Духовное развитие ребенка. Духовное развитие личности ребёнка через музыкальную культуру

Проблемы развития духовного потенциала личности дошкольника - ценностно приоритетные на фоне общего упадка духовной культуры общества. Они актуализированы насущными потребностями времени и недостатком внимания к образовательной работы по этому направлению во всех звеньях образования и в частности в дошкольном. Само понятие духовность имеет сложные, многокомпонентные трактовки философского, психологического, педагогического направления.

Поскольку духовный потенциал личности проявляется через ее духовные потребности и ценности (интеллектуальные, моральные, эстетические), эмоциональную культуру, нравственные и эстетические идеалы, мировоззрение, способность к творчеству, основные пути его формирования в дошкольном детстве лежат в плоскости социально-нравственного, эмоционально-ценностного, познавательного, художественно-эстетического и креативного развития ребенка. Реализация духовного потенциала и взрослого человека, и ребенка возможна на основе сложившейся (у дошкольника - заложенных основ) духовной культуры, компонентами которой является интеллектуальная, моральная, коммуникативная, художественно-эстетическая, национальная, семейно-бытовая, экологическая, правовая, христианская, морально-этическая культуры и тому подобное .

Прежде всего это касается процесса формирования у детей открытости к миру, воспитания навыков поведения, осознанного отношения к себе как свободной самостоятельной личности и к своим обязанностям, которые определяются связями с другими людьми, формированием готовности к восприятию окружающей информации, воспитанием сочувствия, сопереживания, желание узнавать людей, правильно действовать. Позиция открытости к миру, принятие мира и себя является добром. Оно бесполезно, щедрое, не требует вознаграждения. Позиционирует как условие гармоничного сочетания человека и общества, достижения ими совершенства.

Доброжелательность начинается в практическом взаимодействии «ребенок-взрослый». Взрослый представляет для ребенка общество, занимает центральное место в ее внутреннем мире, выступает носителем информации учебно-воспитательного содержания. Специфической эмоционально-чувствительной привязанностью характеризуются отношения ребенка с родителями. Совместное переживание радости и забот способствует детскому пониманию правил общежития в семье, ответственности за благополучие другого. Ребенок приобретает опыт правильности поступка и, как следствие, уверенного поведения. На их основе разворачивается и совершенствуется система отношений дошкольника к действительности. Опыт ребенка обогащается благодаря переживанию того, с чем он встречается в жизни, его открытости, пониманию, осознанию, активным действиям. Через общение с природой, рукотворным миром, культурными достижениями, позже - другими людьми, складывается общая картина мироздания и отношения к ней.

Большое влияние на духовное развитие ребенка имеет также окружающая среда (природа, маленькая семья, где ребенок родился, условия жизни). Природа, будучи средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляет на сбережения его богатств, вместе с тем содержит в себе огромный потенциал всестороннего развития личности .

Природа возбуждает любознательность ребенка, влияет на его сенсорику и вызывает чувство прекрасного. Можно без преувеличения сказать, что наиболее полно ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы .

Воздействуя на эмоции ребенка своими эстетическими качествами - совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, времени года, освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства.

Это способствует проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы. Привлечение ребенка к источникам духовности начинается с умения видеть красоту в окружающей среде: это и первый цветок, и нежный весенний листочек, и разноцветные деревья осенью, синее небо, и белоснежное покрывало зимы.

Восхищение природой родного края неразрывно связано с любовью к Родине. Ребенку свойственно инстинктивное интерес к месту, где он родился и живет, где родились его родители, родители родителей. Но патриотизм в его общечеловеческом смысле нужно воспитывать. В этом пригодятся рассказы об истории своего города или края, экскурсии к историческим памятникам, посещение театра.

Средством ценностного видения мира, становление национального характера, мировоззрения также яркое, образное родное слово.

Фольклор занимает значительное место в жизни ребенка-дошкольника. Детям доступны для понимания поговорки, пословицы, мирилки, дразнили, сказки, легенды. Если обзывалки (дразнилки) - это ответ ребенка на обиду, недоброжелательное отношение, недооценку добродетелей, желание восстановить справедливость через уязвимое слово, наказать обидчика, то мирилки используются с целью восстановления товарищеских взаимоотношений.

