Темы по региональному компоненту. Консультация "региональный компонент в доу"


В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» направлено на: -усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; -формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает: -формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы.


Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее: 1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ. 2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам. 3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном. 4. Взаимодействие с родителями. 5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов); 6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.


Цель: формировать первоначальные представления дошкольников об особенностях родного города. Задачи: - знакомить детей с особенностями и традициями города; - формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях; - знакомить с именами знаменитых земляков; - формировать знания о живой и неживой природе города; - заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.


Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов: использование программ и технологий по краеведению; комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка; создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы; учет специфики организации и построения педагогического процесса; использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.


Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий: Создание культурно-развивающей среды в ДОУ Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.


Возрастные особенности усвоения программного материала дошкольниками по образовательной области «социально- коммуникативное развитие» (региональный компонент) 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет знает свое, имя, узнает и называет взрослых в жизни и на картинках, понимает, что у других детей тоже есть своя семья, родители знает свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; отмечает характерные изменения в природе; называет растения растущие на участке. называет домашний адрес, название города в котором он живет. знает имя и отчество родителей; их профессии, коротко рассказывает о них называет некоторые достопримечательности города,. называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве, знаком с произведениями местных поэтов, художников. имеет общие представления об истории своего города, символике, традициях родного города


Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.


Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, театры, фольклорные группы и т.п.)


Интеграция регионального компонента Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др.






ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК « ГОРОД. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ИСТОРИЯ» Задачи Темы и формы работы Формировать знания о родном городе, его культурных и исторических ценностях Знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала младший и средний дошкольный возраст тема «Где мы живем» Тема «Где мы живем» «Мой дом, моя улица» «Любимый детский сад» «Улицы родного города» «Жизнь города» Экскурсии начиная со 2 полугодия средней группы: вокруг детского сада, к зданиям, по улице города. Сюжетно-ролевые игры: Дом Семья Улица города Содружество с семьей Анкетирование «Знаете ли вы достопримечательности города» День открытых дверей Стенд «История одной фотографии»


Расширять знания детей о родном городе, его культурных и исторических ценностях. Продолжать знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями, памятными местами города. Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала. Старший дошкольный возраст Тема «Где мы живем» Мой родной город, край Символика города Памятные места Путешествие в прошлое города Калининград - город будущего Экскурсии: Азбука пешехода В краеведческий музей К местам боевой славы Сюжетно-ролевые игры: Дом-семья Улица города Стройка Конкурсы: Рисунков «Калининград-город будущего» Изготовление макетов родного города» Содружество с семьей Анкетирование «Знаете ли вы свой город» День открытых дверей Стенд «История одной фотографии» Конкурс «Изготовление макета города», сотворчество родителей с детьми Семейный проект «Семейные традиции»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА» Задачи Темы и формы работы Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о природе участка ДОУ. Воспитывать с первых лет жизни социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить природу Младший и средний дошкольный возраст Тема «Добро пожаловать в экологию» «Деревья вокруг нас» «Труд в природе» «Как птицы в городе готовятся к зиме» «Подкормка птиц» «Друзья леса. Что такое хорошо и что такое плохо» Акции Трудовые прогулки-акции Покормим птиц Содружество с семьей Конкурс «Скворечники для птиц»


Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о флоре, фауне окрестностей города и о проблемах родного края. Воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально- активную, творческую личность, способную понимать и любить природу, бережно относиться к ней, преобразовывать и приумножать её Старший дошкольный возраст Тема «Добро пожаловать в экологию» Беседа о домашних и диких животных Доктора леса. Для чего человек сажает лес? «Живая, неживая природа Калининградской области» «Влияние неживой природы на жизнь растений и животных в городе» Конкурс. Акция. Выставка «Фантазия» /поделки из природного материала/ Акция «Вторая жизнь бросового материала» Выставка рисунков «Природа родного города» Содружество с семьей Анкетирование «Что я знаю о природе родного края» Конкурс семейных традиций Туристические походы Субботник «Озеленение участков д/сада»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ» Задачи Темы и формы работы Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников. Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города. Тема «Приобщение к народным истокам, городским традициям» Младший и средний дошкольный возраст Знакомство с фольклором Чудесный русский сундучок Ярмарка Лавка ремесел Бабушкины сказки Дедушкины золотые руки Старший дошкольный возраст Чудо - чудное, диво – дивное (сказки, сказания и фольклор русского народа) Традиции русского народа Знакомство с творчеством местных поэтов, композиторов, художников Культурные и спортивные центры города Спорт-это здоровье Традиции родного города


Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников. Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города и занятиям спортом. Формировать у детей навыки культурного поведения Экскурсии начиная со II полугодия средней группы: в художественную школу в музыкальную школу Календарно-обрядовые праздники Русские посиделки Коляда - открывай ворота Широкая масленица Пасха Городские традиции фестиваль детского творчества День города 1 июня – день защиты детей Содружество с семьей: совместные физкультурные и музыкальные досуги старинные семейные традиции конкурс рисунков, сотворчество родителей с детьми фотовыставка «Летний отдых»


При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности. «Достопримечательности Калининграда», «Почему так улицу назвали», «Солнечный камень», «Мой микрорайон» «Птицы Калининградской области» «Балтийское море» «Животные Калининградской области» «Красная книга Калининградской области» и др.


Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.


Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок: приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода; определяет свою социальную роль; имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях; обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение; учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности; приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивает самостоятельность, творчество, инициативность;


Вывод: реализация регионального компонента в дошкольном учреждении, построенная в системе будет способствовать достижению следующих целевых ориентиров ФГОС ДО: - ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; -различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; -обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.


