Как проверяется дружба лезгинская народная сказка мультфильм. Мамины волшебные слова или как фразы родителей влияют на жизнь ребенка

Дети - наши учителя

Воспитание детей – задача не из простых. И вместе с этим, процесс интересный и увлекательный. Особенно для тех, кто готов учиться всю жизнь. На Востоке говорят: «Настоящий учитель – это тот, кто готов учиться у каждого встречного. А настоящий ученик тот, кто видит в каждом своего учителя». Что уж говорить о наших детях? Это наши лучшие учителя! Я часто спрашиваю на семинарах по воспитанию детей: «А чему вы учитесь у ваших детей?» Часто аудитория недоумевает: «А чему мы должны у них учиться? Мы их учим всему необходимому!» Я позволю себе не согласиться с этим. Мы не способны воспитывать кого-либо и тем более своих детей, если сами не находимся в потоке познания Жизни. Давайте задумаемся, чему же все-таки могут научить нас наши дети!

Дети учат нас способности жить настоящим (здесь-и-сейчас ). У взрослых людей очень много времени проходит в мыслях о будущем и в воспоминаниях. Многие люди живут одними воспоминаниями. Многие - одними мечтами. И что интересно - ни среди "мечтателей", ни среди "вспоминателей" счастливых людей вы не обнаружите. Счастливы лишь те, кто живут настоящим. Дети же живут по принципу "есть только миг между прошлым и будущим - именно он называется жизнь", и во многом это объясняет то, почему практически все дети, какими бы тяжелыми не были условия их жизни, счастливы.

Они наши учителя в развитии способности к необусловленной любви . Дети любят родителей не за что-то, а потому что любят (по крайней мере, в младшем возрасте). Я рекомендую родителям самим посмотреть мультик «Просто так!» и учиться принципу бескорыстия у своих детей.

Также мы можем, наблюдая за своими детьми, учиться физической и психологической гибкости . Именно психологической гибкости не хватает многим людям, когда перед ними возникают сложные проблемы.

Маленький человек открыт миру, а потому и мир открыт ему . Большинство взрослых "запирают дверь" в свое сердце. В какой-то степени это необходимо, ибо, учитывая несовершенство людей, можно предположить, что в "открытое сердце" могут, извините, нагадить. Но постоянная закрытость приводит к негативному восприятию мира и себя в нем. И отношение мира к человеку, который все время закрыт для него, соответствующее.

Дорогие взрослые, а вы давно удивлялись? Наши дети пришли, чтобы научить нас способности удивляться . К сожалению, часто приходится слышать, как многие взрослые с гордостью заявляют о том, что их уже ничем нельзя удивить. Чем тут гордиться - непонятно. Отсутствие способности удивляться у взрослого человека вовсе не говорит о том, что он стал очень мудрым. Напротив, мудрец удивляется каждый миг самым простым (в нашем понимании) вещам: травинке, листу, упавшему с дерева, солнечному лучу и т.п.

Вы наверняка обращали внимание на то, насколько естественны и просты дети . Поведение взрослого человека во многом неестественно. Оно обусловлено различными правилами, установками, привычками, законами, которые определяют нашу социальную жизнь и в большинстве своем не являются природными.

Еще один урок нам, взрослым, - это способность детей к необусловленной радости . Радость взрослого человека в подавляющем большинстве случаев связана с чем-либо: радость от встречи с другом, радость от вовремя выданной зарплаты, радость от хорошего урожая на огороде и т.п. Есть и другие радости. Морис Метерлинк в "Синей Птице" указывает на следующие Великие Радости: "Великая Радость - Быть Справедливым", "Радость Быть Добрым", "Радость Завершенного Труда". "Радость Мыслить", "Радость Понимать", "Радость Созерцать Прекрасное", "Великая Радость Любить" и др. Но все эти радости, и великие, и мелкие, лишь частички единой, настоящей радости – радости, обитающей внутри нас, для которой, собственного говоря, и причины особенно не нужны. Все наши мелкие или даже "великие" радости являются лишь поводом для проявления той настоящей радости, которая есть в каждом из нас. Чем больше таких поводов для ее проявления будет, чем чаще она будет проявляться, тем скорее мы сможем приблизиться к такому состоянию души, когда радость, беспричинная радость будет наполнять своим светом каждый прожитый нами день.

