Система воспитания и развития бориса и лены никитиных. Методика развития семьи Никитиных: «Ребенок – творец будущего

Всех своих семерых детей Никитины воспитывали в гармонии. Они не мешали им развиваться, а способствовали этому.

Принципы системы Никитиных

Воспитание – это та основа, которую будет использовать малыш в дальнейшей жизни. И многие родители хотят видеть своего маленького сына или дочь успешным, воспитанным человеком. А для того чтобы это сделать, согласно методике Никитиных, мамам и папам следует отказаться от двух моделей поведения со своими детьми:

  • Чрезмерная организованность. Многие родители хотят дать своему малышу по максимуму знаний, заинтересовать его тем, что интересно им, не оставляя ни минуты свободного времени на то, что интересно маленькому человеку. В таких семьях родители слишком опекают детей. Они диктуют, что им делать, решают, чем те будут заниматься, что оденут на прогулку, а в дальнейшем, куда буду поступать, с кем общаться и создавать семьи.
  • Полная заброшенность. Это абсолютная противоположность предыдущему случаю. Родители практически не участвуют в жизни детей. Они не интересуются, чем те увлекаются, о чем мечтают. Ведь на первом месте для них физиологические потребности. Если сын или дочь сыты, здоровы и одеты – они счастливы и больше ни в чем не нуждаются.

По системе Никитиных родители не должны игнорировать своих детей, но и чрезмерно опекать их, ограждая от внешнего мира, тоже. В воспитании своих детей они придерживались золотой середины, формирующейся на основных принципах их системы:

  1. Каждый малыш в праве самостоятельно выбирать то, чем он хочет заниматься. При этом родители должны правильно подтолкнуть его к тому, что физическое и интеллектуальное развитие должны одинаково присутствовать в его жизни.
  2. Не стоит кутать своего малыша. Одежда должна соответствовать сезону, быть максимально легкой и комфортной. Чем ее меньше – тем лучше.
  3. Малыша как можно раньше нужно познакомить со спортивными снаряжениями, помочь разобраться с ними и на собственном примере показать, как правильно их использовать.
  4. Родители должны быть для своего малыша поддержкой, которой он в любой момент может воспользоваться. Они должны проявлять интерес к его жизни.

Как вызвать желание заниматься?

Методика раннего развития Никитиных поможет разобраться в вопросе, который так часто можно услышать от молодых родителей – как вызвать у ребенка желание заниматься? Все очень просто. Достаточно создать такие условия развития, которые опережают этот процесс.

В арсенале младенца не должны быть игрушки подходящие сугубо его возрасту. А вот интересные развивающие игры для старших детей или плакаты на стенах, различные приборы будут очень кстати. С раннего детства малыш будет тянуться к тому, что не совсем для него понятно. И это отличные условия для новых познаний, овладения навыками. Во всех этих порывах к познанию нового должны присутствовать и родители. Они находятся рядом, но не выполняют за малыша непосильные задачи.

Цель их присутствия:

  • Похвалить
  • Поддержать
  • Помочь решить возникшую проблему, но не сделать это за дочь или сына.

При изучении чего-то нового многие дети сталкиваются с тем, что у них многое не получается. В этот момент их нужно успокоить, подбодрить и смотивировать, но никак не ругать и упрекать в неудаче.

Физическое развитие в семье Никитиных

Никитины уделяли большое внимание вопросу физического развития своих детей. Они воспитали своих их закаленными, выносливыми, редко болеющими.

Для того чтобы достичь этого результата с раннего детства детей нужно:

  • Знакомить со спортом
  • Кормить здоровой пищей, не перекармливать
  • Одевать в удобную одежду, не сковывающую движений
  • Закаливать.

Закаливание с детства – это залог крепкого иммунитета. Что для этого рекомендуют делать Никитины:

  • Обливаться холодной водой
  • Ходить босиком по снегу
  • Соблюдать определенную температуру воздуха в помещении.

