Страшнее мамы зверя нет. Моральное издевательство над ребенком Как издеваются над детьми родители

Европейский суд по правам человека разбирает жалобу несовершеннолетнего жителя Санкт-Петербурга, с которым жестоко обращались в детском саду. Воспитатели связывали руки, запирали в тёмном туалете и говорили, что его съедят крысы. В результате ребёнок получил неврологическое расстройство и вот уже несколько лет находится на лечении. Следственные органы России отказались заниматься делом, сославшись на недостаток доказательств. ЕСПЧ начал расследование издевательств спустя девять лет. Теперь, когда прошло уже так много времени, воспитатели могут остаться безнаказанными, а мучения в детских садах будут продолжаться.

«Говорили, что съедят крысы»

Эта история началась почти десять лет назад, весной 2005 года. Тогда родители мальчика, посещавшего детский сад № 42 в Петербурге, заметили, что их сын стал нервным и у него пропало желание ходить в садик. Каждый раз сборы в детский сад стали сопровождаться плачем и криками. Сначала родители никак не могли понять, в чём причина необычного поведения ребёнка. Ситуация прояснилась осенью. Однажды мама мальчика, забирая его из сада, заметила, что у ребёнка на виске большой синяк, а глаза нервно дергаются.

Воспитательница объяснила это тем, что у детей в саду была обнаружена глазная инфекция и им закапали специальные капли. Тогда родители поняли: здесь что-то не так. Через несколько дней у ребёнка начался подёргиваться рот. Мальчика отвели к невропатологу в поликлинику. Врач поставил диагноз «гиперкинез» — заболевание нервной системы, приводящее мышцы в расстройство.

Мать мальчика сразу же перевела ребёнка в другой детский сад и написала жалобу в отдел службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Женщине пришёл ответ, что заведующая детским садом, воспитательницы и медсестра привлечены к дисциплинарной ответственности. Другими словами, с них взыскали небольшой штраф. Когда мальчик начал ходить в другой детский сад, он рассказал обо всём, что с ним делали воспитатели. По словам ребёнка, его клали на раскладушку в туалете, выключали свет и говорили мальчику, что его съедят крысы. Ребёнка заставляли стоять босиком с поднятыми вверх руками по несколько часов, били по спине, заклеивали скотчем рот и руки.

Девять лет бездействия

Чуть позже стало известно, что таким же пыткам подвергали и некоторых других детей. Ребята молчали, потому что их запугивали, и только после перевода в другой сад дети решались рассказать родителям правду. По данным Департамента образования, зимой 2005 года заведующая детским садом была уволена. Мама мальчика обратилась в прокуратуру с целью начать судебное разбирательство, чтобы все виновные были наказаны. Однако следователи не возбуждали дело, ссылаясь на недостаточное количество доказательств. Дело возбудили лишь три года спустя, в 2009 году, но очень быстро дело было прекращено. Родители ребёнка ещё несколько лет пытались добиться правосудия в России, но все их попытки были тщетными.

В 2014 году делом занялся Европейский суд по правам человека. ЕСПЧ принял решение засекретить данные заявителя и ответчиков в интересах следствия и из соображений неприкосновенности личной жизни. В суде интересы ребёнка представляет руководитель отдела международно-правовой защиты МРОО «Комитет против пыток» Ольга Садовская. «Наши следственные органы просто не хотели делать свою работу, — уверена Ольга. — В этой истории много свидетелей, отлично прослеживается причинно-следственная связь. Всё дело в равнодушии к детям».

С 2005 года прошло много лет. Мальчик уже ходит в школу. Несмотря на то, что ребёнок до сих пор лечится у невропатолога, доказать вину воспитателей будет сложно: десять лет — немаленький срок, и свидетели за это время уже забыли многие обстоятельства. «Если бы сотрудников детского сада судили сразу же, им грозило бы до пяти лет лишения свободы, — говорит Ольга Садовская. — Теперь же они отделаются только штрафом, или им вообще ничего не будет».

«Проблема не решается»

История этого мальчика — единственная, дошедшая до Европейского суда. В нашей стране практически не бывает судебных разбирательств из-за насилия над дошкольниками в детских садах. Причина не в том, что это крайне редкий случай, а в том, что родители сами не хотят защищать интересы своего ребёнка. «Насилию в детских садах подвергаются сотни детей, — рассказывает психолог Елена Любимова . — Это становится ясно на приёме у специалиста. В садах детей запугивают, и большинство родителей так никогда и не узнаёт о жестоком обращении с их детьми. Если же всё-таки это становится явным, подавляющее большинство родителей просто переводят ребёнка в другой детский сад. Проблема этим не решается. Родители считают, что судебные разбирательства ни к чему не приведут и только потратят их нервы. Таким образом, на сегодняшний день проблема никак не решается и крайне остро стоит в нашей стране».