Мощным средством формирования духовных ценностей у дошкольников является региональная культурно-историческая среда, культурно-историческое наследие, культурно-историческое пространство. Особенности окружающей природы, менталитета, традиции бытия, художественно-эстетическое творчество родного края имеют значительный духовный влияние на детей. Принцип краеведения в работе с дошкольниками тесно связан с региональным подходом к отбору познавательно-воспитательного материала. В культурно-историческому наследию, как духовно-воспитательном средстве, заложены возможности формирования духовных ценностей детей и их семей .

Особое значение для формирования у детей дошкольного возраста духовных ценностей, учитывая их возрастные особенности (доминирование образного мышления, яркая творческое воображение, эмоционально насыщенные ощущения от общения с окружающим миром и способность к восприятию нового, яркого, красивого), имеет искусство. Именно различные виды искусства, которые являются составной культурно-исторического наследия региона, позволяют ребенку усвоить систему духовных ценностей, сформировать возвышенное, оптимистическое, радостное, одухотворенное восприятие действительности, понимание прекрасного в жизни и искусстве.

Таким образом, сложный процесс становления человека, формирования его духовности происходит под влиянием целого ряда условий (объективные природные и социальные факторы, в которых живет человек, воспитательное воздействие на личность, приобщение личности, формируется, к участию в практической деятельности, самовоспитания). Фундамент духовного мира личности составляют знания, ум, вера и убеждения. Вера и убеждения составляют основу формирования мировоззрения личности.

Нравственная воспитанность дошкольника является основой его духовно-душевного развития. Но наряду с этим следует признать, что именно духовно-душевное развитие ребенка, по сравнению с нравственным воспитанием, остается и поныне одним из наименее освоенных сфер педагогической работы. То есть, важно обучать малыша анализировать свои мысли, чувства, поступки и стремиться к высшему, чистого, хорошего. Формы и методы этой работы могут быть разными. Главное, чтобы они формировали у ребенка доброту, готовность всегда прийти на помощь, способность к жертвенности, желание больше отдавать, чем брать, умение понимать чувства других людей и признавать за ними право на собственную индивидуальность. Именно эти черты объединяют высокодуховных людей .

Поэтому главная задача ближайшего социума -- создавать условия для накопления дошкольниками первого положительного общечеловеческого духовного опыта через активное привлечение их к различным видам деятельности: игровой, познавательной, коммуникативно-речевой, предметно-практической, изобразительной, музыкальной, двигательной, театрализованной и тому подобное.

В качестве средств развития духовного потенциала детей в дошкольном учебном заведении и семьи следует широко применять произведения искусства (изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного, литературного и т.п.). Обязательным является также опора на культурные и исторические традиции народа, отдельного рода и семьи, дошкольного учреждения и группы, а также окружающую среду .

Указанные средства особенно интенсивно влияют на эмоциональную сферу ребенка, а затем наиболее эффективны в деле формирования интереса к доступных возрастные элементов духовного наследия человечества, приобщение к духовной практике познания мира людей, природы, вещей, своего «Я», приобретение детьми собственного опыта.

Возрождение духовности, нравственности невозможно без включения в этот круг родителей как первых педагогов своих детей. Родительская общность - единственная, с которой ребенок связан всю свою жизнь, и именно ей он обязана своим личным счастьем, успехами в профессиональной деятельности, гармонией с миром, а порой и смыслом жизни. Однако общественное сознание еще не готово принять идею духовно-нравственного отцовства как высшую человеческую ценность, принцип и даже парадигму духовно-нравственного возрождения семьи и общества.

Гуманизация пока во многом ограничивается внешними изменениями, не затрагивая глубинных основ взаимоотношений между людьми, в частности, в системе отношений «родители-ребенок». Поэтому психологическая и педагогическая задача укрепить понимание основ духовно-нравственной гуманной родительской педагогики, духовной гуманистической психологии отцовства.

Духовные и нравственные основы личности является условием целостности и саморазвития человека. К сожалению, вопросы духовно-нравственного развития родителей пока не решаются психолого-педагогической наукой и практикой так успешно, как того требует определяющий характер данного явления в человеческих отношениях.

