Позитивное подкрепление
Любой стимул, подкрепляющий поведение, которое ему предшествовало. Позитивные стимулы обычно нейтрализуют состояние «первичного драйва» (например, ), являются наградой или создают привлекательную ситуацию. В определенном смысле, позитивное подкрепление определяется его последствиями. Оно укрепляет реакцию и делает более вероятным ее проявление в будущем. В роли позитивного подкрепления могут выступать самые странные события. Например, для некоторых детей выговор от учителя в присутствии сверстников может рассматриваться как позитивное подкрепление, если он повышает «уличную репутацию» потерпевшего. Любое поведение, которое приводит к позитивному подкреплению, становится более частым.
Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .
Смотреть что такое "Позитивное подкрепление" в других словарях:
- (positive reinforcement). Также называется обучением вознаграждением; субъект получает вознаграждение за свое поведение, и проявление такого поведения повышается … Психология развития. Словарь по книге
Позитивное подкрепление - (Positive reinforcement). Предъявление приятного стимула после реакции, повышающее вероятность ее повторения … Теории личности: глоссарий
КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ - Первый опыт применения поведенческой терапии основывался на теоретических положениях И. П. Павлова (классическое обусловливание) и Скиннера (Skinner В. F.), (оперантное обусловливание). По мере того как новые поколения врачей… …
Модификация привычных (а) представлений о ком либо или о чем либо, сформированных ранее знаний, (б) отношений, убеждений, (в) моделей, программ, действий, операций, способов привычного поведения, образа жизни, О.; сформированных ранее умений,… …
Дрессировка - (от фр. dresser выправлять, обучать) выработка фиксированных форм поведения с помощью чередования положительных и отрицательных подкреплений. Дрессировка один из древнейших методов управления животными и людьми. Многие люди … Википедия
МЕТОДИКА НАВОДНЕНИЯ - Относится к поведенческим методам. Если при систематической десенсибилизации погружение в ситуацию, вызывающую страх, происходит постепенно, то в других методиках подчеркивается эффективность быстрого столкновения, переживания сильной… … Психотерапевтическая энциклопедия
СКИННЕР - Беррес Фредерик (Skinner В. F., 1904 1990). Известный психолог, лидер современного бихевиоризма. С. родился в 1904 г. в Саксуэханне, штат Пенсильвания, США. Окончил Гамильтон колледж в 1926 г. Степень доктора философии получил в 1931 г. в … Психотерапевтическая энциклопедия
- (от англ. behavior поведение) ряд тщательно разработанных методов лечения (в т. ч. сексуальной дисфункции в семье, супружеских конфликтов), направленных на изменение или формирование новых шаблонов О., т. е. на искоренение нежелательного… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Девиантное поведение (Д. п.) (от англ. deviant отклоняющийся; лат. deviatio отклонение, расстройство) это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а… … Психология общения. Энциклопедический словарь
- (от лат. complexus связь, сочетание) одно из центральных понятий фрейдизма, возникающий в раннем детстве комплекс представлений и чувств, главным образом бессознательных, заключающихся в половом влечении к родителю противополо … Большая психологическая энциклопедия
Существуют альтернативные варианты использования земли . Иначе говоря, землю можно использовать не только для возделывания пшеницы, овса, проса, выращивания скота, но и в качестве участка под дом или завод. О чем говорит этот факт?
С точки зрения общества , нет альтернативы в использовании земли, как только самим обществом. Совокупное предложение земли всегда будет, даже если никакая рента не выплачивается за ее использование, поэтому для общества рента ¾ это излишек, который должен принадлежать всем членам общества. Иначе говоря, с точки зрения общества, земля не имеет издержек производства .
С точки зрения же фирм , земля имеет альтернативные варианты использования, поэтому рентные платежи должны производиться конкретными фирмами, чтобы исключить иное применение земли. Исходя из этого для фирм рентные платежи выступают как издержки. Причем рента взимается с земель, используемых не только для сельского хозяйства, но и для добычи полезных ископаемых, строительства и т. д. Для этих земель также применим механизм действия дифференциальной, абсолютной и монопольной ренты.
