Цели воспитания. Воспитание в педагогическом процессе

Цели воспитания

Понятия и типы воспитания.

Воспитание в социальном смысле

В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В современном обществе воспитание выполняет три основных функции: 1) культурно-созидательную функцию (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества); 2) гуманистическую или человекообразующую функцию (развитие потенциала личности ребёнка); 3) функцию социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений). Культурно-созидательная функция воспитания является звеном, связывающим две другие функции на основе усвоения воспитанниками норм индивидуальной (гуманистическая функция) и социальной (функция социализации) культурной жизни. Тесная связь воспитания с общественной жизнью предполагает обусловленность воспитания особенностями культуры и исторической памяти каждого народа, сложившимися в обществе национальными обычаями и традициями, национальным менталитетом.

Воспитание в педагогическом смысле

В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Роль воспитания оценивается по-разному - от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Важнейшая задача воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Типы воспитания.

Умственное воспитание.

Цель воспитания - это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Сегодня главная цель средней школы- способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитиюличности, всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Физическое воспитание

Физическое воспитание- неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке умолодежикачеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитаниеохватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования.Трудв процессе воспитания выступает и какведущий фактор развитияличности.

Политехническое воспитание

Политехническое образованиенаправлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главныезадачи политехнического воспитания- формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образованиеразвивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выборупрофессии.

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание- формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормамобщества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) восстание- базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников.Задачи эстетического воспитанияусловно можно разделить на две группы - приобретение теоретических знаний и формирование практических умений.

Цели воспитания.

Цель воспитания - это то, к чему стремится воспитания. Целью воспитания в педагогике принято считать конечный результат формирования личности. Вместе с тем, такое определение достаточно условно, ибо конечного результата формирования личности не существует. Человек формируется в течение жизни.

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Цель - идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

    прагматической;

    гуманистической.

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Гуманистическая концепция , имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

Традиционной для России, как это показано в гл. 2, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Формально она сохранялась и в период советской власти. Однако господствовавшая в этот период марксистская идеология жестко связывала возможность достижения этой цели с коммунистическим преобразованием общества.

Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.

В этой обстановке в современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, как А.С. Макаренко, В.Л. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов.

Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помошыо формулировки комплекса задач воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

    формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;

    гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;

    овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;

    формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;

    развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;

    обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, - говорил Ушинский, - в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им - от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание - это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - педагоги».

http://uchebnikionline.ru/pedagogika/pedagogika_-_zaychenko_ib/teoriya_vihovannya.htm

1. Понятие о цели воспитания

2. Условия и факторы определения цели воспитания

3. Зарождение и развитие идеи о всестороннем развитии личности

4. Цель воспитания в современной педагогике

5. Образование как важнейшее звено реализации цели воспитания

6. Основные тенденции развития образования

Понятие о цели воспитания

Целеустремленность - важнейшая характеристика воспитания. Как отмечалось, объектом воспитания является личность человека, менять которую воспитатель может лишь опосредованно, создавая или изменяя педагогические условия, в которых одни процессы стимулируются, другие - тормозятся. Кроме того, реакция человека на воспитательное воздействие зависит от ее воспитанности; в процессе воспитания часто остается неизвестным влияние других факторов, среди которых могут быть и отрицательные. В связи с этими обстоятельствами цель отдельного воспитательного воздействия достигается по-разному: на одних воспитанников он влияет значительно, на других - едва заметно; могут быть и такие воспитанники, на которых, в целом, воспитательное воздействие не действует.

Итак, целеустремленность воспитания означает обоснованную последовательность целей воспитания, постоянное корректировки воспитательных действий. Цель определяет характер не только отдельных воспитательных воздействий, но и всего процесса воспитания.

Цель - это то, к чему стремятся, чего пытаются достичь; цель (Словарь укр. языка. - Т. 11. - С. 235).

Цель воспитания - это заранее определенные результаты в развитии и формировании личности, которых пытаются достичь в процессе воспитательной работы. Знание цели воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать

и, естественно, придает его работе необходимую направленность и осмысленность.