Интеллектуальное развитие по данной системе

Физическое и интеллектуальное развитие в системе Никитиных стоят на одном уровне. Ведь человек должен быть не только сильным и здоровым, но и умным, способным решать непредвиденные вопросы, находить выход со сложных жизненных ситуаций.

Для того чтобы обеспечить должное интеллектуальное развитие своим детям, а также передать этот опыт другим родителям, Никитин разработал огромное количество интеллектуальных игр. И все они имеют одну особенность – не оглашение правил.

Изначально это может показаться странным. Как маленький ребенок может понять, правила игры, которую он видит впервые? На самом деле все намного проще. Начиная играть, малыш вникает в суть происходящего, наблюдает за остальными игроками, делает соответствующие выводы. Опираясь на них, анализирует, задействовав интеллектуальное мышление. Если же ему не удалось разобраться с правилами игры, ее откладывают до более подходящего времени.

Большая часть созданных Никитиным игр рассчитана на то, чтобы не ограничивать детей в творчестве. Поэтому на основе имеющихся игр можно создавать новые.

Примеры игр по системе супругов Никитиных

В воспитании своих детей Борис Никитин признавал только игры, которые сам же и разрабатывал. Они очень нравились его малышам, ведь были подобраны в соответствии с их возрастом. Большинство из них были многоуровневыми – ими могли играть как младенцы, как и дошкольники, школьники.

В качестве примера можно рассмотреть 4 игры, которые разработал Борис Никитин.

Сложи узор Никитина

Это одна из самых простых игр, которую сможет осилить 1,5-годовалый малыш. Но и дети старшего возраста могут в нее играть. Только в этом случае усложняется поставленная задача.

Основой игры являются кубики Никитина в количестве 16 штук. Размер каждого ребра составляет 3 сантиметра, а каждая грань окрашена в определенный цвет.

Суть игры – родители усаживаются рядом с детьми и предлагают сложить определенный узор из кубиков. Для начала можно попробовать собрать линию одного цвета, затем чередовать цвета, а после переходить на более сложные узоры. Важным нюансом является то, что окончить игру следует до того, как дети потеряют к ней интерес.

Это также универсальная игра, которая подойдет для детей от 2 лет и старше. Представлена она множеством разных геометрических фигур. Из них нужно собрать квадрат. Для самых маленьких это предлагается сделать из 2 фигурок – треугольников, прямоугольников или других частей, из которых может состоять обозначенная в задании фигура. Освоив этот уровень можно переходить к следующему. Количество фигур, из которых нужно собрать квадрат, в зависимости от возраста детей, увеличивается.

Смысл этой игры – это создание объемных фигур в соответствии с разработанными Никитиным схемами. Сделать это предлагается из 27 кубиков, 3 грани каждого из которых окрашены в определенный цвет. Несмотря на простые правила и прилагающуюся схему игра не так уж и проста. А все дело в цветах, а вернее их сочетании – они довольно редкие.

Для детей доступно 60 заданий. Первые задания можно выполнять с детьми от 1,5 до 3 лет.

Многие дети не любят их и не понимают, но в школьной программе они присутствуют и от этого никуда не деться. Как раз для этого случая предусмотрена эта игра. С помощью нее детей в возрасте от 3 до 5 лет можно познакомить с таким непростым понятием, как дроби.

Набор для игры представлен 3 фанерками, размер каждой из них равен альбомному листу. Для каждой фанерки предусмотрено 4 круга одинакового размера. Отличия их заключаются в цвете и сечении фигуры. Первый круг целостный, второй разделен на 2 части, третий на три и так дальше. Самый последний круг состоит из 12 частей.

Польза игры заключается в том, что дети могут повторить цвета, пересчитать части каждого круга и сравнить между собой дольки, взятые из разных кругов. Это отличный способ наглядно увидеть и понять, почему 12 часть целого круга меньше чем 6.

Это лишь часть игр, разработанных Никитиным. На них выросло не одно поколение детей. Они эффективны и познавательны. В процессе игры дети лучше усваивают новый материал.

