Наряду с постоянной заботой о соматическом здоровье малыша, не меньших усилий требует от родителей и интеллектуальное развитие ребенка. Интеллект - это не только накопление суммы знаний, а в первую очередь умение применить эти знания на практике.
Уровень интеллекта непосредственно зависит от степени развития логического мышления. Последнему можно научиться. И чем раньше вы с ребенком начнете заниматься в этом направлении, тем больше надежды, что проблем в школьном обучении у вашего ребенка не будет.
Развитие интеллекта находится в самой непосредственной зависимости от умения разговаривать и общаться. Речь и мышление - это две стороны одного процесса, а вернее - своеобразный замкнутый круг. Развивая речь ребенка, вы развиваете его мышление, и наоборот.
Есть много различных способов, методов и методик развития речи и мышления. Среди них, что, пожалуй, далеко не всем известно, - массаж. Существуют комплексы массажных упражнений для детей дошкольного и школьного возраста, влияющие как на развитие у ребенка речи, так и на развитие его мышления.
Массируя определенную микросхему тела (ухо, рука), мы заставляем четко и слаженно работать все системы организма. Именно слаженная работа всех систем подготавливает почву для лучшего развития памяти, интеллекта, улучшает эмоциональный фон, что также способствует более полному восприятию информации и умению ее логически преобразовать.
Массаж можно применять с самого раннего возраста. Лучше не гадать на кофейной гуще - вырастет из вашего ребенка интеллектуал или нет, а целенаправленно способствовать этому, помогая малышу самому осваивать азы массажа. Пока ребенок мал, ему такой массаж делает мама, играя и приговаривая. По мере взросления малыша постепенно можно научить его выполнять эти упражнения самостоятельно. Если массаж делается регулярно (каждый день), ребенок привыкает к этому ритуалу, выполняет его не тяготясь, как нечто само собой разумеющееся - как, к примеру, ежедневное умывание или чистку зубов. Эта процедура неутомительна, занимает не более 10 минут. Время, потраченное сегодня, в будущем поможет вашему сыну или дочери.
Аурикулярный массаж для детей
Этот массаж помогает лучше работать и развиваться различным системам организма, нормализует состояние нервной системы, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности и т. д.
Аурикула - это ушная раковина. Лечение путем воздействия на ушную раковину известно с древних времен. В Европе же аурикулотерапия начала применяться только в XX веке. Несложность выполнения этого массажа, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить этот метод массажа в детскую практику. Такой массаж можно применять ежедневно и на протяжении всей жизни.
По утверждению восточных целителей, ушная раковина является пультом управления всего тела. Некоторые ученые представляют аурикулу как эмбрион (зародыш человека) в перевернутом виде: мочка уха соответствует голове, а по мере продвижения вверх (к верхушке уха) расположены зоны, представляющие туловище, органы туловища и конечности.
Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют 18 зон. Каждая зона «контролирует» определенную систему организма человека. Так, определены зоны для повышения силы концентрации внимания и улучшения памяти.
Самый простой вариант целенаправленного влияния на зоны внимания и памяти приводится ниже.
- противокозелок;
- треугольная ямка;
- зона перехода ножки завитка в его восходящую часть;
- воронка, самая глубокая часть раковины.
Массаж аурикул можно проводить несколько раз в день, но не чаще чем через 5 часов. Не рекомендуют выполнять его перед сном. Полезно растереть уши сразу после сна, можно не вставая с постели. Безусловно, это полезный, хотя и несколько грубоватый способ «разбудить» весь организм.
Аурикулярный массаж целесообразно начинать с области мочки и завитка, продвигаясь в направлении вершины ушной раковины и далее - ножки завитка, повторяя прием 2-3 раза. Затем 2-3 раза массируется противозавиток: сначала по верхней, потом по нижней его ножке. Далее указательным пальцем 2-3 раза выполняется поглаживание по краю границы противозавитка и раковины в направлении от противозавитка до внутренней стороны завитка.
После массажа самой ушной раковины надо хорошо отмассировать козелок и прилегающую к нему область. (Считается, что ежедневный массаж козелка улучшает работу иммунной системы организма.) Затем 2-3 раза выполняют поглаживание кожи перед козелком сверху вниз. Длительность аурикулярного массажа определяется появлением покраснения ушной раковины и чувства тепла в ней. В среднем это 3-5 минут.
Массаж ушных раковин нужно делать одноименными руками: левое ухо - левой рукой, правое ухо - правой рукой. Удобнее всего выполнять массаж, посадив ребенка на низкий стульчик, спиной к себе, или положив его на живот. Скрещенные руки ребенка в таком положении остаются под головой. Массаж нужно делать мягко, но чувствительно, без остановок, потому что прерывание массажа даже на 30 секунд отменяет весь предыдущий эффект. Желательно при массаже придерживаться одного ритма (медленного или быстрого). Как правило, выбор ритма происходит инстинктивно.
