Вырезание ножницами в детском саду. Как правильно держать ножницы? Полезные советы

Екатерина Терентьева
Консультация для родителей «Как научить ребенка пользоваться ножницами»

Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику рук и, следовательно, положительно влияет на развитие речи малыша.

С какого же возраста можно доверить ребенку вырезать ножницами ? В детских садах вырезать ножницами начинают со средней группы – после четырех лет. На занятиях по аппликации в средней группе дети впервые знакомятся с ножницами . Сначала они учатся резать полоску бумаги по прямой линии, затем начинают вырезать простейшие геометрические фигуры. Конечно, не у всех ребят с первого раза получается освоить ножницы . Маленькие ручки не слушаются, бумага рвется, и очень хочется все бросить и убежать играть. А чтобы работа получилась красивой и аккуратной, необходимо приложить огромные усилия. Поэтому необходима предварительная работа перед занятиями аппликацией. Рекомендуется в свободное время предложить детям поработать ножницами : вырезать различные фигуры из бумаги. Ведь когда работаешь в группе, появляется соревновательный дух. Так, играючи, дети осваивают новый для них вид деятельности – вырезывание. Но, конечно, необходимо и дома продолжать тренироваться, тогда результаты будут намного выше. Ниже даны советы для родителей , как правильно учиться вырезать вместе с ребенком .

Выбираем ножницы для ребенка

К выбору ножниц для малыша нужно подойти со всей ответственностью. Главным критерием должны служить безопасность и удобство. Маленькие и почти игрушечные ножницы с ручками в виде животных для обучения вырезанию не подойдут. Это должны быть самые что ни на есть настоящие ножницы : среднего размера с закругленными концами. Хорошо если ручки у ножниц будут резиновыми – они мягче и не скользят. Ну и, конечно, колечки у ручек ножниц должны подходить по размеру малышу. Лучше если одно колечко будет круглое (для большого пальчика, а вот другое удлиненное (для указательного и среднего пальчика) . Так ребенку будет легче , иначе пальчики разбегутся во все стороны.

Первые шаги к умению вырезать ножницами

Казалось бы, шаги эти довольно просты. Раз – открыли ножницы , два – закрыли их. Просто и понятно. Но для малыша это самое сложное, нудное и не интересное. Ведь ножницы нужно не просто открыть и закрыть, их нужно правильно держать. А не умелые детские пальчики так не хотят слушаться. Не получилось раз, не получилось два и малышу становиться скучно. Но ведь если не научить малыша правильно держать ножницы , открывать и закрывать их не меняя положения руки, то вырезать он ничего не сможет.

Как же преодолеть этот скучный этап на пути к умению вырезать ножницами ? На помощь придет театр теней и «Сказка о журавле и цапле» . Ножницы будут исполнять роль длинных клювов журавля или цапли. Для того, чтобы тень была похожа на клювы птиц, ножницы необходимо держать правильно. А для того, чтоб клювы шевелились, ножницы придется открывать и закрывать. Ребенок , заинтересованный в конечном результате, будет очень стараться. Если вы проявите фантазию и свой личный интерес, то это занятие точно не покажется ребенку скучным .

Начинаем резать бумагу

Наш малыш научился открывать и закрывать ножницы и при этом держать их прямо. Пора начинать пробовать резать бумагу. Начинать лучше с нарезания полосок.

Если у малыша не очень хорошо получается нарезать полоски и бумага рвется, то предложите ему обложки журналов, они поплотнее.

Как только малыш освоился с нарезанием полосок, можно пробовать вырезать по контурам. Для начала выбираем простые контуры с четкими линиями. Например, геометрические фигуры. Сначала квадрат или прямоугольник, затем треугольник или трапецию и наконец круг. Затем можно пробовать вырезать более сложные фигуры. Лучше всего вырезать из детских книжек на плотной бумаге или раскрасок. Тонкую бумагу вырезать сложнее, она при любом неудачном повороте ножниц может легко порваться. Вырезанные фигурки так же можно использовать в аппликациях .

Техника безопасности

Как только вы приняли осознанное решение дать ребенку ножницы , нужно сразу объяснить ему, что ножницы – это не игрушка . Пользоваться ими нужно только по назначению и только за столом. Вот основные правила безопасности использования ножниц :

- Ножницы нельзя брать без разрешения.

- Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить.

- Ножницы нельзя оставлять в открытом виде.

Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц , они острые и можно пораниться.

- Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед.

- Ножницы нужно хранить ручками вверх.

- Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнуться и пораниться.

- Ножницами нельзя вырезать на ходу.

Это основные правила безопасности, которые вы должны объяснить ребенку перед началом работы с ножницами . Вы же сами должны помнить, что маленького ребенка нельзя оставлять одного с ножницами в руках , особенно если он у вас не один. Такую роскошь можно позволить себе только ближе к школьному возрасту.

