Игра на развитие образного мышления дошкольников. Игры на развитие мышления для детского сада

Р

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №5»

Развитие мышления я у детей дошкольного и младшего школьного возраста (от 3 до 10 лет)

(Картотека игр и упражнений)

Педаго-психолог

О.А.Шмелева

ЮРГА 2016

азвиваем мышление

Аннотация: в данном пособии приведены задания и упражне­ния, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суж­дения, проводить несложные доказательства без предварительного освоения самих законов и правил логи­ки, отыскивать несколько возможных решений, обо­сновывать существование каждого из них.

Голова без ума, что фонарь без свечи.

Пословица

Что мы называем мышлением.

В обыденной жизни под мышлением обычно понимают словесные рассуждения. В психологии это понятие имеет гораздо более широкое значение. Психологи называют мышлением любой психический процесс, с помощью которого человек решает стоящую перед ним задачу.

В жизни встречаются самые разнообразные задачи, и для их решения требуются разные виды мышления. Однако бывает, что одну и ту же задачу можно решать разными способами. Тогда человек избирает тот из них, который ему более привычен и удобен. Изучая способ действия человека при решении таких задач, можно установить, какой вид мышления у него лучше развит.

Основные формы мышления, которые формиру­ются уже в дошкольном возрасте, - это наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мыш­ление.

Наглядно-действенное мышление - это мыш­ление в действии. Оно развивается у дошкольни­ков в процессе действий с различными предмета­ми, игрушками.

Наглядно-образное мышление - основная форма мышления будущих первоклассников. Такое мышление позволяет выделять самое су­щественное в предметах, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребе­нок учится пользоваться различными планами, схемами.

Логическое мышление - это умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с закона­ми логики. К концу 6-летнего возраста у детей только начинают складываться элементы логи­ческого мышления.

Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

Тест «Заселение домика»

Этот тест позволяет оценить особенности мышле­ния ребенка. Выявляет комбинаторные умения и на­выки. С его помощью можно выявить, насколько ре­бенок умеет планировать свою деятельность и конт­ролировать ее результат.

Задание ребенку:

- Посмотри на этот домик. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. На каждом этаже живут три жильца: галочка, точка и палочка. (Рисуете рядом с домиком точку, галочку и палочку.) Каждый в своей комнате. Самый верхний этаж, шестой, уже заселен вот так: точка, галочка, палочка. Давай вместе заселим пятый этаж, так, чтобы порядок заселения пятого эта­жа был другой, не такой, как на шестом этаже.

Итак, в первую комнату успела въехать точка. Как разместятся остальные жильцы? Остались не­заселенными еще четыре этажа. Рассели жильцов так, чтобы все этажи были заселены по-разному и чтобы порядок заселения пятого и шестого этажа не повторялся.

Результат

Отлично, если ребенок полностью справился с за­данием самостоятельно.

Если он выполнил правильно только два-три ва­рианта - это тоже неплохой, результат, тем не менее, надо посмотреть, как ребенок выполнил это задание.

Идеальный вариант выполнения:

Упражнения на развитие мышления (логики)

У ребенка должны быть развиты все виды мышле­ния: практически-действенное, наглядно-образное, сло­весно-логическое. Только развитие всех видов мыш­ления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности.

В данном разделе приведены задания и упражне­ния, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суж­дения, проводить несложные доказательства без предварительного освоения самих законов и правил логи­ки, отыскивать несколько возможных решений, обо­сновывать существование каждого из них.

Развитию логического мышления ребенка помогут задания, которые научат:

    описывать признаки предметов;

    классифицировать предметы по цвету, форме, раз­меру, по их функции в жизни;

    сравнивать предметы между собой;

    узнавать предметы по заданным признакам;

    определять последовательность событий;

    обобщать;

    давать определения тем или иным понятиям, другие.

Полезный совет

Для улучшения мозговой деятельности выпол­ните вместе с ребенком упражнение «Качание головой». Это упражнение стимулирует мыс­лительные процессы.

Сядьте так, чтобы вам было удобно.

Дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните го­лову вперед.

Медленно качайте головой из стороны в сторо­ну, пока при помощи дыхания уходит напря­жение.

Подбородок вычерчивает слегка изогнутую ли­нию груди по мере расслабления шеи.

Выполнять 30 секунд.

Упражнения на развитие умения анализировать (сравнивать, обобщать)

Упражнение 1. «Третий пишний»

Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существующих при­знаков.

    Яблоко, вишня, помидор.

    Час, килограмм, минута.

    Козленок, корова, теленок.

    Шапка, шарф, кепка.

    Мыло, веник, мочалка.

    Карандаш, стакан, ложка.

    Кастрюля, сумка, чемодан.

    Колбаса, молоко, молоток.

    Телевизор, холодильник, диван.

    Кошка, собака, волк.

Полезный совет

При выполнении данных упражнений попро­сите ребенка обосновать свой выбор, доказать свою точку зрения.

Не забывайте: главный вопрос - почему ты так думаешь?

Упражнение 2. «Смысловой ряд»

Какое будет четвертое слово:

    Лиса - нора, медведь - ... (берлога)

    Больница - лечение, школа -.... (обучение)

    Сахар - сладкий, лимон - ... (кислый)

    Рыба - вода, птица - ... (небо)

    Утка - утенок, курица - ... (цыпленок)

    Птицы - перья, звери - ... (шерсть)

    Осень --зима, дождь - ... (снег)

    Кастрюля - половник, тарелка - ... (ложка)

    Куртка - замок, шуба - ... (пуговица)

    Тепло - вода, морозно - ... (лед)

Упражнение 3. «Путаница»

Что ты должен положить в свой портфель (ранец)?

Упражнение 4. «Деление целого на части»

Назовите ребенку слова (например, дуб, лиса, ромаш­ка, апельсин, лук, лес, машина и др.)

Задание ребенку:

- Выбери любое слово (предмет). Теперь подели; этот предмет на части.

Например, дуб - целое, а части - ствол, ветви, су­чья, листья и т. д.

Попросите ребенка сначала вслух произносить части целого, а когда он будет выполнять задание быстро, усложните упражнение.

Пусть малыш мысленно делит предмет на части и рисует палочки на бумаге: сколько частей - столько же и палочек.

Ребенок покажет хороший результат, если за три минуты назовет 10-15 частей.

Упражнение 5. «Домик»

Внимательно рассмотри рисунки. Какой домик, по твоему мнению, нарисован правильно? Объясни свой выбор.

Помните: правильно расположить рисунок на листе - означает скомпоновать рисунок (см. илл. № 21).

Упражнение 6. «Сравни»

Найди жука, который отличается от всех остальных. Чем он отличается?

Найди одинаковые чашки.

Упражнения на развитие образного представления (мышления)

Упражнение 1. «Отгадывание загадок»

Загадка (иносказательное изображение предметов или явлений действительности) - своеобразный тест на сообразительность. Она развивает, активизирует мыслительную деятельность, заставляя увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном - обычное.

Отгадывание загадок - задание на обозначение предметов, которое формирует у детей умение «уви­деть» предмет по словесному обозначению его при­знаков.

Учить детей отгадывать загадки - значит учить их соотносить речевую форму описания с графичес­кой формой.

При отгадывании загадки ребенок должен объяснить, почему он дал такой ответ.

Если ребенок дал неполное объяснение, то взрос­лый должен дополнить его ответ.

Желательно использовать отгадки-картинки, так как рассматривание рисунка помогает ребенку про­анализировать смысл загадки.

Задание ребенку:

- Узнай предмет по заданным признакам.

Угадай, что это:

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

(Арбуз)

Полезный совет

Загадки нужно произносить четко, ясно, с логическим ударением, выдерживая паузы.

Полезный совет

Малыши очень любят игру «Кто больше зна­ет?». Попросите ребенка рассказать, что он знает о сахаре (лимоне, яблоке и т. д.). Устройте с ним соревнование: кто больше назовет призна­ков этого предмета (цвет, вкус, размер, форма).

Играя в эту игру, вы развиваете образное мыш­ление ребенка.

Упражнение 2. «Собери картинку»

Разрежьте любые картинки на части, пусть ребе­нок соберет, « полечит ».

Полезный совет

Очень полезно для развития образного мышле­ния, памяти, внимания ребенка следующее уп­ражнение: попросите малыша перечислить ок­ружающие вас предметы, которые имеют круг­лую форму (квадратную, треугольную и т. д.).

