Что делать с умным ребенком. Полезные советы о том, как вырастить умного ребенка

Вы получите качественное обследование и рекомендации, а также скидку на лечение . Вы можете задать интересующий Вас вопрос гинекологу-эндокринологу в разделе «Задать вопрос ».

Регулярное профилактическое посещение врача - это залог отличного здоровья и долголетия. Посещать гинеколога необходимо каждой женщине раз в полгода. Но иногда возникает вопрос: к какому врачу обратиться ? К гинекологу , к гинекологу-акушеру или гинекологу-эндокринологу ? Ответ прост: обращайтесь к гинекологу, он проведет гинекологический осмотр и при необходимости назначит лечение. Гинеколог-акушер занимается ведение беременности и всеми вопросами, связанными с ней. Гинеколог-эндокринолог занимается изучением гормональной функции организма, проводит диагностику и лечение заболеваний, которые связаны с нарушением выработки тех или иных гормонов и их воздействием их на органы человека.

Все процессы в организме человека происходят под влиянием эндокринной системы. Под действием гормонов происходит закладка органов репродуктивной системы, рост и развитие женского организма. Эндокринная система оказывает влияние на психоэмоциональное и физическое здоровье женщины, на обменные процессы, а также на реализацию главной функции женщины - на способность к зачатию, вынашиванию и рождению ребенка.

Гормон эстроген помогает сохранять женщинам молодость, красоту и здоровье.
При эстрогенной недостаточности , как правило, у женщины ухудшается самочувствие. Это происходит из-за угасания функции яичников, в результате чего могут появиться приливы, вегетативные расстройства (повышение потливости; при этом женщину иногда бросает в жар, а иногда она обливается холодным потом; повышение артериального давления). При таких симптомах необходимо обратиться за консультацией к гинекологу-эндокринологу .

Избыток эстрогена плох также как и его недостаток, так как может привести к таким проблемам, как бесплодие, нарушение менструальной функции, формированию опухолевых процессов женских половых органов.

Еще один гормон, вырабатываемый яичниками, - прогестерон . Он отвечает за стабильность настроения во второй половине менструального цикла. Если количество данного гормона в норме, то настроение женщины отличное. При пониженном содержании прогестерона женщины испытывают боль в молочных железах, болезненные месячные. Такие женщины больше подвержены изменениям настроения (появляется раздражительность, депрессии) перед началом менструации. Прогестерон отвечает и за ход беременности. При недостатке прогестерона, как правило, не наступает беременность, либо случаются частые выкидыши.

В женском организме также вырабатывается и тестостерон , казалось бы "мужской" гормон. В мужском организме тестостерону принадлежит ведущая роль, в женском же - он вырабатывается в небольшом количестве. Тестостерон отвечает за сексуальное влечение, работоспособность.

Женщины с преобладанием тестостерона имеют склонность к мужским профессиям, а также обладают мужеподобной фигурой (широкие плечи, узкий таз и так далее).

Признаки гормонального сбоя в женском организме
О том, что в организме женщины происходит нарушение обмена веществ, гормональный сбой могут рассказать следующие признаки:
1. боль во время менструации ;
2. предменструальный синдром (ПМС) ;
3. частые изменения настроения;
4. потемнение волос на лице, руках;
5. изменение числа менструальных дней (нормальный менструальный цикл в среднем длится 21-36 дней; но если он меньше 21 дня или больше 36-ти - это уже свидетельствует о каком-то сбое в организме);6. необоснованная прибавка веса;
7. появление растяжек на коже груди, живота, бедер (растяжки могут появиться и в молодом возрасте, но, как правило, возникают во время беременности или после нее);
8. нарушение сна, головные боли ;
9. угревая сыпь ;
10. боли внизу живота ;
11. отечность ног и лица;
12. частые запоры;
13. повышенное артериальное давление с головными болями до тошноты и рвоты.

При появлении вышеперечисленных признаков плохого самочувствия необходимо обратиться к гинекологу-эндокринологу. Данные изменения в организме не стоит списывать на погодные условия или стресс. Зачастую они свидетельствуют об избытке или недостатке какого-либо гормона в женском организме. Но, данные признаки могут быть и симптомами других заболеваний. В любом случае консультация гинеколога-эндокринолога необходима. Заниматься самолечением народными, а также лекарственными средствами нельзя! Так как это может повлечь за собой серьезные осложнения.

