Медицинская профессиональная ориентация. О профориентации школьников на медицинскую специальность

1.1 Лечебно-профилактическая работа фельдшеров школ, школ-интернатов, ССУЗ.

Совершенствование развития ПМСП в рамках реализации национального проекта в сфере здравоохранения. Усиление профилактической направленности. Нормативная документация. Порядок организации дополнительной диспансеризации работающего населения.

Профилактика ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С как один из компонентов национального проекта в сфере здравоохранения.

Повышение профилактической направленности в работе фельдшера в рамках реализации национального проекта в сфере здравоохранения.

Организация и проведение дополнительной иммунизации населения по приоритетному национальному проекту.

Нормативные документы, регламентирующие работу по предупреждению распространения ТОRS. Тактика фельдшера при подозрении на ТОRS.

Защитная одежда персонала.

Типы противочумных костюмов. Последовательность одевания и снятия противочумных костюмов по схеме.

Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков эндокринной системы.

Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков дыхательной системы.

Основные принципы и задачи страховой медицины.

Физическое развитие, факторы его определяющие. Роль среднего медперсонала в оценке физического развития.

Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков желудочно-кишечного тракта.

Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков костно-мышечной системы.

Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков мочевыделительной системы.

Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков сердечно-сосудистой системы.

Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков нервной системы .

Основные приоритеты национального проекта в сфере здравоохранения.

Основные направления совершенствования ПМСП детям в рамках реализации национального проекта в сфере здравоохранения.

Организация и проведение дополнительной иммунизации населения в рамках реализации национального приоритетного проекта в сфере здравоохранения.

Группы "риска", по возникновению ВИЧ-инфекции в школе.

Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи детям, имеющим право на получение набора социальных услуг. Нормативные документы.

Принципы, средства и основные формы физического воспитания.

Возрастная периодизация детей и подростков. Основные закономерности роста и развития.

Медико-педагогический контроль за физкультурными занятиями.

Организация питания учащихся. Задачи медицинского персонала в организации рационального питания.

Биологический возраст. Факторы его определяющие. Роль фельдшера в его оценке.

Поствакцинальные осложнения. Роль фельдшера в профилактике поствакцинальных осложнений.

Специфическая профилактика инфекционных заболеваний.

Переутомление. Роль среднего медицинского работника в предупреждении переутомления.

Учебная деятельность. Изменения работоспособности с учетом возраста, а также в течение года , четверти, недели, дня, урока.

Профилактика пищевых отравлений в школе.

Утомление. Роль среднего медицинского работника школы в предупреждении утомления.

Противоэпидемические мероприятия в инфекционном очаге в школе.

Понятие о дезинфекции. Виды, методы дезинфекции.

Роль фельдшера школы в профилактике ВБИ.

Этиология, пути передачи, инкубационный период, основные клинические проявления, прогноз, профилактика ВИЧ-инфекции.

Диспансерное наблюдение за больными детьми. Организация диспансерного наблюдения в школе.

Порядок применения наркотических препаратов в ЛПУ.

Ответственность медицинских работников за нарушение правил выписки учета, хранения, применения и списания наркотических препаратов.

Понятие о ВБИ. Пути передачи. Меры профилактики.

Формы санитарного просвещения. Значение санитарного просвещения среди учащихся, педагогов, родителей.

Основные проблемы биомедицинской этики.

Понятие сестринского дела. Этапы сестринского процесса.

Принципы медицинской деонтологии в работе с детьми и подростками.

Философия и этика сестринского дела. Принципы медицинской деонтологии в работе с детьми и подростками. Этический кодекс медсестры России.

Профилактика наркомании и токсикомании. Роль медицинского персонала в профилактике наркомании и токсикомании и реализации целевых программ, направленных на преодоление распространения наркомании и токсикомании.

Наркомания и токсикомания: определение, распространенность, факторы риска, стадии развития наркомании.

Концепция факторов риска и первичной профилактики – основа обеспечения здоровья отдельных лицам, семьям, обществу.

Нормирование суточной двигательной активности. Понятие о гипо- и гиперкинезии. Роль среднего медицинского работника в их профилактике .

Порядок применения наркотических препаратов в ЛПУ. Ответственность медицинских работников за нарушение правил выписки учета, хранения, применения и списания наркотических препаратов.

Виды профилактики: первичная, вторичная, третичная. Роль медработника в их реализации

Основы медицинского страхования. Принципы. Виды, цели, уровни медицинского страхования.

Функциональные обязанности фельдшера школы.

Объём помощи пострадавшим с травмами глаз и ЛОР -органов.

Определение понятия "острое отравление". Пути поступления яда в организм детей и подростков.

Приемы восстановления проходимости дыхательных путей, техника искусственной вентиляции легких.

Основы сердечно-легочной реанимации у детей школьного возраста, критерии эффективности.

Определение понятия "травма". Виды травм.

Анафилактический шок. Неотложная помощь в условиях учебного заведения .

Роль фельдшера школы в профилактике ВИЧ-инфекции.

Основные регламентирующие приказы, инструкции по ВИЧ - инфекции.

Правила работы с ВИЧ- инфицированными школьниками.

Физическое воспитание детей и подростков. Роль средних медицинских работников в физическом воспитании учащихся.

Закаливание. Принципы, средства, методы. Роль фельдшера школы.

Скрининг-программа. Роль среднего медицинского работника в организации осмотров.

Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми. Комплексная оценка состояния здоровья учащихся.

Акселерация, теории акселерации.

Показания и противопоказания для проведения прививок. Приказы, регламентирующие прививочную работу.

Система трудового воспитания, обучения и профессионального образования в России. Законодательства о труде подростков .

Роль медсестры, фельдшера подростковой службы в диспансеризации подростков.

Наркомания и токсикомания у подростков. Роль среднего медицинского работника в их профилактике.

Неотложная помощь при острой сосудистой недостаточности.