Можно перечислить предметы, классифицируя их по цвету (зеленого, красного, голубого и т. д.) или размеру (большие, маленькие, очень малень­кие и т. д.).

Это упражнение можно выполнять в любое вре­мя и в любом месте.

Упражнения на развитие логического мышления

Упражнение 1. «Определение последовательнос­ти событий»

1. Расскажи, что сделали с яблоком? Покажи на ри­сунке целое яблоко. Как художник изобразил, что ста­ло с яблоком?

2. Перед ребенком положить произвольно 3-4 картинки, связанные единым сюжетом. Предложить ему расположить их в порядке действий, отраженных в сюжете, составить рассказ (см. илл. № 22).

Полезный совет

Рассматривайте с ребенком различные картин­ки, фотографии, реальные сценки из жизни.

Попросите ребенка предположить, что было до того события, которое ребенок видит на кар­тинке. Спросите, что будет потом.

Подобные беседы будут способствовать форми­рованию у ребенка наблюдательности, умения предвидеть события, находить причины тех или иных явлений в жизни.

Упражнение 2. «Поиск закономерностей»

Вариант 1.

Продолжить перечень слов.

Как можно назвать одним словом следующие предметы?

Март, апрель, май, июнь... - месяцы .

Хлеб, молоко, колбаса, макароны... - продукты .

Стол, стул, шкаф, диван... - мебель .

Ромашка, василек, одуванчик, лютик... - полевые цветы .

Туфли, сапоги, валенки, сандалии... - обувь.

Холодильник, утюг, пылесос, телевизор... - бы­товые электроприборы.

Роза, гвоздика, астра, тюльпан... - садовые цветы.

Карандаш, ручка, тетрадь, пенал... - школьные принадлежности.

Компот, каша, борщ, хлеб... - еда.

Тарелка, чашка, ложка, стакан... - посуда.

Машина, кукла, кубики, пирамидка... - игрушки.

Молоток, топор, пила, лопата... - инструменты.

Дуб, береза, осина, клен... - деревья.

Вариант 2.

Рассмотреть каждую строчку и каждый столбик. Ка­кая здесь закономерность? Найти закономерность в рас­положении фигур. Нарисовать недостающую фигурку.

Вариант 3.

Подумать, каких фигур нет в клеточках. Нарисовать их и раскрасить, чтобы получился красивый коврик.

Вариант 4.

Продолжить узор (ряд).

Рассмотреть узор, который начат на листке. Найти закономерность. Дорисовать такой же узор до конца строки.

Упражнение 3. «Ответы на логические вопросы (ситуации)»

Примерные вопросы:

    Чем отличается чашка от стакана?

    Почему снег бывает зимой, а не летом?

    Как зовут маму вашей мамы?

    Когда можно кататься на санках - зимой или летом?

    Как называется место, где продают хлеб? (Лечат, стригут, шьют)

    Что нужно делать пешеходу при красном свете светофора? Почему?

Какие слова являются противоположными по зна­чению:

    Большой - начало - высокий - брать - ... и т. д.

    Когда ты завтракаешь - утром или вечером?

    Сколько концов у двух палок?

    Чем похожи дерево и куст? Чем они отлича­ются?

Слова для сравнения: портфель и сумка, ручка и карандаш, тетрадь и книга и т. д.

Примерные ситуации:

1. Стоят два барана. Один смотрит налево, другой на­право. Видят ли они друг друга?

2. На сосне растет 5 яблок. Одно яблоко упало. Сколь­ко яблок осталось расти на сосне?

3. Послушай рассказ об утенке: «Как-то на лужайке подошла к утенку коза. «Ой, какой же ты малень­кий», - сказала она утенку. Утенок отбежал от козы и слышит, - в траве жук жужжит: «Ого, ка­кой большой утенок!». Утенок призадумался: «Большой я или маленький?» Помоги утенку от­ветить на этот вопрос.

4. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут будут варить 2 яйца?

5. На ветке сидели 3 птички. Две птички улетели. Сколько птичек улетело?

6. Вова проснулся утром и увидел в окно голубое небо, яркое солнышко. Он удивленно воскликнул: «Мама, а совсем недавно был сильный дождь!». А теперь ответь на вопрос: «Как Вова догадался, что был дождь, ведь он в это время крепко спал?»

7. Саша одевался, чтобы пойти в школу. Мама подо­шла к закрытому окну, посмотрела на улицу и ска­зала: »Какой сильный ветер! Одевайся потеплей». Ответь на вопрос: «Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно закрыто?».

8. На улице дул сильный ветер и шел дождь. Саша сидел в комнате и смотрел картинки в книжках. Ему хотелось гулять, а в такую погоду не погуля­ешь. В комнату вошел папа, подошел к окну, по­смотрел в него и сказал: «Какой сильный дождь! Но скоро он кончится, собирайся гулять». Ответь на вопрос: «Как папа узнал, что дождь скоро кон­чится?».

Упражнение 4.

Раскрасьте большие шары так, чтобы маленький шар был между желтым и красным, а зеленый был рядом с красным.

Упражнение 5. «Соотношение количества предме­тов с цифрой»

Покажи попугая, который держит карточку с верным ответом.

Упражнение 6. «Пословицы»

Взрослый предлагает простые пословицы. Ребенок должен дать свое объяснение смысла пословиц. Иногда ребенок может дать несколько объяснений. Задача взрослых внимательно выслушать ребенка, а потом уточнить смысл пословицы.

    Пословица учит думать и вдумываться, слушать и вслушиваться.

    Пословица развивает и обогащает речь.

    В пословицах мудрость и красота.

Примерный перечень пословиц для детей дошкольников

Об учении

    Ученье - свет, неученье - тьма.

    Красна птица оперением, а человек ученьем,

    Ученье - красота, неученье - простота.

    Повторенье - мать ученья.

    Где ученье, там и уменье.

    Ученье и труд вместе живут.

    По одежке встречают, а по уму провожают.

    Мир освещается солнцем, а человек - знанием.

    Ум без книги, что птица без крыльев,

    Сперва думай, а потом делай.

О труде, работе

    По работе и мастера знать.

    Сломать легко, сделать трудно.

    Каждое дело любовью освещается.

    Кто первый в труде, тому слава везде,

    Глаза боятся, а руки делают.

    Без дела жить - только небо коптить,

    Терпенье и труд - все перетрут.

    Больше дела - меньше слов.

    Не ленись, а трудись.

    Веселись, играй, да дело знай.

Об умении

    Умелые руки работы не боятся.

    Над чем постараешься, тому и обрадуешься.

    Работа хвалит мастера.

    Есть терпение, будет и умение,

    Дело мастера боится.

    Лицом в грязь не ударит.

    Делу - время, потехе - час.

    Чтоб не ошибиться, не надо торопиться.

    Семь раз отмерь, один раз отрежь.

О книге и пользе чтения

    Дом без книги - что без окон.

    Выбирай книгу так, как выбираешь друга.

    В книге ищи не буквы, а мысли.

    Книга - твой друг, без нее как без рук.

    Знание - солнце, книга - окно.

    Книга поможет в труде, выручит в беде.

    Кто много читает, тот много знает.

    Говори не о том, что прочел, а о том, что понял.

Игры на развитие мышления

«Назови соседей»

Игра развивает скорость мыслительных процессов.

Правила игры.

Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет число первого десятка. Игрок, поймавший мяч, называет «соседей» числа.

Постепенно усложнять игру: использовать чис­ла второго (третьего и т. д.) десятка.

«Составим букет»

Игра развивает у детей умение различать предме­ты по размеру и цвету.

Для игры понадобятся рисунки цветов разных раз­меров (их можно вырезать из открыток, цветной бу­маги).

Правила игры.

Водящий предлагает составить букет из цветов, располагая внизу более крупные цветы, а повыше - мелкие.

- число цветов в каждом букете;

- число белых (красных) цветов;

- число ромашек (роз, гвоздик);

- число больших (маленьких) цветов и т. д.

«Разноцветные мячи»

Правила игры.

Игроки сидят по кругу. Водящий бросает красный мяч, дети называют одушевленные предметы. Водя­щий бросает синий мяч, дети называют неодушевлен­ные предметы.

Аналогично провести игру «Цифры и буквы».

«Один - много»

Игра направлена на развитие быстроты мышления.

Правила игры.

Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет слово в единственном числе. Игрок, поймав­ший мяч, возвращает его водящему, называя это сло­во во множественном числе.