Эффект от массажа ушной раковины усиливается, если к нему добавить массаж и упражнения для кистей рук.
Кисти рук - еще один «экран» состояния систем и органов человека.
Знаете ли вы, что пальчики вашего малыша, еще такие неловкие и неумелые, помогают ему учиться мыслить? Уже давно доказано, что чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем лучше их координация, тем быстрее у него развивается речь, а следовательно, и мышление.
Считается, что если ребенок в 7-месячном возрасте может вытащить из кулачка хотя бы один указательный палец, то у него не предвидится речевых расстройств, сложностей в развитии мышления.
Чтобы пальцы ребенка работали лучше, нужно умело их помассировать. Такой массаж можно начинать в возрасте, когда ребенок еще лежит (4-5 месяцев).
Массажные приемы на кисти руки выполняются поверхностью первого, второго и третьего пальцев или только подушечками больших пальцев.
Сначала поглаживается, а затем с усилием растирается и разминается тыльная сторона кисти, потом ладошка. Движения идут по направлению от кончиков пальцев к запястью, как если бы вы надевали перчатку. Ладонь надо растирать и разминать интенсивнее, с большими усилиями, чем тыльную поверхность кисти. Не ленитесь и разотрите самую серединку ладошки. Там находится так называемая «Точка труда», или «Дворец труда». Ее нетрудно отыскать: зажмите руку ребенка в кулачок, и безымянный палец будет указывать место расположения этой точки.
Далее нужно хорошо растереть линию (границу) перехода тыльной стороны кисти в ладонную со стороны большого пальца. И только потом массируем пальчики. Это надо выполнять особенно тщательно. Каждый пальчик массируется от кончика до основания со всех сторон. Сначала необходимо размять ногтевую фалангу, зажав ноготь с двух сторон. Потом растираем пальчик до самого основания. Удобнее всего это делать, как бы ввинчивая массируемый пальчик. После интенсивного растирания массаж заканчивается поглаживанием пальчика, его растягиванием.
Особое внимание следует уделить массажу большого пальца и выдающихся частей ладони у основания этого пальца. Кисти рук массируются по очереди: сначала правая ладошка, а затем левая, сначала мизинчик на правой руке, а затем на левой, безымянный на правой - на левой и т. д.
Общий массаж кисти заканчивается растиранием запястий, что улучшает лимфоток. Считается, что улучшение лимфотока способствует повышению иммунитета.
Кисти рук можно массировать в течение дня многократно!
Работа мелких мышц кистей рук хороша для самодиагностики. Чем тоньше, дифференцированнее работа этих мышц, тем лучше будет развиваться мыслительная деятельность, речь.
Обращайте внимание на ведущую руку ребенка. У людей с доминантным (ведущим) левым полушарием лучше работает правая рука (их большинство), с доминантным правым полушарием - левая. Сейчас таких детей становится больше. Встречаются дети, которые одинаково хорошо работают и правой и левой рукой - это так называемые амбидекстры. Не вдаваясь в подробности существующих теорий, напоминаем родителям, что нет необходимости заставлять ребенка работать только правой рукой. Это чревато довольно серьезными последствиями: могут выявиться негативные проявления психики ребенка.
Крепко сожмите руку в кулак. Сильнее! Резко разожмите. Сложите руки ладонь с ладонью. Локти на высоте плеч, пальцы и ладони обеих рук соприкасаются. С помощью больших пальцев раздвиньте руки и одновременно приподнимите локти. Потрясите руками и повторите упражнение. Движения большого пальца к себе и от себя - очень хорошее и полезное упражнение.
А теперь попытайтесь слегка сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Обопритесь руками о стену. Нажмите сильнее - расслабьте кисти. Вытяните руки вперед. Поднимите кисти рук вверх, дайте им свободно упасть вниз. Наконец одной рукой поддержите другую в запястье и энергично потрясите. Это упражнение улучшает циркуляцию крови. Кожа становится теплой, суставы - упругими, пальцы - гибкими.
Своеобразные «занятия» вы можете проводить чуть ли не ежечасно, в процессе бытовых действий.
Ваш малыш учится застегивать пуговицы. Не торопите его и не спешите сами застегнуть ему пальто. Лучше предложите ему попробовать застегнуть еще более мелкие пуговицы.
Очень полезна для развития координации движений рук шнуровка ботинок. Если ботинок нет, то дыроколом можно проделать отверстия на плотной бумаге, картоне и показать малышу, как туда продевается шнурок. Затем он сможет по дырочкам составлять рисунки, орнаменты, после выполнения узора завязать бантик. Эти занятия развивают зрительную память, учат концентрировать внимание.