Именно с такой проблемой — отсутствием поддержки со стороны других родителей — столкнулась в 2011 году Елена Смитюх , мама трёхлетнего Никиты . Тогда Елене пришлось бороться за права своего ребёнка в одиночку. Женщина начала переживать за сына, когда в детском садике в Купчино, куда ходил Никита, сменилась воспитательница, и мальчик стал отказываться посещать садик. Елена пообщалась с мамами других детей из группы. «Мамы девочек сказали, что их дочери, укладывая кукол спать, кричат на них и бьют, — вспоминает Елена. — Мой ребёнок был перевозбуждён после садика. Тогда мы обратились к психологу, но его советы не дали результатов».

Соседка семьи Смитюх в то время работала поваром в этом детском саду. Она поделилась с Еленой мнением о том, что новая воспитательница — неадекватная женщина. Елена решила проверить это самостоятельно. Она зашила в мягкую игрушку Никиты диктофон, и ребёнок отправился в садик. Когда через некоторое время родители Никиты вспомнили про диктофон и решили прослушать аудиозапись, они пришли в ужас. Детские крики, плач и шлепки, отчётливо слышные на записи, отошли на второй план. Когда у детей по расписанию были активные игры, воспитательница посадила всех на стулья, дала по груше, а сама в это время примеряла платья, которые ей принесли.

Уволены по собственному желанию

Дальше — больше. Елена и её супруг выяснили, что воспитатели прямо при детях пили вино. Детей уложили спать, а сами сели отдыхать поблизости: голоса воспитателя и нянечки слышны с диктофона в игрушке Никиты. Судя по всему, коллеги сидят втроём — две воспитательницы и нянечка. «Куда она мне столько налила?» — звучит голос в диктофоне. «Спирт?» — спрашивает одна из женщин. «Да клюква», — отвечает другая. Слышится звон чашек. «Надо будет и мне принести красного с получки». Женщины выпивают. «Тут водка и спирт перемешаны, — выдыхает первая. — Охренеть. Я чуть не сгорела».

В столовой воспитательница подгоняла детей: «Жрите быстрей». А на репетиции сценки пригрозила одному из ребят: «Сейчас врежу тебе!». Разумеется, после услышанного родители перевели Никиту в другой детский сад. Елена решила не бросать эту проблему, чтобы в дальнейшем жертвами насилия в детском саду не стали другие дети. Женщина обратилась в прокуратуру. Потом Елена скопировала диктофонную запись на диски и раздала их родителям детей из группы Никиты. Все остальные родители тоже ужаснулись, когда услышали страшную запись, но ограничились тем, что отправили детей на время к бабушкам или перевели в другие сады. Жалобу в прокуратуру никто подавать не захотел.

«Почему люди не хотят защищать собственных детей? — удивляется Елена Смитюх. — Мне этого никогда не понять». Дело против воспитательницы так и не было возбуждено. «Заместитель прокурора сказала мне, что на записи невозможно идентифицировать голоса, — рассказывает Елена. — Мне дали понять, что я вообще не имела права делать эту запись. Это незаконно. Для возбуждения уголовного дела такую проверку должна проводить сама прокуратура. Само собой, весь персонал детского садика об этой проверке будет извещён. У нас в стране нельзя самому защищать своих детей, а те, кто должен защищать, не хотят этого делать».

Позже Елена узнала, что из бывшего детского сада Никиты уволили нянечку и воспитательницу. Уволили не по статье, а «по собственному желанию». Они спокойно могут устраиваться в новые детские сады и снова издеваться над детьми. В настоящее время от насилия в детских садах в России не застрахован ни один ребёнок.

Юрист Татьяна Яковенко объясняет, что можно сделать, если ребёнок сталкивается с насилием в детском саду. По её словам, аудиозапись — доказательством не является, что и доказал случай Елены Смитюх. Самые весомые доказательства — показания свидетелей и снятие побоев. С первым очень сложно — коллеги человека, превышающего полномочия, вряд ли будут свидетельствовать против него, а к детским показаниям могут не прислушаться. Зато в случае фиксации побоев правоохранительные органы обязаны среагировать. Если человек уволился по собственному желанию, помешать ему снова устраивать в детский сад будет сложно. Но можно попробовать — для этого надо поставить в известность об инциденте городской департамент образования.

К сожалению, для некоторых детей семья и родной дом не являются убежищем, а становятся местом, где вместо теплых отношений они встречают насилие и издевательство. О нем чаще всего молчат, принимая за воспитательные меры. Однако законом установлена грань, за которую нельзя переступать кому бы то ни было по отношению к несовершеннолетним. За издевательство над ребенком УК РФ предусматривает уголовную ответственность.

В какой форме может выражаться издевательство над ребенком?

Форма насилия над ребенком может быть:

  • физической;
  • психологической;
  • сексуальной.

