Спортивно-познавательное мероприятие для детей старших и подготовительных групп с участием родителей «Русский лапоть. Сценарий познавательно- игровой фольклорной программы «Русские лапти

Рачкова Мария Владимировна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШНО № 196 г. Москвы

В начальной школе ГБОУ СОШНО № 196 г. Москвы в течение 2012-2013 учебного года реализовывался проект «И в старом красоту находим...». В течение всего учебного года учителя, ученики и их родители собирали предметы русского быта, перечитывали русские народные сказки и наглядно изучали старинные предметы быта, а также сочиняли загадки, рисовали рисунки, подбирали пословицы к данным предметам, учили русские народные песни, игры. Постепенно организовался мини-музей русской избы с печкой и домашней утварью. В данном мини-музее ученики организовывают различные игры по сей день, пользуются всеми старинными предметами: умеют поставить чугунок в печь ухватом, «принести воду» на коромысле, сесть за прялку и попробовать попрясть с помощью веретена и т.д. Во время уроков литературного чтения часто словарная работа проводится наглядно - многие предметы есть в нашем мини-музее.

Итогом данного проекта стал праздник «И в старом красоту находим...». На этом празднике учащиеся показывали своё умение пользоваться предметами старины (в процессе инсценировок сказок), а также узнали новые сведения об истории некоторых предметов (например, печке, утюге, корзинке и т.д.) и русских обычаях. В празднике приняли участие и родители, и ученики, и учителя. Роль домового и ведущего исполняли учителя, родители пели песню, дедушка одного из учеников аккомпанировал на гармони мелодию для танца и для исполнения частушек.

Сценарий внеклассного мероприятия «И в старом красоту находим...»

Цель: приобщение учащихся к культуре и традициям русского народа.

Задачи:

    Создать условия для формирования интереса к старинному русскому быту и русским ремёслам;

    Создать условия для общения и сотрудничества между учениками, учителями и их родителями;

    Создать условия для развития творческих возможностей учащихся и расширения их кругозора.

Материалы и оборудование: все экспонаты мини-музея (список прилагается), детские музыкальные инструменты, куклы и декорации для кукольного спектакля, музыкальное оформление для инсценировок (музыкальный центр), выставка рисунков учащихся.

Форма проведения: внеклассное мероприятие, праздник для учащихся начальной школы.

Место проведения: класс, в котором создан мини-музей.

План проведения праздника:

    Организация детей. Эмоциональный настрой на праздник.

    Рассказ учеников о русской избе, печке.

    Инсценировка с домовым.

    Кукольный спектакль «Гуси-лебеди».

    Рассказ учащихся об ухвате, кочерге, чугунке.

    Инсценировка сказки «Каша из топора».

    Частушки «Лапти-лапоточики».

    Игра «Достань лапоть».

    Рассказ учащихся о прядении, ткачестве.

    Русский народный танец.

    Русская народная песня «Пряха».

    Инсценировка сказки «У страха глаза велики».

    Русская народная песня «Пошла млада за водой».

    Сценка «Двое из ларца».

    Русская народная песня «Во кузнице».

    Игра на музыкальных инструментах «Светит месяц».

    Рассказ о каравае. вынос каравая.

    Чаепитие.

Практическая реализация: дети выступают в русских народных костюмах, свободно владеют предметами русского быта и рассказывают о них, участвуют в инсценировках, поют песни, загадывают загадки. Так как численность обучающихся небольшая, то каждый ребёнок участвует на празднике в какой-либо роли. Вместе с детьми участвуют педагоги и родители.

На празднике всё выстроено в русских традициях: оформление (мини-музей), костюмы, декорации, музыкальное оформление и т. д.

Анализ итогов мероприятия: праздник прошёл интересно, ярко, эмоционально. Каждый ребёнок участвовал в этом празднике и имел определённую роль. На празднике дети свободно владели предметами старинного русского быта. Наряду с имевшимися навыками и знаниями, ученики узнали много новых сведений и проявили интерес к познанию неизученного.

Ведущая. Здравствуйте, гости дорогие! Приглашаю вас на праздник, где мы поговорим об истории предметов, которыми пользовались наши бабушки и дедушки, а может даже прабабушки и прадедушки. Сегодня мы на время окажемся в прошлом и познаем быт и жизнь наших предков.

(музыка, открывается занавес и мы видим экспозицию предметов старины)

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Ученик 1. Нет в мире нигде дома уютнее, чем русская изба. Считается, что название происходит от древней печи: топка со временем преобразовалась в истопку, затем в истьбу, потом в избу.

Ученик 2. Срублена изба была из сосновых брёвен, воздух в ней всегда пах смолой. Строительный материал для избы выбирали заранее. Деревья рубили зимой. Пилой не пользовались, только топором – он будто закупоривал ствол и сохранял от порчи.

Ведущая. Что нужно было устроить в доме, прежде всего, с чего начать? Отгадайте загадку.

Ученик. Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

Но зато когда сыта

От Федоры теплота.

( Печь .)

