Ужасающая история косметики. Как сделать белый грим для лица в домашних условиях

Марина Богданова 24.08.2016

Косметикой человечество пользуется издревле. В разных странах и культурах по-разному, кое-где с усердием, а где-то - совсем чуть-чуть. На Руси косметика была в почёте. Румяна, белила, сурьма, соки ягод и овощей, притирания и ополаскивания из трав – всё это русские женщины знали, ценили и употребляли с давних пор.

Древняя Русь оставила не слишком много памятников, опираясь на которые можно было бы подробно воссоздать обычную, повседневную жизнь того времени. Если про князей и их семейства летописи сохраняют хоть какие-то сведения, то бытовые, неважные подробности частной жизни простых людей для нас практически утрачены.

Сейчас господствует мнение, что в Древней Руси женщины использовали исключительно натуральную косметику: румянились ягодами, отбеливали кожу огуречным соком, употребляли различные ополаскивания из трав – и больше ничего. Поддерживают ли историки и археологи такие утверждения? И да и нет.

«Увидишь безобразие лица своего…»

Твердо известно лишь одно: женщины Древней Руси, безусловно, употребляли косметику. Во-первых, Древняя Русь и Византия были тесно связаны и культурно и политически, а в Византии косметика была распространена очень широко. Во-вторых, декоративная косметика упоминается в древнерусской литературе, так, Даниил Заточник «видел жену безобразную, приникнувшую к зеркалу и мажущуюся румянами, и сказал ей: "Не смотрись в зеркало – увидишь безобразие лица своего и ещё больше обозлишься"» .

Знали в Древней Руси, очевидно, не только румяна, но и белила, и сурьму. Мы не можем сказать, насколько ярко было принято краситься в те времена, но, очевидно, дамы не выходили за рамки хорошего вкуса. По крайней мере, путешественники, приезжавшие сюда, никогда не упоминали о чрезмерной боевой раскраске славянских женщин. А когда дочь князя Ярослава красавица Анна стала королевой Франции, на новой родине её считали идеальной королевой: рассудительной, изящной и прекрасной. Ни намека на злоупотребление косметикой.

А. Рябушкин. Семья купца в XVII веке, 1896 г.

Совсем иная картина предстает перед нами в XV–XVI веках. Косметика становится ходовым товаром – в Москве её легко можно купить в специальных белильных рядах – как дорогую, импортную, так и подешевле, местную.

Косметика входит в число обязательных подарков невесте от жениха, и ни одна женщина не вздумала бы выйти из дома ненакрашенной. Но вот чувство меры в это время, кажется, изменило нашим соотечественницам. А впрочем, на вкус, как говорится, и цвет…

Портреты средневековых московских боярышень – с нежным румянцем на смуглых щеках, с чувственными пухлыми губками, все в жемчугах и самоцветах, – целиком и полностью остаются на совести художников, как правило, XIX века, и являются чистым вымыслом. Как выглядели женщины того времени, мы узнаем из наблюдений современников. Косметика из средства украшения становится средством устрашения. «Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица, но природную красу их портят бесполезные притирания. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски» , – пишет англичанин Энтони Дженкинсон, полномочный посол Англии в России при Иоанне Грозном. А 100 лет спустя Самуэль Коллинз, персональный врач государя Алексея Михайловича, замечал: «Румяна и пудра их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов. Они состоят из красной охры и испанских белил» . Известный и уважаемый учёный путешественник Адам Олеарий подтверждает: «В городах женщины румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что, кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провёл по лицу их и кистью выкрасил щёки в красную краску».

Иностранцев, побывавших в Москве, встреча с московскими красавицами не оставляла равнодушными: они потом долго ломали голову, что заставляет дам так безжалостно себя уродовать. Джайлс Флетчер, английский посланник при Феодоре Иоанновиче, попытался ответить на этот вопрос. Он считал, что от постоянного жара печей женские лица сморщиваются – и волей-неволей приходится их белить, а потом ещё и румянить. А мужья искренне рады, что их сморщенные жены теперь походят на красиво раскрашенных кукол, и не только позволяют им тратиться на «охру и побелку» , но и сами едут на базар покупать супругам косметику.

Церковь крайне неодобрительно относилась к такой практике, но ничего поделать не могла, и протопоп Аввакум напрасно сетовал: «Иные же жонки лицо своё безобразят, и паки красок накладут – ино червлёно, ино бело, ино сине, что суть подобно мерзкому зверю облизьяну».

Интенсивное использование косметических средств сохранялось и тщательно контролировалось обществом. Если кто-то из дам пытался воспротивиться, такой бунт расценивался как выходка против всех приличий и почти крамола. Известен случай с боярыней Черкасской, которая была очень хороша собой и не желала без нужды «зашпаклёвывать» лицо. Возмущённые боярыни настроили мужей – и те настоятельно рекомендовали супругу красавицы повлиять на возмутительницу спокойствия.

Кстати, примерно в это же время парламент Англии принял закон, согласно которому женщины, вне зависимости возраста и сословия, прельстившие мужчину с помощью помад, румян, фальшивых зубов и т. д. приравнивались к ведьмам, а такой брак объявлялся недействительным.

Убийственная красота

Но белила, румяна, сурьма для бровей и ресниц были плохи не тем, что стоили дорого и превращали женские лица в грубые манекены. Дело ещё и в том, что в их состав входили ядовитые соединения. Белила и сурьма – соли свинца, румяна – сернистая ртуть (киноварь), волосы на теле предлагалось выводить с использованием негашеной извести. Проникая в кожу, эта отрава исподволь накапливалась в организме.

Уже в ХХ веке во время эксгумации матери Иоанна Грозного – Елены Глинской и его первой жены Анастасии учёные провели химический анализ их останков и были практически уверены, что женщины скончались насильственной смертью. Уровень содержания тяжёлых металлов в их костях запредельно превышал норму допустимого содержания. На волосах и саванах обнаружили следы ртути. Казалось бы, это однозначно говорит о том, что несчастных отравили. Но ещё большее количество тяжёлых металлов обнаружилось в костях других знатных женщин средневековой Руси. Не могли же их всех отравить!

На протяжении столетий женщины добровольно убивали себя ради красоты. Свинцовые белила постепенно разъедали кожу, оставляя тёмные пятна, – значит, их приходилось замазывать ещё активнее. Брови и ресницы чернили смесью из жира, масла и ядовитой сурьмы. Брови приобретали роскошный чёрный цвет, сурьма поблескивала – но последствия такого украшательства были ужасны.

А. Рябушкин. Московская девушка XVII века, 1903 г.

При этом, разумеется, мало кто связывал частые недомогания и раннюю смерть московских красавиц с «невинными» белилами. Температура, боль в животе, не проходящая по две-три недели, тошнота и бессонница объяснялись либо несвежей пищей, либо сглазом, порчей от недобрых людей. А на самом деле это была «свинцовая колика» от накопившегося в организме металла. Помочь им уже никто не мог.

Сернистая ртуть – киноварь – входила и в румяна, и в краску для волос, а без яркого румянца какая красота! Ещё одно ртутное соединение – сулема – входила как непременный компонент в средство для смягчения кожи. Мышьяк, из опасения отравления, многие принимали маленькими дозами, чтобы приучить к нему организм. Но белый мышьяк (мышьяковистый ангидрид) употребляли для общего повышения тонуса, лучшего аппетита, улучшения цвета кожи. Откуда было знать нашим пращурам, что он тоже накапливается в организме!

Но хуже всего дело обстояло с зубами. Под воздействием свинца зубы портятся, желтеют, изо рта появляется неприятный запах. Приходится жевать мятные лепешечки, гвоздику и кардамон, чистить зубы меловым порошком и специально распаренной корой – а это долго и не слишком результативно. Не проще ли пройти небольшую процедуру и выбелить зубы… ртутью? На свадьбе невеста без особенных хлопот будет сиять жемчужными зубками. Правда, уже через полгода непоправимо разрушится зубная эмаль – и от зубов остаются только гнилые пеньки.

Кроме того, даже не слишком испорченные зубы крайне невыгодно смотрелись в сочетании с белоснежным лицом: свинцовые белила превращали самую обычную улыбку в неприятное и плачевное зрелище. Потому в Москве среди богатых и состоятельных вынужденно родилась новая мода: зубы стали чернить. Узенькая чёрная полоска между накрашенных алых губ выглядела предпочтительнее, чем серые полуразрушенные зубы. Мода на чёрные зубки и общая формула красоты «бела – румяна – черноброва» задержалась надолго: в 1790 году, путешествуя из Петербурга в Москву, Радищев присутствует на купеческой свадьбе, где новобрачная – бела и красна как маков цвет, с вычерненными зубами, «брови в нитку, чернее сажи» , а её свекровь 60 лет, тоже белая и румяная, издерживает в год «3 пуда белил ржевских и 30 фунтов румян листовых» .