Литература: 1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие/ Р.С.Буре – М.:Мозаика-Синтез, – 80 с. 2. В. Колтаков «Из истории Липецкого края».- Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, А.С. Моргачев «Липецк. Страницы истории».- Липецк: Центрально- Черноземное книжное издательство, А. Березен «Земля наша Липецкая».- Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, «Искусство родного края». - Липецк: ЛИРО, Астахов В.В., Дюкарев Ю.В., Сарычев В.С. Заповедная природа Ли­ пецкого края. - Липецк: ООО «Фото-Проф-ТАСС», Шальнев Б.М., Шахов В.В. Мир детства. Родная культура: учебник- хрестоматия по краеведению Липецкой области для дошкольного и младшего школьного возраста. Рязань - Липецк: ГЕЛИОН, Шальнев Б.М., Шахов В.В. Липецкая энциклопедия: в 3-х т. - Липецк, Барадулин В.А. Основы художественного ремесла: в 2 ч. - М., Просвещение, 2010.

Татьяна Куделина
Региональный компонент в системе работы педагога: цели и направления деятельности ДОУ

В «Концепции модернизации российского образования» отмечена боль-шая роль регионального компонента , позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью».

Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры , включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко – культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических и регионально – культурных особенностей своей социальной среды.

В дошкольном учреждении педагогическим коллективом в соответст-вии с ФГОС ДО, разработана образовательная программа дошкольного образования, важное место в которой занимает региональный компонент (через программу «Родники Дона» ) формируемый участниками образовательного процесса.

В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками , формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе.

Необходимо создать определенную систему работы с дошкольниками по реализации регионального компонента :

Непосредственно образовательная деятельность ;

Экскурсионная работа ;

Музейная педагогика .

Специфика образовательной деятельности по данному направлению за-ключается в том , что она проходит не только в группе, но и в парке, на спортивной площадке, в библиотеке и т. д.

Основные задачи дошкольного образовательного учреждения по реализации регионального компонента : обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность , включение в систематическую учебную деятельность в школе .

Цель реализации задач регионального компонента :

Воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев;

Развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной мест-ности;

Формировать интерес к культурному наследию региона ;

Повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению;

Готовить детей к обучению в школе.

Основные направления деятельности ДОУ :

Формирование нравственных идеалов на основе отечественных духов-ных и культурно-исторических ценностей;

Формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ;

Изучение национальных традиций и обычаев;

Воспитание любви к природе родного края и его обитателям;

Воспитание потребности узнавать о природоохранных ценностях родного края, беречь и охранять их;

Обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения исто-рии русского языка;

Изучение истории Донского края и казачества во взаимосвязи с культурой и историей России;

Раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями музыки, литературы, живописи, архитектуры через творчество ставропольских поэтов, композиторов , писателей и художников;

Преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к окружающим.

Работу в детском саду по региональному компоненту проводится на трех уровнях :

1. Административно – управленческом – построение краеведческой работы в рамках реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования.

2. Организационно – методическом – методическое сопровождение крае-ведческого образования (проблемные семинары, круглые столы, презентации и др.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов , опыта их работы , учета интересов.

3. Воспитательно – образовательном – деятельность педагога включает в себя :

Отбор краеведческого содержания материала в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями развития, интересами;

Обогащение развивающей среды материалами о Донском крае и казачестве (знакомство с символикой города, казачества, области, дидактические игры, предметы искусства, продукты детского творчества и др.);

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

Диагностику изменений в его развитии.

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее :

1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстро-енный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного пере-хода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края : дети сами выбирают деятельность , в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).

Развивающая среда ДОУ способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал, позволяет удовлетворить потребности детей в познании окружающего мира, преобразовании его по законам «красоты и добра» , включает в себя уголки по патриотическому воспитанию, по приобщению к русской национальной культуре

Начиная работу по региональному компоненту , педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона , где он живет, а самое главное - педагог должен быть патриотом своей Родины.

Необходимо пополнять материал на тему «Региональный компонент в экологическом образовании детей дошкольного возраста», который включает в себя знакомство с экосистемой , животным и растительным миром Донского края.

В своей работе педагоги реализуют деятельный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе края, то есть предоставляют возможность выбора детьми той деятельности , в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном, услышанном (игры, составление рассказов, сочинение сказок, продуктивная деятельность ). Привлекают детей к участию в праздниках с тем, чтобы они могли окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Калядки, День города и др., знакомят с жителями города– носителями социокультурных традиций в области ремесел, искусства и др.

Также в образовательной деятельности необходимо систематически рас-ширять знания детей о традициях отечественной, народной культуры; формирует целостное восприятие народной культуры; развивает творческую деятельность по освоению элементов народной культуры; воспитывает черты национального характера, национальной психологии посредством фольклора.

В дополнительной образовательной деятельности художественно – эстетической направленности , способствовать всестороннему развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства; знакомить с элементами актерского мастерства; учить детей пересказывать дагестанские народные сказки, потешки по ролям; развивает социальные навыки общения; воспитывает чувство уверенности в себе.

Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей. В воспитательно-образовательной работе широко использовать все виды фольклора. Ведь в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты дагестанского характера, присущие ему нравственные ценности.

Важное значение в работе придавать обучению детей народным подвиж-ным играм. В ходе любой игры привлекать внимание детей к их содержанию, поддерживаем эмоционально – положительное настроение, взаимоотношения детей.

Знания о родном городе способствуют не только воспитанию патриотических чувств детей дошкольного возраста, но и бережному отношению к окружающей природе, нуждающейся в сохранении.

Включение родителей в совместный образовательный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. В ДОУ используются как традиционные формы работы с родителями (законными представителями, так и нетрадиционные.

Взаимодействие с родителями в дошкольном учреждении способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению культурного наследия региона . Их можно привлечь к помощи в сборе и пропаганде материалов по краеведению, к участию в создании национальных костюмов. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

С родителями необходимо педагогам проводить индивидуальные беседы, консультации, разъяснять, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. С помощью родителей можно создать мини – музей в группе. Также родители с большим интересом ежегодно принимают участие в проведении народных праздников, развлечений : осенины, проводы Масленицы, Калядки, Пасха, и т. д. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса .

Два раза в год педагоги должны проводить мониторинг, с целью выявления уровня изменения, уровня сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно – прикладного творчества.

Обобщая сказанное, можно заключить, образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от танцев, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Нам, взрослым необходимо окружить детей любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками и взрослыми.

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира и осознания себя в этом мире, играя с ним, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.

Дошкольный возраст является благоприятным временем для формирования нравственных и патриотических чувств. Современные которые были введены в систему отечественного дошкольного воспитания, предполагают отведение определенного времени на вариативную часть.

Региональный компонент образовательной программы ДОУ по ФГОС направлен на формирование в подрастающем поколении гражданских чувств, накопление социального опыта. Работу педагогов дошкольных учреждений продолжают учителя общеобразовательных школ.

Значимость регионального компонента в дошкольном образовании

При разработке поурочных планов учитывается деятельностный подход, способствующий активному вовлечению дошкольников в самостоятельную деятельность.

Проекты и личные исследования, связанные с семейными традициями, культурными объектами села (города), способствуют выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий, что в полной мере соответствует требования ФГОС нового поколения.

Факторы внедрения

Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС предполагает применение определенных образовательных технологий и краеведческих программ:

  • сочетание разных видов деятельности дошкольников;
  • формирование условий для полноценной самореализации каждого ребенка с учетом его социального опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;
  • применение методов и приемов, позволяющих развивать чувства и эмоции.

Направления деятельности

Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС в детских садах предполагает изучение обычаев и традиций, природы родного края, развитие толерантности, социальную адаптацию подрастающего поколения.

В зависимости от особенностей региона, в программу включаются специальные разделы, при изучении которых малыши начинают гордиться своим краем. Например, для дошкольников Архангельской области разработаны программы, основной аспект в которых учителя делают на уникальность северной природы.

На занятиях ребята узнают об истории появления поморского региона, достопримечательностях области, выдающихся людях Архангельской области. Особое внимание уделяется знакомству малышей с климатическими и природными особенностями региона. На занятиях дошкольники узнают о национальных парках, функционирующих в Архангельской области, растительном и животном мире поморской земли.

Особое внимание уделяется народным праздникам, традициям, национальным поморским костюмам. Для проведения занятий по региональному компоненту, приглашаются сотрудники краеведческих музеев, национальных парков, библиотек. В результате социального партнерства воспитателям детских садов удается в полной мере выполнять социальный заказ - формировать гармонически развитую личность, любящую свой край, уважительно относящуюся к обычаям и традициям своих предков.

Начальное обучение

В настоящее время есть региональный компонент в образовательной программе по ФГОС. Начальная школа продолжает масштабную работу, связанную с социальной адаптацией подрастающего поколения россиян. В каждом регионе используются свои образовательные программы, предполагающие реализацию требований ФГОС второго поколения.

Что подразумевает региональный компонент в образовательной программе по ФГОС? Школа вправе самостоятельно определять направления деятельности, например, специализироваться на изучении истории родного края, отдавать предпочтение растительному и животному миру региона.

Если в образовательном учреждении есть военно-патриотические классы, в качестве регионального компонента можно выбирать курс по истории кадетского движения.

Особое место в приобщении школьников к культуре родного края уделяют в столице. Чему здесь посвящен региональный компонент в образовательной программе по ФГОС? Москва - образец для подражания российских регионов, поскольку с первого класса у ребят формируется четкое представление об истории и культуре столицы, интересных людях, которые внесли вклад в развитие главного города страны.

Опыт московских педагогов успешно транслируется в другие регионы. Например, в вологодских школах ребята изучают культурное наследие Вологды, а архангельские дети изучают поморскую столицу.

Среднее звено

Новые предполагают отведение определенного количества часов в каждой учебной дисциплине в 5-9 классах. Например, региональный компонент в образовательной программе по ФГОС по английскому языку предполагает рассказ об исторических и культурных ценностях города (села, деревни) на иностранном языке.

Во время занятий ребята не только пополняют свой словарный запас новыми иностранными словами, но и узнают интересную информацию о своем родном городе. Среди тех заданий, которые предлагаются учителем английского языка, могут быть описания культурных или исторических мест города на иностранном языке, видеоролики о традициях и обрядах. Региональный компонент, дополненный проектной либо исследовательской деятельностью, позволит формировать в подрастающем поколении россиян чувство гордости за свою страну, получать возможность для самореализации и саморазвития.

Старшая школа

Как правильно использовать региональный компонент в образовательной программе по ФГОС? Биология, химия, география, физика - это предметы, которые сложно представить без местной составляющей.

При подборе материала для регионального компонента в каждой учебной дисциплине педагог, прежде всего, ориентируется на особенности края. Например, при изучении млекопитающих в курсе биологии особое внимание уделяется тем животным, которые распространены в данной местности. Именно в рамках регионального компонента уместно будет и знакомство с растениями и животными своего населенного пункта и окрестностей, которые считаются исчезающими, включены в Красную Книгу РФ.

На уроках химии особое внимание отводится на те производства, которые функционируют в городе, области, республике. Например, при изучении школьного курса неорганической химии вологодскими школьниками возможно не только теоретическое рассмотрение способов получения и обработки металлов, но и организация экскурсии на Череповецкий металлургический комбинат.

