Личностный подход.

Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики -- направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

  • 1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
  • 2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;
  • 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
  • 4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить -- оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся, условий и обстоятельств;
  • 5) максимально опирался на собственную активность личности;
  • 6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
  • 7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обязывает воспитателя учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.

При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы. Мы уже знаем, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств -- в младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит своему воспитателю, безоговорочно подчиняется его авторитету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте легче воспитывать положительные привычки, приучать воспитанников к труду, дисциплине, поведению в обществе. Старшие подростки понимают уже прямую, открытую постановку задач в конкретных видах полезной деятельности, активны и инициативны. Однако эта активность, стремление к самостоятельности должны быть хорошо организованы педагогом. Старших школьников отличает возросшее стремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, у них развивают высокие нравственные идеалы, чувство ответственности. Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнить о постепенном снижении потенциальных возможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения с возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости синзитивных периодов.

В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.

Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом возрасте, требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы и формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их душе. Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к разочарованиям или, что намного хуже, к недостаточно полному, поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычка обходиться полудостигнутым.

Особенно внимательно воспитатели следят за изменением главных личностных качеств -- направленности ценностных ориентации, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей. Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.

Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Сделайте его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.

Главная > Документ

Личностный подход

Во всех педагогических руководствах подчеркивается зна-чение двух принципов: учета возрастных особенностей воспи-танников и осуществления воспитания на основе индивиду-ального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных ха-рактеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Пос-ледние выражают очень важные для воспитания характерис-тики - направленность личности, ее ценностные ориента-ции, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взя-тый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изоли-рованно от названных ведущих качеств, не обеспечивают до-статочных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жиз-ненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств. Принцип личностного подхода в воспитании требует, что-бы воспитатель: 1) постоянно изучал и хорошо знал индиви-дуальные особенности темперамента, черты характера, взгля-ды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел диагнос-тировать и знал реальный уровень сформированное™ таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие; 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к по-сильной для него и все усложняющейся по трудности воспита-тельной деятельности, обеспечивающей прогрессивное разви-тие личности; 4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств; 5) максимально опирался на соб-ственную активность личности; 6) сочетал воспитание с само-воспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; 7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколь-ко умело организовывал и направлял ведущую к успеху дея-тельность. Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обя-зывает воспитателя учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений. При личностном подходе учет возрастных и индивидуаль-ных особенностей приобретает новую направленность. Диаг-ностируются потенциальные возможности, ближайшие пер-спективы. Мы уже знаем, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств - в младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит своему воспитателю, безоговорочно подчиняется его авто-ритету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте легче воспитывать положительные привычки, при-учать воспитанников к труду, дисциплине, поведению в об-ществе. Старшие подростки понимают уже прямую, открытую постановку задач в конкретных видах полезной деятельности, активны и инициативны. Однако эта активность, стремление к самостоятельности должны быть хорошо организованы пе-дагогом. Старших школьников отличает возросшее стремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, у них развивают высокие нравственные идеалы, чувство ответствен-ности. Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнить о постепенном снижении потенциальных возмож-ностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за умень-шения с возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости синзетивных периодов. В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамен-та, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным. Учитывая возросший уровень знаний современных школь-ников, их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специ-альности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей. Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом возрасте, требуют действовать с опере-жением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы я формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их душе. Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к разочарованиям или, 1то намного хуже, к недостаточно полному, поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычка обходиться полу-достигнутым. Особенно внимательно воспитатели следят за изменением главных личностных качеств - направленности ценностных ориентации, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей. Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индиви-дуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нель-зя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем. Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Сделайте его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.

