Социальная помощь пенсионерам на дому. Социальные услуги для пенсионеров и инвалидов - кому положен соцработник, порядок оформления заявки

В Москве многое сделано для обеспечения доступности социальных услуг и, особенно, для развития сети центров социального обслуживания (ДСО), пользующихся у пенсионеров большой популярностью. Работа по их созданию была начата в 1989 году. По состоянию на начало 1996 года в Москве было создано 58 центров социального обслуживания. В результате реализации Программы развития центров социального обслуживания (1996-1997 годы) численность центров увеличилась почти в два раза. В настоящее время в городе создано 113 центров социального обслуживания и 9 филиалов.
Центры социального обслуживания играют огромную роль в жизни пенсионеров, имея в своей структуре различные службы социальной помощи: отделения социальной помощи на дому, отделения дневного пребывания, отделения срочной социальной
помощи, отделения специализированной помощи на дому, отделения социально- медицинского обслуживания на дому и т. д.
Наиболее многочисленными в структуре ЦСО являются отделения социального обслуживания на дому. Они оказывают социальные услуги одиноким людям и пожилым супружеским парам с ограниченными возможностями самообслуживания. К числу основных социальных услуг, предоставляемых на дому, относятся такие как: организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения, помощь в поддержании условий проживания в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями; содействие в оказании других социально- бытовых услуг (ремонта жилья, оплата жилья и коммунальных услуг, оформление документов, ритуальные услуги). Такая форма обслуживания позволяет максимально продлить нахождение граждан в привычной для них домашней обстановке, поддержать их жизненный тонус, защитить при необходимости их права и законные интересы, а также уменьшить потребность в домах-интернатах. В настоящее время создано 996 таких отделений, которые обслуживают 118,8 тыс. человек.
В стационарных учреждениях постоянно проживают на полном государственном обеспечении более 14,5 тыс. человек.
На сегодняшний день в системе социальной защиты населения Москвы функционируют 32 стационарных учреждений. Для проживающих используются временная (до 6-ти месяцев) и постоянная формы пребывания (по желанию пенсионера). Все перечисленные учреждения профилированы с учетом физического, психического состояния здоровья, возраста и социальной активности проживающих граждан. Пенсионеры и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях, получают в полном объеме социальную, медицинскую, психологическую, правовую помощь и поддержку. Более 70 процентов проживающих в домах-интернатах подопечных находятся на постельном режиме содержания.
Положительную оценку москвичи дали новому виду социальных учреждений - жилым специальным домам для одиноких пенсионеров и инвалидов, а также семейных пар пенсионного возраста, с комплексом служб социально-бытового назначения, круглосуточно действующими диспетчерскими и медицинскими пунктами. Построено 3 дома на 382 квартиры.
Жилые социальные дома являются прообразом домов-интернатов будущего, в которых обеспечены комфортные и достойные условия проживания, все для спокойной жизни и активного долголетия ветеранов.
В целях дополнительной социальной поддержки одиноких пожилых граждан создана и функционирует служба «Моссоцгарантия», которая выплачивает ежемесячную компенсацию 2,5 тыс. одиноким гражданам, которые завещали городу принадлежащее им жилье.
В системе органов социальной защиты населения функционирует 11 учреждений социальной помощи лицам БОМЖ.
В целом существующая сеть стационарных учреждений Комитета удовлетворяет потребность в этом виде медико-социальной помощи нетрудоспособному населению. Имеется необходимый резерв свободных мест, очередность отсутствует.
Комитетом социальной защиты населения Москвы и Государственным унитарным предприятием Правительства Москвы "Московская социальная гарантия" (Моссоцгарантия) проведена определенная работа по заключению с одинокими пожилыми гражданами и инвалидами договоров пожизненного содержания с иждивением в обмен на добровольную передачу жилой площади в собственность г. Москвы. Это позволило предоставить им дополнительную социальную поддержку и защиту от преступных посягательств.
В настоящее время заключено свыше 1700 таких договоров.
В обмен на добровольную передачу жилья городу указанной категории москвичей выплачиваются денежные компенсации, предоставляются различные виды социально- бытовых услуг. В декабре 1995 года введен в эксплуатацию первый специальный жилой дом для одиноких пенсионеров и инвалидов, одиноких супружеских пар пенсионного возраста на 208 квартир с комплексом служб социально-бытового назначения, круглосуточно действующими диспетчерским и медицинским пунктами. В доме в настоящее время проживает более двухсот пенсионеров. В октябре 1997 года переданы под заселение два специальных дома в Митино по 87 квартир каждый. В настоящее время программа продолжает успешно работать.

