светлана широбокова
Конспект занятия в старшей группе «Масленица»
Конспект занятия в старшей группе «Масленица » .
Цель : дать детям представление о народном празднике, традициях празднования Масленицы .
Задачи :
Познакомить детей с традициями русского народа – праздником Масленица .
Развивать речь.
Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
Ход занятия:
Воспитатель : доброе утро, ребята. Перед началом нашего занятия , предлагаю вам проснуться и настроиться на хорошую работу.
Коммуникативная игра «Доброе утро» .
Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (поглаживание глаз, сделали пальцами «бинокль» , посмотрели на ребят).
Доброе утро, ушки! Вы проснулись? (потирание мочек, делаем уши «слона» )
Доброе утро, ручки! Вы проснулись? (одна рука поглаживает другую, хлопаем в ладоши) .
Доброе утро, ножки! Вы проснулись? (поглаживание ног, топаем ногами) .
Доброе утро, дети! Мы проснулись (машем руками над собой) .
Проснулись, и улыбнулись. (улыбаемся друг другу) .
Воспитатель : молодцы! Займите свои места.
Ребята, кто мне скажет, какое сейчас время года? (зима)
Воспитатель : вот сейчас я проверю, что же вы знайте о зиме и загадаю вам загадки про зиму и все, что с ней связано.
Отгадывание загадок :
1. Что за чудо – покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек –
Их укрыл пушистый (снег) .
2. Выпала из белой тучки
И попала к нам на ручки.
Эта снежная пушинка, серебристая (снежинка) .
3. Наши окна – как картинки.
Кто художник – невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал (мороз) .
4. В зимний день на пруд легло
Очень скользкое стекло.
Нас в хоккей играть зовет
Синий крепкий гладкий (лед) .
5. Бегут по дорожке
Доски да ножки (лыжи) .
6. Из овечьей шерсти тонкой
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять (варежки) .
Воспитатель : молодцы! А чем вам нравится зима (ответы детей?
Какие зимние забавы вам нравятся (ответы?
Физкультминутка «Зима» .
(воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения)
Мы зимой в снежки играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду скользим, мы скользим.
И снегурочку лепим мы, лепим мы.
Гостью зиму любим мы, любим мы.
Воспитатель : ребята, какая бывает зима? (ответы)
Бывает зима снежная, вьюжная, суровая, морозная, холодная, ледяная…
А бывает и ветреная.
Давайте мы с вами покажем какая бывает ветреная зима.
Дыхательная гимнастика «Ветер» .
Ветер дует слабо ф-ф-ф
Ветер дует сильно Ф-Ф-Ф
Давайте мы с вами попробуем превратить суровую зиму в ласковую. Как это можно сделать? Назвать ее ласково.
Игра «Назови ласково» .
Зима – зимушка
Снег – снежок
Сосулька – сосулечка
Мороз – морозец
Дерево – деревце
Ветер – ветерок
Горка – горочка
Лед – ледок
Холод – холодок
Санки – саночки
Воспитатель : молодцы. Но какой бы замечательной не была зима, приходит время уступить свой черед. Какое время года наступит совсем скоро? (весна)
Ребята, а кто мне скажет какой сегодня день?
Сегодня, ребята, не обычный день. Сегодня первый день праздника Масленицы . Что вы знайте об этом празднике? (ответы)
Воспитатель : чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы – Масленицу . Масленица – это праздник встречи весны и солнца. Длится он целую неделю и каждый день особенный.
Презентация.
Гимнастика для глаз «Лучик солнца» .
Солнышко уже теплее, радостнее. Вот и к нам в группу залетел лучик и хочет с вами поиграть.
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной (моргаем)
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись (круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду (влево)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду (вправо) .
Динамическая пауза.
Утром солнышко встает выше, выше, выше
К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже.
Воспитатель : ребята, а как вы думайте, почему символом масленицы является блин ?
Давайте мы с вами тоже «испечем блины» .
Пальчиковая гимнастика «Блины» .
Мама нам печет блины
Очень вкусные они.
Стала Маша гостей созывать
И Иван приди, и Степан приди
И Матвей приди, и Сергей приди
И Никитушка, ну, пожалуйста.
Стала Маша гостей угощать
И Ивану блин, и Степану блин
И Матвею блин, и Сергею блин
И Никитушке мятный пряничек.
Воспитатель : а как вы понимайте поговорку «Без блинов не масленица » ?
«Блинцы, блинчики, блины как колеса у весны» . (скороговорка) .
Воспитатель : молодцы, ребята! Сегодня вы очень хорошо занимались, отвечали. Давайте вспомним, какой праздник мы начинаем праздновать?
Сколько дней длится праздник? Как называется первый день праздника? Какой символ у праздника? Как люди празднуют масленицу ?
Публикации по теме:
«Масленица» для старшей и подготовительной группы Сценарий праздника Масленица (для детей старшей и подготовительной группы) Матрешка: Собирайся, народ! В гости Масленица ждёт! Мы позовём.
Конспект занятия «Масленица красная» Тема комплексно-тематического планирования «Масленица» Задачи: Закрепление способов рисования стилизованной фигуры человека - Масленицы.