Меры профилактики ВИЧ-инфекции в школе. Роль фельдшера в профилактике профессиональных заражений ВИЧ-инфекций.

Психологическая характеристика детей старшего школьного возраста.

Критерии, определяющие состояние здоровья. Группы здоровья.

Федеральные и территориальные целевые программы в области охраны здоровья детей и подростков, роль фельдшера школы в их реализации.

Профилактика травматизма в школе.

Организация оздоровления и реабилитации детей в образовательных учреждениях. Внедрение здоровье сберегающих технологий.

Подготовка юношей к военной службе. Нормативные документы.

Распределение школьников по группам занятий физической культуры.

Правила сбора, хранения и утилизация отходов ЛПУ.

Профилактическая направленность в работе фельдшера образовательных учреждений в рамках реализации национального приоритетного проекта.

1.1.1 Лечебно-профилактическая работа фельдшеров школ, школ-интернатов, ССУЗ.

Основные концепции и принципы страховой медицины. Задачи страховой медицины.

Основные нормативные документы, регламентирующие работу фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ.

Функциональные обязанности фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ.

Законы, охраняющие здоровье детей и подростков в Российской Федерации.

Профилактическая направленность Российского здравоохранения.

Реформы сестринского дела в РФ.

Значение обучающих образовательных программ (школы здоровья) для профилактики заболеваний.

1.2.1 Первичная медико-санитарная профилактика в работе фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ, подросткового кабинета.

Понятие о ПМСП. Роль, задачи, принципы ПМСП.

Формы санитарного просвещения. Значение санитарного просвещения среди учащихся, педагогов, родителей.

Пропаганда здорового образа жизни. Роль фельдшера школы.

Использование элементов ПМСП в работе фельдшера школы.

Роль санитарного просвещения в охране здоровья школьников и подростков.

Современные направления организации ПМСП школьникам имеющим право на получение набора социальных услуг. Нормативные документы, приказы.

1.3.1 Основы медицинской психологии.

Психологическая характеристика детей среднего школьного возраста.

Особенности нервной системы у детей начальных классов.

1.4.1 Адаптация детей к школе.

Подготовка детей к поступлению в школу, роль и функции фельдшера школы.

Понятие "функциональной готовности" к школе.

Понятие динамического стереотипа.

Факторы, влияющие на тяжесть адаптации детей к школе.

1.5.1 Лекарствоведение

Пути ведения лекарственных препаратов детям.

Побочные и токсические воздействия лекарственных препаратов.

Правила выписывания рецептов. Учет использование. Документация.

Требования, предъявляемые к хранению лекарственных средств в лечебно-профилактическом учреждении.

Правила выписки, хранения, учета наркотических средств. Нормативные документы.

Понятие о номенклатуре некоторых наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ.

2.1 Саналогия. Валеология.

Туберкулез. Этиология, клиника, осложнения. Особенности диспансерного наблюдения за больными туберкулёзом.

Световой режим. Биологическое назначение солнечного света, его влияние на растущий организм.

Школьные лагеря разного типа.

Гигиенические требования к участку, площади, оборудованию.

Оснащение школьных помещений.

Физиологическое обоснование правильной позы. Роль медицинского работника школы в профилактике нарушений осанки .

Дифтерия. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике дифтерии.

Корь. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике кори.

Эпилепсия. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения. Прогноз.

Специфическая профилактика инфекционных заболеваний. Календарь профилактических прививок.

Поствакцинальные осложнения. Профилактика. Роль фельдшера школы.

Хранение и транспортировка вакцинальных препаратов «Холодовая цепь». Роль фельдшера школы.

Группы «риска», по возможности развития поствакцинальных осложнений.

Наркомания и токсикомания у подростков. Роль фельдшера школы в их профилактике.

Социальная реабилитация детей, страдающих наркоманией.

Признаки наркотического опьянения, абстинентного синдрома. Принципы лечения наркомании.

Гигиенические требования к искусственному освещению в школе. Медицинский контроль за световым режимом.

Гигиенические требования к организации перемен. Роль и значение среднего медработника в профилактике детского травматизма.

Гигиенические требования, к организации трудового воспитания школьников . Медицинский контроль за организацией трудового и профессионального обучения учащихся.

Гигиеническая характеристика воздушной среды. Роль среднего медицинского персона/в школы в профилактике загрязнения воздуха.

Гигиеническая экспертиза продуктов питания. Контроль среднего медицинского работника за правильной выдачей продуктов.

Естественное освещение. Гигиенические критерии оценки, методы исследования освещенности.

Гигиенические требования к условиям пребывания детей в группах продленного дня. Медицинский контроль.

Гигиена режима школьников. Роль среднего медицинского работника в организации режима учащихся .

Гигиенические требования к составлению расписания занятий.

Противоэпидемические мероприятия в очаге менингококковой инфекции. Роль фельдшера школы.

Роль фельдшера школы в физическом воспитании учащихся, распределение учащихся на физкультурные группы.

Принципы, средства и основные формы физического воспитания. Медико-педагогический контроль за физкультурными занятиями.

Заболевания желудочно-кишечного тракта. Диспансерное наблюдение за детьми, перенесших заболевания желудочно-кишечного тракта.

Гигиена труда и отдыха учащихся в летние каникулы. Школьные лагеря разного типа. Роль среднего медицинского персонала в организации оздоровительной работы.

Заболевания ЛОР-органов. Диспансеризация детей, перенесших заболевания ЛОР-органов.

Диспансерное наблюдение за детьми, перенесших заболевания эндокринной системы. Роль фельдшера школы в организации проведения занятий в школе здоровья "Диабет".

Заболевания нервной системы. Диспансерное наблюдение за детьми перенесших заболевания нервной системы.

Неотложная помощь при аллергических реакциях.

Неотложная помощь при судорожном синдроме.

Неотложная помощь при гипертермическом синдроме.

