Ребенку 2.4 года что должен уметь. Как развивается эмоциональная сфера малыша после двух лет

Два года – переходный этап в развитии малыша, когда происходит становление его личности. Демонстрация новых навыков радует родителей, которые не перестают сравнивать своего малыша с другими детьми, но иногда различия могут складываться не в пользу собственного отпрыска. Как определить, что должен уметь ребенок в 2 года, и насколько важно соответствие этим нормативам, от чего зависит, что один карапуз развивается быстрее, чем другой? Причины, как правило, кроются в наследственности, но иногда неудачи детей связаны с отсутствием нормального обучения.

Для данного периода развития характерно прибавление роста малыша на 10 сантиметров в год, вес при этом увеличивается на 2-3 килограмма.

В плане анатомии и физиологии происходят следующие изменения:

  • при замедлении роста головы начинается интенсивный рост конечностей, из-за чего пропорции меняются, приближаясь к параметрам взрослого человека;
  • лицо ребёнка перестаёт быть округлым, каким оно было до этого, и вытягивается, принимая специфический, обусловленный генетическим кодом овал;
  • пропадает так волновавшее родителей плоскостопие, поскольку исчезают характерные для младенцев жировые подушечки;
  • количество жировой ткани в теле ребёнка заметно снижается, поэтому стройнеет его фигура и лицо;
  • мышцы малыша становятся боле упругими и крепкими.

Все эти перемены способствуют повышению координации и ловкости малыша, который с удовольствием собирает более сложные пазлы, мозаики и конструкторы, по сравнению с годовалым возрастом.

Двухлетние дети прекрасно ориентируются в пространстве, у них усовершенствуется вестибулярный аппарат, благодаря чему они лучше сохраняют равновесие. Движение всё больше увлекает двухлеток, так как теперь они намного лучше владеют своим телом, более сильны и выносливы, кроме того, могут развивать высокую скорость перемещения.

Неудивительно, что они чувствуют себя более самостоятельными и независимыми. Умственная деятельность их тоже повышается, вследствие чего они могут решать логические головоломки, принимать весьма нестандартные решения, правда, логика у них пока своеобразная, одним словом, детская. Однако, это заметный прогресс в формировании мыслительных процессов и таких важных функций мозга, как память, пространственное мышление, концентрация внимания, без которых невозможно находить связи между событиями, и делать выводы.

Несмотря на то, что ребёнок стал сильнее и быстрее, на движение и умственную деятельность он способен тратить огромное количество энергии, поэтому результатом становится быстрая утомляемость. Если в течение 15-20 минут малыш занимается одним и тем же делом, тем более, монотонным, он быстро устаёт и взрослым это надо учитывать. Чтобы дети быстро схватывали информацию, а главное, запоминали её, обучающие занятия нельзя затягивать больше чем на полчаса, после этого ребёнку можно предложить заняться чем-то другим, что сможет его отвлечь.

Ещё одна особенность – кризис возраста. Поведение детей, считающих себя чуть ли не взрослыми, меняется в худшую сторону. Ещё недавно послушные и уравновешенные они начинают капризничать по любому, даже незначительному поводу. Иногда такое может случаться по несколько раз в день, что, безусловно, изматывает родителей. Обычно истерики связаны с запретами, нежеланием выполнять поручения, неудовлетворёнными желаниями. Причины конфликтов самые разные, а, порою, просто абсурдные – так ребёнок, ощущая свою самостоятельность, пытается выстраивать новые отношения и испытывает взрослых на прочность, манипулируя их чувствами.

Родителям остаётся только спокойно объяснить сыну и дочери, каковы границы дозволенного, и почему, в любом случае оставаясь при своём решении. Это единственный способ, как утихомирить разбушевавшееся дитя. Если не идти у него на поводу, со временем ссоры утихнут, а жизнь вернётся в нормальное русло.

Между тем, развитие ребенка в 2 года предусматривает даже такие неприятные нюансы – это тоже движение ребёнка вперёд и момент, может не самый лучший, его адаптации к реальному миру. Папе с мамой в таких ситуациях необходимо действовать мудро, и продолжать свою миссию по развитию малыша, отвлекая его на более интересные и важные вещи.

Что должен уметь ребенок в 2 года

Физическое и умственное развитие детей идёт полным ходом, и приносит родителям много радости, помимо уже известных огорчений.

В основном, все дети в этом возрасте обладают многими навыками, и это только некоторые действия, из тех, что должен уметь делать двухлетний карапуз:

  • уверенное хождение и бег, привычные для ребёнка;
  • подъём по лестнице и наклонной плоскости;
  • свободное перешагивание через препятствия;
  • хождение задом и повороты;
  • прыганье на небольшую высоту;
  • способность строить домики и башни из конструктора;
  • управление мячом – броски, удары ножкой, малыш уже может ловить мяч и кидать его прицельно;
  • помощь родителям в домашних делах – полив цветов, уборка, мытьё посуды, готовка блюд вместе с мамой.