Единство воспитательных воздействий

Этот принцип, называемый также принципом координации усилий школы, семьи и общественности или, в другом варианте принципом совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений требует, чтобы все лица, организации, общественные институты причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявлял] воспитанникам согласованные требования, шли рука об рук) помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воз действие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам -Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рас считывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромны психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузи сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние и личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий. Правила реализации принципа помогают воспитателям ох-ватить все стороны воспитательного взаимодействия. 1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных орга-низаций, ученического коллектива и т.д. Среди этих много-образных влияний немалая роль принадлежит классному кол-лективу и личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воз-действия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому. 2. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздейст-вий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители зна-ют значительно лучше воспитателей, никакими другими педа-гогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласно с формулой - по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия. Проверенное средство связи школы с семьей - дневник школьника. Педагогически правильное ведение этого доку-мента позволяет эффективно координировать усилия родите-лей и учителей. Сейчас в некоторых школах отказались от дневников, в других учителя не обращают внимание на то, что ребята ведут дневники неряшливо. Но ведь пока нет лучшего средства оперативной связи - индивидуальные компьютер-ные карточки, используемые в западных школах, вряд ли скоро придут в нашу школу. Поэтому нужно, наоборот, повысить роль дневника, сделав его главным оперативным документом, отражающим текущую жизнь школьника. 3. Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели бы прививать своим детям. 4. В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с деятельностью семьи, или, напротив, семья отрицательно относится к тре-бованиям воспитателей. Часто родители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия. 5. Бывает, что воспитатель не согласен с мнением коллек-тива, общественных организаций, критикует поступки и дей-ствия других воспитателей и т.п. Все это не может не отра-жаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений личности. Поэтому воспитателям надо всегда помнить о необ-ходимости поддерживать разумные требования друг друга, бережно относиться к авторитету коллектива. 6. Практическая реализация этого принципа требует созда-ния единой системы воспитания как на занятиях, так и во внеучебное время. Систематичность процесса воспитания обес-печивается соблюдением преемственности и последователь-ности в формировании черт личности. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться. Воспита-тели следят за соблюдением этого требования в семье, кон-сультируя родителей. 7. Способ достижения единства воспитательных воздейст-вий - координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов. Вот почему воспитатели, класс-ные руководители не должны жалеть усилий на установление и восстановление связей между всеми причастными к вос-питанию людьми: работниками молодежных и спортивных организаций, творческих союзов.

А.С. Макаренко

Воспитание в коллективе и в труде.

Вопрос о воспи-тании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, ко-ренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее су-ществования.

Большая заслуга А. С. Макаренко заключается в том, что он продвинул этот вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспита-ние в коллективе и через коллектив - это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю пе-дагогическую деятельность и все его педагогические высказывания.

«Задача нашего воспитания сводится к тому, чтобы воспитать коллективиста»,- говорит Макаренко в статье «Некоторые выводы из моего педагогического опыта». Воспитание в коллективе и че-рез коллектив он подробно освещает в художественно-педагогиче-ских и теоретических произведениях.«Марксизм учит нас,-,писал он,- что нельзя рассматривать личность вне общества, вне кол-лектива».

Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде - объединение, отличающееся определенной системой полно-мочий и ответственности, определенным соотношением и взаимо-зависимостью отдельных своих частей. Он подчеркивал, что коллектив - часть советского общества: «через коллектив каждый его член входит в общество».

«Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора»,- писал Макаренко в статье «Проблемы воспитания в советской школе».

Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность,Это положение он назвал « Принципом параллельного действия».В этом принципе реализуется требование коллектива – «один за всех и все за одного». «Принцип паралелльного действия» не исключает,однако,применения «принципа индивидуального действия» - прямого,непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.

Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал «закон движения коллктива».Если коллектив достиг поставленной цели,а новых перспектив перед собой не постваил,наступает самоуспокоение,нет больше стремлений,воодушеляющих участников коллектива,нет у него будущего.Развитие коллектива останаваливается.Коллектив всегда должен жить напряжённой жизнью,стремление к определённой цели.В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип,который он назвал «системой перспективных линий». «Человек не может жить на свете,если у него нет вперединичего радостного.Истинным стимулом человеческой жизни является затрашняя радость... Самое важное,что мы привыкли ценить в человеке, - это сила и красота. И то,и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе.Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути,по которым располагается его завтрашняя радость.Можно написать целую методику этой важной работы.Она заключается в организиции новых перспектив,в использовании уже имеющихся,в постепенной постановке более ценных» – писал Макаренко в «Педагогической поэме».

Развитие детского коллектива,по Макаренко, должно происходить постоянно;оно должно направляться педагогическим коллективом,который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперёд.

Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определённой целью,доатсижение которой, требующее усилий,труда,больбы,даёт глубокое удовлетворение.Добившись этой цели,надо не отанавливаться на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу,более широкую,более общественно значимую,делать больше и лучше,чем раньше.Искусство педагога заключается в том,чтобы сочетать своё руководство,свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива.