Что бы вы сказали об архитекторе, который, закладывая И новое здание, не смог бы ответить на ваш вопрос о том, что он хочет строить, - храм, посвященный богу истины, любви и правды, или просто дом..., гостиница. .., кухню..., музей... или, наконец, хлев для составления туда разного, никому не нужного хлама? То же вы должны сказать о воспитателя, который не сможет четко определить вам цель своей воспитательной деятельности. К.Д. Ушинский

Философы утверждают, что цель неизбежно определяет способ и характер деятельности человека. В этом смысле цели воспитания подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания.

Цель является определяющей характеристикой воспитательной системы. Именно цель и средства ее достижения отличают одни системы от других: системы, направленные на удовлетворение потребностей ребенка - ее стремлений, желаний, интересов (Вольфдорфська система, система Монтессори) через педагогические системы В. А. Сухомлинского и А. С. Макаренко к системам, которые полностью обеспечивают удовлетворение потребностей общества, государства или определенного господствующего класса и др. В современном мире существует много целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Диапазон различий между целями широк - от незначительных изменений некоторых качеств человека к кардинальным изменениям его личности.

Цель определяет общую целеустремленность воспитания. В практической воспитательный работе педагог ставит конкретные цели, выбирая соответствующее содержание и способы воспитательной деятельности, причем реальные результаты воспитания сравнивает с общей целью.

В педагогике приняты конкретные цели воспитания называть задачами. Цель и задачи сопоставляются как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливым может быть и такое

определение: цель воспитания - это система заданий, которые она решает.

В рамках отдельной воспитательной системы цель всегда одна. Стоящих перед ним определяются, в основном много. Задача воспитания, решает педагог, могут быть классифицированы и систематизированы с учетом нескольких оснований.

Реализация общей цели воспитания требует прежде всего ее конкретизации по признакам: национально-региональными, среды (город, село), типа школы, ступени обучения, половозрастным, индивидуально-личностными.

Вторая важная основа классификации задач воспитания возникает в связи с выделением "единицы" воспитательного процесса. Такой структурной единицей является воспитательная ситуация. Именно в ней осуществляется самореализация и самоутверждения личности ученика. Соответственно выделяются задачи воспитания: анализ моральных, правовых и других норм; самооценка собственных возможностей; понимание сути несоответствия; моральный выбор; включения в деятельность; самореализация и самоутверждения.

Третьим основанием для классификации может быть анализ компонентов поведения и деятельности и выделение в качестве задач воспитания нравственных, трудовых, интеллектуальных привычек, умений, способностей к саморегуляции поведения, деятельности, позиций.

Четвертой основой может стать выделение компонентов нравственного развития личности: нравственных чувств, знаний, убеждений, отношений.

Пятой - системно-компонентный анализ личности и разделение задач воспитательного воздействия на отдельные сферы: задача формирования сознания, эмоциональной сферы, поведения.

По своему содержанию цели воспитания - это социальные идеи, сформулированные обществом на определенном этапе его развития. Каждой социальной идеи соответствует определенный компонент личности. Отсюда, цель воспитания становится реальной, если она приобретает психологической формы. Цель воспитания - это социальная идея, которая превратилась во внутренней детерминант жизнедеятельности питомца.

Решающую роль в этом преобразовании играют субъективные цели личности. Поэтому педагог создает условия для развития системы личностных целей. Среди них основными являются: понимание смысла собственной жизни; осознание себя гражданином страны; стремление унаследовать, сохранить и приумножить духовное достояние своего народа, попытки развивать творческие способности; всесторонне совершенствоваться и другие.

Цель воспитания – это те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать, и придает его работе необходимую осмысленность и направленность.

Цели и задачи воспитания имеют непосредственное отношение к определению содержания и методики воспитательной работы.

Цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.

