Создание предметно-развивающей среды во второй младшей группе детского сада. Инсценировка «У парикмахера»

3-4 года - это возраст, когда малыши идут в сад, познают общество, общение с коллективом, интеллектуально, физически и творчески начинают развиваться и познавать мир. Это возраст, когда ребенок познает не только общение в семейном кругу, но и начинает общаться за его пределами. Теперь ребенок воспринимает взрослого не только как родителя, но и как носителя общественной функции. Естественно, ребенок тоже хочет и стремится выполнять такую функцию, но пока что у него нет такой возможности, и поэтому на помощь приходит игра. Ребенок в 3-4 лет проявляет себя в игре, что принято на заметку детскими учреждениями и применяется как основное направление работы в детских садах и развивающих детских центрах.

Группы детских садов и их деятельность

Распределение детей проходит в зависимости от того, сколько им лет, другие личностные особенности учитываются воспитателями уже при контакте и в процессе игры или обучении.

В детских садах делят на:

  1. Совсем маленькие детки от 1,5 до 2 - ясли.
  2. Первая и вторая младшая группа - возраст деток от 2 до 4 лет.
  3. Детям старшей группы не больше 5 лет.
  4. Подготовительная набирает дошкольников от 6 до 7 лет, которым предстоит идти в первый класс.

Ясельная группа - еще совсем маленькие дети, и главная цель в саду развить в них навыки самообслуживания, процесс мышления, память, психомоторные функции, отвечающие за развитие речи.

Первая младшая и вторая младшая группы помогают детям в сюжетно-ролевых играх формировать правильное поведение в разных ситуациях, а также с помощью развивающих игр тренировать память и развивать речь.

В средней группе детям помогают развивать нравственные и моральные представления.

А вот старшая сменяет игровую деятельность на более серьезные занятия, направленные на познание мира и социальных отношений.

Подготовительная группа помогает ребенку подготовиться к школе и уже более осознанно относиться к окружающему миру.

Специализированные группы детских садов

В некоторых детских садах набор происходит не только по возрасту, но и по принципу пребывания в ней детей и их развитию.

ГКП - группа недолгого пребывания, то есть туда набирают деток, чьи родители еще не готовы отдать малыша в сад на весь день, или же если очередь еще не подошла. Как правило, в них детей не много (около 15 человек), что будет положительно сказываться на реализации индивидуального похода к каждому ребенку.

Логопедическая группа, деятельность которой направлена на детей с проблемой развития речи (неправильное произношение), помогает, способствует развитию и улучшению речи.

Группы, набирающие детей, у которых ограничены возможности здоровья (нарушение зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, задержка в развитии, эмоционально-волевые расстройства). В них помогают детям, у которых ограничены способности, достигнуть результатов развития почти как у обычных детей.

Летняя группа собирает в себе разновозрастных детей на кратковременное пребывание, а именно на летний период. Ее деятельность направлена на развлечения (игры, походы).

Вторая младшая группа. Направление деятельности

Педагоги направляют свою работу на процесс, развивающий и формирующий понятия общей культуры, развитие интеллектуальных, личностных, физических качеств, осваивание учебного процесса у детей 3-4 лет.

У детей этого возраста начинается «кризис 3-х лет», что обязательно берется во внимание воспитателями и психологами, и деятельность педагогов в группе способствует развитию личностных качеств и направляет ребенка как индивидуальность в нужное русло.

В этом возрасте дети очень любознательны и все схватывают на лету, потому для более обширного развития их способностей и изучения мира с двух сторон ребенку предлагается ролевая игра, с помощью которой он видит и изучает ситуацию.

Вторая младшая группа возраст ребенка учитывает в первую очередь, потому игры подбираются внимательно и даже в некоторых случаях индивидуально для каждого ребенка.

Игры для детей 3-4 лет, применяемые в деятельности детского сада

В разных в детских садах развивают детей с помощью игр, и для каждой категории и возраста ребенка будут отдельные игры и ситуации, представленные в них.

Для совсем маленьких детей игры будут носить более развлекательный характер (подвижные, театрализованные), но при этом помогут малышам познать мир.

Игры для детей 3-4 лет абсолютно разные по направлению и каждая игра несет определенную функцию для развития маленького человека. Различают следующие:

  • сюжетно-ролевые;
  • подвижные;
  • дидактические;
  • театрализованные.

Сюжетно-ролевые помогают ребенку изучить ситуацию в двустороннем режиме, и учат общаться в группах из нескольких человек, развивают интерес к мышлению, развивают функцию общения.

Подвижные игры развивают физические способности ребенка, наблюдательность и внимательность.

Дидактические игры улучшают мышление, память, внимательность, учат ребенка быстро реагировать в ситуации, способствую улучшению памяти, помогают познать мир.

Театрализованные игры носят не только развлекательную функцию, но и вырабатывают социальную и эмоциональную сферу развития ребенка.

Игры для детей 3-4 лет - главный вид деятельности, с помощью которого они формируют свои индивидуальные качества и познают мир.

Примеры детсадовских игр для детей

Игры должны развивать физические, моральные, нравственные качества ребенка. Кроме того, помогать познавать окружающий мир, поведение и общение в обществе (научить различать, что хорошо, а что плохо, формировать дружелюбие в общении, научить общаться спокойно, закрепить организованность в поведении и научить соблюдать правила).

Примеры детсадовских игр:

  • Дидактические игры: «Поры года», «Эмоции», «Одежда по порам года», «Для кого домик» и т. д. Данные игры развивают у ребенка мышление и представление об окружающем мире и развитии человека.
  • Сюжетно-ролевые: «Продавец и покупатель в магазине игрушек», «Врач и пациент в поликлинике», «Мама и ребенок на прогулке» и др. С помощью таких игр ребенок учится рассматривать ситуацию и поведение в ней с разных сторон, начинает понимать взрослых.
  • Театрализованные игры - это инсценировки русских народных сказок, с помощью которых дети начинают различать плохое и хорошее, учатся правильному поведению.
  • Подвижные игры: «Догонялки», «Передай другому», «Кошки-мышки» и т. д. Развивают общение со сверстниками и лидерские качества, не говоря уже о физическом развитии.