«Камень - вата»

Правила игры.

Играющие делятся на две команды: «камень» и «вата». Водящий называет слова, которые начинают­ся на букву В. Если слышится звук В твердый, то команда «камень» хлопает в ладоши. Если мягкий, то команда «вата».

    Провести такую игру с другими буквами алфавита.

    Изменить движения: например, встать, потопать, поднять руку, покачать головой.

Коллекция дидактических игр для развития мышления у дошкольников.

Мышление

О МЫШЛЕНИИ

Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль.

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.

Можно с уверенностью сказать, что мышление - основной познавательный процесс (мышление связано со всеми познавательными процессами, поэтому их тоже необходимо развивать) . Но именно несформированность мышления мешает неуспевающим детям запоминать сложный материал. Поэтому особенно важно в этом возрасте развивать мышление.

Последовательные ступени интеллектуального развития:

1.Наглядно-действенное мышление

2.Наглядно-образное мышление

3.Словесно-логическое мышление.

1 этап. Наглядно-действенное мышление.
Ребенок на практике решает примитивные задачи - вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Таким мышлением обладает не только ребенок, часто и взрослые им пользуются.

2 этап. Наглядно-образное (Конкретно-предметное) мышление.
На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.

3 этап. Словесно-логическое (Абстрактно-логическое) мышление.
Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Например, в раннем детстве определенное слово ассоциируется у ребенка с конкретным, виденным им предметом. Например, при слове кошка ребенок младшего дошкольного возраста представляет себе именно свою кошку, и может удивится, что другую кошку тоже зовут кошкой. Дети старшего дошкольного возраста понятие “кошка” уже могут обобщить. Ребенок с развитым словесно-логическим мышлением способен оперировать такими например, абстрактными понятиями как время и пространство.

При правильно развитом мышлении человек способен:
* Анализировать - разделять предметы или явления на составляющие компоненты.
* Синтезировать - объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей.
* Сравнивать - сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия.
* Классифицировать - группировать предметы по признакам.
* Обобщать - объединять предметы по общим существенным признакам.
* Конкретизировать - выделять частное из общего.
* Абстрагировать - выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета с игнорированием других.

Задачи на развитие операции мышления. Развитие способностей к анализу и синтезу, сравнению абстрагированию, обобщению, классификации. Задачи на развитие форм абстрактного мышления, понятие, суждения, умозаключения.Задачи на поиск общего, на поиск предметов с противоположными свойства Логические задачи для расширения возможностей мыслительной деятельности (развитие построения точных логических рассуждений с правильными промежуточными и итоговыми умозаключениями,) задачи на поиск предметов со сходными свойствами, задачи на поиск предметов-звеньев,

Комплекс дидактических игр по развитию мышления у дошкольников

Игры на развитие логического мышления

1. Игры на формирование умений выполнять классификацию.

«Разложи предметы»

Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по 2; две одинаковые коробочки.

Ход игры:

Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «эти игрушки надо разложить в 2 коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой». В случае затруднения педагог первую пару игрушек – елочки ставит их рядом и просит ребенка сравнить: «чем эти елочки различаются между собой?». Если ребенок не может найти основное отличие, педагог обращает внимание ребенка на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем ребенок действует самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «в одной коробке – все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые».

«Летает – не летает»

Ход игры:

Педагог предлагает детям быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает».

Игру можно проводить на прогулке.

«Съедобное – не съедобное»

Игра проводится по аналогии с предыдущей. Педагог произносит слова «съедобное», «не съедобное».

«Будь внимательным»

Ход игры: Педагог говорит детям: «я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать лишнее слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т.д. После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов.

2. Игры на формирование умений выполнять систематизацию.

«Новоселье у матрешек»

Цель: учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.

Ход игры: педагог рассказывает: «матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше. А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры.

Игра «Что тяжелее?»

Цель: учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.

Оборудование: набор карточек с изображением следующего вида одежды: зимнее посеннее пальто, зимнее платье, летнее платье, купальник; на обратной стороне полоски соответствующей длины: самая длинная изображает зимнее пальто, короче – осеннее пальто, еще короче – зимнее платье и т.д.

По аналогии проводятся следующие игры: «Кто старше?», «Что ярче светит?», «Что быстрее?», «Кто быстрее?»

Игра «Угадай-ка: плывет – тонет?»

Ход игры:

Ребенку предлагают угадать, какие предметы плавают, а какие – тонут. Педагог называет попарную группу предметов: деревянная палочка – гвоздь, деревянная и металлическая линейки, деревянный и металлический шарики, деревянный и металлический корабли, металлическое и деревянное колечки и т.д. В случае затруднений педагог организует практические действия с этими предметами. Предметы даются в случайном порядке, а не попарно. В конце игры следует предложить ребенку обобщить, какие же предметы плавают, а какие тонут, почему?

Рассказы – загадки.

«Что было ночью?»

«В д.с воспитатель подошел к окну и сказал: «дети, посмотрите в окно, все вокруг белое – земля, крыши домов, деревья. Как вы думаете, что было ночью?». Что ответили дети?».

«Дождливая погода»

«Девочка Таня гуляла на улице, потом побежала домой. Мама ей открыла дверь и воскликнула: «ой, какой пошел сильный дождь!». Мама в окно не смотрела. Как мама узнала, что на улице идет сильный дождь?».

«Не покатались»

«Два друга – Олег и Никита взяли лыжи и пошли в лес. Ярко светило солнышко. Журчали ручьи. Кое-где проглядывала первая травка. Когда мальчики пришли в лес, то покататься на лыжах не смогли. Почему?».

Продолжи предложения:

  • Мы включили свет, потому что … .
  • Мама вернулась, чтобы взять зонт, потому что … .
  • Дети надели теплую одежду, потому что … .
  • Щенок громко залаял,потому что … .
  • Алеша выглянул в окно и увидел … .
  • Таня проснулась утром и … .

Также для развития логического мышления я использую игры сделанные из дерева: «Сложи квадрат», «Головоломки», «Уни- кубы», «Палочки Кюизенера», «Рамки вкладыши Монтессори» и магнитный 3D конструктор

Игра «Чем похожи и чем отличаются? »

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.

Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.

Игра «Подбери пару к слову».

Оборудование: мяч.

Дети встают в круг. Воспитатель с мячом - в центре круга, он бросает мяч одному из детей и говорит: «Игрушка». Ребенок должен поймать мяч и назвать, например: «Кукла».

Игра «Что это? Кто это? »

Цель: развитие мышления и речи.

Оборудование: 24 предметные картинки.

Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.

Игра «Разложи карточки»

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка) ; поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые (для каждого ребенка) .

На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки.

Игра «Разложи картинки по группам»

Цель: развитие навыков анализа и синтеза.

Оборудование: поднос с двенадцатью картинками. Которые можно разделить на четыре группы, например, овощи: лук, морковь, капуста; фрукты: яблоко, груша, персик; посуда: чашка, тарелка, чайник; инструменты – молоток, пила, лопата и т. д.

Перед каждым ребенком находится поднос с двенадцатью предметными картинками. Воспитатель предлагает детям разделить все картинки на четыре группы. (Комплекты картинок у детей разные) .

Задание «Закрой лишнюю картинку»

Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

Оборудование: карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги (4*4 см) (для каждого ребенка) .

Перед каждым ребенком находится карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги. Детям предлагается найти картинку, которая не подходит к остальным, и закрыть ее бумажным квадратиком.

Задание «Нарисуй и зачеркни»

Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.

Оборудование: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка) .

На столе перед каждым ребенком находятся лист бумаги и простой карандаш. Взрослый предлагает детям:

Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;

Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;

Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру

Игра «Придумай загадку»

Цель: развитие речи и мышления.

Оборудование: игрушки и знакомые детям предметы.

На столе лежат различные игрушки и знакомые детям предметы. Одному из детей (ведущему) предлагается, не показывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает. О каком предмете идет речь, становится ведущим.

Игра «Составь предложение по двум картинкам»

Цель: развитие внимания, мышления и речи.

Оборудование: магнитная доска; магниты; пары предметных картинок: : бабушка – кофта (чашка, ваза, девочка – кролик (фасоль, лыжи, мальчик – кот (велосипед, коньки, аист – гнездо и т. д.

