Формула роммеля для недоношенных. Кормление недоношенных детей

Формулы, используемые для расчета объема пищи доношенным новорожденным детям:

1) формула Зайцевой: суточное количество молока = 2% массы тела при рождении *n, где n - день жизни ребенка;

2) формула Финкельштейна-Тура: суточный объем молока = n*70 (или 80), где n - день жизни ребенка, а коэффициент зависит от массы тела при рождении (при массе менее 3200 г используется коэффициент 70, а при массе тела при рождении более 3200 г - коэффициент 80);

3) формула Шабалова: разовый объем кормления = 3*m*n, где m - масса тела при рождении (в килограммах), а n - день жизни ребенка.

Формулы, используемые для расчета объема пищи недоношенным детям:

1) формула Шабалова: см. выше;

2) формула Роммеля: суточный объем кормления = (п + 10) на каждые 100 г массы тела ребенка при рождении, где п - число дней жизни.

Способы расчета суточного объема пищи детям в возрасте старше 10 дней:

1) объемный метод: ребенок в возрасте от 2 до 6 недель должен получать в сутки 1/5, от 6 недель до 4 месяцев - 1/6, от 4 до 6 месяцев - 1/7, от 6 до 9 месяцев - 1/8 массы тела. При этом суточный объем пищи независимо от массы тела не должен превышать 1 литра. Во втором полугодии жизни разовый объем кормления может превышать 200 мл, в основном за счет сока и фруктового пюре, при этом необходимо учитывать емкость желудка ребенка;

2) калорийный метод: на 1 кг массы тела ребенок должен получать в возрасте от 0 до 6 месяцев 115 ккал/сутки, в возрасте от 6 до 12 месяцев - 110 ккал/ сутки. Суточный объем пищи рассчитывается исходя из калорийности грудного молока или смеси.

Расчет питания для детей родившихся с крупной массой и имеющих высокие показатели физического развития: в возрасте 1 месяца такой ребенок должен получать 700-800 мл молока, а на каждый последующий месяц на 50 мл больше. С 5-и месяцев объем пищи не должен превышать 1000-1100 мл молока.

Вскармливание новорожденных детей

Здоровый новорожденный ребенок сразу после рождения имеет хороший сосательный рефлекс. В последние годы здоровых новорожденных все чаще рекомендуют прикладывать к груди уже в родильном зале, продлевая такой контакт до 30 минут. Раннее прикладывание к груди стимулирует лактацию, способствует сокращению матки, ускоряет отделение последа.

В настоящее время с первых дней жизни ребенка рекомендуют кормить по требованию, без фиксированного расписания. Наиболее предпочтительно совместное пребывание матери и ребенка в родильном доме. Без серьезных медицинских показаний не следует докармливать и допаивать новорожденных.

После выписки из родильного дома желательно продолжить кормление ребенка по методу свободного вскармливания до 10-12 раз в сутки, в том числе и в ночное время на весь период новорожденности.

При вскармливании близнецов первым начинают кормить наиболее беспокойного ребенка. Второго ребенка следует прикладывать к той же груди для более полного ее опорожнения, а затем кормить из другой груди. Следующее кормление надо начинать той же грудью, из которой кормили второго ребенка.

Питание беременной и кормящей женщины

При неполноценном питании беременной страдает не только выработка молока, но и его химический состав. В первой половине беременности средняя потребность в энергии составляет 2500-3000 ккал в день, во второй половине она повышается до 3000-3500 ккал. Общее количество белка в рационе беременной должно составлять 100-120 г в сутки (из них 60% животного происхождения), жира - 80-100 г (растительных масел 15-20%). Количество углеводов, особенно легко усвояемых, должно ограничиваться за счет сахара, кондитерских, макаронный изделий, хлеба. В рацион беременной необходимо включать овощи и фрукты. Во второй половине беременности, особенно два последних месяца, количество соли не должно превышать 5 г в сутки.

Беременная женщина нуждается в повышенном количестве витаминов. Особое значение для развития ребенка имеет витамин D. По данным ВОЗ для беременной и кормящей женщины потребность в витамине D составляет 1000 МЕ в сутки. В дополнительном количестве витамина D нуждаются: городские женщины, первородящие, женщины с профессиональным дефицитом пребывания на свежем воздухе, находящиеся на обязательном постельном режиме, с вегетарианским питанием, длительно получающие противосудорожную терапию. В первые 7 месяцев беременности женщина должна получать ежедневно 400 МЕ витамина D, позднее - 1000 МЕ. Для более надежного обеспечения плода витамином D в начале 7 месяца беременности, протекающей в осенне-зимнее время, можно дать однократно ударную дозу в 200000 МЕ витамина D.

Питание кормящей матери должно быть примерно таким же, как и в период беременности. Женщине, кормящей грудью, целесообразно принимать пищу 5-6 раз в день, за 30-40 минут до кормления ребенка, что способствует лучшей секреции молока. Примерный суточный набор продуктов должен включать: 200 г мяса или рыбы, 1 литр молока или кисломолочных продуктов, 150г творога, 20-30 г сыра, 500-600 г овощей, 200-300 г фруктов. Из жиров лучше употреблять сливочное (15-20 г) и растительное (25-30г) масло. Для коррекции питания применяют "Фемилак-2", "Эмфа-мама", «Думил-Мама плюс», обогащенные белками, витаминами и минеральными веществами.

Количество жидкости в суточном рационе (суп, чай, молоко, кефир, соки) доводится до 2 литров. Не разрешается употребление алкоголя, курение т.к. вредные вещества легко проникают в грудное молоко и приводят к нарушениям в нервной системе ребенка.

В рационе следует ограничить шоколад, натуральный кофе, орехи, мед, грибы, цитрусовые, которые могут вызвать у ребенка аллергические реакции. Лук, чеснок могут вызвать отказ ребенка от груди.

Способы стимуляции лактации

При незначительном дефиците молока у матери стоит прикладывать ребенка поочередно к каждой груди и тщательно сцеживать молоко. Количество кормлений может быть увеличено, в том числе и за счет ночных кормлений. Увеличения лактации можно добиться за счет прекращения кормления ребенка из бутылочки, психопрофилактики, нормализации питания матери, расслабления во время кормления ребенка грудью, постоянного контакта с ребенком, увеличения продолжительности кормления грудью. Большое количество жидкости, употребляемой матерью, может снизить выработку молока.

С целью увеличения выработки молока рекомендуют употребление напитков, приготовленных с использованием растительных стимуляторов лактации: одуванчик, крапива, укроп, душица, тмин, салат, морковь, редька. Стимулируют лактацию душево-массажная процедура - после кормления грудь обмывают горячей водой (45 о С) и одновременно проводят массаж от центра к периферии и сверху вниз. Процедура проводится в течение 10 минут по 2 раза в день для каждой груди. Душ можно заменить компрессами из махровой ткани, смоченной в горячей воде.