Кроме игр с детьми, в детских садах должны проводиться поучительные, развивающие беседы такого плана, например, как «Что значит слово "семья"?», «Почему нужно слушаться родителей?» и т. д.

Модель организации работы и проект образовательного процесса во второй младшей группе

Работа и проект во второй младшей группе утверждаются администрацией данного учреждения образования на основании соответствия предписаний вышестоящих инстанций.

Возрастные группы в детских садах в принципе работают практически по одному распорядку дня.

Работа реализуется в пятидневном режиме по 10 часов в день.

Вторая младшая группа, возраст детей в которой 3-4 года, реализует свою работу через прямой контакт с родителями и детьми, как совместно, так и индивидуально.

Каждое утро обязательный опрос родителей о самочувствии и настроении ребенка. Режим и распорядок дня способствуют правильному развитию детского организма и личности.

В конце дня происходит подведение итогов, обсуждение творческих работ, информирование родителей.

Проект во второй младшей группе образовательного процесса составляется и основывается на игровой, познавательной, исследовательской, художественно-эстетической, двигательной деятельности.

Вторая младшая группа, возраст детей которой является главной составляющей работы, в обязательном порядке проводит психоанализ и анализ творческого мышления каждого ребенка для осуществления индивидуального подхода и развитию его как личности.

в детском саду

Кроме работы с детьми, педагоги активно проводят работу с родителями. В нее входит партнерство родителей и воспитателей, обсуждение целей и задач работы педагогов второй младшей группы, изучение родителей и их отношения к воспитанию в семье.

Педагоги и психологи проводят привлекают их к участию в деятельности группы, создают условия для совместного времяпровождения ребенка и родителей за художественно-эстетической работой с целью улучшить взаимосвязь и понимание между ними.

Родительское собрание во второй младшей группе подразумевает собой беседы и полное информирование родителей о предстоящей и проделанной работе педагогов.

Вторая младшая группа в ДОУ

Деятельность ДОУ направлена на развитие у детей художественно-эстетического и познавательного, речевого развития. Вторая младшая группа в ДОУ создает условия для развития в детях творческих качеств, улучшения речи, познания мира через искусство.

Помимо развивающих занятий, предусмотрены ежедневные прогулки во второй младшей группе по 2 раза за день на 2-3 часа.

Дети в группе развивают творческие способности нетрадиционной техникой рисования и нестандартными материалами. А также формируют качество самостоятельности и эстетический вкус через самостоятельный выбор материала и темы рисунка.

Художественно-эстетическое воспитание

Развитие художественно-эстетических проходит через привитие любви к искусству (музыка, рисование, лепка, аппликационные работы) и окружающему миру, способствование собственному творческому направлению у детей, любовь к литературным произведениям (чтение сказок с помощью которых ребенок учится сопереживать), привитие любви к прекрасному.

Например, занятие по рисованию во второй младшей группе «Любимая сказка» развивает сразу творческую натуру ребенка и прививает любовь к фольклору и литературе.

Трудовая программа второй младшей группы детского сада

Вообще вторая младшая группа детского сада, учитывая особенности этого возраста у детей, строит свою деятельность не только с помощью игр и бесед. Педагоги и психологи основываются на рабочей программе, установленной Министерством образования.

Такая рабочая программа предусматривает не только развитие личностных качеств ребенка, но и формирование трудовой деятельности, развитие уважительного отношения к своему труду и к труду других, формирует основы безопасности (правила поведения в окружающей среде и т. д.). На основе таких предписаний составляется учебно-методический план работы в группе, строго по которому и проводятся занятия и игры с детьми.

Родительское собрание во второй младшей группе в обязательном порядке предусматривает ознакомление родителей и согласование с ними рабочей программы в группе.

Марьяна Дощанова
Картотека. Утро. Вторая младшая группа

Я Н В А Р Ь

Утро . Работа в группе

1. Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Парикмахерская» : рассматривание иллюстраций «В парикмахерской» .

Задачи : расширять представления детей о работе парикмахера, его обязанностях, о том, какими инструментами пользуется парикмахер. Обогащать игровой опыт детей.

Оборудование : иллюстрации по теме.

2. Работа в уголке природы : знакомство с бальзамином.

Задачи

Оборудование : цветы, лейка.

3. Дидактическая игра «Зоопарк» .

Задача : продолжать знакомить детей с многообразием слов.

4. Индивидуальная работа.

5. Утренняя гимнастика. «Январь» Комплекс №1

Утро . Работа в группе

1. Наблюдение за автобусом.

Задача : знакомить с названиями частей машины.

2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» .

Задачи

Оборудование : овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, затем более похожие. Небольшой мешочек (непрозрачный) .

3. Работа в уголке природы : знакомство с бальзамином.

Задачи : предложить детям рассмотреть комнатные растения, назвать знакомые; определить, какого растения раньше не было в уголке природы, описать бальзамин. Развивать наблюдательность, интерес к комнатным растениям, формировать элементарные навыки ухода за растениями.

Оборудование : комнатные растения, лейки.

4. Индивидуальная работа.

5. Утренняя гимнастика. «Январь» Комплекс №1

Утро . Работа в группе

1. Беседа «Поведение за столом» .

Задачи : Формировать культурно-гигиенические навыки, учить детей есть самостоятельно, правильно держать ложку, наклоняться над тарелкой, правильно вести себя за столом.

Оборудование : стол, тарелки, бакалы, ложки, салфетки.

Как правильно сидеть за столом. (показ)

Пользование ложкой и вилкой. (показ)

Как правильно есть суп. (показ)

Пользование салфеткой. (показ)

2. Дидактическая игра «Чей домик?»