Еще по теме Социальное обслуживание одиноких пенсионеров в Москве.:

  1. Глава 6. Учреждения социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов: Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, дом-интернат, отделения милосердия и временного проживания при домах-интернатах для престарелых и инвалидов, специальные дома для одиноких пенсионеров
  2. Учреждения социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов: Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, дом-интернат, отделения милосердия и временного проживания при домах-интернатах для престарелых и инвалидов, специальные дома для одиноких пенсионеров

Молодость и физические возможности, к сожалению, не вечны и каждый из нас на определенном этапе жизни начинает осознавать, что в силу преклонного возраста или состояния здоровья более не в силах нести за себя ответственность в полной мере.

В таких ситуациях существенную поддержку оказывают социальные службы по уходу за пенсионерами. Они берут на себя часть забот по улучшению качества жизни пожилых людей, нуждающихся в дополнительном уходе и внимании.Уход за стариками соцслужбаосуществляет на основании документально подтвержденных фактов.

Куда обращаться

Female nurse is taking care of the senior woman

Часто, оказавшись в состоянии беспомощности, одинокие старики вынуждены бороться с трудностями самостоятельно, вследствие чего возникает вопрос – как пенсионеру нанять социального работника?

Если вы являетесь человеком, вышедшим на пенсию по старости и понимаете, что нуждаетесь в дополнительном уходе, а за помощью обратиться не к кому – выход есть. Соцпомощь на дому для пенсионеров льготников (и не имеющих льгот) оказывается бесплатно. Для оформления вам следует обратиться в социальную службу по месту вашей регистрации. При условии, что ваше состояние здоровья не позволяет нанести визит лично, за вас это могут сделать ваши представители (близкие родственники), так же возможно подать заявление посредством портала государственных услуг.

Информацию о том – как оформить социального работника для пенсионера – так же можно получить у сотрудников ПФР.

При рассмотрении вашего заявления, сотрудники социальной службы определят индивидуальную программу оказания поддержки, целесообразной именно для вас (с учетом ваших потребностей и степенью ограниченности ваших возможностей). Если вы нуждаетесь в медицинском обслуживании на дому,то вам будет определен сотрудник соответствующей квалификации.

Срок рассмотрения заявления составляет 10 дней, по истечении которого вам будет предложено подписать договор и переложить часть своих забот на плечи социальных работников. Срок действия договора каждый год продлевается автоматически, так что вам не придется беспокоиться о том, что вдруг неожиданно вы останетесь без поддержки. Обслуживание пенсионеров на дому – гарантия оказания своевременной помощи в любом направлении.

Для оформления договора, вам нужно предоставить:

  • паспорт;
  • справки о доходах членов вашей семьи (проживающих совместно с вами) за последние 12 месяцев;
  • заключение ВВК.

Документы, подтверждающие уровень дохода, имеют решающее значение при назначении оплаты за предоставление социальных услуг. Инвалидность и другие ограничения медицинского характера должны быть засвидетельствованы документально.

Заявление на оформление соцработника посмотрите на картинке:

Услуги

Помощь на дому пенсионерам включает в себя все необходимые мероприятия по поддержанию жизнедеятельности пожилых людей. В зависимости от степени ваших физических возможностей помощь социальных работников может варьироваться от простого похода в магазин за продуктами до осуществления санитарно-гигиенических процедур. Обязанности соцработников по уходу за пенсионерами-инвалидамизаключаются в оказании помощи, основанной на квалифицированном медицинском подходе.

Самые необходимые мероприятия по поддержанию вашего качества жизни будут проводиться в установленные договором сроки и определять стоимость услуг социальных работников для пенсионеров (в случае необходимости).

Здесь надо понимать, что при условии совместного проживания с людьми, которые вполне могут и сами о вас позаботиться, социальная помощь может выглядеть в несколько усеченных масштабах. Именно для уточнения таких обстоятельств, комиссия по рассмотрению вашего заявления будет стараться принять наиболее оптимальное решение на предмет определения спектра необходимых услуг.

Социальные работники для пенсионеровопределяются совершенно бесплатно, если речь идет о:

  • походах в магазины и аптеку;
  • приготовлении еды;
  • оплате коммунальных услуг;
  • помощи в создании и заполнении документов;
  • сопровождении в медицинские учреждения;
  • помощи в делах бытового характера.

Если вы нуждаетесь в более серьезной помощи, то здесь следует отметить, что в каждом регионе существуют свои уточнения на предмет оплаты социальных услуг. С учетом фиксированной процентной ставки и вашего дохода стоимость услуг социальных работников для пенсионеров лучше оговаривать при составлении договора (особенно для пенсионеров-инвалидов).

Устроиться социальным работником?

Деятельность социальных работников является поистине тяжелым трудом. Человек, принявший решение устроиться социальным работником, должен обладать определенным набором качеств и иметь достаточно устойчивую психику.

Даже самые близкие люди зачастую не могут найти общий язык со своими стариками. Загруженность на работе, проблемы личного характера и степень ответственности за благополучие близких способствуют обстоятельствам, при которых не всегда есть возможность проявить терпимость и сострадание к пожилым родственникам.

Именно социальный работник является тем человеком, который способен обеспечить наиболее благоприятные условия жизнедеятельности нуждающихся в опеке граждан. Единственное, что требуется от социального работника – это соответствующее состояние здоровья. Регистрация на учете в диспансерах всех направлений является ограничением к трудоустройству в службы оказания социальной помощи.

25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев , занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. "Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он [новый закон. – Ред .] может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны", – заявил тогда политик.

И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ " " (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ " " (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ " ".

Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

Введено понятие "получатель социальных услуг"

С 1 января из законодательства исчез термин "клиент социальной службы" (), вместо которого было введено понятие "получатель социальных услуг" (). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
  • отсутствие определенного места жительства;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан ().

Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг ().

До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. ().

МНЕНИЕ

"Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов".

Определен поставщик социальных услуг

Расширен перечень видов социальных услуг

Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги ().

После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги ().

К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги (). Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее ().

Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг

Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату ().

  • несовершеннолетние;
  • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.

Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно ().

Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).

Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума ().

Рассмотрим пример. Величина прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2014 года для пенсионеров составляла 6804 руб. (постановление Правительства Московской области от 10 декабря 2014 г. № 1060/48 " "). Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер из Московской области с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.) (Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ " ").

Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг ().

ПРИМЕР

Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме для одинокого пенсионера из Московской области с месячным доходом в 12 тыс. руб. Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Величина среднедушевого дохода пенсионера – 12 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Московской области составляет 10 206 руб.

Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

(12 000 руб. - 10 206 руб.) x 50% = 897 руб.

Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Формула для расчета тарифа будет следующая:

12 000 руб. x 75% = 9000 руб.

Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.

Раньше размер платы за социальные услуги и порядок их предоставления регулировался органами государственной власти субъектов федерации и непосредственно социальными службами ().

Изменен порядок получения социальных услуг

С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения (). Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (). Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.

МНЕНИЕ

Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

"Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя".

Определена организация социального обслуживания

Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот ().

Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.

Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации (). В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

Но есть и "ложка дегтя" в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг ().

Уровень пенсионного обеспечения Москвы выше чем в регионах. И если пенсия гражданина ниже установленного в субъекте федерации минимума, то ему полагаются надбавки. Предусмотрены для пенсионеров и специальные льготы и преференции, которые направлены на поддержание его здоровья и достойного уровня жизни.

Пенсионные выплаты в столице

Право получать пенсию не ниже уровня прожиточного минимума, сохраняется за всеми пенсионерами. И работающие и неработающие граждане могут претендовать на доплату. Нетрудоустроенные гражданам приходится рассчитывать на страховую пенсию, если они не менее 10 лет жили в Москве. Средние показатели страховой пенсионной выплаты в столице достигают 14 000 рублей, а в Московской области – 14 200 рублей.

Если претендент на страховые выплаты не жил 10 лет в Москве, то он будет получать около 11 428 рублей. Если этот показатель, не соответствует минимальному прожиточному уровню, разницу обязуется выплачивать городской бюджет.

Московские относятся к категории льготников, за которыми сохраняется право на индексирование пособия. Опять же процент по инфляции выплачивается из региональных средств. Что касается накопительной пенсии, то ее начисление проходит согласно тарификации.

Что в себя включает нуждающимся пенсионерам в Москве?

Назначают пенсионерам Москвы с целью повышения качества их жизни. Рассмотрим основные преференции:

  • (автобус, метро, троллейбус, трамвай). Маршрутка и такси в этот перечень не входит;
  • путевка в санаторий выдается бесплатно, при наличии медицинских показаний к реабилитации/оздоровлению;
  • протезирование зубов на бесплатном основании;
  • социальный уход полагается одиноким пенсионерам, утратившим способность к самообслуживанию;
  • дневной уход социальным работником в рамках социальной программы;
  • материальная адресная поддержка лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
  • патронажная программа, что полагается одиноко проживающим пенсионерам, она включает в себя комплексную уборку жилища;
  • скидки на ритуальные услуги;
  • скидки (50 % для пенсионеров) и освобождения (для лиц ) от взносов на капремонт.

Ежемесячные компенсации

Компенсационные выплаты регулярного характера или ЕКВ (ежемесячные компенсационные выплаты) – разновидность материальной помощи работающим пенсионерам. Рассчитывать на нее могут лица с уровнем дохода меньше 20 000 рублей. Круг лиц, которые чаще всего нуждаются в такой доплате, включает в себя библиотекарей, дворников, медсестер, фармацевтов, водителей, воспитателей. Список профессий, которым обеспечивается поддержка, установлен на законодательном уровне.

Размер этого пособия устанавливается в индивидуальном порядке, он зависит от размера основных пенсионных выплат и компенсаций.

Льготы по квартплате

Столичные пенсионеры, наравне с другими нуждающимися гражданами, могут оформлять Если общий размер коммунальных платежей выше суммы эквивалентной 10 % от общего дохода семьи, то пенсионер вправе воспользоваться преференцией. Целесообразность предоставления субсидии пересматривается ежемесячно, подтверждается справками о доходах. Ее отменяют сразу, как уровень доходов повышается.

Той категории лиц, которая попадает под выше оговоренные условия, полагается 50 % скида при оплате задолженности по электроэнергии, водоснабжению, отоплению. Также столичные пенсионеры платят только 50 % за услугу предоставления кабельного телевидения. Скидка действует для одиноких пенсионеров или семей оформивших субсидию.

Ежемесячно гражданам пенсионного возраста перечисляется компенсация 230 рублей на оплату стационарной телефонной связи.

Медицинские льготы

В рамках социальной программы московские пенсионеры вправе получить такие медицинские услуги:

  • внеочередное бесплатное посещение медицинских учреждений в районе регистрации;
  • бесплатные путевки в санатории, если имеются медицинские показания;
  • скидки на медикаменты, что действуют во всех розничных аптечных пунктах города;
  • частичное возмещение расходов на средства технической реабилитации (если имеются медицинские показания);
  • изготовление зубных протезов, за исключением дорогих конструкций, бесплатно в государственных учреждениях;
  • медицинское обслуживание на дому в рамках социальной программы.