Для лечения гипогалактии могут быть использованы: УФО молочных желез (с 1/4 до 1 биодозы в течение 10 дней), электрофорез с никотиновой кислотой, ультразвук, согревание лампой "Солюкс" (с 5 до 30 минут с ежедневным увеличение времени сеанса на 5 минут, курс - 5-10 дней), парафиновые аппликации на грудные железы, чередование вибрационного массажа и диатермии, иглорефлексотерапия.

Рекомендуют использование трубки для кормления (принцип соломинки для коктейля). Один конец тонкой (!) трубки опускают с чашку с молоком, а другой закрепляют вдоль соска. Поток молока регулируют зажимая трубку.

Медикаментозное лечение гипогалактии должно использоваться в комплексе с другими методами. Длительность курса терапии 7-10 дней, при необходимости курсы можно повторять.

1-й комплекс : апилак по 0,01г 3 раза в день под язык, "Гендевид" или "Ундевид" по 1 драже 2 раза в день после еды, витамин Е по 0,1г 3 раза в день, глутаминовая кислота по 1,0 г 3 раза в день через 20 минут после еды (запивать крепким чаем), никотиновая кислота в индивидуально подобранной дозе (0,05-0,1 г) 4 раза в день после еды за 15-30 минут до кормления ребенка. Подбор дозы препарата проводится так: если молока хватает на два первых кормления, то перед третьим кормлением дается никотиновая кислота в дозе 0,05 г. Если эта доза дает ощущение тепла, то это и есть необходимая доза препарата, если этого чувства нет, то дозу постепенно увеличивают до 0,1г.

2-й комплекс: (назначается через 7-10 дней после первого комплекса в случае его недостаточного эффекта) пивные дрожжи по 60 г 3 раза в день (если дрожжи сухие, то их принимают по 1 чайной ложке 3 раза в день) или гефефитин по 1 таблетке 4 раза в день, липоевая кислота по 1 таблетке 3 раза в день, аспаркам по 1 таблетке 3 раза в день.

Положительный эффект можно получить при назначении 0,05% раствора йодистого калия по 1 чайной ложке 3 раза в день в течение 7-10 дней. Для лечения гипогалактии после преждевременных родов применяют церукал, который стимулирует секрецию пролактина. На 10-15 день после родов, при безрезультатных попытках увеличения объема молока назначается церукал по 1 таблетке 3 раза в день за 15 минут до еды в течение 7 дней (препарат можно давать до 3-х месяцев). Препарат противопоказан при гипертонии. По рекомендациям ВОЗ назначают хлорпромазин по 25 мг три раза в день 7 дней.

В качестве мер, препятствующих развитию гипогалактии, предлагают кормление в расслабленном состоянии, употребление теплого напитка перед кормлением, начинать кормление сразу, как мать почувствует давление в груди.

При истинной гипогалактии необходимо: 1) кормить ребенка каждой грудью по два раза. 2) проводить стимуляцию рефлекса окситоцина: сцеживать молоко в спокойной обстановке (можно с помощником). Во время сцеживания надо держать ребенка на коленях или смотреть либо на него, либо на его фотографию. Выпить теплый успокоительный напиток (но не кофе). Нагреть грудь (компресс, грелка, теплый душ). Осторожно массировать грудь по направлению к соску. Попросить ассистента потереть матери спину 1-2 минуты с обеих сторон от позвоночника, начиная от шеи и до плеч.

Генералы вермахта, которым удалось пережить Вторую мировую войну и не оказаться на виселице за военные преступления, остаток жизни посвятили написанию мемуаров, призванных объяснить причины своего поражения.

Мемуары эти довольно однообразны и представляют собой попытку доказать, что «блистательный вермахт погубили исключительно русский мороз и безумец Гитлер , принимавший самоубийственные решения».

Одному из самых лучших немецких военачальников оправдываться не пришлось. Эрвин Роммель , заслуживший уважение и признание со стороны самого Уинстона Черчилля , до поражения Германии не дожил, став жертвой режима, которому служил верой и правдой.

Сын учителя

Он родился 15 ноября 1891 года в Хайденхайме. Отец его был простым учителем, который, однако, преуспел в личной жизни, женившись на дочери бывшего президента правительства Вюртемберга — королевства, входившего в состав Германской империи.

У Эрвина было два брата и одна сестра. Карл Роммель стал успешным стоматологом, Герхард Роммель — известным оперным певцом. Сестра Эрвина Хелен , с которой он был очень близок, стала учителем искусства и рукоделия.

Эрвин рос целеустремлённым, честолюбивым и упрямым. Правда, настоять на своей мечте о профессии авиаинженера он не смог — отец, человек не менее упрямый, отверг эту идею.

Перед Эрвином был поставлен выбор — либо он становится учителем, как отец, либо военным. Роммель предпочёл военную карьеру.

В 1912 году выпускник Данцигской военной школы Эрвин Роммель получил погоны лейтенанта. Но вместо военной карьеры молодой офицер стал думать о женитьбе. Он влюбился в 20-летнюю Вальбургу Штеммер . Проблема состояла в том, что по законам Германской империи офицер при женитьбе должен был внести залог в 10000 марок. Таких денег у Эрвина не было.

Новость о романе разозлила отца, потребовавшего от сына выкинуть дурь из головы. Но Эрвин проявил характер, ответив на требование отца отказом. Умерший вскоре отец так и не узнал, что возлюбленная Эрвина уже была к тому времени беременна.

Брак между молодыми людьми так и не был заключён, и они расстались. Роммель нашёл утешение в военной карьере.

Молодой герой

Во время Первой мировой войны молодой офицер проявил себя с наилучшей стороны. Во время первой битвы на Марне в августе 1914 года Роммель, находившийся вместе с тремя солдатами в разведке у деревни, контролируемой противником, наткнулся на отряд из двух десятков французов. Обнаружить немцев французы не смогли из-за густого тумана, и тогда Роммель приказал открыть по ним огонь. К месту завязавшейся перестрелки подошёл весь взвод Роммеля, и стремительной атакой немцы заняли деревню.

Позднее Роммель воевал в Альпийском батальоне, дислоцированном в горном районе на границе с Италией. В ходе боёв у горы Капоретто Роммель захватил важные стратегические позиции, вынудив при этом сдаться превосходящие силы итальянцев и захватив большое количество трофейного оружия. За этот смелый манёвр молодой офицер получил высшую военную награду Германии — орден Pour le Mеrite.

Война, провальная для Германии, оказалась удачным периодом для Роммеля. Он не раз отмечался наградами, был произведён в чин капитана, а в 1916 году наконец преуспел и в личной жизни, женившись на Люси Моллен , с которой у него к этому времени был продолжительный роман.

Эрвин Роммель, 1917 год. Фото: www.globallookpress.com

Рядом с фюрером

После поражения Германии Роммель остался на военной службе. Со временем он дослужился до должности командира пехотного полка, преподавал в военных училищах, издав книгу «Пехота наступает».

Книга Роммеля стала очень популярной среди военных, и на неё обратил внимание пришедший к власти в Германии в 1933 году Адольф Гитлер. Роммель был назначен командиром батальона охраны фюрера.

