Городской транспорт проекты для дошкольников. Проект в старшей группе «Такой разный транспорт

Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Предусматривает систему работы с родителями по данному вопросу. Необходимость данного материала обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирование социально адаптированной личности ребенка, задаваемое государственным стандартом, в соответствии с потенциальными возрастными возможностями.

Особую тревогу вызывает слабая подготовленность детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе.

Проблема: отсутствие системы работы по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге.

Создание проекта по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге позволит достичь конкретных результатов за короткий период. Реализация проекта обеспечит активное участие детей, родителей и педагогов.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный с элементами творчества.

Участники: дети, педагоги, родители.

Масштаб проекта: кратковременный (с 18.12.2013г. по 24.12.2013г.)

Вид проекта: групповой (средняя группа)

Основание для разработки:

Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок.

Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.

Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности.

Проблема:

Отсутствие системы работы по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге.

Актуальность:

Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы. Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Программа Н.Н.Авдеевой и Р.Б.Стеркиной «Безопасность» направлена на формирование системы знаний о безопасном поведении дома и на улице. Но в ней отсутствует система по отработке практических навыков безопасного поведения на дороге. Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями, но не всегда родители знают, как и какие знания необходимо дать детям и не уделяют этому время.

Цель:

Формирование практических навыков безопасного поведения на дорогах у всех участников педагогического процесса.

Задачи.

Образовательные области :

Познание:

1. Познакомить детей с дорожными знаками (предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными).

2. Продолжать закреплять и дополнять представления о некоторых правилах дорожного движения

3. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

4. Обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях.

Социализация:

1. Развивать игровую деятельность детей.

2. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

Безопасность

1. Передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

2. Формировать навыки безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность.

Коммуникация

1. Развивать свободное общение взрослых и детей.

Художественная литература

1. Продолжать развивать интерес детей к художественной и познаватель­ной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы, загадки.
2. Способствовать формированию эмоционального отношения к литера­турным произведениям.

Художественное творчество

1. Развивать продуктивную деятельность детей (рисование, лепку, аппликацию).

2. Развивать детское творчество.

Формы и методы работы:

Тематические занятия, б еседы, целевые прогулки, просмотр мультфильмов,

ситуации, заучивание стихов, настольные игры, наблюдения, чтение художественных произведений, ролевые, дидактические игры, рассматривание иллюстраций.

Работа с родителями:

1. Анкетирование родителей.

2. Памятка для родителей «Азбука дорожной безопасности».

3. Оформить родительский уголок по теме.

Цель для родителей:

Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах

Задачи для родителей:

Содействовать расширению представлений ребенка о транспорте, о правилах дорожного движения и культуре поведения на дороге.

Этапы реализации задач:

Организационный:

- подбор материала, изготовление игр;

Подбор и анализ литературы;

Разработка плана реализации проекта.

Деятельный:

- диагностика – уточнение представлений детей о правилах безопасности, т. е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает педагогу определить знания детей, уровень их возможностей;

- работа по перспективному планированию;

- практическая реализация – расширение первоначальных детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о правилах безопасности через занятия, беседы с детьми, заучивание рифмованных правил стихов, через чтение художественной литературы, игры-драматизации, наблюдения, экскурсии, посещение комнаты движения, создание и обыгрывание ситуаций на дороге, совместное изготовление макетов.

Заключительный:

- результаты практической деятельности – выставки детских рисунков, овладение навыками безопасного поведения на улице (правилами пешехода, знание дорожных знаков), изготовление макета для самостоятельных игр.

Ожидаемый результат:

Уточнение и дополнение о правилах дорожного движения и культуре поведения на дороге.

Закреплять представления о проезжей части, о переходе, дорожных знаках.

Иметь представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

Полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров и культуре поведения в транспорте.

Закрепить знания о видах транспорта.

Иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха.

Перспективно-тематическое планирование проекта "Безопасный транспорт"

для детей среднего дошкольного возраста

Вид деятельности

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Физическая культура

Художественное творчество

Познание

Социализация

Здоровье

Коммуникация

Игровые упражнения: «Азбука пешехода», «Внимание! Дорога», «Учись быть пешеходом» «Красный, жёлтый, зелёный «Кто больше знает и назовёт дорожных знаков», «Пешеходы и водители»

«Угадай вид транспорта»;

«Водитель и пассажиры»;

Дидактические игры: «На воде, в воздухе, на земле» «Сложи картинку»; «Угадай вид транспорта»; «Как избежать неприятн-й» «Кто чем управляет» «Найди такой же знак»

«Автобус»

«Бизнес такси» (настольная игра)

«На чем я путешествую»

«Узнай по описанию

дорожный знак».

Сюжетно-ролевые игры: «Водители и пешеходы», «Волшебный светофор» «Автобус», «ГАИ», «Транспорт».

«Мы шоферы»

Театрализация:

«Нарушитель и инспектор ГАИ»

Памятка «Как обучить ребёнка правилам поведения на улице».

Консультация «Родителям о правилах дорожного движения».

Памятка родителям «Ребёнок переходит улицу».

Двигательная

Физическая культура

Здоровье

Социализация

«Автомобилисты»

П/игра: «Кто быстрее доедет

П/игра: «Как избежать неприятностей».

П/игра «Трамвай»

Дыхательная гимнастика «Поезд».