Задачи : Учить детей узнавать диких животных, называть их жилища. Обогащать словарный запас, учить правильно и четко произносить слова.

Оборудование : игровые карточки .

3. Работа в уголке природы : наблюдение «Полив цветов» .

Задачи : Продолжить знакомить детей с трудовыми операциями по уходу за комнатными растениями, рассказать об их назначении. Напомнить детям названия растений.

Оборудование : лейка.

4. Самостоятельная деятельность в игровых уголках.

Задачи : Способствовать организации игр детей с крупным строительным материалом, любимыми игрушками, учить договариваться о взаимодействии.

Оборудование : крупный строительный материал.

5. Утренняя гимнастика. «Январь» Комплекс №1

Утро . Работа в группе

1. Наблюдение за свойствами воды.

Задача : учить детей бережно обращаться с водой. Уточнить представления о свойствах воды : льется, имеет разную температуру.

Оборудование : вода, тазик.

2. Дидактическая игра «Найди предмет»

Задачи : учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Оборудование : геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) .

Содержание : дети стоят полукругом. В центре расположены два столика : на одном - геометрические формы, на втором - предметы . Воспитатель рассказывает правила игры : «Мы будем играть так : к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу». Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети. Хлопают в ладоши. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам.

3. Работа в уголке природы : знакомство с природными материалами.

Задачи : Познакомить детей со свойствами сырой глины - мягкая, пластичная, вязкая, липкая, хорошо мнется, под воздействием усилий рук легко меняет форму, предложить подержать и помять глину в руках. Обогащать сенсорно-чувственный опыт детей.

Оборудование : глина.

4. Индивидуальная работа.

5. Утренняя гимнастика. «Январь» Комплекс №1

Утро . Работа в группе

1. Беседа «Как надо одеваться, чтобы не болеть?»

Задачи : активизировать в речи детей слова, обозначающие предметы и детали предметов одежды, обсудить их назначение, зависимость одежды людей от состояния погоды.

Оборудование : демонстрационный материал «Одежда» .

2. Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Семья» : дидактическая игра «Разложи посуду» ; чтение стихотворений С. Капутикян «Маша обедает» , «Стираем» , «Пылесос» .

Задачи : Расширять социальный и игровой опыт детей. Учить понимать обобщающее слово «посуда» . Побуждать детей воспроизводить быт семьи в игре.

Оборудование : набор посуды.

3. Дидактическая игра «Догадайся, что звучит» Цель : Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать. Ход игры : Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

4. Трудовые поручения : помощь взрослым в сервировке стола к обеду.

Задачи : Формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой : помогать накрывать стол (расставлять хлебницы (без хлеба, салфетницы, раскладывать ложки) .

5. Утренняя гимнастика. «Январь» Комплекс №1

Утро . Работа в группе

1. Беседа «Собираемся на прогулку» .

Задачи : формировать у детей навыки самообслуживания, учить одеваться самостоятельно, в определенной последовательности. Активизировать в речи и уточнить названия предметов одежды.

Материал : одежда, кукла

2. Трудовые поручения : уход за комнатными растениями.

Задачи : поощрять стремление детей ухаживать за растениями, формировать соответствующие навыки ухода за ними, продолжать учить детей правильно определять и называть их части, воспитывать бережное отношение к растениям.

Материал : лейка, стол

3. Игровая ситуация «Медвежонок умывается» .

Задачи : формировать культурно-гигиенические навыки. Предложить детям посмотреть, как умывается игрушечный медвежонок, ответить на вопрос : «Все ли он делает правильно?»

Оборудование : медвежонок, умывальник, полотенце.

4. Дидактическая игра «Угадай, что в руке» .

Задача : узнать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

Игровое действие : бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.

Правило : смотреть на то, что лежит в руке, нельзя. Нужно узнать на ощупь.

Материал : овощи, фрукты, мешочек.

5. Индивидуальная работа. Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных, узнавать и называть детенышей.

Материал : картинки с изображением зайца, медведя в берлоге, белки с детенышами.

5. Утренняя гимнастика. «Январь» Комплекс №2

Утро . Работа в группе .

1. Беседа «Крепкие зубы» .

Задачи : Рассказать детям о правилах ухода за зубами : пояснить необходимость чистить зубы утром и вечером , после каждого приема пищи - обязательно полоскать рот водой; рассказать о том, почему нельзя чередовать горячую и холодную пищу, грызть орехи зубами.

Материал : картинки , зубная щётка.

2. Дидактическая игра «Угадай, что съел» .

Задача : узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

Игровое действие : угадывание на вкус.

Оборудование : морковка, яблоко, груша, капуста.

3. Трудовые поручения : помощь воспитателю в подготовке к занятию.

Задачи : Знакомить детей с новыми трудовыми поручениями, учить находить и подбирать необходимые предметы и Материал : в соответствии с организуемой деятельностью.

4. Индивидуальная работа по ФЦКМ «Умение различать правую и левую руку»

Материал : зеркало, картинки .

5. Утренняя гимнастика. «Январь» Комплекс №2

При выборе игр для младших дошкольников нужно учитывать степень физической нагрузки. Следует чередовать подвижные игры с малоподвижными, чтобы дети не переутомлялись. Желательно, чтобы взрослый сначала провел игру в небольших группах (2 — 4 чел.) и только потом во всей группе.

Никто не должен выбывать из игры, участвуют все до ее окончания. Детям больше всего по душе подвижные игры, непродолжительные, с четкими, простыми правилами. Когда игра закончена, подводится итог, называются те, кто хорошо выполнил задания, и те, кому нужно в будущем постараться.

Если ребенок хочет играть с кем-то конкретным, нужно учитывать его желание и не разъединять детей.

Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности

Повтори точно

Оборудование : два стола, игрушки, бумага (салфетки). На одном столе лежат 2—3 игрушки, прикрытые бумагой (салфеткой), на другом — расставлены 3—5 игрушек.