В два года дети уже используют от 100 до 300 слов, связывая их в короткие предложения, и каждый день способны запоминать новые названия, благодаря развитию памяти. Они отвечают на несложные вопросы, научились здороваться и прощаться, узнавать и называть предметы на рисунках и книжных картинках.

Двухлетний ребёнок привык самостоятельно умываться, чистить зубки, которых у него уже около 20-ти, кушать супы и другую жидкую пищу ложкой, при этом, не пачкаясь, снимать и надевать верхнюю одежду.

Когда заходит речь о детях разных полов, взрослым бывает интересно узнать что нужно уметь в 2 года девочке. Малышке в этом возрасте уже пора понимать, что она будущая женщина, и это, абсолютно, нормально. Девочки также способны веселиться и много двигаться, но они более усидчивы, когда дело касается настольных игр, больше любят складывать мозаики и пазлы, могут подолгу заниматься куклами, рисовать и слушать музыку. Вполне естественной является их уравновешенность и относительное послушание, ведь они оценивают людей по их отношению к себе.

Иначе ведёт себя мальчик, уметь в 2 года он может многие вещи, но при этом проявляет большую активность и непоседливость. Его возросшая самостоятельность часто проявляется в действиях протеста против взрослых, которые не дают или не хотят с ним играть, запрещают смотреть мультики, укладывают спать и многое другое, что детям, вообще, не может нравиться.

Как помочь ребёнку расти и развиваться

Обсуждая, что должен уметь ребенок в 2 года, напомним, что физическое и интеллектуальное совершенствование, помимо влияющей на него генетической программы, напрямую зависит от многих внешних факторов, которые крайне важны для маленького ребёнка.

К ним относятся:

  • климатические условия, в которых растёт маленький человек;
  • режим кормления и сна;
  • экологическая обстановка, способная замедлять процессы формирования организма;
  • физические упражнения, необходимые для повышения более качественной работы опорно-двигательного аппарата.

Малыш должен уметь в два года много ходить, прыгать и бегать, забираться и спускаться с возвышений, освоить речь и элементарную логику, но если какие-то из перечисленных условий для него являются неблагоприятными, то можно говорить о таких проблемах, как недобр или перебор веса и общее отставание.

Для развития физических данных малышу необходимо:

  1. Сбалансированное питание по специальному графику. В этом возрасте дети принимают пищу 4-5 раз в день, ночью едят только детишки, которые до этого времени питались материнским молоком и сохранили эту привычку. Но теперь их уже нужно отучивать от таких кормлений. Важно, чтобы в пищу дети употребляли только свежие и качественные продукты, имеющие в составе все необходимые компоненты для здоровья и активности. Им нельзя давать трудную, тяжело усвояемую еду, тяжёлые продукты, жареные блюда.
  2. Также важен сон малыша, который составляет в норме около 12-13 часов в сутки, 2 часа он спит днём. Если присутствуют симптомы регресса сна, нередкие для двухлетних детей, то следует разбираться в причинах, чтобы решить эту проблему.
  3. Для детей важно пребывание на свежем воздухе не менее 6 часов в день, а также ежедневные закаливающие и водные процедуры.
  4. Значительную роль играют физические нагрузки:
  • игры с использованием мяча;
  • прыганье на двух ногах;
  • подражание движениям животных;
  • поднятие посильных предметов для выработки силы;
  • хождение по неровной и наклонной поверхности, чередование бега с хождением;
  • ходьба на носочках и пяточках;
  • висы на турнике и кольцах;
  • ходьба по бревну, узкой доске, парапету, на руках с помощью взрослых;
  • активные игры – хоровод, догонялки;
  • лазанье по канату и домашней шведской стенке;
  • упражнения на фитболе.

Для изучения свойств отдельных предметов, развития математических и логических способностей, воображения, памяти и внимания нужны следующие игры и уроки:

  • игровые процессы, связанные с вкладыванием одних фигур в другие;
  • выстраивание башен, домов из кубиков и деталей конструктора;
  • изучение цифр, основ арифметики;
  • нахождение различий на одинаковых картинках;
  • сортировка предметов по разным признакам;
  • прятки, нахождение описанных словами игрушек;
  • игры на запоминание, на удачу;
  • изучение домашних и диких животных, насекомых, птиц и рыб;
  • знакомство с временами года, суточными периодами;
  • обсуждение событий прошлого дня;
  • разговоры о разных профессиях людей, бытовых устройствах, городах и т.д.