В 1938 году полковник Роммель стал начальником Терезианской военной академии.

Накануне начала Второй мировой войны Роммель вошёл в число военных, пользовавшихся особым доверием Гитлера. За шесть дней до вторжения в Польшу Эрвин Роммель стал комендантом штаб-квартиры фюрера.

Этот пост уже в звании генерал-майора Роммель покинул в феврале 1940 года, став командиром 7-й танковой дивизии. В этой должности он принял непосредственное участие в разгроме Франции, за что был награждён «Рыцарским крестом».

Миссия в Африке

В начале 1941 года Гитлер вынужден был спасать от полной военной катастрофы своего союзника Муссолини . Итальянская армия, воевавшая в Северной Африке против британских сил, оказалась на грани полного разгрома. Наступление англичан привело к тому, что в течение двух месяцев итальянцы были отброшены больше чем на 600 миль и потеряли 130 000 человек.

Муссолини молил о помощи. Спасать положение Гитлер отправил генерала Роммеля, в феврале 1941 года назначенного командующим Африканским корпусом.

Переброска сил, однако, требовала времени, в то время как действовать надо было безотлагательно. И здесь Роммель стал демонстрировать свой талант полководца во всей красе.

Для начала он приказал построить макеты танков, чтобы ввести англичан в заблуждение относительно тех сил, которые имеются у него в распоряжении. Затем полностью отказался от атак на противника, создав у англичан впечатление, что активные боевые действия закончились.

Англичане « клюнули» , начав перегруппировку войск, перемещая лучшие свои части в другие районы. Одновременно многие офицеры, включая командующего британской армией «Нил», получили отпуска.

Используя фактор внезапности, Роммель перешёл в контрнаступление, не дожидаясь прибытия основных сил. Цели изначально были скромные — не допустить полного разгрома итальянских частей. Однако удар немецких войск оказался столь успешным, что британцы были отброшены на сотни миль.

Эрвин Роммель в Африке, 1941 год. Фото: www.globallookpress.com

«Лис пустыни»

Роммель бросает в бой новые части Африканского корпуса, и бегство англичан принимает совершенно беспорядочный характер. В британских частях царит хаос, и остановить отступление им удалось лишь в конце 1941 года, закрепившись в Бенгази. Собственно, причиной этого стало скорее полное истощение резервов Африканского корпуса, и без того бедное снабжение которого стало ещё более скудным с началом войны на Восточном фронте.

Британцы разворачивают контрнаступление, и Роммелю приходится отходить. Он, однако, успешно уклоняется от всех попыток окружения, сохраняет технику и сводит свои потери к минимуму. После этого за ним закрепляется уважительное прозвище «Лис пустыни».

Сам Уинстон Черчилль, выступая в британском парламенте, говорит о Роммеле: «Мы имеем перед собой весьма опытного и храброго противника и, должен признаться, несмотря на эту опустошительную войну, — великого полководца».

Имя Роммеля стало наводить страх на британских солдат настолько сильный, что главнокомандующий британскими силами Среднего Востока Клод Окинлек издал специальный приказ, в котором запрещалось упоминать имя Роммеля в войсках.

В январе 1942 года Роммель получил звание генерал-полковника, а месяцем позже был назначен командующим танковой армией «Африка». Несмотря на громкое название, танковая армия фактически была просто армейской группой — подавляющее большинство частей были итальянскими (с невысокой боевой ценностью), а танковых дивизий в «армии» немцы имели всего лишь одну.

Танки Роммеля в Африке, 1942 год. Фото: www.globallookpress.com

Роммель идёт к Нилу

В июне 1942 года наступил самый яркий момент в его военной карьере. Имея весьма ограниченные силы, уступая британцам в численности, он штурмом взял крепость Тобрук. Эта цитадель, считавшаяся главным плацдармом союзников на африканском театре военных действий, считалась неприступной до тех пор, пока у её стен не появились танки Роммеля.

За взятие Тобрука Роммель получил звание генерал-фельдмаршала. После капитуляции крепости немцы развернули стремительное наступление, выйдя в июле 1942 года к Эль-Аламейну, от которого оставалось не более 100 километров до дельты Нила. Нависла угроза захвата немцами Александрии и Каира.

Ситуация для британских войск в Африке стала критической. От военной катастрофы их спас... Гитлер. Роммель, выжимавший из имеющихся у него сил всё, что можно, и чего нельзя, просил у Гитлера подкреплений, увеличения поставок топлива и боеприпасов, но неизменно получал отказ. Фюрер Третьего Рейха был сконцентрирован на Восточном фронте, куда перебрасывались даже те силы, которые специально готовили для войны в условиях африканской пустыни.

Пользуясь этим, англичане спешно перебрасывали под Эль-Аламейн новые части, в Африку стали пребывать американская техника. Союзники готовили масштабное наступление.

Возможно, «Лис пустыни» вновь сумел бы выкрутиться, но как раз в этот момент его сразила дизентерия, и Роммеля срочно направили на лечение в Германию.

Эрвин Роммель и Адольф Гитлер, 1942 год. Фото: www.globallookpress.com

Крах армии «Африка»

С началом наступления англичан его вызвали из госпиталя, но к возвращению Роммеля в Африку всё было кончено — немецкие силы под Эль-Аламейном были разбиты наголову.

В ноябре 1942 года американцы высадились в Марокко и Тунисе. Роммель, несмотря на отчаянное положение, продолжал наносить противнику урон, однако изменить положение принципиально уже не мог.

В марте 1943 года Роммель отправился в штаб Гитлера, чтобы просить его дать приказ на эвакуацию немецких сил из Африки. По мнению «Лиса пустыни», надо было спасть войска, поскольку спасти кампанию уже не представлялось возможным.

Но Гитлер после катастрофы в Сталинграде слышать не хотел ни о каком новом отступлении. Роммеля сняли с должности, и в Африку он больше не вернулся. Оставшиеся в Тунисе немецкие и итальянские войска капитулировали через два месяца.

Возможно, в этот момент генерал-фельдмаршал, считавшийся любимцем Гитлера, окончательно разочаровался в вожде Третьего Рейха.

Вал, который построил Роммель

Тем не менее, отзыв из Африки не означал опалы: Роммель был назначен командующим группой армий «В» в Северной Италии с задачей не допустить окончательного разгрома итальянцев и продвижения англо-американских сил. С этим «Лис пустыни» справился вполне.

В январе 1944 года Роммель назначается командующим немецкими войсками в Северной Франции. Предвидя вторжение союзных сил, он занимается созданием мощных укреплений на побережье. Но идеи Роммеля о принципах обороны «Атлантического вала» не находят поддержки у командующего всеми немецкими войсками во Франции фельдмаршала фон Рундштедта . Не в последнюю очередь эти противоречия стали причиной того, что высадка союзников в Нормандии 6 июня 1944 года оказалась успешной.