Такова в кратких словах сущность «системы перспективных линий» А.С. Макаренко,являющейся одной из частей его учения о воспитании и коллективе.Правильно осуществляемая в педагогической практике,она будит у воспитанников уверенность в их силах,поднимает их чувство собственного достоинства,развивает волю и настойчивость, поддерживает бодрость и жизнерадостность и побуждает весь коллектив стремиться к новым достижениям.

Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре.В детском возрасте игра имеет большое значение,и ребёнок,писал Макаренко,должен играть, «надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь». Эта сто-рона жизни коллектива нашла свое яркое выражение в эстетике и символике (сигналы, рапорты, отличительные знаки и т. п.) и во всей структуре и деятельности коллективов колонии имели Горь-кого и коммуны имени Дзержинского.

Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В «Лекциях о воспитании детей» он го-ворил: «Правильное советское воспитание невозможно себе пред-ставить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. В Со-ветской стране труд должен быть творческим, радостным, созна-тельным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.

Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых Макаренко учреждениях; она непрестанно раз-вивалась и совершенствовалась. Начав в колонии имени Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда, в основном для нужд своего коллектива, Макаренко затем перешел к организации производительного труда воспитанников в кустарных мастерских.

Своей высшей формы эта трудовая деятельность достигла в коммуне имени Дзержинского,где воспитанники(старшего возраста) обучались в средней школе и работали на производстве со сложной техникой, требующей высококвалифицированного труда.

В процессе трудовой деятельности детей,говорил Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться,планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к ма-териалам, добиваться высокого качества работы.

Во избежание ранней и узкой специализации следует переклю-чать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством.

Большого внимания заслуживают указания Макаренко о тру-довом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети мо-гут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, произ-водить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок се-мейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.

Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины.

В «Лекциях о воспитании детей» Мака-ренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не

ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициа-тивой и творческой волей».

Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кон-чая социалистической Родиной. Он должен обладать чувством че-сти, гордиться своим коллективом, своей великой Родиной, быть дисциплинированным, так как без дисциплины не может быть крепкого коллектива.

Воспитание чувства долга, чести и дисциплины подчинено за-дачам социалистического строительства. Макаренко умел разви-вать у своих воспитанников эти чувства и сочетал это развитие с воспитанием дисциплины.

В статье, озаглавленной «Воля, мужество, целеустремлен-ность», Макаренко писал: «Коммунистическую волю, коммунисти-ческое мужество, коммунистическую целеустремленность нельзя воспитать без специальных упражнений в коллективе». Он упраж-нял своих воспитанников в выносливости и выдержке. В колонии имени Горького воспитанники приучались легко переносить не-удобства и трудности. У них возник и получил всеобщее признание лозунг «Не хныкать, не пищать», всегда быть бодрым и мужест-венным.

В буржуазной педагогике под влиянием Гербарта установилось ограниченное понимание дисциплины - только как дисциплины послушания. Она обычно ограничивалась отрицательными требо-ваниями: «не шали», «не ленись», «не опаздывай» и т. д. Подоб-ному пониманию дисциплины Макаренко противопоставляет свое требование активной дисциплины, или, как он выражается, «дис-циплины борьбы и преодоления». «В советском обществе,-гово-рил он,-дисциплинированным человеком мы имеем Право назы-вать только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности». Та-ким образом, дисциплина в понимании Макаренко-это не толь-ко дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, актив-ности. Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам и достижениям.

Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. «У наших школьников иногда бывает еще дисциплина порядка, но не бывает дисциплины борьбы и преодоления», - писал Антон Семенович. Он указывал, что шко-ла умеет, пожалуй, бороться с дезорганизаторами, но «такие типы характеров, как «тихони», «иисусики», накопители, приспособлен-цы, шляпы, разини, кокеты, приживалы, мизантропы, мечтатели, зубрилы, проходят мимо нашей педагогической заботы... А на са-мом деле именно эти характеры вырастают в людей вредо-носных...»

Дисциплина особенно развивается и крепнет в организованном коллективе. Макаренко говорил: «Дисциплина-это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность». «Все, что есть в коллективе, в конечном счете при-нимает форму дисциплины. Дисциплина- это глубоко политичес-кое явление, это то, что можно назвать самочувствием граждани-на Советского Союза».

