Занятие для детей. Масленица

светлана широбокова
Конспект занятия в старшей группе «Масленица»

Конспект занятия в старшей группе «Масленица » .

Цель : дать детям представление о народном празднике, традициях празднования Масленицы .

Задачи :

Познакомить детей с традициями русского народа – праздником Масленица .

Развивать речь.

Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.

Ход занятия:

Воспитатель : доброе утро, ребята. Перед началом нашего занятия , предлагаю вам проснуться и настроиться на хорошую работу.

Коммуникативная игра «Доброе утро» .

Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (поглаживание глаз, сделали пальцами «бинокль» , посмотрели на ребят).

Доброе утро, ушки! Вы проснулись? (потирание мочек, делаем уши «слона» )

Доброе утро, ручки! Вы проснулись? (одна рука поглаживает другую, хлопаем в ладоши) .

Доброе утро, ножки! Вы проснулись? (поглаживание ног, топаем ногами) .

Доброе утро, дети! Мы проснулись (машем руками над собой) .

Проснулись, и улыбнулись. (улыбаемся друг другу) .

Воспитатель : молодцы! Займите свои места.

Ребята, кто мне скажет, какое сейчас время года? (зима)

Воспитатель : вот сейчас я проверю, что же вы знайте о зиме и загадаю вам загадки про зиму и все, что с ней связано.

Отгадывание загадок :

1. Что за чудо – покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек –

Их укрыл пушистый (снег) .

2. Выпала из белой тучки

И попала к нам на ручки.

Эта снежная пушинка, серебристая (снежинка) .

3. Наши окна – как картинки.

Кто художник – невидимка?

На стекле букеты роз

Нам нарисовал (мороз) .

4. В зимний день на пруд легло

Очень скользкое стекло.

Нас в хоккей играть зовет

Синий крепкий гладкий (лед) .

5. Бегут по дорожке

Доски да ножки (лыжи) .

6. Из овечьей шерсти тонкой

Как гулять – так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять (варежки) .

Воспитатель : молодцы! А чем вам нравится зима (ответы детей?

Какие зимние забавы вам нравятся (ответы?

Физкультминутка «Зима» .

(воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения)

Мы зимой в снежки играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду скользим, мы скользим.

И снегурочку лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы.

Воспитатель : ребята, какая бывает зима? (ответы)

Бывает зима снежная, вьюжная, суровая, морозная, холодная, ледяная…

А бывает и ветреная.

Давайте мы с вами покажем какая бывает ветреная зима.

Дыхательная гимнастика «Ветер» .

Ветер дует слабо ф-ф-ф

Ветер дует сильно Ф-Ф-Ф

Давайте мы с вами попробуем превратить суровую зиму в ласковую. Как это можно сделать? Назвать ее ласково.

Игра «Назови ласково» .

Зима – зимушка

Снег – снежок

Сосулька – сосулечка

Мороз – морозец

Дерево – деревце

Ветер – ветерок

Горка – горочка

Лед – ледок

Холод – холодок

Санки – саночки

Воспитатель : молодцы. Но какой бы замечательной не была зима, приходит время уступить свой черед. Какое время года наступит совсем скоро? (весна)

Ребята, а кто мне скажет какой сегодня день?

Сегодня, ребята, не обычный день. Сегодня первый день праздника Масленицы . Что вы знайте об этом празднике? (ответы)

Воспитатель : чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы – Масленицу . Масленица – это праздник встречи весны и солнца. Длится он целую неделю и каждый день особенный.

Презентация.

Гимнастика для глаз «Лучик солнца» .

Солнышко уже теплее, радостнее. Вот и к нам в группу залетел лучик и хочет с вами поиграть.

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной (моргаем)

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись (круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду (влево)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду (вправо) .

Динамическая пауза.

Утром солнышко встает выше, выше, выше

К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже.

Воспитатель : ребята, а как вы думайте, почему символом масленицы является блин ?

Давайте мы с вами тоже «испечем блины» .

Пальчиковая гимнастика «Блины» .

Мама нам печет блины

Очень вкусные они.

Стала Маша гостей созывать

И Иван приди, и Степан приди

И Матвей приди, и Сергей приди

И Никитушка, ну, пожалуйста.

Стала Маша гостей угощать

И Ивану блин, и Степану блин

И Матвею блин, и Сергею блин

И Никитушке мятный пряничек.

Воспитатель : а как вы понимайте поговорку «Без блинов не масленица » ?

«Блинцы, блинчики, блины как колеса у весны» . (скороговорка) .

Воспитатель : молодцы, ребята! Сегодня вы очень хорошо занимались, отвечали. Давайте вспомним, какой праздник мы начинаем праздновать?

Сколько дней длится праздник? Как называется первый день праздника? Какой символ у праздника? Как люди празднуют масленицу ?

Публикации по теме:

«Масленица» для старшей и подготовительной группы Сценарий праздника Масленица (для детей старшей и подготовительной группы) Матрешка: Собирайся, народ! В гости Масленица ждёт! Мы позовём.