Роммель во Франции, 1944 год. Фото: www.globallookpress.com

Война для Роммеля закончилась 17 июля 1944 года, когда британский самолёт обстрелял автомобиль фельдмаршала. Тяжело раненого Роммеля отправили в госпиталь, а затем для продолжения лечения домой, в город Ульм.

Через три дня после ранения Роммеля заговорщики из числа военных предприняли покушение на Гитлера, завершившееся провалом. Полковник Клаус фон Штауффенберг , приведший в действие взрывное устройство, воевал в Африке под началом Роммеля.

Приговорённый к самоубийству

Сам Роммель, однако, в число заговорщиков не входил, хотя их целям сочувствовал. Среди заговорщиков было немало тех, кто считал, что авторитетный Роммель должен войти в новое германское правительство, а возможно, и возглавить его.

После провала заговора арестованных военных подвергали жестоким пыткам, выбивая показания на сообщников. В ходе таких допросов с пристрастием прозвучало и имя Эрвина Роммеля.

Гитлер, которому доложили об этом, решил оказать своему любимцу «особую честь». 14 октября 1944 года домой к фельдмаршалу были отправлены два офицера, которые объявили Роммелю волю фюрера — он либо предстанет перед судом, либо должен покончить с собой.

Суд означал смертный приговор, а последующие репрессии пали бы и на членов семьи военачальника. Фактически фельдмаршала, так и не оправившегося после ранения, заставили принять яд.

Через четыре дня генерал-фельмаршал Эрвин Роммель был похоронен как национальный герой. В день его похорон в Третьем Рейхе был объявлен национальный траур.

Похороны Эрвина Роммеля. Фото: www.globallookpress.com

Спустя полгода Адольф Гитлер разделит участь своего любимца, покончив с собой. Правда, вместо почестей и траура фюрера ждала воронка от бомбы, в которой его тело было сожжено под залпы орудий наступающих советских войск.

немецкий маршал (1891–1944)

Немецкий фельдмаршал Роммель заслужил славу блестящего тактика благодаря своей способности разгадывать замыслы противника. Известный своей жестокостью и в армии, и в рейхе, и прозванный «Лисом пустыни», Роммель как профессионал пользовался уважением даже у неприятелей. Черчилль назвал его «искусным противником» и «великим генералом».

Роммель родился в Германии, в Гейденгейме, близ Ульма, 15 ноября 1891 г. Отец его был школьным учителем, а мать - дочерью вюртембургского президента. В 1910 г. Роммель поступил кадетом на службу в 124-й пехотный полк. Окончив военное училище в Данциге в 1912 г., он стал лейтенантом. Во время Первой мировой войны Роммель служил во Франции, Румынии и Италии в качестве младшего офицера и был награжден Железным крестом первой степени. 26 октября 1917 г. он повел две сотни немецких солдат на штурм итальянского горного укрепления. Понеся незначительные потери, Роммель взял в плен девять тысяч вражеских солдат и захватил около восьмидесяти пушек. За эту блестящую победу Роммель был произведен в капитаны и награжден высшей германской боевой медалью.

В послевоенный период Роммель командовал различными пехотными частями, а также был военным инструктором. В 1937 г. он опубликовал курс своих лекций по тактике «Пехотная атака». В том же году он стал командиром личной охраны Адольфа Гитлера (№ 14).

После кратковременной службы в качестве коменданта Военной академии Роммель вернулся к руководству охраной Гитлера, теперь уже в качестве бригадного генерала. Будучи членом гитлеровского штаба, Роммель изучил германскую теорию «блицкрига» и пришел от нее в восхищение. После захвата Польши Роммель обратился к Гитлеру с просьбой разрешить ему командовать дивизией для участия в готовившемся нападении на Францию. 15 февраля 1940 г. Роммель был назначен командиром 7-й танковой дивизии.

В мае - июне 1940 г., во время наступления на Францию, генерал Роммель выработал свою тактику, которой придерживался в дальнейших военных действиях. Он продвигался вперед с огромной скоростью, идя на риск, но компенсировал это фактором внезапности и огневой мощи. Роммель старался не наступать широким фронтом, но сосредоточивал свои танки для прорыва линии обороны врага с тем, чтобы ударить ему в тыл и добиться перевеса.

Сам Роммель в форме танкиста лично участвовал в боях. Он шел на риск, находясь в передовых рядах своих войск, чтобы самому знать боевую обстановку и обладать способностью немедленно принимать решения. Солдаты, нечасто видевшие генералов в гуще боя, были воодушевлены таким поведением своего командира и полюбили его. Все это укрепляло боевой дух солдат Роммеля.

К концу войны во Франции дивизию Роммеля из-за быстрого продвижения и внезапных атак прозвали «призрачной дивизией», ибо противник никогда не мог предугадать, где именно она появится в следующий раз. Потеряв всего 2500 человек и 42 танка, Роммель захватил около ста тысяч пленных и уничтожил более 450 танков противника, не считая множества артиллерийских орудий.

Роммель получил в награду Рыцарский крест и чин генерал-майора. Он принял командование Африканским корпусом, который был отправлен в Африку, чтобы помочь итальянцам, воевавшим против союзников. В Африке Роммель сумел приспособить боевую тактику, выработанную во Франции, к новым условиям военных действий в североафриканских пустынях. В феврале 1941 г. Роммель прибыл в Северную Африку, а уже через месяц одержал первую победу над англичанами, взяв в плен двух английских генералов. Через год «Лис пустыни» был уже одним из самых известных полководцев Второй мировой войны.

В июне того же года Роммель командовал наступлением на позиции превосходящей по численности и лучше вооруженной английской армии. Благодаря большей маневренности и наступательной энергии немецкому генералу удалось 21 июня взять ключевой порт Тобрук. Через день Роммель был произведен в фельдмаршалы.

Но взятие Тобрука оказалось зенитом карьеры Роммеля. Основная часть войск Германии была вовлечена в наступление на Россию. Североафриканский фронт оставался второстепенным, и Роммелю остро не хватало боеприпасов и продовольствия. Снабжение его армии было затруднено также из-за господства флота союзников на Средиземном море. Силы Германии шли на убыль, а союзники становились все сильнее. Кроме того, в ноябре 1942 г. английские войска возглавил очень способный полководец Бернард Монтгомери (№ 63). Еще более осложнилось положение Роммеля после высадки на западе Северной Африки американских войск.

Несмотря на то, что мощь англичан и американцев возросла, а итальянские союзники Роммеля были слабы, его части продолжали храбро сражаться. Гитлер, который не хотел или не мог прислать подкрепления для Африканского корпуса, тем не менее приказал Роммелю и его людям «биться до последнего солдата». Роммель не хотел губить своих людей в бесплодной борьбе и 6 марта 1943 г. предпочел капитулировать.