Физ. минутки: «Ракета»; «Машинист”; «Автобус»

Комплекс утренней гимнастики

Зрительная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Познавательно-исследовательская

Познание

Коммуникация

Безопасность

Наблюдения, экскурсии.

Дидактические игры
Знакомство с устройством проезжей части, опасные участки на пешеходной части улицы,

Загадывание загадок по теме проекта.
Разрешение проблемных ситуаций,

Дидактические игры («Дорожные знаки», «Угадай знак», «Цвета светофора»)

Настольно-печатные игры «Такси»

Отличие знаков по форме, размеру и цвету.

Трудовая

Конструирование

Очистка дороги от снега

Постройка из песка, снега

Изготовление светофора, макеты дорожных знаков.

Коммуникативная

Коммуникация

Здоровье

Беседы:

«Что вы знаете о правилах

безопасности?»

«На чём люди ездят»

«Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»;

«Как надо вести себя в общественном транспорте?

«Пассажирский транспорт»

«Труд водителей»;

«Зачем нужны дорожные знаки?»

«Как избежать опасных ситуаций?»

Просмотр мультфильма «Зай и Чик»

Работа в книжном уголке:

Рассматривание иллюстраций: «Виды транспорта», «Профессиональный транспорт», «Дорожные знаки» «Улица города»,

«Дорожные знаки».

рассматривание иллюстраций по ПДД,

Пополнение «словаря дорожной грамотности».

«Внимание! Переходим через улицу».

«Знаки запрещающие, предупреждающие, разрешающие»,

«Какие правила следует соблюдать при переходе дороги»,

«Какие дорожные знаки вы знаете? Для кого предназначены дорожные знаки?»,

«Что обозначают сигналы светофора».

Музыкальная

«Веселый автобус»

«Светофор»

Восприятие художественной литературы

Чтение художественной литературы

Светофор» (Житков Е.)

«Школа пешехода» (Кривич

«Автомобиль» (Носов Н.)

«Светофор» (Кожевников В.

«Пассажир» (Дорохов А)

«Дядя Степа – милиционер. Моя улица. Велосипедист»;

(Михалков С.)

«Бездельник светофор»

(Михалкова С.)

«Для чего нам светофор» (О. Тарутин)

Загадывание загадок, чтение стихов о транспорте, дорожных знаках.

Продуктивная

Художественное творчество

Выставка детских рисунков «Улица города»; «Дорожные знаки», «Транспорт на улицах города», «Придумай свой дорожный знак».

аппликация

«Светофор»

лепка «Транспорт»; «Моя улица», «Пассажирский транспорт»

создание макета «Наша улица».

Ежедневное планирование НОД по теме проекта «Безопасный транспорт»

Непосредственно-

образовательная
деятельность

Совместная деятельность

воспитателя с детьми.

Самостоятельная

деятельность детей.

Тема: «Транспорт.»

«Виды транспорта»

Цель: уточнениепредставлений детей о правилах безопасности, т. е. их личный опыт, на который можно опереться.

ИЗО-Рисование: «Транспорт наулицах города».

Цель: развитие мышления и мелкой моторики. Дать представление классификации видов транспорта.

Задачи: обогащение и активизация словаря, формирование навыка сравнения двух предметов, составление простого распространенного предложения.

Музыка: «Веселый автобус»

Цель:

Задачи:

Целевая прогулка: наблюдение за транспортом. Беседа «На чём люди ездят?»; «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»; «Какие виды транспорта им знакомы»

1. Беседа «Что видели на прогулке?», «Чем отличается один транспорт от другого?»

2. Работа по картинкам (картотека). Рассказ о видах транспорта (воздушный, сухопутный, морской и т.д)

Физ. минутка «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.

На носки поднимись, а потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре - вот летит ракета ввысь.

3. Нарисовать любой вид транспорта.

2. Прослушивание песни. Беседа «О чем поется в песне», «Какие чувства вызывает эта песня»

3. Распевка.

Рассматривание иллюстраций.

С/ролевая игра «Транспорт».

Рисование «Разные машины едут по улице»

Тема: «Транспорт»

«Знакомство с транспортом»

ВХЛ: «Автомобиль»

(Носов Н.)

Цель: формирование интереса и потребности в чтении

(восприятии книг.

Задачи: развивать литературную речь, пополнение словарного запаса

(капот, бампер, шофер).


Физическая культура: «Автомобилисты» (с колечками диаметром 15-20см)

Цель:

положительного настроения от занятия физкультурой, уточнить представление детей о транспорте.

Задачи : развитие скорости, развивать чувство равновесия, координацию движений, ловкость

Оборудование: кегли, узкие дорожки, рули и кольца по кол-ву детей.

1. Беседа: «На чём люди ездят». Знакомство с писателем Носовым Н.

2. Чтение рассказа. Беседа-Почему Коля и Миша сели на капот машины? Что такое капот? Как надо вести себя? Почему мальчики испугались милиционера? К какому виду транспорта относится автомобиль? Работа над смыслом.

Физ. минутка "Машинист

Умело он ведёт машину

Ведь за рулём не первый год! Слегка шуршат тугие шины, Он нас по городу везёт.

Загадывание загадок о транспорте(картотека)

3. Дид.игра: «Угадай вид транспорта» (работа по картинкам).

1. Разминка.