Ученик. Печь играла в доме главную роль. Появилась даже поговорка «Плясать от печки», то есть начать с главного. Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок... Зимой около нее держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись. Настелит хозяйка в печь чистой соломы, поставит чугунок с горячей водой, положит липовую мочалку - так и моются в печном пару.

Ведущая. Кто это из-за печки со мной разговаривает?

Ведущая. Запечный житель? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь да с нами поговоришь?

Ведущая. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами да охами. И не только людей, но и домашних животных? Правда это, а?

Ведущая. Обижаться не надо. Мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Давайте дружно позовём его все вместе:

Домовой, Домовой,

Приходи к нам домой!

Появляется Домовой (кукла)

Домовой (кукла): (неуверенно) Здравствуйте, это вы меня звали?

Ведущая. Мы, Домовой. Как мы тебе рады! Правда, ребята? Проходи, Домовой, садись к печке - здесь тебе будет уютнее.

Домовой . Спасибо.

Ведущая.

Скажи, пожалуйста, Домовой, ты - запечный житель?

Домовой. Да, в каждом доме, где есть печка, должен обязательно быть Домовой. Он за печкой ухаживает, сковородки серебрит, а ночью, когда все спят, сладкие сны навевает.

Мама ученика. А я слышала, что Домовые проказники. Оставит хозяйка с вечера в чугунке кусок мяса, утром проснется - все съедено. Говорят - Домовой доел. Потеряется в доме какая-нибудь вещь, опять говорят - Домовой утащил. Правда это?

Домовой. Да не проказники мы, а помощники. Поищет-поищет человек потерянную вещь, а когда найдет - вспомнит, что сам ее, когда разозлился, вчера вечером в угол бросил. Вот и запомнит - у каждой вещи в доме свое место должно быть. Чтобы ничего не терять и наутро головы не ломать. А насчет того, что мы лакомки, это правда - любим за хозяевами сковородки подчищать. Только от этого нас отучить легко - надо изредка оставлять нам возле печки блюдечко с водой и крупой. Поест Домовой, что ему оставили, тогда и хозяйкина еда целее будет.

Ведущая. Домовой, скажи, а где сейчас можно узнать о печке?

Домовой. Где-где, в сказках, конечно же. Кстати, какие народные сказки вы знаете, в которых упоминается печка? А что делает она? (ответы учеников )

Ведущая. Предлагаю вам посмотреть отрывок из сказки «Гуси-лебеди».

Кукольный спектакль в исполнении учащихся 4 класса.

(Сценарий прилагается)

До мовой: Печка - деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. А что хозяйка ставит в печь? Отгадайте загадку:

Чернец – молодец, в красно золото залез

До смеху хохочет, выскочить хочет. (Чугунок.)

Ученик. Чугунок не заменим был в хозяйстве. В нём готовили еду. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. (Ученик показывает этот предмет )

Ученик. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. Её также готовили в глиняных горшках и прямо в горшке блюдо подавали на стол. Для семьи горшок был предметом первой необходимости, как и чугунок. Но в отличие от чугунка, он со временем давал трещины, потом его обматывали берестяными полосками - пеленали. Горшок продолжал служить, правда, в печь его уже не ставили. Но когда он падал и разбивался на черепки, его выкидывали за окошко. (Ученик, рассказывая, показывает глиняные горшки)

Домовой. В печку ставят три больших чугуна. Первый - для щей, второй - для каши, а третий - для всех остальных надобностей. Но чтобы чугун или горшок поставить, хозяйке нужен был ещё один предмет, отгадайте его:

Не бык, а бодает, не ест, а хватает,

Схватит, отдаёт, а сам в угол идёт. (Ухват)

Ученик. Ухватом хозяйки ставили горшок или чугунок в печь. Он похож на рога быка. К нему прикреплялась длинная деревянная ручка. Умение подхватывать чугунки требовало определённых навыков, которые приобретались длительной практикой. (Ученица демонстрирует, как подхватывают чугун ухватом и ставят в печь )

Домовой. Чтобы при уходе хозяина из дома не ушел домовой, то есть Я, необходимо было загородить печь ухватом. (Ведущая показывает, как это делалось )

А вот еще одна загадка.

Черный конь

Скачет в огонь. (Кочерга .)

Ученик. Кочерга представляет собой короткий, толстый железный прут с загнутым концом, укрепленный на длинной деревянной ручке. Это приспособление для размешивания углей в печи. (Ученик показывает кочергу и «размешивает угли» в печи)

Домовой. Да-а-а. Много вы узнали о печке и предметах, с ней связанных. Вы сейчас смотрите ещё одну сказку, а мне пора опять прятаться. Куда? (ответы детей )

Инсценировка сказки «Каша из топора» учащимися 3 класса

(сценарий прилагается)

Ведущая. Куда хозяйка посадила солдата? (За стол)

Кто знает, где находился стол в русской избе? (В красном углу)

По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место - в нём помещались иконы, поэтому его ещё называют «святым». В красном углу находился и стол, вдоль которого стояли лавки и скамьи.