Налоговые преференции

Налоговые вычеты предоставляются московским пенсионерам на тех же основаниях что и для других граждан России. Для них действуют преференции при оплате имущественного, земельного, транспортного налога.

Итак, пенсионер освобождается от уплаты налога за одно транспортное средство. Также для него действуют скидки при погашении налоговых сборов по одному земельному объекту, если заявление будет подано до 1ноября.

Что касается налоговых вычетов, то гражданам Москвы гарантируют:

  • при приобретении имущественного объекта;
  • стандартный вычет для категории трудоустроенных лиц;
  • профессиональный вычет;
  • вычет в размере 120 000 тысяч за собственное обучение и 50 000 рублей на оплату образования близких родственников (дети, внуки);
  • вычет на дорогостоящие медицинские процедуры.

Общий порядок предоставления льгот

Разберемся с тем, как можно заявить право на ту или иную льготу. Действовать нужно в таком порядке:

  1. Обращение в органы социальной защиты района г. Москва;
  2. Сбор бумаг. Для каждой отдельной льготы предусмотрен свой перечень документов. Уточнить какой набор нужен для конкретного случая, можно позвонив по телефону или посетив отделение социальной службы;
  3. Ожидание ответа. В установленные законом сроки специалисты службы должны вынести решение о целесообразности назначения преференции. Об отказе гражданин уведомляется письменно в оговоренные сроки. При утвердительном решении, ему назначается льгота на законных основаниях;
  4. Если претендент считает, что его прошение отклонили незаконно, он вправе жаловаться в вышестоящие инстанции.

Льготы трудящимся пенсионерам

Пенсионеры по возрасту, даже если они работают, вправе претендовать на все гарантированные этой группе граждан льготы. Рассмотрим дополнительные преференции, полагающиеся трудящимся лицам:

  1. Дополнительный неоплачиваемый отпуск. Для разной категории пенсионеров он разный:
  • инвалидам гарантируется 60 дополнительных дней;
  • участникам ВОВ полагается плюс 35 дней к основному отпуску;
  • всем остальным пенсионерам дается 14 неоплачиваемых дней на отдых.

Работодатель обязан отпускать сотрудников, что относятся к этой категории, без объяснений. Увольнение работника по причине достижения им пенсионного возраста запрещено законом. И отрабатывать двухнедельный срок, если он желает уволиться, пенсионер не обязан.

Сотрудники что работают в сфере образования, могут рассчитывать на пенсионную надбавку за звания и степени, защиту кандидатской диссертации.

Печально, когда человеку на старости лет некому даже стакан воды подать: дети и внуки уехали или их вообще нет, а престарелой бабушке или дедушке тяжело выполнять элементарные вещи: сходить в магазин за покупками, вынести мусор и т. д.

В нашей стране пожилым людям государство помогает в лице соцработников.

Как оформить соцработника по уходу за пожилыми людьми, кому положена помощь от государства и в каких случаях пенсионеру могут отказать?

На помощь соцработников могут рассчитывать такие категории пожилого населения:

  • женщины старше 55 лет;
  • мужчины старше 60 лет.

При этом соцработник закрепляется за тем человеком, который проживает в квартире (доме) сам, он не может ухаживать за собой, нормально передвигаться, лишен поддержки родных, близких и друзей.

Каждый соцработник четко должен знать свои обязанности перед пожилым подопечным. Так, он должен:

Это список гарантированных услуг, которые предоставляются центрами социальной помощи пенсионерам бесплатно.

Если же пожилому человеку нужна помощь, не включенная в этот перечень (например, прогулка с пенсионером в парке, на лавочке, поход в магазин за одеждой и др.), тогда престарелому человеку придется заплатить соцработнику, согласно договору, заключенного с организацией, в которой тот работает.