В каждом российском регионе есть промышленное предприятие, которое поможет учителю химии не только сформировать у ребят теоретическую базу по предмету, но и получить представление о возможном применении знаний, то есть, способствовать самореализации школьников, выбору ими будущей профессии.

Заключение

Разработчики федеральных образовательных стандартов нового поколения особое внимание уделили разработке индивидуальных образовательных и развивающих траекторий для каждого ребенка дошкольного и школьного возраста.

Выделение учебного времени на региональный компонент в разных учебных дисциплинах способствует формированию гармонически развитой личности, патриотическому воспитанию, а также бережному отношению к культурным традициям своего региона.

Необязательно отводить отдельные уроки на региональный компонент. Например, во время обычного учебного занятия по химии педагог подробно рассказывает о том, как на конкретном предприятии родного края используются химические реакции, рассматриваемые во время урока. Такой подход к использованию регионального компонента позволяет рационально распределять учебное время в среднем и старшем звене.

Слайд 1

Тема: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по социально-коммуникативному развитию воспитанников»

Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.

Слайд 2

Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в ООП ДОУ № 29 г. Липецка в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы), и обеспечивают его реализацию в процессе знакомства дошкольников с историей, культурой, природой и знаменитыми людьми города Липецка.

Вариативность содержания дошкольного образования в каждом ДОУ индивидуальна и определяется ООП учреждения. К достижению целевых ориентиров, определённых в ФГОС ДО, каждое ДОУ идёт своим путём и выбирает для себя наиболее эффективные формы и методы работы.

2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.

4. Взаимодействие с родителями.

5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);

6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.

Слайд 5

В связи с этим, реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, использование которого направлено на достижение главной цели: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного города.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

Знакомить детей с особенностями и традициями города Липецка;

Формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях;

Знакомить с именами знаменитых земляков;

Формировать знания о живой и неживой природе города;

Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

Слайд 6

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предполагает отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды .

Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:

· комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;

· использование программ и технологий по краеведению;

· создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;

· учет специфики организации и построения педагогического процесса;

· использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.

Слайд 7

Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов:

· принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности

· принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений

Создавать предпосылки для мотивации дальнейшего обучения с целью получения профессий для работы в родном городе.

Старший дошкольный возраст

Тема «Всякий труд почетен»

· Кто работает в детском саду? /заведующая, методист, руководитель по ФК, швея/

· Кто работает в городе? /архитектор, каменщик, сталевар, маляр, кровельщик, железнодорожник, учитель, библиотекарь, пожарный, сотрудник ГИБДД , ветеринар , стоматолог /

· Кто построил новый город

· Мебельная фабрика

· служба «01», «02», «03» всегда на страже города

· Кем ты будешь, когда станешь взрослым

· Кто работает на НЛМК /водитель автобуса, машинист крана, экскаватора/

Экскурсии:

· В школу, библиотеку

Сюжетно-ролевые игры:

· Стройка

· Школа, библиотека

· Железнодорожный вокзал

· Ателье мод

· Улица города

Встреча с интересными людьми:

· Семейная династия

Содружество с семьей:

· Сбор материала о профессиях родителей

· Родительское собрание «Воспитание уважения к труду взрослых»

· Выставка «Профессии разные важны, профессии разные нужны»

Слайд 21, 22

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ»

Задачи

Темы и формы работы

Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников.

Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города.

Младший дошкольный возраст

· Знакомство с фольклором

· В гости к нам пришли матрешки

· Чудесный русский сундучок

· Ярмарка

· Лавка ремёсел

· Бабушкина сказки

· Дедушкины золотые руки

Старший дошкольный возраст

Тема «Приобщение к народным истокам, городским традициям»

· Чудо - чудное, диво – дивное (сказки, сказания и фольклор русского народа)

· Мастера народных ремёсел

· Традиции русского народа

· Знакомство с творчеством местных поэтов, композиторов, художников

· Культурные и спортивные центры города

· Спорт-это здоровье

· Традиции родного города

Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников

способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города и занятиям спортом

формировать у детей навыки культурного поведения

Экскурсии:

· Художественная школа

· Музыкальная школа

· Декоративно-прикладной музей

· На каток

Календарно-обрядовые праздники

· Русские посиделки

· Коляда - открывай ворота

· Широкая масленица

Городские традиции

· Фестиваль детского творчества

· День города

Содружество с семьей:

· Совместные физкультурные и музыкальные досуги

· Старинные семейные традиции

· Конкурс рисунков, сотворчество родителей с детьми

· Фотовыставка «Летний отдых»

Слайд 23, 24

5. ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА

Задачи

Темы и формы работы

Дать представление детям о знаменитых людях, живущих в городе Липецке.

Младший и средний дошкольный возраст

· «Кем быть? »

· «Знаменитые люди нашего города»»

Экскурсии: (начиная со II полугодия средней группы)

· На улицы Лутова и 50 лет НЛМК

Сюжетно-ролевые игры:

· Идем в театр (на концерт)

· Прогулки по улицам Липецка

Встреча с интересными людьми:

· Детский поэт-песенник, композитор, исполнитель Владимир Жиров

· Фольклорная группа «Зень»

Продолжать знакомить детей со знаменитыми людьми живущими в городе Липецке.

Познакомить их с творчеством липецких художников, поэтов, писателей.

Рассказать о вкладе каждого из них в культурное наследие нашего города.

Воспитывать гордость за людей прославляющих наш город.

Старший дошкольный возраст

Тема «Поэты, писатели, композиторы - детям»

· «Боевая слава нашего города в стихах и прозе липецких авторов»

· «Прошлое и будущее города в произведениях липецких авторов».

Экскурсии:

· В школу,

· Библиотеку

· На улицу Лутова

Сюжетно-ролевые игры:

· Библиотека

· Выставочный зал

· На концерте

· В театре

Встреча с интересными людьми:

· Поэтом-песенником В. Жировым

· Поэтессой Натальей Ушаковой

· С фольклорной группой «Зень»

· Встреча с ветеранами Октябрьского округа

Содружество с семьей:

· Организация вечеров поэзии.