Разумеется, всё это было характерно для горожанок, притом горожанок состоятельных. Те же, кто был лишён удовольствия покупать привозные заманчивые снадобья, вынужденно довольствовались домашними средствами, и тут уж в ход шла мука, толчёный мел – а в качестве румян годились и протёртые ягоды, и свёкла, дававшая нежный, почти естественный, но немилосердно пачкающийся румянец.

Алых щёк можно было добиться и чисто механическими средствами – растереть лицо грубой суконкой, прежде чем выходить к гостям, или натираться высушенной и растёртой в порошок бадягой. Брови можно было подрисовать и сажей, благо она всегда была под рукой в избытке.

В целом формула «чёрный – белый – красный» соблюдалась и в деревнях, но хотя лицо, выбеленное мукой, выглядело не так эффектно и гладко, как с венецианскими дорогими белилами, а средство с сулемой делало руки в короткий срок нежнее и мягче, чем обычная простокваша и мёд, можно сказать, что деревенские модницы оставались в куда большем выигрыше, чем богатые горожанки. Белые и крепкие зубы деревенских девок были предметом зависти у горожанок, впрочем, и в деревню довольно быстро пришла мода чернить зубы углем, как у бар.

Но основным средством наведения красоты в деревне была и оставалась баня. Баня была и массажным кабинетом, и аромотерапией, и просто возможностью перевести дух среди бесконечных и нескончаемых трудов. Но при этом не было для женского сердца дороже подарка, чем привезённые из города заботливым мужем или отцом полузасохший комочек белил и толика румян. В деревнях тоже ценили «писаную», рукодельную красоту больше, чем природную.

К новому платью – новая косметика

Предел чрезмерной «боевой раскраске» положил, как ни странно, Пётр I. Он строжайше запретил женщинам отбеливать зубы ртутью, и такое вмешательство государства в частную жизнь подданных нельзя было не приветствовать.

С юности общаясь с иностранцами из Немецкой слободы, Петр видел, как умело пользуются косметикой местные барышни, и не мог устоять перед ними. Поездка по Европе многому научила молодого царя. В 1700 году был издан знаменитый указ «О ношении венгерского платья».

В. Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной, 1797 г. (фрагмент)

Казалось бы, подумаешь, всего лишь костюм, но расчёт оказался верным. Вместе с полной сменой покроя платья изменилось очень многое – от пластики движения до темпа жизни. В прежнем, долгом, многослойном платье нужно было ходить важно, не спеша, «косня и медля» . Новое, кургузое «немецкое» платье, лишённое обильных складок и длинных драпировок, было приспособлено для элегантных жестов, для энергичных действий, для активности.

Особенно сильно изменился женский костюм. В допетровское время красивой считалась высокая, дородная женщина, которая идёт плавно, медленно «словно лебёдушка» , все её движения степенны и округлы, а черты лица – крупные, акцентированные яркими красками и малоподвижные.

Женский наряд подчеркивал стать и дородность, маскируя фигуру так, что видны были лишь лицо и иногда руки. Лицо же тщательно покрывалось плотным слоем макияжа, так что «писаная красавица» плыла, опустив глаза и укрывшись от мира (что невероятно трогало иностранцев, которые отмечали особенное спокойствие и отрешённость московских женщин).

Теперь же вместо наглухо застегнутого, надёжно скрывающего женское тело ансамбля из двух сорочек, сарафана, душегреи, опашня пришлось надевать открытое платье с большим декольте, облегающим лифом, пышными фижменными юбками, становиться на высокие каблуки – как будто напоказ перед всем светом.

Естественно, это полностью переродило саму идею макияжа. Плотный, подобный маске слой белил и румян, поверх которого прорисовывались кисточкой брови и подводились глаза, никак не годился для европейского «срамного» наряда. Пришлось бы покрывать толстым слоем пачкающихся белил не только лицо и шею, но и плечи, и грудь, и спину, и руки – а это дорого и очень неудобно. Как следствие, макияж неминуемо стал гораздо легче, прозрачнее. Кроме того, женская красота перестала быть «унифицированной», «писаной», постепенно возвращаясь к большей естественности и индивидуальности.

Триада «чёрный – белый – красный» утратила свою монополию. Стрелки на глазах могли выполняться самой разной подводкой: синей, зелёной, лиловой и бордо, душистая рисовая пудра была не только белой, но розовой, цвета ванили, золотистой, голубой, на всякий вкус и с различными ароматами. Белила, румяна, помада и сурьма для бровей никуда не делись – изменилась только интенсивность их применения.

А спустя ещё некоторое время в российской косметике совершился ещё один переворот: ею стали пользоваться мужчины. Российские щеголи и щеголихи, полностью освоившись в европейском, таком притягательном для них мире, белились, румянились, осыпали парики душистой разноцветной пудрой, увлечённо подводили глаза, делали сложнейшие прически и лепили мушки.

Краситься так, как красились прабабушки, было для щеголихи нового времени делом немыслимым и смехотворным. Косметика стала разнообразнее – румяна уже различались по оттенкам, от алых до нежно-розовых, – и модница могла подобрать нужный тон, какой ей потребен к лентам или платью.

В эпоху Екатерины в России работало 4 крахмальных и пудренных завода и 5 румянных. В Москве и Петербурге открывались косметические лавки, торгующие и привозным, и отечественным товаром. Пудра высшего сорта продавалась по 10–12 рублей за пуд, румяна – по 80 копеек за баночку. Это были немалые деньги.

Кроме того, на русский язык переводились различные книги и наставления для модниц, например «Туалет Флоры, очерк растений и цветов, которые служат для украшения дам» и «Дамский туалет, содержащий в себе разные воды, умывания и притирания для красоты лица и рук, порошки для чищения зубов, помады для губ и проч.». В этих «энциклопедиях красоты», между прочим, объяснялось, как можно дёшево самим сделать душистую пудру, составить очищающий лосьон – и множество других полезных вещей.

В начале XIX веке косметика постепенно стала сдавать позиции. В моду вошли легчайшие полупрозрачные платья из светлой материи, а идеальным цветом лица стала лёгкая бледность – чувствительная душа должна была быть томной, печальной и воздушной.

Нарумяненные щёки напоминали о пышущем крестьянском здоровье, это было грубо и пошло. Хорошим тоном считалось лишь чуть-чуть обозначить наличие макияжа, едва тронуть лицо белилами, помаду использовать самых нежных оттенков, а от румян предполагалось отказаться вовсе. Очень большой популярностью пользовались различные притирания и лосьоны, осветляющие кожу, удаляющие веснушки и пигментные пятна, ускользающий полупрозрачный естественный румянец на бледном лице считался лучшим украшением красавицы.

И. Крамской. «Неизвестная», 1883 г. (фрагмент)

Тем триумфальнее было возвращение прежнего активного, контрастного макияжа в конце XIX – начале ХХ века. Снова вернулись румяна – на все вкусы: и кремообразные, и пудрой, и на специальных узелках-крепонах. К белилам прилагались баночки с голубой краской – чтобы подрисовывать нежные жилки на висках, голубые вены. Глаза полагалось углублять при помощи чёрного или коричневого карандаша.

Главным в косметике конца XIX века было научное её усовершенствование, борьба за качество и наибольшую безопасность того или иного снадобья. Модные дома соревновались друг с другом, чьи белила и лосьоны более безопасны, дамские журналы публиковали статьи учёных – как в домашних условиях проверить то или иное притирание на наличие вредных соединений.

Ну а с появлением кинематографа и вовсе наступила эра бурного расцвета косметики. Эра, в которой благополучно мы живем и сегодня.

Чтобы образ, создаваемый для праздника Хэллоуин, получился цельным, необходимо не только подобрать костюм и сделать подходящую прическу, но выполнить макияж. Для создания некоторых образов требуется даже не макияж, а достаточно сложный грим.

Конечно, если имеется возможность обратиться к профессиональному гримеру или визажисту, то результат будет великолепным. Но в большинстве случаев, удается справиться и самостоятельно.

Достаточно часто требуется сделать белое лицо на Хэллоуин, так как основные персонажи этого праздника должны быть мертвенно-бледными. Такой вариант макияжа необходимо делать, если создается образ вампирши, скелета, гейши, призрака невесты и пр. Рассмотрим, как можно выбелить лицо в домашних условиях.