Каждый социальный работник обязан вести специальный журнал, в который он вносит все покупки, а также выполненные услуги для подопечного. Обязательно он должен сохранять все чеки, квитанции.

Этот журнал каждый месяц подлежит проверке начальником отделения центра социальной помощи пожилому населению.

Для того чтобы за пенсионером закрепили соцработника, у пожилого человека не должно быть работающих детей, которые проживают с ним в пределах города, где он живет.

Также этот человек не должен стоять на учете в туберкулезном, психиатрическом или наркологическом диспансере.

Точный перечень бесплатных услуг, предоставляемых социальными работниками, устанавливается законодательными актами конкретной области.

Так, в Москве отталкиваются от Закона г. Москвы № 34 от 09.07.2008 «О социальном обслуживании населения города Москвы».

В 2019 году социальные услуги для пенсионеров в России предоставляются бесплатно или же на условиях частичной оплаты (если речь идет о дополнительных услугах).

Если человек обратится за помощью в негосударственную, а частную организацию по предоставлению социальной услуги пожилому населению, тогда ему придется частично платить за услуги, но только при условии, что его доход будет не меньше 1,5 прожиточного минимума в том или ином регионе страны.

Например, если доход подопечного составляет 10 тысяч рублей в месяц, а прожиточный минимум в регионе 9 тысяч рублей, тогда такому пенсионеру должны предоставлять социальную помощь бесплатно.

В каждом регионе чиновники могут устанавливать свои планки для оказания социальных услуг пенсионерам.

В некоторых городах даже те пенсионеры, у которых пенсия выше прожиточного минимума, получают услуги соцработника бесплатно. Речь идет о ветеранах войны, заслуженных деятелей культуры и искусства, почетных гражданах города или страны.

Конечно, никто не должен и не будет ходить по квартирам в поисках пенсионеров для оказания им социальных услуг.

Сотрудники соцслужбы приходят на помощь только тем людям, которые сами их об этот попросят.

Причем просьба должна быть оформлена в письменном виде. Пожилой человек или его официальный представитель должен написать заявление в органы социальной защиты населения (образец заявления должны предоставить в организацию, куда он обратился).

К заявлению он должен приложить такие документы:

  1. Заключение из поликлиники об отсутствии противопоказаний в оказании социальных услуг.
  2. Справка с Пенсионного фонда о размере пенсии.
  3. Справка с ЖЭКа о составе семьи.
  4. Паспорт обратившего человека (пенсионера). Если обращается его законный представитель, тогда и он должен предъявить свой паспорт.

Приняв заявление, создается специальная комиссия, которая оценивает, какую помощь нужно регулярно предоставлять пенсионеру.

Например, нужно будет ходить за продуктами, лекарствами, помогать в уборке квартиры или еще и кормить его, выходить с ним на улицу.

Комиссия детально анализирует ситуацию, составляет индивидуальную программу предоставления соцуслуг, составляет акт обследования материально-бытового положения клиента.

Если после осмотра условий проживания пенсионера в заключении будет прописано, что он нуждается в посторонней помощи, тогда орган соцзащиты заключает договор с пенсионером или его законным представителем на оказание услуг.

После этого ему предложат заключить договор об оказании услуг. Он заключается со дня подписания и действует до конца календарного года.

При этом важно иметь в виду, что если ни одна из сторон не уведомила другую о прекращении действия договора, тогда документ продлевается автоматически еще на год.

В договоре на оказание социальных услуг на дому должна быть прописана следующая информация:

Как часто должен приходить соцработник к пожилому человеку?

У каждого человека свои потребности в уходе, помощи, поэтому и соцработники работают неодинаково.

Они могут приходить как 2-3 раза в неделю, так и ежедневно (кроме субботы, воскресенья) в зависимости от степени нуждаемости престарелого подопечного, его физического состояния.