Частушки «Лапти - лопоточики» (исполняют девочки)

Ведущая. Кто знает, что такое лапти? Из чего их плели?

Ученик. Плели лапти из лыка и плести их умел каждый мужчина. Лыко – это тонко надранные ленты из липы. Получалось, что за лапти не надо было платить, поэтому носили их самые бедные люди. Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть – головкой, ушками называли – петельки, в которые продевались верёвочки, удерживающие лапоть на ногах.

Игра «Достань лапоть»

К лаптю привязывают 2 веревочки к носку и пятке, кладут лапоть на пол под стулья. 2 стула стоят спинками друг к другу, игроки садятся на стулья и по команде должны наклониться и за веревочку достать лапоть.

Ученик. Раньше все предметы первой необходимости делали своими руками. Одежду носили домотканую – льняную или шерстяную. (Демонстрация старинной домотканой одежды ) Чтобы сшить одежду, надо было сначала напрясть нити.

Ученик. В возрасте 5 лет девочка выпрядала свою первую нить. «Непряха», «неткаха» – были крайне обидные прозвища. Шить, вышивать, прясть раньше умели все девушки, даже из царских семей.

Ученик. Ткачество одно из самых древних ремесел. Для ткачества широко использовали лен. Приходилось немало потрудиться, прежде чем лен превращался из растения в полотно - его пололи, дергали, стлали, трепали, чесали, пряли, ткали.

Показываю чем и как чесали лён (ручной гребень)

Ведущая: Что делали изо льна? (простыни, скатерти, полотенца, рубахи)

(показываем экспозицию)

Русский народный танец

Ведущая. Отгадайте загадку: Пляшу по горнице

С работою моею,

Чем больше верчусь,

Тем больше толстею. (Веретено .)

Это элемент прялки – веретено, то есть «вертящаяся палочка».

Показываю как пряли

Русская народная песня «Пряха» в исполнении родителей

Ученик. А сейчас отгадайте такую загадку:

То назад, то вперед,

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе:

Продырявит море. (Утюг .)

Ведущая. Для чего нужен утюг?

Ученик. На Руси гладили так: сухое белье или одежду наматывали на ровно обструганную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной палкой с короткой рукоятью. На внутренней рабочей поверхности делались поперечные рубцы. Назывался такой «утюг» рубель. (Девочка демонстрирует)

Ученик. Затем появился «угольный» утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить. А чтобы утюг не остывал, им нужно было размахивать. В отверстия попадал воздух, и угли внутри вновь разгорались. (Ученик показывает) А сейчас мы пользуемся электрическими утюгами.

Инсценировка сказки «У страха глаза велики» (сценарий прилагается)

Ученик. Вот с таким коромыслом хозяйки по воду ходили (показывает). Делали его из липы или сосны. Заготовку обрабатывали, а затем в воду опускали, в кипяток. После чего сгибали вручную. Получалась дуга, похожая на радугу. Такое коромысло было в каждой избе.

Русская народная п есня «Пошла млада за водой»

Ведущая. Отгадайте ещё одну загадку:

Новая посудина, а вся в дырках. (Корзина.)

Ведущая. А для чего нужны были корзины? (С корзиной ходили в лес, в них собирали оставшиеся в поле колоски, хранили в зимнее время мелкие предметы, носили в них бельё полоскать на речку, огромные корзины плелись для деревянных саней и служили коробом для них, в корзинах даже перевозили почту ямщики).

Ведущая. А из чего их плели? (из ивы, из ивового прута)

Рассматриваем корзинку с колосками

Ведущая. Вдоль стен в русской избе стояли сундуки, в которых хранились вещи. Количеством сундуков измерялся достаток хозяев, они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем ее одежды и украшений.

Давайте откроем и посмотрим,что находится внутри нашего сундука (пытаюсь открыть) Почему- то он не открывается… Значит, сундук не простой, и нам нужны какие-то волшебные слова! Ребята, а вы знаете волшебные слова, которые встречаются в сказках? Давайте вместе вспоминать! Крибле - Крабле - Бумс!… Нет, не подходит… (Выслушиваем различные варианты детей) Опять не то! Нам нужны волшебные слова из русских сказок! «Двое из ларца - одинаковы с лица»! Давайте все вместе:…(повторение)

(Под веселый русский наигрыш из сундука выскакивают два скомороха)

1-й скоморох. Я-Фомка!

2-й скоморох. А я - Ерёмка!

Ведущая. А что вы интересного предложите ребятам?

Фомка. Я предлагаю игру- кто громче заорет!

Ерёмка. Нет! Лучше я - кто откроет шире рот!

Ведущая. Нет, это нам совсем не подходит! А другого вы не умеете?

Фомка. Как это не умеем?! Да мы умеем петь, плясать…

Ерёмка. На гармошке играть…

Фомка. Сказки сказывать…

Ерёмка. Да загадки загадывать!

Ведущая. Ну давайте ваши песни!

Русская народная песня «Во кузнице»

Ведущая. Что ещё вы нам покажете?