Рассматривая дисциплину как результат воспитания, Макарен-ко различает понятия «дисциплина» и «режим», указывая, что ре-жим является важным средством воспитания. В лекции «Дисцип-лина, режим, наказания и поощрения» он указывает, что у детей часто наблюдается крикливость, егозливость, «истеричность» и т. п. Педагоги часто говорят: «Ребенок должен кричать, в этом прояв-ляется его натура». Макаренко возражает против этого и требует:

дети должны научиться сдерживать себя, режим должен быть глу-боко продуманным, устойчивым, должен всеми строго соблю-даться.

Отвергая неправильное утверждение педагогов, находившихся под влиянием теории «свободного воспитания», будто «наказание воспитывает раба», Макаренко указывал, что, применяя наказа-ния, можно воспитать и раба или запуганного, дряблого человека и свободную, полную человеческого достоинства сильную личность. Все дело в том, какие наказания и как применять. Телесные нака-зания, конечно, недопустимы. В отношении прочих наказаний Ма-каренко требовал, чтобы они были продуманными, не назначались сгоряча и бессистемно, чтобы они имели индивидуализированный характер, соответствовали бы проступку, не были частыми, про-буждали бы в наказанном сознание справедливости наказания и переживание собственной вины, чтобы коллектив признавал спра-ведливость этих наказаний. Такие же подробные указания дает он и относительно поощрений.

Воспитание детей в семье.

А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, заняв-шихся разработкой этой важной проблемы.

Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко счи-тал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая дея-тельность.

Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспита-ние. Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ре-бенок - член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к бу-дущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятель-ности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботли-вость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность.

Подробно осветил Макаренко такие вопросы, как значение сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и т. п. Большое место в жизни де-тей он отводил эстетическому воспитанию.

Заключение.

А. С. Макаренко-педагог-новатор, обогативший русскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и прие-мами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога и т. д.). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагоги-кой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспита-ние и др.).

Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принци-пы. Руководящим принципом всей его педагогической деятельнос-ти была преданность Родине и Педагогическим принципам.

Документ

Актуальные проблемы социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих социальный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

  • Примерная программа воспитания социально активной личности студента

    Примерная программа

    Разработана в ходе выполнения проекта «Современная система воспитания студентов вузов: содержание, особенности, направления, технологии реализации и целенаправленного развития.

  • Организация процесса воспитания курсантов и слушателей в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации

    Документ

    Воспитание в военно-учебном заведении - это процесс целеустремленного и организованного взаимодействия и воздействия должностных лиц военного управления, профессорско-преподавательского состава на сознание, чувства, волю военнослужащих

  • План вступление: а зачем изучать теорию литературы в школе; б изучение тл по программе Т. Ф. Курдюмовой

    Анализ

    Литература - это искусство слова. “Читатель - составная часть искусства”, - говорил Алексей Толстой. Подготовка квалифицированного читателя, формирование его эстетических взглядов и вкусов, расширение и обогащение его эмоционального

  • На современном этапе мировой культурный процесс определяется идеями гуманизма, идеей приоритета личности. В педагогической науке это нашло отражение в появлении личностно ориентированной педагогики. Ее главным принципом является гуманистическая направленность . Это означает реальное признание ценности, неповторимости, целостности личности человека, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Гуманистическая направленность подразумевает, что переживание человеком мира в себе и себя в мире является объективной реальностью, принимающей самые разнообразные формы, т. к. признается уникальность личности человека во всех его проявлениях.

    Традиционно в педагогике работа с индивидуальностью понимается как влияние на школьника с учетом его индивидуальных особенностей: внимания, памяти, мышления, темперамента, эмоциональной сферы... Обычно это и называют индивидуальным подходом в обучении и воспитании. Но это только его один, объектный вариант .

    Воспитатель может работать с индивидуальностью личности и принципиально по-другому, создавая возможности для проявления субъектного начала растущего человека (стимулируя самопознание школьника, создавая ситуации выбора и расширяя сферу для самореализации). Приоритет именно этого, субъектного варианта и составляет суть личностного подхода.

    Личностный подход означает уважение к достоинству человека, подразумевает не только восприятие и оценку его положительных или отрицательных качеств, а комплексное восприятие его личности такой, какая она есть. Осуществляющий этот подход учитель видит в каждом ученике уникальную, единственную и неповторимую личность (“малый Космос”, по определению русских космистов). Задача учителя и в том, чтобы каждый воспитанник увидел личность в себе самом и в каждом из его окружающих.

