воскресенье работать запрещено согласно Божьим заповедям. Традиции средней полосы России предписывали в четверг окуривать свое жилище и хозяйственные постройки дымом тлеющих можжевеловых веток

Очищение дома и тела в Чистый четверг имеет еще и другое значение. Дело в том, что именно в четверг хозяйки пекут куличи и красят яйца. Также принято печь медовые пряники, придавая им форму зверушек, птичек и яиц. Ни в какой другой день этого делать нельзя. Ведь пятница - день скорби, когда Иисус был распят. А в Великую субботу всякий верующий православный христианин отправляется на богослужение в храм.

Накануне Светлого Христова Воскресения, в Великую субботу, в Храме Гроба Господня в Иерусалиме происходит чудо, которое не в силах объяснить современная наука, — схождение Благодатного Огня. Событие это случается во время субботнего богослужения. Священнослужители выносят частичку этого Огня из храма как символ выхода из гроба Истинного Света, то есть воскресшего Спасителя. Далее небольшие факелы, зажженные от Благодатного Огня, расходятся по всему миру, неся свет и радостную весть о том, что Иисус Воскрес.

Традиции празднования Светлого Христова Воскресения

Празднование Пасхи длится сорок дней. Но строгих традиций празднования не существует. Ведь это праздник не материального, а духовного характера. Главным требованием является только посещение храма и освящение еды. Пасха ассоциируется с возрождением, победой добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Двери домов запирать в этот день было не принято. Это делалось для того, чтоб любой нищий, голодный или просто бедный человек мог зайти и попросить кусок хлеба.

В разных культурах присутствует своя атрибутика этого дня. В России это традиционные окрашенные яйца, куличи, кагор и первые весенние цветы. В Европе и США главным атрибутом стал пасхальный кролик и корзинка с яйцами, зачастую изготовленными из шоколада.

Из всей еды, что освящается в храме в пасхальную ночь, главными являются куличи и яйца. Куличей всегда пеклось много. Поскольку именно этой выпечкой принято было угощать всех приходящих в дом.

Но стоит сказать об еще одном ритуальном блюде. Это изделие называется пасха. Сладкое кушанье на основе творога с добавлением меда, орехов и изюма. Оно имеет форму пирамиды, а на его гранях наносятся надписи ХВ (Христос Воскресе).

Кагор традиционно символизирует искупительную жертву — кровь Иисуса Христа, пролитую ради спасения человечества. И только это вино принято пить малыми порциями в церковные праздники и на богослужениях во время причастия.

Яйцо в контексте Пасхи занимает особое место. И если остальные атрибуты имеют иносказательный характер, то значение яйца - самое прямое.

Дело в том, что Мария Магдалина, прибывшая в Рим для проповеди, была бедна. И денег у неё хватило только на обыкновенное куриное яйцо. Именно его она и подарила императору Тиберию, поведав о чудесном воскрешении Христа. Но слова ее были подвергнуты сомнению. А Тиберий ответил, что воскрешение человека из мертвых так же невероятно, как то, что преподнесенное яйцо вдруг из белого станет красным. И чудо свершилось. Яйцо окрасилось в красный цвет. Отсюда и пошла традиция перед Пасхой окрашивать яйца — как символ торжества правды над ложью, жизни над смертью.

Также яйцо издревле ассоциировалось с плодородием. Еще в дохристианские времена существовало поверье, что если женщина выйдет в поле с куриным яйцом и покатает его по пашне, то урожай непременно будет добрым. Также считалось, что если сохраненное с прошлой Пасхи освященное яйцо взять с собой, идя в первый раз на сев, то жатва будет богатой.

Нельзя сказать, что в ходе подготовки к празднованию Святого воскресенья необходимо как-то по-особенному украшать жилище или обзаводиться какими-то особыми атрибутами. Всё делается только по желанию хозяев. На Руси, например, рядом с иконами ставили лампадки с пасхальной символикой, а на оклады икон навешивались расшитые домашние полотенца. Свечи тоже являются одним из символов Пасхи. Они символизируют божественный свет. А первоцветы или верба - возрождение жизни. Так же напоминанием об обновлении и свете была уже забытая в России традиция разжигать перед храмом в пасхальную ночь огонь. Он служил маяком для заблудившихся и не успевших к службе прихожан и символизировал надежду.