Позитивное подкрепление (похвала, оценки, награды)
Что такое позитивное подкрепление?
Позитивное подкрепление и наказание
Виды позитивного подкрепления
Зависимость эффекта подкрепления от интенсивности позитивных эмоций (силы удовольствия)
Сочетание подкрепления с быстрой обратной связью и фиксацией результатов деятельности
Сочетание подкрепления с поэтапной программой выполнения серии систематических рабочих шагов
Развитие социально нежелательных привычек и потребностей вследствие позитивного подкрепления
Ослабление интереса (процессуально-содержательной мотивации) под влиянием регулярного внешнего подкрепления
1.1. Что такое позитивное подкрепление?
Позитивное подкрепление - это некоторые приятные для человека последствия или результаты деятельности (вознаграждение, похвала, успех и др.), которые побуждают его к выполнению какой-либо деятельности.
Человек после выполнения определенной деятельности может получить одобрение, позитивную оценку, материальное вознаграждение, т.е. позитивное подкрепление. Удовольствие вследствие позитивного подкрепления связывается с деятельностью, таким образом устанавливается связь «деятельность - Удовольствие». У человека, согласно принципу удовольствия Фрейда, возникает стремление и в будущем получить удовольствие (похвалу, материальное вознаграждение и т.п.), что побуждает его к выполнению той деятельности, которую подкрепляли, т.е. которая связывалась с удовольствием.
Если процесс деятельности или его результат не подкрепляется (т.е. когда не было ни одобрения, ни вознаграждения и соответственно удовлетворения), то в таком случае менее вероятно, что в будущем человек будет выполнять эту деятельность по собственному желанию. Следовательно, при отсутствии связи «деятельность - удовольствие» субъект не будет стремиться к ее выполнению.
Позитивные переживания, которые связываются с определенной деятельностью, выполняют роль эмоционального подкрепления того, что происходило до или во время переживания. Вследствие этого человек будет стремиться выполнять то, что вызвало удовольствие или то, что предоставило возможность избежать неудовольствия. Если какое-то действие сочеталось с приятным переживанием, то сочетание позитивных эмоций с деятельностью усиливает мотивацию (интерес) к этой деятельности.
Приведем несколько примеров позитивного подкрепления.
1. Вследствие успешных занятий физикой ученик получает одобрения от учителей, родителей и друзей (подкрепление 1), высокие оценки (подкрепление 2), призовые места на олимпиадах (подкрепление 3), одобрения друзей за интересные опыты и помощь в решении задач (подкрепление 4). Удовольствие, которое возникает вследствие подкрепления, будет побуждать его к занятиям физикой. Предвкушая получение удовольствия, ученик будет усиленно заниматься этим предметом. Физика связывается с удовольствием и в будущем сама по себе будет приятна для ученика. Чем сильнее подкрепление (большее число подкреплений и соответственно большее удовольствие), тем более привлекательной становится физика для ученика.
2. Ребенок за определенные действия (например, за помощь старшим) получает похвалу от взрослых (подкрепление 1), материальное вознаграждение, например конфеты, шоколад (подкрепление 2), определенные поблажки (подкрепление 3). Стремление получить удовольствие (похвалу, конфеты, поблажки и т.п.) будет побуждать ребенка и в будущем к выполнению этих действий.
3. Если изготовив, например, полку или стул, человек почувствовал удовольствие вследствие успешного завершения работы и пользы от него (подкрепление 1), материального вознаграждения (подкрепление 2), одобрения жены или родителей (подкрепление 3), то, предвкушая возможность получить подкрепление (и удовольствие), он и впредь будет стремиться что-либо изготавливать.