· Посещение выставок картин художников

Слайд 25

При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности . Так совместно с родителями были осуществлены следующие проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник» и др. А методические продукты проекта «Липецк – мой город родной» - альбомы, фотографии, схемы, художественная и энциклопедическая литература широко используются в работе педагогов

В соответствии с одним из принципов ФГОС - учетом этнокультурной ситуации развития детей переработан и систематизирован материал многолетнего опыта работы воспитателя ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему «Ознакомление детей с историей и культурой города Липецка» (конспекты праздников, развлечений, образовательных ситуаций, методические рекомендации , проекты, календарно-тематическое планирование и т. д.). Воспитатели ДОУ пользуются всеми материалами опыта и применяют их в дальнейшей работе с детьми.

Данный опыт работы позволяет педагогам:

Развить у дошкольников интерес к прошлому и настоящему нашего города; - формировать у них представления о семье, доме, улице, экологической культуре;

Приобщать к истокам народного творчества;

Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину

Осуществляя работу по региональному компоненту, мы стараемся больше узнать о культурных, исторических, природных, этнографических особенностях региона и рассказать об этом дошкольникам в разных видах образовательной деятельности, во время прогулок и экскурсий по родному городу, в ходе посещений Липецкого краеведческого музея, Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства.

Слайд 26

Для обеспечения образовательного процесса по региональному компоненту в ДОУ широко используем предметно-пространственную развивающую среду.

Важно для обеспечения реализации регионального компонента создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду , направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине можно путем создания в ДОУ центров краеведения в группах, мини-музеев, патриотических уголков. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решать задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.

В каждой группе оформлен уголок краеведения. Содержание уголков подобрано в соответствии с региональным компонентом («Галичья гора», «Елецкие кружева», «Липецк – наша гордость», «Памятные места города Липецка» и др.) и включает в себя подборку иллюстраций, альбомы, методическую, краеведческую, художественную литературу , наборы, открыток, фотографии и т. д.

Слайд 27

В детском саду функционирует мини-музей «Русская изба», целью которого является представление традиционной культуры русского народа. Подбором предметов русского быта занимались педагоги и родители. И сейчас мини-музей пополняется интересными экспонатами, которые попадают к нам из разных мест. В “избе” – большой деревянный стол, лавки, русская печь, подлинная деревенская утварь. В ДОУ существует переносной музей «Краеведческий», включающий полезные ископаемые , гербарии растений, фотографии и картины животных, характерные региону. Оформлен уголок русской символики.

Совместно с МБОУ СОШ №61 разработан и реализуется план преемственности, включающий в себя посещение краеведческих мини-музеев школы. Налажено взаимодействие с Липецким музеем народного и декоративно-прикладного искусства». Сотрудники музея организуют на базе ДОУ выездные мастер-классы и выставки для дошкольников на темы народного и декоративно-прикладного искусств.

Старших дошкольников знакомим с произведениями писателей и поэтов Липецкой областной писательской организации Союза писателей России - Александрой Тамбовской, Еленой Наумовой, Ольгой Смирновой, Натальей Ушаковой, Александром Пономаревым, Ларисой Шевченко. Их книги утверждают добро как одно из главных ценностей жизни - и детской, и взрослой.

Слайд 28

Детский сад тесно сотрудничает с городской фольклорной группой «Зень», с липецким государственным театром кукол и липецким академическим театром драмы им. , Липецкой областной филармонией, центральной городской библиотекой . Просмотры спектаклей, участие в фольклорных и обрядовых праздниках («Осенние посиделки», «Святки», «Рождество», «Пасхальное воскресенье» и др.) позволяют формировать у ребят знания о родном городе, о творческих людях и коллективах.

Слайд 29

Родители являются активными участниками проектов, праздников и развлечений, проводимых в детском саду, помощниками вовремя их подготовки. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение, так как процесс воспитания любви к малой родине должен быть двусторонним. При изучении краеведческих традиций Липецкого края стараемся эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий, направленных на ознакомление детей с родным краем; оказываем практическую помощь родителям в подборе для дошкольников детской художественной литературы липецких авторов, знакомим с народными играми т. е. заинтересовываем родителей проблемой приобщения детей к культурно-историческим ценностям родного города, показываем им актуальность поднятой проблемы.

Слайд 30

Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок:

    Приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; Овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода; Определяет свою социальную роль; Имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях; Обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение; Учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности; Приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; Развивает самостоятельность, творчество, инициативность;

Слайд 31

Вывод: таким образом, реализация регионального компонента в социально-коммуникативном развитии дошкольников, построенная в системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС:

Ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

Различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Слайд 32

Литература:

1.Буре -нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие/ – М.:Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с.

2. В. Колтаков «Из истории Липецкого края». - Воронеж: Центрально - Черноземное книжное издательство, 1965.

3. «Липецк. Страницы истории». - Липецк: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1991.

4. А. Березен «Земля наша Липецкая». - Воронеж: Центрально - Черноземное книжное издательство, 1974.

5. «Искусство родного края». - Липецк: ЛИРО, 2008.

6. , Сарычев природа Ли­пецкого края. - Липецк: -Проф-ТАСС», 2000.

7. , Шахов детства. Родная культура: учебник-хрестоматия по краеведению Липецкой области для дошкольного и младшего школьного возраста. Рязань - Липецк: ГЕЛИОН, 1996.

8. , Шахов энциклопедия: в 3-х т. - Липецк, 1999.

9. Барадулин художественного ремесла: в 2 ч. - М., Просвещение, 2010.