Также необходимо проводить занятия для того чтобы развить музыкальные способности малыша, в этом поможет:

  • прослушивание детских музыкальных спектаклей, классической музыки, песен;
  • танцы под быструю ритмичную и медленную музыку;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • выполнение заданий на определение темпа пьес, их грустного, весёлого, тихого или громкого звучания;
  • пение с мамой;
  • отбивание простого ритма ладошками.

Не менее важны игры и уроки, обучающие ребёнка определению запахов, текстуры разных материалов. Можно придумать множество задач для развития зрения, слуха, вкуса и обоняния, которые ребёнок будет выполнять с удовольствием.

Совершенствование речи – это важный аспект, помогающий двухлетке адаптироваться среди других людей, артикуляционные упражнения и чтение будут в этом плане очень полезны:

  • можно читать с ребёнком сказки, детские книги, увлекательные истории про животных;
  • устраивать инсценировки по простым любимым сюжетам;
  • учить ребёнка запоминанию и пониманию предлогов и местоимений;
  • обсуждать прочитанные книги и увиденные фильмы;
  • описывать и показывать на картинках незнакомые малышу предметы, явления природы, бытовые приборы, машины и многое другое;
  • просить, чтобы дети рассказывали о своих дневных впечатлениях, составляли рассказ по картинкам.
  • чтобы тренировать артикуляцию и правильное произношение, научить малыша говорить тихо и громко, предложить ему погримасничать перед зеркалом, издавая отдельные звуки.

Чтобы процесс обучения проходил эффективно, важно чтобы у ребёнка было хорошее настроение, и чувствовал он себя комфортно, а для этого важна общая атмосфера, царящая в доме.

В два года дети уже не так пугливы и им, помимо собственных домочадцев, становятся интересны другие люди. При контактах с детьми, воспитанными иначе и в других условиях, неизбежны размолвки, конфликты и даже агрессия, поэтому ребёнка важно научить ладить со сверстниками и старшим поколением. К трём годам малыш уже сможет показать, насколько он воспитан, но пока ещё он ведом темпераментом, личными интересами и сильными эмоциями, которыми пока не может управлять.

Развитие ребенка в 2 года: видео

Знание того, что должен уметь ребенок в 2 года, поможет родителям убедиться, что с их малышом всё в порядке и понять, чем лучше всего его занять в часы бодрствования. Но не стоит забывать, что при этом следует учитывать особенности детской физиологии и психики, характерные для этого важного периода.

Галина спрашивает:

Здравствуйте, Раиса. Я не знаю что мне делать, я уже на гране нервного срыва. У меня дочь, ей 2 года и 4 месяца, пока не говорит. Ну как говорит отдельные слова, что-то по детски, те слова что мы слышим чаще - уже знаем их значение, которые впервые - естественно стараемся догадаться, но чаще не получается. В результате ребенок кричит, повторяет слово (звук, слог), я объясняю что не могу понять, прошу показать, но безрезультатно. Повешенные тона переходят в дикий крик, начинается истерика, я пытаюсь ее успокоить, но она продолжает кричать. То же самое у нее происходит, если ей что то запретить. К примеру попросила она покушать, я ей подогреваю, в это время она находит печенье, я прошу ее подождать, мол попьешь с чаем, и все, опять крик "изя" (нельзя). Разговаривать в это время с ней бесполезно, она не слышит, говорить потом - вроде не глупый ребенок, все выслушает, кивнет головой, но истерики не прекращаются. Я не могу с ней справиться, не реагировать - я тоже не могу, меня уже всю трусит, сама сижу на успокоительных. Хотела записаться на прием к детскому невропатологу, но у нас в поликлинике его нет, его приглашают и запись на 3 месяца вперед. Помогите, что мне делать с ребенком?

Здравствуйте, Галина. Диагнозы он-лайн не ставят, поэтому рекомендую Вам все же записаться на прием к психоневрологу или невропатологу. А пока что, исходя из Вашего описания ситуации, нужно учесть следующее:
задержку речевого развития, как диагноз, ставят невропатолог, психолог и логопед; им необходимо установить истинную причину (это физиология, дефект развития (слуха, например) или психологические причины). До 3-х лет, обычно особо не волнуются, но нужно знать, что на втором году жизни происходит стадия активной речи (автономная речь) - это аморфные слова - корни из "взрослого разговора" затем развивается "телеграфная" речь - это односложные сочетания, выражающие смысл целого предложения. Ребенок использует слова, обозначающие предметы, связанные с его желаниями и интересами (набор слов у каждого ребенка свой). Это чаще существительные, сначала женского, а затем мужского рода, глаголы, прилагательные в единственном числе. ТЕМП РАЗВИТИЯ РЕЧИ У КАЖДОГО РЕБЕНКА ИНДИВИДУАЛЕН!!! Что должно насторожить в этом возрасте: запас "слов" (т.е. звуков, их заменяющих (типа - "ба"- бабушка)- меньше 20, понимает ли верх-низ, может ли одну за другой выполнить 2 команды(типа, возьми мячик и дай мне), узнает ли простые предметы из своего окружения и как-то называет их, как общается с детьми?