Преимущества и недостатки системы

Воспитывая детей по данной системе, многие родители отмечают то, что они в развитии значительно опережают своих сверстников.

  • Имеют устойчивый ко многим заболеваниям иммунитет. Даже если организм подкосила инфекция или вирус, он намного быстрее, без осложнений справится с этим.
  • Любознательные, стремятся к чему-то новому.
  • Всегда готовы к любым жизненным трудностям, не боятся ошибиться, быстрее находят правильный выход из любой ситуации.
  • Интеллектуально развиты.

Несмотря на преимущества данной системы, есть родители, которые отмечают некоторые негативные стороны такого воспитания.

Заключаются они в следующем:

  • Ребенок сам выбирает, чем ему заниматься. В школе это существенно сказывается на его успеваемости, ведь в изучение неинтересных для него предметов он не углубляется.
  • Система предусматривает тесный контакт детей с родителями, лишая их возможности общаться и развиваться вместе со своими сверстниками. Это может привести к тому, что их круг общения становится ограниченным.

Многие родители видя, что их малыш в интеллектуальном развитии опережает своих сверстников, пытаются дальше развивать его способности. И не находят ничего лучшего, чем записать их в классы или школы с определенным уклоном. Бывает и так, что дети попадают в класс, где ученики по возрасту старше его. Он чувствует себя ущемленным, нередко у него возникают проблемы с социализацией.

Решив взять за основу воспитания своего малыша систему Никитиных, стоит еще раз хорошо взвесить все ее плюсы и минусы. Некоторые родители, которые являются ее приверженцами, отмечают для себя и используют только некоторые принципы, вносят в методику свои коррективы. Ведь только родители знают, что нужно их малышу, каким должно быть его воспитание и развитие. И никто не вправе навязывать им свое мнение, касающееся этих вопросов.

Безусловно, здоровье и интеллектуальное развитие ребенка важно для родителей. Но его душевное состояние и хорошее настроение куда важнее.

Видео о семье Никитиных

Вы хотите, чтобы Ваш ребенок вырос самодостаточной личностью? Тогда приготовьтесь ежедневно помогать ему развиваться. Причем не "когда-нибудь", а буквально с самого первого дня рождения малыша, и не просто даря ему ласку и заботу, а уделяя все свое время и внимание занятиям, направленным на развитие его способностей. И поможем Вам в этом одна из самых эффективных и доступных методик раннего развития детей – система развивающих игр Никитиных.

Вы хотите, чтобы Ваш ребенок вырос самодостаточной личностью, был счастливым и здоровым? Тогда приготовьтесь ежедневно, ежечасно, ежеминутно помогать ему развиваться, и становиться способным и талантливым. Причем не "когда-нибудь", а буквально с самого первого дня рождения малыша, и не просто даря ему ласку и заботу, а уделяя все свое время и внимание занятиям, направленным на развитие его творческих, интеллектуальных и физических способностей. И поможем Вам в этом одна из самых эффективных и доступных методик раннего развития детей , проверенная временем и одобренная многими специалистами – система развивающих игр Никитиных.

Прочему именно методика Никитиных, а не какая-нибудь другая (например или )? Во-первых, Никитины – это российские педагоги, поэтому их методика разработана с учетом нашего менталитета. Во-вторых, их методика основана на собственном опыте. И самое главное, эффективность их метода доказана на примере детей Никитиных, которые выросли, воспитывают уже собственных детей по методике своих родителей, и считают, что именно такой подход к воспитанию не только дает детям превосходный "старт" для дальнейшего самосовершенствования, но и существенно облегчает совместную жизнь разных поколений в одной семье.

Несколько слов о Никитиных


Семья Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных привлекла к себе внимание общественности более полувека тому назад. В 1962 году в прессе появилась первая публикация о семье педагогов-новаторов из поселка Болшево (Подмосковье), дети которых бегают по снегу босиком и демонстрируют невероятные физические и интеллектуальные способности (к 3-4 годам все уже осваивали азы математики и чтения).