Сексуальное насилие рассматривает ст.132. За издевательство над ребенком статьи УК предусматривают наказание в зависимости от обстоятельств дела. Если в случае побоев, нанесения телесных повреждений доказать издевательство можно, пройдя медицинское заключение, то при психологическом насилии сделать это достаточно трудно. Для доказательства морального издевательства над ребенком требуется заключение эксперта-психолога. Моральная тирания наблюдается не только в семье, но и в учебных заведениях. Часто ребенок даже не подозревает, что действия по отношению к нему не являются нормой, а оцениваются законом как преступление.

Меры наказания за издевательство над ребенком

К издевательствам родителей над детьми, кроме побоев, психологического прессинга, относится неисполнение ими своих обязанностей. Наказание за ненадлежащее исполнение, неисполнение обязанностей по отношению к несовершеннолетнему несут и другие лица, на которых возложено воспитание: учителя, соцработники, медработники, органы контроля. В случае если к неисполнению обязанностей присоединяется жестокое обращение с ребенком, за такое деяние по закону:

  • накладывается штраф – 100000 рублей или равный зарплате виновного за год;
  • вменяются обязательные работы – 440 часов;
  • исправительные – на два года;
  • принудительные – до пяти лет;
  • лишение свободы до трех лет и права занимать определенные должности 3, 5 лет.

Если по отношению к ребенку применяются физические методы «воспитания», то такие действия относят к соответствующим статьям «Побои» и «Умышленное причинение вреда здоровью», беря во внимания возраст пострадавшего, что является отягощающим обстоятельством при рассмотрении дела.

Наши юристы подскажут оптимальный алгоритм ваших действий в случаях, если надо доказать, что по отношению к ребенку применены действия, расценить которые можно как издевательство.

В современной школе проблема буллинга, или травли, стоит остро — по разным оценкам в различных детских группах ее жертвами становятся до 50% детей. Психолог Вячеслав Аманацкий объясняет, кто может стать жертвой травли в классе и как с этим бороться.

По мнению психологов, буллинг — это системная болезнь класса, вызванная тем, что при отсутствии четкой цели, способной сплотить коллектив, дети вынуждены сами искать то, что способно их объединить. Часто объединяющим фактором становится именно травля другого, поэтому для белорусской школы, в которой обучение зачастую сводится к получению фиктивных оценок и посещению «обязательных» мероприятий, проблема буллинга стоит особенно остро.

Как выбирают жертву

Принято считать, что жертв буллинга выбирают по объективным причинам — должен быть какой-то повод. Действительно, ребенка могут дразнить за то, что он очкарик. Или рыжий. Или прыщавый. Или самый умный. Или самый глупый. Самый молчаливый. Самый навязчивый…

По сути, объектом насмешек может стать любая особенность ребенка. Существуют ли дети вообще без особенностей? Если да, то причиной издевательств может стать тот факт, что этот мальчик, в отличие от других, «самый обычный». Жертву могут дразнить даже за «отсутствующую» особенность — порой кличку «жирный» получает далеко не самый упитанный ребенок в классе.

«В начальной школе я носила брекеты. Помогло. Но кривозубой меня перестали называть только в лицее» (Нина ).

По результатам исследований, жертвы травли более чувствительны к насмешкам, ярче («забавнее») реагируют на издевательства. Однако, скорее всего, это не причина буллинга, а ее закономерный результат. Если ребенок уже стал изгоем, советы «не обращай внимания» или «им надоест, они отстанут» принесут только вред. Не надоест и не отстанут. Напускная невозмутимость только раззадорит мучителей.

Стать жертвой травли может абсолютно любой ребенок. И чаще всего причина не в особенностях детей, а в случайном стечении обстоятельств.

Виды буллинга

Основных видов травли четыре. И в большинстве случаев они чередуются и дополняют друг друга.

Физические издевательства могут варьироваться от «невинных» тычков до самого жестокого избиения. В представлении родителей именно они являются наиболее опасными. Однако физическое насилие заметно — и это повышает шансы того, что ребенку в итоге помогут.

Поэтому, чтобы не оставлять улик, мучители могут использовать эмоциональный, или психологический буллинг. Как и в случае физического насилия, диапазон психологического воздействия очень широк — от распускания грязных слухов про жертву до коллективного игнорирования.

Эмоциональный буллинг часто путают с обычной непопулярностью в классе. Однако невнимание и презрение — абсолютно разные вещи. С непопулярным ребенком общаться неинтересно, с отверженным — опасно: можно оказаться на его месте.

«На день святого Валентина у входа в школу раздавали сердечки с номерами, чтоб каждый нашел себе пару. Кто найдет — тому конфеты. Получилось, что у мальчика из моего класса был один номер со мной. Узнав об этом, он демонстративно порвал свое сердечко» (Мария )

«Серая мышка» может привлечь внимание интересным увлечением, учебными успехами, новыми гаджетами. Затравленному это принесет только вред. Его положение схоже со статусом задержанного из криминальных сериалов — все, что он сделает, будет использовано против него.