Из психологических проблем может быть недостаток КАЧЕСТВЕННОГО внимания, отсутствие стимуляции речи. Помните, что в развитии речи ребенка главную роль играют родители! Уже сейчас развивайте речевой аппарат ребенка - давайте ему твердую пищу (яблоко, морковку, чтобы он грыз, развивая челюсти), пусть развиваем мышцы, дуя на перышко, в дудку, сосет через соломинку напитки, имитирует звуки (животных, гудков, машин и т.п.). НЕПРЕМЕННО разговаривайте с ребенком все время - комментируйте свои, его действия, четко произносите слова и фразы, повторяйте их. Обязательно читайте ребенку вслух! "Не понимайте" что он хочет, пока он четко не произнесет слово (особенно, когда это не связанно с его жизненными потребностями) и поощряйте каждый его успех. Активно развивайте мелкую моторику руки - лепка, рисование, аппликации, нанизывание бус (пуговицы, макароны, трубочки из фантиков и т.п.), мозаика и многое другое. Но самое главное - все общение должно проходить в эмоционально комфортной обстановке, любовь, выдержка, терпение... Вам нельзя идти на поводу поведения ребенка (при любом диагнозе), Вам нужно и внутренне оставаться спокойной - Вы - взрослый человек и Вам понятно, что поведение ребенка- это его развитие, он не нарочно так ведет себя, это его чувства заставляют так проявляться. А как это делать по-другому - Вы объясняйте - на куклах, на зверюшках и сказках. И не в момент истерики, а в спокойный период. Если будете вестись на истерики - закрепите этот тип поведения. А если переключите ребенка на что-то другое, если всем своим видом покажите, что Вы невозмутимы - ему станет не интересно "изводить" Вас.

Еще - в 2 года у ребенка период развития самостоятельности путем самоутверждения и, как думают взрослые, упрямства. Это важный период, от которого зависит будет ребенок самостоятельным или пассивным, ведомым, зависимым. Поэтому нужно позволять ребенку проявлять "полезную" самостоятельность и выражать свои эмоции (все), но при этом объяснять, что он может злиться, не причиняя вреда, например, колотить специально для этого сделанную подушку или "грушу", рвать на мелкие части специально для этого выделенную бумагу, пробивать картонный ящик и др. А еще лучше - профилактика - это четкий режим дня, достаточное время для активных игр на свежем воздухе, полноценный сон, правильное питание. Так что, дорогие родители, начните с себя! Терпения Вам и последовательности!

В 2 года и 6 месяцев физическое и нервно-психическое развитие ребенка делает очередной скачок, вчерашний неуклюжий малыш превращается в бойко разговаривающего и обожающего машинки и гонки мальчишку или нежную принцессу в красивом платьишке и ярких бусах. К этому возрасту формируются социальные и поведенческие особенности характера ребенка, он много разговаривает, с интересом изучает детские книжки и готовится к поступлению в садик. Родителям детей двух с половиной лет очень важно знать, что должен уметь ребенок в 2 года и 6 месяцев, ведь от наличия или отсутствия определенных навыков будет зависеть насколько быстро и легко их малыш сможет адаптироваться в детском саду или в другом детском коллективе.

Физическое развитие ребенка в 2 года и 6 месяцев

В 2 года и 6 месяцев по данным ВОЗ вес мальчика должен находиться в пределах 10,5 -16,9 кг, а рост — 85,1 – 98,7 см. Для девочек стандарты такие, вес – в пределах 10 – 16,5 кг и рост — 83,5 -97,7 см. Отечественные педиатры считают, что дети к этому возрасту должны весить побольше и вырасти повыше – 12 и 11,7 кг и 87-86 см соответственно.

В 2 с половиной года ребенок должен уметь уверенно ходить, бегать, подпрыгивать, перешагивать через препятствия, подниматься по вертикальной лестнице, держать равновесие во время ходьбы по узкой поверхности и так далее.

Среди других навыков детей в 2 года и 6 месяцев нужно отметить: умение кидать и ловить мяч, пинать его ногами, сидеть на трехколесном велосипеде (примерно половина детей в этом возрасте может самостоятельно крутить педали) и спускаться и подниматься на горку и кататься на качелях.

В 2 года и 6 месяцев ребенок уже должен самостоятельно есть ложкой и вилкой любую пищу, аккуратно пить из чашки. Многие дети в этом возрасте могут самостоятельно открывать холодильник, наливать себе воду из кувшина и брать продукты с полок.