Дайте в руки ребенку тонкие счетные палочки. Их надо удержать в пальчиках, суметь выложить ту или другую комбинацию, незатейливый узор, который со временем может усложниться. Более старшим детям можно предложить выложить из палочек «колодец». Сначала размеры колодца будут произвольными, а потом заданными. Если ребенок сможет выполнить такое упражнение, предложите ему выстроить такой же колодец при следующем условии: палочки можно брать только одноименными пальцами обеих
рук: сначала выстроить колодец мизинцами, затем только безымянными, средними, указательными и, наконец, большими пальцами.
Задания эти трудные, но выполнимые при приобретении определенной сноровки. Если же одновременно и взрослые будут старательно выполнять это задание, внося в игру соревновательный элемент, у ребенка будут формироваться только положительные эмоции, он потянется не только к играм, но и к самим родителем, потребует играть с ним еще и еще и будет при этом развиваться.
Чтобы ребенок не скучал, а одновременно и развивался, покупайте ему мозаику, пластилин, чаще предлагайте краски с кисточками, карандаши и раскраски или просто лист бумаги и ножницы. Хороши и любые игры с пальчиками, изображение фигурок пальчиками.
Хорошо бы научить ребенка играть на воображаемом пианино. Кисть при этом надо держать округлой, пальцы немного согнутыми. Ударять сильно, уверенно о твердую поверхность, например о стол, только подушечками пальцев, начиная с большого и заканчивая мизинцем. Когда опускается на поверхность большой палец, все остальные подняты. Большой палец отрывается от поверхности только тогда, когда следующий палец уверенно ударяется о стол, и т. д.
Много других упражнений вам подскажет ваша фантазия, ведь взрослые любят играть не меньше детей.
Обращаем ваше внимание на то, что во время этих игр-занятий ваш ребенок получает определенные знания, и в первую очередь речевые, с того самого момента, когда происходит первое общение родителей со своим ребенком. Не ждите, когда ребенок заговорит. Разговаривайте с ним как можно больше с первых дней его жизни. Молча реагируя на вашу речь, он, тем не менее, накапливает пассивный запас знаний, который ему будет просто необходим уже в более осознанные периоды его развития.
Появление в семье маленькой копии мамы или папы вызывает радость и умиление. Сначала вы разглядываете каждую его складочку и черточку, а потом с нетерпением ждете, когда он скажет первое слово. Пока кроха лишь агукает, нет причин для волнения. Взрослея, малыш начинает осваивать речевые навыки, однако развитие ребенка всегда индивидуально. Может сложиться так, что ваше сокровище столкнется с определенными затруднениями, осваивая речь. Явная задержка или различные дефекты требуют своевременной корректировки. Последние десять лет в логопедии прибегают к массажу языка ребенка - этот массаж направлен на устранение у детей различных нарушений артикуляции и дефектов речи.
Логопедический массаж - очень действенная процедура, которая направлена на разработку проблемных зон языка и улучшение артикуляцииВ каких случаях применяется?
Массаж – древнейший метод лечения различных недугов. Изучая тело человека, лекари многих стран находили особые точки, при нажатии на которые можно было вылечить многие заболевания. По тому же принципу работает и логопедический вариант массажа для детей. Мануальному воздействию подвергают определенные точки языка, губ, ушных мочек, щек и рук. Назначается такой массаж детям тогда, когда у них диагностированы следующие врожденные или приобретенные отклонения:
- частичная потеря или незначительное нарушение голоса;
- разнообразные дефекты речи;
- гипертонус лицевых мышц (подробнее в статье: );
- неконтролируемое слюноотделение;
- дизартрия (ограниченная подвижность губ, языка, неба);
- проблемы развития артикуляционных мышц;
- (все виды);
- сильное напряжение лицевых мышц, вызывающее патологию произношения.
![](https://i1.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/Child-Anxiety-1540x939_c.jpg)
Какие проблемы исправляет массаж?
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !
Логопедический массаж представлен несколькими видами: зондовый массаж Новиковой, массаж по Дьяковой, Приходько, Краузе. Используя различные методики и приемы, все они выполняют следующие задачи:
- нормализуют тонус и моторику артикуляционного аппарата;
- увеличивают длительность и силу выдоха;
- развивают мелкую моторику и манипуляцию руками;
- вырабатывают ритмичность движения конечностями и дыхания;
- вырабатывают зрительные дифференцированные движения;
- стимулируют кинетические движения;
- улучшают эмоциональные реакции;
- способствуют развитию манипуляций рук с предметами;
- уменьшают тяжесть заикания (подробнее в статье: );
- снижают проявление .
Безусловно, наибольший эффект достигается тогда, когда логопедический массаж проводит обученный специалист. Если у вас нет возможности обратиться к специалисту, некоторые из приемов логопедического массажа вы можете освоить самостоятельно.
Мы подготовили для вас описание несложных упражнений, которые вы сможете выполнять в домашних условиях.