Перестроение (из колонны по одному, в колонну по три в движении)

2. Ходьба с остановкой на зрительный сигнал (кегли красного, желтого, зеленого цвета). Бег со средней скоростью(40-60м) в чередовании с ходьбой (Задача: с одной стороны зала пробежать по узкой извилистой дорожке).

Индивидуальная работа с детьми, плохо освоившими материал на закрепление основных видов движения.

3.П/игра: «Кто быстрее доедет»

Рассматривание иллюстраций.

С/ ролевая игра «Мы едем, едем, едем…».

Рисование «Машины в будущем».

С/ролевая игра «Гонки

Настольная игра «Такси»

Тема: «Транспорт»

«В городском транспорте»

ПИД-познание социального мира- С/р игра «Автобус».

Цель: Упражнять детей в выполнении игровых действий, имитирующих бытовой процесс, воспитывать добрые чувства, обогащение, активизация словаря

Задача: пополнение словарного запаса

(кондуктор, неплательщик, инспектор ГАИ, пассажир, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор.)

Физическая культура: «Как избежать неприятностей»

Цель: укрепление здоровья детей, создание положительного настроения от занятия физкультурой, уточнить представление детей о транспорте.

Задачи: формирование правильной осанки; обучение бросанию мяча об пол и ловля его руками, закрепление навыков ходьбы по гимнастической скамейке с дополнительным заданием для рук; повторение навыков подлезания под дугу, не касаясь руками пола; развивать чувство равновесия, координацию движений, ловкость

Оборудование : рули или кольца по количеству детей, 2 скамейки, 2 дуги, мячи большого диаметра (20-25см), 4 кегли разного цвета.


ИЗО-лепка-

«Пассажирский транспорт»

Цель: развитие мелкой моторики, внимания, глазомера.

Оборудование: картон цветной, карандаш, трафарет, точилка, пластилин.

1 .Беседа«Какой вид транспорта?», «Как надо вести себя в общественном транспорте?»

Распределение ролей: водитель, пассажир, кондуктор, нарушитель, инспектор ГАИ, старушка)

2. Моделирование ситуации «Неплательщик». Моделирование ситуации «Помоги старушке».

Физ. минутка «Автобус»

Вот на шинах из резины подкатился странный дом.

Он гремит, дыхнёт бензином - Как конь огненный - огнём

Остановка опустела - Все у домика внутри. Ух теперь ещё полдела - По домам всех развести.

Дид. игра «На воде, в воздухе, на земле»

Индивидуальная работа с детьми, плохо освоившими материал.

1. Разминка.

Построение в шеренгу и равнение по линии с поворотом в колонну друг за другом.

Ходьба в колонне по кругу, взявшись за руки со сменой направлений по сигналу.

Бег, по кругу взявшись за руки, со сменой направлений по сигналу.

(Тише, тише не спешите

Поезд свой остановите)

2 . ОРУ с рулем или кольцом (- Что держит в руках водитель? Да, руль. Вот и мы рули возьмем и гимнастику начнем.) Дети стоят в кругу.

1. «Руль вверх». Ноги слегка расставлены, руль держать в обеих руках, внизу. Поднять руль вверх – посмотреть, затем опустить. (4-6 раз).

2 . «Наклонись». Ноги на ширине плеч, руль у груди. Поднять руль вверх; легкие наклоны вправо, влево, опустить руль. (по 3- 4 раза).

3. «Достань ножки». Сидя, ноги прямые, руль прижат к груди. Наклон к ножкам, затем вернуться в и.п. (4-6 раз).

4. «Повернись». Стоя на коленях, руль в выпрямленных руках. Повороты вправо-влево. Затем отдых, сесть на пятки, руль опустить. (по 3- 4раза).

5. Прыжки на двух ногах с рулем в руках, на каждый прыжок менять положение рук: вверх-вниз. (2 раза в чередовании с ходьбой).

Дыхат-я гимнастика « Поезд» Ходьба по залу с попеременными движениями руками и произнесением «чух-чух-чух», останавливаются.(1мин)

Индивидуальная работа с детьми, плохо освоившими материал на закрепление основных видов движений, данных на прошедшем физ. занятии;

3 . П/игра: «Как избежать неприятностей»

1 .Сюрпризный момент:

в гости пришел одинокий Автобус, надо найти ему друзей. Беседа

2. По трафарету обрисовать транспорт и по форме обклеить пластилином.

Пальчиковая гимнастика .

3. Автобус благодарит детей и прощается. Выставка работ.

Рассматривание иллюстраций.

С/ролевая игра
«Автобус».

Рисование «Моя любимая машина на которой я хотел(а) бы покататься».

Конструирование «Город из песка»

Настольная игра «Такси»

П/игра «Трамвай»

Цель : учить детей следовать правилам игры.

Задачи: развивать способность ориентироваться в пространстве, быстроту реакции на звуковой сигнал.

1. Считалочка.

2. Объяснение правила игры: дети встают вдоль стены парами в одну колонну и держатся за руки. Воспитатель отходит от детей и берет в руки три флажка красного, зеленого и желтого цветов. Воспитатель поднимает зеленый флаг и «трамвай» едет. Дети бегут и наблюдают за флажками у воспитателя. Как только зеленый флажок опускается, а вместо него поднимается желтый или красный «трамвай» останавливается и ждет сиг-нал к новому движению.