«Новый телефон? Родители хотят, чтоб ты чувствовал себя менее ущербным?». «Какое красивое платье! Обидно, что на тебе оно висит как на пугале».

Это — словесная травля. Обесценивание. И обесценить можно абсолютно все. Если мальчик займется плаванием, все станут спрашивать, не жмет ли ему «купальник». Займется боксом — будут на каждой перемене «учить держать удар». Если девочка вместо очков станет носить линзы, одноклассницы очень «расстроятся», заявив, что очки хотя бы скрывали ее «кривоносость».

Словесная травля легко превращается в кибербуллинг — издевательства в интернет-пространстве. Для современных детей информационное пространство куда более реально, чем для их родителей — но интернет-травля к тому же происходит онлайн. Нельзя отдохнуть от хулиганов дома — ребенка могут преследовать практически круглосуточно, поддерживая жертву во взвинченном состоянии до следующего учебного дня.

В погоне за статусом

Как показывает практика, вовлеченным в травлю оказывается весь класс.

В роли зачинщика обычно выступает главный хулиган класса, но им может стать даже круглый отличник, находящийся на очень хорошем счету у учителей и дирекции. Особенностью зачинщика является высокая и часто неадекватная самооценка. Он полностью удовлетворен общением и считает, что его статус среди одноклассников высок — ведь чтобы не стать новой жертвой, другие дети подобострастно «уважают» зачинщика. Результаты анонимных исследований, однако, показывают: преследователь — это последний человек, с которым большинство детей на самом деле хотело бы общаться.

Также зачинщик считает себя слишком добрым (!), и эта иллюзия не исчезает даже в том случае, если агрессору непосредственно указывают на его жестокие действия. Классическое оправдание зачинщика — «если бы не я, жертве было бы куда хуже».

Однако травля — это не конфликт между зачинщиком и жертвой. В конфликте силы примерно равны. В случае травли наблюдается значительный дисбаланс, который достигается за счет помощников преследователя.

Как и предводитель, они имеют крайне низкий реальный статус в классе. Но, в отличие от зачинщика, c его приспешниками водиться никто не хочет в открытую, что делает их еще более жестокими. В конечном счете именно помощники принимают непосредственное участие в травле, тогда как их босс лишь разрабатывает план унижения жертвы.

При буллинге нарушается нормальное развитие жертвы: снижается самооценка, возникают тревожность и депрессивные мысли. Однако привычка преследователей решать все вопросы силой — это тоже нарушение адаптации. Как показывает практика, повзрослев, эти дети составляют основной контингент тюрем в большинстве стран мира. В конечном счете буллинг приносит вред и им.

У жертвы порой есть и защитники. Чаще всего ими становятся эмоционально зрелые дети, которые искренне сопереживают изгою и готовы вмешаться в ситуацию, если насилие переходит всяческие границы. Их участие (даже обычная эмоциональная поддержка) очень значимо, но есть и обратная сторона — если жертве нужны «адвокаты», это может стать еще одним поводом для насмешек.

Помощники жертвы обладают одним из самых высоких статусов в классе — именно он помогает защитникам время от времени вступаться за жертву, не становясь в свою очередь объектом травли.

Однако большая часть класса остается сторонними наблюдателями, не поддерживая буллинг, но и не препятствуя ему. Порой бездействие вызвано тем, что они боятся оказаться на месте жертвы. Однако наблюдатели могут даже одобрять травлю, так как постоянные издевательства над другим учеником поддерживают самооценку «немых» участников травли.

«У нас в классе была одна девочка. Сама в травле не участвовала. Но когда били „Сереженьку“, всегда подходила и молча с улыбкой смотрела. Выглядело жутковато » (Максим )

Дети, которые «ни при чем», тоже страдают от буллинга. Видя, на что способны их одноклассники, немые свидетели боятся, что уже завтра ветер в классе поменяется и роль жертвы придется играть им. Такие дети, даже обладая способностями, стараются «не высовываться» на уроке и остаются на позиции середнячка. Кроме того, роль свидетелей приводит их к патологической боязни публичного осуждения, которая может серьезно помешать самореализации во взрослой жизни.

Роль учителя

О роли учителя в школьной травле существуют два противоположных, но одинаково вредных мифа. Первый — учитель ничего не знает о буллинге, поэтому с него взятки гладки. Второй — учитель прекрасно понимает, что происходит в классе, и разберется без участия родителей.

Первый миф поддерживают сами учителя. Если мама ребенка придет в школу и пожалуется классному на травлю, в большинстве случаев тот сделает вид, что впервые об этом слышит. Однако, как показывают исследования, педагоги не только прекрасно осведомлены о травле, но и способны описать реальную структуру класса лучше, чем психологи, вооруженные самыми точными методиками.