Помните, Ваше здоровье в Ваших руках!

(2 голоса : 5,0 из 5 )

Последнее время все большую популярность набирают психологи, в том числе и детские. Культура обращения к психологу в России только-только начинает формироваться, и у многих родителей слово «психолог» вызывает настороженность: а кто это? Что этот человек сделает с нашим ребенком? Да и вообще — нужен ли этот психолог нашим детям? В большей степени этот вопрос интересует верующих пап и мам, которые зачастую выражают мнение, что если ребенок посещает храм и участвует в церковной жизни, то никакие психологи ему не нужны, все можно исправить одной лишь молитвой и Таинствами.

Однако, это мнение не обосновано, и воцерковленные люди тоже могут нуждаться в психологической помощи. Помощь таинствами не отвергает помощи медицинской или иного рода. Хорошо использовать все средства.

В каких случаях родителям следует обратиться к психологу?

Если имеются устойчивые нарушения в его поведении (ребенок излишне плаксив, агрессивен, тревожен и т.п.).

Если между родителями и ребенком нет взаимопонимания.

Если в семье сложные отношения между родственниками.

Как поступать в случае смерти одного или обоих родителей, а так же в случае развода.

Если у ребенка имеются трудности в обучении.

Если ребенок не находит общего языка с одногруппниками или одноклассниками.

Если у ребенка диагностированы: задержка психического развития (ЗПР), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), посттравматический стресс (ПТСР) и т.д.

Вообще любая ситуация, которая настораживает родителей, ситуация, о которой родители могут сказать, что они не справляются с ребенком, — повод обратиться к психологу. При этом важно не тянуть с визитом к специалисту, потому что психика ребенка развивается очень быстрыми темпами, одна нерешенная проблема повлечет за собой другие. Впоследствии уже во взрослом возрасте такой человек всю жизнь будет страдать от комплексов и застарелых обид, недопонимания, от неумения выразить свою любовь.

При выборе психолога следует узнать отзывы о нем других обращавшихся за помощью людей. Сейчас в моде «православные» психологи, среди которых действительно православных людей единицы, а остальные просто, выражаясь современным языком, присваивают себе трендовое название, причем некоторые зачастую даже не имеют соответствующего образования. Поэтому не стоит доверять словам, даже если психолог утверждает, что он работает по благословению старца такого-то или епископа такого-то. У психолога должен быть документ о психологическом образовании, не стесняйтесь его попросить.

Психологические проблемы не решаются одним-двумя посещениями. Это длительный процесс. Однако, если после нескольких посещений вы не наблюдаете никаких сдвигов вообще, то стоит поменять специалиста.

Азбука воспитания

До чего же мы любим улучшать всё, что вокруг нас. Иногда это желание абсолютно естественно: кто же, например, не хочет сделать своего ребёнка счастливее, чем он есть? Наверное, именно этим мы, родители, и заняты ежечасно, «колдуя» над чадом с вдохновением творца-гончара. Но порой в погоне за составляющими счастья (а кто наверняка знает, из чего состоит его «набор»?) это желание превращается в цель, а то и самоцель. И получается абсурдная картина: родители, забыв уже о счастье и покое, пытаются изо всех сил сделать своего ребёнка, скажем, талантливее или умнее.
Можно согласиться, что талант и интеллект могут быть составляющими счастья, но разве можно улучшить идеальное и дополнить целое? Природа каждому из нас всё дала сполна, наделила максимумом возможностей и талантов. Другое дело, что не всегда мы умеем распорядиться должным образом её дарами, и далеко не все ресурсы используем. Поэтому, если никто не возражает, то сформулируем нашу святую родительскую задачу более корректно: мы не «улучшаем» ребёнка, а помогаем увидеть данную при рождении россыпь бриллиантов и разумно распорядиться драгоценностями. Учим умению познавать самого себя и открывать в себе способности, в том числе и интеллектуальные – кстати, как раз о них и речь.