3. Игру повторяют 2 раза.

Тема:

«Дорожные знаки»

«Светофор и его сигналы»;

Коммуникация: Развитие речи - «Зачем нужны дорожные знаки»

Задачи : познакомить детей с дорожными знаками.

Учить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.


Музыка: «Светофор»

Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи: приобщать к музыкальному искусству, развивать певческие умения.

Рисование: «Придумай свой дорожный знак для группы ».

Цель: развивать воображение, фантазию, воспитывать творческую самостоятельность, умение воплотить в рисунке свой замысел.

1. Беседа «Какие дорожные знаки вы знаете? Для кого предназначены дорожные знаки?», «Что обозначают сигналы светофора», «Зачем нужны дорожные знаки».

2. Знакомство детей с дорожными знаками, используя картотеку. Показать схожие картинки с разными цветами и объяснить их назначение.

Физ. минутка «Светофор»

Зрительная гимнастика.

Беседа «Схожесть и различие дорожных знаков»

Показать детям, что знаки различают не только изображением, но и размером, формой, цветом.

Классификация знаков:

Разрешающие (указательные знаки - бывают квадратными или прямоугольными, но обязательно синего цвета. Они указывают на места стоянки автомобилей, на наличие пешеходного перехода или на остановку общественного транспорта.

Предупреждающие знаки – это треугольники белого цвета с красной каёмкой. Они предупреждают водителей, на что обратить внимание на этом участке дороги: на дорожные работы или близость школы или детского сада.

Запрещающие знаки – самые строгие среди дорожных знаков. Они вводят разные запреты и ограничения. У них круглая форма и бросающийся в глаза красный фон или красная кайма.

Знаки сервиса - указывают участникам движения расположение таких нужных объектов, как пункт медицинской помощи, пункт питания, автозаправочная станция или пост дорожно- патрульной службы.

3. Закрепляем знания.

1. Чтение стихов «Светофор»

Беседа. «Что обозначают сигналы светофора», «Познакомить с различными видами светофоров» (Светофоры с кнопками, которые включают сами пешеходы, устанавливают в тех местах, где движение транспорта очень оживлённое, и пешеходов, переходящих улицу, бывает мало.

Светофор со звуковым сигналом для людей с нарушением зрения.)

2. Прослушивание песни. Бесе-да «О чем поется в песне», «Какие чувства вызывает эта песня»

3. Распевка.


1. Беседа: «Как можно избежать опасных ситуаций», «Зачем нужны дорожные знаки», «Какие правила существуют в группе» (что запрещено, разрешено), «Какие дорожные знаки можно установить в группе?», «Как можно их изобразить?»

2. Разрешенные знаки обводим в синий цвет, а запрещенные - красным.

Физ. минутка «Дорожный знак»

Пальчиковая гимнастика.

Зрительная гимнастика.

3. Завершение работы и выставка.

«Пешеход и водитель»

Театрализация «Нарушитель и инспектор ГАИ»

Раскрашивание раскрасок на тему: «Правила дорожного движения».

Рассматривание иллюстраций о дорожных знаках.

Тема: «Безопасность на улице»

«Улица города, игры во дворе»

ВХЛ:

Просмотр мультфильма «Зай и Чик»

Цель: формирование интереса и потребности в восприятии, развитие художественного восприятия

Задачи: дать представление о целостной картине, развивать литературную речь, наглядно показать о значимости правил ДД.


Конструирование:

создание макета «Наша улица».

Цель: закрепить полученные знания, создание условий развивающей среды, учить работать по пооперационному плану, учить определять количество дета-лей, материала необходимого для изготовления изделия, вырабатывать умения оречевлять свои действия, отвечая на вопросы воспитателя.

1. Загадки.

Беседа «Безопасное поведение на улице», «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать».

2. Просмотр мультфильма.

Физ. минутка

Зрительная гимнастика.

3. Беседа по содержанию мультфильма «Почему нельзя играть на тротуаре?», «Где можно играть?», «Игры во дворе».

1. Чтение «Моя улица» (Михалков С.) Беседа «Какие правила следует соблюдать при переходе дороги», «Внимание! Переходим через улицу», «Знаки запрещающие, предупреждающие, разрешающие», «Ты живешь в городе или в деревне?»

2. Показ макета (Что такое макет?) Составляем план работы: на фанерной доске отмечаем размещение дорог, парков, домов и т. д.

Из коробок делаем здания, дома (обклеиваем бумагой и наклеиваем из цветной бумаги окна, двери)

Физ. минутка.

Пальчиковая гимнастика

Ветки деревьев клеим пластилином к доске. Солому окрашиваем гуашью.

3. Дети сами оформляют (ставят дома, общественные здания, озеленяют ее, расставляют светофоры и знаки).

Рассматривание иллюстраций: «Улица города».

С/ролевая игра «Правила дорожного движения».

«Пешеход и водитель»

Итоги проекта:

1. Дети познакомились со значениями слов: автодорога, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор…

2. Закрепили у детей представление о различных видах транспорта, о дорожных знаках, о движении транспорта.

3. Изготовили макеты дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

4. Активизировали знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.

5. Сформировали готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.

Приложение:

Советы родителям дошкольников:

* Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.

* Закрепляйте знания, полученные ранее, чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним.

* Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, во дворе, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком то, что увидели.