Однако вопреки второму мифу менять ситуацию учителя не стремятся. Более того — порой педагоги сами участвуют в травле ребенка. Унизительно комментируют ответ жертвы. Ставят более низкую оценку. «Не замечают», как ребенка шпыняют в школьном коридоре. Казалось бы, мелочь, но агрессоры понимают — учитель «свой».

«Чтоб не убежал, они сдвигали парты и прижимали меня к стене. Однажды это заметила англичанка и отругала их за порчу школьного имущества. На меня ей было фиолетово» (Олег )

Подобное поведение в большей степени характерно для молодых педагогов. В ситуации, когда зарплата учителя стремится к уровню бюджета прожиточного минимума, а о престиже профессии просто неудобно говорить, пассивное участие в травле жертвы — это один из немногих способов поднять свой авторитет у остальной части класса. Однако и опытные педагоги не гнушаются буллингом — ведь в отсутствие реальной цели травля жертвы действительно помогает сплотить детей. Учителя младших классов, способные сами обозначать жертву, используют угрозу унижений как дополнительную нагрузку к плохой оценке.

Иногда учителя настраивают против ребенка не только класс, но и родителей, которые пришли разобраться с ситуацией. Чаще всего это подается в красивой обертке: «Ваш ребенок такой умный (тонкий, ранимый, талантливый) — его неизбежно будут травить обычные дети». Верить этому нельзя — учитель не хвалит ребенка, учитель выгораживает себя. Однако порой педагоги напрямую обвиняют родителей в том, что они не научили сына «взаимодействовать с коллективом». В этом случае учителю стоит напомнить, что коллектив — это группа, нацеленная на решение общественно полезных целей, например, обучения. А класс, в котором основной целью является травля жертвы, не может называться коллективом.

«Наш классный руководитель хороший, он такого делать не будет», — думают многие. К сожалению, не факт. Даже хорошие учителя порой опускаются до травли. Часто неосознанно затравленный ребенок поневоле вызывает у многих педагогов отторжение.

«Больше всего я ненавидела, когда мама приходила с родительского собрания и говорила бабушке с дедушкой, как же „нам“ повезло с классной руководительницей. А эта замечательная классная очень любила шутить на тему того, что деловой стиль одежды подходит всем, кроме меня, потому что на мне все как на корове седло» (Алина). Однажды мама все-таки отпросилась со своего завода к «заслуженному учителю», который вел продленку. Маме было сказано «Ваша дочь - слишком упрямая, и ее надо ломать».

Разумеется, к мнению учителей можно, а в некоторых случаях нужно прислушиваться. Но для родителя на первом месте должны быть не интересы «коллектива», а чувства его собственного ребенка.

Что делать


Универсальных рецептов того, как справиться с травлей в школе, не существует. Однако важно помнить: нет детей, которых травят, есть классы, в которых любой может подвергнуться издевательствам. Нельзя обвинять ребенка, называть его слабаком, подзуживая дать сдачи. Не поможет. В лучшем случае жертву перестанут избивать — однако никто не помешает обидчикам обзываться или незаметно портить вещи ребенка. Но скорее всего, попытка отпора просто сорвет обидчикам всякие тормоза. Совет не обращать внимания может помочь на стадии, когда класс только выбирает жертву — в этом случае есть шанс попасть в категорию наблюдателей (однако их роль тоже незавидна).

Травля — это болезнь класса, и решать ее нужно системно. Если учитель адекватный — можно обратиться за помощью к нему. Но адекватный — не вежливый, не хороший предметник, а тот, который готов реально разобраться с проблемой.

Порой удается найти поддержку у других родителей. На вашей стороне могут быть мамы и папы других жертв, их защитников, порой — сторонних наблюдателей. Помощь может прийти и с самой неожиданной стороны — нередко родители зачинщиков приходят в ужас, когда узнают, чем их чадо на самом деле занимается в школе.

Если поддержка найдена, с классом придется работать комплексно. Как именно — хорошо расписано в статье психолога Людмилы Петрановской . Важно помнить: чем раньше удастся определить проблему и начать работу, тем больше шансов на успех. В младшей школе авторитет взрослого выше, а отношения в классе более пластичны.

Если решить проблему не получилось, лучше перейти в другую школу. Однако нельзя превращать это в бегство. «Где не будут бить» — плохой мотив. Нужна уважительная причина — перевестись в заведение с более высоким уровнем педагогов, или хорошим спортзалом, или эстетическим уклоном. Лучше всего, если ребенок сам выберет школу в соответствии со своими интересами.

«Не могу сказать, что в началке меня прямо травили, но помню, что отношение одноклассников было лучшим мотивом, когда поступала в гимназию» (Света )

К переводу следует подготовиться. Часто затравленные дети, попадая в новый класс, по привычке воспринимают даже самые доброжелательные шутки одноклассников как угрозу и избегают общения. Это не сделает ребенка изгоем — однако роль серой мышки тоже не самая завидная.

За помощью лучше обратиться к психологу — простые наставления вряд ли помогут. Можно обратиться к частному или государственному специалисту. А можно — к психологу в той школе, в которую ребенок собирается перейти. Тянуть с визитом не следует: психологическая травма — не насморк, и за один сеанс не лечится. Кроме того, хорошо, если психолог будет работать с ребенком и в период адаптации в новом коллективе.

Травля в школе или, как сейчас говорят, буллинг явление повсеместное, оно встречается во всех странах мира. Наверно, полностью искоренить его нельзя, хотя многое зависит от социальной среды и доминирующих в ней ценностей. Но что делать, если именно над вашим ребенком издеваются в школе?

Почему это происходит?

Раньше считали, что издеваться над сверстниками склонны неуспешные и неуверенные в себе дети, которые таким образом компенсируют собственные страхи и комплексы. Но исследования такое понимание ситуации не подтвердили. Напротив, агрессоры очень самоуверенны и амбициозны. Похоже, что единственная причина их неэтичного поведения заключается в том, что оно соответствует системе ценностей подростковых сообществ и поощряется в них. Не зря подростки-булли социально успешны, а их жертвы стыдятся даже признаться в том, что подверглись травле. Дополнительно способствуют буллингу и особенности организации школьных коллективов, в которых взрослые не включены на постоянной основе в круг социальных взаимодействий школьников и обладают только формальным авторитетом.

Кто становится объектом травли?

При неудачном стечении обстоятельств жертвой буллинга может стать каждый, но над некоторыми детьми издеваются в школе гораздо чаще, чем над другими. По статистике типичная жертва травли это тревожный, депрессивный, неуверенный в себе и физически слабый ребенок, у которого нет друзей. Агрессоры видят его очевидную неспособность постоять за себя и пользуются удобной ситуацией. Реже подвергаются буллингу те, чье поведение кажется сверстникам вызывающим и провокационным, а также дети слишком независимые, равнодушные и отстраненные от коллектива. Дополнительным фактором риска служат любые особенности поведения и внешности, которые выделяют ребенка среди одноклассников. Это может быть что угодно: слишком дорогая и слишком дешевая по местным меркам одежда, национальность, веснушки, низкая и высокая успеваемость, манера говорить и многое другое.

Чем помочь ребенку?

Травля в школе это тот случай, когда навредить легко, а помочь сложно. Естественная реакция родителей в ситуации, когда они узнают, что над их ребенком издеваются в школе, это немедленно отправиться к учителю, директору или домой к обидчикам самолично наводить порядок и восстанавливать справедливость. Понять этот душевный порыв можно, однако жертве после такой помощи становится еще хуже. Взрослые не могут повсюду водить ребенка за ручку, и рано или поздно ему все равно приходится остаться один на один со своими обидчиками, жаждущими отомстить за причиненные неприятности. Таким образом реализуется старый добрый педагогический прием «наказание коллективом», причем в роли наказанного опять оказывается жертва! Поэтому напрямую вмешиваться в ситуацию стоит только тогда, когда речь идет о физическом насилии и серьезной угрозе жизни и здоровью.

Противоположный родительский стиль поведения – не вмешиваться и позволить ребенку самому учиться налаживать контакт со сверстниками и находить выход из конфликтных ситуаций. Этот несомненно мудрый и дальновидный воспитательный подход прекрасно работает, когда дело касается банальных детских конфликтов. Однако систематическая травля означает, что ситуация вышла из под контроля, и собственных внутренних ресурсов ребенку недостаточно для ее решения. Издевательства в школе ничему не учат и не закаляют характер. Наоборот, они часто становятся причиной тяжелейшей психологической травы, усугубляют тревожность и неуверенность в себе, формируют .

Так как же остановить травлю в школе? Важно научить ребенка защищать себя и отстаивать свои права. Будет полезно подробно разобрать ситуацию, обсудить, как надо реагировать на те или иные действия обидчиков, может быть, даже разыграть сценку в лицах. Еще лучше, если этим займетесь не вы, а профессиональный психолог. Важна и физическая подготовка, способность дать сдачи. А потому будет нелишней – как для мальчика, так и для девочки – какая-нибудь спортивная секция, где ребенок сможет приобрести навыки самообороны.

Наконец, можно просто перевести ребенка в другую школу. Это кажется бегством от проблемы, но часто является единственным разумным выходом. Булли неохотно расстаются с полюбившейся жертвой, и даже если ее стиль поведения кардинально изменится, так просто ее не оставят в покое. Строить отношения со сверстниками с нуля, на новом месте, намного проще.