Таким образом, структура духовности родителей может быть соотнесена со следующими компонентами:

Потребностно-ценностный компонент - потребности, ценностные ориентации;

Познавательно-интеллектуальный компонент - особенности умственной сферы (наблюдательность, критическое мышление, глубина, любознательность);

Волевой компонент - целеустремленность, настойчивость, саморегуляция;

Деятельностный компонент - управление своим внутренним миром согласно духовных ценностных ориентаций;

Чувственно-эмоциональный компонент - эмоциональная сфера человека;

Гуманистический компонент - уважение, эмпатия, сочувствие;

Эстетический компонент - стремление, потребности в красоте и создание красоты.

Детская душа - это не сумерки, а свет - яркий, чистый и очень красивый. Взрослые должны делать все для того, чтобы он наполнял счастьем всю нашу жизнь.

С учетом возможностей и потребностей развития личности в период дошкольного детства процесс целенаправленного формирования духовного потенциала малыша должна ориентироваться прежде всего на следующие основные проявления.

Проявления духовного потенциала ребенка

Стремление познавать окружающий мир и себя в нем, глубже знакомиться с произведениями разных видов искусства;

Желание воспринимать и творить прекрасное, самостоятельно заниматься художественной деятельностью;

Понимание основных морально-этических норм и способность следовать им в своем поведении;

Уважительное и бережное отношение ко всему живому, неживой природы и предметов рукотворного мира, ответственность и другие базовые качества личности.

Семьи воспитанников и педагоги дошкольного учреждения - это окружение, которое производит существенное влияние на духовный мир ребенка в силу своего постоянного тесного контакта с малышами, высокого авторитета и доверия с их стороны.

Поэтому главная задача ближайшего социума - создавать условия для накопления дошкольниками первого положительного общечеловеческого духовного опыта через активное привлечение их к различным видам деятельности: игровой, познавательной, коммуникативно-речевой, предметно-практической, изобразительной, музыкальной, двигательной, театрализованной и тому подобное.

В качестве средств развития духовного потенциала детей в дошкольном учебном заведении и семьи следует широко применять произведения искусства (изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного, литературного и т.п.). Обязательным является также опора на культурные и исторические традиции народа, отдельного рода и семьи, дошкольного учреждения и группы, а также окружающую среду.

Указанные средства особенно интенсивно влияют на эмоциональную сферу ребенка, а затем наиболее эффективны в деле формирования интереса к доступных возрастные элементов духовного наследия человечества, приобщение к духовной практике познания мира людей, природы, вещей, своего «Я», приобретение детьми собственного опыта .

Элементы христианства как средство формирования духовности

Следует согласиться с учеными и практиками, которые предлагают интегрировать в контекст духовного развития детей дошкольного возраста элементы религиозного просвещения, не прибегая к собственно религиозного воспитания и соблюдения религиозных обрядов, поклонение иконам, заучиванием молитвенных текстов и т. п. В то же время такие духовные запросы могут удовлетворяться в условиях семейного воспитания, ведь право родителей - определить, к какой религии и каким образом привлекать своего ребенка (конечно, не нарушая никаких ее прав, без насилия и принуждения).

Человек рождается в определенном регионе Земли, в определенном городе, в назначенный час, минуту и секунду, и никто не в силах изменить начатое: Человек вступает в Поток Жизни, Судьба включает свои часы а мы, родители, теперь отвечает за жизнь, здоровье и духовное развитие ребенка.

Он пришел, Ваш малыш! Открылась дверь в новый мир. Под каким знаком Зодиака родился Ваш ребенок Вы, конечно, знаете. Но знаете ли Вы, что в человеке существуют два начала: мужское - ян и женское - инь.? Солнце, Марс, Юпитер, Плутон - имеют мужскую природу - ян. Луна, Венера, Сатурн, Нептун - женскую природу - инь. Земля, Уран, Меркурий - проводники энергий и влияний, посредники.

Мужское начало на Земле проходит стадии эволюции, связанные с мужскими активными планетами - отдающим началом. Женская же природа и эволюция проходит по оси Луны и Венеры - женское воспринимающее начало.

Люди, способные в процессе жизни совместить в себе качества и мужской и женской природы и развить их до полного раскрытия личности, достигают определенных высот сознания, полноты бытия и тех гармоничных уровней, когда они уже становятся свободны от Кармы. Человек пришел на Землю, получил первый стресс - вдохнул и начал свой Путь.