Воспитатель приподнимает бумагу (салфетку). Ребенок в течение 1—2 мин внимательно смотрит на игрушки, стараясь их запомнить. Воспитатель вновь закрывает их бумагой или салфеткой.

Варианты

1. Ребенок подходит ко второму столу и берет игрушки, которые только что видел.

2. Ребенок подходит ко второму столу и расставляет игрушки в том же порядке, в котором они лежат на первом столе. Лишние игрушки откладывает в сторону.

3. Игрушки лежат по-разному: перевернуты, друг на друге и т.п. На столах одинаковые игрушки. Играющий повторяет расположение игрушек.

Узнаю цвета

Оборудование : цветные карандаши, разноцветные палочки или полоски плотной цветной бумаги (картона).

На двух столах лежат цветные карандаши и палочки или полоски плотной цветной бумаги.

Варианты

1. Нужно запомнить цвета карандашей. На первом столе лежат 6 карандашей двух цветов. Играющий смотрит на них 1—2 мин. Воспитатель закрывает карандаши бумагой. На втором столе карандаши лежат стопкой. Ребенок берет по одному карандашу нужного цвета.

2. Нужно запомнить количество кучек и карандашей в кучке. На первом столе карандаши лежат кучками. Ребенок смотрит и запоминает, сколько кучек и сколько в них карандашей. Взрослый закрывает первый стол бумагой. На втором столе ребенок раскладывает карандаши по кучкам, как и на первом столе. С каждой игрой количество кучек и карандашей увеличивается.

3. Нужно запомнить количество и цвет карандашей в кучке. Составить две кучки из карандашей разных цветов. Цвета карандашей не повторять. Начинать игру следует с одной кучки из двух разноцветных карандашей, потом из трех и т.д.

Примечание . Игра будет интереснее, если к столу одновременно подходят 2 — 3 ребенка. Можно менять предметы на столах. Вместо карандашей взять пластмассовые палочки, потом цветные полоски из картона. Дети должны чувствовать материал.

Зеркало

Группа из 4—6 детей встает в шеренгу. Остальные — зрители. Воспитатель встает перед детьми и показывает 3—5 фигур. Каждую фигуру он повторяет несколько раз. Дети внимательно смотрят и повторяют все движения взрослого.

Затем играет другая группа детей.

Игра и сигнал

На небольшой площадке дети бегают, кружатся, приседают, нагибаются. По сигналу играющие останавливаются, поворачиваются в сторону звука. Воспитатель говорит: «Все бегают хорошо». По сигналу дети снова начинают бегать. Через несколько минут по повторному сигналу они прекращают бег, воспитатель просит повторить ее слова: «Все бегают хорошо».

Примечание . Игру нужно повторить несколько раз, изменяя фразы, которые должны быть очень короткими («Веселитесь»; «Дружите»; «Будьте умниками»).

Один-два сигнала

Дети встают в шеренгу. Воспитатель дает один сигнал (свисток или хлопок), игроки поднимают одну руку вверх, при двух сигналах — сразу обе руки. Подаются сигналы вразнобой: можно дать несколько раз по одному сигналу, а потом два. По окончании игры воспитатель отмечает самых внимательных детей.

Ближе к финишу

Дети встают в шеренгу. В 10—15 шагах от них воспитатель проводит линию финиша, встает около нее и считает вслух. Дети начинают шагать в ногу к финишу. Если воспитатель замолчал, они останавливаются, приставляют ногу. Играющий, который не остановился и сделал лишний шаг, переходит в конец шеренги. Внимательно слушая, дети продолжают шагать к финишу. После того как пройдено все расстояние, воспитатель хвалит самых внимательных и собранных детей. Примечание. При разучивании игры дети могут держаться за руки.

Борщ и компот

Оборудование: 2 стола, коробка, муляжи овощей и фруктов, 2 кастрюли.

В стороне от детей 2 стола, на одном из них находится коробка с муляжами овощей и фруктов, на другом — 2 кастрюли. В данной игре скорость не важна, нужны внимание и знания.

Дети по очереди подходят к коробке и перекладывают овощи в кастрюлю, чтобы «сварить борщ». Каждый играющий вынимает по одному овощу из коробки, доносит его до кастрюли и возвращается на место. «Борщ сварили». Игра продолжается. Теперь дети по очереди перекладывают фрукты из коробки во вторую кастрюлю. «Вот и компот готов».

Варианты

1. Каждый участник выбирает полностью продукты для варки борща или компота. Задание дает и проверяет воспитатель.

2. Подходят двое играющих. Один откладывает в кастрюлю овощи для борща, а другой во вторую кастрюлю — фрукты для компота.

Игры-подражания и игры-распознавания

Кто это

Дети садятся на скамейку. Воспитатель по очереди просит изобразить, как лает собака, мяукает кошка, мычит корова, какие звуки издает ворона (кукушка, воробей, голубь, сорока). Если детям трудно это выполнить, взрослый показывает.

Немного меняем игру. Один из детей подражает животному или птице не только голосом, но и характерными движениями. Желающих показать, как прыгает зайчик, обычно бывает много. Пусть показывают все. Останется только решить, кто дольше пробудет зайчиком и у кого получается очень похоже.

На всех зверей места хватит

Дети встают в круг. Воспитатель спрашивает, кем бы каждый из них хотел быть: зайчиком, лисой, волком, медведем или даже тигром. Каждая группа «зверей» имеет свои угол, жилище.

Дети идут по кругу, подражая зверям, которых они выбрали. Воспитатель говорит: «По местам». Все «звери» разбегаются по своим «жилищам». Кто быстрее добрался до своего «жилища», тот победил.

Едем на лошадке

Оборудование : палочки.

У детей по палочке — это «лошадки». Двое детей — «добрые собачки», которые любят свою хозяйку и помогают сторожить дом.

Дети начинают не спеша прыгать вперед на палочках под песенку.