Воспитатель поочередно прикрепляет к магнитной доске пару картинок и предлагает детям составить по ней как можно больше предложений.

Игра «Любимая еда»

Цель: развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

Оборудование: предметные картинки, например: корова – сено, кролик – капуста, медведь – мед, кошка – молоко и т. д.

Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.

Игра «Скажи мне наоборот»

Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы.

Воспитатель предлагает детям назвать слова противоположного значения, например: большой – маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый и т. д.

Игра «Нелепицы»

Цель: развитие речи, внимания, мышления.

Оборудование: карточка к заданию.

Воспитатель предлагает ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей, просит ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предлагается ответить, как бывает на самом деле.

Задание «Дополни фразу»

Цель: развитие слухового внимания, мышления, речи.

Если песок мокрый, то.

Мальчик моет руки, потому что.

Если переходить улицу на красный свет, то.

Автобус остановился, потому что.

Игра «рассказ наоборот»

Детям младшего школьного возраста (играть могут одновременно несколько человек) предлагается попробовать сочинить рассказ или сказку наоборот. Предположим, один говорит: «И началась у них с тех пор счастливая и спокойная жизнь». Другой: «Вернулись братья в свою деревню». Третий: «Наконец поняли они, что мир лучше ссоры. Четвертый: «Сколько в одиночку старались мост построить, а ничего не выходит» и т.д.

Игра «Ассоциация»

Группа детей выстраивается в круг, и им предлагается два любых слова. Например, щенок и мячик . Детям по очереди предлагается связать эти два слова в одно предложение. Кто последний придумает предложение, тот и выиграл. В предложенном примере могут возникнуть следующие ассоциации.

Щенок играет в мячик.

Щенок прыгает как мячик.

Щенка надо кормить, а мячик - нет.

Щенок пушистый и теплый, а мячик гладкий и холодный.

У щенка глаза круглые, как мячик.

Дети любят играть со щенком и мячиком.

Рыбка - червячок

Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор

Необходимый инвентарь: картинки животных, птиц (можно вырезанные из старых книг, журналов; открытки).

Как играем: сначала читается стихотворение:

Зайчик любит морковку,

Мишка - малинку,

Воробушек - рябинку,

Рыбка - червячка,

Избегай, рыбка, крючка.

Вы называете животное, а ребенку нужно быстро и правильно сказать, что оно кушает, например: корова - сено, собака - кость, мышка - сыр, кошка - молочко и т. д.

Играть можно как двоим участникам, так и большему количеству. Периодически меняйтесь ролями с ребенком, это является для него прекрасным стимулом.

Закрепляем: задайте ребенку вопросы: «А что любит Карлсон? Людоед?» и пр.

Сыграйте в игру «Наоборот»: морковка - заяц, зерно - птица, лошадь - сено.

Когда предоставится возможность, кормите вместе птиц, белочек, животных. Наблюдайте за их повадками.

Усложняем: а может ли цыпленок грызть кость? А собака клевать зерно? Попросите ребенка аргументировать свой ответ, если малыш затрудняется, найдите объяснение вместе.

Раз, два, три лишний уходи

Игра помогает формировать понятийное мышление; отсекать лишнее (анализ - синтез)

Необходимый инвентарь: картинки.

Как играем: покажите картинки с предметами одного класса, но разных групп, например: автобус, машина, мотоцикл - самолет; трамвай, автобус, электричка - КамАЗ; пожарная машина, скорая помощь, продуктовая машина - такси и т. п. Какая картинка из четырех лишняя? Почему?

Закрепляем: меняйтесь ролями. Можно играть и в словесный вариант этой игры. Желательно брать различные понятия, знакомые ребенку, например: «одежда», «обувь» и т. д. Помогайте ребенку, если он затрудняется, обосновывать ответы.

Небылицы

Игра помогает формировать логическое мышление, творческое воображение

Необходимый инвентарь: мяч.

Как играем: в эту игру лучше играть всей семьей, тогда ребенок быстрее освоит ее.

Ведущий бросает мяч игроку и говорит какую-либо фразу. Если эта фраза - небылица, то ловить мяч не надо, например: «Волк по лесу гуляет», - игрок ловит мяч. «Волк на дереве сидит» - мяч ловить не нужно. «Девочка рисует домик» - игрок ловит мяч. «Домик рисует девочку» - мяч ловить не нужно и т. д.

Старайтесь придумать как можно больше смешных, нелепых фраз.

Выиграет тот, кто ни разу не ошибется.

Играйте в эту игру чаще, ведь ребенок этого возраста любит придумывать перевертыши, небылицы.

Закрепляем: поиграйте в «Небылицы», используя короткие рассказы. Например: «На день рождения Вани дети ели яблоки, мороженое, печенье и... соленые конфеты». Ребенок должен исправить вашу ошибку и объяснить, почему это неверно.

Вы варите на кухне борщ? Используйте и эту ситуацию для игры. «Я кладу в борщ свеклу, морковку, капусту... грушу». Посмейтесь вместе с ребенком, поменяйтесь ролями.

Можно поиграть с картинками. Например: на картинке нарисовано лето: солнце, цветы, бабочки и... снеговик. Спросите ребенка, почему снеговик лишний, что может с ним произойти? Что придумать, чтобы он не растаял?

В следующий раз можете придумать до 3-4 небылиц в рассказе. Например:

Сел воробушек на дом,

Провалилась крыша.

Под березою с котом

Пляшут польку мыши.

Мухи съели паука.

Рыбы ловят рыбака.

На телегу села лошадь,

Погоняет ездока.

Сладкоежки

Игра помогает формировать зрительный контроль; развивает восприятие величины

Необходимый инвентарь: рисунки банок с вареньем, надкусанных яблок.

Как играем: покажите ребенку несколько нарисованных банок с вареньем различной степени наполнения. Спросите, из какой банки Карлсон съел больше всего варенья? Попросите объяснить, почему он сделал такие выводы? Покажите рисунки надкусанных яблок. Попросите его ответить, какое яблоко, по его мнению, кусал медведь, заяц, воробей, гусеница? Почему он так решил?

Закрепляем: нарисуйте следы медведя, зайца, мышки. Где чьи следы? На улице попросите ребенка определить, где на снегу или песке следы взрослого человека, а где ребенка? А где следы птички и собаки?

«Сели мы на саночки»

Игра учит подбирать нужные предметы для каждого времени года; отстаивать свое мнение

Необходимый инвентарь: картинки времен года, сопутствующих предметов к ним.

Как играем: покажите картинки времен года и сопутствующих этому сезону предметов. Например: санки, лыжи, коньки, ледянки, резиновые сапоги, зонтик, мяч, сачок, корзинка, ведерко, лопатка, формочки и пр. Ребенок должен правильно соотнести предметы с временами года. Попросите объяснить, почему санки нельзя положить к летней картинке, а велосипед - к зимней и т. д.

Закрепляем: вспомните стихи и песни про времена года: «По малину в сад пойдем...», «Сели мы на саночки, взяли мы коньки...». Когда собираетесь на прогулку, спрашивайте, почему вы взяли с собой сегодня именно эти игрушки?

Усложняем: сыграйте в словесную игру «Наоборот». Называйте сначала время года, потом его атрибут. Например: лето - самокат, зима - санки, весна - бумажный кораблик, а осенью что? И т. п.

Да - нет, говорите

Игра учит угадывать предмет по описанию методом наводящих и отсекающих вопросов

Как играем: предложите ребенку угадать овощ, который вы загадали, по его описанию. Например: овощ, бывает крупный и мелкий, растет на грядке (морковь). Пусть ваш исследователь методом наводящих вопросов (какого он бывает цвета, какой формы, что из него готовят?) с вашей помощью попробует дать верный ответ.

Закрепляем: загадывать можно любой знакомый предмет, постепенно усложняя задачу. Например: «Это предмет женской одежды» {платье). Ребенок перечисляет: «Юбка?» (нет), «Кофта?» (нет), «Длинное?» (бывает - да, бывает - нет). Подскажите, что бывает вечерним или бальным, если малышу сложно угадать.

Пусть ребенок попробует сам загадать предмет, а вы будете пытаться с помощью вопросов угадывать.

Загадочные умники

Игра учит делать выводы, доказывать их правильность

Как играем: вы знаете, что умение отгадывать загадки, формирует логическое мышление? Итак, загадываем:

Лижет дочку языком, будет телочка здорова.