Духовное развитие ребенка - девочки

У девочки до семи лет проявляется Лунная природа восприятия мира. Душа ее отражает, словно зеркало, и впитывает существующую реальность, приобретая свою. Открытая, чистая, как горный ручей, неиспорченная, невинная сущность взаимодействует с миром. Это самый важный и затяжной период восприятия.

В этот период в ней формируется женский душевный потенциал, способность сопереживать и отдавать, милосердие, качества матери и жены, внутренний мир и подсознание. Как правило, если до семи лет девочка видит дисгармонию в союзе родителей, то в свою будущую семью она принесет родительские комплексы, невольные срывы гармонии и равновесия, истерики. Этот фундамент заложен на всю жизнь.

Мальчик, природа которого - творческая, солнечная отдача энергии в жизни, до семи лет, находясь под влиянием Солнца, учится взаимодействию с миром. Качества отца, творца, мужа, благородство, самоотдача, забота о ближнем или качества самовлюбленного эгоиста, требующего поклонения "себе, любимому", способность "гореть" и освещать другим их жизненный Путь, потенциальная возможность развиваться самому и дать импульс для развития окружающим, отношения с отцом - закладываются в этом возрасте.

Духовное развитие ребенка - мальчика

Лучшее, что может внушить отец сыну: если движет тобой честолюбие и желание власти над миром и людьми, если ищешь ты рабов и поклонения - ты существо из антимира, нет тебе места на Земле. Ты не оставишь после себя ничего, кроме разрушения. Но если твой принцип - не захват чужой энергии и внимания, а отдача, как у Солнца людям, и движет тобой Любовь ко всему сущему - ты на правильном пути, какие бы большие камни ни лежали на нем.

Земля является проводником влияний: она дарит свои Законы детям, учит детей Любви, рождает духовное понимание, душевное притяжение, мир, покой, равновесие. Вторую ступень урока Жизни олицетворяет пара Марс - Венера и связь между ними - Меркурий.

До четырнадцати лет под влиянием Марса мальчик накапливает мужскую и физическую силу, волю, склонность к активным действиям, бесстрашие или трусость. Формируется воин и рыцарь. Мужское творческое начало - Солнце, получает тот толчок, который закладывает активные или пассивные импульсы в жизни. К четырнадцати годам жизненные каналы приобретают свой "огонь", переполняясь энергией.

Это важнейший период сохранения энергий и подключения мальчика к эгрегору рода, к генетическому дереву нации, государства, к Космическому Закону. Он уже не беспорядочный хаотический атом, а астральный воин и защитник. Теперь он напрямую связан с Небом. После четырнадцати лет, выдержав испытания, мальчик становится равноправным членом мужского общества.

Духовное развитие ребенка: Марс и Венера

Противостоит Марсу и дополняет его Венера. Венера - "Маяк Любви", служащий путеводной звездой людям во все времена. Она формирует нежное женское существо с семи до четырнадцати лет. Именно формирует.

Венера лепит ее, дает ее телу форму, наделяет красотой, мягкостью, эстетическим восприятием мира, дарит ей вкус, гармонию или дисгармонию; она наделяет способностью любить, высокой чувственностью или полным бесчувствием. В древности жрецы, зная силу женской энергии, учили девочек до четырнадцати лет набирать потенциал. Этой энергией можно было творить чудеса. С заложенными Венерой качествами, девушка вступает во взрослую жизнь.

Для взаимодействия между Марсом и Венерой требуется посредник - Меркурий. Меркурий - это не только посланник Богов - это контакт, связь, речь, мысль. Он формирует и закладывает у подростков Законы общественного и внутреннего.

Но на формирование и развитие ребенка оказывают влияние не только Звезды и Планеты, но и люди, окружающие его, среда, в которой он растет и воспитывается.

Духовное развитие ребенка после 3 лет

С детьми надо работать с самого раннего детства; чем раньше, тем лучше. После трех лет организм уже способен к восприятию, и можно многое сделать в развитии желательных и необходимых качеств. Особенностью первого семилетия жизни ребенка является то, что он живет как бы одновременно в двух мирах. В возрасте трех - пяти лет дети могут помнить о своем прошлом воплощении и о пребывании в Мире Тонком, до семи лет многие видят образы Тонкого Мира.