В конце песенки две «собачки» громко лают, а дети на «лошадках» останавливаются. Песенку напевает воспитатель или дети.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

Две собачки у порога

Нам сказали строго:

— Ав-ав-ав!

— Гав-гав-гав!

Шведская народная песня

При повторе игры «собачками» становятся другие играющие.

Бедный заяц

Все дети — «зайчики». Они сидят на корточках и подпрыгивают. Только один «зайчик» хочет быстрее убежать и спрятаться. Воспитатель начинает петь песню. Если дети знают ее, то подпевают хором.

В конце песенки «зайчик» делает 2—3 небольших круга и прячется за что-нибудь.

Заяц мчится

Что есть мочи,

Заяц схорониться хочет.

То бежит он

И кружит,

То лежит он —

Весь дрожит.

Бедный, он

Всего боится...

Уши — стрелы,

Хвост — сучок,

Прыгнул белый

И — молчок.

Кабардино-балкарская народная песня

При повторе игры «зайчиком» становится другой играющий.

Выручайте

Оборудование : палочка или толстый прутик.

Дети сидят на лавочке. Один ребенок - «муравей» несет «дуб» (палочку или прутик), очень старается, чтобы не уронить его. «Дуб» нужен для ремонта муравейника, кто-то неосторожно повредил домик, задел палкой.

Дети вскакивают со скамьи, берут «муравьишку» под руки, помогают ему нести «дуб». Воспитатель или дети произносят хором стихотворение или поют песенку.

Муравьишка в чаще

Дуб тяжелый тащит.

Эй, товарищи-друзья,

Выручайте муравья!

Коли нет ему подмоги,

Муравей протянет ноги.

Чешская народная песня

При повторе игры «муравьишкой» становится другой играющий.

Игры на развитие точности движений рук

Кубики в коробке

Оборудование: коробки, кубики.

Дети делятся на две группы, у каждой коробка с кубиками. Первые играющие очень аккуратно укладывают кубики в коробки: ряд к ряду. Вторые вынимают кубики. Следующие участники делают то же — укладывают и вынимают кубики из коробок.

Не следует спешить, главное — аккуратность. Нужно отметить детей, которые делали всё хорошо. При повторе игры участники меняются местами: кто вынимал кубики, теперь укладывает их.

Вариант . Укладывать и вынимать кубики двумя руками (одной рукой).

Цветные палочки

Оборудование : цветные палочки.

У каждого играющего 4—6 цветных палочек. Надо положить их в один ряд друг около друга. Для облегчения задания провести на столе горизонтальную линию, от которой выкладывать палочки вплотную друг к другу.

Вариант. Положить палочки друг за другом (без промежутков) в одну линию.

Завернем конфету в фантик

Оборудование : небольшие кубики, цилиндры, шарики, бумага.

Играющим раздают по одному небольшому кубику, маленькому цилиндру и шарику. Нужно завернуть их в бумажки, чтобы получилась «конфета». Кубик можно завернуть со всех сторон, как ириску. Дети могут проявить инициативу: завернуть «конфетки» как хотят, как им нравится. Можно показать несколько изображений конфет в фантиках или положить на стол настоящие конфеты.

Сильные и ловкие пальчики

Оборудование : несколько листков цветной бумаги размером с фантик, тетрадные листы.

Воспитатель загадывает загадки. Дети их отгадывают.

Пять братьев: годами равные, ростом разные. (Пальцы.)

У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (Рука с пальцами, руки.)

Идут четыре брата навстречу старшему. «Здравствуй, большак!» «Здравствуй, Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка да крошка-Тимошка». (Пять пальцев.)

Воспитатель организует небольшие соревнования.

Начинают игру одновременно все дети. У каждого играющего несколько листков цветной бумаги размером с фантик. Их нужно скомкать одной, двумя руками или скатать в шарик.

Затем следует разгладить листки, чтобы они не топорщились: двумя руками, кулаками, ладонью (сначала одной, потом другой), двумя ладонями.

Игра пальцев

Дети сидят на скамейке. Воспитатель стоит так, чтобы все ее видели. Она делает простые движения пальцами и кистью: сгибает один, три пальца, растопыривает пальцы, грозит указательным пальцем, хлопает в ладоши, соединяет пальцы, ладони.

Дети повторяют движения, которые можно усложнять.

Примечание. Во время игры нужно рассказать, что каждый палец имеет название, назвать все пальцы.

Сбор грибов

Оборудование : шишки, корзины.

Воспитатель рассыпает по полу «грибы» (шишки). По сигналу дети начинают собирать «грибы» в корзину любым способом, как хотят и могут.

Вариант . Собирать «грибы» разрешается только одной рукой: брать в руку по одной шишке и опускать в корзину.

Примечание . Если играющих много, разделить их на несколько небольших групп, чтобы они не мешали друг другу собирать «грибы».

Играем с шариком

Оборудование : шарик для пинг-понга.

Дети берутся за руки, образуют цепь. Затем разъединяют руки. У первого игрока в руках шарик для пинг-понга. По сигналу шарик начинают передавать по цепи, перекладывая его из одной руки в другую.

Можно провести игру по группам (3 — 4 чел.). Если ребенок уронил шарик, он должен его поднять, подержать в обеих руках и только потом передать дальше.

Игры на развитие координации

Простая проверка

Оборудование: узкая дорожка.

На пол нужно постелить узкую дорожку любой длины. Воспитатель предлагает детям не спеша друг за другом пройти по ней, повернуться, а обратно пробежать под ней. Затем нужно пройтись по дорожке с поднятой рукой, а обратно пробежать с поднятыми руками. Далее дети кладут руки на пояс и идут по дорожке, обратно бегут по ней, держа руки на поясе. Участники не должны выходить за границы дорожки, а двигаться только по ней.

Аккуратно по шнуру

Оборудование : шнур длиной 4—6 м.