Вот тут, кажется, проблем нет: стоит только зайти в магазин развивающих игрушек, заглянуть в детский развивающий центр или набрать в поисковике соответствующий запрос, глаза разбегаются от обилия, разнообразия и яркости – кружки, развивающие и интеллектуальные игры, онлайн тренажёры внимания, памяти, мышления, обучающие мультфильмы. Море информации впечатляет, а яркость подачи ошеломляет. Но отчего-то сами по себе эти инструменты не работают, будто надёжный замок остался без ключика. В чём дело?

В физике есть закон Вебера-Фенхера. Его суть проста: чем сильнее раздражитель, тем больше притупляется и огрубляется наша чувствительность. Интересно, что работает он не только в области физиологии, этот закон актуален и для эмоциональной сферы, и для творческой и, конечно же, интеллектуальной. Самый первый фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда» в позапрошлом веке заставлял падать в обморок чувствительных барышень, сегодня ужастики в 3D формате – это норма даже для детей. Бедные чувствительные барышни 19 века, что бы сейчас было с ними?! Мы сравнительно спокойно воспринимаем ежедневный блок новостей, когда каждая новость-трагедия способна повергнуть в состояние горя любого, у кого есть душа и сердце. Нет, мы не бессердечны и равнодушны, просто душа надевает панцирь, иначе бы сердце разорвалось.

Вот и с развивающе-обучающими инструментами та же история – их слишком много, они слишком ярки, они рекламируют себя слишком громко. Но ведь наша задача – помочь ребёнку услышать самого себя. А это возможно только в тишине. Что может раскрыть интеллектуальные способности ребёнка ненавязчиво и не специально? Вот несколько примеров.

Занятия музыкой – это же математика и комбинаторика! Доказано, что дети, играющие на каком-либо инструменте, развиваются интеллектуально быстрее сверстников. Уникальное занятие, позволяющее сохранить баланс между логикой и интуицией. Главное, выбрать свой способ «дружбы» с музыкой, чтобы не превратились интересные уроки в каторгу и повинность.

Общение с природой – изумительный способ гармонично и разносторонне строить свой образ. Достаточно чуть-чуть направить внимание ребёнка, обратить внимание на малое – и природа, как мудрый учитель, примет в ученики своё дитя и научит тому, чему не научит ни одна школа.

Физические упражнения – ещё один способ развить интеллект ребёнка. Правда, тут же приходит на ум пословица: «сила есть – ума не надо», но на деле получается всё наоборот. Оказывается, дети, умеренно занимающиеся спортом, показывают более высокие результаты в решении логических задач, чем ребята, не увлекающиеся физкультурой.

Ещё важную роль в интеллектуальном развитии маленького человека играют, казалось бы, простые физиологические процессы: здоровое питание и полноценный сон. Баланс (или его отсутствие) белков, жиров, углеводов, витаминов и микороэлементов способно влиять на состав крови и оказывать воздействие на мыслительные процессы в течение длительного времени. Так даже одноразовое неумеренное употребление жиров способно снизить интеллектуальные показатели на несколько дней. А спасительное, почти волшебное, хоть и кратковременное воздействие глюкозы в виде, например, шоколадки испытывал на себе, наверное, каждый студент во время напряжённой сессии. Не меньшее значение имеет для детей полноценный сон. Причём, в его компетенции не только спокойствие нервной системы – экспериментально доказано, что лучшая успеваемость как раз у тех детей, кто высыпается. Учёные считают, что если ребёнок не доспал два часа, его умственные способности снижаются почти на два года! То есть, не выспавшийся пятиклассник соображает примерно на уровне третьеклассника.

Совместное чтение – прекрасная семейная традиция, которая не только делает родителей и детей ближе друг к другу, но и развивает интеллектуально и тех, и других. Любым способом – просто вслух, по очереди или по ролям – чтение обогащает словарный запас, расширяет кругозор, дарит интонационное богатство речи, позволяет прикоснуться к иному способу мышления.

