Переутомился ребенок. Принципы лечения различных стадий

Очень часто ребенок плохо спит потому, что родители не знают: что нормально для этого возраста. Неумение видеть усталость ребенка - одна из типичных проблем с детским сном.

Если ваш ребенокплохо спит , возможно вы не знаете: когда нужно уложить его спать.

Зачем нужно различать знаки усталости в ребенке?

Маленькие дети очень быстро устают.

Переутомление повышает уровень кортизола (гормона стресса), что в свою очередь влияет на сон малыша. В зависимости от степени переутомления ребенок может сопротивляться сну, не спать вообще, часто просыпаться , спать короткими снами . Признаки усталости варьируются от ребенка к ребенку и от возраста к возрасту. Но, тем не менее, если у вас первый ребенок, вы можете для начала попытаться увидеть типичное поведение усталых детей. Существует понятие так называемого «окна» - промежутка времени, когда малыш достаточно устал, чтобы уснуть, но еще не устал слишком. Если мы пропускаем окно, то входим в зону переутомления. Маленькие дети могут бодрствовать очень недолго и поэтому пропустить «окно» очень просто.

Средние нормы бодрствования по возрастам:

  • Новорожденный - 20-45 минут
  • 5-8 недель -60 минут
  • 9 - 12 недель - 1 час 20 минут
  • 4-5 месяцев- 1 час 45 минут - 2 часа
  • 6-8 месяцев - 2- 2,5 часа
  • 8-9 месяцев - 3 часа
  • 10-15 месяцев - 3- 4 часа
  • 15 месяцев - 3 года - 5 часов
  • 3-5 лет - до 12 часов (в зависимости от наличия дневного сна)

Признаки усталости у новорожденныхи детей первых месяцев жизни:

  • Резкие движения руками и ногами
  • Издает странные визжащие звуки
  • Изменение настроения: капризы, плач
  • Ищет и требует грудь
  • Дергает себя за уши
  • Сжимает кулачки
  • Выгибается на руках
  • Сосет пальцы
  • Плохо фокусирует взгляд

Признаки усталости у детей от четырех месяцев до 1 года:

  • Становится неуклюжим, падает на ровном месте, не может скоординировать движения
  • Капризничает по любому поводу
  • Требует постоянного внимания
  • Плачет
  • Цепляется за маму, прячет лицо в грудь, плечо
  • Отказывается от еды
  • Трет глаза
  • Теряет интерес к игрушкам

Что делать, если я вижу признаки усталости?

Для детей до года очень актуально уметь распознать знаки усталости, так как это охраняет хороший дневной и ночной сон. Поэтому сразу же, как вы понимаете, что ребенок устал:

  1. Снизьте уровень активности и сенсорной стимуляции (шум, свет).
  2. Начинайте ритуал укладывания на сон.

А если я не вижу никаких индикаторов усталости?

Бывают дети, усталость которых чрезвычайно трудно распознать. Если ваш ребенок именно такой, тогда ориентируйтесь на нормы бодрствования по возрастам и начинайте готовить малыша на сон за 20-30 минут до истечения этого интервала.

Не ждите, что ребенок "уснет сам, если захочет". Очень часто дети плохо спят именно из-за переутомления. Берите ситуацию под свой личный контроль: позаботьтесь о сне вашего малыша с самого раннего возраста!

Поведенческие проблемы могут быть вызваны недосыпом?

У детей старше двух лет исчезают явные физические индикаторы усталости. Но появляются иные поведенческие проявления, по которым вы можете предположить усталость. То есть ребенок в три года вряд ли будет активно зевать или тереть глаза: это только в случае чрезвычайной усталости. Но он может начать капризничать по любому поводу, например.

Некоторые индикаторы потенциального дефицита сна в возрасте от полутора лет и старше перечислены .

Подробнее о связи между поведением и сном читайте .

Беспричинный плач, капризы;

Соблюдайте режим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внешние признаки утомляемости детей

Утомление - одна из причин плохого поведения вашего ребенка Сегодня мы поговорим о наиболее часто задаваемом вопросе родителей детей: "Почему ребенок начинает плохо себя вести?" Вариантов ответа несколько. Это и возрастные кризисы, и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка проста - это усталость, утомление… Если ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие, часто болеет. Для избежание переутомления необходимо соблюдать режим, но не тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для Вашего ребенка. Чтобы выработать такой "личностно-ориентированный" режим, нужно уметь прислушиваться к своему ребенку, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т.д. Внимательной маме сделать это несложно.