Какая белая краска для лица на Хэллоуин может быть использована? Основное требование к применяемым краскам – их полная безопасность для кожи. Нужно понимать, что, нанося на кожу краску, не предназначенную для кожи, человек сильно рискует. Реакция организма может быть непредсказуемой, и хорошо еще, если все обойдется образованием сыпи на лице. Может развиться и более тяжелая аллергическая реакция, вплоть до смертельно опасного анафилактического шока.

Поэтому, планируя в первый раз делать макияж с использованием красок, не поленитесь провести простейший тест на чувствительность. Нужно просто нанести пару мазков краски на кожу запястья или локтя и выждать пару часов. Если после снятия краски на коже не будет следов покраснения, то можно пользоваться этим средством.

Читайте также: Создаем легкий макияж на Хэллоуин

Какими же средствами красят лицо на Хэллоуин? Вот возможные варианты:

  • аквагрим;
  • грим театральный;
  • художественные краски: гуашь, акварель;
  • домашние средства на основе муки.

Рассмотрим, как правильно использовать эти варианты красок.

Аквагрим

Это специальные краски, безвредные для кожи на водной основе. Этот вариант красок можно применять даже для детей. Продается аквагрим либо, как обычные художественные краски в баночках, либо в сухом виде. В последнем случае его нужно разводить водой.

Если планируется использовать краску один-два раза в году, то лучше выбрать вариант с порошкообразными красками, так как такой грим дольше хранится. Продается авквагрим в детских магазинах, в развлекательных центрах и магазинах, реализующих товары для театра.

Наносится краска при помощи спонжа на очищенную и увлажненную кожу. Если нужно сделать мертвенно-бледную кожу можно добавить к белой краске немного голубого или зеленого цвета. Наносить грим лучше в два-три слоя, следующий слой нужно наносить после того, как предыдущий высох. Но поскольку грим сохнет быстро, то макияж много времени не займет.

Смывается грим при помощи простой воды, если краски случайно попадут на одежду, переживать не стоит, он легко отстирывается.

Грим театральный

Еще один хороший вариант – профессиональный грим, который применяют театральные актеры. Этот вариант краски можно купить либо в специализированных магазинах, либо заказать через интернет.

Читайте также: Повседневный макияж для карих глаз: основные этапы нанесения

Грим театральный имеет не водную, а жировую основу. Поэтому работать с ним сложнее, но зато эффект получается намного лучше.

Правила работы с гримом:

  • кожу рекомендуется предварительно хорошо очистить, желательно, использовать скраб, тоник;
  • затем нужно наложить основу под макияж или любой крем, можно использовать детский крем или вазелин;
  • грим нужно наносить чуть влажной губкой, стараясь накладывать средство ровно без пропусков и разводов;
  • после нанесения грима, кожу обязательно нужно припудрить рассыпчатой белой или прозрачной пудрой, можно использовать тальк, рисовую муку.

Художественные краски

Сделать белый грим на Хэллоуин можно и с использование художественных красок. Можно использовать гуашь или акварельные краски. А вот наносить на лицо краски акриловые категорически не рекомендуется.

Однако использование художественных красок дает не самый хороший результат. Гуашь сильно стягивает кожу, акварель хуже ложится и долго сохнет, а наносить краску приходится в несколько слоев.

Но самым неприятным моментом является то, что слой художественной краски на лице после высыхания начинает трескаться. Поэтому нужно будет стараться сохранять неподвижность лица (не разговаривать, не использовать мимику и пр.), что на празднике крайне неудобно.

Впрочем, для некоторых образов потрескавшийся слой краски на лице может быть даже кстати. К примеру, образ зомби или разбитой куклы от этого только выиграет. А вот образ гейши растрескавшаяся краска на лице сильно испортит. Чтобы сделать более стойкий грим, стоит смешать белую гуашь с вазелином. Смешивать вещества нужно небольшими порциями.

Домашние краски

Размещение объявлений - бесплатно и регистрация не требуется. Но есть премодерация объявлений.

История косметики 17-19 веков: от опасных рецептов красоты до промышленной революции

Кто бы мог подумать, что обычная косметика, которой мы пользуемся каждый день, может рассказать так много об истории и особенностях развития человечества на протяжении веков. К примеру, 17 и 18 век ознаменовали собой Новое время во всех смыслах этого словосочетания. Изменения происходили не только на государственном уровне (волна буржуазных революций прокатилась по миру), но и в сознании людей. Философия Просвещения подарила обществу культ разума, тягу ко всему естественному. Именно поэтому на бледных лицах красавиц того времени появляется яркий и жизнерадостный румянец, а макияж перестал напоминать маску. Яркой чертой 19 столетия стала широкомасштабная индустриализация. Промышленная революция открыла перед косметикой абсолютно новые горизонты. Как раз тогда стали появляться по всему миру первые компании, специализирующиеся на производстве продуктов по уходу за телом, кожей, волосами, средств для макияжа. Некоторые из них продолжают успешно работать и в наши дни.

Косметика 17 века – между религией и философией

В начале 17 века, как это ни удивительно, косметикой пользовались больше, чем в его середине. Связано это, скорее всего, с религиозными процессами, охватившими многие европейские страны. К примеру, пуритане в Англии в данный период считали, что косметика, ювелирные украшения, красивая прическа – главные признаки тщеславия, поэтому они считались греховными. Такая точка зрения весьма схожа с отношением к женской красоте в Средние века.

Так, известный в Великобритании врач, а позже и философ, Джон Булуэр в своей работе «Антропометаморфозы», опубликованной в 1650 году, описывает все виды макияжа и косметики, которыми пользовались в то время в его стране. Все эти средства он считал недостойными столь великой нации, ведь их источники принадлежат неевропейским, а значит, примитивным культурам.

Несмотря на то, что в 17 веке косметика использовалась практически всеми, красота всё-таки оставалась мимолётным явлением. Слабое здоровье и косметические средства, содержащие ядовитые вещества (свинец или ртуть) приводили к тому, что пик привлекательности женщины приходился всего лишь на 20 лет, увядала она к 24 годам, а к 30 считалась уже старой. Только представьте, что в 1600-ых годах не было лучшего скраба, чем купоросное масло, представляющее собой концентрированную серную кислоту. Его применение наносило непоправимый вред не только коже, но и всему организму.

17 век ознаменовался также появлением специальных шариков для умывания, которые использовались утром и вечером. Их делали из измельчённого мыла, смешанного с травами, пряностями, маслом, к примеру, миндальным. Такие шарики не только обладали приятным ароматом, но и обеспечивали мягкий пилинг для кожи. Применяли также специальный крем, содержащий жиры, пчелиный воск и спермацет. Этот состав считается прародителем современного кольдкрема, обладающего насыщенной текстурой, которая идеально подходит для увлажнения и питания кожи.


Аристократическая бледность остаётся популярной столетиями

Бледный цвет лица не теряет своей популярности вот уже несколько веков. Как и раньше, он являлся показателем богатства и высокого социального статуса человека. Средства для отбеливания кожи были весьма востребованы, вот, к примеру, один из самых популярных препаратов в 17 веке – крем состоял из измельчённого мела или свинцовых белил, смешанных с яичным белком и уксусом. Такой состав обеспечивал бледную, гладкую и блестящую кожу. Правда, есть у него один недостаток, после высыхания нельзя улыбаться или сильно морщиться – макияж мог попросту покрыться трещинами.

К другим, востребованным в то время, продуктам для отбеливания кожи относятся лимонный сок, квасцы, бура (тетраборнокислый натрий). Свинцовые белила использовали вплоть до 19 века, когда их заменил диоксид титана, а вот компоненты, содержащие ртуть, применяются и в наше время. В 17 столетии начали употреблять и другие косметические красители, скажем, тот же оксихлорид висмута, белый пигмент с металлическим блеском. Пользовались и тальком, но приходилось прибегать к определённым мерам безопасности, чтобы его не вдыхать. Применяли даже прокаленные кости, рисовую пудру и молотый алебастр. В некоторых случаях смешивали сразу несколько пигментов, чтобы достичь максимального эффекта.

В этом веке появилась мода смешивать белые пигменты с кремом или какой-то жидкостью, полученная масса лучше наносилась на кожу, полностью её покрывала. Но всё же оставались приверженцы старых традиций, по которым лицо и другие части тела просто пудрили. Последний вариант позволял даме всегда выглядеть естественно. Правда, существовала небольшая хитрость, позволявшая пудре надёжнее прилипать к коже. Оказывается, для этого следовало заранее покрыть лицо маслом или кремом. Так, считалось, что масло семян белого мака идеально в сочетании с пудрой из прокаленной кости.