Сейчас целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир, что требует определенной методики воспитательной работы. В современной школе основным содержанием обучения и воспитания является овладение научными знаниями о развитии природы и общества, а методика приобретает все более демократический и гуманистический характер.

Различные цели воспитания по-разному определяют и его содержание, и характер его методики . Между ними существует органическое единство. Это единство выступает как существенная закономерность педагогики .

Формирование всесторонней и гармонично развитой личности не только выступает как объективная потребность, но и становится основной целью современного воспитания.

Традиционными составными частями воспитания выступают: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производственный труд.

В развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание , укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры.

Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание . Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности выступает техническое обучение или приобщение ее к современным достижениям техники .

Велика роль и моральных принципов в развитии и формировании личности. Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств, т. е. эстетическому воспитанию .

Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным. Это означает, что все стороны личности должны формироваться в тесной связи между собой .

Первостепенное значение имеет создание в школе условий овладения основами современных наук о природе и человеке, придание учебно-воспитательной работе развивающего характера.

Важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет нравственное воспитание и развитие, гражданское и национальное воспитание, воспитание экологической сознательности, приобщение к богатствам национальной и мировой эстетической культуры .

Педагогическая работа принадлежит к профессиям, которые возникли и утверждаются с целью удовлетворения насущных потребностей общества и его граждан. Она призвана создавать необходимые условия не только для социального обеспечения отдельных индивидов, групп, обществ, но и для развития их возможности выстраивать свою жизнь, мобилизовывать внутренние ресурсы для преодоления жизненных кризисов. Современная практическая работа педагога развивается на основе научно обоснованных подходов, принципы которых начали формироваться в начале XX в., и нуждается в надлежащей профессиональной подготовке.

Сущность воспитания - основные понятия, цели, задачи

Сущность воспитания. Воспитание как абстрактная всеобщая категория, идея отражает и выражает собой объективный конкретно-исторический процесс - движение отношений, общения, деятельности в обществе, - благодаря которому осуществляется преемственность между поколениями путем трансляции культуры и воспроизводства производительных сил. Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть».

То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого.

Назначение. Воспитание как общественное явление имеет своим назначением исполнение объективной функции общественного механизма взаимодействия между поколениями. Оно обеспечивает вхождение, врастание подрастающих поколений в жизнь общества, становление их производительной силой и личностями. Активными субъектами конкретно-исторического процесса.

Содержание. Воспитание как объективное конкретно-историческое явление имеет своим содержанием прежде всего эмпирический опыт познания мира человечеством, постепенно осмысливаемый и теоретически обобщаемый. Этот опыт передается детям, особенно в таких видах общественной деятельности, как производительный труд, жизнеобеспечение и культура. Воспитание - необходимо как способ обеспечения жизни общества и индивида; оно осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества; основным критерием его осуществления, реализации является степень соответствия свойств и качеств личности требования жизни.

Основная функция воспитания как общественного явления - в обслуживании подготовки производительных сил общества. Развитие всего многообразия общественных функций воспитания зависит от социального наполнения общественных, прежде всего производственных, отношений.

Чтобы лучше понять сущность воспитания, следует назвать его специфические черты.

Целенаправленность. Педагог должен ясно видеть цель воспитательной работы с конкретным классом, конкретной личностью. Без цели воспитание невозможно, но в то же время воспитательные цели скрыты от ребенка, они существуют в сознании педагога.

Двусторонность. С одной стороны в воспитании участвуют педагоги, с другой и сами воспитанники сознательно участвуют во взаимодействии с педагогом, т.о. воспитательные отношения носят субъектно-субъектный характер, т.е. ребенок является не только объектом, на который направлено воспитательное воздействие педагога, но и субъектом, активно участвующим в воспитательном процессе.

Многофакторность. По своей природе воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это значит, что становление личности происходит под влиянием школы, семьи, общественности, внешкольных учреждений, дружеской компании и т.д. По словам А.С. Макаренко, воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего - родители и педагоги.