Признаки утомления, усталости:

Беспричинный плач, капризы;

Малыш начинает тереть глаза, зевать;

Нарушается координация движений, особенно рук;

Замедляются движения, появляется вялость;

Возникают несвойственные ребенку агрессивные действия: разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т.д.;

Может возникнуть чрезмерная активность, несвойственная ребенку: бесцельно бегает, прыгает, толкается.

У каждого ребенка есть и свои, индивидуальные признаки усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть "в себя"; появляются круги под глазами; некоторые дети начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.

Среди причин утомления наиболее частые: чрезмерная нагрузка на нервную систему (посещение цирка, множество гостей в доме), нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, например), недостаточное пребывание на свежем воздухе, слишком жарко и душно в помещении, шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике), плохое освещение.

Сначала ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеописанные признаки), а затем следует переутомление - болезненное состояние, требующее медицинской помощи, могущее привести к проблемам развития (страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита и т.д.).

Особое внимание нужно уделять детям, которые начали посещать школу, у которых резко изменилась жизнь (переезд на новое место, появление нового члена семьи и т.д.). Длительность привыкания (адаптации) к новым условиям и появление утомления зависит от многих причин:

От возраста. Чем младше ребенок, тем сложнее ему привыкнуть к изменившейся ситуации, тем быстрее он устает.

От темперамента. Дети-меланхолики и дети-холерики устают быстро, а дети-флегматики дольше адаптируются к новым условиям.

От состояния здоровья. Физически слабый, легко возбудимый ребенок утомляется быстрее; это же относится и к детям, недавно переболевшим или начинающим заболевать.

От наличия или отсутствия опыта пребывания в различных условиях (как часто общается со сверстниками, ездит в гости к бабушке, к знакомым, находится в общественных местах: цирк, театр, магазин и т.д.).

От контраста между обстановкой дома и в детском саду (другой режим, требования, питание). Чем больше отличий, тем труднее привыкать ребенку.

От разницы отношений взрослых дома и в детском саду. Если дома ребенку все разрешается, его всегда выслушивают, уговаривают, а в детском саду воспитатель строгий, требовательный, может и прикрикнуть, и наказать, то проблемы с адаптацией неизбежны.

От умения окружающих (родителей, педагогов) вовремя объяснить, подбодрить, похвалить, успокоить.

Об отсутствии утомления и переутомления у ребенка говорит глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение. Либо сохранение черт, присущих ребенку в спокойном, бодром состоянии (особенности засыпания, аппетита, поведения, присущие именно данному малышу).

Чтобы избежать утомления, придерживайтесь следующих правил:

Соблюдайте режим.

Чаще гуляйте. Хорошо, если прогулка будет длительной (от двух часов и более, в зависимости от погоды), ежедневной.

Чаще проветривайте комнаты, где ребенок спит, играет.

Предлагайте новые игрушки, игры.

Сон помогает восстановить силы, поэтому желательно сохранять дневной сон как можно дольше, но не заставляйте спать, если ребенок не хочет. Он может просто полежать в кровати.

Чередуйте спокойные и активные занятия.

Не обрывайте резко занятие, интересное для ребенка. Плавно готовьте его ко сну, прогулке. Нужно заранее предупредить, что скоро малыш будет кушать, пора заканчивать игру, затем дать время закончить, а потом вести мыть руки, накрывать на стол и т.д.

Дозируйте просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. От этих занятий будет польза, если ребенок не занят ими постоянно, а перемежает их с подвижными играми.

Удовлетворяйте потребность ребенка в движении, общении, познании нового (посещайте детские центры, театр, цирк, ходите в гости, гуляйте, но при этом учитывайте индивидуальные особенности малыша).