Воспитатель кладет на пол шнур. Нужно аккуратно пройти по нему, чтобы не сдвинуть. Можно сделать змеевидную дорожку из шнура, по которой сложнее пройти. Тем, кому не удается пройти по шнуру, помогают другие участники игры (берут их за руку).

Преодолей коридор

Оборудование : 6 стульев.

Воспитатель ставит 6 стульев в два ряда спинками друг к другу. Расстояние между ними около 50 см. Нужно пройти через получившийся коридор, не задев стулья.

Варианты . Пройти по коридору из стульев с поднятой рукой (руками); заложив руки за спину; положив их на голову; положив одну руку на голову, другую опустив.

При исполнении некоторых заданий ширину коридора можно увеличить.

Кривая дорожка

Оборудование: 4 стула.

Воспитатель ставит на небольшом расстоянии друг от друга 4 стула. Нужно пройти (обежать) их «змейкой» в одну и другую сторону.

Вариант. 3—5 участников составляют цепочку — встают друг за другом, обхватывают соседа руками и проходят «змейкой» этот путь. Если цепочка разорвалась, виновный встает в конец.

Дружу с маленькой подушечкой

Оборудование: 2 стула, подушечка или тряпичный мячик.

Воспитатель ставит 2 стула на расстоянии 3 м друг от друга, на стул он кладет маленькую мягкую подушечку (тряпичный мячик). Дети сидят на скамейке. Один участник подходит к стулу, берет подушечку и, положив ее на голову, направляется к противоположному стулу. Подойдя к нему, он может поправить подушечку на голове, постоять и идти обратно. Первого играющего сменяет второй, который делает то же, что и первый. Так продолжается, пока не сыграют все дети. Если ребенок уронил подушечку, он должен ее поднять, положить на голову и идти дальше. Сначала можно придерживать подушечку одной рукой.

Дорожка по доске

Оборудование : доска.

Нужно пройти по доске обычным шагом. Дойдя до конца доски, повернуться и пойти обратно.

Вариант. Нужно пройти по доске, при этом пятка выставленной вперед ноги касается носка другой ноги. Сначала лучше потренироваться — походить таким способом по полу.

Примечание. Детям будет намного интереснее, если установить доску на чурбачки, поднять доску на высоту 10—15 см. Сначала играющих можно поддерживать за руку.

С кочки на кочку

На полу по прямой линии воспитатель чертит 4—6 прямоугольников размером немного больше ступни ребенка. Вокруг детей «болото», которое можно пройти, ступая по «кочкам»-прямоугольникам. Участники, шагая (прыгая) «с кочки на кочку», должны перебраться через «болото» и ни разу не оступиться. Если «кочек» много, некоторые из них можно сделать большими — для отдыха. На них можно встать двумя ногами. Расстояние между «кочками» выбирает воспитатель.

Вариант. Расположить «кочки» в беспорядке.

Игры на развитие глазомера

Что ближе

Оборудование: игрушки.

На некотором расстоянии от детей воспитатель ставит две игрушки: одну дальше, другую ближе — на расстояние детского шага.

Спрашивает каждого ребенка, какая игрушка находится ближе к нему, а какая дальше.

Варианты. Две игрушки находятся на одинаковом расстоянии от детей; три игрушки: две на одной линии, третья ближе или дальше от этих двух; три игрушки располагаются на одной линии, две из трех игрушек стоят рядом, третья немного в стороне. Нужно определить, как далеко расположена третья игрушка и сколько игрушек можно поставить между ней и остальными; желательно использовать кубики.

Кубики в ряд

Оборудование: кубики.

На столе 3 — 5 кубиков разного размера. Нужно расставить их в ряд по размеру.

Варианты

1. На столе 5 — 7 кубиков разного размера. Нужно разложить их в ряд по размеру.

2. Нужно собрать пирамидку из кубиков.

Полоски в ряд

Оборудование: полоски из картона разной длины.

Играют несколько детей. Нужно разложить картонные полоски разной длины по кучкам. Одни дети выбирают длинные полоски, другие — короткие, третьи — полоски разной длины. Выбранные полоски участники раскладывают около себя.

Варианты

1. Один играющий выполняет все три задания — раскладывает полоски по трем кучкам (длинные полоски, короткие и полоски разной длины).

2. Подобрать полоски по цвету и размеру.

Мешочки — в обруч

Оборудование : обруч, 3 мешочка с горохом (тряпичных мяча).

Дети встают в колонну. Перед ними лежит обруч. Играющим дают три мешочка с горохом (тряпичных мяча). Дети по порядку бросают их в обруч.

Расстояние до обруча выбирает воспитатель. С повтором игры оно увеличивается.

Мячи — в корзину

Оборудование: корзина (коробка или ведро), маленькие мячи. У каждого играющего маленький мяч. На расстоянии 1—2 м от детей стоит корзина (коробка, ведро). Участники по порядку бросают мячи в корзину. Варианты

1. У играющих 2—3 мяча. Нужно забросить их в корзину.

2. Игра проводится в командах (по 2—3 чел.). У каждого участника по мячу. Нужно вместе закинуть мячи в корзину.

Кольца — на ножки стула

Оборудование : 2—3 небольших кольца, стул. У каждого участника 2—3 небольших кольца. На расстоянии нескольких шагов стоит перевернутый стул. Дети по очереди бросают кольца на ножки стула. Нужно накинуть их все на ножки, можно на одну.

Начинать игру следует с одного кольца и расстояния 1—1,5 м.

Мяч — в ворота

Оборудование: шары (мячи), коробка.

Дети по очереди закатывают шары (мячи) в ворота. Расстояние до них около 2 м. С повтором игры оно увеличивается.

Воротами служит коробка. Можно взять целую, из которой мяч не выкатится, а можно коробку без дна, как будет удобнее.

Подвижные игры

Игрушка — в круг

Оборудование : игрушки.