Приемы массажа для рук
Научные доказательства связи мелкой моторики и навыков речи были получены медиками еще в XIV веке. Предпринятые исследования показали, что мелкая моторика пальцев находится в прямой связи с функциями головного мозга. Ученые выявили и зоны ответственности для каждого пальчика кистей:
- большой связан с головным мозгом;
- указательный отвечает за желудок;
- средний влияет на позвоночник и кишечник;
- безымянный помогает печени;
- мизинец работает на сердце.
Мы начнем наше обучение с пальчиковых упражнений, тем более что логопедический массаж пальчиков безопасен и полезен для всех, его можно проводить и новорожденному ребенку (см. также: ). Он параллельно способствует развитию у детей мелкой моторики. Перед тем как приступить к массажу рук малыша, позаботимся о гигиене собственных рук - обязательно продезинфицируйте их спиртом или используйте стерилиум, смажьте ладони детским маслом. Приступаем к массажу кистей:
- Прорабатываем мизинец от ногтя до основания, хорошо разминая каждый сустав. Делаем упражнение на обеих ручках.
- Нажимаем на подушечки всех пальчиков по 3-10 раз. Сначала делаем легкие нажатия, затем усиливаем нажим и увеличиваем количество надавливаний.
- Упражнение, похожее на сороку-белобоку. Массируем ладошку малыша указательным пальцем, совершая круговые движения.
- Используем такие же круговые движения, но указательный палец ведем от края к центру ладони ребенка. Повторяем прием несколько раз.
- Для этого упражнения надо взять кольцевой массажер. Надеваем его поочередно на каждый пальчик, начиная с мизинца.
- Берем резиновый мячик с шипами или специальный деревянный массажер. Ведем по ладошке малыша от запястья к пальцам.
Точечный и круговой массаж языка работает на развитие артикуляционного аппарата. Насколько он необходим вашему ребенку, лучше выяснить у специалиста, консультация важна и для грамотного проведения упражнений. Полезно посмотреть видео в конце статьи.
В домашних условиях упражнения с языком можно проводить зубной электрической щеткой или с набором детских зубных щеток компании Кампол (подробнее в статье: ). Они почти полностью заменят специальные логопедические инструменты.
При массировании языка чередуются круговые и точечные движения, повторяется каждый прием 3-10 раз. Примеры упражнений:
- Точечно массируем язык, ведя щетку от основания по левому краю, кончику языка и по правому краю. «Пишем» английскую букву U.
- Повторяем упражнение. Делаем круговые движения.
- Проводим зубную щетку зигзагом, от основания к кончику, чередуя круги и точки.
- Массируем край с левой стороны, сначала точечно, затем кругами. Повторяем упражнение по правому краю.
- Выводим птичку (V), начиная от уздечки и заканчивая на кончике (рекомендуем прочитать: ). «Рисуем» хвостики птички сначала по левой стороне, затем по правой. Приемы массажа чередуем.
- Ведем две параллельных линии - левый край, потом правый край. Движения чередуем, начиная с точечных.
![](https://i0.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/451027618.jpg)
Массаж губ
Дети по-разному относятся к странным манипуляциям на лице - особенно в начале ваших занятий может возникнуть недопонимание. Постарайтесь успокоить ребенка, объясните пользу массажа. Выполняйте такие упражнения:
- Положите кончики указательных пальцев на крылья носа. Проделайте поглаживание с нажатием, ведя пальцы по носогубным складкам. Повторите движения 8-10 раз.
- Поставьте указательные пальцы на выемку верхней губы и разведите их к уголкам губ. Движение должно быть растирающим.
- Такую же манипуляцию проделайте с нижней губой. Повторяйте оба упражнения 8-10 раз.
- Пощипывайте поочередно верхнюю и нижнюю губу, используя большой и указательный палец. Ведите пальцы от одного уголка до другого. Число повторений – 8-10 раз.
- Постукиваем указательным пальцем над верхней и под нижней губой, совершая круг по часовой стрелке. Упражнения выполняется в активном ритме с нарастанием силы движений.
- Расположив указательные пальцы в кончиках губ, соберите в гармошку сначала верхнюю, потом нижнюю губу. Повторяем 8-10 раз.
Завершением логопедического массажа становится работа с ушными мочками. Выполняются 50 круговых движений - сначала в левом направлении, потом в правом. Между большим и указательным пальцами, у их основания, размещается «речевая точка». Массируем ее круговыми движениями так же, как и мочку уха. Завершив логопедический массаж, похвалите ребенка за терпение, поощрите его веселой игрой или интересной сказкой. Важно, чтобы ваши манипуляции доставили малышу удовольствие, а не напугали его.
Массаж пальчиков для развития речи – простой способ вырастить интеллектуала
Первый русский нобелевский лауреат Иван Павлов сказал очень верные слова о важности развития моторики рук: “Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга”. Это значит, что если вы хотите вырастить умного ребенка, то обязательно нужно развивать движения его рук, или другими словами – мелкую моторику. Делать это можно буквально с первых дней жизни.