(Кованые предметы - гвозди)

Ведущая. Что ещё нам можете предложить?

Фомка. Хотите Барыню или Камаринского? Мы все можем!

Ерёмка. А хотите, мы вам сыграем! На ложках!

Фомка. И не только!

Ведущая. Конечно, сыграйте, это интересно! Пожалуйста, начинайте!

Ерёмка. Ребята, помогайте!

Игра на музыкальных инструментах.

Мелодия русской народной песни «Светит месяц...»

Ведущая. Спасибо, ребята! Фомка и Ерёмка, чем еще порадуете?

Фомка. Мы предлагаем игру - «Бюро находок»

Ведущая. А что за игра?

Ерёмка. А вот…в нашем сундуке есть вещи, которые использовались в быту, но часто встречаются и в сказках. Ваша задача угадать, из какой сказки этот предмет. (Зеркальце, 3 ложки, топор, ступа, колоски и серп)

Ведущая. Ребята, оставим наших гостей на празднике? Куда их посадим? А чем угощать будем? (Ответы детей)

Ведущая. По старинному русскому обычаю, дорогих гостей угощают хлебом-солью. А главный хлеб на Руси – каравай. Слово «каравай» происходит от слова «круг», потому каравай – круглый.

Входит девочка и выносит каравай

Затем все садятся за накрытые столы и пьют чай с караваем и выпечкой, приготовленной родителями.

Список использованной литературы

1. Богданов, В. В . История обыкновенных вещей / В. В. Богданов, С. Н. Попова. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 208 с: ил.

2. Большая детская энциклопедия / Пер. с англ. А. И. Кима и В. В. Демыкина. – М.: ООО «Росмен-Издат», 2000. – 333 с.

3. Ильин, М . Рассказы о вещах / М. Ильин. – М.: Дет, лит., 1968. – 191 с.

4. Князева, О.Л. «Как жили люди на Руси» / О.Л. Князева. - Спб: Детство - Пресс, 1998. - 24 с.

5. Короткова, М.В. «Путешествие в историю русского быта» / М.В. Короткова. - М.: Дрофа, 2003. - 236с.

6. Русская изба (Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь): Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост.: Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Е. Л. Бадлевская и др. – СПб.: Искусство-СПб., 1999. – 376 с.

7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. – М.: ООО Фирма Издательство АСТ: ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», 1998. – 512с.

8. Опоцкая, О.В. « В русской избе» / О.В. Опоцкая [электронный ресурс]. Адрес:

9. Праздник с элементами викторины «Русская изба» (для уч-ся 1-4 классов ) [электронный ресурс]. Адрес:

10. Сценарий русского праздника [электронный ресурс]. Адрес:

Приложение 1.

Список собранных экспонатов:

    Прялка

    Веретено

    Коромысло

    Гребни для льна - 3 шт.

    Ухват - 2 шт.

    Чугун - 2 шт.

    Кочерга

    Ступа

    Корзинка

    Детская распашонка

    Салфетка с вышивкой

    Салфетки выбитые

    Салфетка вязаная

    Валёк

    Рубель

    Угольный утюг

    Стиральная доска

    Глиняные жбаны - 2 шт.

    Кованые гвозди

    Зеркальце

    Глиняный горшок

    Глиняная кружка

    Берестяный туесок

    Макет печки

Приложение 2.

Сценарий кукольного спектакля учащихся 4 класса

(отрывок из сказки «Гуси-лебеди»)

Баба Яга (грозно закричала ): Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!

Девочка: Речка, матушка, спрячь меня!

Речка: Поешь моего простого киселька.

Девочка: (поела кисель ) Спасибо, реченька. (Спряталась под кисельный берег )

Девочка: Яблоня, матушка, спрячь меня!

Яблоня: Поешь моего лесного яблочка.

Девочка: (ест яблочко ) Спасибо, яблонька!

Девочка: Печка, матушка, спрячь меня!

Печка: Поешь моего ржаного пирожка.

(Девочка быстро ест пирожок, прячется в печку ).

Девочка: Спасибо, тебе, печка! (бежит домой ).

Приложение 3.

Русская народная сказка «Каша из топора»

Действующие лица:

Старуха

Старый солдат

Солдат: Пустите отдохнуть дорожного человека!

Старуха: Заходи служивый!

Солдат: А нет ли у тебя,хозяюшка, перекусить чего?

Старуха: Ох, добрый человек, и сама ещё ничего не ела: нечего.

Солдат: Ну, нет так нет. Коли нет ничего иного, можно сварить кашу из топора.

Старуха: Как так кашу из топора?

Старик: А вот как, дай-ка чугунок.

2-ой автор: Старуха принесла чугунок, солдат вымыл топор, опустил в чугунок, налил воды и поставил на огонь. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

Старуха: Ну, как?

Солдат: Скоро будет готова, жаль вот только, что посолить нечем.

Старуха: Соль-то у меня есть, посоли.

Солдат: Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!

Старуха: Бери, заправь как надобно.

Солдат: Бери, старуха, ухват, доставай кашу из печи!