Неотложная помощь при кровотечениях.

Гигиенические требования к содержанию трудового обучения учащихся 1-7 классов. Роль медсестры школы в профилактике травматизма.

Гигиенические требования к содержанию трудового обучения учащихся 8-11 классов. Роль медработника школы в профилактике травматизма.

Гигиена водоснабжения в школе. Гигиенические критерии оценки воды. Медицинский контроль за организацией питьевого режим в школе .

Вирусный гепатит В. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз, диспансеризация.

Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике вирусного гепатита В.

Организация основных противоэпидемических мероприятий- при возникновения основных кишечных заболеваний в школе.

Основные регламентирующие приказы, нормативные документы по стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения. Роль фельдшера в организации дезинфекционных мероприятий в очагах инфекций.

Дизентерия. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз, диспансеризация. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике дизентерии.

Вирусный гепатит А. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз,

диспансеризация. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике вирусного гепатита А.

Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний. Роль фельдшера школы.

Туберкулез. Этиология, инкубационный период, основные клинические проявления. Прогноз.

Роль среднего медицинского работника школы в профилактике.

Менингококковая инфекция. Роль фельдшера школы в профилактике.

Заболевания органов зрения. Диспансерное наблюдение за детьми, перенесших заболевания органов зрения.

Заболевания почек. Диспансеризация детей, перенесших заболевания мочевыделительной системы.

Заболевания опорно-двигательного аппарата. Диспансерное наблюдение за детьми, перенесших заболевания опорно-двигательного аппарата.

Туберкулез. Роль среднего медицинского работника школы в профилактике туберкулеза.

Неспецифические заболевания бронхо-легочной системы. Диспансеризация детей, перенесших заболевания бронхо-легочной системы. Роль фельдшера школы в проведении занятий в "Астма-школе" (Школе здоровья).

Кожно-венерические заболевания. Роль фельдшера в профилактике сифилиса, согласно протокола ведения больных "Сифилис".

Корь, коклюш, скарлатина. Роль медицинского работника школы в их профилактике.

Гигиенические требования к планированию пищеблока.

Гигиенические требования к меню. Картотека блюд.

Заболевания сердечно-сосудистой системы. Диспансерное наблюдение детей, перенесших сердечно-сосудистые заболевания.

Группы «риска», по возникновению ВИЧ-инфекции в школе.

Дифтерия. Этиология. Период инкубации. Клинические проявления. Принципы лечения. Осложнения. Профилактика.

Противоэпидемические мероприятия в очаге острых кишечных заболеваний. Роль фельдшера школы, ССУЗ, школы-интерната.

Медико-социальная помощь детям инвалидам.

3.12.1 неотложная посиндромная помощь детям школьного и подросткового возраста.

Неотложная помощь при гипертермическом синдроме.

Неотложная помощь при судорожном синдроме.

Неотложная помощь при анафилактическом шоке.

4.1.1 Психологическая характеристика подростков.

Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста.

Психологическая характеристика детей среднего школьного возраста.

Трудности адаптации к школе у детей 6-7 лет.

Особенности нервной системы у детей начальных классов.

Организация образных восприятий в учебном процессе детей начальных классов.

4.2.1 Основы планирования семьи.

Принципы работы по планированию семьи среди подростков.

Безопасный секс. Понятие. Роль фельдшера школы, школы - интерната.

Охрана репродуктивного возраста девушек - подростков.

Охрана репродуктивного возраста юношей- подростков.

4.3.1 Охрана репродуктивного возраста девушек-подростков и юношей подростков.

Репродуктивное здоровье подростков.

Роль планирования семьи в сохранении репродуктивного здоровья подростков

Особенности работы с подростками в сохранении репродуктивного здоровья.

4.4.1 Профессиональная ориентация.

Профессиональная ориентация, понятие.

Основные аспекты профессиональной ориентации.

Врачебно - профессиональная консультация при нарушениях зрения и слуха.

4.5.1 Подготовка юношей к службе в армию.

Нормативные документы по организации медицинского обеспечения подготовки юношей к армии.

Комплексная оценка состояния здоровья юношей.

Работа фельдшера школы с военкоматом.

5.1.1 Гигиена обучения и воспитания.

Нормирование суточной двигательной активности. Понятие о гипо- и гиперкинезии. Роль фельдшера школы в их профилактике.

Утомление. Роль фельдшера школы в предупреждении утомления.

Учебная деятельность. Изменения работоспособности с учетом возраста, а также в течение года, четверти, недели, дня, урока.

Переутомление. Роль фельдшера в предупреждении переутомления.

Гигиенические требования к уроку.

Гигиенические требования к приготовлению домашних заданий.

Гигиена режима школьников. Роль фельдшера в организации режима учащихся.

Санитарно-гигиенические требования к учебным занятиям.

Гигиенические требования к составлению расписания занятий.

5.2.1 Гигиена трудового обучения.

Система трудового воспитания, обучения и профессионального образования в России. Законодательства о труде подростков

Гигиенические требования к содержанию трудового обучения учащихся 1-7 классов. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике травматизма.

Гигиенические требования к содержанию трудового обучения учащихся 8-11 классов. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике травматизма.

Гигиенические требования, к организации трудового воспитания школьников.
Медицинский контроль за организацией трудового и профессионального обучения учащихся.

Гигиенические требования к организации перемен. Роль и значение фельдшера в профилактике детского травматизма.

5.3.1 Гигиена питания.

Организация питания учащихся. Задачи фельдшера в организации рационального питания.

Оценка и расчет химического состава суточного рациона.

Профилактика пищевых отравлений в школе, школы-интерната, ССУЗ.

Гигиеническая экспертиза продуктов питания. Контроль фельдшера за правильной выдачей продуктов.

Гигиенические требования к планированию пищеблока в школе.

Гигиенические требования к меню. Картотека блюд.

5.4.1 Гигиена отдыха учащихся.