И всё же самое главное развивающее средство, раскрывающее все таланты и способности – это гармония в семье, «погода в доме». Тревожность и нервозность не дают ребёнку развиваться полноценно ни в одной сфере. И, напротив, вера в человека, добрая поддержка, безусловная любовь делают чудеса. И снова любопытный эксперимент: учителю 1 класса в начале года сообщают, что у него учатся несколько одарённых ребят. Причём, дети выбраны в случайном порядке. К концу года именно эти дети удивительным образом отличаются от остального класса по успеваемости и по развитию, они мыслят свободнее и интереснее сверстников. Просто учитель смотрел на них немножко другими глазами, и его вера и ожидания сделали своё дело.

Как-то слишком просто получилось? Наверное. И в этом есть своя прелесть. « Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» – сказал Франсуа Рабле. Не обязательно брать количеством информации – для развития достаточно тонкого импульса и точного вектора, остальное уже есть внутри маленького, но воистину бездонного человека.

Друзья мои, здравствуйте. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как вырастить умного ребенка. Если вы думаете, что садик, школа и кружки смогут это сделать за вас — то вы ошибаетесь. Хотите знать, почему? Тогда читайте дальше.

Многие родители, я уверена, хотят, чтобы их ребенок вырос не только здоровым и счастливым, но еще и умным. Для этого они записывают своих крох на различные развивающие занятия, часто забывая о том, что только они сами могут наиболее эффективно развить умственные способности ребенка.

Ведь именно родители по кирпичикам выстраивают дальнейшую судьбу собственного малыша, и от них напрямую зависит степень его интеллектуального развития, а все развивающие занятия являются к этому лишь хорошим дополнением.

Необходимо еще помнить о том, что интеллектуальные способности ребенка развиваются более интенсивно в первые три года жизни, поэтому кроме заботы о физическом развитии ребенка, родители должны всегда помнить и о работе над его интеллектуальном развитии. Сами по себе дети умными не вырастают!


Каждый родитель должен разработать целый стратегический план по умственному развитию своего ребенка и ни на шаг от него не отступать!

Самое главное, о чем должен помнить каждый родитель — это то, что заниматься умственным развитием своего ребенка обязательно надо систематически и регулярно, а не от случая к случаю.

Заведите свой домашний дневник развития ребенка и составьте подробный план, когда и чем вы будете заниматься. Это очень действенный и эффективный метод работы по развитию своего ребенка. Старайтесь каждую свободную минуту уделять своему ребенку, а для этого сократите время, потраченное на просмотр телевизора, болтовню по телефону и зависание в соц. сетях!

Занимайтесь со своим ребенком каждый день хотя бы по 30 минут , и уже через некоторое время вы увидите, как ваш ребенок начнет активно развиваться!

Девочки, предлагаю вам купить и скачать на выбор любую из книг одного из лучших педагогов России Олеси Жуковой:

  1. «Как вырастить умного ребенка. От рождения до 3 лет »
  2. «Задачки для ума. Развиваем сообразительность »
  3. «Самая первая книга знаний вашего ребенка. От 6 месяцев до 3 лет »
  4. «Обучающие игры для малышей. От 6 месяцев до 3 лет »
  5. «Умней-ка! Большая книга для занятий с малышами »
  6. «Книга заданий и упражнений по развитию интеллекта »

Проводите с ребенком дома самые разнообразные занятия , такие как , аппликация, разгадывание ребусов и загадок. Не следует забывать и о физических упражнениях, которые тоже положительно влияют на общее развитие ребенка.

Старайтесь как можно больше книг , а потом обязательно задавайте вопросы и обсуждайте прочитанное.

Всевозможные конструкторы, мозаики, пазлы, настольные игры — тоже станут вашими хорошими помощниками.

Подавайте сами ребенку хороший пример. Пусть он как можно чаще видит, как вы читаете, занимаетесь самосовершенствованием и собственным интеллектуальным развитием.

Помните, что именно от вас зависит будущая судьба вашего ребенка , потому к этому вопросу необходимо подойти серьезно, ответственно и безотлагательно!

Советую посмотреть видео по нашей теме:

Если вы не знаете, с чего начать и как заниматься с ребенком, то советую изучить курс
« Народная педагогика: как дать малышу самое лучшее ». Это подробный план действий для родителей, который включает в себя уроки по воспитанию, развитию, общению с крохой. Поверьте, после этого курса вы сможете вырастить малыша счастливым, здоровым и умным.