В этом возрасте что-то спрятать от любознательного и любопытного малыша становится гораздо труднее – дети уже не только с легкостью открывают любые шкафчики, но и могут дотянуться до верхних полок, вставая на стул или залезая на стол.

В 2 с половиной года ребенок уже не только принимает участие во всех событиях, происходящих в семье, но и уже уверенно знает «свое» место и активно отстаивает свою позицию – требует, чтобы ему освободили место за общим обеденным столом и пытается на равных общаться с родителями и родственниками.

В этом возрасте малыш должен уже активно принимать участие в своем собственном одевании . Одеваться сам 2-х с половиной летний ребенок еще не может, но уже вполне способен раздеваться без посторонней помощи, надевать носки, трусики, шорты и юбочки и пытаться надеть колготки и обувь.

Среди других бытовых навыков в этом возрасте считаются обязательными умение малыша умываться и мыть руки, вытираться полотенцем, чистить зубы (с помощью и под контролем взрослого), просится на горшок и садится на него самостоятельно, а также понимать, когда он запачкался и нуждается в умывании или переодевании.

Нервно-психическое развитие ребенка в 2,5 года

Важнейшим навыком ребенка в 2 с половиной года можно назвать его умение с помощью слов выражать свои желания , мысли и объяснять свое поведение. Обычно малыши в 2 года и 6 месяцев обладают достаточно обширным словарным запасом и каждый день пополняет его с помощью новых слов и выражений. Дети в этом возрасте уже не просто произносят отдельные слова, а выстраивают короткие предложения, задают много вопросов и стремятся узнать обо всем на свете. Если ребенок в 2 с половиной года еще не говорит и не пытается повторять слова и звуки за взрослыми и не проявляет никакого интереса к окружающему миру, то это уже должно вызвать настороженность у родителей, которым обязательно нужно показать малыша невропатологу и педиатру.

В 2 года и 6 месяцев сильно меняется поведение и характер ребенка – именно в этом возрасте большинство родителей сталкивается с необъяснимым упрямством и непослушанием своего малыша. Если до этого ребенок с радостью выполнял все просьбы и указания родителей, то теперь он может просто игнорировать их слова или даже делать «на зло», изучая реакцию родителей и границы «дозволенного». Очень важно родителям в этот период сохранять спокойствие и не думать, что характер их чада испортился навсегда, не менее важно, чтобы все члены семьи придерживались одинаковых принципов в воспитании и не поддавались на капризы и провокации ребенка. Детские психологи советуют родителям 2 с половиной летних малышей проявлять разумную твердость и строгость и ни в коем случае не отказываться от своих требований. Ребенок должен знать свои обязанности и выполнять их, каких бы нервов это не стоило его родителям. А лучший способ наказать малыша в этом возрасте – это лишить его своего внимания и некоторое время игнорировать.

К 2 годам и 6 месяцам дети любят играть в ролевые игры: «в семью», «доктора», «парикмахера» и так далее. Такие игры еще очень упрощены, но действия персонажей вполне понятны и узнаваемы. В этом возрасте дети любят играть в кубики и конструкторы, они выстраивают «башни» и «поезда» по образцу, могут построить небольшой дом из конструктора или крупных кубиков. В 2 с половиной года дети должны уметь собирать картинки из 2-3-х частей, узнавать на картинках все предметы обихода, одежду, животных и так далее.

Считается, что к середине третьего года ребенок должен уверенно различать 3-4 цвета , отличать понятия «большой — маленький», «высокий — низкий», «широкий – узкий» и так далее.

В книжках с картинками ребенка интересуют уже не отдельные предметы, а сюжет сказки или рассказа, а также изображение главных героев.

Дети постепенно учатся держать карандаш или кисточку не всей кистью, а только тремя или двумя пальцами, а их рисунки становятся более конкретными. Малыши уже могут неаккуратно раскрашивать крупные картинки, выходя за контуры рисунка.

Социальное развитие ребенка в 2 года и 6 месяцев во многом зависит от особенностей его характера и воспитания. В этом возрасте дети уже испытывают большинство эмоциональных состояний, знакомых взрослых людям и это не только радость и огорчение или злость, как раньше, но и сочувствие, нежность, жалость, гнев, тоску, зависть и многое другое. А вот как эти чувства будут проявляться во многом зависит от отношения родителей и других значимых для ребенка взрослых к окружающему миру, так как дети в этом возрасте почти полностью копируют поведении эмоции взрослых. Поэтому разговаривая с малышом или в присутствии ребенка взрослым стоит гораздо внимательнее следить за своим поведением, словами и поступками.