В 17 веке стали употреблять жемчужный порошок, который относился к элитной и эксклюзивной косметике. Чтобы его получить, настоящие жемчужины растворяли в лимонном соке или уксусе, а полученный раствор высушивали до образования белого порошка. Его отбеливающий эффект был незначителен, но благодаря перламутру, это средство способствовало светоотражению, выравнивало тон кожи.




Судя по портретам того времени, женщины отдавали предпочтение лишь двум косметическим красителям: белому, как уже говорилось выше, и красному. Последний был представлен в нескольких вариантах. К примеру, красно-оранжевым оттенком обладает вермильон или киноварь. Сам по себе пигмент весьма токсичен, в некоторых случаях его заменяли оксидом железа. Малиновый краситель – кошениль – добывали из насекомого с одноимённым названием. В косметике он используется и в наши дни. Использовали древесину исчезающего сейчас дерева – цезальпинии. Под воздействием спирта она окрашивает настойку в красно-коричневый цвет. Востребованным также был пигмент растительного происхождения – алканна. Он отличался мягким красным оттенком, полностью безопасен. Зачастую его использовали в румянах на жировой основе.

Женщины низших сословий применяли в качестве румян красную охру. Этот вид косметики ухитрялись получать из мяса клешней речных раков, которых высушивали, измельчали, а затем настаивали на спирте. Существует рецепт румян 17 века, которые не сходили в течение нескольких дней. Для этого смесь марены, мирры, ладана и шафрана, наносили на кожу и оставляли на ночь. Стоит отметить, что румяна наносили не только на щёки, но и на губы. Один из вышеупомянутых красных пигментов смешивали с измельчённым алебастром или гипсом. Благодаря этому, губы приобретали более чёткие контуры.

Косметика Японии периода Эдо

С 1603 и по 1868 года в Японии правил клан Токугава, это время вошло в мировую историю под названием «период Эдо». За два столетия Страна восходящего солнца прошла долгий путь от междоусобиц до образования полностью управляемого государства. Развивается экономика, формируется в сознании общества понятия японского духа и национальной идеи, расцветает литература и поэзия.

Вместе с тем особое внимание уделяется моральной стороне жизни японцев. Появляются сложные трактаты по этикету. В них предусмотрены специальные правила поведения для женщин, особенно в том, что касается косметики. В макияже доминировало 3 цвета: красный (румяна, лак для ногтей и помада), белый (пудра для лица), чёрный (карандаш для чернения зубов и бровей). Как и в странах Европы, в Японии белизна кожи определяла красоту женщины.


Пудру делали на основе свинцовых пигментов, её растворяли в воде, а затем наносили на кожу с помощью широкой кисти или рук. А вот румяна делали из сафлора красильного (дикий шафран), ими красили губы, щёки и ногти. Макияжа наносили немного, чтобы он смотрелся утончённо. Но уже в конце эпохи Эдо стало модно делать яркими губы, для этого идеально подходило средство именно из свежего сафлора, но стоило оно крайне дорого.

Охагуро, чернение зубов, также оставалось востребованным. Этот ритуал начинали выполнять с момента совершеннолетия или при вступлении в брак. К примеру, женщина могла чернить зубы незадолго до или сразу после свадьбы, что говорило об её новом социальном статусе. У японок также было принято сбривать брови при рождении первого ребёнка. При этом представительницы высших сословий имели право рисовать брови с помощью красителей выше, чем до этого росли натуральные. В 1870 году правительственным указом была запрещена практика чернения зубов и бритья бровей сначала среди аристократии Японии, затем и обычное население последовало примеру дворян.

Особенности использования косметики в 18 столетии

В конце 17 и на протяжении 18 столетия в сфере моды, стиля доминировала Англия и Франция. В это время косметикой стали пользоваться не только женщины, но и мужчины. При этом гендерные отличия в её применении отходили на второй план, уступая первое место классовым. Макияж свидетельствовал о социальном статусе личности, ей принадлежности к аристократии. Чем больше косметики употреблялось, тем респектабельнее считался человек. Кроме того, косметические продукты обладали и практической целью: они скрывали негативные проявления возрастных изменений, болезней, воздействия солнца или недостатков кожи.

В 1700-ых впервые к производству косметики подключились мануфактуры. Одновременно стала появляться реклама в газетах или даже отдельные афиши, раскрывающие прелести того или другого средства, и на специальных афишках. Парфюмеры, к примеру, Жан-Мари Фарина (изобретатель Кельнской воды, другими словами, одеколона) или Жан-Франсуа Убиган (поставщик самой Марии-Антуанетты) предлагали своим клиентам всё: от духов и пудры до ароматической воды и перчаток. Косметика продавалась в утончённых фарфоровых баночках, которые изготавливала в то числе, например, легендарная Севрская мануфактура.

Косметика стала доступной едва ли не для каждого человека. Значительно расширился выбор средств, а их стоимость была более приемлемой, чем раньше. В частности, увеличилось количество видов ароматических веществ. Широко использовались остатки от перегонки эфирных масел (гвоздики, корицы). Такая вода по своим свойствам сопоставима с розовой или апельсиновой, применяли её в основном для умывания. Развивается парфюмерия. Духи производили из спирта и ароматических веществ: цитрусовых, средиземноморских трав, роз, сассафраса, восточных пряностей (кардамон), фиалок.

18 век – это время активного использования париков, поэтому средства по уходу за волосами стали очень востребованы, например, существовала специальная помада для волос. Её делали из очищенного свиного жира, воска, к тому же использовали эфирные масла для придания этому средству изысканного аромата.

Однако даже в самом нанесении макияжа существовала разница между элитой и средним классом. Если аристократы отдавали предпочтение толстому слою белил, широким полосам красных румян и мушкам, то представители буржуазии в большинстве случаев использовали румяна розовых оттенков и наносили их кругами. Только до 1781 года одни француженки использовали около 2 миллионов горшочков с румянами каждый год.


В 1760-ых годах косметика стала такой востребованной, что туалетные столики стали едва ли не самым популярным товаром. И даже дамские будуары строили так, чтобы окна выходили на север. Таким образом, освещение в них было практически идеальным.

В 1780-ые году использование косметики, особенно декоративной, стало боле умеренным. Это связано с тем, что поменялись ориентиры в моде и стиле. С этого времени, чем естественнее внешний вид, тем красивее человек.

В 18 столетии особое внимание уделяется бровям – чем они темнее, тем лучше. Но всё дело в том, что из-за длительного использования косметики на основе свинца, брови и весь волосяной покров лба попросту исчезал. На что только ни решались люди, чтобы восстановить брови. К примеру, в 1703 году были популярны искусственные брови, сделанные из… шкурки мышей. Их крепили на лоб с помощью клея, но он не всегда был эффективен.

А вот в тогдашней России появилась эксклюзивная декоративная косметика на основе минеральных солей. Безусловно, женщины красились и раньше, но если есть такая возможность, то почему бы не заменить муку белилами, а свёклу румянами. Да и брови больше не нужно было наводить сажей. Однако не стоит забывать, что такие средства были доступны знати. Тем, кто был беднее, приходили на помощь растительные компоненты. Вместо дорогостоящих румян пользовались травкой бодяга, которая, расширяя сосуды, вызывала превосходный румянец.

Магия красоты 18 века и лучшие косметические рецепты

Наверное, всё-таки не зря служители церкви считали косметику происками нечистой силы. Может, ничего в этом плохого и нет, но вот о магии красоты спорить не приходится. Она очаровывает, завораживает, соблазняет. И яркий пример тому - гримуар «Маленький Альберт», увидевший свет в начале 18 столетия. Он представляет собой свод магических процедур для чего угодно: от любовных приворотов до способов создания искусственного золота и необыкновенных косметических рецептов.

Для приготовления известных ещё в 17 веке шаров для умывания потребуется: 450 г корня ириса, 100 г стиракса лекарственного, 10 г гвоздики, 10 г корицы, 1 мускатный орех. Следует растереть все ингредиенты и смешать их. В 2 л воды растворить 1 кг мыла, оставьте раствор на 4-5 дней. Добавьте 12 зерен амбры, смешайте их с трагакантом (высохшей камедью) и любой цветочной водой, которая вам нравится. Соедините вместе все компоненты. Из полученной пасты сформируйте небольшие шарики, высушите их на солнце, храните в плотно закрытых банках, переложив шары хлопковой тканью.