Вы замечали, что у детей отсутствуют условности и ограничения, стереотипы и шаблоны ? Чем старше человек становится, тем больше его ум "опутывают" разнообразные условности и ограничения, а стереотипы "создают" своеобразную стену, из-за которой не видно новых путей. Общение с детьми, сознательное желание у них научиться чему-либо может помочь, если не разрушить эту стену и порвать путы, то хотя бы ослабить их воздействие.

Легкость в восприятии нового – еще один ценный урок, приготовленный нам нашими детьми. Объяснение того, почему человеку так трудно приспособиться к изменениям, лежит в его природном консерватизме, который являлся и, наверное, и сейчас является необходимым условием выживания. Любое действие человека, раз оно не привело в прошлом к гибели, уже имеет определенное преимущество перед другими, неопробированными действиями, уже дает некоторую гарантию выживания, и организм стремится повторить его и превратить в привычку. Поэтому консерватизм вполне природное явление, свойственное всем живым существам. Но у человека консерватизма должно быть в меру, иначе никакого развития не будет.

Очень верно заметил Г.К.Честертон: "Все мы гении, пока нам не исполнится десять лет". И действительно, всем детям (пока родители, детский сад и школа не "заблокировали" им каналы творчества) свойственно постоянное творчество. Родители, которые понимают это и стараются, чтобы творчество было частью и их жизни, позволяют ребенку остаться творческой личностью и тогда, когда он вырастет.

Многие взрослые люди живут мечтами. Мечтательность, возможно, в какой-то степени и хорошее качество, но только в том случае, если мечтаем мы в меру (иначе мечты заслоняют реальность, и возникает множество проблем). А еще лучше, если человек с возрастом не утратил способность жить в стране Фантазии. В детстве мы все были жителями этой страны, но по мере взросления покидали ее. И только немногие взрослые могут хотя бы изредка в нее возвращаться. Не стоит думать, что время, проведенное в стране фантазии, пропадает зря, напротив, это не только великолепный отдых, но и колоссальный толчок к развитию (да и для здоровья весьма полезно). Так, что учитесь фантазировать вместе с детьми !

Ну и конечно, нам стоит поучиться у детей способности быть счастливыми . Русский философ Григорий Померанец писал: "Можно быть счастливым беспричинно. Можно быть счастливым, несмотря на неудачи, даже несчастья. Ребенок всегда способен к счастью и счастлив, когда играет, когда чувствует любовь матери и отца и любит их. А многие большие люди слишком озабочены для счастья. Они думают о завтрашнем дне (или о вчерашнем), о том, какие несчастья были с ними или могут быть, каких внешних условий счастья им не хватает, с утра до вечера делают работу, которая сама по себе не радует их, лишь бы не умереть под забором - и проходят мимо счастья, которое все в настоящем, в сегодняшнем дне и не в вещах, а в нашей способности откликаться вещам - простым, естественным, дарованным: небу, дереву, человеку".

И если мы, взрослые, способны откликаться этим рокам любви, предлагаемым нашими маленькими учителями, значит мы готовы стать любящими родителями. Тогда наши отношения с детьми будут праздником естественной жизни и безусловной Любви!

Если вам предоставлялась возможность наблюдать за одухотворенным человеком, то вы, наверное, замечали, что он всегда включен. Его интересует все, что происходит вокруг, даже что-то незначительное, он готов с полной отдачей выполнять работу "не по статусу", кажется, для него все так важно. И это не кажется, это действительно так. Он присутствует в настоящем моменте и не отбрасывает в сторону детали настоящего. А если у вас нет возможности общаться с людьми с высоким уровнем духовности, наблюдайте за детьми. Они ведут себя точно так же. Только их поведение почему-то вызывает не уважение, а раздражение.

Ребенок никогда не сидит. Хотя родители упорно учат его бытовому терпению - лучшему, что может убить настоящее, прожиганию времени ради светлого будущего.

"Посиди спокойно, подожди, не дергайся, иди рядом и не верти головой, тогда дам конфетку"; "Сейчас нам нужно спокойно посидеть, чтобы доехать до бабушки и там уже будем играть". Другими словами: "Помучайся пока, поживи как-нибудь сейчас, чтобы потом было хорошо и интересно". Будет ли интересно потом? Наверняка опять придется чего-нибудь ждать. Своими капризами, нежеланием скучно делать повседневные дела, ребенок призывает нас жить сейчас, делать настоящий момент интересным и захватывающим.

Обратите внимание, ребенок всегда включен в процесс, причем в абсолютно любой, несмотря на то, что многих это раздражает. Пока взрослые пытаются отмучиться в дороге, убить время, ребенок интересуется всем происходящим здесь и сейчас. Он с любопытством всех разглядывает, а в ответ слышит: «не смотри на дядю, это не хорошо, не вертись», находит интересное практически в любом месте и в любое время: «ну что ты там опять ковыряешь? Убери руки, там грязь, сиди спокойно, скоро приедем.

Дети - наши учителя. И это не просто красивая фраза. Если воспринимать ее на полном серьезе, если применять ее в жизни, если слушать ребенка, слышать ребенка, можно научиться очень многим вещам.

Присутствовать здесь и сейчас

Об этом мы уже поговорили. Делайте повседневные дела интересными и захватывающими. Вместо того, чтобы уйти в свои мысли во время одевания ребенка, попробуйте его увлечь интересными рассуждениями, проговаривайте весь процесс, акцентируйте внимание на деталях. Да, в мире есть вещи и поважнее, но смысл жизни здесь и сейчас – надеть колготки! :)


Медитировать в крайне неподходящих условиях .

В жизни мамы бывают моменты, когда приходится долго находиться в неудобных позах. Ребенок заснул (наконец-то!) у вас на руках в транспорте, но не совсем удачно, грудничок всю ночь сосет грудь и уже нет сил лежать на одном боку, дети затеяли шумную игру, когда хочется отдохнуть. Это отличный повод для медитации. Музыка для медитации, приглушенный свет и удобная поза? Не слышали! Для того, чтобы быстро снимать усталость и быть менее зависимым от обстоятельств, нужно учиться расслабляться в неудобных положениях.

Улыбаться без повода

Удивительно, но взрослых часто раздражает, когда ребенок улыбается без повода. То они считают, что он что-то замышляет, то боятся, что прохожие подумают, будто он над ними смеется. В любом случае, такой реакцией взрослые выстраивают в подсознании четкую связь: смеяться и улыбаться нужно только тогда, когда для этого есть понятный для окружающих повод. Но в дальнейшем, чем реже мы улыбаемся, тем меньше для этого поводов.

Играть

Любую ситуацию превращать в игру, мыслить играя, легко менять правила, быстро забывать о поражениях. Принципиальных детей очень мало, если ребенок имеет какие-то принципы, он просто подражает взрослым, и его принципы легко рушатся под натиском детского жизнелюбия и любознательности. Широко смотреть на мир и наивно быть уверенным, что ты можешь все и тебе доступно все – то мировоззрение, которое делает взрослого человека успешным и которое этим же взрослым достигается путем длительной работы над собой, кучей пройденных тренингов и прочитанных книг по личностному росту. Поэтому прежде, чем в следующий раз сказать ребенку: «Ты не сможешь, не трать время, ты еще маленький, это не для тебя», подумайте, может быть лучше взять с него пример?