Подробнее про взаимосвязь мелкой моторики и речи можно прочитать .
Приблизительно до трех месяцев рука ребенка зажата в кулачок. В зависимости от мышечного тонуса он может быть очень крепким или слабеньким. Что должен делать массажист, в том числе как проводить массаж пальчиков у детей при гипер- или гипотонусе, решает невролог. Если мышечный тонус в норме, то массажировать пальчики вполне могут и сами родители.
Что происходит в результате массажа пальчиков ребенка? Как проводить такой массаж?
В возрасте до трех месяцев массаж желательно проводить после консультации с неврологом и массажистом. Если у ребенка нет неврологических проблем, то массаж пальчиков у грудничка сводится к поглаживанию, растиранию и легкому разминанию каждого пальчика руками родителей или массажиста.
Начиная с трехмесячного возраста малыша для проведения массажа также используются различные предметы с небольшими выступами, которые можно перекатывать в ручках и катать по внутренней и внешней поверхности ладошек. Это могут быть мячики, карандаши, шишки, грецкие орехи и т.п.
Техника массажа пальчиков для малышей после года может быть такой:
- попросите малыша зацепить друг за дружку одноименные пальцы обеих рук (покажите, как это сделать), пусть малыш крепко держится пальчиком за пальчик, а вы будете рассоединять его руки;
- с помощью рук малыша помассируйте каждый пальчик от основания до кончика на обеих руках, нажимая с одинаковой силой на обе стороны пальца;
- зажимайте поочередно пальчики между средним и указательным пальцами другой руки и «вытягивайте» их, немного покручивая.
Отличительная черта такого массажа в том, что ребенок проводит его самостоятельно, только под руководством и с небольшой помощью взрослого.
Массажные игры
Какой бы полезной и необходимой для активизации речевых центров в головном мозге малыша не была техника массажа пальчиков, она не сможет поспособствовать развитию речи ребенка, если с ним не будут разговаривать. Значительный эффект можно получить, сопровождая массаж пальчиков малыша комментариями. Еще лучше рассказывать в это время стихотворения и включать элемент игры.
Предлагаем вам провести со своим малышом несколько увлекательных игровых занятий с использованием различных массажных техник, напрямую направленных на развитие речи.
Белый песик
Совершать массажные движения, приговаривая такие слова:
Белый песик прибежал
(Имя ребенка) пальчик покусал.
Ой, щекотно! Ой, не больно!
Это он так поиграл.
Потом можно взять игрушечного мягкого песика, и пускай он покусает-пощекочет все части ребенка. Вместо слова «пальчик» по тексту стихотворения просто подставляем слова «носик», «ушко», «ножку», «спинку». Таким образом, вы и массаж проведете, и части тела выучите или повторите, и замечательно повеселитесь.
Идет снежок
Массаж пальчиков у детей, как уже упоминалось, можно выполнять не только руками, но и с помощью различных предметов. Разнообразие тактильных ощущений также способствует развитию интеллекта. Предлагаем провести увлекательную массажную игру с мятой бумагой.
Вам понадобится бумага с различной фактурой – это могут быть салфетки, листы для ксерокса, газеты, глянцевые страницы из журналов. Сделайте бумажные снежки – скатайте листы различной фактуры в шарики. Пусть они будут разного размера. Все шарики складываем в мешочек достаточно плотно, чтобы малыш, запуская туда ручки, хорошо ощущал прикосновения бумаги. В этот же мешочек можно положить шарики для пинг-понга. Под стихотворение ребенок залезает ручками в мешок и устраивает в квартире “снегопад”.
(Имя ребенка) улыбается,
Радостно играется,
Лезет ручками в мешок,
А потом идет снежок!
Безусловно, после такой игры потребуется уборка. Малыш с удовольствием примет в ней участие, если вы совершите “магический ритуал” и скажите, что сейчас передадите его ручкам силу и ловкость, – сделайте крохе массаж пальчиков и вместе принимайтесь за веселую уборку.
Рыбалка
Пальчиковый массаж для развития речи легко можно провести в воде – в ванне во время купания или в специальной емкости с водичкой. Пусть ребенок изображает ладошками плавающих рыбок, а вы будете их ловить, массажировать и отпускать со словами:
Рыбки плавают в пруду –
Дай-ка я одну найду.
Поймала красивую:
“Плавай, плавай, милая”.
Даже обычный массаж детских пальчиков без речевого сопровождения может принести пользу, особенно если с ребенком часто и много разговаривают в других ситуациях. Массаж же с комментариями, стихотворениями, игрой будет намного полезнее. Наглядно это показано в таблице.