Кормит также молочком, кто же мама? (корова)

Когда ребенок ответит, спросите его, как он определил, что же это корова? Вот тут и начинается самое интересное! Если ребенок ответит, что корова кормит молоком теленка, скажите, что многие животные кормят молоком детей. А главная подсказка - это теленок! Только у коровы теленок. Далее:

В клетке пестрая головка,

Чистит перышки так ловко.

Что за птичка, угадай,

В клетке верно... (попугай)

В клетке обычно держат попугая, у него пестрая голова ит. д.

Поощряйте ребенка, меняйтесь ролями: ребенок загадывает - вы отгадываете.

Закрепляем: загадывать загадки можно по 5-10 минут каждый день. А может, ребенок придумает свою загадку? Например, вот загадка ребенка 4,5 года: «По лесу ползет, иголки на себе несет».

А если завести книжку и туда зарисовывать свои загадки? Назвать ее «Загадай-ка».

Внимание: при загадывании загадки нужно обращать внимание на отличительную черту предмета, явления: если это дождь, то он идет с неба, из тучи, ведь дождик можно устроить и из лейки. Например, придумываем: «Водичка льется с неба, как из лейки» (аналогия) и т. д.

Ребятушки-загадушки

Игра учит определять предмет по его характерным признакам

Необходимый инвентарь: игрушки.

Как играем: поставьте на стол игрушки, сходные по общим признакам: животные, птицы. Загадайте загадку: «Мягкая, пушистая, бегает по деревьям» и т. п. Ребенок должен отгадать ее и дополнить, например: собирает грибы, живет в дупле. Меняйтесь ролями - это развивает логичность речи ребенка. Кто загадок загадает больше, тот и победил.

Закрепляем: играть можно на улице, в дороге.

Усложняем: в дальнейшем используйте словесный вариант игры. Берите качества предметов, их функции: на нем сидят или это нужно для работы в огороде и т. д.

Математические круги

Игра учит работать с пересекающимися и непересекающимися множествами

Необходимый инвентарь: обручи большие и маленькие, мелкие предметы, геометрические фигуры.

Как играем: положите на пол два обруча, в них разложите предметы по группам, например: деревянные игрушки в одном, пластмассовые - в другом или большие красные круги в одном, маленькие синие - в другом. А если в другом должны лежать все круги, среди которых будут большие красные. Как их разложить? Помогите ребенку пересечь обручи и положить в пересечение большие красные круги. Можно положить маленький обруч внутри большого - в большом большие квадраты, в маленьком - маленькие.

Закрепляем: раскладывать можно предметы, картинки. А сделать круг из веревки или скакалки.

Парные картинки

Игра учит находить смысловые связи в парных картинках; формирует произвольную память

Необходимый инвентарь: 5-6 пар карточек со схожими по смыслу изображениями (можно взять из любых настольных игр).

Как играем: положите перед ребенком парные картинки. Например: дерево и лес, дом и окно или бревно и топор, машина и улица и т. д. Картинки кладутся слева направо, следующая пара кладется под ними. Ребенок должен рассмотреть две пары картинок в течение 1-2 минут и запомнить. Затем правый ряд уберите. Ребенок должен вспомнить, что лежало справо от оставшихся картинок. Спросите, что общего между изображениями на картинках?

Возьмите следующие две пары картинок и поиграйте еще раз. Можно играть до тех пор, пока ребенок не устанет.

Усложняем: можно взять по три карточки, имеющие смысловые связи. Например: ваза, вода, цветок; девочка, бантики, расческа - ребенок должен объяснить их соседство. Оставьте только первые карточки. Ребенок должен вспомнить убранные.

Отрицалки

Игра учит делать логические выводы методом отрицания/исключения

Необходимый инвентарь: опорные картинки.

Как играем: предложите ребенку отгадать загадку: «У Коли и Лены по одному шарику, синий и красный. У Коли не синий шарик, какого цвета шарик у Лены?», или «У Тани и Светы по кукле. У Светы кукла не маленькая. Какая кукла у Тани, у Светы?», или «Катя и Таня стоят справа и слева от дерева. Таня стоит не справа от дерева. Где стоит Катя, Таня?» и т. п. Таких вариантов вопросов очень много. Старайтесь придумывать такие загадки сами, загадывая и цвет, и форму, и размер.

Внимание: Если ребенок вначале не справляется, можно использовать опорные картинки, например - рисунок синего и красного шарика в первом вопросе и т. д.; аналогично при других задачах.

Закрепляем: Когда ребенок будет правильно решать задачи, играть можно уже без опорных картинок. Поэтому их можно решать везде, когда будет свободное время.

Усложняем: увеличиваем количество отрицаний. Например: «У Оли, Пети и Тани три мяча: желтый, синий и красный. У Оли не желтый и не синий мяч, у Пети не синий. У кого из детей желтый мяч? Какого цвета мячи у Оли, Пети и Тани?».

Внимание: вы купили родственникам подарки? Поиграйте. Загадайте загадку: «Я купила папе и дедушке брюки, джинсы и свитер. Дедушке я купила не джинсы и не брюки. Что я купила папе, а что дедушке?». Таких житейских примеров много, используйте их для игры и с пользой для ребенка.


Ирина Журихина
Картотека дидактических игр по развитию компонентов наглядно-образного мышления у детей 4–5 лет

1. Игры, направленные на выделение разнообразных свойств, качеств, функций объектов

1.«Да-Нет»

Цель:

Ход игры: ведущий загадывает объект или прячет картинку. Дети, поочередно задавая однозначные вопросы (предполагающие ответ «да» или «нет») описательного характера, догадываются, что это за объект.

2. «Цепочка»

Цель: развитие способности анализа и синтеза, умения обобщать и делать умозаключения у детей 4-5 лет.

Ход игры: первый ребёнок в ряду называет любой объект, второй – любое свойство данного объекта, третий ребёнок подбирает определение к объекту, названному вторым ребёнком, четвёртый- другое свойство нового объекта и т. д. (например: Р1: - шар, Р2: - круглый, Р3: - колобок, Р4: - румяный, Р5: - ребёнок, Р6: - умный и т. д.).

3.«Любимая еда»

Цель: развитие способности анализа и синтеза, умения обобщать и делать умозаключения у детей 4-5 лет.

Ход игры: подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.

Усложнение: подобрать картинки с изображением домов этих животных.

4. «Моё – не моё»

Цель: формирование умения у детей 4-5 лет делить целое на части, устанавливать между ними связь; соединять в единое целое части предмета; умение мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.

Ход игры: каждый ребёнок наделяется определенным образом. Ведущий (лучше ведущим выбрать взрослого) бросает мяч по очереди каждому ребёнку и называет какое-либо качество, свойство. Если для этого образа (объекта) данный признак характерен, то ребёнок ловит мяч со словами «моё», если–нет, то отбрасывает мяч: «не моё».

5. «Что умеет делать?»

Цель: развитие способности анализа и синтеза, умения обобщать и делать умозаключения у детей 4-5 лет.

.Ход игры: каждый ребёнок определяет себе предмет, который он будет характеризовать и, передавая мяч по цепочке, называют, что может делать его объект. Например, «я – автомобиль, могу врезаться», «а я – самолет, могу летать».

6.«Принеси такие же»

Цель: развитие умения делить целое на части, устанавливать между ними связь, соединять в единое целое части предмета, определять словом принцип подбора у детей 4-5 лет.

Оборудование: карточки с изображением разных форм разного цвета, игрушки и мелкие предметы разной формы и цвета.

Ход игры: педагог заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты предметы, разные по форме и цвету. Дети распределяются на три подгруппы и рассаживаются на стулья в разных местах комнаты. Педагог приглашает к себе по одному ребенку (ведущему) из каждой подгруппы и просит взять из коробки карточку, не показывая ее детям. Ребенок берет карточку, возвращается к своей подгруппе, показывает ее им так, чтобы не видела другая подгруппа. Все дети должны принести игрушки соответствующей формы или цвета. Если выбор производится по форме, то на карточке дается только контур формы, а если по цвету, то одна сторона карточки окрашена в соответствующий цвет. Дети приносят предметы и садятся с ними на стулья. Педагог спрашивает у каждой группы, какая карточка была у них. Дети отвечают (красный, желтый; квадратный, круглый, и ведущий показывает всем свою карточку

7. «Собери елочку»

Цель: формирование умения делить целое на части, устанавливать между ними связь, соединять в единое целое части предмета, закреплять сенсорные эталоны формы, цвета и величины у детей 4-5 лет.