Солдат:Ох, и каша хороша! Как бы сюда чуток масла - было б и вовсе объедение.

Солдат: Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!

Старуха: Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить. Служивый,когда ж топор будем есть?

Солдат: Да, вишь он не уварился, где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю! Прощай, хозяюшка!

Приложение 4.

Инсценировка отрывка из сказки «У страха глаза велики» учащимися 2 класса

Выходит бабушка. В руках у неё вёдра. Идёт, тяжело вздыхает.

Ёжик: Бабушка, что вздыхаешь так тяжело? Расскажи, что с вами случилось в прошлый раз!

Бабушка: Да вот шли мы с Внучкой, Курочкой и Мышкой, вёдра на коромыслах несли. Зайка нас напугал так, что мы вёдра с коромыслами все побросали и убежали от страха! Я подумала, что это серый Волк за мной гонится. Да, жалко, что прошлый раз я коромысло своё обронила, тяжело теперь воду носить.

Ведущий: А вот и Зайка из той сказки! Может он знает, где коромысло? (Выскакивает Зайка)

Зайка: Да, напугали меня прошлый раз водоносы! Ядаже подумал, что это охотники гнались за мной с собаками. Вот я страху-то натерпелся!

Бабушка: Зайка, так это был ты? Мы с Внучкой никакие не охотники! И собак у нас не было, а только вёдра с водой! (Показывает на вёдра )

Бабушка, Зайка, Ёжик: Верно говорят: «У страха глаза велики, чего нет и то видят!»

Ёжик: Зайка, а ты не знаешь, где коромысло бабушкино? Ей ведь тяжело воду из колодца носить.

Зайка: Коромысло? А что это такое?

Ёжик: Я знаю. Вот с таким коромыслом хозяйки по воду ходили (показывает рисунок). Делали его из липы или сосны. Заготовку обрабатывали, а затем в воду опускали, в кипяток. После чего сгибали вручную. Получалась дуга, похожая на радугу. Такое коромысло было в каждой избе.

Зайка: А-а-а-а-а! Может вот это? (достаёт из-под куста и отдаёт бабушке ) Бери и больше не теряй своё коромысло!

Бабушка: Спасибо вам!

(Бабушка демонстрирует как носят вёдра на коромысле )

Ведущий: А ты, Зайка, знаешь теперь, что такое коромысло?

Зайка: Знаю!

Гареева Елена
Фольклорный праздник для детей старшей группы «Лапти-лапоточки»

Фольклорный праздник для детей старшей группы «Лапти - лапоточки » («Эх, лапти » )

Составитель : Гареева Е. Р.

воспитатель старшей группы ,

Туринск, 2018 г.

Виды детской деятельности

Коммуникативная

Музыкально-художественная

Познавательно-исследовательская

Цели :

Расширять представления детей о жизни русского народа в старину ;

Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира;

Вызвать интерес к старинной обуви и современным русским сувенирам – лаптям ; русскому народному творчеству о них;

Развивать сообразительность, смекалку при отгадывании загадок, умение использовать речь – доказательство;

Познакомить детей с русскими народными потешками, частушками, сказками : «Пузырь, соломинка и лапоть» , «Лиса – лапотница» ;

Понимать смысл, делать выводы;

Обогатить словарный запас словами и словосочетаниями – «лапти » , «лапоточки» , «лапотки» , «липа» , «плести лапти » , «лыко драть» , «лапотница» .

Зал оформлен под русскую избу, по краям скамейки, покрытые половиками.

Под р. н. м. заходят дети, садятся на скамейки. Под музыку появляется Хозяйка.

Хозяйка : Здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте, детушки – малолетушки. Рада видеть вас у нас. Изба у нас тёплая, просторная, к разговору располагает, старину напоминает . Вот и будем старину вспоминать , праздник отмечать , а какой… узнаете, когда Хозяин придёт. А вот и он, ишь снарядился…

Под музыку заходит Хозяин, гордо прохаживаясь по кругу, на ногах лапти .

Хозяин : Всем привет! Чего сидите?

Праздника хотите ?

Толи делать нече вам?

Шли б, ребята, по домам,

Да хозяйством занялись!

Можно думать, что вам тут

Лапти даром раздадут .

Хозяйка : Эй, ты, что это творишь!

Ты про что тут говоришь?

Вы не слушайте, ребята,

Он обманывает вас!

Развесёлый праздник лаптя

Проведём мы сей же час!

Хозяин : Мои лапти русские ,

Не широкие, не узкие, а в самый раз!

А вы носите туфли, босоножки

Кроссовки да сапожки

А раньше на Руси…

Липовые корытца

Носили многие лица!

Хозяйка : Да не лица!

А ножки топали по дорожке

В липовых лопаточках

По ухабам, да кочкам.

Хозяин : Да погоди ты, погоди! Разошлась! Праздник лаптя объявила , а ребята, может быть, и знать не знают, что такое лапти !

Ребёнок : Лапти – это плетёная обувь из лыка.

Хозяин : Верно! Как радовалась нога русского человека в мягких лыковых лапоточках. А что такое лыко?