Что должен уметь ребенок в 2 года и 6 месяцев

По мнению педиатров, ребенок в 2 года и 6 месяцев должен уметь:

  • уверенно ходить, бегать, подниматься и спускаться по лестнице;
  • есть самостоятельно с помощи ложки и пить из чашки, не проливая;
  • раздеваться самостоятельно и надевать несколько простых вещей;
  • просится на горшок или садиться на него самостоятельно;
  • умываться, мыть руки и вытираться;
  • отвечать на вопросы взрослых и самостоятельно задавать вопросы;
  • называть свое имя, знать свой возраст, как зовут маму, папу и других родственников;
  • различать основные цвета;
  • знать названия всех частей тела, предметов обихода, домашних и диких животных, птиц и так далее;
  • держать в руке карандаш, рисовать им линии, окружности, закрашивать крупные картинки;
  • играть в сюжетные игры;
  • строить башни из кубиков, собирать паззлы из 2-3 картинок;
  • сочувствовать, сопереживать окружающим;
  • играть рядом или вместе с другими детьми;
  • знать сюжеты нескольких сказок, показывать на картинках в книжках героев и рассказывать, что они делают.

Мальчики и девочки в 2 года и 6 месяцев

Уже в таком раннем возрасте подход к воспитанию разнополых детей должен быть разным: мальчики в 2 с половиной года уже чувствуют необходимость получать одобрение своих поступков и действий, и хочет быть маленьким помощником и поддержкой для своих близких. А вот девочкам младшего возраста гораздо важнее то, как их воспринимают родители и как они проявляют свою любовь и заботу к ним.

Физиологическое развитие ребёнка в 2 года 4 месяца

У ребёнка в 2 года 4 месяца хорошо развивается воображение, восприятие, мышление, двигательные способности. Малыш уверенно ходит, поднимается по лестнице и перешагивает через препятствия, а также проявляет стремление к самостоятельности во всем. У ребёнка активно развивается восприятие, становясь более тонким и точным, а также чувство прекрасного и стремление к творчеству.

Он уже может проявлять терпение и способен соблюдать элементарные правила поведения. Кроме того, значительно улучшается память ребёнка, правда пока ещё она является зрительно-эмоциональной. Это такой тип памяти, когда малыш легко запоминает и воспроизводит зрительные и слуховые образы, с которыми у него связаны некие эмоциональные переживания. Причём такая память касается не только недавно произошедших событий, но и событий некоторой давности. Развитие памяти на третьем году жизни тесно связано с развитием речи и интеллекта.

К середине третьего года жизни вашему малышу пора бы попрощаться с пустышкой. Это необходимо сделать, в первую очередь, для того, чтобы нормально развивалась его речь. Особенно если вы стали замечать, что ребёнок «глотает» окончания слов, общается с вами жестами, не вынимая пустышку изо рта. Прощание с пустышкой потребует от вас выдержки, терпения и мудрого подхода.

Считается, что именно на третьем году жизни малыш должен переболеть всеми детскими болезнями. Но этого может и не произойти, ведь иммунная система в этом возрасте довольно сильная, так как лимфатическая система развивается быстро и обеспечивает стойкий иммунитет.

Питание ребёнка в 2 года 4 месяца

К середине третьего года жизни в рацион малыша можно ввести новые виды блюд из картофеля и овощей – картофель «в мундире» и овощное заливное. Кроме того, можно разнообразить его рацион детским супом-харчо и новой закуской из творога, сметаны и помидоров.

Также в рацион ребенка можно ввести баклажан (если у малыша нет проблем с пищеварением). Интересное блюдо из этого овоща для детей – «Камуфляжный баклажан». Для его приготовления понадобится: 1 маленький баклажан, 5 ст.л. муки, 1 яйцо, половинка лимона, 2-3 ст.л. оливкового масла, соль, панировочные сухари. Порежьте баклажан на тонкие ломтики, и поварите в подсоленной воде 3-5 минут, после чего слейте воду. Обваляйте каждый ломтик в муке, окуните в яйцо и обваляйте в панировочных сухарях. Положите баклажаны на противень, смазанный маслом, и запекайте их в течение 15 минут (до золотистой корочки). После этого выложите их на тарелку и сбрызните лимонным соком.

После двух лет малыш может есть любые фрукты, если они не вызывают у него аллергии. Фрукты не нужно тереть – их достаточно порезать или разломить на дольки (если речь идет о мандарине или апельсине). В сезон дынь и арбузов можно давать немного этих ягод ребенку и следить, не появляется ли у него аллергия.

Навыки и умения ребёнка в 2 года 4 месяца

Ребёнок в 2 года 4 месяца продолжает отрабатывать навыки рисования, которые усовершенствуются к трём годам, лепит из пластилина и вырезает ножницами.