Желаем удачи и творческих идей!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как быстро научить ребенка читать» В подготовке детей к школе на одном из первых мест мы отнюдь не ставим обучение началом грамоты и математики. Ваш ребёнок прекрасно читает.

«Как научить ребёнка читать стихи с выражением». Консультация для родителей «Как научить ребёнка читать стихи с выражением». Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности.

Консультация для родителей «Уроки с волшебными ножницами» Департамент образования Администрации города Ноябрьска МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОЛОШКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Консультация для родителей «Как научить ребенка ответственности?» Как научить ребенка ответственности? Только тогда, когда ребенок научится отвечать за свои поступки, зарабатывать и не зависеть от родителей,.

Консультация для родителей «Как научить своего ребенка транспортной культуре?» Ребенок вырвался из рукЧтобы научить своего ребенка транспортной культуре, родителям, прежде всего, следует самим овладеть хотя бы азами.

Сегодня я расскажу вам, как научить ребенка вырезать ножницами круг. Для детей дошкольного возраста задача эта отнюдь не простая. И сегодня я хочу познакомить вас с приемами и методами, которые расскажут вам, как научить ребенка вырезать ножницами круг.

Прежде чем приступить к обучению малыша вырезать круги, убедитесь, что он хорошо владеет ножницами. Если ребенок умеет хорошо вырезать по контурам, нарезать бумагу на ровные полоски, то вы можете спокойно приступать к обучению. Если нет, то для начала обратитесь к статье

В детских садах дети начинают вырезать ножницами со средней группы (после четырех лет), а учиться вырезать круг начинают во втором полугодии учебного года. Вы ориентируйтесь на возможности своего ребенка.

Некоторые дети вполне могут вырезать круг и в три года, а некоторые и в пять лет затрудняются. Это совершенно не значит, что первые чем то лучше вторых. Все индивидуально. Мой сын не умел вырезать и в семь лет, не хотел и все. Зато он еще в шесть лет полюбил вышивать и это у него здорово получалось. У каждого свои способности.

И если ребенок что-то категорически не хочет делать насильно заставлять не следует. Занимайтесь с малышом только тем, что доставляет ему удовольствие.

Математическая сказка «Солнышко сравнивает круг и квадрат»

Детей дошкольного возраста учат вырезать круг из квадратных заготовок. Поэтому для начала предложите малышу рассмотреть круг и квадрат и сравнить их. Для этого вам необходимо приготовить заготовки круга и квадрата или использовать готовые из набора геометрических фигур. Фигуры должны быть одинаковые по размеру или круг немного меньше квадрата. Желательно что бы фигуры были контрастных цветов.

Все геометрические фигуры сравниваются путем наложения друг на друга. Естественно, что круг от квадрата отличается тем, что у первого нет углов. Круг может катиться, квадрат — нет. Предлагаю использовать математическую сказку «Солнышко сравнивает круг и квадрат».

Приложив немного фантазии вы сможете разыграть по этой сказке мини-спектакль. Главное приготовить необходимые атрибуты и распечатать текст сказки. Впрочем, сказка не обязательно должна быть в стихотворной форме. Можно пересказать ее и в прозе.

Жили-были у девочки Шуры
В коробке геометрические фигуры:
Круги, квадраты
И другие бравые ребята.

Однажды утром девочка Шура
Достала коробку с фигурами и решила построить домик.
Взяла она одну фигуру — жёлтый круг,
А вместе с ним выскочил его друг и брат —
Красный квадрат.

Но вдруг подул ветер
(Самый хитрый на свете),
Подхватил он круг и квадрат, и унес их,
Теперь им нет дороги назад.

Очутились друзья в волшебной стране,
Где все необычным покажется тебе:
Жители этой страны такие же, как у девочки Шуры,
То есть геометрические фигуры.

Вот идут по дороге круг и квадрат
И думают, как бы им вернуться назад.
Увидело их солнышко, удивилось
И на землю немедленно спустилось.
Здравствуйте, странники!

Куда вы спешите? И почему грустите?»
«Я — жёлтый круг, а это мой брат —
Красный квадрат».
«Разве вы братья? Что же,
Тогда вы должны быть друг на друга похожи.

Что бы узнать, похожи ли вы,
Давайте сравним вас со спины».
Круг подошел со спины к квадрату.
И что же мы видим с вами, ребята?

По высоте и ширине они равны,
Но у квадрата есть углы:
Прямые углы, как у книги и у стола,
Поэтому друзей перепутать нельзя.

Круг и квадрат слегка удивились,
Но решили дальше дружить
И снова в дорогу пустились…

Ещё он имеет четыре угла
Прямых, как у книги и у стола.
Другой друг, жёлтый круг,
Не имеет углов
И дальше пуститься в дорогу готов.

После того, как ребенок поймет разницу между кругом и квадратом, можете начинать учится вырезать из квадратной заготовки круг. При этом квадратная заготовка должна быть среднего размера. Очень маленькие или большие заготовки для обучения не подходят. Оптимальный размер квадратной заготовки 6 на 6 сантиметров.