* Почитайте ему подходящее художественное произведение и обязательно побеседуйте о том, что прочитали.

* Закрепите правила поведения на улице и в транспорте:

Ходить по тротуару следует с правой стороны;

Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться, предварительно снова посмотрев в обе стороны;

Переходить дорогу полагается только шагом;

Необходимо подчиняться сигналу светофора;

В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручень), чтобы не упасть;

Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки;

Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит;

Играть можно только во дворе.

Плакаты:

Кто знает правила,

Для тех они не ребус:

Вагон трамвая – впереди

На остановке обходи,

По переходу обходи

Автобус и троллейбус.

В жизни, в пути не однажды

Знак тебе встретится каждый.

Требуют знаки дорожные:

Будьте всегда осторожными!

Как бы ни был труден путь,

Ты в дороге вежлив будь.

Место старшим или старым

Уступить не позабудь.

Полезно знать для пешеходов

Обозначенье переходов.

Чтоб выбрать верный и прямой

Путь к школе, скверу и домой!

Где поворачивает транспорт,

Быть невнимательным опасно!

Не просто так сигнал мигает,

Он пешеходам помогает.

Для детей - увлекательная, интересная тема, знакомящая с их классификацией, рассказывающая об особенностях и предназначении каждой разновидности. При этом задача родителей или педагогов - не только провести беседу, но и закрепить полученные сведения через различные игры.

Зачем детям нужно знать о транспорте

Полноценное развитие малышей осуществляется через знакомство с окружающим миром. Интересны такие вопросы для детей: какой бывает транспорт, зачем он нужен людям. Знакомство дошкольников с транспортной классификацией формирует у них новые знания о различных видах, их особенностях, предназначении, обогащает словарный запас, закрепляет родовое понятие "транспорт". Кроме того, детальное рассмотрение этой темы позволяет научиться следующему:

  • сравнивать различные виды транспорта, для детей важно уметь находить общие и отличительные признаки;
  • объединять их в группы по единым основаниям, классифицировать;
  • познавать правила поведения в разнообразных типах транспорта.

Изучение нового материала способствует формированию и личностных качеств дошкольников: критичность, ответственность, развиваются мышление, память, быстрота реакции, воображение.

Транспортная классификация

Весь транспорт классифицируется по разным основаниям: способу передвижения и предназначению.

По способу перемещения выделяют следующие виды:

  • наземный - движение происходит исключительно по земле или рельсам (автобус, троллейбус, поезд);
  • водный - передвигается по морю или реке (теплоход, катер, баржа);
  • авиационный - летает по воздуху (самолет, вертолет).

По предназначению выделяют следующие виды транспорта:

  • пассажирский - перевозит людей, доставляет их в нужное место (автобус, речной трамвай, самолет);
  • гужевой - для перевозки различных грузов (повозка, баржа);
  • специальный - используемый в определенной деятельности, оснащенный профессиональным оборудованием (пожарная машина, скорая помощь, полицейский автомобиль);
  • сельскохозяйственный - применяемый в подготовке пашни, уборке урожая и подобных работах (трактор, комбайн).

Характеристика наземного транспорта

Наземный транспорт осуществляет движение по земле при помощи колес, рельсов, животных, гусениц. Может быть пассажирским, грузовым или специализированным. Здесь необходимо описать следующие основные виды транспорта для детей:

  • Автобус - перевозит пассажиров, доставляет их в нужную точку города, имеет строгий маршрут и специальные места для остановок, где производится посадка и высадка людей. Туже функцию выполняют троллейбус и трамвай, отличающиеся от автобуса тем, что работают не на бензине, а на электричестве, кроме того, трамвай ходит по рельсам.
  • Поезд - железнодорожный транспорт, осуществляющий движение по рельсам, может быть как пассажирским, так и грузовым, совершает перевозки между городами и селами.
  • Пожарная машина - используется для тушения огня, оснащена специальным оборудованием, имеет звуковой сигнал, предупреждающий других водителей о ее приближении.
  • Скорая помощь - предназначена для перевозки больных людей, имеет все необходимое оборудование, позволяющее доставить пациента в больницу в удовлетворительном состоянии. Как и пожарная машина, имеет специальную мигалку и звуковой сигнал, оповещающий о том, что скорую помощь необходимо пропустить.
  • Полицейский автомобиль - используется для патрулирования дорог, поимки преступников. Машина оборудована мощным двигателем, позволяющим развивать хорошую скорость, что так важно при погоне.
  • Грузовая машина - предназначена для перевозки различных грузов: пищевых, строительных, бытовых и многих других. Может иметь желтые говорящие о том, что машина везет опасный багаж.

Транспорт бывает и подземным, например, метро доставляет пассажиров к месту назначения, как автобус или трамвай.

Особенности водного транспорта

Рассматривая разные виды транспорта, для детей интересным будет и водный, передвигающийся по морю, озеру или реке. Как и наземный, этот транспорт бывает пассажирским и грузовым:

  • Теплоход - может перевозить людей до места назначения или использоваться в качестве прогулочного судна на реке, знакомя жителей с живописными местами водного пространства. Пароход выполняет те же функции, что и теплоход, основные отличия этих судов заключаются в технических характеристиках.
  • Катер - имеет различные предназначения: применяется в качестве спасательного судна, для осуществления прогулок по водоему, для проведения экскурсий.
  • Баржа - используется для перевозки различных грузов. Характеризуется удобством, быстротой доставки, экономичностью.