"Дети очень много помнят, особенно в самом раннем возрасте, из своих прежних воплощений" (Письма, Е.И.Рерих, III, 29.07.39г.). "Они помнят и о пребывании между земными жизнями, но их не умеют расспросить... они могут рассказать о ценных ощущениях" (Мир Огненный,III,542).

Взрослые! Присмотритесь к своим детям! Они видят мир не таким, как мы, они видят другую реальность, знают больше, чем мы, их сознание подвижно, они способны вступать в контакт с Природой: их не боятся птицы, трава и цветы не получают от них стресс - они узнают друг друга, понимают, сочувствуют, общаются - никто не страдает, пространство гармонично.

У детей правильное видение Мира. Не калечьте их сознание своим грубым примитивизмом, не навязывайте им свое мышление, не подавляйте их, не дайте гармонии уйти из их Душ. "Уберегите детей от всего ложного; уберегите от дурной музыки; уберегите от сквернословия; уберегите от ложных состязаний; уберегите от утверждения самости, тем более что нужно привить любовь к непрестанному знанию" (Община,116).

До семи лет ребенок, как мягкий воск, из него можно лепить все, что угодно. "После семи лет уже много потеряно"(Община,102). Тогда уже порывается связь ребенка с Тонким, духовным Миром, он становится более материальным и начинает уже обнаруживать характер будущего человека. "...После семи лет сознание уже приобретает неизгладимый след для всей жизни" (Иерархия,244).

Духовное развитие ребенка по Живой Этике

Два года при Медицинской Академии Духовного Развития "МАДРА" работает детская духовная школа. Опираясь на опыт ее работы, мы пришли к выводу о необходимости и возможности лечения детей и профилактики у них заболеваний, на основе Учения Живой Этики.

Создать у ребенка стройную систему мироздания, определить свое место в ней и далее жить, ориентируясь на эти представления, познать себя, улучшить нравственно и физически, осознать причину заболевания и стать активным участником борьбы со своим недугом, достичь гармонии - вот наша задача. И результаты, которые мы получаем, обнадеживают.

В процессе лечения у детей исчезли: проявления аллергического дерматита и вазомоторного ринита, синдром навязчивых движений, энурез, страхи, плаксивость, раздражительность, закомплексованность; купировались приступы бронхиальной астмы, улучшалось зрение, нормализовывался сон. Улучшились взаимоотношения с родителями и сверстниками, ушла конфликтность, появился интерес к знаниям, увлеченность, стремление стать лучше. Дети преображались, становились чище, добрее, мудрее.

Лечение и воспитание детей - творческий процесс, он не терпит шаблонов, готовых рецептов и приемов. "Дайте детям возможность мыслить" (Община,157). "Учите детей летать высоко"(Община,189).

Учение Живой Этики вооружает нас знанием особенностей духовной эволюции ребенка, позволяет рассматривать маленького человека, как Космическое существо, которое приходит на Землю не только для того, чтобы получить необходимый ему, для дальнейшей эволюции опыт и выполнить определенную программу, но и донести до нас знания о гармонии Вселенной.

И мы должны учиться воспринимать его не как глупого несмышленыша, делающего по жизни первые шаги, а как мудрый Дух, который еще недавно был частичкой Высшего Разума; как сложившуюся индивидуальность, уже имеющую опыт прошлых жизней и свои духовные накопления.

И как важно увидеть индивидуальные особенности ребенка и помочь отыскать ему нужное направление. "Считаю, можно направить детей от самых малых лет к познанию Высшего Мира. Не будет это насилием, ибо поможет детям легко принимать то многое, что скоро забывается. Притом, такое проявление проснется в несравненно прекрасных формах" (АУМ,166).

И.Н. Желтякова

Духовность человека — это сложное гармоничное объединение качеств личности и свойств психики, которые составляют основу для психического и личностного совершенствования. Возникает закономерный вопрос: каковы признаки развития духовности, или, говоря по-другому, что именно в мыслях, чувствах, поступках ребёнка даёт основание констатировать, идёт ли у него этот процесс?