Читайте еще больше статей по развитию и обучению малыша на данном блоге, а также подписывайтесь на его и делитесь информацией в соцсетях. Удачи вам, мои дорогие!


Как вырастить умного ребёнка? Попробуем найти ответ в личном опыте тех, кто уже сумел воспитать детей с выдающимися интеллектуальными способностями.

Новосибирский школьник Максим Борисов – финалист телеигры «Самый умный». На протяжении нескольких лет он принимает участие в проекте, удивляет зрителей своей эрудицией и глубокими знаниями.

В этом интервью мама Максима, Татьяна Юрьевна отвечает на вопросы, есть ли у неё какие-то собственные секреты обучения, с какими проблемами сталкиваются родители одарённых детей и как школа может убить интерес к знаниям.

— Многие мамы, вдохновившись идеями раннего развития, учат малышей с двух месяцев читать, с трёх - считать, в надежде, что в школе ребёнок будет показывать выдающиеся результаты. У вас есть собственные секреты воспитания?

— В ситуации с Максимом процентов восемьдесят заложено генетикой, я в этом уверена абсолютно. Потому что когда совершенно независимо от твоих усилий ребёнок в три года, ещё не умея толком говорить, начинает читать бегущую строку, по-другому это невозможно объяснить. Есть такое выражение «природа отдыхает», я думаю, природа отдохнула на мне, потому что мне всё доставалось с трудом – и отличная учёба в школе и всё остальное.

А у Максима как-то всё легко и само по себе, с малолетства. Первая книжка, которую он начал читать - толстенный справочник товаров, в нём маленькие картинки и подписи к ним. Он сидел и листал их до бесконечности. Начал показывать буквы, ещё когда не умел говорить. Читать стал сразу словами. До сих пор не понимаю, как это всё происходило, но о том, что слова делятся на слоги, он узнал, только когда пошёл на подготовительные занятия к школе.

Читал он всегда очень много. Каждый день мне нужно было вернуться домой с работы с какой-нибудь книжкой, любой, даже самой маленькой. С малолетства он включал в речь какие-то фразы из книг. Так однажды в песочнице, когда я забирала его домой, он громко произнёс: «Друзья, смеркается, не пора ли нам по домам!». Мамочки рты пораскрывали, дети вообще не поняли, о чём это он.

Никаких специальных методик или занятий у нас не было. Он был самым обычным, далеко не идеальным, очень шумным ребёнком. Даже если он читал книги, он тут же бегал, одновременно могло быть открыто три книги.

Действительно необычно то, что память у ребёнка феноменальная, этого не отнять. Но это всё было дано природой. И я думаю, что большинству детей по определению очень много природой отпущено. Просто кто-то из родителей в силу занятости сажает ребёнка в три года за компьютер, и он там пропадает навсегда. А кто-то не сажает. У нас, так получилось, компьютер появился уже в классе седьмом. Поэтому всё детство Максим читал книги, в основном энциклопедии.

И, как ни странно, нашим другом был телевизор. Ребёнок смотрел на всё широко открытыми глазами. Тогда появились первые познавательные каналы, вроде Animal Planet, смотрел их и мультфильмы. Он впитывал всё в себя, как губка. Единственное, что нам оставалось, это не мешать, а помогать: покупать бесконечные книжки, игрушки, кассеты.

В четыре года мы стали учить Максима английскому, на шахматы записали. Если ребёнок быстро всё схватывает, надо было его чем-то занимать.

Мы самые обычные люди. Я не знаю, откуда у него всё это, природой дано. Я до сих пор, когда мне нужно до него достучаться, говорю: «Тебе столько отмеряно, что если ты это не будешь использовать, Господь тебя накажет».

— Получается, как будто он сам всему научился?

— Далеко не всё было гладко. Были проблемы с любыми занятиями, связанными с мелкой моторикой. Он не брал в руки карандаши и ручки, не хотел писать, а я насильно не заставляла. Ему не была интересна лепка или конструкторы. До сих пор, всё что нужно делать руками, не любит.