Продолжительность. Воспитание - это длительный, долговременный, непрерывный и малозаметный процесс. Воспитание начинается с самого рождения и продолжается всю жизнь. По сравнению с воспитанием, обучение, например, четко регламентировано временными рамками (урок, тема, четверть, год), в обучении при желании педагог может быстро устранить пробел в знаниях учеников. Воспитание же требует длительной и постоянной работы. Могут быть различные по продолжительности акты воспитательного воздействия - длительные и мгновенные (Макаренко - метод взрыва). В ходе воспитания личность выбирает отказ от каких либо качеств или формирует новые качества, что требует времени и усилий.

Устремленность в будущее. Процесс воспитания устремлен в будущее, т.е. характерна отдаленность результатов: воспитываем сейчас, а результат проявится спустя длительное время.

Комплексность. Воспитание - процесс комплексный. Невозможно воспитывать ребенка по частям, следует осуществлять выход на целостную личность, стремиться к разностороннему воспитанию.

Ступенчатый характер процесса воспитания. При всей перманентности воспитательного процесса следует обращать внимание на возрастные и личностные изменения воспитанников, наблюдать их в развитии и изменении.

Неодинаковость результатов воспитания детей, что обуславливается индивидуальностью, своеобразием личностей.

Направление воспитания определяется единством целей и содержания.

По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы - гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Оно предполагает:

развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;

формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;

а также развитие личностных качеств -- самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.

Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно соблюдение элементов повседневного режима: продолжительный сон, калорийное питание, продуманное сочетание различных видов деятельности.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.

Экономическое воспитание - это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств - бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние.

Воспитание является многофакторным процессом. На него влияют различные факторы, совокупность которых можно разделить на две группы: объективную и субъективную.

К первой группе факторов относятся:

наследственность и состояние здоровья человека;

социальный и профессиональный статус семьи, который оказывает влияние на окружение ребенка;

обстоятельства биографии;

специфика строя страны и исторической эпохи. Ко второй группе относятся:

особенности психики, мировоззрение, цен-ностно-мотивационная сфера личности, направленность, внутренние потребности как воспитателя, так и воспитуемого;

порядок взаимоотношений с социумом;

организованные воспитательные воздействия на человека со стороны некоторых людей, групп и общества в целом.

Ко второй группе факторов относится способность к процессу обучения.

Процесс обучения тесно взаимосвязан с процессом воспитания. Поскольку воспитание обусловливает процесс правильного развития личности, то здесь прослеживается и несомненная связь обучения с процессом развития личности. Вне обучения и воспитания не может быть полноценного развития личности, так как эти процессы активизируют психическое развитие, однако в то же время и опираются на него.

Обучение, так же как и воспитание, должно основываться на преимущественно проблемной и диалогической основе, где воспитаннику обеспечивается субъектная позиция. При таком подходе в конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается тремя факторами, такими как:

обобщение учащимися своего опыта;

осознание (рефлексия) процесса общения, так как рефлексия - важнейший механизм развития;

следование этапам самого процесса развития личности.

Процесс воспитания начинается с определения его целей. Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.

Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе.

Идеальная цель конкретизируется другими, более близкими целями, поэтому существует иерархия целей. Цели могут быть:

  • - главные или стратегические, которые предполагают существенное изменение личностных качеств воспитуемых;
  • - рабочие или тактические, предполагающие решение тех или иных задач воспитания на том или ином этапе формирования личности;
  • - сиюминутные или оперативные, осуществляющиеся сразу после их возникновения и оказывающие непосредственное изменение хода действий.

Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются в первую очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. К ним мы относим понятия добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе, духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, скромности, доброты и бескорыстности. Под духовностью мы понимаем приоритет нравственных идеалов над сиюминутными влечениями и потребностями, она проявляется в стремлении личности к самосовершенствованию. Под свободой мы понимаем стремление личности к внутренней и внешней независимости. Оно обязательно сопровождается признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от религиозной, национальной, социальной и иной принадлежности. Ответственность мы определяем как внутреннюю готовность человека добровольно взять на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом.