Интернациональное воспитание. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании

Педагогика и дидактика

Понятие о содержании воспитания. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании. Педагогика межнационального общения. Воспитание веротерпимости, толерантности.

Цель В. – формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Цель В. в традиционной педагогике распадается на большие задачи: умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое (эмоциональное) В. Современная жизнь и развитие общества выдвинули в качестве отдельных задач патриотическое, экономическое, экологическое, правовое В.

Умственное В. направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарования ученика. Главная задача УВ – вооружить школьников системой знаний основ наук. В результате их усвоения д.б. сформированы основы мировоззрения , т.е. системы взглядов на природу, общество, человеческие ценности, тру, смысл жизни, познание. Мировоззрение предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять эти явления и определять свое отношение к ним, умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая знания с делами.

Задачи УВ – усвоение определенного объема научных знаний, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, способностей и дарований, развитие познавательных интересов и потенциальных возможностей личности т.д.

Задачи физического В. – укрепление здоровья, правильное физическое развитие, повышение умственной и физической работоспособности, развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости), формирование гигиенических навыков, В. нравственных качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма), развитие стремления быть здоровым, доставлять радость себе и др.

Трудовое В. формирует у учеников положительное отношение к труду, развивается познавательный интерес к знаниям, стремления применять знания на практике, В. высоко моральных качеств: трудолюбия, долга, ответственности, целеустремленность, предприимчивость.

Политехническое В. направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях.

Задачи эстетического В. – приобретение теоретических знаний (приобщение к эстетическим ценностям) и активное включение в эстетическую деятельность, воспитание эстетической культуры, приобщение к прекрасному, формирование эстетического идеала и стремления быть прекрасным во всем.

Воспитательная функция гражданского В . (патриотического) заключается в том, что под его влиянием формируется общественное мнение, уважение к государству, патриотизм, любовь к Родине, стремление к труду.

Нравственное В. Нравственность – это внутренняя мораль. Мораль – исторически сложившееся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. В основе НВ лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы (честность, справедливость, долг, честь, совесть, гуманизм, трудолюбие и т.д.), так и новые принципы и нормы – уважение к государству, органам власти, законам, Конституции, социальная активность, милосердие.

Общечеловеческие ценности – ценности, которые принимают большинство людей, не связывая их ни с конкретным обществом или культурой, ни с историческим периодом (Подласый). Это ценность человеческой жизни, свобода, библейские заповеди, справедливость, вера, способность к состраданию, великодушие, стремление людей сохранить мир (восприятие разных идей, терпимость); ценность трудовой этики; ценность семейной жизни. Общечеловеческие ценности ставятся выше национальных, т.к. они признаются большинством людей в мире.

Каждый человек – личность. У нее должны формироваться общечеловеческие ценности, но это преломляется чрез личность каждого человека.

Связь общечеловеческого и индивидуального – преобразование действительности (ребенок, пережив конкретную ситуацию, развивается как личность); формирование идей, взглядов ребенка с помощью бесед.

Педагогика межнациональных отношений (лекции Шайденко) .

Проблема межнациональных отношений в теоретическом плане стала рассматриваться в нач. 90-х гг., что вызвано полит. ситуацией (подготовка к развалу СССР и развал СССР).

Смысл этой педагогики в учете в уч.-восп. процессе национальных особенностей детей класса и населения, проживающего на данной территории. Следует учитывать историю нац. традиции, характер и особенности нравственных представлений, опыт народной педагогики и степень «общности» данной нации.

Особенность учета межнациональных отношений проявляется в региональном компоненте СО (базисный уч. план и его национально-регионального компонента) в системе восп. работы с детьми разных национальностей и национ. групп.

Ошибки, чаще всего, или в игнорировании этих особенностей или в преувеличении значимости каких-то групп. Нб сложность представляют классы, в которых представлены дети нескольких нац. меньшинств. В условиях многонац. состава класса, школы населенного пункта первоочередной в восп. работе становятся задачи интернационального и патриотического воспитания.