Красный блеск для губ делали так: в чистый медный таз следовало положить 250 г свежего несолёного сливочного масла, 50 г пчелиного воска. Растопить их на медленном огне, добавить немного промытого, высушенного и растёртого изюма, одну треть корня альканны. Варить смесь на медленном огне около 10 минут. Полученный раствор процедить через плотную ткань, когда она начнёт охлаждаться добавить ложку цветочной воды из горького апельсина. Перемешивать до полного остывания, хранить средство в плотно закрытом горшке.

Эффективным средством от прыщей считалась селитра. Её заворачивали в ткань, смачивали в чистой воде и прикладывали к прыщам или угрям.

Чтобы получить популярную в то время «венгерскую» туалетную воду, вам понадобится 1,5 кг цветов розмарина, 250 г цветов мяты болотной, 250 г цветов майорана, 1 кг цветов лаванды, 1,5 литра водки или любого другого крепкого алкоголя. Смешав все компоненты, следует дать им настояться в течение суток в тёплом месте. Затем можно приступать к дистилляции. Это средство также называется вода королевы Венгрии и, сперва, использовалось в качестве лекарства. Его втирали в кожу, вода должны была сохранять красоту и здоровье тела.

Краска для волос получалась так: порошкообразный оксид свинца (глёт) следовало прокипятить в воде, а затем замочить в полученном горячем растворе волосы. Чем дольше волосы находятся в воде, тем темнее будет цвет.

Триумф естественной красоты в 19 столетии

1800-ые годы внесли значительные изменения в понятие красоты – стала цениться естественность. К примеру, в Англии времён Викторианской эпохи остро осуждался чрезмерный макияж, более того, обильное использование косметики считалось уделом куртизанок. Вместо помады и румян женщинам предлагали перед выходом в общество покусывать губы и немного пощипать щеки.

Но всё же косметикой пользовались, большинство средств в то время производили во Франции: пудры, основы и воски, содержащие в основном светлые, «естественные» оттенки. Вместе с тем активно рекламируются в модных журналах средства для снятия макияжа. Так получил популярность кольдкрем. Востребованными становятся омолаживающие препараты и кремы от морщин. Были и более радикальные способы ухода за кожей, к примеру, женщинам, чтобы избавиться от возрастных изменений кожи, предлагали спать с маской на лице из сырой говядины.

С увеличением ассортимента доступных косметических продуктов появляются специальные наборы туалетных принадлежностей. Они отличались изысканным оформлением с росписью яркими красками, зачастую были сделаны из серебра. В подобные наборы входило нередко 30, а то и больше предметов.


Не смотря на то, что медицинская наука активно развивалась, от опасных препаратов ещё не отказались. Оставалась востребованной косметика, содержащая оксид цинка, ртуть, свинец, нитрат серебра, кислоты. Некоторые дамы ели мел и пили йод, чтобы добиться желаемой белизны кожи.

Но существовали всё же и более натуральные средства.

Бальзам Мекки, известный как бальзам Индии, Константинополя, Египта, великого Каира. Он обладал беловатым цветом, по своей структуре напоминал смолу, отличался насыщенным лимонным ароматом. Европейские женщины использовали его крайне экономно, предпочитая смешивать с другими веществами, в частности, с масло сладкого миндаля. Особенность этого препарата в том, что он делал кожу изумительно мягкой, белой и гладкой.

Ячменная вода, способная сделать кожу лица невероятно красивой. Недостаток этого средства в том, что его можно было готовить лишь в определённый период, когда сам ячмень ещё не сформировался.

Существовало несколько видов туалетной воды для умывания. Так, сок полдюжины лимонов следовало смешать с коровьим молоком и квасцами, полученное средство нужно было втирать в лицо на ночь. В результате кожа приобретала изумительный блеск. Альтернативой этого продукта была настойка пшеничных отрубей на уксусе.


Для очищения пор на коже эффективной считалась смесь розовой и укропной воды в равном соотношении.

Бегеновое масло, получаемое из орехов дерева Moringa nux behen Dess, использовалось для того, чтобы сделать кожу мягкой, оно также эффективно лечило ожоги, потрескавшиеся губы. Смесь этого масла с уксусом и селитрой хорошо снимала зуд и устраняла прыщи.

Масло какао в 19 веке рекламировалось в качестве самой естественной и качественной помады. Оно идеально подходит для сухой кожи. Француженки ухитрялись смешивать его с бегеновым маслом, ведь полученный продукт дольше оставался мягким и податливым.

Клубничная вода – это не десерт, а средство против веснушек и других образований на коже, вызванных солнечным светом. Получали его путём дистилляции ягод растения.

Молоко девы. На самом деле, этот препарат не имеет ничего общего с молоком, просто он обладает белым непрозрачным цветом. Он представляет собой смесь бензойной смолы и розовой воды. Его применение придаёт коже здоровый розовый оттенок, устраняет с неё пятна, веснушки, прыщи или угри.

Чтобы волосы не седели, использовали смесь из 120 г кожицы серого ореха, которые настаивали на 1 литре воды с 15 г купороса. Наносить такой раствор на волосы следовало мягкой щёткой каждые 2-3 дня.

Морщины устраняли с помощью 30 г белого воска, 40 г сока луковицы лилий, 50 г мёда, 2 капель розового масла. Наносили такую маску два раза в день.

19 столетие – век химических открытий и промышленной революции

Это время полностью изменило мир косметики. Прежде всего, этому способствовал настоящий бум химический открытий. Едва ли не каждый год учёные создавали новое средство, означавшее очередной прорыв на рынке. К примеру, именно в данный период были изучены возможности использования перекиси водорода в косметических целях, оксид цинка стал использоваться в пудрах. Появляется усовершенствованный крем для тела с новыми ингредиентами – вазелином и минеральными маслами, ланолином (восковое вещество, которое собирают с шерсти овец или других животных).

Благодаря достижениям в области физики, впервые заговорили о солнцезащитных препаратах. Сперва учёные считали, что солнечные ожоги провоцировала жара. Но в 1801 году Иоганн Вильгельм Риттер из Германии обнаружил ультрафиолетовое излучение. В 1820 англичанин Эдвард Хоум бился над вопросом, почему люди со смуглой кожей более устойчивы к ультрафиолету, чем со светлой. Проведя несколько опытов, он убедился в наличии у человека особого пигмента – меланина, который защищал кожу от воздействия солнца. А вот в 1878 году австриец Отто Файель изучал свойства танина (вещества растительного происхождения) в качестве солнцезащитного средства. Но у него оказался один серьёзный недостаток – он чрезмерно окрашивает кожу.

Как уже говорилось выше, всевозможные косметические средства изготавливались в мануфактурах. Но их выбор был невелик, а цена была по карману лишь состоятельным людям. Промышленная революция и использование паровых машин не только увеличило количество создаваемых продуктов, но и сделали их более доступными.

Именно в 19 столетии во всём мире стали появляться полноценные компании и торговые марки, специализирующиеся на косметике, парфюмерии и средствах гигиены. С уверенностью можно сказать, что зубной пастой «Colgate» или шампунем «Palmolive» пользовались очень многие читатели этой статьи. Но мало, кто знает, что фирма Colgate берёт своё начало ещё в 1800-х годах. В 1806 году на одной из нью-йоркских улиц Уильям Колгейт открыл производство мыла и свечей, которое затем расширилось до полноценного завода в Нью-Джерси (1820 год). А уже в 1857 году под руководством сына основателя Самуэля Колгейта была создана организация Colgate & Company. В 1866 году было разработано ароматизированное мыло, несколько видов парфюмерной продукции. Спустя 6 лет появилась новая торговая марка - Cashmere Bouquet – ароматизированное туалетное мыло.

Международное признание компания получает на рубеже веков в 1900 году, когда её мыло и парфюм завоёвывают награды на Всемирной выставке в Париже. В 21 веке «Colgate-Palmolive» – трансконтинентальная корпорация, которой принадлежит несколько брендов, в том числе Colgate, Palmolive, Lady Speed Stick, Mennen.

Shiseido – первая японская косметическая компания

В 1872 году в одном из районов Токио Аринобу Фукухара открыл первую во всей Японии аптеку в западном стиле. Она получила название «Shiseido», это слово относится к сборнику философских конфуцианских текстов «Книга Перемен». Общий смысл этого слова можно растолковать так: «Как прекрасна на земле добродетель, из которой рождаются все вещи на свете». Таким образом, название компании воплощает в себе решимость её создателя сотворить нечто абсолютно новое на благо людей.

Действительно, Фукухара предложил абсолютно новый подход к организации работы аптек, впервые разделив аптеку и клинику. Работа в ней была организована по принципу деятельности западной медицины, но вдохновение черпали из восточной философии.

В 1888 году в аптеках «Shiseido» начала продаваться первая зубная паста в Японии. До этого времени пользовались обычным зубным порошком, но он очень сильно повреждал зубы из-за своей грубой структуры. Паста же была мягкой, гладкой, могла растворять зубной камень и устранять неприятный запах изо рта. Такая новинка стоила едва ли не в 10 раз дороже порошка, но отбоя в покупателях не было.

Уже в 1897 году «Shiseido» заявила о себе в мире косметики, выпустив на рынок свой первый продукт такого рода – «Eudermine». Его формулу разработал доктор Нагаи Нагайоши из университета Токио. Особенность этого лосьона в тому, что в его создании применяли научные методы исследования, которые до этого использовались лишь в производстве лекарственных препаратов. Создание «Eudermine» стало ответом на отравление японок свинцом, который входил в состав декоративной косметики. За более, чем за 110 лет формула лосьона значительно видоизменилась, он превратился в питательную и увлажняющую эссенцию, которая разглаживает кожу, улучшает её состояние.


Сегодня «Shiseido» – 4-ая по величине косметическая компания в мире, специализирующаяся на высококачественных продуктах по уходу за кожей, телом и волосами, защите от солнца, средствах для макияжа, парфюмерии.

Avon – косметическая компания с 130-летней историей

Сегодня о косметике «Avon» слышал каждый, и, скорее всего, нет такой женщины, которая не пользовалась хотя бы раз её продукцией или мужчины, которому не дарили очередной изысканный аромат этого бренда, к примеру, на день рождения. Сейчас каждую секунду в мире продаётся 4 губных помады, но в далёком 1886 году, основатель торговой марки – Дэвид Макконнелл – американский коммерсант колесил по Америке и продавал… книги. У него и в мыслях не было открывать парфюмерную компанию до тех пор, пока он не заметил, что большую часть его клиентов составляют женщины, с нетерпением ожидающие маленького флакончика духов, сопровождающего каждую покупку книги. Так и была основана компания «California Perfume» («Калифорнийская парфюмерная компания»).

Первым продуктом компании стал парфюмерный набор – «Little Dot Perfume Set», в котором были подобраны простые цветочные ароматы (лилия, гиацинт, фиалка, белая роза и гелиотроп) сумевшие покорить женскую аудиторию.


К слову, женщины сыграли в развитии и становлении бренда Avon ведущую роль. Именно они стали торговыми агентами, предлагающими новую продукцию свои подругам, соседкам, родственницам. Подобный подход к ведению бизнеса стал по-настоящему революционным, ведь в 19 веке совмещать домашние обязанности и работу было практически невозможно. Буквально за 15 лет после основания в компании работало свыше 5 000 торговых агентов.

2 ноября 1896 году «Калифорнийская парфюмерная компания» выпускает свой первый каталог продукции. А уже в 1897 году в Сафферне, что в штате Нью-Йорк, открывается первая лаборатория компании со штатом около 10 сотрудников. Буквально через 2 года потребовалось увеличить её площадь вдвое.

Как же «Калифорнийская парфюмерная компания» превратилась в знаменитый во всём мире «Avon»? Её попросту переименовали в 1939 году. Новым названием торговая марка обязана любви своего основателя Дэвид Макконнелл к творчеству Уильяма Шекспира. Так называлась речка на берегах которой раскинулся городок Стредфорд-на-Эйвоне, где и родился величайший драматург Англии.

Начав всего с 5 ароматов, компания практически за 130 лет невероятно расширила свой ассортимент, включив в него продукты для ухода за кожей, разнообразные духи, изысканные шампуни и мыло, стильную декоративную косметику. На сегодняшний день, согласно исследованиям «Financial Times», «Avon» вошла в список «100 самых влиятельных мировых брендов».

Bourjois – французская косметика для настоящих буржуа

В 1863 году Жозеф-Альбер Понсен решился продавать сценический грим актёрам парижских театров. Благодаря этому, на свет круглая баночка – первые за всю историю косметики сухие румяна. Буквально за год ими стали пользоваться все императорские театры Франции. Они отличались роскошной палитрой оттенков и носили весьма оригинальные названия – чего только стоит Jaloux («ревность») или Amoureux («влюблённость»). В 1888 году у руля компании стал Александр-Наполеон Буржуа, чьё имя и дало название торговой марке. Именно этот человек обеспечил её известность и процветание.

Bourjois предложила модницам эксклюзивные румяна – Fard Pastel, производство которых стало настоящей революцией в мире косметики. Для их производства пудру смешивали с водой, затем аккуратно распределяли по круглым формочкам. Самое интересное, что их потом запекали в печи, будто пирожные, а после полировали вручную. Так появились первые сухие румяна в мире, которые идеально подходили именно для макияжа, в отличие от жирных или вязких разновидностей, применявшихся в основном как грим.


Рисовая пудра Java увидела мир в 1879 году – и всего за несколько месяцев было продано около 2 миллионов баночек по всему миру. Её популярность легко объяснить тем, что она придавала коже лица гладкость, изумительное сияние и как нельзя лучше подходила для ежедневного макияжа.

В одном из юго-восточных районов Парижа – столицы моды – в 1891 году открылся первый завод торговой марки «Bourjois». А уже в 1898 году в каталог бренда вошло больше 700 различных продуктов. И это был не предел, компания год за годом завоёвывала международный рынок, покоряя своих клиентов отменным качеством и невероятным ассортиментом.

В 21 веке торговая марка «Bourjois» – лидер в области косметических инноваций, к примеру, именно она выпустила первые в мире рассыпчатые тени «Suivez Mon Regard», двустороннюю тушь «Coup de Théâtre» с уникальной встроенной кисточкой. Кроме высококлассного качества продукция этого косметического бренда отличается изумительным дизайном. Но более ста лет компания выпускает лимитированную коллекцию маленьких круглых баночек, которые принесли ей невероятный успех.

Косметическая промышленность России в конце 19 века

Российская империя старалась ни в чём не уступать Западу, поэтому неудивительно, что в середине 19 столетия здесь появляются первые предприятия. Так уже в 1843 году парфюмерный завод построил подданный Франции, купец Альфонс Антонович Ралле. Сырье он всё же завозил из Франции и Италии. Трудилось там 40 рабочих, в их распоряжении была всего одна паровая машина. Его завод выпускал помаду, мыло, туалетную воду, пудру, духи.


В 1855 году в правление уже появившегося на то время «Торгового дома А.Ралле» вошёл Фридрих Дютфуа, владелец хрустального завода, который стал изготавливать оригинальные флаконы для торговой марки. Неудивительно, что парфюм дошёл до императорского двора.

Особой популярностью пользовались «зимние духи», которые на морозном воздухе приобретали изумительную ноту, оставляя за собой стойкий шлейф аромата. Именно так появилась традиция душить перчатки или изделия из меха, которая охватила не только Россию, но и Европу.

Об успехе этой компании говорит и то, что в советское время была основана фабрика "Свобода", сейчас она стала косметическим объединением, которое выпускает более 300 видов продуктов и работают с ведущими европейскими лабораториями.

Фабрика «Новая заря» и её знаменитая «Красная Москва»

В 1864 году Генрих Брокар, потомственный парфюмер, открыл своё производство, как это ни странно в конюшне в одном из переулков Москвы. Он начинал работать на очень скромном оборудовании: 3 кастрюли, ступка для растирки ингредиентов и плита. Работали там сам Брокар, его правая рука Иван Бурдаков и рабочий Герасим. Первой продукцией стало дешевое мыло для детей, а в 70-х годах в ассортименте появились духи и одеколон.


На сегодняшний день состоялся ребрендинг фабрики. Теперь она носит название «Новая Заря - Nouvelle Etoile». Новые ароматы создавались в лабораториях Франции с участием парфюмеров Мишеля Альмарака, Франсиса Камайя. Дизайном флаконов и упаковкой занимался дизайнер Тьерри де Башмакофф.

Сейчас практически невозможно представить, что искусственные брови можно сделать из мышиной шкурки, а на лицо нанести в качестве обычной пудры смертельно опасное вещество. Нам легче купить увлажняющую маску для лица, чем варить на кухне специальные отвары или топить воск со сливочным маслом, чтобы получить натуральный блеск для губ.