С почерком проблемы. Когда мы поступали в первый класс, на тестировании психолог попросила нарисовать рисунок на тему «я пошёл в школу». Максим пыхтел долго, приносит рисунок: на листке наискосок какой-то заборчик. Вгляделись и видим, он написал «я пойду в школу» одной строчкой. Не нарисовал, а записал фразой, так как понял. Он через буквы и фразы воспринимает этот мир.

И при этом терпеть не мог писать сочинения. Я до сих пор помню его первое сочинение в школе. Дали задание на дом: написать текст из пяти предложений про осень. Написал, подхожу, читаю: «Осень. Тихо. Падают листья. Иногда идёт дождь. Какая прекрасная пора!»

— Может быть, это чувство юмора такое тонкое!

— Да какое там чувство юмора! Нет, лень двигатель прогресса. Вообще я никогда не заставляла его особо что-то делать, не хочешь рисовать - не рисуй, возьми книжку почитай. И особых проблем никогда не было. Главное, чтобы было чем заняться. Это был главный «гундёж»: давай что-нибудь поделаем, давай поиграем. Это так трудно, с такими детьми надо постоянно разговаривать, не отмахиваться. Вот мы гуляем по зоопарку четыре часа, домой приходим, укладываю спать, сажусь рядом, и он просит рассказать ему о том, как мы с ним ходили в зоопарк. Представляете, сижу час и рассказываю: «Мы с Максимом сегодня ходили в зоопарк, он там видел медведя, ел мороженое…». Зачем ему это надо было?

— И всё-таки о раннем развитии детей, вы «за» или «против»?

Мне все мои друзья говорят, что я «балованая мать». Потому что мне кажется, что все дети такие. Со мной спорят, а я пытаюсь доказать: они все талантливые, просто вы этого не замечаете.

Моё убеждение: если что-то не дано, не стоит мучить ребёнка. Не надо мамочкам реализовывать в детях собственные амбиции, надо просто остановиться, посмотреть и послушать своего ребёнка. Да, он не станет никогда ни счетоводом великим. Но, может быть, у него руки золотые, и его нужно вовремя отдать в художественную школу. Не мучить его с чтением, а купить карандаши и краски, позволить изрисовать ваши обои, и, может быть, это и будет для него самым лучшим. И дальше в нём эти способности развивать, пускай даже он при этом будет иметь самый средний интеллект.

Другой ребёнок любит спорт, и пока он маленький, ведите его в фигурное катание или в бассейн. Пускай он не станет знаменитым спортсменом, но с малолетства будет в нём заложено стремление к лидерству. Но здесь, конечно, нужно всегда быть в напряжении, чтобы это стремление к лидерству не привело к чему-то плохому. Это трудно, это работа. Мало наклеить табличек, следуя методикам, пока он маленький. Гораздо сложнее воспитывать детей, когда они начнут подрастать. Они становятся такими неуправляемыми.

Нужно прийти к пониманию того, что дети нам ничего не должны. А мы вот обязаны, потому что мы их дали им жизнь. Я не говорю, что их нужно одеть в самое лучшее или накормить самым вкусным, нет, мы должны им в плане отношений.

— То есть, по вашему мнению, наблюдать и поддерживать достаточно, чтобы из ребёнка вырос умный и успешный человек?

— Я убеждена, чтобы ребёнок правильно развивался, нужны три составляющие .

Первое , это, конечно, поддерживать то, что дала природа, помогать развивать.

Второе - окружение, оно имеет огромное значение. Человек - создание не статичное, он постоянно меняется и либо дотягивается до уровня тех, кто умнее и успешнее, либо становится хуже, чем есть, равняясь на окружающих людей. Всё зависит от того, кто рядом. Я иногда завидую семьям академиков: показывают их в каких-то программах, за спиной - книжные стеллажи во всю стену. Представляете, как такая среда сама по себе воспитывает!

Ну и третья, очень важная составляющая - педагоги. Прежде чем повести ребёнка в школу, не надо смотреть на её регалии и престиж. Сходите и посмотрите в глаза учителям младших классов, и вы сделаете правильный выбор.