Гитлер, разгневанный фельдмаршалом за невыполнение приказа, все же понимал, что талантливый полководец ему пока нужен, а потому приказал эвакуировать Роммеля перед капитуляцией в Германию. Некоторое время Роммель был советником Гитлера по вопросам обороны Италии, а 15 июля 1943 г. он отправился во Францию, чтобы укрепить там оборону перед предполагаемым вторжением союзников. Роммель утверждал, что следует сосредоточить танковые части в районе предполагаемого вторжения, чтобы разгромить войска союзников в момент их высадки, но на его предложения тогда не обратили внимания. Он смог только укрепить моральный дух войск, а также установить в предполагаемом районе высадки десанта союзников 5 миллионов мин, а также до полумиллиона наземных заграждений.

Когда союзники высадились в Нормандии, Роммель находился в Германии в отпуске, но он сразу же вернулся во Францию, чтобы возглавить оборону побережья. Гитлер по-прежнему отказывался использовать для обороны резервные танковые дивизии, поэтому Роммелю пришлось создать несколько оборонительных рубежей, чтобы остановить продвижение английских войск. Искусно маневрируя, Роммель отводил людей в тыл перед налетами авиации союзников и возвращал их на свои позиции перед наступлением сухопутных сил противника.

17 июля 1944 г., в разгар сражения, английский истребитель обстрелял штабную машину Роммеля, и фельдмаршал был ранен в голову. Роммеля отправили в Германию для лечения, но вернуться ему было уже не суждено. 20 июля немецкие офицеры совершили покушение на жизнь Гитлера. Хотя Роммель не принимал участия в заговоре, он знал о планах заговорщиков, которые посвятили его в свои замыслы. Когда Гитлер узнал, что заговорщики, ради спасения Германии от уничтожения, планировали поставить во главе государства Роммеля, одного из немногих немецких генералов, пользовавшихся уважением союзников, он приказал включить фельдмаршала в число лиц, обвиняемых в заговоре.

14 октября 1944 г. Гитлер прислал к Роммелю на дом двух генералов с предложением выбрать либо самоубийство, при условии безопасности для его семьи, либо публичный суд, унижение, казнь, а также наказание его семьи и ближайших подчиненных. Роммель вместе с генералами сел в автомобиль и во время поездки принял предложенный ими яд. Потом было объявлено, что Роммель умер от осложнений после ранения, и его похоронили с воинскими почестями.

Во время войны под командованием Роммеля находилось не более нескольких дивизий, в то время как другие военачальники Второй мировой войны на других фронтах командовали десятками дивизий. Но личное обаяние Роммеля, его храбрость, блестящие способности в области ведения танковой войны прославили его по обе стороны фронта. Его танковые операции изучают в военных училищах всего мира. В конце жизни, когда даже Гитлер побоялся разрушить образ немецкого героя Второй мировой войны, сам Роммель проявил высокое чувство собственного достоинства и показал себя настоящим солдатом.

ВСКАРМЛИВАНИЕ НЕДОНОШЕННЫХ НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ

Какова роль медсестры в поддержании лактации у роженицы?

Идеальным питательным продуктом для новорожденного является материнское молоко, поэтому медсестра должна всячески помогать матери сохранить лактацию и убедить остальных членов семьи в необходимости создания для этого наиболее благоприятных условий.

Какой режим, кормления наиболее целесообразен для недоношенных детей?

Целесообразно соблюдать режим кормления, начатый в роддоме или в отделении выхаживания недоношенных, т. е. 7-разовое кормление через каждые 3 часа с ночным перерывом в 6 часов. В случае недостаточной лактации медсестра обязана доложить об этом врачу и провести контрольное взвешивание ребенка в разное время суток (3-4 раза). Недостающее количество молока восполняется молочными смесями.

Количество молока в сутки определяется по калорийному расчету: к 10-14-му дню недоношенному ребенку необходимо обеспечить 100-120 ккал на 1 кг массы ребенка в день, а к 1 месяцу - 140 ккал/кг. С 2-месячного возраста расчет калорий производится с учетом массы при рождении. Дети, родившиеся с массой 1500 г, должны получать 130-135 ккал кг в сутки, тогда как маловесные (масса при рождении до 1500 г) нуждаются в 140 ккал/кг до 3-месячного возраста, а к 4-6 месяцам - 130 ккал/кг.

Приводим пример расчета питания по калорийности. Ребенку 2,6 месяца, масса при рождении 1300 г, масса в возрасте 2,5 месяца - 2600 г. Учитывая, что калорийность 100 мл женского молока составляет 65 ккал, ребенок должен получать в день 140x2,6x100/65=560 мл молока, или по 80 мл 7 раз в сутки через каждые 3 часа.

В первые 10 дней количество молока также можно рассчитывать по формуле Роммеля: Х=п+10 (где X - количество молока на каждые 100 г массы тела; п - число дней). Например, ребенку 5 дней, масса тела 2000 г, значит молока ему надо (5+10)х20=300 мл, при 7-разовом кормлении однократно он получит 300:7=43 мл. Расчет можно произвести также по формуле Х= пх 10(15), где X - количество молока на 1 кг массы тела в сутки, п - число дней жизни ребенка; коэффициент 10 применяется для минимальной потребности в калориях, а 15 - для максимальной.

Количество пищи детям старше 10 дней удобнее определять объемным методом в зависимости от массы тела и возраста. По данным А. И. Хазанова, в возрасте 10-14 дней суточное количество молока равно V7 массы тела (около 100 ккал/кг), в возрасте 2-3 недель - Ve (около 120 ккал/кг) и к месяцу - V5 (140 ккал/кг).

Как можно проводить вскармливание недоношенного ребенка?

Техника кормления (грудь, рожок, зонд) зависит от степени зрелости недоношенного ребенка и наличия у него сосательного и глотательного рефлексов.

Смешанное и искусственное вскармливание ребенку должен назначить врач. Сестра показывает, как готовить смеси, учит мать технике искусственного вскармливания, проверяет правильность выполнения рекомендаций врача.

3. ДЦС-М - смесь тех же анатоксинов, но с уменьшенным содержанием антигенов.

4. АД-M - адсорбированный дифтерийный анатоксин с уменьшенным содержанием антигена.

Как проводится оценка прививочной реакции?

После прививки необходим осмотр ребенка участковой медсестрой в течение 2-3 дней, так как возможна реакция в виде повышения температуры тела до 39 °С и выше, появления аллергической сыпи, ложного крупа (стенози-рующего ларинготрахеита), судорог, шока и т. д.

Вакцинация в таком случае должна быть прекращена или же продолжена АДС-М анатоксином однократно. Все дети с необычными реакциями на вакцины должны наблюдаться врачами-иммунологами.

Как проводятся прививки против кори?

Внедрение в практику здравоохранения живой коревой вакцины привело к значительному снижению заболеваемости корью.

Детям делают прививку против кори с 12-месячного возраста.

Временно освобождаются от прививок больные с острыми заболеваниями, включая период реконвалесценции (не менее 1 месяца), больные с обострением хронических заболеваний, с клинико-лабораторными изменениями - им разрешается прививка только в фазе ремиссии более 1 месяца

При легких формах острых респираторных заболеваний период медотвода сокращается до 2-3 недель.