Пасха - праздник семейный

Не стоит забывать, что Светлое Христово Воскресение, Пасха - семейный праздник. Публичная его часть проходит в храме, где батюшка после основной службы освящает принесенные с собой продукты, окропляя святой водой. Семейная часть начинается дома, когда хозяин возвращается из церкви с корзиной освященных продуктов. Все домочадцы собираются к столу. А глава семьи, взяв освященную снедь, становится перед образами и возносит молитву Господу. Потом куличи делятся на части согласно количеству членов семьи и собравшихся близких и раздаются. То же делается и с окрашенными яйцами. При этом хозяин просит Бога послать всем собравшимся за столом доброго здравия.

Начало трапезы, когда родные и близкие вкушают кулич, яйца и церковное вино (кагор), называется разговением. Причем яйца едят в первую очередь. После начинается праздничное застолье, веселое и обильное, с шутками и играми. Одно из таких старинных развлечений знает каждый из нас. Это традиция «биться яйцами». По-другому оно называется «христосование». Это веселая забава, после которой дети хвалятся полными мисками «трофеев». Ведь тот, чье яйцо после христосования останется целым, забирает себе разбитое яичко соперника.

Убранству праздничного стола уделяется в этот день особое внимание. Все украшения должны соответствовать духу Пасхи, символизировать чистоту, новую жизнь. Неотъемлемым атрибутом являются свечи и живые цветы. В России, ее средней полосе, во время Пасхи еще холодно, и первоцветов можно не найти. Потому на стол ставят вазу веточек вербы с набрякшими почками.

Пасхальное меню разнообразно и обильно. Здесь всевозможные мясные, сладкие блюда, выпечка и блюда из яиц. Однако горячие блюда подавать не принято. Если вспомнить традиции Страстной недели, готовить в Великую Субботу нельзя, а следовательно, горячих блюд на столе просто не может быть. Так же не принято ставить на стол рыбу.

Но во время застолий стоит помнить, что вкушать обильную пищу нужно с осторожностью. Потому как тело за время поста отвыкло от такой еды.

Празднование Светлого Христова Воскресения с застольями продолжается целую неделю. Стол должен быть обилен и полон. Потому как скудность кушаний, по традиции, говорит о скупости и неискренней радости хозяина. Принято готовить очень много, чтоб насытить каждого, кто войдет в дом и попросит накормить. Богатые верующие на Руси раньше ставили на стол 48 различных праздничных блюд, каждое из которых символизировало один день прожитого нелегкого поста.

Отдельно следует отметить поминание усопших. Посещение могил в день Великого Христова Воскресения широко практиковалось только в раннехристианские времена. Теперь священники считают это неправильным, справедливо полагая, что скорбеть в этот день нельзя. Так что если идти на могилки родных, то только с радостью, неся традиционные пасхальные кушанья и приветствуя всех встречных словами «Христос Воскресе!». Помня о том, что именно жертва Иисуса открыла всем усопшим дорогу в рай.

Пасхальные традиции народов мира

В православной традиции на праздник Светлой Пасхи разрешается просить Господа об исполнении своих самых сокровенных желаний. Старые люди, мечтающие о внуках, расчесывали волосы, загадывая, чтоб у детей было столько же малышей, сколько волос на седой голове. Пожилые женщины, надеясь на богатство, умывали лицо из серебряной или золотой посуды. А молодежь, веря, что на Пасху «солнышко играет», забирались на высокие деревья и крыши, чтоб «поймать» момент восхода солнца. Говорят, тому, кто увидит это чудо, весь год будет «светить» удача.