Южные регионы буквально захлестнула волна жестокого обращения с детьми. В роли извергов выступают родные мамы и папы. Что ни день, то какая-нибудь леденящая душу новость. Я молчу про сексуальных извращенцев, которые кажется целыми полчищами обрушились на наших детей. И такое впечатление, что буквально за каждым домом спряталось по педофилу, которые охотятся на наших мальчиков и девочек. Но еще страшнее то, что опасность детей подстерегает не где-то на улице, в темном переулке, за стенами школы, а в собственном доме. Где над ними издеваются, убивают, морят голодом. И от этого просто страшно жить. Как помочь несчастным детям? 17 мая в стране будет отмечаться Международный день детского телефона доверия. У нас в стране почти 300 таких служб. От имени маленьких детей может позвонить любой взрослый, неравнодушный к горю чужого ребенка. Главное знать, что мы можем помочь несчастным детям — а их море вокруг.

«Добрая история»

Из всей серии ужастиков эта история одна из самых добрых. Трехлетнего мальчика Данилу прохожие увидели одиноко бредущим по улицам Пятигорска и позвонили в полицию. Когда дяди и тети в формах пытались спросить у малыша его имя и фамилию, он ответить не смог. Тем более не смог назвать адреса, где живет и как зовут его маму. Еще больше стражей порядка удивило то, что пока они искали, женщину, у которой мог потеряться маленький ребенок, в полицию так никто и не обратился. Когда правоохранители все же отыскали эту женщину, она никак не была похожа на убитую горем мать, у которой потерялся крошечный сынишка. Она просто объяснила, что отправила сына к тете, то есть к своей сестре, которая, якобы, живет неподалеку и была уверена, что все в порядке.

За два дня ни разу она не удосужилась позвонить и поинтересоваться что с ее ребенком, дошел он или нет и как вообще у него дела. Полиции, кстати, мать объяснила, что ребенку не три года, как все подумали, а четыре. Ну что же, это в корне меняет дело и много объясняет. Ведь в четыре года ребенок, который не может даже разговаривать и выговаривать свое имя и имя родителей, уже вполне самостоятельный человек, впору паспорт выдавать. И по улицам он уже вполне может ходить один. Причем не один день. Мальчика отправили в больницу, с ним занимаются психологи. А мамашей — органы соцзащиты и опеки, которые будут решать, оставлять с ней мальчика дальше или нет. Для мальчика, понятно, это будет невосполнимая потеря, а женщина кажется и не заметит, что сына у нее не стало. Как не замечала этого она два дня, пока он ждал в полиции когда его найдут. И вот еще вопрос, почему органы опеки и соцзащиты до этого никак не интересовались этой дамой? Впрочем, если бы они чем-то интересовались, не произошли бы десятки других, не менее ужасных преступлений против детей.

Похожая история произошла в начале апреля в Невиномысске. Полицейский Валерий Зинченко заметил совсем рядом с трассой «Кавказ» одиноко бредущего малыша. Уже был вечер, сотрудник ГИБДД забеспокоился, почему это малыш вечером гуляет один на оживленной дороге без взрослых. Мальчик не мог говорить и показал на пальцах, что ему три года. Ребенок был явно голодный. Офицер его накормил и отвез в участок. А там оказалась и мать малыша, которая прибежала просить помощи полицейских в розыске ребенка. Почему ее маленький сын с самого утра гуляет один, мать объяснить не смогла. И неизвестно что могло случиться с мальчиком, если бы не бдительный полицейский.

И эти две истории действительно кажутся просто добрыми и милыми на фоне других, которые происходили в эти же дни на юге. Ну подумаешь, мамы забыли о своих детях. Они хотя бы над ними не издевались и не убивали.

Детей оставила ради любовника

В Волгограде 38-летняя женщина бросила своих троих детей и ушла к любовнику. Младшего полуторогодовалого ребенка выхаживали старшие дети 10 и 12 лет. В школу ходили по очереди. Они просили маму вернуться домой, но она набрасывалась на них с кулаками и жестоко избивала. Правоохранители решили лишить мать родительских прав, но она и сама написала заявление, в котором просит, чтобы у нее забрали детей. Сейчас ей грозит срок до трех лет лишения свободы, а детей ждет детдом…

Для девятилетнего мальчика из Карачево-Черкесии детский дом покажется просто спасением. Ведь он недавно попал в больницу с тяжелыми травмами после того, как с ним разобрались «любящие» мама и папа. Заявление на родителей в полицию написала тетя ребенка, увидев, что на мальчике нет живого места. Мальчика отправили в больницу с черепно-мозговой травмой, сотрясением мозга. Как выяснили полицейские, ребенка избил отец. Против него возбуждено уголовное дело.

Другой, не менее вопиющий случай, рассматривали недавно правоохранители Ростовской области. К уголовной ответственности за жестокое обращение с собственным малышом привлечены оба родителя.

32-летняя мать ребенка и 39-летний отец годовалого малыша морили голодом и не давали спать. Чтобы скрыть издевательство над ребенком, они не пускали медработников в дом. По заявлению соседей ребенок в органы опеки и полицию ребенка забрали и поместили в декабре прошлого года больницу Таганрога. После прохождения лечения мальчик был передан в Дом ребенка, где и находится в настоящее время.