Воспитатель чертит небольшой круг, в который ставит игрушку. Она должна быть устойчивой (кубик, пирамида). Первый участник получает игрушку. По сигналу он подходит к кругу и заменяет ее. Возвращается на место, передает взятую игрушку следующему участнику. Второй играющий идет и меняет игрушки. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети. Игрушки нужно ставить аккуратно, чтобы они не падали. Расстояние от старта до круга — 2—4 м.

Примечание. Круг должен быть небольшим. Дети не заходят в круг, а только тянутся к игрушке и заменяют ее другой. Это развивает внимание.

Пирамида и быстрота

Оборудование: пирамида из 5 — 6 колец.

На столике пирамида из 5 — 6 колец. Первый играющий подходит к столику и разбирает пирамиду. Следующий участник собирает ее. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети.

При повторе игры участники меняются местами: кто разбирал пирамиду, теперь собирает ее, и наоборот.

Примечание. Если пирамида собрана неправильно — играющий ошибся, он еще раз выполняет задание.

Кольцо — на колышек

Оборудование: щиток с одним колышком, кольца.

Воспитатель ставит щиток с одним колышком. Первый участник подходит и надевает на колышек кольцо. Второй снимает его и передает следующему игроку. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети.

Вариант. Используется щиток с несколькими цветными колышками. Каждому ребенку дают по цветному кольцу. Дети по очереди подходят к щитку и надевают кольцо на колышек соответствующего цвета. Количество колец можно увеличить.

Перенесем шары

Оборудование: надувные шары.

На столе лежат два надувных шара. Первый играющий подходит к шарам, забирает их и переносит на другое место по соседству. Второй берет их и возвращает на место, следующий снова переносит шары со стола. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети.

Картошка в ложке

Оборудование: большая ложка, картофелина.

На небольшом расстоянии от детей стоит стул. Они встают в колонну. У первого играющего картофелина в большой ложке. Он держит ложку двумя руками. По сигналу участник идет до стула, присаживается, затем возвращается и передает ложку с картошкой следующему игроку. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети. Если ребенок уронил картошку, он должен ее поднять и продолжить движение.

Мяч над головой

Оборудование : мяч.

Дети строятся в колонну. У первого играющего в руках мяч. По сигналу он передает его над головой назад второму игроку и далее по цепочке. Последний играющий, получив мяч, говорит: «Мяч у меня». Если ребенок уронил мяч, он должен его поднять и передать дальше.

Прыжок кенгуру

Воспитатель чертит линию. Первый играющий подходит к ней и делает прыжок вперед. Воспитатель отмечает длину прыжка. Дети по очереди прыгают друг за другом.

Вариант. Можно составить команды из 2—3 детей, прыгающих одновременно. Усложнение: дети берутся за руки.

Тройные прыжки

Дети по очереди делают с места тройные прыжки, отталкиваясь обеими ногами.

Примечание . Начинать игру нужно с двойных прыжков.

Хороводные игры

Хоровод — русская народная игра, движение по кругу с пением и пляской. Водить хороводы лучше всего под музыку — марш, плясовую или песню. Игры в сочетании с музыкой, ритмикой и движениями имеют большое педагогическое воздействие. Для детей водить хоровод всегда весело и радостно, они все вместе двигаются, поют и чувствуют музыку. Большинство игр под музыку создают свободу и легкость движений, проходят более дружно, быстрее, и дети бывают внимательнее.

Движения и действия детей должны быть связаны с содержанием музыки и ее выразительностью. Дети в играх «слушают» музыку и руками, и ногами, а не только ушами.

Хороводы можно водить, взявшись за руки, идти по кругу то в одну, то в другую сторону, притопывая, сходиться в центр круга, затем расходиться — и так несколько раз. Держась за руки, приставными шагами идти по кругу, остановиться и похлопать несколько раз в ладоши, затем также приставными шагами пойти в другую сторону. Держась за руки, образовать круг, сходясь в центр круга, поднять руки, расходясь — опустить их.

Занятия в младшей группе сада для детей имеют массу особенностей. Связано это с тем, что возраст малышей особенный. В статье расскажем о том, как проходит развивающий, воспитательный процесс с ребятами 3-4 лет. Заодно перечислим все навыки, умения, которыми должны овладеть дети.

Особенности работы

Возраст воспитанников ДОУ имеет свои тонкости, нюансы. Это учитывается при планировании образовательного, воспитательного, развивающего процесса. Мы перечислим их:

  • в младшую группу детского сада входят малыши в возрасте от 3 до 4 лет;
  • процесс развития кардинально отличается от того, какой проходил в яслях. Если ранее детки требовали внимания, ласки, то теперь они становятся любознательными, хотят познать мир;
  • именно сейчас проявляется интерес к «коллективным» играм. Малыши начинают выстраивать взаимоотношения с другими детьми-одногодками. Роль воспитателя уходит на второй план. Это становится первой фазой развития самостоятельности;
  • считается, что развитие детей этой группы - самый сложный процесс. Объясняется тем, что воспитанники ДОУ только начинают адаптироваться к «взрослой» жизни, при этом часто заболевают;
  • именно сейчас выявляется скорость интеллектуального развития. Некоторые детки быстрее понимают то, что от них хотят воспитатели, а другие медленнее. Также это заметно в развивающем процессе. Поэтому, от воспитателей требуется индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • такой возраст, с помощью педагогического состава, позволяет деткам учиться быть самостоятельными.

    Особенно это касается момента самообслуживания. Они сами одеваются, кушают, посещают ванную комнату, туалет.

Какими навыками и умениями овладевают?

Малыши 3-4 лет начинают адаптироваться к взрослой жизни. На этом этапе у них начинают вырабатываться определенные умения, навыки. Перечислим все, чему должны научить воспитатели детского сада:

  • малыш должен уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, обуваться;
  • есть самостоятельно, правильно удерживая столовые предметы;
  • есть блюда последовательно;
  • посещать самостоятельно туалет, уметь садиться на горшок;
  • знать, мыть руки после посещения туалета и перед едой.