Совершенствование человека можно проследить, наблюдая позитивные изменения в составляющих духовности:

В умственной (интеллектуальной) — от познания предметов с помощью органов чувств, до осмысления их сущности, взаимосвязи, способности к самостоятельному решению интеллектуальных заданий разной сложности;

В чувственно-эмоциональной — от простых эмоций (удивление, радость, печаль, зависть), до способности любить, сопереживать, сочувствовать;

В гуманистической — от детского эгоизма, эгоцентризма, до альтруизма, гуманизма, то есть желания сделать что-то для других людей, может, даже уступая своим собственным интересам;

В действенно-волевой — от непроизвольных действий до осмысленных поступков, умения управлять своим поведением;

В эстетической составляющей — от простого созерцания эстетичных предметов, явлений природы, до потребности создавать прекрасное своими руками или своими усилиями, способности переживать чувство удовлетворения от красоты.

Следовательно, развитие духовности ребенка — проблема сложная, длительная, но крайне актуальная, и решать её призваны, в первую очередь, психологи, педагоги, родители, то есть те люди, в чьих руках будущее и судьба человека, только вступающего в жизнь.

С чего начинается Человек? С сугубо человеческих видов деятельности? С его поступков относительно других людей? По-видимому, это так. Но проблема в том, чтобы у ребёнка были сформированы такие потребности, которые бы побуждали его к духовным, гуманным поступкам и видам деятельности. Ведь, как доказано психологами, человека к деятельности подталкивают именно потребности.

Поэтому, первым шагом в воспитании Человека является развитие его духовных потребностей — в общении, познании себя и Вселенной, эстетическом удовлетворении, потребности в благотворительности.

У некоторых педагогов и родителей бывает ошибочное мнение, что ребёнок, который был лишен материнской заботы, ласки, вырастет чутким к человеческим страданиям, сочувственным и добрым. Однако психологические исследования свидетельствуют, что дефицит любви, уважения, заботы, вызывает формирование безразличия, и даже .

Науке точно известно, что человек который хочет творить добро, способен к сочувствию, если с рождения чувствует себя в безопасности, эмоциональном «тепле». Уже в первые дни жизни внимательные родители наблюдают, что у ребёнка есть потребность в любви. Для его удовлетворения малышу нужна атмосфера согласия в семье, разнообразное общение, он нуждается в чутком мягком отношении, эмоциональном комфорте, ощущении значимости для окружающих его взрослых.

Источником развития духовности является, бесспорно, общение, в частности духовное общение — обмен мнениями, знаниями, чувствами, впечатлениями, интересами. Этот самый тонкий и самый сложный вид общения зарождается уже в начале жизни малыша.

В своём зрелом виде духовное общение становится возможным при условии интереса и доверия людей друг к другу. Если родители становятся интересными для ребёнка, у него достаточно рано формируется потребность в общении. А позже для родителей остаётся только одно — не потерять доверие своего сына или дочери.

Одной из первых, при содействии родителей, у детей появляется еще одна духовная потребность, заключающаяся в расширении знаний об окружающей среде и самом себе. Если это получает постоянную поддержку взрослых, познавательная потребность впоследствии превращается в любознательность — личностную черту, которая считается основой развития мышления.

Говоря о развитии духовности, нужно подчеркнуть необходимость формирования уникальной, сугубо человеческой потребности воспринимать и творить красоту, то есть эстетичной потребности. Для её становления необходимо соответствующее внимание взрослых к особенностям восприятия ребёнком эстетичных предметов, явлений, а также целеустремленное использование соответствующих форм воспитательной работы, среди которых посещение музеев и выставок, театров, а также собственное творчество ребёнка.

Самым высоким показателем духовного развития специалисты считают гуманность — отношение к любой форме жизни как высшей ценности, и бескорыстное восприятие жизни другого человека (существа). Психологической основой для становления гуманистических качеств личности является потребность в благотворительности. По-видимому, это и есть самая значимая человечная потребность. Сложность её формирования связана с тем, что маленькие дети по своей психологической природе — эгоцентрики. То есть они воспринимают себя как определенный центр жизни и внимания взрослых, что действительно отвечает реальности. Поэтому перед родителями появляется важное задание: убедить малыша в том, что, кроме него, существуют другие люди, дети, существа, которые тоже нуждаются во внимании, помощи, и, более того, также имеют потребность творить добро.

Светлана Зацепина
Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста

Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста

В душе и сердце Ребенка должны быть

поселены светлые образы,

мысли и мечтания – чувство прекрасного,

стремление к самопознанию и саморазвитию;

ответственность за свои мысли;

устремленность к благу; мужество и бесстрашие,

чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,

сознание жизни, смерти и бессмертия…

Ш. А. Амонашвили

Вопросы о воспитании основ духовности у детей стоят сегодня в ряду наиболее актуальных, поскольку будущее России определяется уровнем гражданского становления подрастающего поколения. В духовном воспитании современных детей наметились негативные тенденции : книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью и нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе.