Приговором мирового судьи мать мальчика приговорена к 8 месяцам исправительных работ с удержанием 20% из заработной платы в доход государства с отбыванием наказания в местах определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией в районе места жительства осужденной. А отец — к 10 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии — поселении.

Родители-убийцы

В Астрахани не так давно в больницу в тяжелом состоянии попала трехмесячная кроха. Ее до полусмерти избила родная мать. Сейчас против нее тоже возбуждено уголовное дело.

А еще более жуткий случай произошел в середине апреля в Волгоградской области. Мы рассказывали о нем. Случайные прохожие в талой луже увидели тельце крохотного мальчика. Рядом стояла детская коляска, а в ней пустая банка из-под спиртного. Весь этот кошмар случился на хуторе Верхнекардаильском Новониколаевского района Волгоградской области. Но еще больший стресс испытали следователи, которые спустя некоторое время отыскали родительницу несчастного крохи. Назвать ее матерью не поворачивается язык. 38-летняя женщина была сильно пьяна, но вспомнила, что накануне вечером возвращалась с сыном из гостей. Ребенок выпал из коляски, но она не смогла его найти. Поэтому она отправилась домой и легла спать. Мальчик захлебнулся водой. Его тело направлено на экспертизу. Если будет доказано, что он погиб по вине родительницы, ее ждет тюремный срок. Кстати, ее старшим детям повезло больше, когда их забрали у этой женщины, а ее лишили родительских прав. По отношению к самому младшему, к несчастью, этого сделать не успели.

В Невиномысске мать убила полуторогодовалую дочку за то, что она рассыпала на пол сахар. Чтобы скрыть убийство ребенка мать положила тело девочки в сумку, накрыла ее верхней одеждой, вывезла на такси за город и закопала. Ей в этом помогал любовник. Против садистки возбуждено уголовное дело.

В городе Котово Волгоградской области возбуждено уголовное дело против женщины, которая спаивала пятилетнего сына, травила его газом, жестоко избивала, пытаясь избавиться от ребенка.

В Дагестане отчим убил пятилетнюю девочку. Заметьте, я беру новостные поводы только по Югу и только за последнее время. И этот список страшных, необяснимых и жутких случаев можно продолжать.

Что происходит

Еще страшнее статистика. Судите сами. Ежегодно в России около 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тысяч несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для 10% этих детей побои заканчиваются смертью, а две тысячи детей уходят из жизни добровольно. Более 50 тысяч детей уходят из дома, сбегая от родительских издевательств, ругани и скандалов. И новости об этом у нас практически каждый день появляются на ленте. Потому что для некоторых детей безопаснее находиться где угодно, но только не дома. К сожалению, очень плохо работают органы соцзащиты и опеки. Не досматривают педагоги. Не видят и не хотят замечать что происходит с детьми. Потому что если бы все было не так, таких случаев бы не происходило. В каждом регионе есть защитники по правам детей, так называемые обмудсмены, действия которых направлены на что угодно, но только не на спасение конкретных мальчиков и девочек.

Недавно самый главный из них — уполномоченный РФ по правам детей Павел Астахов на заседании правительственной комиссии по профилактике правонарушений заявил, что дела у нас в целом налаживаются. Число родителей, лишенных родительских прав из-за жестокого обращения с детьми за последние пять лет сократилось на 67,7%. На 57,1% уменьшилось число усыновителей, привлеченных к уголовной ответственности за гибель детей.

На 5,8% снизилось количество составленных протоколов на родителей за административные правонарушения их детишек. В общем живи и радуйся. Куда деваться только от ежедневных новостей о страшной жестокости по отношению к детям? Откуда берутся такие изверги? И если все так стало хорошо, что же было раньше, когда было гораздо хуже?

Психологи с горечью констатируют, что выросло другое поколение родителей. Детей стали рожать дети 80-х и 90-х. В это время менялась эпоха, уходили семейные ценности. Многие из современных мам и пап просто раздражаются от того, что им нужно за кем-то ухаживать, отказывая в удовольствиях себе, любимым. Многие пары не спешат регистрировать отношения и дети рождаются вне брака. Так проще и никакой ответственности. Но это не значит, что детей можно бросить на произвол судьбы. Если вы заметили, что над детьми издеваются, звоните на Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей, детская горячая линия «Ты не один»: 8 800 2000 122. По этому номеру вам подскажут, куда обратиться в любом регионе. В каждом крупном городе и области есть центры социальной помощи семье и детям. Если вы видите, что издеваются над маленькими детьми, которые сами не в состоянии пожаловаться, звоните или по телефону доверия или сразу в полицию. 17 мая, как уже говорилось вначале, будет проходить Международный деть детского телефона доверия, но важно знать: этот номер работает не один день в году. Дети в нашей помощи нуждаются постоянно.