Оборудование: разрезанная картинка с неровными краями с изображениемелочки из 5-6 деталей.

Ход игры: перед ребенком на столе лежит разрезная картинка с изображением елочки. Ребенку предлагают сложить картинку так, чтобы получилось целое.

8. «Сюжетные картинки»

Цель: формирование умения делить целое на части, устанавливать между ними связь, соединять в единое целое части предмета у детей 4-5 лет.

Ход игры: используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дошкольникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.

Усложнение: предложить детям для просмотра первую и последнюю картинки, дети должны придумать рассказ, что случилось в середине.

9. «Что может быть таким?»

Цель: развитие способности анализа и синтеза, умения обобщать и делать умозаключенияу детей 4-5 лет.

Ход игры: ведущий перечисляет разнообразные признаки одного объекта, дети по характеристике определяют загаданный объект (например,

В: – Этот предмет может использоваться при рисовании, он похож на палочку. Д: - Это карандаш).

10. «Назови части»

Цель: формирование умения делить целое на части, устанавливать между ними связь;содействовать развитию умения описывать объект, называя все его признакиу детей 4-5 лет.

Ход игры: ведущий показывает объект/ его изображение. Дети называют его части (например, В: - Назовите части дерева, Д: - ствол, ветки, корни)

2. Игры, направленные на развитие операций сравнения и обобщения объектов по существенным признакам

1. «Каких фигур недостаёт?"

Цель :развитие способности анализа нескольких групп объектов, обобщения и сравнения признаков, свойственных фигурам каждой из групп; формирование умения определять, каким должен быть недостающий объект в каждом рядуу детей 4-5 лет.

Оборудование: листы –таблицы из 9 ячеек (3 ряда по 3 колонки). В каждом ряду есть одна незаполненная ячейка, в остальных – какие-либо схожие объекты, например, первый ряд всё красное, второй всё синее, третий все зелёное. или первый- круги разного диаметра, второй- различные треугольники, третий – прямоугольники.

Ход игры: сначала игра выполняется с подгруппой из 3-х человек. Каждый из детей называет объекты своего ряда и выделяет нечто общее, что их объединяет. Затем выбирает из группы картинок подходящую.

Усложнение: предложить детям выделить предметы по форме и цвету одновременно.

2.«Что лишнее»

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признакову детей 4-5 лет.

Ход игры: подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т. п., а четвертая картинка – лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.

Усложнение: предложить детям картинки из 6-8 предметов.

3. «Рассели фигуры»

Цель: формирование умения выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам, умения объединять предметы в группу по их свойствам у детей 4-5 лет.

Ход игры: каждый ребёнок получает набор геометрических фигур и схема многоэтажного дома. Нужно разместить фигуры по квартирам в соответствии со схемой, где условными знаками обозначены параметры «форма», «цвет», «размер», «материал».

4. «Разложи картинки в свои конверты»

Цель: формирование умения объединять предметы в группу по их свойствам, опираясь на образец, осмысливать и закреплять в слове результат своих действий на образец у детей 4-5 лет.

Ход игры:

Вариант 1 .Играющие сидят за столами. Перед каждым ребенком по три конверта (например, на одном наклеен треугольник, на другом – овал, на третьем – квадрат). У сидящего рядом не должны повторятся формы, т. е. конверты с другим сочетанием форм (например, круг, прямоугольник, квадрат). На подносе перед каждым ребенком несколько картинок, которые он должен разложить по конвертам (так, картинки с изображением пуговицы, арбуза, круглых часов надо положить в конверт с кругом и т. д.).

Вариант 2. Проводится так же, но картинки различаются по цвету, и на конвертах изображены круги разного цвета; на картинках предметы (шары воздушные, цветы, карандаши, ленточки, платочки) тех же цветов.

Вариант 3. Проводится так же, но признаком по которому проводится группировка, становится величина (например, на конвертах изображены круги одного цвета, но разной величины – большой, средний, маленький; на картинках – большие, маленькие, средние машинки, матрешки, колокольчики, мячи).

5.«Найди пару»

Цель: формирование способности анализа, синтеза, сравнения, обобщения у детей 4-5 лет.

Ход игры: сообщить детям о том, что сегодня будем продолжать подбирать предметы на картинках друг к другу, чем - либо, связанные между собой. У каждого ребенка карточка, на которой 4 предмета. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть все предметы на картинках и выбрать только те предметы, какие образуют смысловую пару. А лишние предметы закрыть фишками.

Усложнение: найти пару не из 4 предметов, а из 8-12 предметов.

6.«Сделаем книжку»

Цель: формирование умения у детей 4-5 лет объединять предметы в группу по их свойствам, представлять ситуацию, описанную в рассказе, умения делать ее с помощью раскладывания готовых плоскостных форм.

Ход игры:

Вариант 1. Воспитатель говорит детям, что они вместе будут делать книгу с красивыми картинками. Раздает листы бумаги (страницы в книге, элементы изображения на подносиках и просит внимательно слушать рассказ «О птичке и кошке». Читает его спокойно, без остановок и пояснений: «Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве». После этого воспитатель спрашивает, о ком этот рассказ, что делали птичка и кошка. Затем идет поэтапный разбор рассказа с моделированием всех ситуаций. Воспитатель спрашивает: «Что было сначала? – и читает первую фразу: - Во дворе стояло дерево». Просит детей найти на подносах дерево и положить его на свои листы бумаги. Напоминает, что дерево стоит внизу. Помогает правильно расположить его на листе бумаги. Затем говорит: «Около дерева сидела птичка». Дети находят птичку и выкладывают ее около дерева и т. д.

Вариант 2. Игра проводится на следующий день. Участвуют 6 детей. Воспитатель напоминает им рассказ и говорит, что для общей книги каждый будет делать свою страницу. Столы устанавливают в один ряд так, чтобы сидящие за ними дети действовали по ходу рассказа слева направо. Ребенку, сидящему первому, воспитатель предлагает делать первую страницу, следующему – вторую и т. д. Дети последовательно выкладывают картинки, иллюстрирующие содержание рассказа: первая страница – «Во дворе росло дерево»; вторая – «Около дерева сидела птичка» и т. д. После того, как весь рассказ будет выложен, воспитатель раздает детям клей, кисточки и тряпочки, и дети наклеивают изображения на листы бумаги. Воспитатель сшивает листы и рассматривает с детьми новую книжку.

7. «Профессии»

Цель: формирование умения объединять предметы в группу по их свойствам у детей 4-5 лет.

Оборудование: картинки с профессиями людей.

Ход игры: взрослый показывает детям картинки с профессиями людей и просит назвать чем занимаются люди определенной профессии. Например, доктор – лечит людей, строитель – строит дома, учитель – учит чему-либо детей в школе и т. д. Можно заменить показом мимикой и пантомимикой.

Усложнение: можно предложить детям большее количество профессий, либо предложить большее количество предметов для работы.

8. «Раз, два, три, ко мне беги!»

Цель: формирование умения сравнивать объекты по существенным признакаму детей 4-5 лет.

Ход игры: Дети располагаются у противоположной стены от ведущего. У детей – карточки с предметными картинками. После слов ведущего: «Раз, два, три, у кого есть… (мяч…кукла… солнышко…красный…квадрат и т. д.) ко мне беги!» Дети, подбегают к ведущему со своими карточками и объясняют причину выбора.

9. «Разложи игрушки в свои домики»

Цель: формирование умения выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам; развития способности объединять предметы в группу по их свойстваму детей 4-5 лет.

Оборудование: настольный строительный материал (кирпичики) разного цвета, предметы разного цвета и коробочки разной формы (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные, игрушечный телевизор, кубики, шарики разных цветов, маленькие куколки в платьях разного цвета и т. д.

Ход игры (проводится индивидуально): педагог выкладывает на столе из кирпичиков разного цвета 2–4 домика в форме квадратов. Затем раскладывает предметы разного цвета и формы и просит ребенка внимательно рассмотреть домики, подумать, какая игрушка в каком домике живет, и расставить их в свои домики. Если ребенок ошибается, педагог молча, не объясняя принцип группировки, перекладывает одну-две игрушки в нужные домики. В конце спрашивает: «Какие игрушки ты положил сюда. А сюда?», т. е. помогает ребенку осознать принцип группировки и зафиксировать его в слове.