Позднее методикой воспитания советских педагогов заинтересовались не только отечественные специалисты, но и их коллеги из Германии (ФРГ), Японии и других стран. Нестандартный образ жизни многодетной семьи (у Никитиных было 7 детей) обычных советских педагогов, а также их книги и удивительная стойкость в отстаивании своих методов воспитания вызывали неоднозначную реакцию – "официальная" медицина и педагогика относилась к методике Никитиных крайне негативно, а вот прогрессивно настроенные молодые родители активно перенимали практический опыт педагогов-новаторов.

Противостояние, возникшее между традиционной педагогикой и методикой Никитиных, повлекшее за собой ряд исследований, привело к небывалой популярности новаторского метода Никитиных в частности, и раннего развития детей в целом. К началу 80-х годов о семье Никитиных знала вся страна, а их методы воспитания стали основой российской родительской педагогики, которая применяется и по сей день.

Особенности методики Никитиных

Никитины были уверены, что в общении со своим ребенком многие родители допускают две крайности:

  • чрезмерная забота – непрерывные занятия, игры и развлечения, из-за которых у ребенка совершенно не остается времени для самостоятельной деятельности;
  • заброшенность – общение с ребенком, которое сводится только к удовлетворение его физиологических потребностей (накормить, помыть, уложить спать и т.д.).


Поэтому ими была выведена "золотая середина", базирующаяся на пяти основных принципах:

  • творческая свобода детей – полное исключение специальных занятий, тренировок или уроков: дети занимаются чем хотят, и сколько хотят;
  • естественная физическая культура – с самого раннего детства детей должны окружать спортивные снаряды и минимум одежды;
  • заинтересованность родителей – родители должны принимать непосредственное и самое активное участие во всех сферах жизни детей, в том числе в совместных играх и соревнованиях;
  • минимум медицинского вмешательства – ответственность за здоровье детей полностью лежит на родителях, а медики участвуют в жизни ребенка только как помощники, обладающие специальными знаниями;
  • раннее интеллектуальное развитие – обширная библиотека, различные таблицы на стенах детской (с буквами, цифрами, периодической системой Менделеева и т.д.), развивающие игры, все это должно окружать малыша с первых же дней его жизни.

Другими словами, главная задача родителей, по мнению Никитиных , заключается в том, чтобы не мешать ребенку развиваться и не навязывать ему собственные замыслы. Помощь должна ограничиваться созданием всех условий для развития с учетом самочувствия и желаний малыша. Например, когда ребенок начал говорить, нужно создать ему соответствующие условия для развития речи: купить кубики с буквами, пластмассовые буквы и цифры, разрезную азбуку и т.д.

Как проходят занятия по методике Никитиных


Определенных требований к занятиям, как Вы уже, наверное, поняли, Никитины никогда не выдвигали: главное, создать насыщенную домашнюю среду, в которой ребенок сможет просто и легко всему обучиться. Но ими были разработаны развивающие игры Никитиных для детей любого возраста, которые открывают безграничный простор для творчества и позволяют "подгонять" их под особенности каждого ребенка.

Главное требование – дети должны играть с родителями, как минимум, в первое время. Объясняется это тем, что ребенку никто не объясняет правила игры. Он должен сам вовлечься, и подражая взрослым, постепенно осваивать правила игры, переходя от простых заданий к более сложным. При этом категорически запрещается подсказывать ребенку, так как необходимо предоставить ему возможность думать самостоятельно. Если же ребенок не может справиться с каким-то заданием или утратил к нему интерес, рекомендуется вернуться к более легкому этапу или на время приостановить игру.

Параллельно с развивающими играми большое внимание необходимо уделять физическому воспитанию и закаливанию малыша. Кроме того, развитие ребенка по методике Никитиных предусматривает обеспечение максимального доступа к природе: питаться скромно и просто, как можно больше времени проводить на свежем воздухе, стараться использовать только одежду из натуральных тканей, ходить босиком (причем не только по траве, но и по снегу).