Итак, помассировать пальчики можно и между делом, просматривая новости в социальных сетях или в очереди в поликлинике. В этом, несомненно, будет определенная польза, но если вы хотите получить лучший результат, то придется приложить больше усилий. И это совсем не сложно, и, более того, приятно – ведь самый «трудоемкий» способ массажа, помимо максимальной пользы, приносит еще и большое удовольствие от вашей совместной с ребенком игры.
Используйте предложенные игры для того, чтобы сделать такое важное и нужное занятие как массаж пальчиков рук увлекательным. Скорее всего, вам это понравится, и вы с легкостью придумаете новые развлечения для развития речи и интеллекта своего ребенка в веселой и непринужденной форме.
Другие идеи для развивающих игр вы можете найти в .
Алена Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи.
Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.
Рада приветствовать вас, дорогие родители!
Массаж пальчиков очень полезен для маленького ребенка. Не зря же говорят, что ручная работа успокаивает психику, умиротворяет, например, вязание или вышивка, потому что пальцы рук тесто связаны с деятельностью головного мозга. На ладошках и пальчиках находится множество точек, отвечающих за функционирование разных органов в нашем организме. Из-за тонуса ручек, примерно до 2 летнего возраста (у кого раньше, у кого позже), но он все равно сохраняется, и ребенок часто зажимает пальчики в кулачок.
Такой массаж ручек и пальчиков избавит его от такого зажатия, ребенок будет лучше управлять своими ручками и пальчиками, ему будет легче рисовать, легче держать карандаш, легче лепить. Развивается гибкость и координация пальчиков. Развивается всем нам знакомая мелкая моторика. Ребенок раньше заговорит, только помните, что занятия нужно проводить регулярно.
Иногда, дети когда волнуются, теребят в руках что-нибудь, будь то игрушка или тряпочка какая-нибудь. В этом случае не стоит отбирать у ребенка эти предметы, так он инстинктивно старается себя успокоить, избавляется от излишнего волнения организма.
Пальчиковые упражнения, сопровождаемые веселыми стишками или потешками очень нравятся деткам. Они подойдут в возрасте от 9 месяцев и старше. Ребенок во время таких занятий учится слушать, проецировать услышанное на реальные события и предметы, вырабатывается чувство ритма. Изучаем названия пальчиков. — Данюша, покажи где у тебя ручка?, а потом, где правая ручка, где левая?
Сначала, когда вы только начнете вводить такие упражнения, малыш может только наблюдать за вами, никак не реагируя, со временем он привыкнет к занятиям и будет помогать маме. Как только мама начнет произносить знакомый стишок, малыш уже делает нужные движения пальчиками. Затем, если занятия регулярные, ребенок выучит знакомые ему стишки. Сначала он будет повторять отдельные слова за мамой, а потом и целые строки.
Но бывает и обратная реакция, ребенка никак не усадить, чтобы сделать хотя бы одно упражнение. Это было в нашем случае, мой сын никак не хотел сидеть на месте, и тем более что — то там еще с пальчиками делать, его привлекали более подвижные занятия. Тогда приходилось его вылавливать, для того, чтобы хоть минутку — другую пытаться позаниматься. Мои настойчивые труды были вознаграждены и уже через месяц малыш сам подавал мне ручки с растопыренными пальчиками, тем самым показывая, что пора поиграть с ними.
Если вы впервые начинаете пальчиковые упражнения, то начните с первого комплекса. Он подходит для детишек у кого ручки зажаты, мелкая моторика слабо развита. Такой вводный курс можно начинать уже с первых дней жизни. Когда проделаете первый комплекс, почувствуете, что ребенок уже готов идти дальше, приступайте ко второму. Второй же можно проводить постоянно ежедневно или через день.
Возьмите одной рукой ручку ребенка, другой рукой делайте массаж.
Комплекс №1
1. Погладьте несколько раз ручку ребенка от кончиков пальцев к локотку и наоборот. Сначала погладьте внешнюю сторону руки, потом внутреннюю.
Ручки, ручки! Я вас знаю,
Я водой вас умываю.
Пальчики я тоже знаю,
Ими я сейчас играю.
2. Поглаживающими движением каждого пальчика к ладошке. Каждый пальчик, каждую фалангу, от подушечки к основанию пальчиков, затем поменяйте ручки.
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный - господин влиятельный,
Палец средний - тоже не последний.
Палец безымянный - с колечком ходит важный,
Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.
3. Похлопывающими движениями проведите по каждому пальчику от кончиков к ладошке. Затем поменяйте ручки.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
А вот этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
4. Точечными круговыми движениями от кончиков пальцев к ладошке. Затем поменяйте ручки.
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик лег в кровать
Этот пальчик чуть вздремнул
Этот пальчик уж уснул
Этот крепко — крепко спит
Тише, тише, не шумите…
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птицы щебетать,
Будут пальчики вставать!
5. Помассируйте подушечки, слегка надавливая на них, а на ладошке — круговыми движениями, как «сорока ворона».