Частота посещений, а также перечень работ, которые должен выполнять соцработник, прописывается в договоре.

В законодательстве РФ прописаны ситуации, при которых органы социального обслуживания могут отказать пенсионеру в своих услугах:

  • если клиент злоупотребляет алкоголем;
  • если у него обнаружена активная стадия туберкулеза;
  • если у клиента наблюдаются психические заболевания в стадии обострения;
  • если у пожилого человека имеются другие тяжелые заболевания, при которых ему нужна стационарная врачебная помощь.

На помощь соцработника могут также рассчитывать пенсионеры, которые проживают в семье с другими родственниками, но при условии, что никто из членов семьи не в состоянии помогать больной бабушке (дедушке).

Например, если родственники имеют тяжелые, затяжные заболевания или являются инвалидами.

Что делать, если пожилой человек не имеет возможности самостоятельно прийти в центр социального обслуживания, например, он является инвалидом? Тогда ему нужно позвонить в эту организацию и попросить, чтобы соцработник пришел к нему на дом.

В органах социальной защиты населения есть база данных, поэтому они оказывают такую помощь. На звонок пенсионера быстро реагируют, и социальный работник приходит к нему на дом, помогает написать заявление, при необходимости собирает необходимые справки.

Каждый одинокий пенсионер в соответствии с показаниями и противопоказаниями к социальному обслуживанию имеет право на оформление бесплатного ухода со стороны социальных служб.

Оформив договор на оказание соцуслуг, пенсионеру не нужно переживать, что лекарства не куплены, обед не приготовлен, а в квартире неубрано. Все это ложится на плечи социальных работников.

Чтобы закрепить конкретного соцработника за одиноким пенсионером, нужно подать заявление в отдел социальной защиты, предоставить необходимые документы, а также подписать договор на оказание бесплатных, частично платных или платных услуг.

Вконтакте

Одноклассники

5 комментариев к статье "Как нанять социального работника для пенсионера?"

    Stringer пишет:

    Здравствуйте! Я, одинокая Лазарева Лариса Валентиновна, живу в СПБ с поврежденной ногой. 2 г лечусь, но ходить пока не могу. До 17 мая я оплатила сопровождающую сестру, что не так просто. Для продолжения лечения мне необходим социальный работник раза на два в неделю

    Ольга пишет:

    Добрый день. Я ухаживаю за старенькими супругами. Женщина инвалидка 1 группы, лежачая. К ним ходит соцработник 3 раза в неделю. Кроме покупки продуктов никакой помощи не оказывает. Она сказала, что уборка, только там, где она прошла. А остальное, за деньги. И продукты боимся ей заказывать. Все свалила на меня. Прибежит, пять минут побудет и убегает. Как быть? Я одна тоже не справляюсь. И связи с соцработником нет. Домашний не отвечает, а сотового, якобы у нее нет.

    Елена пишет:

    Маме 93 года. Она работник тыла.Мне почти 58 лет. Я пенсионерка.Моей дочери 38 лет и у нее маленький ребенок.2,4 года.Все трое взрослые члены семьи прописаны вместе, но живем все в разных местах. Дочь с ребенком живет у мужчины, отца ребенка в незарегистрированном браке, а я за 105 км. от города в рабочем поселке с мужем пенсионером 67 лет. И вот пришло время ухаживать за мамой. Она перенесла операцию, на улицу не выходит давно.Как можем, помогаем ей. Приезжаю, покупаю лек-ва и продукты, получаю ее пенсию, оплачиваю коммуналку, остальные деньги отдаю ей до копеечки. Дочь приходит делает уборку. Но со всем этим стало очень трудно справляться всем.Хоть и продлили возраст выхода на пенсию, но я, к примеру, не имею крепкого здоровья, да еще эти поездки. К нам мама жить не поедет ни за что.Что делать?, И вот тут я подумала о соцпомощнике для нее. Можно ли и как это сделать?