Малыш в этом возрасте не только с удовольствием играет, но и наблюдает за окружающим миром. С помощью речи помогает себе регулировать поведение и ставить цели, проговаривая всё. Мышление и видение мира основывается на собственном опыте малыша, на том, что он видел и с чем сталкивался. Он уже может оценить поступки по критериям «хорошо-плохо», «можно-нельзя» и т.д. и проявляет инициативу в общении.

Развитие речи ребёнка в 2 года 4 месяца

этот период развития ребёнок обычно уже имеет определённый уровень речевого развития. Он умеет произносить фразы, сложные слова, употреблять местоимения, знает и называет свою фамилию, имя, может называть основные цвета (красный, зеленый, синий, желтый), а также объяснить, что его волнует.


Малыш проговаривает всё, что он делает, например: «Сейчас я нарисую птичку». Или, чтобы не заплакать, когда ударился, может говорить что-то вроде: «Не буду плакать, я уже большой». Кроме того, у ребёнка теперь возникают мысленные образы, связанные с какими-то фразами и основанные на воспоминаниях, на которые их наталкивает эта фраза. Например, когда вы говорите малышу, что идёте в гости к тёте Лене, у него формируются воспоминания и образы, связанные с этой фразой. К примеру, что к тёте Лене он поедет на автобусе, а у неё дома есть рыжий кот.

Огромное значение для развития речи ребёнка имеет практическая деятельность малыша. Он много играет в сюжетно-ролевые игры, разговаривает с игрушками и хочет, чтобы вы участвовали в его играх. Вы видите, что ребёнок принёс кубики и начал что-то строить, помогите ему. Спросите, что именно он строит, предложите построить, например, домик для игрушечного зайчика. В процессе «строительства» сопровождайте ваши действия словами – тогда малыш запомнит много новых прилагательных, глаголов, предлогов и т.д.

Развивающие игры и занятия с ребёнком в 2 года 4 месяца

Игры ребёнка становятся всё разнообразнее и сюжетнее. В одной и той же игрушке ребёнок теперь способен видеть множество различных предметов. Например, кубик – это и машина, и домик, и фрукт, и т.д.
Девочки в этом возрасте начинают играть в «дочки-матери», воспроизводя действия взрослых, которые они видели в повседневной жизни. Движущей силой игр у детей в этом возрасте становится уже не простое повторение того, что делают взрослые, а имитация отношений между людьми, понимание правил, на которых основываются человеческие взаимоотношения. Сюжет игр может быть сказочным, но в основе его все равно лежат какие-то ситуации из жизни, увиденные малышом.

Любое творчество будет полезно для малыша. Вы можете увлечь его рисованием, лучше начинать занятия фломастерами, так как ими рисовать легко и удобно, а картинки получаются яркие и привлекательные. Когда он хорошо научится рисовать фломастерами, можно попробовать дать ему краски и кисть. Лепка развивает глазомер ребёнка и двигательно-осязательные ощущения, а также хорошо развивает мелкую моторику. Перед тем, как дать малышу фломастер, пластилин или глину, покажите ему, как нужно пользоваться этими предметами и нарисуйте или слепите для него несколько вещей. Старайтесь привить ребёнку интерес к лепке и внесите в творческие попытки малыша сказочные элементы. А за малейшие успехи в творчестве не забывайте хвалить малыша.

Очень полезны для ребёнка в этом возрасте игрушки, направленные на имитацию взаимоотношений между людьми и их действий. К таким игрушкам относятся наборы «Врача», «Хозяйки», «Сантехника» и т.д.
Развить навыки счета поможет игра «Чаепитие». С помощью набора детской посуды для кукол и поставьте перед малышом 5 чашек, а за импровизированный стол усадите 4 кукол. Пусть ребёнок раздаст всем куклам чашки, а оставшаяся покажет ему, что чашек больше, чем кукол. Если малыш спросит, почему так получилось, ответьте, что кукол меньше, чем чашек.

Так как в этом возрасте ребёнок во многом любит подражать взрослым, то он с удовольствием будет повторять за вами и физические упражнения. Делать зарядку не только интересно, но и полезно для физического развития малыша. Становитесь с ребёнком перед зеркалом и просите его повторять за вами движения. Например, вы поднимаете ногу – и малыш должен делать то же самое, затем вы поднимаете руку – и ребёнок повторяет и т.д. Движения можете делать самые разные - главное, чтобы они были не сложными для вашего малыша.

Интересных и увлекательных игр можно придумать сколько угодно – всё зависит от вашей фантазии и, конечно же, желания сделать досуг ребёнка не только развлекательным, но и познавательным. Ведь только благодаря вашим усилиям малыш развивается и познаёт мир.