Все! Все! Все на праздник. Весну встречаем, зиму провожаем. Начало праздника. Все приготовились. Предлагаем состязание. Кто сильный, кто.
Составила воспитатель МКДОУ детский сад №1 города Пудож Республики Карелия Санькова Валентина Михайловна Цель: Формирование у детей чувства.
Конспект тематического занятия с родителями во второй младшей группе (3–4 года) «Масленица» Масленица Конспект тематического занятия с родителями. (2-ая младшая группа 3-4 года) Участники: Дети, родители, воспитатели группы, воспитатель.
Описание материала:
Представляю Вашему вниманию конспект занятия » Масленица», который позволяет познакомить детей с традициями русского народа — праздником Масленица, развивает речь, воспитывает интерес и уважение к традициям русского народа.
Цель:
формирование представлений детей о традициях празднования русским народом, дать представление о значении каждого дня Масленицы.
Задачи:
— познакомить детей с традициями русского народа — праздником Масленица,
— активизировать активный словарь,
— развивать слуховое внимание, логическое мышление,
— воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
Материал: кукла- чучело Авдотья, аудиозаписи русских народных мелодий, репродукции картин русских художников, презентация Масленица.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель : Ребята! Отгадайте загадку!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают!
Холод, зиму провожают,
А весну с теплом встречают!
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?
Воспитатель: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.
Сюрпризный момент: Ой ребята к нам кто-то идет, (звучит музыка из русских народных песен про масленицу)
Героиня А.Н.
: Здравствуйте ребята, я пришла к вам в гости, рассказать вам о своем празднике-Масленица. А зовут меня Авдотьюшка Никифоровна. Хотите послушать мою историю?
Дети
: да
Героиня А.Н:
Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют в конце февраля, начале марта.
Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их.
Героиня А.Н: Ребята, а вы знаете, что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком!
Героиня А.Н: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!
Героиня А.Н: Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное — это блины! Блин — символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица!
Героиня А.Н: Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Поиграем в игру «Что за чем, и перед чем? »
Игра: «Что за чем, и перед чем? »
Героиня А.Н: Какой день наступает после понедельника? (Вторник)
Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг).
Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе!
Физ. минутка Исполняется русская народная песня «Блины»
Включение презентации про празднование «Масленицы»
Понедельник - Встреча.
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Вторник - Заигрыш.
В этот день начинались игры и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки, состязания устраивались.
Среда - Лакомка.
Чем лакомились на Масленницу- отгадайте?
Что на сковородку наливают да вчетверо сгибают? (Блин)
Героиня А.Н:
Молодцы!
В народе говорили: «Без блинов- не Масленица». Дети ходили на Масленицу из избы в избу, поздравляли с праздником и пели, угощали друг друга.
Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!
Дети отгадывают загадки:
1. Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (блины)
2. Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый (Хлеб)
3. Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье! (Бублик)
4. Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
5. «Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом» (Колос)
Героиня А.Н: Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? (Четверг)
Четверг - широкий, Разгуляй-Четверток.
В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.
Героиня А.Н:
Давайте и мы с вами попляшем, хоровод заведем
! (звучит хороводная песня)
Пятница и суббота
Ходили в гости. Для гостей готовили угощения. Какое? (Ответы детей)
В субботу сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
Воскресенье - прощенный день или проводы.
В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: «Прости меня, пожалуйста». «Бог тебя простит», - отвечали на это. Так заканчивалась Масленица.
Включение русской народной песни «Прощание с Масленицой»
Героиня А.Н:
Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица!
Игра с мячом: «Назови ласково»
Героиня А.Н: Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)
Героиня А.Н: Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось?
Дети: да.
Героиня А.Н: а теперь приглашаю вас на чаепитие с главным блюдом блинами.
Вопросы воспитателя:
Почему праздник назывался масленицей?
Что еще готовили хозяйки?
Как по-другому называли праздник масленицу?
Как люди праздновали этот праздник? (Рассказы 2-3 детей)
Конспект занятия по теме: «Масленица»
Цели и задачи:
1. Познакомить с праздником Масленицей.
2. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.
3. Развивать слуховое внимание, логическое мышление.
4. Активизировать активный словарь.
5. Совершенствовать умение ориентироваться во времени.
6. Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение.
7. Приобщать детей к русской истории.
8. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Логопед: Ребята! Отгадайте загадку!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают!
Холод, зиму провожают,
А весну с теплом встречают!
Логопед: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?
Логопед: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.
Логопед: Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.
Логопед: Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком!
Логопед: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!
Логопед: Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица! Давайте и мы с вами поиграем!
Подвижная игра: «Весна, весна красная»
Весна, весна красная водят хоровод
Приди весна с радостью
С радостью, с радостью,
С великой милостью!
Со льном высоким останавливаются, руки
Поднимают вверх, встают на
С корнем глубоким приседают, руки опускают вниз
С хлебами обильными! Бегут по кругу, взявшись за руки
Логопед: Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Поиграем в игру «Что за чем, и перед чем? »
Игра: «Что за чем, и перед чем? »
Логопед: Какой день наступает после понедельника? (Вторник)
Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг) и т. д.
Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе!
Понедельник - Встреча.
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Вторник - Заигрыш.
Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снеж- ные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.
Среда - Лакомка.
Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам. Логопед: Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!
Дети отгадывают загадки:
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (блины)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый (Хлеб)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье! (Бублик)
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)
Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печь)
"Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом" (Колос)
Логопед: Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? (Четверг)
Четверг - широкий, Разгуляй-Четверток.
В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.
Логопед: Давайте и мы с вами поиграем в снежки!
Подвижная игра «Снежок»
Раз, два, три, четыре, загибают пальчики
Мы с тобой снежок слепили лепят снежок
Круглый, крепкий, очень гладкий показывают руками круг,
Сжимают руки, гладят ладошки
И совсем, совсем не сладкий! грозят указательным пальцем
Раз – подбросим, подбрасываем воображаемый
Два – поймаем, «ловят» снежок
Три – уроним «роняют» снежок
И сломаем! топчут снежок ногами.
Пятница - Тещины вечерки.
На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабаушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
Суббота - Золовкины посиделки.
В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Логопед: Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица!
Игра с мячом: «Назови ласково»
Логопед: Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)
Воскресенье - прощенный день или проводы.
Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел раз-брасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.
Логопед: Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового вы узнали?
Ирина Сидоренко
Конспект занятия «Масленица» в старшей группе
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» ДО №2 Всеволожского района Ленинградской области
Конспект занятия
Масленица
Подготовила : воспитатель Сидоренко Ирина Евгеньевна
Область : Познавательное развитие знакомство с окружающим миром.
Образовательные задачи : Дать детям знания о русском народном празднике Масленица . Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины . Учить понимать народные потешки, заклички.
Развивающие задачи : Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.
Воспитательные задачи : Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.
Используемый материал : иллюстрации к празднику Масленица , иллюстрации с изображением народных гуляний; репродукции картин художников – И. Суриков «Взятие снежного городка» , Н. Кустодиев «Масленица » ,
Б. Кустодиев «Масляничное гуляние » , К. Юон «Зима. Ростов Великий» , «Весенний солнечный день» С. Михеев «Госпожа чесная масленица » . Аудиозапись «Звон колоколов» .
Словарная работа : балаган, потеха, скоморох, чучело, тесовый дом, закличка.
Ход занятия:
Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей) .
Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.
Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.
Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.
В этот праздник не скучают,
Все в веселье превращают.
Печь на улице стоит,
Выпекать блины велит.
С маком, творогом, капустой,
Чтобы было очень вкусно,
К самовару подходи –
Ароматный чай бери.
Масленицу назвали так , потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины . Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.
К блинам и оладьям полагалась особая еда : сыр, масло , рыба, творог.
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.
Села и города к Масленице преображались : ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Масленицу играли всем миром : взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.
В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.
Начинается Масленица в понедельник , который называется встреча.
С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.
Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу :
Как вставала я ранёшенько,
Убиралася быстрёшенько :
Пришла к нам Масленица ,
Принесла блинов да маслица !
После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали : «Приехала Масленица ! Приехала Масленица !»
А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение : Если хозяева подавали мало, дети их дразнили :
Паршивые блины, по аршину длины! -
и убегали.
К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы .
Больше всего любили катание с ледяных горок : кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу .
Во вторник - заигрыши.
С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых : «У нас горы готовы и блины испечены - просим жаловать» .
Среда - лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины» . Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг назывался разгуляем. Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни) .
Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы : конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.
Пятница - тещины вечерки - была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.
Суббота - золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.
Последний день Масленицы - Прощеное Воскресенье. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело - символ зимы. Провожают зиму до следующего года.
Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое : «Бог простит» . Уходит Масленица , а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.
На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.
Слайд 16,17
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица .
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
Ты пришла с добром,
Со блинами, пирогами
Да со оладьями.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари,
А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша Масленица !
После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.
А сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»
Игра «Гори, гори ясно»
Вопросы к детям.
Почему праздник назывался масленицей ? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу ? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей) .
Знакомство с весенними закличками.
Воспитатель : Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку :
Красное, разожгись!
С весной красною вернись!
Красно-солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!
Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди :
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!
Обсудить смысл закличек.
Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.
Публикации по теме:
«Масленица». Конспект развлечения на основе русского фольклора в старшей группе МБДОУ Д/С №93 «Улыбка» Воспитатель: Кириллова Г. Т. Высшая квалификационная категория г. Владимир Ведущий: Всех гостей и детей поздравляет.
Конспект интегрированного занятия «Кукла «Масленица» в подготовительной группе Цель: научиться выполнять народную обрядовую куклу на основе традиционной технологии Задачи: познакомить обучающихся с русскими обрядами.
Конспект интегрированного занятия-развлечения для старшей группы «Масленица» Цель: - Познакомить детей с народным праздником Масленица. - Совершенствовать навыки рисования карандашом и наклеивания. - Развивать глазомер,.
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе. Тема: «Масленица» Цель: Создать условия для знакомства детей с народными традициями.