После этого педагог предлагает ребенку разложить игрушки по-другому, так как будут уже другие домики. Из кирпичиков одного цвета строит домики разной формы (квадратный, треугольный и круглый). Снова все игрушки и предметы перемешиваются и расставляются на столе в случайном порядке. Ребенок раскладывает их по домикам. Педагог при необходимости оказывает ему помощь, а в заключение вновь помогает осознать уже новый принцип группировки: «Правильно, сюда ты положил все круглое, сюда все квадратное, а здесь треугольное».

При повторном проведении игры сначала предлагается группировка по форме, потом по цвету, т. е. каждый раз меняется порядок выделения принципа для группировки предметов.

10. «Кто больше заметит небылиц»

Цель: формирование умения выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам, умения объединять предметы в группу по их свойствам, развития способности логически рассуждать у детей 4-5 лет.

Игровые правила: кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.

Игровое действие: использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл) .

Ход игры: дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки, Воспитатель объясняет правила игры:

Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т. д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

3. Игры, способствующие развитию способности к классификации и сериации

1. «Кто заблудился?»

Цель: формирование умения у детей 4-5 лет определять основание классификации группы объектов и определять тот объект, который не подходит под данную классификацию.

Ход игры: Ведущий перечисляет несколько объектов, один в ряду не относится к данной классификационной группе. Тот, кто первым выделил лишний объект, должен объяснить основание классификации.

2 «Кто где живет?»

Цель: формирование умения у детей 4-5 лет выполнять классификацию с опорой на образец и пользоваться обобщающим словом.

Оборудование: Большие карточки с изображением леса и двора около дома, маленькие карточки с изображением диких и домашних животных.

Ход игры: Дети получают по большой карте. Взрослый показывает одну из маленьких карточек и спрашивает: «Кто это? Где живёт?». Ребенок, которому подходит это животное, называет его, и говорит, где оно живёт. При правильном ответе ребёнок получает карточку. После того, как большие карты будут заполнены, взрослый обговаривает с детьми, что на карте с изображением леса лежат маленькие карточки, на которых нарисованы дикие животные, на карте с изображением дома и двора – маленькие карточки, на которых нарисованы домашние животные.

3.«Расставь чашки»

Цель: формирование умения классифицировать предметы по признакам у детей 4-5 лет.

Оборудование: набор, состоящий из: карточки с четырьмя нарисованными полками и 16 предметных картинок (четыре больших и четыре маленьких чашек разного цвета, четыре красные чашки и четыре синие чашки одного размера). Количество наборов рассчитывается по количеству детей.

Ход игры: дети должны расставить чашки на стеллаже из 4-х полок (по величине, цвету).

4. «Из чего сделано»

Цель: способствовать развитию умения у детей 4-5 лет группировать предметы по признакам.

Оборудование: три подноса (металлический, деревянный, пластмассовый) и предметы из того же материла.

Ход игры: взрослый заранее готовит предметы из разного материла и раскладывает их в разные места групповой комнаты.

Педагог раздает детям мешочки, в которых находятся разные предметы и игрушки, и предлагает по очереди подойти к подносам и разложить предметы на подносы. После того как ребенок разложит свои предметы на подносы, он должен объяснить, почему он так сделал. Например: «Деревянный шарик я положил на деревянный поднос, а пластмассовый шарик – на пластмассовый поднос».

Затем педагог предлагает двум детям собрать предметы в групповой комнате и разложить их на подносы, объясняя каждый раз, почему они кладут их на разные подносы. Все дети наблюдают за их действиями и помогают в случаях затруднения.

В конце игры педагог обобщает: «Это пластмассовый поднос – на нем все пластмассовые предметы. Это металлический поднос – на нем все металлические предметы. А это деревянный поднос – на нем все деревянные предметы».

5.«Вершки и корешки»

Цель: развитие умения объединять предметы в группу по их свойствам у детей 4-5 лет.

Оборудование: картинки с изображением вершков и корешков овощей – морковь, капуста, репа, свекла, лук, картофель, чеснок.

Ход игры: дети сидят за столами. Педагог сообщает: «Сегодня мы поиграем в игру, которая называется «Вершки и корешки». У нас на столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Я раздам каждому что-нибудь от этих овощей. А теперь по моему сигналу можно разбежаться по группе. А потом по другому сигналу: «Раз, два, три, свою пару найди!» – быстро найдите себе пару: к своему вершку – корешок».

Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок).

В конце игры дети называют, что съедобное в данном овоще – вершок или корешок. Можно проводить повторную игру с использованием разрезных картинок из двух частей – на одной изображены вершки, а на другой – корешки.

6. «Что где растет»

Цель: развитие умения у детей 4-5 лет объединять предметы в группу по их свойствам, группировать растения по месту их произрастания.

Оборудование: три больших карточки с изображением леса, сада и огорода; предметные картинки с изображением растений.

Ход игры: дети сидят за столами, им показывают большие карточки и уточняют, что там изображено. Детям раздают конверты, в которых находятся предметные картинки с изображениями разных растений. Детям сообщают правила игры: «Вы должны рассмотреть свои картинки, подойти к столу педагога и разложить свои картинки в пустые клеточки на больших карточках». Например: «Это грибы, они растут в лесу. Это свекла, она растет в огороде». Дети могут сразу договариваться между собой и обмениваться картинками. Игра продолжается, когда детям дают новые картинки.

В конце игры педагог уточняет у детей, что где растет.

7.«Чьи детки?»

Цель: формирование умения у детей 4-5 лет выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам,закрепление знаний детей о домашних животных, их детенышах.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных и их детенышей: корова с теленком; собака с щенком; свинья с поросятами; кошка с котятами.

Ход игры: взрослый раздает детям предметные картинки с изображением детенышей. Затем педагог ставит на фланелеграф предметную картинку с изображением одного животного, а дети рассматривают свои предметные картинки. Например, на фланеграфе ставят картинку с изображением коровы. Детей спрашивают: «Кто это? Как она зовет своего сынка? Кто прибежал к своей маме?» Так поочередно ставят и других животных. Дети называют животных и произносят характерные для каждого животного звукоподражания. После того как все мамы найдут своих детенышей, игру заканчивают повторением слов хором и по одному: «Гуляет по лужку корова с теленком, свинья с поросенком, кошка с котятами, собака со щенком».

8. «Охотник и пастух»

Цель: формировать умения составлять классификационную группу предметов, объектов и основание классификации у детей 4-5 лет.

Оборудование: предметные картинки с изображением диких и домашних животных, фланелеграф.

Ход игры: взрослый сообщает детям, что сегодня будет новая игра – «Охотник и пастух». Уточняет с детьми: «Кто такой охотник? Да, он охотится на диких зверей. Вспомните, каких диких зверей вы знаете. А кто такой пастух? Каких животных он пасет? Каких вы знаете домашних животных?» Педагог обобщает: «Итак, пастух пасет домашних животных, а охотник охотится за дикими зверями». Выбираются среди детей для игры пастух и охотник. Затем уточняются правила игры: на одной половине фланелеграфа, справа, – луг, где пасутся домашние животные; а с левой стороны – лес, там живут дикие звери. По сигналу: «Ищите!» – охотник и пастух будут брать и ставить на фланелеграф картинки с изображением животных или зверей. Остальные дети следят за тем, чтобы картинки были правильно отобраны. Игра продолжается, выбираются другие пастух и охотник, и добавляются другие картинки.

В конце игры дети называют всех зверей и всех домашних животных.

9. «Когда это бывает?»

Цель: развитие способности анализа и синтеза, умения обобщать, классифицировать по признакам и делать умозаключения у детей 4-5 лет.

Оборудование: круг с изображением характерных признаков четырех времен года; сюжетные картинки с изображением различных игр и забав детей, а также деятельности людей в различные времена года; фланелеграф.

Ход игры: дети сидят за столами, педагог раздает им конверты с картинками, на которых изображены различные времена года. Педагог сообщает детям, что надо внимательно рассмотреть картинки и подложить их к соответствующему времени года. Педагог говорит: «Здесь изображена зима. У кого есть картинки с изображением зимы, должен подложить ее к зиме». Каждый, кто выходит с картинкой, объясняет, что там изображено. Например: «Дети катаются на санках. Это бывает зимой. Дети лепят снеговика. Это тоже бывает зимой» и т. д.

В конце игры педагог обобщает знания детей о временах года: «Какое сейчас время года? А потом какое время года наступит? Сколько всего времен года?».