ПРОГРАММА (1-4)

с использованием регионального компонента

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания начального образования в образовательной области «Окружающий мир» для учащихся начальных классов по комплекту учебников образовательной системы «Школа 2100» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова и др.

Рабочая программа составлена с использованием интегрированных уроков, содержащих национально-региональный компонент.

Базисный план отводит на изучение национально-регионального компонента не менее

10 %-15% часов на изучение предмета «Окружающий мир».

Количество часов

Класс

Всего часов за год

Региональный компонент

Присутствие «регионального компонента» в школьных программах как необходимая составляющая в образовании; знания, приобретенные по традиционной культуре региона, в будущем более чем востребованы и нужны.

Программа учитывает возраст учащихся, их общий кругозор, уровень знаний и умений.

Основной целью изучения программы являются: формирование у учащихся единого, ценностно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”.

Программа нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.

Эта цель определяет следующие задачи :

Задачи первого года обучения.

    Познание учениками своего края в прошлом и настоящем.

    Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя.

Задачи второго года обучения.

    Осознание детьми разнообразия связи между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае.

    Потребность общения с родной природой.

    Бережное отношение к народному наследию.

Задачи третьего и четвертого года обучения.

    Показать сходство, обусловленное общей природой человека и историческими народными связями.

    Обобщить знания детей о природе своего края, ее влиянии на хозяйственную деятельность человека.

    Показать значимость своей республики среди других областей страны.

С введением интегрированного курса «Окружающий мир» (человек, природа, общество, история) краеведческие знания учащихся обогащаются, поскольку материал этого курса изучается в значительной степени на краеведческой основе.

В содержание программы входят:

1.Природа как объект краеведческой деятельности

    природное краеведение.

    изучение рельефа и полезных ископаемых

    климатические условия

    гидрологические условия

    изучение почв растительности и животного мира (флора и фауна)

2.Население и экономика края как объект краеведческой деятельности.

    экономика края

    население края

    хозяйство

    производственные предприятия

    поселение

3.История края как объект краеведческой деятельности

    историческое краеведение

    памятники истории и культуры

4.Искусство края как объект краеведческой деятельности искусствоведческое краеведение.

Объектами краеведения являются природа, население и хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура. Все это объекты разных наук, и, следовательно, при их изучении используются разные методы, присущие соответствующим областям знания. У всех направлений краеведческой деятельности имеется общий предмет изучения – край. Понятие «край»- условное. Для детей младшего школьного возраста край - это район, поселок, республика, в котором они живут.

С первого класса учащиеся получают элементарное представление о своей семье, своем крае, его природе и жизни людей. Основной целью работы по ознакомлению школьников с родным краем, является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, где он живет. Помогают в ознакомлении школьников с родным краем такие формы работы, как создание панно «Моё Таксимо»; фоторепортажи «Муйская долина»; просмотр видеоматериалов о Муйском районе; беседы об известных людях края; создание альбомов; чтение стихотворений и др.

Со второго класса школьники знакомятся со своеобразием родного края – Бурятии не только с помощью информации, но и предоставляется им возможность переживать, сочувствовать. Другими словами используются те методы ознакомления с родным краем, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей. Это такие формы работы, как наблюдение за погодой родного края; фоторепортажи «Байкал в разные времена года»; «Достопримечательности Бурятии», взаимодействие с краеведческими центрами;

С третьего учащиеся знакомятся с государственной символикой России и Бурятии. Получают представления о том, что каждая республика, страна имеют герб, флаг, гимн. Составляют рассказы «Мой край родной», «Как могу помочь природе», собирают сведения о своем поселке, создают альбомы с пословицами краеведческой тематики; чтение рассказов и легенд, бурятских сказок; папки-передвижки с иллюстрациями «Животный и растительный мир Муйской долины» «Красная книга Бурятии».

С четвертого класса до детей доводится информация об исторических фактах, о природе своего края, о промышленности; об обычаях; рассматривание карты Бурятии, её районов; викторины («Знай и люби свой край»); («Достопримечательности Улан-Удэ».

Интегрированные уроки дают возможность изучить краеведческий материал во всем его многообразии с привлечением музыки, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления,

Интеграция содержания позволяет исключить повторы в разных учебных предметах, углубить изучение материала без дополнительных временных затрат, стимулировать учащихся к применению знаний в повседневной жизни.

Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. И поэтому при планировании требуется тщательное определение нагрузки различными видами деятельности учащихся.

Например: интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства во 2 классе. Тема урока «Леса. Что такое лес?». На данном уроке дети знакомятся с понятием «лес», выявляют характерные признаки леса, находят различия лесов на территории нашей страны, родного края, доказывают взаимосвязь растений и животных в лесной зоне, учатся рисовать лесной пейзаж по представлению.

Интегрированный урок окружающего мира и трудового обучения. 2 класс . Тема урока: Животный мир. На уроке вспоминают отличительные особенности рыб, птиц, насекомых, учатся различать группы животных, изготавливают по одному виду животного в технике “оригами”.

При изучении раздела «Природа нашего края» создаются исключительно благоприятные условия для формирования у учащихся гражданственности, качеств, таких, как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Здесь уместно вспомнить слова М.И. Калинина: «Все мы очень много говорим о воспитании патриотизма. Но ведь это воспитание начинается с углубленного познания своей Родины».

На уроках окружающего мира ведется работа по охране природы на примере бурятского народа, для которого вода была святыней: великим грехом считалось селиться вблизи истока ключей, засорять их нечистотами, черпать воду грязной посудой, стирать белье в реке. Широко был распространен обычай почитания огня. В связи с этим были выработаны определенные правила обращения с огнем: нельзя плевать в огонь, бросать в него мусор, нельзя ковырять в огне острыми предметами, нельзя играть или шалить с огнем, нельзя с размаху бросать поленья в огонь… Это воспитывает не только почтительное отношение к огню, но и осторожность, и бережливость в обращении с ним. А знание учащимися народных обычаев по охране природы помогает формированию у них ответственного отношения к природе.