Но и в наши дни существуют почитатели алхимии красоты минувших столетий, пытающиеся восстановить облик, к примеру, дамы 17 века. Нередко для этого приходится искать котелок и колдовать над ним с травами и пчелиным воском.

Красота "требовала жертв" на протяжении всей истории человечества, причём иногда болью и страданиями не ограничивалась, и дело заканчивалось смертью красавицы

Красота «требовала жертв» на протяжении всей истории человечества, причём иногда болью и страданиями не ограничивалась, и дело заканчивалось смертью красавицы.

Еще за 10 тысяч лет до н.э. люди пользовались косметикой, которая содержала все виды токсинов, в том числе свинец, ртуть и мышьяк. Запрет на такого рода косметику в некоторых странах начали вводить к середине 20-го века. Давайте узнаем, что же за жуткие способы использовали люди, чтобы стать красивее:

Смазка для особых случаев (масла и бальзамы для праздников)

Косметика была в большом почёте ещё у древних египтян, за 10 тысяч лет до н.э. И мужчины, и женщины наносили на лицо макияж, используя древние варианты румян, помады и подводки для глаз. Косметика использовалась не только для эстетических целей; масла и кремы помогали защитить кожу от палящего солнца и ветра. Во время пиршеств каждому гостю слуги накладывали на голову горку ароматизированного жира, который плавился и стекал по лицу, обеспечивая охлаждающий эффект.

Свинцовый карандаш для глаз


Сурьма, популярное в древние времена косметическое вещество, часто использовалась в египетской и индийской культурах, чтобы подчеркнуть глаза и брови. Эта смесь была сделана из сажи, свинца, и особого жира. Благодаря чувствительности кожи вокруг глаз эти ингредиенты быстро всасывались в организм, что со временем могло привести к раздражительности, бессоннице и снижению умственных способностей.

Черные зубы и белые лица


Традиционный японский макияж гейш известен с 18-го века. Однако задолго до этого, еще с восьмого века, в Японии установились стандарты красоты, предполагающие отбеливание лица.

Помимо этого, существовала ещё и традиция Охагуро, следуя которой, аристократы (в основном замужние женщины) чернили свои зубы. Краситель, используемый для окраски зубов, при длительном использовании мог стать токсичным. Белила для лица обычно делались из рисовой муки, но иногда туда добавлялся птичий помет, чтобы добиться ещё более светлого тона.

Свинцовые белила для лица

В Древней Греции бледное лицо считалось красивым и женщины, для достижения такого эффекта, покрывали свои лица свинцовыми белилами. Белила разъедали кожу, но женщины использовали их опять и опять, чтобы скрыть появившиеся пятна. Свинцовые белила также могли вызвать бесплодие и помешательство. Древние римляне со временем переняли этот косметический обычай, но добавили в состав белил красный свинец, чтобы получить эффект розового блеска.

Маска молодости


Макияж из свинцовых белил обрел новую популярность в 16 веке. Королева Елизавета I прославилась своей «Маской молодости» — необыкновенно белым цветом лица. Некоторые женщины даже наносили яичный белок на кожу, чтобы придать своей коже желаемую бледность. Белая кожа была символом высшего сословия, так как у людей из низших слоёв общества из-за работы под открытым небом цвет лица был более смуглым.

Жирные волосы

Эта мода была распространена в 18 веке. Женщины тех времен, например, французская королева Мария Антуанетта, были известны необыкновенно высокими прическами, для формирования которых часто использовались деревянные и проволочные приспособления. Также женщины часто использовали жир, чтобы сохранить форму прически и подолгу не мыли голову. Некоторые дамы вынуждены были одевать на ночь на голову клетку, чтобы защитить свои волосы от крыс, привлеченных запахом сала.

Антивозрастной крем

Выглядеть старым или умереть молодым? Такой выбор стоял перед жещинами при использовании антивозрастного отбеливающего крема «Цветущая юность» от Laird. Крем, который продавался, как «восхитительный безвредный препарат для ухода за кожей», на самом деле содержал ацетат свинца и карбонат. В 1869 году Американская медицинская ассоциация даже опубликовала исследование, посвященное побочному действию крема. Там отмечались такие симптомы, как усталость, потеря веса, тошнота, головные боли, мышечная атрофия и даже паралич. Альтернатива «Цветущей юности» была ненамного лучше – таблетки с содержанием мышьяка.

Убийца ресниц

Некоторые женщины в начале 20-го века использовали объемную тушь для ресниц. Другие пользовались LashLure, смертельно опасной краской для бровей и ресниц. Основным ингредиентом LashLure был токсичный каменноугольный деготь. Этот косметический препарат вызвал, по меньшей мере, 16 случаев слепоты и одну смерть, прежде чем в 1940 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов изъяло его с полок магазинов.

Ртутная мазь от веснушек

В начале 20-го века модницы объявили войну веснушкам, для чего косметическая промышленность предложила новое «чудесное средство».

Исследователи полагают, что эта упаковка мази от веснушек доктора Берри принадлежит знаменитому пилоту Амелии Иархат. Такого рода препараты содержали от 10 до 15 процентов ртути. Только к 40-м годам прошлого века Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов ограничило содержание ртути в препаратах до 5 % и полностью запретило её использование только в 70-х годах.

Я обычная женщина, мне уже давно больше 18-ти, я работаю как все, и живу в мегаполлисе. Только я не крашусь и не покупаю дорогие кремы для лица. Я не пользуюсь губной помадой, пудрой, и тушью для ресниц, что считается давно обязательным для современной женщины

Впервые моя вера в косметику, в общепринятом понимании этого слова, подорвалась в 13 лет, когда родители отправили меня в деревню на каникулы к двоюродной бабушке. В то время на моём лице буйно цвели подростковые прыщи. Дорожная сумка была на половину забита «чудодейственными» средствами импортных и отечественных производителей косметики от угревой сыпи.

На следующий день после моего приезда, я выплыла во двор с точечными следами какой-то лечебной мази на лице. Бабушка мирно беседовала со старенькой соседкой бабой Валей.

Я поздоровалась. Наверное, для деревни вид мой был довольно странный, потому что соседка пропустила мимо ушей всю бабушкину тираду о наших сложных родственных связях.

— «Деточка!, Шо это у тебя на лице?» — спросила сразу она.

— «Да вот, мажу…» — краснея и тупя взгляд, ответила я.

Баба Валя неодобрительно окинула меня взглядом с ног до головы.

— «Ну и молодёжь пошла! Ничего не знают!! Тьфу!.» — выругалась бабуся, и переваливаясь как уточка, с ноги на ногу, заковыляла к калитке.

Через минут пять она возникла на пороге с гроздью калиновых ягод в руке. Молча подошла ко мне. Скомандовала стоять смирно, оторвала от пышной кисточки ягод пару штук, и раздавив их в руке, размазала пахучий калиновый сок по моему лицу.

— «О так робы каждый день!» — сказала Баба Валя, и вложив калиновую веточку мне в руку, удалилась.

Я была послушной девочкой, и добросовестно намазывала калиновый сок по утрам на лицо, смывая его простой водой из колодца.

Ох, не зря видно, испокон веков у славян калина была символом девичьей красы и чистоты. Её воспевали в песнях, вышивали на рушниках, ягоды и цветы калины девушки вплетали в праздничные венки. Удивительная сила в том кроваво-красном соке.

Когда кончились последние ягоды на подаренной бабой Валей кисточке, в зеркало на меня смотрела совсем другая девочка. Я удивительно похорошела. Лицо стало абсолютно чистым и белым. Кроме того, я слегка округлилась на деревенской еде, от мягкой воды по волосам пошла волна, а цвет лица на свежем воздухе приобрёл нежный розовый оттенок.

Когда бабушка собирала меня домой и решила передать пару баночек варенья родственникам в город, я не жалея пожертвовала «чудодейственной» косметикой из магазина, которую привезла из дому, ради места в сумке. Она мне больше была не нужна. Вот так у меня в первый раз баночки с дорогими кремами и мазями полетели в мусорное ведро.

Домой, вместо бледного худого прыщавого подростка, вернулась симпатичная девушка с розовым румянцем на щеках. Мама не сразу меня узнала, и всё никак не могла налюбоваться. А я навсегда полюбила деревенские косметические рецепты.

После школы я даже пошла на курсы косметологов, мечтала посвятить себя этой профессии.