1.2. Позитивное подкрепление и наказание
Определенные формы поведения закрепляются (и повторяются в будущем) тогда, когда они сопровождаются позитивными последствиями (вознаграждением, одобрением, возможностью самоутвердиться). И вероятность их повторения, как правило, уменьшается, если эти действия не связаны с приятными эмоциями, или же, наоборот, сопровождаются чем-то негативным (наказанием, неодобрением и т.п.).
Эти закономерности часто используют учителя и родители: регулярно прибегая к похвале, они формируют у детей соответствующую мотивацию и поведение. А чтобы удержать детей от нежелательных действий и поступков, применяют наказание, неодобрение, выражая неудовлетворенность действиями ребенка. Если человек получает позитивное подкрепление (одобрение, вознаграждение) за определенные формы поведения, то такие действия закрепляются и в будущем воспроизводятся. А прибегая к наказанию, человека заставляют избегать определенных действий: например, наказывая ребенка за кражу, стремятся принудить его не воровать в будущем.
Родители, по мнению Скиннера, могли бы целиком полагаться на позитивное подкрепление (например, на одобрение), никогда не наказывая ребенка. Вследствие использования одобрения воспитание ребенка является высокоэффективным и гуманным. Однако в воспитательном процессе нередко прибегают к наказанию, которое не всегда является эффективным, а часто и вредит воспитанию личности. Подвергаясь наказанию за определенные действия или бездеятельность, человек впредь будет действовать «так, как нужно» не потому, что ему так хочется, а потому, что боится наказания, И когда угроза наказания исчезает, то предыдущие нежелательные формы поведения восстанавливаются.
Прибегая исключительно к наказанию, по нашему мнению, невозможно сформировать внутренне мотивированную деятельность. В случае же использования наказания эффективно сочетать его с позитивным подкреплением. Например, поругав девочку за то, что она не помогла бабушке (наказание), следует также напомнить, что она раньше помогала маме (позитивное подкрепление 1), всегда помогает брату (позитивное подкрепление 2). Любые попытки помочь следует эмоционально подкреплять.
1.3. Виды позитивного подкрепления
Чтобы сформировать необходимое поведение, следует выделять такие действия ребенка, которые являются социально желательными, и подкреплять их одобрением, вознаграждением и другими видами подкрепления. Можно выделить разнообразные виды позитивного подкрепления.
Похвала (одобрение). Учитель, руководитель, тренер одобряет действия своего подчиненного (ученика) за высокие результаты работы. Позитивное подкрепление (похвала) в известной степени зависит от взаимных отношений руководителя и подчиненного. Похвала старших (руководителей, родителей и др.), с которыми субъект деятельности (подчиненный, ученик) пребывает в хороших отношениях, как правило, имеет большое влияние. Однообразие форм одобрения и слишком регулярное их использование уменьшает действие такого подкрепления.
Привилегии и увеличение статуса. За высокую академическую успеваемость студента могут выбрать старостой группы, спортсмена - капитаном команды, рабочего - бригадиром, инженера - руководителем отдела и т.п. Изменение формального или неформального статуса имеет эффект подкрепления. Ожидание повышения статуса оказывает большое влияние на личность (стимулирует к деятельности).
Лучшие фирмы умеют использовать этот мотивационный фактор в управлении. Достаточно разветвленная иерархизированная система управления (наличие многих подразделений, групп) оказывает существенное влияние на мотивацию как руководящего состава, так и рядовых работников. У человека есть стимул стать руководителем даже небольшого структурного подразделения или группы, а достигая желанного статуса, он пытается подняться еще выше по иерархической лестнице.
Возможность получить определенные привилегии, повышение заработной платы, возможность руководить и тем самым удовлетворять свою потребность во власти - существенный мотивационный фактор. Это побуждает человека добиваться должности, прилагать большие усилия для ее получения. Он стремится подняться выше в иерархии управления. Возможность влиять на людей и быть субъектом изменений («источником»), а не объектом и пассивным исполнителем чужой воли («пешкой») является достаточно привлекательной. Человек стремится сам влиять, определять, решать, а не быть объектом влияния других людей,
Доверие, внимание, оценка твоих способностей, возможность продемонстрировать себя руководителем (лидером) - все это побуждает человека работать еще настойчивее (Уотермен, 1988).