Нам очень повезло с первой учительницей, они отлично с Максимом сошлись по темпераменту, она его понимала и заинтересовала учёбой. Он из школы не хотел уходить! Он очень любил выступать у доски и расстраивался, когда его не спрашивали. Она умела найти подход и объяснить, что он не один в классе и у доски должны отвечать все, а не только он. Потом тоже были очень хорошие учителя. Максим любил выступать на научно-практических конференциях. Однажды делал проект по экологии, и учительница всместе с ним ходила на улицу брать у прохожих интервью: «Что вы думаете насчёт загрязнения окружающей среды?». В итоге удивительная работа получилась.

А на следующий год была другая учительница, просто дала книжек почитать. И на этом как-то интерес утих. Педагоги играют очень важную роль.

В средней школе вообще интерес к учёбе пропал. Вместо любимой учительницы пришла педагог старой формации, которая говорила, что «он звездит». В итоге они не нашли общий язык. А я понимала, что он не охладел к информации, а просто исчез живой интерес к учёбе и школе. Я считаю, что это проблема нашего образования, среднее звено в школе провальное, 30% детей «теряются» как раз в этот период.

— В нашей стране «одарённые дети» – особая категория школьников. На ваш взгляд, достаточно ли ресурсов и возможностей, чтобы такие дети могли разивать свои таланты?

— В моём понимании, возможности есть, но их нужно уметь разглядеть и правильно использовать. Проходят олимпиады, конкурсы, но нужно о них вовремя узнать и найти подходящие. Многое зависит от школы. Есть ли там учителя-энтузиасты, заинтересованные в продвижении своих учеников. И конечно, от родителей, которым тоже нужно быть в теме, интересоваться. Для начала нужно захотеть заниматься развитием своего ребёнка.

— На сайте программы «Самый умный» постоянно повторяют, что «умным быть модно». Вы согласны с этим утверждением?

— Согласна абсолютно. Если применять терминологию наших детей, то есть «ботаники», а есть умные. Вот «ботаники» как раз не умные, а просто заучки. А умным быть даже не столько модно, сколько важно. Мне кажется, сейчас довольно много таких детей, которые совсем не такие, как наше поколение. Они просто фантастические дети, с необыкновенным интеллектом, невероятным объемом знаний, информационные ходячие энциклопедии. Это люди новой формации. И мне кажется, именно они принесут что-то новое в нашу жизнь.

Они, мне кажется, изначально рождаются уже с каким-то запасом знаний, только потом одни вспоминают больше, а другие меньше. Они обсуждают темы, которые требуют широкого кругозора. Когда встречаются с ребятами из телепроекта, обсуждают не шмотки или путешествия, а спорят на какие-то сложные темы, апеллируя к фактам, датам, фамилиям, которые я даже и не слышала никогда. Если у тебя нет этого запаса знаний, о чём и с кем ты будешь разговаривать? А так им интересно общаться друг с другом. Так что, мне кажется, не надо сейчас грешить на детей.

Но при всём при этом, они такие конформисты. Они умеют говорить то, что хотят слушать, то, что от них ждут. Главное, чтобы отстали. Приведу пример. У нас полугодие заканчивается, а пятерок Максим получил не достаточно, на мой взгляд. Едем в машине, он мне говорит: «Мам, я понимаю, я полгода ваньку валял, не учился. Всё, надо со следующего полугодия взяться за ум». Я всё слушаю, когда он замолчал, говорю: «Ты мне всё это говоришь, чтобы я сама не тратилась на эти речи?». То есть он сказал всё то, что я по этому поводу думаю. Как-то умеют они приспосабливаться, чётко знают, чего от них хотят и «на тебе, мама».

— А на самом деле хотят чего-то другого?

— Вот вы знаете, самое страшное, что на самом деле они ничего не хотят. Вернее, они не знают, чего хотят. Мы, их родители, выросли во времена, когда нас отпускали гулять с ключами от квартир на шее, был один на всех во дворе велосипед. Мы к моменту рождения наших собственных детей ещё сами не наигрались в игрушки, и поэтому, как только появилась возможность, стали буквально закидывать их всем. У них всё есть, им нечего хотеть.