Что представляет собой вакцина против паротита?

Для профилактики паротита используется живая па-ротитная вакцина, представляющая собой аттенуирован-ный вирус паротита.

Вакцина выпускается в высушенном состоянии и имеет вид желтовато-розоватой массы, которую непосредственно перед употреблением разводят прилагаемым растворителем. Вакцина должна полностью раствориться в растворителе в течение 3 минут. Растворенная вакцина имеет вид прозрачной или слегка опалесцирую-щей розоватой или бесцветной жидкости

Какой контингент лиц подлежит вакцинации?

Прививке подлежат дети в возрасте от 15-18 месяцев до 7 лет, не болевшие ранее паротитом. Если данные анамнеза не подтверждены документально, ребенок подлежит прививке.

Дети старше 15-18 месяцев, не привитые и не болевшие ранее, бывшие в контакте с больным паротитом, подлежат в срочном порядке прививке паротитной вакциной при отсутствии противопоказаний. Противопоказания те же, что при других прививках.

Дети, временно освобожденные от прививок, должны быть взяты под наблюдение и учет и своевременно привиты после снятия противопоказаний.

Как проводятся прививки против паротита?

Прививку проводят однократно путем подкожного введения шприцем или безыгольным инъектором 0,5 мл вакцины, разведенной растворителем, прилагаемым к препарату из расчета 0,5 мл растворителя на одну прививочную дозу вакцины. Объем растворителя в ампуле или флаконе должен строго соответствовать количеству доз вакцины в ампуле или флаконе. В случае, если растворитель и вакцина расфасованы в ампуле, горлышки ампул обтирают стерильной ватой, смоченной спиртом, надрезают специальным инструментом, приложенным к препарату, вторично протирают спиртом и обламывают, не допуская при этом попадания спирта в ампулу. Если растворитель и вакцина расфасованы во флаконы, удаляют центральную часть металлического колпачка, а открытую поверхность резиновой пробки протирают 70 % спиртом. Из флакона, проколов резиновую пробку, или из открытой ампулы отсасывают часть растворителя стерильным холодным шприцем с длинной иглой, имеющей широкий просвет, и переносят в ампулу или флаконное спокойное состояние, формируют умение прислушиваться к звукам, вызывают слежение за движением предмета в течение 2-5 секунд; У ребенка появляется первая улыбка на разговор взрослого.

Как можно оценить развитие ребенка на втором месяце жизни?

На 2-м месяце у ребенка уже сформированы устойчивые зрительные и слуховые ориентировочные реакции. Доказательством тому являются ищущие повороты головки в сторону звука. Он прислушивается к звукам речи и пению взрослого. Здоровый малыш проявляет радость при общении со взрослым. Лежа на животе, поднимает головку, непродолжительно удерживает ее.

Как можно оценить развитие ребенка на третьем месяце жизни?

В 3 месяца у малыша отмечается устойчивый зрительный рефлекс на кормление грудью. Ребенок узнает мать. Появляются первые голосовые реакции - гуканье, гуление. В это время формируется «комплекс оживления», при котором бурная радость сопровождается общими движениями - у ребенка выпрямляются ручки в локтевом суставе, разжимаются пальчики, он хватает игрушки, к которым прикасается. Хорошо упирается на ножки. Лежа на животе, прогнувшись, упирается на предплечья, подолгу удерживает головку, следит за предметами. В это время непрерывное бодрствование может длиться до 1-1,5 часа.

Каковы особенности нервно-психического развития ребенка на четвертом месяце жизни?

На 4-м месяце жизни у ребенка должно быть сформировано положительное отношение ко всем режимным процессам. Он активен при кормлении, поддерживает руками грудь матери или бутылочку. Способен находить взглядом источник звука, может длительное время (до 1 часа) рассматривать яркий предмет, лицо другого ребенка. Малыш подолгу гулит, появляются элементы эмоциональной интонации. Громко смеется, поворачивается со спины на живот. Важным достижением в жизни малыша является развитие движений рук.

Как происходит развитие речи и двигательной активности ребенка в 5-6-месячном возрасте?

К 5-му месяцу у ребенка отмечаются целенаправленные движения рук - четко берет игрушку от взрослого, рассматривает, перекладывает из одной руки в другую, бросает ее. Этот возрастной период характеризуется еще одним важным показателем - развитием подготовительных этапов активной речи. К 5-6 месяцам в гудений ребенка можно услышать согласные звуки: п, б, т, д, м, н, л и др. Произносит первые слоги - ба, ма, та и др., то есть появляется лепет. Длительность бодрствования составляет около 1,5-2 часов. К этому возрасту ребенок совершает первые самостоятельные движения в положении лежа на животе. В 5 месяцев сидит неустойчиво, в 6 - сидит уверенно, совершает переворот со спины на живот, немного подползает вперед. В возрасте 6-7 месяцев начинает манипулировать предметами, оказавшимися у него в руках: рассматривает, постукивает, нажимает, бросает и др. Далее, подражая взрослому, ребенок выполняет целенаправленные действия: вкладывает в коробку игрушку, закрывает крышку, катит мяч и др.

Какие речевые и двигательные навыки приобретает ребенок к 7 месяцам жизни?

К 7 месяцам «комплекс оживления» сменяется длительным эмоциональным лепетом: ребенок смеется, выражает свое состояние радостными возгласами. В лепете и в действиях с предметами подражает взрослому. Радуется ярким игрушкам. Игрушки не рекомендуется подолгу оставлять в кроватке, так как малыш сам еще не умеет играть с ними, а постоянно глядя на них, он перестает им радоваться.

К 7 месяцам ребенок уже может ползать, а в 8 ползает много, быстро и в разных направлениях. К этому возрасту ребенок уже овладевает вертикальным положением, умением садиться, стоять, опускаться. К 9 месяцам он умеет переходить от опоры к опоре.

Как происходит развитие речи 9-10-месячного ребенка?

Между 6 и 10 месяцами ребенок начинает понимать речь взрослого, что влияет на формирование его действий, движений, стимулирует развитие активной речи. По просьбе взрослого находит глазами названный предмет, выполняет простые действия: хлопает в ладошки («ладушки»), машет ручкой на слово «до свидания».

К 9 месяцам ребенок знает свое имя, понимает слова «садись», «пей», «дай ручку» и др.

Активная речь ребенка характеризуется умением повторять за взрослым слоги и звукосочетания, число, которых увеличивается к 9-10 месяцам. Однако в этой возрасте ребенок, овладевая новыми движениями, может в некоторой степени «задержать» развитие активной речи, то есть не развивается лепет, особенно в тех случаях, когда взрослые мало общаются с малышом. Лепет может не развиваться при пониженном слухе, наличии нераспознанных дефектов речевого аппарата, поражении нервной системы.

Каковы основные характеристики, нервно-психического развития ребенка 9-12 месяцев?