Этнопедагогика (Кадисон) – народная педагогика, педагогика, имеющая национальные особенности, опирающиеся на национальные традиции, является частью современной пед. науки. Полиэтничность России вносит определенные сложности в процесс обучения и воспитания. Образование и В. в этом случае должны включать в себя элементы не только своей культуры, но и культуры др. народов. Это позволяет формировать мировоззрение школьников, в частности – широту понимания, знакомит с особенностями национального менталитета. Позволяет формировать качества: понимание и принятие отличных точек зрения, особенности мышления, формирование веротерпимости и толерантности.

Интернационализм – мировоззрение, утверждающее равенство и равноправие всех народов независимо от их национальности, расовой принадлежности, уважение и признание социально-исторического и культурного наследия народов всего мира.

Космополитизм – идеология отказа от национального суверенитета, национальных традиций и культуры во имя единства человеческого рода под лозунгом «человек – гражданин мира».

Менталитет – совокупность воззрений, взглядов и умонастроений, воплощенных в традициях, обычаях и ритуалах, характерных для определенной социальной группы, национально-этнической или территориальной общности, отражает особенности психического склада и образа мыслей ее членов.

Веротерпимость – мировоззренческая установка на право разных людей и общностей исповедовать свои религиозные взгляды, конфессиональные традиции, либо нерелигиозные убеждения, концепции.

Толерантность – в целом, терпеливость, выносливость, психическая устойчивость к неблагоприятным факторам; понимают также как терпимость к различным точкам зрения, мнениям, непредубежденность в оценке к людям, концепций, событий.

Культура межнационального общения – совокупность разных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным этническим группам, общностям.

Этнические группы рассматриваются как субкультура в рамках более крупного общества, чья культура отличается от него в важных отношениях, т.е. – это любая группа с общими культурными традициями и ощущением идентичности.

Этнические группы могут объединяться историей и традициями (евреи), языком (индейцы Дакоты), географией (скандинавы), социологическим определением расы (черные американцы), религией (мусульмане) и т.д.

Этнические меньшинства – группа или группы, которые не занимают в составе населения господствующего положения, обладают культурными, религиозными и/или языковыми традициями либо особенностями; значительно отличаются от традиций и особенностей остальной части населения и стараются эти традиции сохранить (сепаратистские меньшинства, воинствующие меньшинства и т.д.).

Движение общественной психологии, зародившейся в 1960-х гг. способствовало распространению плюралистического подхода, признавая необходимость уяснить и принимать разнообразие культур, предоставленных в каждом обществе.

Интернациональное воспитание

целенаправленное и систематическое формирование у людей верности идеям интернационализма, солидарности с людьми всех стран, глубокого уважения к правам и национальной независимости народов, чувства дружбы, равенства и взаимопомощи народов.


Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Смотреть что такое "интернациональное воспитание" в других словарях:

    ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ - см. Патриотическое и интернациональное воспитание … Российская педагогическая энциклопедия

    Интернациональное воспитание - воспитание учащихся в духе дружбы народов, уважения к культурным ценностям других народов и национальностей, терпимости (толерантности) к национальным особенностям людей, стремлениZ к национальной консолидации. Частью интернационального… …

    ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ - формирование чувства единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России; культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинизма. Ведущее место в процессе становления… … Профессиональное образование. Словарь

    ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленное и систематическое формирование у людей верности идеям интернационализма, солидарности с людьми всех стран, глубокого уважения к правам и национальной независимости народов, чувства дружбы, равенства и взаимопомощи народов … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Интернациональное воспитание советских воинов - целенаправленное и систематическое формирование у воинов верности идеям пролетарского, социалистического интернационализма; часть ком иунистического воспитания. Ведётся в единстве с политическим, нравственным, правовым и эстетическим воспитанием … Словарь военных терминов

    воспитание - Аристократическое, благородное, благочестивое (устар.), бережное, всестороннее, гармоническое (устар.), гармоничное, демократическое, доброе (устар.), дурное, духовное, европейское, жесткое, жестокое, заботливое, зверское (разг.), идиллическое,… … Словарь эпитетов

    Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной… …

    Семейное воспитание - систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи (См. Семья) и семейного уклада. Главная и общая задача С. в. подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная усвоение ими… … Большая советская энциклопедия

    Военно-патриотическое воспитание - ВОÉННО ПАТРИОТИ́ЧЕСКОЕ ВОСПИТÁНИЕ, одно из важнейших направлений в деятельности Коммунистической партии, государственных и общественных организаций по формированию у сов. народа, прежде всего молодёжи, готовности и способности к защите… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Интерсоциальное воспитание - учащихся есть воспитание культуры восприятия и умения общаться с другими народами, людьми другой национальности, другого вероисповедания, другого общественно экономического уклада, других жизненных ориентации на основе понимания общности жизни,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Светлана Федорова

ПДО по хореографии, высшей категории

МБДОУ ЦРР детский сад № 2 «Олененок» ,

Отличник Образования РС (Я) Федорова Светлана Алексеевна

Актуальность. В современных условиях межэтнической нестабильности в нашем обществе возрастает необходимость разработки новых подходов к формированию у подрастающего поколения культуры межнационального общения. Подрастающее поколение вовлечено в определенную систему отношений, сложившуюся между народами. Интернациональное воспитание , также толерантное отношение к другим национальностям как один из факторов формирования нравственной личности начинается с дошкольного возраста . Ведь именно дошкольный возраст является начальным этапом становления личности. Необходимо учить детей видеть мир глазами разных людей, учитывая тот факт, что представитель другой национальности может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совершенно по-иному. Воспитание терпимости к другим , отличающимся от собственных, вкусам, привычкам, взглядам поможет дошкольнику , когда он вырастет,

не только найти общий язык с представителями других национальностей.

Одним из эффективных путей и средств формирования личности, толерантной, уважающей других народов, воспитанной в духе интернационализма является ознакомление ребенка с традициями, обычаями, этикетом, танцами разных народов . Танцевальное искусство , связанное с историей народа, близко и понятно ребенку и вызывает яркие эмоциональные реакции. Танец вызывает у детей эмоции симпатии и дружбы к представителям других национальностей. Эмоциональный позитивный отклик ребенка на яркие образы танцевальной культуры впоследствии станет той основой, которая поможет становлению личности, с интернациональным мышлением с развитой культурой межнационального общения.

Новизна и практическая значимость : поиск новых форм и путей совершенствования интернационального воспитания детей через танец и в разработке практических рекомендаций для хореографов ДОУ по совершенствованию обучения детей танцам .

Методологической основой явились работы в области психологии и педагогики, искусства и культуры : Л. С. Выготского, С. А. Рубинштейна,М. Я. Жорницкой, С. И. Зверева, Лукиной А. Г., С. И. Толстяковой, А. С. Федорова.

Цель работы : воспитание у дошкольников интернационализма , толерантности к представителям других национальностей, высокой культуры межнационального общения через танцы разных народов .

Исходя из цели работы поставлены следующие задачи :

Формировать положительное отношение к разным народам через знакомство

с их танцевальным искусством ;

Познакомить детей с историей, бытом, обычаями, традициями разных народов через танец;

Ожидаемые результаты :

В результате использования народных танцев как средства интернационального воспитания дошкольник с детства уважительно относится к представителям других национальностей, к другим культурам.

Дошкольное детство – начало процесса становления мировоззрения человека. Именно в это время ребенок познает мир в чувствах, эмоциях. Становление единой картины мира

в сознании человека осуществляется через искусство, язык, народное творчество.

В процессе познания окружающего мира у ребенка вырабатывается своя собственная система взглядов на мир, своя картина мира. В то же время в период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит, будет ли он толерантно относиться к представителям других национальностей. Толерантность - это не только терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, это способность слышать, признавать и уважать мнения других, невраждебно встречать убеждения, отличные от своего, умение жить в гармонии, как с собой, так и с людьми, осознание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Это не уступка, не пассивное подчинение мнению, взглядам и действию других, не покорное терпение, а активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека, психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, во имя позитивного действия с людьми иной культуры, иной национальной среды .