Это ключевые навыки, которые будут прививаться не только в ДОУ, но и дома. Но есть умения образовательного характера. должна уметь, знать следующее:

  • быстро ориентироваться в пространстве: знать, где право, лево, изнанка кофты и ее лицевая сторона. Также малыши должны быть ознакомлены с пространственными понятиями. Например: на столе, под стулом, в коробке, справа от тарелки, над головой, между шкафчиками и др;
  • уметь повторять действия за воспитателем. Например, выложить из счетных палочек домик, елочку, заборчик. Перед этим воспитатель демонстрирует, как это нужно выполнить;
  • научиться определять основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
  • уметь различать цвета;
  • выполнять последовательные действия - собирать конструктор, кубики или пазлы;
  • уметь ухаживать за декоративными цветами;
  • взрослым помогать сервировать стол.

Требования к занятиям в младшей группе ДОУ

В возрасте 3 лет малышей нужно начинать обучать, развивать. Занятия в младшей группе детского сада уже отличаются от того, что было в яслях. Но все же, они проходят в игровой форме. Занятия имеют и другие особенности:

  • длятся они по 15 минут. Именно столько времени малыши могут концентрировать внимание на чем-то конкретном;
  • занятия должны нести уже четко выраженные цели;
  • особое внимание уделяется развитию мелкой моторики рук, а также проводятся разнообразные упражнения для координации движений;
  • проводят занятия по развитию устной речи и расширению словарного запаса;
  • посредством альтернативных способов рисования, лепки предметов из пластилина, осуществляется эстетическое развитие;
  • начинают проводить физические занятия, развивая у деток ловкость, выносливость, гибкость, координацию;
  • в образовательный процесс включаются музыкальные уроки. На них воспитанники ДОУ начинают различать звуки по интенсивности, высоте. Знакомятся с понятием ритм.

Играм – развлечениям в первой младшей группе уделяется наиболее серьезное внимание. Необходимо проводить их ежедневно, разделяя детей на подгруппы или индивидуально. Данные рекомендации основаны на современных психологических и педагогических исследованиях. Это способствует гармоничному развитию ребенка, развивает мускулатуру рук и пальцев, мелкую моторику рук ребенка, развивает подражательные движения, активизирует речь детей, поддерживает у малышей бодрое и радостное настроение, расширяет их кругозор, учит действовать по речевому сигналу.

Игр очень много. Такие как «Коза - рогатая», «По узенькой дорожке», «Прятки», «Догонялки» достаточно широко известны. Ниже, как мне кажется, приведены менее известные игры.

«Пальчики»

Цель : В веселой игре развивать мелкую моторику.

Ход занятия: Занятие проводится с группой детей (6-8 человек). Воспитатель, следуя тексту «потешки» движением своих пальцев показывает, как пальчики пошли в сад, побуждает малыша к подражанию.

Текст «потешки»:

Этот толстый и большой в сад за сливами пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу,

Средний палец, самый меткий - он срывает сливу с ветки,

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик в землю косточку бросает.

«Заводной цыпленок»

Цель : Повысить эмоциональный тонус детей.

Ход занятия: Воспитатель собирает детей вокруг себя, и говорит, что сейчас им что-то покажет. Заводит и пускает заводного цыпленка.

Зерна курочка клюет - (Обе ладони вместе, отклоняются от себя)

И цыплятки тут как тут - (Обе руки поочередно «клюют» всеми пальцами, собранными вместе)

В воду уточка нырнет - (Рука, соединенные указательными пальцами «ныряют» от себя)

А цыплятки не нырнут - (Большой палец держит средний, безымянный и мизинец, указательный выпрямлен. Рука покачивается из стороны в сторону – грозим пальчиком)

Или используется детская песенка:

Цып-цып мои цыплятки,

цып-цып мои ребятки,

вы пушистые комочки,-

мои будущие квочки)

– это веселит и радует детей, поднимает эмоциональное настроение.

«Вышли пальчики гулять»

Цель : В веселой игре активизировать движения пальцев рук

Ход занятия : Воспитатель усаживает перед собой группу детей(4-6 человек).

Текст «потешки»:

Раз, два, три, четыре, пять (сжимаем руку в кулак, затем по одному пальцу отгибаем)

Вышли пальчики гулять (крутим руку вокруг своей оси)

Раз, два, три, четыре, пять (сжимаем по одному пальцы в кулак)

В домик спрятались опять (соединяем два кулака вместе, изображая «домик»).

« Паровоз»

Дети очень любят эту игру, на группы делить детей не нужно. Играют обычно все активно.

Цель : вовлечь в игру малоподвижных детей, вызвать эмоциональный подъем, создать радостное настроение, учить играть вместе, весело и дружно, активизировать речь детей.

Ход занятия: Воспитатель предлагает детям поиграть и начинает:

«Чух-чух, чух-чух-мчится поезд во весь дух» (руками показывает движение колес поезда).

Дети держатся за воспитателя и за пояс друг друга, образуя «поезд». Воспитатель останавливается:

«Паровоз, паровоз, что в подарок нам привез?»

Дети: «Мишку».

Хором рассказываем стихотворение «Мишка косолапый по лесу идет…». Дети имитируют движения согласно тексту.

Повторяем игру, имитируя любые любимые стихи.

Например:

«Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так, он ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

вот так, вот так, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять. Надо Зайке поплясать,

вот так, вот так, надо Зайке поплясать»

Игры - развлечения необходимы для развития детей, они создают эмоциональный подъем и живой интерес к игре. Готовясь к очередному занятию с детьми, я прочитала притчу, которая, на мой взгляд, очень хорошо отвечает на вопрос - «Зачем мы используем игры в работе с детьми первой младшей группы?»: я пытался достичь сердца ребенка словами, они часто проходили мимо него неуслышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!».