    Личностный подход направлен на укрепление веры человека в самого себя, его творческое развитие и самосовершенствование. В этом проявляется гуманистическая направленность личностного подхода. При личностном подходе все действия педагога подчинены реальным интересам личности ребенка, его задача – оказать содействие человеку в определении отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру.

    Д.А. Белухин сформулировал принципы личностно ориентированной педагогики

    1. Все люди разные. У каждого человека своя система значимых черт как для самого себя, так и для общества. Все, что происходит вокруг, человек преломляет через свои взгляды, убеждения. Будучи существом социальным, человек прислушивается к мнению других и постоянно измеряет их реакции со своими собственными. Но ведь все люди разные... Поэтому: живи своей головой, но действуй в соответствии с интересами всех. Опирайся на себя, принимай на себя ответственность за свое прошлое, настоящее, будущее. Не перекладывай свои неприятности и проблемы на других. Принимай другого таким, каков он есть.

    2. Каждая личность уникальна и неповторима . Этот принцип логически продолжает предыдущий. Нет в мире абсолютно одинаковых людей. Они отличаются не только отношением друг к другу, но и отношением к самому себе. Эмоционально-когнитивное отношение к себе можно обозначить словом “самоценность” (не путать с самооценкой). Самоценность – это ощущение, эмоциональная окраска отношения к себе. Уровень самоценности может быть высоким или низким.

    Для стабильного уровня высокой самоценности важна любовь родителей, близких, ровное положительно окрашенное общение с ними, отсутствие подавляющих личность влияний и многое другое.

    3. Каждый человек прекрасен в своем личностном потенциале. Каждая личность способна к саморазвитию. Поэтому так важна педагогическая развивающая деятельность, направленная на самовоспитание ребенка, на раскрытие его предназначения, на развитие его способностей и прекрасных личностных качеств.

    4. Всемерная помощь ребенку в развитии его лучших качеств, направленная на снятие пут и оков с его личностного потенциала.

    В чем состоит эта помощь?

    – Нужно снять стереотипы в отношении к детям, в их восприятии;

    – Любить всех детей;

    – Помочь в раскрытии возможностей ребенка, снять все, что мешает этому.

    5. Нельзя осуждать человека, но можно осудить его поступок.

    Далеко не всегда поступок есть сам человек. Осуждая ребенка, педагоги часто как бы наклеивают ярлыки: солгал – значит ты лжец; украл – вор; подрался – драчун... Иногда наклеенный ярлык и определяет дальнейшее поведение. Это недопустимо. Поступок – отдельный акт проявления личности. Анализируя его, важно понять мотивы.

    Реализация личностного подхода в обучении. Реализация личностного подхода в обучении младших школьников исходит прежде всего через формирование учебной деятельности как ведущей в этом возрасте.

    Учебная деятельность понимается (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта обучения. Т. е. основной целью данной деятельности (и развивающего обучения в целом) является обеспечение условий для превращения ребенка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

    владевая всеми компонентами учебной деятельности, ребенок становится ее субъектом: он формулирует учебную задачу, составляет план действий, выбирает средства и способы решения учебной задачи, контролирует и оценивает сделанное.

    В учебной деятельности важны мотивы. Осуществляя личностный подход, педагог опирается на внутренние мотивы учения – мотивы, непосредственно связанные с его содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщенных способов действий, мотивы собственного роста, собственного совершенствования.

    Таким образом, обучение только тогда будет успешным, если внутренне принято ребенком, если опирается на его потребности, мотивы, интересы, т.е. имеет для него личностный смысл.

    Особую роль здесь играют ведущие потребности ребенка, на которые опирается педагог в обучении. Ведущая потребность ребенкамладшего школьного возраста – быть школьником. Она складывается из стремления соответствовать внешне, поведением роли школьника, из желания быть успешным в учебе, из ориентации на признание этой “школьности” сначала учителем, а позже (второй-третий класс) и сверстниками, из хотения быть с одноклассниками.

    В плане осуществления личностного подхода необходимо предоставить ребенку возможность для наилучшего осуществления роли ученика (приобщение к школьным нормам, традициям, правилам), до достижения успеха в учении, для широкого учебного и внеучебного общения с одноклассниками, для признания успешности в учебной деятельности со стороны учителя и одноклассников.

    Одной из базовых потребностей человека является потребность в самоутверждении (Э. Фромм). А для самоутверждения необходим успех в значимой для ребенка и окружающих деятельности. Такой значимой деятельностью в младшем школьником возрасте является учение, учебная деятельность. Создание успеха в учебной деятельности помогает осуществить личностный подход.