Конспект занятия «Масленица красная» Тема комплексно-тематического планирования «Масленица» Задачи: Закрепление способов рисования стилизованной фигуры человека - Масленицы.

Все! Все! Все на праздник. Весну встречаем, зиму провожаем. Начало праздника. Все приготовились. Предлагаем состязание. Кто сильный, кто.

Составила воспитатель МКДОУ детский сад №1 города Пудож Республики Карелия Санькова Валентина Михайловна Цель: Формирование у детей чувства.

Конспект тематического занятия с родителями во второй младшей группе (3–4 года) «Масленица» Масленица Конспект тематического занятия с родителями. (2-ая младшая группа 3-4 года) Участники: Дети, родители, воспитатели группы, воспитатель.

Описание материала: Представляю Вашему вниманию конспект занятия » Масленица», который позволяет познакомить детей с традициями русского народа — праздником Масленица, развивает речь, воспитывает интерес и уважение к традициям русского народа.
Цель: формирование представлений детей о традициях празднования русским народом, дать представление о значении каждого дня Масленицы.
Задачи:
— познакомить детей с традициями русского народа — праздником Масленица,
— активизировать активный словарь,

— развивать слуховое внимание, логическое мышление,
— воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.

Материал: кукла- чучело Авдотья, аудиозаписи русских народных мелодий, репродукции картин русских художников, презентация Масленица.


ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель : Ребята! Отгадайте загадку!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Холод, зиму провожают,

А весну с теплом встречают!

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?

Воспитатель: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.

Сюрпризный момент: Ой ребята к нам кто-то идет, (звучит музыка из русских народных песен про масленицу)

Героиня А.Н. : Здравствуйте ребята, я пришла к вам в гости, рассказать вам о своем празднике-Масленица. А зовут меня Авдотьюшка Никифоровна. Хотите послушать мою историю?
Дети : да
Героиня А.Н: Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют в конце февраля, начале марта.

Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их.

Героиня А.Н: Ребята, а вы знаете, что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!

Героиня А.Н: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!

Героиня А.Н: Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное — это блины! Блин — символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица!

Героиня А.Н: Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Поиграем в игру «Что за чем, и перед чем? »

Игра: «Что за чем, и перед чем? »

Героиня А.Н: Какой день наступает после понедельника? (Вторник)

Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг).

Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе!

Физ. минутка Исполняется русская народная песня «Блины»

Включение презентации про празднование «Масленицы»


Понедельник - Встреча.

Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторник - Заигрыш.

В этот день начинались игры и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки, состязания устраивались.

Среда - Лакомка.
Чем лакомились на Масленницу- отгадайте?

Что на сковородку наливают да вчетверо сгибают? (Блин)

Героиня А.Н: Молодцы!
В народе говорили: «Без блинов- не Масленица». Дети ходили на Масленицу из избы в избу, поздравляли с праздником и пели, угощали друг друга.

Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!

Дети отгадывают загадки:

1. Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (блины)

2. Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый (Хлеб)

3. Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье! (Бублик)

4. Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)

5. «Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом» (Колос)

Героиня А.Н: Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? (Четверг)

Четверг - широкий, Разгуляй-Четверток.

В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.

Героиня А.Н: Давайте и мы с вами попляшем, хоровод заведем ! (звучит хороводная песня)

Пятница и суббота

Ходили в гости. Для гостей готовили угощения. Какое? (Ответы детей)

В субботу сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.


Воскресенье - прощенный день или проводы.

В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: «Прости меня, пожалуйста». «Бог тебя простит», - отвечали на это. Так заканчивалась Масленица.

Включение русской народной песни «Прощание с Масленицой»
Героиня А.Н: Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица!

Игра с мячом: «Назови ласково»

Героиня А.Н: Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)

Героиня А.Н: Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось?

Дети: да.

Героиня А.Н: а теперь приглашаю вас на чаепитие с главным блюдом блинами.

Вопросы воспитателя:

Почему праздник назывался масленицей?

Что еще готовили хозяйки?

Как по-другому называли праздник масленицу?

Как люди праздновали этот праздник? (Рассказы 2-3 детей)

Конспект занятия по теме: «Масленица»

Цели и задачи:

1. Познакомить с праздником Масленицей.

2. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.

3. Развивать слуховое внимание, логическое мышление.

4. Активизировать активный словарь.

5. Совершенствовать умение ориентироваться во времени.

6. Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение.

7. Приобщать детей к русской истории.

8. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Логопед: Ребята! Отгадайте загадку!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Холод, зиму провожают,

А весну с теплом встречают!

Логопед: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?

Логопед: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.

Логопед: Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.

Логопед: Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!

Логопед: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!

Логопед: Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица! Давайте и мы с вами поиграем!

Подвижная игра: «Весна, весна красная»

Весна, весна красная водят хоровод

Приди весна с радостью

С радостью, с радостью,

С великой милостью!

Со льном высоким останавливаются, руки

Поднимают вверх, встают на

С корнем глубоким приседают, руки опускают вниз

С хлебами обильными! Бегут по кругу, взявшись за руки

Логопед: Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Поиграем в игру «Что за чем, и перед чем? »

Игра: «Что за чем, и перед чем? »

Логопед: Какой день наступает после понедельника? (Вторник)

Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг) и т. д.

Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе!

Понедельник - Встреча.

Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторник - Заигрыш.

Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снеж- ные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.

Среда - Лакомка.

Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам. Логопед: Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!

Дети отгадывают загадки:

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (блины)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый (Хлеб)

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье.

Ну и объеденье! (Бублик)

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука)

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто)

Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

А зато когда сыта,

От Федоры – теплота. (Печь)

"Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом" (Колос)

Логопед: Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? (Четверг)

Четверг - широкий, Разгуляй-Четверток.

В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.

Логопед: Давайте и мы с вами поиграем в снежки!

Подвижная игра «Снежок»

Раз, два, три, четыре, загибают пальчики

Мы с тобой снежок слепили лепят снежок

Круглый, крепкий, очень гладкий показывают руками круг,

Сжимают руки, гладят ладошки

И совсем, совсем не сладкий! грозят указательным пальцем

Раз – подбросим, подбрасываем воображаемый

Два – поймаем, «ловят» снежок

Три – уроним «роняют» снежок

И сломаем! топчут снежок ногами.

Пятница - Тещины вечерки.

На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабаушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Суббота - Золовкины посиделки.

В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Логопед: Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица!

Игра с мячом: «Назови ласково»

Логопед: Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)

Воскресенье - прощенный день или проводы.

Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел раз-брасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Логопед: Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового вы узнали?

Ирина Сидоренко
Конспект занятия «Масленица» в старшей группе

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» ДО №2 Всеволожского района Ленинградской области

Конспект занятия

Масленица

Подготовила : воспитатель Сидоренко Ирина Евгеньевна

Область : Познавательное развитие знакомство с окружающим миром.

Образовательные задачи : Дать детям знания о русском народном празднике Масленица . Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины . Учить понимать народные потешки, заклички.

Развивающие задачи : Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи : Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Используемый материал : иллюстрации к празднику Масленица , иллюстрации с изображением народных гуляний; репродукции картин художников – И. Суриков «Взятие снежного городка» , Н. Кустодиев «Масленица » ,

Б. Кустодиев «Масляничное гуляние » , К. Юон «Зима. Ростов Великий» , «Весенний солнечный день» С. Михеев «Госпожа чесная масленица » . Аудиозапись «Звон колоколов» .

Словарная работа : балаган, потеха, скоморох, чучело, тесовый дом, закличка.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей) .

Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.

Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.

Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так , потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины . Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда : сыр, масло , рыба, творог.

На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.

Села и города к Масленице преображались : ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.

Масленицу играли всем миром : взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Начинается Масленица в понедельник , который называется встреча.

С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.

Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу :

Как вставала я ранёшенько,

Убиралася быстрёшенько :

Пришла к нам Масленица ,

Принесла блинов да маслица !

После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали : «Приехала Масленица ! Приехала Масленица

А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение : Если хозяева подавали мало, дети их дразнили :

Паршивые блины, по аршину длины! -

и убегали.

К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы .

Больше всего любили катание с ледяных горок : кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу .

Во вторник - заигрыши.

С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых : «У нас горы готовы и блины испечены - просим жаловать» .

Среда - лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины» . Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Четверг назывался разгуляем. Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни) .

Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы : конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.

Пятница - тещины вечерки - была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.

Суббота - золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.

Последний день Масленицы - Прощеное Воскресенье. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело - символ зимы. Провожают зиму до следующего года.

Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое : «Бог простит» . Уходит Масленица , а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.

Слайд 16,17

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица .

Ты прощай, прощай,

Наша широкая.

Ты пришла с добром,

Со блинами, пирогами

Да со оладьями.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари,

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончилось веселье.

Прощай, прощай,

Наша Масленица !

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

А сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»

Игра «Гори, гори ясно»

Вопросы к детям.

Почему праздник назывался масленицей ? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу ? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей) .

Знакомство с весенними закличками.

Воспитатель : Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку :

Красное, разожгись!

С весной красною вернись!

Красно-солнышко,

В дорогу выезжай!

Зимний холод прогоняй!

Солнышко-колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди :

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

Обсудить смысл закличек.

Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.

Публикации по теме:

«Масленица». Конспект развлечения на основе русского фольклора в старшей группе МБДОУ Д/С №93 «Улыбка» Воспитатель: Кириллова Г. Т. Высшая квалификационная категория г. Владимир Ведущий: Всех гостей и детей поздравляет.

Конспект интегрированного занятия «Кукла «Масленица» в подготовительной группе Цель: научиться выполнять народную обрядовую куклу на основе традиционной технологии Задачи: познакомить обучающихся с русскими обрядами.

Конспект интегрированного занятия-развлечения для старшей группы «Масленица» Цель: - Познакомить детей с народным праздником Масленица. - Совершенствовать навыки рисования карандашом и наклеивания. - Развивать глазомер,.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе. Тема: «Масленица» Цель: Создать условия для знакомства детей с народными традициями.