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб кидать и чтоб держать,
Чтобы брать и чтоб давать.
Их конечно целых пять!
6.Завершите гимнастику упражнением №1
Комплекс №2
Если ребенок вас еще не понимает, что вы от него хотите, то можете выполнять упражнения взяв его ручки в свои. Некоторые упражнения не сможете пока выполнять.
1. Потрите ладошки друг об друга, чтобы они стали теплее.
2.Сожмите руку в кулачок, потом разожмите.
3.Зацепляйте одноименные пальчики одной руки с другой и слегка потяните в стороны.
4.Сделайте ручки в замочек. И не разжимая пальчиков, подвигайте запястьем.
5. «Солнышки». Утро настало, солнышко встало (ладони с растопыренными пальцами поднимаются вверх). Держим параллельно ладошки со сжатыми пальчиками, затем пальчики растопыриваем. — Солнышко светит.
6. Пальчики здороваются. Поочередно каждым пальчиком соприкасаемся с большим пальчиком на каждой руке.
7. Человечки бегают и потом играют в футбол. Катать пальчиками небольшой шарик.
8. «Ножницы». Имитируем ножницы двумя пальцами. Как — будто режем, что есть под рукой — книжку, пеленку и пр.
9. Положите ручки на стол. И попеременно поднимайте каждый пальчик.
Всего доброго! До новых встреч!
С рождением ребенка каждая мама должна уделять как можно больше внимания здоровью малыша, уровню его физического и интеллектуального развития. В этом может помочь массаж пальцев рук для развития мелкой моторики. На пальцах располагается множество нервных окончаний, поэтому легкое стимулирование пальцев ребенка самостоятельно или с помощью предметов с ребристой поверхностью помогает развить способность пальцев двигаться, тактильные ощущения. Массаж рук для детей для развития моторики способствует развитию речи грудничка в будущем. Чем быстрее малыш научиться делать что-то руками, тем скорее он освоит речь. Когда он станет старше, полученные навыки помогут ему в освоении письма, рука будет меньше уставать при нагрузках.
Приемы массажа оказывают положительное воздействие на здоровье ребенка, т.к. каждый палец имеет отношение к определенному органу. Большой палец связан с головным мозгом, указательный палец - с желудочно-кишечным трактом, массирование среднего пальца влияет на позвоночный столб, безымянный имеет отношение к работе печени, а мизинец отвечает за здоровье сердца.
Для того, чтобы помочь ребенку овладеть речевым навыком, необходимо делать массаж кистей и предплечья, ладоней и пальцев, локтей и плеч. Делая упражнения для развития моторики, необходимо постоянно проговаривать каждое движение, стараться чаще показывать их, подбирать под гимнастику стихотворения и превращать занятия в игру. Так ребенку будет интереснее и легче запомнить движения, повышается интеллект малыша.
Когда ребенок подрастет, можно обучить его приемам самомассажа для развития мелкой моторики рук.
Польза от пальчикового массажа
Начинать делать подобный массаж можно с первых часов жизни грудничка, но после консультации с врачом. Так развитие ребенка будет более стремительным. Пальчиковый массаж помогает улучшить малышу настроение, оказывает расслабляющее воздействие и положительно влияет на весь организм. Регулярный и правильный массаж даст следующие плоды:
- Иммунная система становится крепче;
- Понижается артериальное давление;
- Налаживается работа желудочно-кишечного тракта;
- Нормализуется дыхательная функция организма;
- Стимулируется работы внутренних органов;
- Повышается концентрация внимания;
- Улучшается состояние кожи, происходит процесс устранения омертвевших клеток;
- Стимулируется развитие речи;
- Отношения с родителями становятся крепче.
Перед проведением подобной процедуры следует посетить кабинет невропатолога и логопеда с целью консультирования. Специалисты подскажут, нуждается ли ребенок в пальчиковом массаже или какую технику лучше испробовать.
Противопоказания к массажу рук
Хоть воздействие на руки и пальца ребенка приносит только положительный эффект, бывают случаи, когда от массажа следует воздержаться. Процедуру проводить не следует, если:
- присутствуют мелкие повреждения на коже рук;
- проявляется аллергическая непереносимость на руках;
- присутствуют грибковые заболевания;
- есть воспаления на руках и пальцах;
- повышена температура тела;
- есть инфекция в организме.
В таких случаях следует незамедлительно начинать лечение. После нормализации общего состояния ребенка, можно приступать к массажным процедурам.
Методы выполнения ручного массажа
Существует несколько видов массажа, способных оказать помощь в процессе обучения малыша. Для каждого возраста - своя техника и свои особенности. Можно делать стандартные массажные движения или перевести упражнения в игры для развития. С детьми дошкольного возраста делать аппликации, с маленькими - разминать ладошку мячиком, учиться держать в руках карандаш или другие предметы маленького размера, которые поместятся в ручку ребенка. Также можно пересыпать песок из одного места в другое.