Гигиенические требования к городским пионерским лагерям.

Гигиена труда и отдыха учащихся в летние каникулы. Школьные лагеря разного типа. Роль фельдшера в организации оздоровительной работы.

Школьные лагеря разного типа.

Гигиенические нормативы режима труда в лагерях для подростков.

Гигиенические требования к участку, площади, оборудованию в пионерских лагерях.

5.5.1 Гигиена оборудования и предметов обихода.

Гигиенические требования к одежде, обуви учащихся.

Гигиенические требования к школьным принадлежностям.

Оснащение школьных помещений.

Физиологическое обоснование правильной позы. Роль медицинского работника школы в профилактике нарушений осанки.

Комплектование учебных помещений мебелью, соответственно возрасту ребёнка.

6.1.1 Внутрибольничная инфекция.

Дезинфекция, понятие, ее виды.

Стерилизация, понятие, её виды.

Роль фельдшера школы в проведении противоэпидемических мероприятий в очагах инфекций.

Неспецифичная и специфическая профилактика инфекционных заболеваний. Роль медицинской сестры школы.

6.2.1 Профилактическая и противоэпидемическая работа фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ, подросткового кабинета.

Дезинфекция, понятие, ее виды.

Стерилизация, понятие, ее виды.

Основные регламентирующие приказы, документы по стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения.

Соблюдение санитарно-эпидемиологического и противоэпидемического режима в школе.

Роль фельдшера в организации дезинфекционных мероприятий в очагах инфекций.

6.3.1.1 Основные воздушно-капельные инфекции.

Краснуха. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике краснухи.

Скарлатина. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике скарлатины

Ветряная оспа. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике ветряной оспы.

Менингококковая инфекция. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике менингококковой инфекции

Эпидемический паротит. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике эпидемического паротита

6.3.2.1 Основные кишечные инфекции.

Сальмонеллез. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз, диспансеризация.

Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике брюшного тифа.

Организация основных противоэпидемических мероприятий при возникновения основных кишечных заболеваний в школе.

Вирусный гепатит А. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, патогенез, диспансеризация.

Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике вирусного гепатита А.

Дизентерия. Этиология, основные клинические проявления, принципы лечения, прогноз.

6.3.3.1 Профилактика ВИЧ-инфекции и вирусного гепатита В.

ВИЧ - инфекция. Возбудитель, пути передачи, основные симптомы болезни. Прогноз.

Инфекционный гепатит В. Этиология. Пути передачи.

Основные регламентирующие приказы, инструкции по ВИЧ-инфекции.

Инфекционный гепатит В. Основные клинические симптомы. Принципы лечения.

Меры профилактики ВИЧ-инфекции в школе. Роль фельдшера.

Профилактика инфекционного гепатита В. Роль фельдшера школы.

Правила работы с ВИЧ-инфицированными школьниками.

6.3.4.1 Геморрагическая лихорадка

Геморрагическая лихорадка. Этиология. Пути передачи.

Геморрагическая лихорадка. Клиника. Принципы лечения. Прогноз.

Профилактика геморрагической лихорадки. Роль фельдшера школы.

6.4.1 Туберкулез

Туберкулез. Этиология, инкубационный период, основные клинические проявления.

Нормативные документы, федеральные законы по туберкулезу.

Туберкулез. Роль фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ в профилактике туберкулеза. Специфическая и неспецифическая профилактика.

Туберкулез. Клиника. Осложнения. Прогноз.

Особенности диспансерного наблюдения за больными туберкулезом.

Группы "риска", по возможности заболевания туберкулезом. Роль фельдшера школы

7.1.1 Современные принципы медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях и катастрофах.

Определение понятий "чрезвычайная ситуация" и "катастрофа".

Обязанности фельдшера при чрезвычайных ситуациях в зависимости от фазы развития ЧС .

Виды медицинской сортировки, характеристика сортировочных групп.

Формирование экстренной медицинской помощи.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

7.2.1 Основы сердечно-легочной реанимации.

Основы сердечно-легочной реанимации у детей школьного возраста.

Определение понятия "терминальные состояния". Виды терминальных состояний.

Приемы восстановления проходимости дыхательных путей, техника искусственной вентиляции легких

Критерии эффективности реанимации.

Техника проведения непрямого массажа сердца, в зависимости от возраста школьников.

7.3.1 Первая помощь и особенности проведения реанимационных мероприятий при экстремальном воздействии.

Тепловой удар. Диагностика. Неотложная помощь.

Общее охлаждение. Диагностика. Неотложная помощь.

Ожоги. Диагностика. Степени. Неотложная помощь.

Отморожения. Диагностические критерии. Неотложная помощь.

Утопление. Неотложная помощь.

Удушение. Неотложная помощь.

Электротравма. Неотложная помощь.

7.4.1 Доврачебная медицинская помощь при неотложных состояниях в клинике внутренних болезней. Особенности оказания помощи в условиях чрезвычайной ситуации.

Гипертонический криз. Судорожный синдром.

Неотложная помощь при гипертермическом синдроме.

Угрожающие жизни неотложные состояния и острые заболевания: острая коронарная, острая сердечная, острая сосудистая недостаточность.

Острые хирургические заболевания брюшной полости. Диагностика.

Острая дыхательная недостаточность. Критерии диагностики. Неотложная помощь.

7.5.1 Первая помощь при кровотечениях и геморрагическом шоке. Особенности оказания помощи пострадавшим в коматозном состоянии.

Неотложная помощь при кровотечениях.

Виды кровотечений. Определение.

Геморрагический шок: основные механизмы, лежащие в основе его развития.

Клиническая картина, диагностические критерии и неотложная помощь при геморрагическом шоке.

Коматозное состояние. Стандарт оказания неотложной помощи больному.

7.6.1 Неотложная помощь при травмах и травматическом шоке. Особенности оказания помощи.

Объем помощи пострадавшим с травмами опорно-двигательного аппарата.

Объём помощи пострадавшим с черепно-мозговыми травмами, травмами грудной клетки и живота.

Объём помощи пострадавшим с травмами глаз и ЛОР-органов.

Объём помощи пострадавшим при ампутационной травме и синдроме длительного сдавления.

Тактика фельдшера школы при травматическом шоке.

7.7.1 Неотложная помощь при острых отравлениях. Особенности оказания помощи при чрезвычайных ситуациях

Определение понятия "острое отравление". Пути поступления яда в организм человека Стадии острого отравления.

Посиндромная помощь при острых отравлениях.

Методы активной детоксикации, применяемые на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения

Профилактика острых отравлений в школе.

Тактика фельдшера школы, при авариях, связанных с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ.

7.8.1 Помощь при острых аллергических реакциях.

Неотложная помощь при аллергических реакциях.

Анафилактический шок. Неотложная помощь в условиях учебного заведения.

Профилактика острых аллергических реакций в работе фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ.

Клинические формы аллергических реакций.

Аллергические реакции немедленного и замедленного типа.

8.1 Медицинская информатика. Применение ПЭВМ в медицине

Устройство ПЭВМ. Возможности компьютера.

Применение ПЭВМ в медицине.

Техника безопасности при работе на ПЭВМ.

Интернет. Понятие.

Возможности ЭВМ на современном этапе.

  • 7. Хронологический и биологический возраст. Замедленный и ускоренный типы индивидуального развития.
  • 8. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем
  • 9. Половые различия, биологическая надёжность функциональных систем и организма, роль наследственности и среды, как закономерность роста и развития детей и подростков.
  • 10, 11 Акселерация
  • 12. Акселерация как проявление секулярного трендера, её гигиеническое значение.
  • 13. Понятия: ретардация, децелерация. Проявления.
  • 14. Возрастные анатомо-физиологические особенности различных систем и органов в предшкольном периоде (до 3 лет). Возможные заболевания, их профилактика.
  • 15. Возрастные анатомо-физиологические особенности систем и органов в дошкольном периоде (3-7лет). Возможные заболевания, их профилактика.
  • 16. Возрастные анатомо-физиологические особенности систем и органов в младшем школьном возрасте (7-10лет). Возможные заболевания, их профилактика.
  • 17. Возрастные анатомо-физиологические особенности систем и органов в среднем (11-14лет) и старшем школьном возрасте (15-17лет). Возможные заболевания, их профилактика.
  • 18.Нарушение и заболевания в связи анатомо-физиологическими особенностями при воздействии неблагоприятных факторов (нарушение осанки, юношеская гипертония, миопия и др.). Меры профилактики.
  • 19. Физическое развитие детей и подростков (определение). Необходимые признаки для оценки.
  • 20.Методика антропометрических измерений.
  • 21.Соматоскопические признаки.
  • 22. Физиометрические признаки.
  • 23. Оценка физического развития.
  • Порядок оценки физического развития.
  • Оценка физического развития по шкалам регрессии.
  • Использование центильного метода для оценки физического развития детей и подростков.
  • Методика оценки индивидуальных показателей центильным методом.
  • 24 Современное состояние физического развития детей и подростков
  • 25. Комплексная оценка физического развития.
  • 1. Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов.
  • 2. Оценка уровня биологической зрелости по вторичным по­ловым признакам.
  • Скрининг-тест для оценки физического развития
  • 26. Здоровье детей и подростков. Определяющие признаки здоровья. Классификация.
  • 29. . Медицинские осмотры – основа назначения и дозировки физических упражнений. Группы физического воспитания
  • 30. Временные и постоянные ограничения и противопоказания к занятиям физической культурой. Профилактика травм и перетренированности.
  • 31. Закаливание детей и подростков
  • 32. Виды деятельности и детей и подростков. Нормирование. Утомление. Усталость. Физиологические методики определения работоспособности учащихся.
  • 33. Переутомление, его профилактика. Сон, его физиологическая сущность.
  • 37. Гигиенические рекомендации к организации учебного процесса в дошкольных, школьных учреждениях.
  • Вопрос 38. Профессиональная ориентация подростков. Медико-биологическое направление. Его аспекты. Задачи.
  • 39. Сущность и принципы врачебно-профессиональной консультации. Группы профессий по условиям труда. Противопоказания.
  • 41. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и содержанию детских школьных учреждений. Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов школ.
  • 42. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и содержанию детских дошкольных учреждений. Принципы групповой и индивидуальной изоляции.
  • 43. Гигиенические требования к мебели и оборудованию детских учреждений. Подбор и размещение.
  • 44. Требования к учебным пособиям и техническим средствам обучения, к детским игрушкам.
  • 45. Роль медицинских работников детских учреждений в организации оздоровительной работы среди детей и подростков. Формы и методы работы.
  • Вопрос 38. Профессиональная ориентация подростков. Медико-биологическое направление. Его аспекты. Задачи.

    Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

    Цели

      оказанияпрофориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности,выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

    Задачи:

      получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

      обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

      дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;

      выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

    Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

    Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

    Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

    Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

    Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

    Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

    1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

    5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

    8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

    10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

    Медицинский работник:

      используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;

      проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

      оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

      оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

    «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», одобренные Пленумом ЦК КПСС 10/IV и Верховным Советом СССР 12/1V 1934 г., предусматривают дальнейшее совершенствование работы по профессиональной ориентации учащихся средней школы. Эта задача продиктована возросшими потребностями всех отраслей народного хозяйства в специалистах, способных достойно трудиться в период развитого социализма. В этих условиях большую актуальность приобретает работа по профессиональной ориентации молодежи на медицину - одну из самых гуманных профессий человека.

    Как известно, медицина долгое время преимущественно считалась искусством и опиралась на голый практический опыт и интуицию врачевателя. Постепенно она превратилась в многосложную науку, использующую достижения биология, генетики, химии, физики и многих других точных наук. Овладение медицинской профессией требует хорошей общей и глубокой специальной подготовки. Наряду с этим от медиков требуются особые личностные качества, без которых заниматься медицинской практикой будет очень сложно.

    Медицинский работник должен обладать мягким характером и при этом быть выдержанным, уравновешенным, уметь управлять собой в любых, даже экстремальных, условиях. Его отличительной чертой должна быть любовь к людям и всему живому.

    Медицина в нашей стране стала одной из массовых профессий. В Советском Союзе сейчас трудятся более 1 млн. врачей и почти 4 млн. средних медицинских работников. Ежегодно различные медицинские учреждения пополняются молодыми специалистами. Естественно, что проблема отбора при поступлении в медицинские институты и училища становится задачей тех медицинских учреждений, которые больше всех заинтересованы в хорошо подготовленных специалистах. Поэтому они должны и могут принять самое непосредственное участие в работе по профессиональной ориентации школьников на медицину, т.е. в выявлении лиц, способных посвятить себя этой гуманной профессии.

    Мы располагаем многолетним опытом участия медицинского персонала крупной многопрофильной больницы в работе по профориентации школьников в школах Кунцевского района Москвы. Вскоре после выхода постановления Совета Министров СССР «Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся» специально выделанный медицинский персонал больницы активно включился в работу по профориентации.

    Первоначально на базе одной из школ района, которая превращена в учебно-производственный комбинат, были организованы занятия со школьниками 9-х, а затем 10-х классов многих школ района по подготовке младших медсестер по уходу за больными. Учебный класс для медицинских занятий был оснащен плакатами, инструментами, предметами ухода за больными, перевязочным материалом, средствами иммобилизации. К занятиям со школьниками привлекались врачи и опытные средние медицинские работники. Программа курсов была в 1982 г. утверждена Главными управлениями здравоохранения и народного образования Москвы. Она рассчитана на 2 года. Окончившим обучение и успешно сдавшим специальные экзамены выдаются удостоверения установленного образца с указанием квалификации «младшая медицинская сестра по уходу за больными».

    Работу по профориентации школьников мы постепенно совершенствовали. Сейчас межшкольный учебно-производственный комбинат района, где представлено свыше 20 различных профессий, поддерживает связи с 38 школами района. По заранее разработанному графику на занятия в класс младших медсестер от каждой школы ежедневно приходят по 3-5 школьниц из 9-10-х классов, избравших своей будущей профессией медицину. В день занятий на курсах от школьных занятий они освобождаются.

    С каждой группой в день занятий проводится по в уроков: 2 ч теоретических занятий и 4 ч практических. На теоретических занятиях с учениками 9-х классов отрабатывается программа ухода за больными терапевтического профиля, а с учениками 10-х классов - хирургического. Практические занятия мы проводим в основном на базе Городской больницы № 71, но используем и другие лечебно-профилактические учреждения района. На практике ученики (под контролем медсестер) непосредственно помогают в уходе за больными: кормят, водят на прогулку, в места общего пользования, подают и убирают судно, дезинфицируют их. Кроме того, школьники готовят инструментарий и перевязочный материал для стерилизации, гипсовые бинты, шины для иммобилизации, собирают и носят в лабораторию материал для исследования, присутствуют при выполнении медсестрами всех манипуляций. Таким образом, учащиеся в больнице являются не наблюдателями, а активно участвуют в работе по уходу за больными, по поддержанию чистоты в отделении. Кроме плановых занятий, периодически организуются экскурсии в павильон «Здравоохранение СССР» ВДНХ, в Политехнический музей, где работает постоянная выставка по профориентации «Нам имя - медики». Интересными бывают экскурсии в медицинские училища. К нам с целью профессионального отбора школьников нередко приезжают агитбригады из других медицинских училищ Москвы.

    Во время летних каникул наши школьники но заранее разработанному графику проходят практику в качестве санитаров в лечебно-профилактических и детских учреждениях, чем оказывают им неоценимую помощь. За эту учебу-работу администрация учреждений поощряет школьников сувенирами, путевками на экскурсию по Москве, Московской обл. и пр.

    В последние годы работа по профориентации приняла более дифференцированный характер. Теперь ею охвачены школьники более младших классов (начиная с 5-6-го). При этом используются знания и практический опыт учеников-старшеклассников. Так, ученики 9-10-х классов рассказывают ученикам 5-6-х классов о работе врачей и сестер в лечебных учреждениях, где проходили практику, о встретившихся им трудностях, об ответственности медицинского персонала за больных и о многом другом.

    В организованном порядке ученики 8-х классов, иногда с родителями приходят в учебно-производственный комбинат для ознакомления с различными специальностями, в том числе и медицинскими. Мы проводим с ними преимущественно индивидуальную ориентировочную беседу и даем время на обдумывание. Затем ученики, выбравшие медицину, объединяются в группы. С ними врачом или средним медицинским работником уже проводятся целенаправленные беседы. При этом мы делаем акцент не на романтической стороне медицины, а на реальных трудностях, с которыми встречаются врачи и медсестры в своей практической деятельности. С каждой группой в течение учебного года проводим 2-3 профориентационных занятия. Естественно, что в первые месяцы наблюдается определенный отсев. С оставшимися мы проводим плановые профориентационные занятия в период учебы их в 9-10-х классах.

    Ежегодно отмечается увеличение числа школьниц, заканчивающих курсы младших медсестер. Так, если первый наш выпуск в 1974 г. составлял 91 человек, то к 1982-1983 гг. он увеличился до 146-150. С 1976 по 1983 г. наши курсы окончили 1143 человека. На основе ежегодных опросов выпускников наших курсов, проводимых в сентябре - октябре, выяснилось следующее. Часть выпускников (91 человек) поступили в медицинские институты, другие (207) - в медицинские училища, а 76 девушек продолжают работать в качестве младших медсестер по уходу с намерением продолжать медицинское образование. Таким образом, каждый третий ученик, прошедший школу профориентации, всю последующую жизнь связывает с медицинской профессией. Мы уверены, что эти люди будут надежным пополнением учреждений здравоохранения.