Авиационный транспорт, его характеристика

Авиационный транспорт осуществляет движение по воздуху, при этом может перевозить пассажиров, грузы, участвовать в спасательных операциях или в тушении лесных пожаров. Наиболее интересные будут следующие виды транспорта для детей:

  • Самолет - в зависимости от размеров и предназначения он может выполнять различные функции: перевозить людей и разнообразные грузы, обрабатывать поля, тушить огонь в лесу, участвовать в военных действиях.
  • Вертолет - поднимается в воздух при помощи специальных лопастей, которые достаточно сильно раскручиваются. Этот вид транспорта также может быть пассажирским, грузовым или военным.
  • Дирижабль - его особенностью является развитие относительно небольшой скорости и подъем на маленькую высоту, используется для туризма, в спасательных операциях, для патрулирования местности.

Игры для детей

Чтобы лучше запомнить виды транспорта, для детей стоит организовать разнообразные игры, среди которых можно привести следующие:

  • Загадки - помогут выделить отличительные черты, классифицировать транспорт, кроме того, разовьют логику, мышление, сообразительность.
  • Подвижная игра "Найди мой домик" - детям раздаются карточки с каким-либо видом транспорта, определяются для них домики: воздушному - аэродром, наземному - гараж, водному - пристань. Задача дошкольников - после сигнала встать возле нужной базы.
  • Пазлы - разрезанные на небольшие части картинки с самолетом, поездом, автобусом, пароходом - перемешиваются, детям предлагается найти нужные элементы, собрать рисунок и сказать, что на нем изображено, для чего используется.
  • Игра "Виды транспорта". Для детей подготавливаются различные роли - пассажиры, водитель, капитан, летчик. Руководители судов набирают себе пассажиров, задача которых продемонстрировать правильное и неправильное поведение в автобусе, на корабле или в самолете.

Таким образом, получая сведения о видах транспорта, дети узнают об их особенностях, отличительных признаках, знакомятся с правилами поведения в них, обогащают свой словарный запас.

Комплексно-тематическое планирование по теме недели "Транспорт"

Возрастная группа старшая.

Автор
Землина Анастасия Юрьевна старший воспитатель МОУ СОШ №4 СП мДОУ детский сад №6 г. Маркса
Назначение разработки: данная разработка полезна педагогам дошкольных учреждений. Полезна для планирования образовательной деятельности.
Педагогические задачи по теме неделе:
- Приобщить детей к познанию окружающего мира через знакомство с
разными видами транспорта и их особенностями
-Расширить представления детей о видах транспорта и его функциональном назначении;
-Уточнить понятие транспорта: наземный, воздушный, водный;
-Уточнить и расширять знания о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения.
- Закрепить знания детей о профессиях, связанных с транспортом.
- Обогащать отношения родителей и детей опытом совместной творческой деятельности.

Итоговое мероприятие: создание альбома «Такой разный транспорт», участие в конкурсе "автомобиль моей мечты".
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"
Беседа «Транспорт нашего города»
Цель: расширить представления детей о видах транспорта, существующих в нашем городе.
Ситуативный разговор «Как вести себя в транспорте»
Цель: рассказать, что в транспорте нельзя бегать, прыгать, так как можно упасть и пораниться.
Проблемная ситуация «Что было до автомобиля»
Цель: познакомить детей с историей появления автомобилей»
Ситуация – общение «Машины – помощники»
Цель: выяснить с детьми, какие машины облегчают труд человека; обогащать словарь детей.

Образовательная область "Речевое развитие"
Чтение художественно литературы: О.Иванова «Мои первые машины»,Е.Кузьмин «Мои первые машинки», А.Усачев «Домик у перехода»,С. Михалков «От кареты до ракеты», Д. Родари «Дудочник и автомобили»
Цель: продолжать приучать детей слушать небольшое произведение, помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
Заучивание стихотворения
с.Михалков «Должен помнить пешеход: перекресток-переход»
Чтение и инсценировка сказки «Как незнайка катался на газированном автомобиле».
Цель: Продолжать формировать умение различать жанровые особенности сказки
Речевые игры
«Угадай, на чём поедем?»
Цель: формировать интерес речевым играм, побуждать детей отчётливо произносить звуки и звукоподражания, способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата. Закреплять в речи названия различных видов транспорта.
«Пересчет различных видов транспорта»
(согласование числительных с существительными).
«Мой сказочный автомобиль»
Цель: развивать воображение и связную речь детей.

Образовательная область "Физическое развитие"
Комплекс утренней гимнастики «Мы едем,едем,едем»
Цель: упражнять детей в различных видах ходьбы, Закреплять двигательные навыки, Дать детям эмоциональный заряд на весь день.
Дыхательное упражнение «Накачаем шины, заведем мотор»
Цель: закрепить технику выполнения упражнения
Активизировать работу мышц год.
«Паровозик чух-чух-чух»
Цель: способствовать развитию общей и мелкой моторики, укреплению здоровья детей.

Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"
Мастерская - рисование «Запасные колёса»
Цель: закреплять умение рисовать предметы круглой формы, продолжать учить правильно держать карандаш, не наклоняться низко над столом, рисовать с нажимом, закрепить название цвета(чёрный). Развивать мелкую моторику, память


НОД интегрированное занятие с рисованием "теплоход"
Цель: продолжать знакомить с водным транспортом,вызвать интерес к рисованию красками.