Фирмы в США и Европе практикуют также создание временных формальных и неформальных групп (например, для разработки определенного проекта). Назначается руководитель (лидер) группы, наделенный некоторыми полномочиями. Это имеет большое мотивационное влияние на данного человека, он будет стремиться оправдать доверие и самоутвердиться. Разнообразие форм руководства, иерархизованность и разветвленность управленческих структур - это возможность самоутвердиться для многих людей.
Оценки, баллы, тестовые показатели. Оценки «хорошо» и «отлично», высокий рейтинг, высокие тестовые баллы оказывают значительное побуждающее влияние. Следует отметить, что более дифференцированная система оценивания имеет большее мотивационное значение. В этом случае подчиненный (ученик) может сравнивать собственные достижения не только с результатами других людей, но и со своими предыдущими достижениями. Например, получив за выполнение теста по английскому языку 480 баллов, он будет стремиться улучшить свой показатель (ведь это далеко не максимальный, хотя относительно и неплохой результат). Это будет сильнее побуждать к деятельности, чем просто оценка «хорошо». Стимулирует к работе не только позитивная оценка, но и видение перспектив, стремление превзойти свои достижения.
Наибольший мотивационный эффект наблюдается тогда, когда представлена не только общая (средняя) оценка, но и оценка по каждому из компонентов. Например, после выполнения т еста по английскому языку, кроме общего результата (480), сообщают также показатели по каждому из трех его компонентов.
Так, по шкале восприятия устной речи ученик получил 430 баллов, по шкале понимания грамматических конструкций результат составил - 520, а словарный запас (третья шкала) был оценен в 490 баллов.
Такая дифференцированная система оценивания имеет характер позитивного подкрепления (ведь 520 и 490 баллов - это вполне пристойный результат), и одновременно наблюдается негативная обратная связь (ведь 430 баллов по первой шкале - это низкий показатель). Ученик понимает, что на восприятие устной Речи следует обратить большее внимание. Это побуждает его к интенсивным занятиям в данном направлении. Он ощущает необходимость самосовершенствоваться и видит перспективы (стремится превзойти собственное достижение).
Традиционная система оценивания, которая до сих пор практиковалась в наших школах и вузах, лишена всех преимуществ тестирования и дифференцированного оценивания. Ведь получив оценку «отлично» за контрольную работу (или на экзамене), человек не знает, каков уровень его знаний по сравнению с десятью учениками (студентами), получившими такие же оценки. Тогда как, например, двадцатибалльная система оценивания имела бы большее мотивационное влияние.
Я получил 12 баллов из 20 (вместо традиционной оценки «отлично»). Это высокий показатель, но не самый высокий (я шестой по рейтингу). Я начинаю рассуждать: почему у меня не первый-второй результат, ведь я считал себя, по крайней мере, вторым в группе. Я стремлюсь улучшить собственное достижение, работаю над своими ошибками, внедряю новые формы и методы работы. В следующий раз я получил 14 баллов из 20. Это уже лучший показатель, я удовлетворен, но на этот раз я только второй по рейтингу. Опять работаю над собой, пытаясь превзойти собственное достижение и улучшить свой рейтинг.
Материальное вознаграждение. Призы, подарки, премии, денежное вознаграждение оказывают большое влияние на мотивацию любой деятельности. Но при систематическом использовании эти формы позитивного подкрепления могут негативно влиять на процессуально-содержательную мотивацию. Например, если ребенок получает деньги (или что-то материальное) за хорошие оценки, то вряд ли у него возникнет понимание важности учебы самой по себе. Если прекратить давать деньги за оценки, то ребенок, привыкая получать материальное вознаграждение, будет менее склонен выполнять эту деятельность (т.е. процессуально-содержательная мотивация может уменьшаться).