На интегрированных уроках «окружающий мир и изобразительное искусство», «окружающий мир и трудовое обучение» по теме: «Наш край» ребята знакомятся с народно-прикладным искусством, разнообразными узорами, украшающими одежду, с внутренним убранством юрты, снаряжениями коня, орудиями производства. С помощью мультимедиа ребята знакомятся с творчеством бурятских мастеров, национальными одеждами, произведениями искусства.

Я убеждена, что знание учащимися обычаев, традиций бурятского народа поможет им уважать культуру и традиции других народов.

Использование педагогических технологий сюжетно ролевых и ролевых игр помогает ребятам лучше изучить и понять учебный материал с различных позиций.

Роли в сюжете игр предусматривают обучающий эффект совместных действий. Действия, в свою очередь- основа первоначальных знаний.

Игры основаны на моделировании социального содержания краеведческой деятельности. Дети инсценируют условия воображаемой ситуации, а участники играют определенные роли из реальной жизни. Успех игры зависит от предварительной подготовки.

Например, ребята пробуют себя в роли гидов. Знакомят гостей поселка с родным краем. Можно предложить детям или они сами могут предложить такие темы:

    Заочное путешествие по родному краю.

    Достопримечательности поселка Таксимо

    Что дает наш край Родине?

    Зачем нужно приезжать в наш край?

После изучения раздела «Родной край – часть большой страны», дети пишут мини-сочинения о малой родине, используя местный материал о первопроходцах БАМа (просмотр DVD )

С позиций здоровьесберегающего подхода в программе учитывается построение урока с учетом динамики работоспособности учащихся, рациональность использования ТСО, рациональность организации двигательной активности учащихся (физминутки, динамические перемены )

С позиций компетентностного подхода данная программа способствует формированию у учащихся ключевых компетентностей, т.е.

    овладению основами умения учиться;

    способности к организации собственной деятельности;

    готовности самостоятельности действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

    доброжелательности, умению слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

    выполнению правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Основные требования к знаниям и умениям к концу изучения программы:

К концу 4 класса учащиеся должны знать :

    Положение России, своего края на карте;

    Особенности природы края; поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края

    Правила поведения в природе

Учащиеся должны уметь:

    Различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для, луга, водоема своего края;

    Формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальные, коллективные, групповые.

Методы обучения: ч астично – поисковый, репродуктивный, наблюдение, сравнение, объяснительно-побуждающий, проблемный, наглядно-иллюстративный, инструктивно-практический.

Примерное тематическое планирование

1 класс

Тема

Цели и задачи

Знания об окружающем мире

Интеграция

Общие понятия

Практическая деятельность

Твоя семья и твои друзья

Кто я в школе и кто я в семье

Объяснить ребятам роль семьи в жизни человека, взаимопомощь членов семьи. Воспитывать доброе отношение ко всем членам семьи.

Что такое семья, члены семьи и обязанности каждого из них. Класс-коллектив. Правила поведения в школе и дома. Что такое общение и какова его роль в жизни человека.

Труд. Аппликация.

«Подарок маме»,

ИЗО

рисование на тему «Моя семья»

Труд, отдых в семье. Твоя семья и ее состав. Взаимопомощь

в семье. Роль в семье каждого ее члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья. Коллектив, обязанности членов коллектива, условия дружной и успешной работы.

Обыгрывание и разбор ситуации из семейной и школьной жизни

Что нас окружает

Село, в котором мы живем.

Мое село, мой край, моя страна.

Дать понятие о большой и малой родине; показать взаимосвязь между жителями города и села. Воспитание любви к родному краю.

Наш поселок- часть большой страны. Место нашего края на карте и глобусе, важнейшие города республики и страны, название сел и деревень района.

Труд. ИЗО.

«Мой поселок»,

составление коллективной работы.

Большая и малая родина, карта и глобус, столицы и страны, домашний адрес ученика, родной край, достопримечательности. Твой двор. Жилой район: дома, улицы, парки. Взаимопомощь людей разных профессий – основа жизни города.

Просмотр фрагмента видеофильма «Муйский район» Групповая работа.

Составление панно «Моё Таксимо»

Живые обитатели планеты

Наши помощники – домашние животные и культурные растения

Познакомить с домашними животными и их ролью в хозяйстве человека. Познакомить с разнообразием культурных растений своего района

Домашние животные, уход за ними, польза для человека. Культурные растения и их особенности

Труд. Оригами. «Животные»

ИЗО

рисование с натуры овощей нашего края.

Забота о домашних животных. Садовые, огородные и полевые растения – кормильцы человека. Фрукты и овощи.

Коллективное составление панно

«Наши меньшие братья»

2 класс

Тема

Цели и задачи

Интеграция

Общие понятия

Практическая деятельность

Раздел 1. Земля и солнце.

Погода и климат

Познакомить с терминами «погода», «температура», «облачность», «метеорология», «явления погоды». Развивать умения самостоятельно проводить наблюдение за погодой родного края.

Рисование

на тему: «Дождик идет» (на основе наблюдений).

Погода как состояние атмосферы в определенное время в определенном месте. Температура, сила ветра, облачность, осадки, метеорология, явления погоды (туман, гололед, метель, буря, гроза). Выбор одежды для путешествия.

Наблюдение за погодой родного поселка. Просмотр фильма «Осенние краски Таксимо». Сочинить стихотворения или загадку о явлениях погоды.

Раздел 2. Что изображено на глобусе и на карте

Реки и озера

родного края.