В 9-10 месяцев ребенок самостоятельно пьет из чашки, снимает пищу с ложки губами, появляются элементы прожевывания пищи. Засыпает спокойно в кроватке, если не приучен к укачиванию, к соске. Днем спит 2 раза по 2,5-2 часа. В возрасте от 9-10 месяцев до 1 года ребенок может бодрствовать до 2,5-3,5 часа. Активность его во многом зависит от воспитания и тренировки.

В последние 3 месяца первого года жизни у ребенка появляются сложные эмоциональные реакции: радость при достижении желаемого, жалость, ревность, окрашенное эмоциональное отношение к взрослым и другим детям, пробуждается интерес и доброжелательность к животным. Малыш активно двигается. Он все еще много ползает и ходит, держась за опору. Многие дети к 10-11-му месяцу начинают ходить самостоятельно, без поддержки. Ребенок может вставать, переступать через крупные предметы. Движения ручками более уверенны.

Много нового появляется и в понимании речи. Ребенок находит названную игрушку среди многих других, показывает однородные предметы, которые чем-то отличаются (разные по величине и цвету мячи, пуговицы, часы и др.), начинает осваивать смысл слов «нельзя», «можно», «хорошо», «плохо», знает имена близких людей.

Между 9-м и 12-м месяцами ребенок овладевает первыми словами, слоги становятся составными частями произносимых слов (баба, мама, папа, дай, на, бах, ав и др.). К концу года он произносит около 10 облегченных «тенетных» слов.

К году ребенок умеет сам пить из чашки, берет ее двумя руками, ставит на стол и т. д. При одевании, умывании, раздевании малыш с готовностью протягивает руки, подставляет лицо. Спокойно сидит на горшке.

Как происходит развитие ребенка на втором году жизни?

Большинство детей на 2-3-м году жизни воспитывается в детских дошкольных учреждениях. В детском дошкольном учреждении с детьми 2-го года жизни уже проводятся различные тематические занятия, которые преследуют цель развивать у детей активную речь, познавать свойства предметов, различать цвет, величину и др. Для этого воспитатели используют цветные картинки, кубики, шары разной величины, создают дидактические уголки - «кухню», «столовую», «ванную» и др.

В этом возрасте формируются некоторые социальные черты личности ребенка: любовь к близким, со%в-ствие к сверстникам, адекватная реакция на оценку фо-их действий со стороны взрослых. Ярко проявлякШя познавательные импульсы, первые волевые качества (стремление получить результат действия), наиболее интенсивно формируется понимание речи взрослого и активная речь самого ребенка; происходит сенсорное развитие игровой деятельности, складываются навыки самостоятельности.

К концу 2-го года жизни ребенок может заниматься одним и тем же делом до 7-10 минут. Понимает свойства предметов и явления: песок сыплется, сухие листья шуршат, сне! скрипит. Подбирает по цвету одинаковые предметы (варежки, ботинки, носки). Охотно выполняет поручения взрослых. К 2 годам запас слов составляет около 300. Произносит короткие фразы из 3-4 слов.-

С какой целью и как проводится патронаж ребенка трех лет?

На 3-м году жизни участковая медицинская сестра посещает ребенка дважды: в 2 года 6 месяцев и в 3 года. Она должна выяснить, какой у ребенка режим (дневной сон 1 раз, ночной сон не менее 11 часов, длительность активного бодрствования 6-6,5 часа), сколько слов насчитывает его словарь, употребляет ли он в разговоре распространенные и сложные предложения, ясен ли ребенку смысл слов, произносимых взрослыми, правильно ли он произносит звуки. Деятельность ребенка на 3-м году жизни сложна и разнообразна: занятия с пирамидами, матрешками, мозаикой, другими предметами; сюжетная игра с куклами, с книгами; элементы трудовой деятельности - самостоятельное одевание, застегивание пуговиц, пользование салфеткой, уборка игрушек и др. Появляются первые признаки ролевой игры. К концу 3-го года словарь содержит около 1000 слов. Ребенок пользуется многосложными фразами. Запоминает стишки. Развивается воображение.

Каковы основные характеристики нервно-психического развития ребенка в дошкольный период?

Дошкольный период - от 3 до 7 лет. Он характеризуется замедлением темпа роста. Крепнет мускулатура, развивается скелет. Происходит смена молочных зубов. Ребенок переходит на режим питания взрослых. Заметно реже встречаются острые и хронические расстройства питания. К 5-7 годам кора головного мозга заканчивает свое развитие. Речь ребенка становится более сложной, он уже может передать свои мысли и впечатления, начинает читать и писать. Всем интересуется, задает много вопросов. Любит играть с другими детьми.

Каковы основные характеристики развития ребенка младшего школьного возраста?

Младший школьный период - от 7 до 10 лет. Этот период характеризуется дальнейшим совершенствованием высшей нервной деятельности, костно-мышечного аппарата, но рост происходит уже не так быстро, как в предыдущий период. Заканчивается смена молочных зубов постоянными.

Каковы основные характеристики развития ребенка старшего школьного возраста?

Старший школьный период - от 10 до 15 лет. Это период полового созревания. Рост снова ускоряется. Происходит сложная вегетативно-эндокринная перестройка организма. Усиливается функция желез внутренней секреции и, прежде всего, половых желез. Появляются вторичные половые признаки - волосы на лобке и в подмышечных впадинах, у девочек развиваются молочные железы и появляются менструации, у мальчиков грубеет голос. В этот период заметно сглаживаются те анатомо-физиологические особенности, которые отличают ребенка от взрослого. «Переходный» возраст отличается обостренной реакцией личности на окружающее, а потому требуется особый, индивидуальный подход к подростку.

Показания к зондовому питанию:

- отсутствие сосательного и/или глотательного рефлексов вследствии выраженной морфо-функциональной незрелости;

Тяжелые внутриутробные и постнатальные инфекции, сопровождающиеся интоксикацией;

Внутричерепная родовая травма, родовая травма шейного отдела позвоночника, спинного и продолговатого мозга;

Ишемически-гипоксическое поражение ЦНС (внутричерепные кровоизлияния, отек мозга);

Пороки развития твердого и мягкого неба, верхней губы;

Тяжелая дыхательная и сердечно-сосудистая недостаточность. Кормление через зонд может быть прерывистым, порционным (болюсным) и продолженным, длительным (капельным).

Кормление детей, родившихся в тяжелом состоянии и требующих проведения интенсивной терапии, начинают с равномерного питания через зонд при помощи инфузионного насоса. Начальная скорость введения молока или специализированной смеси 0,5-1,0 мл/час. При хорошем усвоении питания скорость постепенно увеличивают до 1-2 мл/час, после чего переходят на дробное зондовое питание (8-10 раз в сутки). При достижении объёма питания 350 мл/с (обычно в возрасте старше двух недель) переходят на 7-8 разовое кормление.

Чем меньше масса тела ребенка, тем медленнее и равномернее в течение суток должен вводиться назначенный объем питания. Общепринятым является продолжительное питание в течение 1-2 часов с длительными перерывами на 1-2 часа. Возможен небольшой ночной перерыв.