Недостатки методики Никитиных

Методы воспитания и развития детей Никитиных имеют не только последователей, но и ярых критиков. Среди основных недостатков этой методики называют:

  • отсутствие эмоциональной составляющей – ровное и гармоничное развитие исключает яркие эмоции, оставляющие сентиментальные воспоминания о детстве;
  • некоторая экстремальность физической закалки – окунание новорожденных в ледяную воду и жизнь при температуре не выше 18 градусов может вызвать у детей психологический дискомфорт;
  • сложности с социальной адаптацией – спартанские условия жизни и непривычная для общества одежда (большую часть времени дети должны проводить только в трусиках) усложняет детям контакты с окружающим миром.

О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов ХХ века. Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей. Местную общественность удивлял тот факт, что никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а, едва начав учиться в школе, перескакивали через класс. Именно тогда, в 1960-1970-е годы Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.

Основные принципы воспитания «по-никитински»

По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая – это заорганизованность . То есть, сверхзаботливый уход и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается. Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Подобный подход ведет к депривации (психологическому голоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, в итоге, к умственной отсталости. В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость природе и творчество. Ребята – хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни . Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом. Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами. В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще – в самой жизни детей. У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят. Лена Андреевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.

Как вызвать в ребенке желание заниматься?

Итак, условия для развития должны опережать этот процесс. Значит, их нужно подготовить заранее. То есть на стены детской комнаты надо повесить карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы, измерительные приборы, книги. И первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес ребенка к какой-то области знаний и даже развить определенные способности. Общая работа или работа рядом - это обязательный интерес и к процессу труда, и к его результатам друг у друга, а вместе с тем, и повод для разговора, обмена мнениями. Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно. В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не навязывая своих мнений, и не торопясь обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи – не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.

Физическое развитие

Дети должны быть готовы воспринимать знания не только умственно, но и физически. Тело ребенка как бы само по себе инструмент познания. Не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, оно легко и охотно «идет навстречу» требованиям умственного порядка. Спортивные снаряды чуть ли не с младенчества должны входить в детскую жизнь. Особое внимание Никитины уделяли закаливанию. И их опыт показал, что это действенный способ оградить ребенка от большинства простудных заболеваний.

Интеллектуальные игры Никитиных

Методика:

Помимо опережающих условий для развития, о которых шла речь выше, Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем дитя может заниматься уже самостоятельно. Так, естественно, кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом малышу нельзя подсказывать. Ему надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить. Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

Особенности:

Главное отличие - это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи Игры учат детей, переходя от простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели. Каждая игра - это набор задач , которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации . Задания расположены от простого к сложному. Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет . А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно , то есть развивать свои творческие способности . Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов:

  1. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
  2. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки . Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  3. Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.
  4. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть, заниматься творческой деятельностью.

Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно. Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется – «Интеллектуальные игры». Вот лишь несколько примеров самых популярных из них.

Рамки и вкладыши

Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Начать лучше с показа вкладышей. Взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать их малышу. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать их малышу для самостоятельных действий – пусть разглядывает и играет. Уместно будет предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все это положить, а затем высыпать обратно. Постепенно карапуз познакомится со всеми 16-ю фигурами комплекта. Если начинать с небольшого количества фигур, привлечь кроху к игре можно, начиная с 10-12 месяцев. Когда ребенок подрастет, можно усложнять задания: обводить контуры фигур карандашом, сначала по рамкам, потом – по вкладышам (это сложнее), делать двойной контур, заштриховывать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), создавать сюжетные рисунки (елочку из трех равнобедренных треугольников).

Сложи узор

Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см., где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. В начале (особенно с самыми маленькими) нужно просто сесть рядышком с ребенком и вместе рассмотреть кубики: «Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это синяя сторона, а это – желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась! Давай возьмем зайку, видишь, как ему нравится по ней скакать? А теперь дорожка стала разноцветной: синий, желтый, синий, желтый». Возможно, малыш уже не слушает и смотрит по сторонам. Значит, знакомство с кубиками нужно было закончить на несколько минут раньше. Игра не должна надоедать ребенку. И еще: ее, как и любую другую, желательно хранить в таком месте, чтобы малыш видел, но сам достать не мог. Когда у крохи возникнет желание поиграть, он может сказать или показать на коробку, если разговаривать еще не умеет. Эти кубики способствуют «развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать».

Сложи квадрат

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Это была достаточно трудная головоломка, поэтому Никитин решил сделать ряд более простых заданий. Получилась игра для детей от двух лет. Она имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Для детей 2 лет и младше надо оставить 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и – разрезанный на две части по ломаной линии. Теперь можно начинать игру с ребенком. Детали нужно либо разложить по кучкам (в каждой – части одного цвета), либо показать, как из двух половинок получается целый квадрат. Дальше ребенку предоставляется возможность действовать самому. Постепенно малыш освоит этот уровень и перейдет на более сложный. По мнению Никитина, эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.

Дроби

Возраст для начала этой игры указан разный, от 3-х до 5 лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом, ребенок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный кружок. Очень интересно строить лесенку: внизу – целый круг, дальше половинка, затем треть. С ее помощью можно наглядно понять, почему одна вторая больше, чем одна третья.

Уникуб

Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Она учит четкости, внимательности, точности, аккуратности. «Уникуб» представляет собой 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего три цвета), чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Именно поэтому так непросто выполнить задания по предлагаемым схемам. Никитин предлагает для «уникуба» 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1.5 – 3 лет, а самые сложные – доступны далеко не всем взрослым.

Б.П.Никитин. "Развивающие игры"

«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опаздывайте и, помогая, думайте сами. Нет тайны рождения, есть тайна развития».

Эффективная система развивающих игр для детей создана известными педагогами Никитиными , родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздоровления детей в семье.

Использование с раннего возраста развивающих игр, дающих возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач, прекрасно развивает способности, заложенные в ребенке от природы. Никитины называют свои игры «ступеньками творчества».

По методике Никитиных игры рассчитаны на совместную игру детей вместе с родителями. Эти игры обладают большим потенциалом, т. е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра, по словам Никитина, "предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать; такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше стал уровень творческих способностей ребенка".

В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Их можно назвать спортивным комплексом для ума, для развития творческих способностей ребенка.

  • Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков (кубики Никитина), кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.; Кубики Никитина можно сделать самостоятельно (скачать описание кубиков Никитина) ;
  • Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации;
  • Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному;
  • Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости);
  • Постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку подняться до потолка
    своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

Б.П. Никитину принадлежит идея НУВЭРСа - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей.
Оказывается, возможность развиваться не остается неизменной. Если вовремя не давать определенную нагрузку на определенные участки мозга, готовые к восприятию информации и ждущие развития, то может начаться процесс их атрофии и бездействия.
Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, развиваются потом в большей степени.

Скачать бесплатно

Никитины "Мы и наши родители" скачать
Кубики Никитина скачать
Б.П. Никитин "Развивающие игры"
Методика Никитиных занимает одно из передовых мест в списке методик раннего развития детей. Борис и Лена Никитины стали классиками отечественной педагогики, а их логические игры не теряют актуальность уже на протяжении многих лет. На примере своих детей они показали, как вырастить и сделать ребенка самостоятельным и гармонично развитым.

Никитин Борис родился в 1916 году, получил образование и некоторое время служил в авиации. Затем заинтересовался педагогической работой, а в 1958 году уже успешно стал руководителем группы педагогов,чтобы повторить опыт Макаренко. Свою будущую жену он встретил тоже в этом году. Никитина Елена, педагог по образованию, работала в тот период в школе, а затем заведующей в библиотеке. В их семье родилось семеро детей, которые были воспитаны согласно методике Никитиных. В Советском Союзе она вызвала большой интерес общества, кроме того, методикой интересовались и другие страны, например, в Германии и Японии. Книги, которые выпускались за весь период, были переведены на 10 языков, а общий тираж составил около 7 млн.