Именно в период дошкольного детства очень важно закладывать основы толерантного отношения к другим национальностям. В этом существенную помощь может оказывать приобщение детей к танцевальному искусству разных народов. Танцы имеют большое воспитывающее значение и доставляют эстетическую радость. Развивается воображение, образное мышление, внимание и память у детей. У детей пробуждается стремление

к прекрасному, усиливается эмоциональная отзывчивость и творческая активность.

Народные танцы - неотъемлемая часть народной культуры. Они имеют прочную связь с мировоззрением, верованиями, с национальными особенностями психологии народа. Танцы мы воспринимаем как искусство , которое несет в себе высший смысл-красоту

и добро. В нем народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизни. Танец всегда связан с историей народа. Он возник на основе трудовой деятельности человека

и связан с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами. Народные танцы созданы на основе фольклора, а фольклор-это душа народа. Они непосредственные , искренние, исполняются весело, легко импровизируются. Корни этого вида искусства уходят в глубокую древность. В танцах запечатлелась извечная красота, гармония души человека

и природы. Именно поэтому они вселяют в человека надежду, утверждают стремление

к возвышенному и прекрасному. Танец затрагивает тончайшие струны человеческой души. Он способствует совершенствованию человека, достижение им душевной и пластической гармонии.

Танцы - волшебный мир , в котором с удовольствием погружается ребенок. Яркие эмоции, которые испытывает ребенок во время танца , закрепляют в нем положительное отношение к разным национальностям. Ведь реальная жизнь и пластически-образное видение народа запечатлелись в причудливых, оригинальных формах народного танца .

Работу по этому направлению в детском саду № 86 «Колокольчик» как педагог дополнительного образования я начала в 1994 году. В течение 18 лет через приобщение к танцевальному искусству я стремилась воспитывать в детях чувство любви и уважения

к представителям разных национальностей.

Прежде чем поставить танец какого-либо народа детям дошкольного возраста обязательно рассказываю о том крае, где живет он, какой там климат, какие обычаи и традиции, быт. Дети с интересом знакомятся с жизнью , бытом, костюмами, музыкой, особенностями разных народов. Только после такого подробного ознакомления с национальными особенностями детей начинаю учить танцевальным движениям . Образность, экспрессивность музыки, танца развивает эмоциональность детей, питает их воображение. В процессе выполнения различных движений у детей укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается осанка, походка, развивается координация движений

и ориентация в пространстве.

Процесс обучения проходит очень динамично со сменой различных ритмов, импровизацией движений и танцевальных игр , упражнений. Привлекательная форма занятий способствует тому, что даже дети без выраженных способностей начинают хорошо танцевать . Продолжительность занятий соответствует возрасту детей. В процессе обучения осуществляется дифференцированный подход к детям с учетом их личности, творческих способностей и физических данных. Это необычные занятия, позволяющие ребенку пережить чувство прекрасного. Через это яркое чувство формируется его отношение

к другим народам.

Дети учатся исполнять движения народно-сценического танца . Они очень способны : одинаково умело исполняют движения в характере русских хороводов, овладевая мягкой пластикой рук, головы, корпуса, а также умело исполняют мужественные танцы северных народностей -танец охотника, орла и др. Дошкольники любят народный танец, потому что он близок и понятен им благодаря богатству и яркости различных образов. Свои достижения они демонстрируют на открытых занятиях, концертах, конкурсах, фестивалях, где они неоднократно становились лауреатами, дипломантами. К выпускному году дети уже умеют исполнять больше десяти народных танцев :

Русский хоровод;

Украинский гопак;

Китайский;

Греческий сиртаки;

Испанский;

Цыганский;

Итальянская тарантелла;

Финская полька;

Корейский тхэквондо;

Долганский;

Эвенкский;

Чукотский;

Якутские;

Восточный.