НОД аппликация.
Тема: Автобус
Цель: Активизировать и разнообразить технику работы с бумагой: формировать умение наклеивать изображение соответственно замыслу. Познакомить детей с отрывком стихотворения С.Богуславского «Автобус» Ввести в словарь детей слова «кондуктор»,
Вызвать интерес к созданию образа. Развивать воображение, чувство композиции, мелкую моторику. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, аккуратность при выполнении работы


Образовательная область "Познавательное развитие"
Просмотр мультфильма «Кругосветное путешествие»?».Мультфильм с чевостиком «Городской транспорт»
НОД Социальный мир «Путешествие в мир транспорта»
Цель- знакомить детей с различными видами транспорта, с профессиями водитель, летчик, машинист.
НОД математика."Разноцветные автомобили».
Цель - формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; развивать навыки сложения и вычитания; формировать навыки ориентировки на листе бумаги.
Конструирование
«Мы едем на поезде»
Цель- продолжать приобщать детей к постройке простейших конструкций. Развивать умение строить постройку по образцу и без опоры на него. Воспитывать интерес к результату совместной работы, умение обыгрывать постройку.
Описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды представлено в 2 части.
Итоговое мероприятие стала выставка рисунков,которая прошла в форме конкурса. Все участники награждены альбомами для рисования.
Вот одна из работ.


А так же совместно с родителями создан альбом из вырезок из журналов,открыток про автомобили, самолеты и теплоходы.дети с удовольствием его изучают в свободной самостоятельной деятельности.

Эльмира Абдалиева
Конспект занятия «Виды транспорта»

Конспект занятия

Тема «Виды транспорта »

Цель : Закрепление знаний детей о классификации видов транспортных средств .

Задачи :

1. Развивать умение классифицировать виды транспорта по месту его передвижения – наземный, воздушный, водный; умение рассуждать, делать выводы.

2. Укреплять навыки нахождения признаков различия и сходства грузового и пассажирского транспорта .

3. Закреплять слова : транспорт легковой , грузовой, пассажирский, наземный, водный, воздушный.

4. Расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность.

Ход занятия:

Слайд №1 : Занятие необходимо начать с данного стихотворения :

Различный транспорт перевозит .

Людей и грузы каждый час,

И по горам, и в деревнях,

И под землей, и на морях.

В пустыне, даже в небесах

Воздушный транспорт в небе служит ,

Как птицы, с небом очень дружит.

В глубинах водных водный транспорт

Людей и грузы перевозит.

Подземный транспорт под землей

Работает в больших тоннелях.

А на земле наземный транспорт

Людей и грузы везут по рельсам поезда,

И по дорогам бесконечным

В машинах едет кто куда.

Они всегда, везде нужны.

Педагог : Про что это было стихотворение?

Дети : Про транспорт .

Слайд №2 : На данном слайде представлена классификация основных видов транспорта . Представляя поочередно виды транспорта на слайде , необходимо спрашивать у детей, какие виды транспорта относятся к представленной классификации.

Рассказ о видах транспорта

Давайте вспомним, в какой последовательности появлялись виды транспорта . Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли … Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах слоны и верблюды . Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы. Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.

Дидактическая игра «Едет, плывет, летит»

Дети выбирают себе картинку с изображением какого-то транспортного средства и должны отнести его туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, морской причал, железная дорога, аэродром или небо с облаками) .

Слайд №3 : на этом слайде представлены все виды наземного транспорта .

Слайд №4 : на данном слайде представлена классификация наземного транспорта . Необходимо разъяснить детям, что перевозит каждый вид транспорта (в помощь слайды 5-7) .

Слайд №5 : Виды пассажирского транспорта . Пассажирский транспорт возит людей – пассажиров. К нему относится : автобус, троллейбус, такси, трамвай. Здесь необходимо рассказать, как помогает людям пассажирский транспорт .

Слайд №6 : Виды грузового транспорта .

Педагог : А на чем можно перевезти грузы? (на машине) А как называются машины для перевозки грузов? (грузовые) .

Грузовой наземный транспорт перевозит грузы . К нему относятся такие машины как самосвал, молоковоз, цементовоз, автопоезд и т. д.

Здесь необходимо рассказать детям, как помогает людям грузовой транспорт .

Дидактическая игра «Собери грузовик»

Детям необходимо собрать грузовик из вырезанных деталей : кабины, кузова и колес.

Слайд №7 : Виды специального транспорта .

Специальный транспорт – нужен для очень ответственной работы. Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь : пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина. Какие номера телефонов набирают при пожаре? Больному? Если что-то случилось?

0-1 Пожарная команда.

0-2 Полиция.

0-3 Скорая помощь.

Каждая машина имеет определенный цвет и оснащена специальным оборудованием : пожарная машина – красный, чтобы видно было издалека, имеет сигнальную лампу и сирену; машина скорой помощи – белого цвета с красным крестом, так же имеет сирену и сигнальную лампу; полицейская машина тоже имеет свой цвет, звуковой сигнал и проблесковый маячок.

К специальным машинам так же относят дорожно-ремонтные машины – это поливоуброчные и снегоуборочные транспортные средства , мусоровозы и т. д. они имеют оранжевый или желтый проблесковый маячок.

Специальным машинам с включенной сиреной и проблесковым маячком необходимо всегда уступать дорогу.

Слайд №8 :

Ни один вид транспорта без человека не приходит в движение. Автобусы и другие машины водит – водитель, трамваи – вагоновожатый, поездом управляет машинист, мотоциклом – мотоциклист, велосипедом – велосипедист. Все машины очень помогают людям.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший водитель? Что он должен знать и уметь? (Ответы детей) .

(Педагог поправляет детей и делает акцент на таких качествах как ответственность, внимательность, добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, вежливость).

Но самое главное – водитель должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Знать правила дорожного движения должны не только водители, но и пешеходы, и не только знать, а всегда выполнять требования этих правил. Это очень важно!

Подведение итогов занятия :

Педагог : Сегодня все замечательно поработали, узнали, каким бывает транспорт и как он помогает людям!

Молодцы! Я вами очень довольна! Занятие закончено . Большое спасибо!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Зимние виды спорта» Организация непрерывной образовательной деятельности детей в подготовительной группе Конспект интегрированного занятия по теме «Зимние.

Конспект по развитию речи «Виды транспорта» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 г. Туймазы муниципального района Туймазинский.

«Воздушный вид транспорта-воздушный шар». Конспект занятия по художественному творчеству (аппликация) Занятие по аппликации «Воздушный вид транспорта - воздушный шар». Цель: Учить детей создавать воздушный вид транспорта из бумаги. Задачи:.

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук «Виды транспорта» Программное содержание: Закрепление обобщающего понятия «транспорт». Совершенствовать мелкую моторику рук, упражнять в рисовании горизонтальных.

наталья Комолова

Проект

На тему : Транспорт

Подготовили воспитатели : Комолова Н. М.

Тема :«Транспорт »

Вид, тип проекта : исследовательско – творческий, краткосрочный .

Место проведения : групповая комната , музыкальный зал, участок детского сада.

Участники проекта : дети подготовительной группы , воспитатели, родители.

Форма проведения : групповая , 25 человек

Актуальность темы :

Все дети любят кататься на транспорте , знают названия многих видов транспорта , но в речи не наблюдалось слов, обобщающих названия этого транспорта . В течение двух недель были запланированы мероприятия на закрепление и уточнение представлений детей о видах транспорта с конкретной классификацией названий транспорта (водный, воздушный, наземный) .

Цель проекта :

Расширять представления детей о видах транспорта , как о средствах передвижения.

Формировать исследовательскую деятельность детей.

Задачи проекта :

Уточнить и расширить представления детей об основных видах транспорта (автомобиль, поезд, электричка, автобус, трамвай, троллейбус) .

Расширять знания детей о профессии «водитель» : Пилот, машинист, тракторист.

Учить лепить разные виды транспорта , передавая форму и характерные особенности составных частей различных видов транспорта , показать приемы лепки разными способами.

Развитие творческого воображения, умения ориентироваться в пространстве , распознавать условные обозначения.

Расширять знания детей о правилах безопасного поведения в транспорте и около него .

Учить сравнивать виды транспорта между собой (автобус, троллейбус, трамвай; поезд, электричка; автомобили легковой и грузовой).

Учить отгадывать и сочинять самостоятельно загадки о видах транспорта .

Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа. Развивать мелкую моторику, согласованность в движении обеих рук.

Ожидаемые результаты : формировать умение объяснять, зарисовывать, лепить основные виды сухопутного, воздушного, водного транспорта .

Реализация проекта «Транспорт » .

Непосредственная образовательная деятельность.

Коммуникация. (Речевое развитие) .

Заучивание стихотворения. Э. Машковская «Какие бывают подарки» . Цель : Учить выразительно, читать стихотворение, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Чтение художественной литературы. Д. Родарри «Голубой светофор» ,

«Троллейбус №75» , С Михалков «Дядя Степа» . «Машинист» , научная

энциклопедия «Наука изобретений»

Познание (социальный мир) . «Беседы о воздушном, водном, подводном, наземном, подземном транспорте ». Цель : Уточнить знания о правилах уличного движения, правилах поведения в транспорте . Упражнять детей в умении классифицировать транспорт по видам , в умении давать развернутые ответы на вопросы.

Конструирование : «Пароход» , «Корабль»

Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация) .

Рисование : «Машина моей мечты» ,«На земле, в воде, в воздухе»

Аппликация. «Порт» коллективная работа

Лепка. «Транспорт » .

Мультимедиа : показ презентаций «Воздушный и водный транспорт » , «Друзья – тяжеловозы»

Просмотр мультфильмов : «Дорожная сказка» , «Веселый автобус»

Совместная деятельность воспитателя и детей.

Беседы. «Поговорим о наземном транспорте » . «Значение и польза транспорта для человека » . «Первый корабль» . «Водный транспорт » . «Машины -помощники» .

Дидактические игры : «Назови, одним словом» , «Найди отличие» . «угадай по тени» . «Кто управляет?» , «Соедини слова» .

Настольные игры : «Специальная техника» , Пазлы, «Правила дорожного движения»

Подвижные игры : «Пробеги – не задень» , «Самый быстрый» .

«Аэродром» , «Необычные гонки» (на санках)