Принимать себя и свои эмоции

Сложно представить себе маленького ребенка, который пытается скрыть свою обиду. На лице сразу отражается негодование, Он проживает и прожигает свою эмоцию до конца и сразу, пока она не пустила корни, а потом с легким сердцем живет дальше и любит всех вокруг. Умение скрывать и подавлять эмоции приходит с возрастом. Уже в школьном возрасте родители и учителя пытаются научить это делать вместо того, чтобы учить правильно и цивилизованно принимать в себе все движения души, искренне просить прощения и искренне прощать. И больше об этом не думать.

Очень хочется написать, что дети учат нас терпению. Но терпению ли? Терпение - это ожидание. Живите сейчас, и вам никогда больше не придется терпеть.

Воспитание детей - задача не из простых. И вместе с этим, процесс интересный и увлекательный. Особенно для тех, кто готов учиться всю жизнь. На Востоке говорят: «Настоящий учитель - это тот, кто готов учиться у каждого встречного. А настоящий ученик тот, кто видит в каждом своего учителя». Что уж говорить о наших детях? Это наши лучшие учителя! Я часто спрашиваю на семинарах по воспитанию детей: «А чему вы учитесь у ваших детей?» Часто аудитория недоумевает: «А чему мы должны у них учиться? Мы их учим всему необходимому!» Я позволю себе не согласиться с этим. Мы не способны воспитывать кого-либо и тем более своих детей, если сами не находимся в потоке познания Жизни. Давайте задумаемся, чему же все-таки могут научить нас наши дети!

Дети учат нас способности жить настоящим (здесь-и-сейчас). У взрослых людей очень много времени проходит в мыслях о будущем и в воспоминаниях. Многие люди живут одними воспоминаниями. Многие - одними мечтами. И что интересно - ни среди "мечтателей", ни среди "вспоминателей" счастливых людей вы не обнаружите. Счастливы лишь те, кто живут настоящим. Дети же живут по принципу "есть только миг между прошлым и будущим - именно он называется жизнь", и во многом это объясняет то, почему практически все дети, какими бы тяжелыми не были условия их жизни, счастливы.

Они наши учителя в развитии способности к необусловленной любви. Дети любят родителей не за что-то, а потому что любят (по крайней мере, в младшем возрасте). Я рекомендую родителям самим посмотреть мультик «Просто так!» и учиться принципу бескорыстия у своих детей.

Также мы можем, наблюдая за своими детьми, учиться физической и психологической гибкости. Именно психологической гибкости не хватает многим людям, когда перед ними возникают сложные проблемы.

Маленький человек открыт миру, а потому и мир открыт ему. Большинство взрослых "запирают дверь" в свое сердце. В какой-то степени это необходимо, ибо, учитывая несовершенство людей, можно предположить, что в "открытое сердце" могут, извините, нагадить. Но постоянная закрытость приводит к негативному восприятию мира и себя в нем. И отношение мира к человеку, который все время закрыт для него, соответствующее.

Дорогие взрослые, а вы давно удивлялись? Наши дети пришли, чтобы научить нас способности удивляться. К сожалению, часто приходится слышать, как многие взрослые с гордостью заявляют о том, что их уже ничем нельзя удивить. Чем тут гордиться - непонятно. Отсутствие способности удивляться у взрослого человека вовсе не говорит о том, что он стал очень мудрым. Напротив, мудрец удивляется каждый миг самым простым (в нашем понимании) вещам: травинке, листу, упавшему с дерева, солнечному лучу и т.п.

Вы наверняка обращали внимание на то, насколько естественны и просты дети. Поведение взрослого человека во многом неестественно. Оно обусловлено различными правилами, установками, привычками, законами, которые определяют нашу социальную жизнь и в большинстве своем не являются природными.