Применяя закон эффекта Торндайка, Скиннер использовал свою терминологию. Согласно Скиннеру, первая часть закона, в которой поведение выполняется для получения приятного или удовлетворяющего последствия, называется подкреплением . Вторая часть, в которой поведение не выполняется, поскольку его последствие является неприятным или неудовлетворительным, называется наказанием . Каждое из этих обстоятельств может разделяться согласно тому, что - предъявление или удаление некоего стимула происходит при осуществлении целевого поведения. Результатом такого разделения являются четыре возможных варианта последствий: позитивное подкрепление, негативное подкрепление, позитивное наказание и негативное наказание , как показано в таблице.
При позитивном подкреплении , или обучении вознаграждением, субъект получает вознаграждение за свое поведение, и такое поведение усиливается (становится более вероятным). Голубь клюет клавишу и таким образом получает доступ к кормушке с пищей; ребенка хвалят за то, что он поделился игрушкой с другим ребенком.
При негативном подкреплении , также называемом обучением спасением, или обусловливанием активным избеганием, в результате поведения нечто неприятное или отвратительное удаляется или просто не происходит. Здесь можно предсказать усиление такого поведения. Голубь клюет клавишу, чтобы отключить слабый электрический ток, подведенный к его ступне (спасение — сайт), или клюет клавишу, чтобы предотвратить включение тока (избежание). С точки зрения оперантного обусловливания фобии человека поддерживаются негативным подкреплением: человек, испытывающий фобию, приближаясь к объекту или ситуации, вызывающим ее, чувствует испуг и уходит, но страх остается. Поэтому если оставлять фобию без лечения, она будет постоянно рождать сама себя. Человек никогда не выдержит достаточно долгого пребывания вблизи от объекта его страхов. Он не успеет понять их необоснованность, т. е. выяснить, что пчелы обычно не кусаются до тех пор, пока их на это не спровоцируют, что большинство змей не опасны и т.д.
При позитивном наказании , также называемом пассивным избеганием, результатом поведения является предъявление или осуществление чего-либо неприятного. Голубь, наученный клевать клавишу для получения пищи, сейчас вместо нее получает удар током и вскоре перестает клевать клавишу. Ребенка ругают за плохое поведение, и, в идеале, оно прекращается.
Наконец, при негативном наказании
, или обучении прекращением, поведение приводит к тому, что нечто приятное или желательное удаляется; это также должно вызывать прекращение такого поведения или делать его менее вероятным. В случае с голубем кормушка с пищей появляется регулярно, за исключением тех случаев, когда он клюет клавишу. В случае с ребенком у него отнимаются такие привилегии, как просмотр телевизора. Популярной версией негативного наказания в школе является процедура тайм-аута. Ребенок, который плохо себя ведет, отводится в тихую комнату и остается в одиночестве на короткий период времени. Логика этой техники заключается в том, что ребенок ведет себя плохо, чтобы привлечь к себе внимание других детей и учителя, поэтому последствиями такого поведения является лишение внимания вообще.
Существуют еще две важные процедуры оперантного обусловливания.
Первая из них - это формирование реакции, благодаря которой закрепляются различные модели поведения. Например, голуби обычно не занимаются тем, что клюют клавиши, но их необходимо научить этому. Научение осуществляется посредством последовательных приближений. При помощи ручного управления экспериментатор вызывает появление кормушки всякий раз, когда голубь просто поворачивается в сторону клавиши. Затем кормушка появляется, когда голубь подходит к клавише, далее, когда он случайно касается ее, и только со временем, когда он клюет ее. Ту же самую процедуру можно использовать для приучения ребенка к туалету: сначала похвала достается ребенку за то, что он движется в сторону уборной, затем - за вход внутрь, после этого - за карабканье на горшок и успешное осуществление акта опорожнения.