Также поставила композицию «Дружба народов» , основной идеей которой является призыв к миру, дружбе между разными народами (см. приложение) . В заключение хочется отметить, что последовательное ознакомление детей с культурой других национальностей, изучение их танцевального искусства является одним из средств воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей. Опыт работы с детьми свидетельствует о том, что с помощью народных танцев можно увлечь детей , довести до их сознания этическую культуру. В результате постановки и исполнения народных танцев детьми были замечены следующие изменения :

У дошкольников появился интерес и уважение к другим национальностям;

Наблюдается толерантное отношение к людям другой национальности;

Исчезают некоторые сложности в отношениях, в общении между сверстниками, так как детский сад № 86 характеризуется многонациональным составом коллектива детей;

Формируются дружеские чувства к детям других национальностей.

Таким образом, позитивные результаты, полученные на данном этапе работы, убеждают в том, что приобщение детей к танцевальному искусству других народов является одним из эффективных средств формирования дружелюбия между детьми разных национальностей, помогающим воспитать интернационалистов .


ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ - целенаправленный процесс систематического воздействия на сознание и чувства людей с целью превращения интернационализма в устойчивые убеждения и повседневные социально-психологические установки и нормы поведения людей. Воспитание интернациональное - это процесс приобщения граждан той или иной национальности к интернационалистским ценностям и традициям, формирование у них уважительного отношения к лицам другой национальности, культуры межнационального общения. Воспитание интернациональное направлено на преодоление национальной обособленности и узконациональных взглядов и привычек, националистических настроений и действий и других негативных явлений в сфере национальных отношений. Именно В. и. является одним из эффективных средств как «профилактики», так и «лечения» националистических проявлений.

Процесс воспитания интернационального имеет несколько уровней: а) теоретический или мировоззренческий; б) психологический; в) практический. Прежде всего необходимо утверждение интернационализма в сознании людей как мировоззренческой системы. Далее требуется формирование интернационалистских по содержанию и функциям социальных чувств людей, настроений, привычек и прочих психологических элементов. Большое значение в воспитании интернациональном имеют жизненные примеры, факты, события, непосредственный опыт самих воспитуемых. Таким образом, воспитание интернациональное - это система мер и методов воздействия субъектов воспитания на сознание, чувства, волю, нравы и поведение людей с целью превращения принципов интернационализма в их прочные убеждения, осознанные нормы поведения и действия, в повседневную норму их образа жизни.

В то же время нельзя успешно воспитывать интернационалистские чувства и убеждения, не учитывая чувств национальных. Интернационалистское чувство и сознание не исключают, а предполагают национальную гордость каждого человека, его патриотические чувства. Любить свою нацию вовсе не значит закреплять ее особенность, стремиться к ее замкнутости и ограниченности, предаваться иллюзиям о ее исключительности. Если естественное чувство любви, привязанности к своему народу замыкается в рамках только национального, то речь идет уже не о подлинном национальном чувстве, а о проявлениях национального эгоизма, национальной кичливости. Подобные отклонения затрудняют процесс В. и., хотя благодаря этому воспитанию (конечно при правильной национальной политике) могут быть преодолены.

Для достижения высокой эффективности в воспитании интернациональном недостаточно ограничиться формированием соответствующего сознания. Необходимо также воздействовать на мир чувств человека. Речь идет о том, чтобы принципы интернационализма не только усваивались в их политическом содержании, но и становились нравственной нормой непосредственного общения различных национальностей, становились неотъемлемой чертой жизненной позиции человека. Нередко бывает так, что относительно высокий уровень интернационального сознания не исключает негативных моментов в сфере личного общения между представителями различных национальностей. Это происходит тогда, когда упускается психологический компонент воспитания интернационального и процесс воспитания сводится к уровню сознания, чего еще недостаточно для того, чтобы интернационалистское сознание на уровне убеждения служило регулятором жизнедеятельности человека.

В СССР дело воспитание интернациональное осуществлялось постоянно и целеустремленно. Интернационализм советских людей наглядно проявлялся на всех этапах развития общества. Однако со временем в воспитании интернациональном стали преобладать формализм, пустозвонство, показные мероприятия, ненужная суета и др. негативные стороны. При этом слабо учитывались национальные интересы и чувства, интернационализм нередко трактовался как денационализация или русификация. Все это нанесло ущерб воспитанию интернациональному. После распада СССР в современной России воспитанию интернациональному не придается должного внимания. Можно сказать оно вообще не ведется. Это негативно сказывается на межнациональных отношениях.

См.: Интернационализация, Интернационализм. Национализм, Патриотизм.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 54-56.

Интернациональное воспитание

Как выработка гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми независимо от цвета их кожи, языка, обычаев, проживания на той или иной территории до недавнего времени считалось в нашей стране решенной проблемой. Дружба детей всей планеты, переписка со сверстниками из союзных республик, обмен делегациями, фестивали, праздники - все это было поводом для умиления и восторгов, заслонявших каждодневные усилия по формированию подлинных интернационалистических убеждений. Слишком много громких слов произносилось об интернациональном характере нашего общественного уклада, о воспитании гордости за нашу многонациональную страну, и, по сути, так мало делалось практических шагов для упрочения этих воззрений.

С началом перестройки, вскрывшей глубокие внутренние противоречия в обществе, формализм такого подхода стал особенно очевиден. Печальные события, которые называют по-разному: «стычки на межнациональной основе», «острые национальные конфликты» и пр., свидетельствуют о серьезности вопроса не только в политическом, но и в педагогическом плане.

Дух подлинного интернационализма не всегда царит и в семейном окружении ребенка. Обычные бытовые неурядицы порой воспринимаются с ложным оттенком национальной приземленности. Взрослые члены семьи предпринимают недостаточные усилия, чтобы предотвратить распространение среди детей обидных кличек, ложных слухов, ущербных анекдотов, всякого рода шуток, оскорбляющих национальное достоинство. В результате детьми даже младшего возраста допускаются нелестные выражения в адрес сверстников другой национальности, а в среде подростков нередко бывают и более жестокие поступки. Если в поведении ребенка проявились такие тревожные симптомы, нельзя оставлять их без внимания окружающих.

Интернационализм развивается на основе глубокого познания героической истории народов, их лучших традиций, трудовых достижений, вклада в дело всенародного созидания. Но интернационализм - достояние не только разума и чувства. Это еще и патриотическое и нравственное единство людей, формируемое в совместных заботах об общем благосостоянии. В жизни воспитание в духе интернационализма часто отрывается от личного опыта ребят;, от их конкретных действий, ощущений и переживаний, несмотря на то что существование любой семьи буквально на каждом шагу сплетено интернациональными связями. Ничто не может заменить прямых контактов с людьми разных национальностей: ни семейные поездки в другие республики", экскурсии по стране, обмен школьными делегациями, заочное ознакомление с культурой, традициями, обычаями разных народов...

Надо видеть и изучать жизнь, друг друга изнутри, чтобы понять и оценить ее по достоинству. И очень важно уделять особое внимание изучению языков народов нашей страны как средству межнационального общения. Здесь открываются особенно большие возможности семьи для утверждения в детях духа интернационального здоровья.

Обострение межнациональных отношений и связанные с ним последствия для общества, для каждой семьи, для каждого человека остро волнуют всех людей. И дети не остаются в стороне от происходящего, но воспринимают его по-своему. Наше социалистическое общество немыслимо без единства всех советских народов. Для его сохранения предстоит безотлагательно искать новые подходы к И. в: Во-первых, необходимо донести до детей исторический смысл накопленного опыта, помочь нм осмыслить его с позиций перестройки. Во-вторых; как бы это ни было сложно, проанализировать вместе с детьми процессы, происходящие в межнациональной сфере, раскрыть подлинные причины тех трудностей, которые ставит жизнь. Наконец, нацелить детей на конкретный образец поведения и реальные действия по сплочению детей разных национальностей.

Главное же условие успеха детей - это глубокая вера самих родителей в незыблемость принципа социалистического единства всех народов нашей страны, уважение и доброжелательность по отношению к людям всей Земли и искреннее стремление передать эту веру и убежденность сыновьям и дочерям. Ничто так сильно не воздействует на ребенка, как последовательное утверждение интернационалистических начал в укладе жизни его собственной семьи.