    Об этом хорошо сказала С.Н. Лысенкова: “Всем известна истина – дети любят учиться, но здесь часто опускается одно слово: дети любят хорошо учиться”. (Методом опережающего обучения. – С.З.)

    Если усилия ребенка не приводят к успеху, он теряет веру в свои возможности. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться: зачем, все равно ничего не получится.

    Для осуществления личностного подхода важно, чтобы то, что изучается в школе, было связано с жизнью ребенка, его опытом, его переживаниями, интересами. Школа должна быть местом, где дети могут открыто выражать свои мысли, основанные на их жизненном опыте и наблюдениях.

    Ш.А. Амонашвили называет это принципом продолжения жизни детей на уроке.

    Дети не готовятся к жизни, а живут здесь и сейчас. Поэтому в школе им должно быть хорошо, радостно, комфортно. Это должна быть, по выражению В.А. Сухомлинского, школой радости.

    Школа приблизится к ребенку, если ему предоставляется свобода выбора: содержания изучаемого материала, формы взаимодействия (индивидуальная, групповая, коллективная), способа работы и др.

    Реализация личностного подхода в воспитании. Задача педагога в плане осуществления личностного подхода – внушить ребенку, что он единственный и неповторимый среди других, тоже единственных и неповторимых.

    Поэтому важно принять установку на доброе восприятие ребенка, оптимистический взгляд на него, “забыть” о его недостатках, видеть только перспективные линии его нравственного развития.

    Реализация личностного подхода в воспитании осуществляется через опору на ведущие потребности ребенка.Психологи (Э. Фромм, У. Глассер и др.) выделяют из них две главные потребности: в любви и чувстве собственного достоинства (самоуважении) – т.е. в осознании себя личностью. Можно считать любовь и самоуважение теми двумя путями, которые ведут к осознанию себя личностью, индивидуальностью.

    Ребенку необычайно важно осознавать себя личностью, т.е. быть уверенным в уважении со стороны окружающих, а также в собственной значимости и положительной оценке в их глазах.

    Чтобы повысить уровень самоуважения, самооценки, признания со стороны окружающих, необходимо создание ситуаций успеха. Создание ситуаций успеха обеспечивается такими технологическими операциями, как

    – снятие страха перед деятельностью;

    – авансирование ожидаемого положительного результата;

    – прием “персональной исключительности”;

    – усиление мотивации;

    – скрытая инструкция;

    – краткое экспрессивное воздействие.

    Осуществление личностного подхода происходит через воспитание ответственности у ребенка, ответственности за свой выбор, за ход своей жизни.

    Ключевым здесь будет философское и педагогическое понимание личности. Личность – это свободный человек, ответственный за себя (И. Кант) и цельная личность внутренне нравственно свободна и ответственна (Б.Т. Лихачев). Ядром цельной личности является внутренняя нравственная свобода, раскрепощенность, независимость от внешних оценок, свобода выбора образа мыслей и поведения, осознание полноты ответственности за свое бытие и результаты своих поступков.

    Поэтому воспитание у ребенка ответственности – важнейшее условие его личностного становления. Ответственность вырабатывается через самостоятельную оценку ситуации и выбор правильной линии поведения, которая, с точки зрения ребенка, способна принести пользу ему и окружающим. А затем обязательно реализовать свой выбор.

    При этом чрезвычайно важна гуманистическая позиция педагога, которая, по К. Роджерсу, выражается в эмпатическом понимании, открытости личному опыту, искренности в выражении своих чувств, доверии к возможностям и способностям воспитанников.

    Гуманистическая позиция педагога, в свою очередь, ведет к предоставлению детям свободы выбора в содержании деятельности, социальной роли, способов работы, форм взаимодействия. Свобода выбора – это добровольность участия ребенка в различных делах, в выполнении и распределении поручений и др.

    Важное место в осуществлении личностного подхода занимает защита прав ребенка: права на жизнь, права быть здоровым, права самоопределяться, строить жизнь по своим представлениям, права свободно выражать свое мнение и др. В итоге у ребенка возникает чувство защищенности, помогающее свободно проявлять свои отношения.

    Подход-это совокупность приемов, способов в воздействии на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, побуждении к чему-нибудь.

    Системный подход

    Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов.