Познакомить с разнообразием водоемов нашего края; раскрыть значения водоемов в природе и жизни человека, показать необходимость и способы охраны.

Труд.

Оригами. Стаканчик.

ИЗО.

Рисование на тему: «У озера»

Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Очистные сооружения, экология. Озеро Баранчеевское, озеро Ульто, реки Витим, Муя. Крупные реки Бурятии.

Просмотр видеосюжета «Долина неразгаданной красы», фоторепортажа «Байкал в разные времена года».

Составление рассказа «Почему надо экономить воду?»

Раздел 3. Многообразие земли

Леса. Что такое «лес»

Познакомить с понятием «лес», показать различия лесов на территории нашей страны, родного края. Формировать представления о многообразии растений и животных родного края.

Труд. Оригами. Птицы.

ИЗО.

Рисование по представлению «Лесной пейзаж»

Особенности зоны лесов – тайга, смешанные, широколиственные, хвойные леса. Деревья, кустарники, трава, насекомые, птицы, звери. Культурные, дикорастущие растения

Подобрать материал о растениях и животных своего края. .

Раздел 4. Части света

Природа и достоприме

чательности своего края

Познакомить с природой родного края.. с достопримечательностями Бурятии.

Труд. Книжка-раскладушка на тему «Самые интересные уголки нашего района»

Природа России, достопримечательности столицы- Улан-Удэ, народы, населяющие Россию, их численность

Фоторепортаж «Достопримечательности Бурятии». Сбор материала на тему «Достопримечательности поселка Таксимо»

3 класс

Тема

Цели и задачи

Интеграция

Общие понятия

Практическая деятельность

Раздел 1: Обитатели Земли. Тема 3. Экологическая система.

Почва – важнейшая часть экосистема Почва родного края

Формировать представление о разнообразии почв; познакомить с почвами края; обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв.

Труд.

Изготовление коллекции «Виды почв»

Чернозем, подзолистые почвы, круговорот веществ, перегной, плодородие

Проведение опыта с почвой

Тема 4: Живые участники круговорота веществ

Как нам жить в дружбе с природой. Охрана природы.

Расширить представление о вреде, который наносит человек природе. Изучить правила поведения на природе на примере бурятского народа.

Чтение. Сочинение «Как могу помочь природе»

ИЗО. Рисование экологических знаков

Экология, правила поведения в лесу, заповедник, Красная книга. Лекарственные растения, редкие растения.

Сочинение «Как могу помочь природе»

Составление правил поведения в лесу

Раздел 2: Моё Отечество. Тема 1. Твои родные и твоя Родина.

Наш край

Расширить представление о своем крае, определить положение на физической карте России, познакомить с картой республики,

Чтение. Составление рассказа «Мой край родной»

Карта республики, край, Родина, малая родина, Бурятия,

Просмотр видеосюжета «Муйский район: Новый день». Рассматривание карты Бурятии. Посетить музей, собрать сведения о своем поселке.

Тема 6. Современная Россия

Народы России. Буряты.

Познакомить с двумя значениями термина «народ», разнообразием культур и обычаев народов, населяющих Россию. Формирование уважительного отношения к разным культурам, обычаям.

Музыка

Музыка моего народа (Бурятские, русские), гимн России, Бурятии.

Народ. Большая и малая родина, символы России, Бурятии, флаг, герб, гимн, президент. Языки и обычаи народов России. Праздники: Сагаалган, Сурхарбан, Алтаргана.

Разучивание песен, гимна.

4 класс

Тема

Цели и задачи

Умения

Интеграция

Общие понятия

Практическая

дея-ность

Часть 1. Человек и природа

Рукотворная жизнь.

На службе у человека

Познакомить со способами выведения сортов культурных растений и пород домашних животных. Познакомить с особенностями растениеводства и животноводства края в сравнении с другими районами республики.

Уметь различать отрасли животноводства и растениеводства, объяснять необходимость бережного отношения к живым организмам.

Труд.

Аппликация из ниток «Домашние животные»

Сорт, порода. Земледелие. Цветоводство, овощеводство. Свиноводство, коневодство, птицеводство, скотоводство .

Презентация

«Конь в жизни бурят»

Сочинение о домашнем животном.

Горные породы и минералы Металлы

Сформировать понятие о свойствах горных пород, минералов и металлах и о способах их использования людьми. Показать необходимость

и способы охраны подземных богатств.

Уметь различать полезные ископаемые своего края по признакам.

Труд. Составление букета из алюминиевой проволоки.

Чтение.

Загадки и сказки о полезных ископаемых

Гранит, нефрит, торф, уголь, нефть, железная руда, природный газ.

Просмотр видеосюжета «Муйский район». Фоторепортаж «Изделия народно-прикладного искусства».

Часть 2.Человек и человечество. Тема3. Человек и прошлое человечества.

История происхождения бурят.

Познакомить с историей происхождения бурят, расширить представление об обычаях и традициях бурятского народа.

Уметь показывать на карте границу, столицу Республики Бурятии, знать особенности жизни и быта бурят.

Труд. Работа с бумагой. Изготовление юрты.

Азия, племена, бурят- монголы, горы Мунко-Сардык, Бурин-Хан

Фоторепортаж «Почему юрта круглая?»

Расы и народы

Как жить в мире людей

Познакомить учеников с тем, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных национальностей (народов)

Способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям разных рас и национальностей,

Уметь отличать национальность человека от его расы; объяснять, какие поступки людей противоречат правам человека: ущемляют права людей той или иной расы, национальности

ИЗО. Декоративное рисование «Бурятский национальный костюм»

«Раса», « народ» «национальность», жители Бурятии: буряты, русские, эвенки и другие.

Обыгрывание ситуации познакомиться с ребятами с других стран.

Фоторепортаж «Бурятский национальный костюм»