Интеллектуальное развитие современного дошкольника намного выше, чем его сверстников в середине прошлого столетия. Но какой ценой это достигается? Часто бывает, что ребенок еще толком не научился ходить, а амбициозные родители отдают его в самые различные кружки и секции: английского языка, рисования, компьютерной грамотности, шахмат и т.д. Весь день такого малыша расписан по минутам, не оставляя времени на игры и прогулки. Не удивительно, что такие дети быстро переутомляются, что проявляется в снижении концентрации, капризах, быстром перевозбуждении, расстройствах сна и поведения. А между тем, существуют определенные нормы чередования отдыха и занятий для детей дошкольного возраста, которые нельзя нарушать:в трехлетнем возрасте занятия не должны превышать 15 минут,в четыре года – 20 мин,в 5-6 лет – 25 мин,в 7 лет – полчаса.И только с семилетнего возраста ребенок способен к непрерывным занятиям без вреда для собственного здоровья на протяжении 45 минут. Заставлять ребенка что-нибудь делать на протяжении длительного времени очень опасно. Правда, если малыш самостоятельно увлекся и что-нибудь делает, мешать ему не рекомендуется.Также дошкольники должны иметь полноценный дневной и ночной сон, согласно установленным нормам. Важны и прогулки. К примеру, ребенок 5-6 лет должен в зимнее время гулять не меньше 4 часов, а летом – даже весь день. Это укрепляет здоровье малыша и дает ему силы для дальнейшей учебы.Дети дошкольного возраста быстро утомляются. К примеру, грудничок способен к непрерывному бодрствованию только на протяжении 1-2 часов, чем старше ребенок – тем это время удлиняется. Но практически до семилетнего возраста детям показан двухчасовой дневной сон.Одним из самых сильных источников перенапряжения сил у дошкольников на современном этапе является компьютер. В семьях, где не контролируют нахождение ребенка у монитора, у маленьких детей (4-6 летнего возраста) часто формируется компьютерная зависимость. И, хотя компьютер ускоряет обучение ребенка, во многих случаях он может затормозить его физическое развитие и даже вызвать психические заболевания.Ученые Запада, где компьютеризация намного выше, чем в странах СНГ, изучили странный синдром, который проявляется у детей дошкольного возраста, под названием «видеоигровая эпилепсия», когда у ребенка могут случаться припадки и даже потеря сознания в процессе компьютерной игры. У такого дошкольника часты головные боли, спазмы лицевых мышц, агрессия у него чередуется с вялостью и потерей концентрации внимания. Нарушается зрение и слух. Если травмирующие факторы не исключить из жизни такого ребенка, симптомы прогрессируют, что может привести к ранней инвалидности.Признаки, по которым можно определить утомление у ребенка дошкольного возраста:ребенок сильно отвлекается;постоянно меняет позу;у него наблюдается тремор конечностей (это может проявляться и в постукивании руками или ногами, непроизвольных движениям и т.п.);мимические синдромы (кривляние, тик);быстрые и бурные перепады настроения (повышенная возбудимость, мышечная реакция, крик, плач, смех, слезы).Чтобы предотвратить переутомление у ребенка необходимоуменьшить умственную и физическую нагрузку дошкольника. Наладить его дневной и ночной сон;правильно организовать режим дня, во время которого физическая и умственная нагрузка будут чередоваться;ребенок должен больше находиться на свежем воздухе. Сократить пассивный отдых, который проявляется в лежании на диване и просмотре телепередач. Ребенок дошкольного возраста должен постоянно находиться в движении, это является для него настоящим отдыхом, при котором он не утомляется, а наоборот – набирается сил;сократить время работы или игры на компьютере. Для ребенка 5 лет, максимально разрешенное время просмотра мультфильмов или видеоигры – 10 минут, для шестилетнего – не больше 15 минут;организовывать подвижные игры для детей дошкольного возраста, основная задача которых –восстановление мышечной активности после продолжительных занятий в классах или за компьютером.


В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно растут, ребенок часто находится во власти родительских амбиций. Малыш еще не начал ходить и говорить, а его уже стремятся отдать в группы раннего развития. Позже добавляется изучение иностранных языков, компьютера, хореография, бассейн и многое другое. Не удивительно, что в настоящее время подавляющее большинство детей не желают идти в школу. Их жизнь уже до школы была расписана по минутам, времени для игр и детского творчества не оставалось. Бесспорно, интеллектуальный потенциал ребенка начала XXI века намного выше, чем, например, середины прошлого века. Однако какими будут цена и последствия такой образовательной гонки? Психика дошкольника еще очень слаба, поэтому вследствие перегрузок у него достаточно быстро наступает утомление, которое в свою очередь способствует появлению плохого поведения: капризов, раздражительности, повышенной возбудимости и так далее.

Утомление развивается не только вследствие интеллектуальных перегрузок, этому способствует и уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение дневного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе. Приведем нормы продолжительности занятий, сна и прогулки детей дошкольного возраста.

Продолжительность занятий в дошкольном возрасте должна составлять:

в 3—4 года — 10—15 минут;

в 4—5 лет — 20 минут;

в 5—6 лет — 20—25 минут;

в 6—7 лет — 25—30 минут.

Конечно, когда ребенок чем-то увлечен, он может заниматься и намного дольше. И если это не наносит вреда его здоровью, то вмешиваться не надо.

Продолжительность сна у детей

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) — наиболее эффективный вид отдыха. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой — не менее 4—4,5 часа, а летом — но возможности весь день.

Чем младше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. Например, у малыша грудного возраста бодрствование в течение 1,5—2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. Быстрее всего наступает утомление в ответ на монотонную деятельность. Пятилетние дети утомляются быстрее, чем шести-семилетние.

С 5—6 лет многие малыши начинают активно осваивать компьютер. К сожалению, в последнее время появилось большое количество семей, где дети с раннего возраста проводят большую часть суток за компьютером. Естественно, у них формируется компьютерная зависимость, и если мама отказывается включить очередной мультик, ребенок становится агрессивным и неуправляемым. Безусловно, компьютерные игры для дошкольников — интересный и увлекательный вид деятельности. Он дает ребенку новый способ усвоения знаний, позволяет самостоятельно изучать различные явления, непосредственно участвовать в происходящих на экране событиях. Однако работа на компьютере вызывает сильное напряжение и довольно быстро приводит к утомлению, которое не всегда замечают взрослые. Дети, впрочем, также не замечают усталости. У ребенка уже глаза «не смотрят», спина затекла, а он в радостном возбуждении восклицает: «Я не устал!» Понятно, что родители охотно верят этому, так как ребенок занят делом и никому не мешает.

Физиологи уже доказали, что компьютерные игры требуют наибольшего напряжения внимания по сравнению с другими видами занятий на компьютере и считаются более утомительными, чем решение математических задач.

Больше того, в Японии и Англии у детей, которые с раннего возраста увлекаются компьютерными играми, был выявлен синдром «видеоигровой эпилепсии», проявляющийся головными болями, длительным спазмом мускулатуры лица, нарушением зрения, появлением негативных черт характера.

Время наступления утомления может быть различным не только у разных детей, но и у одного и того же ребенка в зависимости от его самочувствия, настроения и других причин.

Признаки, по которым можно определить наличие утомления у ребенка:

— повышенная отвлекаемость;

частая смена позы;

— непривычные движения рук, ног (трясение, постукивание и тому подобное);

— неприятная мимика (кривляние, тики);

— неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и так далее).

Для предупреждения переутомления необходимо:

Наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственных занятий и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе;

Чередовать умственную работу с физическими упражнениями, после занятий предоставлять детям достаточно длительный отдых;

Исключить пассивный отдых (например, в виде сидения или лежания) для малышей первого года жизни — это вызывает еще большее утомление. Ребенок этого возраста должен постоянно быть чем-то занят, он целый день может находиться в движении и не уставать.

Частые утомления приводят к переутомлению и глубоким нарушениям поведения, поэтому важно вовремя распознать причины этого патологического состояния и помочь ребенку.

Максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать для детей 5 лет 10 минут, для детей 6 лет — 15 минут.

Также важно знать, что зрительная система детей в период дошкольного и младшего школьного возраста интенсивно совершенствуется.

Поскольку именно занятия на компьютере вызывают наибольшее зрительное утомление, необходимо выполнять следующие упражнения.

«Метелки». Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет от 10 до 15.

«Далеко-близко». Дети свободно располагаются около окна. Ведущий называет сначала удаленный предмет и предлагает посмотреть на него, а через 2—3 секунды — расположенный близко. Повторить 6—8 раз.

«Филин». Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, и не открывать их на счет от 1 до 4; широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет от 1 до 6. Повторить 2—3 раза.

«Наряди елку». При выполнении этого упражнения ориентирами для поворотов головы и туловища являются игрушки, сказочные персонажи и так далее. Они развешиваются в разных частях комнаты. Например, игровым объектом может быть елочка, которую надо нарядить. Необходимых для этой цели игрушек и зверушек дети должны отыскивать глазами по всему помещению. Изображение елочки помещают на стене (в центре или чуть ниже). Игрушки развешивают в углах комнаты, под потолком, так, чтобы возникала необходимость поворачивать голову то в одну, то в другую сторону. Ведущий просит соблюдать следующие условия: «Стой прямо. Поворачивая только голову, отыщи в комнате игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку, и назови их». Темп выполнения упражнения произвольный. Продолжительность — 1 минута.

«Поймай зайку». Дети располагаются на ковре. Ведущий включает фонарик и пускает «солнечного зайчика» на прогулку. Дети, «поймав» глазами «зайчика», следят за ним, не поворачивая головы. Игра длится 45 секунд.

Ну что, давайте знакомиться с моими "прекрасными" друзьями. Они мирные, но бывает, что мелок "Машенька" их угомонить не может
1) самый, порой, бесящий вид... почему-то он проявляет свою активность будучи в гостях... Я не могу пить из чашек и кружек ничего, кроме чая и кофе. Для всех остальных напитков нужен бокал. И обязательно, чтоб чашка/кружка/бокал были сухими
2) этот вид мирный и никого не бесит. Я не могу есть мокрые фрукты, овощи, ягоды, листья салата. Я вытираю все. Вкус воды мешает насладиться вкусом овощей и фруктов.
3) Я не доедаю за детьми и перестаю есть если в мою тарелку кто-то (даже если это самый любимый и родной человек) влез. Хочешь попробовать, что в моей тарелке-без проблем. Давай свою тарелку, я тебе положу сама. Но не надо лезть. Так же не даю откусить от своего яблока никому.
4) Мои вещи брать без разрешения нельзя. Никакие! Даже лежащую под столом резинку. Нет, она не валяется-она там лежит и она моя. Нужна тебе моя ручка-бумажка-вот та фиговина-спроси!
5) Я не люблю, когда меня заставляют что-то делать, прям давят... Я-то сделаю, но галочку жирненькую поставлю. Да, у меня есть блокнотик, куда я ставлю галочки (смайл рукалицо)
6) Еда не должна стоять в холодильнике... поэтому, если вне работы, то готовлю много (5-6 раз) в день порционно. Приготовила-поели-помыли посуду. В холодильнике только йогурт, молоко, соки, вода, сыр, овощи и фрукты.
7) Самый мой дурацкий таракан это "вотпрямщас"... с ним я борюсь постоянно... Муж раньше делал большие глаза и не понимал, какая разница когда сделан чай. Но чай, который был сделан через 5 минут после моей просьбы выливался в раковину... Вот честно, прилагаю массу усилий, чтоб этого усача уничтожить!
Рассказывайте про ваших "товарищей". Дружите? Способы борьбы? Кто побеждает?
С весенним обострением-леди. Пусть погода, настроение, чувства-будут теплыми и радостными.

544

Mila

Добрый вечер дорогие форумчанки! Тему эту навеял разговор сегодня с приятельницей, которая позвонила и интересовалась моим здоровьем, я обедала и ела селедку с жареной картошкой, на что приятельница так бурно высказала свое Фи... насчет селедки, она ее вообще не ест и сказала что даже запах ее не переносит(((Я селедку люблю и ее фи... как то мимо ушей пропустила, но потом задумалась и начала вспоминать, что я тоже не ем никогда и так же фи...Никогда не притронусь к пенке с молока, не смогла дуриан в Тае попробовать, не смогла змею попробовать, не ем манную кашу, видимо в детстве перекормили, и творог для меня тоже фи...Никогда не ем почки, для меня это ужас. А у Вас есть так же фи... Тема болтательная

497

Sofiko Sofiko

Доброго дня всем!

Настало время подвести итоги конкурса на звание самого красивого мужчины

Ни на что подобное не рассчитывала, когда создавала тему с голосованием и хочу первым делом поблагодарить всех откликнувшихся: и кто добавлял кандидатов, и кто голосовал, и кто вносил живость и веселье в тему своими обсуждениями. Наверно, мы побили все бывшие здесь когда-либо рекорды. Спасибо всем огромное!

314

Мадам Н.Д.

Сегодня подвели итоги замечательного голосования за звание самого красивого мужчины. НО- большинство из них- "импортные" товарищи! А я хочу поддержать наших, родных и любимых, Российских и Советских мужчин, и добавить дополнительные номинации. Ведь красота- это преимущество дам, а мужчины и другими качествами отличаются!
Добавляйте своих любимцев. А я начинаю!

267

Катаруся

Много тем с фото кошек было уже на форуме. Но сегодня их день, давайте еще раз покажем своих любимых питомцев.
Это наша Принцесса Грейсси. В конце сентября была подобрана на улице. Бывшедомашняя кошечка провела на улице примерно 8-9 месяцев. На первом фото, такой мы ее подобрали. На других она сейчас. Считайте, что хвастаюсь. Я очень рада за нее и нас, что мы нашли друг друга.
Выкладывайте фото своих питомцев, рассказывайте про них интересное.