Как научить ребенка вырезать ножницами круг методом срезания углов

Детей до пяти лет вырезать круг учат методом срезания углов. Все очень просто. У круга нет углов, значит чтобы квадрат превратился в круг углы нужно срезать. После того как вы срезали все четыре угла получился многоугольник. Все эти уголочки тоже нужно срезать. Остались еще острые уголочки? Их тоже долой. В конце концов у вас получиться достаточно ровный круг. Возможно с первого раза он будет и не совсем ровный, зато вырезанный самостоятельно.

Манипуляции ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы, которые есть в каждом доме, могут оказать очень большую помощь в подготовке ребенка к школе. А если Вы дадите ребенку ножницы еще до школы, года в 4-5 и научите правильно ими работать, то таких проблем в школе может совсем не возникнуть.Так что вместо журнала с наклейками купите ребёнку цветную бумагу, картон, клей и ножницы – пусть ребёнок сам вырезает и наклеивает картинки.

Предлагаем вам 7 простых, но очень дельных советов, как научить ребенка пользоваться ножницами.

1. Подберите правильные ножницы.

В магазинах можно найти ножницы практически любого размера, поэтому постарайтесь выбрать те, которые будут хорошо лежать в ручке ребенка. детские ножницы обязательно должны иметь закругленные кончики, чтобы малыш не укололся и не поранил товарища. Если Ваш малыш – левша, следует попытаться найти ножницы, созданные специально для леворуких детей (пользуясь обычными ножницами, держа их в левой руке, дети не видят линию разреза).

Для совсем маленьких существуют ножницы с пластиковой пружиной на рукоятке, которая облегчает резание. В зависимости от положения пружины - ножницы могут закрываться до конца (как обычные ножницы) или не полностью для безопасности во время работы.

Сейчас можно найти комплекты ножниц с фигурными лезвиями. Такие ножницы не только помогут развить моторику, но и творческий потенциал.

2. Используйте наклейки

Вначале надо приучить ребенка держать ножницы правильно, а потом уже пользоваться ими.Лучше всего приобрести для домашних поделок ножницы с большим кольцом, в которое помещается три пальчика ребенка. Удобнее всего взять ножницы большим и средним пальцами.

Пусть малыш держит ручку так, чтобы большой палец смотрел наверх. Наденьте на пальчик одно из колечек ножниц.

Пусть малыш проденет кончик среднего пальца в другое колечко.

Поместите указательный палец ребенка на второе колечко (снаружи).

Безымянный палец и мизинец должны быть подогнуты (упираться в ладонь). Иногда безымянный палец вкладывается во второе колечко вместе с указательным.

Для того, чтобы малыш знал как должны лежать ножницы в руке, наклейте наклейки на те места и те пальчики, которые будут задействованы.

3. Используйте разную бумагу

Для уроков обучения работе с ножницами лучше использовать довольно плотную бумагу, можно картон, но не толстый картон, так как его трудно разрезать порой даже взрослому. Хорошо подходят, кстати, обложки журналов, обложки тех журналов, которые плотные и толще обычных альбомных листов.

4. Дайте ребенку волю вырезать необычные материалы.

Очень скучно вырезать бумагу? Дайте ребенку волю вырезать необычные материалы.

Режьте ножницами тесто, трубочки для коктейлей, пенопостироловые лотки, фольгу, оберточную пузырчатую пленку, листья капусты и многое другое! Включите фантазию и Ваш ребенок получит море новых тактильных, звуковых, визуальных ощущений! Кроме того – это интереснейшее занятие развивает мелкую и крупную моторику, координацию глаз-рука

5. Играйте в игры и пойте песни

Чтобы ребенку не было скучно, поиграйте с ним в игру: «птичка прилетела в свое гнездышко – открывает клювик широко-широко», «птенчики выглядывают из гнездышка, зовут свою маму – открывают клювики мелко-мелко». Когда малыш почувствует себя увереннее, дайте ему бумагу и попросите показать, как ножницы кусаются.

6. Удобное место для занятий

Организуйте ребенку рабочее место, сядьте рядом (либо посадите ребенка на колени) и первый раз наглядно продемонстрируйте, как надо правильно пользоваться ножницами.

Обратите внимание, что при работе понадобится большое количество бумаги и емкость, куда складываем нарезанную бумагу. Вместе после занятия выносим его в мусорное ведро.

7. Делайте это занятие веселым

Для того, чтобы малыш с охотой занимался и учился, делайте занятия веселыми. Придумывайте различные задания и обыгрывайте их. Не выбрасывайте нарезки малыша. Вместе с ребенком «обыгрывайте» их в открытках, коллажах, поделках. И самое главное – хвалите свое пыхтящее чадо за любой, даже маленький успех, ведь он старается, в первую очередь, чтобы порадовать вас.