    В результате хорошо поставленной профориентационной работы получается двойной выигрыш: с одной стороны, она дает четко ориентированное на медицину пополнение, а с другой - дополнительную рабочую силу в медицинские а детские учреждения района, кадры подготовленного младшего медицинского персонала.

    Решения апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС нацеливают нас на дальнейшее совершенствование работы по профессиональной ориентации школьников, что является задачей не только школы, но также и органов и учреждений здравоохранения.


    Помощь учащемуся в рациональном выборе профессии, определение его профессиональной пригодности к выбранной профессии - один из путей сохранения и укрепления здоровья подростка, гармоничного развития личности. Своевременное определение профессиональной пригодности позволяет школьникам и их родителям выбрать профильный класс и определится с учебными дисциплинами ЕГЭ, необходимыми для зачисления в выбранное высшее учебное заведение.

    Учитывая формирование психосоциальной зрелости, в том числе и выбор подростком профессии, приказом МЗ РФ № 154 от 05.05.1999 года предусмотрено тесное взаимодействие педиатров с педагогами и психологами.

    Регламентируемый данным приказом дополнительный врачебный профилактический осмотр детей 11-12 лет предполагает обязательное врачебно-профессиональное консультирование (ВПК) в этом возрастном периоде. В связи с возможной динамикой заболевания, формированием или изменением склонности подростка к той или иной профессии, а также необходимостью выбора конкретной специальности повторная профконсультация проводится в 9-ом и 11-ом классах.

    Основная роль в осуществлении профконсультации учащихся отводится школьному врачу с привлечением школьного психолога. Особое значение имеет врачебно-профессиональная консультация подростков, имеющих пороки развития, хронические заболевания, функциональные отклонения, а также риск их возникновения.

    Врачебная профессиональная консультация – это консультация врачом подростков здоровых, из групп риска и с отклонениями в состоянии здоровья с целью выбора учебного заведения и будущей профессии, максимально соответствующей состоянию их физического и психического здоровья. При этом учитывается успеваемость подростка в школе, склонность его к той или иной профессии, прогнозируется влияние производственно-профессиональных факторов на возникновение и течение патологического процесса, а также возможность освоения им рекомендованной профессии при наличии имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

    Одним из условий полноценного осуществления ВПК является хорошее знание характера и условий труда, их влияния на растущий организм. Все выше перечисленные сведения содержатся в так называемых профессиограммах - санитарно-гигиенических характеристиках профессий - и включают в себя описание трудового процесса, характеристику материалов, оборудования, инструментов, рабочей позы, особые условия труда, указание о наличие требований к центральной нервной системе, анализаторам, органам и функциональным системам с учетом степени их напряженности, статокинетической устойчивости, возможности производственного травматизма, возможности и уровнях воздействия производственных факторов (5).

    Для осуществления ВПК необходимо исследование и оценка состояния здоровья, уровня развития психофизиологических функций. Основные психофизиологические функции, от которых зависит развитие специфических для данной профессии навыков и умений и формирование рабочего стереотипа, называются ключевыми профессионально значимыми функциями и подразделяются на следующие группы:

      анализаторные: точность глазомера, цветовая, слуховая, обонятельная и тактильная чувствительность; мышечная точность;

      двигательные: мышечная сила и выносливость, быстрота реакции и т.д.;

      аттенционно-мнемические: механическая, смысловая, оперативная память, способность к концентрации и переключению внимания;

      интеллектуальные: уровень развития вербального и невербального интеллекта, мышления;

      индивидуально-типологичские свойства высшей нервной деятельности: сила, лабильность, подвижность и уравновешенность нервной системы;

      характерологические особенности личности, выраженность экстраверсии, нейротизма, ригидности и т.п.

    Исследование психофизиологических функций должно проводиться по унифицированным методикам в одинаковых для всех условиях с целью максимального исключения тренированности и функционального состояния организма.

    При медицинском обследовании с целью определения профессиональной пригодности подростка необходим активный сбор жалоб; применение скринингов, функциональных и лабораторных методов исследования для оценки функционального состояния основных систем и органов. При наличии у подростка хронического заболевания необходимо привлечение узких специалистов, а проводить профконсультацию рекомендуется в период ремиссии или компенсации хронического заболевания и желательно в присутствии родителей.

    При составлении заключения ребенку с наличием патологического состояния следует учитывать, что профессиональную пригодность определяет не только диагноз заболевания, но и оценка его степени тяжести, тенденции течения и компенсаторных возможностей организма. Важно объективно оценить не только отрицательное влияние на больного вредных производственных факторов, но и положительную реабилитационную роль труда.

    Помимо составления профессионального заключения врач должен дать и рекомендации по проведению лечебных, профилактических мероприятий, тренировке ключевых профессионально значимых функций - занятий профессионально-прикладной физической подготовкой, упражнений на специальных тренажерах, развитие аттенционно-мнемических функций и интеллекта с помощью специальных приемов запоминания и анализа материала.

    Прочитайте:
    1. АГРЕССИЯ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
    2. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков школьного возраста(11-14), их учёт в построении режима дня, содержании и форме проведении занятий ФК.
    3. В. 53 Вегето-сосудистая дистония у детей и подростков. Понятие, классификация. Клиника.
    4. В. 54 Вегето-сосудистая дистония у детей и подростков: принципы этиопатогенетической терапии и профилактики.
    5. В.7 Понятие пубертата. Парафизиологические состояния в подростковом периоде детей.
    6. Весьма волнующей для родителей является проблема юношеской дружбы мальчиков и девочек. К тому же известно, что именно в подростковом возрасте приходит к человеку первая любовь.
    7. Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков
    8. Вопрос 22 Гигиенические требования к режиму дня детей и подростков
    9. Вопрос 39 Половые железы. Половое развитие подростков. Половое воспитание.