Методика зондового кормления:

Используйте мягкие силиконовые не травмирующие слизистую зонды различного диаметра;

Во время выполнения процедуры следите за цветом кожи (появление цианоза), дыханием, частотой сердцебиений;

Придайте правильное положение младенцу: поместите на спину, голова приподнята;

Смочите конец зонда стерильной водой;

Осторожно введите зонд через нос (назогастральное введение) или предпочтительнее через рот (орогастральное введение);

Нужное расстояние измеряют от переносицы через мочку уха до мечевидного отростка;

Проверка правильного положения зонда;

Затем закрепите зонд пластырем;

Контролируйте остаточный объем содержимого желудка перед каждым кормлением.

Формулы расчета питания для недоношенных детей.

1. Формула Роммеля

Vсут./ЮО гр.массы = п + 10

2. Формула Хазанова

Vсут./ЮО гр.массы =nx10(15)

3.Формула Шагала (на 100 гр. массы)

1 неделя - п + 10

2 неделя - п + 15

3 неделя - п + 18

4 неделя - п + 20

4.Объемный метод

1 неделя - 1/8 массы тела

2 неделя - 1/7 - " -

3 неделя - 1/6 - " -

4 неделя - 1/5 - " -

5Формула Р.А. Малышевой (первые 10 дней жизни)

V= 14 х масса х возраст (дни жизни)

V- суточный объем молока или смеси (мл)

m- масса ребенка (кг).

6. Калорийный метод

Первые 10 дней жизни - 10 кал х день х массу

2 недели - 110кал/кг/сут

3 неделя - 110 - 120 кал/кг/сут

4 неделя - 130 - 140 кал/кг/сут

После 10 дня жизни - 100 кал + 10 кал на каждую неделю жизни. Энергетические потребности недоношенных детей к 3-4 неделям жизни возрастают до 130 ккал/кг/сут при искусственном вскармливании и до 140 ккал/кг/сут при грудном кормлении. Начиная со второго месяца жизни недоношенного ребенка, родившегося с массой тела более 1500 гр., калорийность рациона снижается ежемесячно на 5 ккал/кг/с до норм, принятых для зрелых детей (115 ккал/кг/с). Снижение калорийности глубоко недоношенных (масса менее 1500 гр.) проводится в более поздние сроки - после трехмесячного возраста. Расчеты питания проводят с учетом массы тела при рождении, а с началом полного восстановления массы и появившимся нарастании весовой кривой - с учетом фактической массы.

При расчете питания недоношенным детям лучше пользоваться только "калорийным методом".

Питание детей в возрасте от 1-го года до 3-х лет .

На втором и третьем годах жизни ребенок продолжает интенсивно расти, процессы ассимиляции преобладают над процессами диссимиляции. Двигательная активность ребенка увеличивается, возрастают энергетические затраты. Продолжается формирование скелета, увеличивается мышечная масса. Функциональная способность пищеварительного тракта возрастает, вкусовые восприятия становятся более дифференцированными. После первого года пища становится более разнообразной, приближается по составу и вкусу к пище взрослых.

К году у ребенка может быть 8 молочных зубов, к 2 годам - 20. Развитие жевательного аппарата позволяет вводить более твердую, требующую тщательного пережевывания, пищу. Однако переход к новой пище должен происходить постепенно. Детям от 1 года до 1,5 лет все блюда готовят протертыми (супы, каши, мясо и рыба - в виде суфле, паровых котлет, тефтелей). К 1,5 - 2 годам пища может быть более плотной (овощные, творожные и крупяные запеканки, тушеные овощи, салаты из нарезанных вареных и сырых овощей), в возрасте 2-3 лет ребенку можно предложить рыбу вареную и жареную, очищенную от костей, жареную котлету, рагу из мелких кусочков мяса.

Важное значение имеет правильный режим питания. До 1,5 лет ребенка целесообразно кормить 5 раз в день: завтрак, обед, полдник, ужин и вечернее молочное кормление (около 23-24 ч); к концу второго года жизни многие дети постепенно отказываются от пятого, ночного, кормления и переходят на 4-разовое кормление. Независимо от числа приемов пищи, часы кормления должны быть строго фиксированными, отклонения от установленного времени не должны превышать 15-30 мин. В промежутках между кормлениями дети не должны получать никакой пищи, особенно конфет, печенья, булочек, поскольку это снижает аппетит.

Детей в возрасте старше 1 года надо приучать есть самостоятельно, тщательно пережевывая пищу. Уже к концу первого года жизни ребенок должен самостоятельно держать ложку в руке, сначала за середину черенка, а после 2 лет детей учат правильно держать ложку. Чашку дети держат двумя руками. В раннем детском возрасте, когда активно формируются и закрепляются навыки и привычки, большое значение имеет воспитание у ребенка культурно гигиенических навыков, связанных с приемом пищи. Настраивает на еду подготовка к ней: малышу моют руки, повязывают нагрудник, готовят салфетку. Нужно развивать в маленьком человеке эстетику приема пищи: накрывать стол яркой салфеткой или клеенкой, ставить красочную посуду. Важно, чтобы внешний вид блюд привлекал внимание ребенка, вызывал интерес к еде и возбуждал аппетит. Во время кормления нельзя отвлекать ребенка, рассказывая сказки, показывая картинки, игрушки и т. п.

Категорически исключают насильственное кормление, чтобы не вызвать отрицательных эмоций и еще большего снижения аппетита. Кормление должно проходить в спокойной доброжелательной обстановке. Кормить ребенка следует медленно, не торопить, не раздражаться и не ругать малыша за медленный темп принятия пищи, за естественную на первых порах в этом возрасте неаккуратность.

Соотношение белков, жиров и углеводов должно составлять приблизительно 1:1:4; белки животного происхождения - 75% от общего суточного количества белка. Жирами необходимо обеспечивать около 30-40% всей калорийности питания; не менее 10-15% всех жиров должно приходиться на растительные жиры.

В питании детей старше года большая роль принадлежит молоку и молочным продуктам, в том числе творогу и сыру, богатым белками, солями кальция и фосфора. Сметаной заправляют супы и салаты.

Постепенно увеличивают количество мяса и рыбы. Рекомендуют использовать маложирную говядину, телятину, мясо кур, кролика, субпродукты (печень, язык, сердце). Допустимы нежирная свинина, баранина. Используют нежирные сорта речных и морских рыб (в виде филе). Не следует детям до 3 лет давать блюда из жирного мяса, мяса гусей и уток, поскольку они содержат большое количество трудно усвояемых жиров. До 2 лет не рекомендуют кормить детей сосисками и сардельками.

Ежедневно к первым и вторым блюдам дают хлеб. Особенно полезен хлеб из ржаной муки и из пшеничной грубого помола. Из круп до 1,5 лет используют в основном гречневую, рисовую, овсяную, манную крупы, в более старшем возрасте - пшено, перловую, ячневую крупы.