    Системный подход ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности, прежде всего интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным. Он предполагает выяснение вклада отдельных компонентов-процессов в развитие личности как системного целого. В этом отношении он очень тесно связан с личностным подходом, который означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

    Личностный подход

    Сущность: признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре.

    Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Уникальность личности - ее интеллектуальная нравственная свобода, право на уважение. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

    Личностный подход требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

    Деятельностный подход

    Сущность: деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности.

    Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого). Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия).

    А.Н. Леонтьев. «Для овладения достижениями человеческой культуры, - писал он, - каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями». Вот почему, чтобы подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и разносторонней деятельности, необходимо в меру возможностей вовлечь их в эти виды деятельности, т.е. организовать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность.

    Деятельностный подход требует перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда и общения. Важным при этом является то, что активность личности, ее потребности в самосовершенствовании рассматриваются неизолированно. Они развиваются только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляют сущность методологии гуманистической педагогики.

    Индивидуальный подход

    Это психолого-педагогический принцип, в котором постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. В педагогической работе воспитатель(учитель) организует свою деятельность с учетом особенностей каждого воспитанника т. к. все дети разные, а значит и способности у них тоже разные.

    Выделенные методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:

    1) определить ее действительные проблемы и способы их разрешения;

    2) проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию);

    3) реализовать гуманистическую парадигму образования.

    Эссе«Личностный подход в воспитании»

    Януш Корчак писал: «Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке ». Вспоминая свое детство, думаю, как мне не нравились разговоры «свысока». Мои родители были для меня, прежде всего, друзьями, воспитывая личным примером трудолюбия, доброты, любви к ближнему. А те взрослые, которых я встречала в школе и за ее пределами, всегда пытались меня воспитывать, навязывая свою точку зрения, навязывая свои истины. При этом не все из них были образцом, благодетели их были дутыми. Я не была трудным ребенком, скорее, наоборот: хорошо училась, всегда в активе школы выполняла ответственные поручения. Но для всего, что я делала, мне нужно было убеждение в целесообразности того или иного моего действа. Я свято верила в идеалы Ильича, с гордостью носила пионерский галстук и комсомольский значок. Всему, что со мной происходило, придавала огромное значение. Сегодня, глядя в глаза моих воспитанников, я читаю там те же глубокомысленные соображения. Детство- это не подготовка к жизни, это и есть сама жизнь. Ребенок так же переживает, так же думает о будущем, анализирует прошлое. Ему больнее, чем взрослому, потому, что это - первые шишки, которые он набивает. Чем дольше я работаю с детьми, тем чаще осознаю, какое сокровище таится в каждом из них, насколько дети чище и светлее нас взрослых. Мы заботимся о нравственности и духовности, прививаем лучшие человеческие качества. Так почему они так сопротивляются. Почему делают все наоборот? Мы думаем, что повесим на грудь значок доброты, и ребенок будет добрым, повяжем галстук честности, и он будет честным. Ничего подобного. Все наши разглагольствования остаются пустым звуком. Им нужна наша честность и наша доброта по отношению к ним, к каждому из них в отдельности. Учитель строго спрашивает ребенка, надеясь услышать правду, но услышит ложь, он учит ребенка лгать. Потому, что ученику страшно, и единственный способ смягчить ситуацию – это ложь. Родители устраивают детям постоянные экзекуции, либо откупаются от ребенка дорогими игрушками, думают, что вкладывают все во взращивание своего чада. Получая результаты своего воспитания, сокрушаются: « Какой он неблагодарный». А благодарить-то за что? Ребенок- это эмоциональный вклад в ваше будущее, что внесете на этот счет, то и получите. Поступайте с ними так, как желали, чтобы поступали с вами: слушайте их, узнавайте, интересуйтесь их внутренними переживаниями и давайте советы и рекомендации только тогда, когда вас об этом просят. Не вламывайтесь без стука в детские души, не колечьте их своими комплексами, своими жизненными неудачами. Ребенок сам впустит, если почувствует в вас своего друга, так ему нужного. Он откроется вам всеми своими гранями, засверкает как алмаз. Учитесь у него лучшему, что в нем есть, удивляйтесь уникальности, наслаждайтесь общением, любуйтесь им. Поверните его к себе самому, восхищайтесь вместе с ним тем, что в него заложено. Расправьте его крылья. а не стригите по последней моде, привязывая и подчиняя себе. Поставьте себя на его место. Как вам там, внизу под тяжестью вашего авторитета? Уютно? Почувствуйте, как стучит его сердце, когда ему страшно, больно, обидно, когда радостно, когда печально. Почему вам дозволено переживать весь спектр человеческих эмоций, а ему нет? Он такой же, как вы, только в миллион раз лучше. Потому что живет меньше, потому, что меньше лгал, меньше трусил, меньше обижал. А ты? Так почему ты вменил себе право встать выше его, и со своей высоты учить его жизни?