Ребёнок : Лыко – это тонкий слой мягкой коры дерева (это кора липы или липовая кора)

Хозяйка : Правильно! По весне или в начале лета деревенские мужики отправлялись в лес драть липовое лыко – в эту пору оно легко снимается с деревьев. На пару лаптей обдирали целых три молоденьких липки. Нужно было лаптей немало – и себе , и на продажу. А снашивались лапти очень быстро , недаром говорили в те времена : «В дорогу идти – пять пар лаптей плести » .

Хозяин : Да, лапти плести – не околесицу нести. Тут сноровка нужна!

Хозяйка : А мы и не спорим. Любил русский народ свои лапти – лопаточки . Плести их умели все. Самые сноровистые работники успевали, за сутки сплести пять пар лаптей . Легко давалась подошва (всё показывает, а вот запятник давался не каждому : на нём сводятся все лыки и связываются петли так, чтобы продетые в них оборы (верёвочки) не кривили бы лаптя , чтобы ходить было удобно. Давайте и мы с вами попробуем оборы сплести.

Конкурс «Сплети оборы»

Хозяин и Хозяйка держат в руках по три ленты. Две команды по три игрока в каждой берутся за концы лент. Задача игроков : не выпуская из рук свою ленту и меняясь с членами своей команды местами быстро и аккуратно сплести «обору» - заплести косичку.

Хозяин : Эх, сколько русский народ сложил пословиц и поговорок о лаптях !

Хозяйка : А давайте их вспомним! Я буду говорить начало, а вы, ребята, конец.

Дело вести …не лапти плести

В один лапоть …две ноги обувает

Сидит, надувается, да три дня …в лапти обувается

Чужие шаги считал, а свои …лапти изодрал

Это вам не лаптем …щи хлебать

Хозяин : Никто не пробовал? Хотите?

Надо лаптем взять картошку ,

Опустить её в лукошко,

Лапоть друг другу передать,

Чтоб он мог картошку взять,

Опустить её в лукошко.

Словом, лаптем взять картошку .

Хозяйка : Или лаптем щи хлебать .

Игра «Перетащи картошку лаптем »

Каждая команда получает лапоть. Первые игроки бегут к корзине, в которой находится картошка, стараются лаптем подхватить её и положить в рядом стоящую крынку.

Затем возвращаются и передают лапти вторым игрокам .

Хозяин : До чего я люблю стихи, песни да частушки про лапти слушать .

Хозяйка : Так в чём дело? Слушай!

1. Звучит р. н. п. «Лиса по лесу ходила»

2. Инсценировка песни «Во деревне то было в Ольховке»

3. Частушки

4. Звучит песня «Шла я лесом по тропинке»

5. Стихотворение «Дед лапти плёл »

Дед лапти плёл и с лыком лыко

Сплетал, а кот у ног мурлыкал.

А в доме лампа с керосином,

Трещат поленья в печке знойной

Не из какой-нибудь осины,

А из берёзы белоствольной.

Мороз за окнами трескучий,

Как и огонь такой же жгучий.

Дед лапти плёл , остатки лыка забрал и я,

Чтоб плесть оборы, и что-то плёл,

А кот мурлыкал под наши с дедом разговоры.

Хозяин : У лаптей много имён . На черниговщине лапти из коры молодых дубов называли дубочарами. Лапти плели не только из липового лыка, но и из верёвок. Были у таких лаптей и другие названия : курны, крутцы и шептуны. В районах, где лыко не было, и закупать его было дорого, крестьяне из тонких корней плели коренники; из конского волоса – волосяники.

Хозяйка : Вот такие они, наши русские лапти . И имён у них много, и песни о них поют, и стихи пишут, и частушки слагают. А пляшут в их честь как! Например, наш друг Емеля. Емелюшка, выходи, свою удаль покажи!

Звучит русская плясовая, выходит Емеля в лаптях , танцует.

Емеля : Ох, До того доплясал, жарко стало, пить захотелось!

Хозяйка : А ты попей, Емелюшка, колодец то рядом.

Емеля подходит к колодцу, зачерпывает ведром воду, пьёт из ковша.

Емеля : Ох, не напился! Зачерпывает ещё ведром без дна и ловит щуку.

Емеля : Вот это удача!

Щука : Смилуйся, Емелюшка, отпусти меня.

Емеля : Нет, я из тебя уху сварю.

Щука : Пожалей меня, Емеля. Я тебя сделаю богатырём.

Емеля : Нет, не отпущу тебя, не верю тебе.

Щука : Отпусти меня, Емеля. Я сделаю всё, что ты пожелаешь.

Емеля : Всё, что я пожелаю? А как это будет?

Щука : Ты только скажи : «По щучьему веленью, по моему хотенью»

Емеля : Ну ладно, плыви к себе домой (отпускает щуку) . Сейчас мы посмотрим, правду ли щука сказала (чешет затылок) .

Что же мне попросить? Во! Попрошу ка я сказку, читать не умею, а тут, глядишь, посмотрю! По щучьему веленью, по моему хотенью, появись сказка передо мной!