    более ½ выпускников не выбрали или при наличии опред-х желаний, не знают как их реализовать. В дальнейшем они, встречаясь с трудностями, разочаровываются в своем выборе, нанося моральный ущерб, неудовлетворенность, желание переменить работу.

    Ошибки при выборе профессии : 1) переоценка своих сил и возможностей, как следствие незнания содержания профессии и состояния своего здоровья 2) увлечение модными и престижными профессиями без учета физических возможностей и потребности производства в данных специалистах 3) подражание друзьям.

    Для того, чтобы привести в соответствие стремления подростков и их индивидуальные качества, необходимо спец подготовка учащихся к сознательному выбору профессии. Эта сист мероприятий называется Профориентация – научно обоснованная сист мер, направленных на помощь учащимся выбрать профессию с учетом их интересов, склонностей, сост здоровья и потребностях в кадрах. Принимают участие школа, семья, пол-ка, предприятия, организации и учебные заведения, специалисты разного профиля (педагоги, психологи, физиологи, врачи, экономисты). 1) психологический аспект – изучение личности учащегося, его способностей, склонностей, психофизиологических особенностей организма 2) медицинский – изучение сост здоровья, установление необратимых дефектов и аномалий развития, при хронич заболевании- степени компенсации.

    3) социально-экономический - учет потребностей общества и данного экологического региона в кадрах и специалистах разного профиля и квалификации.

    Комплекс мер по профориентации проводят в школах с 5 класса педагогами с привлечением родителей . Цель : выявление и развитие способностей детей, знакомство с профессиями за счет экскурсий, фильмов. Врач школы ведет наблюд за развитием и сост здоровья ребенка, дает совет преподам и родителям о трудоустройстве детей, имеющих отклонения в сост здоровья (необратимые хирургические дефекты или заболевания: остаточные явления полиомиелита, контрактуры и анкилозы суставов, аномалии рефракции, врожден и приобрет пороки сердца, эпилепсия, неврит слухового нерва, хронич нефрит, сколиоз и др)

    Врачебно-профессиональн консультация (ВПК)- подбор д/ подростков такого вида трудовой деят-ти, кот не усугублял имеющиеся у него отклонения, но и способствовал бы их коррекции, укреплению здоровья, физич развит. Осуществляется с 7 класса в отношении всех учащихся. Углубленный осмотр педиатром или с 15-18 л врачом подросткового кабинета и специалистами (лор, невропатолог, хирург, офтальмолог и др). данные обследования и динамическое наблюдение позволяют выявить школьников с отклонениями в физич развитии сост здоровья, нуждающихся в квалифицированном медицинском совете в отношении выбора профессии. По результатам этого осмотра и с учетом данных динамического наблюдения педиатра, содержащихся в мед документации, дается врачебное заключение о проф пригодности подростка, кот. заносится в мед справку № 086-у, кот выдается подростку, поступающему на работу или учебу из пол-ки по месту жительства или общеобразоват школы где он обучался.

    ВПК д/ подростков с хронич заболеван и некот функциональными отклонениями : учитывает особенность течения сост в услов конкретной трудовой деят-ти. ВПК не проводят в период обострения или в Любой фазе активного процесса хронич заболевания. «перечни мед противопоказан к работе и производствен обучению в разл отраслях народного хоз-ва», перечень п/показан к приему абитуриентов в средн спец учебные заведения, методические указания по отбору лиц, поступающих в вуз. У школьников наиб частой причиной профограничения явл-ся, изменения со стор опорно-двигат аппарата, аномалии зрения, слуха, реже со стороны НС и внутрен органов. Нет абсолютной профнепригоджности

    Подростково-юношеский возраст (13-18 л) хар-ся бурным ростом всех органов и сист, перестройкой нейро-гуморальных и нейро-регуляторных соотношений. Вследствие этого м. б.: ● выраженное всех вегетативных реакций, неадекватность р-ций хар-ру и силе воздействия- мах ответ на небольшие раздражители; ● обмен в-в и энергозатраты, пластические процессы, снижение сопротивляемости к воздейств неблагоприятных факторов.

    Санитарная хар-ка (особенности профессии, хар-р воздействия факторов труда на организм, хар-р требований к функциональному сост организма и отдельным органам и сист) на профессию позволяет врачу прогнозировать влияние производственных услов и хар-ра трудового процесса на организм подростка. СХ составляется по определенной схеме с обязат описанием последовательности рабочего процесса и отдельных операций, ● хар-киприменяемых материалов, ● оборудования и инструментария, рабочей позы (стоя, сидя, вынужденная), ● сведения о наличии повышенных требований к отдельным анализаторам, ЦНС (внимание, координация движения, память и др), ● о возможности воздействия производственной вредности. Все профессии по СХ делят : 1) нет тяжел услов труда и неблагоприятн производств факторов. (Профессии сферы обслуживания, конторско-канцелярские работы, часовое произв-во, предприятия приборостроения и др д/ школьников с отклонениями в сост здоровья, физич и психич развитии)

    2) временное воздейств неблагопр производствен-х факторов. Пример: повар- временное действие высок темп-ры и высок относит влажности – не рекомендована подросткам, страдающ заболеваниями органов дыхания и кровообращ. 3) постоян воздействие комплекса разл неблагопр факторов (ткач- противопоказ при заболеваниях сердца, легких, слуха, опорно-двигат аппарата) 4) работа с тяжел и вредными услов труда. Работа на таких предприятиях разрешена с 18 лет. По данным профес разрешена производственная практика ученикам ПТУ, старших классов общеобразоват-х школ. Длит-ть < 4 ч/дн при соблюдении санит-гигиенических норм