Дошкольный возраст считается самым благодатным периодом для формирования духовных основ ребенка , так как именно этот возраст является самым эмоциональным, самым восприимчивым , когда «сердца открыты для добродетели » . Поэтому нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека.

Основы духовно-нравственного воспитания дошкольников строится на основе приобщения его к культурному наследию своего народа.

Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Для удовлетворения духовных потребностей : в поиске жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей, современной молодежи, в прямом смысле, на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подается духовная отрава , более опасная, чем нитраты или радиация, которыми все привычно запуганы. Невозможно отвернуться, невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех информационных щелей.

Права семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены. Нормальные люди теряются в антикультурной среде : среде распущенности, эгоизма, потребительства, грубой ругани, унижений и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и игрушки. Происходит заметное одичание детей и молодежи . Организовать воспитание без духовного стержня , без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.

Очевидно, что без духовности , которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетия, и мы не можем вырастить духовное здоровое поколение . Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как бездуховность общества .

В наше время особенно, очевидно, что без духовности , которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. И без духовной помощи Православия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая.

Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании ребенка . Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимается , как ценностное измерение высших начал : добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей, как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей .

Дошкольный возраст - это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального , эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям , развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Актуальность проблемы духовного воспитания заключается в том , что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Систематическое духовное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

В настоящее время наиболее актуально воспитание духовной стороны личности уже с дошкольного возраста .

Современное российское общество остро переживает кризис духовных идеалов . Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Большое внимание в развитии духовных качеств личности ребенка уделяют игровой деятельности. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников , но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры .

Особенность народных игр в том, что они, учат дошкольников обретать устойчивое , заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств .

Благодаря проведению таких игр, наблюдается, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень детей . Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью. Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен . Однако он необходим для формирования его личности.

Большую роль в формировании духовных качеств у дошкольников играет семья . Постоянная работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют. Совместно с родителями оформляются информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, об успехах детей , конкурсах. Там же помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические.

Воспитание основ духовности в дошкольном возрасте - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребёнка, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих духовных ценностей : милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках духовных чувств , мы всегда обращаемся к впечатлениям детства : это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие духовные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают , какими впечатлениями обогатят.

Мы должны воспитывать у детей уважение к духовным нормам христианской морали. Научить детей различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим, создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.

Публикации по теме:

«Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает.

Одной из главных задач образовательной и воспитательной деятельности дошкольного учреждения является воспитание нравственности, духовности,.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста Главная цель по формированию у детей безопасного поведения - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей.

Предлагаю Вашему вниманию Приложение к программе "Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными русскими.

Приложение к программе «Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными праздниками» Уважаемые коллеги! Продолжаю знакомить Вас с учебно-тематическим планом проведения русских народных праздников во второй младшей группе.

Средняя группа. Приложение к программе «Воспитание духовности». Весна. Осень Учебно-тематический план. Средняя группа. Тема:Весна. Задачи:Знакомство с весенними изменениями в природе, жизни людей и животных через.

“Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир…» И. Никитин Один из основных принципов в ФГОС ДО приобщение детей к социально.

Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Я, ты, он, она - вместе дружная страна, Вместе - дружная семья, В.

Выступление на родительском собрании «Экологическое воспитание - воспитание нравственности, духовности, интеллекта» ДОКЛАД на родительском собрании Тема: «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта». Воспитатель:.

Библиотека изображений:

Духовное развитие – это то, о чём сегодня много говорят, но все определяют по-разному. Для кого-то это означает чтение священных книг, для кого-то – посещение театра, концертов и выставок, кто-то видит в духовности «расширение сознания» и выход на связь с нематериальными сущностями, а кто-то – возможность осознать своё предназначение в этом мире.

Лично для меня понятие духовности определяет наши отношения с Создателем, степень близости нашей связи с ним. А Бога каждый представляет себе по-разному, хотя само по себе это занятие (попытка Его представить) довольно бессмысленное.