Театрализация сказки «Лапоть, пузырь и соломинка»

Емеля : Вот так щука, не обманула, какую сказку поучительную показала. Я, пожалуй, домой пойду. Щуку с собой прихвачу, а для вас, ребята, сладостей у неё попрошу (подходит к колодцу) . По щучьему веленью, по моему хотенью, появитесь, сладости для ребят (достаёт сладости, отдаёт Хозяйке) .

Хозяйка : Спасибо тебе, Емелюшка, за сладости, дети с удовольствием их с чаем в группе отведают .

Емеля : Низкий поклон вам всем, до свиданице! Емеля со щукой под музыку уходят

Хозяин : И нам с вами, ребята, пришла пора проститься. Праздник русского лаптя к концу подходит !

Хозяйка : Лапти – лопаточки ,

Белые носочки,

Ровные подошвы,

Вы остались в прошлом.

Лёгкие, удобные,

Лапти скороходные .

Хозяин : Лопаточки плетёные –

Обувь не мудрёная,

Но зато народная

Наталья Путинцева
Спортивно-познавательное мероприятие для детей старших и подготовительных групп с участием родителей «Русский лапоть»

Досуг для старших – подготовительных групп

«Русский лапоть »

Спортивно-познавательное мероприятие

Цель. Приобщать детей и родителей к совместной деятельности. Развивать двигательную активность. Расширять представление о русских народных традициях , в частности, о старинной обуви .

Действие. Звучит музыка, в зал входят Иван и Марья.

Иван и Марья (вместе) . Здравствуйте, люди добрые!

Марья. Меня зовут Марья.

Иван. А я Иван.

Марья. Мы к вам издалека пришли. Из тридесятого царства…

Иван. Сказочного государства.

Марья. Встретили нас в вашем детском саду хозяйки ласковые – заведующая, ст. методист и т. д., и мы с Иваном пригласили их на нашу встречу в качестве жюри У нас для вас ребята есть загадка.

Не сапоги, не туфли

Не шиты, не вязаны,

К ногам тесьмой привязаны. Что это?

(Лапти)

Иван. Молодцы ребята, правильно! А что вы знаете о русских лаптях ? Ведь вы их не нашивали.

Марья. А может быть, даже и не знаете, как они выглядят.

Иван да Марья достают из котомки разные виды лаптей, рассказывают о них

Иван. Обувка удобная, легкая, дешевая.

Марья. А вот лапти плетеные, из лыка беленого!

Иван. Вот лапти сувенирные, для интерьера квартирного!

Марья. Есть лапти-игрушки для вашей куклы –подружки!

Иван. У нас лапти всякого размера – для гнома и для Гуливера!

Лапти-лапоточки ,

Для сына и для дочки,

Для девицы-подружки,

Для старика- старушки ,

Хоть по улице гулять,

Хоть работать, хоть плясать!

Иван. Выходите, люди добрые, на пляску веселую!

Звучит русская народная песня «Лапти» .

Марья. Ребята. Вы все, наверное, носите туфли да босоножки, ботинки да сапожки. А раньше на Руси «лыковые корытца» носили разные лица.

Иван. В древности на Руси лапти были самой распространенной обувью. Был у них один недостаток. Уж очень быстро они изнашивались. Пара лаптей служила хозяину не больше недели. А потом – меняй, да новые надевай.

Марья. В каких же магазинах из покупали? (дети отвечают)

Иван. Торговали лаптями на ярмарках. Но в каждой деревне хозяин дома должен был не только сам лапти плести, но и сына этому научить. В семь лет каждый деревенский мальчик уже знал, откуда лапти берутся, а подростка, который не умел лапти, плести называли безлапотником , и смеялись над ним.

Марья. Лапти плести – дело хитрое. Хороший мастер за день мог не больше двух пар сплести.

Иван. Плели лапти из лыка. В конце весны и в начале лета заготавливали материал : обдирали кору с молодых липок, да вязов, собирали бересту с берез. Лыко нарезали узкими, да длинными полосками и высушивали. Материал готов. Замочит мастер белые лыковые ленты в воде, станут они гибкими и эластичными. Можно их на деревянную колодку крепить, брать кочедыгу – кривое шило - и приступать к делу : переплетать ленты лыковые да покрепче стягивать.

Марья. Чтобы были лапти прочными и в дождь не промокали, лыковые ленты плотно прилаживали одну к другой.

В старые времена много известных мастеровлапотников жили и трудились во Владимирской губернии. А сейчас лапти - это уже история.

Иван. Не заскучали вы, люди добрые, за разговорами?

Марья. Может быть порезвимся-потешимся? Любите ли вы в игры играть, силой да удалью меряться? (Да) Так выходите добры молодцы и красны девицы, да берите с собой своих батюшек да матушек. Народ распотеште, да и сами разомнитесь.

Проводятся командные эстафеты.

1. «Бег в лаптях» . Участники по очереди надевают лапти, добегают до ориентира и возвращаются к месту старта . Лапти одевает следующий член команды. Выигрывает та команда, которая быстрее всех справится с заданием.