Не многие знают, но на Пасху, как и на Рождество, на Руси принято было гадать. Гадали на окрашенных яичках, на куличах, по воде, по солнцу. Девушки на выданье гадали на женихов. А матери - на детей и мужей. Официальная церковь порицает это занятие, считая его «от лукавого», нечистым, бесовским. Однако столетиями гадания жили, и по сей день живут в нашей культуре, составляя её необычность и индивидуальность.

Пасхальные традиции Сербии очень похожи на наши, российские. Там тоже «христосуются» пасхальными яйцами, разбивая поочередно разные концы яичка, так же как люди христосуются трижды в щёки. Сербские ребятишки устраивают «покатушки», пуская яички наперегонки и проверяя, чье дальше укатится. А в России пасхальную крашенку раньше катали по полю, чтоб оно лучше уродило.

В некоторых странах Запада по обычаю взрослые прячут пасхальные яички от детей в самых неожиданных местах. А ребятишки, проснувшись утром, ищут. Устраивают так называемую «охоту на яйца». И побеждает тот, кто быстрее и больше всех яиц отыщет. Крашенки по традиции кладут в плетеные корзинки.

Таким же атрибутом праздника является пасхальный заяц. Это животное стало символом благополучия и плодородия в Германии еще в XVI веке. С тех пор заяц (или кролик) как неотъемлемый атрибут Пасхи распространился по всей Европе

В США также есть «охота на яйца». Только яйца, как правило, в ней участвуют шоколадные. Считается, что ребенку более приятно съесть сладость, чем натуральное куриное яйцо. Также в Штатах есть обычай устраивать Парад шляп. Все, кто пожелает, присоединяются к праздничному шествию, надев широкополую шляпу с прикрепленными к ней кроличьими ушками. И ширина полей шляпы не регламентируется. Эта традиция пришла в Америку из Великобритании, где также устраивают «шляпные» шествия. Здесь больше принято украшать головной убор весенними цветами.

Ещё один английский обычай очень похож на сербский. Это «катание яиц под горку». Чьё дальше укатится, тот победил. Практически никому не известная традиция существует в английском городе Рэдли. Местные прихожане после пасхальной службы выходят на улицу, берутся за руки, образуя цепь. И этой цепью «оборачивают» свой храм, символизируя этим «объятие».

Одну из пасхальных традиций во Франции представляет «молодой ягненок». Пирог такой формы подается к праздничному столу.

В Австралии, наряду с крашеными яйцами, символом Пасхи является местный зверек, называемый билби. Он очень похож на кролика и пользуется большей популярностью в качестве подарка. Также местные родители на Пасху запасаются святой водой и хранят её до дня свадьбы своего ребенка.

В Бразилии принято дарить шоколадные яйца с маленьким сюрпризом внутри. А форма кулича, круглого и высокого у нас, здесь напоминает крест. Натуральных куриных яиц здесь практически не дарят, возможно, это обусловлено жарким климатом страны.

Праздновать Пасху в Мексике начинают еще со Страстной Пятницы. Местные жители устраивают костюмированное шествие, символизирующее путь Христа на Голгофу. В Субботу мексиканцы выносят на улицы сделанные из подручных материалов фигурки, которые символизируют Иуду, и сжигают их. Это ритуальное сожжение означает победу добра в вечной схватке со злом.

Ни на что не похожи традиции финнов. На Пасху они шлепают друг друга вербовыми веточками. Жест этот символизирует Вход Господень в Иерусалим и сулит удачу. А детям в этот день позволено все. Шум, крик и смех значат, что окончено скорбное молчание после погребения Иисуса.

Весьма интересны пасхальные обычаи Ямайки. Здесь не пекут таких привычных нам куличей. Местная сдоба называется бун. Подают ее с кусочками сыра, нарезанного особым способом, примерно в полтора сантиметра толщиной. Булочки бун являются свидетельством переплетения древних и христианских обычаев и известны еще со времен Вавилона.

Все перечисленные традиции роднит стремление людей помнить и праздновать подвиг и воскресение Христа. В большинстве стран в этот день христиане посещают храм и принимают гостей.

Христианство и язычество: так ли далеки?