Еще один урок нам, взрослым, - это способность детей к необусловленной радости. Радость взрослого человека в подавляющем большинстве случаев связана с чем-либо: радость от встречи с другом, радость от вовремя выданной зарплаты, радость от хорошего урожая на огороде и т.п. Есть и другие радости. Морис Метерлинк в "Синей Птице" указывает на следующие Великие Радости: "Великая Радость - Быть Справедливым", "Радость Быть Добрым", "Радость Завершенного Труда". "Радость Мыслить", "Радость Понимать", "Радость Созерцать Прекрасное", "Великая Радость Любить" и др. Но все эти радости, и великие, и мелкие, лишь частички единой, настоящей радости - радости, обитающей внутри нас, для которой, собственного говоря, и причины особенно не нужны. Все наши мелкие или даже "великие" радости являются лишь поводом для проявления той настоящей радости, которая есть в каждом из нас. Чем больше таких поводов для ее проявления будет, чем чаще она будет проявляться, тем скорее мы сможем приблизиться к такому состоянию души, когда радость, беспричинная радость будет наполнять своим светом каждый прожитый нами день.

А замечали, что у детей отсутствуют условности и ограничения, стереотипы и шаблоны? Чем старше человек становится, тем больше его ум "опутывают" разнообразные условности и ограничения, а стереотипы "создают" своеобразную стену, из-за которой не видно новых путей. Общение с детьми, сознательное желание у них научиться чему-либо может помочь, если не разрушить эту стену и порвать путы, то хотя бы ослабить их воздействие.

Легкость в восприятии нового - еще один ценный урок, приготовленный нам нашими детьми. Объяснение того, почему человеку так трудно приспособиться к изменениям, лежит в его природном консерватизме, который являлся и, наверное, и сейчас является необходимым условием выживания. Любое действие человека, раз оно не привело в прошлом к гибели, уже имеет определенное преимущество перед другими, неопробированными действиями, уже дает некоторую гарантию выживания, и организм стремится повторить его и превратить в привычку. Поэтому консерватизм вполне природное явление, свойственное всем живым существам. Но у человека консерватизма должно быть в меру, иначе никакого развития не будет.

Очень верно заметил Г.К.Честертон: "Все мы гении, пока нам не исполнится десять лет". И действительно, всем детям (пока родители, детский сад и школа не "заблокировали" им каналы творчества) свойственно постоянное творчество. Родители, которые понимают это и стараются, чтобы творчество было частью и их жизни, позволяют ребенку остаться творческой личностью и тогда, когда он вырастет.

Многие взрослые люди живут мечтами. Мечтательность, возможно, в какой-то степени и хорошее качество, но только в том случае, если мечтаем мы в меру (иначе мечты заслоняют реальность, и возникает множество проблем). А еще лучше, если человек с возрастом не утратил способность жить в стране Фантазии. В детстве мы все были жителями этой страны, но по мере взросления покидали ее. И только немногие взрослые могут хотя бы изредка в нее возвращаться. Не стоит думать, что время, проведенное в стране фантазии, пропадает зря, напротив, это не только великолепный отдых, но и колоссальный толчок к развитию (да и для здоровья весьма полезно). Так, что учитесь фантазировать вместе с детьми!

Ну и конечно, нам стоит поучиться у детей способности быть счастливыми. Русский философ Григорий Померанец писал: "Можно быть счастливым беспричинно. Можно быть счастливым, несмотря на неудачи, даже несчастья. Ребенок всегда способен к счастью и счастлив, когда играет, когда чувствует любовь матери и любит ее. А многие большие люди слишком озабочены для счастья. Они думают о завтрашнем дне (или о вчерашнем), о том, какие несчастья были с ними или могут быть, каких внешних условий счастья им не хватает, с утра до вечера делают работу, которая сама по себе не радует их, лишь бы не умереть под забором - и проходят мимо счастья, которое все в настоящем, в сегодняшнем дне и не в вещах, а в нашей способности откликаться вещам - простым, естественным, дарованным: небу, дереву, человеку".

И если мы, взрослые, способны откликаться этим 12 урокам любви, предлагаемым нашими маленькими учителями, значит мы готовы стать любящими родителями. Тогда наши отношения с детьми будут праздником естественной жизни и безусловной Любви!