Формирование реакции также имеет хороший терапевтический эффект при работе, например, с аутичными детьми, которые вообще не говорят, и поэтому их невозможно втянуть в процесс общения: первое вознаграждение ребенок получает за издание любых вокальных звуков, затем - за звуки, напоминающие речь, и только после этого - за настоящие слова.
Вторая процедура - частичное подкрепление - более типична для повседневной жизни, чем обсуждавшееся до сих пор «продолжительное» подкрепление. При частичном подкреплении подкрепляются только некоторые случаи определенного поведения, а не каждый случай реализации такого поведения. Частичное подкрепление может принимать различные формы, но наиболее эффективным его вариантом является план переменного соотношения. Непредсказуемым образом некоторые примеры поведения подкрепляются, а некоторые - нет. Результат данной процедуры выражается в том, что если подкрепление долго не появляется, субъект упорно и гораздо дольше демонстрирует поведение. Результаты плана частичного подкрепления можно увидеть у детей, закатывающих истерики в магазине в попытке получить игрушку или сладость. Иногда родители уступают ребенку и покупают ему игрушку, чтобы прекратить демонстрируемое им смущающее и раздражающее их поведение. Поэтому ребенок научается упорствовать в своих попытках, даже когда родители не откликаются на них. Если его действия не имели успеха в этот раз, то это не значит, что они не помогут потом. Родители могут невольно формировать более длительные и более интенсивные вспышки негативного поведения, если будут долго пытаться сдерживаться, а затем уступать ребенку.
Все рубрики
Интегративная психотерапия Александров Артур Александрович
Позитивное подкрепление
Позитивное подкрепление
В методиках позитивного подкрепления используются принципы оперантного обусловливания для установления связей между поведением и его последствиями. Подкрепление систематически используется терапевтами для изменения проблематичного поведения – от грызения ногтей, детской возбудимости и подростковой делинквентности до шизофрении и отказа от пищи.
Пример
Анна, 4-летняя девочка, нормально общалась с учителями и другими взрослыми людьми, но была робка, молчалива и замкнута с детьми. Психолог, работающий в школе, заметил, что учителя неумышленно способствовали ее замкнутости чрезмерным вниманием и уговорами. Тогда была разработана программа модификации поведения девочки. Учителя должны были уделять внимание Анне только тогда, когда она играла с детьми или по крайней мере находилась вблизи от них. Позднее учителя стали награждать Анну только за настоящее взаимодействие с детьми. Игры в одиночестве также игнорировались. В результате Анна начала проводить больше времени с детьми, чем со взрослыми.
Чтобы улучшить поведение пациентов с выраженными нарушениями личности или умственной отсталостью, находящихся в психиатрических учреждениях, поведенческие терапевты разработали так называемую жетонную систему. При рассматриваемой системе желаемое поведение пациентов награждается жетонами, которые они затем обменивают на сладости, прогулки, просмотр телевизора и другие привилегии. Персонал в сотрудничестве с пациентом (когда это возможно) составляет список желаемых целей поведения (мишеней) в зависимости от особенностей поведения каждого пациента. Эти цели могут состоять в требовании говорить яснее, выполнять домашнее задание, играть с другими детьми, приводить в порядок постель и т. д. Затем устанавливается «прейскурант», согласно которому пациент получает определенное количество жетонов сразу после достижения той или иной цели поведения.
Жетонная система может быть очень эффективной в изменении поведения. В некоторых исследованиях показано, что у психически больных с выраженными апато-абулическими изменениями личности жетонная система улучшила существенным образом их внешний вид, социальное взаимодействие, манеры за столом и в то же время уменьшила странности в поведении. Самым существенным было то, что жетонная система подготовила пациентов с выраженными расстройствами поведения к жизни вне стен психиатрической больницы.