    Ребенок не чистый лист бумаги, на котором мы запишем все, что посчитаем нужным. Он- уже полноценное произведение; со своим характером, темпераментом, привычками, талантами, капризами. Когда я поменяла свой угол зрения на детей как на что-то неполноценное, тогда стала относиться к ним как к равным, даже более достойным, мне открылись новые возможности. Дети сами несли мне свои печали и радости, наше общение стало собой представлять обоюдное удовольствие, обмен энергиями. Я перестала смотреть на время, потому, что работа стала приносить мне радость, и эта радость разливалась по детским глазам, которые горели как светлячки. Они сами стали генерировать идеи, сами стали включаться в процесс. Воспитание перестало быть только процессом, с целями и задачами, оно стало живым сотворчеством. Каждая наша встреча- маленький праздник для того, чтобы снова и снова наполнять свои глаза светом. То, что ты делаешь с душой, не может изматывать тебя, оно может только вдохновлять. Мои мальчишки стали для меня этим творческим вдохновением. И хотя ежегодно ко мне в группу приходит новый состав, я провожаю своих ребят с твердым убеждением, что этот год делала все возможное. В этот год они получили прививку доброты, любви, честности, ответственности. Я не знаю, как среагирует их души на полученные инъекции, не знаю, как они «переболеют» тем, что получили, но то, что это оставит на их памяти «оспину» - в этом я не сомневаюсь. Многих уже успели ранить, успели убедить в том, что мир безрадостен и жесток, успели пройтись по душе грязными башмаками. Чего ж мы хотим? Они замыкаются, уходят в соц.сети, нет смысла, нет стремления. И сидят они как столетние старички, угрюмые и озлобленные, обиженные на всех, ненавидящие этот мир и себя в нем. Потому, что не было того зеркала, где бы он увидел свою красоту, где полюбил себя и этот мир. И дети отражаются в нас как в зеркалах. Если зеркало кривое, тут уж извините. Когда мы сетуем, что дети нынче пошли невыносимые, я твердо знаю, кто в этом виноват. Поэтому всегда твержу слова популярной когда-то песни: « А подойди-ка с ласкою, а загляни-ка в глазки ей - откроешь клад, какого не видал». Дети дают намного больше, чем берут. Им всего-то надо; чтобы ты признал факт его существования, заметил его, относился бы к нему как к себе самому. Он – человек, а не подопытная мышка в твоих экспериментах. « Если хочешь сохранить глянец на крыльях бабочки, не касайся их» - говорил Пабло Пикассо . Иногда созерцание и любование увиденным дает больше пользы, чем действия. Педагогическое воздействие нужно перевести в человеческое взаимодействие. Ребенку, как и взрослому, нужна его значимость в этом мире. Попросите его об одолжении, скажите, что только он сможет справиться с поставленной задачей. Посмотрите, как он будет стараться, как включит все свое воображение, как задействует все свои таланты, сколько взрослой серьезности во взгляде, в движениях. И вот уже перед вами не безответственный хулиган, а предприимчивый, креативный лидер, умеющий взять на себя ответственность. Только верьте в него, вдохновляйте его. Когда ребенка поддерживают, ободряют, не устают повторять: "Мы в тебя верим, ты все сможешь, ты молодец, ты умный, талантливый, сильный" - и при этом он готов прикладывать усилия и преодолевать трудности, то скорее вырастает человек уверенный в себе, с высокой самооценкой, чувствующий себя адекватно в любой ситуации, способный конструктивно решать все возникающие вопросы. Где бы он ни был: в семье или в школе, не отгораживайтесь от него. Не думайте, что еще мал, несмышлен, еще успеет. Пусть берет на себя посильную ношу, хотя бы небольшую, но важную ответственную задачу. Не решайте за него, пусть ошибается, но пусть чувствует себя хозяином своих дел, слов, своей судьбы.