Однажды на курсах, в перерыве между лекциями, в класс зашла женщина, на вид лет сорока - сорока пяти, и сказала что она профессиональный косметолог, и охотно возьмёт на обучение небольшую группу девочек. Нас набралось пятеро. На первом же занятии мы выяснили, что нашему учителю на самом деле уже давно стукнуло 60, и что всё, что мы считаем косметикой, на самом деле таковой не является. Настоящая косметика — всегда съедобна, потому что кожа - это не только дерма и эпидермис, как нас научили на курсах, а живой организм, состоящий из живых клеточек. А живое нельзя кормить мёртвым. «Никогда не наносите на лицо то, что вы не рискнули бы съесть!» — эти слова своего учителя я запомнила на всю жизнь.

Все дорогие баночки с французскими и польскими кремами в лучшем случае бесполезны, а в худшем — вредны, поскольку делают их из минеральных масел - продукта нефтепереработки. А если в составе промышленного крема заявлены натуральные компоненты, то там непременно присутствует консервант, в противном случае крем испортился бы, так и не дойдя до прилавка. Но консерванты подавляют не только рост микроорганизмов в баночке с кремом, но так же угнетающе действуют и на нашу кожу, замедляя процесс регенерации клеток. В результате постоянного использования косметики с консервантами, развивается прогрессирующее старение кожи.

Учитель попросила нас принести всю косметику, которой мы пользовались на тот момент, и ритуально выбросить в мусорное ведро. А вместо этого нас обещали научить делать «живые» кремы и маски для лица из растительных масел, животных жиров, трав и ягод по старинным рецептам. Так второй раз в моей жизни все мои баночки с косметикой полетели в мусорник. И началась интереснейшая страничка моей жизни. Я училась делать косметику для себя сама, как это всегда делали наши прабабушки.

Особо интересно было читать книги по истории косметики. Откуда же к нам пришла косметика в современном понимании этого слова? Родиной современной косметики принято считать Древний Египет, где белилами и румянами пользовались как мужчины, так и женщины. На веки наносили зелёную краску из углекислой меди. Глаза обводили чёрной краской, которую делали из жжёной кости и древесного угля. Ногти красили в зелёный или красный цвет. Фальшивые волосы и парики тоже были в моде тех времён, они защищали египетских красавиц от вшей, которые были очень распространены в то время. В состав чудесных мазей и притирок могли входить растёртые моллюски, жжёные кости животных, ослиная печень, и даже крокодиловый кал.

В древней Иудее тоже знали толк в притираниях и гриме. «Тщетно вы будете красится и украшать себя золотыми ожерельями, тщетно будете сурьмить глаза: ваши возлюбленные станут презирать вас»- угрожал еврейкам своего времени Иеремия. Но иудейские красавицы не слушали пророка и продолжали увлечённо красить глаза различными соединениями сурьмы, вызывающей заболевания конъюнктивы, а на ногти наносили красную краску.

Не менее экзотическими средствами для красоты пользовались и римлянки. Тут на помощь красоте шли муравьиные яйца, кровь животных и мозг летучих мышей. Парики делали из золотистых волос галлов-невольников. Чтобы хоть как то походить на светловолосых галлийских женщин, чёрные от природы римлянки мазали волосы смесью золы и животного жира и часами седели под палящими лучами солнца, пытаясь осветлить волосы. Большой популярностью пользовались у римлянок и свинцовые белила для лица, которые были далеко не безвредными.

В Средние века в Европе белила также продолжали пользоваться огромной популярностью. Однако их состав усовершенствовался. Белила могли содержать примеси уксуса, ртути или висмута. А в состав румян входил ядовитый свинцовый сурик. При этом мыться же в Европе было не модно. Легендарные французские духи, горячо любимые и сейчас нашими женщинами, были придуманы, чтоб хоть как-то заглушить запах нечистот.

В России же свинцовые белила и румяна получили широкое распространение среди знати при Петре I, вместе с новой европейской модой и париками. И пока кокетки при дворе изучали науку разукрашивания лица и нанесения мушек, лекари учились диагностировать и лечить свинцовые отравления, характеризующиеся сильной рвотой и коликами. В народе же белила и румяна не прижились. Соблюдение чистоты кожи, умывание и бани занимало основное место в уходе за кожей. В печи у русской красавицы мог томиться напар трав для волос, где-нибудь в холодке у окошка могла стоять баночка с мазью для смягчения кожи, и приготовленный заранее «холодец» — мятный настой для освежения тела и полоскания рта. Ещё долгое время основными косметическими средствами на Руси были различные травы, ягоды, толокно, яичный желток, молоко, сливки, мёд, мази из растительных и животных жиров, с добавлением пчелиного воска. В начале 19 века в Москве одна за одной открываются косметические фабрики, которые выпускают, в основном, мыло, румяна, и всё те же, проверенные веками, свинцовые белила. Девушки начинают наносить тонкий слой белил на лицо. В румянах, как правило, надобности не было. Иногда цвет лица улучшали с помощью бодяги, которая вызывала прилив крови к лицу и придавала красивый естественный румянец.

И только в начале 20 столетия, с появлением нового образа женщины, навеянного немым кино, маникюр и грим выходят на улицы русских городов. Всё те же убийственные свинцовые белила, пудра из мела, и помады, содержащие окиси металлов, всё чаще появляются на туалетных столиках горожанок.

Вы думаете, это безумие отравления себя во имя красоты закончилось? Ничего подобного. Оно растёт вместе с развитием химической промышленности. Давайте взглянем на содержимое современных баночек и флакончиков с косметикой.

Пропилен гликоль — продукт нефтепереработки. Используется в кремах. Связывает воду. Токсичен.

Парабены - входят почти во все кремы, лосьоны, эмульсии. Бактериостатик. Консервант. Вызывает аллергические реакции и дерматит. Может вызывать рак груди.

Триэтаноломин - эмульгатор. Используется при изготовлении мыла и эмульсий. Вызывает серьёзные дерматиты. Делает кожу сверхчувствительной.

Лаурилсульфат натрия - используется в очистителях, шампунях, гелях для душа. Разъедает волосяную луковицу. Замедляет рост волос. Очень быстро проникает в организм. Может накапливаться в печени. Токсичен.

Карбомер - реагирует с жиром и образует устойчивую эмульсию в воде. Используется в кремах и увлажнителях, зубных пастах и косметике для глаз. Вызывает аллергию и воспаление глаз.

Список можно продолжать долго..

Я не крашу лицо. Я не боюсь, что под первым весенним дождём, вся моя красота стечёт чёрными потоками по щекам, я не боюсь пить чай в гостях, рискуя испачкать кромку чашки губной помадой, лишний раз поцеловать любимого, и мне не надо несколько раз в день поправлять макияж.

И хоть я не стала косметологом, жизнь повернула совсем в другое русло, я не покупаю кремы. Я делаю их сама. Это не сложно, это очень увлекательный и творческий процесс.

Весна. Сирень стучит в окно, и мне сегодня хочется волшебства. Пока на плите готовится отвар из крапивы для волос, я готовлю крем. Мне нравятся самые простые, несложные рецепты. Я беру немного растительного масла - миндального, персикового или оливкового, для мягкости кожи. Нагреваю его на водяной бане. Растворяю в нём чуть-чуть воска для вязкости крема и гладкости лица. В конце добавляю немного розовой воды и пару капель розового масла для нежности. Тонкий медово-розовый аромат растекается по кухне. 100% натуральный крем готов. Такой крем не только будет питать кожу и насыщать её витаминами, но и благодаря целебному аромату, будет полезен для сердечно-сосудистой и нервной системы.

Косметика - это не отходы нефтеперерабатывающей промышленности в полиэтиленовой баночке. В русском языке слово «косметика» происходит от слова «космос». Её назначение — не просто украшать лицо, это метод гармонизации себя с энергетическими потоками и ритмами вселенной, и обретения красоты и здоровья с помощью энергий цветов, трав, воды и солнца

  1. Исследование, проведенное американскими специалистами из Harris Interactive для организации Renfrew Center Foundation, показало: почти 50% женщин недовольны тем, как выглядит......
  2. Физиологии Финляндии призывают отказаться от косметики Финские специалисты призывают женщин сократить потребление и использование косметики. По их мнению, химические вещества,......
  3. Для женщин косметика важнее секса Aнглийcкие экcперты провели cвежее изыcкaние, поcледcтвия которого продемонcтрировaли, cобcтвенно прогреccивные предcтaвительницы женcкого полa дaют мaкияжу......
  4. Производители косметики уверяют, что вся их продукция безопасна. Мол, строгий контроль и санитарные нормы строго соблюдаются, кроме того, химикаты в...