Из книги 5 спасительных шагов от депрессии к радости автора Курпатов Андрей ВладимировичЛучшее подкрепление Для начала давайте разберемся, ради чего мы делаем все, что мы делаем. Возможно, вы думаете, что у каждого действия или поступка есть своя причина, свое основание, своя цель. Я готов с этим согласиться, но есть ли у них некая общая причина, единое для всех
Из книги Не рычите на собаку! (О дрессировке животных и людей) автора Прайор КаренI. Подкрепление: лучше, чем вознаграждение Что такое положительное подкрепление Положительное подкрепление - это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия.Запомните это положение. В нем заложен
Из книги Лицом к подсознанию [Техники личностного роста на примере метода самотерапии] автора Шиффман МюриэлЧто такое положительное подкрепление Положительное подкрепление - это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия.Запомните это положение. В нем заложен секрет успешного обучения.Существуют два
Из книги Теория социального научения автора Бандура АльбертОтрицательное подкрепление Психологи спорят по поводу определения отрицательного подкрепления. Для наших целей отрицательное подкрепление можно определить как то, что субъект будет стараться избегать. Отрицательные подкрепления имеют градации от слегка неприятных
Из книги Эффект плато. Как преодолеть застой и двигаться дальше автора Салливан БобУсловное подкрепление Очень часто, особенно при работе с пищевым подкреплением, его невозможно дать в тот момент, когда субъект делает то, что хотели бы поощрить. Если я учу дельфина прыгать, то я никак не могу дать ему рыбку в тот момент, когда он находится в воздухе. Если
Из книги автора Из книги автораV. Подкрепление в повседневной жизни В начале этой книги, рассматривая теорию Скиннера, я уже говорила, что любая оригинальная идея сначала отвергается, потом подвергается яростным нападкам, и, наконец, принимается как аксиома. Я думаю, что в эволюции любой идеи есть и
Из книги автораПодкрепление в спорте Судя по моим случайным наблюдениям, тренировки в большинстве командных видов спорта - например, профессиональный футбол, - продолжают старую добрую неандертальскую традицию: множество лишений, наказание, фаворитизм, оскорбление на словах и в
Из книги автораПодкрепление в бизнесе В нашей стране труд и управление традиционно стояли на противоположных позициях. Мысль о том, что все принимают участие в общей игре, никогда не была особенно популярна в американском бизнесе. Практика бизнеса исходила из того, что каждая из сторон
Из книги автораПодкрепление в мире животных На протяжении всей книги я рассказывала о том, как теория подкрепления позволяет профессиональным дрессировщикам формировать поведение у тех существ, к которым просто не может быть применена сила: кошек, пум, цыплят, птиц в воздухе, слонов в
Из книги автора Из книги автораПодкрепление опыта воркшопа Запись. Каждая встреча записывается на магнитофон, и каждый участник может взять и прослушать запись дома. Некоторые из них переживают наедине с собой, пусть запоздало, ту эмоцию, которую не могли пережить в группе. Им дается другой шанс
Из книги автораВнешнее подкрепление Наиболее впечатляющей демонстрацией того, каким образом на поведение влияют его последствия, является исследование с использованием реверсивной цели. В этой процедуре, проявление выбранного поведения фиксируется в естественных условиях. Затем
Из книги автораКосвенное подкрепление Люди могут получать определенную выгоду как от успехов и промахов других людей, так и от собственного опыта. В повседневных ситуациях существуют многочисленные возможности для наблюдения за действиями других людей и за теми условиями, при
Из книги автораКосвенное подкрепление Косвенное подкрепление возникает тогда, когда наблюдатели усиливают определенное поведение, которое, как они могли видеть, подкреплялось у других людей. Результаты многочисленных исследований в общем случае показывают, что вознаграждаемое
Из книги автораСлучайное подкрепление И вот мы пришли к рассказу о самом любимом нами препятствии на пути к корпоративному успеху – случайном раннем успехе. Ничто столь упорно не заталкивает компании или человека в самую середину огромного плато, как удача новичка. В основе принятия