Не все знают, что многое из того, что присутствует в наших христианских обычаях, тесно переплетено с язычеством. Так, древние язычники (египтяне, римляне, греки, финикийцы и т. д.) чествовали своих богов после дня весеннего равноденствия. Тогда же, когда и древние евреи отмечали Песах.

В языческих мистериях показано сначала увядание природы, её «гибель», а потом - воскрешение, возрождение к жизни. И эта череда ритуальных «событий» очень похожа на «события» Страстной недели, гибель Иисуса Христа, а потом его воскресение из мертвых. В языческих практиках день воскрешения природы называется Великдень. В малороссийском наречии русского языка это название сохранилось до сих пор. Так называют Пасху в Украине.

Также заимствованной является традиция перед праздником Пасхи жечь костер. В русской народной культуре существует забава зажигать колесо и пускать его катиться. Этот обычай, как предполагается, заимствован у кельтов - солнцепоклонников. У них катящееся огненное колесо символизировало солнце, быстро бегущее по небосклону.

Аналог в языческой вере имеет и обычай красить яйца. Только в язычестве изначально было принято раскрашивать яйца различными рисунками и прикреплять украшения.

Еще задолго до появления христианства у славянских племен существовал миф о священной утке, яйцо которой стало зародышем мира, упав в первородный океан. С яйцами связано множество древних славянских обычаев, согласно одному из которых на птичьих яйцах писали обращения к богам, молитвы, просьбы. Относили такие «записки» к местам поклонения и возлагали к ногам идолов. Также существовал обычай наряжать раскрашенными яйцами деревья, чтоб задобрить Мать-Природу, привлечь Весну, обеспечить плодородие. Таким образом сейчас наряжают деревья к Пасхе в западных странах.

Символами христианской Пасхи, наравне с крашеными яйцами и огнем, являются кролики, куличи, ключевая вода. Бегущий ручей всегда символизировал волю к жизни и обновление. А купание или окунание в ключевую воду, как известно, является неизменной традицией в Чистый четверг. В язычестве также почитались обряды омовения тела перед особым праздником, уборка своего жилища, дабы впустить в чистое вместилище духов природы, тем самым задобрив их и удержав на долгое время.

Нельзя обойти вниманием и куличи. Еще древние славяне-язычники пекли к Великодню высокие хлебы. Их разукрашивали особым образом. Такая выпечка служила символом мужского начала. Еще женщины готовили особое творожное кушанье, придавали ему округлую форму. И это блюдо считалось символом начала женского в природе.

Зайцы или кролики у древних славян почитались как символ плодородия. Женщины готовили мелкую выпечку и придавали ей форму зайца. Такие фигурки дарили молодой жене при церемонии бракосочетания, чтобы в молодой семье родилось много детей. Потому что заяц, как известно, весьма плодовит.

Пасха - символ жизни

Пасха — величайший из праздников для христиан, радостный и светлый. В этот день за богатым столом собираются все самые близкие, друзья и семья. В день Святого Христова Воскресения у православного христианина душа поет и ждет чуда. А оживающая после зимы природа символизирует, что смерти нет, что она всего лишь шаг на пути к жизни вечной.

Пасха или Воскресение Христово – древний праздник для всего православного мира. Считается самым важным религиозным праздником года. В этот день проходят праздничные богослужения, разговение после Великого поста.