Для новорожденных детей
Для только что родившегося малыша часто используются поглаживания, пощипывания, разминания и вибро-колебательные движения. Проводится массажная процедура следующим образом: детскую ладонь необходимо положить на свою и нежно гладить сперва все пальцы сразу, а затем по отдельности. Разминать руки малыша следует аккуратно, чтобы не причинить дискомфорт. Круговыми движениями следует надавливать на ладонь и пальцы ребенка, после чего медленно сжимать и разжимать их в кулак. Подобным образом нужно воздействовать на каждую ручку ребенка. Для грудничка массаж должен длиться не более трех минут.
После 3 месяцев можно учить ребенка брать из рук родителя игрушки. Если малыш боится или не проявляет интереса, можно гладить его руки с обеих сторон. Также можно научить его дотягиваться руками до ног. Чтобы упражнение было интереснее, наденьте на ноги ребенка яркие носки с веселыми изображениями.
Для детей от 9 месяцев
В этом возрасте можно показать малышу, как перекатывать мяч или машинку, обучать приветствующим жестам. Также можно помогать ему научиться закрывать и открывать коробки или банки, показывать, как кормить кукол, строить пирамиду из кубиков, а затем разбирать ее.
Для детей старше года
Когда возраст детей меняется - методика проведения массажа также становится другой. Процедура начинается с разминания всей руки сразу. Сперва ее следует поглаживать от локтя до подушечек пальцев, затем надавливающими движениями размять каждый палец по всей длине в сторону кисти, переходя на запястье. Далее легкими пощипываниями проработать боковые области кистей и холмы у основания пальцев. После этого сгибать и разгибать поочередно пальцы и немного потрясти руку. Для лучшего эффекта нужно рассказывать стихотворения или скороговорки, чтобы ребенок мог получать удовольствие от процесса и быстрее запоминал движения, учился разговаривать.
Массаж-игра
Игры с бумагой. Для детей в дошкольном возрасте и в младенческом подойдут игровые упражнения с использованием комков бумаги. Малыш должен сминать листы в бумажные шары, из которых потом можно сделать какую-нибудь игрушку, склеив комки.
Игры с мелкими деталями. Для развития мелкой моторики и изучения цветов можно предложить ребенку разложить по мискам кубики. В первую миску складывать красные кубики, во вторую - желтые и т.д. Также можно заниматься творчеством и делать из круп разных видов аппликацию.
Игра в снегопад. В этом варианте массажа в роли массажеров выступают шарики разных размеров и текстур, плотно сложенные в пакет или небольшой мешок. Ребенок должен опустить внутрь руку и немного поводить ею. По окончании игры малыш разбрасывает шарики, создавая подобие снегопада.
Особенности массажа и гимнастики
- Есть несколько моментов, которые нужно знать родителям перед началом процедуры:
- Перед выполнением гимнастики для пальцев и рук следует разогреть детские ладони с помощью легких поглаживаний.
- Так малышу будет комфортнее во время массажа.
- Упражнения должны производиться медленно. Сперва одной рукой, затем другой, а уже потом обеими руками сразу.
- В играх использовать разные игрушки и предметы, имеющие разные поверхности и размеры.
- При проведении массажа и выполнения гимнастики необходимо использовать каждый палец руки. Следует делать акцент на сжатие и разжатие рук.
- Необходимо, чтобы ребенок был настроен на пальчиковые игры. Если он чем-то огорчен - постарайтесь переключить его внимание на что-то, что может его повеселить.
- Чтобы эффект от массажа был заметен, следует проводить сеансы регулярно. Одна процедура по времени не должна превышать 3-5 минут, чтобы малыш не терял интерес.
- Ближе к году гимнастика должна быть более интенсивной и энергичной.
Сложность упражнений должна возрастать постепенно.
Если соблюдать эти простые правила, вы и ваш ребенок достигните желаемых результатов.
Как часто следует делать массаж
Курс проведения процедур длится не более 10 дней. Повторять следует не раньше, чем через месяц. Первый массаж по времени не должен превышать 20 минут. В зависимости от того, насколько нравится ребенку то или другое упражнение или действие, процесс может длиться от 5 до 30 минут. Процедуру рекомендуется проводить по утрам, чтобы малыш не был уставшим в момент выполнения упражнений. Гимнастика должна проводиться сразу после разогревающего массажа, чтобы мышцы были лучше настроены на работу.
Массаж и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук, также положительно сказываются на работе всех внутренних органов и на умственное развитие малыша.
Пальчиковая гимнастика способствует скорейшему получению речевого и письменного навыков. Также комплекс упражнений и материнские руки, массирующие предплечья и пальцы, способствуют сближению детей и родителей. Перед началом проведения процедур, следует сперва проконсультироваться со специалистами и тщательно изучить технику проведения упражнений.