Какого бы возраста ни был ваш ребенок, пусть это даже 2-летний карапуз, общение родителей с ним должно быть адекватным. Безусловно, нельзя вести диалог на повышенных тонах, но и «сюсюкать» с малышом слишком часто не стоит. Конечно, общаться с ребенком 2, 3, как и 4 лет на равных не получится в силу особенностей его возрастного развития, но выстроить беседу так, чтобы ребенок понял ваши требования и выполнял их без лишних пререканий, вполне реально.

Новорожденный ребенок кажется нам ангелом во плоти. Но время идет, дети растут, и наше представление об их божественном происхождении претерпевает существенные корректировки. Нет, малыш по-прежнему самый любимый, но такой шкодный и непослушный порой, что даже начинаешь сомневаться, а так ли хорошо ты стараешься его понять?

Двухлетки проходят через первый кризис в осознании себя и внешнего мира. Так как же общаться с ребенком в 2 года и старше правильно, не давя и не допуская вседозволенности?

Особенности общения с 2-4-летним ребенком

В общении с ребенком 2, 3 и 4 лет очень сложно найти общий язык. Самые частые фразы таких малышей: «Я сам!», «Не буду!», «Не трожь!» Другая особенность этого возраста - делать все с точностью до наоборот.

2-4-летки активно включаются в социальную жизнь, с удовольствием играют со сверстниками, общаются с родственниками и мнят себя неприкасаемыми «божествами».

В этот же период у ребенка напрочь отсутствует инстинкт самосохранения. Все это нельзя не учитывать при общении с детьми 2-4 лет. И каким бы ни казался трудным этот возраст для взаимодействия, это наиболее удобный период для начала воспитания у ребенка нравственных категорий и личностной стойкости.

Не секрет, что малыша сложно научить делиться своими игрушками, а чужие игры ему интересны больше своих. В этом возрасте можно отдавать ребенка в развивающие кружки для малышей или устраивать у себя дома непродолжительные встречи с его сверстниками.

В два-четыре года ребенок начинает примерять на себя различные социальные роли. Он может часами играть в доктора, прослушивая ритм сердца у кукол или ставя градусник родителям, и тут же начнет истерику, если взрослые сменят предмет игры без его согласия. И не учитывать эти особенности при общении с ребенком не допустимо.

К двум годам ребенка в детской комнате образуются постоянные зоны для различных видов деятельности. Есть отдельная зона для игр, где живут все игрушки в своих домиках-коробках, есть зона для рисования и лепки, а есть зона для отдыха. Мобильность каждого блока остается, так как иногда зоны смешиваются, но разграничение по принадлежности помогает в уборке перед сном.

Естественно, убирать детскую перед сном маленький ребенок самостоятельно не может. Делать это нужно вместе, превращая рутинное занятие в увлекательную игру: считая игрушки и кубики, проговаривая действия в рифмовках и играя в «ку-ку», когда ищем «затерявшийся» карандаш.

Прислушайтесь к следующим советам психологов, как правильно общаться с ребенком 2, 3 или 4 лет.

  • В общении с маленькими детьми помните, что они такие же, как вы, только маленькие! Не сюсюкайте, не принижайте их мнение;
  • Не пытайтесь остановить ребенка категоричным «нет». Очень часто слово «нет» только вызывает раздражение и всплеск эмоций у детворы.
  • Не пытайтесь навязать свое мнение о детских игрушках. Иногда бывает, что потрепанный и старенький мишка дороже новенького трехколесного велосипеда.
  • Ещё одно правило общения с маленьким ребенком – малышу все нужно объяснять и показывать на своем примере! Рисовать красками не страшно: макаем свой палец и выводим первую «каракулю» на листе или на планшете. Нельзя качаться на стуле, иначе упадешь: посадите на маленький стульчик куклу и раскачайте его. Кубики можно собирать в картину, в башню и т.д. Благо, в современной детской комнате богатое поле для фантазии и примеров;
  • на маленького ребенка нельзя злиться и раздражаться. Если ребенок довел до «белого каления», стоит досчитать до десяти, повторяя про себя, что это ребенок, и переключить его внимание на другую игру. Если переключить не получается, дайте ребенку несколько минут одиночества.

Чтобы общаться с ребенком 2, 3 или 4 лет правильно, так, как советуют психологи, нельзя забывать, что малыш чувствует наше настроение, улавливает каждую нотку в нашем голосе. Садясь с ним играть и общаться, не допускайте ни тени фальши и наигранности в поступках.

Радуйтесь каждой проведенной вместе с ним минуте. Разрисовывание стен в детской, складывание пазлов или сборка конструктора, театральные постановки, игра в концерт на импровизированной сцене из блоков LEGO или просто прятки по углам и за шкафами - все должно быть весело и естественно!

Как видите, как общаться с детьми 2, 3 или 4 лет не так уж и сложно – просто разбудите в себе ребенка, и ваше взаимодействие малышом пойдет как по маслу.

Статья прочитана 5 492 раз(a).