10. «Собери бусы для куклы»

Цель: формирование уменияу детей 4-5 лет устанавливать соотношение предметов по существенным признакам.

Оборудование: картинка с изображением бус (по количеству детей, разноцветные кружки (по 15 шт.) на каждого ребенка. Взрослый раздает детям нарисованные образцы бус, разноцветные кружки (по 15 шт.) на каждого ребенка. Ребенок должен составить под образцом из данного ему комплекта «бусинок» свою нить такой же длины.

Ход игры (проводится с двумя детьми). Педагог предлагает детям достать камушки из банок сачками и переложить их в аквариум. Кто вытащит камушки аккуратно, тот считается ловким. Дети берут сачки и выполняют задание. У одного ребенка все получается, у другого – нет. Педагог меняет им сачки, и ловким оказывается другой ребенок. Если дети к этому времени сами не укажут на причину (сачок порвался), педагог забирает оба сачка и предлагает одному ребенку выбрать, какой из сачков он хочет взять, и обосновать свой выбор.

РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

Один из важных аспектов наглядно-образного мышления – это умение действовать в уме, оперируя образами представления.

Начальные этапы развития наглядно-образного мышления вплотную примыкают к развитию процессов восприятия. При решении перцептивных задач процессы восприятия протекают в тесной связи с процессами представлений. Чтобы выбрать предмет, соответствующий образцу, из ряда других предметов, необходимо иметь определенное представление об этом образце. В наглядно-образном мышлении умение представлять предметы в том виде, как они воспринимались, является исходным.

Умственно отсталые дошкольники испытывают большие трудности при решении наглядных задач. Они часто воспринимают изображение на картинке как реальную ситуацию, с которой пытаются действовать.

Задача дидактических игр данного раздела состоит в том, чтобы научить умственно отсталых детей в знакомых ситуациях оперировать представлениями и находить правильный выход, не прибегая к практическим действиям с объектами.

Достань шарик (занятие)

Цель. Учить решать задачи в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации.

Оборудование. Картинка, на ней изображено: комната, у стены высокий шкаф, на нем воздушный шарик, на некотором расстоянии от шкафа стоит стул, в центре мальчик, у него удивленный вид, он не знает, как достать шар.

Татьяна Румянцева
Дидактические игры для развития наглядно-действенного мышления и воображения (старший дошкольный возраст)

1. Игра «Муха» .

Цель : Научить детей анализировать зрительный образ.

Нужно нарисовать квадрат и разделить его на девять клеточек. В центре сидит «муха» . Она может совершать движения на одну клетку вправо, влево, вниз, вверх. Обратные движения совершать нельзя. Задачей игроков является : не выпустить «муху» за пределы девятиклеточного поля. В игре участвуют 2-3 человека. Каждый по очереди называет свой ход перемещения «мухи» . Проигрывает тот , кто допускает ход, выводящий «муху» за пределы игрового поля. Когда игра начинается, все игроки видят игровое поле, хотя действие производятся медленно. Пальцем фиксировать движение «мухи» нельзя. Через несколько минут игры поле закрывается и каждый игрок должен продолжать игру, ориентируясь на свое зрительное представление.

Анализировать зрительный образ можно в упражнениях типа : «Помоги озорнику найти подходящий осколок стекла и закрыть дырку» или предложить детям найти на картинке с «запутанным» рисунком геометрические фигуры : квадрат, треугольник, круг и т. д. и обвести их разными цветами.

2. Упражнение «Найди отличие» .

Цель : Научить детей запоминать образ, ситуации.

Предложить детям картинку, на которой нарисована ванная комната.

Ребенку нужно представить, что он находится в этой комнате и дотрагивается до каждого из нарисованных предметов. Важно запомнить их местоположение. Как только ребенок запомнит все, переворачиваем страницу. На другой странице та же ванная комната, но предметы сменили свои места. Нужно назвать как можно больше предметов.

3. Упражнение «Счетные палочки» .

Цель : Научить детей представлять зрительный образ.

Детям предлагается четыре квадратных листа, на которых из счетных палочек выкладываются образы или геометрические фигуры. Например : лицо, клоун, кошка, ежик. Нужно запомнить образы, закрыть их листом бумаги и выложить такие же изображения на чистых квадратах.

4. Игра «Волшебные кляксы» .

Цель : Научить детей узнавать предметы в неопределенных графических формах.

Перед игрой изготавливают несколько клякс : на середину листа выливают немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Дети по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или ее отдельных частях. Выигрывает тот , кто назовет больше всего предметов.

5.«Сюрреалистическая игра» (рисунок в несколько рук)

Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т. д. до законченного рисунка.

6. Игра «Что на что похоже» .

3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются , какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает : То, что я загадал похоже на…» и дает слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку : например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой «8» , которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.

7.«Дорисуй фигуру» .

Цель : Научить детей собирать целостный образ из его частей.

Детям предлагаются шесть листов бумаги, на которых изображены : Два кружка, соединенных линией; полукруг; волнистая линия; овал во весь лист; круг в круге; круг «на палочке» . Детям нужно ответить на что похожи фигурки на картинке, подумать и дорисовать детали, так, чтобы рисунки были как можно интереснее.

8. Игра «Круглые очки» .

Цель : Научить детей работать со свойствами предметов.

Ребенку нужно представить, что он надел круглые очки. Это волшебные очки, через которые можно увидеть только круглые вещи. Нужно осмотреться и назвать все круглые предметы в группе. Затем ребенку предлагается представить, что он вышел на улицу и назвать 5 предметов круглой формы, которые ему встретятся.

Можно предложить упражнение : «Назови по три предмета, которые могут сочетать 2 названных признака. Например : «Яркий и желтый» . Варианты ответа : «свет, солнце, лампа» . В некоторых случаях признаки могут использоваться не только в прямом, но и в переносном смысле. Например : сладкий, легкий (жизнь, запах, победа) .

Для того, чтобы научить детей находить общие и различающиеся признаки объектов, детям предлагается ряд заданий по объединению предметов в группы, исключению лишнего предмета из группы, обозначению группы предметов одним понятием. При этом необходимо помнить, что обобщение может производиться по разным основаниям : по ситуативным признакам (ложка, чашка, скатерть, стол – предметы обычно находящиеся в пространственной близости); по функциональным признакам (крючок, поплавок, удилище, ведро – предметы, используемые в рыбной ловле); по категориальным признакам (стол, стул, кровать – мебель) . Дети должны научится обобщать, используя все эти основания. Поэтому желательно не ограничивать их одним способом группировки, а поощрять выполнение задания разными способами.

9. Игра «Лишнее слово» .

Назови лишнее слово. Объясни, почему :

щука, карась, окунь, рак;

мяч, коньки, качели, клюшка; и т. п.

10. Игра «Назови отличие»

Даны предметы : шкаф, магнитофон, книга, звонок, чернильница, самолет.

Чем эти предметы отличаются от : телевизора, собаки, машины, карандаша, стола, птицы? Найди как можно больше отличий.

Например : шкаф – большой, телевизор – маленький; шкаф используется для хранения вещей, телевизор не используется; шкаф не нуждается в электричестве, а телевизор нуждается.

Публикации по теме:

Итоговое занятие по обучению грамоте в форме игры «Что? Где? Когда?» (старший дошкольный возраст) Игра «Что? Где? Когда?» (итоговое занятие по обучению грамоте старший дошкольный возраст) Задачи: Обучающие. Закреплять умение проводить.

Конспект занятия по изготовлению дидактической игры «Лишний предмет» (старший дошкольный возраст) Цель: изготовление дидактической игры. В группу заходит воспитатель другой группы: - Здравствуйте, ребята! Я принесла вам письмо. Почему-то.

Дидактические и речевые игры по краеведению (старший дошкольный возраст) Дидактические игры «Определи похожий узор». Цель: закреплять знания детей о берестяных изделиях, учить находить сходство в.

Игры для развития словаря посредством художественной литературы (старший дошкольный возраст) Игра «Волшебная указка» Цель: развитие умения изменять слова с помощью суффикса, получая однокоренные (родственные) слова. Средства: волшебная.

Консультация «Исследование уровня сформированности наглядно-действенного мышления у детей 4–5 лет с ЗПР» При отборе диагностических методик на развитие наглядно – образного мышления учитывались имеющиеся в детской психологии данные о том, что.