Однако в силу своей природы мы всегда пытаемся осознать рассматриваемый объект, да ещё и представить себе его визуально. В данном случае, при любых представлениях, думаю, все сойдутся на мысли о том, что речь идёт о субстанции энергетической.

Сразу возникает вопрос: о какой именно энергии мы говорим? Ответ нам заранее дан: Бог есть любовь! Совсем недавно я поняла, что любовь не следует рассматривать, как чувство, потому что на самом деле это – энергия.

И то максимальное, что мы можем испытывать, переживая это чувство – всего лишь микроскопическая доза той энергии, при помощи которой создавалась вселенная.

Все цели, которые мы ставим перед собой в этой жизни, какими бы амбициозными они ни были – преходящи. А вот энергия (мы помним из курса физики) вечна!

Любовь – это тот мостик, при помощи которого осуществляется наша связь с Творцом, а духовное развитие – усилия, направленные на то, чтобы мостик этот был крепким и надёжным.

Поскольку Любовь – энергия Творения, она не может ничего испортить или разрушить. Она призвана для созидания и украшения нашей жизни. И в духовном развитии ребёнка, как я себе представляю, основная задача родителей – наполнить его сердце и душу этой благодатной энергией настолько, насколько это возможно, по максимуму.

Не бойтесь испортить ребёнка чрезмерной любовью. Портит всегда недостаток любви. Именно «недолюбленные» дети бывают самыми сложными и проблемными в воспитании.

Среди всех атрибутов преуспевания в жизни: здоровье, карьера, материальное благополучие, семья, самое главное – это то, как мы на самом деле относимся друг к другу.

А это определяется той мерой любви, которая находится в вашем сердце. Отсюда можно сделать очень простой вывод: хотите иметь счастливого и благополучного во всех отношениях ребёнка – создайте вокруг него атмосферу всеобщей любви.

Я хочу уточнить, что речь идёт именно о любви всеобщей. То есть недостаточно, чтобы ребёнок чувствовал себя любимым. Он должен видеть любовь в отношениях между всеми взрослыми, которые его окружают.

Только тогда не возникает перекоса и любовь становится для него нормой жизни. Ребёнок приходит в этот мир, ощущая себя его центром. Он бесконечно от нас что-то требует, и эти требования выражает криком.

В какой-то момент, когда получить желаемое при помощи крика не удаётся, он пробует перейти к физическому воздействию. Попытка применения силы по отношению к взрослому происходит до смешного рано: у кого-то в год, у кого-то в немного более старшем, но всё равно смешном возрасте.

Когда мой сын впервые поднял кулачок и попытался ударить бабушку, она взяла этот кулачок в свою руку, разжала его и … поцеловала каждый пальчик, сказав при этом: «А я тебя всё равно люблю».

И свершилось чудо: он протянул к ней ручки, обнял её, заплакал и сказал: «Прости меня, бабушка!». Любовь всегда творит чудеса. Для меня это был наглядный урок на всю жизнь. Большинство родителей совершает ошибку, пресекая агрессию ребёнка силой. В ответ они получают десятикратную агрессию.

Музыка, театр, книги – это всего лишь пути-дорожки, по которым мы приближаем свою душу к состоянию приятия и любви ко всему Творению, это ещё не духовность, а способы приближения к ней. Духовность – это Любовь.

А ваши отношения в семье (к родным, к соседям, к знакомым) наполнены любовью, пониманием, сочувствием, состраданием? Если нет – вы не имеете права воспитывать ребёнка.

Конечно, я говорю сейчас об условиях идеальных. Но, с другой стороны, почему ваш ребёнок не должен их иметь? Просто потому, что в каждом из окружающих его взрослых слишком много эгоизма?

Конечно, во взрослом мире есть много своих сложностей, проблем, противоречий. Но в каждой семье, где растёт ребёнок, имеется прекрасный повод для взрослых поработать над собой, над наполнением отношений в семье любовью.

Ради здоровья и счастья самого главного, что у вас есть. Потому что именно это – основа, база, без которой ничего хорошего в жизни вашего ребёнка возникнуть не сможет по определению: нельзя построить дом без фундамента.

Духовное развитие как раз и является таким фундаментом, на котором только и могут раскрыться, расцвести все остальные возможности. И в этом вопросе среди великих педагогов всех времён нет разногласий. Начните с главного!