В чем же особенность развития детей по методу Никитиных ? Существуют основные принципы, которые во многом определяют суть методики.

Основные принципы

— участие и заинтересованность родителей в развитии;

— свобода детей в проявлении своих творческих способностей;

— создание родителями благоприятных условий для всестороннего развития своего ребенка (спортивное развитие, наличие различных развивающих игр).

Таким образом, дети Никитиных росли в здоровой атмосфере, где значительное внимание уделялось спортивному умственному развитию. Спортивные снаряды с самого раннего тесно вошли в их жизнь и стали чем-то постоянным и привычным. Родители не мешали развитию, а наоборот помогали и давали детям свободу в осуществлении каких-то задумок и желаний.

О резервах новорожденного ребенка

В 60-е годы методика Никитиных была настоящим открытием, он ввел в роддома те основы, которыми сейчас успешно пользуются врачи и которые уже не кажутся чем-то особенным, скорее естественным. Никитины предлагали ряд таких просьб к медицинскому персоналу в родильных домах:

— не делать обезболивание при нормальном течении родов;

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

— пуповину нельзя перерезать, пока она пульсирует;

— ребенка сразу после рождения необходимо приложить к груди, уносить его от матери ни в коем случае нельзя, необходим контакт матери с ребенком «кожа к коже» минимум 15 минут;

— исключительно грудное вскармливание до 5-7 месячного возраста (до первого зуба);

— лучше избегать прививок в первые дни жизни.

Пробуждение у детей желания к занятиям

Необходимо практически с самого рождения подготовиться к будущему развитию. На стены в комнате можно повесить разные таблицы, буквы, карту мира, измерительные приборы. Это может пробудить в ребенке тягу к знаниям и, возможно, развить какие-то определенные способности. Есть один важный момент, о котором не следует никогда забывать: за ребенка делать ничего нельзя, решения он должен принимать самостоятельно. Взрослый может только поощрять интерес и вовремя предотвращать ошибки, при этом, не навязывая своего мнения. Если у ребенка что-то не выходит, нельзя его стыдить или упрекать. А вот успехи обязательно нужно поощрять, хвалить как можно чаще. В любом случае, нельзя оставаться равнодушным к занятиям ребенка и его развитию.

Физическое и интеллектуальное развитие

Знания воспринимаются ребенком и умственно, и физически. Чтобы оно развивалось на физическом уровне, в доме обязательно должны присутствовать , не нужно перегружать ребенка лишней одеждой и едой. Никитины большое значение уделяли закаливанию, что благоприятно влияло на здоровье их собственных детей и ограждало их от простудных заболеваний.

Никитин известен многим по своим логическим играм, которые способствуют умственному развитию ребенка. Для начала ребенку необходимо участие взрослых, чтобы вовлечься в игру, а потом он может играть и самостоятельно. Подсказывать ребенку нельзя. Если он не справляется, то следует вернуться к более легкому заданию или на время оставить данную игру. Если же ему игра стала не интересной или он достиг максимума своих возможностей, тоже следует на время оставить занятие. Таким образом, дети учатся самостоятельно искать решения и развивать свое творческое мышление. Игры рассчитаны на разный возраст, есть более простые задания для малышей 2-3 лет, а есть и игры для взрослых. В книгах Никитиных можно найти много логических игр согласно возрасту.

Преимущества данной методики налицо: ребенок развивается всесторонне, он обучается логическому мышлению, растет самостоятельным человеком.

Недостатком же можно назвать тот факт, что дети Никитиных, перескакивая через классы, трудно находили общий язык со сверстниками, поэтому социальная адаптация была сложной. Кроме того, уделялось недостаточно внимания их эмоциональному воспитанию.

Перечисленные недостатки ни в коем случае не умаляют общий вклад Никитиных в развитие педагогики. Умелое использование логических игр, спортивных снарядов, которые придуманы авторами методики раннего развития, оказывает самое благоприятное влияние на развитие детей, их умственные и физические способности.