2. «Заготовь лыко» . Участники по очереди проходят дистанцию, сматывают по одной ленте на палочку, возвращаются и месту старта , кладут ленту в корзину. Побеждает команда, первая справившаяся с заданием.

3. «Прыжки в лаптях» . Участники по очереди прыгают из обруча в обруч, огибает ориентир, бегом в лаптях бегут до линии старта . Передают лапти, как эстафету. Побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.

4. «Канатоходцы» . Участники поочередно проходят в лаптях по канату, перепрыгивают с кочки на кочку, огибают ориентир и возвращаются к месту старта . Побеждает команда выполнившая задание быстрее остальных.

5. «Забрось луковицу» . Участники по очереди забрасывают по 3 луковицы в лапоть , лежащий на полу на расстоянии : 3 метра для родителей и 1 ,5 метра для детей . Победа за командой, которая наберет большее количество баллов за точность попадания.

Иван. Ай да удальцы-молодцы! Присядьте, отдохните, да вспомните, какие сказки или картины вы видели и знаете в которых герои носили на ногах лапти.

Марья. А нашему уважаемому жюри мы предлагаем в это время заняться подсчетом результатов наших состязаний.

Иван. А ну народ честной выходи на игру заводи! А игра называется «Повозочка да сноп» . Главное в игре – правила соблюдать, да соседу на ноги не наступать! А все остальное нам Марья расскажет.

Марья рассказывает правила игры. Дети играют и садятся на места.

Иван да Марья читают стихи.

Лапти деревенские,

Мастером сплетенные.

Лыковые лапти

Нынче сувенир!

В прошлом были обувью,

До того мудреною,

Эко за столетие

Изменился мир.

Лапти, лыком шитые,-

Русская история !

Сколько ими хожено

По России всей!

Я любуюсь с радостью

И с какой-то болью

Деревенской мудростью

Родины моей !

Иван. А теперь пусть наше жюри назовет победителей нашей сегодняшней встречи.

Иван. Поздравляем победителей, желаем здоровья и больших побед ребятишкам да и вам, уважаемые взрослые.

Марья А нам пора. Пойдем мы с Иваном и другим деткам поведаем о русской истории . Ведь только та нация считается сильной, которая знает свою историю. До свидания!

Публикации по теме:

«Бал цветов». Праздник к 8 Марта для детей старших и подготовительных групп Бал цветов Вед. – Наступила весна, солнышко чаще улыбается и посылает свои теплые лучики на землю, природа пробуждается от зимнего сна,.

Сценарий праздника «Масленица» для детей старших и подготовительных групп Масленица. Сценарий для детей старших и подготовительных групп Дети входят, садятся. 1-й ведущий. Все! Все! Все! Все на праздник! Масленицу.

Масленица. Сценарий развлечения для детей старших и подготовительных групп детского сада Дети выходят на улицу, их встречают скоморохи. 1-ый Скоморох: Все! Все! Все! Все на праздник! Масленицу встречам, зиму провожаем, весну.

Проект «Экологическая ситуация в поселке» для детей старших и подготовительных групп МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ СЕРПУХОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МДОУ «ОБОЛЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЛЕСНАЯ СКАЗКА» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

«Путешествие в Зимландию». Спортивное развлечение на улице для детей старших и подготовительных групп ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМЛАНДИЮ Спортивное развлечение на улице для детей старших и подготовительных групп Цель: Создание условий для развития.

Сценарий физкультурного досуга «Весёлые старты» для детей старших и подготовительных групп Цель: Создать условия для физического развития воспитанников. Совершенствовать технику прыжков, добиваясь естественности, лёгкости и точности.

На середине площадки вбивают кол, к нему привязывают веревку длиной от 3 до 5 м. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет свободный конец ее и встает у кола. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-либо предмет (например, мешочек с песком). Повернувшись к водящему, спрашивают его: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет» . Играющие спрашивают еще раз: «Сплели лапти?» - и слышат тот же ответ. Спрашивают в третий раз: «Сплели лапти?» - «Сплели!» - отвечает водящий. Тогда, дети бегут в крут и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает по кругу и пытается запятнать играющих. Тот, кого водящий запятнал, встает на его место. Играющие берут свои предметы, и игра начинается сначала.

Иногда водящему, сколько ни бегает по кругу, запятнать играющих не удается, и он вновь водит.

Правила

1. Водящий бегает по кругу только на длину вытянутой веревки, за круг забегать ему не разрешается.

2. Если играющему не удалось взять свой предмет, то он выходит из игры.

3. Играющим за кругом разрешается переходить с одного места на другое.

4. Салить играющих водящий может только в круге. Указания к проведению. Лучше игру проводить на большой площадке, в этом случае увеличивается расстояние для бега как играющих, так и водящих.

Игра проходит веселее, если в центре круга брошенные предметы охраняют двое водящих. Это создает определенные трудности для играющих.

По материалам сборника Марии Литвиновой "Русские народные подвижные игры"