Это праздник, переходящий по дате. Вычисляется по лунному календарю. Празднуют Пасху обязательно после еврейской Пасхи, в первое воскресенье после полнолуния, которое в свою очередь впервые наступило после весеннего равноденствия. Праздник приходится на временной интервал с 22 марта по 25 апреля по Юлианскому календарю. Пасха приурочена к чудесному воскрешению Иисуса Христа. В Евангелие говорится о том, что на Страстной неделе в пятницу Господь был распят на кресте и погребен. Ночью с субботы на воскресенье к гробу Господнему пришли женщины. Одна из них была грешница Мария Магдалина. Они обнаружили, что гроб пуст. Тогда к ним спустились два мужа и спросили, почему они ищут живого среди мертвых. Кроме того, праздник связывают с языческими поверьями о возрождении природы после зимы, жизнью и обновлением. Узнать историю возникновения праздника можно из первоисточника – Библии, в книге «Исход». Название «Пасха» возникло от еврейского слова «песах», что означало «перескочить через что-то». Так Господь «перескочил» дома евреев, когда насылал беды и поражал первенцев Египта за то, что египетский фараон не хотел освобождать еврейский народ от рабства. Этот день стали называть Пасхой. Новое значение приобрело слово после распятия и воскрешения Христа в канун еврейской Пасхи. Богослужения в храме проходят ночью с субботы на воскресенье. Служба состоит из нескольких частей:
  1. «Полунощница». Посвящена молитве Христа в Гефсиманском саду. Полуночный Благовест - колокольный звон возвещает о Воскресении. Зажигаются свечи и лампады. Священники в белом сане поют «Ангелы на небеси…». Затем проводят крестный ход. Освящают яйца, пасхальные куличи, творожные пасхи и все, что приготовлено для праздничного стола.
  2. «Заутреня» начинается после возвращения в храм и открытия «райских врат». Исполняются молитвы, возвещающие о воскрешении и победе Христа. После песнопения произносят пасхальное приветствие – «Христос воскресе!», отвечают – «Воистину воскресе!». Целуются троекратно, обмениваются крашеными яйцами.
  3. Следом «заутрени» начинается праздничная литургия. Она завершается освещением квасового хлеба – артоса.


После церкви люди собираются за семейным столом для праздничного разговения. По традиции начинать трапезу нужно с освященного пасхального яйца и кулича или пасхи. Традиционно праздничный стол должен быть щедрым, состоять из 48 блюд – за каждый день Поста. Обычно готовят семейные традиционные блюда. Праздничные яства нужно правильно расставить на столе. В центре размещают освященные в церкви продукты. На блюдо с зеленью выкладывают кругом 12 крашеных яиц, а в центр – одно белое, символ Иисуса и апостолов. Главным символом праздника Пасхи стали крашеные яйца. Корни традиции лежат в легенде о том, как Мария Магдалина пришла с известием о воскрешении Христа к императору Тиберию и преподнесла в дар белое яйцо. Император ответил, что воскрешение невозможно так же, как и невозможно изменить цвет яйца с белого на красный. Но яйцо приобрело красный цвет – символ крови Иисуса. Яйцо символизирует жизнь, обновление, процветание. Окрашивание яиц переросло в целое художественно – прикладное направление. Раскрашивают натуральные яйца, деревянные, фарфоровые, бумажные, из драгоценных металлов. Существует множество направлений и техник росписей. Самыми распространенными в России являются крашенки – разноцветные однотонные яйца и писанки – расписанные узорами цветные яйца. Узоры символичны и продолжают тематику возрождения. Пасха – это творожный пирог в виде пирамиды. Форма символизирует Гроб Господня. Обязательно должна присутствовать аббревиатура ХВ.


Пасхальный кулич – сладкий хлеб на дрожжевом тесте с большим количеством яиц и масла. Именно поэтому куличи долго не черствеют. Чем богаче украшен праздничный хлеб, тем благополучнее будет год, хорошим урожай. Праздничный кулич является символом преломленного хлеба Иисусом на вечере с апостолами. Пекут хлеб в чистый четверг. В праздничный день меняются куличами с родственниками и друзьями, подают неимущим, бедствующим. Важный символ Пасхи – Благодатный огонь. Его выносят из Гроба Господня в храме Иерусалима каждый год в субботу перед праздником. Символизирует появление света из Гроба Господнего, воскрешение Иисуса.

В разных странах существуют самые разнообразные традиции празднования Пасхи. Танцуют, водят хороводы, поют народные праздничные песни, бьют и катают на скорость яйца, загадывают желания. Пасха собирает за праздничным столом близких и дальних родственников, разных возрастов и социальных уровней, остаются забытыми в прошлом обиды и недопонимания. Праздник объединяет души, дарит надежду и любовь к людям.