Мы о чём мечтали? Чтобы во всём мире был мир, чтобы не было войны, потому что бабушки и дедушки наши воевавшие были ещё живы и это было нам близко. Мы живо обсуждали историю девочки, которой доктор пообещал выздоровление, если она соберет тысячу бумажных журавлей, и искренне хотели, чтобы эта девочка не умерла. Я нисколько не придумываю, так большинство из нас думали. Мы переживали за угнетённых в Африке, про которых нам рассказали на уроках политинформации и радовались, что живём в Советском Союзе, и у нас такого нет.

Поймите, это не ностальгия. Просто у современных детей такого нет, они этого хотеть не могут по определению. Нет идеи как таковой. О чём они могут мечтать? Чтобы наша экономика стала лучше? Да вряд ли. Обладать каким-то запасом знаний? Да их и так полно. Это хорошо, если ребёнок, например, в детстве нашёл собачку раненую и понял, что всю свою жизнь посвятит животным, и все его мечты и планы вокруг этого строятся. А если не нашёл своё?

Сегодня им не надо соревноваться, они все одинаковые. Вот мы, наше поколение, почему такие: всё берём и берём, потому что мы начали с одного уровня жизни и всё время достигаем чего-то. А у них и так всё есть, они сытые. Они отдыхают за границей. Мы не олигархи, но даже семья со средним достатком может позволить себе отправить ребёнка, например, учиться языку в летний зарубежный лагерь. Есть возможности. Я недавно сына спрашиваю: «Хочешь в Австралию на лето?» – такое ощущение, что в Тогучинский санаторий я ему предложила поехать.

Они очень просто относятся к деньгам. Даже если один разговаривает по айфону, а другой по простому телефону, они всё равно одинаковые, и им хорошо. У Максима и ребят, с которыми он общается, совершенно нет «вещизма», заставить купить новые джинсы невозможно, ему не надо.

Я недавно была в Австрии, и меня там поразили люди: они тоже ничего не хотят! У них всё хорошо, у них чистые, незамутнённые тревогой лица. И у них всё просто: если он сын пекаря, то будет пекарем всю жизнь. И ему от этого хорошо, у него достаток, он социально защищён, он печёт вкусные булки, которые нравятся людям, у него достойный образ жизни. Может быть, и наши дети к такому отношению к жизни постепенно идут.

Максим, при всём своём развитом интеллекте, выдаёт хороший, но средний результат. Мне-то надо лучше, мне надо больше пятёрок, чтобы на все олимпиады ходил и побеждал! А он всё время: «А зачем?». На все предложения «Мне не надо, мне и так хорошо».

— Вы не боитесь, что при таком отношении к жизни, при всех великолепных данных ребёнок просто не найдёт себя?

— Когда я над этим задумываюсь, меня это, конечно, тревожит. С одной стороны, он, конечно, амбициозен. С другой – не хочет ничего никому доказывать и очень ленив, по моим меркам.

Мне говорят: «Ты много хочешь от него». Но я уверена, чем выше планка, тем лучше. Пусть он не допрыгнет до неё, но он прыгнет явно выше, чем если заранее опустить планку. Так бы ходил легко и перешагивал.

Я понимаю, что тот уровень жизни, который мы сейчас имеем, он обеспечит без особого труда. В нашей стране нехватка кадров катастрофическая, это я вам как предприниматель говорю, у меня свой маленький бизнес. Если человек что-то из себя представляет, то можно вырасти. Пахать, конечно, нужно, но успехов можно добиться любому человеку, и без «богатого папы». Разница лишь в том, что стартовые возможности у всех разные, кто-то начинает с хорошей финансовой подушки, а кто-то с нуля.

А может быть, и не нужно стремиться быть олигархом. Если он не добьётся каких-то особых успехов, я к этому готова. Я просто знаю цену этих успехов. Я хочу, чтобы у меня был счастливый и здоровый ребёнок, и чтобы он дожил до старости. Главное, чтобы бревном на диване не лежал. Может быть, так должно быть, что лучше заниматься в жизни тем, что нравится, не напрягаясь. И может быть, Максим будет счастлив работать экскурсоводом в музее или обсерватории, тут вам и благодарные слушатели, и есть, где показать свои знания. Я для себя решила: всё что я могла ему дать, я в него вложила, а дальше, как будет. Главное, чтобы был счастлив.