247

Львица Страстная

А вы слышали, что в Исаакиевском соборе в Питере 23 февраля состоялся праздничный концерт? Последняя была песня «На подводной лодочке с атомным моторчиком» . Она написана еще в 1980 г бардом А. Козловским. Тогда она воспринималась как шутка и даже советская сатира...Но сейчас- и в таком суперсерьезном исполнении, после «потрясывания ракетами» не смешно. Мне точно -нет...
Вот кусочек песенки:
На подводной лодочке с атомным моторчиком
Да с десятком бомбочек под сотню мегатонн
Пересек Атлантику и зову наводчика:
«Наводи, говорю,- Петров, на город Вашингтон!»
Тру-ля-ля, тру-ля-ля,
Все могу за три рубля!
Здравствуй, новая земля
Неприятеля!
Кстати исполнители и организаторы объясняют-так это шутка! И я вот думаю, может и нашу современность (и законы) потом будут воспринимать: «Так это шутка! Вы что ж, дурачки, поверили?!»...и саечку за испуг!)))

***
Ну все же это культур-мультур. Укрепим и мы культурные ценности? Побудем сегодня «вшивыми интеллигентами» ?
Ватрушка книжная, шутяшная. Мои «переломные" книги:
-Властелин колец. Д.Толкиен. 1954 (научила любить мир во всей красе)
-Слепота Ж. Сарамаго (научила защищать и защищаться)
-Куда приводят мечты. Р.Мэтисон.1978 (научила бесконечности бытия)
-Мастер и Маргарита. М.Булгаков. 1940 (научила любить отдавая)
-1984. Д. Оруэлл 1949 (научила быть свободной)

А как «буковки» повлияли на вас? Приветствуются любимые произведения, цитаты....а можно и нелюбимые: Вот «100 лет одиночества» Га. Га. Маркеса- не моя книга. Ну кто был «убийца», я все же ж прочитала, влезла на последние страницы...)))

227

Психологи обращают пристальное внимание на психическое здоровье современных детей. Большие нагрузки в школе приводят к появлению переутомления. Но даже те дети, которые еще не ходят в школу, постоянно проводя время в детском саду или на кружках, к концу года устают от эмоционального и физического напряжения. Далеко не все могут рассказать о своей усталости в силу возраста и других особенностей. Малыши, например, начинают капризничать. Как же обнаружить симптомы переутомления?

Как проявляются симптомы переутомления

Прежде всего обратите внимание на субъективные и объективные признаки. К субъективным показателям относится появление общего дискомфорта, головных болей разной степени выраженности, иногда обнаруживается замедление речи, мимики и движений. У ребенка могут появиться апатия, вялость, снижение внимания, раздражительность.

К объективным признакам переутомления относятся симптомы медицинского характера. Например, изменения могут коснуться артериального давления, повышения частоты сердечных сокращений. Это можно обнаружить при использовании электрокардиографии. Также при исследованиях детей с переутомлением иногда врачи отмечают шумы в сердце и учащенную дыхательную активность.

Соответственно, обнаружить симптомы сильной усталости у ребенка можно не только по поведению, но и по физиологическим изменениям.

Как определить справляется ли ребенок с нагрузками?

Если вы заметили, что ребенок не может или, наоборот, просится поспать днем, у него становится плохим аппетит и наблюдается снижение веса, это может свидетельствовать о проявлении переутомления. Возникающий дисбаланс привести к тому, что малыш часто начинает болеть. Проявление всех вышеописанных признаков свидетельствуют о том, что дневные нагрузки следует пересмотреть и распределить с учетом физиологических и психологических особенностей вашего ребенка.

Таким образом, обнаружить симптомы переутомления достаточно легко. Если родители заметили подходящие под описание признаки, необходимо сократить нагрузки. Конечно, каждый человек имеет право иногда чувствовать себя усталым. Но педиатры обращают внимание, что если это происходит постоянно, то следует тщательно проверить здоровье и откорректировать режим дня.

Признаки переутомления могут быть симптомом других заболеваний, начиная от аллергии, заканчивая изменениями в гормональном фоне. У детей более старшего возраста такие же проявления обнаруживаются при синдроме хронической усталости. Чтобы правильно определить диагноз, обязательно покажите подростка врачу.